Короткие рассказы 20 века русских писателей

  Название
Посчитать прочитанное 
Копировать список Год Средний балл Проголосовало Баллы 1 1887-1927 1.24 8454 10543 2 1957 1.63 3980 6520 3 1905 3.55 1829 6493 4 1926 2.06 3015 6213 5 1925-1926 1.87 3303 6179 6 1959-1972 1.51 3527 5347 7 1926 2.35 2093 4926 8 1958-1974 2.91 1663 4849 9 1902 3.22 1381 4459 10 1938 1.45 2908 4231 11 1990-1998 2.69 1551 4175 12 1904-1910 1.24 3241 4034 13 1973 2.02 1888 3823 14 1954-1962 1.88 2014 3796 15 1905 3.30 1089 3597 16 1912 1.78 1977 3524 17 1914 3.48 964 3360 18   1.62 2028 3296 19 1936 2.85 1144 3264 20 1922-1958 2.40 1247 2995 21 1959 1.23 2379 2941 22 1939 1.75 1650 2888 23 1909 3.17 870 2759 24 1942-1972 2.85 928 2646 25 1883-1927 3.00 864 2596 26 1903 3.75 669 2510 27 1980 1.76 1411 2497 28 1907 3.86 642 2483 29 1927 2.64 910 2410 30 1979 2.40 996 2398 31 1912 2.29 1042 2396 32 1938 3.40 693 2359 33 1957 1.67 1344 2246 34 1916 1.83 1204 2210 35 1953-1999 1.49 1472 2205 36 1924 1.66 1307 2176 37 1940 2.29 900 2063 38 1936 2.05 876 1797 39 1987 2.57 665 1711 40 1908-1917 2.48 677 1682 41 1924 3.18 496 1582 42 1952 1.62 973 1579 43 1957 2.26 693 1573 44 1903 2.46 590 1456 45 1921 2.47 563 1396 46 1990 2.25 583 1315 47 1918 2.36 527 1247 48 1944 2.36 526 1244 49 1976 1.20 996 1199 50 1914 1.66 643 1070 51 1950 2.35 439 1033 52 1972 2.21 413 915 53 1968 1.60 544 875 54 1986 1.25 678 852 55 1915 2.75 291 801 56 1960 2.21 355 788 57 1938 0.92 840 776 58 1959 0.26 2922 771 59 1942 1.85 379 703 60 1930-е 2.20 314 691 61 1951 1.25 549 691 62 1924-1971 1.72 396 683 63 1951 1.23 522 645 64 1964-1979 1.19 525 628 65 1943 1.15 494 572 66 1940 1.80 309 559 67 1967 2.39 233 558 68 1970 2.02 275 556 69 1904 1.24 401 499 70 1911 2.44 199 487 71 1923 2.47 193 478 72 1908-1938 1.51 299 452 Книги из списка кандидатов на включение в основной список лучших книг: 73  ? 2000 2.62 1278 3351 74  ? 1945 2.44 1324 3233 75  ? 1938 3.64 852 3105 76  ? 1938 3.84 676 2599 77  ? 1908-1930 1.61 1394 2254 78  ? 1951-2005 0.97 1629 1594 79  ? 1913 3.25 467 1520 80  ? 1997 1.90 795 1512 81  ? 1909 3.27 459 1501 82  ? 1905-1954 1.47 1010 1487 83  ? 1946 3.19 456 1456 84  ? 1911-1935 1.88 703 1327 85  ? 1952 1.56 814 1270 86  ? 1936 1.05 823 867 87  ? 1920 1.35 625 846 88  ? 1915 3.26 250 817 89  ? 1930 0.97 834 810 90  ? 1941 2.45 311 762 91  ? 1910 3.30 226 747 92  ? 1910-1925 1.02 726 745 93  ? 1943 3.53 206 728 94  ? 1982 1.12 644 722 95  ? 1907 2.38 286 682 96  ? 1946 1.97 344 681 97  ? 1951 1.89 354 670 98  ? 1929 1.28 519 668 99  ? 1920 0.94 692 655 100  ? 1993 1.22 528 649

Страницы: 1 2

Список кандидатов
Копировать список
Проголосовать  

Мини-хрестоматия советского рассказа

Авторы Ольга Багдасарян, Марк Липовецкий

Андрей Синявский (Абрам Терц). «Пхенц» (1957)

История инопланетянина, живущего в коммунальной квартире

О чем: Повествование от лица Андрея Казимировича Сушинского — инвалида, скромного счетовода, живущего в коммунальной квартире. Его странное поведение и злобное недовольство окружающими неожиданно объясняются в середине рассказа: Андрей Казимирович оказывается инопланетянином, вынужденным в течение 30 лет притворяться своим, будучи при этом скорее растением, чем человеком.

Почему стоит читать: Возможно, впервые в послесталинской литературе в центре внимания — сознание Другого. «Пхенц» — это новый тип научной фантастики, соединяющей гротеск, психологизм и социальную критику. Сам инопланетянин — это также и художник, причем модернистского склада: его взгляд моментально порождает остранение  Остранение — термин, введенный литературоведом Виктором Борисовичем Шкловским первоначально для обозначения принципа изображения вещей у Льва Толстого. При остранении вещь не называется своим именем, а описывается, как в первый раз увиденная.. Точно по Шкловскому: «Меня всегда поражал садизм кулинарии. Будущих цыплят поедают в жидком виде. Свиные внутренности набиваются собственным мясом. Кишка, проглотившая себя и облитая куриными выкидышами, — вот что такое на самом деле яичница с колбасой». Конечно, легко увидеть в жизнеописании человека-кактуса аллегорию внутренней эмиграции. В то же время Другим оказывается любой, не принадлежащий — или отказывающийся от принадлежности — коллективному телу (телесные мотивы очень сильны в рассказе). Неслучайно Синявский на суде над ним и Юлием Даниэлем процитирует этот рассказ: «…у меня в неопубликованном рассказе „Пхенц“ есть фраза, которую я считаю автобиографической: „Подумаешь, если я просто другой, так уж сразу ругаться…“»). Полностью фраза выглядит так: «А я не ублюдок! Если просто другой, так уж сразу ругаться? Нечего своими уродствами измерять мою красоту. Я красивее вас и нормальнее. И всякий раз, как гляжу на себя, наглядно в том убеждаюсь».

Александр Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» (1959)

Почти счастливый день в ГУЛАГе

О чем: Опубликованный с подзаголовком «повесть», «Один день Ивана Денисовича» первоначально обозначался автором как рассказ. Солженицын укладывает в один день всю лагерную жизнь — с ее промерзшими бараками, столовками, шмонами, «истязателями» самого разного пошиба и целой галереей человеческих типов.

Почему стоит читать: «Один день Ивана Денисовича» сделал Солженицына знаменитым и открыл лагерную тему в советской литературе. Герой рассказа не осознает ужаса и абсурда лагерной жизни — более того, в конце очередного дня отмечает, вполне «удоволенный», что «прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Если читатели-современники Солженицына (о которых Денис Козлов написал целую книгу) обращали внимание на конкретные детали и на расхождения рассказа с официальной картиной мира, то сегодня «Один день» читается как моментальный снимок всей структуры советского общества — с садистами начальниками, воровской элитой, воровством и блатом, вписанными в логику системы. Вся неофициальная советская экономика описана здесь с социологической точностью. В эту же логику вписаны и методы выживания. Потому-то так редко сопротивление системе: сопротивляться ей означает отказываться от выживания. Впрочем, неприязнь Солженицына к интеллигенции тоже нашла здесь место (в сцене с Цезарем: когда Иван ждет окурка, а Цезарь беседует об Эйзенштейне).

Андрей Битов. «Пенелопа» (1962) 

К чему приводят знакомства в темноте

О чем: Лобышев, главный герой рассказа, в ожидании зарплаты решает потратить три свободных часа на необязательные прогулки и просмотр американского фильма «Одиссей». В полумраке подворотни кинотеатра он заводит знакомство с девушкой, но, выйдя на свет, немедленно начинает стыдиться ее — небрежно одетой и странно остриженной.

Почему стоит читать: Повествовательная манера Битова возрождает письмо, подчиненное мыслительному процессу, а не движению фабулы, усложненное специфическими взаимоотношениями автора и героя и сосредоточенное на непрекращающейся рефлексии последнего. Герой рассказа с ужасом понимает, что «не властен в каждом шаге, движении и слове», что «целая жизнь у него такая», но ничего поделать с собой не может и следует с отвращением социальным конвенциям. Сами же эти конвенции, довлеющие над интеллигентным и тонко чувствующим Лобышевым, оказываются малосовместимыми с традиционными представлениями об интеллигенции. Тут и брезгливость по отношению к другому, и внимание к знакам социального статуса, и жесткие классовые границы.

Юлий Даниэль (Николай Аржак). «Руки» (1963) 

Шутки чекистов

О чем: Самый ранний рассказ подельника Синявского — Юлия Даниэля. История рабочего, завербованного в 1920-е годы в ЧК и ответственно расстреливавшего «антисоветскую гидру» — до момента, пока товарищи-чекисты не подшутили над ним, снабдив холостыми патронами. В результате неудавшийся расстрел священника так травмировал героя, что из-за трясущихся рук он оказался более не способен к работе и оставил расстрельную службу.

Почему стоит читать: Образец сказа, который выглядит одновременно комично и мрачно. Сцена расстрела оборачивается травестией легенды о бессмертном и неуязвимом для пуль святом. Явно возвращаясь к эстетике 1920-х годов, Даниэль рисует чекиста-расстрельщика как наивного монстра. Вместе с тем трясущиеся руки Малинина — знак его деформации: советская монструозность проникает не только в психологию, речь, образ жизни героя, но и оставляет отпечаток на теле.

Фридрих Горенштейн. «Дом с башенкой» (1963) 

Рассказ об экзистенциальном сиротстве

О чем: Мальчик с мамой едут в эвакуацию, когда мама неожиданно заболевает; их обоих ссаживают с поезда, и маму увозят в больницу. Мальчик бродит по городу в поисках больницы, кружит по городской площади, на которой стоит одноэтажный дом с башенкой. В конце концов он находит больницу, где на следующий день у него на глазах умирает мама — и ребенку приходится ехать дальше одному.

Почему стоит читать: Автобиографический рассказ Горенштейна — единственная доэмигрантская публикация автора — предвосхищает его более позднюю (и гораздо более известную) прозу. Экзистенциальное горе, одиночество, заброшенность в страшный мир — все эти темы зрелого Горенштейна разворачиваются здесь с ошеломляющей тактильностью. Война служит «удобной» мотивировкой для гораздо более масштабного сюжета: погружение мальчика в мир смерти, страшной и прозаичной в своей обыденности, в реальность жестокости и страдания, исключающего сострадание, возрождает древний троп обряда инициации. Только здесь все мифологические мотивы очищены от какой бы то ни было возвышенности: все грубо, просто и ужасно.

Варлам Шаламов. «Сентенция» (1965) 

Медленное воскрешение сознания, раздавленного ГУЛАГом

О чем: Во время «командировки» — работы далеко от лагеря — в чуть отогревшемся доходяге оттаивают человеческие эмоции. От всепоглощающей злости, единственного чувства, тлеющего в заключенных, он движется к равнодушию, затем — к страху. Следом просыпается зависть к мертвым, потом — жалость (сначала к животным и лишь позднее — к людям). «Любовь не вернулась ко мне. Ах, как далека любовь от зависти, от страха, от злости. Как мало нужна людям любовь. Любовь приходит тогда, когда все человеческие чувства уже вернулись. Любовь приходит последней, возвращается последней, да и возвращается ли она?» Самым последним возвращается к герою язык: он вспоминает забытое слово «сентенция», которое ошеломляет его своей неуместностью.

Почему стоит читать: Входящий в «Колымские рассказы», этот текст, как и весь сборник, — о советской травме. От других рассказов его отличает кажущийся оптимизм: к герою возвращается слово! И хотя искусство, по Шаламову, не может преобразить человека, оно остается «единственным родом бессмертия»  Из письма Александру Солженицыну.. На силу искусства, способную противостоять ужасу лагеря, намекает и финал рассказа:

«И все стояли вокруг — убийцы и конокрады, блатные и фраера, десятники и работяги. А начальник стоял рядом. И выражение лица у него было такое, как будто он сам написал эту музыку для нас, для нашей глухой таежной командировки. Шеллачная пластинка кружилась и шипела, кружился сам пень, заведенный на все свои триста кругов, как тугая пружина, закрученная на целых триста лет…»

Однако здесь действует и принцип контрастного умолчания: если трудная и сама по себе достаточно жестокая «командировка» становится глотком свободы, возрождающим личность к жизни, то что же с человеком делает лагерь, куда герою неизбежно предстоит вернуться?

Василий Аксенов. «„Победа“: рассказ с преувеличениями» (1965) 

Как выиграть шахматную партию у гроссмейстера международного класса

О чем: В купе скорого поезда некий Г. О. узнает в случайном попутчике известного шахматиста и загорается желанием обыграть гроссмейстера. Г. О. это удается: он объявляет мастеру шах и мат — и получает в подтверждение своей победы золотой жетон, специально заготовленный гроссмейстером для подобных случаев. Правда, при этом Г. О. не замечает того, что сам он получил мат несколькими ходами раньше.

Почему стоит читать: Рассказ Аксенова разворачивается в ауре литературных ассоциаций, самая устойчивая из которых, конечно, «Защита Лужина» Владимира Набокова (многочисленные переклички проанализированы, например, Александром Жолковским). Привычный для советской литературы конфликт грубого обывателя и интеллигента разыгрывается неожиданно, как гамбит. Для гроссмейстера шахматная партия равновелика жизни, она представляет собой вдохновенный поиск гармонии, тогда как игра Г. О. видится ему скоплением хаотических, грубых сил. В эту мифологическую борьбу хаоса и космоса втягивается и читатель: только он и гроссмейстер знают о мате, не замеченном предвкушающим выигрыш попутчиком. Финал рассказа принципиально амбивалентен, а победа (интеллигента), вынесенная в заглавие (но поставленная в кавычки), парадоксальным образом неотделима и от его поражения.

Василий Шукшин. «Срезал» (1970) 

История о том, как деревенский демагог «поставил на место» кандидата филологических наук

О чем: В центре рассказа — фарсовая сцена спора между Глебом Капустиным, «дошлым» деревенским краснобаем, любящим щелкнуть по носу зарвавшихся, как ему кажется, городских, и кандидатом наук Журавлевым, приехавшим в родную деревню с женой (тоже «кандидаткой») и дочерью проведать мать. Диалог между Капустиным и Журавлевыми разыгрывается как настоящий спектакль, да еще и на глазах восхищенных зрителей — мужиков, ожидающих, когда наконец-то Глеб «срежет знатного».

Почему стоит читать: В шукшинских «чудиках» обычно подчеркивали черты, соответствовавшие идеализированному представлению о человеке из народа, якобы сохраняющему вопреки историческим катастрофам «душевность» и устремленность к неким возвышенным ценностям, которые могли бы заполнить зияние, оставшееся на месте традиционной крестьянской культуры. Глеб Капустин — тоже «чудик», но в нем эта пустота заполняется злобой ко всему, что выходит за пределы его убогого кругозора. Его демагогические вопросы своим невежеством и напором напоминают о советских агитаторах-пропагандистах. Но не только о них. Вольно или невольно этот рассказ обнажил в «народном герое» те черты, которые в постсоветские годы оформятся в «негативную идентичность»  По определению Льва Гудкова (Л. Гудков. Негативная идентичность. Статьи
1997–2002 годов. М., 2004.
 — самоутверждение путем насилия (физического, риторического, психологического) по отношению к другому, самоопределение через отрицание другого. «Срезал» — рассказ, в котором можно разглядеть сегодняшнюю политику, с ее агрессивностью, фобиями и риторическими эскападами.

Юрий Домбровский. «Ручка, ножка, огуречик…» (1977) 

История (возможной) гибели писателя-диссидента

О чем: Писатель-диссидент, практически неотличимый от самого Домбровского, после публикации за границей политически опасного романа, который он писал 11 лет, становится объектом травли со стороны госбезопасности. Однако, когда писатель вызывает на открытую драку оскорбляющих его по телефону хамов, они не приходят в указанное место. Зато, когда он едет в электричке на дачу, к нему подсаживается случайный знакомый, член общества книголюбов, который заводит с писателем милый разговор и предлагает выпить у него на даче. Писатель соглашается, а на «даче» его поджидают бандиты — те самые, которые изводили его своими звонками. Писателя избивают до смерти. Однако у рассказа есть и другая концовка, в которой он отказывается от опасного предложения «книголюба». Но изменит ли это решение судьбу писателя? На этот вопрос сможет ответить внимательный читатель.

Почему стоит читать: Рассказ носит откровенно автобиографический характер: в нем отразились обстоятельства жизни Домбровского в период публикации в Париже романа «Факультет ненужных вещей». Более того, в нем Домбровский предсказал свою скорую смерть: он погибнет меньше чем через год, в 78-м. Рассказ пронизан ассоциациями с «Гамлетом» (Домбровский был известным знатоком Шекспира), и (само)ироничная интонация не отменяет гамлетовского сознания неотменимости трагической судьбы.

Юрий Казаков. «Во сне ты горько плакал» (1977) 

Отец и его маленький сын проводят вместе прекрасный летний день

О чем: Рассказ начинается с воспоминания героя о самоубийстве друга и мучительных попыток понять причины этого поступка. Вторая часть — лирический монолог героя-отца, обращенный к ребенку, пронизанный осознанием неотвратимости взросления сына и ощущением надвигающейся трагедии. Причем трагедия связана не с каким-то событием — она вплетена в ткань существования. Не ее ли, эту надвигающуюся беду существования, чувствует горько плачущий во сне малыш?

Почему стоит читать: У текста Казакова очень пронзительная интонация, но событие рассказа, его центральное «означаемое», избегает повседневного зрения, оно для читателя плохо уловимо — так же, как для размышляющего, наблюдающего отца загадочна и непрозрачна душевная жизнь маленького сына. В финале рассказа отец фиксирует тот момент, когда душа ребенка вдруг обнаруживает себя навсегда выпавшей из природной гармонии, и чувствует необъяснимый трагизм существования. Возможно, лучший образец позднесоветского экзистенциализма.

Людмила Петрушевская. «Свой круг» (1979) 

История одной компании с любовью, ревностью, «кровосмесительными» браками и «избиением младенцев»

О чем: Интеллигентская компания в течение многих лет собирается повеселиться в ночь с пятницы на субботу. По ходу дела перестраиваются (в рамках все той же компании) семьи, растут дети, бывшие звезды превращаются в неудачников, а скромные работяги вызывают зависть друзей. Повествование идет от лица глуповатой и самоуверенной участницы «своего круга». Ее муж уходит к лучшей подруге, царице «круга», что, впрочем, не нарушает графика еженедельных встреч. В финале рассказчица, зная о своей скорой смерти, избивает семилетнего сына на глазах у всей компании, включая мужа. Возмущенные друзья забирают ребенка у матери, а она счастлива: «…вся дешево доставшаяся сцена с избиением младенцев дала толчок длинной новой романтической традиции в жизни моего сироты Алеши, с его благородными новыми приемными родителями, которые свои интересы забудут, а его интересы будут блюсти».

Почему стоит читать: В трагикомическом монологе героини много повторов, возвратов, поэтому даже чисто стилистически есть ощущение кружения. Свой круг здесь — это и саркастически описанная тусовка друзей (микромодель деградирующего поколения 60-х), и круговая порука — общая ответственность, которой добивается-таки умирающая героиня от своих товарищей, и круг жизни, судьбы (персональной и общей, трагичной по определению). Но круг здесь также обещает и воскресение, по крайней мере символическое — недаром рассказ заканчивается размышлениями о Пасхе:

«Алеша, я думаю, приедет ко мне в первый день Пасхи, я с ним так мысленно договорилась, показала ему дорожку и день, я думаю, он догадается, он очень сообразительный мальчик, и там, среди крашеных яиц, среди пластмассовых венков и помятой, пьяной и доброй толпы, он меня простит, что я не дала ему попрощаться, а ударила его по лицу вместо благословения. Но так лучше — для всех. Я умная, я понимаю».

Юрий Трифонов. «Опрокинутый дом» (1980) 

Рассказ о попытках переменить судьбу — в Лас-Вегасе и Москве, в настоящем и недавнем прошлом

О чем: Один из последних рассказов Юрия Трифонова, входящий в одноименный цикл из семи историй «о моей жизни и путешествиях», как это сформулировал сам автор. Пересказать его практически невозможно. Казино в Лас-Вегасе вызывает воспоминания о том, как «мы засиживались до петухов втроем, полковник Гусев, Боря и я, одурманенные вожделением переменить судьбу? Мы играли в… — ах, какая разница, как называлась игра… Великие возможности не имеют размеров, они имеют лишь запах, лишь ветер, от которого холодеет душа».

Почему стоит читать: Безразмерные, почти джойсовские фразы, сплетающие несопоставимые американские и советские детали, проникнуты мучительным желанием переменить судьбу. И сознанием невозможности этой перемены. Как не удалось переменить в судьбу в 60-е, о которых вспоминает рассказчик, так не удастся и теперь. Через несколько месяцев после публикации этого рассказа Трифонов умрет от тромба, закупорившего артерию.

Владимир Маканин. «Антилидер» (1980) 

Рассказ о тихом сантехнике, сражающемся с несправедливостью жизни

О чем: История слесаря-сантехника Толика Куренкова, в котором странным образом терпение и послушание сочетались с неуправляемым бунтарством, обязательно направленным против какого-нибудь любимца публики, «удачника». Бунт Толика совершенно иррационален: он физиологически ощущает постепенно зреющее желание подраться — и ничего не может с этим поделать. Но бунтует он не просто против отвратительных и самодовольных негодяев, а против несправедливости жизни, возвышающей явно недостойных людей. Постоянные драки доводят Толика до «химии», но и там он не может сдержать свое инстинктивное бунтарство и задирает опасного «пахана», который, как можно догадаться, убивает Толика.

Почему стоит читать: Среди критиков нет единодушия по поводу типа маканинского героя — его рассматривали (и рассматривают) порой в диаметрально противоположных ключах: в диапазоне от «положительного героя», еще одного Дон Кихота, до воинствующего «проповедника усредненности». В любом случае рассказ Маканина читается как увлекательное антропологическое исследование идентичности маленького человека советской поры — нерефлектирующего бунтаря, настойчиво протестующего против жизни тем единственным способом, который ему доступен.

Виктор Ерофеев. «Попугайчик» (1981) 

Преступление и наказание

О чем: Рассказ — письмо палача, адресованное отцу замученного мальчика, вся вина которого была в том, что он пытался воскресить умершего попугайчика.

Почему стоит читать: Навеянный Платоновым и Бабелем, этот сказ сплавляет многочисленные и порой значительно удаленные друг от друга исторические языки и культурные диалекты. Ерофеева интересует русская история, единство которой он определяет торжеством мучительства и патологии. Автор, кажется, пытается описать русского палача как некий устойчивый культурный архетип. Главным же в палаческом сознании оказывается уверенное представление о незыблемой норме — что, по Ерофееву, чаще всего становится источником и оправданием любого исторического зверства.

Фазиль Искандер. «Защита Чика» (1983) 

Как сумасшедший дядя встречался с рассерженным учителем своего племянника — и что из этого вышло

О чем: История из цикла автобиографических «Рассказов о Чике», в которой учитель русского языка Акакий Македонович по кличке Закидонович вызывает в школу родителей Чика. Закидонович возмущен тем, что Чик смеялся над его, Закидоновича, стихотворением о том, «как писать частицу „не“ в нашей солнечной стране». После долгих размышлений, переплетенных с наблюдениями за жизнью сухумского двора, вместо непредсказуемой тетушки Чик приводит в школу для беседы с учителем своего сумасшедшего дядю Колю.

Почему стоит читать: Рассказ построен как цепочка на первый взгляд разрозненных эпизодов, связанных при ближайшем рассмотрении мотивом безумия и глупости. Глупость оскорбленного авторского самолюбия Закидоновича рифмуется с безумием толпы футбольных болельщиков и, разумеется, с безумием дяди Коли. Правда, последнее оказывается наиболее безобидным и даже обаятельным. А сам Чик обладает спокойным знанием о том, как функционирует этот мир, в котором все предсказуемо, комично и детально. Детский взгляд лишен здесь и тени наивности: наоборот, Чику глубоко понятны мотивы и самообманы, которыми руководствуются люди. То, что ему самому удается восхитительная манипуляция, напоминает мифы об Одиссее: перед нами великий трикстер, который прибегает к обману исключительно в целях самообороны от окружающей глупости.

Сергей Довлатов. «Мой старший брат» (1983) 

Рассказ о стихийном экзистенциалисте

О чем: История о двоюродном брате рассказчика, жизнь которого повторяет один и тот же алгоритм: талантливый и обаятельный Борис, чем бы он ни занимался, быстро идет в гору, но почти на пике успеха совершает какое-то бессмысленное преступление, после чего весь цикл начинается заново. «Он был неосознанным стихийным экзистенциалистом. Он мог действовать только в пограничных ситуациях. Карьеру делать — лишь в тюрьме. За жизнь бороться — только на краю пропасти».

Почему стоит читать: Довлатов — мастер превращения биографий в источник анекдотических и трагикомических сюжетов. Переливы абсурда у Довлатова не пугают — более того, в их повторяемости ощущается какая-то скрытая теплота. «Срывы» Бориса абсурдны, но через них выплескивается жажда свободы, которая тем сильнее (и неуместнее), чем яростнее он делает карьеру. Смысл абсурдного бунта, по Довлатову (а не Камю  «Бунтующий человек» (1951) — философское эссе Альбера Камю, посвященное проблемам морали.), сконцентрирован в такой притче из «Старшего брата»: «Нагнули, понимаешь, сосну. Пристегнули зэка к верхушке монтажным ремнем — и отпустили. А зэк в полете расстегнулся — и с концами. Улетел чуть не за переезд. Однако малость не рассчитал. Надеялся в снег приземлиться у лесобиржи. А получилось, что угодил во двор райвоенкомата… И еще — такая чисто литературная деталь. Когда его брали, он военкома за нос укусил…»

Владимир Сорокин. «Поминальное слово» (1984) 

Рассказ об эротике смерти

О чем: После похорон Николая Федоровича Ермилова скорбящие родные и друзья говорят о покойном. Один из героев, Сережа, рассказывает, как Николай Федорович помог ему обрести семейное счастье.

Почему стоит читать: Структуру своих рассказов этого периода Сорокин охарактеризовал сам: «В 80-е годы я делал бинарные литературные бомбочки, состоящие из двух несоединимых частей: соцреалистической и части, построенной на реальной физиологии, а в результате происходил взрыв, и он наполнял меня как литератора некоей вспышкой свободы». «Поминальное слово» — один из лучших рассказов этого типа. Собственно, эстетических бомбочек тут несколько: первая взрывает традиционный (у Сорокина отчетливо окрашенный в советские тона) похоронный ритуал, вторая — речевой жанр поминального слова. Третья — и самая главная — подрывает важную для советской мифологии коллизию отношений Наставника и Ученика, в которой насилие и изнасилование, «освященные» уголовным дискурсом, предстают важнейшими условиями «посвящения в мужчину». В целом же Сорокин следует излюбленной технике: вживается в плоть авторитетного дискурса, присваивает его и одновременно безжалостно доводит до распада.

Татьяна Толстая. «Факир» (1986) 

Сеанс магии с последующим разоблачением

О чем: Рассказ об отношениях семейной пары, Гали и Юры, с Филином — факиром, артистично творящим иллюзии и создающим вокруг себя театральную атмосферу праздника. Маг и волшебник Филин в итоге оказывается самозванцем, снимающим квартиру у какого-то полярника, но удивительным образом ощущает себя неуязвимым для разоблачений.

Почему стоит читать: Рассказ Толстой соблазнительно читать как эстетический манифест писательницы — по крайней мере по отношению к ранним ее текстам. На первый взгляд, «Факир» строится на антитезе реального мира «безрадостной окраины» Гали и Юры — и сказочного, но иллюзорного мира Филина, властвующего над московским миром. Однако, несмотря на то, что байки Филина откровенно невероятны и пародийны, игра его оказывается куда подлиннее того, что кажется реальным. Во всяком случае, в финале рассказа автор, несомненно, пользуется творческой стратегией афериста Филина, утверждая необязательность, хрупкость и очарование фантазии:

«А теперь — домой. Путь не близкий. Впереди — новая зима, новые надежды, новые песни. Что ж, воспоем окраины, дожди, посеревшие дома, долгие вечера на пороге тьмы. Воспоем пустыри, бурые травы, холод земляных пластов под боязливою ногой, воспоем медленную осеннюю зарю, собачий лай среди осиновых стволов, хрупкую золотую паутину и первый лед, первый синеватый лед в глубоком отпечатке чужого следа».

Анатолий Гаврилов. «В преддверии новой жизни» (1989) 

Рассказ о подростке, разрабатывающем уголовные законы для космического пространства

О чем: Герой рассказа — провинциальный подросток, мечтающий поступить в военное юридическое училище. После выпуска из школы он готовит себя к поступлению, разрабатывает фантастические законопроекты, расстреливает за туалетом невидимых врагов, ведет борьбу с огородом и курами, мечтает о прокурорском будущем, получая оплеухи от деревенских гопников.

Почему стоит читать: «В преддверии новой жизни» — рассказ из первой книги Гаврилова, мастера короткого жанра, автора, с трудом укладывающегося в какие-либо литературные классификации и иерархии, но прекрасно узнаваемого своими нервными и немного растерянными героями, телеграфным, высушенным стилем, странным образом сочетающим безжалостность и лиризм. Герой этого рассказа — идеалист, мечтающий о насилии, дурачок, подвергаемый унижениям и копящий злобу на своих обидчиков, — при своем появлении на пике перестройки воспринимался как портрет «совка». Теперь понятно, что выросший герой Гаврилова будет и дальше копить обиды на жизнь, мечтая о реванше в космическом масштабе и находя его в имперских фантомах и других дискурсах насилия.

Николай Байтов. «Леночка» (1991) 

Рассказ о тайном языке

О чем: Пересказать сюжет байтовской «Леночки» довольно сложно. Из происходящего становится ясно только одно: героиня рассказа живет в языковой реальности, где есть слова высокие и варварские, разрешенные и запрещенные.

Почему стоит читать: Рассказ Байтова впервые был опубликован в 1991 году, в 2011-м он вошел в сборник «Думай, что говоришь». Главный герой рассказа и сборника в целом — язык, с которым у Байтова чаще всего связаны предельные, трансгрессивные состояния. Так, в «Леночке» первый сексуальный опыт сопровождается выкрикиванием высоких запрещенных слов (и неясно, что дает героине большее ощущение «предела» — секс или эти слова), а смерть человека влечет за собой наложение запрета на произнесение какого-либо слова тайного языка. Несмотря на то что описанный в рассказе ритуал не производит никакого эффекта (более того, признается Леночкой бессмысленным), у читателя все равно остается ощущение призрачной, но несомненной власти языка — и, кажется, Байтов, чье творчество развивалось параллельно концептуализму, именно этого и добивается. 

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Языки архитектуры XX века

Портрет художника эпохи СССР

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Языки архитектуры XX века

Портрет художника эпохи СССР

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

ученых-гуманитариев

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Волшебные ключи

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

«1984». Аудиоспектакль

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война
и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

 — начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до 

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в 

Санкт-Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Текст: ГодЛитературы.РФ

Новые формы бытования литературы возродили интерес к короткому рассказу: текст в смартфоне на одну поездку, голос в наушниках на одну пробежку… Портал ГодЛитературы.РФ решил помочь читателям «войти в контекст» и напомнить лучшие образцы этого трудного жанра. Мы попросили писателей, издателей, редакторов и литературных критиков назвать четыре коротких рассказа, когда-либо произведших на них сильное впечатление. Три – классические, вплоть до конца ХХ века, и один – непосредственно XXI века.

Участие в опросе приняли 19 экспертов. Всего в итоговый список вошли 74 рассказа. Лидером по количеству выдвинутых рассказов оказался Иван Бунин (было выдвинуто пять его рассказов), а вот два рассказа Антона Чехова – «Скучная история» и «Спать хочется» – выбрали сразу по двое экспертов.

Публикуем списки рассказов в алфавитном порядке с указанием экспертов, выбравших их. При этом мы не стали делить тексты на написанные изначально по-русски и переводные, ведь мировая литература едина, и литература русская – ее неотъемлемая часть.

Лучшие рассказы до XXI века

  1. Амброз Бирс «Один офицер, один солдат» (Александр Снегирев)
  2. Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса» (Михаил Визель)
  3. Исаак Бабель «Ги де Мопассан» (Михаил Визель)
  4. Исаак Бабель «Письмо» (Ольга Аминова)
  5. Василий Белов «Колоколена» (Дмитрий Шеваров)
  6. Иван Бунин «Господин из Сан-Франциско» (Сергей Самсонов)
  7. Иван Бунин «Красавица» (Андрей Василевский)
  8. Иван Бунин «Натали» (Максим Замшев)
  9. Иван Бунин «Ворон» (Арсений Замостьянов)
  10. Иван Бунин «Чистый понедельник» (Ольга Аминова)
  11. Кир Булычев «Корона профессора Козарина» (Шамиль Идиатуллин)
  12. Анатолий Гаврилов «В преддверии новой жизни» (Владислав Толстов)
  13. Александр Вельтман «Иоланда» (Максим Амелин)
  14. О. Генри «Дары волхвов», пер. Владимира Бобкова (Ася Петрова)
  15. Николай Гоголь «Старосветские помещики» (Евгений Водолазкин)
  16. Федор Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» (Арсений Замостьянов)
  17. Георгий Жжёнов «Саночки» (Василий Авченко)
  18. Юрий Казаков «Проклятый Север» (Василий Авченко)
  19. Юрий Казаков «Вон бежит собака» (Александр Снегирев)
  20. Юрий Казаков «Осень в дубовых лесах» (Дмитрий Шеваров)
  21. Раймонд Карвер «Что не танцуете», пер. Григория Дашевского (Александр Снегирев)
  22. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», пер. Светланы Васильевой (Шамиль Идиатуллин)
  23. Редьярд Киплинг «Мэ-э, паршивая овца…», пер. Марии Кан (Шамиль Идиатуллин)
  24. Юрий Коваль «Капитан Клюквин» (Дмитрий Шеваров)
  25. Хулио Кортасар «Письмо в Париж одной сеньорите» (Ольга Аминова)
  26. Сигизмунд Кржижановский «Сбежавшие пальцы» (Максим Амелин)
  27. Николай Лесков «Запечатлённый ангел» (Евгений Водолазкин)
  28. Джек Лондон «Кусок мяса» (Сергей Самсонов)
  29. Джек Лондон «Любовь к жизни» (Василий Авченко)
  30. Ги де Мопассан «Драгоценности» (Евгений Водолазкин)
  31. Владимир Набоков «Круг» (Михаил Эдельштейн)
  32. Владимир Набоков «Весна в Фиальте» (Вадим Левенталь)
  33. Николай Носов «Фантазёры» (Лев Данилкин)
  34. Константин Паустовский «Бриз» (Максим Замшев)
  35. Виктор Пелевин «Хрустальный мир» (Михаил Визель)
  36. Андрей Платонов «Возвращение» (Сергей Самсонов)
  37. Эдгар Аллан По «Низвержение в Мальстрём» (Вадим Левенталь)
  38. Валентин Распутин «Рудольфино» (Лев Данилкин)
  39. Александр Солженицын «Пасхальный крестный ход» (Андрей Немзер)
  40. Александр Солженицын «Абрикосовое варенье» (Андрей Василевский)
  41. Владимир Соллогуб «Метель» (Андрей Немзер)
  42. Владимир Сорокин «Геологи» (Лев Данилкин)
  43. Джером Дэвид Сэлинджер «Дорогой Эсме — с любовью и всяческой мерзостью», пер. Риты Райт-Ковалёвой (Ася Петрова)
  44. Джером Дэвид Сэлинджер «О эти губы и глаза зеленые» (Максим Замшев, Михаил Эдельштейн)
  45. Абрам Терц «Пхенц» (Владислав Толстов)
  46. Алексей Толстой «Гадюка» (Владислав Толстов)
  47. Иван Тургенев « Мой сосед Радилов» (Андрей Немзер)
  48. Эрнест Хемингуэй «Там, где чисто и светло», пер. Екатерины Романовой (Ася Петрова)
  49. Эрнест Хемингуэй «Снега Килиманджаро» (Александр Мелихов)
  50. Эрнест Хемингуэй «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» (Михаил Эдельштейн)
  51. Антон Чехов «Черный монах» (Александр Мелихов)
  52. Антон Чехов «Спать хочется» (Максим Амелин, Вадим Левенталь)
  53. Антон Чехов «Скучная история» (Александр Мелихов, Арсений Замостьянов)
  54. Василий Шукшин «Земляки» (Арсений Замостьянов)
  55. Василий Шукшин «Срезал» (Андрей Василевский)

XXI век

  1. Дмитрий Бакин «Нельзя остаться» (Сергей Самсонов)
  2. Сергей Болмат «Объект» (Лев Данилкин)
  3. Алексей Варламов «Ойоха» (Евгений Водолазкин)
  4. Марина Вишневецкая «Увидеть дерево» (Андрей Немзер)
  5. Мария Галина «В плавнях» (Шамиль Идиатуллин)
  6. Марианна Гончарова «Янкель, инклоц ин барабан» (Ася Петрова)
  7. Борис Екимов «Фетисыч» (Арсений Замостьянов)
  8. Борис Екимов «Ралли» (Дмитрий Шеваров)
  9. Олег Зоберн «Отмена посадки» (Александр Снегирев)
  10. Этгар Керет «Пони» (Михаил Визель)
  11. Павел Крусанов «Сотворение праха» (Максим Замшев)
  12. Павел Крусанов «Бессмертник» (Вадим Левенталь)
  13. Анна Матвеева «Девять девяностых» (Владислав Толстов)
  14. Павел Мейлахс «Вспышка» (Александр Мелихов)
  15. Захар Прилепин «Убийца и его маленький друг» (Василий Авченко)
  16. Дина Рубина «Посох деда Мороза» (Ольга Аминова)
  17. Ольга Славникова «Вещество» (Максим Амелин)
  18. Сергей Солоух «Метаморфозы» (Михаил Эдельштейн)
  19. Карина Шаинян «Что ты знаешь о любви» (Андрей Василевский)

СПИСОК ЭКСПЕРТОВ

  • Василий Авченко, писатель и журналист, лауреат общероссийской литературной премии «Дальний Восток» имени В. К. Арсеньева.
  • Максим Амелин, поэт, переводчик, лауреат премии «Поэт», главный редактор издательства «ОГИ».
  • Ольга Аминова, редактор, литературный агент.
  • Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», поэт, лауреат премии Правительства РФ.
  • Михаил Визель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ, критик, писатель, переводчик.
  • Евгений Водолазкин, писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», доктор филологических наук.
  • Лев Данилкин, писатель, критик, лауреат премии «Большая книга».
  • Арсений Замостьянов, писатель, литературовед, заместитель главного редактора журнала «Историк».
  • Максим Замшев, писатель, главный редактор «Литературной газеты»
  • Шамиль Идиатуллин, писатель, журналист, лауреат премии «Большая книга».
  • Вадим Левенталь, писатель, редактор серии «Книжная полка Вадима Левенталя» издательства «Городец».
  • Александр Мелихов, писатель, публицист.
  • Андрей Немзер, литературовед и литературный критик, кандидат филологических наук, профессор НИУ ВШЭ.
  • Ася Петрова, прозаик, лауреат премии «Книгуру», переводчик французской литературы.
  • Сергей Самсонов, писатель, лауреат премий «Дебют» и «Ясная Поляна».
  • Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер», заместитель главного редактора журнала «Дружба народов».
  • Владислав Толстов, журналист, публицист, редактор, ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер».
  • Дмитрий Шеваров, журналист, литературный критик, прозаик.
  • Михаил Эдельштейн, литературный критик и литературовед.

  • Короткие произведения для декабрьского сочинения 2022
  • Короткие приключенческие рассказы для детей
  • Короткие книги для итогового сочинения 2022
  • Короткие индийские короткие сказки
  • Короткая цитата помещаемая в начале сочинения