Главная>Сочинения по картинам
«Пётр I», Серов
Год написания: 1907
Размер: 68,5 × 88 см
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Быстрый переход:
Вариант 1 — Кратко
Вариант 2 — Подробно
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 114 слов
Картине Валентина Серова «Пётр Первый» — это своего рода жанровая сцена, изображающая процесс основания великим русским царём Санкт-Петербурга. Поэтому на полотне правитель изображён на фоне декораций строящегося города.
Пётр Первый гордо шагает впереди своей свиты, не обращая внимания на тяжёлые погодные условия. Следом за ним идёт азиат-денщик и двое вельмож, согнувшихся от сильного ветра.
За спиной царя блестит шпиль Петропавловской крепости. Вместо величественных зданий, на берегах Невы пока видны лишь земляные насыпи и строительные леса. Сама река тоже ещё не оделась в гранит.
На дальнем плане картины слева можно заметить роскошные суда под белыми парусами — это основа будущего морского флота Российской империи. Над головой Петра I в затянутым серыми облаками небе парят чайки.
Вариант 2 — Подробно
17 предложений/ 248 слов
Картина Валентина Серова «Пётр Первый» стала своеобразным отражением эпохи великого правителя и произведённых им в родной стране изменений. На полотне будущий российский император изображён на фоне строящегося Санкт-Петербурга.
Гордой поступью шагает царь впереди всей своей свиты. За ним, стараясь не отставать, следует азиатской наружности денщик, несущий в руках треуголку правителя. Далее, сгибаясь под порывами пронизывающего северного ветра, идут вельможи. На их фоне образ Петра I кажется необычайно суровым и величественным. И дело здесь не только в удивительной выносливости правителя, которому нипочём все капризы природы, но и в том, что царь на целых две головы выше своих подчинённых.
За спиной Петра I блестит золотой шпиль Петропавловской крепости, но пока всё здание завешано строительными лесами, а окружает сооружение земляная насыпь. Берега Невы также ещё не успели одеться в гранит. На одном из них сейчас мирно пасётся рыжая корова, которая пришла на водопой.
Но совсем скоро здесь будет построена новая столица, призванная прорубить для нашей страны «окно в Европу» и усилить её мировые позиции. Прежде всего, это должно произойти за счёт прямого выхода к морю, который обеспечит удачное расположение Санкт-Петербурга.
И за спиной царя мы уже видим роскошные суда с белыми парусами — основу будущего морского флота Российской империи. О близости города к морю также сообщают парящие над головой героев в затянутом облаками небе чайки.
см. также:
Все сочинения-описания картин
Краткая биография Валентина Серова
метки: Страна, Картина, Первый, Описание, Человек, Прекрасный, Император, Вдали
» Живопись , Описание картин » Сочинение по картине Серова. Петр Первый
Петр первый всегда останется Великим для многих, несмотря на некие противоречия. Как можно не считать его могучим? Он перевернул ход истории России, сумел вывести ее на международную арену, и сделать не просто страну, а империю.
На картине мы видим Петра уверенно идущего по песку, болоту, месту, вовсе не предназначенному для строения города. Вокруг вода, корабли, никто не верил, что именно здесь можно сотворить прекрасный город.
Город, который станет столицей. Но Петр, веря своим принципам, несет все свое желание работать в этот город, он как будто влюбился в него, в эту пустошь, в придуманный им город-мечту. Позади него идут люди, склоняя спины и скрывая лица. Они – никто, по сравнению с человеком, ведущим их.
Именно так будущий император ведет за собой всю страну. Вся страну, живущая по старым принципам, должна подчиниться Петру, так как он понимает, что уже давно пора проводить кардинальные меры. Может быть, не случайно царь выделялся своим ростом? Это сразу дает понять, что он отличается от всех жителей России.
Но это не значит, что Петр не патриот. Сколько он вложил в свою страну, какой прорыв был сделан – этому можно удивляться, ведь это сделал всего лишь один человек. Человек, который не боялся осуждений, не боялся того, что его многие ненавидели, даже сын был против реформ отца.
Вся картина символизирует начало нового, неизведанного, а царь своей фигурой дает понять, что они идут по правильному пути. Пусть даже кто-то сзади не уверен в правоте Петра, но он подает прекрасный пример: гордая осанка, твердый шаг, черты лица сосредоточены и, кажется, что их ничто не может сломить. Всем своим видом он говорит: «Все верно».
Конечно, люди того времени не были готовы к таким переменам сразу. Но никто не смел противиться, все подчинялись и шли за царем, как люди на картине, покорно идущие следом.
Корабли вдали, как символ создающегося русского флота на заднем фоне Петра, что Европа становится все ближе к России. И чья же это заслуга? Ответ очевиден. Кто бы из нас смог идти против всех и устанавливать свои порядки? Успевать все и везде, царь был хоть и безграмотен, зато дела простых рабочих знал лучше всех. И причем не одно, а множество. Какая жизнь была у Петра: работа и только работа. А для кого? Для России. Для страны, которая сейчас стала.
1 стр., 471 слов
Россия — мой дом моя страна
… по величине город России-Санкт-Петербург. Это город многочисленных памятников, музеев и художественных галерей. Город на Неве. Россия-великая страна с великой культурой. Я люблю свою страну. Вопросы: 1. Где находится Россия? … тайга. В моей стране тоже есть несколько горных цепей: Урал, Кавказ, Алтай и другие. Самая большая цепь-Урал, отделяющий европейскую часть России от Азиатской. Россия богата …
Могла ли она быть другой, если бы не Петр? Да, конечно. Сейчас мы являемся ведущей из стран, и нашей территории завидуют все. Первый император сделал огромный прорыв. Сделал то, что никто до него не делал: уехал в Европу, оставив государство. Он увидел страны, превосходящие Россию, и стал ясно понимать, что изменений не избежать. Наша Россия явно отставала от стран Европы. Простому народу этого было не понять: они не видели того, что было в других странах, а Петр увидел, своими глазами.
Без сомнения нужно гордиться таким человеком. Первым императором, который думал больше о благе своей страны, а не о себе. Все мы должны понимать, что без Петра Великого, возможно, мы бы и жили вдали от Европы, не ведали, чем занимаются в других странах. Страна была бы уже совсем отсталой, и площадь государства уменьшилась бы вдвоем. Да, возможно, и нас самих бы не было.
Автор сочинения: Вадик Гладышев
Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художественного образа Петра Великого.
Ключевые слова: Петр I, литературные источники, исторические источники.
Чтобы достоверно изучать ту или иную эпоху, известную личность, бытовую обстановку, историки обращаются к смежным дисциплинам: к археографии, археологии, дипломатике.
В основном в качестве источника историки изучали древние литературные тексты. Художественная литература считалась очень субъективной, в ней часто искажали события действительности. Большую роль автор произведения уделяет своим героям, наделяя их запоминающимися чертами и сопереживанием. Отсюда, вымышленные герои часто взаимодействуют с реальными, ход событий может перемещаться из одного века в другой, бытовая обстановка осовременивается автором. Все эти критерии вызывают огромную сложность для утверждения достоверности того или иного события.
Авторы художественных произведений часто обращаются к историческим событиям и персоналиям. Для своих будущих произведений они обращаются к русскому фольклору, изучают личные мемуары, документы, обстановку. Так они могут и передать дух времени, и выразить свое отношение. Такие произведения очень интересно анализировать с точки зрения истории.
Одной из ярких исторических личностей, вызывающей наибольший интерес как среди историков, так и литераторов является Петр I. Отношение к самой фигуре Петра Великого и к его реформаторской деятельности неоднозначно. С одной стороны, его воспевали как великого императора, который создал могучую державу, а с другой стороны, считали жестоким деспотом и антихристом, который разрушил русскую самобытность.
По мнению Василия Осиповича Ключевского «Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их» [2]. В отличие, от прежних царей, Петр не только рассылал указы, но и активно участвовал в жизни государства. Он был трудолюбивым человеком и при любой свободной возможности занимался рукотворными делами, которые помогали сформировать сноровку и находчивость. Император всегда стремился осмыслить новое дело, прежде чем в нем появится необходимость. Любовь Петра к ручному труду вызвала у него некую боязнь и ненависть ко всякому церемониалу. Когда он работал руками, то чувствовал свою власть, независимость от обстоятельств, но при аудиенциях возникало чувство беспомощности. Он старался жить проще, как обычный человек. Свою душевную простоту Петр показывал и в общении к другим. Приходя в гости, Петр не искал почётное место, а садился за любое свободное; когда ему становилось жарко, он мог скинуть свой кафтан при всех, а также, при употреблении пищи, мог обойтись без ножа и вилки. Так же он мог играть в шахматы с людом, курить трубки и пить пиво, не обращая внимания на других. Он очень любил вести непринужденные беседы с веселыми собеседниками. Его привычка поступать во всем просто и прямо требовала и от других людей такой же отдачи.
