Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
Тема: «Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Подготовила: Егорова Светлана Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка» Цивильского района ЧР |
Цивильск 2016
«Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Цели: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества; учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений
Задачи:
Обучающие: познакомить с бытовой сказкой; Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Активизировать словарь детей. Упражнять в образовании слов при помощи суффиксов.
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Методы и приёмы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла сегодня к вам не с пустыми руками, а что же я принесла вы узнаете, отгадав загадку:
Не куст, а с листочками
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает. (Книга)
Дети: Книга.
Воспитатель: Правильно! Я принесла книгу со сказками. Скажите, любите ли вы сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Вижу, все любят! А почему вы любите сказки?
Дети: Они интересные, веселые, поучительные.
Воспитатель: Конечно же, интересные. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Мама, папа или воспитательница в детском саду рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…
Воспитатель: А какие сказки вы знаете и любите? (Ответы.)
Воспитатель: Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много.
Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?
– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт маску бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт маску внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт маску курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт маску мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт маску зайчика).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребята, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Чтение сказки…
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да
Воспитатель: Скажите, сказка эта смешная или грустная?
Дети: Смешная и грустная.
Воспитатель: Правильно, ребята! Смешная это сказка, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам и жалко и смешно героев. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
Воспитатель: Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Дети: Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Воспитатель: Скажите, откуда брала воду бабушка?
Дети: с колодца
Воспитатель: Откуда брала воду внучка? Не запомнили это слово «колода»? Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Внучка берёт оттуда воду потому, что в колоде воды меньше, чем в колодце.
Воспитатель: А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца?
Дети: Потому что и лужица, и след от копытца маленькие!
Воспитатель: Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсток. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсток). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.
Физкультминутка:
Покружитесь-покружитесь
В героев сказки превратитесь!
Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла (еле-еле идут, охают)
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка (бегут, смеются)
А за ними бегом — курочка с ведром (кудахчет: ко-ко-ко)
Воды набрали и домой зашагали (спокойно идут назад)
Покружитесь-покружитесь
И в ребяток превратитесь. (садятся на стульчики)
Воспитатель: Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.
Воспитатель: Скажите, для чего все наши герои носили воду?
Дети: Огород и сад поливать.
Воспитатель: Правильно, они поливали огород и сад. А что растёт в огороде?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться. Кто первый испугался?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал?
Дети: Бабушку, внучку, курочку, мышку.
Воспитатель: А кто почудился зайке?
Дети: Охотники с собаками.
Воспитатель: Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? Правильно, потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.
Воспитатель: А сейчас мы сыграем в игру «Какой? Какая?»
Воспитатель: В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки?
Дети: Трусливые, испуганные, пугливые.
Воспитатель: Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу
Дети: Смелые, храбрые, отважные, мужественные.
Воспитатель: Какими ласковыми словами можно назвать медведя?
Дети: Медведюшка, мишенька, мишутка.
Воспитатель: Как мы называем большого, сильного волка?
Дети: Волчище.
Воспитатель: А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка?
Дети: Волчишка, волчонок.
Воспитатель: Как ласково назвать лису?
Дети: Лисонька, лисичка, лисичка-сестричка.
Воспитатель: В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!». Как ласково назвать кота?
Дети: Котик, котенька, коток.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку по ролям, но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.
Повторное чтение и пересказ сказки по ролям… (Для пересказа вызываются несколько детей, распределяются роли, надеваются маски)
Воспитатель: Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.)
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи: Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Цель: Привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
Обучающие: Совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Привлечь внимание детей к выразительным средствам; развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать положительные качества личности -уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность. Развитие у детей чувства юмора.
Словарная работа — напёрсток (картинка) или предмедмет;
Словарная работа — колода (картинка) — это бревно с выдолбленной серединой, используется как корыто.
Оборудование и материалы: презентация сказки, иллюстрации к игре «Угадай сказку» на мультимедийном оборудовании, ширмы-передвижки с иллюстрациями сказок, магнитофон, схемы для пересказа сказок.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Чтение произведений животных. Заучивание стихов, рисование, проведение дидактических игр, лексических и грамматических упражнений.
Методы и приёмы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка — драматизация, музыкальное сопровождение, игра «Продолжи сказку», последовательный пересказ сказки. Чтение, повторное чтение, вопросы, художественное слово, лексические и грамматические вопросы, хоровые и индивидуальные приёмы, анализ детских рассказов.
Ход занятия:
Я — сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям. Я к вам сегодня принесла книгу, не просто книгу, а с волшебными сказками.
-
Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)
-
Вижу, все любят!
-
А почему вы любите сказки? (Ответы.)
Конечно же, интересно. Сказки — это такие произведения, которые слушают.
— Ребята, какие бывают русские народные сказки? Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые (Быт — повседневная жизнь) и сказки о животных.
Я знаю, как вам нравятся игры, и предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку».
Я буду называть определённые слова, а вы — должны догадаться, о какой русской народной сказки идёт речь!».
— Коза, козлята, волк, кузнец, съел — («Волк и семеро козлят»).
— Дед, баба, яичко, курочка, мышка — («Курочка Ряба»).
Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, бык, петух. («Лиса и заяц).
— Молодцы! А сейчас встаньте в круг навострите ушки и слушайте внимательно!
Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка.
— А сейчас вы сердитесь, изобразите это как?
— А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко.
— Покажите, как пугается заяц, увидевший волка.
— Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.
— Ребята, а что такое страх?……
Правильно, страх — это когда кто-то чего-то боится.
— А чего можно испугаться? …….
Правильно, темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т. п.
— А я знаю «прогонялку», с помощью, которой можно прогнать страх.
«Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку
Превратись!
-давайте повторим прогонялку.
— Ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было?
Сегодня, ребятки, я почитаю вам сказку, и называется она: «У страха глаза велики».
— С главными героями этой сказки случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо было.
-Присаживайтесь, ноги поставьте вместе, руки положите на колени.
Слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
Чтение Русской народной сказки «У страх глаза велики»
(Читаю сказку «У страха глаза велики»)
«Жили-были бабушка — старушка, внучка — хохотушка, курочка — клохтушка и мышка — норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё — ё — х, плё — ё — х! У внучки — трёх! Плёх! У курочки — трёх — трёх! Плёх — плёх! У мышки — трёх — трёх — трёх! Плёх — плёх — плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
-
Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
-
Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
-
Ко — ко — ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище — то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал,под кустик лег и думает:
«Вот страсти — то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
— Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)
Смешная, потому что все герои испугались. И грустная от того же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться — то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре — самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.
Беседа по содержанию произведения.
Педагог задает вопросы:
— Вы догадались, какой это жанр произведения: сказка или рассказ? («Это произведение — сказка»).
— Как называется сказка?
— Почему произведение, которое я вам прочитала называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, курочка и мышка могут воду носить в ведрах. Чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
— Как вы понимаете название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется именно так? (ответы детей).
— О чем рассказывается в этой сказке? (как бабушка, внучка, курочка и мышка пошли за водой, а зайчик сидел под деревом. На зайчика упало яблоко, он с испугу побежал и сбил с ног бабушку, внучку, курочку и мышку).
Динамическая пауза
А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)
Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)
Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)
И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)
Вот так все и произошло.
— Вспомните, как зовут в сказке бабушку, внучку, курочку и мышку? («Бабушка — старушка (потому что старенька),
— внучка – хохотушка (потому что хохочет),
— курочка — клохтушка( потому что клохочет) и мышка — норушка»).
Все ли слова вам были понятны из текста сказки? Все ли слова из сказки вы знаете? (ответы детей). Кто из вас может объяснить значение непонятных для вас слов: «водонос», «колода», «схорониться» — (спрятаться, затаиться, укрыться.)
— Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (водоносы)
— Как вы думаете, почему они так названы? (потому что они воду несли)
— От каких двух слов образовалось это слово? (воду — носить)
— А какие у них были вёдра?»
Воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушке — большие (басом, у внучки — поменьше (обычным голосом, у курочки — ещё меньше (тонким голосом, у мышки — маленькое, малюсенькое (писк)
— А откуда брали воду наши водоносы?
— Правильно, бабушка из колодца; внучка из колоды (колода — это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца.
— С чем сравнивали: у курочки — с огурчиком; у мышки — с наперсточек.
— Когда несли воду, она вёдра как плескалась?
— Правильно, у бабушке — тре — е — х, пле — е — х; у внучки — трех, плех; у курочки — трех — трех, плех — плех; у мышки — трех – трех — трех, плех — плех — плех
— Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?
— Правильно, бабушке — медведь, как она про него говорила с испуга — медведище; — а когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (медведюшка, мишенька)
— Внучке — волк страшный, как можно назвать большого сильного волка — волчище. А не очень большого, не сильного? (волчишка)
— Курочке — лиса; — как называем лису ласково? (лисичка, лисонька, лисичка-сестричка)
— Мышке — кот, котище, — а как ласково сказать про кота? (котик, котенька)
— Зайцу — четыре охотника, и все с собаками.
— Что же на самом деле произошло?
— Все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле.
— Какими словами заканчивается сказка?
— Правильно, у страха глаза велики: чего нет, и то видят.
— Как вы понимаете эти слова?
— Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой?
— Конечно же, они испугались, того, чего не надо было бояться.
— В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать?
— Какие они были? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
— Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые)
— Что вам больше всего понравилось в сказке?
ФИЗМИНУТКА
«Звериная зарядка»
Раз — присядка,
Два — присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
— я сейчас вам прочитаю еще раз сказку, затем вы ее будете пересказывать. (Читаю).
— Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. Куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась.
— Кто хочет пересказать. (2 человека)
— Чей пересказ вам больше всего понравился и почему.
— Кто сумел передать чувство страха?
— Чему же нас учит сказка? ( Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.)
— С какой сказкой мы познакомились?
— Что помогло вам запомнить сказку?
— Что понравилось на занятии?
— Кто считает, что он справился сегодня с пересказом сказки?
— Что было трудным?
— Мне очень понравилось, как вы работали. Вечером мы покажем сказку «У страха глаза велики» как в театре по ролям.
Рефлексия.
— А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и можете взять себе.
Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 общеразвивающего вида»
г.Сыктывкара (МБДОУ «Детский сад №26»)
Конспект занятия по развитию речи
«Пересказ русской народной сказки
«У страха глаза велики» (подготовительная группа)
Составил: воспитатель МБДОУ № 26
Костина Елена Николаевна
г.Сыктывкар
Программное содержание:
1. Познакомить детей с содержанием русской народной сказки. Довести до понимания детей двойной смысл названия сказки: «У страха глаза велики». Помочь понять присутствие юмора в поступках героев. Продолжить учить понимать предметно-схематические модели по содержанию произведения.
2. Продолжить учить детей связно, последовательно, выразительно, эмоционально и грамматически правильно пересказывать содержание сказки (по моделям). Упражнять в образовании существительных с суффиксами преувеличения.
3. Развивать умение передавать эмоциональные состояния с помощью мимики. Развивать внимание, память, логическое мышление.
4. Воспитывать у детей умение оценивать пересказ сказки сверстниками.
Ход занятия:
1. Детям предлагается построиться в круг. Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».
— Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка (брови сдвинуты, глаза из-под лобья).
— А сейчас вы — человек, который сердится, изобразите это как? (недовольное лицо).
— А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко (на лице улыбка)
— Покажите, как пугается заяц, увидевший волка. Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.
— Ребята, а что такое страх? (ответы детей и обобщение ответов: страх — это когда кто-то чего-то боится).
— А чего можно испугаться? (ответы детей: темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т.п.).
— Ребята, как можно избавиться от страха? (ответы детей).
— А мы с вами узнаем «прогонялку», с помощью, которой можно прогнать страх.
Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку
Превратись! (выполняется с движениями, 2 раза)
— Ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было? (предположительные ответы детей)
Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?
– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт рисунок бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт рисунок внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт рисунок курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт рисунок мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт рисунок).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
— Я вас хочу познакомить со сказкой, где с главными героями случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо.
Ребята, а вы слышали такие пословицы?
• Волков бояться – в лес не ходить.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
• У страха глаза велики.
— Какая пословица наиболее удачно подходит к сегодняшней нашей теме?
А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:
Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,
Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги.
(детям предлагается пройти за столы).
2. Слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. Русская народная сказка «У страх глаза велики» (чтение сказки).
3. Беседа по содержанию сказки.
Вопросы:
— Как называется эта сказка? (ответы детей).
Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)
От чего это происходит? (От неизвестности)
Воспитатель: А теперь давайте разберемся, кто в этой сказке испугался и чего испугался.
Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были)
Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки. Вспомните кто.
Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои:
-
Бабушка-старушка, потому что старенькая,
-
внучка-хохотушка, потому что много хохочет,
-
курочка-клохтушка, потому что клохчет,
-
мышка-норушка, потому что живет в норке.
— Как называют в сказке бабушку, внучку, курочку и мышку? (ответы детей — водоносы).
— Как вы думаете, почему они так названы? От каких двух слов образовалось это слово? (ответы детей: воду — носить).
— Какие ведра были у водоносов? (ответы детей)- воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушке — большие (басом), у внучки — поменьше (обычным голосом), у курочки — ещё меньше (тонким голосом), с чем сравнивали вёдра: у курочки — с огурчиком; у мышки — маленькое, малюсенькое (писк) с наперсточек.
— Откуда брали воду наши водоносы? (ответы детей: бабушка из колодца; внучка из колоды (колода — это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца) — воспитатель показывает на моделях.
— Когда несли воду, он как плескалась? (ответы детей: у бабушке — тре-е-х,пле-е-х; у внучки — трех, плех; у курочки — трех-трех, плех-плех; у мышки — трех-трех-трех, плех-плех-плех) — воспитатель показывает на моделях.
— Кто почудился героям сказки? (ответы детей: бабушке — медведь, как она про него говорила с испуга — медведище — показать, какие глаза были; внучке — волк страшный, как можно назвать большого сильного волка — волчище; курочке — лиса; мышке — кот, котище, покажите мышку; зайцу — четыре охотника, и все с собаками).
что же на самом деле произошло? (ответы детей и обобщение ответов детей: все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле).
-А может ли быть так, что мы испугаемся и глаза будут очень большие от испуга? Да, так тоже бывает. Иногда так испугаешься, что глаза действительно станут большими.
— Какими словами заканчивается сказка? (ответы детей: у страха глаза велики: чего нет, и то видят).
— Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).
– Ребята, есть такая же пословица, как и название нашей сказки: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях так говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).
— Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой? (Да, они испугались, того, чего не надо было бояться. (донести до детей юмор сказки).
4. Физминутка.
«Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла.
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка.
А за ними бегом
Курочка с ведром.
Воды набрали и
Домой зашагали» (дети имитируют движения).
5. Игра «Закончи предложение». Дети становятся в круг
– А теперь поиграем в игру «Закончи предложение», а поможет нам яблочко из сказки. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете словами из сказки.
– У бабушки были большие вёдра, а у внучки – ….(поменьше).
– У мышки вёдра были с напёрсток, а у курочки – …(с огурчик).
– Внучка брала воду из колоды, а бабушка – …(из колодца).
– Мышка брала воду из поросячьего копытца, а курочка – …(из лужицы).
– Бабушка испугалась и на лавку упала, а внучка – …(за бабушку спряталась).
– Курочка на печку взлетела, а мышка – …(под печку схоронилась).
– Бабушке привиделся медведúще, а мышке – …(котúще).
6.Повторное чтение с установкой на пересказ (воспитатель читает сказку, используя эмоции).
— Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась (воспитатель выставляет модели — последовательности содержания сказки).
Подготовка к пересказу сказки.
– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями заменителями.
– Как вы думаете, что это за герои?
бабушка внучка курочка мышка заяц
Перед вами 3 картинки-схемы с героями заменителями. Чтобы использовать эти схемы при пересказе, расставим их в нужном порядке.
7. Пересказы детей
— по частям (выбирают 4-х детей)
Оценка детских пересказов даётся воспитателем.
— по цепочке (используем яблоко — страх).
Детям, которые уже пересказывали, предлагается внимательно слушать и затем оценить пересказы сверстников.
8. Оценка пересказов (по вопросам воспитателя, если дети затрудняются)
— Чем пересказ больше всего понравился и почему?
— Кто сумел передать чувство страха?
Чему же нас учит сказка? (ответы детей)
9. Итог: вопросы детям:
— С какой сказкой мы познакомились? Что помогло вам запомнить сказку? Что было трудным?
Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с яблока, которое к нам прикатилось из сказки, именно оно упало зайцу на голову. А наши герои выдумали себе страхи сами, когда зайка бросился к ним под ноги).
Чему вас научила эта сказка? Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.
– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
Рефлексия: раскрасить яблочко-смайлик
Беседа по содержанию.
Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка? (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)
Воспитатель: Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)
Воспитатель: От чего это происходит? (От неизвестности)
Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».
Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.
Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики».
Давайте произнесем ее хором.
Воспитатель: А теперь давайте разберемся, кто в этой сказке испугался и чего испугался.
Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были)
Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки. Вспомните кто.
Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои:
-
Бабушка-старушка, потому что старенькая,
-
внучка-хохотушка, потому что много хохочет,
-
курочка-клохтушка, потому что клохчет,
-
мышка-норушка, потому что живет в норке.
Воспитатель: А чтобы вам было понятно, я приготовила для вас схемы-помощники. Ребята, мы уже с вами вместе рисовали схемы по сказкам.
Показывает детям первую схему.
Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?
Посмотрите большой круг белого цвета — это бабушка-старушка,
круг поменьше белого цвета — это внучка-хохотушка,
ещё меньше желтого цвета — курочка-клохтушка,
и самый маленький серого цвета — мышка-норушка.
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (За водой) добиваться полного ответа
Воспитатель: С чем они ходили за водой? (С ведрами)
Воспитатель показывает вторую схему.
Воспитатель: Какие ведра были у героев? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток и объясняет значение этого слова)
Воспитатель: Откуда брали воду наши герои? (из колодца, колоды, лужицы, следа поросячьего копытца)
Воспитатель показывает третью схему.
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода — это старинное слово, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель: Оно и понятно, нет этого слова в нашей современной речи.
Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий (потому что поросенок — это детеныш свиньи и его след меньше, чем у свиньи)
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)
Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)
Логическая задача
Скажите, для чего все наши герои носили воду? (ответы детей)
Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них был огород.
А что растет на огороде? (ответы детей)
Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)
Воспитатель: Кто им помешал? (зайка)
Где он сидел? (под яблоней)
Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)
Динамическая пауза
А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)
Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)
Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)
И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)
Вот так все и произошло.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались,побросали ведра и убежали домой)
Куда спряталась бабушка? (на лавку)
Куда спряталась внучка? (за бабушку)
Куда взлетела курочка? (на печку)
Куда схоронилась мышка? (под печку)
Воспитатель: Как вы понимаете слово схоронилась?
4. Дидактическое упражнение.
Какими словами близкими по смыслу можно заменить это слово? (спряталась, укрылась, затаилась)
Воспитатель: Молодцы ребята, много интересных слов назвали.
Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно: Бабушке — медведище.
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке? (потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке)
Воспитатель: Внучке — волк, а если и он, огромный и страшный, то волчище. Курочке — лиса, значит лисище, а мышке — кто привился? Котище.
Воспитатель показывает следующую схему.
Воспитатель: Что произошло с зайчиком? (спрятался под кустом)
Как вы думаете, что он испытал? (страх)
Кто привиделся зайчику? (четыре охотника с собаками)
Воспитатель: Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики: чего нет, и то видят)
Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу (потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле)
Давайте произнесем эти слова все вместе с насмешкой.
-
5. Театрализованная физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, превратимся в героев сказки и покажем как они несли воду.
Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратитесь!
Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (тре-е-х, пле-е-х), у внучки (трех, плех), у курочки (трех-трех, плех-плех), у мышки (трех-трех-трех, плех-плех-плех)
Воды набрали и домой пошагали.
Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!
Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы были настоящими артистами.
6. Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то как я буду менять интонацию (голоса, мимику лица), потому что потом вы будете её пересказывать с помощью схем-подсказок.
(Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).
7. Итог занятия. Анализ пересказа детьми.
Предлагаю оценить друг друга.
Воспитатель: Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).
Скажите чей пересказ вам больше всего понравился и почему?
Чей пересказ был интересным?
Кто из детей сумел передать чувства страха героев сказки?
Воспитатель: Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с яблока, которое к нам прикатилось из сказки, именно оно упало зайцу на голову. А наши герои выдумали себе страхи сами, когда зайка бросился к ним под ноги).
Чему вас научила эта сказка? Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.
8. Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и прикрепите его к нашей яблоне, так чтобы оно больше не упало и никого не испугало. (Звучит музыка)
Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
Тема: «Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Подготовила: Егорова Светлана Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка» Цивильского района ЧР |
Цивильск 2016
«Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Цели: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества; учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений
Задачи:
Обучающие: познакомить с бытовой сказкой; Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Активизировать словарь детей. Упражнять в образовании слов при помощи суффиксов.
