Консультация для родителей сказка как средство нравственного воспитания ребенка

Консультация для родителей

«Сказка как средство духовнонравственного воспитания дошкольников»

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно

способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает

познавательную активность дошкольников.

Одним из средств создания положительных нравственных представлений

детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка.

Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и

справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла

скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

Большую роль сказке отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он утверждал, что педагогическое значение народного творчество невозможно заменить никакими рассказами. Сказка близка и понятна детской

психологии.

В содержании сказки всегда заложен урок. Сказка не дает прямых указаний.

Всегда есть добро и зло, положительные и отрицательные герои. Сказки развивают положительные качества: доброту, милосердие, сопереживание, честность, трудолюбие. В то же время осуждают: жадность, злость, лень, трусость и др. С помощью сказок ребенок учится отличать добро от зла, хорошее от плохого. Народный фольклор отражает моральные устои и традиционные ценности общества.

В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные

нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки.

В младшем возрасте необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно

объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать

возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал

хвастуном, которому льстит собственная удачливость, вот он и попался лисе («Колобок»).

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и

нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают показать:

как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним

нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки

«Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гусилебеди», «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль»,

«Лиса и тетерев», «Лисичкасестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в

народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»,

«Царевналягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Наша задача учить оценивать поступки сказочных героев, дать возможность побывать в роли

персонажа, подействовать,

прочувствовать эмоции, которые сопровождают поступки героя.

Этапы работы со сказкой:

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,

беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания

сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой

позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,

рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают

навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с

использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев

сказки, но и окружающих людей.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно

эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок

научится четко выговаривать звуки.

Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше

литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Сказка — как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …»

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время в психологии, педагогике проблема нравственного воспитания ребенка становится все более актуальной, что обусловлено высоким темпом жизни людей.

Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и «корень» учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.

Дошкольное детство это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формирование его характера. Говоря о воспитании характера, многие психологи имеют в виду главным образом волевую сторону: его устойчивость, определенность, твердость. Но с понятием характера связывают ещё другую, очень важную черту, имеющую решающее значение для выявления ценности всей личности человека. Именно на нравственную сторону указывает Е. А. Аркин: «Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа».

Заглянуть в «кладовые» личности и извлечь от туда такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие др. вероятно, но необходимо иметь свой «ключик» к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, «заражения» чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство. Один из путей такого «вмешательства» лежит через сказку.

Дошкольный возраст — возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Многие исследователи считают, что превосходным в воспитательном отношении материалом для рассказывания детям могут служить нарядные легенды и наши русские былины.

При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими «недугами». В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного, младшего и др. возрастов. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во — первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия — это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для пономания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во — вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А. М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

Список литературы:

1.Аркин Е. А. Родителям о воспитании — М , 1957

2.Бениаминова М. В     Воспитание детей   — М , 1991

3.Воспитание нравстенных чувств у старших дошкольников   ( Пособие для воспитателя детского сада )   Под редакцией А. М. Виноградовой — М , 1980

4.Нравственное воспитание в детском саду ( В. Г. Ничаевой — М, 1984.)

5.Свадковский И. Ф.     Нравственное воспитание   — М, 1972

6.Панфилова М, А      Игротерапия   — М ,   2001

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/248887-konsultacija-dlja-roditelej-skazkakak-sredst

Автор: Лебедева Ольга Петровна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБ ДОУ-детский сад №93
Населённый пункт: г.Орёл,Орловкая область
Наименование материала: Статья
Тема: Сказка как средство нравственного воспитания ребенка

Раздел: дошкольное образование

Статья «Сказка как средство нравственного воспитания

ребенка»

В дошкольной педагогике вопросы нравственного воспитания

детей дошкольного возраста всегда занимали ведущее место

настоящее время этот вопрос является одним из главных.

Дети «разучились «читать. На место книг пришли различные

гаджиты, интернет, телевиденье .В компьютерных играх преобладает

крайняя жестокость .Дети стали меньше общаться со сверстниками в

повседневной жизни, стали забывать что такое доброта, приветливость,

взаимовыручка.

Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных

периодов ,именно в это время закладываются основы человеческой

личности, ее нравственные и культурные ценности.

Нравственное воспитание-это формирование ценного отношения

к жизни, обеспечивающего устойчивое .слаженное развитие

человека ,оно содержит в себе воспитание чувства

долга .справедливости ответственности и других качеств ,которые

способны придать высший смысл делам и мыслям человека.

В течении многих времен сказка открыла и открывает ребёнку

дорогу в мир. Только начав достигать самого себя, ребёнок понимает

окружающее. постигает законы общения, определяет различие между

«хорошо» и «Плохо».

Для решения данной проблемы я

решила начать работу по

формированию нравственных качеств детей через русскую народную

сказку, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по

своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка; близка

его мышлению, представлению .

Ценность сказок заключаеться в их влиянии на всесторонее

развитие ребенка.а особенно на нравственное воспитание.в основе

сказки лежит разграничение противопоставлений добра и зла.что

является основой для влияния ее на становление нравственных

ориентиров дошкольников.

Сказка ориентирует детей на правильные и стоящие поступки,

герой в сказках самоотвержаные и безкорыстные ,они ничего не

требуют взамен. Стиль написания сказок очень похож. но каждая

сказка увлекательна и занятна, имеет свои детали, свой характер, своих

героев. Сказку можно сравнить с человеком :в каждой сказке свое

настроение ,свои принципы и проблемы.

В решении задач нравственного воспитания нам помагают

сказки..В младшей группе мы учим детей слушать сказку, следить за

развитием сюжета в ней, сопереживать героям произведения. Важно

обьяснить детям поступки героев и их последствия, повторить наибо

лее яркие отрывки. После слушания сказок «Колобок», »Козлята и

Волк»,» Петух и Лиса» можно предложить детям повторить песенки

главных героев» .сказки знакомят дошкольников с красочностью и

образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы

как «Козлятушки –ребятушки».»Перушок-золотой гребешок». »Коза_

дереза « и др.

В средней группе продолжаем знакомить со сказкой. В этом

возрасте улудшается произношение звуков и дикция. Речь Становится

предметом

активности

детей.

Они

удачно

имитируют

голоса

Животных, интонационно выделяют речь тех или иных героев.

Сказка-это Волшебное средство работы с мироощущением

человека .Сказка присутствует вокруг нас ,это ключ в новый мир. Она

помагает ребёнку узнать действительность. В сказках поступки героев

противопоставляются добру-злу. Храбрость-трусости и все равно

наступает счастливый финал. После рассказывания сказок необходимо

учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы,

связанные с их содержанием .После чтения сказки очень важно спеди

детей правельно сформулировать вопросы,чтобы помочь детям выявить

главное-действия

главных

героев,их

взаимоотношения

и

поступки.Правельно

поставленный

вопрос

заставляет

ребёнка

думать,размышлять,приходить к правельным выводам.

Старший дошкольный возраст-сушественный этап становления

нравственного облика ребёнка, когда совершается его вступление в мир

общественных связей, усвоение простых нравственных потребностей,

приучение

к

их

выполнению.

На

этой

ступени

формируется

товарищеские отношения между детьми ,почтение к взрослым. любовь

к отчизне .Дети старшего дошкольного возраста

способны более

глубоко осмысливать содержание сказок .В этом возрасте начинаем

прививать интерес к чтению больших произведений. Необходимо

продолжать воспитывать читателя. способного испытывать сострадание

к героям, побуждать детей рассказать о своем восприятии конкретного

поступка

персонажа

,помагать

детям

понять

скрытые

мотивы

поведения героев.

Анализ сказки должен быть таким, что бы дети смогли понять и

почувствовать её глубокое идейное содержания и художественные

достоинства, что бы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный

запас сказками. Когда багаж сказок, которые дети знают и умеют

рассказывать,

станет

достаточно

богатым,

когда

ребенок

на

элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра

(фантастический

вымысел,

очеловечивание

животных,

растений,

предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного

сюжета (присказка, зачин, концовка и др.), можно перейти к сочинению

сказок.

Рассказать детям, что существуют не только люди, которые

хорошо повествуют сказки — сказители, но и те, кто сами их

придумывают — сказочники. Дошкольники с удовольствием активно

откликаются

на

предложение

воспитателя

стать

сказочниками,

придумывать свои сказки. Но умение самостоятельно изобретать

связные, законченные чудные сюжеты создается не сразу. Необходимо

учить ребенка сочинять: обдумыванию замысла, фигур, логическому

развертыванию сюжета, завершению его. Красных строк 46789094.

Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста мы

учим детей слушать, воспринимать и осмысливать сказку. При

использовании сказки мы опираемся на принцип вариативности,

учитывая возрастные особенности.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо

работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в

людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей,

так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети

еще

могут

сочувствовать,

сопереживать.

Задача

дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью

жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко

проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания –

литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к

добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность

ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а

именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем

больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
        В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

        Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

       Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное — они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Ведущая нашей педагогической идеей в работе является:

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Мы считаем, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Главное достоинство сказки заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются:

— духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность);

— развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,

— развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

— воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

— воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

— развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

В результате поставленных задач у детей формируются следующие знания, умения, навыки:

— знание определенных сказочных сюжетов;

— умение понимать сюжетную линию сказки;

— выделять проблему, актуализированную в сказке;

— выражать свои мысли и чувства в речи;

— умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

— умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;

— сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;

— умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;

— понимать эмоциональные состояния окружающих

Считаем, что результатом воспитания детей сказкой является:

— усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

— знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

— осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

— понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.

Результаты, которые нами достигнуты:

— дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

— научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

  • Консультация для родителей роль сказки в формировании нравственности
  • Константин паустовский теплый хлеб сказка
  • Консультация для родителей роль сказки в развитии детей
  • Константин паустовский рассказы читать
  • Консультация для родителей роль сказки в жизни ребенка раннего возраста