Константин федорович яковлев рассказ семицвет читать

Обновлено: 09.01.2023

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Постоянное чувство голода.
  2. Приход автоматчиков и настоящий хлеб.
  3. Как растет и зреет хлеб.
  4. Бабушка испекла два больших коржа.
  5. Коля ест теплый вкусный хлеб.
  6. Внук несет корж деду на пасеку.
  7. Дедушка тайком возвращает хлеб для внука.

Читайте по теме:

Главные герои

1. Коля – маленький мальчик, черноволосый, исхудавший, постоянно голодный в войну.

2. Мама, бабушка и дедушка Коли – добрые и трудолюбивые люди, которые с любовью и заботой относятся к близким.

3. Солдат, который угостил Колю хлебом.

Главная мысль

Главное в людях – это доброта. Хлеб — всему голова.

Чему учит

Рассказ учит любви к близким, трудолюбию, терпению, учит бережно относиться к хлебу. Не стоит судить о каких-то поступках плохо, не разобравшись.

Отзыв

Это интересный рассказ о трудностях военного времени. Очень непросто жилось и взрослым, и детям. Но люди не потеряли свою человечность и доброту. В рассказе показано, что нужно думать не только о себе, но и о других. Даже чужой человек (солдат), увидев исхудавшего мальчика, отдал ему свой хлеб. Дед Коли очень бы, наверное, хотел сам съесть хлеб, испеченный бабушкой, но он незаметно вернул корж домой для своих родных. И мальчику стало стыдно за свои плохие мысли о дедушке. Тогда он спрятал хлеб в сундук, где лежали дедушкины вещи.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Автор рассказывает необычную историю детства, которая приключилась с его школьным другом Семином. Как-то раз стекло в двери кабинета директора оказалось разбитым. В этом обвинили мальчугана Воробьева, постоянно бьющего стекла Читать далее

Баваклава

Двенадцатилетний Леня Шаров возвращается из школы. Он удивлен, что его, как обычно, не встречает бабушка, которая заботится о нем, пока родители на работе. Отец сообщает мальчику, что бабушка умерла. Читать далее

Багульник

Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней. Читать далее

Верный друг

Всадник, скачущий над городом

Главного героя Рассказа звали Кирилл или же просто Кира и его одноклассница Айна. Место происходящего город Рига, или как называют жильцы этого города Северный Париж. Читать далее

Игра в красавицу

Действие рассказа происходит в предвоенные годы, когда автор произведения был еще ребенком. Главные герои — дети, жители одного двора в неком неназванном городе. Повествование ведется от первого лица. Читать далее

Мальчик с коньками

В один из солнечных зимних дней мальчик торопится на каток. Одежда у него старая и мала, но коньки дорогие. Катание на коньках было его страстным увлечением. Он испытывал большую радость, катаясь на коньках. Читать далее

Он убил мою собаку

Мальчик Саша, которого все вокруг называют Табором сидит в кабинете школьного директора. Он попал туда не случайно, а потому что привел в класс собаку. Во время урока она сидела под его партой смирно Читать далее

Полосатая палка

Разбуженный соловьями

Рассказ Яковлева был опубликован в советское время в 1963 году, но в отличие от многих подобных рассказов, той поры, идеологическая подоплека уступила место природе. Читать далее

Реликвия

Деревенские ученики собирали реликвию времен Великой Отечественной войны для школьного музея. Однажды ребята пришли к бабе Настасье. Они попросили у нее какую-нибудь реликвию. Читать далее

Рыцарь Вася

Мальчик Вася был полным, неуклюжим и постоянно все у него ломалось и падало. Друзья часто подшучивали над ним и думали, что он такой толстый, потому что много ест. Говорили, что на такого упитанного никакие доспехи не налезут Читать далее

Собирающий облака

Жил на свете мальчик Коля Малявкин, и, конечно, все вокруг обзывали его Малявкой. Скорее всего, и папу его, и даже дедушку окликали тем же прозвищем. Что же делать, если им такая незначительная фамилия досталась?! Читать далее

Стрекозиные крылья

Цветок хлеба

Об авторе

Яковлев Юрий родился в 1922 году. В 1940 году пошел в армию для защиты г. Ленинграда от захватчиков.

Еще будучи ребенком Юрий начал заниматься творчеством писателя. Сочинял стихи в школе, а после начала войны это увлекательное для него занятие стало образом его жизни. В стихах он выливал все свои душевные переживания. По окончанию войны автором было написано ряд стихов на армейский мотив.

В своих трудах, писатель призывал детей к добру. он считал, что доброта должна быть мужественной и сильной. Лишь тогда она одержит победу над злом.

При помощи этих глаголов автор показывает, как вел себя лес, помогает нам ярче представить картинку из своего рассказа.

В этом тексте отсутствует первое предложение. Выбери предложение, с которого должен начинаться текст.

Правильный вариант: «Ветер тайгою ходит, раскачал тайгу от самых корней до вершины».

Придумай заголовок. Запиши текст в тетрадь.

Ветер тайгою ходит, раскачал тайгу от самых корней до вершины. Трещит тайга, ухает, ожила, завыла, застонала на тысячу голосов: все страхи лесные выползли, зашмыгали, засуетились, все бесы из болот повылезали, свищут пронзительно, носятся, в чехарду играют. Сам лесовой за вершину кедр поймал, вырвал с корнем и, гукая страшным голосом, пошел крушить: как махнет — дерево стоячее и рухнет на землю. А лесовику любо: «Го-го-го-го!»

7. Прочитай отрывок из книги К.Ф. Яковлева «Семицвет». Восстанови пропущенные слова.

СТРАНИЦА 48

Простая, милая Средняя Русь слышится в каждом названии травы — до удивления точном, красивом, наглядном и звучном.

Как только не названы травы! И по запаху — душица, душистый колосок; и по цвету — желтовник, синецвет, белозор; и по времени цветения — майник, подснежник; и по месту, где выросли — пустырник, дубравница, ельница.

Русские народные названия — те чуть не все укажут, от какой болезни трава. Сердечник — «от сердца», чистотел (бородавочник) — для чистоты тела (выведения мозолей и бородавок), горлянка — от простуды горла, от кашля.

Есть и девясил — от девяти болезней сразу, и «сороканедужные» травы — от многих недугов, и хворобой (зверобой), который, говорят, — чуть не от всех известных «хворей» — болезней.

Как автор по другому называет в тексте болезнь? Выпиши эти слова в тетрадь?

Недуг, хвороба, хворь.

Какое название зверобоя, приведенное автором, более точно передает его целительную силу? Почему?

Хворобой. Это название говорит о том, что зверобой бьёт все хвори, то есть болезни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Упражнение 7 стр.47 Простая, милая Средняя Русь слышится в каждом названии тр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Упражнение 7 стр.47 Простая, милая Средняя Русь слышится в каждом названии тр.

Упражнение 7 стр.47 Простая, милая Средняя Русь слышится в каждом названии травы — до удивления точном, красивом, наглядном и звучном. Как только не названы травы! И по запаху — душица, душистый колосок; и по цвету — желтовник, синецвет, белозор; и по времени цветения — майник, подснежник; и по месту, где выросли — пустырник, дубравница, ельница. И всё-таки чаще, пожалуй, в названиях — целебная сила растения. Русские народные названия — те чуть не все укажут, от какой болезни трава. Сердечник — «от сердца», чистотел (бородавочник) — для чистоты тела (выведения мозолей и бородавок), горлянка — от простуды горла, от кашля. Есть и девясил — от девяти болезней сразу, и «сороканедужные» травы — от многих недугов, и хворобой (зверобой), который, говорят, — чуть не от всех известных «хворей» — болезней.

Какое название зверобоя, приведенное автором, более точно передает его целите.

Какое название зверобоя, приведенное автором, более точно передает его целительную силу? Почему? Хворобой. Это название говорит о том, что зверобой бьёт все хвори, то есть болезни.

Какие болезни лечат эти травы? Сердечник луговой Горлянка

Какие болезни лечат эти травы? Сердечник луговой Горлянка

Почему так назвали птиц? Пищуха Поползень

Почему так назвали птиц? Пищуха Поползень

Почему так назвали растения? Шиповник Тысячелистник

Почему так назвали растения? Шиповник Тысячелистник

Упражнение 9 стр.49 Определи по названию, какого цвета птицы, бабочки, растен.

Упражнение 9 стр.49 Определи по названию, какого цвета птицы, бабочки, растения. Заполни таблицу. Птицы: зеленушка, горихвостка. Бабочки: голубянка, лимонница. Растения: голубика, горицвет, рыжик, огнецвет, снежноягодник.

Читайте также:

      

  • Музыкальный театр омск рисунок для школы
  •   

  • Атеев солнце мертвых краткое содержание
  •   

  • Алиса в пограничье краткое содержание
  •   

  • Анкета для молодых специалистов в школе
  •   

  • Развлечение ярмарка народных игр в детском саду

Каталог

Семицвет. Рассказы о природе


Полное библиографическое описание

Войдите для заказа услуг

Вы сможете заказать:

  • Доставку книги в удобную Вам библиотеку (из списка)
  • Бронирование (издание 5 дней не будет выдаваться другим читателям)
  • Электронную копию фрагмента издания
  • Подписаться на наличии свободного экземпляра

    • Наличие в библиотеках
    • Пушкинский район


      • Библиотека БРиЗ

        (Красносельское ш., 29)


        В наличии 1 экз.

    Подписка на появление свободного экземпляра

    Район

    Вам придет уведомление на электронную почту при появлении свободного экземпляра

    Посмотреть или отменить подписки Вы можете в личном кабинете в разделе подписки

    Рекомендации

    Другие издания автора

    Творчество Константина Яковлева

    На нашем сайте представлены 6 книг автора Константина Яковлева. Самая популярная по мнению наших читателей «».

    Родниковая сторона

    Родниковая сторона

    В книгу включено лучшее из написанного К.Яковлевым о природе среднерусской полосы — о лесе и его тайнах, о деревьях, грибах и травах этого особенного, удивительного края — родниковой стороны

    Пик и Хик, или приключения братцев-невеличек на лесных дорогах и в голубом подснежном городе

    Как мы портим русский язык

    Как мы портим русский язык

    Эта книга — страстные заметки ярославского писателя Константина Федоровича Яковлева о русском языке, его бедах. Первый раздел книги посвящён наиболее характерным языковым ошибкам молодых литераторов, второй — иностранным словам в русском языке. Автор ведёт разговор с привлечением богатого историко–литературного материала, сопоставляет мысли современных писателей о языке, спорит, показывает, что зн…

    Лесные дива

    Лесные дива

    Книга о красоте русской природы, о лесе, о дарах леса, о ?лесных дивах? — необычных явлениях и обитателях, о птицах и зверях, населяющих леса средней полосы.
    С фотоиллюстрациями.