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Методы и приёмы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла сегодня к вам не с пустыми руками, а что же я принесла вы узнаете, отгадав загадку:
Не куст, а с листочками
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает. (Книга)
Дети: Книга.
Воспитатель: Правильно! Я принесла книгу со сказками. Скажите, любите ли вы сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Вижу, все любят! А почему вы любите сказки?
Дети: Они интересные, веселые, поучительные.
Воспитатель: Конечно же, интересные. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Мама, папа или воспитательница в детском саду рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…
Воспитатель: А какие сказки вы знаете и любите? (Ответы.)
Воспитатель: Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много.
Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?
– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт маску бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт маску внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт маску курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт маску мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт маску зайчика).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребята, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Чтение сказки…
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да
Воспитатель: Скажите, сказка эта смешная или грустная?
Дети: Смешная и грустная.
Воспитатель: Правильно, ребята! Смешная это сказка, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам и жалко и смешно героев. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
Воспитатель: Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Дети: Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Воспитатель: Скажите, откуда брала воду бабушка?
Дети: с колодца
Воспитатель: Откуда брала воду внучка? Не запомнили это слово «колода»? Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Внучка берёт оттуда воду потому, что в колоде воды меньше, чем в колодце.
Воспитатель: А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца?
Дети: Потому что и лужица, и след от копытца маленькие!
Воспитатель: Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсток. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсток). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.
Физкультминутка:
Покружитесь-покружитесь
В героев сказки превратитесь!
Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла (еле-еле идут, охают)
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка (бегут, смеются)
А за ними бегом — курочка с ведром (кудахчет: ко-ко-ко)
Воды набрали и домой зашагали (спокойно идут назад)
Покружитесь-покружитесь
И в ребяток превратитесь. (садятся на стульчики)
Воспитатель: Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.
Воспитатель: Скажите, для чего все наши герои носили воду?
Дети: Огород и сад поливать.
Воспитатель: Правильно, они поливали огород и сад. А что растёт в огороде?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться. Кто первый испугался?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал?
Дети: Бабушку, внучку, курочку, мышку.
Воспитатель: А кто почудился зайке?
Дети: Охотники с собаками.
Воспитатель: Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? Правильно, потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.
Воспитатель: А сейчас мы сыграем в игру «Какой? Какая?»
Воспитатель: В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки?
Дети: Трусливые, испуганные, пугливые.
Воспитатель: Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу
Дети: Смелые, храбрые, отважные, мужественные.
Воспитатель: Какими ласковыми словами можно назвать медведя?
Дети: Медведюшка, мишенька, мишутка.
Воспитатель: Как мы называем большого, сильного волка?
Дети: Волчище.
Воспитатель: А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка?
Дети: Волчишка, волчонок.
Воспитатель: Как ласково назвать лису?
Дети: Лисонька, лисичка, лисичка-сестричка.
Воспитатель: В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!». Как ласково назвать кота?
Дети: Котик, котенька, коток.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку по ролям, но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.
Повторное чтение и пересказ сказки по ролям… (Для пересказа вызываются несколько детей, распределяются роли, надеваются маски)
Воспитатель: Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.)
Автор: Полынкина Елена Сергеевна
воспитатель АНОО “Областная гимназия имени Е.М. Примакова”
Конспект занятия по развитию речи “У страха глаза велики”
Структура ООД в ДОУ по ФГОС
Организованная образовательная деятельность с младшими воспитанниками выстаивается по следующей схеме:
1.Вводная часть (3-4 мин.). Включает игровые элементы, сюрпризные моменты — неожиданное появление игрушек, вещей, приход «гостей», приглашение к деятельности.
- Основная часть (8-10 мин.). Предусматривает реализацию различных видов деятельности с использованием дидактических материалов, учебных пособий. Обеспечивает расширение знаний дошкольников об окружающем мире или закрепление ранее изученного материала.
- Завершающая (2 мин.). Оценивание полученного результата, обязательная похвала за усилие. В середине занятия рекомендуется провести физкультминутку.
Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Цель: познакомить детей с новой сказкой, формировать умение следить за развитием действия, способствовать желанию детей сопереживать героям.
.
Образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная, творческая.
Возраст детей: вторая младшая группа (3-4 года)
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Задачи:
Образовательные
-напомнить детям известные им русские народные сказки;
– формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;
Развивающие
– развивать внимание, память, воображение, отчетливо произносить звуки в звукоподражаниях;
– помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки;
Воспитательные
– воспитывать интерес к художественной литературе разных жанров.
Словарь активных слов:
Предварительная работа: изучение сказок
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Методы и приёмы: игровые, артикуляционная гимнастика
Материал: текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрации к сказке, игрушка – зайчик.
Планируемые результаты: могут отвечать на простые вопросы
Ход занятия
1.Вводная часть (2мин).
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Поздоровайтесь друзья!
– Давайте пожелаем друг другу доброго утра. И дружно улыбнёмся!
- Основная часть(10-11 мин).
– Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? (Да)
– Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. А как мы будем это делать вы узнаете, если угадаете мою загадку.
Если б не было его
Не сказал бы ничего
Всегда он в работе, когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
(Язычок)
– Правильно, язычок. Язычок нам очень помогает разговаривать. Сегодня у нас будут работать наши язычки, а помогать ему будут губки, зубки и щечки.
Артикуляционная гимнастика.
– Скажите, а какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей).
