Конспект занятия по художественному-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
— Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки.
Развивающие задачи:
-Развивать умение выбирать понравившийся эпизод и творческое воображение при создании иллюстраций к сказке, располагая изображение по всему листу и правильно держа карандаш.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать эстетическое отношение и любовь к произведениям народного творчества.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин на тему «русская народная сказка», беседы, чтение сказок.
Материал: альбомный лист, цветные карандаши, иллюстрации к сказке.
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята я хочу предложить вам прослушать песню. (воспитатель включает песню Владимир Дашкевич / Юлий Ким – Приходи, сказка).
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. Их любили слушать не только дети, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка.
Воспитатель: — А какие сказки вы знаете?
Воспитатель: — А какие это сказки?
Дети: Русские народные
Воспитатель: — Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? Дети: Народ
Воспитатель: — Какие ещё сказки бывают?
Дети: Авторские.
Воспитатель: — Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюстратором.)
Воспитатель: — Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть любимые сказки?
Вот сюжеты этих сказок мы и будем с вами рисовать.
(Выбранные сюжеты сказок (иллюстрации) помещаются на доску)
Сейчас давайте немного разомнемся.
Физминутка «Буратино потянулся»
Буратино потянулся, (поднимаются на носочки, руки вверх)
Раз нагнулся, (руки на поясе, три наклона вперед)
Два нагнулся,
Три нагнулся,
Руки в стороны развел, (руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, (руки вверх, поднимаются на носочки)
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на героев сказок, и вы увидите, какие они разные. Художники, когда пишут портрет, стараются передать характер героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своем роде художники.
Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать характер героя, его характерные черты, настроения, действия. Не забудьте про предметы, которые их окружают, где они находятся. Все мелочи важны. Работать надо очень аккуратно и внимательно.
Воспитатель: — Как вы думаете, какой в сказке конец?
Дети: Всегда счастливый, добро побеждает зло. Правильно!
Воспитатель: — Ну, а теперь за работу.
Рефлексия
Все рисунки вывешиваются на видном месте. Дети рассматривают их и рассказывают, какой сюжет из какой сказки они нарисовали, обсуждают характеры героев, их поступки.
2.Основная часть занятия.
Словесный метод : художественное слово.
Словесный метод: рассказ воспитателя.
Наглядный метод : использование ИКТ.
Похвала.
Игровой метод : динамическая пауза.
Сюрпризный момент.
Частично-поисковый метод : постановка проблемы, рассуждения.
Беседа.
Приём повтора.
Игровой метод ( пальчиковая гимнастика)
Практический метод.
3.Заключительная часть. Итоговая.
Похвала.
— А сейчас давайте сядем на подушечки.
— Я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наши сказки впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажет гостья: «Заходи».
— Ребята, вы любите сказки?
— Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок.
— Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка.
— Давайте мы с вами вспомним русские народные сказки.
— Я читаю вам отрывки из сказок, а вы отгадываете название сказки :
1.- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
— Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
2. Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!
3.Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
4.-Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
5.- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – никого я не боюсь.
6.— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точеная, ручка золоченая, —……… Никому ее не отдам.
7.Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.
8.- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
9. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
10. Выбежала девочка в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали в тёмном лесу.
11. Ау! Ау! Снегурушка,
Ау! Ау! Голубушка!
У дедушки, у бабушки Была внучка Снегурушка;
Её подружки в лес заманили,
Заманивши — покинули.
12.Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
13. — Битый небитого везет,
Битый небитого везет!
— Что ты, сестрица, говоришь?
— Я, братец, говорю: «Битый битого везет».
— Молодцы. Все сказки отгадали.
— А какая старушка часто встречается в русских народных сказках ?
— Правильно. Давайте мы немножко разомнемся. И вспомним сказочную разминку :
В тёмном лесе есть избушка
Стоит задом наперед
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет
Нос крючком, глаза большие
Как фонарики горят
Фу, сердитая какая
Дыбом волосы торчат
(плач)
— Ой, ребята ,а вы слышите кто-то плачет?
(Выходит маленькая сказочная фея , плачет, а в руках у нее книга сказок с чистыми листами)
Воспитатель : —Здравствуйте.
— Это вы здесь плачете? Кто Вы ? Что с Вами случилось?
Фея : — Здравствуйте. Сейчас я вам все расскажу.
В доброй сказке я живу,
Веселою феей там служу,
Книгу с картинками вам приношу .
Волшебник злой об этом узнал,
Книгу волшебную себе он забрал,
Краски веселые с книги той стер
Ах, оказался волшебник хитер…
Вот и остались пустыми страницы.( показывает книгу с пустыми страницами и плачет)
Воспитатель :- Ребята что же нам делать ? Страницы все пустые картинок нет , героев сказочных тоже нет .
-Вы предлагаете нарисовать ? Хорошо давайте рисовать.(посадить детей за рабочие места).
— Карина, а ты какого сказочного героя хочешь нарисовать?
— Антон, а ты?…
— Хорошо, каждый нарисует того кто ему больше нравится. Конечно же у нас будет на листе не только один герой ,но и ситуация, сказка в которой он находится. Мы нарисуем целую иллюстрацию, согласны дети ?
— Давайте вспомним основные правила рисования карандашом.
— Для того чтобы начать рисовать нужно приготовить пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Три медведя, Теремок,
Колобок- румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
— Этим сказкам каждый рад!
Посмотрим , что у вас получилось. С созданием новых страниц для книги вы справились.
Молодцы.
Давайте полюбуемся вашими работами.
Дети с воспитателем садятся на подушечки около экрана.
— Да.
(Дети отгадывают названия сказки по отрывку, а ответ появляется на экране.)
1.«Теремок».
2.«Колобок»
3.«Кот, петух и лиса».
4.«Заюшкина избушка».
5.«Заяц – хваста».
6.«Жихарка».
7.«Зимовье зверей».
8.«Петушок и бобовое зернышко».
9.«Крылатый, мохнатый да масляный».
10. «Гуси-лебеди».
11.«Снегурушка и лиса».
12. «У страха глаза велики».
13. «Лисичка сестричка и волк».
— Баба Яга.
Дети делают движения согласно тексту :
( Пружинка, руки домиком над головой.
Прыжком стать спиной и повернуться на место.
Козырек вправо, влево.
Кулачки на поясе, топают ногой.
Палец крючком у носа, показать глаза.
Выброс пальцев из кулачка
Отмахиваются правой- левой рукой.
Показ торчащих волос.
Дети прислушиваются.
Дети предлагают нарисовать.
-Карандаш нужно держать тремя пальцами, не близко к отточенному концу, не сильно сжимая. (Между большим и средним, придерживая сверху указательным).
-При рисовании линии сверху вниз – рука находится сбоку линии, а при рисовании линии слева направо — рука внизу линии.
