Конспект занятия по развитию речи в старшей группе составление рассказа на заданную тему

Тема: Рассказывание на заданную тему.

Цель: Учить детей составлять рассказ на заданную тему.

Образовательные задачи: уточнить значения слов мебель и посуда;

                                              учить сравнивать предметы, точно обозначая              

                                              словом  черты сходства и различия; находить                    

                                              смысловые несоответствия в тексте стихотворения  

                                              и аргументировать свои суждения;

                                              учить самостоятельно образовывать

                                              названия предметов  посуды,

                                              с помощью суффиксов;

                                              упражнять в построении предложений.

Развивающие задачи: развивать у детей        

                                       память, мышление, внимание, фразовую речь.

Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки и умения,  

                                            бережное отношение к животным; воспитывать  

                                            навыки культуры общения, гостеприимство,  

                                            вежливость, доброжелательность; умение  

                                            действовать совместно.

Материал. Игрушки: зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда          

                    (чашка, кружка, стакан); цветные карандаши, бумага.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

(Дети заходят в группу, приветствуют гостей, становятся в круг возле воспитателя).

— Здравствуйте, дети! Около нашего детского сада я встретила зайца    

(показывает игрушку). Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом:

лиса прячется… в норе, медведь спит… в берлоге, а у зайца нет дома.

Он прячется под кустиками. Давайте устроим зайцу дом.

— Проходите и садитесь на стулья.

2. (дети садятся на стулья напротив столика с мебелью).

— Внимательно посмотрите. Что вы видите?

— Как вы думаете, какую мебель  мы поставим

в комнате?

    Ребёнок расставляет  на столе мебель.

— Какую ещё мебель вы знаете?

— Какие бывают столы?  (Обеденный, кухонный, письменный, журнальный).  — Для чего нужен обеденный стол? Письменный?

— Какие бывают шкафы? (Платяной, кухонный — буфет, книжный).

— Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать – что это? (Мебель.)

           Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

— Из чего зайка будет есть и пить?

— Как все эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда.)

— Какие ещё предметы посуды вы знаете?

— Для чего нужны чашка и стакан?

— Чем отличаются друг от друга эта чашка и стакан? ( Стакан из стекла, стеклянный, а кружка сделана из металла, металлическая, стакан прозрачный, а кружка нет, кружка выше стакана.)

— Что выше – стакан или чашка? Стакан выше, а чашка…ниже.

— Из чего едят суп? ( Из тарелки.)

— Из чего едят второе? (Тоже из тарелки.)

— Как называются тарелки для первого и второго? (Тарелки глубокие и тарелки мелкие.)

-Заяц ждет гостей. Поможем ему накрыть стол?

— Куда заяц положит хлеб?

— Как называется специальная посуда для хлеба? (Хлебница.)

— Для сахара? Для салата? Для сухарей? Для салфеток? Для конфет? (Сахарница, салатница, сухарница, салфетница, конфетница.)

— Гости любят пить чай и кофе. В чём заваривают чай?  

— В чём варят кофе?

— В чем заяц подаст к столу молоко? (В молочнике.) Сливки? (В сливочнике.) — Вот какой стол получился!

 — Кто хочет рассказать, как заяц ждал гостей и накрывал праздничный стол? Воспитатель вызывает трех человек, предлагает распределить обязанности: один должен рассказать, как заяц устроил дом и пригласил друзей, второй – как заяц готовился к встрече гостей, третий – закончить рассказ.

         Физкультминутка:

Жили – были зайчики

На лесной опушке.

Жили – были зайчики

В маленькой избушке.

Мыли зайки ушки,

Мыли зайки лапки.

Обували зайчики

Новенькие тапки.

 3. А сейчас внимательно послушайте стихотворение Л. Станчева “Это правда или нет?” и постарайтесь заметить, нет ли в нем нелепиц, путаницы, т.е. того, чего не бывает на самом деле.

       Теплая весна сейчас,

       Виноград созрел у нас.

       Конь рогатый на лугу

      Летом прыгает в снегу.

      Поздней осенью медведь

      Любит в речке посидеть.

      А зимой среди ветвей

     “Га-га-га!” – пел соловей.

      Быстро дайте мне ответ-

      Это правда или нет?

 Дети называют нелепицы. Если они что-то упустят, стихотворение читается снова.

— Назовите нелепицу и объясните, в чем она заключается.

— Итак, когда слова стоят не на своем месте, попали не  в свое предложение, то получается неправильно и смешно.

 — А сейчас мне нужны трое детей, я скажу  каждому его слово (на ушко, шепотом.) Они произносят свое предложение: “Га-га-га!” – пел соловей”.  

— Дети, какую  нелепицу вы слышали из стихотворения? Эту нелепицу, путаницу можно распутать.

— Кто догадается, что нужно сделать, чтобы распутать путаницу, чтобы получилось так, как бывает на самом деле? (Надо заменить и га-га-га, и пел, и соловей.)

— Какие слова здесь можно заменить? ( Можно заменить и  га-га-га, и пел, и соловей.)

-Каким словом можно заменить слово соловей? ( Тот, кто предложит свое слово для замены, встает на место ребенка, исполняющего роль слова соловей.)

— Что у нас получилось?

— А каким словом можно заменить слово пел?

— Что получилось, какое предложение?

-Я тоже придумала вот такую путаницу: “ Летит пушистый крокодил”.

— А эту путаницу можно распутать?

 Далее проводится работа, аналогичная описанной выше, но уже без модели “ живые слова”. Дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя.

 — Теперь вы сами придумаете путаницы, нелепицы – то, чего на самом деле не бывает.

               Физкультминутка:

Зайка по полю бежит

И ушами шевелит.

Тук – тук дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка забегай

Лапу мне давай.

4.Итог.

— Итак, что мы сегодня делали для зайчика?

— А сейчас, пожалуйста, найдите себе пару. Вам нужно пройти и сесть за столы парами. Задание: нарисовать цветными карандашами на альбомном листе домик для зайчика. Таким образом, занятие переходит в свободную деятельность.

Автор: Теренина Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ «Листвянский детский сад»
Населённый пункт: поселок Листвянка, Рязанская область,Рязанский район
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Рассказывание на заданную тему»

Раздел: дошкольное образование

Конспект

ООД по развитию речи

в старшей группе

«Рассказывание на заданную тему»

Задачи:

Организовать образовательную деятельность детей, направленную на

умение составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем.

Уточнить значения слов «мебель» и «посуда»; учить сравнивать предметы,

точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые

несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;

Учить детей образовывать слова, обозначающие предметы посуды;

Упражнять в построении предложения;

Создать условия для развития творческого воображения.

Материалы. Игрушки: зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать);

посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага.

Ход занятия.

Воспитатель:

— Сегодня утром, около нашего детского сада, я нашла зайчика (показывает

игрушку). Он сидел и плакал: «У всех зверей есть дом: лиса прячется… в норе,

медведь спит … в берлоге, а у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиками».

И мне стало так жалко его. Я подумала: « А может быть, мы с ребятами

сможем как-нибудь помочь ему?» ( Дети предлагают устроить зайчику

дом).

Воспитатель.

— Что мы поставим в комнате? (Мебель)

-Какую мебель? (дети отвечают)

Дети расставляют на столе предметы мебели.

Воспитатель:

-Какую еще мебель вы знаете? Какие бывают столы? (Обеденный, кухонный,

журнальный, письменный).

-Для чего нужен обеденный стол? Письменный? …(Дети отвечают)

-Какие бывают шкафы? (Платяной, кухонный – буфет, книжный).

-Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать – что это? (Мебель)

-А из чего зайка будет есть и пить? (Дети отвечают)

— Как все эти предметы назвать одним словом? (Посуда). Какие еще

предметы посуды вы знаете? Для чего нужны чашка и стакан? (ответы

детей). Чем стакан отличается от чашки? (Стакан прозрачный, а чашка нет;

стакан выше чашки). Сравните теперь стакан и кружку. Чем они отличаются?

(стакан из стекла — стеклянный, а кружка сделана из металла —

металлическая. Стакан прозрачный, а кружка нет. Кружка выше, чем

стакан).

— Из чего едят суп? (Из глубокой тарелки). Из чего едят второе блюдо? (Из

мелкой тарелки)

— Наш зайчик ждет гостей. Поможем ему накрыть на стол? Куда он положит

хлеб? Как называется посуда для хлеба? (Хлебница). Для сахара?

(Сахарница). Для салата? (Салатник). Для сухарей? (Сухарница). Для

салфеток? (Салфетница). Для конфет? (Конфетница).

— Гости любят пить чай и кофе. В чем заваривают чай? (В чайнике). В чем

варят кофе? (В кофейнике). В чем зайчик подаст к столу молоко? (В

молочнике). Сливки? (В сливочнике). Вот какой праздничный стол получился!

Воспитатель спрашивает, кто из детей хочет рассказать, как заяц ждал гостей

и накрывал на стол. Вызывает трех человек, предлагает распределить

обязанности: один должен рассказать как мы устроили зайцу дом и он

пригласил друзей, второй – как заяц готовился к встрече гостей, третий –

заканчивает рассказ.

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л.Станчева «Это

правда или нет?» и постараться заметить, нет ли в нем нелепиц, путаницы,

т.е. того, чего не бывает на самом деле.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Дети называют нелепицы. Если они что-то упустят, стихотворение читается

снова.

Воспитатель просит не только назвать нелепицу, но и объяснить ее смысл

Подводит итог: «Когда слова стоят не на своем месте, попали не в свое

предложение, то получается неправильно и смешно.

А что нужно сделать, чтобы эту путаницу распутать? Правильно, надо

заменить слова в предложении.

Дети «распутывают» путаницу, отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель предлагает детям придумать свои путаницы.

Что мы делали сегодня?

Подводится итог занятия.

Конспект

непосредственно – организованной образовательной деятельности

по ОО «Коммуникация» (развитие речи)

на тему: «Рассказывание на заданную тему»

в старшей группе

Программное содержание:

Образовательные:

Образовательная область «Коммуникация»

Связная речь

учить составлять короткий рассказ на заданную тему;

Грамматика

закреплять у детей умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа;

активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения;

Звуковая культура речи

учить подбирать слова, сходные по звучанию

Образовательная область «Познание»

— познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, сельскохозяйственным трудом осенью;

— закреплять знания о профессиях в деревне.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

— приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие через загадки о животных;

2. Развивающие:

Образовательная область «Здоровье»

— развивать мелкую моторику используя пальчиковую гимнастику;

3. Воспитательные:

— формировать интерес к своей малой Родине, уважение к сельскохозяйственному труду

Предварительная работа:

Рассматривание изображений труда взрослых в деревне в книжных иллюстрациях; чтение стихов и загадок; наблюдение за трудом взрослых на огороде;

Художественные материалы:

Зрительный ряд: картинки о домашних и диких животных, иллюстрации о профессиях в деревне

Литературный ряд: загадки о животных;

Ход:

1 Вводная часть

Входят дети, встают в кружок

Педагог:— Ребята, кто знает, что такое деревня? Кто из вас был в деревне? У кого в деревне живут бабушки и дедушки? Давайте отправимся с вами в деревню и посмотрим, что там происходит осенью.

Игра

«Дружно мы в автобус сели и в окошко посмотрели.

Ехали, ехали и к бабушке приехали»

Педагог:жизнь в деревне очень сильно отличается от жизни в городе. Деревенские жители выращивают фрукты и овощи, ухаживают за домашними животными, работают в поле. Давайте посмотрим и вспомним какие профессии есть в деревне. (рассматривают картинки, дают ответы)

А сколько в деревне разных животных и птиц. Каких животных вы знаете? (Ответы детей)

Почему их называют домашними? Что полезного они делают для человека? (ответы детей)

Игра «Хозяюшка»

Наша-то хозяюшка сметлива была,

Всем в избе работу к празднику дала:

(идут по кругу, взявшись за руки)

Чашечку собачка моет языком

(сложить ладони чашечкой, «лижут» чашечку)

Хрюшка собирает крошки под окном

(присели, наклоняют ритмично голову)

По столу котище лапою скребет

(встали, правой рукой делают движения к себе)

Половичку козочка веничком метет

( «метут» пол)

Педагог: В разных домиках живут животные со своими детенышами. Сейчас мы поиграем в игру «Чей домик». Я назову разные, знакомые вам дома животных, а вы скажете, какие детеныши в них живут, чей это домик.

Чей дом в конуре? (щенков, щенят)

В конуре дом щенков, а в норе … лисят

В дупле – дом … бельчат

В конюшне — дом … жеребят

В коровнике – дом … телят

В свинарнике – дом поросят

В скворечнике – дом… скворчат

Как вы догадались, что скворечник – дом скворчат? (ответы детей)

Подводит итог – скворечник – домик, который строят люди для скворцов, поэтому он так называется «скворечник».

Физминутка «Теленок»

Бу-бу – я рогатый (2 прыжка)

Бу-бу, я хвостатый («рожки» из пальцев на голову)

Бу-бу, я ушастый («ушки» из ладошек на голову)

Бу-бу, Очень страшный (2 прыжка)

Бу-бу, испугаю, бу- бу, забодаю («рожки» на голове, «бодаются»)

Педагог: В скворечнике могут поселиться разные птицы, даже звери. Очень гостеприимный скворечник! Помогите детенышам попасть в этот чудесный домик (раздает картинки с детенышами). Но чтобы попасть туда, нужно вежливо попросить: если вы ошибетесь и неправильно назовете своего детеныша, двери не откроются и малыш не попадет в домик.

Игровое задание: правильно попросить: «Домик, домик, пусти пожалуйста наших цыплят (поросят, жеребят, моего утенка, т.д.)

Все малыши собрались в домике.

Послушайтезагадку, о ком она:

«Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу» (белка)

Почему вы думаете, что это белка? (ответы)

«Зимой спит – летом ульи ворошит. (медведь)

Как вы догадались, что это медведь? (ответы)

Посмотрите на картинку (зайчонок). Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте так, чтобы получилось складно.

— Зайчик, зайчик, где ты был? (за капустой я ходил)

— Зайчик, зайчик, где гулял? (за морковкой поскакал, на полянке танцевал, т.д.)

— А сейчас придумайте короткий рассказ про зайчика, который на «полянке танцевал».

Воспитатель дает оценку рассказу.

На этом наше путешествие в деревню закончилось. Мы многое узнали, рассказали, а теперь возвращаемся обратно в детский сад.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/339236-konspekt-nod-rasskazyvanie-na-zadannuju-temu-

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ЯСЛИ-САД № 74 «ЛУГАЦВЕТИК»

Конспект НОД

по речевому развитию

в старшей группе

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Воспитатель:

Самчук Н.Н.

Луганск

2020

Цель: формирование связной речи, воспитание доброты и милосердия

Задачи:

— Закреплять умение  составлять рассказ на основе серии сюжетных картин;

— Расширять словарь существительными, глаголами;

— Совершенствовать навыки использования знаков-пиктограмм при составлении рассказа;

— Развивать  внимание, зрительную и образную память, логическое мышление;

— Упражнять детей в подборе вариантов названия для рассказа по данным сюжетным картинам;

– Формировать навыки доброжелательности, взаимопонимания, ответственности,

— Воспитывать милосердие, любовь к живой природе, желание оказывать помощь зимующим птицам.

Оборудование: демонстрационный материал — серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» (Н.Е.Ильякова, Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2006), раздаточный материал – картинки с птицами, схемы-пиктограммы, аудиозапись с голосами зимующих птиц, мячик для игры «Один – много», воробей на палочке для зрительной гимнастики, макет кормушки.

Предварительная работа:

— беседы о зимующих птицах,

— кормление птиц в кормушках на участке, рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Что насыпать в кормушку»,

— чтение художественной литературы —

  • стихов Е. Благининой, З. Александровой, О. Веряевой «Стихи о зимующих птицах», А. Яшина «Покормите птиц зимой»,

  • сказки «Чудесные домики, Или Сказка о зиме и птицах» И. С.Сафаргуловой,

  • рассказов «Птичьи кормушки» Л.Воронковой, «Воробей» Е. Чарушина

Ход НОД:

  1. Организационный момент

Воспитатель: — Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Давайте друг с другом поздороваемся. 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

— Доброе утро! — Солнцу и птицам!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

— Закройте глаза.

(Звучит аудиозапись звуков зимующих птиц).

— Ребята, что вы слышите?

(Ответы детей)

Воспитатель: — Правильно. Ребята, мы с вами оказались в зимнем парке. И птицы, живущие в этом парке, нам о чем-то пели. Что это за птицы, мы узнаем из загадок.

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-Чирик».

(Воробей)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Как в лесу похолодает,

Птички в город прилетают.

Грудкой жёлтой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Часто в окна к нам стучат,

И пронзительно свистят! (Синицы)

(Дети отгадывают загадки)

Воспитатель: — Но вы знаете, что в парке живет не одна птица, а много птиц.

Сейчас мы поиграем в игру «Один — много». Для этого нам понадобится мячик. Я бросаю мячик и называю птицу, а вы возвращаете мячик со словом МНОГО.

Игра «Один – много» Цель: упражнять детей в использовании названий зимующих птиц в единственном и множественном числе.

Синица — много синиц, ворона — много ворон, снегирь – много снегирей, дятел – много дятлов, клест – много клестов, голубь – много голубей, воробей – много воробьев.

Воспитатель: — А как мы называем всех этих птиц? 

(Ответы детей)

Воспитатель: — Почему мы их называем зимующими?

(Ответы детей)

Воспитатель: — Когда мы видим птиц, что они делают?

Игра «Подбери действия». Цель: учить называть глаголы — слова, обозначающие действие предмета – в настоящем времени; расширять глагольный словарь детей.

II. Основная часть занятия

  1. Рассматривание серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Воспитатель: — На сегодняшнем занятии мы узнаем одну очень любопытную историю. А действие этой истории разворачивается на этих четырех картинах.

(Воспитатель помещает на доску сюжетные картины).

  1. Беседа по каждой из картин. Воспитатель просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Картина №1

— Какое время года мы видим на картине? Как вы это узнали?

— Кто главные герои?

— Как одеты дети?

— Кого нашли ребята на снегу?

— Что случилось с птичкой?

— Почему птичка замерзла?

— Что решили сделать дети?

Картина №2

— Чем заняты дети??

— Что мальчик держит в руках?

— Куда дети спрятали воробья?

— Почему дети спешат?

— Куда они направляются?

Картина№3

— Кого мы видим на этой картине?

— Где находятся ребята и птичка?

— Во что одеты дети? Почему?

— А как выглядит воробей?

— Что он делает?

— А что делают дети?

Картина№4

— Кого вы видите на этой картине?

— Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?

— Что девочка насыпает в кормушку?

— Где сидит воробей?

— Какое настроение у детей?

3. Физкультминутка «Воробьи»

Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят

(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)

Погулять они хотят и тихонечко летят.

(встают, взмахивают руками)

Увидали крошки, поклевали немножко

(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)

Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!

(разбегаются по группе, машут руками)

Полетели, полетели и на стульчики сели.

(садятся на свои рабочие места)

4. Составление рассказа по картине

Воспитатель: — Ребята, составьте свой рассказ по картинам с помощью схем, которые есть у вас на столах.

Пример рассказа.

Зимой на улице холодно, и птицы голодают. Однажды брат и сестра гуляли по парку. Они увидели, как в снегу замерзает воробей. Девочка сняла варежки и своим теплом согрела воробья. Дети взяли птицу и быстро понесли домой в варежке. Дома дети насыпали в блюдце крошки хлеба, и воробей клевал их. Он согрелся и начал весело и благодарно щебетать. Дети выпустили воробья обратно в парк. Мальчик сделал кормушку и повесил ее на дереве. Дети стали кормить других птиц в парке.

5. Д/у «Придумай название»

Воспитатель: — Интересный рассказ у нас получился. А теперь нам нужно придумать название. 

Если дети затрудняются, воспитатель предлагает несколько вариантов названий:

Зимой в парке. Птичка. Дети и воробышек. Воробышек. Как помочь птицам зимой? Спасение воробышка.

6. Зрительная гимнастика «Воробей» (птичка на палочке)

За окошком воробей

Прыгает по веткам,

Хочет что – то рассказать

Нашим малым деткам.

Мы поищем глазками

Шустрого воробушка.

Глазки смотрят, ищут птичку.

Где же птичка невеличка?

7. Игра «Какая птица». Цель: закрепить названия зимующих птиц, совершенствовать навыки их распознавания, развивать внимание, наблюдательность.

Воспитатель: — Ребята, предлагаю поиграть в занимательную игру. Выберите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, и вы, когда услышите «о себе», прилетаете на кормушку.

 Воспитатель держит кормушку и читает стихотворение. Дети подбегают к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

(Включается аудиозапись с птичьим щебетанием, и дети летают по группе. А потом усаживаются на места).

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: — Итак, каких птиц мы сегодня видели? 

(Ответы детей).

— А как их называют одним словом? 

(Ответы детей)

— Чем мы сегодня занимались на занятии?

— О ком составляли рассказ?

— Чему нас научил рассказ?

(Ответы детей)

Воспитатель: — Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

(Ответы детей)

Воспитатель: — Ребята, в трудное для птиц время мы с вами не забываем о пернатых. У нас висят кормушки, мы каждый день подкармливаем птиц. А весной и летом они отблагодарят нас: они будут уничтожать насекомых-вредителей и весело петь нам свои чудесные песни.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

1. Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.

2. Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.

3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.

Словарная работа: закрепить в словаре детей правильное употребление слов «багажник», «рама»; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый.

Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов.

Игровые методы: физминутка — «Встаньте дети», Д.И. «Найди друга».

Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.

Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему «Какие бывают велосипеды?», «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц о дружбе.

Ход занятия:

Воспитатель: здравствуйте дети, сегодня мы с вами на занятии будем говорить о дружбе и я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба».

— Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно найти половинки разноцветных кружков на полу, каждый из вас с помощью своей половинки найдет другую половинку, т.е. своего друга.

Проводится игра «Найди друга»

Дети ищут своего друга с помощью половинки круга.

Воспитатель — молодцы ребята, вы быстро справились с заданием, все нашли своих друзей, а теперь рассаживайтесь на стульчики.

-ребята, ответьте на мой вопрос: «Вы умеете дружить? У вас есть друзья в группе? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге.

(Рассказы детей.)

Воспитатель — Какие вы умнички, я вижу, что вы действительно умеете дружить и с добротой и уважением рассказываете о своих друзьях.

— Ребята, кто хочет прочитать стихи о друге?

(Дети читают стихи о дружбе.)

— Друг нам в жизни очень нужен,

С другом жить нам веселей,

Рядом с ним в любую стужу

Нам становится теплей.

— Дружбой искренней и честной

Нужно всем нам дорожить,

Потому что, как известно,

Без друзей нам не прожить.

— Если плачет кто — то рядом,

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему,

И спросите «почему?»

Это, дети, сделать надо,

Плохо плакать одному!

