Красота божьего мира рассказ

Духовные писатели и русские поэты о
красоте Божьего мироздания

Лермонтов М.Ю.
***

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Святитель Тихон Задонский
Песнь благодарности Творцу
«Мир сотворен ради человека, но все вещи
в мире — это следы Божий, они свидетельствуют о Боге; они, как ручьи, ведут
человека к Жизни, Источнику Жизни, и показывают Его, и учат из Него черпать и
освежать свои души. Кто бы захотел пить из ручьев, видя самый Источник Жизни?
Хороши создания, и очень хороши, но несравненно лучше Создатель, Который их
сотворил хорошими.

Творения показывают благость
и любовь Божию к нам и учат нас любить Бога, хвалить и благодарить Его как
Создателя и Благодетеля своего. Они не требуют любви к самим себе, но как бы так
говорят нам: «Мы сотворены Создателем для вашей пользы и вашего употребления,
любите Того, Кто нас сотворил ради вас, а не нас самих, ибо мы сами любить вас
не можем, и, употребляя нас ради своей пользы, благодарите Того, Кто дал нас
вам».

Из этого ты узнаешь,
христианин, что есть Бог-Творец, о Котором свидетельствуют создания, как
мастерство о мастере. Все имеет от Него свое начало и бытие. Все повелением
Божиим служит человеку. Человек, пользуясь Божиим созданием, непременно должен
благодарить Бога, славить имя Его и усердно служить Ему».

«Как сочинитель книги из
разума своего выносит слова и пишет их на бумаге, и так сочиняет книгу, и как
бы из ничего делает нечто, так Премудрый и Всемогущий Создатель сотворил все,
что писал в Своем Божественном разуме, чего пожелал, и как бы книгу, состоящую
из двух листов, то есть неба и земли, сочинил.

В этой книге видим Божие
Всемогущество, Премудрость и Благость. Всемогущество, ибо Он сотворил все из
ничего Своим пожеланием и Словом. Премудрость, ибо все сотворил премудро: Все
соделал Ты премудро (Пс. 103, 24). Благость, ибо все не ради Себя, но ради нас
сотворил. Ибо как прежде начала веков, так и ныне, и во веки веков Он пребывает
во всесовершенном блаженстве».

«Должен быть велик Тот, Кто
из ничего сотворил такую великую машину, должен быть премудр Тот, Кто все сотворил
так премудро. Должен быть добр Тот, Кто все доброе сотворил. Кто подал свет
Солнцу, Луне и звездам. Тот Сам в Себе непременно есть лучший Свет»

Фет А.
***

Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.

Видны им наши томленья и горе,
Видны страстей неподсильные битвы,
Слезы в алмазном трепещут их взоре —
Все же безмолвно горят их молитвы.

Святитель Иннокентий Херсонский:

«Посмотрите на свод небесный,
усеянный звездами, на восходящее солнце: не образ ли это премудрости Божией?»

Святитель Феофил Антиохийский:

«Что было бы великого, если
бы Бог создал мир из готовой материи? И у нас художник, получив от кого-либо
вещество, формирует из него что угодно. Но могущество Бога в том и проявляется,
что Он и ничего произвел все, что только пожелал»

«Бог привел все из небытия в
бытие, чтобы из творений было познаваемо Его величие»

Преподобный Максим Исповедник:

«Вседостаточный Бог произвел
твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-либо имел нужду, но чтобы они
по мере своей способности воспринять, причащаясь Его блаженства, наслаждались и
чтобы сам Он радовался делам Своим, видя их радующимися и всегда ненасытимо
насыщающимися ненасытимым»

Преподобный Ефрем Сирин:

«Благословен Сотворивший нас
орудиями славы Своей и вложивший славословие в недостойные уста наши! Хвала
щедротам Его, потому что перстных соделал Он сослужителями Ангелов, чтобы
всякую ночь, и во всякое время воспевали они святое имя Его!»

К.Р. (Константин Романов)
***
Блаженны мы, когда идем
Отважно, твердою стопою
С неунывающей душою
Тернистым жизненным путем;

Когда лукавые сомненья
Не подрывают веры в нас,
Когда соблазна горький час
И неизбежные паденья

Нам не преграда на пути,
И мы, восстав, прах отряхая,
К вратам неведомого края
Готовы бодро вновь идти;

Когда не только дел и слова,
Но даже мыслей чистоту
Мы возведем на высоту,
Все отрешаясь от земного;

Когда к Создателю, как дым
Кадильный, возносясь душою,
Неутомимою борьбою
Себя самих мы победим.

Святитель Игнатий Ставропольский:

Сад во время зимы

«Однажды сидел я и глядел
пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: пред ними открылась
книга природы. Это книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга,
содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию. Какое же учение
прочитал я в саду? Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение
изображением действия, подобного воскресению.

Если бы мы не привыкли видеть
оживление природы весною, то оно показалось бы нам вполне чудесным,
невероятным. Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как бы не видим его!
Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим
таинственным языком: «Мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся
цветами и плодами. Неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны
своей?» Они оживут, облекутся плотью; в новом виде вступят в новую жизнь и в
новый мир».

«Действием воли Божией сотворены
миры, видимый и невидимый, сотворен и искуплен человек, совешены и совершаются
все события, общественные и частные, из которых светит, как солнце с неба,
Божия благость, Божие  Всемогущество,
Божия Премудрость».

Святитель Игнатий Ставропольский:
Житейское море

«Пред взорами моими —
величественное море. Какое в недрах моря хранится вдохновение! Какая
чувствуется полнота в душе, когда глаза насладятся и насытятся созерцанием
моря! Несется Святая Церковь по волнам житейского моря и пребывает превыше волн
его Божественным учением, содержа в недре своем истинное Богопознание, истинное
познание о человеке, о добре и зле, о мире вещественном и временном, о мире
духовном и вечном.

