Конспект занятия по сказке маша и медведь

Конспект  открытого  коррекционно-развивающего занятия в старшей группе

 на тему: «Путешествие по сказке «Маша и медведь»

Исполнитель:

педагог-психолог II квалификационной категории

Эльвира Владимировна Берчатова

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы, обосновывать своё мнение, вникать в смысл заданий.

Коррекционно-развивающие:

— Развивать психические познавательные процессы: произвольное внимание, образную память, умение выделять признаки;

— Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

— Вырабатывать у детей способность к длительной целенаправленной деятельности;

— Воспитывать интерес к такого рода занятиям;

— Воспитывать умение преодолевать возникающие трудности;

— Воспитывать навыки совместной работы.

Оборудование:

Иллюстрации к сказке «Маша и медведь», «шумовое оформление (ветер), карточки к упражнению «Найди, зачеркни», карандаши на каждого ребёнка, музыкальная разминка «У жирафов», лабиринт «Выбери дорожку», пиктограммы радости, внимания, удивления.

Ход занятия:

        — Ребята, посмотрите, у нас сегодня очень много гостей. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на вас.

        — Давайте поздороваемся с ними кто как умеет (щёчкой, ручкой, язычком и т.п.) и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия!

РИТУАЛ  ПРИВЕТСТВИЯ: встали в круг, взялись за руки.

        — Сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение!

        Давайте мы с вами подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу (улыбнулись соседу справа и слева)! Пусть этот день подарит вам хорошие воспоминания!

        — Ребята, сегодня нас ждёт интересное путешествие. Давайте подойдём к телевизору и посмотрим, кто нас приглашает.

(просмотр на DVD эпизода к сказке «Маша и медведь»)

        — Как вы думаете, кто это?

        — Правильно, это Маша из сказки «Маша и медведь».

        — Что с ней случилось? (она пошла в лес и заблудилась)

        — Как вы думаете, ей страшно?

        — А почему? (конечно, в лесу одному всегда страшно и одиноко).

        — Вам жалко Машу?

        — Чем можно ей помочь?

        — Правильно, пойдём её выручать. Ведь нас много, мы дружные и заботливые, а значит, у нас всё получится! (ситуация успеха)

        — А чтобы пойти на помощь Машеньке, давайте подготовимся.

        — Мы потренируем свои руки.

Упражнение «Цепочка»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

        — Мы потренируем свои глаза.

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

(Потянуться руками вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

(Хлопать в ладоши над головой)

Нас покружи, оторви от земли.

(Покружиться, подняв руки вверх)

Солнечный лучик быстро скакал

(Вытянуть вперёд правую руку,

И на плечо он к ребятам упал.

(Медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу)

Весело лучик песенку пел.

Каждый себе на плечо посмотрел.

(Проследить движение пальцев глазами. Повторить то же самое с левой руки)

Солнечный лучик быстро скакал

И на маленький носик к ребятам попал.

(Вытянуть руки вперёд и коснуться пальцем кончика носа,

Весело лучик песенку пел.

Каждый на носик себе посмотрел.

(Проследить это движение взглядом)

Солнышко скрылось, ушло на покой,

(Зажмуриться, закрыть глаза руками)

Мы же на место сядем с тобой.

(Сесть на свои места за столами)

        — Мы потренируем наши ноги.

Упражнение для ног 

В лес осенний на прогулку      (простой шаг по кругу)

Приглашаю вас пойти.             (с высоким подниманием колен)

Интересней приключенья        (ходьба на пятках)

Нам, ребята, не найти!              (потрясывающие движения стоп)

(Звучит фонограмма сильного ветра)

        — Ой, ребята, я что-то слышу, а вы?

        — Сильный ветер поднялся, так шумят деревья, но я думаю мы уже близко к цели.

(подходят к мольбертам)

        — Ой, ребята, какая неприятность, ветер перепутал все картинки, теперь Машенька не сумеет попасть домой.

        — Что делать?

        — Будем ей помогать, я думаю, что мы хорошо знаем сказку.

(садятся полукругом на стульчики)

        — Давайте посмотрим на картинки.

        — Кто догадался, где начало сказки?

        — Иди…, поставь в начале и расскажи, как началась сказка (Маша с подружками пошли в лес)

(выходит ребёнок и рассказывает)

        — Вы все согласны с …, хорошо, а что же случилось потом? (Маша заблудилась)

        — Кто уже нашёл следующую картинку? Выходи и расскажи нам.

        — Молодец…, ты рассказал всё правильно. Я рада, что у Маши такие помощники.

        — А теперь посмотрите на эту картинку, что здесь изображено?  

(правильно)

— Давайте мы с вами изобразим, как медведь шёл по лесу и нёс короб.

Физминутка

        — Идёт медведь между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Устал и говорит….

        — Что он говорит? («сяду на пенёк, съем пирожок»)

        — А Машенька из короба ему отвечает: («не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке»)

        — Вот и мы с вами присядем.

        — Чем же закончилась сказка?

        — Молодцы, вы были очень хорошие помощники. Маша вас благодарит!

(На доске, вверху пиктограмма весёлого лица)

        — Дети, я знаю, что вы все очень внимательные. Посмотрите на картину и скажите, что расположено слева от Маши?

        — А что справа?

        — Что Маша увидела внизу?

        — А теперь подумайте и скажите, что она услышала вокруг?

(пенье птиц, шум ветра, скрип деревьев, шелест трав)

        — Вот сколько интересного можно увидеть и услышать в лесу, вот и Маша растерялась и перепутала всё.

        — Помогите ей: возьмите карточки и зачеркните те предметы, которые не встретились в лесу.

(Работа с карточками)

        — Что вы зачеркнули? Почему?

        — Молодцы! Маша ещё раз вас благодарит за ваше внимание!

(На доске пиктограмма внимательного лица)

        — Вы устали, а чтобы прибавить вам сил, я предлагаю вашу любимую зарядку («У жирафов»).

(Стоя у доски)

        — Ребята, а вы думаете в лесу есть дороги?

        — Нет, только незаметные тропинки.  

(ЛАБИРИНТ)

        — Подойдите ко мне и посмотрите, медведь задумался по какой тропинке ему идти.

        — Посмотрите внимательно и глазками найдите тропинку, которая приведёт к дому дедушки и бабушки.

        — Кто нашёл (дать указку), расскажите нам.

        — Посмотрите, очень удивилась Маша вашим внимательным глазкам.

(На доске пиктограмма удивлённого лица)

        — И благодарит вас за помощь!

РЕФЛЕКСИЯ:

        — Как вы думаете, за что вас можно похвалить?

(за старание, за внимание, за помощь Машеньке)

        — А я сегодня порадовалась,  что вы все были внимательные, заботливые, дружные. Всего вам доброго!

        — А также скажем «спасибо» нашим гостям за то, что они тоже путешествовали вместе с нами. Пожелаем им удачного дня!

Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Путешествие в русскую народную сказку Маша и медведь»

Направление: познавательно-речевое развитие.

Образовательная область: познание.

Непосредственно образовательная деятельность:Чтение художественной литературы.