    О тайнах русского слова

    О тайнах русского слова

    В издаваемой посмертно книге автор рассказывает о богатствах русского языка. Страстный полемист, К. Ф. Яковлев излагает свои мысли с редкой увлеченностью и глубиной. Книга ?О тайнах русского слова? несет большой гражданский и патриотический смысл, она необходима всем любителям русского слова.

    Семицвет

    Семицвет

    Поэтичные рассказы о русском лесе, травах, ягодах, цветах, создающих неповторимую красоту природы среднерусской полосы. В книгу входят несколько рассказов о животных.

    Константин Яковлев — Семицвет

    • Главная

    • Метки

    • Повести и рассказы о животных

    • Константин Яковлев — Семицвет

    Константин Яковлев - Семицвет

    Поэтичные рассказы о русском лесе, травах, ягодах, цветах, создающих неповторимую красоту природы среднерусской полосы. В книгу входят несколько рассказов о животных.

    Константин Яковлев, Елена Яковлева, Оксана Яковлева

    Алексей Скрыпников, Елена Кондрашова, Константин Яковлев

    Текст книги «Рассказы о живой природе»

    Автор книги: Петр Яковлев

    сообщить о нарушении

    Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

    П. И. ЯКОВЛЕВ
    Рассказы о живой природе

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРЕЛЬСКОЙ АССР

    Литературная запись В. Широнина

    ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

    Петр Иванович Яковлев – старейший карельский учитель, преподаватель биологии и химии Кончезерской средней школы Кондопожского района. Сорок лет проработал он в этой школе, которую и сам когда-то окончил. Безгранично влюбленный в свой родной край с его суровой прекрасной природой, П. И. Яковлев до самого последнего времени (он умер в 1956 г.) вел большую краеведческую работу. Руководя кружком юннатов школы, он передавал свои богатые познания юным мичуринцам – будущим преобразователям природы, воспитывая у сельских ребят подлинную любовь к сельскохозяйственному труду.

    За выслугу лет и безупречную работу по воспитанию и обучению молодого поколения П. И. Яковлев удостоен высшей правительственной награды – ордена Ленина.

    Из-под пера П. И. Яковлева вышло немало статей об опыте преподавания естествознания в школах, которые публиковались в центральных педагогических изданиях. Несмотря на жестокую болезнь (полная потеря зрения), в последние годы жизни Петр Иванович продолжал работать в школе и писал увлекательные рассказы для детей о фауне и флоре Карелии.

    Часть из этих рассказов мы предлагаем вниманию наших юных читателей.

    Крылатый друг

    Когда под жаркими лучами солнца окончательно выпарятся талые воды и лощины покроются яркой зеленью, а пригорки зацветут разнотравьем,– не налюбуешься на нашу природу.

    Неудержимо тянет она к себе.

    Раньше других ягод на севере поспевает морошка. Чаще всего она растет на болотистых местах, покрытых редкими кочками. Порой ее бывает так много, что издали сухое болото кажется сплошным желто-розовым цветочным ковром.

    Любят собирать морошку два друга – Коля и Витя.

    Возьмут корзинки, отправятся на целый день бродить по лесам и лощинам. Сколько воздуха, сколько света! И – просторы, просторы! Много всяких тайн раскрывает перед любознательными ребятами щедрая на выдумки природа, стоит лишь к ней присмотреться юннатским внимательным взглядом.

    Больше всего любили друзья живых обитателей леса. То зайчонка вспугнут, то лису потревожат, а птиц разных – несчетное множество высмотрят.

    У Вити была особая страсть к пернатым. Он безошибочно узнавал их по пенью и щебету, по яркому или совсем невзрачному оперению и даже по полету – по звуку стригущих или свистящих крыльев.

    – Журавли летят,– сказал однажды Витя, остановив друга и прислушиваясь. Коля, не обладавший таким тонким слухом, стал крутить головой, высматривая птиц в воздухе.

    Однако все равно ничего не увидел.

    – Они идут на посадку,– словно говоря о самолетах, сообщил Витя.

    И тут на желто-зеленом фоне леса мальчики заметили двух больших птиц с серовато-белым оперением, обрамленным по краям крыльев и хвосту черными разводами. Согнув гигантскими полузонтами крылья и вытянув длинные, как лыжные палки, ноги, птицы медленно опускались в конце болота, где зеркалом блестела небольшая ламбушка.* – Посмотрим, что они будут делать,– предложил Витя, и ребята укрылись в тени можжевелового куста.

    – Только бы их пастух не спугнул,– высказал свое опасение Коля.

    Журавли между тем закурлыкали, высоко вытянув шеи и осматриваясь по сторонам. Вскоре откуда-то из-за кустиков вынырнул шарик из серого пуха и, смешно переваливаясь через кочки, мотая не по росту большим клювом, точно он был ему в тягость, покатился на призывный клекот родителей.

    Маленького, бесхвостого и бескрылого журку встретила мама-журка, нежно прикоснувшись к нему своей гибкой шеей, украшенной коричневой полоской на затылке.

    * Ламба – лесное озеро.

    После этого семья занялась делом. Отец и мать, медленно двигаясь между кочками, сосредоточенно вглядывались в лужицу или влажную ямку и, найдя что-нибудь съедобное, шастали длинным и широким, как кирка, клювом. Журка подражал родителям, однако в его клюве редко появлялось что– либо, и он все время пищал от голода и досады. Но вот журавль-отец, простояв минут десять над лужицей, выхватил оттуда огромную лягушку. Давнув клювом, чтоб не ускакала, он подбросил ее журке, точь-в-точь как ребята бросают друг другу биту или бабку. Журка жадно набросился на добычу и проглотил ее, не растерзавши. После этого он перестал сам заниматься бесплодными поисками и утруждал себя лишь одной работой – жадно следил за охотой родителей и глотал готовую пищу.

    – Знаешь, что, – заговорщически предложил Витя, – давай утащим журку домой…

    – Что ты! Эти птицы, знаешь, какие сильные – таких, как мы с тобой, они могут заклевать до смерти! – всерьез испуганный предложением друга, возразил Коля.– Давай лучше подождем, может, птицы улетят сами, а журка-то ведь летать не умеет, он здесь и останется…

    Витя не стал убеждать своего трусоватого друга. Решено было подождать. А журавли по-прежнему кормились около ламбушки.

    Так просидели ребята с полчаса. Журавли все реже находили добычу и, перекликаясь недовольными голосами, часто вытягивали шеи, будто высматривали сверху – нет ли поблизости более подходящего места, где было бы больше лягушек и насекомых. Они прислушивались: видимо, их что-то беспокоило.

    И в самом деле: вскоре птицы побежали по болоту крупными шагами, взмахами крыльев помогая себе набирать скорость. Так, прежде чем взлететь, они пробежали метров тридцать, затем, вытянув шеи вперед, а ноги назад – рулем, повисли в воздухе. Пролетев над опушкой леса метров семьсот, журавли опустились в другом конце болота.

    – Пора, бежим! -скомандовал Витя, и ребята бросились ловить журку. Но тот, завидев опасность, кинулся к лесу, под защиту кустов и деревьев. Витя бежал быстро, не обращая внимания на то, что делал его друг. А Коля, снова струсив,– а вдруг журавли увидят их и вернутся,– то и дело посматривал на небо и, запинаясь за кочки, путаясь в осоке, кричал Вите что-то предостерегающее…

    Когда Витя вытащил журку из куста, куда тот успел уже спрятаться, Коли на болоте не было… Витя удивился.

    – Тону-у, тону-у!..– услышал он, как из-под земли, жалобный призыв друга.

    Бросив журку, не разбирая дороги, Витя помчался на голос и вскоре увидел Колю, барахтающегося в небольшой с открытой водой ламбине.

    Такие ламбины у нас называют «окнами». Они одинаково страшны и для людей и для животных. Если торфяной слой болота очень толст и твердая почва глубоко,– в таком «окне», затянутом лишь жидкой торфяной массой и корневищами растений, очень легко утонуть. Жидкая масса засасывает: в ней не на что опереться ногами и нельзя плыть. Такие «окна», расположенные на сухих болотах вблизи селений, обычно огораживают, чтобы в них не забрели человек или животное.

    Витя был смелый и сообразительный мальчик. Он подбежал к краю «окна». У Коли наверху торчала лишь голова и одна рука, беспомощно хватающаяся за воздух. Нужно что– то бросить Коле, чтоб он мог ухватиться за этот предмет рукой. Но вблизи ничего не было – не только шеста, даже кустика. Меж тем обессилевший Коля все больше погружался в грязное месиво.

    «Куртку» – мелькнуло у Вити в сознании. Он сбросил с себя куртку и, ухватившись за конец рукава, подкинул ее Коле. Далеко, не может достать Коля до куртки. «Ремень!»

    Витя снимает ремешок, одним толчком кулака прорывает боковой карман куртки и продевает в него ремень, затянув его ю петлей. Снова летит куртка в лужу. Все еще далеко. Витя снимает рубашку, привязывает к ремню за рукав. Теперь куртка ложится близко к голове Коли. Он хватается за рукав. Витя натягивает всю связку. Коля вытаскивает вторую руку и хватается ею за куртку. Теперь спасен!

    Перепачканные в грязной жиже друзья усаживаются на припеке. У Коли стучат зубы от озноба и пережитого страха.

    – Пойдем, у того леса, где журка, есть маленькое озерко – нам нужно выкупаться,– предлагает Витя.

    Коля покорно идет за другом. Сейчас он будет делать все, что прикажет Витя.

    Дорогой Витя вспомнил про журку. «Надо его все же поймать,– думает он, но бежать за журкой, значит, обидеть пострадавшего друга.– Никуда он не денется – будет ждать родителей»,– решает Витя.

    Озерко оказалось маленьким – метра три в ширину и метров десять в длину – и совсем неглубоким. Ребята выкупались, промыли одежду и развесили на кустах для просушки, а сами в одних трусиках побежали искать журку. Они не скоро нашли его. Бедняжка так напугался, что залез под кочку, и был обнаружен почти случайно. Витя связал ему лапы ремнем, а клюв кусочком шпагата – чтоб не пищал.

    Журка (это имя так и осталось за ним) оказался очень забавной птицей. Он прожил с людьми до самой осени.

    Первые три дня, сидя в загородке на самом берегу озера, Журка очень скучал. Он ничего не ел и так надрывно пищал, что надоел не только бабушке Анисье, но даже курам и собаке Дружку. За эти три дня родители Журки прилетали на его писк по нескольку раз в день. Летят над загородкой низконизко и курлыкают – зовут, но сесть не решаются – кругом люди.

    Наконец Журка стал есть. Он жадно глотал и вареный картофель, и хлеб, но больше всего любил червяков и и лягушек, которых ребята в изобилии таскали ему. Девочки Галя и Аня из кружка юннатов, жившие поблизости, наблюдали за его ростом и записывали данные в дневник.

