Конспект занятия в подготовительной группе путешествие по сказкам пушкина

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие по сказкам Пушкина»

Воспитатель : Синицына О.А

Мытищи 2014

Задачи:

Образовательные:

1.  Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно.

2. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.

3. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

4.  Продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление и умение разгадывать кроссворды.

2. Развивать творческие способности, память, воображение.

3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Приобщать к владению русским языком:  учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.
  2. Воспитывать лучшие человеческие качества, которые присущи поэту – гордость, патриотизм, честность, доброту.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.

Словарь:

Обогащение: ветхая, невод, землянка.

Активизация: рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки.

Предварительная работа:

Чтение произведений А.С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина,  выставка книг А.С. Пушкина,  работы детей по сказкам А.С. Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб.

Использование образовательных технологий:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».

«Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С. Ушаковой

«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой.

«Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.

Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. « Художественная литература в развитии творческих способностей детей».

Ход занятия:

Воспитатель:

Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании,

Благополучного конца.

(В. Берестов)

Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…»

Но что это? Я, кажется, слышу её голос.

Появляется Бабушка – рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги.

Дети здороваются с Бабушкой – рассказушкой , предлагают ей стул.

Бабушка – рассказушка:  Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки, подскажите?

Ответы детей: Жили — были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.

Бабушка – рассказушка:  А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд:

1

1. Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая (ПОВАРИХА)

2. Ты волна моя, волна

Ты бурлива и вольна…

Пожалей ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу!

— Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)

3. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА)

4. Правду молвит молодица,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

5. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

И среди своей столицы

С разрешения царицы,

В тот же день стал править он

И назвался – князь (ГВИДОН)

6. Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве

Жил был славный царь (ДАДОН)

Дети читают ключевое слово:  ПУШКИН

Бабушка – рассказушка:  Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и  богатым, и взрослым, и детям.

Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.  

Бабушка – рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

1. Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)

Бабушка – рассказушка: Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч.

Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.

Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?

Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»

Физминутка:

У Лукоморья дуб зелёный;  Дети поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том:  Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Движения руками вправо, влево

Там чудеса:  там леший бродит,  Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит;  Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;  

Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

Дети садятся на стульчики.

Голос кота: (магнитофонная запись)

— Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. На дубе висят разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок.  Вы готовы?

Воспитатель: Ребята,  мы справимся с заданиями?

Дети: Справимся.

Конверт № 1

1. Продолжи фразу:

— Кабы я была царица – говорит одна девица

ТО НА ВЕСЬ КРЕЩЁНЫЙ МИР, ПРИГОТОВИЛА Б Я ПИР.

— Царь с царицею простился

В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,

 — И царица у окна

СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

— Жил-был поп

ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ,

— Пошел поп по базару

ПОСМОТРЕТЬ КОЙ-КАКОГО ТОВАРУ.

— Ей в приданое дано

БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

— Свойство зеркальце имело:

ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

— Жил старик со своею старухой

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.

— Они жили в ветхой землянке

РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

— Ветер по морю гуляет

И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

— Белка песенки поет

ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,

— А орешки не простые,

ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Конверт № 2

1.Игра «Собери сказки»

В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам.

Зеркало, яблоко, собачка, богатыри «Сказка о мёртвой царевне».

Рыбка, старик, дворец  «Сказка о рыбаке и рыбке».

Лебедь, комар, белка   «Сказка о царе Салтане».

Конверт № 3

  1. Игра «Составь слова из слогов»

На доске написаны слоги:

КА

РУ

ВОД

РЕ

С

РЫБ

С

НЕ

МО

РИК

ТА

ТА

ХА

  1. Из какого произведения эти слова?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Объяснить смысл слов:

«землянка» — жилище вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.

«ветхая» — старая, покосившаяся.

«невод» — сеть для ловли рыбы.

Конверт № 4

1. Задание называется: «Поиграем в рифмы»

Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

Совет – ответ, привет.

Майка – гайка, зайка, зазнайка

Палка – галка, скалка, скакалка

Кот – бегемот, кашалот

Кружка – подружка, клюшка

Крыльцо – кольцо

Берёзы – розы, мимозы, слёзы

Осины – апельсины

Град – виноград, шоколад, мармелад.

Конверт № 5

  1. Игра «Будь внимательным!»

Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.

Царевна — Лебедь, лиса, комар

Мачеха, яблоко, колобок

Поп, кот Леопольд, Балда

Старуха, золотая рыбка, журавль

Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.

Конверт № 6

1.Игра «Доскажи словечко»:

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный  (рожок)»

«Но царевна в обе руки

Хвать – поймала. Ради скуки

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за  (обед)»

 «Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне на свете всех милей (Королевич Елисей)»

  1. Из какого произведения эти строки?

(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Кот: Вы справились со всеми заданиями и  под корнями дуба  найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны. До новых встреч!

Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок.

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова6 « Катись клубок впереди, детей из сказки выводи».

Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями,  и за это получаете награду.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.

Воспитатель: Наше занятие окончено, всем спасибо!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Конспект занятия «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

в подготовительной группе.

подготовила:

воспитатель первой категории Кавтаськина Ольга Владимировна

г. Трехгорный

2015 г

Цель: углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина.

Задачи: расширять кругозор детей; развивать внимание, память, речь, мышление; в игровой форме повторить и закрепить знания детей о содержании сказок А.С. Пушкина; воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, их встречает воспитатель.

В: Ребята, а вы любите сказки? (да). А кто придумывает, сочиняет сказки? (писатели, поэты). А какие бывают сказки? (народные, авторские). А что бывает в сказках? (чудеса, волшебство, превращения).

Ребята, сегодня утром тоже произошло волшебство. Когда я пришла в детский сад, то обнаружила в группе сундук. Решила дождаться вас, чтобы вместе его открыть. Хотите посмотреть, что там? (воспитатель достает из сундука кроссворд). Я буду читать фрагменты сказок, а вы должны угадать слова, которые находятся в кроссворде.

1.Кабы я была царица,

Говорит одна девица,

То на весь крещеный мир

Приготовила я …….

2.У Лукоморья …. зеленый.

3…….с берега палят

Кораблям пристать велят.

4.Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого …..

5.Раз он в море закинул невод-

Пришел невод с одною …..

6.И царица у окна

Села ждать его….

Ответы: пир, дуб, пушки, петушка, тиной, одна.

После того, как кроссворд полностью разгадан, воспитатель:

«Всех героев этих сказок

Мы узнаем без подсказок:

Царь Салтан и Черномор,

Поп, Балда и царь Гвидон,

И Людмила, и Руслан.

Кто же сказки написал?

Д: А.С. Пушкин.

В: Правильно, назовите, какие вы знаете сказки А.С. Пушкина (дети перечисляют сказки).

Молодцы! А вы хотите попасть в сказку? (да). Тогда закрывайте глаза и произносите вместе со мной волшебные слова:

«Сказки Пушкина мы знаем

Любим очень их читать

Раз-два-три-четыре-пять

В сказку мы хотим попасть».

Ребята, посмотрите, мы с вами попали в страну Лукоморье.

«У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе то….»

Слышите, кто-то мяукает? Признавайтесь, кто взял с собой кошку?

Выходит Кот.

Кот: Сколько ко мне девчонок и мальчишек в гости пожаловало. Прошел слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо вы знаете сказки Пушкина. Вот я и хочу проверить, правда ли это. У меня есть волшебный дуб, на листочках которого написаны задания. Сейчас посмотрим, как вы с ними справитесь (Кот срывает листок и говорит задание).

Кот: «Подскажи словечко».

  1. Жил старик со своею старухою

У самого синего ……МОРЯ.

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то…ДОЧЬ.

  1. И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи…КРУГОМ.

  1. Белка песенки поет

Да орешки всё….ГРЫЗЕТ.

  1. Месяц, месяц, мой дружок

Позолоченный …..РОЖОК.

  1. Нужен мне работник:

Повар, конюх….ПЛОТНИК.

  1. Коли красная девица

Будь нам милая….СЕСТРИЦА.

  1. Сказка ложь, да в неё намек!

Добрым молодцам…УРОК.

  1. Ах, ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне…НАЗЛО.

  1. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка…..ЗОЛОТОГО ПЕТУШКА.

Воспитатель срывает следующий листок с дуба и читает задание.

В: «Сказочные последовательности».

  1. В кого превращался Гвидон в «Сказке о царе Салтане»? (дети выбирают картинки, затем выкладывают последовательно их: муха, комар, шмель).

  2. К кому обращался царевич Елисей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (выбрать картинки и выложить их последовательно: солнце, месяц, ветер).

  3. «Сказка о Попе и работнике его Балде». Вам нужно выбрать животных, которые помогали Балде, обхитрить чертят (заяц, лошадь).

Кот срывает следующий листок с дуба.

Кот: «Угадай сказку по сюжетной картинке».

Я вам буду показывать картинки из сказок А.С. Пушкина, а вы должны сказать, как называется сказка.

В: «Назови из какой сказки предмет».

Ребята, а мне кажется, что в волшебном сундуке, кроме кроссворда, еще что-то лежало. Давайте посмотрим. Там лежат различные предметы, ваша задача отгадать из какой они сказки (рыбка, зеркало, яблоко, петух, месяц, орехи, белка, цепь, лебедь, кораблик, заяц).

В: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Отвечай-ка» (игра проводится в кругу с мячом)

— Что кричал петушок сидя на спице? (Кире-ку-ку! Царствуй, лежа на боку);

— чем расплачивался поп с Балдой? (щелчками);

— как начинается «Сказка о царе Салтане»? (три девицы…);

— сколько раз старик закидывал невод в море? (три раза);

— с чем вернулся невод первый раз, во второй, в третий? (с тиной, с травой морской, с золотой рыбкой);

— как золотая рыбка наказала старуху? (старуха осталась ни с чем, у разбитого корыта);

— в какой сказке упоминается остров Буян? («Сказка о царе Салтане»);

— в какой сказке старуха бросила царевне отравленное яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях);

— сколько жил старик со своею старухою? (30 лет и 3 года);

— кем хотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою);

— какую песенку поет белочка, грызя золотые орешки? (во саду ли, в огороде).

Кот срывает следующий листок с дуба, читает задание.

Кот: «Подбери рифмы к словам». Я буду называть слово, а вы должны подобрать к этому слову рифму.

  • Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

  • Совет – ответ, привет

  • Майка – гайка, зайка, зазнайка

  • Палка – галка, скалка, скакалка

  • Кот – бегемот, кашалот

  • Кружка – подружка, клюшка

  • Крыльцо – кольцо

  • Березы – розы, мимозы, слёзы

  • Осины – апельсины

  • Град – виноград, шоколад, мармелад

В: «Отгадай название сказки».

Я буду читать вам отрывки из сказок Пушкина, а вы должны сказать название сказки.

