Конспект нод по развитию речи (ОО «Речевое развитие») в старшей группе детского сада «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»»
Цель: учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята».
Задачи:
ОО «Речевое развитие»:
- закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
- учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- учить пользоваться восклицательной интонацией.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других.
ОО «Художественно- эстетическое развитие»: учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш, учить рисовать по схемам.
ОО «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Форма организации: фронтально.
Категория возраста: дети 5-6 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: Книга Е. Чарушина «Лисята», проектор с презентацией, картина» Лиса с лисятами», мнемодорожка к рассказу, схема для рисования лисят.
Раздаточный материал: цветные карандаши, разноцветные тонированные листы А4 для рисования, схемы для рисования.
Ход ОД.
I. Организационный момент. (Дети сидят на стульчиках)
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты)
Воспитатель: У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Воспитатель: Молодцы, это книга.
После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу.
Знакомство с автором
— Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем, а потом мы прочтем рассказ
Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г.Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. (ВЫСТАВКА книг автора)
Сообщение темы занятия
На сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е.Чарушина, который называется «Лисята». (иллюстрацией к рассказу).
Чтение рассказа
Беседа по рассказу
— О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах)
— Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)
— Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)
— Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог)
— Как охотник обнаружил лисят?
— Чем заканчивается рассказ?
Повторное чтение
Варианты пересказа:
3-4 ребенка пересказывают текст. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.
Анализ пересказа
— Ребята, вам понравилось, как пересказали?
— Использовали ребята слова, выражения автора?
— Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог и т.д.)
Отгадывание загаки
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (Лиса)
Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Воспитатель предлагает детям самим придумать загадку про лису.
Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…).
А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки.
Физкультминутка
Воспитатель продолжает беседу.
1. Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)
2. А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)
3. Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)
Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу: ( с иллюстрацией к рассказу, где лисенок сидит в сапоге.)
Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.
А это слово о ком: хитрая — … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). «Хитрая лисёнок» – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).
Ребята, садитесь за столы.
III. Подведение итогов
- Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодняшнем уроке? (Лисята)
- Кто автор этого рассказа? (Е.Чарушин)
- Кто главные герои этого рассказа?
Литература.
1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. изд-ва » Сфера» 3-е изд., доп. — М.: 2017 — 272 с. – с. 50
2. Е. Чарушина «Лисята»
Цель: учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята».
Задачи:
В области «Речевое развитие»:
- закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
- учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- учить пользоваться восклицательной интонацией.
В области «Социализация»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других.
В области «Художественное творчество»: учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш, учить рисовать по схемам.
В области «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.
Форма организации: фронтально.
Категория возраста: дети 5-6 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал:
Книга Е. Чарушина «Лисята», проектор с презентацией, картина» Лиса с лисятами», мнемодорожка к рассказу, схема для рисования лисят.
Раздаточный материал: цветные карандаши, разноцветные тонированные листы А4 для рисования, схемы для рисования.
Ход занятия
I. Организационный момент. (Дети сидят на стульчиках)
II. Основная часть
Звенит колокольчик
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты)
Воспитатель: У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Воспитатель: Молодцы, это книга.
После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу.
Знакомство с автором
— Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем, а потом мы прочтем рассказ. Презентация (слайд 1 с портретом писателя)
Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г.Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. (Слайды Обложки книг автора)
Сообщение темы занятия
На сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е.Чарушина, который называется «Лисята». (слайд с иллюстрацией к рассказу).
Чтение рассказа
Беседа по рассказу
— О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах)
— Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)
— Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)
— Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог)
— Как охотник обнаружил лисят?
— Чем заканчивается рассказ?
Повторное чтение
Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем «расшифровывают» картинки.
Повторное чтение рассказа.
Варианты пересказа:
- 1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку.
- Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.
Анализ пересказа
— Ребята, вам понравилось как пересказали?
— Использовали ребята слова, выражения автора?
— Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог и т.д.)
Отгадывание загаки
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (Лиса)
Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Воспитатель предлагает детям самим придумать загадку про лису.
Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…).
А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки.
Физкультминутка
«Мы с друзьями»
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка!
(Ходьба на месте.)Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
(Наклоны вперёд.)А вокруг полно малины
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места!
(Повороты влево-вправо.)
Снова мы идём по лесу.
(Ходьба на месте.)А вокруг — так интересно!
(Потягивания-руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.
Воспитатель продолжает беседу.
1. Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)
2. А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)
3. Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)
Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу: (Слайд с иллюстрацией к рассказу, где лисенок сидит в сапоге.)
Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.
А это слово о ком: хитрая — … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). «Хитрая лисёнок» – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).
Ребята, садитесь за столы.
Рисование по схеме
А теперь по схемам давайте нарисуем друзей для наших лисят (У каждого ребенка лежит схема рисования лисенка из геометрических фигур).
III. Подведение итогов
- Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодняшнем уроке? (Лисята)
- Кто автор этого рассказа? (Е.Чарушин)
- Кто главные герои этого рассказа?
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
« Детский сад №12 «Катюша»
Методическая разработка конспекта занятия
по развитию речи в старшей группе
Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »
Воспитатель:
Белышева Татьяна Васильевна
г. Нижний Новгород
2020год
Структура конспекта занятия.
- Цель: Развивать умение детей , связанного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий.
2.Задачи:
Образовательные:
-продолжать учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя;
— продолжать учить придумывать загадки;
— побуждать подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным;
— продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
Развивающие:
— развивать умение детей правильно использовать восклицательную интонацию;
— развивать у детей память, мышление, внимание.
— развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
— воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
— воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным.
3.Тип занятия.
Занятие на закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
4.Форма занятия.
Пересказ с использованием мнемосхем.
5.Продолжительность.
25 минут
6.Участники.
Старшая группа
7.Возраст обучающихся.
5-6 лет
8. Оборудование и материалы.
1. Доска.
2. Мнемосхемы по рассказу Е. Чарушина «Лисята»;
3. Книга с картинками Е.Чарушина «Лисята».
4. Заготовленные лисьи следы.
9.Предварительная подготовка.
Чтение рассказов и стихов о животных, рассматривание иллюстраций с изображением лисы и лисят, беседа по о диких животных, работа с графическими схемами.
10.Методы и приёмы работы с детьми.
Беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, пересказ по мнемосхеме, дидактические упражнения, поощрение
11.Структура занятия.
Этап занятия |
Содержание |
Время |
1. Орг.момент |
Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, где уже подготовлен материал к совместной деятельности. Орг.момент (психо-гимнастика) |
3 минуты |
Основная часть |
Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята». Беседа после чтения. Физминутка « Лиса». Повторное чтение рассказа. Пересказ рассказа по мнемосхемам. |
15 минут |
Итог занятия. |
Придумывание загадок. Д/и «Один-много», «Какой-какая» Рефлексия |
7 минут |
12. Ход занятия.
Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, где уже подготовлен материал к совместной деятельности.
Психо-гимнастика.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
На полу наклеены лисьи следы.
Воспитатель. Ребята, интересно кто оставил эти следы?
Дети называют животных, которых знают.
— Давайте посмотрим куда же ведут они.
Воспитатель вместе с детьми идут по следам.
Воспитатель. А вот и наши друзья лисички. Давайте послушаем, что они нам хотят рассказать
На стульчике сидит Лисица, которая рассказала о том, что у нее родились лисята. Они такие проказники. И предлагают ребятам вместе с воспитателем прочитать книгу Е. Чарушина «Лисята» и рассказать о них своим родителям. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. Чарушина «Лисята».
Воспитатель. Давайте присядем на стульчики и внимательно послушаем рассказ.
Основная часть.
Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята». (Приложение 1)
После чтения рассказа воспитатель задает вопросы.
- Про кого говорится в этом рассказе? (про лисят)
- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)
- Как играли лисята? (Взбирались на занавеску, залезали в шкаф)
- Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог)
- Как охотник обнаружил лисят? Чем заканчивается рассказ?
Физминутка «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).
Воспитатель. А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.
Пересказ рассказа по мнемосхемам (индивидуально или по цепочке всеми детьми) (Приложение 2)
Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером.
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту)
Анализ пересказа.
— Ребята, вам понравилось как пересказали?
— Использовали ребята слова, выражения автора?
— Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)
Итог занятия
Придумывание загадок.
— Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её… (Лиса).
— Правильно, лиса.
Воспиатель:
— Ребята, давайте вспомним, какая бывает лиса? (хитрая, рыжая, пушистая…)
— Какие у неё повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).
— А теперь сами попробуйте придумать загадки про лису?
Речевые упражнения «Один-много», «Какой- какая»
Воспитатель: ребята,послушайте об одном или двух лисятах я сейчас скажу:
-шустрый…
-озорные…
-шаловливые…
-пушистый…
-весёлые…
-смешые…
-Ребята о ком говорят, что она хитрая- о лисе или о лисенке? (О лисе).
Лиса хитрая, а лисенок …..(хитрый)
А можно ли сказать «хитрая лисенок»? как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, весёлый.
-подумай о чём еще можно сказать весёлый (день, праздник, человек, танец рассказ и т.д).
— А о ком или о чем можно сказать слово веселая? (песня, музыка, книга, сказка и т.д)
— О ком или о чём мы скажем весёлые? ( лисята, ребята, дети и т.д.)
Молодцы!
Рефлексия.
— Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?
— Какой рассказ мы сегодня читали?
— Кто автор этого рассказа?
Список литературы:
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. Москва. «Вентана-Граф, 2010г.
- Чарушин Е.И. Тюпа, Томка и сорока.»Книги «Искателя», 2002г.
Использованные материалы и Интернет ресурсы:
- http://orangefamily.ru/razvitie_i_tvorchestvo_detey/razvivalki/poteshki-dlya-malyishey.html/
- Мнемосхема по рассказу Е.Чарушина «Лисята». Автор Белышева Т.В.
Приложение 1.
Материалы для занятия
Е.Чарушин «Лисята»
У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.
Два! — он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…
Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого.
И под стульями нет. И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.
И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.
Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охотник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог — и другой выскочил. Вот какие ловкачи!
Приложение 2.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему
«Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель: учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята»
Задачи: 1)Познакомить детей с писателе Е.И.Чарушиным, Его рассказом «Лисята;учить детей придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы); упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
2)Развивать мышление, речь, память.
3) Воспитывать интерес к литературным произведениям
4)Активизация речи— ловкачи, за шиворот.
Материал: Книга Е. Чарушина с рассказом «Лисята», портрет.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Психологическая разминка.
В: Ребята, как рада я вас сегодня видеть. Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
В: Ребята, сегодня утром в группе я нашла посылку. Мне было очень интересно посмотреть что там, но я без вас не стала. Вам наверно тоже интересно узнать что там? (да)
В: Хорошо. Тогда давайте все вместе посмотрим. (Открывают посылку)
Воспитатель достает из посылки книгу.
В: Ребята, что это? (Книга)
В: Но тут не только книга, а еще и письмо. Давайте узнаем, кто же нам отправил посылку. (Воспитатель читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Незнайка. Недавно я прочитал интересный рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Лисята». Рассказ мне очень понравился. А вы знакомы с этим рассказом? Я очень хочу, чтобы вы познакомились.»
В: Ребята, знакомы вы с рассказом «Лисята»?
В: А что нужно сделать, чтобы познакомиться?
2.Основная часть.
В: Ребята, сегодня я предлагаю познакомиться с рассказом Е.И. Чарушина «Лисята». Но сначала немного расскажу вам об авторе рассказа. Этот рассказ написал Евгений Иванович Чарушин. (показ портрета писателя). В детстве он любил читать книги о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных, среди которых рассказ «Лисята».
В: Садимся поудобнее и слушаем внимательно.
(Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята»)
Беседа после чтения.
В: Как называется это литературное произведение?
— Кто его написал?
-О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).
— Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
— Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).
— Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог).
— Как охотник обнаружил лисят?
— Чем заканчивается рассказ?
В: Понравился вам рассказ?
В: Ребята, я предлагаю еще раз внимательно послушать рассказ. После чтения мы будем учиться его пересказывать. Согласны?
(Повторное чтение)
В: Ребята, предлагаю вам пересказать рассказ по частям.
(Три ребенка пересказывают по частям, распределившись кто начнет, кто продолжит и кто закончит.)
В: Молодцы, а теперь нужно пересказать весь рассказ одному ребенку. Кто желает? (Слушаем 2 детей )
В: Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?
— Использовали ребята слова, выражения автора?
— Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)
Физминутка (дети в кругу)
В: Отдохнули, а теперь отгадайте загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её… (Лиса).
В: Правильно, лиса. Ребята, а сейчас вы придумайте загадку про лису.
Если дети затрудняются, напоминаю, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая), какие у нее повадки.
В: Молодцы. Загадки придумали, а сейчас послушайте и скажите об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу:
шустрый…
озорные…
шаловливые…
пушистый
весёлые
смешные
В: Умницы. А это о ком: хитрая — … о лисёнке или о лисе?
В: Конечно о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый.
В: Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.)
В: А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)
В: О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
3. Заключительная часть.
В: От кого мы получили посылку? Что послал нам Незнайка? С каким рассказом мы познакомились? Кто автор рассказа? Чему учились на занятии?
Что понравилось?