Воспитатель — Спасибо, ребята, вам за такие добрые стихи.

— Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно?

Сейчас я его прочитаю.

Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Паша. Паша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Паша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»

— Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.

— Подходите к картине для того чтобы внимательней ее рассмотреть.

Воспитатель задает вопросы по картине:

1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?

Дети. — Это было летом, потому, что дети одеты по летнему.

2. Где находятся ребята?

Дети. — Ребята находятся во дворе.

3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда?

Дети. — Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.

4.Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу?

Дети. — Она наверное бежала и споткнулась, упала на асфальт.

5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете?

Дети. — Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь.

6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице? 

Дети. — Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать йодом, зеленкой.

7. Что может случится, если вовремя не обработать рану?

Дети. — Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.

8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Паша Оле?

Дети. — Паша предложил Оле свою помощь: отвести ее домой).

9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку?

Дети. — на багажник, на раму.

10. Как поступил Паша?

Дети. — Хорошо, правильно, замечательно.

11. Как можно назвать такого мальчика?

Дети. — Паша — настоящий друг.

Воспитатель: — Правильно ребята, Паша — настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь, отвезти Олю домой.

— Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?

Дети. — Того, кто приходит другому человеку на помощь

— не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне.

Воспитатель: — Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь.

— Ребята, а настоящий друг, каким должен быть?

Дети. — Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым.

Воспитатель: — Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встаем в круг.

Физминутка

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед)

Влево вправо повернитесь,

И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо)

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх)

С этим лучиком в груди (руки прижать к груди)

Ты на мир ясней гляди.

— А теперь рассаживайтесь на свои места, но не забывайте быть вежливыми в отношении друг друга, мальчики пропускают девочек.

Воспитатель: — Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом вы расскажите об этих ребятах, что с ними произошло.

Образец рассказа:

Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» — Оля. Оля, убегая от «кошки» — Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!

Воспитатель: — Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, то не забывайте дать название рассказу;

— Расскажите о том, когда это произошло? Где? Как девочка могла поранить ногу?

Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга?

— Где живут мальчик и девочка: в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города?

— От чего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды?

— Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку?

— Что ответила ему девочка?

— Куда мальчик предложил довести девочку? почему?

— Стоит ли ей соглашаться? Почему?

— Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему?

(Дети составляют свои рассказы по опорным словам (девочка – споткнуться — упасть; девочка — поранить — нога; ранка — течь — кровь; мальчик — подъехать — велосипед; мальчик – предложить – подвезти — девочка; девочка – сесть — багажник; девочка — благодарить — мальчик; мама — мазать – ранка — зеленка.)

(Рассказы детей.)

Воспитатель должен спросить первым более сильного ребенка.

Выслушать 3-4 детей.

Итог занятия.

Воспитатель: — Ребята, вы сегодня составили хорошие рассказы и все они о настоящих друзьях. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем.

— Настоящий друг познается в беде.

— Один за всех и все за одного.

— Нет друга — так ищи, а нашел — береги.

— Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

— Друзья — не разлей вода.

— В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Воспитатель: — Молодцы, ребята, я вижу, что вы действительно умеете дружить, как замечательно, что есть такая страна «Дружба». Вот и закончилось наше путешествие по стране под названием «Дружба».

Мы с вами много говорили о дружбе, а я вам хочу показать небольшое кино про вас — дружных детей.

(Показ презентации «Дружные дети».)

Воспитатель: — Про кого мы сегодня рассказывали?

Дети: — Мы рассказывали про двух ребят Олю и Пашу

Воспитатель: — Как поступают настоящие друзья?

Дети: — Настоящий друг всегда придет на помощь.

— Друга не оставит в беде.

 Воспитатель: — Молодцы, всем спасибо за работу.

  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе рассматривание картины ежи и составление рассказа
  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ сказки заяц хвастун
  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ сказки в сутеева кораблик
  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ лисята рассказа чарушина
  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему чтение русской народной сказки хаврошечка