Коялович, Михаил Иосифович — История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям
Карточка
Коялович, Михаил Иосифович (1828-1891).
История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям / соч. М. О. Кояловича. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1893. — XLV, 593 с.; 24 см.
С. XI-XXXVI: Памяти Михаила Иосифовича Кояловича: Речь, произнес. проф. И. С. Пальмовым в торжеств. общ. собр. Слав. благотвор. о-ва 1 дек. 1891 г.
История. Исторические науки — История исторической науки — История исторической науки в России — История изучения России
История. Исторические науки — Россия — Историография. История изучения истории России
русское самосознание
Шифр хранения:
FB P 32/133
FB G 70/352
FB U 307/44
Описание
Автор | |
---|---|
Заглавие | История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям |
Коллекции ЭБ | Универсальная коллекция |
Дата поступления в ЭК | 20.06.2006 |
Дата поступления в ЭБ | 22.04.2011 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | соч. М. О. Кояловича |
Издание | 2-е изд. |
Выходные данные | Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1893 |
Физическое описание | XLV, 593 с.; 24 см |
Примечание | С. XI-XXXVI: Памяти Михаила Иосифовича Кояловича: Речь, произнес. проф. И. С. Пальмовым в торжеств. общ. собр. Слав. благотвор. о-ва 1 дек. 1891 г. |
Тема | История. Исторические науки — История исторической науки — История исторической науки в России — История изучения России |
История. Исторические науки — Россия — Историография. История изучения истории России | |
русское самосознание | |
BBK-код | Т1(2)0-1(2),0 |
Т3(2)г | |
Язык | Русский |
Места хранения | FB P 32/133 |
FB G 70/352 | |
FB U 307/44 | |
Электронный адрес | Электронный ресурс |
libcats.org
Главная →
История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям
История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям
Коялович Михаил Осипович (20.09.1828-23.08.1891), русский историк, профессор Петербургской духовной академии, сын священника, автор многочисленных трудов по истории западной России, известен прежде всего книгой #История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям# (1884), являющейся первым выдающимся опытом историографии русской исторической науки с параллельными критическими, историософскими разъяснениями основных идей русских историков. #История русского самосознания# представляет яркий пример особого национального мышления. Мышления, появляющегося только в уникальной обстановке империи, допускающей любые культурные традиции, но требующей государственного единомыслия. Выходец из-под Гродно, Коялович первым в научной русской литературе широко исследовал историю русского самосознания. Не будучи теоретиком, он не развивает в своем труде философских концепций русского самосознания, а скрупулезно, по деталям выявляет и анализирует исторические памятники и научные сочинения, тематически касающиеся исследуемой им проблемы. #Главнейшая задача, # как писал он, # которую я старался выполнить и которая обозначается самим заглавием книги, могла бы быть поставлена гораздо шире. Можно было бы проследить русские сочинения по всем у нас наукам, не исключая даже естествознания и математики, и показать, какие русские особенности они отражают в себе#. Но, считая невозможным поставить перед собою такую титаническую задачу, Коялович оставляет объектом исследования лишь историческую науку. Главное внимание он обращает на связь и преемственность научных школ в изучении русской истории, на #постепенное развитие русского научного сознания по отношению к нашему историческому прошедшему#. Будучи непримиримым борцом с #объективизмом# в науке, не веря в его реальную возможность, Коялович считал его вредным. Он открыто заявлял свой постулат как ученого: #Не доверяйте обманчивой объективности, в истории ее меньше всего; в истории почти все субъективно#. Выработав многолетними научными занятиями уверенность в неизбежности и положительности для историка субъективного взгляда на исторический процесс, Коялович дал в #Истории русского самосознания# панораму или энциклопедический свод всех на его время существовавших систем и мнений, или, как он их называл, #субъективизмов# понимания русской истории. Проанализировав их все, он #показал, что лучший из них # это так называемый славянофильский субъективизм#. #Он лучше других, # утверждал профессор, # и в народном, и в научном смысле, и даже в смысле возможно правильного понимания и усвоения общечеловеческой цивилизации#. Большая энциклопедия русского народа История русского самосознания … Кояловича самим заглавием обещает представить историю нашей науки на некоторой теоретической подкладке. Но это же самое заглавие обличает в авторе одного из героев той истории, которую он собрался писать … Можно себе представить, что Коялович не сумел сделаться судьёй в собственном деле, и вся история науки вышла у него обвинительную речью pro domo sua. Деятели науки разделились при этом на два лагеря — своих и чужих, и чужие (немцы-западники) были уличены в непрерывном полуторавековом заговоре против русской народности и против национального самосознания … П.Н. Милюков. Главные течения русской исторической мысли
Популярные книги за неделю:
Только что пользователи скачали эти книги:
-
September 4 2022, 17:32
- История
- Психология
- Cancel
Михаил Осипович (Иосифович) Коялович (20 сентября [2 октября] 1828, Гродненская губерния— 23 августа [4 сентября] 1891, Санкт-Петербург) — российский историк, политический публицист и издатель. Ведущий представитель «западнорусской» исторической школы.
Доктор богословия, заслуженный ординарный профессор, преподаватель на кафедре сравнительного богословия и русского раскола 1856-1862 гг., на кафедре русской гражданской и церковной истории 1862-1868 гг., с 1868 года до смерти — на кафедре русской гражданской истории Санкт-Петербургской духовной академии.
С 1865 года — член Комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода.
Кояловичъ М. О. Исторiя русскаго самосознанiя по историческимъ памятникамъ и научнымъ сочиненiямъ. Изд. 3-е. – С-Петербургъ: Типографiя А. С. Суворина, 1901.
Аннотация «Института русской цивилизации» 2011 г.:
В книге публикуется главный труд выдающегося русского историка и национального мыслителя Михаила Осиповича Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям». Впервые изданный в 1884 г. труд М. Кояловича стал одним из фундаментальных произведений русской национальной мысли, настольной книгой многих русских людей. Л. Тихомиров считал обязательным иметь ее у себя каждому думающему русскому человеку.
Скачать: https://ru.bookshome.net/book/641706/aace37
Переиздание на современном русском языке:
Коялович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям / Отв. ред. О. А. Платонов. – М., Институт русской цивилизации, 2011. – 688 с.
Хотел еще в прошлом году выложить эту публикацию, но пропустил дату (надо было сделать «отложенную публикацию»).
Могила М. О. Кояловича на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, август 2022 г.:
Из-за большого дерева и ограды, которые стоят прямо возле могилы, ее не очень удобно фотографировать. Тем более против солнца.
Коялович Михаил Осипович (20.09.1828-23.08.1891), русский историк, профессор Петербургской духовной академии, сын священника, автор многочисленных трудов по истории западной России, известен прежде всего книгой #История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям# (1884), являющейся первым выдающимся опытом историографии русской исторической науки с параллельными критическими, историософскими разъяснениями основных идей русских историков. #История русского самосознания# представляет яркий пример особого национального мышления. Мышления, появляющегося только в уникальной обстановке империи, допускающей любые культурные традиции, но требующей государственного единомыслия. Выходец из-под Гродно, Коялович первым в научной русской литературе широко исследовал историю русского самосознания. Не будучи теоретиком, он не развивает в своем труде философских концепций русского самосознания, а скрупулезно, по деталям выявляет и анализирует исторические памятники и научные сочинения, тематически касающиеся исследуемой им проблемы. #Главнейшая задача, # как писал он, # которую я старался выполнить и которая обозначается самим заглавием книги, могла бы быть поставлена гораздо шире. Можно было бы проследить русские сочинения по всем у нас наукам, не исключая даже естествознания и математики, и показать, какие русские особенности они отражают в себе#. Но, считая невозможным поставить перед собою такую титаническую задачу, Коялович оставляет объектом исследования лишь историческую науку. Главное внимание он обращает на связь и преемственность научных школ в изучении русской истории, на #постепенное развитие русского научного сознания по отношению к нашему историческому прошедшему#. Будучи непримиримым борцом с #объективизмом# в науке, не веря в его реальную возможность, Коялович считал его вредным. Он открыто заявлял свой постулат как ученого: #Не доверяйте обманчивой объективности, в истории ее меньше всего; в истории почти все субъективно#. Выработав многолетними научными занятиями уверенность в неизбежности и положительности для историка субъективного взгляда на исторический процесс, Коялович дал в #Истории русского самосознания# панораму или энциклопедический свод всех на его время существовавших систем и мнений, или, как он их называл, #субъективизмов# понимания русской истории. Проанализировав их все, он #показал, что лучший из них # это так называемый славянофильский субъективизм#. #Он лучше других, # утверждал профессор, # и в народном, и в научном смысле, и даже в смысле возможно правильного понимания и усвоения общечеловеческой цивилизации#. Большая энциклопедия русского народа История русского самосознания … Кояловича самим заглавием обещает представить историю нашей науки на некоторой теоретической подкладке. Но это же самое заглавие обличает в авторе одного из героев той истории, которую он собрался писать … Можно себе представить, что Коялович не сумел сделаться судьёй в собственном деле, и вся история науки вышла у него обвинительную речью pro domo sua. Деятели науки разделились при этом на два лагеря — своих и чужих, и чужие (немцы-западники) были уличены в непрерывном полуторавековом заговоре против русской народности и против национального самосознания … П.Н. Милюков. Главные течения русской исторической мысли
Issue: 2009-12