    Особенно же привязался Журка к Вите и Дружку. Бывало, стоят Журка и Дружок летним утром на мостике, что выстроен был для причала лодки, и терпеливо ждут… И как только появится вблизи лодка,– Дружок зальется громким лаем, а Журка вытянет шею и пищит. Выйдет Витя из лодки и раздает гостинцы – Дружку остатки своего завтрака, а Журке горсть уклеек и плотичек.

    Пошел однажды Витя в магазин и забыл закрыть ворота загородки. Оглянулся дорогой, а за ним на почтительном расстоянии важно шагает Журка под охраной Дружка. Витя взял их с собой, и пока покупал продукты, друзья ждали его у дверей, охотно принимая гостинцы от многочисленных покупателей.

    Но пришла пора осенних экзаменов. Витя и Коля поехали в город держать вступительный экзамен в техникум. Журку взял у ребят дедушка Степан – сторож с метеорологической станции. Журка снова заскучал без друзей и долго не мог привыкнуть к новой обстановке. Тогда дедушка стал выпускать его на болото, где он сам искал себе пищу… И так Журка рос: днем – на болоте, а вечером, попрощавшись с дедушкой, укладывался спать в своем новом, сплетенном из ивы домике.

    В сентябре Витя и Коля приехали на побывку в родное село и не узнали Журку – это была уже большая крылатая птица. Она все больше уединялась от людей, целыми днями пропадая на болоте. Иногда не появлялась и к ночи. Журка по-прежнему был ручной и ласковый, но что-то уж очень часто стал поглядывать на небо и курлыкал, курлыкал, тоскливо и протяжно.

    Друзья долго забавлялись с Журкой. Но вот над головой послышались знакомые крики – вереница журавлей, клином рассекая небо, неслась на юг. Журка глянул ввысь и вдруг, вытянув шею и громко крикнув, побежал по болоту, махая крыльями…

    – До свиданья, Журка! Прилетай весной обратно! – кричали ребята, махая руками, бросая шапки в воздух.

    Журавлиная стая клином шла к югу, а за ней, чуть отстав, летела большая, до боли знакомая птица…

    На току

    Петухи в лесу Весной, в конце апреля и начале мая, на опушках леса, на болотах и на потемневшем игольчатом льду озер стаями собираются тетерева. Ребята, которые живут в сельской местности и любят вставать на зорьке, наверное, не раз слыхали, как они токуют.

    Мой отец был страстным охотником. Однажды весной он взял меня на ток. Поздним вечером мы подъехали на лодке к южной оконечности одного из многочисленных островов Кончезера. Прежде всего мы устроили из кольев и веток большой шалаш для маскировки. Пока работали и закусывали – наступила полночь.

    Я чутко прислушивался, но ничто не шелохнулось в лесу.

    Наконец, послышались какие-то странные, незнакомые звуки.

    – Это, наверно, и есть косачи?* – спросил я у отца.

    – Нет, это белые куропатки, а косачи тоже скоро будут, ты только не усни. Раз уж взялся за гуж, не говори, что не дюж.

    Мы посидели еще немного. Вдруг отец зажег спичку^ посмотрел на часы, вложил в ружье патрон и сказал вполголоса:

    – Ну, пора начинать. Только ты – ни звука: косачи вначале очень осторожны и чутки.– Он поднялся на колени и начал «чуфыкать» – свистеть, подражая косачу.

    Вскоре на западном берегу озера послышался ответ – «чуфыш-чуфыш». Ночную тишь прорезал свист крыльев, и вскоре у самого шалаша зашипела и опустилась какая-то птица.

    – Это старый токовик,– прошептал отец,– его стрелять не надо, скоро он приманит целую стаю.

    Мы замерли в ожидании. Напрягая зрение, я старался разглядеть птицу в сумраке весенней ночи и, разглядев, чуть не вскрикнул от восторга: у нее было очень красивое оперение и горделивая осанка. С красными, налившимися бровями сидел тетерев на камне. Темные перья его отливали металлическим блеском, красиво выделялись белые бока. Хвост был собран и напоминал лиру. Косач зорко посматривал по сторонам и прислушивался. Потом он распустил хвост веером и начал чуфыкать, опустив крылья и вытянув шею.

    Вскоре послышалось ответное чуфыканье на берегах и на острове. Еще через некоторое время раздалось хлопанье * Косач – тетер ев-самец. Прозван так в народе из-за косых хвостовых перьев. крыльев, и неподалеку от шалаша стали собираться косачи.

    Одни опускались прямо на землю, другие садились на деревья.

    На одной осине я увидел трех пестрых птиц и указал на них отцу.

    – Это самки-тетерки,– ответил он.

    Тетерки изредка издавали звуки «ка-ка-ка».

    Вдруг старый токовик и все самцы распустили хвосты, вытянули шеи и, чуфыкая, стали драться, азартно, как деревенские петухи. Отец прицелился и выстрелил, но драка продолжалась. Он закладывал один патрон за другим и стрелял, метко направляя прицел то на верхушки деревьев, то в просветы между камнями и кустами можжевельника.

    Только с рассветом косачи разлетелись. Мы подобрали восемь убитых птиц.

    Это первое знакомство с жизнью тетеревов – основных боровых птиц Карелии – мне запомнилось на всю жизнь.

    В дальнейшем я узнал, что в летнее время самцы забираются в лесную глушь и меняют оперение. Тетерки в это время ухаживают за своими выводками. Немало хлопот и забот у птицы-матери с детенышами-тетеревятами: надо найти им корм, укрыть во время ненастья и, особенно, уберечь от врагов.

    Бывая в лесу, я нередко наблюдал, как перед самым носом нет-нет и вспорхнет пестрая тетерка и затем, делая небольшие перелеты, как бы зовет за собой охотника и собаку.

    Тетеревята тем временем разбегаются и замирают до тех пор, пока мать не подаст им сигнал, что опасность миновала. Только после этого они снова собираются вместе.

    В августе тетеревята уже хорошо летают. В это время на них охотятся с собакой-лайкой. Стоит она под деревом, зорко смотрит на косача и заливается лаем, а тот сердится и издает звук «кук-кук-кук», пока не послышится выстрел охотника.

    Осенью, после листопада, косачи собираются в стаи. Тогда на них охотятся с чучелами.

    Летом и осенью косачи питаются ягодами. После того, как выпадет снег, они поедают почки и семена деревьев и кустарников. Зимой, в сильные морозы, косачи падают в снег, пробивают норы и прячутся, как под одеялом. Но стоит только приблизиться к ним, как перед вами взметнется облако снежной пыли. Чуткие и осторожные птицы высоко взлетают над деревьями и исчезают в лесу.

    Уроки дедушки Ефима Дедушка Ефим начертил углем утку на дверях сарая и спрятался за угол.

    – Пли! – скомандовал старый солдат первой мировой войны.

    Бабахнул выстрел. И без того изрешеченная дробью дверь покрылась новыми пятнышками. Две головы прильнули к мишени, наперебой подсчитывая число попаданий. Семь дробин в мишени!

    – Молодец,– довольным тоном заключает дедушка.– Завтра пойдешь со мной на ток.

    На другой день вечером Гришутка, как настоящий охотник, шагал рядом с дедушкой. На плече у него одноствольное ружье, на боку – патронташ, до отказа набитый патронами, заряженными крупной нулевой дробью, на спине – охотничья заплечная сумка, словом – все, как у дедушки. Только у того ружье двуствольное.

    Когда они по свежему насту и проталинам прошли километров восемь и вышли на старые вырубки, уже совсем стемнело.

    Около сгнившего ствола старой вывороченной ели, под защитой молодой поросли березняка и осинника дедушка развел костер. Охотники согрели чайник и закусили.

    – Давай-ка я тебя, внучек, проэкзаменую. Помнишь ли, как подходить к мошнику?* – обратился дедушка к внуку, укладывая съестные припасы в сумку. * Мошник – так называют глухарей во многих районах Карелии.

    – Когда мошник щелкает – не шевелись, а когда начнет токовать, он глохнет – вот тогда, на второй половине его песни, и делай подход, но умей вовремя остановиться, пока он не кончил петь.

    – Все правильно, пошли,– сказал дедушка и засыпал костер снегом.

    Охотники сделали шагов двести и вышли к центру поляны, на которой, выделяясь на светлом фоне неба, росло несколько высоких деревьев.

    – Здесь подождем часок,– усаживаясь на широкий пень, сказал старый охотник.– Тут недалеко токовище – я сам следы видел.

    Кругом сплошная темень, особенно с южной стороны; ни шороха, ни звука кругом. Гришутке даже жутко стало немножко, а минут через двадцать на него напала дремота.

    – Ты не спишь ли? – шепотом осведомился дедушка.– Нельзя.

    – Скоро ли уж?

    – Ишь ты – какой прыткий! Тут, брат, нужно терпение…

    Вскоре небо чуть посветлело. От большой сосны, стоявшей шагах в восьмидесяти, вдруг послышались какие-то незнакомые звуки, будто кто выщелкивал дробь сухой тонкой дранкой.

    – Это мошник щелкает,– пояснил дедушка Ефим.– А вот теперь токует. Ну, пошли, однако…

    Вначале все шло по правилам охоты. Гришутка делал все так же, как дедушка, и они подошли к глухарям, которых здесь было уже с полдесятка, на ружейный выстрел. Но тут юный охотник, заглядевшись на играющих птиц, зацепился ногой за валежину и, не успев ахнуть от неожиданности, распластался по земле. В то же время раздался выстрел, и Гришутка совсем перепугался – ему показалось, что выстрелило его ружье, на которое он упал животом… Мальчик и не видел даже, как большая птица, подстреленная дедушкой, цепляясь за ветки дерева, свалилась вниз.

    – Ты чего, охотник,– выстрела испугался? Подотри нос-то! – издевался дедушка.

    – Нет… Это я, дедушка, нечаянно – за валежину зацепился… Честное пионерское…

    – Ну, то-то… Охотнику надо смотреть и смотреть, не в два глаза, а в четыре.

    Они подобрали убитую птицу и стали выслеживать новых токовиков.

    – Не тужи, следующий – твой,– утешал дед внука, огорченного первой неудачей.

    Шагов через сто, на проталине, у вывороченной с корнями сосны они заметили двух дерущихся самцов. Тут же, на ветвях небольшой осины, сидела глухарка – пестрая капалуха.* – Ну, прицеливайся в любого петуха, да не торопись, а то промажешь…

    Грохнул выстрел, один из глухарей с шумом метнулся в сторону, другой остался лежать, неуклюже раскинув крылья.

    – Убил, убил! – неистово закричал Гришутка и со всех ног бросился к убитой птице. Он высоко поднял ее за одно крыло, другое все еще касалось земли.– Дедушка, это я убил!

    Я ведь, дедушка?!

    – Ты, ты… Ну, в добрый час! Это первая твоя добыча.

    А раз первая, то не надо быть жадным-хватит одной птицы.

    Пойдем домой.

