Консультация для родителей воспитание сказкой цель

Консультация

для родителей на тему: «Воспитание сказкой»

C:UsersUserDesktopминиатюра29-300x225.jpg

«Сказка — это зернышко, из которого проростает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

В. А. Сухомлинский

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»

В. А. Сухомлинский.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности

У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:

• Волю — сложное и многогранное качество личности.

• Веру в себя — умение противостоять неудачам.

• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

 • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

 • Обязательность — умение держать слово.

 • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

 • Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

 • Доброту и честность.

                Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:

умение слушать;

• умение познавать;

• умение сравнивать, сопоставлять;

 • умение мыслить словами;

• связную речь;

• интерес к учебе;

• мышление; внимание;

• память;

• воображение;

• мимику лица и жесты;

• эстетические чувства;

• чувство юмора.

Почему воспитывать детей через сказку просто?

Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.

Роль сказки в воспитании детей.

Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно силен. К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто недооценивается родителями. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки своими лучшими помощниками.

                                                               Каким образом?

В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне.

Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.

Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу.

Сказки развивают воображение и фантазию.

Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам. Совместное чтение – возможность стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.

Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказка – это занимательный урок нравственности.

В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение.

Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным. Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!».

Как правильно читать ребенку сказки

Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах.

Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и кроху.

После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.

Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.

Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и сказкотерапии.

С подробностями и иллюстрациями порой надо быть осторожными! Действие в сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не получил лишней информации, которая могла бы его испугать.

Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы не так…».

Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным процессом!

Уважаемые родители, удачи Вам!

МКОУ
«Иковская средняя общеобразовательная школа»

Консультация 
для родителей 

«Воспитание
сказкой»

2018

Консультация
 для родителей  «Воспитание сказкой»

«Сказка — это
зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных
явлений».                                                                                                          
В. А. Сухомлинский

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это
ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными
ключами».

В. А. Сухомлинский.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего
возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю
жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для
развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с
миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку
малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и
зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме
объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные
ценности

 У ребенка с
помощью сказки вы сможете воспитать:

• Волю — сложное и многогранное качество личности.

• Веру в себя — умение противостоять неудачам.

• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести
себя достойно в критических ситуациях.

• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к
полезному труду.

 • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении
цели.

 • Обязательность — умение держать слово.

 • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный
подъем.

 • Целеустремленность — умение определять цель и
настойчиво добиваться ее достижения.

 • Доброту и честность.

  Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим
человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто
показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки вы, родители, сможете развить у
ребенка:

умение слушать;

• умение познавать;

• умение сравнивать, сопоставлять;

 • умение мыслить словами;

• связную речь;

• интерес к учебе;

• мышление; внимание;

• память;

• воображение;

• мимику лица и жесты;

• эстетические чувства;

• чувство юмора.

Почему воспитывать детей через сказку просто?

Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это
именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети.
Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными
приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в
происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все
перипетии сюжета.

Роль сказки в воспитании детей.

Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно
силен. К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто
недооценивается родителями. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки
своими лучшими помощниками.

Каким образом?

В сказке важные для детей понятия даны образно и
поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне.

Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в
которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.

Через сказку ребенок познает свое место в этом мире,
получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и
предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а
что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует
характер, воспитывает душу.

Сказки развивают воображение и фантазию.

Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их
любовь, пониманием и внимание к его проблемам. Совместное чтение – возможность
стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.

Воспитание через сказку — это прекрасная возможность
сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений,
которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказка – это занимательный урок нравственности.

В практической психологии широко используется метод
сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки
нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы,
плохое поведение.

Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в
наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным.
Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное
и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!».

Как правильно читать ребенку сказки

Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда
вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на
важных моментах.

Во время знакомства со сказкой старайтесь не
отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите
с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша
увлеченность действием обязательно захватит и кроху.

После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их
поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной
ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на
настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает
выводы.

Выполните творческое задание, например, нарисовать
сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть
игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит
инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.

Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит
рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить
которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и
сказкотерапии.

С подробностями и иллюстрациями порой надо быть
осторожными! Действие в сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не
получил лишней информации, которая могла бы его испугать.

Рекомендации родителям по подбору сказок.

Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и
особенностей характера ребенка.

Детей до двух лет вряд ли можно заинтересовать
сказкой. Для маленьких капризуль больше подходит воспитание потешкой.

В возрасте с 2 до 3,5 лет идут «на ура» классические
детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Спустя некоторое время можно приступать к более
длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка».

Детям более понятны сказки о животных. Сюжеты сказок о
животных более доступны для их понимания.

В 3 года происходит осознание ребенком собственного
«Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки. Для
трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца для подражания
(желательно одного пола с ним) обязательно.

В возрасте 3-5 лет подражание героям продолжается.
Важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а
где зло.

Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите
прочитать  детские детективы, повести Николая Носова.

Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует
его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы
не так…».

Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели
прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием —
сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет
сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера
и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет
не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным
процессом!