Образ Петра, описанный Ключевским, во много схож с образом, который описывал Соловьев. В своих публичных чтениях он подчеркивает, что именно любознательность Петра и его любовь к ручному труду помогала русскому народу избавиться от зависимого положения. Император, усваивая опыт иностранцев, всячески пытался обучить свой народ, дабы не приходилось звать иностранцев и не дать им делать то, чего они хотят. На примере отношения к войне и дипломатической борьбе можно увидеть, что Петр был патриотом своей Родины. Несмотря на искушения иностранцев о том, что лучше всего дипломатией и войной нужно заниматься подготовленным иностранцам, чем обучающимся русским, Петр назначал русских, считая, что нужно учиться на своих ошибках. Даже в управленческом аппарате, на первое место ставился русский человек, а второе место мог занимать иностранец. Конечно, иностранцам давались определенные льготы и ему были рады, но принижать русский народ и властвовать над ним он не мог. Патриотизм Петра связывал его с народом. «Петр был сам чистый русский человек, сохранявший крепкую связь со своим народом…» [3].
Схожий образ правителя складывается у Карамзина. В книге «Записка о древней и новой России», автор подчеркивает, что Петр был очень усердным и готовым достигать своей цели несмотря ни на что. «Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую…» [1]. Однако Карамзин выделяет не только положительные черты правителя и его деятельности, но и отрицательные. За основу он берет навязывание европейских обычаев русскому народу. Вводя европейские манеры, россияне унижались в собственной стране, уподобляясь иностранцам. Карамзин считает, что благодаря Петру, россияне становились ближе к миру, но перестали быть русским народом. Виной этому он считает прививание Петру с самого детства всего иностранного. Так же автор обращает внимание на некое властолюбие Петра и крайность для достижения своих целей. Навязывание европейских обычаев проводилось жесткими методами. Всех несогласных наказывали или пытали. Достаточно вспомнить указ 29 августа 1698 года «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» или Санкт-Петербург — новая столица в европейском стиле, построенная тяжким трудом.
Художественная литература также неоднократно обращается к образу Петра Великого. Наиболее ярко этот образ создан в произведениях А. С. Пушкина, А. Н. Толстого и Д. А. Гранина.
В творчество Пушкина петровская тема вошла лишь с конца 1826 г. Наиболее ярко она представлена произведениями: «Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава» и «Медный всадник». В этих произведениях автор раскрывает разные черты Петра Алексеевича. С одной стороны, это простой человек, трудолюбивый, любящий веселье, всесторонне развитый, беспокоящийся о благе своей страны и народа, но, есть у него и другая сторона. Пётр и деспот, крутой самодержец, разрушающий все старое, все народное, все то, в чем он видит помеху своим преобразованиям. В своем нетерпении он не считался с тяжелыми последствиями тех или иных реформ.
В поэме «Медный всадник» поэт не ставит перед собой задачу нарисовать образ Петра: для него важно представить великого царя как носителя идеи мощи и процветания государства. Сам царь остался в далёком прошлом, но его власть, воля, устремления персонифицированы в памятнике работы Фальконе. Интересно отметить, что ни имя Фальконе, ни слова «монумент», «памятник» в поэме не встречаются. Вместо них употребляются перифразы: «кумир на бронзовом коне», «кумир с простёртою рукою», «властелин судьбы», «державец полумира», «грозный царь», тот, «кто неподвижно возвышался во мраке медною главой». Если во вступлении живой царь лишён зримых деталей, то во второй части поэмы монумент наделён признаками живого человека. Во вступлении мы узнаём «великие думы» царя, но не видим его лица. В главной части эти думы отразились «на челе» скульптуры. Пушкин словно утверждает, что Петр продолжает участвовать в событиях настоящего. Его деяния оказывают влияние и на текущую жизнь, и даже на будущее. Медный всадник — другое «Я» Петра, как бы ответственное за всё, что тот совершил и передал потомству.
А. Н. Толстой впервые обратился к образу Петра в рассказе «День Петра» 1918 года. В этом рассказе Петр — это неопрятный мужчина, косолапо передвигающийся и завтракающий водкой с огурцом, но в то же время властный, пугающий и готовый на все, ради достижения своих целей. Так же интересно посмотреть на окружение Петра. По описанию его кабинета видно, что царь деятельный и разносторонний человек. Через окружающих его людей Толстой высмеивает европейскую моду, насильно навязанную русскому обществу.
Добиваясь своей цели, он не думал о жертвах, которые нужно будет принести, в том числе и человеческих. Это можно увидеть в описании постройки Санкт-Петербурга. Строительство происходило очень тяжело. Наводнения, пожары, голод и язвы уничтожали народ, который даже не понимал, с какой целью нужно строить царский город на болотах. Всех несогласных, увозили в Тайную канцелярию или в Преображенский Приказ, жестоко пытали и могли убить.