    Всю дорогу они делились впечатлениями, и дедушка терпеливо поучал внука охотничьим приемам на току, Гришутка же слушал деда со вниманием, хотя ему и не терпелось скорей показать добычу дома.

    – Какие красавцы,– восхищалась глухарями мать Гришутки, Лукерья Васильевна.

    Птицы лежали на столе, освещенные первыми лучами солнца, прорвавшимися сквозь вер›;ушки ближайших деревьев.

    Они и в самом деле были красивы. Темные спинки с бурым оттенком и такие же крылья, чуть посветлее; темный зоб отливал зеленью, а по брюшку, как горошины, рассыпаны белые пятнышки; хвост черный, блестящий. Красные дуги бровей и желто-розовый крепкий клюв довершали редкую красоту оперения.

    * Капалуха – самка тетерева-глухаря.

    – А твой, сыночек, больше, чем дедушкин; килограммов шесть будет, уж я-то знаю – сколько их на своем веку зажарила.

    Мать с гордостью поглядывала на сына. Он напоминал ей сейчас отца, советского партизана, погибшего в годы Отечественной войны в схватке с оккупантами неподалеку от родных мест.

    – Будь достоин отца, сынок,– вздохнув, тихо произнесла Лукерья Васильевна.

    Когда сели обедать и мать подала вкусное жаркое, разговор снова вернулся к глухарям.

    – Токовать они будут еще и в мае,– поучал дедушка,– и даже осенью, но не так азартно, как сейчас, в апреле.

    Глухарка кладет в гнездо 8-10 яиц и высиживает цыплят. Они бегают вместе с ней выводком, как куры, и сами кормятся.

    К осени птенцы уже становятся большими и живут целыми стайками. Когда кончаются ягоды, глухари питаются и более грубой пищей – почками и хвоей. Для этого они заглатывают в зоб камушки, которые служат им маленькими жерновами.

    – А что делают глухари-токовики?

    – После весеннего тока самцы теряют много перьев и не могут летать. В это время они прячутся в глуши, пока не отрастут новые крылья.

    Второй урок дедушки Ефима Ивановича состоялся осенью.

    Пошли они с манком* на рябчика. В сентябре это было.

    И хотя дедушка знал места, где обычно гнездились рябчики, но бродили они по лесу долго, пока не напали на место гнездовья. Высмотрели множество всяких интересных вещей.

    * Манок – свисток для приманки рябчиков, вальдшнепов и другой промысловой птицы.

    Об этом мы еще расскажем юным читателям в следующий раз. А сейчас – о рябчике.

    Обнаружили гнездовье вблизи осиновой рощи, рядом – речушка. Не успел Гришутка как следует насвистаться в манок, как над ним, часто взмахивая крыльями, пролетел пестренький рябчик. Он уселся над самой головой юного охотника. Гришутка взвел курок и выстрелил. Рябчик упал прямо в корзину с брусникой, что стояла под деревом.

    Дедушка от души хохотал, приговаривая:

    – Ну и ну! У меня такой удачи не бывало, чтобы в корзине сразу два блюда: и жаркое и кисель… Будет из тебя толк, внучек!

    Охотничьи уроки дедушки Ефима Ивановича пошли Гришутке впрок. Сейчас он вырос и совсем стал похож на отца– партизана, фотография которого висит в золоченой рамке на самом почетном месте. Как и отец, он стал выдающимся промысловиком-охотником, но первого глухаря и рябчика, что убил вместе с покойным дедушкой, он никогда не забудет.

    Да она, подлинная народность, и не в каких–то особых выражениях, а в духе самом языка, в духе жизни народа, писателем понятом, принятом.

    4. ВРЕМЯ И ВРЕМЕННОСТЬ

    Прекрасный рассказчик, писатель Сергей Константинович Никитин (к несчастью, не дожил он и до пятидесяти лет) часто вспоминал Михаила Пришвина, его завет молодым:

    «Говоря об искусстве, он настойчиво возвращался к одной и той же мысли:

    — Проходите мимо временного.

    — Шекспир говорил: «Время проходит, и вместе с ним проходит все временное».

    — Душа человека — вот что не временно, и только она — предмет искусства».

    «И ещё раз как напутствие прозвучали мне его слова:

    — Проходите мимо временного!

    Их крикнул он, высунув из двери свою крупную седую голову, когда я уже был на лестничной площадке» («Встреча с мудростью»).

    Его, кажется, больше всего беспокоило, что молодые поддадутся какой–либо моде, вмиг преходящему и столь же легко исчезающему увлечению, поветрию — и в теме, и в стиле, и в языке.

    Сам он писал на редкость завидно, проще простого, как бы совсем без слов, догола обнажая глубокую суть предмета, явления, мысли и чувства — к чему бы ни прикоснулся. Читать его дневники — ни с чем не сравнимое наслаждение. Ведал, улавливал он нечто скрытое в языке, в его родниковом, чистом народном истоке, — то, что позволяло ему так изумительно изъясняться даже в дерзком научном прозрении, даже в раздумье, подчас философском.

    Сергей Константинович накрепко запомнил завет старого чародея слова и действительно проходил мимо временных мод, приобщился к той вечно свежей и на века незамутимой струе языка, что идёт от народа.

    Читать его — удовольствие тоже: вроде слова как слова, простые самые, и ничего захватывающего в рассказе иль повести, а слово за слово — увлекает, словно бы околдовывает каждой фразой, отточенной и чёткой, открывающей что–то близкое, прежде непонятое.

    Этот пример и напутствие Пришвина — «Проходите мимо временного!» — вспомнились ввиду безостановочного модничанья части молодых литераторов. Око так въелось, что стало какой–то болезнью, прикрываемой ссылками на особенность века.