– Правильно, ребята, эти сказки очень давно читали и рассказывали вашим прабабушкам, бабушка и мамам. И никто не знает, когда и кто их сочинил.
(Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. Что за странный звук)
– Ой, ребята, кто это? (зайчик). Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.
– Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.
А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:
«Да – да – да – в сказку нам идти пора,
Ги – ги – ги – нам, зайчонок, помоги.
-Вот ребята мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее, проверьте у всех спинки ровные. А вы хотите познакомится с новой русской народной сказкой? А называется сказка «У страха глаза велики».
– Скажите, что такое страх? (ответы детей). Итак.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
(Воспитатель читает сказку выразительно, демонстрируя иллюстрации сказки).
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Беседа по содержанию.
Рассматривание иллюстраций к сказке.
– Я очень люблю эту замечательную сказку. А вам она понравилась?
– Давайте уточним, кто жил в деревушке: Бабушка – стар…., внучка – хох, курочка – хвост…., мышка – хло….
Воспитатель добавляет:
– Что герои делали каждый день?
Д – За водой ходили
– Какие ведра были у героев сказки?
Д – У бабушки – большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с наперсток
– Откуда брали воду герои сказки?
Д – Бабушка из колодца, внучка из колоды, курочка из лужицы, мышка из следа поросячьего копытца
– Что случилось, когда водоносы пошли за водой и возвращались домой через огород?
Д – их зайка напугал, прыгнул под ноги, потому что на него упало яблоко и он сам испугался.
– Что-то заинька загрустил, ребята, давайте с ним попляшем. (Проводится музыкальная подвижная игра «Заинька выйди в сад»)
А теперь ребята займите свои стульчики и послушайте сказку еще раз.
Итог:
– Что сделали герои сказки, когда зайка прыгнул им под ноги? (Испугались.)
– А как они испугались? Покажите.
– Что показалось каждому герою, когда их напугал заяц?
Д – бабушке – медведь, внучке – волк, курочке – лиса, мышке – кошка.
– Что показалось зайцу, когда он прыгнул под ноги водоносам?
Д – ему показалось, что пришли охотники
Воспитатель просит (индивидуально, 3 – 4 ребенка) подобрать героям сказки их страх, то есть то, что им привиделось, когда их напугал заяц.
Воспитатель:
– Давайте вспомним концовку сказки: «У страха глаза велики – чего нет, и то видит». Сказка учит нас тому, что, испугавшись, мы можем увидеть то, чего нет.
Физкультминутка
«Бабушка- старушка ведёрки взяла,
И с большими вёдрами
По воду пошла.
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка.
А за ними бегом
Курочка с ведром.
Воды набрали и,
Домой зашагали».
Повторное рассказывание с установкой на запоминание.
Воспитатель: – Сейчас, я ещё раз прочитаю вам сказку, а вы слушайте, обратите внимание на то, как я буду менять интонацию голоса, мимику лица, потому что потом вы будете её пересказывать .
Воспитатель: А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку. (3-4 человека). Пересказ с помощью картинок.
Воспитатель: – Молодцы.
Заключительная часть (2-3 мин).
Воспитатель: – С какой русской народной сказкой мы познакомились? («У страха глаза велики»)
Воспитатель: – Понравилось вам путешествие по сказке?
Воспитатель: – Чему вас научила эта сказка? (Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.)
Воспитатель: – Ребята, а я знаю «прогонялку», с помощью, которой можно прогнать страх.
«Страх, страх, страшок. Брысь, брысь, брысь! В смех, смех, смешок, Превратись!»
Воспитатель: – На этом наше путешествие в сказочную страну закончилось.
Конспект социальной ситуации развития по образовательной области
« Чтение художественной литературы»
для детей старшего дошкольного возраста.
«У страха глаза велики»
Составила:воспитатель
Маркова Ирина Николаевна
Петрозаводск 2018
Задачи: Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.
Образовательная область «Социализация»
Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх;
вызвать эмоциональный положительный отклик на игровые действия;
воспитывать культуру взаимоотношений.
Образовательная область «Познание»
Расширять кругозор детей;развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;
Образовательная область «Коммуникация»
Способствовать свободному общению детей со взрослым;продолжать развивать речь как средство общения;побуждать детей давать быстрые, четкие и правильные ответы.
Образовательная область «Музыка»
Продолжать развивать танцевально-игровое творчество;
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций и репродукций, беседы, дидактические игры, просмотр мультфильмов, изготовление атрибутов, экскурсии в библиотеку
Ход :
Сказочница (воспитатель): Здравствуйте, ребята. Я – сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям.
– Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)
– Вижу, все любят!
– А почему вы любите сказки? (Ответы.)
— А еще сказки создают хорошее настроение, правда?
— Любое дело сладится и успешно пройдет только с хорошим настроением, а хорошее настроение создается улыбкой. (музыка «От улыбки»)
— Давайте-ка встанем в кружочек и…
Влево — вправо, влево — вправо,
Повернитесь — посмотрите,
Друг для друга улыбнитесь.
Вот и пришло к нам хорошее настроение с улыбкой.
— Я к вам в гости пришла не с пустыми руками, кое-что принесла…
Вот такую коробочку, но не простую — она с секретом.
-Посмотрите ,что на ней нарисовано?(ответы),
-Да, дети читают книгу, а как вы думаете, что именно они читают?(ответы)
-Хотите узнать?
-Тогда мы откроем нашу коробочку и узнаем.
