Консультация для родителей сказка ложь да в ней намек

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

« СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦА УРОК!»

 В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребёнку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребёнок приносит в детский сад и просит воспитателя почитать.

А мама очень занята. Ей некогда читать сказки. Она считает это не серьёзным делом и не обязательным. У неё множество более важных и более серьёзных дел. И всё-таки каждый ребёнок с надеждой ждёт, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку.

Для чего же нужна ребенку сказка?

Помимо того, что ребенку очень важно общение с родителями, сказка – «…это средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…» ( Джанни Родари).

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который никогда не создавался специально для детей. Корни русской сказки уходят в славянское язычество. Нельзя не сказать о том, что русская сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. Так, в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал «басни баять», а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию» и «скоморошеству». XIX век тоже не принес на­родной сказке признания чиновников охранительного направления. Но не только цензура боролась с народной сказкой. С середины того же XIX века на нее ополчились известные тогда педагоги. Они были уверенны в ее отрицательном воздействии на слушателя; считали, что сказка задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшного, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты и т. д. Такие же, аргументы приводили противники этого вида народного творчества уже и в советское время, после Октябрьской революции. Педагоги, считали, что сказка уводит детей от реальности, вызывает сочувствие к тем, к кому не следует, — ко всяким царевичам, царевнам и прочим антисоветским персонажам. Рассуждения о вреде сказки вытекали из общего отрицания ценностей культурного наследия.

Однако уже в XIX веке появились люди, которые хотели собирать и устное народное творчество (И. М. Снегирев, П. В. Киреевский, В. И. Даль, А. Н. Афанасьев, И.А.Худяков, П.А.Бессонов), благодаря их именам сегодня мы можем наслаждаться этими произведениями.

Но нам следует предостеречь родителей – не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста! Например, в сказках собранных А.Н. Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка.

Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее сами. В настоящее время существуют сборники, в которых написано «по А.Н. Афанасьеву», чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребенка – слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с их содержанием и только потом довести его до ребенка.

Ребёнок, которому с детства читают сказки, с большей вероятностью в будущем начнёт увлекаться чтением книг, ведь он с раннего детства будет погружен в мир воображения и слов – в мир литературы.

Тогда у вас есть шанс передать своим детям естественным путем, без всяких особых усилий, ту страсть, которую имеете вы сами (ведь человеческая необходимость в путешествии в воображаемое, необходимость в мечте — это вполне здоровая потребность).

Тогда с помощью достойной книги вы будете участвовать в формировании мировоззрения и характера своих детей.

Тогда ваши дети раньше поймут самое важное: что доброта и честность — всегда хорошо; что неудача и проигрыш — это далеко не всегда плохо; что успех приходит к смелым, умным, умеющим думать, учиться и работать; что нет ничего невозможного, если есть желание и трудолюбие…

Они узнают про истинную любовь и горечь расставания, про крепкую и верную дружбу и предательство… и многое-многое другое из того, с чем придется однажды самим столкнуться.  Ведь через поступки героев и персонажей книг, ребенок осваивает мир взрослых, изучает человеческие отношения, законы взаимоотношений и общий порядок устройства взрослого мира; воображая себя героями этих историй, он анализирует и репетирует взрослую жизнь.

Умные родители понимают, что прививая ребенку любовь к книге, они избавляют его… от одиночества. Человеческое общение имеет бесценное значение, а «общение с книгой» может быть еще более качественным, а порой и более необходимым ,ведь умение выбирать достойного собеседника всегда пригодится повзрослевшему ребенку — взрослому человеку.         Тогда вы сможете быть уверенными и спокойными, что никакая нравственная деградация вашим детям не грозит. Уважаемые родители знают, что в достойной книге можно найти ответы на волнующие вопросы. Более того, нужная книга имеет способность сама появляться, когда возникают эти вопросы. Чуткие родители сами уже поняли, что через книгу можно понять себя. Беседа с мудрым писателем может быть интимной, очень частной и даже оздоровительной. А в книге можно спрятаться и найти утешение. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить. Они же служат прекрасным средством развития фантазии и воображения. Особенно могут быть полезны в этом случае сказки без иллюстраций, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно представить образы, умственно нарисовать картину происходящего.

Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С.Михалкова, К.Чуковского, А.Пушкина, Н.Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна.

Какие сказки читать?

Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение в поколение. Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться и отыскать для юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира.

Правильно выбираем ребенку сказки. Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей развития. С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки.                                                     Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе. С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература.

Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.

Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, — не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.

Уважаемые родители, помните:

1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.

2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.

3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.

5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.

6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.

7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание сына (дочери) в нужное русло.

8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.

Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!  Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«Сказка ложь — да в ней намек, добрым молодцам урок»

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Реальность сказочной жизни

Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

Какой должна быть сказка?

Мир сказки пластичен, он позволяет в считанные секунды строить и разрушать, стать на миг мудрым правителем или страшным тираном. Как тут не потеряться, да еще и себя самого найти – то есть смысл жизни?

Тут поможет путеводный клубочек – чувство собственной значимости, необходимости, удовлетворения собой и своими поступками, которое очень важно для каждого ребенка. И не важно, что, может быть, пока поступков, вызывающих гордость, не случилось – они обязательно будут. И ребенку очень надо в это поверить, как и в то, что он кому-то нужен – например, самым близким и любимым людям, вам родителям.

И в этом тоже поможет сказка. Но не любая. Она должна помочь ребенку понять самого себя, свои цели и устремления, возбудить любопытство, интерес к жизни и происходящим вокруг процессам. Она должна развивать интеллект, давать пищу для ума, и при всем этом не подавлять ребенка, а вызывать уверенность в себе, в собственных силах и своем будущем.

И все это – не обращаясь к реальному миру с его жесткими рамками и неразрешимыми вопросами. Нелегкая задача. При использовании рассказа из реальной жизни (или вымышленного, приближенного к жизненной ситуации), результат оказался и вовсе потрясающим – ребенок просто его не понимает! Для ребенка, особенно маленького ребенка, реальный рассказ с объяснением причин и следствий какого-либо события, поступка, явления, психологически неправдоподобен. Он дает ребенку информацию – и только.

Говоря проще, если сказка, предлагая ребенку и вымышленный мир, и вымышленные действия вымышленных героев осознается ребенком именно как сказка, то рассказы из реальной жизни вполне могут обернуться обыкновенной ложью. Ведь если взрослый может описывать некую вымышленную ситуацию, почему ребенок не может ответить тем же?

По мнению Б. Бетельхейма, всем приведенным выше требованиям удовлетворяет исключительно народная сказка. Она дает информацию, учит – но очень мягко, исподволь, она всегда ведет к хорошему концу – зло побеждено, а героя ждет награда, она предлагает ситуации, в которых ребенок может оценить себя, свои устремления, лучше понять их и то, к чему они ведут. Она дает так необходимое чувство удовлетворения и гордости – от сопереживания герою, который побеждает, спасает, помогает и обязательно получает награду.

Именно с сопереживания начинается собственная внутренняя жизнь человека, как сказал испанский писатель и философ Ф. Саватор: «В будущем сила характера ребенка и выбор, который ему предстоит сделать и от которого зависит его дальнейшая судьба — пассивное подчинение обстоятельствам или активная борьба, — в значительной степени будут зависеть от того, насколько вымысел и фантазия смогли научить его доброте и смелости». И конечно, что может научить лучше хорошей доброй волшебной сказки!

Сочиняем сказку сами.

Сейчас звучит много споров о сказках. Некоторые считают, что народные сказки временами излишне жестоки, что может подавлять ребенка или же наоборот, показывать, что насилие – неотъемлемая и нормальная часть жизни. Если и вам так кажется, сочините сказку для ребенка сами!

Ведь вполне можно, и даже совсем несложно, следуя основным канонам (к примеру, те самые «жили-были») написать сказку не о битве Героя с Кащеем, а об… изобретении лодки или приручении огня! Такие сказки тоже вполне могут помочь ребенку справиться с какими-то проблемами (боязнью темноты или воды, например…), почувствовать сопереживание герою, удовлетворение и гордость – от изобретения они ничуть не меньше, чем от победы в бою. А еще пробудят интерес к окружающему миру и знаниям, ведь это так увлекательно – учиться! А может быть, именно такие сказки помогут ребенку стать великим изобретателем. Кто знает…

У доброты есть лицо.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Воспитание чувств.

В некоторых семьях родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.

Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные знания, не должны опережать нравственного развития ребенка!

Консультация для родителей «Сказка ложь да в ней намёк».Воспитатель высшей квалификационной категории Косицына Ольга Анатольевна

Консультация для родителей «Сказка ложь да в ней намёк» «Сказка- это целый мир возможностей. » Собери игрушки. Почисти зубы … П очему ты меня не слушаешь? А он всё равно за своё. И тогда начинаешь думать: сколько можно, одно и то же. Начинают опускаться руки. Появляется злоба на себя и на ребенка. У каждого родителя бывают похожая ситуация. А вам не приходило в голову, почему так происходит? Вы когда- нибудь задумывались, в какой форме доносите информацию до своего ребенка? Условно говоря, в каждом из нас живут «три человека»: взрослый, родитель и ребенок. А теперь задайте себе вопрос: с точки зрения кого вы обращаетесь к ребенку? Конечно же с точки зрения родителя. Вы можете мне возразить, ведь я и есть родитель. Но не забывайте перед вами ребенок. У него свой «особенный мир», свой язык. Вот поэтому и получается, для него ваши слова не понятны и даже странны порой. Теперь возникает вопрос, как ему объяснить так, чтобы он меня понял. И в этом случае нам может помочь сказка. Недаром говорят: «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. » Ведь каждый ребенок любит сказку. И следовательно информация преподнесенная в форме сказки воспринимается легче, чем монотонное: «это делать нельзя, это плохо. » Давайте разберём на примере. Маша по утрам не любила чистить зубы. Монолог матери: «зубы нужно чистить, а то болеть будут». А Маша в это время думает, что – то они у меня еще не разу не болели. Наверное, опять придумала, чтоб меня напугать. Теперь превратим обыденную проблему многих мам в сказку. И так сказка начинается…. Давным- давно в сказочной стране жила- была фея по имени Элла. Элла была замечательной феей. Просыпаясь с первыми лучами солнца, Элла летела будить других, оповещая всех о начале нового дня. Днем она играла в куклы, плавала с русалками. А также Элла очень любила конфеты. И вот однажды у неё заболели зубы, перед самым праздником «Конфет». Бедная Элла не знала что делать, ведь у неё никогда не болели зубы. И она решила обратиться за помощью к фее Мудрости. Осмотрев её фея Мудрости спросила: «А ты чистишь зубы? » «А это так важно»- сказала Элла. Ведь она не любила чистить зубы. Тогда фея Мудрости показала ей, с помощью своего волшебного зеркало, что происходит с её зубами. Зубы Эллы покрылись злобными микробами. И эти микробы начали кусать грызть зубы и этим самым причинять боль. Увидев всё это, Элла очень сильно испугалась, и не знала что делать. «Ступай к феям Чистоты. Они тебе помогут»- посоветовала фея Мудрости. Феи Чистоты внимательно выслушали Эллу. Объяснили ей: что такое зубная щетка, зубная паста, зубная нить. И научили правильно чистить зубы. После того как Элла почистила зубы все микробы исчезли, и зубы перестали болеть. И она успела на праздник «Конфет». На этом примере мы можем увидеть подачу информации с точки зрения «Взрослого» и «Ребенка». Информация, преподнесённая с точки зрения «Ребенка» воспримется лучше, ведь мы повествуем на его языке. Рассмотрим принцип построения «Сказок – помощников»: 1. Герой должен быть близок ребенку по следующим факторам: возраст, пол, характер. 2. Строим сказку так, чтобы ребенок нашел общие черты с главным героем. 3. Герой попадает в проблемную ситуацию схожую с проблемой ребенка. 4. Герой начинает искать выход из создавшейся ситуации. То есть мы показываем через сказочные события ситуацию с другой стороны. Предлагаем альтернативную модель поведения. Так же можно сделать обратную связь. Попросить ребенка самому придумать сказку. Этим мы можем выявить скрытую причину «плохого» поведения. Через свою сказку ребенок донесет до вас, что его тревожен, волнует. Напоследок хочется отметить, любая информация сказанная ребенку должна транслироваться на его языке. Сказка – это универсальный инструмент общения между миром «взрослого» и «ребенка». Научитесь слышать и слушать своего ребенка! ! !

Следующие материалы

  • Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ДОУ»
  • Рабочая программа подготовительной группы на 2015-2016 учебный год
  • Вторая жизнь пуговки!
  • О пользе прогулок!
  • Мастер классы наших воспитателей

  • Консультация для родителей роль сказки в формировании нравственности
  • Константин паустовский теплый хлеб сказка
  • Консультация для родителей роль сказки в развитии детей
  • Константин паустовский рассказы читать
  • Консультация для родителей роль сказки в жизни ребенка раннего возраста