Консультация для родителей
«Роль сказки в жизни детей»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»
В.А. Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.
Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.
Консультация для родителей: «Сказка в жизни ребенка»
|Должность: Воспитатель второй младшей группы, СП «Детский сад №8 комбинированного вида»
«И нельзя без сказок Нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти Слова для любимых деток или малыша».
Введение
Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказок очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобно и понятно.
Дошкольный возраст является наиболее важным периодом формирования нравственных и моральных общечеловеческих ценностей. Одним из эффективных средств развития доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста является сказка. В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, идет по жизни и остаётся с ней навсегда. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра.
Сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость и эмоциональность. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». Ребенок учиться понимать поступки героев сказки, события сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться положительным примером своего героя. Сказка помогает выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему сказочному герою и противиться плохому поведению сказочных героев, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками помогают решению нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремиться привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.
Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. После прочтения сказки важно поговорить с ребенком используя вопросы: Понравилась ли тебе сказка? Что понравилось больше всего? Кто главный герой? Кто из героев понравился? Как поступил главный герой? А как бы ты поступил на его месте? Объяснить малышу, как поступать нельзя и как можно, закреплять желание следовать положительному примеру героев сказки.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Итак, правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Одобрение положительных поступков сказочных героев и неодобрение негативных позволяет малышам не только понять но и применять в реальной жизни понятия о том, как можно поступать, а как нельзя.
Дата издания: 10.04.2020
Информация размещена с разрешения автора
Муниципальное казённое учреждение
«Управление образования города Белово»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 42 «Алёнка» города Белово»
(МБДОУ детский сад № 42 города Белово)
Консультация для родителей
«Роль сказки в жизни ребенка»
Составил: воспитатель 1категории
Зайцева Наталья Сергеевна
2018г.
“Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”.
В. А. Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, развивается связная логическая речь.
Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.
Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание
следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.
Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.
Для младших дошкольников подойдут простые короткие сказки о животных – «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Курочка Ряба» и т. п. При анализе персонажей, малыш 3-4 лет скорее всего будет оперировать емкими и общими категориями – «хороший» — «плохой», «злой» — «добрый», старайтесь постепенно в ходе тематических бесед расширить взгляд ребенка на личность человека, научить различать дурные, ошибочные поступки положительных персонажей и попытки стать «хорошими» отрицательных героев.
В старшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение волшебным сказкам, а также познакомить ребенка с литературными авторскими сказками. Незнайка и Буратино, Черная курица и Гарри Потер – сделайте набор этих персонажей максимально разнообразным и многоплановым, это позволит развить у малыша любовь к литературе, обогатит его сенсорный и культурный опыт, даст импульс для творческого развития.
«Как рассказывать сказки детям»
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти — шести лет.
СКАЗКА — самый удивительный жанр устного народного творчества. В ней все необычно и все возможно. Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви и правды. Сказка — великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво слушать и читать ее.
ЗНАКОМСТВО С ВАРИАНТАМИ. Полезно знакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок.
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.
Как читать книги ребенку
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ. Полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесете образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
ПЕРЕСКАЗ И БЕСЕДА по книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснять своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребенка возможности почувствовать то, что он еще не может осмыслить.
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.
Приложение
№ 1
«Роль
сказки в жизни ребенка»
Консультация
для родителей
2015
«Сказка
– это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных
явлений.»
В.А. Сухомлинский
Все
дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю
жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром
человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в
воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к
фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Поэтому, если
вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить
язык детства – сказку.
Рассказывая
малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать
книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует
основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Лучше всего
читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении
и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно
обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно
снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее
красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно,
связная логическая речь развивается.
Рассказывайте
сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей
дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
В современном
мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть
мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы
интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено
на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо
предоставлять ему простор для фантазирования.
В сказках
заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной
реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает
образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых
главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает
добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные
трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в
детском подсознании ничего не пропадет.
Благодаря сказке
дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает
формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит
жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем
считать детской забавой.
Русские народные сказки играют большую роль в
формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к
родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки –
это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих
сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая
из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов –
борется и бьется не на жизнь, а на смерть.
Не достаточно
просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему
понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать
поступки персонажей, представить себя на их месте.
Когда ребенок
научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки
героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь,
исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со
своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.
Прочитайте
с детьми дома такие сказки:
«Петушок
и бобовое зернышко»
«Кот
и петух»
«Ворона»
«Гуси
– лебеди»
«Лиса
и журавль»
Читайте
с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Приложение № 2
«Как читать сказку детям»
Консультация для родителей
2015
Для чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру
человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок
черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о
котором еще не умеет задумываться…»
( Джанни
Родари).
Исследователь
отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и
эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем,
выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную
деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать
его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить
дошкольнику, — не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и
неуверенности в своих силах.
1. Одно из главных усилий – эмоциональное
отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам
удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт
с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой,
выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено
именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно.
Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в
зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать
интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя
драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами
картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный,
пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания
сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их
слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда,
когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами,
чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком
при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое
отношение к прочитанному.
Приложение
№ 3
Непосредственно
образовательная деятельность
«Путешествие
в страну сказок»
Познание
(Ф Ц К М)
2015
Цель: учить детей придумывать необычный конец
сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по
фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывки из сказок,
драматизировать их. Развивать память, воображение, интонационную
выразительность речи. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Материал и оборудование: иллюстрации к сказкам:
«Маша и медведь», «Заюшкина избушка», мягкая игрушка – лиса, колобок.
Методические приемы: сюрпризный момент,
художественное слово, физкультминутка, вопросы к детям и ответы.
Предварительная работа: чтение сказок «Маша и
медведь», «Заюшкина избушка», обыгрывание сказки «Колобок» (настольный театр),
изготовление колобка (апликация).
Содержание
организованной деятельности детей.
Воспитатель:
ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну сказок. Для этого нужно
закрыть глаза и произнести волшебные слова.
Звучит
музыка, дети закрывают глаза и произносят вместе с воспитателем:
«Один,
и два, и три, и восемь,
В
сказку всех мы просим».
Воспитатель:
ребята, осмотрите, мы очутились с вами на волшебной поляне. (Дети подходят к
одной из елочек, под которой лежат иллюстрации к сказке «Маша и медведь»,
воспитатель загадывает загадку)
Маша в коробе
сидит, далеко она глядит.
Кто несет ее,
ответь, быстрыми шагами?
А несет ее
медведь вместе с пирожками.
Путь не
близкий, дальний путь.
Хочет Миша
отдохнуть.
Только Маша
не дает на пенек присесть
И румяный
пирожок по дороге съесть.
Дети
отгадывают загадку.
Воспитатель:
посмотрите, ребята, здесь иллюстрации к сказке! (Рассматривают).
Персонажей, какой
сказки вы видите на иллюстрациях? («Маша и медведь»).
Как Машенька
перехитрила медведя? (Напекла пирогов, забралась в короб, медведь принес ее
домой к бабушке с дедушкой).
Очень хотелось
медведю пирожков отведать, но что говорила Маша, когда медведь садился на пенек
отдохнуть? («Не садись на пенек, не ешь пирожок»).
Как в сказках
называют медведя? (Косолапый, топтыгин).
А давайте, ребята,
поиграем в игру «Как то мы в лесу гуляли».
Как-то мы в лесу
гуляли Ходьба по кругу, взявшись за
руки.
И
медведя повстречали.
Он
под елкою лежит,
Растянулся
и храпит. Остановиться, послушать.
Мы
вокруг него ходили Ходьба в другую сторону
на носочках.
Косолапого
будили: Погрозить указательным
пальцем.
«Ну-ка,
Мишенька, вставай
И
быстрей нас догоняй!». Убегают, медведь
догоняет.
(Под другой елочкой дети видят лису).
Воспитатель:
посмотрите-ка, ребята, лиса – всему свету краса. И хвостик у нее пушистый, и
мордочка остренькая… Ну точь в точь лисичка из сказки «Заюшкина избушка».
Напомните мне,
пожалуйста, кто сначала хотел помочь зайцу выгнать лису? (Собака). А что
ответила лиса? («Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»).
А кто еще пытался
выгнать лису, но им это не удалось? (Волк и медведь).
Кому удалось
прогнать лису? (Петушку). Самомассаж «Петушок».
(На пенечке дети увидели колобка).
Воспитатель:
ребята, вы узнали этого сказочного персонажа? (Колобок).
Скажите мне, а как
заканчивается эта сказка? (Лиса съела колобка).
Ребята, а какая
лиса в сказках? (Хитрая, плутовка, обманщица).
Как жаль колобка!
И дед с бабкой, наверное, очень огорчились. Они его искали, ждали. Ребята, а
давайте сядем и придумаем другой конец сказки – добрый, хороший. (Ответы
детей).
А теперь
послушайте, как я придумала: «Спел колобок песенку, а лиса ему и говорит:
«Славная песенка! Да только, голубчик, стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне
на носок и пропой еще разок». Колобок знал, что лиса хитрая и решил ее сам
перехитрить. Спел он ей другую песню – «Колыбельную». Заслушалась лисичка, да и
заснула, а колобок покатился по дорожке назад к бабушке с дедушкой».
Ребята, вам
понравилась моя сказка? Давайте поиграем. Веселый тренинг «Колобок».
Что за
странный колобок в окошке появился:
Постоял совсем чуток, взял и
развалился!
(Дети ложатся на спину, затем садятся,
обнимая ноги руками, убирают голову в колени. Прижимают колени к плечам и
смотрят на свои пятки).
Вот
вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, пять –
Развалились все опять!
(Дети вытягивают ноги и ложатся на спину).
Ну вот и
закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад к своим игрушкам,
а то они вас заждались. А вам понравилось путешествие? В каких сказках мы
побывали?
Звучит
музыка, дети закрывают глаза и произносят:
Один,
и два, и три, и восемь,
В
детский сад всех переносим.
Приложение
№ 4
Непосредственно
образовательная деятельность
«Любимый
сказочный герой»
(По
мотивам русских народных сказок)
Художественное
творчество (рисование)
2015
Цель. Учить детей рисовать понравившихся
сказочных героев по мотивам русских народных сказок. Создать творческую
ситуацию для свободного выбора изобразительно-выразительных средств, для
передачи характера и настроения персонажа. Развивать чувство формы и композиции.
Воспитывать интерес к отражению впечатлений о русских народных сказках в
изодеятельности.
Предварительная
работа. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
Проведение занятия «Путешествие в страну сказок».