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/422978-konspekt-zanjatija-po-razvitiju-rechi-v-stars
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Параньгинский детский сад №5 «Ласточка» общеразвивающего вида. НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята» Подготовила: воспитатель МБДОУ дс №5 «Ласточка» Ахматханова Э.С Проверено и разрешено к проведению ст. воспитатель Валеева Э. М. ___________________________ п. Параньга, 2016 г. |
Цель: формировать умение составлять связный рассказ с помощью мнемосхем.
Задачи:
Образовательные
1. Закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст используя приемы мнемотехники.
2. Продолжать учить отгадывать мнемозагадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные, действий (глаголов) .
Развивающие:
1. Продолжать развивать память, внимание, интерес к занятию.
2. Развивать связную речь детей посредством мнемотехники.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения и уважение друг к другу.
Оборудование:
Картина»Лиса с лисятами», пластилин, картон с изображением мордочки лисенка, мнемодорожка, яркий мешочек для игры, 2 лисенка (игрушки, муз. центр, корзинка, ленточка.
Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Орг. момент:
(дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту)
Друг на друга посмотрели, крепко за руки взялись.
Влево, вправо повернулись и друг другу улыбнулись!
В:Ребята, посмотрите, здесь тропинка! Давайте мы по ней пойдем,
Секрет наверно там найдем,
Мы секретик разгадаем,
Что нас ждет сейчас узнаем!
Звучит муз. сопровождение, дети идут по ленточке-тропинке и находят корзинку, а там мнемозагадка про лису.
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной,
След хвосточком заметает,
А как ее зовут, кто знает.
Воспитатель загадывает, а дети выставляя карточки «читают» загадку, отгадывают.
В: Молодцы! Ребята, скажите, как зовут детеныша лисы (лисенок, а если у лисы не один, а несколько детенышей (лисята)
В: Правильно, а вам не кажется, что у нас в группе кто-то есть (звучит музыка, дети идут на звуки леса) и находят двух лисят (игрушки)
В: Это кто же к нам пожаловал, ребята.
Д: Лисята.
В: Посмотрите, какие лисята замечательные! Давайте с ними поиграем, вы их передавайте друг другу и говорите, какие они.
Д: (смешные, игривые, веселые, маленькие, озорные, рыжие, шустрые и т. д.)
Дети проходят на стульчики,
В: Давайте придумаем лисятам клички!
Д:(варианты ответов, например: Дик и Рик)
В: Здорово, а вы знаете у меня есть замечательный рассказ Чарушина «Лисята»
Воспитатель проводит работу над смысловой трактовкой слов и выражений (за шиворот и ловкачи, читает произведение.
Работа над текстом:
-как называется рассказ
-о чем рассказ
-как вели себя лисята
-как назвал лисят автор и почему
-чем закончился рассказ
В: Ребята, я предлагаю поиграть с лисятами.
Физ. минутка (Под музыку дети передают лисят друг другу, муз. остановилась, у кого лисята, те дети выходят в круг и танцуют, остальные на местах.)
В: Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем «расшифровывают»картинки.
Повторное чтение рассказа. Варианты пересказа:
1-2 ребенка пересказывают текст используя мнемодорожку.
3 ребенка распределяют карточки между собой и пересказывают только свои части,
Игровое упр. «Чудесный мешочек»(ребенок достает карточку и пересказывает сюжет)
Игровое упр. «Исправь ошибку»(дети находят ошибку в последовательности содержания текста и исправляют ее)
В: Что-то наши друзья загрустили, как вы думаете, почему (рассуждения детей)
В: Вы правы, ребята, они скучают по маме, по своей семье, а давайте на память о нашей встрече мы сделаем портреты наших лисят!
Под музыку дети из пластилиновых жгутиков выкладывают мордочки лисят по контуру. Незаметно воспитатель уносит игрушки.
В: Вы сегодня просто молодцы, какие замечательные работы получились! А где-же лисята, не вижу что-то. Хотите узнать, где они (да)
Звучит спокойная музыка, дети делают руками бинокли у глаз, закрывают глазки, воспитатель выставляет картину «Лиса с лисятами».
В: Смотрите, ребята, лисята вернулись к маме (дети смотрят, обсуждают, делятся мнениями и впечатлениями)
В: И наше занятие дети подошло к концу, давайте попрощаемся с Диком и Риком (дети прощаются, вместе с педагогом идут оформлять выставку своих работ.
Итог занятия (вместе разбирают. оценивают свою работу)
Приложение 1
Приложение 2
Лисята
У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.
Это были шустрые и беспокойные зверьки.
Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.
Два! — он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…
Заглянул на шкаф — на шкафу нет.
Отодвинул комод — и там нет никого.
И под стульями нет.
И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.
И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.
Методическая разработка коррекционно-
образовательной деятельности в старшей
группе компенсирующей направленности
Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Лисята»
Автор: Драганчук Вера Алексеевна
Организация: МБДОУ ДС №12 «Солнышко»
Населенный пункт: ст. Выселки
Автор: Марухно Елена Николаевна
Организация: МБДОУ ДС №12 «Солнышко»
Населенный пункт: ст. Выселки
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни).
Виды деятельности: познавательная, речевая.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативная, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Цель: закрепить умение последовательно и выразительно пересказывать литературный текст Е.И. Чарушина «Лисята».
Программные задачи:
1.Учить детей пересказывать литературный текст.
2.Обогащать словарный запас фразеологизмами, содержащими название животных.
3.Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать других.
3.Воспитывать у детей память, способность воспроизводить услышанное.
Предварительная работа: беседы о диких животных, рассказы-описания.
Материал:
Демонстрационный материал:
Книга Е.И. Чарушина «Лисята», картина «Лиса с лисятами».
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
Ребята, а кто принес в детский сад книжку? Я знаю, что вы любите рассказы о животных. Как называется твой любимый рассказ, Малика? А какой рассказ нравится тебе, Кира? |
Ответы детей. Именно так! Как здорово, что вы знаете эти рассказы. — Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята! |
Кто написал эти рассказы? |
Ответы детей. |
2этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
Я предлагаю вам совершить путешествие по рассказу, написанным писателем Е.И. Чарушиным. И называется этот рассказ «Лисята». Игра «Лисята» Шли лисята по дорожке (имитируют ходьбу), И увидели серёжки (массируют мочки ушей) Не золотые, новые (продолжают массировать мочки ушей, отрицательно крутя головой), А лёгкие, ольховые (разводят в стороны руки, ладонями кверху). -Ребята, сейчас послушайте литературное произведение, которое называется «Лисята». Написал его Е.И. Чарушин. |
-Это будет чудесно! -Думаю, получится здорово! |
3 этап: способствуем реализации детского замысла |
|
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
Мы его уже с вами читали, сейчас вы его еще раз послушаете, ответите на вопросы, а потом вы будете пересказывать. Чтение литературного произведения Е.И. Чарушина «Лисята». Объяснение непонятных слов. -Как вы понимаете слово: «шустрые»-это значит очень быстрые. «ловкачи»- это значит очень ловкие, умеют быстро всё делать. Вопросы по содержанию: — Как называется рассказ, который я вам прочитала? — У кого жили лисята? — Какими были лисята? — Что они делали днем? — А что происходило с ними ночью? — Как называет лисят автор? — Что значит ловкачи? — Как проказничали лисята? — Что произошло однажды, когда хозяин лисят пришел с работы? — Что сделал охотник? — Что случилось дальше? — Что увидел охотник? — Чем закончилась история? — Что написал автор в конце рассказа? — Ребята, давайте сделаем массаж для пальчиков (Су-джок). Три пушистых рыжих шкурки Лис, лисица и лисенок. Папа, мама и ребенок. — Ребята, мне кажется, нужно подумать и решить, кто начнёт пересказывать рассказ «Лисята». |
Ответы детей. Рассказ называется «Лисята». Лисята жили у охотника. Они были шустрыми и беспокойными. Днём лисята спали под кроватью. Ночью они просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра, бегали по своему хозяину как по полу, пока он на них не прикрикнет. Автор говорит, что лисята – ловкачи. Ловкачи – значит ловкие. Раз! – и по занавеске взберется лисенок прямо до самого верха. Два! – он уже на высоком шкафу. В вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот. Как-то пришел охотник с работы, а лисят нет. Стал он лисят искать… Заглянул на шкаф – на шкафу нет. Отодвинул комод – и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет. Вдруг охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок и поскакал по полу. Скачет, подпрыгивает, переворачивается. Подскочил к охотнику поближе. Охотник увидел, что из сапога торчит хвост лисенка. Он вытащил одного лисенка за хвост, а другого вытряхнул из сапога. Кот какие ловкачи! Как здорово, что вы всё знаете! |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание |
Обратная связь на высказывание детей |
А что было самое смешное? Какие были сложности при пересказе рассказа? Что нового вы сегодня узнали? Кто считает, что вы здорово пересказали рассказ? Давайте свои «пятерочки»!!! |
Очень смешно, согласна! Вы замечательно пересказали рассказ «Лисята». Я была уверена, что вы справитесь с пересказом рассказа. Мне было очень интересно послушать ваш рассказ. Я очень рада. |
Приложения:
- file0.docx.. 20,0 КБ
Опубликовано: 02.04.2022
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи.
Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
(старшая группа)
Цель:
- учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;
- учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилаг.) и действий (глаголы);
- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- учить пользоваться восклицательной интонацией.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
А) психо-гимнастика.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
II. Основная часть.
А) Художественное слово.
— ребята, послушайте пожалуйста стихотворение.
Рыжий маленький лисёнок
Ищет зайцев средь сосёнок,
А от волка хвост пушистый
Прячет в нору очень быстро.
Делать эти чудеса
Может каждая лиса.
Б) Знакомство с автором.
— Ребята, обратите пожалуйста внимание на книжный уголок. Скажите с какими писателями мы с вами уже знакомы? (Маршак, Барто, Чуковский).
— Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним писателем Евгением Чарушиным, который очень много написал детских рассказов о животных.
В) Сообщение темы занятия.
— на сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е. Чарушина называется «Лисята».
Г) первичное чтение.
— Садитесь на стульчики и внимательно послушайте, а я вам прочту.
(слежу за осанкой).
Д) Беседа по рассказу.
— О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).
— Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
— Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).
— Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог).
— Как охотник обнаружил лисят?
— Чем заканчивается рассказ?
Е) Повторное чтение.
— А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.
Ё) Пересказ.
— Ребята, а сейчас давайте попробуем пересказать этот рассказ. (Начинает один ребёнок, затем продолжает другой).
Ж) Анализ пересказа.
— Ребята, вам понравилось как пересказали?
— Использовали ребята слова, выражения автора?
— Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)
З) Придумывание загадок.
— Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её… (Лиса).
— Правильно, лиса.
— Ребята, давайте вспомним, какая бывает лиса? (хитрая, рыжая, пушистая…)
— Какие у неё повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).
— Правильно, а сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки про лису!
Физкультминутка.
III А) выкладывание на столах.
— Ребята, а сейчас подойдите к столам. Перед вами палочки Кюизинера, я предлагаю вам из этих палочек составить лисятам друзей- лисят. А чтобы вам было легче собирать, я приготовила схему, посмотрите.
— Какие фигуры вам напоминает голова, уши, туловище? (треугольник)
— Хвост? (дугой).
— А какой цвет вы будите использовать? (оранжевый, красный, розовый, белый).
— Давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
(Выкладывают под спокойную музыку).
— Молодцы! Справились с заданием. Теперь у лисят много друзей и им будет очень весело играть друг с другом.
Б) Игра «Покажите».
— А сейчас мы с вами поиграем. Становитесь в круг. Игра называется
«Покажите». Я буду задавать вопрос, а вы отвечать и показывать.
— Маленькие лисята бывают весёлые, беспокойные, а как ещё можно про них сказать? Какие они? (шустрые, игривые, шаловливые, озорные).
Попробуйте, покажите таких лисят. (шутя руками дерутся)
— А если лисята шустрые, игривые, то что они любят делать? (носится, возится, шалить и т. д.)
Покажите.
В) Просмотр иллюстрации.
— Посмотрите, вот наш весёлый лисёнок в сапоге сидит. Правда смешно?
Г) согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
— Про одного лисёнка скажем: весёлый, смешной. А если их два скажем … (весёлые, смешные).
— Послушайте, об одном или о двух лисятах я сейчас скажу:
Шустрый…, озорные…, шаловливые…., пушистый.
— А это слово о ком: хитрая — … о лисе или лисёнке?
— Лиса хитрая, а лисёнок…. Хитрый.
— А можно сказать хитрая лисёнок? (нет)
— А как правильно нужно сказать? (хитрый лисёнок)
— Наш лисёнок хитрый, весёлый, подумайте, о ком или о чём ещё можно сказать весёлый (день, танец, человек и т. д.)
— А о ком или о чём можно сказать весёлая (песня, игра и т. д.).
— О ком или о чём мы скажем весёлые? (ребята, танцы, и т. д.).
Д) Использование весёлой интонации.
— Ребята, скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой интонацией.
IV Подведение итога:
— Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?
— С каким автором мы познакомились?
— Какой рассказ мы сегодня читали?
— А в следующий раз, мы познакомимся с новым рассказом Е. Чарушина.