-Ой, смотрите –ка, конвертик. А что у нас там?
(в конверте лежит записка «Жили-были», вот и подсказка, с таких слов, что начинается? (ответы) — правильно, сказка!
-Значит, что дети читают?
-А вы хотите попасть в сказку?
-Для того, чтобы попасть в сказку — нужно сказать волшебные слова, только вот я их забыла….вы мне поможете? (ответы) ой, сколько вы знаете разных волшебных слов, с вашей помощью, и я вспомнила: «Раз, два, три, четыре, пять-в сказку мы хотим попасть!», глаза закроем и повторим….(играет музыка)
— Вот мы и в сказке, и гости с нами в сказке. Только вот в какой?
— Надо снова к нашей волшебной коробочке обратиться за подсказкой.
-Так…, а тут 3 конверта, что ж нам делать…..конверта 3, а нас-то больше… давайте-ка разделимся на группы: я сейчас каждому на ушко слово скажу, а вы его запомните, пожалуйста. (Курочка, мышка, зайчик)
Ну, а теперь, кто слово «курочка» услышал, идет к первому столу, кто услышал «мышка», идет ко второму столу, а уж кто услышал «зайчик»-к третьему столу. Теперь аккуратно открываем конвертик и смотрим, что в нем? Картинка, но не совсем! Вот вам и задание — надо сделать так, чтобы было понятно, что же на ней изображено. Собираем. (Музыка)
— В какой сказке живёт курочка? (ответы)
– В какой сказке живёт мышка? (ответы)
– В какой сказке живёт зайчик? (ответы)
– А в какой сказке эти герои живут все вместе? (ответы)
— Молодцы!
-Но давайте еще раз заглянем в нашу коробочку. Может она нам еще что-то подскажет?
— Смотрите, это же бабушка и внучка,
— Как Вы думаете – какую все-таки сказку читают дети?
— Молодцы! Спасибо вам за ответы!
(ПОСАДИТЬ детей для прослушивания сказки)
Вот сегодня, ребятки, я прочитаю вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Чтение сказки.
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
– Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
– Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
— Понравилась вам сказка?
– Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.) показываю картинку
– Откуда брала воду внучка?.. Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце. (картинку)
– А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? (Ответы.)
– Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. А что такое наперсточек? Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсточек). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец. (картинки, а наперсточек дать потрогать)
Смена деятельности (физкультминутка)
– Покажите- ка всем, как идёт старенькая бабушка.
— А как идёт внучка.
— Молодцы!
— А теперь встали в кружочек, пробежались как курочки
— Как мышки
-Давайте, подуем как сильный ветер
— И покачаемся как яблонька от ветерка
— Ну, и подпрыгнули как зайчики!
— Молодцы! А теперь похлопаем себе, вот у нас как все красиво и правильно получилось!
Речевая игра
Хотите еще немного поиграть?
Я вам покажу сказочного героя, и назову только часть его сказочного имени, а вы мне подскажете, как его имя полностью в сказках звучит.
-Зайка- (ответы) (попрыгайка, побегайка)
-курочка-(ответы) (клохтушка)
-мышка-(ответы) (норушка)
-медведь-(ответы) (топотун)
-волчище -(ответы) (серый бочище, серый хвостище)
-лисичка- (сестричка)
Коза (Дереза)
Лягушка (Квакушка)
Молодцы! Вижу, вы хорошо знаете сказки и любите их.
– Давайте снова вернемся к нашей сказке. Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.)
Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.)
Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.
– Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж потом кого он испугал? (Ответы.)
— А помните, как сказка-то называется?
— В название сказки легла пословица: «У страха глаза велики».
А ведь бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся. «У страха глаза велики», это значит, что когда страшно, кажется, что преодолеть, победить страх не возможно, но если подумать… Что нужно сделать, чтобы победить страх?
— Правильно! Проявить смелость и решительность!
Итог занятия (рефлексия)
— Ребята, где мы с вами побывали?
— Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие. Пусть ваши дружные ручки возьмут того пушистика, который показывает ваше настроение после сегодняшнего занятия.
Посмотрите, в коробочке остался еще один конверт, посмотрим, что в нем? (улыбочки)
— Мы с Вами в сказку пришли с хорошим настроением, с улыбками, пришла пора прощаться со сказкой, и уходить из сказки, нужно с улыбкой, ведь сказка окружает нас повсюду и дарит нам хорошее настроение. возьмите в правую руку ваши улыбочки, а левую ручку дайте мне. У нас с вами получилось улыбчивое солнышко.
А теперь покружимся, (музыка) чтобы наши лучики-улыбки передались всем гостям…
Я очень рада, что познакомилась с вами, а вы помните кто я?
Правильно, я – сказочница Ирина Николаевна , поэтому не могу я Вас без подарков оставить. Это сказка «У страха глаза велики», в которой мы сегодня побывали, но в ней нет текста, потому что сказку вы же сами теперь сможете рассказать, а в этом вам помогут картинки волшебные. Спасибо вам, ребятки и до новых сказочных встреч!
Краткий анализ занятия
При проведении занятия выяснилось, что дети знают русские народные сказки. Сказки есть в каждом доме, но читать их стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее, поэтому ребёнок чаще смотрит телевизор. Исчезает традиционное общение с книгой — семейное чтение с рассматриванием и обсуждением, беседой о содержании сказки, желание найти в ней мораль, нравственный урок. В занятии присутствует плавный переход от одного вида деятельности к другому. Формы общения – сотрудничество, диалог – способствуют активизации личностного опыта воспитанников в процессе практической деятельности. По ходу занятия создаются проблемные ситуации, при решении которых дети приобретают навыки самостоятельного мышления. В дальнейшем продолжить занятия направленные на развитие связной речи – обучение пересказу текста сказки последовательно, выразительно передавая речь персонажей.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.
Обучающие: познакомить с бытовой сказкой; дать представление о композиции сказки, показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика; расширять словарный запас детей.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: Картинки для фланелеграфа к русской народной сказке; фигурки настольного театра, корзинка, напёрсток, цветные карандаши и фломастеры, силуэтные фигурки и атрибуты к сказке; музыкальные произведения: «В гостях у сказки» (Ю. Ким – В. Дашкевич), «Дружба крепкая» (Б. Савельев – М. Пляцковский), «Сказки гуляют по свету» (Е. Птичкин – М. Пляцковский); книжки-малышки для детей.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Методы и приёмы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация, музыкальное сопровождение, раскрашивание силуэтных форм, театр на фланелеграфе, пальчиковая гимнастика, анализ детских работ.
Ход занятия
(Звучит музыка «В гостях у сказки». В костюме Сказочницы входит воспитатель.)
Сказочница: Здравствуйте, дорогие ребята. Я – сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям.
– Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)
– Вижу, все любят!
– А почему вы любите сказки? (Ответы.)
– Конечно же, интересно. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Бабушка или мама, дедушка или папа, воспитательница в детском саду или даже артист со сцены рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…
– А какие сказки вы знаете и любите? (Ответы.)
– Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много. Но мы сегодня с вами поговорим о русских народных сказках.
Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка – в царевну, а Иван-царевич – в серого волка, волшебная палочка может исполнить любое желания, скатерть-самобранка накормить всех, шапка-невидимка сделать невидимым.
– Какие волшебные сказки вы знаете? («Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик»).
В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию – смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум — вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.
– Какие бытовые сказки вы знаете? («Каша из топора», «Как поп работницу нанимал», «Дочь-семилетка», «Не любо – не слушай», «Про нужду», «Чего на свете не бывает»).
– В сказках о животных – главные герои животные и звери. В этих сказках они часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый, осел – глупый. («Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Белая уточка», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»).
– А теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были», «В некотором царстве, В некотором государстве…», «Жили-были дед и баба…». Начало сказки называется присказкой. Присказка может быть простая, а может быть весёлая, потешная. Например: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили». Или: «Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает…». Это вроде ещё не сказка, а так, подготовка к ней, разминка т. е. – присказка.
– А как заканчивается сказка? Правильно, еслисвадьба – это женятся хорошие добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и…кто подскажет?.. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик?.. Конечно: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Молодцы.
Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?
– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт фигурку бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт фигурку внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт фигурку курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт фигурку мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт фигурку).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребятки, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Чтение сказки.
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
– Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
– Бабушка, волк-то какой страшный на мен наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Воспитатель: Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)
Смешная, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.
– А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)
– Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.)
– Откуда брала воду внучка?.. Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.
– А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он этот след? (Ответы.)
– Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсточек). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.
– А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
– Как вы думаете, почему у бабушки вода в вёдрах плескалась так: «Трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «Трёх! Плёх!» (Ответы.)
Физкультминутка.
– Покажите, как идёт бабушка и как идёт внучка. А кто пробежится за курочку и мышку? Как ветер подул? Как яблонька закачалась? Как зайчик прыгнул?
– Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.
– Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.) Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.) Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.
– Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал? (Ответы.)
– Из сказки мы узнали, что бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И не случайно: лавка – то низенькая. Курочка взлетела на печку – на лежанку высокую, а мышка под печь схоронилась, т. е. спряталась.
– А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну, конечно, с перепугу – рядом с бабушкой не так страшно.
– А кто почудился зайке? (Ответы). Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? (Ответы.) Правильно, потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Может, ребята, и с вами произошёл похожий случай? Расскажите, а мы послушаем.
– А теперь ребята, давайте все вместе, дружно создадим свой театр на фланелеграфе к сказке «У страха глаза велики». Я вам раздам силуэты сказочных персонажей, а также атрибуты к сказке, а вы их раскрасите.
Пальчиковая гимнастика. (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок).
«У тебя есть две руки,
Есть и 10 пальчиков.
Будут пальчики трудиться,
Не пристало им лениться».
Воспитательница раздаёт силуэты сказочных персонажей, а также атрибуты к сказке, карандаши, фломастеры, дети садятся за стол и раскрашивают.
Звучит музыка «Дружба крепкая».
– Молодцы, ребятки. Кто выполнил задание, кто раскрасил персонажей и атрибуты к сказке, я прошу принести их и поместить на наш фланелеграф. Посмотрите, какой прекрасный театр по нашей сказке мы с вами создали.Теперь вы можете играть в эту сказку в свободное время. Вы сегодня очень хорошо отвечали, знаете много сказок, создали красивый театр, дружно работали. Вы сегодня очень хорошо отвечали, знаете много сказок, дружно работали и создали такой замечательный театр. Я вас запомню таких умных, красивых, дружных и смышленых. А на память обо мне я хочу подарить вам по одной сказке. Вы их любите и читайте. До свидания, ребята.
Звучит песня: «Сказки гуляют по свету» в исполнении В. Толкуновой.