Цель: развивать у детей интерес к художественной литературе посредством сказки.

Образовательные задачи:

— учить эмоционально воспринимать содержание сказки, понимать и оценивать характер, поступки героев, запоминать последовательность событий;

— формировать умение интонационно выразительно передавать образы героев при воспроизведении песенок и текста из сказки;

— учить понимать и запоминать старославянские слова из текста сказки.

Развивающие задачи:

— развивать психические познавательные процессы, слуховое и зрительное внимание, образную память, образные движения посредством игры, инсценировки; мышление, воображение, любознательность.

Воспитательные задачи:

— воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, культуру речевого общения.

Интеграция образовательных областей:

Здоровье:

– сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей: регулировать смену деятельности путем подвижной игры, физминутки.

Коммуникация:

– обогащать речь детей сказочной лексикой, прилагательными, характеризующими сказочных героев;

— упражнять детей в подборе антонимов;

— формировать умение детей в построении высказываний, предположений, простейших выводов, излагать свои мысли понятно для окружающих;

— отрабатывать интонационную выразительность речи;

— развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми.

Словарная работа: избушка, тропинка, короб, гостинцы, кликать, глушь, чаща, овражки.

Социализация:

упражнять детей в умении инсценировать небольшие и наиболее выразительные отрывки из сказки;

— формировать такие качества у детей, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, доброта;

— поощрять участие детей в совместных играх.

Художественное творчество:

— продолжать развивать интерес к лепке из соленого теста;

— развивать самостоятельность, активность, творчество.

Труд:

— формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Материал:

— иллюстрации по содержанию русской народной сказки «Маша и медведь»;

— картинки, иллюстрации с изображением леса, дедушки, бабушки, девочки Маши, медведя с коробом;

— фигурки настольного театра сказки «Маша и медведь»;

— мячик;

— волшебная палочка;

— платочки для девочек;

— шапка медведя;

— соленое тесто, скалочки, поднос, клеенка;

— музыкальное оформление из мультфильма «Маша и медведь»;

— техническое оснащение: ноутбук, флеш-карта.

Предварительная работа:

— чтение русских народных сказок с последующим обсуждением характеров и поступков героев;

— работа над осмыслением старинных слов из текстов сказок;

— театрализованные игры на выражение эмоционального состояния персонажей из сказок;

— рассматривание иллюстраций из русских народных сказок с сопровождением беседы;

— словесные игры: «Скажи по-другому», «От каждого по словечку» (сказочные слова), «Подбор антонимов к заданному слову», «Подбор определений»;

— игра «Волшебные превращения» (учить детей образно перевоплощаться);

— интонационные упражнения;

— игра «Угадай настроение», описательные загадки»;

— просмотр в записи русских народных сказок по программе;

— П/и «У медведя во бору», «Мишки косолапые»;

— продуктивная деятельность детей по содержанию русских народных сказок.

Форма проведения: игра-путешествие.

Виды деятельности: двигательная, игровая, познавательно-продуктивная, коммуникативная, трудовая.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент

Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь».

Воспитатель: все мы за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Ввод в тему:

Воспитатель: Ребята, хотите опять побывать в сказке?

Дети: Да.

Воспитатель:

Сказку детки очень ждали?

Детки сказку в гости звали?

Чтоб сказка к нам пришла опять

Загадку вам нужно отгадать.

Воспитатель: загадывает загадку: Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,

А когда придет весна, просыпается от сна.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно! Значит, один из главных героев нашей сказки будет медведь. Давайте теперь за руки возьмемся и скажем: «Дружно за руки возьмись, быстро в сказке очутись!

-Мы уже в сказке?

Дети: Нет еще.

Воспитатель: Для того, чтобы в сказку попасть, нам нужно вот эти иллюстрации рассмотреть (ставит на доску первую иллюстрацию, на которой нарисован лес). Ребята, что здесь изображено?

Дети: лес.

Воспитатель: А можем мы по этой иллюстрации определить, о какой сказке пойдет речь?

Дети: Нет, сложно догадаться, какая это сказка.

Воспитатель: Назовите мне сказки, в которых действия происходят в лесу?

Дети: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь».

Воспитатель достает вторую иллюстрацию с изображением дедушки и бабушки. Задает вопросы: Кто нарисован на картинке? Из какой сказки эта картинка?

Дети: Дедушка и бабушка есть в сказке «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь». По этой картинке нельзя догадаться, что это за сказка.

Воспитатель достает третью иллюстрацию с изображением девочки и задает вопросы: Кто изображен на иллюстрации? В каких сказках есть девочка?

Дети: Девочка есть в сказках «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь».

Воспитатель: Ну что, все еще трудно догадаться, что это за сказка? Достает четвертую картинку, где изображен медведь с коробом за плечами.

Дети: Все дружно называют сказку «Маша и медведь».

Воспитатель: Почему, ребята, вы сразу догадались, какая это сказка?

Дети: Мишка по лесу идет, а в коробе Машу несет.

Воспитатель: Правильно! Хотите еще раз послушать, что же случилось с одной маленькой девочкой, которая заблудилась в дремучем лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо, но давайте прежде мы с вами побываем в гостях в лесу у медведя.

Игровое упражнение: «Мишка по лесу идет»

Цель: вызвать желание у детей изображать действия медведя, побудив их фантазировать и одновременно упражнять в выразительности жестов, мимики, движений.

Мишка, Мишка, косолапый, Мишка по лесу идет. (Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)

Мишка хочет сладких ягод, (Погладить себя по животу, облизнуться.)

Да никак их не найдет (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)

Вдруг увидел много ягод

И тихонько зарычал (Показать указательный палец, на лице восторг, двумя руками собирать ягоды в рот.)

Подошли к мишутке детки,

Мишка ягоды им дал. (Промаршировать, подтянуть руки вперед, имитируя жест – возьми.)

Воспитатель: Молодцы! Вот и побывали мы в лесу у Топтыги косолапого. Но нам пора вернуться к сказке.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель рассказывает сказку, показывая ее наглядно при помощи фигурок из настольного театра и задает вопросы:

— Про кого рассказывается сказка?

Дети: Про Машу и медведя.

Воспитатель: Расскажите, как Маша попала в лес?

Дети: Ее позвали подружки, она отпросилась у бабушки и дедушки пойти с подружками в лес.

Воспитатель: Каким был медведь?

Дети: Большим, лохматым, сердитым.

Воспитатель: Что сказал медведь Маше, когда вернулся домой?

Дети: Будешь жить со мной, еду мне готовить, не уходи, а то съем.

Воспитатель: Расскажите, что придумала Маша, чтобы перехитрить медведя?

Дети: Испекла пирожки, попросила медведя отнести их дедушке и бабушке.

Воспитатель: Как Маша обманула медведя, чтобы вернуться к дедушке с бабушкой?

Дети: Залезла в короб, а сверху на голову поставила миску с пирожками.

Воспитатель: Что говорила Маша, когда медведь хотел съесть пирожки?

Дети: Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси дедушке, неси бабушке.

Воспитатель: Как Маша оказалась у дедушки с бабушкой?

Дети: Медведь в коробе принес.

