Консультация сказка как средство экономического воспитания дошкольников

Консультации для воспитателей

«Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

https://okunevih.edumsko.ru/uploads/3000/9049/persona/news/.thumbs/skazka.jpg?1484501282

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» — писал известный писатель Джанни Родари: — «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Сказка занимает особое место в жизни ребенка.

Потребность в ней сохраняется на многие годы.

Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

  • Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • Пробуждает фантазию, творческую активность;
  • Способствует пониманию внутреннего  мира людей;
  • Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
  • Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
  • Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
  • Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
  • Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
  • Сказки, отражающие труд людей;
  • Сказки, показывающие быт, традиции  народа, особенности ведения народного хозяйства;
  • Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;
  • Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Сказки, отражающие труд людей:

  1. «Терем – теремок»
  2. «Хаврошечка»
  3. «Морозко»
  4. «Мужик и медведь»
  5. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  6. К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
  7. К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки:

  • «Жадная старуха»,
  • «Иван – царевич и серый волк»,
  • «Как коза избушку построила».
  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

  • Народные сказки:
  • «Терем – теремок»,
  • «Хаврошечка»,
  • «Морозко»,
  • «Мужик и медведь»
  • А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
  • К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

  • Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
  • В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
  • Сказки о деньгах:
  • К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
  • Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

  • Народные сказки «Лиса  и козёл»
  • Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
  • Ш. Перро «Кот в сапогах»
  • С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

  • Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
  • С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.

Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно – обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка – дошкольника.

Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.

В заключении еще раз следует отметить, что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка.

Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания.

Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/314/313369/img3.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-afishanew/23222/c37f41b85e37861e4411c5983ef51b79/orig

Автор: Винокурова Ирина Васильевна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 «Сказка»
Населённый пункт: г.Ивантеевка,Московская обл.
Наименование материала: презентация
Тема: Сказка как средство экономического воспитания дошкольника

Раздел: дошкольное образование

Сказка как средство

экономического воспитания

дошкольников.

Подготовила: Винокурова И.В.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» —

писал известный писатель Джанни Родари: — «она нужна ему для того, чтобы

определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

У сказок множество функций:

— Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности

ребенка;

— Пробуждает фантазию, творческую активность;

— Способствует пониманию внутреннего мира людей;

— Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

— Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

— Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют

несколько

групп

сказок,

ориентированных

на

освоение

экономических понятий:

Сказки,

раскрывающиеся

потребности

(в производстве и потреблении

товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

— Сказки, отражающие труд людей;

Сказки,

показывающие

быт,

традиции

народа,

особенности

ведения

народного хозяйства;

Сказки,

знакомящие

с

понятиями

«деньги»,

«доходы»,

«расходы»,

экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;

Сказки,

помогающие

понять

значение

таких «экономических» качеств

личности,

как

экономичность,

предприимчивость,

расчётливость,

практичность, хозяйственность, бережливость.

Сказки, отражающие труд людей:

Сказки о потребностях и возможностях:

Сказки о труде:

Сказки о бартере:

Сказки о деньгах:

Сказки о рекламе:

Сказки о купле – продаже:

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные,

фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой

экономический опыт народа, используются для воспитания

таких нравственных качеств личности как старание,

трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей

старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно

сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед

детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых

развивает логику, самостоятельность, нестандартность

мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно –

обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью

ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы

работы с данным жанром в плане развития личности ребенка –

дошкольника.

В заключении еще раз следует отметить, что период

дошкольного детства является сензитивным для становления

личности ребенка.

Особенно важно это учитывать в процессе экономического

воспитания.

Сделать процесс экономического воспитания интересным и

доступным поможет сказка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Доклад на тему:

«Сказка- как средство экономического воспитания дошкольников»

Подготовила:

Базарова С.Е., воспитатель

г. Покачи 2020г.

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах экономического воспитания дошкольников, посредством сказки.

Сказка — источник мудрости, применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Сказкаэто средство, с помощью которого происходит эмоционально–волевое развитие и духовно-нравственное воспитание дошкольника.

Традиционно персонажей сказок мы привыкли обсуждать с точки зрения категорий добра и зла, хитрости и глупости, трудолюбия и лености.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует Сказка.

 Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций ориентируемых на освоение экономических понятий:

сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

пробуждает фантазию, творческую активность;

способствует пониманию внутреннего  мира людей;

знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения

. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

с

казки, отражающие труд людей, трудолюбия, бережливость, расчётливость;

сказки, показывающие быт, традиции  народа, особенности ведения народного хозяйства;

сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, рас

пределение, обмен, производство.

Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.

сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

В данном своем докладе, я предлагаю привычных сказочных героев рассмотреть под другим углом зрения — с учетом их экономического поведения.  Сказочные персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества.

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями:

Сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Э.Успенский «Трое из Простоквашино»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Зайкина избушка»; «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г.Х. Андерсен «Огниво»

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»

Народные сказки «Лисичка со скалочкой»;

«Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;

«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;

«Гуси – лебеди» «Выгодная сделка»;

«Кошелечек» «Золотая антилопа»,

«Али-баба и сорок разбойников»

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса  и козёл»

«Два мороза»; «Колобок»; 

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

Народные сказки «Мальчик — с — пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств и эмоционального развития детей. 

  • Консультация роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
  • Консультация или кансультация как пишется
  • Константин станюкович морские рассказы читать
  • Консультация для родителей читайте детям сказки
  • Константин симонов рассказы о войне