-Линию желательно рисовать сразу, не отрывая руки и не останавливаясь. Не нужно проводить по одной линии несколько раз.
-Предметы округлой формы рисовать желательно тоже одним движением, без остановки.
-Предметы квадратной и прямоугольной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было зрительно оценить, куда вести линию дальше.
-При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного изображения.
-При закрашивании штрихи следует наносить в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
-Закрашивать рисунок желательно без просветов.
-При закрашивании нужно равномерно нажимать на карандаш. Если нужно поярче – сильный нажим, посветлее – слабый нажим.
Дети выполняют действия согласно словам пальчиковой гимнастики.
Дети выполняют творческое задание. (Дети рисуют персонажей любой сказки».
Дети любят слушать сказки. Любят пересказывать сказки. Любят рисовать сказочные сюжеты. Храбрые герои и фантастические существа, загадки и приключения зовут ребят в волшебный мир. Привлекательная для детей тема «Моя любимая сказка» предполагает блок непростых заданий: на рисование фигуры человека или животного, изображение действий.
Подготовка к занятию по рисованию на тему «Моя любимая сказка»
Дети шестого года жизни проявляют старание и фантазируют на занятиях по ИЗО. Рисование на тему «Моя любимая сказка» предполагает изображение персонажей животных. Пропорции и позы человеческого тела ребята будут изучать позже. Цель занятия — передать в рисунке образ и характер сказочного героя.
Впечатления от услышанной сказки дети передают в рисунках
Обучающие задачи направлены на развитие художественных умений детей:
- Совершенствование техники рисования:
- кистью: рисование линий, мазков, фигур, штриховка кончиком кисти и прорисовка деталей, заливка фона,
- карандашом: рисование наброска, штриховка с разным нажимом.
- Развитие умения находить, из каких фигур состоит объект.
- Научить рисовать композицию: с учётом размера объектов.
- Развитие чувства цвета: смешивание цветов, получение оттенков.
В старшей группе детям предоставляется право выбор материалов: краски или карандаши
Краски и основа для рисования
- Акварель — для рисования фона.
- Гуашь — для рисования композиции.
- Фломастеры — для обводки контуров рисунка.
- Кисти разной толщины.
- Цветные карандаши, простой — для предварительного наброска.
- Лист формата А4 — плотная белая бумага.
Дети любят фломастеры за их яркость. Дочке на 5-летие подарили большой чемоданчик — каких только цветов и оттенков фломастеров в нём не было. Ребёнок дома рисовал только ими. Летом на дачу взяла чемоданчик с собой. А в сентябре на занятиях расстраивалась. Не потому, что фломастеров в садике нет, но рука отвыкла рисовать карандашом.
Рисовать фломастерами в детском саду допустимо, но основное внимание уделяется техникам рисования красками и карандашом
Техники рисования
- Рисование простым карандашом:
- создание наброска в виде простых геометрических фигур (туловище — овал, голова — круг),
- соединение элементов наброска плавными линиями,
- рисование мелких деталей (глаза, рот, украшения),
- штриховка,
- прорисовка деталей (оперение, шерсть, узор).
Нарисовать персонажа простым карандашом — сложная задача
- Рисование цветными карандашами:
- рисование наброска простым карандашом,
-
- цветными — закрашивание,
- обводка и детализация — цветными карандашами с сильным нажимом или фломастером.
Рисование цветными карандашами часто сочетается с использованием фломастера
- Рисование красками:
- рисование наброска простым карандашом,
- тонирование бумаги или заливка фона широкой кистью (земля — небо),
- закрашивание кистью средней толщины,
- детализация и обводка тонкой кистью или кончиком средней кисти.
Дети 5–6 лет стремятся дополнить рисунок деталями
На занятие «Яички простые и золотые» классические приёмы рисования могут сочетаться с нетрадиционными техниками.
- Закрашивание наброска восковыми карандашами или пастелью.
- Применение монотипии в рисовании фона: отпечатывание красок дополняет фантастической атмосферы рисунку.
- Рисование необычными инструментами: ватными палочками, пластиковой вилкой, губкой, манкой.
Классический рисунок красками можно дополнить точками, например, при помощи ватной палочки
Сочетание с другими видами изобразительной деятельности
Привлечь внимание детей к продуктивному творчеству помогает включение в работу элементов лепки и аппликации. Воспитанники старшей группы самостоятельно планируют, как дополнить рисунок. Например, перья жар-птицы выложить аппликацией из цветной или фольгированной бумаги. Интересная идея выложить пластилиновыми деталями узор на одежде героев или частично фон.
Дети самостоятельно выбирают материалы для аппликации среди запасов бросового и природного материала в творческом уголке:
- крупы и семечки,
- салфетки, ватные шарики и диски,
- бисер, стразы,
- кусочки цветной бумаги, обоев, журналов.
Детализировать рисунок сказочного героя можно при помощи обрывной аппликации
Дифференциация заданий
Потребность в разноуровневых заданиях возникает, когда среди воспитанников педагог выявил детей, обладающих высокими способностями. Талант требует реализации. С обычным заданием одарённый ученик справится быстрее остальных и заскучает.
Примеры усложнённых заданий на занятии «Моя любимая сказка»:
- Детально проработать фон,
- нарисовать объекты второго плана,
- нарисовать элементы народного орнамента на костюме героя,
- нарисовать сценку («Колобок на носу у лисы», например).
Индивидуальные задания по рисованию сказки направлены на поддержание и развитие таланта
Место занятия «Моя любимая сказка» в картотеке по рисованию
Тема «Моя любимая сказка» имеет широкий простор для детского творчества. В детском саду нежелательно давать детям свободные темы для рисования. Программа по изобразительной деятельности Т. С. Комаровой включает занятия «Сказочные домики», «Сказочная птица», «Сказочный сюжет» (по мотивам сказки про лису и зайца). Если тема не конкретизирует объект рисования, воспитатель проводит предварительную работу. На занятиях НОД дети изучают народные и авторские сказки, в театральном уголке разыгрывают по ним сценки, играют с фигурками или масками персонажей.
Таким образом, занятие «Моя любимая сказка» станет итоговой работой: дети выберут, кого из знакомых персонажей изображать.
Без предварительного изучения/повторения с детьми сказок задание «Нарисуй любимую сказку» может поставить ребят в ступор. Как вариант, они начнут рисовать любимых героев, но из фильмов и мультфильмов.
В театральном уголке дети разыгрывают сюжеты сказок, ближе знакомятся с персонажами
Творческое занятие по сказкам может быть частью проектной деятельности.
- Краткосрочный проект предполагает проведение занятий НОД и по ИЗО, сюжетно-ролевые игры и инсценировки на сказочные сюжеты.