Воспитатель: Как дедушка с бабушкой нашли свою внучку?

Дети: Медведь бросил короб и убежал, дедушка с бабушкой вышли во двор, смотрят – стоит короб, а в нем Машенька.

Воспитатель: А кого испугался медведь?

Дети: Медведь испугался собак.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть слова из сказки, а вам нужно будет представить этот предмет или явление, показать его на картинке и назвать по-другому.

Сообщение нового.

Игра: «Скажи по-другому»

Цель: учить детей замечать и выделять старославянские слова из сказки, понимать их смысл.

Воспитатель: Дети:

— Избушка -деревянный дом.

— Тропинка -лесная дорожка.

— Короб -берестяное изделие для переноса чего-либо.

— Гостинцы -подарки.

— Аукать — звать на помощь

— Кликать -звать кого-то.

— Глушь -глухое, заросшее место в лесу.

— Чаща -густой, частый лес, заросли.

— Вынимай -доставай.

— Заблудиться -потеряться.

— Овражки -глубокие, длинные с крутыми склонами впадины на поверхности земли.

— Погоревали — расстроились.

Воспитатель (дополняет ответы детей для более точного определения предмета, действия) Молодцы! Со всеми словами справились. А еще хотите поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, а к ним вы будете придумывать слова-неприятели.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: помочь детям лучше запомнить характеры героев и предметы из сказки, учить подбирать слова антонимы.

Дети встают в круг.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок, называя слово с противоположным значением, кидает мяч обратно воспитателю.

Воспитатель: Дети:

— Лес был в сказке редкий, светлый — густой, темный

— Машенька была большой — маленькой

ленивой — трудолюбивой

трусливой — смелой

— Медведь был крохотным – огромным — скрытным — доверчивым

— Короб был мелким, маленьким -глубоким, большим

— Избушка была ветхой — крепкой

соломенной — бревенчатой

— Тропинка была короткой, извилистой -длинной, прямой

— Маша в коробе сидела низко -высоко

Смотрела близко – далеко.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились, а давайте сейчас попробуем сыграть эту сказку, сначала вспомним, что говорил медведь, когда нес короб?

Дети: Сяду на пенек, съем пирожок.

Воспитатель: А что отвечала Машенька?

Дети: Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.

Воспитатель выбирает мальчика для роли медведя, одевает ему шапочку медведя и девочку для роли Машеньки, повязывает ей платочек, остальные дети – зрители. С помощью воспитателя разыгрывается небольшой эпизод из сказки. Одновременно проводятся интонационные упражнения.

Цель: формировать у детей выразительность речи.

Медведь несет короб к бабушке и дедушке. Воспитатель обращает внимание на то, что у медведя голос грубый, хриплый, помогает ребенку придать движениям образную выразительность (медведь устал, ему тяжело нести короб, он не доволен, Машенька же весела, говорит лукаво, хитро, радостно).

Практическая деятельность:

Разыгрывается эпизод.

«Медведь идет» через лес, увидел пенек, сел и говорит, грубым, уставшим голосом: «Сяду на пенек, съем пирожок».

Машенька отвечает лукаво звонким, громким, хитрым голосом: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке».

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильным голосом озвучивали роли. А сейчас при помощи вот этой волшебной палочки я всех девочек превращу в Машенек, а мальчиков в медведей.

Подвижная игра «Маша и медведь»

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Девочки «пекут» пирожки (имитируют этот процесс, складывают пирожки в короб, прячутся за спинку стульчика, как будто в короб медведя). Мальчики, имитируя движения медведя, идут по лесу, время от времени присаживаются на стульчики (пеньки) со словами «сяду на пенек, съем пирожок». Девочки встают из-за стульчиков и грозят медведям пальчиком: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Затем снова прячутся.

Медведи отвечают: «Ишь, какая глазастая, высоко сидит, далеко глядит».

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие в сказку. Давайте подведем с вами итог, чему научили нас герои этой сказки?

Дети: Нужно быть внимательным в лесу, не отставать от подружек, иначе можно заблудиться и попасть прямо в лапы к медведю, нельзя удерживать силой….

Воспитатель: Да, ребята, но главное, что из любой ситуации можно найти выход, если не испугаться, не отчаяться, не растеряться, а применить свою сообразительность, ум, находчивость, и тогда даже маленький человечек, как Машенька, может выбраться из леса, обманув, огромного медведя.

Но все же мне медведя жалко, не таким уж он был и плохим в этой сказке. И Маша то его оставила, собаки его напугали, и не полакомился он пирожками. А вам его жалко?

Дети: Жалко.

Воспитатель: Тогда давайте и для него испечем гостинцы.

Дети: Давайте.

Дети лепят из соленого теста гостинцы для медведя.

Воспитатель: Давайте, ребята, угостим нашего медведя тем, что мы испекли!

Дети угощают.

Воспитатель: А все, что мишка не съел, положим ему в кузовок! Дети складывают гостинцы в кузовок и прощаются с медведем.

Цель: Психологическая подготовка детей к
учебной деятельности через сказку.

Задачи:

  • Развитие познавательных процессов: внимания,
    восприятия, памяти, речи и мышления, речевой
    активности детей;
  • Развитие предпосылок к учебной деятельности;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Совершенствование навыков общения со
    сверстниками и взрослыми;
  • Совершенствование навыков счета;
  • Развитие фантазии, воображения.

Оборудование:

  • Презентация
  • Декорация “Лесной полянки”
  • Пластилин, рисунок солнышка, выполненный
    карандашом
  • Картинки
  • Музыкальная физминутка
  • Карточки к упражнению “Лишняя картинка”
  • Коробка с игрушками
  • Мяч

Участники: дети 6–7 лет

Количество детей: 12-15 человек

Время занятия: 30 минут

Ход занятия

I. Организационный момент

Дидактическая игра “Наоборот”
(с использованием мяча)

— Предлагаю поиграть:

Я скажу вам “высоко”
А вы ответьте “низко”
Я скажу вам “далеко”
А вы ответьте “близко”

— Итак, начинаем!

  • Белый — …
  • Светлый — …
  • Большой — …
  • Грустный — …
  • Длинный — …
  • Высокий — …

Дети садятся на стульчики, расставленные
полукругом.

II. Основная часть

Педагог Дети (предварительные ответы)
Дорогие дети, сегодня вы попали на
лесную полянку сказок и нас ждет интересное
путешествие в сказку.
 
(1 слайд. Эти упражнения нужны
для того, чтобы вы стали более сообразительными,
внимательными, научились самостоятельно думать
и сумели подготовиться к обучению в школе).
Слова Маши:

Я пришла в лес, в гости
к Мише, а его нигде нет. Как вы думаете, где он
может быть?

Точно, скорее всего, спит. А где спит наш Миша,
зимой в лесу?

Ребята, а какое время года наступило?

Правильно, весна! А весной мишке пора вставать.
Все медведи уже проснулись, а наш Миша еще спит.

— Не знаем, он, наверное, спит.

— В берлоге.

Весна.

Включается запись с пением птиц, звуками леса.

— Ой, почему птицы запели?

— Пойдем
будить Мишу?

— Потому что уже весна наступила.

— Да,
пойдем!

Дети медленным шагом подходят к коробке, и поют
песенку с воспитателем.

У медведя во бору я гуляю и пою. 3 слайд

Медведь, вставай, из берлоги
вылезай.

— Громче, а то Миша не слышит.

 

Медведь вставай, из берлоги вылезай!

Медведь зарычал, и дети убегают по своим местам.
Педагог поднимает Мишу.

Слова Миши: Кто меня будит, кто мне
спать мешает?

— Какое сейчас время года?

Что?! Уже весна?

Ну, пора мне вставать. Спасибо, что разбудили, а
то всю весну проспал бы. А ведь я помню, что Маше
обещал к школе подготовиться.

Я ей приготовил много интересных заданий.

Слова Маши: Ребята, вы мне поможете
выполнить Мишины задания?

Слова Миши: Тогда слушайте мои загадки.


Я хозяин леса строгий,
спать люблю зимой в берлоге,
и всю зиму напролет снится мне душистый мед,
страшно я могу реветь, кто же я, скажи? —

А вот еще одна загадка:

Черные, кривые, от рожденья все немые.
Встанут вряд, враз заговорят.

Что это ребята? 4 слайд


Десять их, но братья эти сосчитают все на
свете. 5 слайд


Смотри-ка, ребята отгадали все загадки.

— Да, Миша, ребята очень сообразительные, они
умеют отгадывать загадки.

Слова Миши: У меня есть еще задания
для Маши.
Вот в том конверте.

— Это мы, вместе с Машей.

— Уже весна.

— Да, Миша!

— Да, поможем!

Медведь!

Это буквы.

Цифры.

Ставит игрушки на стол и открывает конверт с
заданиями. На доску вешает картинки. Дети их
называют.

Задание у нас такое: Ребята, давайте
посмотрим на образец рисунка и сосчитаем –
сколько и каких фигур здесь спряталось.

7, 8 слайд

1) 2 треугольника и 1 четырёхугольник –
прямоугольник

2) 3 треугольника; 3
четырёхугольника

Раздает детям карточки с упражнениями.

Ребята, Миша приготовил вам ещё задание,
внимательно послушайте и догадайтесь, о ком или о
чем идет речь. 9 слайд

“Эту
зимующую птичку можно увидеть только в лесу. Она
веселая, подвижная, ловкая. Питается птица
семенами хвойных деревьев, поэтому у нее
загнутый, крестообразный клюв. Таким клювом
легко добывать семена из — под чешуек шишки. Своих
птенцов она выводит в лютые холода”

“Этот цветок расцветает в мае. Во время
цветения он напоминает ярко — желтое солнышко. А
когда отцветает, то превращается в белый
пушистый шарик. Дунешь на него и разлетятся
вокруг легкие семена -парашютики”.


Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет-нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное —
Ветерку послушное


— Постарайтесь запомнить эти строчки!

13 слайд

“Люди называют этих насекомых
труженицами, хлопотуньями. Раскрашено насекомое
в желто-черный цвет, крылышки у него
полупрозрачные. Это очень полезное насекомое,
оно опыляет цветы, дарит людям воск и мед”.

 Это
клест

Одуванчик

Это пчела

Вот умницы, у вас все получилось.

Скажите,
какими ягодами любит лакомиться медведь?

А теперь ребята, давайте встанем в круг и
немного отдохнем. Давайте Мише расскажем и
покажем стихотворение.

— Малиной.

Физминутка. Воспитатель просит детей выйти в
середину и встать полукругом, просит повторять
за ним слова и движения.

Миша, Миша, косолапый.
Миша по лесу идет.
Миша хочет сладких ягод.
Да никак их не найдет.

Вдруг увидел много ягод.
И тихонько зарычал.
Подошли к Мишутке дети.
Мишка ягодки им дал.

— Мы немного отдохнули и готовы к следующему
заданию.

Приподнимают плечи, округляют руки.
Поворачивают внутрь носки ног и идут
переваливаясь.
Гладят себя по животу, облизываются.
Оглядываются по сторонам, пожимают плечами.

Изображают
мимикой восторг.
Рычат.
Маршируют.
Протягивают вперед открытые ладони.

Педагог просит детей сесть на места.

Раздает детям карточки с упражнениями.

— Найдите насекомое, назовите его.

— Какое дикое животное нарисовано на картинке?

— Найдите предмет, который вас защищает от дождя

— Найдите транспорт, который передвигается по
рельсам

— Про какой предмет мы скажем, что это водный
транспорт?

— Какой еще бывает транспорт?

Я буду называть вам слова, а вы их будете
объединять их в одно слово. Готовы?

Щука,
карась, окунь – это?

Ромашка, ландыш, василёк.

Саша, Коля, Маша.

Петров, Кузьмин, Егоров.

Шкаф, стул, тумбочка.

Лиса, волк, медведь.

Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал 24 слайд


Береза, рябина, сосна, дуб, ель…25 слайд


Красный, желтый, зеленый,

фиолетовый… 26 слайд

Да, готовы!

Рыба.

Цветы.

Имена.

Фамилии.

Мебель.

Животные.

Геометрические фигуры

Деревья

Цвета

Помогите мне разобраться, по какому
признаку эти предметы объединены в группы? 29 слайд

Решите задачу: “На
тарелке лежало два яблока. Мама одно яблоко
разрезала пополам и положила снова на тарелку.
Сколько яблок теперь лежит на тарелке?” 30 слайд

Сравните предметы между собой. Скажите,
чем они похожи и чем отличаются. 31
слайд

В каждом ряду, найдите и обведите лишнюю
картинку,
ту, которая не подходит к остальным. Объясни, почему он лишний. Назови
оставшиеся предметы одним словом 32-33
слайды


Назовите, каких сказочных героев вы
узнали. В какой сказке они живут? 34
слайд


А теперь предлагаю поиграть.

 

Педагог делает вид, что Маша ему что-то шепчет
на ухо, включается музыка.

Ребята, игра называется – “Ах, какой я
молодец”.

Давайте все встанем в круг, и начинаем
двигаться по кругу. Я буду называть разные цифры,
но как только назову цифру семь,
вы дружно должны сказать, “ах какой я молодец”.

Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель берет игрушки “Машу”
“Мишу”.

Ну, молодцы ребята, все задания Мишины
мы сделали.

Ребята, давайте поблагодарим Мишу за
интересные задания, которые он нам придумал, и нарисуем
пластилином солнышко.


Согласны?

Посмотри Миша, какое солнышко у нас получилось..

Слова Миши: Спасибо вам ребята. А еще вы
очень здорово помогли Маше выполнять мои
задания.

Слова Маши: Да, спасибо ребята, без вас мне
было бы трудно справиться.

 

Да, Согласны!

Дети выполняют коллективную работу.
Вывешивается на доску.

Ну, вот ребята, пора нам возвращаться с
нашей лесной полянки домой. Давайте скажем друг
другу спасибо.
 

Эти упражнения помогли вам научиться
осмысленно воспринимать задания, рассуждать,
играя решать задачи и упражнения, проявить свои
творческие способности и умения, показать свое
собственное “Я”.

Я думаю, вы стали еще более уверенными в себе,
потому, что вы сейчас еще больше знаете и умеете!

Педагог говорит спасибо “Маше и Мише”

ПРИЛОЖЕНИЯ

— Скоро вы все пойдете в школу. Вы уже что-то
знаете про школу? Сейчас вы это докажите.

Игра “Догадайся и ответь”

Я буду задавать вопрос и кидать кому-то мяч. Тот,
кто поймал мяч, отвечает на вопрос.

  1. Как в школе называется взрослый, который учит
    детей? (учитель)
  2. Как в школе называют детей? (ученики)
  3. Как называется книга, по которой учатся ученики?
    (учебник)
  4. Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
  5. Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
  6. Перерыв между уроками называется? (перемена)
  7. Прозвенел звонок начинается…(урок)
  8. Стол за которым пишут ученики – это…(парта)

Психолог: Молодцы! Как много вы уже знаете о
школе.

(Дети присаживаются на стулья)

Ребята, расскажите, почему вы хотите в школу.

Упражнение “Я хочу в школу, потому что…”

Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они
идти в школу и почему. Передавая друг другу
какой-нибудь предмет (например, мяч)

Педагог подводит детей к понятию: учиться
надо, чтобы все на свете знать, быть
сообразительным, умным.

Беседа о том, каким должен быть хороший
ученик.

Послушайте, как учила мама своего
маленького крокодильчика:

Зеленого крокодила
Зеленая мать учила:
-Можешь ты быть ученым,
Конструктором или поэтом,
Но главное — быть зеленым!
Запомни, пожалуйста, это.

Права ли мама крокодильчика? (ответы детей)

А вот чему учила своего сыночка другая мама,
мама гиппопотама:

Можешь ты быть акробатом,
Конструктором или поэтом,
Но главное — быть пузатым.
Счастье, сыночек, в этом.

Согласны вы с мамой гиппопотамчика? (ответы
детей)

— А серого мышонка
Серая мама пугала:
— Можешь ты быть инженером,
Ученым или поэтом,
Главное — быть серым,
Маленьким и незаметным.

— А какими должны быть вы, чтобы стать хорошими
учениками? (ответы детей —
усидчивыми, аккуратными, прилежными,
терпеливыми).

Список использованной литературы:

  1. Алябьева Е.А.: “Психогимнастика в детском
    саду”. Москва, 2003 г.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.: “Удивляюсь, злюсь,
    боюсь, радуюсь”: издательство “Генезис”, 2000 г.
  3. Постоева Л.Д., Лукина Г.А.: “Интегрированные
    коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6
    лет”, издательство “Книголюб”, 2006 г.
  4. Роньжина А.С.: “Занятия психолога с детьми в
    период адаптации к дошкольному учреждению”:
    издательство “Книголюб”, 2006 г.
  5. Шарохина В.Л.: “Коррекционно-развивающие
    занятия в средней группе”: издательство
    “Книголюб”, 2002 г.

Конспект внеурочного занятия, кружка «По дорогам сказок».

Тема: Сказка «Маша и медведь».

Учитель: Костина Мария Александровна.

Класс: 1

Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

  1. Развивать познавательные, творческие способности и эмоционально-волевую сферы младших школьников.

  2. Расширять кругозор обучающихся.

  3. Формировать стремление обучающихся к личностному росту.

планируемые результаты

УУД

Личностные: развивать у обучающихся:

  • нравственно-этические понятия: «добро», «взаимовыручка», «уважение» посредствам русского народного фольклора.

Метапредметные: развивать:

  • умение управлять своей деятельностью;

  • умение осуществлять контроль и коррекцию;

  • умение работать с информацией.

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

  • умение пользоваться приёмами театрализации.

Предметные:

  • тренировка знаний в манипуляции с геометрическими фигурами;

  • обогащение активного и пассивного словаря обучающегося: «горшок», «крынка», «изба», «изгородь», «короб»;

  • отработка навыков чтения: понимание, интонация, слушание.

  • способность соотносить поступки литературных героев с общепринятыми этическими моральными нормами.

  • поиск информации;

  • умение выражать свои мысли;

  • целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

  • планирование сотрудничества в группе;

  • развитие умения применять изученный материал для решения практической задачи.

  • моделирование с использованием геометрических фигур;

  • установление причинно-следственных связей

Формы работы:

  • коллективная;

  • групповая.

Подготовка к занятию:

  • Материалы к занятию:

  1. Текст сказки.

  2. Задания для групп.

  3. Конверты для геометрических фигур.

  4. Наборы геометрических фигур: прямоугольники малые и большие, треугольники малые и большие, круги малые и большие, квадраты малые и большие.

  5. Знаки «Правила поведения в группе».

  6. Маски и атрибуты костюмов.

  7. Тематические картинки: посуда – сковорода, крынка, чашка; мебель – диван, деревянный стул и стол; инвентарь – метла, швабра, пылесос.

  8. Музыкальные фрагменты: для танца – Овечка Долли, для физминутки русско- хороводная «По малину в сад пойду», Д. Шестакович «Сказка о попе и работнике Балде»- танец медведя.

  • Программно-техническое обеспечение:

  1. Компьютер на рабочем месте учителя.

  2. Проектор.

  3. Экран.

  4. Диск со сказками.

  5. CD-плеер

  • Подготовка рабочих мест для обучающихся:

  1. Расстановка парт по группам.

  2. Таблички с номерами групп.

Ход занятия

1 этап. Организационно – мотивационный

Цель: создание комфортной обстановки на занятии; деление класса на группы.

Учитель: Здравствуйте, дети, предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие! Для этого необходимо станцевать волшебный танец, дарящий всем хорошее настроение (музыка).

ТАНЕЦ.

Дети, улыбнитесь друг другу и подарите всем хорошее настроение.

2 этап. Постановка проблемы и поиск ее решения

Цель: создание проблемной ситуации и поиск её решения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Кто стучится в дверь — это сказочка, поверь, дверь открой и отгадай ….что за сказка к нам пришла, радость детям принесла?

(Дети слушают фрагмент сказки аудио) отгадывают ее название (варианты ответов).

Дети слушают сказку.

Определяют название сказки.

Почему у вас получились разные варианты ответов?

Предлагаю по иллюстрациям определить сказку.

Дети высказывают своё предположение.

Рассматривают иллюстрации и подтверждают свою догадку о названии сказки.

На сказочной поляне появились разноцветные цветы.

Подходите, выбирайте и друг друга находите!

Дети выбирают цветы (3 цвета: красный, желтый, синий) и распределяются на три группы.

3 этап. Организация творческой деятельности

Цель: создание условий для организации творческой деятельности и работы в группах.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Создание условий для организации творческой деятельности.

Продолжаем сказку сказывать… «Пришла Маша в самую глушь, в самую чащу. Видит — на поляне стоит избушка…»

Дети продолжают хором рассказывать сказку.

Соберите дом медведю из фигур, которые лежат в конверте у вас на столе.

Теперь прошу каждого участника в группе перенести по одной детали дома на доску, чтобы вашу постройку могли увидеть гости.

Вопросы группам:

1 гр. — Какие геометрические фигуры Вы использовали для построения дома?

2 гр. — Каких фигур больше?

3 гр. — Каких фигур меньше?

— Посмотрите на волшебный экран

Скажите, какой может быть избушка медведя?

(иллюстрации: избушка – на — курьих ножках, деревенская изба, изба медведя.)

— Почему важно уметь работать в группе?

Дети рассматривают фигуры и собирают вначале свою часть дома, а затем соединяют в общий дом.

Мы использовали разные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник и круги.

Больше прямоугольников, т.к. дом — прямоугольной формы.

Меньше всего кругов, т.к. он может быть только окошком на чердаке.

Дети обсудили и пришли к решению, что дом медведя должен быть: деревянным: т.к. стоит в лесу; просторным: т.к. медведь большой, значит это дом № 1

— В группах работать сложно, но интересно;

— в группе легко работать, больше разных мнений и вариантов ответов.

— Продолжаем рассказывать сказку…

— Вспомните, что в доме увидела Маша?

Задание: «Лишний предмет»

Возьмите конверт № 2. У каждой группы есть набор картинок. Необходимо рассмотреть их, найти предмет из избушки медведя и определить лишний.

Предлагаю каждой группе обосновать свой выбор.

Дети продолжают хором рассказывать сказку: «Посредине печка большая, а в правом углу стол и стул стоят. На столе миска, да горшок с молоком. В доме чисто, в углу метла из ивовых прутьев и тряпка полы, от которой блестят».

Маша увидела стол стулья, горшки, печку, метлу и многое другое.

Группа 1.

Лишний предмет: железная миска, т.к. она железная, а остальная посуда из глины.

Группа 2.

Лишний – пылесос, т.к. медведь живет в лесу, там нет электричества.

Группа 3.

Лишний – диван, т.к. стол и стул сделаны только из дерева, о них говорят в сказке, о диване в сказке не говорится, но он тоже из дерева.

Краткий анализ характера героев сказки

А дальше, что было…

— Какой была Маша, каким был медведь. Опишите их характеры.

Дети продолжают хором рассказывать сказку: «Не отпустил медведь девочку и осталась Маша жить у него».

Маша была веселой, а медведь грустным, у него не было друзей. Маша была безответственной, ушла от подруг, а медведь искал себе друга.

Физминутка (танцы Маши и медведя) Предлагаю показать Машу и медведя в танце.

Вначале девочки под русскую хороводную танцуют, а потом мальчики – танцуют как медведи.

Предлагаю разыграть каждой группе свой отрывок из сказки, который находится в конверте № 3. Помощь окажут нам взрослые – наши гости (У каждого режиссера есть план, по которому он действует.)

Помните, вам необходимо прочитать отрывок и выбрать Машу и медведя, возможно, выбрать ещё актеров для других ролей.

Задача зрителей внимательно смотреть и слушать. Быть благодарными зрителями.

«Театр»

1группа:

Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

  • Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

  • Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

  • Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по доро­ге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

  • Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

2группа:

Машенька говорит:

  • Выйди на крылечко, посмотри — не идёт ли дождик?

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднима­ется.

Шёл-шёл, устал и говорит: Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька из короба: Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!

  • Ишь, какая глазастая, — говорит медведь, — всё видит!

Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит: Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька из короба опять: Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!

Удивился медведь:

  • Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошёл скорее.

3группа:

Пришел в деревню, нашел дом, где бабушка и дедушка жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

Открывайте двери я вам гостинец принес от Машеньки.

А собаки увидели медведя да как начали лаять, и бросаться на медведя. Медведь короб кинул и пустился без оглядки.

Вышли бабушка и дедушка к воротам. Видят короб стоит, крышку подняли, а там — Машенька сидит – живехонька и здоровёхонька.

5 этап. Анализ и подведение итогов

Цель: проанализировать знания, полученные в ходе занятия; подвести итог занятия.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Какую сказку мы вспомнили?

— Мы вспомнили русскую народную сказку «Маша и медведь».

-Чему учились?

— Мы учились сегодня сравнивать предметы (по их значимости для героя сказки — медведя), выбирать лишнее, инсценировать сказку, танцевать, как герои сказки и т.д.

6 этап. Рефлексия

Цель: отследить уровень удовлетворенности занятия.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

— Определите ваше настроение. На сказочной поляне распустились цветы:

Красный — отличное настроение, у меня все получилось на занятии,

зеленый цветок – хорошее настроение, но мне было трудно выполнить задание,

синий цветок – мое настроение печальное, потому что некоторые задания показались мне сложными.

— Дети выбирают цветы и прикрепляют их на поляну.

— Дети выполняют анализ настроения после занятия.

Пояснительная записка к занятию по внеурочной деятельности в 1 классе

«По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

В концепции ФГОС в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором основное место отводится творческим качествам ребёнка: «…Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Занятие по теме «По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» является интегрированным. Реализуется в направлении «Общеинтеллектуальное». Курс развития познавательных способностей разработан Мещенковой Л.В. с целью создания условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций. В нем собраны задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Занятие, проходит в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств обучающихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению качественных результатов в учёбе.

Деятельность на занятии направлена на достижение результатов ФГОС:

  • Расширение нравственно-этических, понятий: «добро», «взаимовыручка», «уважение» посредствам русского народного фольклора;

  • умение управлять своей деятельностью;

  • умение осуществлять контроль и коррекцию;

  • умение работать с информацией;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

  • умение пользоваться приёмами театрализации;

  • манипуляции с геометрическими фигурами;

  • обогащение активного и пассивного словаря обучающихся: «горшок», «крынка», «изба», «изгородь», «короб»;

  • отработка навыков чтения: понимание, интонация, слушание.

Деятельность на уроке направлена на формирование следующих УУД:

  • способность соотносить поступки литературных героев с обще принятыми этическими моральными нормами.

  • поиск информации;

  • умение выражать свои мысли;

  • целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

  • планирование сотрудничества в группе;

  • развитие умения применять изученный материал для решения практической задачи.

  • моделирование с использованием геометрических фигур;

  • установление причинно-следственных связей;

Реализация цели осуществляется пошагово в соответствии со структурой занятия.

В занятии представлены 3 вида мотивации: познавательная, коммуникативная, мотивация успеха, что формирует положительное отношение и мотивацию к изучению духовно-нравственного наследия.

Данное занятие разработано и проведено в 1 классе.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, проявление душевных качеств и характерных черт личности обучающегося.

Использование системно-деятельностного метода и коллективно-творческого обучения, в данном возрасте актуально для адаптации, знакомства с коллективом и проявление индивидуальности.

Совместная деятельность обучающихся и педагога во внеурочной деятельности оказывает большое влияние на учебный процесс, меняет систему взаимоотношений, позволяет проявить познавательный интерес к деятельности, основанной на уважении, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.

На занятии использовались материалы, из коррекционно-развивающего курса «РПС» для массовой школы Мещенкова Л.В. «36 занятий для отличников».

