«Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители!
Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.
Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.
СКАЗКА НАУЧИТ РЕБЕНКА:
-пересказывать близко к тексту;
— обогатит словарь образными выражениями;
-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);
— научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;
— разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку «Теремок» (любая другая по Вашему желанию). Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.
После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка?
Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик — побегайчик) мышку и др.
В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?
Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»
Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.
«Сказочник»
Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.
«Веселый художник»
Предложите придумать и нарисовать необычных героев сказки. Например: заялис (верхняя часть туловища зайца, а нижняя – лисы) и др. Попробуйте представить, как они будут есть, передвигаться и т. д.
«Накорми животное»
Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова- еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
«Прятки»
Спрячьте одного из героев сказки и предложите ребенку угадать, кто спрятался (кого не стало).
Рекомендации логопеда родителям по развитию читательского интереса у детей
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людям.
муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский
сад № 555» (МАДОУ д/с № 555)
Консультация для родителей на тему:
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Подготовил: воспитатель Сабрекова В.В.
Квалификация:
нет
Новосибирск
2017 г
Консультация для родителей на тему:
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Народная сказка – одна из произведений искусства слова, которые слышит ребенок
в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие
черты характера. Она помогает впервые годы жизни разобраться в таких сложных
вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает
либо сочувствие, либо осуждение.
Можно сделать «домашний театр» (на
магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.
Сказка научит ребенка:
-пересказывать близко к тексту;
— обогатит словарь образными выражениями;
-научит интонационной выразительности
(восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи).
— научит оценивать поступки героев их
взаимоотношения;
— разовьет фантазию малыша, его творческое
воображение.
Расскажите сказку «Теремок»
(любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её
название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку
с использованием персонажей. После показа сказки задайте вопросы: Как
называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к
теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит
мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика
(зайчик – попрыгайчик, мышку-норушку) и др.
В конце беседы спросите, кто нравится
вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?
Для развития фантазии и воображения
предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте
малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра-фантазия
«Изобрази героев сказки».
Ребенок выбирает героев сказки, но не
называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и
хвалит за старание и оригинальность.
«Сказочник». Предложите ребенку стать
сказочником и придумать свою историю с героями сказки.
«Накорми
животное». Взрослый показывает героев
сказки, а ребенок придумывает слова: еду, которую любит животное. Например:
зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
«Прятки». Спрячьте одного из героев сказки и
предложите ребенку угадать, кто спрятался (кого не стало).
Консультация для родителей «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка »
Консультация для родителей
«Чтение и рассказывание сказок
для развития речи ребенка»
Все без исключения дети любят, когда им читают или рассказывают сказки. Они так давно стали неотъемлемым атрибутом счастливого детства и инструментом воспитания, а уж разнообразие литературного сказочного наследия просто поражает воображение — народные и авторские, русские и иностранные, для малышей и подростков и даже для взрослых.
Вековая мудрость в том, что именно сказки были первыми учебниками для маленьких людей — они рассказывали им о жизни в большом мире, о принятых в них законах и правилах, учили жизненным ценностям и прививали любовь к добру. Сказка рассказывала ребёнку (и не только ребёнку, но и взрослому) о способах Духовного развития, о смысле Жизни.
Раньше традиционо сказки маленькому ребёнку, как правило, рассказывала женщина — мама, бабушка, кормилица или нянька. Именно эти люди были наиболее родными и близкими для малыша — звуком своего голоса, теплом своих рук они согревали, успокаивали при плаче или болезни, дарили покой и счастье даже самому беспокойному и непоседливому малышу. Женские сказки были протяжными, спокойно-эмоциональными — зачастую ритмичными, с множеством повторов и неторопливым действием. Цель такой сказки — отвлечь ребёнка от активных игр и проказ, успокоить, подготовить ко сну, заворожить тихим журчанием рассказа.
В старинных русских сказках нет лишних слов или несущественных деталей — их структура часто построена таким образом, что, уловив внимание малыша, они уже не дают ему отвлечься от сюжета. Достигается это специальными словами, ритмикой, повышением или понижением тембра, сменой интонацией. Все эти уловки позволяли развивать детское воображение и фантазию, а устная речь прекрасно воспринималась даже без разглядывания картинок.
В наше время чтение и рассказывание сказок детям — преимущественно мамино или бабушкино дело. Но и папу стоит привлечь к этому полезному занятию. Современные дети испытывают дефицит мужской составляющей в процессе воспитания, а сказка — это отличный повод для папы или дедушки пообщаться с ребёнком и подарить ему радостные моменты.
Распространено мнение, что сказки несут исключительно добро и воспитывают в детях человеколюбие и положительные эмоции. Однако с древними сказками не все так просто, и их скрытый, глубинный смысл может отличаться от того, который мы вкладываем в них сейчас.
Интересно, что многие древние сказки разных народов изначально предназначались для взрослых. А темы, в которых они поднимались, были отнюдь не детскими: часто они рассказывали о неизбежности смерти, сказочные персонажи могли олицетворять враждебные стихийные силы — голод, болезни, войны, а сюжеты были неоднозначны и не всегда имели счастливый конец в современном понимании.