    Само напоминание о времени —уже нечто обязательное и для поэзии, и для прозы: «на уровне века», «такая сейчас эпоха», «век стали и кибера» (кибернетики), «держи курс на двадцать первый век» и так далее. Даже лень свою и небрежность подчас пытаются оправдать временем, веком.

    Один поэт всерьёз написал такие стихи, названные достаточно громко — «Мастерство»:

    Тычут в строки, в полотна:

    «Нет отточенных рифы!

    Нет пропорций!..»

    «Бросьте! —хочется крикнуть. —

    В этом яростном мире

    в пропорциях — более лжи!»

    Век двадцатый все дальше

    от рощ барбизонцев

    опалённым мальчишкой бежит.

    Удержи!..

    Попытайся

    на реющем, рвущемся в клочья,

    передать искажённые бегом черты!

    Не успеешь расставить треножник,

    разглядеть не успеешь,

    во что он обут и одет…

    А замешкался чуть —

    и уже не художник.

    Покорпел над сонетом —

    и уже не поэт!

    Попытка оправдать торопливость и опорочить отточенность слова, мастерство — такая попытка, разумеется, напрасная. Неряшество не может стать литературной нормой, любой грех отомстит за себя самому литератору. И безусловно, всегда, пока живо искусство, жива художественность, в почёте останется настойчивый писательский труд, и вечным правилом — некрасовское:

    Стих, как монету, чекань.

    Наверное, правило это будет приобретать со временем все больший вес: читатель не может без конца «затовариваться» книгами и все придирчивее будет отбирать прекрасное — исполненное настоящих мыслей — и чувств, совершенное по отделке и, конечно, со вкусом оформленное, изданное.

    Столь же несостоятельна ссылка на особенность времени, когда литературные произведения, даже стихи, насыщаются и перенасыщаются невообразимой смесью внешних «примет века»: выражениями техническими, канцелярскими, и газетно–шаблонными, и ходульными, и просто нелепыми.

    Говоря о погибших на войне, поэт выдумывает сравнение:

    Как тромб у века в вене,

    Наш серый обелиск;

    о загрязнении воздуха в городе —

    Теряет небо яркое обличье,

    Знак интеграла вывела труба,

    хотя и тромб у века в вене, и дымовой интеграл — бессмыслица.

    А сколько сердечных «орбит» и «меридианов», «аккумуляторов» и «локаторов» появилось в поэзии! Они стали уже надоедливыми штампами…

    Известно: стремление подчеркнуть необычность времени, скоростями ракет оправдать скоропись, «телеграфно–информационный» стиль, схематизм и неотделанность, даже нарочитую неряшливость, а также утвердить понятие некоего особого «интеллектуализма» в искусстве, литературе, — все это нельзя объяснить лишь успехами науки и техники. Не зря «новые» моды появились в определённой среде молодых на волне критики прежних, «культовых» ошибок и шли вместе с попытками отрицать чуть ли не все «старое». Не зря эти «молодые» так похожи были на «сверхреволюционеров» двадцатых годов, отвергавших классику.

    Неудивительно, что в литературе не осталось ничего ценного от формалистических изысканий тех, двадцатых годов: они были далеки от народности. Неудивительно, что и моды недавних, шестидесятых годов обветшали довольно скоро; временность, можно сказать, уже смыта идущим временем, лишь иногда отголосками звучит запоздало.

    Такие отголоски — и стихотворение «Мастерство», написанное с целью оправдать неряшество, торопливость и трескучие фразы о веке.

    Может быть, поэзия вообще более криклива, «громка», и ей надо что–то прощать?

    Но вот образец «тихой» прозы — новая повесть, только что написанная. С первой же фразы — «железный девиз: стреляй до последнего патрона, держи курс на двадцать первый век — и вся любовь».

    Тема повести — «рабочая», герой — из тех, которые только что закончили десятилетку («с десяткой», они говорят) и не попали в институт, которые все умеют и все знают («в курсе»), которые сами — воплощение совести и всех прочих лучших качеств и того же требуют от других, особенно горячо воюют с неправдой и подлостью.

    Все словно бы хорошо.

    Не ново, конечно. Наша критика говорила уже о том времени, когда «носителями идеала оказывались как бы исключительно молодые люди, призванные исправить ошибки отцов», когда «молодость стала на какое–то время критерием революционности, гуманизма, совестливости и вообще всех человеческих добродетелей» (А. Макаров). Их много накопилось в нашей «молодой» литературе — таких героев, похожих один на другого.

    Автору не откажешь в изобретательности. Он как будто задался целью высмеять все худосочие языка некоторой части людей современного общества — распространённый жаргон, так называемый «молодёжный», и газетные, научные, канцелярские штампы, иностранные слова. Он стремится ввести все это в обстановку необычную для таких слов и выражений — в разговор или мысль о чём–нибудь самом простом — и таким путём как–то «зацепить» читателя, вызвать улыбку.

    И верно: стоит литературному герою сказать, что он хочет пообедать в столовой, но «не уверен, будет ли результат оптимальным», читатель заметит напыщенную несуразицу да так–таки и улыбнётся.

  • Конспект урока сказка о рыбаке и рыбке характеристика героев
  • Конспект урока сочинение по картине герасимова после дождя мокрая терраса 6 класс
  • Конспект урока сказка о рыбаке и рыбке 2 урок 2 класс школа россии
  • Конспект урока сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс канакина
  • Конспект урока сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии презентация