Консультация для родителей роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Консультация для родителей по теме

 «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Роль сказки в развитии ребенка многогранна: она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства — мудрую и очень интересную сказку.

Дошкольный возраст-возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Сказка- это способ общения с ребенком на понятном и доступном ему языке, это первые безопасные уроки жизни.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи.  Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы, поговорки.

Читать детям сказки надо в правильное время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоций.

Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять внутреннюю тревожность ребенка.


Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.

Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько раз. Так ребенок сможет понять смысл, заложенный в ней. Как правило, когда суть сказки становится ясна детям, они теряют к ней всякий интерес. К тому же, каждый ребенок находит в сказке то, что ему особенно интересно.

Но мало прочитать сказку, важно ее прожить! Как это сделать? Форм, через которые ребенок проживает сказку-множество! Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребенку открыть мир во всем его многообразии, разовьют воображение.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Благодаря сказкам речь младшего дошкольника становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев».

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры».

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки».        

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр».

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка».

Цели игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

  Роль сказок в развитии детей очень велика. Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе, уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство. Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем. Сказки всегда будут в моде, их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

  В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

  Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенкаСказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

  Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка.

  На самом деле сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.

  Дошкольный возраст — это возраст сказкиСказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста.

  Чем полезны сказки? Во-первых, слушая сказкуребёнок получает красивый и правильный образец речи, что очень важно для речевого развитияСказка помогает правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную речь. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.

  Также сказки являются источником новых незнакомых ребенку слов, на которые важно обращать внимание, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Также благодаря рассказыванию сказок, ребенок в дальнейшем учится последовательно передавать сюжет т. е. — пересказывать.

  Во-вторых, сказки являются уроками нравственности. Ведь сказочныегерои бывают очень разные: добрые — злые, ласковые — грубые. С их помощью можно показать детям плохое и хорошее, как можно поступать, а как нельзя. Сказка учит сопереживатьразвивается фантазия, мышление, творческий потенциал, память.

  В-третьих, сказка — это способ общения с малышом на понятном и языке.

 Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.

  Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир – научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.

  Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказкикак можно чаще и как можно дольше: помните, сказки – это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

  Сказки являются отличным инструментом по воспитанию личности. При этом сказки развивают чувства, а не рассудок. Если во время прочтения сказок взрослый будет обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком сказочных персонажей, то возможно на раннем этапе выявить какие – то психологические проблемы малыша и, соответственно, устранить их на самой ранней стадии.

  Сказка –ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, призирать хитрецов и льстецов.Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Сказка — это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка ребенком
жизненных явлений
”. В. А. Сухомлинский

   Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в
развитии ребенка. В современном
обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются
многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем,
что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с
небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь
ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного
детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с
миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим
миром в целом.

    Роль сказок в воспитании
детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к
фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

    Рассказывая
малышу сказку,

мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем
раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и
творческий потенциал. 

   Лучше
всего читать сказку перед сном,
когда ребенок спокоен, находится в
хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально.
Старайтесь не отвлекаться во время чтения. Создайте ритуал чтения перед сном.
Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении.
Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев,
старается анализировать те или иные их поступки.

    Сказкой
можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь,
сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится
правильно, развивается связная логическая речь.

    Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя,
что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок
научится четко выговаривать звуки.

    С помощью
сказки вы сможете развить у ребенка
: умение слушать; умение познавать; умение
сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к
учебе; мышление; внимание ; память; воображение; мимику лица и жесты;
эстетические чувства; чувство юмора.

    В современном мире значение сказки в
воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по
телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть,
но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы
хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему
простор для фантазирования.

    Каким
образом сказка воспитывает?
В сказке важные для детей понятия даны
образно. Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может
оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач. Через сказку
ребенок познает свое место в этом мире. Сказка формирует характер, воспитывает
душу. Сказки развивают воображение и фантазию. Ощутить близость общения с
родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам.
Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком
близкие, доверительные отношения. Сказка – это занимательный урок
нравственности.

    Как правильно читать ребёнку сказку:

1.Старайтесь
сказку именно рассказывать, а не читать.

2.Рассказывайте
сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела.

3.Поучительные
беседы должны быть короткими.

4.Если малыш изо
дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте.

5.Будьте осторожны
с подробностями и иллюстрациями.

6.Очень
интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно
использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене.

Рекомендации
родителям по подбору сказок
. В возрасте с 2 до 3,5 лет — классические детские
сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка». Спустя
некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три
поросенка», «Красная Шапочка». В 3 года происходит осознание ребенком
собственного «Я». Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца
для подражания (желательно одного пола с ним). Отличный прием — сочинить сказку
вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он
будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы,
которую нужно решить.

Практические
рекомендации
:

1. Рассказывайте или читайте сказки вслух.

2. Лучше всего, чтобы главными героями
сказок для детей этого возраста  были
знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут
подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать.
Хочу такой сайт

3. Рисуйте любимых персонажей.

4.Любимых сказочных героев можно сделать
из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной
бумаги и других. 5.Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды.

6.Разыграйте диалог по ролям, имитируя
действия и голос героев. 7.Попробуйте разгадывать сказки.

8. Выберите из знакомой книги со сказками
картинку, попробуйте с ребёнком рассказать сказку по памяти.

9.
Возьмите игрушку-героя из любой известной сказки и попробуйте всей семьей
придумать рассказ о нем. Сказав одно предложение, передайте игрушку другому
члену семьи, чтобы он продолжил рассказ.                Сегодня потребность в сказке
представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно
увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей
велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается
нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного,
необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о
том, почему все происходит так, а не иначе. Ваша главная задача в этот период –
заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам.
Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр
эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно. Ну и,
конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом
возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей.  Выбирайте яркие, красочные книжки с большим
количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их
разорвать.  Множество картинок легко
воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.                                                                                                                                                            «Через
сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к
сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть
эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский.

У
ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:   

— Волю — сложное и многогранное качество
личности. 

— Веру в себя — умение противостоять неудачам.

— Смелость — самообладание, бесстрашие,
умение вести себя достойно в критических ситуациях.

— Трудолюбие — нежелание сидеть без дела,
стремление к полезному труду.

— Настойчивость — терпение и выдержку при
достижении цели.    

— Обязательность — умение держать слово.

— Оптимизм — веру в успех, увлеченность,
душевный подъем.

— Целеустремленность — умение определять
цель и настойчиво добиваться ее      достижения.

-Доброту
и честность.

Шмакова Т.Н., воспитатель

  • Конструктор сказка теремок деревянный
  • Корней иванович чуковский сказки 2 класс
  • Константин ушинский рассказы читать
  • Коппеек или копеек как пишется
  • Константин паустовский рассказ о природе