Красное солнышко в сказках это

Владимир Красно Солнышко

Владимир Красно Солнышко

В былинном эпосе – древнерусский великий князь, идеальный правитель. Это подтверждают эпитеты «красное солнышко», «ласковый князь». Прототипом этого былинного князя стал киевский князь Владимир Святославич – Владимир Великий (980—1015), при котором произошло крещение Руси. Он единственный из древних князей, который вошел в былинный эпос в какой-то мере и как собирательный образ князя. Он приветливый, гостеприимный, вежливый, мягкий в отношениях; собирает вокруг себя и семью, и род, и витязей-богатырей, заботится о народе. Но хоть Владимир и объединил вокруг Киева всех богатырей, в то же время он, как и большинство правителей, может обидеть их, поверить наветам злоумышленников, обойти витязей своим вниманием, забыть о них во времена мирные, когда враг не угрожает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава 1 Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья – Муромцем. Донаучный период изучения былин

Глава 1
Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья – Муромцем. Донаучный период изучения былин
Как я уже говорил, история изучения русского эпоса в целом – тема чересчур объемная. Да и подводить итоги, «закрывать темы» на манер Путилова в любой науке,

Владимир Красно Солнышко

Владимир Красно Солнышко
То обстоятельство, что Владимир был сыном рабыни, ставило его с самого детства в неравное положение с братьями – ведь они-то происходили от знатных, свободных матерей. Сознание своей неполноценности пробуждало у юноши желание утвердить себя в

Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко)

Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко)
Внебрачный сын великого князя Святослава, его матерью была ключница княгини Ольги Малуша, сестра воеводы Добрыни. И хотя отец признал ребенка, многие называли его «сыном рабыни». Год рождения князя неизвестен. Считается, что это

Глава 1 Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем. Донаучный период изучения былин

Глава 1
Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем. Донаучный период изучения былин
Как я уже говорил, история изучения русского эпоса в целом — тема чересчур объемная. Да и подводить итоги, «закрывать темы» на манер Путилова в любой науке,

Князь Владимир Красное Солнышко

Князь Владимир Красное Солнышко
Мифологизированный образ князя в русских былинах.

Владимир. Гравюра из старопечатной книги. XVII е.Большинство исследователей считают, что историческим прототипом былинного образа был князь Владимир Святославович (?—1115). Он правит в

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
Борьба с печенегами стала в X веке насущной потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям и открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на «месяц

Владимир Красное Солнышко, Крещение Руси и пришествие на нашу землю Слова Божия и грамотности

Владимир Красное Солнышко, Крещение Руси и пришествие на нашу землю Слова Божия и грамотности
Он родился в семье князя-язычника, который имел нескольких жен. Матерью Владимира была ключница его бабушки, княгини Ольги, ее рабыня, Малуша Любечанка. Она-то и родила князю

Владимир Красное Солнышко

Владимир Красное Солнышко
Сначала Владимир был князь, как князь. Воевал, пил, пировал, убил брата; вообще вел себя по-княжески. Но с течением времени он больше и больше превращался в Красное Солнышко.Началось с того, что Владимир крестил свой народ и сам принял православие.

Глава 9. Владимир Красное Солнышко

Глава 9. Владимир Красное Солнышко
Существует много версий, почему князю Владимиру дали такое прозвище. До того как князь крестил Русь, он был верховным жрецом Даждьбога – бога солнца. Поэтому такое прозвище могло быть отголоском языческого прошлого. С другой стороны во

Красно-коричневая мифология

Красно-коричневая мифология
Сталин и Гитлер в одинаковой степени овладели хитрым искусством создания собственного культа личности, сочинением мифа о своей жизни и деятельности. Такой феномен неизбежно сопутствует тирании. Поскольку она достигла при них невиданного в

Владимир Красное Солнышко (947–1015)

Владимир Красное Солнышко (947–1015)

Великий князь Киевский Владимир Святославич – Великий Святой, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь. Известен также как «Креститель Руси». Он придал христианству на Руси

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
(г. р. неизв. — ум. 1015)Великий князь (980-1015). Сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Малуши Любечанки. С помощью дяди Добрыни Владимир Святославович в 969 г. стал князем в Новгороде. После смерти Святослава в 977 г. участвовал

Владимир Красное Солнышко (персонаж)

Владимир Красное Солнышко (персонаж)

Андрей Петрович Рябушкин. «Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»

Влади́мир Кра́сно(е) Со́лнышко (также Владимир Всеславьевич[1]; прототип — Владимир I Святославич; на сколадывание былинного образа повлиял и Владимир Мономах) — киевский князь, одна из ключевых фигур былин киевского цикла, объединяющее всех русских богатырей. Он их глава, но вместе с тем сам он не имеет никаких прав называться богатырём. На него можно смотреть как на народное отражение нескольких исторических личностей или же как на мифическое лицо, олицетворение известного рода явлений природы. Былинный князь Владимир не служит отражением исторической личности св. Владимира Равноапостольного. Он любит во всех опасностях пользоваться услугами богатырей, угощая их за это, но вместе с тем не желая рисковать собственною жизнью, а подчас и поступая с богатырями несправедливо. Нельзя отрицать и примесь мифологического элемента в типе Владимира — олицетворение солнца, Дажьбога, внуком которого автор Слова о Полку Игореве называет своего героя. По взгляду Ореста Миллера, хорошие и дурные качества былинного Владимира могли создаться под различными влияниями. Известно, например, что тяжёлым трудом народ считает только труд физический, которого не несут государи. И солнце медленно движется по небу, оно покоится в бездействии и без всяких усилий со своей стороны ниспосылает на землю свои лучи; оно бывает иногда жгучим, злобным. Отсюда, быть может, некоторые черты в лице былинного Владимира, дополненные отражением древнего исторического деспотизма времён патриархальных, или влиянием византийских взглядов на неограниченную верховную власть, или воспоминаниями эпохи Иоанна Грозного.

Владимир, кроме былин, является ещё главным действующим лицом в стихе о Голубиной книге; он носит там имена: Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор; заменяет он также Волота или Волотомана «Иерусалимской беседы» или «Повести града Иерусалима», где имя Владимир, более популярное и любимое народом, вытеснило собою более древнее «Волот» или «Волотоман», которое, в свою очередь, служит изменением первоначального «Птоломей» (см. Волот). Здесь Владимир, по всей вероятности, заменяет собою вообще византийского императора и поэтому наделяется такими же чертами, которыми отличались византийские самодержцы. Быть может, что это обстоятельство не осталось без влияния и на былинного Владимира, который таким путём мог получить некоторые черты, чуждые чисто русскому князю.

Примечания

  1. http://malib.ru/prozorov_bogatyry/13/

См. также

  • Илья Муромец

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Владимир Красное Солнышко (персонаж)» в других словарях:

  • Владимир Красное Солнышко — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века …   Википедия

  • Князь Владимир (Красное Солнышко) — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века …   Википедия

  • Владимир Красно Солнышко — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века …   Википедия

  • Владимир Святославич — Володимѣръ Свѧтославичь …   Википедия

  • Владимир I Святославич — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века …   Википедия

  • Владимир I — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века …   Википедия

  • Владимир I (князь Киевский) — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века …   Википедия

  • Владимир I Святой — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века …   Википедия

  • Владимир Великий — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века …   Википедия

  • Владимир Креститель — Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века …   Википедия

У шестого по счету правителя Киева, наследника Игоря и Святослава, много имен: Владимир Святославович, Владимир I Креститель, святой равноапостольный князь. Однако в памяти народной он остался Владимиром Красным Солнышком, любимым князем, «отцом» и защитником простого народа.

Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Почему так ласково и нежно? Вопрос непростой… Есть несколько версий происхождения этого прозвища.

Первая: былинная

Владимир Святославич красное солнышкоВладимир Святославович был неустанным защитником земли русской. Если кратко, он укреплял границы государства, возводил «змиевые валы», строил города-крепости, населял южное и юго-восточное порубежье «лучшими людьми», настоящими воинами, пришедшими из северных земель: вятичами, кривичами, словенами ильменскими, варягами.

Память о них как об истинных богатырях-героях сохранилась в былинах, сказках, преданиях. Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяко, настоящие и былинные, служили князю «не за страх, а за совесть», любя его как отца и ласково называя «солнцем земли Русской», то есть великим человеком.

Подтверждение этой версии можно найти в Голубиной книге, философском трактате XVI века, в котором князя называли как Владимиром Красным Солнышком, так и Володарем, Володимером, то есть «владеющим миром».

Интересно. В былинных текстах князя никогда не называли богатырем, зато сравнивали с Даждьбогом, языческим божеством, олицетворяющим солнце. Возможно, прозвище Красное Солнышко появилось и по этой причине. Солнце всегда почиталось славянами-язычниками как главное божество, дающее жизнь всему живому, а эпитет «красное» означал «красивое», «яркое».

Вторая: народная

Князь Владимир умел завоевывать народные любовь и уважение. Он был щедрым, справедливым, милостивым. Именно за эти качества народ и дал ему прозвище «Красное Солнышко».

Интересно. В народных преданиях сохранились истории о пирах князя Владимира. На один такой пир, приуроченный к победе над печенегами, Владимир Святославович «забыл» позвать бояр, зато пригласил простой народ из Киева и близлежащих городов. Он точно знал, что «широкие жесты» нравятся простому люду, и, используя римский метод «хлеба и зрелищ», легко добивался его расположения и любви.

Походы князя Владимира красное солнышко

Третья: христианская

Третья версия мало чем отличается от второй, но имеет православные, христианские корни. До крещения в Херсонесе Владимир Святославович отличался бурным нравом, был страстолюбцем и ярым язычником, не гнушавшимся человеческими жертвоприношениями. Но после принятия креста и венчания с византийской принцессой Анной все изменилось.

Он стал вести благочестивую жизнь:

  • отказался от гарема,
  • от смертных казней («не казню смертию – греха боюсь»),
  • строил церкви,
  • обучал детей «науке книжной»,
  • привечал убогих, вдов и сирот.

Вот из-за этих перемен и стал он ласково именоваться своим народом «Красно Солнышко».

Владимир Святославич красное солнышко

Интересно. В летописных текстах Владимир-язычник и Владимир-христианин – это два разных человека по характеру и образу жизни. Такое противопоставление обоснованно. Монахам-летописцам было важно донести мысль о том, как благостно повлияло принятие Христа на князя как на человека: был убийца и насильник, стал почти святой. Так православная вера изменила и Русь, ведя ее из тьмы язычества к свету цивилизации.

Владимир I Святой сделал для Руси очень многое. Но главное, он осиял светом веры, как светом солнца, души русских людей. Новый, духовный, фундамент укрепил государственность и сделал Русь сильнее, сплоченнее.

Владимир князь КиевскийКнязь Владимир красное солнышкоВладимир Креститель Руси

Источники литературы:

  • Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского,1883 год.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
  • Михайлович Д. М. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год.
  • Пчелов Е. В. История династии Рюриковичей, 2020 год.
  • Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Красное словцо не ложь сочинение 4 класс
  • Красное знамя как пишется с большой буквы или с маленькой
  • Краснодарский край сочинение мой родной край
  • Краснодарский край санаторий лесная сказка
  • Краснодарский край рассказ 4 класс короткий

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии