Чтение русской народной сказки «Снегурочка» (средняя группа)
Составила воспитатель Михеева Т.М.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
1. Приобщать детей к художественной литературе
2. Познакомить детей с русской народной сказкой.
3. Помочь детям понять содержание сказки.
4. Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
5. Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.
Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картины В. Васнецова, «Снегурочка».
Ход мероприятия:
Воспитатель:
— Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите.
Воспитатель: Дети, хотите узнать, кто появиться сейчас на экране? Тогда вам нужно отгадать загадку, и узнаем, о ком мы будем говорить.
Красная девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка.
Дети: Снегурочка.
Воспитатель: Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке?
Дети: Русская народная сказка «Снегурочка».
Воспитатель: Хотите посмотреть, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.
Дети: Да.
1. Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899)
Воспитатель: На картине художника Васнецова мы видим Снегурочку. Она стоит около маленьких елочек. На земле лежит белый пушистый снег. Холодно и морозно на улице. Но снегурочке не холодно. Она одета в длинную парчовую шубку, на голове меховая шапка, а на руках теплые варежки. Рассмотрите картину, и расскажите, что вы видите?
Дети: ответы.
Воспитатель: Молодцы! А хотите послушать эту сказку?
Воспитатель: — Сейчас все сядем удобно и послушаем русскую народную сказку «Снегурочка».
А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные сказки?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно. Придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
Слушайте внимательно. — «В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них».
«Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
2. Выразительное чтение сказки с показом слайдов. Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка».
Беседа по содержанию.
Воспитатель: Понравилась сказка? Расскажите, из чего слепили Снегурочку дед и баба?
Дети: ответы.
Воспитатель: Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
Дети: ответы.
Воспитатель: Радостная была Снегурочка, веселая. Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
Воспитатель: Какой стала Снегурочка с приходом лета?
Дети: ответы.
Воспитатель: Грустная, печальная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
Дети: ответы.
Воспитатель: А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
Дети: ответы.
Воспитатель: Почему исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
Дети: ответы.
Воспитатель: Грустный конец у этой русской народной сказки? А почему же нам грустно?
Воспитатель: — Чтобы нам немного развеселиться, давайте вспомним, как Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила. Вставайте и вы в хоровод.
3. Хоровод. «Ходит Ваня».
Ходит Ваня, ходит Ваня
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка
Воспитатель: Сейчас мы попрощаемся со сказкой. Дальше мы с вами будем играть, раскрашивать красивые картинки. На них Снегурочка веселая, красивая, довольная вашей работой.
Интернет ресурсы
http://rukadelkino.ru/uploads/posts/2015-06/1433689382_kukolki_raskraska.jpg
https://www.liveinternet.ru/users/zateinik/post276407881/
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области (МКДОУ № 3)
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей средней группы по ОО речевое развитие и художественно-эстетическое развитие (лепка)
«Снегурочка»
Сидорова Наталья Сергеевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Мирный
Архангельская область
2014 г.
Тема: «Снегурочка»
Цель: Формирование интереса у детей среднего дошкольного возраста к устному народному творчеству.
Задачи:
Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка»
Учить детей лепить Снегурочку из пластилина, используя приемы: прямое и круговое раскатывание.
Развивать умение отвечать на вопросы, навыки словоизменения; обогащать словарь по теме «Зима».
Развивать мелкую моторику кистей рук, чувство формы и пропорций.
Воспитывать умение слушать сказку, сопереживать её героям.
Вызвать интерес у детей к сказочному персонажу — Снегурочке, стремление передать его в лепке.
Материал: Мультимедийная презентация с иллюстрациями к сказке «Снегурочка», кукла Снегурочка, пластилин белого и голубого цвета, стеки.
Виды детской деятельности: игровая (развивающие игры), познавательная (называние признаков зимы, отгадывание загадок)
ХОД НООД:
-
Орг. момент
(На тропинке лежат 3 снежинки с загадками)
Здравствуйте, ребята! Пока вы отдыхали, в окно подул сильный морозный ветер и засыпал нашу тропинку снежинками. Но снежинки эти не простые, а волшебные. Если мы отгадаем загадки, которые на них написаны, то попадём в сказку. Вы любите сказки?
Отгадывание загадок.
— Послушайте загадки. Все отгадки спрятались в сказке, с которой мы сегодня познакомимся.
1. Наступили холода, 2. Он летает белой стаей,
Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.
Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает
Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.
Перестал медведь реветь – (снег)
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
3. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
-
Чтение письма.
— Ребята, посмотрите, тут какое-то письмо, кому же интересно оно? Нам! Хотите узнать от кого? Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребятушки, пишут вам бабушка с дедушкой. Потеряли мы внучку свою Снегурочку, всё никак найти не можем. Может вы её встречали? Помогите нам, пожалуйста, найти её!»
Постановка проблемы:
— Встречали вы Снегурочку, ребята? Как вы думаете, где её можно найти?
Отправили они нам «волшебный сон». Во время сна мы перенесёмся в русскую народную сказку «Снегурочка», где живут наши бабушка с дедушкой.
….Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем..
Дышится легко…ровно…глубоко…
Глазки открываем, сказку начинаем…(пауза)
-
Слушание сказки с использованием ИКТ.
Воспитатель читает сказку, сопровождая чтение демонстрацией иллюстраций на слайдах.
-
Беседа по содержанию сказки.
— В какое время года появилась Снегурочка? (Зимой)
— А как она появилась? (Дед и бабка слепили её)
— Почему её назвали Снегурочкой? (Потому что она сделана из снега)
— Какая была Снегурочка? (Смышлёная, послушная, приветливая, беленькая, пригожая, хорошая, утешная, приятная)
-Почему Снегурочка грустила, когда весеннее солнышко стало согревать землю? (Потому что она была сделана из снега, а снег в тепле начинает таять)
-Как вы думаете, это грустная или весёлая сказка? Почему?
— А что бы вы сделали, чтобы Снегурочка не растаяла?
— Из чего можно ещё слепить Снегурочку?
— А как бы вы изменили конец сказки? («Оживление Снегурочки» — приход куклы, рассматривание её наряда)
— Как нам помочь деду с бабой?
Физ.минутка
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
— В какие игры вы любите играть зимой?
Снегурочка принесла нам «снежок» и хочет поиграть с нами.
Мы в снежки играем смело.
Ах, какое это дело!
Хлоп! Хлоп! Не зевай! (Лепить воображаемый снежок)
А теперь в меня бросай! (Руки вытянуть вперед; прижать ладони к груди).
5. Развивающие игры со Снегурочкой.
А теперь Снегурочка будет бросать вам «снежок», а вы ловите и отвечайте на вопросы.
1. «Назови ласково».
Я скажу слово, а тот, кому я брошу «снежок» должен переделать это слово так, чтоб оно звучало ласково.
Зима — … (зимушка), снег — … (снежок), Снегурка — … (Снегурочка), дед — … (дедушка), баба — … (бабушка), сосулька -… (сосулечка), Снеговик -… (Снеговичок), ёлка — … (ёлочка).
2. «Один – много»
— А теперь я буду называть слово в единственном числе, как будто у меня один предмет, а вы мне будете говорить это же слово во множественном числе, как будто у вас этого много. Например: сосулька – сосульки.
Горка — … (горки), ёлка — … (ёлки), Снеговик — … (Снеговики), Снегурочка — … (Снегурочки), метель -… (метели), мороз-… (морозы).
— Вот мы и размялись, пора приступать к делу. Как говорится в пословице «Делу – время, потехе – час».
-
Рассматривание Снегурочки из пластилина.
— Какую одежду носят зимой?
— Как одета Снегурочка?
Пояснить, что Снегурочка одета в длинную шубу до пят, поэтому у нее не видно ножек. (У Снегурочки шубка до пят, а коса — ниже пояса.)
— Как можно слепить такую шубку? (Шубка сделана так же, как морковка).
7. Показ последовательности и основных приёмов лепки Снегурочки:
1. Берем комок пластилина белого или голубого цвета и раскатываем как морковку — это шубка для нашей Снегурочки:
— раскатываем морковку (конус) в ладошках так, будто катаем столбик (колбаску), но сильнее сжимаем ладошки с одной стороны, чтобы получился узкий тонкий кончик.
(Воспитатель просит детей показать, как они будут катать морковку в ладошках, сильнее сжимая с одной стороны. Дети показывают (без пластилина), воспитатель проверяет, как дети поняли технику лепки; в случае необходимости, поправляет положение ладошек).
2. Небольшой кусочек пластилина белого или розового цвета раскатываем в шар — это голова Снегурочки.
3. Соединяем туловище и голову, раскатываем небольшой валик — это меховая опушка для шубки и оборачиваем вокруг шеи — Снегурочке будет тепло (голова и туловище будут лучше скреплены);
4. Катаем два одинаковых столбика — это руки, прикрепляем к туловищу;
5. Лепим косу ниже пояса и красивый кокошник.
8. Самостоятельная работа детей.
Дети лепят Снегурочек и располагают их на подставках.
-
Итог. Рефлексия деятельности.
— С какой сказкой мы сегодня познакомились?
— Почему сказку Снегурочка называют русской народной?
— Чем мы ещё сегодня занимались?
— Понравилось вам занятие? А что особенно запомнилось?
— Что удалось на занятии?
Новый год
Автор: Новотная Вера Сергеевна
Конспект совместной деятельности в средней группе «Снегурочка»
Автор: Новотная Вера Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №100 Калининского района г. Санкт-Петербург.
Задачи:
обучающие:
- уточнить и расширять представления о Снегурочке;
- дать представления о Снегурочке, как о сказочном персонаже;
- обогатить словарный запас;
развивающие:
- развивать любознательность, связную речь;
- расширять кругозор детей;
воспитательные:
- развивать положительное отношение ребенка к людям, окружающему миру;
- воспитывать любовь к народному фольклору.
Материал: Письмо, компьютер, презентация «Снегурочка».
Ход деятельности.
Воспитатель: «Ребята! Я хочу загадать вам загадку, отгадав её, вы узнаете о ком я хочу вам рассказать.
Вся из снега, изо льда,
Но не мерзнет никогда,
Вместе с дедушкой придёт
К ребятне на Новый год.
Сарафанчик голубой,
Тонкая фигурочка,
С золотистою косой –
Это ведь — …».
(ответы детей)
Воспитатель: «Правильно. Это Снегурочка».
(показ слайда)
«А вы, ребята, знаете кто такая Снегурочка? Откуда она взялась?»
(ответы детей)
Воспитатель: «Ребята, Снегурочка — это девушка, а не девочка, одетая только в белые одежды. Её головной убор – восьми лучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Образ девушки в белой шубке существовал и раньше, и звали эту девушку Снежевиночкой, Снегуркой. Имя её произошло от слова «снег», потому что родилась эта девушка из снега».
(показ слайда)
«А вы знаете, где живёт девушка — Снегурочка?»
(ответы детей)
«Хотите узнать?»
(Да)
«Тогда вставайте скорее и повторяйте за мной все движения».
Физкультминутка.
Там, где холод, снег и лёд.
Там, где кружится пурга,
Где глубокие снега
Ей построила зима ледяные терема.
Там Снегурочка живёт
Новогодний праздник ждёт!
Воспитатель: «Родилась Снегурочка в Костромской области в деревне Берендеевке. А деревня эта находится в Берендеевом царстве. Именно там живёт Снегурочка».
(показ слайда)
«А вы, ребята, знаете кто родители Снегурочки и где же они сейчас?
Тогда слушайте внимательно.
Когда-то, в одном русском, селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми. Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо за благословение Бога, пославшего им ребёнка».
(показ слайда)
«Теперь вы знаете, кто родители Снегурочки. Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота».
«Кто придумал называть Снегурочку внучкой Деда Мороза до сих пор неизвестно.
Но после того, как официально в нашей стране разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. Юная красавица стала помощницей старику в играх с малышами на ёлке. С тех пор, добрый старик приходится девушке дедом».
(показ слайда)
«В каких сказках встречается Снегурочка?»
(ответы детей)
«Правильно – сказка Даля «Девочка — Снегурочка». В этой сказке, Снегурочка потерялась в лесу и её спасает собака Жучка, которую выгнал из дома хозяин».
(показ слайда)
«А эта сказка как называется?»
(показ слайда)
«Верно! Это русская народная сказка «Снегурочка». Сказка о девочке, которую старик со старухой вылепили из снега и сделали своей дочкой».
(показ слайда)
«Эта сказка о Снегурочке называется «Весенняя сказка». Родители Дед Мороз и Весна – Красна отпустили свою дочь Снегурочку к людям в слободу Берендеевку.
Как и в других сказках Снегурочка
растаяла, но только от яркого
солнечного света».
(звучит тихая волшебная музыка)
«Во всех сказках печальный конец,
а у нас с вами:
Наступает Новый год —
К нам Снегурочка придёт –
В беленьких сапожках,
В шубке и в серёжках».
(показ слайда).
«До новых встреч! До свидания».
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Русская народная сказка «Снегурочка»
Цель: учить детей связной речи с опорой на наглядность — «коллаж» и мнемотаблицу.
Задачи : -учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки;
— развивать умение подбирать слова, противоположные по смыслу ;
— содействовать рассматриванию и рассказыванию сказки по мнемотаблице;
— продолжать совершенствовать диалогическую речь , привлекая детей к участию в беседе;
— развивать у детей познавательные процессы: память, внимание, мышление;
— воспитывать любовь к сказкам.
1.
В:-Ребята, я знаю, вы любите игры, песни,
загадки и пляски! Но нет ничего интересней,
чем наши русские сказки!
Мы с вами уже много прочитали сказок.
Какие из них вам больше всего понравились?
Ребята, а недавно была я в сказке, в дремучем
лесу. У старой ели там жизнь идет.
Пищат там мыши, шутя над кошкой,
медведь ест мед, забрав у пчел.
Лиса хитрит, смеясь над кошкой,
А зайчик плачет, ища друзей.
А еще в лесу стоит маленький деревянный домик,
в котором живет Сказочница. Она пригласила нас к себе
в гости .
Вы хотите пойти о мной и послушать новую сказку?
С собой в дорогу мы возьмем наше умение хорошо вести
себя в гостях и наши знания .Я думаю, что нам это пригодится.
Вот тропинка, по которой мы пойдем.
Также интересное занятие по развитию речи: Конспект ОД по развитию речи в средней группе «Времена года»
2.
а) Сказ. — ца: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли
ко мне. Я расскажу вам новую сказку, которая называется «Снегурочка».
Усаживайтесь поудобнее и слушайте. (Сказ. — ца рассказывает сказку с
выкладыванием картинок на фланелеграфе )
б) Беседа. (беседует сказ.- ца)
— Как называется сказка?
— Кто слепил Снегурочку?
— В какое время года слепили Снегурочку?
— Какое время года наступило после зимы?
— Весна — чудесное время года. Солнышко пригревает,
травка зеленеет, природа радуется . А обрадовалась ли Снегурочка?
(Она запечалилась, пряталась от солнышка)
— Почему Снегурочка пряталась от солнышка?
( потому что ее слепили из снега, а снег на солнышке тает)
— А чему обрадовалась Снегурочка? (граду)
— Почему она обрадовалась граду? ( потому что град — маленькие
льдинки. Они холодные, а Снегурочка любит холод).
— Какое время года наступило вслед за весной?
— Что случилось летом? (Снегурочка пошла в лес с подружками гулять,
песни петь, плясать)
— Весело ли было Снегурочке?
— Наступил вечер. Что сделали Снегурочка с подружками ? (разожгли костер
и стали прыгать через него).
— Что случилось со Снегурочкой когда она прыгнула? (превратилась в облачко и
и пропала в небе)
— Почему она превратилась в облачко?(Снегурочка — девочка из снега а снег от
жары тает)
— Вам понравилась эта сказка?
— как вы считаете грустная эта сказка или веселая?
— Почему грустная? 9Снегурочка растаяла)
— Но мы с вами грустить не будем. Наступит снова зима выпадет снег
и старик со старухой смогут опять слепить себе Снегурочку.
в) Ребята вы не устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Солнце спит, небо спит (голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало (встают)
Все лучи свои послало ( руки вверх с растопыренными пальцами)
Вдруг повеял ветерок ( машут руками ),
Небо тучей заволок ( круговые движения руками)
И деревья раскачал (Раскачиваются из стороны в сторону).
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше ( стучат пальцами по стулу ).
Солнце клонится все ниже, ( садятся).
Вот и спряталось за тучи, не один не виден лучик.( кладут руки за голову).
г) Воспит. — ль: ребята, внимательно вы слушали сказку?
Сейчас я уберу картинки, а вы попробуете сами выложить их
и пересказать сказку «Снегурочка».
д) Ск — ца: Молодцы, ребята! Хорошо запомнили сказку. За это я подарю вам
таблицу, в которой живет сказка «Снегурочка». Взглянув на нее , вы легко
вспомните всех героев и события этой сказки. Посмотрите! ( показывает таблицу).
А сейчас вам пора отправляться домой. В следующий раз я вам расскажу
новую сказку.
3. В — ль : понравилось вам в гостях у Сказочницы?
— С какой сказкой она вас познакомила?
— Она вам понравилась?
— Кто хочет рассказать сказку с опорой на таблицу?
— Молодцы, ребята!
Название: Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Русская народная сказка «Снегурочка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие речи, Средняя группа
Автор: Иванникова Елена Викторовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №3
Месторасположение: г. Елец Липецкая область
Дата изменения: 04.05.2016
Дата публикации: 04.05.2016
Основные разделы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинушка»
Гостюжева Л.А.
Жили—были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе —
детей у них не было. №1
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу
поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега
дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха. №2
— Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить.
Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову
приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы
порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. №3
Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и
вышла из сугроба живая девочка. №4
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше
становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
№5
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и
смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках
спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели
жаворонки. №6
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль
тебе неможется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца
прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек. №6
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду,
точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял,
Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату. №8
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Пойди, дочка, повеселись с подружками! №9
— Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни
петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по—прежнему невесело. №10
— А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за
дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой
черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое
облачко. №8
— Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как
позади простонало что—то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать ее:
— Ау, ау, Снегурочка! Только эхо им в лесу откликнулось.