Консультация
для родителей на тему: «Воспитание сказкой»
«Сказка — это зернышко, из которого проростает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»
В. А. Сухомлинский
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»
В. А. Сухомлинский.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности
У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:
• Волю — сложное и многогранное качество личности.
• Веру в себя — умение противостоять неудачам.
• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
• Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
• Обязательность — умение держать слово.
• Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
• Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
• Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:
умение слушать;
• умение познавать;
• умение сравнивать, сопоставлять;
• умение мыслить словами;
• связную речь;
• интерес к учебе;
• мышление; внимание;
• память;
• воображение;
• мимику лица и жесты;
• эстетические чувства;
• чувство юмора.
Почему воспитывать детей через сказку просто?
Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.
Роль сказки в воспитании детей.
Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно силен. К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто недооценивается родителями. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки своими лучшими помощниками.
Каким образом?
В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне.
Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.
Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу.
Сказки развивают воображение и фантазию.
Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам. Совместное чтение – возможность стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.
Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.
Сказка – это занимательный урок нравственности.
В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение.
Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным. Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!».
Как правильно читать ребенку сказки
Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах.
Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и кроху.
После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.
Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.
Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и сказкотерапии.
С подробностями и иллюстрациями порой надо быть осторожными! Действие в сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не получил лишней информации, которая могла бы его испугать.
Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы не так…».
Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным процессом!
Уважаемые родители, удачи Вам!
МКОУ
«Иковская средняя общеобразовательная школа»
Консультация
для родителей
«Воспитание
сказкой»
2018
Консультация
для родителей «Воспитание сказкой»
«Сказка — это
зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных
явлений».
В. А. Сухомлинский
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это
ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными
ключами».
В. А. Сухомлинский.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего
возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю
жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для
развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с
миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку
малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и
зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме
объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные
ценности
У ребенка с
помощью сказки вы сможете воспитать:
• Волю — сложное и многогранное качество личности.
• Веру в себя — умение противостоять неудачам.
• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести
себя достойно в критических ситуациях.
• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к
полезному труду.
• Настойчивость — терпение и выдержку при достижении
цели.
• Обязательность — умение держать слово.
• Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный
подъем.
• Целеустремленность — умение определять цель и
настойчиво добиваться ее достижения.
• Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим
человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто
показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки вы, родители, сможете развить у
ребенка:
умение слушать;
• умение познавать;
• умение сравнивать, сопоставлять;
• умение мыслить словами;
• связную речь;
• интерес к учебе;
• мышление; внимание;
• память;
• воображение;
• мимику лица и жесты;
• эстетические чувства;
• чувство юмора.
Почему воспитывать детей через сказку просто?
Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это
именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети.
Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными
приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в
происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все
перипетии сюжета.
Роль сказки в воспитании детей.
Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно
силен. К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто
недооценивается родителями. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки
своими лучшими помощниками.
Каким образом?
В сказке важные для детей понятия даны образно и
поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне.
Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в
которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.
Через сказку ребенок познает свое место в этом мире,
получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и
предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а
что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует
характер, воспитывает душу.
Сказки развивают воображение и фантазию.
Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их
любовь, пониманием и внимание к его проблемам. Совместное чтение – возможность
стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.
Воспитание через сказку — это прекрасная возможность
сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений,
которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.
Сказка – это занимательный урок нравственности.
В практической психологии широко используется метод
сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки
нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы,
плохое поведение.
Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в
наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным.
Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное
и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!».
Как правильно читать ребенку сказки
Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда
вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на
важных моментах.
Во время знакомства со сказкой старайтесь не
отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите
с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша
увлеченность действием обязательно захватит и кроху.
После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их
поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной
ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на
настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает
выводы.
Выполните творческое задание, например, нарисовать
сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть
игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит
инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.
Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит
рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить
которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и
сказкотерапии.
С подробностями и иллюстрациями порой надо быть
осторожными! Действие в сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не
получил лишней информации, которая могла бы его испугать.
Рекомендации родителям по подбору сказок.
Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и
особенностей характера ребенка.
Детей до двух лет вряд ли можно заинтересовать
сказкой. Для маленьких капризуль больше подходит воспитание потешкой.
В возрасте с 2 до 3,5 лет идут «на ура» классические
детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка».
Спустя некоторое время можно приступать к более
длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка».
Детям более понятны сказки о животных. Сюжеты сказок о
животных более доступны для их понимания.
В 3 года происходит осознание ребенком собственного
«Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки. Для
трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца для подражания
(желательно одного пола с ним) обязательно.
В возрасте 3-5 лет подражание героям продолжается.
Важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а
где зло.
Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите
прочитать детские детективы, повести Николая Носова.
Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует
его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы
не так…».
Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели
прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием —
сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет
сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера
и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет
не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным
процессом!
«Нужна ли сказке присказка?»
Сказке, как известно, предшествует присказка. Она
наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание
слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое
оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся
в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко —
здесь, где мы живем.
Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин:
«Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать
в ней верную сказочную установку.
Уважаемые родители, удачи Вам!
Муниципальное казённое учреждение
«Управление образования города Белово»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 42 «Алёнка» города Белово»
(МБДОУ детский сад № 42 города Белово)
Консультация для родителей
«Воспитание сказкой»
Составил: воспитатель 1категории
Зайцева Наталья Сергеевна
2017г.
До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира.
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец. Слушатель сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перепетии сюжета, отзываясь на них душой.
Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый.
Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими. Сказка помогает формировать у ребёнка основы нравственности, морали, по законам которой ему предстоит жить, помогает в формировании у ребёнка музыкального слуха, любви к природе, к родной земле, способствует развитию речи, мышления, фантазии.
С помощью сказок вы можете многому научить своего малыша. Дело в том, что в сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём (что очень важно) на подсознательном уровне. Здесь главное – правильно расставить акценты. Например, благодаря истории про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку ребёнок поймёт как важно слушаться старших. Для урока взаимопомощи подойдё сакзка «Репка».
Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, когда вырастет. Слушая историю «Заюшкина избушка» малыш обычно сочувствует зайцу, которого лиса выгнала из его дома. Объясните ребёнку, что всё произошло потому, что хозяин дома пустил к себе лису. Когда малыш подрастёт, и будет оставаться дома один, у него в подсознании будет заложена подсказка: нельзя пускать в дом посторонних.
Как правильно читать ребёнку сказку:
-
Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
-
Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!
-
Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.
-
Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.
-
Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.
-
Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!
Муниципальное казённое учреждение
«Управление образования города Белово»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 42 «Алёнка» города Белово»
(МБДОУ детский сад № 42 города Белово)
Консультация для родителей
«Что такое сказка на ночь?»
Составил: воспитатель 1категории
Зайцева Наталья Сергеевна
2017г
Сказка на ночь – это не просто сказка, которую вы можете прочитать ребёнку в книжке, а нечто более тёплое и крепкое в ваших с ним отношениях. Сказка из книжки читается днём или вечером.
Ребёнок с родителем выступают при этом на равных правах наблюдателей истории, описанной в книжке. Когда вы перед сном гасите свет и садитесь у детской кроватки, возникает совершенно иной уровень доверительных отношений между вами и ребёнком. Сказанное вами в этот момент воспринимается совершенно иначе, воспринимается как нечто лично ваше и ассоциируется только с вами. Это незабываемое время, как для ребёнка, так и для родителя. Ничто не отвлекает вас в данный момент от беседы, ничто не мешает восприятию: ни яркие картинки книжки, ни быстро меняющиеся кадры мультфильма. Для ребёнка будет звучать только ваш голос, рисующий в его сознании сказочные образы.
Сказка – это не просто история. В ней отражается ваша личность. Ваше видение мира. Рассказывая сказку ребёнку, вы передаёте ему не столько знания, сколько эмоции и чувства применительно к какой – то ситуации. Как
бы ни была хорошая сказка, но если её прочитать без чувства, пользы от этого будет мало. Для маленького ребёнка гораздо лучше, если сказка будет простым и незамысловатым сюжетом. Тогда он легко поймет её смысл. А ваши эмоции закрепят в его памяти ту мораль, которую вы сочтёте нужной и полезной.
Сказка забавляет. Сказка трогает, сказка увлекает, но при всём этом она неизменно ставит вопросы, сказка хочет, чтобы ребёнок думал.
После хорошей сказки ребёнок засыпает со счастливой улыбкой на лице. А на следующий день он захочет, чтобы вы опять рассказали ему ту же самую, незамысловатую историю. Со временем, сказка на ночь может стать особым приятным ритуалом, как для ребёнка, так и для родителя.
Когда ребёнок становится старше, эту традицию вечерней убаюкивающей сказки продолжает рассказывание историй, чтение вслух, задушевные разговоры о самом важном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку и для отдыха, и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Притом, то, что говорится перед сном, имеет особо значимое влияние на состояние души спящего и содержание его снов.
Какие же они сказки?
Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребёнка, которого бы не покорила задушевностью и весёлостью, наивностью и мудростью народная сказка.
Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих встречаются одни и те же сказочные сюжеты. Эти сказки являются удивительным символом единства народов и духовной связи.
Народная сказка – неиссякаемый родник животворной мудрости, из которого писатели черпают вдохновения, создавая свои авторские сказки.
Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти своё счастье.
Мудрые сказки пишутся не только для детей, но и для взрослых, в которых осталась детская душа, не задавленная тяготами взрослой жизни.
Дорогие родители, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух. Как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.
Что значат для ребёнка сказки?
Мы начинаем познавать мир сказок. Их нам читают в самом раннем детстве родители, бабушки, дедушки.
Сказке предшествовали мифы. Но все-таки в жизнь ребёнка сказка входит раньше мифов. И это справедливо.
Очень важно, какие книги ребёнку читали в возрасте от двух до пяти лет. От этого формируется его отношение к жизни. В сказках. Как известно, добро побеждает зло – это рождает у ребёнка доверие к миру.
Кроме того, сказка развивает у ребёнка эмоции. А чем более эмоционально развит ребёнок, тем проще и легче ему будет в жизни, поскольку в нём закладывается высокое эстетическое начало. А этот – повод для самосовершенствования, это стремление самому творить добро и побеждать зло.
Если мы говорим о любимой сказке, то в сознании ребёнка она живёт долго – он готов её слушать снова и снова, рисует её персонажей, играет по ролям.
Возьмём простенький и всем известный «Колобок». Он прочитан столько раз, что ребёнок знает сказку наизусть. Рассмотрим эту сказку с необычной стороны. Ведь там идёт речь о том, что первый шаг (или поступок) – хорош, второй – так себе, третий – ничего, а на четвертом тебя съедают. То есть эта сказка учит ребёнка чувству осторожности, чувству самосохранения. В переводе на серьезную ситуацию это означает – во взрослую жизнь нужно вступать осторожно, от родителей следует уходить постепенно, с оглядкой.
И для родителей в «Колобке» мораль – отпускать от себя ребёнка надо тихонько, осторожно. Не сразу давать полную свободу. В этом глубокая народная мудрость.
Как создавались сказки?
Они вышли из определённых слоёв. Их складывали девицы, которые пряли долгими зимними вечерами. Их сочиняли солдаты, закончившие армейскую службу. Их придумывали ремесленники, которые отправлялись на зиму в работники. Они рассказывали друг другу байки вечерами, затем сказки видоизменялись и адаптировались к детскому сознанию. И для детей они полезны и уникальным накопленным житейским опытом.
Сказки читают на ночь. Как их нужно читать? Монотонно или «с выражением»? Вот один пример:
Мама всегда читала сыну сказку на ночь очень эмоционально, артистично. Однажды, когда мальчик заболел, сказку читал папа. И делал это спокойно, без «ролей».
Прошло время, мальчик вырос. И он признался, что сказки полюбил , когда их ему читал…. папа! Парадокс? Ничуть. Именно та нужно читать волшебную сказку на ночь – спокойно и доброжелательно. Там ведь есть очень страшные места. И их не надо интонировать, их нужно переживать, проживать ребёнку с мамой, папой, бабушкой или дедушкой спокойно. Главное – должен быть размеренный ритм.
Что ещё характерно для волшебных сказок, причём только для русских, так это женский образ. Он всегда жертвенный, в хорошем смысле этого слова. В сказке присутствует образ помощницы, советчицы. При этом сказочная девица всё преодолевает: как житейские трудности, так и мужскую ветреность. Непостоянство, и в конце концов становится хозяйской ситуации. И именно ради неё мужчина совершает подвиги.
Ярко выражены в волшебных сказках и мужские характеры. Вот Иван Царевич. Это тот мужчина, который всего достигает сам. Все преграды он преодолевает и получает в награду свою царевну.
А Емеля или Иванушка – дурачок на печи полёживают, на брань и насмешки родных внимания не обращают. Но своего шанса они никогда не уступят! Это два сценария мужского успеха: первый – преодолею любую преграду постепенно, но добьюсь своего, а второй – умение дождаться своего часа, угадать, не упустить свой шанс и получить всё сразу.
Почему одни мальчики больше любят сказки про Ивана царевича, а другие про Емелю? Наверное, догадываетесь? Ребёнок ищет либо себе подобных, либо с восторгом узнаёт о том, каким можно стать.
С девочками проще. Они любят «Морозко», «Крошечку – Хаврошечку» понятно почему – трудолюбивые, терпеливые, хорошие девочки, в конце концов получают достойное вознаграждение.
Чтение сказок может компенсировать у ребёнка, какие — то комплексы. Например, девочка, которая считает себя некрасивой, проживает иную волшебную жизнь, читая о таком персонаже в сказке.
Сейчас экранные мультики теснят, к сожалению, волшебные сказки. А жаль. В мультике ребёнок видит уже готовый образ, его фантазия спит. А читая сказку, он может воображать героев какими угодно. В этом случае детская фантазия цветёт буйным цветом – стоит только посмотреть на то. что дети рисуют под впечатлением прочитанных сказок.
Конечно, проще усадить ребёнка перед телевизором, но, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, проще – не значит лучше. Читайте детям сказки.
Это витамин для развития души вашего ребёнка.
Воспитание сказкой.
Что может вынести Ваш ребёнок из прочтения курочка Ряба. Русская народная сказка.
Нравственный урок
— Не в золоте счастье.
Воспитание добрых чувств.
— Кто из героев, по-вашему, добрый (самый добрый) и почему?
— В каких словах, поступках проявляется доброта героев сказки?
— На какого из героев сказки вы хотели бы быть похожи, кому хотите подражать?
Сказка и математика.
— Чем похожи и чем отличается простое и золотое яйцо – (форма, вес, цвет?)
Речевая зарядка
— Придумайте шуточные вопросы: бабе, деду, яйцу…
— Разрешим проблемный вопрос: «Почему же плачут дед и баба?»
— Составим длинное предложение со словом «яйцо».
— Пошлём срочную телеграмму деду и бабе.
— Подходит ли к сказке пословица «На словах и так и сяк, а на деле никак?»
Сказка экология.
— Попробуем проследить эволюционную цепочку развития:
А) курочка – яйцо-цыплёнок – курочка-яйцо.
Б) яйцо – цыплёнок – курочка – яйцо…
— Вспомним, кто ещё (кроме курицы) вылупливается из яйца.
Развитие мышления и воображения.
— составим продолжение сказки: «Добрая курочка снесла золотое яичко.
Оно было волшебным…» Дальнейшие события лучше придумывать сообща.
Сказка развивает руки.
— Нарисуем и декоративно украсим золотое яйцо или вырежем его ножницами из бумаги, наклеим на картон, сделаем к нему подставку.
Список литературы:
-
Алиева Т. Как ребёнок воспринимает художественную литературу.//Дошкольное воспитание. – 1996г. — № 5. – С. 79 -84.
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000г. – 176с.
-
Гольцер С.В.Методическое пособие по детской литературе. Ч.1.: истоки детской литературы. – Екатеринбург: Издательство Т.И.Возяковой, 2004г.- 72с.
-
Карпинская Н.С.Художественное слово в воспитании дошкольника. –М.: педагогика, 1972г.-150с.
-
Мельников М.Н. Русский детский фольклор.- М.: Просвещение, 1987г.- 240с. Пропп В.Я.Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 1998г.-512с.
Сайты:
http://w-club.tomsk/ru/families-and-children/151-family-tradition
http://www.bayushki.ru/
Консультация для родителей «Воспитание сказкой»
«Сказка — это зернышко,
из которого прорастает эмоциональная
оценка ребенком жизненных явлений.»
В. А. Сухомлинский.
Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило в форме сказок.
В психологии есть даже отдельное направление – сказка — терапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!
Чему учат сказки?
Сказки для детей перед сном должны стать доброй семейной традицией. Чтение сказок на ночь малышу играет немаловажную роль в развитии ребёнка, именно поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к такому занятию. И вот почему:
1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух – и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру.
Совместное обсуждение историй и общение по поводу сказки стимулируют интерес ребенка к самостоятельному чтению, развивают воображение и словарный запас.
2. Сказки — это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах.
3. Сказки воспитывают. В сказочных героях дети видят себя, т.е. отождествляют себя с ними.
4. Сказки на ночь утешают и настраивают на позитивный лад. Сказка обязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения – мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что-то может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и пр.
Сказка дает надежду, что если главный герой справился с трудностями, то и у ребенка обязательно получится. Поэтому прочитанная ласковым маминым или папиным голосом знакомая история — это самое лучшее средство, для того чтобы успокоиться. Вы можете сами придумать историю, которая поможет перестать бояться зубного врача или разобраться в ссоре с другом.
5. Сказки помогают понять себя. Вы замечали, что дети могут часами слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или радует. Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом), а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить. Такая проблемно-ориентированная сказка позволяет ребенку сконцентрироваться на проблеме, решить ее, дает ощущение, что он не один, что его чувства поняты. Очень вероятно, что ребенок откроется вам, расскажет то, о чем так непросто говорить напрямую.
Как же читать (рассказывать) сказку детям?
Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к ребёнку. Вот некоторые правила, которые делают чтение вслух более увлекательным:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. 2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи.
4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.
5. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всё равно перестанет воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание.
6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.
7. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.
8. Не уговаривайте послушать, а «привлекайте» ребёнка, позвольте ему самому выбирать книги. Обращайте внимание на внешний вид книги: они должны быть прочными, красочными, яркими. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.
Детям от 1-3 лет подходят сказки простые народные. В них должно быть множество повторений: «бил, бил – не разбил», «тянут, потянут», «катится колобок, катится» и т.п.
Лучшие литературные произведения для этого возраста это:
Русские народные сказки.
«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского.
«Колобок», обр. К. Ушинского.
«Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
«Репка», обр. А. И. Ануфриева «Игры и занятия для малышей».
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
Е. Благинина «С добрым утром», «Алёнушка», «Светит, светит солнышко».
А. Барто «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит».
А. Барто, «Девочка-ревушка», «Снег», «Машенька».
В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок».
Б. Заходер «Ежик».
С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».
К. Чуковский. «Путаница», «Федотка».
Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла…».
Я. Тайц «Кубик на кубик».
Н. Саконская «Где мой пальчик».
Ю. Тувим «Овощи».
И. Токмакова «На машине ехали».
Я. Тайц «Три котенка».
С. Михалков «Песенка друзей».
Проза.
Н. Павлова «Земляничка», «У кого какая мама?»
В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».
К. Ушинский «Васька».
К. Чуковский «Цыпленок».
Е. Чарушин «Курочка».
В. Гербова «Приключения зеленой елочки», «Хитрые башмаки».
- Сказка – не обман, а тайна
- Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем
- Пример сказки
- И еще о роли сказки в воспитании ребенка
- Развивающий аспект
- Познание мира
- Видеопримеры добрых детских сказок:
Дети — существа капризные и требовательные. Что не так, они не поверят. не захотят. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка.
Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия.
Сказка – не обман, а тайна
Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.
Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.
Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.
Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем
Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.
Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.
Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:
- четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
- показывает, каким он видит решение проблем;
- сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.
Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:
- акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
- корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
- помочь ему избавиться от той или иной привычки;
- показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.
Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.
Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.
В‑третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!
Пример сказки
Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.
Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.
Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!
Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.
Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.
— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он!).
— Зачем? – удивился он.
— Есть хочу.
— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?
— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.
— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.
— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.
— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.
— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.
— Это не я, — захныкал он.
— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.
— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.
— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…
— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.
Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.
— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…
— Кошка‑а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.
Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:
— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.
— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.
Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.
Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…
И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.
И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!
И еще о роли сказки в воспитании ребенка
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.
Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Развивающий аспект
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
- образное мышление;
- активную речь;
- внимание;
- умение связно выразить мысль;
- творческие способности и фантазию;
- все виды памяти;
- умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Познание мира
Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.
Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.
Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.
Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.
Видеопримеры добрых детских сказок: