Красота растений мурманской области рассказ


0

Рассказ о красоте растений Мурманской области и Мурманска как написать?

Окружающий мир:

Как написать рассказ о красоте растений Мурманской области и Мурманска?

Где найти готовый рассказ?

Читайте также

Мы с друзьями решили отправится в научную экспедицию в пустыню.

Пустыня оказалась точно такой, как мы ее и представляли — море песка, который под действием ветра образует огромные дюны — барханы, яркое жаркое солнце и почти полное отсутствие растительности.

Мы хотели узнать, какие растения и животные все-таки живут в пустыне, ведь не может она быть совсем безжизненной.

Очень скоро мы убедились, что для перехода по пустыни отлично приспособлены верблюды. Эти животные имеют не копыта, а огромные мозоли, которые не позволяют верблюду проваливаться в песок. В горбах верблюда содержится много жира, который животное может перерабатывать в воду.

Редко где в пустыни можно встретить растения. Одинокие сухие саксаулы расцветают только весной, по песку катаются перекати-поле, да жесткая верблюжья колючка растет в некоторых местах.

Животные пустыни днем прячутся в норах или закапываются в песок. Ночами они выходят добывать себе пищу. Это некоторые грызуны, змеи, ящерицы.

Редкие оазисы, где можно найти воду являются настоящими жемчужинами и уголком жизни в пустыни. Там мы отдыхали.

Из экспедиции мы привезли образцы пустынной флоры и фотографии пустынных животных.

В нашем крае немало сельскохозяйственных угодий, на которых выращивают различные растения, есть в нашем крае и животноводство и птицеводство и даже рыбоводство. Но мне хочется сказать пару слов про картофель.

Эта сельскохозяйственная культура выращивается у нас и фермерами и частниками. Под картофель отведены огромные поля с которых собираются очень неплохие урожаи.

Картофель — можно назвать вторым хлебом. Трудно представить себе обеденный стол без блюд из картофеля. Его варят, жарят, парят, тушат, запекают. А печеная на костре картошка — настоящее чудо!

А ведь когда-то, не так и давно, картофеля в России не было. Его завезли из Америки и первое время люди просто не знали что делать с новой культурой. Модники вставляли цветы картофеля в петлицы, его выращивали в горшках как декоративное растения а крестьяне наотрез отказывались занимать место на полях этой культурой.

Понадобилось много времени и даже силовые методы властей, чтобы картофель занял полагающееся ему место в нашем рационе.

Не обязательно обращаться к истории войн, чтобы привести пример людей великой силы воли и великого духа. Они есть и среди нас прямо сейчас, они живут, часто никем не замеченные, но тем не менее каждый день проявляют чудеса выдержки и силы воли.

Мне приходит на память пример Валентина Дикуля, человека, который получил в детстве страшную травму позвоночника, когда упал с большой высоты в цирке, но который сумел поверить в свои силы и разработать собственную систему реабилитации.

Впрочем сам Дикуль всегда утверждал, что главное в его системе вера. Если человек верить в свои способности, в свои силы, то он обязательно всего добьется.

Вот и Дикуль поверил в себя и не только снова встал на ноги, но стал одним из самых сильных людей на планете.

Начальная школа — это первые четыре класса. Это очень важный этап обучения, как мне кажется. Ведь в эти годы мы получаем основу для будущих знаний. Мы многое узнаем и многое учимся понимать.

Какие свои достижения в начальной школе мне кажутся наиболее важными?

Прежде всего я научилась хорошо и быстро читать. Я могу читать с выражением, могу выделять интонацией наиболее интересные места.

Я научилась писать сочинения и составлять планы.

Я научилась считать, умножать, делить, решать различные задачи.

Я узнала много о правилах русского языка, я знаю что такое существительное, глагол, прилагательное, местоимение.

Я могу определить какую букву писать в сложных словах, я знаю как проверять безударные гласные и сомнительные согласные.

Я научилась лучше понимать природу и знаю что можно делать на природе, а что нельзя.

Я считаю, что мои достижения заслуживают самой высокой оценки.

Рассказ о кукушке для 2 класса.

Пример рассказа о кукушке.

Кукушка обыкновенная широко распространена в Европе и Азии. На большей части ареала является перелетной птицей. На зиму улетает в Центральную или Южную Африку, на юг Аравийского полуострова, на юг Азии.

Кукушка имеет характерно окрашенное оперение с поперечними полосками, похоже, как у ястребя-перепелятника.

Всем известый звук ку-ку издает самец. Самка откликивается кли-кли-кли.

Кукушка в период размножения сносит примерно 20 яиц. Своего гнезда она не строит, яйца не высиживает, поэтому подкладывает яйца в гнезда других птиц.

Чаше всего кукушка подкладывает свои яйца в гнезда воробьиных. Часто это гнезда таких птиц, как славка, завирушка, горихвостка, зарянка, крапивник и другие.

Кукушка высматривает, когда родители улетят с гнезда, подлетает и откладывает яйцо прямо в гнездо. Если гнездо такое, что кукушке неудобно сесть в него, она откладывпет на земле, затем берет его в клюв и относит в гнездо.