- Долгосрочный проект реализуется через углублённое изучение темы («Русские народные сказки о животных», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки Ш. Перро»). Организуется поход в детский театр или музей сказок. Активно задействуют родителей: они помогают шить костюмы для постановки сказки, делают декорации, оформляют афишу.
Итоговым мероприятием проекта по сказкам может быть выставка рисунков
В старшей группе детей следует побуждать к коллективной деятельности. Ребята могут составить сюжетные композиции из нескольких персонажей и с богатым вторым планом. Первое занятие по сказкам посвящается индивидуальному рисованию сказочных героев. На втором занятии ребята занимаются композицией.
Детям предлагается самостоятельно продумать последовательность работы, распределить между собой задачи. Воспитатель направляет замысел в нужное русло, подсказывает.
Воспитанники старшей группы активно взаимодействуют друг с другом и творят совместно
Коллективная композиция по рисованию создаётся в несколько этапов:
- тонировка бумажной основы,
- рисование объектов второго плана,
- закрепление индивидуальных рисунков в сюжетное целое.
Традиционно в качестве основы берётся лист ватмана. Мы просим родителей приносить в детских сад остатки обоев. Дети рисуют на обратной стороне рулона, бумага не промокает, а расправляется легче ватмана.
Сюжетная композиция по теме «Сказки» может дополнятся элементами аппликации и пластилинографии
Конспект занятия «Моя любимая сказка» в старшей группе
Занятия по рисованию в старшей группе проводятся в половине дня раз, в неделю. Согласно нормам СанПиН его продолжительность не должна превышать 25 минут. Основные этапы деятельности перемежаются физкультминутками, играми малой и средней подвижности, дыхательной или психогимнастикой. Это здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранить положительный эмоциональных фон в детском коллективе, а также предупредить умственное и физическое перенапряжение.
На занятии по рисованию дети обязательно должны разминаться
Занятие по рисованию выстраивается по схеме:
- Организационный момент — 1 минута.
- Информационно-ознакомительный этап — 4–5 минут.
- Практическая работа:
- объяснение задания, рассматривание и обсуждение образца — 2–3 минуты,
- самостоятельная работа детей — 14–16 минут.
- Рефлексия (показ и обсуждение работ/занятия в целом) — 2 минуты.
Показ и обсуждение работ — обязательный этап занятия по рисованию
Занятия для дошкольников должны мотивировать детей к исследованиям, развитию умений и проявлению таланта. Да, дети любят рисовать, но и любимое занятие может наскучить, если оно не увлекает. Поэтому информационно-ознакомительный этап занятия «Моя любимая сказка» рекомендуется направить на мотивацию к созданию рисунков.
Грустно, но факт. Иногда занятия с дошкольниками похожи на сценку из советского фильма «Мачеха»: «Вот тебе краски, вот тебе альбом. Хоть стой, хоть падай!» Помните, педагогическая задача не только объяснить и научить, но и сохранить устойчивый интерес к творчеству.
Заинтересовать детей темой занятия можно, например, просмотром презентации
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Форма вводного этапа | Содержание |
Изучение выставки | Воспитатель подготавливает выставку декоративных предметов на тему «Сказки»: фигурки, лубок, глиняные и деревянные игрушки, иллюстрации. Ребята рассматривают выставку и отвечают на вопросы:
|
Беседа «Герои сказок — какие они?» | Ребятам предлагается вспомнить любимые сказки и ответить на вопросы:
|
Просмотр или прослушивание сказки (фрагмента) | Показать детям отрывок сказки могут воспитанники подготовительной группы или участники театрального кружка. Сюжет сказки в сжатой форме хорошо показать в виде презентации или видеоролика. |
Проблемная ситуация | В гости к ребятам приходит сказочный герой, допустим, медведь. Он рычит и сокрушается: злой волшебник заколдовал их сказку и звери потерялись в таинственном лесу (показывает ватман с изображением тёмных деревьев и пустого теремка). Дети предлагают варианты решения проблемы и предлагают помочь медведю — нарисовать героев «Теремка». |
Вариантов мотивирующих форм много. Подбирайте то, что интересно конкретной детской аудитории. Среди детей есть визуалы, аудиалы, кинестетики. Сочетайте разнообразные виды подачи материалы. Одних заинтересуют красочные картинки, другие внимательно будут слушать музыкальную сказку. А кто-то, как моя дочка, захочет потрогать игрушки по мотивам сказки и проиграть с ними сценку.
Появление на занятии сказочного персонажа пробуждает в детях интерес и дарит позитивный настрой
Таблица: конспект НОД по теме «Моя любимая сказка Колобок» в старшей группе
Автор | Кашуба Т. А., д/с №109 Саратовской области |
Задачи |
|
Предварительная работа |
|
Материалы (раздаточные — по количеству детей) |
|
Ход НОД | В.: Все внимательно смотрите, чудо вдруг произойдёт, Если в сказку вы хотите, к вам она сама придёт. Загадывается загадка: Был похож на мяч немножко И катился по дорожкам. Перед волком не дрожал, От медведя убежал, Ото всех он убежал, А к лисе на нос попал Кто это — румяный бок, Ну, конечно…. (колобок). Вывешивается иллюстрация. В.: Правильно! На сметане он мешён, на окошке стужён. Круглый бок, румяный бок покатился колобок. — Катится колобок по дорожке, а навстречу ему кто? Д.: зайчик. В.: с кем ещё колобок встретился в лесу? Д.: с волком, медведем, лисой. (Иллюстрации) В.: давайте вспомним части тела животного (дети перечисляют) . — А как можно отличить одно животное от другого? Д.: по цвету шести, по длине и форме ушей, по хвосту, по мордочке. В.: что за цвет, и какой формы колобок (ответы детей). — Всё было бы хорошо, но встретил колобок лису. А лиса хитрая. Что она сделала? Д.: попросила колобка сесть на носок и спеть песенку ещё разок. Подвижная игра <…> Динамическая пауза «Колобок». В.: Посмотрите на картинки к сказке? Как называются такие изображения в книгах? Д.: иллюстрации. В.: Ребята, хотите стать ненадолго художниками-иллюстраторами? Предлагаю вам пройти за столы и нарисовать иллюстрации к сказке «Колобок». Под прослушивание сказки дети рисуют. В.: замечательные у нас получились иллюстрации. Мы их соберём и сделаем свою книгу. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/03/12/nod-po-izo-moya-lyubimaya-skazka |
Видео: мультик по мотивам сказки «Колобок»
В качестве мотивирующего начала занятия по рисованию сказки может выступать просмотр мультфильма. Совет: ищите короткие современные мультики, на 2–3 минуты, краткий пересказ — вот что нужно.
Порядок выполнения рисунков
Дети рисуют на тему «Моя любимая сказка» карандашами и красками. На занятии в старшей группе рекомендуется отрабатывать умение делать набросок — классические техники рисования опираются на него.
