Консультация роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии речи ребенка» (младший дошкольный возраст)

Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Как правильно читать ребёнку сказку:

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и вырезанные, тени на стене. Можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает  решить.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев в лес или в кино. А что произойдет, если там появится еще и добрая фея или хитрая лиса. Вариантов множество.

«Пропущенная картинка»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Колобок». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это волк или заяц, то можно вспомнить, как колобок убегал от них.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!

Автор: Попова Наталья Николаевна

Консультация для родителей

Роль сказки в развитии речи детей.

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.Все дети любят сказки. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

 Сказка это тот волшебный мир, где ребенку комфортно, так как мир взрослых со сложными законами, ограничениями, правилами еще малодоступен для понимания детьми. Сказочный мир учит ребенка напрямую, сказочная информация легко усваивается. Дети вслед за взрослым поражают сказочным героям, обретая с помощью сказки новыми способами взаимоотношений с окружающим миром. Никто лучше сказочный героев не научит детей дружбе, сплоченности, доброте. Сказка учит ребенка вести диалог от имени сказочного героя, называть героев сказки: лисичкасестричка, волчок – серый бочок и т.д., тем самым обогащая речь неповторимым звучанием родного языка. Вот несколько рекомендаций родителям по развитию речи при помощи сказок: 1. Как можно чаще читайте ребенку (русские народные сказки, а так же сказки современных русских писателей для малышей). Значимую роль в развитии речи играет чтение на ночь (малыш усваивает новые слова, обороты речи, развивается слух). Следует помнить, что произношение должно быть внятным, четким, выразительным. Обязательно обсудите прочитанное с малышом. 2. Рассказывайте сказки, совместно с ребенком пересказываете их, если ребенок затрудняется пересказывать, помогайте ему, пусть он договаривает окончания предложений. 3. Как можно больше разговаривайте с ребенком в свободное время. Главные собеседники в семье – это значимые для ребенка взрослые (папа мама, дедушка, бабушка). 4. Помните, что книги лучше приобретать с красочными иллюстрациями. 5. Учите с малышом наизусть потешки, стихотворения, песенки (это тренирует память, способствует развитию выразительности ) 6. Проговаривайте с ребенком скороговорки, чистоговорки, они способствуют улучшению звукопроизношения. 7. Малыши любят отгадывать и загадывать загадки. Загадки развивают мышление (обучают детей делать выводы, анализировать). Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы : «Как догадался?», «Почему?» 8. Играйте с ребенком в игры по сказкам. Игра для дошкольника является ведущим видом деятельности, следовательно, через игру ребенок все усваивает быстрее. 9. Всегда при разговоре с ребенком обращайте внимание на собственную речь: она должна быть правильной и четкой. Разговаривайте спокойным тоном. Помните, что малыш учится говорить у вас, поэтому следите за правильностью своей речи

·         Сказки развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

 Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

·         Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

·         Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно.

·         Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.

·          

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена.

Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.

·         Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.

·         Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

«Как читать сказку детям»

Для чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…»

( Джанни Родари).

Исследователь отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.

Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.

Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, — не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.

·         Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.

·         Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.

·          

·         Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

·         Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.

·         Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.

·         Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.

·         Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.

·         Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанном.

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее.

В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.

Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Игры со сказками

·         В домашних условиях в таких играх  могут участвовать все члены семьи.                                                                                                                                                                                                                                                            

·         Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки.

·         Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Гуси…                                       Конек…
Крошечка…                               Мороз…
Аленький..                                 Красная…
Доктор…                                   Цветик…
Заюшкина…                              Бременские…

Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
дел, бабка. внучка, репка. огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка «По-шучьему велению» ).
Старик, рыбка, старуха, стирал клал машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).

.  То бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.

·         Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Консультация для родителей

на тему:

«Роль сказки в развитии речи детей»

«Сказка – великая духовная культура

народа,  которую  мы собираем по

крохам, и через сказку раскрывается

перед нами  тысячелетняя

история народа». 
Алексей Николаевич Толстой

    Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников. 

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;

  • Грамматического строя;

  • Диалогической и монологической речи;

  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

   Организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно — творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Сказка в себе несет решение следующих задач:

  1. Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.

  2. Воспитательная: воспитывать дружеские взаимо-отношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.

  3. Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.

В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

  • I Этап. «Рассказывание»;

  • II Этап. «Пересказывание»;

  • III Этап. «Играем в сказку»;

  • IV Этап. «Сочинялки».

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. 
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях.

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

«Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и

остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его

знакомство с миром литературы, с миром человеческих

взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом».

В. А. Сухомлинский. 

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

Однако, в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с проблемами речевого развития детей дошкольного возраста. У многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушение речи, звукопроизношения, недостаточное развитие устной речи и малый словарный запас. У старших дошкольников имеет место быть неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствует культура общения.

В основе возникновения данных нарушений стоят следующие причины: слабое здоровье; замена общения со сверстниками и взрослыми телевидением и компьютерами; речевые особенности взрослых в окружении ребенка: речь непонятная, костноязычная, торопливая, билингвизм; неблагоприятное социальное окружение. Отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей. Все это показывает, что увеличивающиеся нарушения развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети. Родители все меньше времени уделяют своим детям, не понимая, как важно непосредственное участие взрослого в практической деятельности маленького человека. Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, дети познают народную мудрость, что такое добро и зло, что правильно, а что неправильно, учатся сопереживать, общаться. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.

Необходимо правильно подбирать сказки, тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок. И лучше всего для этого подходят русские народные сказки!

Всегда важно грамотно настроить детей на восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки. Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки необходимо объяснить детям значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев. Далее предложить ответить на вопросы, составленные в соответствии с последовательностью сюжета сказки. Вопросы помогут детям задуматься и быстро запомнить текст, чтобы потом более точно передать его. На следующий день желательно еще раз прочитать сказку и предложить пересказать ее, используя картинки, иллюстрации. Можно раздать каждому ребенку героев сказки и попросить обыграть ее. Если ребенок затрудняется, нужно подсказать начало предложения, задать наводящие вопросы, частично пересказать самим. Главное, чтобы каждому ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызвало у него отрицательных эмоций. Для этого необходимо хвалить и подбадривать каждого малыша, тактично исправлять ошибки.

Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями, им становится интересным ведение диалога. Каждый ребенок учится самостоятельно проговаривать подготовленный им текст.

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Таким образом, работа над сказкой может содержать следующие этапы:

  • Слушание сказки.
  • Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала).
  • Рисование и лепка сказочных героев и озвучивание их.
  • Повторный пересказ с помощью пальчикового, настольного или кукольного театров.
  • Разгадывание загадок.
  • Заучивание наизусть стихотворений и песен.
  • Театрализация сказки.

Данные этапы были апробированы и показали хороший результат в педагогической деятельности.

По технологии Н.В. Веракса, А.Н. Веракса, работа над одной сказкой проходит на протяжении не менее восьми занятий:

  1. Чтение сказки и ответы на вопросы.
  2. Раскладывание картинок.
  3. Замещение персонажей сказки.
  4. Моделирование сказки.
  5. Разыгрывание сказки.
  6. Рассказывание фрагментов сказки.
  7. Рассказывание всей сказки.
  8. Разыгрывание сказки.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. В процессе приобретения умений узнавать и пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.

В настоящее время в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов очень важна преемственность в воспитании ребенка между педагогами и их родителями. Поэтому вся вышеперечисленная работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие детского сада и семьи является получением наилучших результатов в достижении любых целей. Тем более каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, внятно, красиво.

Дети, с которыми ежедневно родители дома, а воспитатели в детских садах рассматривали книги, читали, рассказывали и пересказывали стихи и сказки, прежде всего полюбили книги. У детей пополнился словарный запас, устная, диалогическая, монологическая речь стала насыщеннее, появилась инициатива в общении, а это является характеристиками целевых ориентиров речевого развития.

Литература:

  1. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА 2016 г.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2006 г.
  3. Куликовская Т. А. «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 г.
  4. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Харьков «ФОЛИО» 1997 г.
  5. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работа по сказкам» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013 г.

  • Консультация для родителей читайте детям сказки
  • Константин симонов рассказы о войне
  • Консультация для родителей сказки помогут справиться с детским непослушанием
  • Константин пчелинцев ревизские сказки
  • Консультация для родителей сказка ложь да в ней намек