Консультация для родителей роль сказки в жизни ребенка раннего возраста

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста».

http://binderebe.ru/uploads/images/s/k/a/skazka_pro.jpg

“Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”. В. А. Сухомлинский

   Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.

    На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

     Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

    Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

   Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

    Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, развивается связная логическая речь.

    Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

    В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

    Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

    Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.

     Но нам следует предостеречь родителей – не все народные сказки подходят для детей раннего возраста! Например, в сказках собранных А.Н. Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка.

    Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее сами. В настоящее время существуют сборники, в которых написано «по А.Н. Афанасьеву», чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребенка – слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с их содержанием и только потом довести его до ребенка.

   Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

   Чтение сказок для самых маленьких детей (от 1 до 3 лет). Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно?

   Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова  — простыми и понятными.

   Деткам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные  сказки с  простыми предложениями и с множеством повторений (например, тянут — потянут;  бил, бил-не разбил; катится колобок, катится и т. п.).     Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы. 

    Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста  были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки.

   Ваша главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно. Ну и, конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей.  Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать.  Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.

Для этого возраста лучшими сказками будут:

 «Курочка Ряба»; «Колобок»;  «Репка», (обр. К. Ушинского);  «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова);   «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова);  «Маша и медведь», (обр. М. Булатова).

Сказка — это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка ребенком
жизненных явлений
”. В. А. Сухомлинский

   Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в
развитии ребенка. В современном
обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются
многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем,
что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с
небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь
ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного
детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с
миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим
миром в целом.

    Роль сказок в воспитании
детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к
фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

    Рассказывая
малышу сказку,

мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем
раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и
творческий потенциал. 

   Лучше
всего читать сказку перед сном,
когда ребенок спокоен, находится в
хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально.
Старайтесь не отвлекаться во время чтения. Создайте ритуал чтения перед сном.
Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении.
Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев,
старается анализировать те или иные их поступки.

    Сказкой
можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь,
сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится
правильно, развивается связная логическая речь.

    Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя,
что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок
научится четко выговаривать звуки.

    С помощью
сказки вы сможете развить у ребенка
: умение слушать; умение познавать; умение
сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к
учебе; мышление; внимание ; память; воображение; мимику лица и жесты;
эстетические чувства; чувство юмора.

    В современном мире значение сказки в
воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по
телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть,
но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы
хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему
простор для фантазирования.

    Каким
образом сказка воспитывает?
В сказке важные для детей понятия даны
образно. Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может
оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач. Через сказку
ребенок познает свое место в этом мире. Сказка формирует характер, воспитывает
душу. Сказки развивают воображение и фантазию. Ощутить близость общения с
родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам.
Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком
близкие, доверительные отношения. Сказка – это занимательный урок
нравственности.

    Как правильно читать ребёнку сказку:

1.Старайтесь
сказку именно рассказывать, а не читать.

2.Рассказывайте
сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела.

3.Поучительные
беседы должны быть короткими.

4.Если малыш изо
дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте.

5.Будьте осторожны
с подробностями и иллюстрациями.

6.Очень
интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно
использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене.

Рекомендации
родителям по подбору сказок
. В возрасте с 2 до 3,5 лет — классические детские
сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка». Спустя
некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три
поросенка», «Красная Шапочка». В 3 года происходит осознание ребенком
собственного «Я». Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца
для подражания (желательно одного пола с ним). Отличный прием — сочинить сказку
вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он
будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы,
которую нужно решить.

Практические
рекомендации
:

1. Рассказывайте или читайте сказки вслух.

2. Лучше всего, чтобы главными героями
сказок для детей этого возраста  были
знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут
подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать.
Хочу такой сайт

3. Рисуйте любимых персонажей.

4.Любимых сказочных героев можно сделать
из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной
бумаги и других. 5.Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды.

6.Разыграйте диалог по ролям, имитируя
действия и голос героев. 7.Попробуйте разгадывать сказки.

8. Выберите из знакомой книги со сказками
картинку, попробуйте с ребёнком рассказать сказку по памяти.

9.
Возьмите игрушку-героя из любой известной сказки и попробуйте всей семьей
придумать рассказ о нем. Сказав одно предложение, передайте игрушку другому
члену семьи, чтобы он продолжил рассказ.                Сегодня потребность в сказке
представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно
увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей
велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается
нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного,
необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о
том, почему все происходит так, а не иначе. Ваша главная задача в этот период –
заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам.
Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр
эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно. Ну и,
конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом
возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей.  Выбирайте яркие, красочные книжки с большим
количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их
разорвать.  Множество картинок легко
воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.                                                                                                                                                            «Через
сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к
сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть
эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский.

У
ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:   

— Волю — сложное и многогранное качество
личности. 

— Веру в себя — умение противостоять неудачам.

— Смелость — самообладание, бесстрашие,
умение вести себя достойно в критических ситуациях.

— Трудолюбие — нежелание сидеть без дела,
стремление к полезному труду.

— Настойчивость — терпение и выдержку при
достижении цели.    

— Обязательность — умение держать слово.

— Оптимизм — веру в успех, увлеченность,
душевный подъем.

— Целеустремленность — умение определять
цель и настойчиво добиваться ее      достижения.

-Доброту
и честность.

Шмакова Т.Н., воспитатель

17.12.2019

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста»

Братищева Наталия Ивановна

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.

Оценить




314

Содержимое разработки

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста».

“Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”. В. А. Сухомлинский

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.

 На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, развивается связная логическая речь.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.

   Но нам следует предостеречь родителей – не все народные сказки подходят для детей раннего возраста! Например, в сказках собранных А.Н. Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка.

    Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее сами. В настоящее время существуют сборники, в которых написано «по А.Н. Афанасьеву», чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребенка – слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с их содержанием и только потом довести его до ребенка.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказ­ка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях ге­роев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Чтение сказок для самых маленьких детей (от 1 до 3 лет). Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно?

Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова  — простыми и понятными.

Деткам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные  сказки с  простыми предложениями и с множеством повторений (например, тянут — потянут;  бил, бил-не разбил; катится колобок, катится и т. п.).     Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы. 

Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста  были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки.

  Ваша главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно. Ну и, конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей.  Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать.  Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.

Для этого возраста лучшими сказками будут:

 «Курочка Ряба»; «Колобок»;  «Репка», (обр. К. Ушинского);  «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова);   «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова);  «Маша и медведь», (обр. М. Булатова).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/388445-konsultacija-dlja-roditelej-rol-skazki-v-zhiz

Также вас может заинтересовать

  • Разработка родительского собрания Волшебный мир книги
  • Конспект родительского собрания на тему: «Ваш ребёнок – будущий школьник»
  • Консультация для родителей «Особенности образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными требованиями»
  • Родительское собрание «А как речь – то говорит, словно реченька журчит»
  • Использование развивающих методик в практике воспитания детей дошкольного возраста

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Константин паустовский рассказ телеграмма читать
  • Консультация для родителей как и для чего читать детям сказки
  • Константин паустовский короткие рассказы
  • Консультация для родителей как выбрать полезную сказку для малыша
  • Константин паустовский дремучий медведь сказка