Консультация для воспитателей:
«Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап обучения по составлению описательных рассказов. Дети этого возраста еще не могут дать самостоятельного связного изложения, поэтому взрослые должны научить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Речь их носит характер диалога со взрослым. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Главной целью является — обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Большую роль играют не только вопросы взрослых, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания закрепляются в памяти детей. Большое значение имеет ваша речь: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной и понятной для вашего ребенка. Таким образом, вы научите детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность. При рассматривании картины надо упражнять детей в связных высказываниях, формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться впечатлениями, мыслями, чувствами.
Описательный рассказ – это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.
Описательные рассказы бывают 3-х видов:
описательные: описание одного предмета.
— сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);
— объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.
Методика обучению рассказу – описанию детей 3-4 лет:
— рассматривание и исследование игрушки;
— беседа с детьми;
— Совместное рассказывание.
Приёмы описания игрушки: Критерии отбора игрушек:
— рассматривание; — не должны быть мелкими;
— сравнение; — могут быть одинаковыми по
-беседа с детьми; названию, но разными по
— совместное рассказывание; внешнему виду;
— вопросы взрослого; — близки к естественному виду;
— образец рассказа;
— тактильное восприятие; — должны быть безопасны.
— игра с этим предметом;
— художественное слово.
Практика показывает, что данный вид рассказывания вызывает трудности. Такая деятельность утомляет детей однообразием. Составление рассказа по описанию нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные. Например игра «Магазин». Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин» Предложите ребёнку поиграть в магазин, например — овощной. Разложите на столе – «прилавке» игрушки и объясните, что вы будете продавцом, а ребёнок покупателем. Но поставьте перед ребёнком условие, что игрушку вы продадите, если ребёнок опишет её, но не станет называть. Для детей можно предложить описывать предмет по нескольким признакам: форме, цвету и вкусу. Примерные образцы рассказа: для детей: «Он круглый, оранжевый, сладкий…»
Можно использовать такую разновидность составления рассказа, как занятие – выставка. Взрослый организует выставку предметов. Выбирает экскурсовода и посетителей. Например, мама и папа, бабушка и дедушкамогут быть посетителями, а ребёнок экскурсоводом. Ребёнок должен, как можно подробнее, рассказать вам обо всех предметах на выставке, ответить на все ваши вопросы. Экспонатами выставки могут быть любые предметы: игрушки, посуда, спортивный инвентарь и даже собственные рисунки вашего ребёнка. Примерные образцы рассказа: для детей 3 – 4 лет: «Это посуда. Тут кастрюля, там половник. Они нужны, чтобы варить суп». Ещё можно использовать игру – соревнование и рассказывать об игрушках. Игрушка ближе всего ребёнку и это не будет выглядеть как занятие. Эта игра – занятие больше всего подходит для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет). Сначала взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любую игрушку. На пример: «Это медведь. У него густая коричневая шерстка, чёрные глаза. У медведя весёлая мордочка. Он одет в розовые шортики. Мне очень нравится эта игрушка».
— Затем предложите ребёнку описать любую игрушку самостоятельно.
— Научив ребёнка описывать игрушки, можно перейти к описанию животных. Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного. Как и в игре в «магазин», в зависимости от возраста, увеличивается количество признаков, по которым ребёнок должен описать животное.
-Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного.
Например: «В лесу я встретила ёжика. Сам он серый, с белыми острыми колючками. У ёжика короткие лапы и хитрая мордочка. Ёж был очень симпатичный».
— Затем предложите ребёнку описать любого животного самостоятельно. После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом.
Сравнивать можно: — описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые). Особенности обучения детей составлению описательных рассказов, предусматривает обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно со взрослым, а потом самостоятельно. Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекайте внимание детей к особенностям объекта (т.е. учите детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе можно проводить следующие игры: «Про кого я говорю?»; «Угадай, что за зверь?»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета. Взрослый описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь. Затем дети сами выделяют характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа: «Скажи какой?».
Цель: учить выделять признаки предметов. Взрослый вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой либо признак, например: «Это груша. Она желтая, похожа на лампочку…». «Кто, что умеет делать?». Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком;
собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. «Кто больше действий назовет». Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия. Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?
«Кто больше увидит и назовет». Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки. Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, можно переходить на следующий этап обучения. На 2 этапе подводите детей к целостному описанию, т.е., к описанию содержащему все структурные части: начало – называние объекта, середина – перечисление признаков и действий, конец – отношение к нему (понравился? Чем?). Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе используется совместное рассказывание. Начинать надо со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой. Виды описания: — Пофразное параллельное описание. Взрослый задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения возьмите сначала очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор. — Сопряженное описание. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика…Зайка любит … Он живет … и т. д. — Коллективное описание несколькими детьми. Игра: «Встань в круг». Цель: учить составлять коллективное описание игрушки. Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает… После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки. При составлении описательных рассказов с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их. По обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание. Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания. Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из моего опыта и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладеть свободным высказыванием. Поэтому из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление описательного рассказа – это то же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи. А связная речь – это развёрнутое
изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Ребёнок становится маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложение, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов состоит предложение. Но на каком уровне он это усвоит — в значительной степени зависит от нас с вами.
Пока что, с сожалением, учёные утверждают, что дети
разговаривают не всегда красиво.
В чём это проявляется:
1. Имеют дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д.;
2. Речь бывает однообразно: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия;
3. Слабо развита монологическая речь, т.е. умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.
Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка, дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.
Решение проблемы: начнём со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач.
1. Произношение всех звуков не только изолировано, но и в речи;
2. Умение говорит, владея всеми средствами выразительности;
3. Произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;
4. Владеть культурой общения: смотреть в глаза собеседнику, не прерывать других, использовать в речи «Волшебные слова».
Упражнять в звукопроизношении необходимо с помощью потешек, скороговорок, стихотворений.
- Прочитать стихотворение и придумать конец.
- Найти удивительные слова в стихотворении
- Что это смешилка, скороговорка, небылица, дразнилка, считалка?
- Попробуйте вместе с детьми рассказать сказку, прибаутку на различные голоса от различных лиц.
- Придумайте вместе с ребёнком созвучные слова (Андрей-воробей, книжка-малышка, Мишка-шишка).
- Сравните два стихотворения о зиме или об осени, чем они похожи, чем отличаются.
- Поговорите с ребенком, чем нравится вам сказка, рассказ, стихотворение, потешка.
- Попробуйте сочинить считалку.
- Сравните и дайте ребёнку возможность объяснить, чем похожи и чем отличаются апельсин и мандарин, жук и муравей, огурец и помидор, воробей и синица, гусь и утка и т. д.
Как обучать ребёнка связанному рассказу?
Ребёнок должен владеть достаточным словарным запасом и уметь правильно строить отдельные предложения.
- Постарайтесь вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать:
- расспрашивайте, побуждая рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении цирка или зоопарка, просмотренном мультфильме, о событиях в детском саду и т.д.
- слушайте ребёнка с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ в нужное русло путём постановки вопроса, помогите составить полное, красивое предложение
- Научите ребёнка понимать связанные высказывания прослеживать последовательность событий: учите ребёнка внимательно следить за развитием действия сказки, за последовательностью событий; в этом поможет вечернее чтение, чтение сказок в выходной день. Например, ребёнок поймет, что нельзя рассказывать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем как мама испекла пирожок.
- До овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ.
- это можно показать на материале тех же самых сказок
- прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в них событиях
- полные ответы на вопросы, по сути дела и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например, по сказке «Репка»:
- Что посадил дед? (Дед посадил репку.)
- Какая выросла репка? (Выросла репка большая-прибольшая.)
- Что стал делать дед? (Дед стал из земли репку тащить.)
- Смог ли дед вытащить репку? (Дед репку вытащить не смог.)
- Кого позвал дед? (Дед позвал бабку)…
- Проследите последовательность событий, очень помогает составление ребёнком рассказов по серии сюжетных картин.
- подарок расположения, которых представляет собой особый план рассказа, не позволяющий отклонится в сторону от основной нити повествования.
- Постепенно ребёнок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа.
- для подготовки его к рассказу — картинка внимательно рассматривается вместе с ребёнком
- в процессе рассматривания необходимо задавать вопросы по содержанию
- после этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребёнка особой сложности
Для упражнения в рассказывании можно использовать следующее:
- Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа
- Пересказ просмотренного мультфильма
- Рассказ о событиях прошедшего дня
- Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии
- Продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?)
- Составление рассказа по данному его концу (а что было до этого?)
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связей между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего–то начинается и чем–то заканчивается». Именно это и важно при ответах на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логический рассказ учебного материала.
Необходимо своевременно позаботиться о развитии у него зрительно-пространственных представлений. Подготовка же ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.
Рекомендованные приемы доступны всем родителям и напоминаем
«Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво!»
Ежедневно пополняйте словарный запас детей добрыми, вежливыми словами.
Просмотр содержимого документа
««Развитие словарного запаса у детей» Консультация для родителей »
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 17 «Улыбка»
город Трёхгорный Челябинская область
Консультация для родителей
«Обогащение словарного запаса ребенка»
Подготовила:
воспитатель Тимашкова Надежда Владимировна
Консультация для родителей
Тема: «Обогащение словарного запаса ребенка»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как один из основ воспитания и обучения детей.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Выдающийся ученый Л.С.Выготский на основе длительного изучения процессов мышления и речи пришел к выводу, что «…не только индивидуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи.
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.
В раннем детстве при ещё не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлении о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значение, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.
Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности самого ребёнка в постижении окружающего. Следовательно, для развития речи нужна речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.
Речевой средой в дошкольные годы является прежде всего речь взрослых и детей в семье, общение со сверстниками, однако его положительного воздействия можно достичь лишь под руководством взрослого. Взрослые наносят большой вред развитии речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести, каждое слово родителей и взрослых должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
Как уже говорилось выше, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора, с телефоном, или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятие по усвоению речи, развитию словаря — вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно знать в лицо, поэтому, ставя задачу развития речи и богатство словаря своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
— Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь);
— Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
— Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
— Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач и «зависание» в сотовых телефонах), употребление не литературных слов и выражений.
— Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
— Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, (а ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!);
— Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
— Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
— Плохая дикция.
Как развивать?
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование, доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дома.
Первый главный вопрос для мамы – чему учить ребенка? Благо, выбор огромен – спасибо прогрессу. Сегодня 3-4-летний «знаток»» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился, в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.
Заметно облегчит жизнь «самодеятельному» педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнить по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится.
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки: «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также игры: «Я мою посуду», «Квартира для куклы», «Мишка одевается». Эти простейшие приемы исподволь приведут к сути: малыш начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал, будет быстро расширять словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, когда это еще им по возрасту не положено, ко всему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел могут описанию. (Какая собачка? «Какой автобус? Ваша цель – приохотить «ученика» говорить много и правильно.
Прогулка на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как светло-зеленый, темно-зеленый, салатный, желто-зеленый. Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, и пусть ребенок догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами- пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно- величаво- торжественное, другое- бесшабашно-веселое, третье- трагически грустное.
Можно сыграть с ребенком в игру «Что похоже и почему7». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень? Цветок?» — отвечайте сами, но внимательно слушайте и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие.
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью). «А на траву?» — (Цветом). «А на каплю? (Формой).
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой.
Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».
Следующий вид упражнений-скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
Ткач ткет ткани на платочек Тане.
Около кола колокола.
Как у горки, на пригорке, жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, со страхом, громко, тихо).
Подобные занятия помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость! Помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет богатой, грамотной и красивой.
Используемая литература:
Харченко Т. Учимся красиво говорить. Сборник развивающих заданий.
Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей. — СПб: ООО «Издательство «Детство» – Пресс», 2010. — 80 с. 3.Обогащение и активизация словарного запаса. Старшая группа /Автор – сост. О.И. Бочкарева — Волгоград: ИТД «Корифей» – 96с.
3.Обогащение и активизация словарного запаса. Старшая группа /Автор – сост. О.И. Бочкарева — Волгоград: ИТД «Корифей» – 96с.
Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №»9. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: 1984г.
Павлова И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста //Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 20012г.) — М.: Буки-Веди, 2012
Уважаемые родители!
Очень часто мы с Вами сталкиваемся с проблемой: наш малыш что-то очень долго и эмоционально рассказывает, но речь его бессвязна, нелогична, мысли «прыгают», как белки. Никак не удаётся «поток сознания» оформить в связный грамотный рассказ. А ведь в школьном обучении ему просто необходима способность связно, логично выражать свои мысли.
Как вы можете помочь ребёнку?
Процесс обучения детей рассказыванию длительный и трудоёмкий. Обязательно постоянно общайтесь с ребёнком, ведь из речевой пустоты родится такая же пустота. При этом очень важна Ваша эмоциональность и заинтересованность: в словах, в глазах, в позе, весь Ваш вид должен показывать, как Вам нравится общение с ним.
Как заинтересовать ребёнка?
Используйте то, что нравится ему – игру и сказку!
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Начиная работу, следует помнить, что основная форма речи малышей – диалог, монологическая форма не развита. Поэтому предоставьте ему возможность договаривать Ваши предложения, помогайте наводящими вопросами.
Для детей младшей и средней групп обязателен образец взрослого.
Со средней группы начинается работа с планом, это могут быть:
- опорные картинки,
- схемы,
- пиктограммы.
План несколько раз обговаривается с ребёнком.
С детьми старшей группы план обязателен, составляется вместе с детьми.
Дети подготовительной группы могут составить план самостоятельно.
Виды рассказывания:
- Рассказывание с использованием предметов и игрушек.
- Рассказывание по картине.
- Рассказывание из личного опыта.
- Рассказывание с опорой на готовый текст.
- Творческое рассказывание.
Описательные рассказы с использованием предметов и игрушек, доступны даже детям младшего возраста. Главное условие – предмет должен быть хорошо знаком и вызывать положительные эмоции. Поэтому сначала необходимо побеседовать с ребёнком, рассмотреть предмет, поиграть с ним, может быть даже попробовать «на зубок». С малышами хорошо работает приём «рисование глазами»: «что вижу – то и говорю». Неинтересно? Поиграйте! Например, игрушечный медвежонок спорит: «Малина синяя!» Ребёнок отвечает: «Нет, малина красная». С детьми постарше можно сравнить два предмета: «У меня кружка зелёная, а у тебя?», поиграть в игру «Угадай по описанию», «Угадай на ощупь», придумать разные способы применения предмета.
Примерный план описательного рассказа может быть таким:
— Что это? Какое это? Где бывает? Для чего?
Рассказы по картине (серии картин). Малышам нужно предлагать картины с крупно нарисованными предметами, количество предметов должно быть небольшим (1-3). Для детей старшего возраста можно использовать сюжетные картины, пейзажи. Начинаем работу с беседы – игры. Возьмите с ребёнком «волшебный бинокль» (сложенные ладони), рассмотрите детали картины. Предложите показать без слов предметы, находящиеся на картине (например, дерево, дом, лыжник, кошка), у Вас получится игра «Кто (что) это?». Попробуйте упражнение «Я попал в картину», пусть ребёнок расскажет свои ощущения, действия; предложите придумать «продолжение»: что в картине произойдёт дальше? Используйте в играх игрушечных героев – пусть они тоже будут участниками (может быть, специально говорящими неправильно?). Обязательно обратите внимание на использование прилагательных (игра «Какой»). Предложите ребёнку высказать своё отношение к картине, объяснить, почему он так думает. Придумывая рассказ по серии картин, можно не пользоваться планом – им станут сами картинки. Ребёнок должен правильно распределить их по развитию сюжета, может придумать «ненарисованное» начало и конец, дать имена героям, порассуждать, что он бы сделал в этой ситуации.
Рассказы из личного опыта. Самые сумбурные и непоследовательные, ведь так хочется поскорей поделится интересным событием! Внимательно выслушайте весь эмоциональный поток, и предложите ответить на вопросы кукле (машинке, солнышку, ветру). Ведь они хотят узнать подробности! После беседы и игр предложите ребёнку рассказать по плану, а чтобы было интереснее, пусть это будет рассказ по телефону или интервью с самым настоящим микрофоном.
Рассказы с опорой на готовый текст. В качестве словесной основы может использоваться Ваш пересказ сказки или чтение литературного произведения. Готовый текст является, по сути образцом рассказа для детей. Поиграйте! Ведь для полноценного овладения рассказыванием большую роль сыграют различные зрелища: целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.
Отдельные эпизоды рассказа могут воспроизводиться детьми в форме элементов драматизации. Подобные приемы помогают лучшему запоминанию и воспроизведению прослушанного текста. Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение.
Драматизация сказки (рассказа, стихотворения…) с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа и др. создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.
Выберите произведение. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, предложите ребенку известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска.
Представьте, какой он – сказочный герой? Это может быть портрет героя (описать, как выглядела «Красная шапочка») или зарисовка места действия (в каком лесу заблудилась Машенька). Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректируем и помогаем, подсказываем наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. В этом помогают:
- Этюды на мимику. Предложите ребенку показать как «Заяц испугался», или «Обиженный заяц», «Смелый ежик», «Злые волк и медведь», «Хитрая лиса» и т.д.
- Этюды на движение. Например: «Лиса идет» — пройти на «мягких лапках». «Спаси зайчика», «Вкусное варенье», «Пляска зверей», «Пчелы трудятся», «Косим сено», «Поедем на автобусе» и т.д.
Выбор роли. Дайте ребенку попробовать себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя.
Создание пространства. Нужно совместно “обжить” с детьми пространство. Подготовить элементы декорации, реквизит, элементы костюма.
Так дети приобретут самый первоначальный опыт рассказывания в лицах, они познакомятся с изложением текста от первого лица — от лица героя.
Творческие рассказы. Рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
Помните! Усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством и родителей, и педагогов, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.