Поэтапное рисование по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок»
- Рисование карандашного наброска: голова и туловище зайца в виде геометрических фигур.
Рисование наброска развивает мышление: ребёнок видит формы внутри объекта
- Штриховка внутри контуров.
Напоминайте детям, что линии штриховки должны быть в одном направлении
- Растушёвка. Необязательный этап, но ознакомиться с этим приёмом рисования детям следует.
Чтобы работа была аккуратной, при растушёвке нельзя выходить пальчиком за границы изображения
- Прорисовка контуров и мелких деталей. Используется тот же простой карандаш, но рисовать нужно с усиленным нажимом.
Способность определять необходимую степень нажима на карандаш приходит со временем, важна тренировка
- Прорисовка деталей: ушки, лицо.
Зайчик — положительный персонаж сказки, потому и лицо у него доброе
- Рисование атрибута персонажа. Это может быть усложнённым заданием для одарённых детей.
На готовом рисунке зайчик изображён с мешком яблок для своих родных
Поэтапное рисование по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
- Карандашный набросок можно сделать для фигуры в движении. Например, Серая Шейка взмахнула крыльями.
Для наброска фигуры в движении перед глазами ребёнка должна находиться статуэтка в подобной позе или он сам пробует принять такое положение
- Закрашивание цветными карандашами. Направление штриховки изменяется на различных частях объекта.
Цветными карандашами закрашивать нужно предельно внимательно: лишнее за контуром не стереть ластиком
- Обводка простым или чёрным карандашом, дополнение мелкими деталями (перья, глаз).
Пусть дети обводят рисунок карандашом для практики в силе нажима
- Цветными карандашами рисуются предметы второго плана. Например, пруд, камыш, берег.
Цветные карандаши — отличный материал для создания сказочной иллюстрации
Поэтапное рисование по мотивам сказки «Колобок»
- Тонирование бумаги акварелью — в один цвет.
Тонировать бумагу модно как кистью, так и губкой — предложите ребёнку выбор инструментов
- Обозначение земли и неба на листе — провести широкие полосы или отпечатать в технике монотипия по сырой акварели.
Простой фон для рисунка — земля и небо
- Рисование Колобка: окружность и закрашивание. По высохшей акварели дети рисуют гуашью — получается яркое изображение насыщенного цвета.
Основной объект композиции рисуется кистью средней толщины
- Детализация — тонкой кистью.
Детали рисуются тонкой кисточкой
Поэтапное рисование по мотивам сказки «Репка»
- Обозначение на бумаги линии горизонта. Заливка фона — небо и земля. Педагог показывает на примере пейзажных фотографий, что удачно выстраивается композиция, где полоска земли уже небесного пространства.
Дети должны запомнить, что линию горизонта лучше обозначать ближе к нижней границе листа
- Рисование репки двумя цветами (корнеплод и ботва).
Ребятам предстоит подумать, основной ли Репка персонаж сказки
- Рисование животного персонажа из сказки: собаки, кошки или мышки.
Индивидуализировать задание можно: выбором персонажа и возможностью нарисовать его атрибут. Например, для Жучки — будка, кошке — миска молока, мышке — колосок.
Ребёнок выбирает одного из персонажей, например, собаку Жучку
- Детализация рисунка — тонкой кистью.
Таким образом, репка — обязательный объект для сказочной композиции, но располагаться может на втором плане
Фотогалерея: примеры готовых работ
Видео: «Рисуем с Павликом Колобка из сказки»
Это видео — наглядная демонстрация того, как ребёнок учится воспроизводить образец. Взрослый показывает геометрические фигуры и идеальные элементы. У ребёнка получается похоже, но далеко не так ровно и аккуратно. Помните, детей необходимо хвалить за старание. Их рисунки никогда не будут такими, как схемы и образцы. Но они точно будут уникальны и неповторимы.
Фотогалерея: рисунки в нетрадиционных техниках
Рисование любимых сказочных персонажей и сюжетов развивает в детях творческие навыки. Однако занятие «Мои любимые сказки» не обособлено в образовательном процессе, а является частью изучения интереснейшей темы.
- Автор: Мария Скопина
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(3 голоса, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Дата: 28 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников
Рисование в целом способствует формированию эстетического восприятия мира, стимулирует развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, художественного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники старших групп продолжают развивать композиционные умения, осваивать приёмы передачи динамики, характерных особенностей формы, цвета и деталей предмета. Изображение любимых сказочных героев совершенствует технические навыки воплощения художественного замысла в рисунке, расширяет кругозор ребёнка, обогащает внутренний мир, учит передавать свои впечатления, пробуждает внутренний интерес к изобразительной деятельности, делает её более осознанной.
Техники и приёмы, которые будут применяться на занятии по рисованию в старшей группе
Сказка увлекает ребёнка таинственным сюжетом, погружает в мир мыслей и чувств героев, их судьбы надолго запоминаются, дети каждый раз, будто заново преодолевают препятствия, переживают приключения вместе с полюбившимися сказочными персонажами. Практически все темы, связанные с иллюстрированием сказочных сюжетов, не обходятся без изображения фигуры человека или животного, которые являются частью сюжетной композиции рисунка. Изображение живого персонажа даётся детям нелегко, поскольку перед старшими дошкольниками ставятся более сложные задачи, которые предполагают уход от упрощённой схематичности и закрепляют в детях стремление передать в рисунке свои мысли, наблюдения, жизненный опыт.
Задачи рисования на темы сказочных сюжетов:
- продолжать знакомить воспитанников с русскими народными и литературными сказками;
- учить детей воплощать в рисунках свой замысел, передавать образы героев и впечатления от услышанной сказки;
- развивать умение рисовать фигуры человека и животных по схеме, учить передавать простые движения (поворот и наклон головы, поднятые и согнутые руки, шаг), не нарушая пропорции;
- развивать навыки самостоятельного выбора материала для изображения, а также эпизода из сказочного сюжета, построения композиции по всему листу бумаги, правильного размещения персонажей и предметов в пространстве;
- учить создавать карандашный набросок, предваряющий этап раскрашивания карандашами или красками;
- учить передавать характерные особенности персонажей, их настроение;
- совершенствовать умения рисовать карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками, смешивать цвета для получения нужного оттенка.
Дети учатся воплощать в рисунке художественный замысел, передавать свои впечатления о зимней сказке
- Предметное — единичное изображение какого-либо сказочного героя или предмета, например, Дюймовочки, Колобка, Винни-Пуха, избушки на курьих ножках, волшебного замка и т. д.
- Сюжетная композиция — изобразительная форма рассказа о каких-либо событиях или действиях, построенных на взаимодействии нескольких персонажей и предметов («Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди» и т. д.).
Классические техники:
- Рисование простым карандашом.
- Рисование цветными карандашами.
- Рисование восковыми мелками.
- Рисование фломастерами.
- Рисование углём и сангиной.
- Комбинированный способ (цветные карандаши и акварель, фломастеры или восковые мелки).
- Рисование кистью с использованием гуаши — отличительным свойством этого материала является непрозрачность, что позволяет перекрывать слои новым цветом.
- Рисование кистью с использованием акварельных красок. Детей необходимо обучать навыкам регулирования набора краски, подбора цветов, мягкой передаче оттенков благодаря смешиванию основных цветов.
Детские работы в классических техниках (фотогалерея)
- Пальчиковый рисунок — старшие дошкольники самостоятельно определяются с выбором темы для рисования, используя пальчиковые приёмы в комбинации с традиционными техниками.
- Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек. Шестилетние дети наносят краску на ладошку кистью самостоятельно, затем дорисовывают контуры фигуры, прорисовывают детали.
- Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, которое наносится на предварительно смоченный лист бумаги.
- Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка с помощью цветного песка создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
- Проступающий рисунок — изображение рисуется восковыми мелками или восковой свечой на белой бумаге, затем закрашивается верхним слоем акварели одного или нескольких цветовых оттенков.
- Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
- Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек, карандашей с ластиком на конце или кисти.
- Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп и трафарет (поролоновый тампон, деревянные штампы, из овощей, фруктов, бросового материала и т. д.).
- Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность).
- Граттаж — процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками.
Детские работы в нетрадиционных техниках (фотогалерея)
Приёмы рисования на тему «Моя любимая сказка» для старших дошкольников
Старшие дошкольники активно совершенствуют приёмы рисования карандашами, мелками и фломастерами, поскольку штриховка способствует укреплению мускулатуры кисти руки, развитию мелкой моторики и координации движений, следовательно, помогает подготовить ребят к школьным нагрузкам.
- Линия — основной способ для создания наброска, созданию которого обучают шестилетних детей. Линия может быть разной длины и ритма и помогает изобразить контур, передавая характер формы объекта, его размер, динамику и пропорции.
- Штриховка — довольно простой, но выразительный и эффективный способ передачи характера персонажа (лёгкость, тяжесть, гибкость, пластичность и т. д.) и фактуры предмета. Рисование штрихом помогает не только раскрыть образ предмета, но и развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки к письму. Виды штриховки:
- Хаотичная — штрихи ложатся в свободном направлении, затем оформляются дополнительной контурной прорисовкой очертаний предмета.
- Вертикальная — плотные штрихи наносятся в вертикальном направлении. Использование цветных карандашей с разной силы нажима позволит получить эффект плавной смены разнообразных оттенков.
- Диагональная — наиболее востребована в жанре пейзажа для изображения, например, дождя или силуэтов гор.
- Горизонтальная — довольно трудный в исполнении приём, поскольку требует от ребёнка менять привычное положение руки в процессе рисования.
- Формообразующая — технически сложный и трудоёмкий способ передачи формы предмета, например, облака или кроны дерева.
- Растушёвка помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Прорисовка контура требует более сильного нажима, чем закрашивание силуэта предмета или создания фонового рисунка.
- Точка, ритмический мазок, примакивание кистью в технике рисования акварельными и гуашевыми красками.
Организация и проведение занятий
Богатая тема «Моя любимая сказка» раскрывается в процессе разносторонней педагогической работы, направленной на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Занятия по рисованию могут проводиться как в формате узконаправленных, так и в рамках краткосрочных и долгосрочных проектов по этой тематике («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки народов мира», «Сказки Г. Х. Андерсена», «Сказки Чуковского», «Сказки В. Сутеева» и т. д.).
Большие сюжетные композиции, которые состоят из нескольких персонажей и предметов, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого тонируется фон, прорисовываются отдельные фигурки, прорабатывается детализация, проводится в небольших подгруппах по 3–4 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, приобретая опыт согласованных действий. В процессе коллективного творчества дети опираются на заданное воспитателем условие или свободный замысел, совершенствуя социальные навыки взаимопонимания и товарищества.
Рождественская сказка — работа с элементами аппликации и пластинографии
Важно сформировать у детей понимание правильной последовательности этапов работы по созданию коллективной сюжетной композиции или коллажа:
- сделать фоновый рисунок, разделённый линией горизонта;
- нарисовать объекты второго плана (деревья, солнышко, облака, цветы и т. д.);
- прорисовать или разместить заранее подготовленные и вырезанные силуэты сказочных героев.
Рисунок Жар-птицы — каждый ребёнок разрисовывывает своё перо, затем все вместе собирают пышный хвост сказочной птицы
Схема занятия
В старшей группе проводится одно занятие по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для нейтрализации психологического и умственного напряжения, а также и профилактики физической усталости детей.
- Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки или литературного произведения, но и просмотром картинок, слайд шоу, фрагмента фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к сказочному сюжету, изучение характеров главных героев и последовательности событий. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной игры, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность.
- Практическая часть — воспитатель поясняет последовательность создания композиции и прорисовки главных героев с опорой на схему (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ картины или образца, подготовленного воспитателем, не должны использоваться для срисовывания, а только для формирования правильного понимания задания или его уточнения. Работа производится с натуры (игрушка) или на основе свободного замысла детей, основные приёмы уже освоены, поэтому не требуют дополнительного показа.
- Самостоятельная работа детей (15–20 минут).
- Заключительная часть — анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).
Схемы рисования сказочных героев (фотогалерея)
Конспект занятия на тему «Путешествие в сказку» (автор Т. А. Сосик)
Задачи:
- закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении;
- развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел;
- учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями;
- учить выбирать материал для изображения, строить композицию из отдельных рисунков к эпизоду из сказки.
Материалы: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».
1. Организационный этап.
Воспитатель: В начале занятия я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наши сказки впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажет гостья: «Заходи».
Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы — вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете? Ответы: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др. А какие это сказки? (Русские народные) А почему они так называются? Ответы: (Придумал и написал народ).
Проводятся дидактические игры «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».
– Молодцы!
– Ребята, а у вас есть любимые сказки? Ответы. Вот героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на фланелеграф.
2. Практическая часть.
Посмотрите внимательно на героев сказок и вы увидите, какие они разные. Искусство портрета очень древнее. Художники, когда пишут портрет стараются передать характер и внутренний мир героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своём роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про причёску, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно.
Как вы думаете, какой в сказке конец? Ответы (Всегда счастливый, добро побеждает зло). Правильно! Ну, а теперь за работу.
3. Самостоятельная работа.
Дети рисуют.
4. Подведение итогов.
После занятия преподаватель вывешивает все рисунки на видном месте — дети рассматривают их и рассказывают какого сказочного героя они нарисовали, обсуждают характеры героев, какие они.
