Тема «Пересказ сказки «Колосок»
Цель: развитие связной речи через речевые игры, по украинской народной сказке «Колосок».
Задачи:
Образовательные:
— Формировать умение составлять пересказ украинской народной сказки «Колосок» последовательно, близко к тексту с опорой на серию картинок.
Развивающие:
— развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание, обогащать словарный запас детей;
Воспитательные:
— воспитывать желание говорить правильно, активно работать в совместной деятельности.
Материал и оборудование: колоски, мультимедийное оборудование, картинки для составления пересказа сказки «Колосок», мука, тарелки, карандаши, книжки-малышки, коробка – посылка, модель – колоска.
Предварительная работа. Чтение украинской народной сказки «Колосок».
Содержание организованной деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель.
Ребята вы любите сказки? А играть?
Дети. Да.
Воспитатель.
Я предлагаю вам поиграть.
Будем пальчики считать, будем сказки называть.
Пальчиковая игра «Назови сказку».
(Дети называют сказки, на каждую сказку загибают пальчики).
Эта сказка «Колобок», эта сказка «Теремок», эта сказка «Репка» про внучку, бабку, дедку, «Волк и семеро козлят», «Про красную шапочку»…………..
Этой сказке каждый рад
Воспитатель.
Вы ребята молодцы! Много сказок знаете, и прежде чем отправиться в сказку, я хочу спросить у вас:
— Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна, может снежная зима?
— Я приглашаю вас в путешествие по сказке.
По дорожке вы пойдете,
Прямо в сказку попадете.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем сказку вспоминать.
Дети садятся на стульчики.
Слайд – Мышата пробежали — слышится хруст шагов.
Воспитатель.
Ребята вы слышите, кто-то идет сюда. Кто же это?
Смотрите, а здесь посылка. Давайте посмотрим, что в ней.
(Достает колосок).
Воспитатель.
Что это?
Дети. Колосок.
Воспитатель. Из какой сказки этот колосок?
Дети. Сказка называется «Колосок».
Воспитатель. Здесь еще что-то есть, да это письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано.
(Читают письмо).
Здравствуйте, ребята!
К Петушку мы приходили,
И прощения попросили.
Обещали не лениться,
Вместе хорошо трудиться.
Снова в поле побежали,
Колосок там отыскали.
Заколдованный он был.
Вот пришли у вас просить
Нам, ребята, помогите,
Колосок расколдовать.
Выполнив задания в зернышках,
Вы расколдуете его.
Спасибо, мышата Круть и Верть.
Воспитатель.
Предлагаю взять первое зернышко, чтобы узнать с какой сказкой мы будем играть. Это украинская народная сказка «Колосок».
Давайте поиграем в игру «Сказка с дырками».
— Мы послушаем сказку, из которой вы узнаете, можно ли ничего не делая испечь пирожки?
— Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть и …(Верть)
Слайд – мышата.
— Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу ………..(ходил)
Намолол муки мешок?
Это – Петя …………….(Петушок),
Слайд – Петушок.
— И спросил друзей он строго.
Что вы делали мышата,
От рассвета до…………(заката)
Слайд- закат.
— А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок
Нет сначала ………..(потрудитесь).
Воспитатель.
Давайте и мы с вами потрудимся.
Возьмите второе зернышко и узнаем, « Где живут зернышки?».
Воспитатель.
Ребята, а вы знаете, где живут зернышки?
Давайте узнаем. Посмотрите на зернышки, как вы думаете, где их домики?
Возьмите колоски и найдите в них зернышки.
— Какой колосок?
— Где живут зернышки?
— А что получают из зернышек?
— Что нужно сделать чтобы получилась мука?
— Мука какая?
— Что можно сделать из муки?
— Тесто какое?
— Где же живут зернышки?
Опыт «Где живут зернышки».
Дети работают в парах – разбирают колоски.
Воспитатель.
Вы держали в руках колоски, какие они?
Дети. (Колючие, усатые, желтые, золотые).
Дети. Колосок состоит из зернышек.