Если птицы заметили в гнезде чужое яйцо, они могут его выбросить или перейти на новое гнездо, или прикрыть травой кладку, а сверху начать новую кладку. Но чаще всего яйцо кукушки остается незамеченным.

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

  • 1 Природные зоны области
    • 1.1 Растения тундры
    • 1.2 Растения лесной зоны
    • 1.3 Типичные растения области
    • 1.4 Ссылки

Природные зоны области

  • Территория Мурманской области лежит в пределах двух природных зон — тундры и лесов умеренного пояса. На границе между ними — лесотундра.
  • Тундра занимает северное побережье области, примерно 20% территории края. С северо-запада на юго-восток она идёт полосой 20-30 км, постепенно расширяясь.
  • Основную площадь занимают леса умеренного пояса. В основном они редкостойные, невысокие. Встречаются сосновые, еловые, берёзовые и смешанные леса. Среди кустарников много ягодных, в лесах — обилие грибов (подосиновики, подберёзовики, волнушки, сыроежки), немало в лесах и лекарственных растений.
  • В горных массивах растительность меняется от пояса сосновых, еловых и берёзовых лесов до «каменных пустынь» на вершинах гор. Здесь встречаются 422 вида растений, в том числе 5, занесённых в Красную книгу России.
  • Тундра

  • Лесотундра

  • Тайга

  • Смешанный лес

Растения тундры

  • Тундра покрыта мхами и лишайниками, их здесь много и нередко они образуют сплошной покров на огромных пространствах. Как мхи, так и лишайники прекрасно переносят суровые условия тундры. Эти низкорослые, неприхотливые растения могут зимовать под защитой даже тонкого снегового покрова, а иногда и вовсе без него.
  • Пушица Шейхцера

  • Почвенный слой как источник воды и питательных веществ для мхов и лишайников почти не нужен — они получают все необходимое в основном из атмосферы. У них нет настоящих корней, а развиваются только тонкие нитевидные отростки, основное назначение которых — прикреплять растения к почве. Наконец, мхи и лишайники благодаря своей низкорослости наилучшим образом используют летом приземный, наиболее тёплый слой воздуха.
  • Основную массу цветковых растений тундры составляют кустарники, кустарнички и многолетние травы. Кустарнички отличаются от кустарников только меньшими размерами — они по высоте почти такие же, как небольшие травы. Но, тем не менее, ветви их одревесневают, покрываются снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани и несут на себе зимующие почки.
  • Нередко бывает, что кустарники и кустарнички располагаются в толще мощного мохово-лишайникового покрова, почти не поднимаясь над ним. Некоторые из них — вечнозелёные (водяника, брусника, багульник), другие сбрасывают листья на зиму (различные ивы, карликовая берёзка, голубика). Типичные кустарники тундры — карликовая берёзка и полярная ива, каждый листочек которой покрыт, словно мхом, белыми волосками.
  • Стволики представителей древесной растительности имеют стелющуюся форму, как бы жмутся к земле, так как почва лучше согревается, чем воздух. Из-за суровых условий жизни тундровые растения растут очень медленно. Лишайники, например, нарастают всего на 1-3 мм в год. У полярной ивы побеги удлиняются на 1-5 мм и дают 2-3 листа.
  • Яркие цветы летом покрывают тундру разноцветным ковром. За короткий срок не всегда успевают поспеть ягоды черники, голубики, морошки, мелкоплодной клюквы. Не успевают вызреть семена и других растений, поэтому в тундре почти нет однолетних растений. Захваченные морозом во время цветения или при завязывании плодов, они прерывают развитие, а весной продолжают цвести или на них развиваются плоды, вызревают семена.
  • В тундре испаряется больше воды с поверхности растений, чем поглощается корнями. Поэтому растения приспособлены к уменьшению влаги: у них мелкие листья, испаряющая поверхность невелика, нижняя часть листьев нередко покрыта густым опушением. У некоторых растений края листьев завертываются вниз, и сам лист имеет вид не полностью замкнутой трубки. Устьица, расположенные на нижней стороне такого листа, оказываются внутри трубки, что также ведёт к уменьшению испарения. Приспособления, направленные к сокращению потери воды, имеют важное значение для тундровых растений. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений, в то время, как надземные органы, располагающиеся в тёплом приземном слое воздуха, имеют все условия для энергичного испарения.
  • Еще одно интересное приспособление растений к жизни в тундре — образование плотных «подушек» у некоторых травянистых растений. Подушки камнеломок настолько плотны, что издали напоминают затянутые мхом камни или дернины мхов. Подушкообразный рост имеет преимущество — он позволяет растению иметь очень маленькую поверхность и тем самым резко уменьшить поверхностное испарение. Подушковидная форма выгодна растениям еще и тем, что в подушках надежно укрыты старыми отмершими и живыми зимующими листьями точки роста растений. В целом, внутри подушки температурный режим более благоприятный.

Растения лесной зоны

  • Ветка сосны

  • Ветка ели

  • Рябина

  • Берёзы

  • Кольский полуостров — единственный из районов нашей страны, где тайга шагнула за Полярный круг. Правда, тайга здесь не отличается разнообразием древесных пород, высокой продуктивностью насаждений. Леса на Мурмане преимущественно редкостойные, породный состав их не богат: сосна, ель, берёза.
  • Благодаря отсутствию в Мурманской области сплошных зон вечной мерзлоты на Кольском полуострове произрастают леса — самые северные в мире.
  • Сосняки Мурманской области образованы северной формой сосны обыкновенной, которую иногда выделяют в особый вид — сосну Фриза, или лапландскую. По сравнению со среднерусской сосной она имеет относительно короткие иглы, но их в 2-2,5 раза больше. Жизнь хвои намного продолжительнее, чем у южных сосен: не 2-3 года, а 4-6 и даже 7 лет. Сосна может расти на самых разных почвах и в крайне различающихся условиях увлажнения.
  • Еловые леса образованы двумя видами елей: сибирской и финской, высота которых достигает 20-30 м. Еловые леса занимают участки с относительно богатыми почвами и благоприятным режимом увлажнения. Крона деревьев узкая, просвечивающая, что свидетельствует о взаимном охлестывании крон при сильных ветрах, когда происходит опадение мелких ветвей и хвои. Еловые леса составляют примерно 30% от общей площади лесов области. Лесообразующей породой является и берёза.
  • Ельники сосредоточены в основном на востоке и севере области, а сосняки — на западе и юге. В целом леса области характеризуются редкостойностью, повышенной ролью мохового и травяно-кустарничкового ярусов.
  • Леса не образуют сплошных массивов на больших площадях и сильно расчленены болотами, озёрами и каменистыми россыпями. Характерной особенностью является редкий древостой, способствующий развитию подроста. В зоне действия сильных ветров деревья отличаются низкорослостью. Средняя высота елей и сосен 12-15 м, берёзы — еще меньше. Стволы берёз сильно искривлены, кронам елей ветер придает флаговую форму. Частое явление — образование густых ветвей в приземной части ствола.
  • На территории области выделяются северотаёжные и притундровые леса. Северотаёжные леса имеют характерные черты, отличающие их от других таежных лесов: 1) с продвижением на юг древостой становится не только более высоким и густым, но и более «чистым». Если на севере в подлеске широко представлены три породы (ель, сосна, берёза), то на юге характерны или сосновые, или еловые леса; 2) хвойные леса являются основной частью растительного покрова региона, занимая большую часть его площади и определяя облик; 3) в подлеске чаще всего встречается рябина.
  • В лесах области много ягод, грибов (подосиновики, подберёзовики, волнушки, сыроежки), немало и лекарственных растений.

Типичные растения области

  • Лишайник ягель или олений мох
  • Карликовая берёза или ерник
  • Дриада или куропаточья трава
  • Голубика или гонобобель
  • Вороника или шикша
  • Дерен шведский
  • Морошка
  • Брусника
  • Черника
  • Рябина
  • Сосна
  • Берёза
  • Ель
  • Ива

  • Наиболее полно с растительностью Кольского полуострова можно ознакомиться в Полярном ботаническом саду (окрестности города Кировска) и в заповедниках — Кандалакшском (расположен в Мурманской области и в Лоухском районе Республики Карелия) и Лапландском (в окрестностях городов Мончегорск и Апатиты.

Ссылки

  • Электронный учебник «География Мурманской области», автор Возница В.М.
  • Редкие растения Мурманской области
  • Красная книга Мурманской области
  • Заповедники Мурманской области
  • Флора Мурманской области

Мурманская область граничит с Карелией, Финляндией, Норвегией и была образована 28 мая 1938 года на северо-западе России. Ее территории имеют огромное значение для России. В Мурманской области расположены незамерзающие порты, позволяющие круглый год выходить в открытий океан.

Мурманская область привлекает туристов возможностью пожить в диких условиях — Лапландии. Там нет ничего, что могло бы напомнить людям о цивилизации — только дикая природа.

В Мурманской области создано огромное количество музеев — исторические, краеведческие, литературные.

Растительный мир Мурманской области

Растительность Мурманской области представляет собой две зоны — тундру и лесотундру. Тундра занимает небольшую часть территорий, около 20%. А лесотундра расположена на основной площади области.

Растительность тундры достаточно богата и разнообразна. Все ее территории покрыты лишайниками и мхами. Условия тундры отлично подходят для жизни этих видов — постоянная влага, способность жизнь под покровом снега, способность укрываться от жары.

Также в тундре можно встретить немалое количество кустарников и трав. Например, водяника, брусника и багульник вообще никогда не засыхают. Ивы, карликовая береза, голубика оголяет на зиму свои ветви от засохших листьев.

Весной тундра покрывается цветным покровом. На кустах черники, голубики, морошки и клюквы появляются красочные плоды.

Единственное место, где тайга раскинула свои просторы дальше Полярного круга — Кольский полуостров. Но многообразием растительности эти территории не отличаются. Там можно увидеть сосны, ели и березы.

Мурманская область подходит для возрастания самых северных лесов в мире.

В сосновых лесах растут обыкновенные сосны, но встречаются и лапландские сосны.

Еловые леса сосредотачивают в себе в основном два вида елей — сибирскую и финскую. Их высота достигает 30 метров. Такие леса чаще всего образуются на увлажненных и благородных почвах Мурманской области. Береза также является лесообразующей породой.

На севере Мурманской области встречаются как сосновые, так и еловые леса. А на юге встречается что-то одно — или сосновые или еловые леса. А лесообразующими и подлеском являются рябины.

Леса области благоприятны для роста грибов и ягод. Среди них можно встретить — подосиновики, подберезовики, волнушки и сыроежки.

Животный мир Мурманской области

Животный мир Мурманской области обусловлен ее условиями — в основном там водятся животные, способные выжить в северной тайге.

Чаще всего там можно встретить грызунов. В Мурманской области их насчитывается около 13 видов, одним представителей которых является норвежский лемминг.

Хищников тоже можно встретить на территориях области — лисицы, волки, бурые медведи, мелкие куньи. Однако белые медведи и енотовидные собаки стали очень редки в Мурманской области. Также на просторах области обитают северные олени, лоси и косули.

Мирными представителями фауны Мурманской области являются: заяц-беляк и летучие мыши.

Мир пернатых более разнообразен. Насчитывается около 283 видов птиц, половина из которых обитает на болотах и морских побережьях. Чаще всего встречаются утки, гуси, казарки и поморники. С ними делят территорию лебеди, кулики, чайки, крачки и чистиковые пернатые.

В тундре обитают хищные птицы и совы. Часто можно встретить лебедя-кликуна. Курообразными представителями являются: белые куропатки, рябчики и глухари.

На кронах деревьев слышны звуки кукушки, стук дятла и трели воробьев.

Подводный мир Мурманской области очень разнообразен. Там насчитывается около 150 видов рыб. Главными представителями этих видов являются: сельдь, мойва, навага, треска, пикша, сиг, окунь, щука, хариус. Семга и кумжа являются ценными представителями водных обитателей.

Если говорить о насекомых Мурманской области, то стоит отметить огромное количество видов бабочек — более 700.

Климат в Мурманской области

 

Весна в Мурманской области наступает в апреле. Как правило она несет за собой сильные морозы и самые ясные дни. Снег сходит лишь к концу мая, природа начинает озеленяться.

Летом наступают полярные дни. Температура воздуха составляет +10 градусов, а может подниматься и до +20 градусов. Очень редки дожди, но бывают заморозки.

Осень характеризуется резким убыванием дня и нестабильностью температуры. Возможно, что температура +20 за сутки сменится на -20 градусов. В сентябре начинаются дожди, а в октябре выпадает первый снег.

Зимой в Мурманской области начинается полярная ночь. Средняя температура января составляет от -8 до -15 градусов. Но в некоторых районах температура может опускаться до -45 градусов.

Растительный мир Мурманской области

(информационный проект )

Класс: 1 «Б»

Наш класс подготовил информационный проект «Растительный мир Мурманской области». Свое сообщение мы хотим начать со стихотворения

Природа Мурманской области

автор: Владимир Тяптин

Мать честная! Словно в сказке –

Горы, море, лес и тундра.

Потрясающие краски

Порождают в сердце бурю.

Летом в небе солнце яро,

В зимы в северном сиянье

Небо – где расцветки взяло? –

Изумляет нас мерцаньем. (Артем Соколов)

Птиц и рыбы – изобилье.

Дичь – охотникам отрада.

Столько в недрах здесь открыли

Минералов! – Всё, что надо.

Вот такой богатой книгой

Предстаёт перед глазами

Край волнующей интриги,

Овладев всецело нами.

«Да скажите, ради Бога,

Где на свете это чудо?» –

«Это Мурманская область.

Всё срисовано оттуда

».

(Максим Азаренко)

Введение ( Михайлова Екатерина)

Мы живем на Кольском полуострове, в Мурманской области. Это частица нашей необъятной Родины. Природа нашей области имеет свою неповторимую красоту. Растениям приходится выживать в суровых условиях Западной Арктики. Большую часть года территория Заполярья укутана снегом. Лето короткое и холодное. Но несмотря на это в Мурманской области распространены сосновые и еловые леса с березняками и осинниками, в борах можно встретить много разных ягодных кустарников — черники, голубики, брусники.

Актуальность

Еще в древности говорили, что каждый культурный человек должен хорошо знать свою Родину, окружающий мир.

Отсутствие знаний делает человека равнодушным. Равнодушие разъедает души людей. Поэтому очень важно, что бы человек изучал природу, защищал и приумножал ее богатства.

Цель нашей работы это формирование знаний у учеников о растительном мире Мурманской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи. (Задачи представлены на слайде)

Задачи:

— изучить литературу и интернет ресурсы по данной теме;

— создать рукописную книгу и иллюстрациями растений Мурманской области;

— провести опрос среди учащихся 1 класса с целью определить знания их о растениях нашего края;

— создать информационную презентацию о растениях Мурманской области

Объект: растения Мурманской области.

Предмет: окружающий мир.

Практическая направленность: создание рукописной книги и информационной презентации о растениях Мурманской области.

Глава I (Ксюша Парилова)

Видовое разнообразие растений Мурманской области.

Территория Мурманской области лежит в пределах двух природных зон – тундры и лесов умеренного пояса, а между ними – лесотундра.

Тундра занимает северное побережье области. Основную площадь занимают леса умеренного пояса. В горах природе меняется от хвойных до березовых лесов у подножия гор и до «каменных пустынь» на верхушке гор.

Тундра.

Тундра покрыта мхами и лишайниками. Эти растения хорошо переносят суровые условия данной природной зоны. У этих растений нет настоящих корней, им почти не нужна почва, так как все питательные вещества и воду они получать из атмосферы (воздушная оболочка земли)

Основную массу цветковых растений тундры составляют кустарники и многолетние травы. Часто кустарники растут там же где мхи и лишайники. Некоторые из кустарников — вечнозеленые (водяника, брусника, багульник), другие сбрасываю осенью свои листья (различные виды ивы, карликовая береза, голубика).

Карликовая береза (Милана Васильева)

Карликовая березка мало похожа на нашу обычную березу. Высота карликовой березки невелика — до 70 см. Это кустарник. Ветви ее невысоко приподнимаются вверх, а часто лежат на поверхности земли. Форма листиков округлая, и размером они малы — как мелкие монетки. Листья сверху темно-зеленые, а снизу светло-зеленые. Осенью листья становятся ярко-красными. Сережки у карликовых берез, очень короткие — длина их не более ногтя. И по форме они— овальные. Когда сережки созреют они рассыпаются на отдельные части —чешуйки. Карликовая березка — одно из самых распространенных растений тундры. В летнее время ее листьями питаются олени. На Севере карликовую березку часто называют ерником. Это название происходит от ненецкого слова «ера», что означает «кустарник».

Голубика (Максим Рудаков)

Голубика это тундровый кустарник Его высота 50 см. Такое название это растение получила, потому что листья имеют голубоватый оттенок. Форма и размер листьев такой же, как у брусники. Осенью листья опадают. Цветки голубики маленькие, неяркие, беловатые. Величиной они не больше горошины.
Плоды голубики — синие круглые ягоды. Ягоды голубики съедобные и сладкие Люди собирает эту ягоду для киселей, начинок в пироги и варенья. Голубика — одно из самых распространенных тундровых растений. В конце лета тундра местами синеет от ягод голубики, их здесь огромное количество.

Дриада (Мартынов Роман)

Дриада это небольшой низкий кустарничек. Стебель растения лежит на поверхности земли. На его конце растут небольшие листья похожие на листья дуба. Длина их маленькая— не более спички. Листья дриады плотные и морщинистые. Сверху они темно-зеленые, а снизу беловатые. Эти листья не опадают на зиму и остаются зелёными. У дриады очень красивые цветки: крупные, белые, с широкими лепестками. Цветок у Дриады намного больше , чем само растение.
Народное название дриады — куропаточья трава. Потому что ее листьями питаются куропатки. Особенно важное значение для птиц имеет этот корм в холодное время года, когда нет свежей зелени.
Дриада — одно из самых обычных тундровых растений.

Вороника (Матвей Беляев)

Вороника относится к кустарникам. Но это необычный кустарник. Его ветви р очень похожи на веточки хвойного дерева. Листья очень мелкие и похожи на иголочки. Вороника — вечнозеленый кустарничек и листья на зиму не опадают. Однако осенью, они темнеют, и становятся фиолетово-черными.
Цветет вороника рано — как только сойдет снег. Цветки ее мелкие, малозаметные. В конце лета на веточках вороники появляются сочные черные ягоды. Ягоды вороники съедобные, но невкусные: в них нет ни кислоты, ни сладости.

Морошка (Панов Максим)

Морошка — многолетнее травянистое растение. Это растение ближайший родственник малины. Но есть существенные различия. У малины на стеблях колючки, а у морошки нет. Цветки гораздо крупнее, чем у малины. Плоды морошки по своему строению похожи на плоды малины, но более крупные и цвет другой. Сначала ягоды красные, а потом созревают и становятся оранжевыми. Зрелые плоды морошки имеют приятный вкус и высоко ценятся местными жителями, которые собирают их в тундре в большом количестве. Плоды содержат от 3 до 6% сахара, лимонную и яблочную кислоты. Их употребляют в пищу в пареном и моченом виде, они идут также на изготовление варенья.

Солнцецвет (Саша Лихачев)

Название этого растения удивительно к нему подходит его цветок маленький ярко-желтого цвета как солнышко. Все его родственники растут на юге. Относится солнцецвет к очень интересному семейству ладанниковых.

У этого растения есть специальные волоски, которые выделяют ароматическую смолу — ладан. Эта смола еще в древности применялась врачами при лечении многих заболеваний. В нашей стране все сонцецветы растут в Крыму, но только один перебрался на Север – это арктический солнцецвет. Как же он к нам попал? Ученые считают, что это растение спряталось у нас на берегу Кандалакшского залива Белого моря когда на Земле было глобальное потепление.

В настоящее время солнцецвет арктический растет только в этом месте.

Брусника (Барышева София)

Брусника в переводе с латыни означает «виноградная лоза с горы Ида». Полезные свойства брусники известны очень давно. Наши предки называли ее ягодой бессмертия. В этой ягоде таятся добрые силы — так говорили в старину. Брусника — вечнозеленое растение (небольшой кустарник). Имеет ветвистые  стебли с блестящими удлиненными зелеными листьями и круглыми ярко-красными ягодами.  Ягоды поспевают в августе-сентябре и собирают их до самого ноября. Ягоды брусники долго сохраняют свои целебные свойства и неприхотливы в хранении. Полезными свойствами обладают как ягоды брусники, так и веточки и листья этого растения.

Рябина Городкова (Артемьева Таисия)

На Севере рябина — одно из немногочисленных плодовых растений и поэтому всегда пользовалась большим почтением. Ягоды и листья рябины заготавливали впрок.

  Рябина Городкова это подвид рябины обыкновенной. Названа в честь ученого –ботаника  Бориса Николаевича Городкова. Растет в болотистых местах и долинах тундровых рек Мурманской области. Представляет собой многолетнее дерево высотой до 15 метров или невысокий кустарник. Цветы рябины Городкова — белого цвета, зацветают летом — в июне-июле. Плодоносит ягодообразными яблоками красного цвета. Семена переносятся птицами. Рябина Городкова занесена в Красную книгу. В Мурманской области охраняется на территории заказника Сейдъявврь и памятников природы  Гора Флора и Нямозерские кедры.

Черника (Гамалинская Полина)

Черника обыкновенная — это низкорослый кустарничек . Его высота 10-50 см. Листья мелкие, овальные на верхушке заострённые, снизу светлые, а сверху – светло-зеленые. К зиме они опадают. Цветет брусника в мае. Цветки маленькие, зеленовато — белые. Ягоды синевато — черные, съедобные. Ягоды и листья используются в лекарственных целях. Черника растет в северных лесах и на болотах.

Таволга обыкновенная (Тюрин Михаил)

Таволга – многолетнее растение, относится к полукустарникам. Высота составляет около 80 см. Тонкие, прямостоящие стебли покрыты гладкой коричневой корой и листьями похожими на папоротниковые. Листья окрашены в серо-зеленый цвет. Они имеют овальную или округлую форму. На оборотной стороне есть опушение. В конце июня на верхушках стеблей распускаются рыхлые кремово-белые метелки, которые сохраняются в течение месяца. Они состоят из цветов с шестью лепестками и пушистых тычинок. 

Арктоус. (Вадим Никитин)

Для Крайнего Севера характерен арктоус (в переводе с саамского — гром-ягода). Он плотно прижимается к скалам, словно боится: снесет его резкий и ветер. Растение имеет свою особенность: оно начинает приполярную весну. Еще в тундрах снег и лед не сошли до конца, а зеленовато-белые колокольчики арктоуса уже зазывают северных шмелей. Осенью растение преображается: его листья приобретают фиолетово-красный цвет. В разнообразной палитре красок осени арктоусу не потеряться. Ягоды черного цвета. Употребляются в пищу куропатками.

Дерён шведский (Волковыцкая София)

Дерён шведский – это полукустарничек. Стебли высотой 6—25 см, листья внизу стебля мелкие и постепенно увеличиваются к верху стебля. Листья светло-зеленого цвета, узкотреугольной формой, длиной 1,5—2 мм. Плоды ярко-красные, не ядовитые, но безвкусные, похожи на гроздь брусники, только более оранжевого оттенка и с мучнистым вкусом. Цветет в конце мая — начале июля, плодоносит в конце июля — начале сентября.

Сосна Фриза (Лапландская сосна) Егор Михайлов

Сосна Фриза, или лапландская распространена в Европейской и Северной части России, в Скандинавии. Растет на сухих, бедных, песчаных почвах и на болотах в лесной зоне, частично в лесотундре. 
Сосна Фриза — это вечнозеленое многолетнее дерево до 20 м высотой или стланик (у верхней границы леса и на побережье Белого и Баренцева морей). Крона дерева округлая, древесина имеет особый красноватый оттенок. Крона образованна располагающимися низко над землей (у взрослых растений), похожими на канделябр ветвями. Кора бледно-серовато-красноватая.

( Варданян Ангелина, Черанев Иван, Давид Балабанов, Константин Лукин, Елизавета Костыгина, Щербо Камилла, Михайленко Антон, Сухов Максим, Василиса Ясева, )

Аннотация:

Урок по краеведению во 2 классе «Растительный
мир Мурманской области. Грибы съедобные и
несъедобные. Дикорастущие растения» был
составлен с использованием презентации  (
программа PowerPoint ).

Урок проведён, как урок-открытие новых знаний
учащимися начальной школы, впервые изучающими
предмет  «Краеведение» во 2 классе по
программе интегрированного краеведческого
курса в содержании начального общего
образования, в образовательной области
«Окружающий мир». В рабочей программе учителя,
разработанной для 2,3, 4 классов МОУ ЛШ-И, данная
тема занимает одно из важных мест в изучении 
окружающего мира Мурманской области, так как
выполняет одно из требований к уровню подготовки
обучающихся по предмету «Краеведение»,
оканчивающих начальную школу. Учащиеся должны
уметь различать наиболее распространённых
представителей флоры и фауны Мурманской области,
называть основные виды животных, растений и
грибов Мурманской области, самостоятельно
находить в дополнительных источниках сведения
по определённой краеведческой теме, излагать их
на уроке в виде сообщения, рассказа. На уроке
используются различные методы и приёмы: беседа,
игра, разминка, исследовательская деятельность
учащихся, компьютерные технологии –
презентация, содержащая основные этапы урока,
яркие слайды с гиперссылками, повышающими
учебную мотивацию учащихся, интерес к изучаемой
теме, как результат достижения целей урока,
качества обучения.

Урок проводится в учебном кабинете,
оборудованным интерактивной доской,
компьютером, проектором.

Презентация «Растительный мир Мурманской
области. Грибы съедобные и несъедобные.
Дикорастущие растения» состоит из 20 слайдов.
Выбор содержания каждого слайда продуман,
обоснован и связан друг с другом:

Слайды 1, 2 – определение темы, активизация
целей урока через отрывок стихотворения
Октябрины Вороновой.

Слайд 3 – разминка, виды родной природы в
окрестностях села Ловозера в разное время года,
как  предмет разговора о разнообразии, красоте
растений, о собственном опыте учащихся общения с
родной природой

Слайд 4 – открытие знания об иерархии места в
природной среде растений: деревья, кустарники,
кустарнички, травы, грибы.

Слайд 5 – выбран для  игрового задания с
гиперссылками: «Узнай ягодный кустарничек».
Гиперссылки: «Брусника», «Голубика», «Клюква»,
«Черника», «Морошка».

Слайд 6 –  выбран для   самостоятельного
открытия знания учащимися (работа с учебным
пособием) –  «Узнай грибы»: «Боровик»,
«Берёзовик»,  «Подосиновик», «Мухомор».

Слайд 7 – предназначен для сопровождения слова
учителя о соблюдении правил сбора грибов, о
грибах съедобных и несъедобных.

Слайд 8 – содержит проблемный вопрос, подводит
итог, как продолжение информации, содержащейся в
слайде 7.

Слайды 9-10 – подводят итог открытия знания о
грибах съедобных и несъедобных.

Слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 – это картины
природы, сопровождающие слова учителя о красоте
и богатстве леса. Имеют воспитательный 
момент.

Слайд 20 – сопровождает минуты угощения ягодами
брусники учащихся.

Тип урока: урок-открытие.

Технологии: интерактивная доска,
проектор, компьютер.

Цели урока:

  • уточнить и расширить представление учащихся о
    растительном мире Мурманской области;
  • воспитывать интерес к родному краю;
  • совершенствовать технику чтения и речь
    учащихся;
  • учить замечать красоту окружающего мира и
    северной природы.

Оборудование урока: презентация по
теме урока; у каждого учащегося – учебное
пособие Уткова П. Ю. «Моё заполярье», Мурманск:
НИЦ «Пазори», 2004г. (закладки на с. 11, с. 15, с. 19);
таблица с изображением растительного мира
Мурманской области; корзинка с ягодами брусники
(свежей), можно заготовить с осени.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя, сообщение
темы и целей урока

Начнём красиво. Я прочитаю вам строки из
стихотворения Октябрины Вороновой:

На все чудесные края,
Что за лесами, за полями,
Моё родное Заполярье
Не променяю в жизни я.

Так же и я вместе с вами люблю наше Заполярье, и
с удовольствием помогаю вам на уроках
краеведения открывать новые знания о родном
крае. Сегодня наши знания пополняются новыми
сведениями об окружающем мире растений и грибов
Мурманской области. (Слайд 2)

2. Работа по теме урока (Слайд 3)

Беседа

Учитель: Разрешите узнать, кто был в
лесу этим летом и осенью? Что видели там?
Что растёт в нашем лесу?

(Выслушиваю ответы, помогаю выстроить
грамотную речь учащихся, хвалю за полные,
интересные выступления)

Учитель: А вы знаете, что главные в
лесу – это деревья? (Слайд 4)
В нашем лесу деревья растут самые разные: рябина,
осина, берёза, ель, сосна. А под деревьями –
кустарники: ива, карликовая берёза, верба; Ещё
ниже – кустарнички, травы, грибы. (Одновременно
рассматриваем на таблице эти растения)

Задание «Узнай ягодный кустарничек» (Слайд
5)

Беседа

Учитель: Выясним, о каком растении
идёт речь. Выслушайте стихотворение, покажите в
таблице, если растение узнали, то увидите его на
экране и прочитаете комментарий.

Брусника-ягода, брусника!
Кому напев этот знаком?
А вот поди, да расспроси-ка,
Знаком ли кто с её цветком?
А между тем, цветок брусничный
Красивей ягодки самой, – такой
Изящный, симпатичный.
И весь как будто восковой

(Узнать в таблице это растение, показать,
прочитать комментарий).

Комментарий. Брусника – лесной
стелющийся кустарничек с кожистыми
вечно-зелёными листьями и съедобными красными
ягодами.

Приспустившись к земле немножко,
Солнце светит ночь напролёт,
И на кочках цветёт морошка,
Запоздалым снежком цветёт.

(Узнать в таблице это растение, показать,
прочитать комментарий).

Комментарий. Морошка – болотное
растение со съедобными рыжевато-жёлтыми
душистыми ягодами.

Вот встречаешь ягод тучу
И не знаешь – Кто они?
Ты на пробу пару штучек съешь –
И в зеркальце взгляни.
Если там увидишь злюку:
Узкий глаз,
Кривой оскал –
Значит ты увидел клюкву и в лицо её узнал.

Комментарий. Клюква – мелкий
стелющийся кустарничек с вечнозелёными листьями
и тёмно-кислыми красными ягодами.

И я запомню, как растёт с утра
Тумана мгла в молчании великом,
Как цвета голубиного пера
На голых сопках зреет голубика.

Комментарий. Голубика – северный
кустарничек со съедобными сизо-голубыми ягодами.

Смотришь, люди там и тут
Тоже по лесу идут.
И у всех, мы видим, лики тоже синие,
В чернике.

Комментарий. Черника – мелкий
дикорастущий кустарничек с ягодами черно-синего
цвета.

Физминутка

 «Прыгают белочки, прыгают зайчики,
танцуют девочки, танцуют мальчики». Дети, активно
двигаясь, изображают движения белочек, зайчиков,
себя. (Автор: Красавина В.Г.)

2.3.  Задание «Узнай грибы» (Слайд 6)

Учитель: в Мурманской области растут грибы,
которые широко известны в средней полосе России:
сыроежки, горькушки, грузди, волнушки.
Встречаются и зеленушки, берёзовики, осиновики,
белые грибы, моховики, красные мухоморы, и др.

Выясним, как выглядит гриб по его описанию.
Выслушайте стихотворение-загадку, найдите гриб
на экране. Если гриб узнали,  с места другой
ученик получит право громко и выразительно
прочитать комментарий на с. 11 (закладка).
Приготовьтесь к чтению, откройте с. 11 учебника
«Моё Заполярье».

Белый гриб – боровик
Всех грибов отличнее:
Богатырь – боровик
С головой коричневой.

Ответ: Боровик.

Чтение отрывка о боровике.

Не скрою – не белый.
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще.

Ответ: Берёзовик.

Чтение отрывка о берёзовике.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …. подосиновик .

Ответ: подосиновик.

Чтение отрывка о подосиновике.

Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Я довитый мухомор.

(Чтение текста о мухоморе читает учитель)

2.4. Слово учителя и открытие учеников о
съедобных и несъедобных грибах слайд 7

Учитель: Распознать съедобные и
несъедобные грибы бывает сложно. Нужно собирать
только те из них, в которых человек абсолютно
уверен. Надо помнить, что грибы имеют одно
свойство – они накапливают вредные вещества и
поэтому нельзя собирать грибы в черте города,
рядом с дорогами или предприятиями, которые
загрязняют окружающую среду.

– А теперь давайте вспомним всё, что прочитали
о грибах и разделим их на съедобные и
несъедобные. (Слайды 8, 9, 10)

Съедобные: белый гриб, берёзовик, осиновик.
Несъедобные: мухомор.

3. Подведение итогов урока. (Слайды 11-19)

Слово учителя: Ребята, я вижу, вы с
интересом потрудились, я довольна вашей работой
и открытием знаний в мире растений Мурманской
области, о грибах и дикорастущих растениях. Лес
наш – это замечательное природное богатство.
Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес
ходят наслаждаться тишиной, прохладой, чистым
воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо
беречь и ценить, он красив во все времена года.
Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется
хорошими, добрыми чувствами. (во время слова
учителя учащиеся рассматривают иллюстрации на с.
15, 19 учебника «Моё Заполярье»).

– Спасибо, наш урок Краеведения закончен. (Слайд
20)
Угоститесь ягодкой-брусникой.

(Учитель обходит учащихся с корзинкой ягод,
угощает).

  • Красота растений ленинградской области рассказ 2 класс
  • Красота растений курского края рассказ для детей
  • Красота растений кузбасса рассказ 2 класс окружающий мир
  • Красота растений красноярского края рассказ для детей
  • Красота растений краснодарского края рассказ для детей