Актуальность данного занятия заключается в проявления обучающегося своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

На занятии применяются различные формы организации деятельности (коллективная, индивидуальная, парами, фронтальная).

На занятии были учтены индивидуальные особенности группы: не все обучающиеся умеют работать быстро, часть детей затрудняются сосредоточиться, когда это необходимо, не все обладают устойчивым вниманием, что соответствует психологическим особенностям данного возраста.

Поэтому я спроектировала использование:

— ТСО (компьютер с проектором) для более яркого представления материалов занятия, для реализации личносто-ориентированного подхода, для достижения цели занятия;

— опорно-дидактический материал текстового характера для повышения качества запоминания и работоспособности на занятии.

На этапе организации творческой деятельности была использована методика проблемно-диалогического обучения.

Переход от совместной учебной деятельности к самостоятельной заключается в элементах проблемных бесед: почему? как? и аргументированности высказываний.

На протяжении занятия использовались знакомые в учебной деятельности для обучающихся методы и приемы: выдвинуть гипотезу, доказать ее, создать продукт совместной творческой деятельности, сформулировать свой ответ.

На этапе рефлексии применяются метод «Экран настроения», обучающиеся высказывают своё мнение, анализируют сложность занятия. Рефлексия играет большую роль в формировании самооценки обучающихся, что является одним из наиболее важных этапов занятия, т.к. он направлен на развитие самодеятельности ученика. Ему уделено большое внимание в системе развивающего обучения.

На данном занятии было уделено достаточное внимание принципу «психологической комфортности». В ходе занятия я создавала ситуацию для формирования мотивации успешности в форме принятия любого ответа (каждый имеет право на свою точку зрения).

В свое деятельности большое внимание уделяю здоровьесбережению, поэтому на занятии использовала народную музыку для физкультминутки.

5

Тема: Сказка « Маша и медведь».

Цели: познакомить воспитанников с русской народной сказкой «Маша и медведь»; совершенствовать навыки чтения; развивать память, связную речь; умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

Оборудование: настольный кукольный театр; картинки с изображением «Маши и медведя»; сюжетные картинки; маска медведя; лукошки; словарные слова карточки

(текст речи для речевой разминки).

Ход.

1.Организационный момент.

а) — Речевая разминка.

Известны сказки с давних пор,

Не верть тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже,

Скорее сказки прочитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай-

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем.

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

-Прочитайте правильно и весело.

-Прочитайте выразительно.

-б) Отгадайте, с какой русской — народной сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии.

Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит,

Кто несёт её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её медведь

Вместе с пирогами,

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша отдохнуть,

Только Маша не даёт

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге съесть,

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка, Это (Маша и медведь).

-Прочитайте название сказки.

2. Основной этап.

Пальчиковая гимнастика « Маша и медведь».

Маша — пальчиковое упражнение « Бантик».

Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»

Грибы — пальчиковое упражнение «Грибы».

Ягоды — пальчиковое упражнение «Ягоды».

Дом — пальчиковое упражнение «Домик».

Пирожки – перекладывание из рук в руку воображаемые пирожки.

Пенёк – кулак, поставленный на стол,

Короб – пальчиковое упражнение «Корзина».

-Воспитатель читает сказку « Маша и медведь».

-Беседа по сказке « Маша и медведь».

Вопросы:

-Как звали внучку бабушке и дедушки?

= «Машенька».

-Куда пошла Машенька с подружками?

= ( В лес по грибы, ягоды).

-Прочитайте, как Машенька потерялась в лесу?

= ( Пришли девушки в лес,….- совсем заблудилась).

-Что увидела Машенька в чаще леса?

=( В чаще леса стоит избушка).

-Кто жил в избушке?

= ( В избушке жил большущий медведь ).

— Прочитайте ,почему медведь решил оставить Машеньку у себя?

= (Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь.

печку топить, будешь, кашу варить, меня кашей кормить.)

— Почему медведь не отпускал Машеньку домой?

= ( Боялся, что в лесу заблудиться).

-Что придумала Машенька, чтобы убежать от медведя? Найдите в тексте

и прочитайте.

= (Думала, она думала…я бабушке и дедушке гостинцев отнесу).

-Какие гостинцы она изготовила?

= ( Маша испекла пирожки).

— Куда положила Машенька пирожки?

= ( Маша положила пирожки в большой короб ).

-Какие наставления дала Машенька медведю? Найдите и прочитайте в тексте.

= (Вот смотри:…за тобой следить буду!)

Физкультминутка.

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

— Как Машенька обманула медведя? Найдите в тексте.

= ( Машенька сейчас же залезла в короб,…поставила).

-Где нашли Машеньку дедушка и бабушка?

= ( В коробе).

— Как бабушка и дедушка стали называть Машеньку?

= ( Умницей).

— Кто оказался хитрее и находчивее: Маша или медведь?

= ( Машенька).

Игра – драматизация « У медведя во бору».

-Дети надевают лукошки на руку, расходятся по полянке, наклоняются, ищут грибы и говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру

А медведь не спит,

Всё на нас рычит.

-На последних словах «медведь» ловит ребят, пойманный становиться «медведем».

Игра « Один много».

Подружка – подружки. Лавка – лавки.

Гриб – грибы. Деревня – деревни.

Ягода – ягоды. Короб – короба.

Пирог – пироги. Медведь – медведи.

Игра «Назови ласково».

Вкусный гриб – вкусненький грибок.

Сладкая ягода – сладенькая ягодка.

Зеленое яблоко – зелёненькое деревце.

Румяный пирог – румяненький пирожок.

Хитрая Маша – хитренькая Машенька.

Игра « Кто лишний».

— На стол выставляются персонажи сказок из настольного кукольного театра: дедушка, бабушка, Машенька, волк, лиса, медведь. Дети должны правильно выбрать и назвать героев сказки « Маша и медведь».

Знакомство с пословицами.

— Прочитайте пословицы. Найдите те, которые соответствуют сказке.

-Из всякого положения есть выход.

-Солнце, воздух и вода – лучшие доктора.

— Мудрый правду видит, а глупый познаёт её на своей спине.

3.Итог занятия.

-Какая называется сказка, которую мы с вами сегодня читали?

-Назовите главных героев сказки.

-Какая Маша? Какой медведь?

= (умная, находчивая, хитрая, терпеливая, трусливый, доверчивый).

Приложение.

-Упражнения для пальчиковой гимнастики.

Бантик – сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки.

Деревья – поднять обе руки ладонями к себе широко расставив пальцы.

Грибок – на вертикально поставлено поставленный кулачок, одной руки опустить округлённую ладонь другой. Затем поменять руки.

Ягоды – левой рукой изобразите ветку с ягодами. Для этого расслабьте кисть, пальцы опустите вниз. Пальцами правой руки « снимайте» с веточек ягоды по очереди с каждой маленькой веточки – пальчика.

Дом – ладони соедините под углом.

Пирожки – перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки.

Пенёк – кулак поставленный на стол.

Короб – пальцы переместит « замочком». Ладони повернуть лицом и слегка округлить. Соединив над ними большие пальцы, — это « ручка» корзинки.

Приложение 8

Конспект по разделу «Чтение художественной литературы», по теме «Русская народная сказка «Маша и медведь» (ОО «Речевое развитие») во второй младшей группе с использованием технологии сказкотерапии

Цель: знакомство детей с русской народной сказкой «Маша и медведь»

Задачи:

Образовательные: учить детей эмоционально воспринимать сказку,

запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

Воспитательные: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Развивающие: Вызвать у детей желание эмоционально воспринимать новую сказку.

Материал и оборудование: книга со сказкой «Маша и медведь» с красочными иллюстрациями; книжки со сказками по количеству детей.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Подходите поближе. Какие у вас добрые лица! Какие вы все красивые! Давайте протянем, друг другу ладошки и познакомимся. Меня зовут Ирина Федоровна, а тебя как? (Знакомство с каждым ребёнком). Давайте повернёмся друг к другу лицом и улыбнёмся.

Воспитатель: А мне по секрету сказали, что вы очень любите сказки? Я приглашаю Вас в гости, в сказку.

А теперь глаза закроем, (дети закрывают глаза ладошками)

Сказку в гости позовем.

Скажем дружно: раз, два, три,

Сказка, в гости приходи!

Посмотрите, что у меня находится в корзинке? Возьмите книги со сказкой. Хотели бы вы послушать её. Ведь какие красивые иллюстрации, наверное, и сказка очень интересная?

Я расскажу вам друзья русскую народную сказку «Маша и медведь».

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и послушать

Рассказ сказки с показом иллюстраций и беседа с детьми. Во время рассказа, пояснить детям слово «короб» и показать его на отдельной картинке.

Физкультминутка.

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками )

Улыбайся и садись.

Вопросы к беседеРебята я вам буду задавать вопросы, а вы слушайте внимательно и находите в книжке картинку

— Расскажите, как Машенька попала в лес?

— Что же случилось с Машенькой?

— Что сказал медведь, когда вернулся к себе домой?

— Что придумала Маша, что бы перехитрить медведя?

— Как бабушка и дедушка нашли свою Машу?

Воспитатель: Вот мы и в сказке побывали,

Как смогли ее вам показали.

Артисты и зрители были хороши!

Похлопаем в ладоши,

Друг другу от души!

Воспитатель: Понравилась ли вам сказка? С кем вы сегодня познакомились? О чём вы маме вечером расскажите?

Воспитатель: Ну и мне пора прощаться с вами ребята уже пора идти в свой детский сад. До свидания! (Выводит детей из группы)

Конспект «Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»

  • 29 августа 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога — 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Конспект интегрированного открытого занятия в первой младшей группе детского сада по теме  «Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Здоровьесбережение».

Разделы: «Художественная литература», «Развитие речи», «Сенсорика».

Тема:  «Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Задачи:

  1. Формировать умение слушать сказку, правильно отвечать на  вопросы.
  2. Развивать речь, мелкую моторику.
  3. Воспитывать дружелюбное отношение и уважение друг к другу в игре.

Цели: Вызвать у детей желание эмоционально воспринимать новую сказку. Рассматривать иллюстрации к сказке. Запоминать и выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Билингвальный компонент: аю – медведь.

Словарная работа: сказочница, короб.

Ожидаемые результаты:

Знают: название и героев сказки, цвета (красный, желтый).

Умеют: слушать сказку, стараются правильно отвечать на вопросы, умеют раскладывать пирожки по цветам в нужную тарелочку, отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Навыки: Запоминают и выразительно воспроизводят слова и фразы из текста.

Конспект интегрированного открытого занятия 

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Выход на компетентности

Мотивационно-побудительный

Воспитатель в сказочном образе предлагает детям подойти и встать полукругом.

Я сказочница,
В гости к вам пришла
И сказку новую
С собою принесла.

– Пришла я вместе с мишкой. Он пришел к вам в гости, что бы послушать сказку.

Билингвальный компонент: аю – медведь.

Организационно-поисковый

Воспитатель: Посмотрите и скажите:

  1. Где живет мишка? (В лесу).
  2. Какой, мишка цветом? (Коричневый).
  3. Какого цвета бант на шее? (Красный).

Воспитатель предлагает потрогать мишку.

– Какой он? (Пушистый, мягкий, красивый).

Игра с движением «Мишка косолапый».

Промежуточная рефлексия: кто у нас в гостях? В какую игру играли? Как мишка рычит?

Воспитатель: Я расскажу русскую народную сказку про девочку, которая заблудилась в лесу. И называется эта сказка «Маша и медведь». Давайте хором скажем название сказки.

Организационно-поисковый

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и послушать.

Промежуточная рефлексия: как называется сказка, которую я вам рассказывала?

Воспитатель: Я думаю, что и мишка с удовольствием послушает эту сказку.

Предлагает мишке «сесть» на стул.

Рассказ сказки с показом иллюстраций и беседа с детьми. Во время рассказа воспитатель поясняет детям слово «короб» и показывает его на отдельной картинке.

Физкультминутка.

У медведя дом большой (руки поднять вверх, подъем на носки),
А у зайца маленький (приседание на корточки, руки вытянуть перед собой).
Наш медведь пошел домой (переступать с ноги на ногу),
А за ним и заинька (прыжки).
Мы зверяток провожаем (прощальные взмахи рукой)
И занятье продолжаем.

Дети садятся на места.

Промежуточная рефлексия: как называется сказка?

Вопросы к беседе:

  • Как звали девочку?
  • Что же случилось с Машенькой?
  • Что придумала Маша, что бы перехитрить медведя?
  • Как бабушка и дедушка нашли свою Машу?

Воспитатель: Давайте поиграем в эту сказку. А прежде вспомните, что говорил медведь, когда нес короб?

Дети: Сяду на пенек…. Съем пирожок….

Воспитатель: А что же ответила Маша?

Дети:

Вижу, вижу….
Не садись на пенек
Не ешь пирожок
Неси бабушке, неси дедушке….-   повторить

– Что нес медведь в коробе?

– Наш гость мишка предлагает нам поиграть в игру.

Игра «Разложи пирожки по тарелочкам» (развитие речи, логического мышления: формировать умение правильно называть цвета, раскладывать по тарелочкам, соответственно цвету).

В конце воспитатель обращает внимание на игрушку-мишку. Говорит о том, что ему понравилась сказка и как ребята играли в сказку.

– Мишка останется с вами в группе поиграть. А мы с вами сейчас повторим.

Рефлексивно-корригирующий

– Как называется сказка?

– Кто живет в этой сказке? (медведь, Маша, бабушка и дедушка).

– Как будет на казахском языке слово медведь?

Воспитатель в образе сказочницы прощается с детьми.

Автор: Тупицына Т.В., воспитатель КГУ ПСШДС, группа «Гномик».

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

  • Татьяна
  • 29 августа 2016
  • 7262
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Важные объявления

  • Конспект занятия по сказке колосок в старшей группе
  • Конспект занятия по сказке гуси лебеди в подготовительной группе
  • Конспект занятия по сказкам пушкина в старшей группе
  • Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему моя любимая сказка
  • Конспект занятия по рассказыванию детям русской народной сказки снегурочка