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…..(«Сказка о царе Салтане»)

  1. Ах, ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло….(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

  1. Идет направо – песнь заводит

Налево – сказку говорит…..(«Лукоморье», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

  1. Жил был поп, толоконный лоб («Сказка о попе и работнике его Балде)

  2. Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

  1. Год, другой проходит мирно

Петушок сидит всё смирно («Сказка о золотой петушке»)

  1. Ветер, ветер! Ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут («Сказка о царе Салтане»)

  1. Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

  1. На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке)

Кот срывает следующий листок, читает задание.

Кот: «Объясни старинное слово»

— лихо (плохо)

— дивясь (удивляясь)

— персты (пальцы)

— кликать (звать)

— браниться (ругаться)

— ступай (иди)

— надобно (надо)

— град (город)

— издалече (издалека)

— величать (называть)

В: Молодцы, а теперь предлагаю поиграть в игру «Невод и рыбки».

Дети образуют круг. В середине рыбки.

«В синем море рыбки плавают, резвятся.

К неводу большому подплывать бояться.

Невод шевельнулся, раз-два-три!

Рыбки уплывайте! С ними ты плыви!»

Рыбки выплывают из круга. По команде взрослого «Хлоп», невод ловит рыбок. Игра повторяется два раза.

В: Ребята, а вы хотели бы, чтобы рыбка исполнила ваше желание. Предлагаю вам сесть за столы и сделать золотых рыбок, а потом загадать своё желание.

Дети выполняют оригами «Золотая рыбка».

В: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Я думаю, что после такого путешествия вы еще больше их полюбите, т.к. все его сказки поучительны и прекрасны. В них всегда добро побеждает зло.

Кот прощается с детьми и уходит.

Кудрявцева Екатерина Сергеевна

воспитатель, первая квалификационная категория

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»​​​​​​​

Цель: продолжать работу по укреплению интереса к произведениям А.С. Пушкина, закрепить интерес к творчеству писателя, закрепить знания о его произведениях, развивать умение понимать всю красоту русского языка.

Задачи:

Формировать интерес к художественной литературе;

Развивать умение подбирать рифму; продумывать содержание

рисунка, отражая в нем сюжеты рассмотренных произведений;

Закрепить умение давать развернутые ответы, обосновывать свой ответ;

Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование

Портрет А.С. Пушкина, «Книга Сказок» с иллюстрациями к сказкам Пушкина, разрезные картинки по мотивам сказки о золотой рыбке, макет бочки, игрушки — белка, богатырь, царевна, краски, альбомы.

Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина

Ход

Организационный момент

Звучит музыка (отрывок «Сказка о царе Салтане. Три чуда». Римский- Корсаков)

(Воспитатель обращает внимание детей на портрет А.С. Пушкина)

В.: Ребята, знаете ли вы кто изображен на портрете? (А.С. Пушкин) Александр Сергеевич Пушкин — это величайший русский поэт и писатель. Его именем названы улицы, площади, станции метро, и даже есть даже город Пушкин.

Александр Сергеевич написал за свою жизнь очень много чудесных произведений. Его стихи, сказки интересно читать не только детям, но и взрослым. И сегодня мы отправимся в интересное путешествие в сказочный мир, в котором живут герои, созданные Пушкиным.

Ребята, какие названия сказок писателя вы знаете? Давайте проверим, верны ли ваши ответы. Для этого сыграем в игру «Отгадай сказку»

(Воспитатель читает отрывки из нескольких сказок, а дети отгадывают, из какой сказки слова)

Игра «Отгадай сказку»

Жил старик со своею старухою
У самого синего моря….

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица…

«Сказка о царе Салтане»

«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет…

«Сказка о мертвой царевне»

В.: Молодцы, ребята. Вы отлично помните сказки. Поэтому начнем путешествие в сказочный мир. Отправимся в гости к сказочным героям вместе с Книгой сказок.

(Воспитатель листает книгу сказок и обращает внимание детей на рисунки)

В.: Ребята, вы узнаете из какой сказки этот герой? («Сказка о рыбаке и рыбке». Золотая рыбка)

Правильно, это Золотая Рыбка из сказки А.С. Пушкина. Посмотрите, рыбка приготовила для вас загадку. Она хочет проверить, хорошо ли вы помните, что просил старик по приказу старухи у золотой рыбки. Попробуйте, собрать свои ответы.

(Дети делятся на пять команд. Воспитатель предлагает собрать им разрезные картинки и назвать, что пожелала старуха из сказки)

Новое корыто

Новая изба

Стать столбовой дворянкой

Стать вольной царицей

Стать владычицей морскою

В.: Хорошо. Ребята, сколько всего желаний исполнила Золотая рыбка и какие это желания? Какое желание рыбка не исполнила и почему? С чем осталась старуха? (ответы детей)

Молодцы ребята, рыбке очень понравилось, как вы быстро и ловко вы справились с заданиями. Мы можем переходить во второй странице нашей книги.

(Воспитатель перелистывает страницу книги и обращает внимание детей на изображение бочки плывущей по морю)

В.: Вы догадываетесь, из какой сказки эта иллюстрация? («Сказка о царе Салтане»)

Правильно, ребята. Это Сказка о царе Салтане, его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет

В.: Ребята, посмотрите, это же такая же бочка, как и в сказке.

(Воспитатель показывает детям макет бочки с наклейным на ней заданием)

Здесь написано, что нам нужно отгадать какие три чуда, попросил князь Гвидон. Подсказкой будет «Сказка о царе Салтане»

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?« —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью….(белка)

(Воспитатель достает из бочки игрушку-белку)

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает—
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
— Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя…(Тридцать три богатыря)

(Воспитатель достает из бочки игрушку-богатырь)

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят,…… (царевна есть)

(Воспитатель достает из бочки куклу-Царевну)

В.: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились отлично.

И чтобы не утомляться веселым путешествием, давайте сделаем сказочную зарядку

Физминутка «У Лукоморья дуб зелёный»

(дети встают в круг)

У Лукоморья дуб зелёный;

Встают на носочки и поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том:  Покачивают руками из стороны в сторону

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом; Берутся за руки

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит. Ходят по кругу, взявшись за руки

Там чудеса:  там леший бродит,

Останавливаются. Рисуют в воздухе круг

Русалка на ветвях сидит;  Движение «Рыбка» верх- вниз

Там на неведомых дорожках Закрывают глаза руками

Следы невиданных зверей;  Делают руками упражнение «фонарики»

Избушка там на курьих ножках Наклоны вперед-назад

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Упражнение высоким подниманием колена.

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой Садятся на корточки

И тридцать витязей прекрасных Обнимают колени

Чредой из вод выходят ясных, Встают, берутся за руки

В.: А сейчас пришло время перевернуть еще одну страницу Книги Сказок.

Ребята посмотрите, страница пустая. Теперь представьте, что вы сказочные художники и сами сможете нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке. Подумайте, что вам больше всего понравилось в ней, что вы хотите изобразить, какими красками вы будите пользоваться.

(Дети приступают к рисованию)

Итог

Ребята, наша встреча подходит к концу. Сегодня мы еще раз вспомнили сказки А.С. Пушкина. Что вам больше всего понравилось?

Список использованной литературы

Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. М.: Гном-Пресс, 1999

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе. – М.: Центр педагогического образования, 2009

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. М.: Изд.: Мозаика-Синтез, 2010

Цель. Развивать познавательный интерес к сказкам А.С. Пушкина.

Задачи:

  • показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту,
    находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации;
  • развивать умение разгадывать кроссворд;
  • привлекать детей к разыгрыванию сценических диалогов;
  • формировать коммуникативные качества;
  • воспитывать чувство любви, уважения к творчеству детских писателей.

Словарная работа: мимика, жесты, эмоции, театр.

Материалы: Декорация Пушкинского леса; набор портретов детских писателей;
конверт с письмом; предметы, спрятанные заранее, по сказкам Пушкина: зеркало,
яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешочке, месяц,
бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь; свёртки с
двумя кроссвордами, мольберты; силуэт кареты (для девочек веера, для мальчиков
цилиндры; карточки с изображениями для игры «Сказочные
последовательности», силуэты «золотой рыбки» за правильные ответы; сладкие
медальки для награждения.

Ход мероприятия

Ведущая. Ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в
сказочную страну? Тогда – в путь!

Звучит музыка. Дети следуют за педагогом или имитируют движение. Перед ними –
декорация пушкинского леса.


Ведущая. Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется?

Дети. Дуб!

Ведущая. Верно, дуб. Но дуб не обычный! Посмотрите: на нём есть цепь, на
ветвях сидит русалка, у подножья стоит сундук с золотом. Какой поэт описал
именно этот дуб?

Дети. Пушкин.

Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С.
Пушкина.


Ведущая. Конечно, Александр Сергеевич Пушкин. Скажу вам по секрету, что
дерево это не простое, а волшебное. Смотрите, под дубом лежит конверт. Давайте
вскроем его и прочитаем, о чём там написано!

Ведущая читает письмо, адресованное детям. В нём написаны слова – заклинания,
с помощью которых можно оживить всех сказочных героев.


Ведущая. Ну что, ребята, рискнём? Будем оживлять героев?

Дети. Да!

Ведущая. Итак, произносим все, слова – заклинания:

«У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…»

Из-за леса выходят ожившие герои.


Кот. Ну и шмякнулся я, ну и мяукнулся… Если бы я не был самым прыгучим
котом в нашем Лукоморье – не собрать бы мне косточек!

Вот что, значит, путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я
попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава Коту Учёному!
Мур-р! (Обращаясь к детям.) А вы, почему меня не хвалите?

Думаете легко попасть из Лукоморья да прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому
коту под силу! У меня получилось, потому что я самый учёный кот на свете!…
Здравствуйте! Мяу-мур-р!

Баба Яга. Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие
чистенькие, да какие нарядные! Ох, как я долго до вас добиралась, сколько
препятствий преодолела! Да, видно, не зря! Чуяло моё сердце, что здесь большой
праздник ожидается! А где праздник, там и приключения! Ох, чую, чую носом своим
– приключения! А, и ты здесь, Кот Учёный! Видно рассказываешь ребятам свои
лукоморные сказки?

Кот. Да я уже давно здесь! Хочу пригласить девчонок и мальчишек этого
детского сада в путешествие по сказкам Пушкина. Прошёл слух в нашей сказочной
стране, что очень уж хорошо они знают эти сказки. Вот я и хочу проверить, правда
ли это.

Баба Яга. Ну, что же, давай, пригласим всех ребят в путешествие по
сказочной стране Лукоморья. Для этого нужно пройти через сказочные ворота.

Игра «Сказочные ворота»


Условия игры: в ворота проходит (а значит, и попадает в сказочную страну)
только тот участник, который ответит на вопрос, касающийся сказок А.С. Пушкина.
Затем дети делятся на две команды, выбирают себе капитана и название команды.

Баба Яга. Сейчас узнаем, в какой команде самые умные и находчивые ребята,
кто из них лучше знает сказки Пушкина (обращается к Коту). Кот, ты ведь у
нас учёный. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят.

Кот. Это листочки не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание
для ребят.

Баба Яга. Ну что, ребята, готовы? Команды в сборе.

Кот срывает листок с дуба и читает первое задание.


Кот. Чтобы в сказку нам попасть – нужно очень много знать. А какие сказки
А.С.Пушкина вы знаете?

Дети перечисляют названия известных им сказок.


Баба Яга. Ну, вижу, что умные! Но это лёгкое задание было, вот вы и
победили! Давайте-ка поиграем.

Игра «Найди то, не знаю что»


Условия игры: членам команд предлагается найти в зале все атрибуты,
относящиеся к сказкам Пушкина. Предметы спрятаны заранее. Это зеркало, яблоко,
невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешочке, месяц, бочка,
корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь.

После того, как все предметы найдены, каждая команда кладёт предмет в свою
корзину, и называют сказку, к которой он относится. Баба Яга и Кот помогают
участникам. Команда, набравшая больше предметов, и получает силуэт Золотой
рыбки.

Баба Яга. Подумаешь, сказки назвали! Давай-ка Кот, срывай следующий
листок.

Кот срывает листок и читает второе задание.


Кот. Взять под корнями дерева свёрток и посмотреть, что там спрятано.

В свёртке два одинаковых кроссворда, которые вывешиваются на мольберт. Дети с
помощью Бабы Яги и Кота решают его, заполняя пустые клеточки. Команда, первая
решившая кроссворд, получает силуэт Золотой рыбки.

Содержание кроссворда:

  1. Как звали жениха царевны из «Сказки о Мёртвой царевне и семи богатырях?»
    Ответ: Елисей.
  2. Имя злого волшебника, заточившего Людмилу в темницу? Ответ:
    Черномор.
  3. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? Ответ: Балда.
  4. Имя няни А.С. Пушкина? Ответ: Арина (Родионовна).
  5. Сын царя Салтана, который спас царевну Лебедь? Ответ: Гвидон.
  6. Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:
    Чуть опасность, где видна,
    Верный сторож, как со сна
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся.
    И кричит: «Кири-ку-ку!
    Царствуй, лёжа на боку!» Ответ: Петушок.

Баба Яга.

Вы хотите поиграть,
Чтобы сказку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.

Игра «Там на неведомых дорожках»


Условия игры: команды передвигаются по следам (разложены Б. Ягой и
Котом
) к дубу. Наступая на след, ребёнок должен назвать любую строчку или
несколько слов из произведения А.С. Пушкина.

Баба Яга и Кот помогают им в этом. Побеждает та команда, которая придёт к
финишу первой, что и получит силуэт Золотой рыбки.

Кот. Молодцы ребята! Знают произведения великого поэта. Сразу видно, что
мамы и папы им много читают. А может быть, вы и сами уже умеете читать?
Смотрите-ка, какой необычный лист висит на нашем дубе! (Срывает лист.) И
знак на нём какой-то интересный! (На листе нарисован скрипичный ключ.)

Дети вместе с Котом рассматривают знак.


Баба Яга. Что-то я никак в толк не возьму: что этот знак обозначает?
Может ребята знают?

Дети. Это же скрипичный ключ!

Кот. Какой такой ключ? Какую он дверь открывает?

Дети. Это музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки!

Кот. Верно, верно! Этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать под
музыку.

Баба Яга. Кто не любит скучно жить – просим в круг выходить?

Ведущая. Может, нам удастся попасть на настоящий бал.

Баба Яга. Что такое бал? Чего там делают, на этом балу? Балуются, что
ли?!

Кот. Ну и дремучая же ты, Баба Яга. Это же надо придумать: балуются!
Ребята, объясните бабушке, что такое бал!

Дети объясняют значение слова.


Б. Яга. НУ ладно, просветили старуху! А вот скажите-ка на чём можно
добраться на бал? И на чём вообще передвигались герои сказок А.С. Пушкина?

Кот. Ну и глупый вопрос ты задаёшь, Баба Яга! Да на чём угодно! На
машине, на самолёте, теплоходе! Тут и автобус сгодиться! А на севере это могут
быть и сани с собаками, и олени с нартами!

Ведущая. Ребята, как вы думаете? Прав ли наш Кот Учёный? Или в этот раз
он что-то напутал?

Дети. Напутал Кот.

Кот. А давайте-ка поиграем.

Игра «Кто на чём едет»


Условия игры: каждая команда (по очереди) называют вид транспорта,
на котором передвигались герои пушкинских произведений: телега, карета, повозка,
кибитка, корабль, сани и т.п. Побеждает та команда, которая называет больше
видов транспорта. Поощрение – силуэт Золотой рыбки.

Баба Яга. Батюшки! Кот, мы совсем забыли про музыкальную страну, про
танец под музыку. Совсем у меня плохая память стала. И не старая я вроде бы:
всего 600 лет стукнуло, – а забывать стала такие важные вещи! И вообще – хочу
танцы! Хочу на бал! Я вот и принарядилась по такому случаю, новую юбку надела,
на ней всего-то 33 дырки, почти новая.

Кот. А ну-ка, давайте прислушаемся!

Звучит музыка, и в зал выезжает карета. Дети рассматривают карету.


Ведущая. Вот в таких каретах во времена А.С. Пушкина и ездили на бал!

Баба Яга. Посмотрим, что лежит в карете. В карете цилиндры и
веера. Кот с важным видом раздаёт мальчикам цилиндры. Баба Яга даёт девочкам
веера.

Ведущая. Ну вот, мы и готовы ехать на бал!

Баба Яга вместе с девочками, «усаживается» в карету. Имитируется езда.


Ведущая. Вот «экипаж» «остановился», и мальчики помогают «дамам» выйти из
кареты.

Дети танцуют под музыку вальса П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».


Кот. Ну, потанцевали – пора и отдохнуть!

Баба Яга срывает с дуба новый лист и объявляет детям следующие задания.

Игра «Сказочные последовательности»

  1. На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о
    царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности:
    князь Гвидон с начало превратился в муху, потом в комара и, наконец, в
    шмеля.
  2. На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра.
    Дети должны расставить их в той последовательности, в которой
  3. Царевич Елисей из сказки «О мёртвой царевне» обращался к ним с вопросом
    о своей невесте.
  4. На мольберте выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети
    должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и
    работнике его Балде» обхитрить чертят.

Задания даются каждой команде одинаковые. Выигрывает та команда, которая
выполнит их быстрее. Кот и Баба Яга следят за правильным выполнением заданий.

Пока Кот вручает силуэт Золотой рыбки команде – победительнице, Баба Яга идёт
к дубу и поднимает какой-то свёрток.


Баба Яга. Ой, что же я наделала! Ой, что случилось! Да что же теперь
будет? Да кто же мне, старой бабушке, поможет?

Кот. Что случилось, Баба Яга?

Баба Яга. Да вот, несла я ребятам картинки показать, а они
рассыпались! Ой, рученьки мои дырявые! Ой-ой-ой!

Кот. Да что ты расстроилась, бабуся, ребятки у нас умные – они твоему
горю в два счёта помогут! Верно, ребята?

Игра «Собери картинку»


Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с
иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). Побеждает та команда,
которая сделает это быстрее и назовёт её название.

Баба Яга. Ай, какие ребята молодцы! Всё выполнили правильно! За свои 600
лет жизни я ещё не видела ребят умнее да смекалистее! А вот есть у меня одно
задание, которое и взрослым выполнить не под силу, а не то, что детям!

Мы с Котом будем вам движениями показывать эпизод из сказки. А вы, должны
отгадать, откуда он, и назвать действующих персонажей. За каждый правильный
ответ команда получает Золотую рыбку.

Пантомимы:

  • Кот изображает, как старик тянет невод из моря.
  • Баба Яга изображает белку, щёлкающую орешки.
  • Кот изображает Гвидона, натягивающего стрелу.
  • Баба Яга изображает Балду, дающего щелчок царю в лоб.

Кот. Видишь, Баба Яга! Ребята здесь знают все сказки нашего Лукоморья.

Баба Яга. Ну, давайте на последок ещё с вами поиграем. Я буду
читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете
заканчивать.

Выделенные в тексте слова произносят дети:

– Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

А Балда приговаривал с указкой:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»

Ей в приданное дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело;
Говорить оно умело!

– Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года!

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые!

Баба Яга. Всё-всё! Хватит! Я знаю, знаю, на какие вопросы они смогут
ответить! Ура! Я придумала: пусть каждая команда вспомнит все числа, которые
встретились в сказках А.С. Пушкина!

Ответ: 33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза забрасывал
невод в море, 3 раза летал царь Гвидон к царю Салтану и т. д.

Кот. Ну, Яга, проиграли мы с тобой! Думали, обхитрим кого-нибудь из детей
да забрели к себе в Лукоморье, чтобы был у нас на посылках, ан нет! Не удалось!
Так весело мы с ними время провели! Так подружились, что не хочется и обратно
возвращаться.

Баба Яга. Вот ты, Кот, вроде бы и умный, и учёный, а не догадываешься,
что нужно подсчитывать золотых рыбок и узнать, какая команда победила.

Баба Яга и Кот подсчитывают вслух силуэты золотых рыбок и определяют команду
– победительницу; если счёт равный, то награждаются обе команды.


Баба Яга. Кот, а зачем же мы будем награждать таких умных, одарённых,
шустрых, сообразительных, а главное – любящих сказки ребят? Я же не знала, что
они смогут нас победить! Я-то думала, что всё будет наоборот! Что делать? Как
нашему горю помочь?

Кот. Да погоди ты, старая, причитать! Давай заглянем в сундучок с
золотом, который стоит под дубом, может быть, и найдём там что-нибудь!

Баба Яга с Котом открывают сундук и находят в нём комплект шоколадных медалей
с различными рисунками и надписями по сказкам А.С. Пушкина.


Ведущая. Ребята, давайте провожать наших дорогих гостей. Только вот беда:
они нам подарки подарили, а мы что же? Нам-то им что подарить? Как вы думаете?

Дети. Мы нарисовали рисунки по сказкам А.С. Пушкина. Пусть Кот и Баба Яга
передадут их жителям волшебной страны Лукоморье!

Дети передают пакет с рисунками (которые заранее подготовили на занятиях по
изо деятельности).


Баба Яга. Конечно, все жители нашей страны не смогли явиться сюда, но они
наблюдали за нашими приключениями, переживали и радовались за вас. Мы все рады,
что дети вашей группы так хорошо знакомы со сказками великого русского поэта
А.С. Пушкина. Всегда помните:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!

Баба Яга и Кот (вместе): До свидания! До сказочных встреч!

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

Цель: Закрепить знания детей о произведения А.С. Пушкина.

Задачи.

1.Формировать связную речь, обогащать словарь.

2.Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память.

3.Воспитывать доброжелательное отношение к произведениям А.С. Пушкина.

Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина, заучивание наизусть эпизодов из сказок А.С. Пушкина, рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

Материал. Проектор. Разрезные иллюстрации к сказкам.

Ход.

Вос. Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Ребята как вы думаете кто написал это стихотворение?

Дети- ответ

Вос. правильно это отрывок из сказки написанной А.С. Пушкиным великим русским поэтом. (слайд с портретом поэта)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Еще при жизни поэта стали именовать гением. Его воспитывала няня Арина Родионовна и он ласково называл ее «мамушкой»

Ах, умолчу ль о мамушке моей…

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянии,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестив меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь бывало.

Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас мы с вами вспомним его произведения.

Я приглашаю вас на экскурсию в художественную галерею в ней мы познакомимся с картинами (иллюстрациями) написанными по сказкам А.С. Пушкина. (на экране первый слайд) и чтобы нам правильно назвать к какой сказки эта иллюстрация я прочитаю вам отрывок из сказки. (слайд с иллюстрацией)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу

Из какой сказки я прочитала вам отрывок?

Дети- ответы.

Вос. Правильно эта сказка о золотой рыбки.

Ребята ответьте мне пожалуйста, что делала рыбка в этой сказке?

Дети- ответы

Вос. А чьи желания выполняла рыбка?

Дети- ответы.

Вос. А теперь скажете из какой это сказки? (слайд с иллюстрацией)

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: “Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!”

Дети – ответы.

Вос. А сейчас посмотрите на эту картину и послушайте отрывок который я вам прочту. (слайд с иллюстрацией)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Вос. Из какой сказки этот отрывок и эта иллюстрация?

Дети – ответ

Вос. Правильно эта сказка о царе Салтане. Я вижу, что вы хорошо знаете сказки и сейчас я предлагаю вам самим создать иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. для этого я приглашаю вас пройти к столам и разделиться на команды. На столах находятся уже готовые иллюстрации к сказкам на есть одна проблема они все разрезаны и вам нужно их сложить правильно чтобы получилась картинка.

Дети приступают к работе.

Вос. Ребята я вижу, что вы все справились с заданием. Были ли у кого ни будь трудности?

Дети – ответ.

Вос. Ну а сейчас чтобы закрепить наши знания мы с вами отгадаем загадки. В них я загадала героев сказок А.С. Пушкина.

Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде…” —

Звонко песенку поет?

Белка

Он невидим и могуч,

Он гоняет стаи туч,

Он гуляет на просторе,

Кораблям — подспорье в море.

Ветер

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

Зеркальце

Сказка — ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

Корыто

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

Лукоморье

Круглолицый, светлоокий,

Светит он во тьме глубокой.

Назови скорей, дружок,

Позолоченный рожок!

Месяц

Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

Невод

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Петушок

Рефлексия:

Вос. Молодцы ребята вы все хорошо знаете сказки. А сказки какого поэта мы с вами сегодня вспоминали? При этих задания у кого ни будь возникли сложности?

Дети – ответы

Вос. Понравилось вам наше путешествие?

Дети – ответы.

Вос. Я хочу, чтобы вы читали, учили и не забывали эти сказки, сказки великого русского поэта А.С. Пушкина.

Конспект образовательной деятельности в области «чтение художественной литературы» с детьми подготовительной группы

«Путешествие по сказкам Пушкина»

К работе прилагается презентация.

Задачи:

Воспитательные:

— Воспитывать любовь к театру, навыки театрализованной культуры.

— воспитывать читателя, способного сочувствовать героям произведений.

Образовательные:

— Закреплять умение использовать средства выразительности.

— Совершенствовать умение правильно строить сложноподчинённые предложения.

— Развивать логическое мышление и умение разгадывать кроссворды.

— продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).

Развивающие:

— развивать творческие способности, память, воображение. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

— Развивать умение содержательно и выразительно передавать литературный текст.

Методы и приёмы:

Игровые приёмы, словесные пояснения, рассматривание и обсуждение рисунков.

Интеграция компонентов содержания:

Область «Познание» — ознакомление с окружающим, расширение кругозора;

Область «Коммуникация» — развитие всех компонентов устной речи;

Область «Социализация» — игровая деятельность;

Область «Художественное творчество» — Рисование на тему «Сказки Пушкина».

Область «Чтение художественной литературы» — развитие литературной речи, поэзия, литературные сказки.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина, панно дуб, работы детей (рисунки) по сказкам А.С. Пушкина, СД – диски с записями музыки из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Атрибуты и костюмы для инсценирования эпизодов из сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

ТСО: мультимедийный проектор.

Использование образовательных технологий:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе». Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.

«Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С. Ушаковой

«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой.

«Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.

Интернет – ресурсы.

Содержание организации образовательной деятельности.

Дети заходят в зал, здороваются с гостями, присаживаются на места.

Слайд № 1.

Ребёнок:

Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании,

Благополучного конца.

(В. Берестов)

Воспитатель:

Мы хотим вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же бабушка. Вот послушайте: «Жила, была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…»

Но что это? Я, кажется, слышу её голос.

Слайд № 2.

Бабушка – рассказушка (появляется в зале)

Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги.

Дети здороваются с Бабушкой – рассказушкой , предлагают ей стул.

Бабушка – рассказушка

— Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки, подскажите?

Ответ детей:

Жили – были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т. д.….

Бабушка – рассказушка:

А вот автора наших сказок, в каких мы сегодня побываем, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд.

Слайд № 3.

1

1. Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая (ПОВАРИХА)

Слайд № 4

2. Ты волна моя, волна

Ты бурлива и вольна…

Пожалей ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу!

Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)

Слайд № 5

Бабушка – рассказушка:

Чтобы отгадать следующую букву в фамилии писателя, нужно отгадать такое слово:

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА)

Слайд № 6

Правду молвит молодица,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

Слайд № 7

А теперь попробуйте отгадать слово, которое спрятано в этих строках…

5. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

И среди своей столицы

С разрешения царицы,

В тот же день стал править он

И назвался – князь (ГВИДОН)

Слайд № 8

Негде, в тридевятом царстве

В тридевятом государстве

Жил был славный царь (ДАДОН)

Слайд № 9

Дети читают ключевое слово ПУШКИН

Бабушка – рассказушка: вот вы и отгадали фамилию писателя этих сказок.

Слайд № 10

Воспитатель:

Хорошо ребята, неплохо вы знаете сказки, пора и в путь. А поможет нам – мой не простой сундук. В нём все вещи не простые, а волшебные. Но сундук откроется лишь тогда, когда отгадаете загадки.

Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь.

(КЛУБОК)

Я молча смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех,

С печальными плачу я.

Глубокое, как река,

Я дома на вашей стене.

Увидит старик – старика,

Ребёнок – ребёнка во мне.

(ЗЕРКАЛО)

Открывается сундук, воспитатель достаёт клубок ниток и зеркальце.

Воспитатель:

— Из какой это сказки? (показывает зеркальце).

Дети:

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Бабушка – рассказушка:

(бросает клубок) – катись клубок впереди и всех нас в сказку приведи.

Слайд № 11

Царевна: Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Зеркальце: «Ты, конечно, спору нет:

Но царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее».

Ведущий:

«За невестою своей,

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет, как нет! Он горько плачет.

К красну солнцу наконец,

обратился молодец.

(Звучит музыка)

Елисей: Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её.

Солнце: Свет ты мой,

Я царевны не видало.

Знать, её в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь её да встретил.

Слайд № 12

Ведущий: Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался

(Звучит музыка).

Елисей: Месяц, месяц, мой дружок

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её.

Месяц: Братец мой,

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

только в очередь мою

Без меня царевна видно, пробежала.

Елисей: Как обидно!

Месяц: Погоди, об ней, быть может

Ветер знает, он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай.

Ведущий: Елисей не унывая

К ветру кинулся, взывая!

(Звучит музыка)

Слайд № 13

Елисей: Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её.

Ветер: Постой!

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора:

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный.

В том гробу твоя невеста.

Ведущий: Ветер далее побежал,

Королевич зарыдал –

Он идёт скорей туда…

И о гроб невесты милой,

Он ударился всей силой

Гроб разбился.

Слайд № 14

Царевна: Как же долго я спала?

Ведущий: И трубит уже молва,

Дочка царская жива!

Елисей: И с невестою своей,

Обвенчался Елисей.

Слайд № 15

Ведущий: И никто с начала мира

не видал такого пира.

(Звучит музыка)

Воспитатель:

А сейчас я проверю, как вы знаете сказки А.С.Пушкина

Слайд № 16

Задание № 1

Продолжи фразу: «Кабы я была царица – говорит одна девица…(то на весь крещеный мир, приготовила б я пир)».

Задание № 2

«Кабы я была царица, — третья молвила сестрица…(я б для батюшки – царя родила богатыря)

Слайд № 17

Задание № 3

Покажи движением, позой, старика и старуху (из сказки «О золотой рыбке»).

Слайд № 18

Задание №4

Что кричал петушок, сидя на спице? (Ку-ка-ре-ку, царствуй лёжа на боку)

Слайд № 19

Задание № 5

Какие чудеса с помощью царевны лебедь появлялись в царстве Гвидона?

Слайд № 20

Задание № 6

Сколько раз летал царевич к своему отцу – царю Салтану? (три раза)

Задания, которые задают гостям дети.

 1 задание.

Почему поп нанял Балду за три щелка по лбу?

(потому, что поп был очень жадным)

2 задание

Какое задание дал поп Балде, надеясь на то, что тот с ним не справится и попу не придётся подставлять свой лоб для расплаты?

(взять с чертей оброк за три года)

Ведущий:

А теперь испытания продолжаются. Все сказки А.С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам.

И задание называется: «Поиграем в рифмы»

Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

Совет – ответ, привет.

Майка – гайка, зайка, зазнайка

Палка – галка, скалка, скакалка

Кот – бегемот, кашалот

Кружка – подружка, клюшка

Крыльцо – кольцо

Берёзы – розы, мимозы, слёзы

Осины – апельсины

Град – виноград, шоколад, мармелад.

Слайд № 21

Воспитатель:

Мы с вами начали рисовать по сказкам А.С.Пушкина. Давайте закончим свои рисунки.

А теперь каждый покажет свой рисунок гостям. Гости должны угадать по какой сказке вы рисовали.

А сейчас, давайте обсудим: какой рисунок и почему вам понравился больше.

К нам сегодня пришло много гостей, потому, что у нас праздник, посвященный творчеству одного из любимых наших поэтов.

А кто он?

Ответ детей: (Пушкин)

К работе прилагается презентация.

  • Конспект занятия в младшей группе по сказке теремок
  • Конспект занятия 1 младшая группа по развитию речи сказка репка
  • Конспект драматизации сказки колосок в старшей группе
  • Конспект волшебная страна фонетика сказка о звуках и буквах можно ли писать без букв анкетирование
  • Конспект викторины по сказкам в старшей группе