Образцы и порядок выполнения работ
«Забавный Вини-Пух» — комбинированная техника (рисование простым карандашом, акварельными красками, техника тычка и печатания)
Материалы: лист бумаги формата А-5, акварельные краски, гуашь, шаблоны мишки, цветка, шарика, облака и солнышка, простой карандаш, поролоновый тампон, толстая и тонкая кисти.
Инструкция:
Это уникальный список
- Тонировать лист бумаги, нарисовав акварельными красками с помощью широкой кисти траву и небо.
С помощью толстой кисти зарисовать акварельными красками траву и небо
- Простым карандашом обвести силуэт мишки по шаблону.
Обвести простым карандашом шаблон мишки
- С помощью техники тычка закрасить силуэт медведя гуашью.
Пользуясь методом тычка, оформить гуашевыми красками фигурку мишки
- Гуашью пропечатать по трафарету изображения цветов и шарика, воспользовавшись поролоновым тампоном. Аналогичным образом изобразить солнышко и облака.
Пропечатать по трафарету силуэты солнышка, цветов, облака
- Тонкой кистью прорисовать детали мордочки.
Тонкой кистью прорисовать детали мордочки
- Готовая работа.
Готовая композиция
«Дюймовочка» — рисование гуашью
Инструкция:
- Простым карандашом нарисовать линю горизонта.
Простым карандашом нарисовать линию горизонта
- Нарисовать один большой и два маленьких листа кувшинок.
Нарисовать один большой и два маленьких листа кувшинок
- Дорисовать фигуру мотылька.
Нарисовать фигурку мотылька
- Нарисовать фигуру девочки на большом листе кувшинки.
- Рядом с листом кувшинки, на котором сидит девочка, изобразить выныривающую рыбку.
Нарисовать на листе большой кувшинки фигурку девочки. а рядом выныривающую рубку
- Красками закрасить лицо и платье девочки.
Красками закрасить лицо и платье девочки
- Жёлтой краской закрасить крылья, волосы и рыбу.
Жёлтой краской закрасить волосы, рыбку и крылья
- Зелёной краской зарисовать листья кувшинок и стебельки камышей.
Зелёной гуашью закрасить листья кувшинок
- Изобразить воду методом тычка.
Методом тычка закрасить воду
- Дорисовать туловище мотылька и кисточки камышей.
Закрасить туловище мотылька и кисточки камышей
- Украсить крылья мотылька и прорисовать контуры цветов кувшинок.
Дорисовать узор на крыльях мотылька и цветов кувшинок
- Красной краской прорисовать контур рыбы, ленты и декоративные точки на крыльях мотылька.
Красной краской прорисовать ленты, контуры рыбы, точки на крыльях
- Чёрным фломастером прорисовать лицо девочки, навести контуры изображения фигур мотылька и рыбы.
Фломастерами контуры фигурок бабочки и рыбки
- Детские работы.
Вот такие рисунки получились у детей
«Заюшкина избушка» — дневной и ночной пейзаж в технике рисования гуашью
Инструкция:
- Простым карандашом сделать набросок избушки, забора и деревьев. Разделить лист вертикальной линией пополам.
Нарисовать избушку, забор и контуры деревьев
- Закрасить небо в дневном и ночном вариантах тонирования.
Закрасить небо в дневном и ночном варианте
- На ночной половинке для закрашивания деревьев смешать зелёную, синюю и фиолетовые краски, добавить немного белой гуаши.
На ночной половинке для закрашивания деревьев смешать зелёную, синюю и фиолетовые краски, добавить немного белой гуаши
- Закрасить снег, дневной оттенок — светло-голубой, а ночной — сине-фиолетовый с добавлением белого цвета.
Закрасить снег, дневной оттенок — светно-голубой, а ночной — сине-фиолетовый с добавлением белого цвета
- Забор при дневном освещении — светло-коричневый, при ночном — тёмно-коричневый с добавлением синего и фиолетового оттенка, поскольку ночью все предметы приобретают холодную цветовую тональность.
Забор при дневном освещении — светло-коричневый, при ночном — тёмно-коричневый с добавлением синего и фиолетового оттенка
- Нарисовать избушку, прорисовать более тёмной краской брёвна избушки и окно.
Нарисовать избушку, прорисовать более тёмной краской брёвна избушки и окно
- В ночном варианте добавляем холодный оттенок ночного освещения, смешивая фиолетовую, синюю и белую краски.
Добавить холодный оттенок ночного освещения, смешивая фиолетовую, синюю и белую краски
- Прорисовать отсвет от ночного окна на снегу, дорисовать снег на крыше, заборе, деревьях, звёзды.
Прорисовать отсвет от ночного окна на снегу, дорисовать снег на крыше, заборе, деревьях, звёзды
«Рукавичка» — рисунок, выполненный цветными карандашами и фломастерами, с элементами дымковского орнамента
Инструкция:
- Нарисовать большую рукавичку, вокруг изобразить ёлочки и фигуры животных: мышки-норушки, зайчика-попрыгайчика, лисички-сестрички, волка и медведя.
Нарисовать большую рукавичку, вокруг изобразить ёлочки и фигуры животных: мышки, зайчика, лисички, волка и медведя
- Фломастерами нарисовать дымковский орнамент на рукавичке.
Фломастерами нарисовать дымковский орнамент на рукавичке
- Цветными карандашами закрасить силуэты животных, фломастером прорисовать иголки у ёлочек.
Цветными карандашами закрасить силуэты животных, фломастером прорисовать иголки у ёлочек
- Фломастерами нарисовать снежинки на меховой опушке у рукавички, солнышко, облака, карандашом дорисовать снег.
Фломастерами нарисовать снежинки на меховой опушке у рукавички, солнышко, облака, карандашом дорисовать снег
Детский рисунок.
Иллюстрация, нарисованная ребёнком по образцу
«Вершки и корешки» — рисунок акварельными красками
Инструкция:
- Нарисовать круг (голова деда), бороду, глаза, нос, рот и бороду.
Нарисовать круг (голова деда), бороду, глаза, нос, рот и бороду
- Дорисовать руки и рубаху.
Дорисовать руки и рубаху
- Нарисовать штаны и валенки.
Нарисовать штаны и валенки
- Нарисовать круг (голова медведя) и уши.
Нарисовать круг (голова медведя) и уши
- Изобразить передние лапы, поднятые вверх.
Изобразить передние лапы, поднятые вверх
- Дорисовать правую и левую задние лапы.
Дорисовать правую и левую задние лапы
- Прорисовать глаза, нос, мордочку.
Прорисовать глаза, нос, мордочку
- Закрасить оранжевой краской лицо и кисти рук у деда.
Закрасить оранжевой краской лицо и кисти рук у деда
- Закрасить фигуру медведя. Зарисовать рубаху.
Коричневой краской закрасить фигуру медведя, розовой закрасить рубаху
- Используя приём примакивания, прорисовать пшеничные колоски.
- Раскрасить небо и облака.
Используя приём примакивания, прорисовать пшеничные колоски, закрасить небо
- Зарисовать штаны и валенки.
- Прорисовать детали (круги на рубахе, стебельки у корешков, глаза).
Зарисовать штаны и валенки, прорисовать детали (круги на рубахе, стебельки у корешков, глаза)
«Лиса и колобок» — рисунок гуашью
Инструкция:
- Нарисовать круг (голова) и вытянуть остроконечный носик.
Нарисовать круг (голова) и вытянуть остроконечный носик
- Прорисовать сарафан в форме треугольника, низ оформить волнообразной линией.
Прорисовать сарафан в форме треугольника, низ оформить волнообразной линией
- Дорисовать пушистый изогнутый хвост.
Дорисовать пушистый изогнутый хвост и передние лапы
- Овалы для задних лапок, полоски для ножек.
Дорисовать овалы задних лапок
- Нарисовать колобок.
нарисовать колобок
- Нарисовать декоративный узор по сарафану, глазки, снежинки на фоне, мазками оформить меховую шубку.
Нарисовать декоративный узор по сарафану, глазки, снежинки на фоне, мазками оформить меховую шубку
«Кумушка-лисонька» — рисование с использованием таблиц
- Таблица вариантов поворота головы (вправо, влево, вперёд).
Таблица вариантов поворота головы (вправо, влево, вперёд)
- Варианты расположения передних лап (согнуты, подняты, разведены).
Варианты расположения передних лап (согнуты, подняты, разведены)
- Варианты расположения хвоста (вверх, вниз, прижат).
Варианты расположения хвоста (вверх, вниз, прижат)
- Таблица, иллюстрирующая орнаменты для украшения сарафана.
Таблица, иллюстрирующая орнаменты для украшения сарафана
«Заюшкина избушка» — рисование акварельными красками с элементами обрывной аппликации
Инструкция:
- Согнуть альбомный лист пополам, развернуть, намечая вертикальную линию, разделяющую лист. На одной половине листа нарисовать акварельными красками избушку для зайки.
На одной половине листа нарисовать акварельными красками избушку для зайки
- Оборвать кусочки бумаги синего цвета (кирпичики для ледяной избушки) и сложить из них избушку ледяную для лисички.
Оборвать кусочки бумаги синего цвета (кирпичики для ледяной избушки) и сложить из них избушку ледяную для лисички
- Дорисовать дерево и хвостики хозяев избушек (рыжий торчит из ледяной, а серый из лубяной).
Дорисовать дерево и хвостики хозяев избушек
«Снегурочка» — рисунок, выполненный гуашью
Инструкция:
- Смешать на палитре красную и белую гуашь до получения розового оттенка. Нарисовать овал (голова).
- Нарисовать контуры шубки и рукавичек.
Нарисовать овал (голова) и контуры шубки
- Кистью среднего размера равномерными мазками закрасить силуэт шубки.
Кистью среднего размера равномерными мазками закрасить силуэт шубки
- Продемонстрировать образцы прорисовки кокошника.
Продемонстрировать образцы прорисовки кокошника
- Нарисовать контур кокошника.
Нарисовать контур кокошника
- Тонкой кистью прорисовать черты лица.
Тонкой кистью прорисовать черты лица
- Украсить узором кокошник.
Украсить узором кокошник
- Используя метод тычка оформить меховую опушку шубки.
Используя метод тычка оформить меховую опушку шубки
- Тонкой кистью прорисовать узоры по шубке.
Тонкой кистью прорисовать узоры по шубке
«Гуси-лебеди» — рисунок фломастерами с использованием заготовки из оригами
Материалы: альбомный лист, простой карандаш, фантик от конфет, фломастеры, расчёска.
Инструкция:
- Развернуть фантик.
Разверниуть фантик
- Загнуть угол фантика к противоположной стороне.
Загнуть угол фантика к противоположной стороне
- Отогнуть верхний угол, совмещая с линией сгиба.
Отогнуть верхний угол, совмещая с линией сгиба
- Отогнуть нижнюю сторону, образовывая шею.
Отогнуть нижнюю сторону, образовывая шею
- Согнуть верхнюю часть шеи внутрь.
Согнуть верхнюю часть шеи внутрь. Заготовка готова
- Обвести простым карандашом силуэт заготовки, размещённый под углом, на листе бумаги. Повторить операцию несколько раз, создавая сюжетную композицию.
Обвести простым карандашом силуэт заготовки, размещённый под углом, на листе бумаги
- Используя заготовку, прорисовать крыло.
Используя заготовку, прорисовать крыло
- Красным фломастером зарисовать клювики, приложить расчёску к краю крыла и обвести чёрным фломастером, получая волнистую линию, имитирующую оперение.
Красным фломастером зарисовать клювики, приложить расчёску к краю крыла и обвести чёрным фломастером, получая волнистую линию, имитирующую оперение
- Фломастерами обвести контуры птиц, зарисовать фон.
Фломастерами обвести контуры птиц, зарисовать фон
- Прорисовать волнистые линии, создавая облака.
Прорисовать волнистые линии, создавая облака
«Жар-птица» — рисование гуашью
Материалы: тёмная бумага для фона, большая и маленькая кисти, гуашь, палитра.
Инструкция:
- Смешать цвета для получения светло-жёлтого, оранжевого, светло-оранжевого цветов. Нарисовать круг и овал.
Смешать цвета для получения светло-жёлтого, оранжевого, светло-оранжевого цветов, нарисовать круг и овал
- Вытянуть клювик, плавными линиями соединить голову и туловище, прорисовывая шею.
Вытянуть клювик, плавными линиями соединить голову и туловище, прорисовывая шею
- Нарисовать яркое оперение в форме завитушек.
Нарисовать яркое оперение в форме завитушек
- Проработать цветовые оттенки и переходы кистью с переменным нажимом (сильнее, слабее).
Проработать цветовые оттенки и переходы кистью с переменным нажимом
- Прорисовать детали (глаза, оперение). Работа готова.
Прорисовать детали (глаза, оперение)
Рисование детьми любимых сказочных сюжетов помогает отработать умения грамотного пространственного расположения частей объекта, прорисовки деталей и заполнения фона, учит правильной передаче пропорций и размеров персонажей, совершенствует эстетическое чувство цвета. Задача воспитателя состоит с том, чтобы помочь воспитанникам научиться передавать изображение предмета, опираясь как на словесное описание, так и на технологическую карту, развивая аналитическое умение поэтапного выполнения работы, используя разнообразный материал и средства художественной выразительности. Кроме того, важно, чтобы дети научились самостоятельно продумывать и воплощать в рисунке сюжетные эпизоды, правильно передавая характер взаимоотношения между предметами и персонажами.
- Автор: Наталья Фоминых
- Распечатать
44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(14 голосов, среднее: 4.4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Метки:
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Моя любимая сказка «Колобок»
Васькина Елена Алексеевна
воспитатель
МБОУ ВОК СП Зюкайская школа
Учить передавать в рисунке образ и характер сказочного героя.
1. Развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке, располагая рисунок на всём листе бумаги.
2. Учить передавать в рисунке основные характерные черты персонажа и их характерные особенности, сохраняя пропорции.
3. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Методы и приёмы: словесный, наглядный (показ иллюстраций, практический).
Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма, выбор любимого сюжета в сказке (для рисования).
Ход НОД:
Воспитатель:
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наши сказки впереди,
Сказка в двери постучится
Был похож на мяч немножко
И катился по дорожкам.
Перед волком не дрожал,
Ото всех он убежал,
А к лисе на нос попал
Кто это – румяный бок,
Ну, конечно…. (колобок). Вывешивается иллюстрация
Колобок лежал-лежал,
Да с окошка убежал.
Докатился до ворот,
Повернул за поворот.
По тропинке в лес пустился
И навстречу к нему подкатился
Воспитатель: Кого первого встретил колобок?
Дети: Зайчика
Воспитатель вывешивает иллюстрацию
Воспитатель: Побежал быстрей вприпрыжку
От голодного зайчишки.
Тропка среди леса вьётся,
Колобок бежит смеётся.
Катится по лесу он,
Аромат стоит кругом.
Докатился до оврага,
Воспитатель: Кого на этот раз встретил колобок?
Дети: Волка
Воспитатель вывешивает иллюстрацию
Воспитатель: Тропка среди леса вьётся,
Колобок бежит, смеётся.
Катится по лесу он,
Аромат стоит кругом.
Вдруг увидел на дороге,
Как кто то бредёт к берлоге.
Воспитатель: Кого встретил колобок?
Дети: Медведя
Воспитатель вывешивает иллюстрацию
Воспитатель: Тропка вновь средь леса вьётся,
Колобок уж не смеётся.
Испытал немало стресса,
Прыгая сквозь чащу леса.
На полянку леса вышел
Встретился он с рыжей.
Та хитрющая была,
Лестно речь свою вела.
Воспитатель: Кого встретил колобок?
Дети: Лису.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию
Физкультминутка :
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю).
Воспитатель: Давайте вспомним части тела животного (дети перечисляют). — А как можно отличить одно животное от другого?
Дети: по цвету шерсти, по длине и форме ушей, по хвосту, по мордочке.
Воспитатель: какого цвета, и какой формы колобок (ответы детей).
Воспитатель: нравится вам эта сказка?
Воспитатель: давайте будем с вами художниками – иллюстраторами и нарисуем иллюстрации к сказке «Колобок».
Дети рисуют сказку «Колобок» по выбранным сюжетам.
Итог: замечательные у нас получились иллюстрации. Мы их соберём и сделаем свою книгу.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/513894-konspekt-nod-po-risovaniju-v-starshej-gruppe-
Конспект непосредственно образовательной
деятельности по рисованию
с детьми старшей группыТема «Мои
любимые сказки»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое
развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, физическое развитие
Цель: учить детей передавать в
рисунке образы сказочных героев (людей, животных, птиц, рыб), характерные черты
полюбившегося персонажа.
Задачи:
¾
Обучающие: учить передавать в рисунке основные характерные особенности
сказочных героев: одежда, головные уборы, украшения, одетые животные, обувь.
¾
Развивающие:
развивать
эстетические чувства, творчество, воображение. Упражнять в рисовании всем
ворсом и концом кисти с помощью приёмов: примакивания, мазков, круговых
движений, тычками; развитие эмоционального отклика детей.
¾
Воспитывающие:
воспитывать
любовь и интерес к художественной литературе.
Методы и приемы:
—
практические: решение проблемной ситуации, рисование всем ворсом, кончиком
кисти, тычками, круговыми движениями
—
наглядные: демонстрация картинок со сказочным сюжетом, готовый образец
—
словесные: беседа, вопросы, загадка, художественное слово
Оборудование (материалы и инструменты):
Для
воспитателя: бумага
А4, кисти, краски гуашь, салфетка, баночка с водой, палитра, наглядный образец,
иллюстрации и фоторепродукции разных сказок.
Для
воспитанников: бумага
А4 разного цвета, кисти, краски гуашь, салфетка, палитра, баночка с водой.
Предварительная работа: рассказывание
сказок в группе, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, беседа
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физминутка |
Познавательно- исследовательская |
Решение проблемных |
Коммуникативная |
Беседы, речевые |
Игровая |
Игровые приемы с Незнайкой,с |
Изобразительная |
Рисование |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
||
1 Организационный (мотивационный) момент |
|||||
1 |
Здравствуйте, Расскажите Замечательно. Ваш Незнайка: Ребята, Я предлагаю вам выбрать бумагу для своей работы и пройти за Мальчики проходите за салфетками. Теперь девочки, проходите Мальчики проходите за кистями. Девочки, проходите за Мальчики, проходите за баночкой с водой. Теперь девочки, Далее мальчики пройдите за палитрой. Девочки, проходите за Готовим краски. Договоритесь, кто принесет краски, а кто Молодцы, ребята! |
Дети: Мы Дети: Готовят рабочее место последовательно: бумага, салфетка, |
Привлечение внимания, создание мотивации, беседа, рассматривание |
||
2 Основная часть – (рассматривание образца, педагогический |
|||||
1 |
Рассматривание Итак, Скажите, А это Кто прятал от гусей-лебедей сестру с братцем, убежавших от Какая сказка изображена на этой картинке? Правильно! Кто помогал деду вытаскивать репку? Замечательно! Прежде Подскажите-ка Замечательно! Давайте Во Хорошо, |
Дети Дети: Дети: Дети: Речка, яблонька и печка Дети: Дети: Дети: Дети: Дети: |
Беседа, ответы вопросы. |
||
2 |
Педагогический С чего А какой Замечательно! Ребята, Я беру Нарисую Кисточка Что мне Я Теперь Прикладываю Рисую рукава Заметьте, |
Дети Дети: с Дети: круглой Дети: Дети: Дети: Дети: примакивание Дети: Дети: |
Наблюдение, рассматривание изображения |
||
3 |
Физминутка Перед В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) Молодцы, А Работа |
Дети |
Выполнение с закрепление с гимнастики. |
||
4 |
Практическая Итак, Индивидуальная Воспитатель Уборка Ребята, |
Дети Дети: Дети: Дети |
Дети Готовность |
||
3. Подведение итогов (рефлексия, выставка работ, анализ) |
|||||
1 |
Сколько Итак, что А для Расскажите Молодцы, Ребята, Замечательно! Спасибо |
Дети Дети: Дети: Ответы |
Подведение НОД, впечатлений, |
||