Все истинные христиане по
всей вселенной принадлежат единой истинной Церкви и, содержа ее учение в
полноте и чистоте, составляют то собрание кораблей, которое преплывает
житейское море, не погружаясь в темных глубинах его.

На море вещественном не может
быть постоянного жилища; на нем живет одно странствование: и на море житейском нет
ничего постоянного, нет ничего, что оставалось бы собственностью человека
навсегда, сопутствовало ему за гроб. Одни добрые дела его и грехи его идут с
ним в вечность».

«Увидеть Бога, ясно видимого
в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение
предоставлено всем человекам»

«На глас Божий явились небо,
земля, светила небесные, отделились от земли воды в свои хранилища, потом земля
покрылась произрастениями, населилась различными животными. Земля, созданная,
украшенная, благословенная Богом, не имела никаких недостатков. Она была
преисполнена изящества».

К.Р. (Константин Романов)
***
Бывают светлые мгновенья:
Земля так несравненно хороша!
И неземного восхищенья
Полна душа.

Творцу миров благоуханье
Несет цветок, и птица песнь дарит:
Создателя Его созданье
Благодарит.

О, если б воедино слиться
С цветком, и птицею, и всей землей,
И с ними, как они, молиться
Одной мольбой;

Без слов, без думы, без прошенья
В восторге трепетном душой гореть
И в жизнерадостном забвенье
Благоговеть!

Святитель Василий Великий:

«Прославим наилучшего
Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем
Того, Кто превосходит красотой всех, и из величия этих чувственных вещей
сделаем вывод о Бесконечном, превышающем всякое величие и по множеству силы
Своей превосходящем всякое звание»

«Четвероногие смотрят в землю
и потуплены к чреву, а у человека взор обращен к небу, чтобы он не предавался
чреву и плотским страстям, но имел всецелое стремление к Небесному шествию».

Святитель Феофан Затворник:

«Как из книги познается разум
сочинителя, из здания – мудрость архитектора, как отражается в зеркале чистый
образ смотрящегося в него, та и из созданий и совершенства каждого из них
познается Создатель».

Священномученик Ириней Лионский:

«Самое творение указывает на
Сотворившего его, самое дело объявляет о Том, Кто его произвел, и мир
проповедует Устроившего его»

Священномученик Петр Дамаскин:

«Не чтобы гневаться на нас,
создал нас Бог, но для получения спасения, чтобы мы, насладившись Его благами,
были благодарны в отношении к Благодетелю»

Максимилиан Волошин
***
И будут огоньками роз
Цвести шиповники, алея,
И под ногами млеть откос
Лиловым запахом шалфея,
А в глубине мерцать залив
Чешуйным блеском хлябей сонных,
В седой оправе пенных грив
И в рыжей раме гор сожженных.
И ты с приподнятой рукой,
Не отрывая взгляд от взморья,
Пойдешь вечернею тропой
С молитвенного плоскогорья…

Святитель Димитрий Ростовский:

«День ото дня восходи на гору
добродетелей, непрестанно, на всякий день, прилагай усердие к усердию — да
направишь себя на все стези правые. Видя творения, дивись и приноси славословие
Творцу творения; не к творению прилагай свои чувства, но к Богу — Творцу всего
— возводи сердце и душу твою».

Преподобный Антоний Великий:

«Для чего создан человек? Для
того, что познавая творения Божии, он зрел Самого Бога и прославлял Создавшего
их для человека; ум, любовью к Богу прилепленный (боголюбец и боголюбезный)
есть невидимое благо, от Бога даруемое достойным за добрую жизнь»

«Для человека создал Бог
небо, украшаемое звездами, для человека создал Он землю – и люди возделывают ее
для себя. Не чувствующие такого Божия Промышления несмысленны душою».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Глаз для того и создан,
чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя»

«Не для того Бог создал тебе
глаза, чтобы ты делал их орудиями прелюбодеяния, но для того, чтобы взирая на
Его творения, благоговел перед Творцом»

Ломоносов М.В.
Утреннее размышление о Божием величестве
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И Божии дела открыло.
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным столь лучам,
Представь, каков Зиждитель Сам.

Когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков.
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна.
О, сколь пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжена
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел.

От мрачной ночи свободившись,
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполнены Твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик Зиждитель наш Господь.

Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей.

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи!
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь!

Источник:

Как прекрасен этот мир… Духовные писатели и русские
поэты о красоте Божьего мироздания: Православный календарь на 2011 год. – М.:
Приход храма Святаго Духа сошествия, 2010. – 24 с., иллюстрации

Интернет-ресурсы — фотографии

Сочинение
Красота  спасёт  мир
…А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. А. Заболоцкий
(«Некрасивая девочка»)
Ч
то есть красота? Думаю, каждый человек когда-нибудь задумывался над этим. И, наверняка, это понятие  имеет различные значения. Я считаю, что она бывает разной: внешней и внутренней. Внешняя красота- та, которую мы видим глазами, то, что привлекает нас своим видом. Внутренняя красота- та, которую увидеть невозможно, её можно только почувствовать. К сожалению, оба этих понятия не всегда сосуществуют вместе. Например, человек, красивый  внешне, внутри может оказаться очень подлым и злым. А человек, не обладающий природной красотой, может быть добрым и честным. Но внутренняя красота обладает необычайным свойством – она создаёт гармонию в человеке, то есть дополняет его. Внутренняя красота  делает людей  красивыми не только внутренне, но и внешне. Не зря же говорят: « Человек, красивый внутри, красив и снаружи».
Я знаю много людей, которые не отличаются особой красотой, но они такие добрые, порядочные, с ними всегда можно поговорить на задушевные темы, потому что эти люди выслушают меня и поймут в любой ситуации. В жизни очень часто, к сожалению, встречаются внешне привлекательные люди, но при общении с ними понимаешь, как далеки они от моего представления о красоте душевной… Трудно найти людей, в которых бы сочетались и внешняя красота, и душевная доброта.
Каждый вечер я выгуливаю мою четвороногую подругу Клеопатру. Двор наш небольшой, рядом оказываются и маленькие дети на игровой площадке, и бабушки на скамейке, регулярно обсуждающие чью-то личную жизнь, и юные баскетболисты, тщетно пытающиеся забросить мяч в корзину. Я любуюсь осенним пейзажем, пока моя Клео обнюхивает белоснежную болонку, мечту всех родовитых псов. Сладкая истома золотой осени обволакивает весь двор и, кажется, весь мир. И тут резкий , противно-пронзительный визг обрывает общее блаженство. На асфальтированной дорожке визжало бело-розовое «облако» с косичками и огромными бантами. Её красивое личико исказила гримаса бешенства и гнева.  «Кто же так обидел это юное создание?» – подумала я и поспешила на помощь. Оказалось всё намного прозаичнее. Мама не вынесла во двор на прогулку любимую куклу  дочери. Девочка топала ногами, кричала , приказывала матери… Было жалко наблюдать, как  разрушаются хрустальная тишина и гармония в мире нашего двора.   Но вот вышла всеобщая любимица тётя Клава. Она каждый вечер выносит голубям крошки, зёрна, подзывая их приятным и тоже воркующим голосом: «Гули-гули-гули…»  Тётя Клава подошла к девочке, спокойно взяла её за руку и сказала каким-то обычным и в то же время волшебным голосом: «Пойдём кормить птичек…»  И снова мир вокруг заблистал, занежился на осеннем солнечном  листопаде, а юная барби топала за ней    послушно и улыбалась…
«Красивым кажется всё, на что смотришь с любовью»…Как это верно сказано!  Вот пример самой бескорыстной, самой искренней любви, которая только может существовать, – любовь матери. Ничего ценнее  в жизни нет. Мама.… С этим словом у людей особые, тёплые воспоминания, которые нельзя заменить ничем. Для каждой матери её ребёнок самый лучший, самый красивый, самый-самый. Когда при рождении мама берёт в руки малыша, она думает, что он вырастет порядочным, умным, добрым человеком. Чтобы понять эту любовь, её нужно пережить, прочувствовать. Помню, когда я была в третьем классе, наш классный руководитель дала нам задание нарисовать портреты наших мам. Я своей детской ручонкой нарисовала,  как могла, хотя при этом очень старалась: это же мамин портрет, его нельзя испортить! На родительском собрании Татьяна Борисовна (наш классный руководитель) вывесила на доску эти портреты….  Он до сих пор лежит в моей папочке, как память о моём «творчестве». Маме он тогда очень понравился, хотя она призналась мне, что не сразу узнала себя в нём, но меня это, никак не расстроило. И среди всех портретов, по моему, конечно, субъективному мнению,  моя мама была самой красивой!
Красота может отображаться не только в любви к людям, но и к окружающему нас миру. Ромашки…. На чей-то взгляд, самые простые цветы. Я люблю ромашки, и поэтому они для меня очень красивы. Ромашковое поле! Как только представлю, что я бегу по нему, а вокруг одни ромашки, солнце, голубое небо…. и я.  И на душе сразу же наступает умиротворение, которое не описать словами. В этот момент мне кажется, что ничего прелестнее милых ромашек не существует!    Красота необходима нам, только посмотрите вокруг! Наша задача – сохранить всё это нашим потомкам! Я люблю этот мир, и поэтому он красив для меня!

Как постичь Веру
Елена Жосул, советник председателя Синодального информационного отдела, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета, кандидат политических наук
Для того чтобы понять, что такое мир православия, нужно входить в него с разумением, не торопясь и, конечно, знакомясь с его обитателями и особым эмоциональным строем. Нужно понимать, что в единстве мирового православия есть много способов переживания красоты Божьего мира – равно как и неизбежной человеческой греховности. И эти особенности создают разные национально-культурные миры.
Мы же поговорим о русском православном мире, о его своеобразии, его глубине и красоте. Эта красота веками создавалась очень разными авторами – подвижниками в обителях, священнослужителями, пастырями, а также великими соотечественниками, мастерами русского слова, писателями, без которых немыслима русская культура. Понять нашу родную культуру невозможно без знакомства с её духовной основой. И дни Великого поста, дни борьбы со своими страстями, вредными привычками и навыками, дни ожидания светлого праздника Пасхи – время, особенно подходящее для очередной встречи с русским духовным литературным наследием.
Великий пост – это ещё и прекрасная возможность замедлить сумасшедший ритм современной жизни. Ведь по-настоящему, искренне раскаиваться в собственных грехах, задумываться над тем, как преодолевать в себе те или иные скверные и опостылевшие личностные навыки, невозможно в быстром темпе. Для этого необходима остановка, пауза. Заполнить которую очень важно в сопровождении духовно опытных собеседников – святых отцов, авторов богословских текстов, тех писателей, духовному опыту которых, рассуждениям о человеческой душе мы доверяем.
Для современного человека эффект от внимательного, неторопливого чтения хорошей духовной литературы во многом схож с эффектом от искренней молитвы. Пропуская через ум и сердце советы святых отцов, сопоставляя собственную жизнь с предложенным ими мерилом жизни по-настоящему христианской, можно действительно преобразить душу, дополнительно помочь ей избавиться от наносного, обременительного, суетливого и мелочного. Чтение духовной литературы – тоже в каком-то смысле работа по изменению себя. Вот почему многие священники рекомендуют своим духовным чадам на время поста выбирать себе одну или несколько святоотеческих книг – и внимательно, без спешки и формализма их прочитать или перечитать.
Прочитаем, например, цитату из Феофана Затворника: «Вам, вероятно, приходилось слышать вопрос, как святые слышат молитвы наши, или, может быть, и сами вы задавали его себе. В ответ на него толкуют-толкуют, а вопрос всё остаётся вопросом. По-моему же, при предположении той стихии выходит: как святые могут не слышать наших молитв? Вы знаете, как действует электрический телеграф? В Петербурге, например, заводят известный аппарат – в то же мгновение то действие петербургское отражается в Москве в подобном же аппарате и в том же значении, в каком там происходит движение. Почему так бывает? Потому что и аппараты те однородны, и соединяющая их проволока к ним же подлажена. Так что действие такого телеграфа – то наша молитва. Мы и святые – как бы два аппарата однородные; среда, в коей святые и коею окружены души наши, – это проволока. Когда истинная молитва – сердечная – подвигнется в душе, тогда она по той стихии, воздействуя на неё, как лучом света пролетает до святых и сказывает им, чего мы хотим и о чём молимся. Между нашею молитвою и услышанием нет промежутка – только надобно, чтоб молитва шла из сердца. Оно у нас и есть телеграфный для неба снаряд. Те же молитвы, кои не из сердца, а из головы только и с языка идут, не дают луча, восходящего на небо, и не бывают слышны там. Да это и не молитва, а только приёмы молитвенные».
До Пасхи остаётся полторы недели. И все, кто хотел бы, чтобы это время прошло для них не впустую, обязательно найдут для себя возможность чтения духовной литературы или отдельных произведений из русской классики.

Читайте по теме:

Что читать, чтобы постичь красоту Божьего мира, чтобы суметь правильно и качественно провести молитвенно-созерцательные дни?

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
/Быт. 1.31/
Человеку свойственно ценить прекрасное. Душа человека нуждается в красоте и взыскует ее. Вся человеческая культура пронизана поиском красоты. Библия также свидетельствует, что в основе мира лежала красота и человек изначально был ей причастен. Изгнание из рая — это образ утраченной красоты, разрыв человека с красотой и истиной. Однажды потеряв свое наследие, человек жаждет его обрести. Человеческая история может быть представлена как путь от утраченной красоты к красоте взыскуемой, на этом пути человек осознает себя как участника в Божественном созидании. Выйдя из прекрасного Эдемского сада, символизирующего его чистое природное состояние до грехопадения, человек возвращается в город-сад — Небесный Иерусалим, «новый, сходящий от Бога, с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21.2). И этот последний образ — есть образ будущей красоты, о которой сказано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2.9).
Все Божье творение изначально прекрасно. Бог любовался Своим творением на разных этапах его создания. «И увидел Бог, что это хорошо» — эти слова повторяются в 1 главе книги Бытия 7 раз и в них явно ощутим эстетический характер. С этого начинается Библия и заканчивается она откровением о новом небе и новой земле (Откр. 21.1). Апостол Иоанн говорит о том, что «мир лежит во зле» (1 Ин. 5.19), подчеркивая тем самым, что мир не есть зло сам по себе, но что зло, вошедшее в мир, исказило его красоту. И в конце времен воссияет истинная красота Божественного творения — очищенная, спасенная, преображенная.
Понятие красоты включает в себя всегда понятия гармонии, совершенства, чистоты, а для христианского мировоззрения в этот ряд непременно включено и добро. Разделение этики и эстетики произошло уже в Новое время, когда культура претерпела секуляризацию, и цельность христианского взгляда на мир была утрачена. Пушкинский вопрос о совместимости гения и злодейства родился уже в расколотом мире, для которого христианские ценности не очевидны. Век спустя этот вопрос звучит уже как утверждение: «эстетика безобразного», «театр абсурда», «гармония разрушения», «культ насилия» и т.д. — вот эстетические координаты, определяющие культуру XX века. Разрыв эстетических идеалов с этическими корнями приводит к антиэстетике. Но и среди распада человеческая душа не перестает стремиться к красоте. Знаменитая чеховская сентенция «в человеке все должно быть прекрасно…» есть не что иное, как ностальгия по целостности христианского понимания красоты и единства образа. Тупики и трагедии современных поисков прекрасного заключены в полной утрате ценностных ориентиров, в забвении источников красоты.
Красота — в христианском понимании категория онтологическая, она неразрывно связана со смыслом бытия. Красота укоренена в Боге. Отсюда следует, что существует только одна красота — Красота Истинная, Сам Бог. И всякая красота земная — есть только образ, в большей или меньшей степени отражающий Первоисточник.
«В начале было Слово… все через Него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1.1-3). Слово, Неизреченный Логос, Разум, Смысл и т.д. — у этого понятия огромный синонимический ряд. Где-то в этом ряду находит свое место удивительное слово «образ», без которого невозможно постичь истинный смысл Красоты. Слово и Образ имеют один источник, в своей онтологической глубине они тождественны.
Образ по-гречески — ????? (ейкон). Отсюда происходит и русское слово «икона». Но как мы различаем Слово и слова, так же следует различать Образ и образы, в более узком смысле -иконы (в русском просторечии не случайно сохранилось название икон — «образа»). Без понимания смысла Образа нам не понять и смысла иконы, ее места, ее роли, ее значения.
Бог творит мир посредством Слова, Он Сам есть Слово, пришедшее в мир. Также Бог творит мир, давая всему Образ. Сам Он, не имеющий образа, есть Прообраз всего на свете. Все существующее в мире существует благодаря тому, что несет в себе Образ Божий. Русское слово «безобразный» — синоним слова «некрасивый», значит не что иное, как «без-образный», то есть не имеющий в себе Образа Божия, не-сущностный, не-существующий, мертвый. Весь мир пронизан Словом и весь мир наполнен Образом Божиим, наш мир иконологичен.
Божье творение можно представить как лестницу образов, которые наподобие зеркал отражают друг друга и в конечном итоге — Бога, как Первообраз. Символ лестницы (в древнерусском варианте — «лествицы») традиционен для христианской картины мира, начиная от лествицы Иакова (Быт. 28.12) и до «Лествицы» Синайского игумена Иоанна, прозванного «Лествичником». Символ зеркала также хорошо известен — его мы встречаем, например, у апостола Павла, который так говорит о познании: «теперь мы видим, как сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13.12), что в греческом тексте выражено так: «как зеркалом в гадании«. Таким образом, наше познание напоминает зеркало, смутно отражающее истинные ценности, о которых мы только догадываемся. Итак, Божий мир — это целая система образов зеркал, выстроенных в виде лестницы, каждая ступень которой в определенной степени отражает Бога. В основе всего — Сам Бог — Единый, Безначальный, Непостижимый, не имеющий образа, дающий всему жизнь. Он есть все и в Нем все, и нет никого, кто мог бы посмотреть на Бога извне. Непостижимость Бога стала основой для заповеди, запрещающей изображать Бога (Исх. 20.4). Трансцендентность Бога, открывшегося человеку в Ветхом Завете, превосходит человеческие возможности, поэтому Библия говорит: «человек не может увидеть Бога и остаться в живых» (Исх. 33.20). Даже Моисей, величайший из пророков, общавшийся с Сущим непосредственно, не раз слышавший Его голос, когда попросил показать ему Лицо Бога, получил следующий ответ: «ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видно» (Исх. 33.23).