Воспитатель.
Где живут зернышки?
Дети. Зернышки живут в колоске.
Воспитатель. Ребята, а что получают из зернышек?
Дети. Из зернышек получают муку.
Воспитатель. А как получается мука?
Воспитатель. А что нужно сделать, чтоб мука получилась?
Дети. Чтоб мука получилась ее нужно намолоть.
Воспитатель. Что делают из муки?
Дети сравнивают зерно, муку и тесто.
Игровое упражнение «Сравни зернышко, муку и тесто»
Воспитатель. Давайте продолжим выполнять наши задания.
Возьмите третье зернышко.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель. Нужно выбрать продукты, которые нужны для приготовления теста (показ продуктов).
Слайд – продукты.
Воспитатель. Возьмите четвертое зернышко.
Физкультминутка «Мы на мельницу пойдем».
Петушок вставал с утра,
Мышат песней он будил;
Двор, однажды подметая,
Колосок он вдруг нашел.
Обмолотил, на мельницу сходил,
Намолол муки мешок,
Круто тесто, замесив,
Пирогов напек он много;
— Кушайте, пожалуйста!
Воспитатель.
Возьмите пятое зернышко.
Нужно составить картинки из сказки «Что за чем?».
— Расскажите по порядку, что произошло в сказке?
Пересказ сказки, дети выходят и выставляют картинки по очередности.
Пересказ сказки «Колосок».
Жили-были Петушок и два мышонка Круть и Верть. Петушок рано утром поднимался да за работу принимался, а мышата только и знали, что пели да плясали. Однажды нашел Петушок во дворе колосок.
Позвал Петушок мышат: “Я колосок нашел, нужно его обмолотить. Кто будет молотить?”
— Только не мы! – закричали мышата.
Выставляется 2 картина.
Принялся Петушок за работу. А мышата стали играть. Петушок обмолотил колосок и крикнул: “Круть, Верть, смотрите, сколько я зерна намолотил. Нужно его на мельницу нести, муку намолоть. Кто понесет?”
— Только не мы! – запищали мышата.
Выставляется 3 картина.
Взвалил Петушок себе на плечи мешок и пошел на мельницу. Вернулся Петушок с мельницы, опять зовет мышат.
— Я муку принес, теперь нужно тесто замесить и пироги печь. Кто будет месить?
А мышата опять свое:
— Только не мы!
Выставляется 4 картина.
Замесил Петушок тесто, затопил печь, посадил в нее пироги, а мышата песни поют и пляшут.
Выставляется 5 картина.
Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут, скорее сели за стол. А Петушок у них спрашивает:
— Кто нашел колосок?
— Ты нашел!
— А кто колосок обмолотил?
— Ты обмолотил!
— А кто муку молол, тесто месил, печь топил, пироги пек?
— Все ты.
— А вы что делали?
Стыдно стало мышатам, стали они из-за стола вылезать, а Петушок их не удерживает. Не за что лентяев пирогами угощать!
Воспитатель.
Вот и выполнили мы все задания, помогли мышатам. Посмотрите, ребята, мы наш колосок расколдовали, но здесь есть и подарки от Деда Мороза для вас.
Дети рассматривают книжки.
Воспитатель. А почему ребята первая страница чистая?
— Давайте нарисуем главного героя нашей сказки.
— А кто много трудился в этой сказке?
— Кто трудолюбивый?
Рисование «Петушок»
Воспитатель.
Вот и весь наш сказ,
А ребятам есть наказ,
Кто любит труд,
Того люди чтут!
Не зря в народе говорят не трудиться – хлеба не добиться.
Воспитатель. Путешествие наше заканчивается.
— Ребята, а что вам больше всего понравилось?
— Вы сегодня все молодцы, нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети идут по дорожке друг за дружкой).
Конспект игры-драматизации
по мотивам украинской народной сказки «Колосок».
Старшая группа.
Цель:
— продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей, средствами мимики и жестов передавать настроение персонажей;
— работать над выразительностью жестов и мимики;
— развивать навыки монологической и диалогической речи, внимание, память, умение слушать;
— воспитывать способность чувствовать и понимать сказочный образ, язык сказок; воспитывать трудолюбие; прививать любовь к художественному слову, любовь к книге.
Материал: коробочка, игрушки (мышонок, петух), колокольчик, маски мышат, петуха, колосок, гармошка, мяч, миска с зерном, мешок, тарелка с муляжами пирожков, стол, стулья, куб, метла, лавки, 3 рубахи, сарафан, косынка, платочек, магнитофон, аудиозапись русской народной мелодии «Светит месяц».
Действующие лица: Сказочница, Мышата, Петушок (дети)
Предварительная работа: рассматривание колосков пшеницы и ржи, иллюстраций на тему «Кто выращивает хлеб?», «Что пекут из муки», отгадывание загадок о хлебе и хлебобулочных изделиях, чтение украинской сказки «Колосок», рассматривание иллюстраций к украинской народной сказке «Колосок».
Ход игры-драматизации:
Воспитатель: День вам добрый,
День вам чистый,
День без боли и без зла,
И от добрых всех людей
Шлю поклон я вам, друзья!
— Ребята! По дорожке я шла, красивую коробочку нашла. А коробочка – то не простая, она волшебная – вот какая!
Воспитатель показывает волшебную коробочку.
Воспитатель: Какая красивая коробочка, интересно, что в ней?
Воспитатель пытается открыть волшебную коробочку, но она не открывается.
Воспитатель: — Может сказка? Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать. Если верной будет отгадка сказка к нам придет опять!
Воспитатель загадывает загадки.
Воспитатель: Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
Кто это?
Коробочка открывается, и воспитатель достает игрушку –мышку.
Воспитатель: Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает.
Кто это?
Дети: Петушок.
Воспитатель достает из коробочки игрушку – петушка и колосок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А из какой сказки эти герои?
Дети: Колосок.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Петушок с колоском.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в сказку «Колосок»?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Кто будет Петушком? Кто будет Мышатами? А кто хочет быть рассказчиком? Поднимите руки. Подойдите ко мне, пожалуйста.
Воспитатель помогает детям надеть костюмы и маски.
Воспитатель: А остальные будут зрители. Слышите звонок прозвенел, зрителям пора занимать места в зрительном зале, а артистам на сцене. Сказка начинается!
Воспитатель звонит в колокольчик.
Драматизация сказки «Колосок»
Рассказчик: Жили-были Петушок- Голосистое горлышко , мышата Круть и Верть. Петушок любил трудиться, а мышата – веселиться.
Петушок выходит из домика.
Петушок: Кукареку! Кукареку! Круть, Верть! Просыпайтесь!
Из домика, лениво потягиваясь, выходят мышата.
Мышата: Что так рано разбудил?
Петушок: Пора за работу приниматься. Пойду, двор подмету.
Мышата: А мы будем в мячик играть.
Мышата начинают играть, а Петушок метет и вдруг находит колосок.
Петушок: Круть, Верть! Идите сюда! Посмотрите, что я нашел!
Мышата: Колосок! Молодец, Петушок! Теперь его надо обмолотить.
Петушок: А кто будет молотить?
Мышата: Только ни я! Только ни я! Нам надо поиграть, нам некогда.
Петушок: Ладно, я сам обмолочу.
Рассказчик: Стал петушок молотить, а мышата в чехарду играют.
Петушок : Круть, Верть ! Посмотрите, сколько я зерен намолотил.
Мышата: Молодец. Петушок! Теперь надо на мельницу отнести.
Петушок: А кто понесёт?
Мышата: Только ни я! Только ни я! Нам надо поплясать, нам некогда.
Петушок: Ладно, я сам отнесу.
Рассказчик: Пошел Петушок на мельницу, а мышата стали плясать. Круть на гармошке играет, а Верть с платочком вокруг него пляшет (звучит русская народная мелодия «Светит месяц»)
Петушок уходит, Круть играет на гармошке, а Верть танцует с платочком.
Рассказчик: Петушок пришел с мельницы и зовет мышат.
Петушок: Круть, Верть! Смотрите, сколько муки я принес!
Мышата: Молодец, Петушок! Теперь надо тесто замесить.
Петушок: А кто будет месить?
Мышата: Только ни я! Только ни я! Мы плясали и устали, нам надо отдохнуть.
Петушок: Ладно, сам буду месить.
Мышата уходят в дом, а Петушок садится за стол и «месит» тесто, ставит на стол тарелку с пирожками.
Рассказчик: Мышата пошли домой спать, а Петушок замесил тесто, сделал пирожки, испёк их в печи, не успел поставить румяные пирожки на стол, как мышата тут как.
Верть: Круть, иди сюда, пирожками пахнет.
Круть: Пошли кушать.
Мышата усаживаются за стол.
Рассказчик: Прибежали они к Петушку и сели за стол, а Петушок спрашивает.
Петушок: Подождите, подождите, кто колосок нашел?
Мышата: Ты, Петушок.
Петушок: Кто его обмолотил?
Мышата: Ты, Петушок.
Петушок: Кто на мельницу носил зёрнышки?
Мышата: Ты, Петушок.
Петушок: Кто тесто замесил и пирожки испек?
Мышата: Ты, Петушок.
Петушок: Не за что лентяев пирогом кормить.
Мышата грустные, встают и уходят из-за стола.
Рассказчик: Мышата грустные и голодные ушли из-за стола. А вы, ребята, любите трудиться или любите только веселиться как мышата? (Ответы детей). Помните пословицу: «Кто не работает, тот не ест».
Воспитатель: Вот и весь наш сказ,
А ребятам есть наказ:
Кто любит труд,
Того люди чтут!
Петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какие замечательные пирожки на столе. Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться!»
Воспитатель: Артистами ребята побывали! Сказку нам показали! Артисты и зрители – все были хороши! Похлопаем, друг другу от души!
Артисты кланяются, зрители аплодируют.
Воспитатель: Ребята, во что мы играли?
Дети: В сказку «Колосок»
Воспитатель: Какой был в сказке Петушок?
Дети: Заботливый, трудолюбивый, старательный…
Воспитатель: А Мышата какие?
Дети: Ленивые, игривые, шаловливые.
Воспитатель: А рассказчик, какой был?
Дети: Интересный.
Воспитатель: А зрители, какие были?
Дети: Внимательные, воспитанные…
Воспитатель: Ребята, получилась у нас сказка?
Дети: Получилась.
Воспитатель: Ребята, в какую сказку вы хотите поиграть в следующий раз? (Ответы детей)
Қазақстан Республикасының білім жәнә ғылым Министірлігі
«Оқу – тәрбие жәнә сауықтыру Орталығы»
коммуналдық мемлекеттіқ мекемесі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Комунальное государственное учреждение
«Учебно-воспитательный и оздоровительный Центр»
Конспект игры – драматизации по мотивам
УНС « Колосок».
Старшая группа.
Воспитатель: Прасолова.О.А.
г. Риддер. 2018 уч.год.
Организационный
момент:
Основная
часть:
Беседа по содержанию сказки и словарная работа (вопросы логопеда)
Динамическая пауза:
Повторный рассказ сказки логопедом:
Пересказ сказки детьми:
Итог занятия:
-Ребята, сегодня к нам пришла посылка, а в ней корзинка. Предлагаю вам посмотреть и назвать, что в ней лежит (ответы детей: сушка, хлеб,…). Правильно! А одним словом всё это можно назвать мучные продукты, т. к. они изготовлены из муки.
Сейчас послушайте задание: назовите эти продукты ласково. Например: батон- батончик. Кто назовёт правильно — может занять своё место.
Прежде, чем попасть к нам на стол, мучные продукты проходят долгий путь от колоска до тех вкусных изделий из муки, которые мы покупаем в магазине или печём дома.
Сейчас я расскажу вам сказку «Колосок».
Рассказывание сказки логопедом с демонстрацией картин.
(Выставляется 1-я картина) Жили- были Петушок и два мышонка Круть и Верть. Петушок рано утром поднимался и за работу принимался. А мышата только и знали, что пели да плясали. Однажды Петушок нашёл во дворе колосок. Позвал Петушок мышат: «Я колосок нашёл, нужно его обмолотить. Кто будет молотить?»
-Только не мы!- закричали мышата.
(Выставляется 2-я картина) Принялся Петушок за работу, а мышата стали играть. Петушок обмолотил колосок и крикнул: «Круть, Верть, смотрите сколько я зерна намолотил. Нужно его на мельницу нести, муку намолоть. Кто понесёт?»
-Только не мы!- закричали мышата.
(Выставляется 3-я картина) Взвалил Петушок себе на плечи мешок с зерном и понёс на мельницу. Намолол там муки. Вернулся Петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
-Я муку принёс, теперь нужно тесто замесить и пироги напечь. Кто будет месить?
-Только не мы!- закричали мышата.
(Выставляется 4-я картина) Замесил Петушок тесто, затопил печь, посадил в неё пироги, а мышата песни поют да пляшут.
(Выставляется 5-я картина) Испеклись пироги. Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут, скорее сели за стол. А Петушок у них спрашивает:
-Кто нашёл колосок?
-Ты нашёл.
-А кто колосок обмолотил?
-Ты обмолотил.
-А кто муку молол, тесто месил, печь топил, пироги пёк?
-Всё ты.
-А вы что делали?
Стыдно стало мышатам, стали они из-за стола выходить, а Петушок их не удерживает. Не за что лентяев пирогами угощать!
-Вам понравилась сказка?
-Как она называется?
-Про кого эта сказка?
-Как звали мышат?
-Как вы думаете, почему их так назвали?
-Что нашёл Петушок?
-Все ли слова в сказке вам понятны? Как вы понимаете слова «обмолотил»— Это значит очистил, достал зёрнышки из колоска; «намолол» значит измельчил зерна из колоска в муку на мельнице; «замесил»?
-Чем занимались мышата, когда Петушок работал?
-Какую работу выполнял Петушок? (или: Что он сделал с колоском?, Что он принёс с мельницы?, Что он сделал с мукой?, Что сделал из теста?)
-Что сделали мышата, когда пироги были готовы?
-Петушок угостил мышат? А почему? Что сказал Петушок мышатам? Как вы думаете, правильно ли он поступил?
-Как бы вы поступили с мышатами на месте Петушка?
-Ребята, эта сказка учит нас быть трудолюбивыми, помогать друг другу.
Ветерок летит, крылья мельницы вертит (дети произносят звук у, постепенно увеличивая громкость голоса и показывая его высоту жестом руки)
Получилась мука хороша и легка (дети произносят звук п-п-п сжимая и разжимая пальцы рук)
Мы тесто замесили, печку затопили и из муки напёкли пироги (руками «пекут» пироги)
Вот они- на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят (дети произносят пых-пых-пых, руки на поясе)
-Я расскажу вам сказку ещё раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Затем вы сможете рассказать её сами. Но прежде, помогите мне выставить картинки в правильном порядке, а то мышата так веселились, что перепутали их.
Упражнение «Что сначала, что потом?»
—Сейчас мы будем пересказывать сказку по частям. Кто хочет рассказать начало по первой картинке? Кто по следующей картинке продолжит рассказывать сказку? Что произошло потом? …..
-Чему вы сегодня научились?
-Что вам запомнилось, понравилось?
Дети рассматривают и называют мучные изделия.
Дети упр-ся в словоизменении
названий продуктов.
Дети слушают сказку.
Дети отвечают на вопросы по содержанию сказки.
Дети объясняют значение слов.
Выполнение
динамич. упр.
Повторное прослушивание сказки.
Дети уточняют правильную последователь-
ность картинок.
Дети по очереди пересказывают
эпизоды сказки с опорой на картинки.
Дети вспоминают и называют то, чему они научились, что запомнилось.
Организационный момент — организовать детей на предстоящую работу;
Проговаривание чистоговорок — развивать речь, умение правильно произносить звуки
Отгадывание загадок — развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях.
Основной этап
Беседа — развивать связную речь, уточнять знания детей о окружающих предметах
Чтение сказки — познакомить с новой сказкой, развивать умение внимательно слушать
Физминутка «Колоски» — предупреждение возникновения возможного утомления.
Беседа — развитие связной речи, учить детей выражать свое отношение к героям сказки, анализировать
Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод» — развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Заключительный — подведение итогов.
Инсценировка отрывка сказки —побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.
Чтение стихотворения:
Слушай, маленький народ,
Собираемся на сход!
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей
И больших и малышей!
Теперь давайте разбудим наши язычки, подготовим их. Проговорим чистоговорку.
Чу-чу-чу – я зерно молочу.
Чу-чу-чу – жернова кручу.
Чу-чу-чу – муку получу.
Ач-ач-ач – испеку калач.
Чо-чо-чо – в печке горячо.
Ачики-ачики – вкусные калачики.
Язык, губы подготовили. А теперь зарядка для ума. Отгадываем загадки.
На соломинке — дом, сто ребяток в нём.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких , как я, будет целая семья.
Молодцы!
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.
Согласна!
У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени…
Отгадали!
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
Согласна!
Как связаны между собой отгадки? Какую логическую цепочку можно выстроить? Что же появилось сначала, а что потом?)
(зерно — колос — мука — хлеб)
Правильно. Мы не зря отгадывали загадки, они связаны с украинской сказкой «Колосок», с которой мы с вами сейчас познакомимся!
В тексте вам встретятся незнакомые слова: молотить, мельница, молоть. Может из вас кто-нибудь знает, что они означают.
Давайте разбираться вместе!
Молотить — это значит выбивать зёрна из колоска.
Мельница — это здание, где из зёрен мелют муку.
Молоть — это перетирать зёрна в муку.
Воспитатель читает текст сказки.
По весне поле вспахали, Зерном поле засевали. Солнце припекает, Землю согревает. Высоко поднялись колоски, К солнышку тянутся они. Ветер налетает, Колоски качает. Влево качнулись. А как дождичек идёт, Рожь водицу пьёт и пьёт. |
Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»). Перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают руки («солнце»). Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми, к полу. Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу И медленно поднимают руки. Покачивают руками над головой. Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево. Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют). |
Молодцы, садитесь на стульчики.
Вопросы по тексту сказки:
Что нашёл петушок?
Что предложили сделать мышата?
Кто обмолотил колосок?
Что предложили сделать мышата с зерном?
Кто это сделал?
Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке).
Что в это время делали Круть и Верть?
Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
Почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса петушка? (Им было стыдно). Почему?
Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
Этюды:
Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.
Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы.
Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков.
Послушайте, я вам ещё раз прочитаю один отрывок из сказки. Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать.
Воспитатель читает последний диалог со слов: «Испеклись пироги…»
На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился? Почему?
С какой сказкой вы сегодня познакомились?
Правильно, с украинской народной сказкой «Колосок».
Дети вместе с воспитателем повторяют второе четверостишье, настраиваются на занятие.
Выполняют артикуляционное упражнение, проговаривают чистоговорки
Отгадывают загадки
Зерно
Хлеб
Мука
Колос
Рассказывают:
Сначала берут зернышко и сажают в землю.
Из зернышка вырастает пшеница, созревают колоски.
Колоски мелют в муку
Из муки выпекают на только пироги, но и хлеб!
Разбираются в значении неизвестных слов, запоминают.
Слушают сказку.
Выполняют упражнения:
Петушок нашел пшеничный колосок
Мышата предложили колосок обмолотить
Петушок
Мышата предложили снести зерно на мельницу муки намолоть.
Зерно на мельницу отнес петушок.
Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь, испек пироги.
Мышата пели, веселились
Дети представляют, что они мышата и им стыдно: голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.
Утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки
Дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу Инсценировка отрывка сказки детьми.
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» раздел «Чтение художественной литературы»
Тема: Чтение украинской народной сказки «Колосок»
(Средняя группа)
Воспитатель: Деева Л. А.
Цель: Познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок».
Задачи:
Обучающие:
-Учить следить за развитием действия;
— Учить детей оценивать поступки героев;
— Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Развивающие:
— Развивать внимание, память, интонационную выразительность.
Воспитательные:
— Воспитывать интерес к другим сказкам народов мира, трудолюбие.
Материал: иллюстрации к сказке, картинка колосок, маски по сказке для театрализации.
ХОД НОД:
Воспитатель:Ребята вы любите сказки? А играть?
Дети. Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть.
Будем пальчики считать, будем сказки называть.
Пальчиковая игра «Назови сказку».
(Дети называют сказки, на каждую сказку загибают пальчики).
Эта сказка «Колобок», эта сказка «Теремок», эта сказка «Репка» про внучку, бабку, дедку, «Волк и семеро козлят», «Про красную шапочку», «Колобок»…
Этой сказке каждый рад.
Воспитатель.
Вы ребята молодцы! Много сказок знаете.
— Я приглашаю вас в путешествие по сказке.
По дорожке вы пойдете,
Прямо в сказку попадете.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будет сказка оживать.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Я вам расскажу сказку, где петушок один ел пироги, а почему вы мне потом скажите, когда послушаете сказку. Называется эта сказка «Колосок».
Воспитатель рассказывает сказку и показывает иллюстрации по сказке.
Вопросы по сказке:
— Почему петушок ел один пироги?
Дети рассуждают.
— Что нашёл петушок?
— Что предложили сделать мышата?
— Кто обмолотил колосок?
— Что предложили сделать мышата с зерном?
— Кто это сделал?
— Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок по иллюстрациям сказки) .
— Что в это время делали Круть и Верть?
— Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
— Почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса петушка? (Им было стыдно). Почему?
— Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
— Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами.
Воспитатель: Правильно, им стало стыдно.
— Как сказка заканчивается, какими словами?
— Какой петушок (трудолюбивый).
Слово «трудолюбивый» дети повторяют хором и индивидуально.
Воспитатель: Вы сказку хорошо слушали, можно и поиграть.
Физминутка «Колоски»
Воспитатель: — Ребята, кто из вас знает, что такое колосок?
Ответы детей.
Воспитатель: Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –это соломина. (Воспитатель показывает колосок).
-Давайте покажем как растут колоски.
По весне поле вспахали, (дети делают скользящие движения ладоней друг о
друга.)
Зерном поле засевали. (Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону «сеют») .
Солнце припекает, (перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают
руки «солнце») .
Землю согревает. (Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,
раскрытыми, к полу.)
Высоко поднялись колоски, (Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу).
К солнышку тянутся они. (Медленно поднимают руки.)
Ветер налетает, (Покачивают руками над головой).
Колоски качает.
Вправо пригнулись, (Наклоняют корпус и руки вправо, влево).
Влево качнулись.
А как дождичек идёт, (Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами).
Рожь водицу пьёт и пьёт. (Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту пьют) .
Вот какая нива! (Поднимают руки, пальцы раздвинуты).
До чего ж, красива! (Трясут кистями рук над головой).
В – ль: — Молодцы, садитесь на стульчики.
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что мука получается из зёрен, а что пекут из муки?
— Правильно, из муки пекут не только различные пироги, но и хлеб. И мы с вами знаем, что хлеб бывает пшеничным и ржаным.
Воспитатель: Послушайте, я вам ещё раз прочитаю конец сказки. Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать.
Воспитатель читает последний диалог со слов: «Испеклись пироги… »
Инсценировка отрывка сказки детьми.
Воспитатель: С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Ответы детей.
Воспитатель: На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился? Почему?
— Чему нас учит сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке заканчивается. Вы все молодцы, внимательно слушали сказку.
НОД Чтение украинской сказки «Колосок»