Консультации для воспитателей
«Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» — писал известный писатель Джанни Родари: — «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Сказка занимает особое место в жизни ребенка.
Потребность в ней сохраняется на многие годы.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказок множество функций:
- Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- Пробуждает фантазию, творческую активность;
- Способствует пониманию внутреннего мира людей;
- Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
- Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
- Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
- Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
- Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
- Сказки, отражающие труд людей;
- Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
- Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;
- Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Сказки, отражающие труд людей:
- «Терем – теремок»
- «Хаврошечка»
- «Морозко»
- «Мужик и медведь»
- А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
- К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
- К.И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки:
- «Жадная старуха»,
- «Иван – царевич и серый волк»,
- «Как коза избушку построила».
- А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- К.И. Чуковский «Телефон»
Сказки о труде:
- Народные сказки:
- «Терем – теремок»,
- «Хаврошечка»,
- «Морозко»,
- «Мужик и медведь»
- А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
- К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
- К.И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о бартере:
- Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
- В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
- Сказки о деньгах:
- К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
- Г.Х. Андерсен «Огниво»
Сказки о рекламе:
- Народные сказки «Лиса и козёл»
- Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
- Ш. Перро «Кот в сапогах»
- С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:
- Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
- С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.
Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.
Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно – обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка – дошкольника.
Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.
В заключении еще раз следует отметить, что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка.
Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания.
Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка.
Автор: Винокурова Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 «Сказка»
Населённый пункт: г.Ивантеевка,Московская обл.
Наименование материала: презентация
Тема: Сказка как средство экономического воспитания дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Сказка как средство
экономического воспитания
дошкольников.
Подготовила: Винокурова И.В.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» —
писал известный писатель Джанни Родари: — «она нужна ему для того, чтобы
определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
У сказок множество функций:
— Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности
ребенка;
— Пробуждает фантазию, творческую активность;
— Способствует пониманию внутреннего мира людей;
— Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
— Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
— Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Выделяют
несколько
групп
сказок,
ориентированных
на
освоение
экономических понятий:
—
Сказки,
раскрывающиеся
потребности
(в производстве и потреблении
товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
— Сказки, отражающие труд людей;
—
Сказки,
показывающие
быт,
традиции
народа,
особенности
ведения
народного хозяйства;
—
Сказки,
знакомящие
с
понятиями
«деньги»,
«доходы»,
«расходы»,
экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;
—
Сказки,
помогающие
понять
значение
таких «экономических» качеств
личности,
как
экономичность,
предприимчивость,
расчётливость,
практичность, хозяйственность, бережливость.
Сказки, отражающие труд людей:
Сказки о потребностях и возможностях:
Сказки о труде:
Сказки о бартере:
Сказки о деньгах:
Сказки о рекламе:
Сказки о купле – продаже:
Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные,
фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой
экономический опыт народа, используются для воспитания
таких нравственных качеств личности как старание,
трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказки в основном предназначены для детей
старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно
сложнее по содержанию, больше по объему.
В них экономическое содержание развертывается перед
детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых
развивает логику, самостоятельность, нестандартность
мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно –
обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью
ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы
работы с данным жанром в плане развития личности ребенка –
дошкольника.
В заключении еще раз следует отметить, что период
дошкольного детства является сензитивным для становления
личности ребенка.
Особенно важно это учитывать в процессе экономического
воспитания.
Сделать процесс экономического воспитания интересным и
доступным поможет сказка.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Доклад на тему:
«Сказка- как средство экономического воспитания дошкольников»
Подготовила:
Базарова С.Е., воспитатель
г. Покачи 2020г.
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах экономического воспитания дошкольников, посредством сказки.
Сказка — источник мудрости, применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Сказка—это средство, с помощью которого происходит эмоционально–волевое развитие и духовно-нравственное воспитание дошкольника.
Традиционно персонажей сказок мы привыкли обсуждать с точки зрения категорий добра и зла, хитрости и глупости, трудолюбия и лености.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует Сказка.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказок множество функций ориентируемых на освоение экономических понятий:
сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
пробуждает фантазию, творческую активность;
способствует пониманию внутреннего мира людей;
знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения
. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
с
казки, отражающие труд людей, трудолюбия, бережливость, расчётливость;
сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, рас
пределение, обмен, производство.
Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
В данном своем докладе, я предлагаю привычных сказочных героев рассмотреть под другим углом зрения — с учетом их экономического поведения. Сказочные персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества.
Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями:
Сказки отражающие труд людей:
«Терем – теремок»
«Хаврошечка»
«Морозко»
«Мужик и медведь»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
К.И. Чуковский «Телефон»
Сказки о труде:
Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
Э.Успенский «Трое из Простоквашино»
Сказки о бартере:
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Зайкина избушка»; «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Сказки о деньгах:
К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
Г.Х. Андерсен «Огниво»
А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»
Народные сказки «Лисичка со скалочкой»;
«Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;
«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;
«Гуси – лебеди» «Выгодная сделка»;
«Кошелечек» «Золотая антилопа»,
«Али-баба и сорок разбойников»
Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козёл»
«Два мороза»; «Колобок»;
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:
Народные сказки «Мальчик — с — пальчик», «Чудесная рубашка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств и эмоционального развития детей.