Материалы, инструменты, оборудование. Листы
бумаги голубого, желтого, розового, светло-зеленого цвета, краски акварельные,
кисти разного размера, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые,
фломастеры, цветные карандаши.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель
предлагает детям вспомнить, какие сказки им читали, как они путешествовали в
«Страну сказок», с какими героями встречались. Воспитатель предлагает детям
нарисовать свои иллюстрации к любимым сказкам. Дети вспоминают сюжеты любимых сказок,
по своему желанию выбирают художественные материалы (краски, цветные карандаши,
фломастеры) и листы бумаги соответствующего цвета для фона. Дети рисуют по
замыслу. Воспитатель помогает словесными описаниями портретов, советами и
косвенными вопросами, поддерживает любые сюжеты.
После
занятия. Оформление выставки «Любимый сказочный
герой». Перессказывание отдельных эпизодов любимых сказок.
Приложение
№ 5
Непосредственно
образовательная деятельность
Игра – викторина
«Вспомни
сказку»
Коммуникация (развитие речи)
2015
Цель. Закрепить
в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и
т.д. Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к русским народным и авторским сказкам.
Материал
и оборудование. Сюжетные картинки по сказке
«Колобок», картинки к загадкам.
Содержание
организованной деятельности детей.
Воспитатель
говорит, что сегодня им предлагается поучаствовать в викторине по сказкам.
Воспитатель
читает отрывки из знакомых детям произведений, задает вопросы, а дети должны
определить название сказок, вспомнить имена персонажей произведения.
1)
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться,
нырять, кувыркаться
В
ушате, в корыте. В лохани,
В
реке, в ручейке, в океане,
И
в ванне, и в бане,
Всегда
и везде –
Вечная
слава воде! («Мойдодыр».)
2)
Скачет сито по полям,
А
корыто по лугам.
За
лопатою метла
Вдоль
по улице пошла… («Федорино горе».)
3)
За кого держалась Жучка? (За внучку.)
4)
Кто одолел тараканище? (Воробей.)
5)
Как звали медведей в сказке Л.Толстого
«Три медведя?» (Михайло Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка).
6)
Какую песенку пел Колобок?
(Я
Колобок, Колобок,
По
амбару метен,
По
сусекам скребен,
В
печку сажен,
На
окошке стужен,
Я
от бабушки ушел,
Я
от дедушки ушел…)
7)
Какие предметы сбежали от мальчика в
сказке «Мойдодыр»? (Одеяло, простыня, подушка, свечка, книжки, брюки.)
Какие звери звонили по телефону в сказке
К. Чуковского «Телефон»? (Слон, крокодил, мартышки, газели, свинья, медведь,
бегемот, зайчата)
9)
Кто прихдил в гости к Мухе-Цокотухе? (Тараканы,
блошки, букашки, бабушка-пчела, жуки, червяки, казявочки, кузнечики, клоп,
муравей.)
10)Кто жил в теремке? (Мышка-норушка,
лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище-серый хвостище,
медведь косолапый.)
Игра «Исправь ошибки»
Дети рассматривают
сюжетные картинки по сказке «Колобок», прикрепленные на доске в неправильном
порядке.
Воспитатель.
Это иллюстрации из сказки «Колобок». Правильно ли они расположены? Вспомните
сказку «Колобок», как она начинается, какие события произошли с Колобком, как
заканчивается сказка? Разложите картинки в правильном порядке.
Игра «Загадки-обманки»
Воспитатель читает
загадки-обманки и показывает детям карточки, на которых изображены животные,
названия которых подходят по рифме, но не подходят по смыслу. Дети должны найти
правильный ответ (назвать животное, подходящее по смыслу).
1)
Маленькую
корку 5) Хохлатая птица
В маленькую норку Речью
гордится.
Тащит тихо-тихо За
нами слова
Серая…(мышка) Повторяет…(попугай)
2)
Любит
драку, 6) Лезет через
форточку,
Похож
на собаку, Лапой моет
мордочку,
Коварен
и зол Жмурится
сладко,
Серый…
(волк) Мышку
съев,…(кошка)
3)
Сзади хвост, а сверху грива,
7) Напуганный лисой,
Цокает
подкова. Пустился
вскачь косой.
С
ездоком бежит игриво Петляет меж сосенок
Стройная…
(лошадь) Ушастый…(заяц)
4)
Мед искал, в лесу бродил
Ноги как колонны,
Косолапый…
(медведь) Весит больше
тонны.
Тигр,
прячься! На таран
На
тебя идет…(слон)
Воспитатель предлагает найти в группе игрушки – персонажи из разных сказок
(Лиса, заяц, колобок, медвежонок и др.), рассмотреть их и вылепить любого
сказочного героя самостоятельно. Затем оформляется выставка детских работ
«Любимый сказочный герой».
В конце занятия воспитатель спрашивает детей чем они сегодня занимались, что им
больше всего понравилось.
Приложение
№ 6
Непосредственно
образовательная деятельность
Игра
— викторина
«Сказки
дедушки Корнея»
Чтение
художественной литературы и аппликация
2015
Цель.
Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.
Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые
произведения этого автора. Познакомить детей со значением слова «Путаница».
Закреплять навыки аккуратного наклеивания готовых изображений на общем листе.
Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать интерес к
литературе.
Оборудование.
Картинки с изображением диковинных животных. Билеты –
раздаточные карточки с изображением птиц, зверей, чьему звучанию можно
подражать. Портрет К.И. Чуковского, книги с его произведениями и иллюстрации к
ним. Лист бумаги для коллективной аппликации с нарисованным на нем деревом,
вырезанные картинки для наклеивания, оборудование для аппликации.
Предварительная
работа. Чтение произведений К.И. Чуковского.
Просмотр м/ф по мотивам произведений К.И. Чуковского. Разучивание наизусть
английской народной потешки «Дженни».
Содержание
организованной деятельности детей.
—
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому.
Он был веселым человеком и любил шутки. Поэтому, чтобы попасть к нему в гости
необходимо получить шуточный билет. Взгляните на эти картинки и отгадайте, на каких
знакомых вам зверей, птиц или насекомых похожи эти существа.
Дидактическое
упражнение «Зоопутаница».
—
Теперь, когда вы все получили билеты, проходите и располагайтесь поудобнее.
Взгляните на портрет. На нем изображен Корней Иванович Чуковский. Какой
ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них
сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» — по имени, или «дедушка
Чуковский» — по фамилии. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых.
Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для
своего маленького сына. И получалось так здорово, что не только его сынок, а
все дети полюбили эти сказки. А какие сказки дедушки Чуковского вы знаете?
Ответы
детей: «Муха
– Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище», «Путаница», «Айболит», «Телефон»,
«Федорино горе», «Бармалей», «Чудо-дерево», «Мойдодыр».
(Воспитатель
говорит названия неизвестных детям сказок и обещает скоро познакомить с ними).
—
Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц,
насекомых. Давайте вспомним некоторых из них. (Дети называют, если
затрудняются, воспитатель наводит их на мысль строчками из сказок или вопросами
типа: «Вспомните героев сказки «Муха-Цокотуха»). А еще Корней Иванович ездил
в Англию. Поэтому он хорошо знал английский язык и переводил с английского
языка, который нам не знаком, на русский – хорошо нам знакомый язык. Всем
английским детям знакома потешка «Джилли Силли Джартер». А когда дедушка Корней
перевел
ее
на русский язык, мы тоже смогли с ней познакомиться. Она нам знакома под
названием «Дженни». Давайте расскажем наизусть эту потешку.
«Дженни»
Дженни
туфлю потеряла,
Долго плакала, искала.
Мельник туфельку нашел
И на мельнице смолол.
—
А сейчас поиграем. Я буду читать отрывок из сказки дедушки Корнея, а вы будете
подсказывать мне словечки. А если вспомните название этой сказки, обязательно
скажите. И выберите среди иллюстраций те, которые нарисованы именно к этой
сказке.
Дидактическая
игра «Подскажи словечко»
А
с ним и зайчиха-мать
Тоже
пошла танцевать.
И
смеется она и кричит:
«Ну,
спасибо тебе, … (Айболит)!»
«Айболит»
А
за нею вилки,
Рюмки
да бутылки,
Чашки
да ложки
Скачут
по … (дорожке).
«Федорино горе»
Вдруг
откуда-то летит
Маленький
Комарик,
И
в руке его горит
Маленький
… (фонарик).
«Муха-Цокотуха»
А
потом позвонили зайчатки:
—
Нельзя ли прислать … (перчатки)?
А
потом позвонили мартышки:
—
Пришлите, пожалуйста, … (книжки)!
«Телефон»
Вдруг,
из маминой из спальни,
Кривоногий
и хромой,
Выбегает
умывальник
И
качает … (головой).
«Мойдодыр»
Но
однажды поутру
Прискакало
кенгуру,
Увидала
усача,
Закричала
сгоряча:
«Разве
это великан? … (Ха-ха-ха)
Это
просто … (таракан! Ха-ха-ха)
«Тараканище»
Динамическая
пауза «В гости».
(В
разных углах групповой комнаты размещены картинки с изображением героев сказок
Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Айболит». Дети
подходят к ним в соответствии с текстом и по показу воспитателя выполняют
движения пружинка, ковырялочка, кружение, притопы).
В гости к
Мойдодыру
Все
скорей спешите, « Ля-ля-ля-ля-ля-ля»
Вместе
с Мойдодыром (хлопки с пружинкой)
Весело
пляшите.
В
гости к Федоре
Все
скорей спешите «Тра-та-та-тра-та-та»
Вместе
с Федорой (хлопки с ковырялочкой)
Весело
пляшите.
В
госте к Цокотухе
Все
скорей спешите, «Па-ра-ра па-ра-ра»
Вместе
с Мухой (хлопки с кружением)
Весело
спешите.
В
гости к Айболиту
Все
скорей спешите, «Ну-ну-ну-ну-ну-ну»
Вместе
с Айболитом (хлопки с притопами)
Весело
пляшите.
—
Ребята, а сейчас садитесь как вам удобно и приготовьтесь слушать самую забавную
сказку Корнея Ивановича Чуковского. В этой сказке он шутливо все перепутал.
Кошки там хрюкают, море горит, а пожарные тушат его пирогами. В общем все
запутано-перепутано. А сказка так и называется «Путаница».
Чтение
сказки «Путаница».
Вопросы
по содержанию:
-Какое
событие произошло в этой сказке?
-Кто
не мяукал и не хрюкал, а был паинькой – значит послушным?
-Почему
крокодил не смог потушить море?
-Кто
же помог потушить море?
-Что
вам понравилось больше всего?
-Как
нужно баюкать Мурочку – так ласково называют девочку Машу?
-У каждого из вас есть билетики. Не показывайте друг другу, что на них
изображено. Мы попробуем это отгадать. Произнесите голосом звуки, которые
издает то животное, которое нарисовано на вашем билете.
Звукоподражание
-Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам
выполнить аппликацию «Чудо-дерево». Каждый из вас наклеит на ветку этого
Чудо-дерева один предмет. Да-да, ни листочек, ни цветочек. Ведь Чудо-дерево
придумал большой шутник – Корней Иванович Чуковский. Пока вы будете аккуратно
наклеивать картинки, я прочту вам сказку «Чудо-дерево».
Коллективная
аппликация «Чудо-дерево».
Чтение
сказки «Чудо-дерево».
Приложение
№ 7
Непосредственно
образовательная деятельность
«Два
жадных медвежонка»
(по
мотивам венгерской сказки)
Художественное
творчество (лепка).
2015
Цель.
Учить детей лепить медвежат конструктивным способом и разыгрывать сюжет по
мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Синхронизировать
движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
Предварительная
работа. Чтение сказки, рассматривание и
обследование фигурок медвежат.
Материалы,
инструменты, оборудование. Пластилин коричневого,
черного, оранжевого, желтого цвета ,стеки, влажные и сухие салфетки, подставки.
Содержание
организованной деятельности детей.
Воспитатель
читает детям венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка» и показывает
иллюстрации.
Воспитатель показывает вылепленную заранее фигурку мамы-медведицы и предлагает
детям слепить медвежат, чтобы поиграть в сказку. Советует лепить медвежат в
парах – кто с кем сидит за столом. Уточняет представление детей о внешнем виде
медведя: большое туловище в форме вытянутого яйца, небольшая круглая голова с
маленькими круглыми ушками, четыре лапы. Поясняет, что сегодня на занятии мы
лепим сказочных медведей.
Затем поясняет способ лепки:
*делим
брусок пластилина пополам; из одной половинки лепим туловище –яичко;
*вторую
половинку бруска делим на неравные части; из меньшей лепим круглую голову;
мордочку слегка вытягиваем; прикрепляем маленькие круглые ушки; глазки и носик
делаем из пластилиновых шариков черного цвета; присоединяем голову к туловищу;
*оставшуюся
часть пластилина делим стекой на четыре части: сначала пополам, потом каждую
половинку еще раз пополам – получится четыре одинаковых кусочка; катаем из них
столбики – получаем четыре лапы; прикрепляем лапы к туловищу так, чтобы
медвежата могли ходить на задних лапах, а передними держали сыр.
Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить. Воспитатель выставляет
пластилиновую лису, предлагает детям поиграть в сказку и переходит от одной
пары детей к другой, включая детей в игровой диалог по сюжету сказки. Дети
лепят для своих медвежат сыр и начинают играть.
После
занятия.
Оформление
выставки детских работ.
МБДОУ
«Детский сад №4» комбинированного вида
п.г.т.
Уруссу Ютазинского района РТ
Проект на тему:
«Сказка
в гости к нам пришла»
Выполнила воспитатель
Рогачева
Елена Александровна
2015
1. Информационная
карта проекта.
Полное
название проекта: «Сказка в гости к нам пришла».
Автор
проекта: Рогачева Елена Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4» комбинированного вида.
Продолжительность
проекта: краткосрочный, с 26.01.15-05.02.15.
Тип
проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники
проекта: дети средней группы, воспитатели,
родители.
Возраст
детей: 4-5 лет.
2.Актуальность проекта.
Сказка — необходимый
элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок
погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг
необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают
глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие
чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их
равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной
ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает
интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только
новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему:
к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые
представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным
миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как
жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство.
Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка,
а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших,
и для маленьких.
К сожалению, на сегодняшний
день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У
большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские
психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению
детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут
назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой
одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же
формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому
мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и
воспитании наших детей.
3.Цель
проекта.
Развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как произведению искусства;
раскрытие творческого потенциала, активной, самостоятельной,
эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности.
Задачи.
Для
детей.
Образовательные:
—
расширять представление детей о сказках;
-учить
детей рассуждать;
-формировать
умение инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать
и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
-развивать
умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
-развивать
у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
-развивать
коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
-воспитывать
чувства дружбы и коллективизма;
-воспитывать
культуру речи.
Для
родителей.
-создание
в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей
приобретенного в детском саду;
-развитие
совместного творчества родителей и детей;
-развивать
у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение,
обсуждать с ним предстоящую работу;
-заинтересовать
родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Для
педагога.
-развитие
творческого потенциала ребенка;
-показать
родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Ожидаемые
результаты.
Для
детей:
-развитие
интереса детей к сказкам;
-закрепление
умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
-воспитание
чувства дружбы и коллективизма;
-получить
эмоциональный отклик от своей работы;
-пополнение
книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Для
родителей:
-содержательно
проведенное с ребенком время, желание принимать участие в совместных
мероприятиях, общие интересы;
-активное
участие родителей в жизни группы;
-рост
уровня информированности родителей о деятельности педагогов ДОУ.