«Нужна ли сказке присказка?»

Сказке, как известно, предшествует присказка. Она
наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание
слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое
оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся
в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко —
здесь, где мы живем.

Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин:
«Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать
в ней верную сказочную установку.

Уважаемые родители, удачи Вам!

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образования города Белово»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42 «Алёнка» города Белово»

(МБДОУ детский сад № 42 города Белово)

Консультация для родителей

«Воспитание сказкой»

Составил: воспитатель 1категории

Зайцева Наталья Сергеевна

2017г.

До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира.

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец. Слушатель сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перепетии сюжета, отзываясь на них душой.

Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый.

Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими. Сказка помогает формировать у ребёнка основы нравственности, морали, по законам которой ему предстоит жить, помогает в формировании у ребёнка музыкального слуха, любви к природе, к родной земле, способствует развитию речи, мышления, фантазии.

С помощью сказок вы можете многому научить своего малыша. Дело в том, что в сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём (что очень важно) на подсознательном уровне. Здесь главное – правильно расставить акценты. Например, благодаря истории про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку ребёнок поймёт как важно слушаться старших. Для урока взаимопомощи подойдё сакзка «Репка».

Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, когда вырастет. Слушая историю «Заюшкина избушка» малыш обычно сочувствует зайцу, которого лиса выгнала из его дома. Объясните ребёнку, что всё произошло потому, что хозяин дома пустил к себе лису. Когда малыш подрастёт, и будет оставаться дома один, у него в подсознании будет заложена подсказка: нельзя пускать в дом посторонних.

Как правильно читать ребёнку сказку:

  • Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

  • Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

  • Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.

  • Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.

  • Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

  • Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образования города Белово»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42 «Алёнка» города Белово»

(МБДОУ детский сад № 42 города Белово)

Консультация для родителей

«Что такое сказка на ночь?»

Составил: воспитатель 1категории

Зайцева Наталья Сергеевна

2017г

Сказка на ночь  это не просто сказка, которую вы можете прочитать ребёнку в книжке, а нечто более тёплое и крепкое в ваших с ним отношениях. Сказка из книжки читается днём или вечером.

Ребёнок с родителем выступают при этом на равных правах наблюдателей истории, описанной в книжке. Когда вы перед сном гасите свет и садитесь у детской кроватки, возникает совершенно иной уровень доверительных отношений между вами и ребёнком. Сказанное вами в этот момент воспринимается совершенно иначе, воспринимается как нечто лично ваше и ассоциируется только с вами. Это незабываемое время, как для ребёнка, так и для родителя. Ничто не отвлекает вас в данный момент от беседы, ничто не мешает восприятию: ни яркие картинки книжки, ни быстро меняющиеся кадры мультфильма. Для ребёнка будет звучать только ваш голос, рисующий в его сознании сказочные образы.

Сказка – это не просто история. В ней отражается ваша личность. Ваше видение мира. Рассказывая сказку ребёнку, вы передаёте ему не столько знания, сколько эмоции и чувства применительно к какой – то ситуации. Как

бы ни была хорошая сказка, но если её прочитать без чувства, пользы от этого будет мало. Для маленького ребёнка гораздо лучше, если сказка будет простым и незамысловатым сюжетом. Тогда он легко поймет её смысл. А ваши эмоции закрепят в его памяти ту мораль, которую вы сочтёте нужной и полезной.

Сказка забавляет. Сказка трогает, сказка увлекает, но при всём этом она неизменно ставит вопросы, сказка хочет, чтобы ребёнок думал.

После хорошей сказки ребёнок засыпает со счастливой улыбкой на лице. А на следующий день он захочет, чтобы вы опять рассказали ему ту же самую, незамысловатую историю. Со временем, сказка на ночь может стать особым приятным ритуалом, как для ребёнка, так и для родителя.

Когда ребёнок становится старше, эту традицию вечерней убаюкивающей сказки продолжает рассказывание историй, чтение вслух, задушевные разговоры о самом важном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку и для отдыха, и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Притом, то, что говорится перед сном, имеет особо значимое влияние на состояние души спящего и содержание его снов.

Какие же они сказки?

Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребёнка, которого бы не покорила задушевностью и весёлостью, наивностью и мудростью народная сказка.

Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих встречаются одни и те же сказочные сюжеты. Эти сказки являются удивительным символом единства народов и духовной связи.

Народная сказка – неиссякаемый родник животворной мудрости, из которого писатели черпают вдохновения, создавая свои авторские сказки.

Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти своё счастье.

Мудрые сказки пишутся не только для детей, но и для взрослых, в которых осталась детская душа, не задавленная тяготами взрослой жизни.

Дорогие родители, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух. Как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.

Что значат для ребёнка сказки?

Мы начинаем познавать мир сказок. Их нам читают в самом раннем детстве родители, бабушки, дедушки.

Сказке предшествовали мифы. Но все-таки в жизнь ребёнка сказка входит раньше мифов. И это справедливо.

Очень важно, какие книги ребёнку читали в возрасте от двух до пяти лет. От этого формируется его отношение к жизни. В сказках. Как известно, добро побеждает зло – это рождает у ребёнка доверие к миру.

Кроме того, сказка развивает у ребёнка эмоции. А чем более эмоционально развит ребёнок, тем проще и легче ему будет в жизни, поскольку в нём закладывается высокое эстетическое начало. А этот – повод для самосовершенствования, это стремление самому творить добро и побеждать зло.

Если мы говорим о любимой сказке, то в сознании ребёнка она живёт долго – он готов её слушать снова и снова, рисует её персонажей, играет по ролям.

Возьмём простенький и всем известный «Колобок». Он прочитан столько раз, что ребёнок знает сказку наизусть. Рассмотрим эту сказку с необычной стороны. Ведь там идёт речь о том, что первый шаг (или поступок) – хорош, второй – так себе, третий – ничего, а на четвертом тебя съедают. То есть эта сказка учит ребёнка чувству осторожности, чувству самосохранения. В переводе на серьезную ситуацию это означает – во взрослую жизнь нужно вступать осторожно, от родителей следует уходить постепенно, с оглядкой.

И для родителей в «Колобке» мораль – отпускать от себя ребёнка надо тихонько, осторожно. Не сразу давать полную свободу. В этом глубокая народная мудрость.

Как создавались сказки?

Они вышли из определённых слоёв. Их складывали девицы, которые пряли долгими зимними вечерами. Их сочиняли солдаты, закончившие армейскую службу. Их придумывали ремесленники, которые отправлялись на зиму в работники. Они рассказывали друг другу байки вечерами, затем сказки видоизменялись и адаптировались к детскому сознанию. И для детей они полезны и уникальным накопленным житейским опытом.

Сказки читают на ночь. Как их нужно читать? Монотонно или «с выражением»? Вот один пример:

Мама всегда читала сыну сказку на ночь очень эмоционально, артистично. Однажды, когда мальчик заболел, сказку читал папа. И делал это спокойно, без «ролей».

Прошло время, мальчик вырос. И он признался, что сказки полюбил , когда их ему читал…. папа! Парадокс? Ничуть. Именно та нужно читать волшебную сказку на ночь – спокойно и доброжелательно. Там ведь есть очень страшные места. И их не надо интонировать, их нужно переживать, проживать ребёнку с мамой, папой, бабушкой или дедушкой спокойно. Главное – должен быть размеренный ритм.

Что ещё характерно для волшебных сказок, причём только для русских, так это женский образ. Он всегда жертвенный, в хорошем смысле этого слова. В сказке присутствует образ помощницы, советчицы. При этом сказочная девица всё преодолевает: как житейские трудности, так и мужскую ветреность. Непостоянство, и в конце концов становится хозяйской ситуации. И именно ради неё мужчина совершает подвиги.

Ярко выражены в волшебных сказках и мужские характеры. Вот Иван Царевич. Это тот мужчина, который всего достигает сам. Все преграды он преодолевает и получает в награду свою царевну.

А Емеля или Иванушка – дурачок на печи полёживают, на брань и насмешки родных внимания не обращают. Но своего шанса они никогда не уступят! Это два сценария мужского успеха: первый – преодолею любую преграду постепенно, но добьюсь своего, а второй – умение дождаться своего часа, угадать, не упустить свой шанс и получить всё сразу.

Почему одни мальчики больше любят сказки про Ивана царевича, а другие про Емелю? Наверное, догадываетесь? Ребёнок ищет либо себе подобных, либо с восторгом узнаёт о том, каким можно стать.

С девочками проще. Они любят «Морозко», «Крошечку – Хаврошечку» понятно почему – трудолюбивые, терпеливые, хорошие девочки, в конце концов получают достойное вознаграждение.

Чтение сказок может компенсировать у ребёнка, какие — то комплексы. Например, девочка, которая считает себя некрасивой, проживает иную волшебную жизнь, читая о таком персонаже в сказке.

Сейчас экранные мультики теснят, к сожалению, волшебные сказки. А жаль. В мультике ребёнок видит уже готовый образ, его фантазия спит. А читая сказку, он может воображать героев какими угодно. В этом случае детская фантазия цветёт буйным цветом – стоит только посмотреть на то. что дети рисуют под впечатлением прочитанных сказок.

Конечно, проще усадить ребёнка перед телевизором, но, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, проще – не значит лучше. Читайте детям сказки.

Это витамин для развития души вашего ребёнка.

Воспитание сказкой.

Что может вынести Ваш ребёнок из прочтения курочка Ряба. Русская народная сказка.

Нравственный урок

— Не в золоте счастье.

Воспитание добрых чувств.

— Кто из героев, по-вашему, добрый (самый добрый) и почему?

— В каких словах, поступках проявляется доброта героев сказки?

— На какого из героев сказки вы хотели бы быть похожи, кому хотите подражать?

Сказка и математика.

— Чем похожи и чем отличается простое и золотое яйцо – (форма, вес, цвет?)

Речевая зарядка

— Придумайте шуточные вопросы: бабе, деду, яйцу…

— Разрешим проблемный вопрос: «Почему же плачут дед и баба?»

— Составим длинное предложение со словом «яйцо».

— Пошлём срочную телеграмму деду и бабе.

— Подходит ли к сказке пословица «На словах и так и сяк, а на деле никак?»

Сказка экология.

— Попробуем проследить эволюционную цепочку развития:

А) курочка – яйцо-цыплёнок – курочка-яйцо.

Б) яйцо – цыплёнок – курочка – яйцо…

— Вспомним, кто ещё (кроме курицы) вылупливается из яйца.

Развитие мышления и воображения.

— составим продолжение сказки: «Добрая курочка снесла золотое яичко.

Оно было волшебным…» Дальнейшие события лучше придумывать сообща.

Сказка развивает руки.

— Нарисуем и декоративно украсим золотое яйцо или вырежем его ножницами из бумаги, наклеим на картон, сделаем к нему подставку.

Список литературы:

  • Алиева Т. Как ребёнок воспринимает художественную литературу.//Дошкольное воспитание. – 1996г. — № 5. – С. 79 -84.

  • Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000г. – 176с.

  • Гольцер С.В.Методическое пособие по детской литературе. Ч.1.: истоки детской литературы. – Екатеринбург: Издательство Т.И.Возяковой, 2004г.- 72с.

  • Карпинская Н.С.Художественное слово в воспитании дошкольника. –М.: педагогика, 1972г.-150с.

  • Мельников М.Н. Русский детский фольклор.- М.: Просвещение, 1987г.- 240с. Пропп В.Я.Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 1998г.-512с.

Сайты:

http://w-club.tomsk/ru/families-and-children/151-family-tradition

http://www.bayushki.ru/

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

«Сказка — это зернышко,

из которого прорастает эмоциональная

оценка ребенком жизненных явлений.»

В. А. Сухомлинский.

Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило в форме сказок.

В психологии есть даже отдельное направление – сказка — терапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!

Чему учат сказки?

Сказки для детей перед сном должны стать доброй семейной традицией. Чтение сказок на ночь малышу играет немаловажную роль в развитии ребёнка, именно поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к такому занятию. И вот почему:

1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух – и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру.

 Совместное обсуждение историй и общение по поводу сказки стимулируют интерес ребенка к самостоятельному чтению, развивают воображение и словарный запас.

2. Сказки — это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах.

3. Сказки воспитывают. В сказочных героях дети видят себя, т.е. отождествляют себя с ними.

4. Сказки на ночь утешают и настраивают на позитивный лад. Сказка обязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения – мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что-то может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и пр. 

Сказка дает надежду, что если главный герой справился с трудностями, то и у ребенка обязательно получится. Поэтому прочитанная ласковым маминым или папиным голосом знакомая история — это самое лучшее средство, для того чтобы успокоиться. Вы можете сами придумать историю, которая поможет перестать бояться зубного врача или разобраться в ссоре с другом.

5. Сказки помогают понять себя. Вы замечали, что дети могут часами слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или радует. Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом), а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить. Такая проблемно-ориентированная сказка позволяет ребенку сконцентрироваться на проблеме, решить ее, дает ощущение, что он не один, что его чувства поняты. Очень вероятно, что ребенок откроется вам, расскажет то, о чем так непросто говорить напрямую.

Как же читать (рассказывать) сказку детям

Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к ребёнку. Вот некоторые правила, которые делают чтение вслух более увлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. 2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи.

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

5. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всё равно перестанет воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. 

6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. 

7. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.

8. Не уговаривайте послушать, а «привлекайте» ребёнка, позвольте ему самому выбирать книги. Обращайте внимание на внешний вид книги: они должны быть прочными, красочными, яркими. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас. 

Детям от 1-3 лет подходят сказки простые народные. В них должно быть множество повторений: «бил, бил – не разбил», «тянут, потянут», «катится колобок, катится» и т.п.

Лучшие литературные произведения для этого возраста это:

Русские народные сказки.

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского.

«Колобок», обр. К. Ушинского.

«Теремок»«Маша и медведь», обр. М. Булатова.

«Репка», обр. А. И. Ануфриева «Игры и занятия для малышей».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

Е. Благинина «С добрым утром»«Алёнушка»«Светит, светит солнышко».

А. Барто «Мишка»«Слон»«Лошадка»«Кораблик»«Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит».

А. Барто, «Девочка-ревушка»«Снег»«Машенька».

В. Берестов. «Больная кукла»«Котенок».

Б. Заходер «Ежик».

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

К. Чуковский. «Путаница»«Федотка».

Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла…».

Я. Тайц «Кубик на кубик».

Н. Саконская «Где мой пальчик».

Ю. Тувим «Овощи».

И. Токмакова «На машине ехали».

Я. Тайц «Три котенка».

С. Михалков «Песенка друзей».

Проза.

Н. Павлова «Земляничка»«У кого какая мама?»

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».

К. Ушинский «Васька».

К. Чуковский «Цыпленок».

Е. Чарушин «Курочка».

В. Гербова «Приключения зеленой елочки»«Хитрые башмаки».

Оглав­ле­ние

  • Сказка – не обман, а тайна
  • Читаем, обго­ва­ри­ваем, разыг­ры­ваем — моделируем
  • При­мер сказки
  • И еще о роли сказки в вос­пи­та­нии ребенка
  • Раз­ви­ва­ю­щий аспект
  • Позна­ние мира
  • Видео­при­меры доб­рых дет­ских сказок:

Дети — суще­ства каприз­ные и тре­бо­ва­тель­ные. Что не так, они не пове­рят. не захо­тят. А вот сказка, кото­рую не обя­за­тельно только читать, а и сочи­нять, может помочь в вос­пи­та­нии ребенка.

Есть такая при­сказка: народ ска­жет, как завя­жет. А ведь и правда, житей­ская муд­рость, познан­ные истины, мет­кие харак­те­ри­стики, наблю­де­ния, что пере­хо­дят из поко­ле­ния в поко­ле­ние в виде ска­за­ний, сти­хо­твор­ных строк, ска­зок, посло­виц, при­ска­зок и пого­во­рок, имеют вели­чай­шую силу и смысл. Напри­мер, вот такие выра­же­ния: «слово может больно уда­рить, а может и спа­сти», или «сказка ложь, да в ней – намек – доб­рым молод­цам урок». Что это, как не пси­хо­ло­ги­че­ская помощь тем, кто попал в затруд­ни­тель­ное поло­же­ние или ищет ответы на свои вопросы? Дру­гими сло­вами — терапия.

Сказка – не обман, а тайна

emelya - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольниковЕсли взрос­лые сами выби­рают, что им читать или слу­шать, то малень­кие дети довер­чиво впи­ты­вают то, чем напич­каны роди­тель­ские головы. Вот только нота­ции в виде дли­тель­ных нра­во­уче­ний о пра­ви­лах пове­де­ния и смысле жизни, пере­сы­щен­ные пре­муд­рыми цита­тами, как пра­вило, если не отпу­ги­вает дошко­лят, то вызы­вает у них оттор­же­ние и раз­дра­жён­ное непонимание.

Как же тогда доне­сти им заклю­чен­ную в слове муд­рость? Как помочь побо­роть свои страхи, ком­плексы, потерю веры в себя или дру­зей. Напри­мер, когда сади­ков­ская подружка вдруг ни за что ни про что под­няла на смех (да еще и перед всей груп­пой!) за при­вычку спать с люби­мой игруш­кой, у кото­рой уже потре­па­лись ушки! Или дру­жок, хва­ста­ясь новым транс­фор­ме­ром, насту­пил на обо­жа­е­мого сол­да­тика! Когда мама никак не пони­мает, что пенка на горя­чем молоке — нево­об­ра­зимо ужас­ное, никак не про­гла­ты­ва­ю­ще­еся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выру­чает сказ­ко­те­ра­пия для дошкольников!

lisa i juravl - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Сказка – это все­гда тайна, интрига, кото­рую так хочется раз­га­дать! Её с оди­на­ко­вым вни­ма­нием и жела­нием готовы часы напро­лет слу­шать и супер актив­ные жив­чики, и флег­ма­тично непо­во­рот­ли­вые мол­чуны. Вол­шеб­ство – заво­ра­жи­ва­ю­щее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гар­мо­нич­ного раз­ви­тия лич­но­сти малень­кого чело­века нужны и важны вся­кие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь зна­ко­мим его с пред­ме­тами, поня­ти­ями, тра­ди­ци­ями. Это отстра­нён­ная – не жиз­нен­ная ситу­а­ция, участ­во­вать в кото­рой для ребенка попро­сту нет смысла.

Сказ­ко­те­ра­пия дает им воз­мож­ность поучаст­во­вать в люби­мой или про­сто инте­рес­ной сказке, домыс­ли­вая сюжет, разыг­рать её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Вопло­щая её, мы исполь­зуем сказку, как инстру­мент для исправ­ле­ния бес­по­ко­я­щей дошко­ленка ситу­а­ции, кор­рек­ти­руем модель его пове­де­ния, набело пере­пи­сы­вая сце­на­рий раз­бу­ше­вав­шихся в его малень­кой, но лич­ной жизни проблемы.

При­ме­ряя роль глав­ного (конечно же!) героя на себя ребе­нок, во-первых:

  • четко демон­стри­рует зата­ив­ши­еся в его душе страхи и сомнения;
  • пока­зы­вает, каким он видит реше­ние проблем;
  • сам (!) выпу­ты­ва­ется из слож­ных жиз­нен­ных кол­ли­зий, в кото­рые попа­дает герой.

Во-вто­рых, под­би­рая при­меры ска­зок, мы можем:

  • акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние ребенка на кон­крет­ной — сию­ми­нут­ной ситуации;
  • кор­ректно и доступно ука­зать на оши­боч­ность выбран­ной линии поведения;
  • помочь ему изба­виться от той или иной привычки;
  • пока­зать, что суще­ствует и дру­гая линия пове­де­ния — воз­мож­ность добиться жела­е­мого результата.

Ска­жем, ребе­нок ката­стро­фи­че­ски боится тем­ноты – нахо­дим или при­ду­мы­ваем муже­ствен­ного героя, кото­рый одним своим взгля­дом и вздо­хом побеж­дает самые чер­ные козни тем­ного цар­ства. Ребя­те­нок любит при­врать, и ему уже никто не верит на слово? — рас­ска­зы­ваем сказку об ове­чьем пас­тушке и вол­ках. Или же вме­сте с ним создаем героя, кото­рый до того заврался, что забыл как его зовут и при­шлось вру­нишке заново зна­ко­миться с собой и чест­ным сло­вом, чтобы найти свое место в жизни.

При­ду­мы­вая, а глав­ное – детально обго­ва­ри­вая (!) с малы­шом ска­зоч­ные исто­рии, в кото­рых эго­и­стич­ные или под­лые поступки имеют ярко нега­тив­ную окраску, мы тем самым нена­вяз­чиво и вме­сте с тем очень настой­чиво фор­ми­руем его непри­я­тие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кри­чит, не читает какие-то непо­нят­ные взрос­лые морали, и не ста­вит в угол, она так­тично вос­пи­ты­вает и дает ответ на любой вопрос! И вме­сте с тем помо­гаем крохе, обна­ру­жив­шему в своем окру­же­нии неспра­вед­ли­вость или обман, дру­гие какие-то отри­ца­тель­ные каче­ства, нахо­дить в себе силы про­ти­во­сто­ять им с досто­ин­ством и добром.

В‑третьих, сказ­ко­те­ра­пия помо­гает укре­пить связь между ребят­ней и их роди­те­лями. Они же вме­сте тво­рят вол­шеб­ную исто­рию — чудо. И только от их сов­мест­ного реше­ния зави­сит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необ­хо­ди­мость гово­рить «вол­шеб­ные» слова, не любит счи­таться не с чьим мне­нием, кроме сво­его соб­ствен­ного, делает мно­гое напе­ре­кор, попро­буйте про­чи­тать ему сказку о непо­слуш­ной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее кру­ти­лись – уго­ждали да убла­жали. Ста­ра­лись роди­тели да стар­шие сестры и бра­тья поба­ло­вать малень­кую, да насту­пила пора гото­вить запасы на зиму – нужно было покру­титься. Звали они с собой маля­вочку, а та губы надула, хвост отвер­нула – не хочет помо­гать, желает только из норки выйти да погу­лять. Но роди­тели её не выпус­кают – страш­ным котом пугают, что наверху живет, да добав­ляют: «Стар­ших ты не ува­жа­ешь, доб­рых слов не зна­ешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серень­кой. Что делать? Стала она тай­ком от всех ход себе наружу рыть – и выскольз­нула из норки!

Целый день путе­ше­ство­вала шило­хво­стая по дво­рику, кото­рый казался огром­ным ска­зоч­ным лесом. Мышка ведь малень­кая – даже тра­винка и та выше её.

Ближе к вечеру заур­чало у неё в пустом животе – есть захо­те­лось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по пер­вому же капризу. Смот­рит, какой-то пуши­стый зве­рек пьет из миски сметану.

— Подвинься, — про­бур­чала она котенку (а это был именно он!).

— Зачем? – уди­вился он.

— Есть хочу.

— А разве ты не зна­ешь вол­шеб­ные слова: «пожа­луй­ста, изви­ните, раз­ре­шите…», или хотя бы «здрав­ствуйте»?

— Вот еще, — фырк­нула мышь. – Хочу есть и все тут – без вся­ких слов.

— Нет, так дело не пой­дет, — мяук­нул коте­нок. – Мне не жалко сме­таны, — он даже ото­дви­нулся, — но ты посту­па­ешь очень некрасиво.

— Ах так, — разо­зли­лась голод­ная мышка. И как схва­тит коте­ночка за усики, как дер­нет их – вся голо­венка его в сме­тану нырнула.

— Мама! – запла­кал ни за что ни про что оби­жен­ный котенок.

— Что тут слу­чи­лось? – над мис­кой выросла боль­шая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты изма­зался-то весь, — она осуж­да­юще пока­чала голо­вой, выли­зы­вая мор­дашку мальца.

— Это не я, — захны­кал он.

— А кто же? – удив­ленно огля­ну­лась кошка.

— А вот она! – коте­нок, раз­ма­зы­вая рес­нич­ками сме­тану, пока­зал лап­кой на при­та­ив­шу­юся под листоч­ком подо­рож­ника проказницу.

— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспых­нули хищ­ным огнем, шерсть взды­би­лась, еще мгно­ве­нье и…

— Ой-ой-ой! – виз­жала мышка, падая в норку, кото­рая на её сча­стье была прямо под ней.

Мама, папа, бра­тья, сестры – бро­си­лись к ней.

— Там! Там, — дро­жала мышка, ука­зы­вая на ког­ти­стую лапу, пыта­ю­щу­юся раз­рыть землю вокруг норы, — чудище: лох­ма­тое, хво­ста­тое, зубатое…

— Кошка‑а! – испу­ганно выдох­нула ее родня, стре­ми­тельно отбе­гая вглубь норы.

Когда нако­нец-то все успо­ко­и­лось, мама вдруг спросила:

— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыс­кали, да только землю, раз­бро­сан­ную у входа, нашли.

— Я… Я, — рас­те­рянно лепе­тала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так вни­ма­тельно смот­рели на дочку, что вра­нье выле­тело из головы. Ска­зала она всю правду, несмотря на то, что боя­лась: сей­час ей попа­дет! Но мама лишь про­шеп­тала: «Я так верила тебе, доченька». Отвер­ну­лась и заплакала.

Никто и ничего больше не ска­зал мышке. Все мол­чали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И каза­лось, что тишина ей шеп­чет что-то такое, что обя­за­тельно нужно понять и запом­нить. Только где искать это «что-то»? Огля­ну­лась мышка по сто­ро­нам, при­смот­ре­лась к своим род­ным и их дру­зьям: как они обща­ются, как посту­пают – не врут, усту­пают друг дружке, при­вет­ливо улы­ба­ются, всем помо­гают и не забы­вают сами побла­го­да­рить за помощь…

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе отно­си­лись по доб­рому и хоро­шему (а не про­сто бало­вали, потому что ты меньше всех), учись быть веж­ли­вой и ува­жай жела­ние дру­гих, нико­гда и никому не делай зла, и раз тебе дове­ряют – не обмани дове­рие – вто­рой шанс дается не часто.

И как только она это осо­знала, появи­лись у нее много дру­зей и подру­жек. И больше мышка нико­гда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колос­саль­ное зна­че­ние. Она ста­но­вится сред­ством раз­ви­тия и вос­пи­та­ния бук­вально с пер­вого дня жизни крохи и сопро­вож­дает его вплоть до под­рост­ко­вого воз­раста. Осо­бенно велика ее роль в вос­пи­та­нии детей млад­шего дошколь­ного возраста.

Сказка про­буж­дает все доб­рое, что есть в душе малыша, фор­ми­рует нрав­ствен­ные цен­но­сти и любовь к чте­нию, учит пра­виль­ному обще­нию, раз­ви­вает эмо­ци­о­наль­ную сферу и речь.

Сов­мест­ное чте­ние помо­гает роди­те­лям и детям сбли­зиться, лучше понять друг друга, достав­ляет удо­воль­ствие от общения.

kolobok - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольниковСказка явля­ется неотъ­ем­ле­мым эле­мен­том нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния. Оно осно­вано на вос­при­я­тии таких базо­вых фило­соф­ских поня­тий, как добро и зло. Язык сказки досту­пен для ребенка, поз­во­ляет легко объ­яс­нить ему раз­ницу между пло­хим и хорошим.

Отно­ше­ния между пер­со­на­жами и сюжет помо­гают понять при­чины поступка и его послед­ствия. Сказка пока­зы­вает пря­мую зави­си­мость между нрав­ствен­ными каче­ствами чело­века и кон­крет­ными жиз­нен­ными ситу­а­ци­ями, в кото­рые он попа­дает. Она учит самому цен­ному каче­ству – уме­нию сопе­ре­жи­вать, пони­мать дру­гого человека.

Сказка фор­ми­рует основы пра­виль­ного пове­де­ния, навыки обще­ния, то есть имеет важ­ней­шее соци­аль­ное зна­че­ние. Для фор­ми­ро­ва­ния нрав­ствен­ных цен­но­стей ребенка очень важны ком­мен­та­рии, кото­рые роди­тели дают во время сов­мест­ного чте­ния. Не менее важ­ным вос­пи­та­тель­ным момен­том явля­ется обя­за­тель­ная победа добра над злом. Хоро­шие герои все­гда тру­до­лю­бивы, смелы, кра­сивы, сме­ка­ли­сты, честны. Иден­ти­фи­ци­руя себя с ними, ребе­нок пере­ни­мает высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства, учится нахо­дить пра­виль­ные реше­ния, думать позитивно.

Развивающий аспект

Ска­зоч­ное про­из­ве­де­ние раз­ви­вает у детей важ­ней­шие ком­му­ни­ка­тив­ные и интел­лек­ту­аль­ные навыки:

  • образ­ное мышление;
  • актив­ную речь;
  • вни­ма­ние;
  • уме­ние связно выра­зить мысль;
  • твор­че­ские спо­соб­но­сти и фантазию;
  • все виды памяти;
  • уме­ние пра­вильно исполь­зо­вать мимику.

Реплики пер­со­на­жей тре­ни­руют арти­ку­ля­ци­он­ный аппа­рат и обо­га­щают сло­вар­ный запас. Раз­ви­ва­ется куль­тура речи, фор­ми­ру­ется навык пра­виль­ного про­из­но­ше­ния мало­упо­тре­би­тель­ных слов. Если сказка рус­ская народ­ная, то в речь ребенка орга­нично вхо­дят посло­вицы и пого­ворки. Так, бла­го­даря фольк­лору малыш вовле­ка­ется в про­стран­ство народ­ной культуры.

kurochka ryaba - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольниковМно­го­чис­лен­ные вари­анты исполь­зо­ва­ния лите­ра­тур­ного мате­ри­ала дают крохе воз­мож­ность пол­но­стью рас­крыть свой потен­циал. Выра­зи­тель­ное чте­ние, теат­ра­ли­зо­ван­ная поста­новка, куколь­ный или паль­чи­ко­вый театр, рисо­ва­ние – про­иг­ры­вать сюжет можно раз­ными спо­со­бами. Ребе­нок чув­ствует радость, твор­че­скую сво­боду, душев­ный подъем, ста­но­вясь жите­лем ска­зоч­ного мира.

Познание мира

Важ­ней­шее зна­че­ние сказки еще и в том, что с ее помо­щью малыш видит мир в его целост­но­сти. Про­жи­вая сюжет про­из­ве­де­ния, он учится сопо­став­лять, ана­ли­зи­ро­вать, делать выводы, исполь­зуя не скуч­ный дидак­ти­че­ский мате­риал, а погру­жа­ясь в мир уди­ви­тель­ных пер­со­на­жей – кра­соч­ный, живой, напол­нен­ный зву­ками и красками.

Ни одна деталь не укро­ется от вни­ма­ния малыша. Мама, в сотый раз рас­ска­зы­вая одну и ту же исто­рию, может упу­стить какую-то реплику или пово­рот сюжета, но ребе­нок – нико­гда. Для него каж­дое слово напол­нено смыс­лом, а сло­вес­ные «про­рехи» гро­зят раз­ру­ше­нием ска­зоч­ного мира.

masha i medved - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольниковДело в том, что дошко­лята вос­при­ни­мают вымы­сел как реаль­ность. Они пере­но­сят все ска­зоч­ные пред­меты в при­выч­ное окру­же­ние своей ком­наты, дома, улицы, так как иного не могут себе пред­ста­вить. Это отлич­ная тре­ни­ровка интел­лекта, так как само­сто­я­тельно при­ду­мать фан­та­сти­че­ский мир малышу очень сложно, его мыш­ле­ние пред­метно. Сказка, таким обра­зом, ста­но­вится пер­вой про­стей­шей моде­лью мира, фор­ми­рует миро­воз­зре­ние и одно­вре­менно – уме­ние фантазировать.

Пси­хо­логи реко­мен­дуют исполь­зо­вать сказки для реше­ния пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем, избав­ле­ния от стра­хов. Суще­ствует пре­крас­ная мето­дика сказ­ко­те­ра­пии, кото­рая поз­во­ляет малышу почув­ство­вать себя уве­рен­нее, рас­статься с ком­плек­сами, внут­ренне изме­ниться. Ребе­нок будет иден­ти­фи­ци­ро­вать себя с тем ска­зоч­ным пер­со­на­жем, кото­рый наи­бо­лее бли­зок ему по нрав­ствен­ным и лич­ност­ным каче­ствам. А это бес­цен­ный мате­риал для работы пси­хо­лога или вни­ма­тель­ного, любя­щего родителя.

Сказка учит не только радо­ваться добру. Важен и тот отри­ца­тель­ный опыт, о кото­ром узнает малыш. До поры до вре­мени он не дол­жен поки­дать пре­делы своей домаш­ней все­лен­ной, кото­рая дает защиту и тепло, иначе можно встре­титься с нешу­точ­ной опас­но­стью («Золушка», «Коло­бок», «Три поро­сенка», «Заюш­кина  избушка»). Слова не все­гда прав­дивы, а зна­чит, не сле­дует верить на слово чужим людям. Кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, кото­рое фор­ми­руют такие сказки, помо­жет ребенку при­ме­нить на прак­тике эле­мен­тар­ные пра­вила безопасности.

Роль сказки в раз­ви­тии и вос­пи­та­нии ребенка настолько велика, что без нее трудно пред­ста­вить себе взрос­ле­ние совре­мен­ного дошколь­ника. Доб­рые и злые, щед­рые и ску­пые, хит­рые и про­сто­душ­ные герои ска­зоч­ного про­из­ве­де­ния все­гда должны быть рядом с малы­шом. Именно они дают ему необ­хо­ди­мую опору в жизни, учат отли­чать добро от зла, раз­ви­вают фан­та­зию и интеллект.

Видеопримеры добрых детских сказок:




  • Консультация для родителей во второй младшей группе на тему какие сказки читать детям
  • Конспирация как пишется правильно слово
  • Консультация для родителей в детском саду младшая группа сказки в жизни детей
  • Конспекты занятий в доу по сказкам
  • Консультации для родителей по теме сказка в жизни ребенка