Более широко Толстой раскрыл образ Петра в своём романе «Пётр Первый». Здесь автор стремился показать необходимость преобразований, которые совершит император. Петр показывается не как идеализированный государь, а как обычный человек с его положительными и отрицательными чертами. При изучении образа Петра в романе Алексея Толстого, стоит внимательнее присмотреться к его стилю написания. Здесь автор смешивает исторические факты с вымышленными персонажами, смещает последовательность событий, некоторые исторические личности произносят то, что не говорили на самом деле. Автор старался написать именно роман, а не исторически точный трактат. Пусть где-то автор и приукрасил их, в основу он вкладывал реалистичные факты. Его Петр I — это и народный царь, и хищный зверь, и даже антихрист.
В книге Д. А. Гранина «Вечера с Петром Великим» можно увидеть размышления автора об этой персоне и ее значении в истории России. Гранин в этой книге опирался на многочисленные исторические факты и документы, которые сам и изучал. Он по-новому осмысливает известные факты, раскрывает новые стороны жизни Петра, через своих персонажей дает свою оценку его личности и поступкам. Многие поставили Петра в пример идеального образа монарха. Именно этот правитель многое успел за свою жизнь и добивался поставленных целей. Он был человеком своего времени, способный понимать, что было необходимо. Например, часто встречается эпизод Стрелецкого бунта. В отличие от других авторов, здесь затрагивается не только психологическая травма Петра, но и становление его твердого и порой жесткого характера.
Автор отмечает смелость Петра за нарушение обычаев русского двора. Именно Петр много путешествовал за границу, изучал новое и пытался научить этому Россию. Многие винили Петра в том, что он не осуществил множество проектов, которые сам задумал, однако забывают о том, сколько лет он потратил на смуту и войны. И при этом, многие реформы выдвинули Россию на новую ступень развития.
Каждый автор, опираясь на общепризнанные факты, трактует их по-своему. Одни стараются акцентировать внимание только на положительных чертах Петра, лишь мельком упоминая отрицательные, другие стараются гиперболизировать негативные стороны. Но есть и те, кто в одинаковой степени рассматривает обе стороны Петра. Во многом, здесь играет роль мировоззрение авторов. Нельзя слепо верить тем или иным источникам. Ко всему нужно относиться объективно, изучая несколько источников. Никто не может достоверно понять необходимость тех или иных действий государя. Ведь очень тяжело понять человека другой исторической эпохи, когда твоя эпоха, имея другое мировоззрение, накладывает свой отпечаток.
Литература:
- Карамзин Н. М. «Записка о древней и новой России», М.: «Наука», 1991. С. 31
- Ключевский В. О. «Исторические портреты», М.: «Эксмо», 2008. С. 42
- Соловьев С. М. «Публичные чтения о Петре Великом». Чтение пятое. [Электронный ресурс], — URL: https://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_0150.shtml#05
«ПЕТР ПЕРВЫЙ». Алексей Толстой
Ни один рейтинг книг про Петра 1 не может обойтись без этого произведения. Задумывался роман как подробнейшее описание всего жизненного пути Великого Петра, но, к сожалению, автор закончить свой труд не успел. Классический исторический роман охватывает лишь первую половину царствования, зато, пожалуй, самые бурные и переломные моменты истории России конца XVII – начала XVIII века.
Роман входит в список лучших исторических произведений, был удостоен Сталинской премии и в целом очень высоко оценивался Вождем Народов и всей социалистической властью. Он и был создан по государственному заказу. Что, впрочем, не мешает ему быть исторически достоверным. Безусловно, фигура Петра идеализирована, а все его реформы и политические решения оправданы государственной пользой. Но современный читатель, знакомый с историей, вполне способен делать собственные выводы и оценки. Роман написан простым увлекательным языком, интересно описывает, помимо личности самого Петра, его взросление и превращение в Великого, жизнь и быт разных сословий населения того времени. Словом, произведение из разряда классики, обязательной к прочтению.
Воспитание и начало правления
Петр I родился в 1672 году в семье царя Алексея Михайловича. Он был сыном от второго брака с Натальей Нарышкиной.
Рис. 1. Петр I.
На престоле он формально оказался в возрасте 10 лет, в 1682 году, в качестве второго царя. Первым царем тогда стал его 16-летний брат Иоанн V, но он не проявлял интереса к государственным делам. Еще один старший брат, Федор Алексеевич, скончался в 1682 году в возрасте 20 лет, но царствовал с 1676 по 1682 год и даже успел провести ряд реформ.
С 1682 по 1689 года Россией фактически управляла царевна Софья, старшая сестра Петра I, а также разные ее фавориты, например, Василий Голицын. В те годы Петр I получал домашнее образование, оно было не слишком хорошим, до конца жизни он писал с ошибками. Молодой Петр интересовался заграничными новшествами и военным делом. Своеобразной «школой жизни» для него стали «потешные полки». В 1689 году он даже приступил к строительству флота на Плещеевом озере.
В 1689 году Петр I вступил в брак с Евдокией Лопухиной. От первой жены у него был сын и наследник — царевич Алексей. Он не поладил с отцом и был казнен в 1718 году. В том же 1689 году осенью он смог свергнуть царевну Софью, но серьезно к государственным делам приступил только с 1695 года.
Рис. 2. Россия при Петре I. Карта.
«Вечера с Петром Великим» Даниила Гранина
Книга про Петра 1 от начала и до конца, при том в большей степени именно про человека Петра, а не про царя, императора, реформатора и так далее. На страницах произведения читателю открывается бесхитростный и прямой человек со своими страстями, слабостями и многочисленными увлечениями, не всегда пристойными. Читатели отмечают, что автору удалось легко и непринужденно создать ощущение живости и реальности описываемых картин, будто и впрямь читатель проводит вечера с самим Петром Великим.
Валентин Серов славился своими портретными зарисовками, но есть у него работы кардинально отличающиеся от всех предыдущих. В 1907 году он берется за монументальную картину «Петр I», она написана для серии «школьных картин», которую собирал издатель И.Н. Кнебель.
Художник согласился на эксперимент, так как его многие годы интересовала фигура этого русского самодержца. Результатом стала небольшая по размерам фреска, поражающая своей достоверностью.
Исторической основой послужила закладка города Санкт-Петербурга Петром I в 1703 году. Внимание
Серова привлекла фигура самого царя, а также панорама будущей столицы. Размашистой походкой, целеустремленно и с горящим взором движется Петр в сопровождении своих помощников. Волосы треплет северный ветер, рука сжата в кулак, в левой – трость.
Одет царь с подобающим размахом: дорогой сюртук, добротная обувь, туго набитые всякими нужными вещами карманы, мало ли что может пригодиться в постройке города? Фигуру Петра не гнет сильный ветер, что говорит о крепости его помыслов. Зато его помощники не могут сопротивляться стихии, они согнулись, закутались в дорогие одежды, пытаются не отставать от своего руководителя.
То, что погода неспокойная видно и по морю, покрывшемуся мелкой рябью.
На заднем плане уже заметны первые здания, построенные в городе. Уже видны шпили некоторых строений. Идет строительство судоходных верфей. Ведь Петр не случайно решил возвести город именно на Балтийском море. Это выгодный экономический и политический центр.
На переднем плане Серов изобразил сваю, одну из сотен тысяч, на которых возведен весь город Санкт-Петербург. Именно эта простая доска, по мнению художника, самая важная деталь. Она основа всего в этом суровом краю.
Несмотря на то, что Серов мастер изображения деталей, он боялся перегрузить картину ими. Задача стояла в построении четкой композиции. Поэтому выбраны не яркие оттенки, а приглушенный серый. Автор не захотел изобразить блеск уже выстроенного Петербурга, для него важным является факт строительства города на болоте, как из ничего может получиться столица огромного государства.
Валентин Серов хотел показать масштабность личности Петра I через его деяния, ведь именно эта картина доказывает, что один человек может влиять на историю всей страны.
Рекомендуется к прочтению:
- Сочинение по картине Серова “Девочка с персиками”
- Сочинение по картине Валентина Серова «Автопортрет»
- Сочинение по картине Валентина Серова «Портрет Шаляпина»
- Сочинение по картине Серова «Портрет Иды Рубинштейн»
- Сочинение-описание по картине Валентина Серова «Мика Морозов»
- Сочинение по картине Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
- Некрасов железная дорога анализ.
Сочинение по картине Серова «Петр I»
Образец сочинения по фрагменту поэмы «Полтава», учебник Г. С. Меркина, 7класс.
Сочинение — сравнительная характеристика.
Пётр 1 и Карл 12 в поэме А. С. Пушкина «Полтава».
В 1829 году А. С. Пушкин завершил работу над поэмой «Полтава» — произведением о славном прошлом России. Поэта интересовали не только исторические события Северной войны, но и роль великих личностей в них. Он рисует образы Карла 12 и Петра 1.
Что общего в этих людях? Они современники. Оба героя поэмы — монархи. Каждый из них возглавляет сильную европейскую страну. Они полководцы армий, которые находятся в состоянии войны. Карл 12 — шведский король и полководец. Пётр 1 — российский царь, реформатор, полководец.
Они оба — великие люди, воины, но одного из них, шведского короля, А. С. Пушкин называет учителем России в науке славы, который дал ей «не один урок нежданный и кровавый», другого, Петра, — гением, «с именем которого мужала Россия молодая». Поэт размышляет о славе бесполезной отважного Карла 12, шедшего на древнюю Москву с целью захватить русскую землю. Он завоеватель, захватчик! А вот благодаря гению Петра Россия, «В бореньях силы напрягая» с сильным, коварным врагом, становилась сильнее.
С точки зрения А. С. Пушкина, Пётр — защитник родной земли. Но если для одного великого человека Полтавская битва — попытка завоевать чужую землю, то для другого — отстоять свободу своей Родины — святое дело. И вот их армии стоят напротив друг друга под Полтавой. «Любимые сыны победы»(так поэт называет шведов) уже рвутся сквозь огонь русских…
Но как же много зависит в этой битве от полководцев! По — разному они появляются они перед своими армиями в самый напряжённый момент битвы. В изображении А. С. Пушкина читатель видит Петра необычной нравственной силы и красоты человеком: «…Его глаза сияют… Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза». Быстрый, энергичный, радостный, могучий, он мчится на коне во главе своих сподвижников перед русскими полками. Он вдохновляет своих воинов на победу призывом: «За дело! с Богом!» Битва, с точки зрения поэта, для царя и его воинов — дело святое: бьются они за независимость и свободу России молодой. Совсем по — другому поэт рисует появление Карла 12 перед своими «синими рядами»: «…В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился»… Он, обессиленный страданиями от раны, пребывает в необычайном волнении, всем кажется, что «Карла приводил желанный бой в недоуменье»… Нет сил, нет энергии, воли, вдохновенья. Свои полки он посылает в бой «слабым манием руки.» Но уверен шведский король в победе своих полков: он привык побеждать, «взметая русские дружины».
За ходом битвы следят оба полководца: и русский царь, и шведский король. Но один из них — самонадеянный завоеватель, другой — набравшийся опыта в сражениях защитник Отечества. И так естественна и справедлива победа армии Петра 1 над «синими рядами» шведского короля Карла 12. Да, в них обоих много общего: они оба воины, монархи, полководцы, находятся при своих армиях в сражении, управляют ими, но как различны они в целях своих, в проявлении воинского духа, влиянии на свои армии!
Вот поэтому один из них — победитель, другой — побеждённый!
Название | Петр I |
Страна, художник | Россия, Валентин Серов |
Год | 1907 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Валентин Серов в основном специализировался на портретах, и ему прекрасно удавалось передавать на холсте психологические особенности каждого человека. Но знаменитое изображение Петра I больше похоже на жанровую сцену – художник сосредоточился не на портретном сходстве, а на тех изменениях, что происходили в стране при правлении великого государя.
В центре полотна представлен сам правитель – высокий и статный, он на две головы выше своей свиты. Государь шагает твердой уверенной поступью, осматривая развернувшуюся стройку. Перед ним – будущий город Петербург. На противоположном берегу Невы высится игла Петропавловского собора, но вместо широкой набережной пока земляная насыпь, а вместо домов и дворцов – строительные леса. Петр лично следит за стройкой, контролирует как выполняются его указы, как новый город растет буквально на глазах.
За императором выстроилась небольшая процессия. Денщик азиатской наружности несет его треуголку – так художник показывает, что в новой России уже не происхождение и связи помогают подниматься по карьерной лестнице, а личные качества и амбиции.
Вслед за ними идут вельможи – они буквально согнулись пополам, пытаясь укрыться от пронизывающего ветра. При этом, государь не испытывает никаких неудобств по поводу погоды, что еще раз доказывает его исключительность. Лиц вельмож не видно – Серов не видит необходимости придавать им узнаваемые черты, поскольку они просто оттеняют величие Петра.
На полотне есть еще несколько деталей, имеющих важное символическое значение. Несмотря на то, что ни Адмиралтейство, ни порт еще не построились, на пристани стоят корабли с высокими мачтами. Это – зачатки будущего Русского флота, великого и непобедимого.
Рядом расположилась вольготно корова – она гуляет по строящейся набережной и пьет воду из Невы. Это значит, что строящийся город постепенно населяется жителями, которые обретают здесь дом.
В небе над рекой парят три чайки – свидетельство близости к морю. А выход к морю означал для России новый статус империи и новое, более значительное положение на международной арене.
Все это – заслуги великого государя, несгибаемого и целеустремленного. Именно таким Валентин Серов изобразил в своем произведении Петра I, именно таким он предстает перед нынешними поколениями.
- Сочинения
- На свободную тему
- Петр 1
/
/
В истории нашего отечества много ярких и неоднозначных личностей. Это Екатерина II, Павел, Петр III, Сперанский и многие другие. Но наиболее запоминающимся человеком из курса истории для многих стал Петр I.
Петр Великий сделал многое для нашей страны. И первое, о чем стоит упомянуть, — это создание флота. Перед Азовскими походами в 1695 году в России не строились военные корабли. В 1696 году выходит указ о создании флота. А в 1714 году российская эскадра одержала победу над шведами при Гангуте. Это, безусловно, большой прорыв для недавно созданного российского военного корабля.
В ходе Северной войны, длившейся с 1700 по 1721 год, Россия также одержала победу, которая была подтверждена Ништадтским миром. По заключению этого мирного договора к Российской империи были присоединены территории Карелии, Лифляндии, Эстляндии, то есть был получен выход к Балтийскому морю.
Также его политика способствовала развитию образования. Были открыты математическая, инженерная и артиллерийская школы. Петр издал указ об открытии Академии наук, однако смерть помешала ее открытию, этим занялась его жена Екатерина I. Также было введено обязательное обучение для дворян.
Стоит вспомнить и о создании северной столицы. На данный момент Санкт-Петербург посещают миллионы туристов ежегодно. Он поражает своей архитектурой, культурой и атмосферой. Но не стоит забывать, что этот город был построен благодаря труду русского народа. Существуют данные, что при создании города погибло около 200000 человек.
Несмотря на неудачи, Петр добился признания силы и мощи России другими государствами. Многие считают его диктатором, но я думаю, что Петр, ставя перед собой цель усиления империи, понимал, что это требует от его строгости, образованности и коренных реформ. Петр Великий любил Россию и сделал все для ее укрепления.
Вариант №2
Фигура неоднозначная и противоречивая. Царь, который всколыхнул спящую Россию от векового сна. Он вывел страну в первую десятку стран. Увеличил территорию государства. Показал соседям, кто главный от Буга до Тихого океана.
Заставил их считаться с лапотной Россией. Победил шведов. Это дало возможность России выйти в Атлантический океан. Не имея должного опыта постройки океанских кораблей, отправился в Европу учиться. И как простой плотник, учился строить корабли. Потом дома, в России строил верфи, и корабли. Равных, которым по ходовым качествам и выучке экипажа, не было в мире.
Заставил бояр брить бороды. Это ведь такой рассадник микробов. Но взамен ввёл в моду другой рассадник – парики. Принудительно заставил сажать картофель. Народ бунтовал, потому что ел не клубни, а зелёные ягодки. Научил мужиков курить. Это им понравилось. И носить европейское платье. Это им не понравилось.
Лил пушки из колоколов. Церкви это тоже не понравилось. Строил на Урале заводы, на который выплавляли сталь и чугун. России было чем торговать с соседями. Они охотно шли на службу к русскому царю. Он им платил такое жалованье, что у себя на родине им такое и не снилось. Детей отправлял учиться за границу.
Да уж не скажешь, что был примерным семьянином. Но в этом есть какая-то доля вины и его жены. Она и сын не любили его. И были противниками его реформ. Да, он пользовался успехом у женщин. Женщины любят победителей. Но если он с женой не мог обсудить свои дела и проблемы. Если мужчина не находит понимания в семье, он рано или поздно найдёт его на стороне.
Да, всё новое и прогрессивное всегда с трудом пробивает себе дорогу. Сдвинуть с места такую ржавую телегу, которой была Россия, под силу не каждому. Где кони уже старые, кучер спит на ходу. А седоки вместо того, что встать с телеги и помочь, наоборот, вставляют палки в колёса.
Но не ради себя и своей славы старался Пётр. Он видел Россию европейской страной с образованным культурным народом. Он хотел оставить после себя сильную державу. По-другому нельзя – сомнут и затопчут.
Провёл реформы в армии и на флоте. Человек огромного ума, труженик. Он сам водил армии в сражение. Причём, весьма успешно. Войска под его командованием победили одну из лучших армий в Европе – шведскую. И был плотником, столяром, разбирался в морском деле.
Такой царь в тот момент и нужен был России.
Петр 1 сочинение
Петр Алексеевич Романов родился 30 мая 1672 года. Его родителями были царь Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. В десятилетнем возрасте он был объявлен царем вместо своего сводного брата Ивана, сына первой жены царя Алексея. Но их старшая сестра Софья подняла восстание, использовав стрельцов. Петр был объявлен младшим царем, Иван старшим, а на самом деле в России правила Софья.
Петру пришлось жить в селе Преображенском под Москвой. Здесь он получал домашнее образование, выучил немецкий, латинский и греческий языки, образовал из своих ровесников два потешных полка — Преображенский и Семеновский. Сначала они использовались будущим царем для игр и отработки воинской стратегии, а после выросли в царскую гвардию. Там же он познакомился с Александром Меньшиковым, своим ближайшим другом и помощником.
После смерти Ивана в 1696 году Петр остался единоличным царем и правил до смерти в 1725 году.
За время царствования Петр Алексеевич послал множество экспедиций на Урал и в Азию, которые исследовали и осваивали богатства России. Также он отвоевал западные рубежи страны и вышел на берега Балтийского моря — «прорубил окно в Европу». До этого Россия имела всего один международный порт — в Архангельске, на севере, поэтому он работал только летом, в остальное время порт был во льдах.
Также Петр 1 доказал, что российская армия может воевать и побеждать. Он провел перевооружение, используя ресурсы Урала.
Он изучал европейские языки, заключал торговые и мирные союзы, ввел европейские законы на территории России, лично изучил множество профессий и даже участвовал в постройке первого российского флота.
За время его правления были введены не относящиеся к церкви школы, были открыты первые в стране университеты, медицинская академия, первый музей, Морская академия, артиллерийская и инженерная школы, на Урале были заложены металлургические заводы. Используя уральские ресурсы, царь Петр 1 расширил путем войн российскую территорию, присоединил к стране народы как на западе, так и на востоке страны, разгромил шведскую армию.
Петр 1 умер в 1725 году и был похоронен в основанном им Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости.
4, 7, 10 класс
- Сочинение по картине Клевера Закат солнца зимой (3 класс)
Юлий Клевер – один из известнейших художников пейзажистов конца ХІХ века, это русский художник с немецкими корнями. «Закат солнца зимой» — это одна из известных его картин, выполненная на натуральном холсте.
- Сочинение по картине Вишняк Букет сентября 5 класс
Невозможно было бы представить картины русских художников без представителей растительного мира. Среди них ярким пятном выделяются цветы, которые все художники представляют по-разному.
- Нужен ли России Базаров? — сочинение по роману Отцы и дети
Неоднократно в истории русской литературы писателями поднимался вопрос «лишнего человека». Среди «лишних людей» мы может наблюдать таких героев как Безухов, Обломов, Онегин, Чацкий и многие другие.
- Характеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума сочинение
Комедию «Горе от ума» нельзя назвать «густонаселенной». Количество персонажей увеличивается ближе к развязке, когда гости съезжаются в дом Фамусова на именины его дочери Софьи. И публика здесь самая пестрая. В образной системе пьесы имеется несколько
- Сочинение на тему Музыка в моей жизни
Музыка прекрасный вид искусства, о котором и пойдет речь в моем сочинении. В свободное от учебы время я люблю слушать музыку. Она меня вдохновляет, мотивирует, от нее я заряжаюсь позитивной энергией на целый день.
- Образ Андрея Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение
Ещё одним главным и важным персонажем в знаменитом произведении «Обломов» великого русского писателя Гончарова стал Андрей Штольц. Лучший друг Ильи Обломова и одновременно его полнейшая противоположность. Многие читая данное произведение
По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной стpaны.
Действие картины разворачивается на фоне sтроящейся новой столицы Великой империи. На противоположном берегу золотом сверкает игла Петропавловского собора. Видны первые каменные строения, признаки города налицо. Здесь же все только начинается. Вместо будущей набережной — земляная насыпь, вместо дворцов — основы построек в строительных лесах.
К фигуре Государя приковано внимание зрителя. Все в нем символизирует силу и решимость: твердая поступь, румянец на обветренном лице, державный взгляд. Из всей группы он единственный не чувствует силы ветра. Группа сопровождающих царя подчеркивает его исключительность. Сами вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром.
Интересна фигура царева денщика, бережно несущего государеву треуголку. Кто этот человек с неславянской внешностью? Арапа ли Ибрагима изобразил художник? Доподлинно неизвестно. Понятно лишь то, что в новой России уже не происхождение и древность рода влияет на карьеру, а способности и преданность идее обновления державы.
Лица придворных скрыты от публики. Автор не видит необходимости придавать им некие индивидуальные черты.
Совсем рядом стоят первые корабли русского флота. Еще не готово Адмиралтейство, нет пристаней, портов, но есть главное — боевые и торговые корабли.
Кoрова, пьющая воду из Невы — важнейшая деталь. Таким образом, автор дает нам понять, что, одновременно с новыми постройками, постепенно налаживается и жизнь людей, которые пришли на эти берега всерьез и надoлго.
В облачном небе парят три чайки, которые символизируют близость моря, к которому так стремительно продвигается новая Россия.
Цветовая гамма картины бедна. Схематично и просто передает он атмосферу великой стройки. Но благодаря этой сдержанности, зритель имеет возможность сконцентрироваться на главной мысли художника: перемены, начатые великим государем необратимы.