Для
педагога:
-разработка
серии конспектов;
-изготовление
пальчикового, настольного театров по сказкам «Теремок», «Колобок», «Маша и
медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса»;
-оформление
книжной выставки «Наши любимые сказки»;
-разработка
методических рекомендаций для родителей;
-презентация
проекта на педсовете;
-желание
продолжать проектную деятельность;
-оформление
проекта.
4.
Этапы реализации проекта:
1
этап – Подготовительный
-вызвать
интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
—
предложить детям принести в группу из дома любимые сказки;
—
рассматривание иллюстраций к сказкам;
—
оформление выставки «Наши любимые сказки»;
—
сбор информации, литературы, дополнительного материала;
—
оформление папок передвижек для родителей;
—
составление плана реализации проекта.
2
этап – Основной
—
реализация плана проекта с детьми, родителями;
—
рассматривание иллюстраций к сказкам;
—
чтение и рассказывание сказок, беседа по прочитанной сказке;
—
проведение словесных и дидактических игр;
—
изготовление масок для драматизации сказок;
—
изготовление пальчикового театра;
—
рисование на тему: «Любимый сказочный герой», «Мишка и мышка»;
—
отгадывание загадок по сказкам;
—
аппликация на тему: «Чудо-птица», «Чудо-дерево»;
—
лепка на тему: «Два жадных медвежонка», «Муха-Цокотуха» (коллективная);
—
драматизация сказок;
—
показ настольного театра;
—
показ пальчикового театра;
—
игра – викторина по сказкам: «Отгадай сказку», «Сказки дедушки Корнея».
3
этап – Заключительный
—
подведение итогов проектной деятельности;
—
представление материалов проекта на педсовете;
—
оформление пальчикового и настольного театров по сказкам;
—
выставка детско-родительских работ «Моя любимая сказка».
5.План
мероприятий.
Дата |
Вид |
Цели |
Участники |
||
26 |
Познакомить Консультация для род. «Роль сказки в Оформление Рассматривание НОД «Путешествие (Приложение НОД «Любимый (Приложение №4) |
Донести Привлечь Расширять Воспитывать Расширять |
Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, |
||
27 |
Чтение Словесная Творческая НОД «Игра-викторина» НОД «Два жадных медвежонка» (Приложение №7) Творческая Дидактическая Изготовление |
Воспитывать Вспомнить Создать детей Расширять Учить Способствовать Продолжать Пополнить ную развивающую Заинтересовать |
Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, |
||
28 |
Чтение Чтение Пополнение |
Учить Обсудить Привлечь |
Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, |
||
29 |
Игра-викторина НОД «Чудо-птица» (аппликация) Игра-драматизация |
Расширять Продолжать Развивать |
Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, |
||
30 |
Чтение Игра-драматизация Игровая Консультация .(Приложение |
Познакомить Развив. Познакомить Заинтересовать |
Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, |
||
2 |
Рассматривание НОД «Мишка (рисование) Изготовление Театр Рекомендации |
Развивать Учить Развивать Воплощение Продолжать Заинтересовать |
Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, родители, |
||
3 |
Чтение Мини-викторина НОД «Муха-Цокотуха» (лепка Рекомендации |
Учить д. Помочь Вызвать Вызвать |
Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, |
||
4 |
Игра-викторина (Приложение Творческая (аппликация коллективная) Задание для |
Познакомить Закреплять Заинтересовать |
Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, |
||
5 |
Пальчиковый Собирание Мини-викторина Оформление |
Активизировать Расширять Помочь Заинтересовать |
Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, Воспитатели, |
||
6. Выводы.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием
принимали участие во всех мероприятиях. Дети очень любят слушать сказки в
исполнении педагога, с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В
свободной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек,
различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки.
Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали идею проекта, во всем помогали воспитателям и своим детям.
Проявили инициативу и творчество в изготовлении масок для театрализованных
постановок. Приняли активное участие в наполнение развивающей среды в группе, в
обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги группы получили положительные
отзывы об организованной в группе выставке детско-родительских работ по теме «Моя
любимая сказка».
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат
не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же
способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в
проекте «Сказка в гости к нам пришла»; сблизила детей, родителей и педагогов
нашей группы.
7.
Литература:
1. Антипина Е.А.
Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
2. Зимина И. Театр
и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
3. Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007.
Содержание:
1.
Информационная карта проекта.
2.
Актуальность проекта.
3.
Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта.
4.
Этапы реализации проекта.
5.
План мероприятий.
6.
Выводы.
7.
Литература.
Как и все другие произведения искусства, сказки обладают безграничным богатством и глубиной, из которых можно получать знания, и что будут открываться лишь постепенно, во время глубокого исследования. Они завораживают. Их направление, в том числе и не высказывание, не навязывает ребенку готовых решений. Сказка предоставляет возможность найти это решение с помощью мира фантазии ребенка. И ребенок, в соответствии с тем, что он знает о жизни и сущности человека, способен и хочет находить это в самом себе. Таким образом, сказки предоставляя ребенку свободу, становятся для него ориентиром и помогают в жизни. Сказки делают все ситуации более простыми, их образы понятны. Сказки типичны. Их сюжеты сочетают полярности. Ребенок еще не способен познать и увидеть добро и зло, сказочные герои однозначно или злые, или добрые, что в повседневной жизни встретишь не часто.
Сказки необходимы детям
В первые годы жизни, вплоть до школьного возраста, прежде чем ребенок подрастет и приобретет способность распознавать других людей, сложные ситуации и взаимоотношения, ему нужны сказки, а не истории с двойным смыслом, ясные, четкие, а не карикатурные взаимосвязи.
Ребенок ищет в отношениях эту простоту и ясность. Со всей симпатией он пытается соединиться с героем сказки, по-настоящему пережить с ним все опасности, приложить усилия и преодолеть запутанные ситуации, чтобы в финале победило добро. Естественно, в настоящей жизни все происходит несколько по-другому, это ребенок познает и переживает шаг за шагом постепенно взрослея. И если драматические события ребенок переживет в раннем детстве, глубоко их почувствует, то потом легче и с большей уверенностью преодолеет их.
Сказки — это моральные истории. Они дают ребенку шанс идентифицировать себя. Благодаря сказочным образам он создает в себе силы симпатии по отношению к добру и развивает силы антипатии к злу.
В наше время встречается много сказок в искаженном виде, смысл которых в большинстве случаев несет карикатурный характер, но, прежде чем понять сущность карикатурного образа, увидеть насколько он остроумен, необходимо познакомиться с тем настоящим, что лежит в его основе. В противном случае для ребенка становится настоящим карикатурный образ и тем самым заслоняет правильное видение действительности. Детям необходимы настоящие образы, образы самих себя. Детям необходимо познакомиться с человеком и миром, чтобы понимать их. Лишь тот, кто знает и понимает мир и себя, стал взрослым, может мыслить и действовать с полной ответственностью.
Вопрос родителям: расскажешь сказку?
Кто из детей, оторвавшись от игры и повседневных дел и обращаясь к взрослому, не спросил об этом? И у кого хватило времени, сил и, прежде всего, способности рассказать сказку ребенку? При этом для ребенка слушание сказки не милая беседа, а элементарное желание получить что-то для души.
В таком случае нужны мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели и учителя, старшие братики и сестрички. Они могут рассказывать экспромтом, читать книжку с картинками или сказку, но лучше сказку рассказывать, а старшим детям читать книжку с продолжением. Все это для ребенка – существенный опыт в развитии его душевной жизни. И если ребенок спрашивает: «Расскажешь сказку?», то с самого начала он не имеет в виду определенную историю. Дети стремятся к близкому общению, желают, чтобы на них обратили внимание. Часто при этом ребенок влезает на колени или хочет, чтобы его обняли и превращается в «сплошное ухо». И только когда он уже начинает слышать и переживать, то просит свою любимую сказку или историю.
Чему учатся дети, слушая сказки?
Никогда в жизни человек не учится больше чем в первые годы жизни. Ребенок способен учиться, — это свидетельствует о том, что он воспринимает мир всей своей сущностью и приобретает при этом способности, которые сможет в будущем использовать самостоятельно для формирования своей жизни. Когда ребенок двигается, бегает, играет, он находит себя в середине мировых законов, упражняется в равновесии, в управлении всеми органами чувств, одновременно делает сильными свои внутренние органы и дифференцирует их. Ловкость пальчиков обусловливает не только внешние способности, но и имеет влияние, например, на язык и жизнь представлений ребенка. При этом имеет значение все, что разыгрывается в его окружении и через подражание глубоко влияет на него, формируя тело и душу.
Как только ребенок погружается в рассказ, в слово, произнесенное с любовью, в песенку, то весь его внутренний мир начинает находиться в таком же сильном движении, как и во время игры, и развивать чувства, необходимые для его душевной жизни: вера в силу добра, мужество, печаль, страх, удивление прекрасному и умение ему радоваться, фантазию и мораль, то есть все то, что является мерой человека и вещей, суждением и способностью наблюдать.
Почему именно сказки?
Наши дети испытывают тоску по сказкам, поэтому мы должны к ним относиться достаточно серьезно. Именно у детей мы можем научиться тому, что мир сказки все еще существует на самом деле и достаточно видимо пронизывает жизнь всех людей. Детей не удивляет рассказ или сказка, суть которых нам, взрослым, уже не понятна. Если ребенок слышит: «Давным-давно…», он никогда не спросит, когда именно. Все, о чем рассказывается, происходит здесь, сейчас и всегда. Круг маленьких слушателей без особых усилий погружается с первыми словами сказки в мир и время, которые как будто далеки от момента их рождения, но с которыми они, слушая, всякий раз соединяются по-новому. Видя, как широко раскрываются их глаза, мы видим, как оживают персонажи.
В мире сказок мы разворачиваем перед детьми жизненный мир как огромную панораму, ведь сказки всегда соответствуют духу времени. Например, лес, через который так часто необходимо продираться в начале сказки — это опыт, приобретенный нами, когда мы хотим или должны удалиться от дома. Когда Красная Шапочка, Гензель и Гретель, Белоснежка остаются наедине, то в первую очередь они попадают в лес. Все, что ожидает их, загадочное и неопределенное. И только хороший финал рассеивает тьму. Тогда они находят себя и свое предназначение.
В других сказках герои соревнуются, на пути поиска встречаясь с разными животными: пчелами, рыбами, утками, орлом или лисицей, которые умоляют о помощи или о пощаде. И если герой сочувствует и оказывает помощь, то благодаря этим животным ему открывается доступ к силам природы. Муравьи тут как тут и ищут жемчужины и зернышки в траве, рыбы и утки достают затонувшие сокровища из водных глубин, лисы ведут сквозь пути и лазы, чтобы избежать беду. Счастье ожидают с нетерпением и достичь его можно только при такой помощи.
Другие таинственные помощники — мудрая старушка или маленький человечек — дарят отчаянной девушке или юноше горшок, который сам готовит, волшебную скатерть или корабль, который может плыть и по воде, и по суше. Через это герои понимают, что они не одни, что в них самих и в мире дремлют мощные скрытые силы.
Как нужно читать или рассказывать сказки детям?
Для многих людей стоит усилий читать такие тексты. Как часто мы думаем, что не сможем прочитать или рассказать, потому что это лишь напугает детей. Возможно, когда мы читаем или рассказываем сказку, нам необходимо попытаться немного стать детьми. Именно об этом наша консультация для родителей. Тогда мы с большим удовольствием разделим радость и печаль, напряжение и смех детей, которые нас слушают. Читать нужно не драматизируя, не интерпретируя, но и не без участия. Наша речь должна звучать, как ручеек по камешкам, и предоставлять возможность возникать образам. Это не так сложно, как нам кажется. Если взрослый превратится в «сплошное ухо», тогда события сами понесут его с собой. Тогда темные образы выстраиваются в правильном порядке и жестокость займет свое соответствующее место. Тени делают свет ярче, а черные камешки в ручье заставляют воду сверкать. Дети не лишены грусти, она им присуща, чувства глубоко волнуют душу. Но у детей свои собственные спрятанные страхи и конфликты, о которых мы часто можем только догадываться.
Освободиться от них и почувствовать радость детям может помочь сказка с хорошим окончанием.
Сказки живые — как и сама жизнь, древние — как старцы, молодые — как дети, жестокие — как наши бессмысленности и мудрые — как мудрость, к которой мы стремимся. Кто действительно хочет их понять, должен решиться оставить свою точку зрения и отправиться в путешествие по сказке.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
«И нельзя без сказок Нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти Слова для любимых деток или малыша».
Введение
Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказок очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно.
Тема: «Сказка в жизни ребенка?»
Цель: Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам.
Задачи:
- дать родителям знания о значении сказки в развитии ребенка
- дать рекомендации родителям, какие сказки нужно читать.
- показать родителям приемы работы со сказкой в условиях детского сада.
- раскрыть возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.
Ожидаемый результат:
Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с детьми.
Стабилизация эмоционального состояния детей;
Ход консультации
Уважаемая Анна Петровна, если не возражаете, я хочу вам рассказать о важности воспитании малыша сказка терапия, так как ваш малыш с не большим желанием слушает сказки в детском саду. Мы хотим, чтобы вы нам помогли развить интерес к сказкам. Предложила Анне Петровне сесть за стол, где разложено много книг на столе и вместе рассматривали картинки разных сказок, которые соответствовали возрасту ребенка. Рассказала особенность сказок
Какова же Роль сказки в воспитании детей.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
Сказка умеет так ненавязчиво, по-доброму, с такой любовью и без назиданий и нотаций рассказать о смысле жизни и о том, как стать счастливым. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить. Сказка, наш преданный друг, Дети способны вырасти в Древо Мудрости, только если мы сможем сохранить в себе одно истинно волшебное свойство – способность слушать сказку с пониманием и любовью.
Использование народных сказок в работе с детьми играет важную роль. Так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.
Слушая народные сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес один не ходи – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ( «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется ( «Мужик и медведь», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется ( «Бобовое зернышко»).
Сказка не любит лжи и притворства. Она открывается только тем, кто безгранично доверяет ей. Хотя и говорится, что сказка ложь…да в ней намек, добрым молодцам урок!
Какие же сказки читать детям?
Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им побольше читать, понимая, что художественная литература оказывает на душу ребенка огромное влияние. Но не все задумываются над тем, что далеко не любое влияние бывает положительным. Книга может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнуть его во мрак, вселить в него чувства ужаса и безысходности. Если это применимо к взрослым людям, то уж к детям тем более. Так что при выборе детских книг не поленитесь лишний раз освежить в памяти их содержание. Особенно если ваш ребенок робкий, впечатлительный — а таких сейчас доcтaточно много.
Самые популярные детские сказки
Сказка на ночь — это своеобразное пожелание спокойной ночи своему дорогому малышу. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь — это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми.
Если вы хотите, чтобы ребенок поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Читать сказки лучше тихо и ровно, это успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для ребенка существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо — во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи — это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь ребенка, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «еще». Тут уж не до сна, когда волк унес царевну! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению в целом: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!
Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоитьребенка А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
Существует мнение о том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть ребенок может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Вообще, весь текст сказки — это хорошая русская речь, необходимый набор ключевых слов. В сказках — особый ритмический строй, что тоже развивает соответствующее чувство у ребенка. А если потрудиться читать сказку с хорошей дикцией, четко проговаривая все звуки, то можно сэкономить на визитах к логопеду! Есть также мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша — Вы можете решить вместе с ним.
Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами.
Сказки, которые стоит прочитать ребенку
- Волк и семеро козлят
- Гуси-лебеди
- Хаврошечка
- Морозко
- Маша и Медведь
- Царевна-лягушка
- Гадкий утенок
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка
- Кошкин дом
- Каша из топора
- Красная шапочка
Как читать сказку?
Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время — когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.
Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.
После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.
Уважаемые родители, помните, что сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности — некая картотека, библиотека жизненных ситуаций
< Предыдущая | Следующая > |
---|