К тому же, в те времена сказки были продолжением мифологии, и были наполнены метафорами и олицетворениями. С веками сакральный смысл этих сказаний терялся, сказки видоизменялись и упрощались. Это привело к тому, что современный человек уже не знает истинного смысла русских сказок. А зря. Ведь сказки тех времён не были просто историями-небылицами. Это своего рода учение о предназначении человека, цели его рождения на этой Земле.
Как выбрать правильную сказку для малыша? Прежде всего, нужно ориентироваться на возраст ребёнка. Интересоваться устной речью дети начинают ближе к году — именно тогда можно знакомить ребёнка с простыми сказками, в которых можно подражать звукам и разговорам знакомых героев — мышек и кисок, птичек и машинок. Яркие книжки с крупными рисунками и небольшим количеством текста подойдут для этого лучше всего. И не забывайте о мимике и жестах — малышам нравится, когда по ходу сюжеты взрослые активно демонстрируют сюжет — гримасничают, жестикулируют, жалеют и защищают нарисованных героев. Детям раннего возраста 2 — 4 лет уже можно начинать понемногу рассказывать волшебные сказки, так как к этому возрасту они уже способны фантазировать. Однако, помните, что различать реальный и вымышленный мир дети учатся только к 4 — 6 годам. Поэтому не слишком увлекайтесь насыщенностью сюжета — иногда у детей может развиться страхи и боязнь отрицательных сказочных персонажей, которая окажет влияние на психическое развитие ребёнка.
Очень полезно приучать детей слушать и понимать сказки о природе и жизни животных. Они отлично расширяют кругозор и формируют эрудицию — зачастую дети лучше взрослых разбираются в разновидностях жучков, птичек или экзотических животных. Эти сказки играют важную роль в экологическом воспитании — и отлично, если у вас есть возможность продемонстрировать ребёнку жизнь знакомых персонажей в естественных условиях.
Дети 4 — 6 лет и младшие школьники могут уже сами высказывать предпочтения и выбирать себе сказки. Им часто нравятся сказочные рассказы о детях — ровесниках — например, книжки о Карлсоне, Незнайке, Вини-Пухе и его друзьях, повести Э. Успенского или серия о волшебнике Изумрудного города.
Даже если ребёнок научился читать свои первые книжки, не отказывайте ему в просьбе почитать перед сном — ведь его литературные интересы часто обгоняют технику чтения. Старшие дошколята уже интересуются толстыми книжками и длинными сказками, которые можно читать постепенно, день за днем.
Если вы приучите ребенка читать, а не смотреть телевизор или играть в компьютер — вы можете себя поздравить! Ведь чтение развивает память, интеллект, фантазию и образное мышление, а значит, ребёнок будет лучше учиться и обязательно найдет своё место в жизни.
Консультация для родителей «КНИЖКИ ЧИТАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»
МБОУ «Образовательный центр № 36» Бессонова Алена Валериевна воспитатель
Книжки читаем – речь развиваем!
«То, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…»
Марина Цветаева
Уважаемые родители, несомненно, вы желаете своему ребенку только самого лучшего. Вы мечтаете, чтобы малыш был образован, грамотно и красиво говорил, избежал проблем при обучении в школе? Одной из первых инвестиций в развитие ребенка станет чтение книг.
Читать вслух можно начинать даже грудному ребенку.
Скачать конспект
Литература для детей двух- и трех лет — это короткие истории, описанные простыми предложениями, с рифмами и повторами. Сказкотерапевты утверждают, что обязательными в памяти детей должны быть укоренены четыре сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Не нужно стараться читать каждый раз новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку ребенку столько раз, чтобы он успевал её выучить наизусть.
К четырем годам у ребенка развивается воображение и чтение становиться особенно важным. А если к пяти годам у ребенка нет устойчивой привычки слушать – это катастрофа! Потому что, не использованы лучший способ и лучшее время для освоения родного языка.
Чем больше вы читаете своему ребенку, тем лучше он будет говорить. Связь чтения с развитием речи, действительно, очень велика. Только приученный к книге малыш обладает бесценным даром легко понимать смысл прочитанного или услышанного, у него формируется усидчивость, а это очень важное качество.
Регулярное чтение является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас. Эксперты доказали, что малыш, которому ежедневно читают, слышит в среднем 1200 слов в день, это в 2 раза больше, чем ребенок, которому родители не читают книг.
Дошкольник, слушая литературную речь, учится сам грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо того, чтение развивает интеллектуальные способности ребенка, расширяет его кругозор, способствует формированию правильных представлений об окружающем мире. Развиваются такие психические процессы как восприятие, слух, память и воображение.
В процессе ежедневного чтения, ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец, как развивается сюжет.
Десятилетия исследований в лабораториях по всему миру показали, что способность читать связана с навыками слушания, включая слуховую память и внимание, способность рифмовать звуки и различать быстро меняющиеся звуки, отмечают ученые.
Чтение так же отвечает за создание особого вида эмоциональной связи между родителями и детьми, поможет ребенку преодолеть многие проблемы, в том числе и несовершенства речевого развития.
Чтобы чтение приносило большую пользу, попробуйте следовать следующим советам:
— Если произведение объемное, то прежде чем продолжить его прочтение, спросите ребенка, о чем читали вчера, как звали героев, чем они занимались. Поощряйте детские ответы, помогайте, задавая наводящие вопросы.
— Во время чтения останавливайтесь, чтобы объяснить малышу смысл незнакомых слов, отвечайте на вопросы, делайте пояснения.
— Поощряйте ребенка пересказывать хотя бы небольшой отрывок или дополнять Ваш рассказ. Важно, чтобы малыш выражал свое отношение к читаемому.
Ребенку, имеющему нарушения звукопроизношения, можно прочесть рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква», сказку-повесть А. Усачева «Малуся и Рогопед», с целью формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям.
Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам, у него будет поддерживаться желание узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус.
Как заинтересовать ребенка книгой
Англичане говорят, что чтению не учатся, а чтением заражаются. Ребенок должен видеть своих родителей читающими. Это первое и главное условие для того, чтобы ваше чадо стало Читателем.
Некоторые родители, стараясь приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать малыша сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, и детские книжки пылятся на полках. Не сдавайтесь!
Выбирая книжку для чтения, привлекайте к этому занятию ребенка. Обратите внимание на красивую обложку.
Попробуйте оставлять интересные, красочные книги везде, где ребенок мог бы их увидеть. Дарите книги малышу в качестве подарка. И, конечно, сведите к минимому время, проводимое ребенком перед телевизором. Сейчас существует достаточное количество интересных и качественных мультфильмов, но они не заменят книгу.
Читайте с выражением, меняйте интонацию, так ребенку будет легче представить себе героев.
Чтобы дошкольник не терял интереса, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации. Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он видит, делать умозаключения.
Когда читаете, уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают чадо. И главное, не отвлекайтесь сами.
Ответственно отнеситесь к выбору книг для чтения. Книга обязательно должна соответствовать возрасту ребенка, иначе он не поймет содержание и ему станет скучно. При подборе книг, посоветуйтесь с воспитателями вашей возрастной группы.
Читать можно везде: и в детской поликлинике, дожидаясь своей очереди, и в машине, застрявшей в пробке. Поэтому не ленитесь взять с собой детскую книжку. Конечно, днем читать можно и очень нужно, но это не будет так таинственно, волшебно, как перед сном. Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку и станет традицией в вашей семье!
И помните китайскую пословицу: «Один родитель ценнее тысячи учителей».
Литература
- Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб., «Детство – Пресс», 2004.
- Евсюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М., 2000.
- Использованы материалы СМИ и сети интернет.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Ответственных родителей всегда интересует вопрос гармоничного развития ребенка. Им хочется, чтобы малыш не отставал от сверстников или даже опережал их. Один из важнейших показателей успешности развития ребенка — это речь. Она должна быть правильная, богатая, эмоционально окрашенная.
Развить эти характеристики речи можно через чтение сказок. В статье приводятся советы, как преподнести текст произведения, обсудить его с малышом и пересказать. Вы найдете информацию о том, как играть с ребенком в сказку, разыгрывать сценки и выполнять творческие задания по прочитанному. Вам будут представлены перечни сборников, подходящие детям в определенном возрасте.
Содержание:
- Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка
- Как читать сказки детям в 1-3 года
- Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет
- Как пересказывать сказку детям 5-7 лет
- Как инсценировать сказку
- Пальчиковый театр
- Кукольный театр
- Драматический театр
- Как играть с ребенком в сказку
- Творчество по сюжету сказки
- Лучшие сборники сказок
- Детям 1-2 лет
- Детям 3-4 лет
- Детям 5-7 лет
- Заключение
Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка
Чтение сказок подходит детям в любом возрасте. Они получают мощный стимул к развитию в увлекательной форме.Во время слушания у детей активизируется память, внимание, воображение, обогащается словарный запас.
Игры по прочитанному сюжету зарождают творческие способности, улучшают мышление, учат фантазировать. Инсценировки, обсуждения сказки, творчество — мощные средства для развития речи. У детей улучшается произношение. Они учатся говорить связно и выразительно.
Как читать сказки детям в 1-3 года
Крайне важно не навредить, не наскучить и не привить неприязнь к занятиям с раннего возраста. При чтении сказки следует обратить внимание на несложные, но важные правила:
- Проводить занятия надо, учитывая особенности возраста ребенка. Тогда малыш будет легко и с удовольствием получать новые знания
Главное, на что должны опираться родители — это интерес. Детские психологи утверждают, что ребенок развивается, занимаясь общим интересным делом со взрослым.
Ничто не должно отвлекать читателя и маленького слушателя от чтения.
- Необходимо посадить малыша так, чтобы он видел жесты и мимику взрослого. На интересных моментах нужно делать паузы, активно жестикулировать, играть. Так ребенок не заскучает и будет слушать с удовольствием.
- Если карапуз еще не в состоянии прослушать сказку целиком — надо сокращать повествование. Можно рассказывать или читать только основные моменты. Когда усидчивость и внимание малыша улучшатся — увеличить продолжительность чтения.
- Рассказывать сказку своими словами, а не читать по книге — это значит дать ребенку яркий пример связной и выразительной речи. Заинтересовать малыша помогут яркие картинки и игрушки. Пусть игрушки будут актерами и устроят ребенку представление. Такой прием научит соотносить новые, абстрактные понятия с уже известными ему вещами и персонажами. Малышу это доставит удовольствие и удержит его внимание.
- Стоит читать всей семьей. Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат по-своему преподнесут сюжет. У каждого из них индивидуальная интонация, мимика, эмоциональность, особый вариант развития событий сказки.
- Во время чтения пусть ребенок повторяет за взрослым. Как мычит корова? Как зовут персонажа? Можно, например, спеть песенку Колобка. Делать это следует эмоционально и ярко. Малышу захочется повторить это за родителем, а потом и произнести самостоятельно.
- Нужно читать сказку столько раз, сколько захочет ребенок. Для него важна стабильность. Любимая сказка, даже прослушанная много раз, не может надоесть.
Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет
Обсуждая сказку с ребенком, мы касаемся сложных и серьезных тем — добро и зло, взаимовыручка, верность и т.д. Нужно обсуждать прочитанное, пока малыш не уяснит его смысл.
Так расширяется кругозор, происходит знакомство с важнейшими жизненными понятиями.
При обсуждении рекомендуется применять следующие правила:
- По ходу чтения следует объяснять незнакомые слова. Необходимо заранее посмотреть трудные значения в словаре, чтобы доходчиво и легко преподнести их. Так ребенку будет проще слушать и понимать. Если он что-то не понял, то быстро потеряет интерес.
- Первое время задавать вопросы, на которые достаточно односложного ответа. Так ребенок сможет участвовать в диалоге на доступном ему языке. Если он затрудняется — нужно ответить самим и попросить повторить.
- Затем задать вопросы, требующие развернутого ответа. Не страшно, если вначале малыш не сможет придумать его самостоятельно. Взрослый должен дать ответ сам. Ребенок запомнит — сразу или через несколько повторений.
- Можно проговаривать начало предложения и показывать на картинку с нужным словом или персонажем. Пусть ребенок озвучит их, завершая фразу.
Например, обсуждая сказку “Зайкина избушка”, следует коснуться таких проблем, как превосходство силы, готовность помочь тому, кто в беде. Можно задать малышу такие вопросы:
- Кто главные герои?
- О чем говорится в сказке?
- Что такое избушка?
- Кто построил лубяную избушку?
- Что такое луб? ( Сразу же нужно объяснить, что это — внутренняя часть коры дерева. Ведь вы заглянули предварительно в словарь )
- Какая избушка была у лисы?
- Что случилось весной с ледяной избушкой?
- Что сделала лиса?
- Она хорошо поступила?
- Кого тебе жалко — лису или зайку?
- Кто пожалел зайку?
- Кто смог прогнать лису?
Слушая сказку про Винни-Пуха, малыш знакомится с яркими особенностями личности. Он может задуматься о своих характерных чертах. Вести обсуждение можно, например, так:
- Винни-Пух — это медвежонок, поросенок или мальчик?
- Как звали поросенка и мальчика?
- Винни очень любил сладости, особенно мед и сгущенное молоко. А что ему нравилось больше?
- Как он решил добыть мед?
- Кто ему помогал?
- Как?
- Удалось друзьям попробовать мед?
- Почему?
- Какой Винни по характеру — добрый? Злой? Жадный? Обидчивый? Трусливый? Смелый? Веселый? Грустный?
- Он тебе нравится? Почему он тебе нравится?
- А Пятачок тебе нравится? Почему? А какой он?
- А знаешь, что мне очень нравится в Винни Пухе и Пятачке?
- А знаешь, что я очень-очень люблю в тебе?
Как пересказывать сказку детям 5-7 лет
Дети старшего дошкольного возраста готовы к развитию речи на более серьезном уровне. Подходящий для этого способ — пересказ прочитанной сказки. Он развивает внимание, мышление, память, монологическую речь, активизирует словарный запас и учит последовательному изложению мыслей.
Пересказывание — довольно сложное занятие для дошкольника. На первых порах ребёнок не знает, с чего начать, не умеет выделять главную мысль, не владеет достаточным словарным запасом. От взрослых требуется терпение и умелая поддержка. Нужно в игровой форме помочь ребёнку овладеть искусством пересказа.
- Родителям следует выделять главную мысль прочитанной сказки. Позже можно спрашивать об этом ребёнка по наводящим вопросам. Взрослым стоит высказывать свое мнение, отношение к поступкам героев. Так беседа покажется ребенку увлекательнее.
- Читая, родители должны обратить внимание на незнакомые слова, продумать заранее, как их объяснить. Из-за непонятого слова или выражения ребенок может растеряться и даже забыть, о чем он хотел сказать.
- Чтецу нужно выделять интонацией, жестами и мимикой важные моменты в тексте — добрый поступок персонажа, напряженный момент и т.д. Это — опорные точки. По ним ребенку будет проще вспомнить прочитанное и рассказать об этом.
- Пересказывать лучше по опорным картинкам. Сперва надо рассмотреть иллюстрацию с ребёнком: “Ты так представлял себе персонажа?” Когда картинка его заинтересует, спросить, что делал в этот момент герой. Позже можно переходить непосредственно к пересказу по опорным картинкам. Они должны быть очень подробными, на каждые 1-2 предложения сказки. Затем можно начинать усложненный вариант — чуть менее подробные иллюстрации. “Опытный” дошкольник может научиться пересказывать по одной картинке на текст.
- Полезно рассказывать по ролям. Пусть ребенок перескажет реплику любимого героя, участвуя в диалоге персонажей. Со временем надо увеличивать количество реплик, которые он будет озвучивать.
- Можно пересказывать сказку по очереди. Пусть ребенок продолжит реплику взрослого хотя бы одним предложением. При необходимости стоит помочь ему, продолжить пересказ самим. Родители могут сделать вид, что забыли, о чем дальше идёт речь в сказке. Сын или дочь с удовольствием поправят их.
Обязательно нужно хвалить ребёнка за старания. Ему важно видеть свои маленькие успехи и ощущать поддержку любимых людей.
Как инсценировать сказку
Одно из самых увлекательных занятий для ребенка любого возраста — игра в сказку. Малышам подойдут игры с “одушевлением” героев, игры-инсценировки. Им понравится, если игрушки оживут и разыграют представление. Детям захочется повторить лай собаки или сказать маме, кто из героев спрятался за ширму.
Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.
Пальчиковый театр
Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь. Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент.
Кукольный театр
Малыши могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.
Драматический театр
Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова.
Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности.
Как играть с ребенком в сказку
Ребятам среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить творческие задания. Они задействуют воображение . Обязательно надо поддерживать идеи детей.
Вначале ребенок может затрудняться фантазировать вслух на тему сказки. Родитель должен помочь наводящими вопросами. Стоит “сыграть” вместо персонажа испуг, удивление, радость в ответ на идею ребенка. Видя отдачу, творить и фантазировать приятнее.
- Можно придумать новое название сказки. Чтобы было интереснее, предложить ребенку свои варианты. Устроить конкурс для всех членов семьи.
- Стоит пофантазировать, как бы изменился сюжет при добавлении нового героя. Пусть дошкольник придумает ему имя, нарисует портрет или новую сцену из сказки. Можно рассказать вместе или по очереди сказочную историю с участием этого персонажа.
- Интересно, что было бы, если бы сказки перепутались? Ребенок с удовольствием послушает историю, в которой герои смешались и попали в забавные ситуации. Скоро он захочет взять инициативу на себя и тоже придумает смешную сказку.
- А если сочинить сказку “наоборот”? Можно пофантазировать, как изменились бы черты главных героев, как бы они поступали. Например, в конце произведения злая фея раскаялась и ушла работать воспитательницей в детский садик.
- Трудно в это поверить, но персонажи улетели на Луну. Что бы они делали? Как бы вышли из затруднительной ситуации?
- Можно провести сказочное расследование. Как убежал Колобок? Почему Маша съела кашу трех медведей? Эта игра прекрасно развивает не только воображение, но и укрепляет причинно-следственные связи, учит анализировать и делать выводы.
- Будет забавно “переврать” концовку сказки. Репку так и не смогли вытащить, и она выросла величиной с дом. Посуда Федоры осталась жить в лесу. Стоит нарисовать к ним картинки вместе с ребенком.
- Хотите почувствовать себя журналистами? Нужно посадить перед собой игрушку-персонажа, “включить” диктофон и надеть бейджик. Задавать вопросы лучше по очереди. Другой член семьи пусть “озвучивает” героя интервью.
- Как изменилась бы история, если бы герой вовремя получил предупреждение? Или совет посмотреть на себя со стороны? Можно написать любимым персонажам красивое письмо или “отправить” записку с игрушечным почтальоном. А потом придумать новый вариант сказки, ведь герой послушался вашего совета и поступил по-другому.
Творчество по сюжету сказки
В процессе творчества раскрывается потенциал ребёнка. Он чувствует себя художником или соавтором, выражая свои идеи при изготовлении поделки.
Творческая работа руками развивает мелкую моторику, а, значит, и речь. Это может быть лепка, рисование, раскрашивание, моделирование.
- С малышами нужно раскрашивать и рисовать пальчиковыми красками. Стоит постелить на пол защитное покрытие (например, пленку), сверху положить большой лист бумаги с заготовкой (например, с изображением солнышка). Лучше одеться с крохой в такую одежду, которую не жалко испачкать. В процессе творчества малыш может разрисовать все вокруг. Важно показать, как пользоваться красками. Нужно окунуть пальчик малыша в баночку и помочь провести линию, поставить кляксу на бумаге. Затем стоит предложить ребенку “рисовать”самостоятельно, немного придерживая его за локоть.
- Можно попробовать рисовать кистью или карандашами “рука в руку”. Пусть взрослый встанет за спину крохи, вложит кисть в его ладошку и придерживает своей рукой. Так надо набирать краску, рисовать, раскрашивать, мыть кисточку. Это учит малышей правильному захвату, укрепляет запястье для самостоятельного рисования и письма.
- Старшим деткам будет интересно мастерить из необычных материалов — ягод, ватных палочек, песка и т.д.
- Прочитав сказку и побеседовав о ней, стоит изготовить поделку и изобразить персонажей. Лучше обсуждать в ходе процесса, что у вас получится, и приветствовать идеи ребенка.
- Будет интересно сочинить сказку о том, как герои появились у вас дома в виде поделок. Что случилось с ними потом?
- Фантазировать и придумывать новую историю можно прямо во время лепки или рисования. Например, поставить на листе круг.
- На что он похож? На лицо?
Ребенок может добавить глаза, уши, рот, нос.
- Кто это может быть? Как его зовут?
Пусть ребенок дорисует туловище.
- Где он находится?
Можно добавить дом, дерево, солнце.
- Кто с ним рядом?
- Что случилось потом?
- Чем все закончилось?
Старшие дети могут ответить на вопросы и закончить историю самостоятельно. С малышами надо озвучивать хором или по очереди то, что появляется в ходе творчества.
Лучшие сборники сказок
Детям 1-2 лет
Родителям важно следить за качеством иллюстраций в детских книгах. Именно на них обращает внимание ребенок, по ним запоминает сюжет и последовательность действий в сказке.
Картинки должны быть приятных, спокойных цветов, на белом фоне, чтобы не перегружать зрение. Малыши отождествляют себя с персонажами-детьми или одушевленными животными. Пусть они на иллюстрациях выглядят добрыми и имеют детские пропорции тела.
Книги с большим количеством текста в этом возрасте ребенку не нужны. Чтобы не утомить его, на странице должно быть не более 1-2 предложений.
Хорошо, если в сказке есть повторения текста — например, “Колобок”, “Репка”.
Чтобы малыш нечаянно не порвал книжку, в ней должны быть плотные страницы. Так крохе будет удобно “читать”. Книги с обычными страницами тоже допустимы, если взрослые будут показывать осторожное обращение с ними.
Стоит познакомить малыша с короткими русскими народными сказками, потешками, песенками, стихами А. Барто, В. Сутеева, К.Чуковского, С. Маршака.
- Все лучшие сказки в картинках для малышей. С. Маршак , С. Михалков.
- Книга для чтения детям от 6 месяцев до 3 лет. Толстой А.Н. , Барто А.Л.
- 100 стихов малышам Барто А.Л. , Чуковский К.И.
- Сказки В. Сутеев
- 100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей Берестов В.Д. , Толстой А.Н.
- Сказки для малышей Чуковский К.И.
Поучительные авторские сказки, написанные специально для нашего сайта с любовью к детям и большим вниманием к вопросам детского развития и воспитания, вы найдете по этой ссылке.
Детям 3-4 лет
Качественные иллюстрации в книгах важны детям и в этом возрасте. Пусть они будут на каждой странице издания. Рассматривание увлекательной книги прививает любовь к чтению.
Стоит обратить внимание на те сказки, в которых герои совершают добрые или дурные поступки. Их можно обсудить на примере.
Нужно выбирать произведения, в которых персонажи решают актуальные проблемы ребенка. Например, историю о том, как утенок научился делиться, или Маше понравилось чистить зубы. Полезно читать русские народные сказки, шедевры всемирной литературы — адаптированные по возрасту произведения Ш. Перро, Г.Х. Андерсена и т.д.
Лучше разнообразить тематику — волшебные сказки, о животных, народные. Это расширит кругозор ребенка и поможет сформировать его предпочтения.
- Все самые великие сказки мира
- Три поросенка. Сказки С. Михалков
- Лучшие сказки для мальчиков Терентьева И.А., Сутеев В.Г.
- Сказки для принцесс Г.Х. Андерсен , Братья Гримм
- Волшебные сказки в лучших иллюстрациях Шарль Перро , Братья Гримм
- Сказки про «можно» и «нельзя» С. Михалков , В.Осеева
Поучительные авторские сказки, написанные специально для нашего сайта с любовью к детям и большим вниманием к вопросам детского развития и воспитания, вы найдете по этой ссылке .
Детям 5-7 лет
В этом возрасте некоторые дети учатся читать. Для этой цели книги должны быть с крупными буквами, небольшим текстом (1-2 предложения на странице) и понятными картинками. Пусть это будут знакомые стихотворения, короткие сказки.
Если ребенку читает взрослый, то надо выбирать произведения с понятной и актуальной темой (поступление в школу, самостоятельность, дружба, разрешение споров и т.д.)
Истории могут быть уже достаточно длинными, чтобы читать по главам.
Можно читать сказки отечественных и зарубежных писателей. Незнакомые издания родители должны изучить сами, чтобы выбрать качественную книгу.
- Дядя Федор, пес и кот Успенский Э.Н.
- Маугли. Сказки Р. Киплинг
- Приключения Незнайки и его друзей. Носов Н.Н.
- Питер Пэн. Джеймс Барри
- Волшебник Изумрудного города. Волков А.М.
- Старик Хоттабыч. Л. Лагин
Поучительные авторские сказки, написанные специально для нашего сайта с любовью к детям и большим вниманием к вопросам детского развития и воспитания, вы найдете по этой ссылке .
Заключение
Чтение сказок — мощное средство для всестороннего развития ребенка. Оно обогащает словарный запас, активизирует речь. Обсуждение прочитанного позволит лучше мыслить, разовьет логику, научит анализировать. Пересказ поможет ребенку связно излагать мысли и улучшит память. Игры в сказку, создание творческих поделок повысят уверенность в себе, разовьют воображение и художественный дар.
Важно показывать положительный пример, читать книги самим. Взрослому надо изучать с ребенком разнообразные по жанрам книги. Полезно читать и те, которые выбирают сами дети. Любовь к книгам — один из важнейших шагов к успешности в будущем.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Автор: Попова Наталья Николаевна
Консультация для родителей
Роль сказки в развитии речи детей.
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.Все дети любят сказки. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка это тот волшебный мир, где ребенку комфортно, так как мир взрослых со сложными законами, ограничениями, правилами еще малодоступен для понимания детьми. Сказочный мир учит ребенка напрямую, сказочная информация легко усваивается. Дети вслед за взрослым поражают сказочным героям, обретая с помощью сказки новыми способами взаимоотношений с окружающим миром. Никто лучше сказочный героев не научит детей дружбе, сплоченности, доброте. Сказка учит ребенка вести диалог от имени сказочного героя, называть героев сказки: лисичкасестричка, волчок – серый бочок и т.д., тем самым обогащая речь неповторимым звучанием родного языка. Вот несколько рекомендаций родителям по развитию речи при помощи сказок: 1. Как можно чаще читайте ребенку (русские народные сказки, а так же сказки современных русских писателей для малышей). Значимую роль в развитии речи играет чтение на ночь (малыш усваивает новые слова, обороты речи, развивается слух). Следует помнить, что произношение должно быть внятным, четким, выразительным. Обязательно обсудите прочитанное с малышом. 2. Рассказывайте сказки, совместно с ребенком пересказываете их, если ребенок затрудняется пересказывать, помогайте ему, пусть он договаривает окончания предложений. 3. Как можно больше разговаривайте с ребенком в свободное время. Главные собеседники в семье – это значимые для ребенка взрослые (папа мама, дедушка, бабушка). 4. Помните, что книги лучше приобретать с красочными иллюстрациями. 5. Учите с малышом наизусть потешки, стихотворения, песенки (это тренирует память, способствует развитию выразительности ) 6. Проговаривайте с ребенком скороговорки, чистоговорки, они способствуют улучшению звукопроизношения. 7. Малыши любят отгадывать и загадывать загадки. Загадки развивают мышление (обучают детей делать выводы, анализировать). Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы : «Как догадался?», «Почему?» 8. Играйте с ребенком в игры по сказкам. Игра для дошкольника является ведущим видом деятельности, следовательно, через игру ребенок все усваивает быстрее. 9. Всегда при разговоре с ребенком обращайте внимание на собственную речь: она должна быть правильной и четкой. Разговаривайте спокойным тоном. Помните, что малыш учится говорить у вас, поэтому следите за правильностью своей речи
· Сказки развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
· Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.
· Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно.
· Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.
·
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена.
Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.
· Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.
· Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
«Как читать сказку детям»
Для чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…»
( Джанни Родари).
Исследователь отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, — не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
· Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
· Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
·
· Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
· Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
· Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
· Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
· Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
· Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанном.
Воспитание сказкой
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее.
В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Игры со сказками
· В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
· Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки.
· Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Гуси… Конек…
Крошечка… Мороз…
Аленький.. Красная…
Доктор… Цветик…
Заюшкина… Бременские…
Что лишнее?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
дел, бабка. внучка, репка. огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка «По-шучьему велению» ).
Старик, рыбка, старуха, стирал клал машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
. То бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.
· Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
«Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка»
Сказка в жизни дошкольника
Слушая рассказы и сказки в исполнении мастеров слова или своих близких, дети познают точность слова (в рассказах), в сказках перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Содержание любых литературных произведений до них доводит взрослый. Цель чтения сказок детям:
-
Донести до малышей содержание произведения.
-
Уметь раскрыть замысел автора, воспитать нравственное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам.
-
Интонационно передать своё отношение к героям произведения.
-
Развить интерес к художественной литературе.
-
Научить отличать сказку от рассказа.
-
Развить умение рассказывать сказки, побуждать ребят к драматизации.
Естественно, достичь реализации данных целей и задач можно при условии, если дома уделяется достаточное внимание рассказыванию, чтению. Следует помнить, что само по себе слушание, а затем чтение не приходит: его необходимо развивать с самого раннего детства, чтобы развить у детей способность слушать, вслушиваться в художественное слово и понимать его значение.
Развитие речи ребенка через сказку
В данной статье мы рассмотрим лишь некоторые вопросы роли сказки в развитии речи детей дошкольного возраста. Начинается знакомство со сказками с полутора-двух лет, когда мы знакомим своих малышей со сказками «Курочка Ряба», «Репка», далее «Теремок», «Колобок» и т.п.
Заинтересовать детишек к слушанию сказки лучше всего с помощью рассматривания красочных игрушек, картинок. Далее начните знакомство с иллюстрациями к сказке в книге, вызвав интерес ребёнка к книге и иллюстрациям. При рассматривании иллюстраций взрослый просто проговаривает правильное содержание сказки и вовлекает детей в разговор вопросами типа: «Что снесла курочка Ряба?», «Кто разбил яичко?», добивайтесь, чтобы дети повторяли за вами выражения: «…дед бил – бил, баба била-била…» и прочее. Малыши любят такие повторы и с удовольствием участвуют в подобных диалогах. Сказка в развитии речи детей – знакомство с особенностями народного разговорного жанра.
Необходимо взрослым учитывать, что такой жанр, как народная сказка, требует рассказывания, а не чтения, что усиливает эмоциональное воздействие на детей, способствует лучшему восприятию основного замысла сказки, так как взрослый разговаривает с ребёнком. Именно при рассказывании воспитывается важное умение слушать и понимать речь взрослого.
Сказка в жизни ребёнка беседа
С детьми трёх лет уже после рассказывания сказки предлагается вспомнить наиболее интересные моменты сказки и повторить их словами. Если взрослые вспомнят своё детство, то наверняка восстановят в своей памяти интересные рассказы своих бабушек и дедушек о том, как они терпеливо, загадочно и эмоционально рассказывали им сказочные истории. Я же приведу пример из общения бабушки с внучкой. После того, как бабушка рассказала Танюше сказку «Маша и Медведь», попросила девочку ответить на вопрос: «Какие слова говорил Медведь, когда хотел съесть пирожок?» Внучка не смогла ответить, что вполне естественно. Тогда бабушка напомнила ей эти слова: «Сяду на пенёк, съем пирожок?», и они вместе их повторили несколько раз. То же самое они проделали с ответом Машеньки: «… вижу-вижу, слышу-слышу…». Бабушка так сумела обыграть сказку, что уже вечером девочка сама повторяла в нужный момент слова Медведя и Машеньки. В дальнейшем при слушании сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, Петух и Лиса» Тане предлагалось запоминать песенки Волка, Лисы, Петуха, предлагая девочке вспомнить, какую песенку пел Петушок, как пела Коза своим козлятушкам, повторить песенку Волка козляткам и прочее.
При повторении песенок из сказок дети хорошо запоминают слова и образные выражения, улавливают созвучность строк, а также могут использовать эти выражения в играх, драматизациях, пересказах сказок.
Развитие речи при рассказывании сказок детьми
Взрослые же должны обращать внимание на то, чтобы все эти сказочные выражения и слова употреблялись детьми в правильной грамматической форме. Всё это необходимо будет в дальнейшем для правильного восприятия более сложных произведений, дальнейшего развития речи.
В старшем дошкольном возрасте дети способны глубоко осмыслить содержание сказок, понимать главную идею сказки и правильно оценить поступки её героев. Кроме того, дети 5-7 лет должны уметь отличить сказку от рассказа, стихотворения. Поэтому после рассказывания народной сказки желательно ребятам задать вопросы: «Что я тебе рассказала? (рассказал)?», «Почему ты думаешь, что это сказка?». Вопросы эти направлены на осознание детьми характерных особенностей сказки – зачин, повторы, концовка. Необходимо так же задавать вопросы, выявляющие последовательность событий и определяющие характерные особенности персонажей сказки и обращать внимание на средства художественной выразительности сказки. Например, после рассказывания сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» попросите ребёнка описать пруд, в котором утопили Алёнушку. Спросите, какое выражение в сказке больше всего понравилось ребёнку и почему. Подобные задания и вопросы позволяют детям выразить своё мнение, что ценно для развития их мышления, внимания, воображения, памяти.
Необходимо знать и помнить, если народные сказки лучше всего рассказывать детям, то авторские сказки следует читать, так как каждый автор использует свои индивидуальные особенности речи, которые дети должны уметь воспринимать и отличать. Хорошо воспринимаются детьми сказки А.С. Пушкина, П.Бажова из цикла «Малахитовая шкатулка», М.Горького «Воробьишко», В.Одоевского «Мороз Иванович», С.Маршака «12 месяцев», «Кошкин дом», С.Аксакова «Аленький цветочек», сказки Андерсена, братьев Гримм и т.п.
Значение сказки в жизни дошкольника
Слушая сказки, дети начинают рассуждать, не только о том, чем отличается сказка от рассказа, стихотворения, но и объяснять поступки героев, делать выводы, определив свое отношении к сказочным персонажам, их взаимоотношениям. Задача взрослых – воспитывать правильное восприятие содержания сказок и умение использовать слова и выражения из сказок в речи. Для этого хорошо использовать творческие задания, как делала мама Валеры. Женщина умело использовала прогулки с мальчиком по парку. Пруд в городском саду она просила мальчика описать после знакомства со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Наблюдая за воробьями, они вспоминали сказку М.Горького «Воробьишко». Подобные творческие задания оказывают большое влияние на обогащение словаря детей, учат малышей вести диалог, воспитывают умения описывать нужные события, вспоминая прочитанное, услышанное. Ребята начинают умело пользоваться синонимами, сравнениями, понимают их значение. Всё это воспитывает в детях внимание к слову, его значению, эмоциональной окраске, точности употребления.
Драматизация сказки
Драматизация сказок является одним из видов театрализованных игр, в которых дети имеют возможность перевоплощаться в героев любимых сказок. В таких играх дети могут быть и зрителями, и героями произведения. Содержание сказки подсказывает ребятам действия, а образ героя сказки воссоздают они сами с помощью жестов, выразительности речи, движений, обращения к другим героям. Ребёнок сам выбирает выразительные средства, которые перенял у взрослых. Естественно, без участия взрослых здесь не обойтись, именно взрослый должен создать условия, необходимые для драматизации, является и постановщиком, и режиссёром, в целом руководит процессом игры.
Роль сказки в жизни ребёнка
В таких играх дети учатся двигаться в такт произносимому тексту, говорить соответственно голосу персонажа, запоминать и произносить слова, характерные для конкретного персонажа. Хорошо, если в таких играх-драматизациях будут использоваться народные музыкальные инструменты, они разнообразят ход игры, развивают фантазию, творчество детей.
Желательно, чтобы игры-драматизации по сказкам повторялись не один раз. Пусть сначала поиграете в кругу семьи, затем покажите её свои гостям, пришедшим на праздник, приехавшей в гости тёте (дяде) и т.п. Всё это поможет ребятам приобрести уверенность в своих силах и возможностях, побудит их к дальнейшему творчеству и развитию инициативы.