Евангелист Иоанн также свидетельствует: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1.18а), но далее добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1.18б). Здесь — центр новозаветного откровения: через Иисуса Христа мы имеем прямой доступ к Богу, мы можем видеть Его лицо. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его» (Ин. 1.14). Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово есть единственный и истинный Образ Невидимого Бога. В определенном смысле Он есть первая и единственная икона. Апостол Павел так и пишет: «Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1.15), и «будучи образом Божиим, Он принял образ раба» (Фил. 2.6-7). Явление Бога в мир происходит через Его умаление, кенозис (греч. ???????). И на каждой последующей ступени образ в определенной степени отражает Первообраз, благодаря этому обнажается внутренняя структура мира.
Следующая ступень нарисованной нами лествицы — человек. Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1.26) (??? ?????? ???????? ??? ????????), выделив тем самым его из всего творения. И в этом смысле человек — также икона Божия. Вернее, он призван стать таковым. Спаситель призывал учеников: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48). Здесь обнаруживается истинное человеческое достоинство, открытое людям Христом. Но вследствие своего грехопадения, отпав от источника Бытия, человек в своем естественном природном состоянии не отражает, как чистое зеркало, Божий образ. Для достижения требуемого совершенства человеку необходимо прикладывать усилия (Мф. 11.12). Слово Божье напоминает человеку о его изначальном призвании. Об этом свидетельствует и Образ Божий, явленный в иконе. В обыденной жизни часто бывает непросто найти этому подтверждение; оглянувшись вокруг и нелицеприятно посмотрев на самого себя, человек может не сразу увидеть образ Божий. Тем не менее он есть в каждом человеке. Образ Божий может быть не проявлен, скрыт, замутнен, даже искажен, но он существует в самой нашей глубине как залог нашего бытия. Процесс духовного становления в том и состоит, чтобы открыть в себе образ Божий, выявить, очистить, восстановить его. Во многом это напоминает реставрацию иконы, когда почерневшую, закопченную доску промывают, расчищают, снимая слой за слоем старую олифу, многочисленные позднейшие наслоения и записи, пока в конце концов не проступит Лик, не воссияет Свет, не проявится Образ Божий. Апостол Павел так и пишет своим ученикам: «Дети мои! для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4.19). Евангелие учит, что целью человека является не просто самосовершенствование, как развитие его естественных способностей и природных качеств, но раскрытие в себе истинного Образа Божия, достижение Божьего подобия, того, что святые отцы назвали «обожением» (греч. ??????). Процесс этот труден, по словам Павла, это муки рождения, потому что образ и подобие в нас разделены грехом — образ мы получаем при рождении, а подобия достигаем в течение жизни. Вот почему в русской традиции святых называют «преподобными», то есть достигшими подобия Божия. Этого звания удостаиваются величайшие святые подвижники, такие как Сергий Радонежский или Серафим Саровский. И в то же время это та цель, которая стоит перед каждым христианином. Не случайно св. Василий Великий говорил, что «христианство — это уподобление Богу в той мере, в которой это возможно для природы человеческой«.
Процесс «обожения», духовного преображения человека — христоцентричен, так как основан на уподоблении Христу. Даже следование примеру любого святого замыкается не на нем, а ведет прежде всего — ко Христу. «Подражайте мне, как я Христу«, — писал апостол Павел (1 Кор. 4.16). Так и любая икона изначально — христоцентрична, кто бы ни был на ней изображен — Сам ли Спаситель, Богородица или кто-либо из святых. Христоцентричны также праздничные иконы. Именно потому, что нам дан единственный истинный Образ и образец для подражания — Иисус Христос, Сын Божий, Воплощенное Слово. Этот образ в нас и должен прославиться и воссиять: «все же мы, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3.18).
Человек расположен на грани двух миров: выше человека — мир божественный, ниже — мир природный, оттого, куда развернуто его зеркало — вверх или вниз, — будет зависеть, чей образ он воспримет. С определенного исторического этапа внимание человека было сосредоточено на твари и поклонение Творцу отошло на второй план. Беда языческого мира и вина культуры Нового времени состоят в том, что люди, «познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих… и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… заменили истину ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (1 Кор. 1.21-25).
Действительно, ступенью ниже человеческого мира лежит мир тварный, также отражающий в свою меру образ Божий, как любое творение, которое несет на себе печать Создавшего его. Однако это видно только при соблюдении правильной иерархии ценностей. Не случайно святые отцы говорили, что Бог дал человеку для познания две книги — Книгу Писания и Книгу Творения. И через вторую книгу мы также можем постичь величие Творца — посредством «рассматривания творений» (Рим. 1.20). Этот так называемый уровень естественного откровения доступен был миру и до Христа. Но в творении образ Божий умален еще более, чем в человеке, так как грех вошел в мир и мир во зле лежит. Каждая нижележащая ступень отражает не только Первообраз, но и предыдущую, на этом фоне очень хорошо видна роль человека, так как «тварь покорилась не добровольно» и «ожидает спасения сынов Божиих» (Рим. 8.19-20). Человек, поправший в себе образ Божий, искажает этот образ во всем творении. Все экологические проблемы современного мира проистекают отсюда. Их решение тесным образом связано с внутренним преображением самого человека. Откровение о новом небе и новой земле открывает тайну будущего творения, ибо «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7.31). Однажды через Творение воссияет Образ Творца во всей красоте и свете. Русскому поэту Ф.И.Тютчеву эта перспектива виделась так:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Все зримое вокруг покроют воды
И Божий Лик отобразится в них.
И, наконец, последняя пятая ступень начертанной нами лествицы — собственно икона, а шире — творение человеческих рук, всякое человеческое творчество. Только включенная в систему описанных нами образов-зеркал, отражающих Первообраз, икона перестает быть просто доской с написанными на ней сюжетами. Вне этой лествицы икона не существует, даже если она написана с соблюдением канонов. Вне этого контекста возникают все искажения в иконопочитании: одни уклоняются в магию, грубое идолопоклонство, другие впадают в искусствопочитание, изощренный эстетизм, третьи и вовсе отрицают пользу икон. Цель иконы — направить наше внимание к Первообразу — через единственный Образ Воплощенного Сына Божия, — к Богу Невидимому. И этот путь лежит через выявление Образа Божия в нас самих. Почитание иконы есть поклонение Первообразу, молитва перед иконой есть предстояние Непостижимому и Живому Богу. Икона только знак Его присутствия. Эстетика иконы — лишь малое приближение к красоте нетленной будущего века, словно едва проступающий контур, не совсем ясные тени; созерцающий икону похож на постепенно прозревающего человека, который исцеляется Христом (Мк. 8.24). Вот почему о. Павел Флоренский утверждал, что икона всегда либо больше, либо меньше произведения искусства. Все решает внутренний духовный опыт предстоящего.
В идеале вся человеческая деятельность — иконологична. Человек пишет икону, прозревая истинный Образ Божий, но и икона создает человека, напоминая ему об образе Божьем, в нем сокрытом. Человек через икону пытается вглядеться в Божий Лик, но и Бог смотрит на нас через Образ. «Мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем, когда настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Теперь мы видим, как сквозь тусклое стекло, гадательно, но тогда же лицем к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13.9,12). Условный язык иконы является отражением неполноты наших знаний о божественной реальности. И в то же время — это знак, указывающий на существование красоты Абсолютной, которая сокрыта в Боге. Знаменитое изречение Ф.М.Достоевского «Красота спасет мир» — непросто выигрышная метафора, но точная и глубокая интуиция христианина, воспитанного на тысячелетней православной традиции поисков этой красоты. Бог есть истинная Красота и потому спасение не может быть некрасивым, без-образным. Библейский образ страдающего Мессии, в котором нет «ни вида, ни величия» (Ис. 53.2), только подчеркивает сказанное выше, обнаруживая ту точку, в которой умаление (греч. ???????) Бога, а вместе с тем и Красоты Его Образа доходит до предела, но из этой же точки начинается восхождение вверх. Так же как сошествие Христа во ад есть разрушение ада и выведение всех верных в Воскресение и Жизнь Вечную. «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1.5) — вот образ Истинной Божественной и спасительной красоты.
Восточно-христианская традиция воспринимает Красоту как одно из доказательств бытия Божия. По известной легенде последним аргументом для князя Владимира в выборе веры было свидетельство послов о небесной красоте собора Святой Софии Константинопольской. Познание, как утверждал Аристотель, начинается с удивления. Так нередко познание Бога начинается с удивления красоте Божественного творения.
«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне осознает это» (Пс. 138.14). Созерцание красоты открывает человеку тайну соотношения внешнего и внутреннего в этом мире.
…Так что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)
Для христианского сознания красота не есть самоцель. Она лишь образ, знак, повод, один из путей, ведущих к Богу. Христианской эстетики в собственном смысле не существует, как не существует «христианской математики» или «христианской биологии». Однако для христианина ясно, что отвлеченная категория «прекрасного» (красоты) теряет свой смысл вне понятий «добро», «истина», «спасение». Все соединяется Богом в Боге и во имя Бога, остальное — без-образно. Остальное — и есть ад кромешный (кстати, русское слово «кромешный» и означает все то, что остается кроме, то есть вовне, в данном случае вне Бога). Поэтому так важно различать красоту внешнюю, ложную, и красоту истинную, внутреннюю. Истинная Красота — категория духовная, непреходящая, независимая от внешних меняющихся критериев, она нетленна и принадлежит иному миру, хотя и может проявляться в мире этом. Внешняя красота — преходяща, изменчива, это всего лишь внешняя красивость, привлекательность, прелесть (русское слово «прелесть» происходит от корня «лесть», что сродни лжи). Апостол Павел, руководствуясь библейским пониманием красоты, дает такой совет христианским женщинам: «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Петр. 3.3-4).
Итак, «нетленная красота кроткого духа, ценная перед Богом» — вот, пожалуй, краеугольный камень христианской эстетики и этики, которые составляют неразрывное единство, ибо красота и добро, прекрасное и духовное, форма и смысл, творчество и спасение — нерасторжимы по сути, как едины в своей основе Образ и Слово. Не случайно сборник святоотеческих наставлений, известный в России под названием «Добротолюбие», по-гречески называется «?????????» .(Филокалия), что можно перевести как «любовь к прекрасному»[1], ибо истинная красота есть духовное преображение человека, в котором прославлен Образ Божий.
[1] Аверинцев С. С. «Поэтика раннехристианской литературы». М., 1977, с. 32.
Авторство: БОГОСЛОВИЕ ИКОНЫ. Языкова И. К. ИКОНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И БИБЛЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
Разъяснение распространенной фразы «Красота спасет мир» в энциклопедическом словаре крылатых слов и выражений Вадима Серова:
«Красота спасет мир» — из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881).
Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота».
В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он , громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.
Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему». Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает Главному замыслу романа — создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».
Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле». Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях).
Разумеется, в одночасье это не произойдет — нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот». Например (ч. 1, гл. VII):
«Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала перед собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.
— Да, хороша, — проговорила она, наконец, — очень даже. Я два раза ее видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените? — обратилась она вдруг к князю.
— Да… такую… — отвечал князь с некоторым усилием.
— То есть именно такую?
— Именно такую
— За что?
— В этом лице… страдания много… — проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая.
— Вы, впрочем, может быть, бредите, — решила генеральша и надменным жестом откинула о себя портрет на стол».
Писатель в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное — это символ морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. — Сост.) убьет…»

КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА,

КАК ОРИЕНТИР ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

(из опыта работы)

Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

Экклезиаст 3:11

Красота Божьего мира встречает каждого из нас в момент  рождения. Каждый из нас ежесекундно окружён Ею. Она в травинке, в облаках, плывущих по небу, в чистом воздухе, в горных вершинах, в морской дали, в цветочных лугах, в лесах с пением птиц… Она в иконах, в слове Евангелия, в молитвах. А самое главное  — Она в человеке. И заложена в каждого из нас Творцом искрой Образа Божьего.

А это значит, что создана Она неслучайно и помогает воспитанию души человека, его духовному взрослению и становлению. Всем хороша известна фраза: «Красота спасёт мир!».  Для православного человека понятно, что это Красота Божьего мира.  Для человека, который ещё на пути к Богу эти слова имеют другое наполнение… Но тоже правильное. Человек понимает, что эти слова о великом в нашей жизни.  Вспоминаются и слова Антона Павловича Чехова о том, что в человеке должно быть прекрасно всё…

В «Доброй школе на Сольбе» каждый урок  строится на принципе умения видеть и чувствовать Красоту Божьего Мира. Как прекрасен и красив язык, данный нам для общения, как красивы и волшебны буквы в своём написании, как красива, утончённа и строга в своей красоте наука математика, как красив мир флоры и фауны нашей планеты, как изумительно прекрасна и  красива сама наша Земля, как красив человек, занятый трудом или творчеством, как Он прекрасен в молитве, как красива Его душа… Перечислять тут можно долго, т.к. границ у Красоты Божьего мира просто нет.

На протяжении многих лет учащиеся «Доброй школы на Сольбе» участвуют в Международном конкурсе рисунков «Красота Божьего мира», проводимом в рамках  Международных Рождественских Образовательных чтений, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. (Награждение конкурса победителей торжественно проходит на церемонии закрытия Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя, подчёркивая всю значимость этого конкурса в духовном совершенствовании подрастающего поколения).

Отражая в своих работах всё то, что окружает воспитанниц школы в повседневной жизни – Николо-Сольбинский монастырь, детский приют, школьную жизнь, своих, друзей, свои семьи, родные места, природу в разных ее проявлениях, и перенося на бумагу свое видение сотворённого Богом мира, дети учатся видеть вокруг себя прекрасное, а значит – любить свою землю, свою Родину.

Рассказывая об этом конкурсе, хочется отметить работы выпускниц начальной школы 2022года, которые обучаясь в младшем звене школы, активно принимали участие в конкурсе и занимали призовые места.

В 2018-2019 учебном году были представлены такие работы:

Ксения Лебедева, участница епархиального тура XIV Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» (2018г.), в своем рисунке «Морская прогулка с друзьями» изобразила свою мечту, которая отображена в названии работы. https://school.solba.ru/wp-content/uploads/2020/11/3b-Lebedeva-K.-Morskaya-progulka-s-druzyami.jpg

В 2020-2021 учебном году девочки представили такие работы:

Ксения Верхотурова, призер епархиального тура XVI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» (2020г.), в своем рисунке ««Праздник, дружба, красота! Вера, Сольба, доброта!»» рассказала о дружбе среди воспитанниц приюта, которая для нее самой является праздником. А если детям радостно, то и ангелы радуются на в Царствии Небесном. https://school.solba.ru/wp-content/uploads/2020/11/5-Kseniya-Verkhoturova-9-let.jpg

Елена Балашова, участница епархиального тура XVI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» (2020г.), в своем рисунке «Молитва за братьев наших меньших» рассказала о том, что в монастыре молятся не только о спасении душ человеческих, но и о братьях наших меньших – кошках, чтобы они обрели добрых хозяев. На сегодняшний день рисунок Леночки занял достойное место в Московском «Театре кошек» самого доброго клоуна в мире Юрия Дмитриевича Куклачева https://school.solba.ru/wp-content/uploads/2020/11/10-Elena-Balashova-9-let.jpg

Нина Мальцева, участница епархиального тура XVI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» (2020г.), в своем рисунке «Моя семья» рассказала о своей дружной семье, которая находится под защитой Ангела -Хранителя их семьи. https://school.solba.ru/wp-content/uploads/2020/11/9-Nina-Malceva-8-let_Moya-semya.jpg

Мария Куликова, участница епархиального тура XVI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» (2020г.), в своем рисунке «Хранители природы» рассказала о красоте леса, которая находится под защитой Ангелов. Рисунок Машеньки был передан ведущей передачи «Лучшее детям» Надежде Рябичкиной в прямом эфире Родио Москвы. Передача была посвящена «Доброй школе на Сольбе». https://school.solba.ru/wp-content/uploads/2020/11/12-Mariya-Kulikova-9-let.jpg

В 2021-2022 учебном году стартовал XVII Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира». Он посвящен теме «Красота Божьего мира: 350 лет со дня рождения Петра I».

Мальцева Нина, победительница епархиального тура, в своем рисунке «Петр I и верный пес» изобразила любимую собаку императора Петра, которая приносила ему почту. https://school.solba.ru/wp-content/uploads/2021/12/1-mesto_Petr-I-i-vernyy-pes-Malceva-Nina-9-let.jpg

Елена Балашова, призер епархиального тура, в своем рисунке «Сон царевича Петра» изобразила сон юного Петра I, который он потом воплотил в жизнь. https://school.solba.ru/wp-content/uploads/2021/12/2-mesto_Son-carevicha-Petra-Balashova-Elena-10-let.jpg

В 2022-2023 учебном году конкурс будет посвящен 600-летию со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Для учащихся «Доброй школы на Сольбе» данная тема очень близка, потому что преподобный Сергий покровитель учащих и учащихся, на территории Николо-Сольбинского монастыря есть храм в его честь, а сам монастырь основан учеником преподобного Сергия.

Закончить рассказ о конкурсе хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанными в приветствии к участникам конкурса этого года: «Дети всегда должны быть окружены вниманием и заботой взрослых, ибо от того, какими мы их воспитаем, во многом зависит будущее и Церкви, и государства. Одним из примеров такого соработничества является конкурс «Красота Божьего мира»…»

Человеку свойственно ценить прекрасное. Душа человека нуждается в красоте и ищет её — ищет её везде и во всём. Вся человеческая культура пронизана поиском этой Красоты. Библия  свидетельствует нам о том, что в основе мира лежала Красота и человек изначально был ей причастен. Изгнание из рая — это образ утраченной красоты, разрыв человека с красотой и истиной. Вот почему мы ищем эту красоту и находим её во всём, что нас окружает. Она возвращает нас к истокам, будит в душе любовь. А ведь именно любовь — самая удивительная стихия на Земле. Мы говорим: «Бог есть Любовь! «.  Сердца наши наполняются Любовью, если мы видим красоту, понимаем её, хотим быть с нею и в ней. Мы становимся лучше и чище.

Вот поэтому каждый урок в «Доброй школе на Сольбе» неразрывно связан с миром вокруг и буквально пропитан Красотой Божьего мира.

Учитель начальных классов Кузьменко А.Н.

23 января в информационном центре ТАСС в Москве прошла пресс-конференция, посвященная XXVIII Международным Рождественским образовательным чтениям «Великая Победа: наследие и наследники». В этом году Чтения приурочены к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий представил книгу рассказов детей-участников «Красота Божьего мира»:

«Читая эти рассказы, наворачиваются слезы. Дети писали их, опираясь на воспоминания своих родных и близких о Великой Отечественной войне».

Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» в 2019 году посвятили Великой Отечественной войне. Работы принимались в четырех номинациях, одна из которых была «Рассказ». Участники присылали истории своего региона, своей семьи, связанные с войной. Всего на II (международный) этап Конкурса поступило 320 работ от детей в возрасте 13-17 лет из 40 регионов России, из Украины, Казахстана, Молдавии, Аргентины, Кипра. Книга «Великая Победа: наследие и наследники» вобрала лучшие рассказы победителей. Они сопровождаются тематическими рисунками участников Конкурса.

Митрополит Меркурий прочитал рассказ призера конкурса «Красота Божьего мира» Анастасии Овчинниковой «Анютины глазки»». 

Руководителем проекта по созданию книги выступил руководитель сектора мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Трифон (Умалатов).

Победителями в номинации «Рассказ» стали: 

  • 1-е место — Ксения Фесенко (13 лет) «Я слушаю метроном Ленинграда», Мурманская епархия; 
  • 2-е место — Екатерина Чугунова (13 лет) «Я видел это…», Ржевская епархия; 
  • 2-е место — Анастасия Овчинникова  (14 лет) «Анютины глазки»», Касимовская епархия; 
  • 3-е место — Ольга Веслополова (16 лет) «Мы помним», Ростовская епархия; 
  • 3-е место — Александра Соляник (16 лет) «Благодарность с болью пополам», Южно-Сахалинская епархия; 
  • 3-е место — Ульяна Васильева (16 лет) «Позабыть нельзя», Тверская епархия. 

Книга подготовлена Центром образовательных и культурных инициатив  «ПОКОЛЕНИЕ» совместно с Сектором мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации, с использованием гранта

Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.


Инфоурок


Другое

ПрезентацииПрезентация «Красота божьего мира»

Презентация «Красота божьего мира»



  • Скачать материал


    • 25.03.2018


      941
    • RAR
      32.4 мбайт
    • 28
      скачиваний
    • Рейтинг:
      3 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Косарева Наталья Алексеевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Косарева Наталья Алексеевна

    • На сайте: 5 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14254
    • Всего материалов:

      22

  • Рабочий лист. 1 сентября.

Рабочий лист. 1 сентября.

Рабочий лист можно использовать на уроке Знаний . Очень интересно заполнить данный лист, собрать…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Красота березы рассказ для детей
  • Красота белорусской природы сочинение
  • Красота байкала рассказ для детей
  • Красным красно как пишется
  • Красный цвет по английскому как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии