Красота реки кама рассказ для детей

Предмет: краеведение.

Класс: 2

Преподавание курса краеведения в начальной
школе через применение информационных
технологий способствует многогранному развитию
личности.

Актуальность работы в том, что данный урок есть
не отдельно взятый фрагмент, а звено
непрерывного развивающего процесса.

Цель урока: углубить и расширить
представления обучающихся о реке Каме.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей реки Камы,
    используя различные источники.
  • Заинтересовать детей изучением истории,
    природы, жизни людей родного края.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Средства обучения: книга Т.Б. Пегановой
«Город, в котором мы живём», рабочая тетрадь,
тест для учащихся «Что мы знаем о Каме»,
карточки со словами, компьютер, монитор,
медиа-проектор, экран или компьютерный класс.

Ожидаемые результаты: заинтересованность
детей изучением истории родного края, развитие
познавательного интереса, воспитание
патриотических чувств.

При создании презентации использованы
компьютерные технологии: программа Microsoft PowerPoint,
Windows Movie Maker .

Целесообразно использовать на уроке тест » Что
мы знаем о Каме» для закрепления знаний,
развития устойчивости внимания, приёмов анализа,
самоконтроля и позитивного отношения к учебной
деятельности.

Тест (прилагается) так же предлагается на
печатной основе. Поэтому его можно использовать
в разных вариантах. Сначала дать на печатной
основе, затем проверить на компьютере или
предложить в электронном варианте в
компьютерном классе.

Тест состоит из 6 вопросов — слайдов. Рассчитан
на 5 минут.

Для ответа нужно кликнуть мышкой на выбранный
ответ.

При правильном ответе последует звуковой
сигнал — аплодисменты;

Если ответ неверный, то прозвучит барабанная
дробь.

На заключительном этапе показывается фильм,
составленный из рисунков обучающихся 2 класса по
теме «Как на Каме, на реке » (программа Movie Maker)

Ход урока

1. Организационный момент.

— Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так
называют люди ту землю, на которой родились.
По-разному рождается у человека чувство любви к
родине. И мы ребята сегодня будем объясняться в
любви нашей матушке-реке Каме. Тема урока » Кама
— славная река».

2. Введение в тему урока:

— А что вы знаете о Каме? (дети говорят)

— Выберите слова, которые подходят к теме урока,
поясните выбор. (слайд2)

(убрать лишние слова, которые не относятся к
реке Каме, у детей есть такие же карточки —
работают в паре; проверка по компьютеру)

КАМА: рыба, река, пляжи, вода, теплоход, пристань,
отдых, Сарапул, Удмуртия, широкая, глубокая,
Ижевск, солёная, море, дельфины. Убираются:
Ижевск, солёная, море, дельфины.

3. Работа по теме урока.

— Сегодня мы пополним наши представления о реке
Каме новыми знаниями и думаю, что ещё больше
будем любить наш край.

— Показ слайдов. Дети рассказывают историю о
реке Каме.

1)

Кама, Кама, родная река. (слайд 3)
Ты, как песня, светла, глубока.
И , как песня берёшь ты начало
В родниковом Удмуртском краю
Чтоб со славой пройти по Уралу
И вернуться в сторонку мою.

2) Далеко-далеко, в Удмуртском краю, в лесах
северных, есть деревенька Карпушата. На окраине
её стоит вековая берёза, под берёзой ключ. Там, в
Кезском районе, берёт своё начало великая река
Кама.

3) Чистый небольшой родничок обрамлён свежим
штакетником. Ключ бежит по мелким камешкам,
попадает на желобок, с него в небольшую запруду.
От запруды течёт дальше, собирая по пути воду
бесчисленных ручейков и реки Быструшки,
соединяется затем со своей сестрой Камой —
Якунинкой (слайд 4)

3) Длина реки 1804 км. В старину Каму называли
Белой. Потому что исток её под берёзой белой,
соединяется она с рекой Белой. Башкиры называют
её Агидель — белая от пены. (слайд 5)

4) Существует легенда. (слайд 6)

Когда те люди были великаны с сосновыми
вершинами вровень! И решили великаны заставить
Каму работать на себя. Собрали со всех полей
огромные камни — валуны и стали бросать их в
воду: пусть будет большая запруда!

Удивлённая Кама приподняла над берегом свою
серебряную голову, спросила у людей:

«Что вам надобно, добрые люди». Поклонились ей
в ответ великаны. Отвечают: «Сила твоя велика,
матушка Кама — река, остановись на минутку,
помоги нам. Покрути мельничные жернова — дай нам
отведать белой крупчатой муки». Ничего не
ответила им Кама. Выбросила на берег все камни,
что великаны скидали на дно. Видно, не пришло их
время.

На всём протяжении это равнинная река, по
берегам которой издавна растут леса.

На ней построены 3 ГЭС — Камская, Воткинская и
Нижнекамская. (слайд 7)

Кама богата рыбой — стерлядь, лещ, окунь, жерех. (слайд
8)

Ещё люди добывают гальку для изготовления
бетона, сплавляют по реке лес. Кама судоходна.

Кама — самая крупная река в Удмуртии (слайд 9)

4. Физкультминутка.

Наша Кама широка!
Наша Кама глубока!
Не видать за горизонтом!
Вот какая красота!
Мы поплаваем по Каме.
Так помашем мы руками.
А теперь глубокий вдох!
Бульк! И нет никого.
Вынырнем все дружно!
Учиться дальше нужно!
Капитаны! Внимание!
Вдалеке виднеется белый теплоход!
Посмотрите вправо, посмотрите влево!
Глаза плавно закрыли, а теперь открыли!

— Много книг о Каме написали наши земляки. (слайд
10)

Про историю Камы можно узнать в книге Татьяны
Борисовны Пегановой «Город, в котором мы живём»,
из книги Зои Александровны Ерошкиной «На реке»,
из книги Лидии Анатольевны Будогоской » Повесть
о рыжей девочке», из книг серии

«Сарапульское детство» и многих других.

Мы сегодня познакомимся с материалами книги »
Город, в котором мы живём».

Остановимся на отрывках из книг Зои Ерошкиной и
Лидии Будогоской.

5. Работа с текстом на стр. 91 (чтение со
стопами)

1) Почему люди селились по берегам рек?

2) Где находится исток реки Кама? (У деревни
Карпушата)

3) Каковы версии происхождения названия Камы?
(Башкиры выдра, удмурты — длинная)

4) Сколько видов рыб в Каме (20 видов); наиболее
ценные: стерлядь, окунь, лещ, сазан.

5) В какой книге Лидии Будогоской упоминается о
Каме?

(«Повесть о рыжей девочке»)

6) Почему мы гордимся Камой рекой?

— Какие красивые слова о Каме можно подобрать,
прочитав этот текст?

(слова — карточки: Кама- труженица, Кама-
красавица, Кама — кормилица )

6. Работа с текстом на стр. 93.(о деревне
Карпушата — истоке Камы).

— Ещё одна писательница Зоя Анатольевна
Ерошкина посвятила книгу реке Каме. Она
называется «На реке». Зоя Ерошкина родилась и
выросла в Сарапуле в семье купца. В юности
покинула город, но с любовью вспоминала его
всегда. (Зачитывают вслух отрывок о Каме)

— О чём говорит писательница?

(Это ещё одно признание в любви.)

7. Закрепление полученных знаний.

— На следующем уроке мы продолжим знакомство с
историей реки Камы. Сегодня на уроке вы многое
узнали о Каме. Чтобы подтвердить звание
настоящих знатоков родного края, ответим на
вопросы теста

«Что мы знаем о Каме». Затем проверим по
компьютеру.

(слайд 11-17)

— Вы — настоящие знатоки родного края!

8. Итог.

— Мы любим нашу Каму и хотим представить фильм 2
«а» класса

«Как на Каме — на реке» (фильм-слайд 18).

— Спасибо за урок!


Приложение

ТЕСТ «Что я знаю о Каме»

Фамилия, имя_______________________________

1. Название деревни, где Кама берёт своё начало.

А) Маракуши

Б) Дубровушки

В) Карпушата

2.В старину Каму называли:

А) Быстрая

Б) Жёлтая рыба

В) Белая

3. Удмуртское слово «Кама» значит:

А) «длинный»

Б)  короткий»

В) «медленный»

4. Длина реки Камы:

А) около 1 тысячи км

Б) более 2 тысяч км

В) 1804 км

5. Кто из известных земляков называл Каму
«кормилицей»:

А) Надежда Андреевна Дурова

Б) Павел Андреевич Башенин

6. Книга Зои Ерошкиной называется:

А) «На Каме»

Б) «На реке»

В) «Кама»

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский
сад №15

Конспект
интегрированного занятия

по
краеведению

в
подготовительной группе.

Тема:
«Кама-Камушка река ».

Автор:
во
cпитатель I категории

Селезнева
Наталья Павловна

Город
Сарапул 2015 год

Конспект
интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе.

Тема:
«Кама-Камушка река ».

Цель: развитие
познавательной мотивации и формирование первичных представлений о
природе родного края.

Задачи:

1.     Углубить
и расширить представления детей о реке Каме;

2.     Обобщить
знания детей о пресноводных рыбах;

3.     Закрепить
понятие «Кама – наше богатство, его надо беречь»;

4.     Продолжать
развивать интерес и любознательность в изучении родного края;

5.     Воспитывать
любовь к родной природе.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».

Планируемые результаты: дети
имеют представления о реке Каме, знают пресноводных рыб, понимают смысл
выражения «Кама – наше богатство, его надо беречь»

Предварительная работа:

1. Чтение книги Т.Б.
Пегановой из серии «Город, в котором мы живём»;

2. Экскурсия на
набережную реки Кама;

3. Проведение
выставки рисунков «Как на Каме, на реке».

Словарная работа: исток
реки, браконьеры, гидроэлектростанция, плотина, водохранилище, турбина.

Материал:
книга Т.Б. Пегановой «Город, в котором мы живём», презентация «Кама-Камушка
река», дидактическая игра «Узнай рыбку по описанию».

Оборудование: проектор
и мультимедийная доска.

Ход

Слайд № 1

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу
поговорить с вами об одной очень красивой реке, на берегу которой раскинулся
наш старинный город. А кто помнит как она называется?

Дети: Кама.

Воспитатель: Правильно, это наша любимая
Кама-Камушка река.

Слайд № 2,3,4

Воспитатель: Ребята, я не просто назвала
нашу Каму красивой рекой, а какие ещё слова можно подобрать к нашей реке?

Примерные ответы детей: Спокойная,
широкая, длинная, извилистая, многоводная, зеркальная игривая, величавая, глубокая,
богатырская, вольная, каменистая, крутобережная, невозмутимая, царственная и
т.д.

Воспитатель: Молодцы! Да, наша река и
глубокая, и широкая, и величавая, и даже можно назвать царственная.

 Слайд №5

И не  зря, Степан Широбоков в своём
стихотворении «
Кама-Камушка»
посвятил ей такие строки. А расскажет нам его Краснопёров Никита, Ветчанина
Вероника и Щипицын Максим

Ой, широк речной простор
Средь лесов, полей и гор,
Высока твоя волна,
Кама-Камушка!
На волнах качаешь ты
Пароходы и плоты,
Многоводная река,
Кама славная!

Загляделась неспроста
Вся лесная красота
В зеркала твоих глубин,
Кама синяя!
На волнах качаешь ты
Наши песни и мечты
И, как песня, льешься вдаль,
Кама милая!

Поглядишь — душа поет,
Как ты взламываешь лед
С каждой новою весной,
Кама вольная!
Слышу, слышу я, твой сын,
Ровный гул твоих турбин,
Кама-песня, Кама-свет,
Кама-Матушка!

Слайд №6

Воспитатель: Дети, а кто из вас знает, что
обозначает слово «Кама»?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кама – значит каменная.
Назвали ее так потому, что в ней было много камней. А еще есть версия, «Кама»
на языке башкир и татар означает «выдра». А на удмуртском языке слово «Кама»
значит «длинный».

Слайд № 7,8

И на самом деле Кама является одной из
крупнейших рек Европы, длина которой составляет около двух тысяч километров. А
кто из вас знает откуда эта величественная река берёт своё начало?

Слайд № 9

Воспитатель: Далеко-далеко, в Удмуртском
краю, в лесах северных, есть деревенька Карпушата. На окраине её стоит вековая
берёза, под берёзой бьёт ключ. Чистый небольшой родничок обрамлён свежим
штакетником. Ключ бежит по мелким камешкам, попадает на желобок, с него в
небольшую запруду. От запруды течёт дальше, собирая по пути воду бесчисленных
ручейков и рек. Там, в Кезском районе и берёт своё начало великая река Кама.

Воспитатель: Ребята, а почему люди издавна
селились по берегам рек?

Примерные ответы детей:

·       В
реке много воды, которую люди пьют,

·       Люди
используют воду для приготовления пищи.

·       Без
воды нельзя постирать одежду.

·       А
ещё в ней водится рыба.

Воспитатель: Да! Река даёт людям воду,
рыбу, а ещё по ней можно добраться до другого села или города. В давние времена
в Каме водилось очень много рыбы. Её ловили и удочками, и сетями, и решетом.
Сейчас рыбы в Каме гораздо меньше, ведь вода не такая чистая. А как вы думаете,
почему?

Слайд №10

Воспитатель: Правильно её воды загрязняли
фабрики и заводы, и плывущие по реке суда. А ещё в этом виноваты, я считаю, нечестные
и очень жадные рыбаки, которые ловят рыбу запрещёнными приёмами и в запрещённое
для ловли время, когда рыба начинает размножаться. Таких людей называют
браконьерами.  

Слайд № 11

Сейчас в Каме и её притоках насчитывается
около 20 видов рыб. Это и ёрш, судак, сом, лещ, сазан, карась, судак. Но самая
вкусная и, наверное, самая знаменитая – это стерлядь, «жёлтая рыба», которая
дала название нашему городу.

Игра «Узнай рыбку по описанию» (Дети
говорят название описанной воспитателем рыбы и находят картинку с её
изображением)

Слайд № 12

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу очень
интересную легенду.

«Когда то люди были великанами с сосновыми
вершинами вровень! И решили великаны заставить Каму работать на себя. Собрали
со всех полей огромные камни – валуны и стали бросать их в воду. «Пусть будет
большая запруда!» — говорили они. Удивлённая Кама приподняла над берегом свою
серебряную голову и спросила у людей: «Что вам надобно, добрые люди».
Поклонились ей в ответ великаны. Отвечают: «Сила твоя велика, матушка Кама –
река, остановись на минутку, помоги нам. Покрути мельничные жернова- дай нам
отведать белой крупчатой муки». Ничего не ответила им Кама. Выбросила на берег
все камни, что великаны скидали на дно. Видно, не пришло их время.»

Слайд № 13

Но прошло некоторое время и Кама-кормилица
стала помогать людям, она стала Камой-труженицей. В далёкие времена, когда
через Сарапул не проходила железная дорога, грузы в другие города перевозили по
Каме.

Слайд № 14

А ещё позже на Каме стали строиться
гидроэлектростанции. Их на Каме три: Камская, Воткинская и Нижнекамская
гидроэлектростанция. Ребята, а как вы думаете, что такое гидроэлектростанции и
для чего они нужны?

Примерные ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Гидроэлектроста́нция
(ГЭС) — это  электростанция, использующая в качестве источника энергии энергию
водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и
водохранилища. И сегодня о их работе нам расскажут наши друзья, семья
Почемучек.

Дети смотрят отрывок из развивающего
мультфильма «Семейка Почемучек» на слайде № 15.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправится
на небольшую прогулку по нашей Каме.

Физкультминутка.

Наша Кама широка!

Наша Кама глубока!

Не видать за горизонтом!

Вот какая красота!

Мы поплаваем по Каме.

Так помашем мы руками.

А теперь глубокий вдох!

Бульк! И нет никого.

Вынырнем все дружно!

Учиться дальше нужно!

Капитаны! Внимание! Вдалеке виднеется
белый теплоход!

Посмотрите вправо, посмотрите влево!

Глаза плавно закрыли, а теперь открыли!

Слайд № 15

Воспитатель: Хотя и стала Кама помогать
людям, она не утратила своей природной красоты. Вот как об этом пишет Татьяна
Борисовна Пеганова в своей книге «Город, в котором ты живёшь».

Чтение отрывка на стр.91:

«Весной Кама  разливается, становится
свободной ото льда примерно 24 апреля. Весеннее половодье продолжается около
шестидесяти пяти дней.

В книге писательницы Л.Будогоской
читаем «Весна. Леса вокруг города зазеленели. Кама разлилась. Очень широкая
Кама. Большие пароходы на Каме гудят. Пристани кишат народом. По Покровской
улице целыми днями грохочут подводы, тянутся на  бережную к пристаням».

Обычно в конце ноября Кама замерзает.
Можно пешком по льду перейти на другой берег – в Ершовку и Симониху.

Особенно хороша Кама летом. Как
прекрасны ее золотые пляжи, зеленые берега! Из-за Камы встает солнце, его лучи
блестят на воде.

    На Каме много чаек, которые
гнездятся на островах. А как хорошо на Каме в летний вечер: пахнет свежестью
реки, последние лучи розового заката плещутся в засыпающих волнах.

Кама – наше большое богатство, и его
надо беречь!»

Рефлексия

Слайд № 16

Воспитатель: А в заключении, я хочу вам
предложить посмотреть видеоролик о нашей Каме-Камушке реке.

Руководитель проекта: 

Семенец Лариса Викторовна

В процессе исследовательской работы «Река Кама» ученицей 2 класса начальной школы была поставлена цель познакомиться с историей происхождения названия реки Кама, изучить и описать значимость реки в хозяйственной, экономической и экологической жизни городов и населенных пунктов, стоящих на ней.

Подробнее о работе:

В индивидуальном проекте «Река Кама» автор проводит исследование материалов о реке Кама и тенденции снижения уровня воды в реке за последние годы, описывает легенды о реке Кама, рассматривает роль Камы в развитии спорта, судоходства и туризма в регионе.

Ученическая исследовательская работа учащейся 2 класса начальной школы «Река Кама» поможет расширить знания о природе родного края, о природном сообществе реки Кама. Зная природу родной деревни, можно лучше понять взаимосвязи в окружающем мире и его многообразие.

Оглавление

Введение
1. Происхождение и название реки.
2. Особенности реки Кама.
3. Хозяйственное использование Камы.
3.1. Водохранилища.
3.2. Судоходство.
3.3. Природа.
3.4. Спорт.
3.5. Туризм.
3.6. Значение в искусстве.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение

Издавна люди ценили то, что было дано природой. Прославляли своё Отечество: гордились реками, озёрами, земными недрами. Долины рек на протяжении тысячелетий были колыбелями человеческой культуры и являлись родиной многих народов.

Человек пользовался реками как удобными жизненно важными путями, они поили своими водами поля и сады, давали свет и тепло. На берегах рек возникали поселения, свершались важнейшие исторические события

Актуальность. Река Кама является частью моей малой Родины. Меня интересуют проблемы, возникшие на реке в последние годы. С каждым годом по моим наблюдениям, воды на реке становится все меньше и меньше. Я думаю, что это проблема не только для нашего региона. Но и для всей России.

Значение рек, для жизни человека очень велико. Они оказывают благотворное влияние на развитие флоры и фауны, являются первейшим источником запасов пресной воды, местом отдыха жителей села.

Данная исследовательская работа поможет расширить знания о природе родного края, о природном сообществе реки Кама. Зная природу родной деревни, мы лучше поймем взаимосвязи в окружающем мире, его многообразии.

Цель работы: изучить происхождение и название реки.

Задачи:

  1. Познакомиться с историей происхождения названия реки Кама.
  2. Изучить и описать значимость реки.

Объект исследования: река Кама.

Метод исследования: информационный.

Происхождение и название реки Камы

Человек с древнейших времен обживал ее берега, использовал в качестве выгодного и удобного транспортного пути, ну и, наконец, слагал о Каме легенды и предания. В русских летописях Кама впервые упоминается в 1220 году в рассказе о походе князя Василька Константиновича 1187 года. По Каме поднимались новгородцы для сбора дани.

О происхождении главной водной артерии Пермского края – реки Камы существуют легенды.

1 Легенда. Жил-был на свете богатырь Кам. Однажды прогневалось небо на людей. Перестало посылать на Землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы. Стали погибать в лесах животные. И решил Кам спасти свой народ.

Выдернул из земли он могучий кедр, размахнулся им, как палицей, во всю ширь богатырского плеча и пробороздил глубокий ров на теле матери Земли. Заплакала мать Земля, и наполнился ров её чистыми слезами. Так потекла река Кама.

Во второй легенде говорится, что однажды все лето лил дождь, и не было ни одного солнечного дня. Реки все разлились, берега у них обвалились, а земля стала жидкой. Люди, животные и звери спасались на высоких горах.

Только Кама-богатырь (мифологический герой коми-пермяцкого) народа мог передвигаться по залитой водой местности. Он обошел, все окрестности и обнаружил, что течение рек перекрыто рухнувшей от размыва горой.

Богатырь заарканил огромный камень, протащил через запруду, как плугом вспахав землю. Образовалось новое русло, в него хлынула вода и появилась новая река – могучая Кама, названная так по имени богатыря.

Слово «Кама» имеется и в древнеиндийском языке и означает «любовь». В глубокой древности существовали огромные связи Прикамья с Ираном и с Индией. Может быть, слово «Кама» занесено оттуда.

Существует несколько версий происхождения названия реки Кама:

  • от удмуртского «кема» — «долгий», «длинный»;
  • от древнерусского «камы» — «камень»;
  • от зырянско-пермяцкого «камва», что означает «сильно пал», то есть «вода, имеющая сильное падение»;
  • от обско-угорского (хантыйского) «кам» — «прозрачный», «чистый»;
  • от древнеиндийского «кам» — «вода»;

Особенности реки Кама

Кама – река, которая протекает в европейской части нашей страны и является наиболее крупным притоком Волги. Кама — пятая по протяженности река Европейского материка: длиннее её лишь Волга, Дунай, Урал и Днепр. Кама описывает гигантскую дугу в две с лишним тысячи километров.

Кама берет начало на покрытых лесом увалах Верхнекамской возвышенности, на высоте 331 м. Крупная река, текущая по территории нескольких регионов России: Удмуртской республики, Пермского края, Кировской области, республик Башкортостан и Татарстан. Рядом с истоком находится деревня Карпушата, ныне вошедшая в состав села Кулига (Кезский район Удмуртской Республики).

Река берет начало из Камского ключа, который несколькими струями вытекает из-под горы. Исток Камы обустроен, в 1974 году был разбит сквер. Здесь установлен памятник со словами «Здесь берет начало уральская река Кама». Сюда часто приезжают туристы, желающие посмотреть на начало великой реки. (Приложение 1.1)

Общая длина Камы – 2030 км. Она собирает воду с просторов бассейна, по площади 522 тыс.кв.км – немногим уступающим Франции. Он изобилует хранящими влагу лесами и болотами, горными ключами и реками. Более двухсот значительных притоков принимает. Кама и по многоводности ей впору лягаться с Волгой; вот самые крупные из них: Вишера, Чусовая, Белая, Вятка.

Реку Каму условно делят на пять участков:

  • Верховья Камы (от истока до устья реки Весляна),
  • Верхняя Кама (до подпора Камского водохранилища, фактически до устья реки Вишеры),
  • Средняя Кама (Камское и Воткинское водохранилища),
  • Нижняя Кама (Нижнекамское водохранилище),
  • Камский залив Куйбышевского водохранилища.

Разнообразна природа Камского бассейна. Здесь и склоны Уральского хребта, и древние плоскогорья, и низменные равнины. Хвойные леса, схожие с сибирской тайгой, обступают берега Камы в верховьях; в нижнем течении в её водах отражаются дубовые рощи и пышная зелень липы. Несметны богатства бассейна Прикамья.

В бассейне реки леса составляют порядка 14 млн. га. Больше всего здесь ели, лиственницы, пихты, сосны. На Урале обнаружено свыше 12 тыс. месторождений полезных ископаемых и немалая их доля приходится на бассейн Камы.

Хозяйственное использование водных ресурсов Камы

Водохранилища Камы. На реке создано 3 водохранилища и ГЭС: от устья реки Уролка (996 км от устья Камы) начинается Камское водохранилище (Камская ГЭС) создано в 1954 году.

За его величину и глубину люди назвали его «Камским морем». Его площадь 1915 км2. Ширина достигает 30 км. Максимальная глубина 30 м. На берегах Камского водохранилища расположены такие города, как Пермь, Добрянка, Березники, Соликамск и др.

Непосредственно ниже его – Воткинское водохранилище (Воткинская ГЭС) создано в 1962 году. Его площадь 1120 км². Длина 365 км Наибольшая ширина 9 км. Средняя глубина 8,4 м. В водохранилище впадает 57 небольших рек.

На берегах водохранилища расположены города Оханск, Оса, Чайковский, за ним – Нижнекамское водохранилище (Нижнекамская ГЭС) создано в 1979 году. Его площадь. 2580 км². Объём 12,9 км³. Длина 270 км. Наибольшая ширина 25 км.

Ниже Соликамска на берегах реки построено большое количество заводов. Поэтому экологическая ситуация в среднем течении и ниже оставляет желать лучшего.

Вообще на реке Кама промышленность имеет богатую и давнюю историю, даже название города Соликамск говорит о том, что здесь добывали и добывают соль.

Судоходство на Каме. С древнейших времен Кама была главным путем торговли для народов, населявших её берега. Уже в II в. здесь появлялись русские челны. По Каме и её притоку Чусовой прошла в Сибирь дружина Ермака, показав дорогу многим отважным землепроходцам — и с той поры могучая река связала Московскую Русь с Сибирью.

В наше время основные порты и пристани: Соликамск, Березники, Левшино, Пермь, Краснокамск, Чайковский, Сарапул, Камбарка, Набережные Челны, Чистополь.

Создание водохранилищ улучшило судоходные условия. Кама судоходна до посёлка Керчевский (966 км) — крупнейшего сплоточного рейда, а в высокую воду — ещё на 600 км. Судоходные глубины на нижней Каме поддерживаются дноуглубительными работами.

Основные порты и пристани: Соликамск, Березники, Лёвшино, Пермь, Краснокамск, Чайковский, Камбарка, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь. От Перми регулярные пассажирские рейсы до Москвы, Нижнего Новгорода, Астрахани и Уфы. Живописные берега Камы привлекают большое количество туристов.

Природа Камы. Живописные берега Камы привлекают к себе множество любителей отдыха. Особенно много здесь рыбаков.

Водная растительность развита неплохо, особенно в многочисленных заливах и затонах. В Каме обитает более 40 видов рыб. Наиболее многочисленны судак, лещ, щука, ерш, налим, уклейка, плотва, окунь, язь, синец обычный, жерех, сом, чехонь, белоглазка, пескарь, елец, густера, голавль, щиповка и карась.

До строительства гидроэлектростанций в реке водились 3 вида сельди, осетр, белуга, каспийская минога и белорыбица, теперь этой рыбы нет, но появилась сом и тюлька, а в пойменных водоемах — ротан.

В верховьях и притоках водятся хариус и таймень. На некоторых участках Верхней Камы искусственно поддерживается большое количество стерляди.

5 видов рыб занесены в Красную книгу России, их вылов запрещен: стерлядь Верхней и Средней Камы, таймень, ручьевая форель, подкаменщик, быстрянка.

В настоящее время Кама сильно загрязняется промышленными сточными водами.

Спорт на Каме. На Каме проводится крупнейшее в Пермском крае соревнование по парусному спорту – регата «Кубок Камы».

Туризм на Каме. В силу своих больших размеров Кама дарит много возможностей для хорошего отдыха. Конечно, для активного отдыха и сплава более интересны верховья реки. На берегах реки Камы стоит большое количество баз отдыха, рыболовных хозяйство и даже профилакториев.

Кама полноводна практически на всем своем протяжении, и вверх по течению можно подниматься на моторных лодках, катерах и водометах. Кроме этого, отдых на Каме отличается тем, что есть возможность посетить очень много значимых исторических мест.

Значение в искусстве. Восхищались красотами Камы многие поэты, писатели, художники. (Приложение 3.2). Кама-Камушка, Кама-матушка, мать Кама-синеокая — так любовно величали ее поэты Василий Каменский и Владимир Радкевич. Кама-красавица, Кама-труженица называют ее русские, коми-пермяки, удмурты, башкиры, татары — все те народы, которых кормит и питает эта река.

Заключение

Главная задача для нас сегодня – это сохранение реки и поддержание чистоты её вод. Ведь человеческому разуму нет предела, нет предела его возможностям. Хочется верить, что современный человек, вооружённый знаниями, сумеет преодолеть все трудности, которые возникли во взаимоотношениях с природой, окружающей средой. И тогда вода в реке станет неисчерпаемой.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.

Приложение

кама

кама река

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Урок краеведения во 2 классе по учебнику «Маленький Пермяк»

Тема: «Красавица Кама»

Цель: расширение знаний учащихся о Каме.

Задачи: 1) дать понятия «исток», «устье», «приток»; познакомить с географическим положением, значением реки;

2) развивать умение учащихся использовать географическую карту Пермского края для получения знаний;

3) воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: ИКТ, презентация, лист путешественника, карточки (исток, приток, устье), географическая карта.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Я с утра спешу сюда,

Здравствуйте, мои друзья!

Здравствуй друг, что справа,

Здравствуй друг, что слева,

Здравствуй, солнце и Земля,

Здравствуй, я!

Здравствуй, Родина моя! (выполнение с движениями)

  1. Сообщение темы и задач урока.

Угадайте кроссворд и определите тему нашего сегодняшнего урока.

М П

о Ч Д е

с а а а р

к р а с а в и ц а К а м а

в о т ы и у ь

а с ы д н з

с е ы а ь

и ч л м

я е ь и

в н н

о

с

т

ь

  1. Столица нашей Родины (Москва).

  2. Наша малая Родина (Частые).

  3. Пермский писатель, автор произведения «Лёлишна из третьего подъезда» (Давыдычев).

  4. К какому народу человек принадлежит, такая у него и …..(национальность).

  5. Пермский писатель, автор произведения «Капитан Коко и зеленое стеклышко» (Кузьмин).

  6. Главный город нашего края (Пермь).

Добавив гласные вы прочитаете тему нашего урока («Красавица Кама»).

— Что нового вы бы хотели узнать на уроке?

  1. Практическая часть.

Кама – одна из крупных рек России и Урала. Сегодня мы отправимся в путешествие по Каме. Для путешествия нам необходима карта и лист путешественника. Предлагаю вам ознакомиться с листом путешественника, который мы будем заполнять по ходу экскурсии.

Маршрутный лист путешественника

Что наблюдал

Записи

1. Где начинается Кама (исток).

2. Длина реки.

3. Какие реки впадают в Каму (притоки).

4. Города, сёла на Каме.

5. Куда впадает Кама (устье).

6. Значение реки в жизни человека.

Откуда мы начнём путешествие?

Предлагаю вам начать путешествие с истока. Исток – это место, где река берёт своё начало.

Попробуйте найти на карте исток Камы (практическая работа детей, показ учителем, запись в таблицу).

Кама начинается не в Пермском крае, а у соседей в Удмуртии.

(чтение стихотворения Б.Ширшова «Рождение реки»)

На окраине деревни Карпушата, в сквере, в тени берез вытекает ключ – Камский ключ. Здесь рождается Кама. Тысячи людей каждый год устремляются сюда, чтобы побывать у чудесного источника, своими глазами увидеть начало реки, Жители села любовно огородили сквер забором с калитками, а над срубом поставили домик-башенку. Летом этот примечательный уголок часто посещают туристы.

Течет Кама, вбирая в себя сотни ручейков и рек, становясь могучей рекой. Неповторимы красоты её берегов. Хмурые, покрытые ельниками и осинами в верхнем течении, они всё чаще затем радуют глаз мощными сосновыми борами, веселыми лиственными рощами.

Впадает она в Волгу. Место, где река впадает в другую реку или море, называется «устье».

Обведите цветным карандашом путь реки.

Итак, мы начинаем путешествие, и пока наше судно движется от истока к следующей пристани, прочитайте самостоятельно 1 абзац учебника и сделайте запись в исследовательском листе.

Пристань «Исследовательская».

Здесь мы будем проводить исследования, работать будем по группам: 1группа – «Притоки», 2 группа – «Города на Каме» (исследовать по карте и отметить на схеме).

Притоки – Вишера, Иньва, Сылва, Чусовая.

Города – Соликамск, Березники, Усолье, Пермь, Краснокамск, Оханск, Оса, Частые, Чайковский.

Пристань «Кама – труженица».

Испокон веков Кама была и кормилицей, и работницей, и широкой удобной дорогой. Составьте рисунок и определите вид деятельности, которым занимались люди на Каме (составление картинки из мозаики).

— сплавляют лес;

— везут пассажиров;

— перевозят грузы;

— ГЭС

Пристань «Отдых и здоровье».

Мы живём в удивительном крае. Всё большее число пермяков отдают предпочтение отдыху в родном крае.

Какие виды отдыха предоставляет нам Кама? Правильно, это купание, рыбалка, туризм, круизы на теплоходе.

Физминутка.

Пристань «Кама – красавица».

Много о Каме написано стихов, легенд, часто упоминается в песнях, много сказаний о ней сочинил сам народ. Слово предоставляется ребятам. Чтение стихов, рассказывание легенды.

Легенда коми-пермяцкого народа.

Жил на свете богатырь Кам. По преданию Кам совершил подвиг во имя людей, спасая их от потопа: воду, залившую Землю, богатырь отвёл к тёплому морю по длинному руслу, созданному им самим с помощью огромного камня, который он на верёвке с большим трудом протащил по болотам и топям, но сам при этом надорвался и погиб.

Пристань «Родные просторы».

Нам несказанно повезло, наше село располагается на берегу красавицы Камы, где открывается взору прекрасный уголок природы. Наше путешествие заканчивается экскурсией по родным местам по берегам Камы (показ слайдов, звучит музыка).

  1. Подведение итога урока.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке:

— солнышко – на уроке узнал много нового, интересного;

— солнышко за тучкой – немного расширил свои знания;

— тучка – ничего нового не узнал.

Конспект итогового НОД в рамках «познавательного развития» (подготовительная группа)

Составила: Полыгалова Екатерина Игоревна

Тема: Кама-Кормилица

Задачи:

  1. Расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Каме как о главной реке Перми;
  2. Закрепить понятие исток и ввести в словарь детей выражение «Кама– кормилица;
  3. Побуждать учить детей восхищаться красотой реки Камы, воспитывать чувство гордости за то, что такая река протекает в нашем городе;
  4. Познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать элементарные навыки экологической культуры;
  5. Содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картин о Каме.

Оборудование:
• карта-схема реки Камы, фотографии: исток Камы, картинки с изображением речных рыб;
• картинки с изображением Камы.


Ход


1.
Организационный момент

Дети проходят и садятся на стульчики (полукругом на ковре). 
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в большом красивом городе. Как называется наш город? 
Дети: Пермь
Воспитатель: Мы любим свой город и гордимся тем, что здесь живем.
Ребята послушайте и отгадайте загадку


Вьётся, словно лента, в дымке голубой, 
Может быть спокойной, может бить водой
Тёмной и глубокой, что не видно дна
Мелкой и прозрачной, может быть она, 
А в жару купает нас в своей волне.
Что это такое подскажите мне? (река)
 


Воспитатель: На берегу, какой реки стоит наш город? 
Дети: на берегу реки Камы 
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с прекрасной рекой – Камой. Как вы думаете, на каком транспорте можно отправиться в путешествие по реке? 
Дети: на лодке, пароходе, катере.


2. Работа с картой 
В-ль: У реки есть начало, как называется то место, где начинается река? 
Дети: исток
В-ль: Сейчас я расскажу вам, где находится исток реки Камы.

Начало великой русской реки находится в Кезском районе Удмуртии в старообрядческом селе Кулига. На карте вы можете увидеть всю реку Каму полностью.
http://api-maps.yandex.ru/services/constructor/1.0/static/?sid=G_r5FhNxQEa73Bg_bnDBeLHF-4fpWxTz&width=600&height=450
В-ль: У каждой реки есть берега и она много лет течёт по одному и тому же месту, как называется это место (русло)? Вот также и Кама течёт много лет по одному и тому же руслу.

3. Кама в искусстве

Ребята обратите внимание какие красивые и живописные берега у Камы. Многие писатели и поэты писали рассказы и слагали стихи о Каме. Послушайте, что писал о Каме Борис Пастернак. Его стихотворение нам расскажет Эвелина.

Взглянуть на Каму всяк стремится
С утра до вечера толпится
В «загоне» радостный народ
И смотрит как проходит лёд,
Как льдину догоняет льдина,
Шурша, дробится на куски,
И тянет холодком реки.

Про Каму даже сочинили частушку, её нам расскажет Коля.

Эх, Кама, Камушка!
Крутые берега
Спасибо тебе, матушка,
Сердечная река.

Не только писателей и поэтов Кама вдохновляла своей красотой. Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов на своей картине изобразил природу Камы: полноводной могучей реки с гористыми берегами, заросшими хвойным и лиственным лесом.

 
4. Географические особенности

Воспитатель: Посмотрите на карту
-Вы обратили внимание, что ширина реки изменяется. Почему? 
В-ль: В Каму впадает много рек. Реки, которые впадают в другие реки, более крупные, называются притоками. Какие вы знаете притоки реки Камы? 
-Ребята, посмотрите на карту, где протекает река Кама. По её берегам расположены леса, горы, маленькие речушки, которые впадают в неё. А что это кружки на карте? 
Дети: Города. 
Правильно города. Люди издавна селились по берегам рек строили города. Какие вы знаете города, расположенные вдоль берега Камы?

Дети: Набережные Челны, Нижнекамск, Сарапул, Нефтекамск, Чайковский, Березники, Соликамск.

В-ль: Ребята, как Каму в народе называют? (Кама – кормилица). Почему её так называют? 
Дети: В Каме пресная вода, мы пьём пресную воду, Кама богата рыбой – в ней водятся стерлядь, лещ, окунь, жерех. 


5. Физкультминутка
В-ль: Давайте передохнём и сделаем физкультминутку! (движения по тексту)

Наша Кама широка!
Наша Кама глубока!
Не видать за горизонтом!
Вот какая красота!
Мы поплаваем по Каме.
Так помашем мы руками.
А теперь глубокий вдох!
Бульк! И нет никого.
Вынырнем все дружно!
Учиться дальше нужно!
Капитаны! Внимание! 
Вдалеке виднеется белый теплоход!
Посмотрите вправо, посмотрите влево!
Глаза плавно закрыли, а теперь открыли!


6. Легенда о Каме

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам легенду.
Когда-то люди были великаны с сосновыми вершинами вровень! И решили великаны заставить Каму работать на себя. Собрали со всех полей огромные камни — валуны и стали бросать их в воду: пусть будет большая запруда!

Удивлённая Кама приподняла над берегом свою серебряную голову, спросила у людей:

«Что вам надобно, добрые люди». Поклонились ей в ответ великаны. Отвечают: «Сила твоя велика, матушка Кама — река, остановись на минутку, помоги нам. Покрути мельничные жернова — дай нам отведать белой крупчатой муки». Ничего не ответила им Кама. Выбросила на берег все камни, что великаны скидали на дно. Видно, не пришло их время.

На всём протяжении это равнинная река, по берегам которой издавна растут леса.

На ней построены 3 ГЭС — Камская, Воткинская и Нижнекамская.

Ещё люди добывают гальку для изготовления бетона, сплавляют по реке лес. Кама судоходна.


7. Подведение итогов

Вопросы к детям:

Как Каму называют в народе?

Каким способом мы можем передвигаться по Каме?

Какие художники и поэты воспевали красоты Камы?

Какие города стоят на Каме?

Какие притоки Камы вы знаете?

Какие ГЭС есть на Каме?

Чем Кама полезна людям?

Эх, Кама, Кама, Камушка,

Крутые берега,

Спасибо тебе, мамушка,

Сердешная река.

В. Каменский

Кама — главная река Западного Урала и Пермской области, символ Пермского края, голубая дорога Прикамья, водная магистраль Перми.

Автор фотографии - lenaprikamye
Автор фотографии — lenaprikamye
Автор фотографии - lenaprikamye
Автор фотографии — lenaprikamye

Среди различных толкований ее имени есть такие, которые овеяны легендами о могущеетвенном Каме. Он выступает то богатырем защитником, то вождем и предводителем народа коми, то добрым божеством, охраняющим земли пермяков, то злым колдуном. По преданию, Кам совершил подвиг во имя людей, спасая их от потопа: воду, заливавшую землю, он отвел к теплому морю по длинному руслу, созданному им самим с помощью огромного камня, который он на веревке протащил с большим трудом по болотам и топям, но сам погиб при этом.

Автор фотографии - Olga*
Автор фотографии — Olga*
Автор фотографии - Olga*
Автор фотографии — Olga*
Автор фотографии - Olga*
Автор фотографии — Olga*
Автор фотографии - Olga*
Автор фотографии — Olga*

Что касается научного объяснения этимологии названия Кама, то некоторые ученые считают, что произошло оно от удмуртского слова «кема», что означает долгий или длинный. Действительно, Кама велика, но не только по длине — по площади водосбора, по своему значению для природы и человека. Естественная протяженность Камы была 2032 км. Была, потому что после создания Камского, Воткинского водохранилищ на Каме, Куйбышевского водохранилища на Волге река спрямилась, уменьшилась и длина ее стала около 1800 км. Интересный факт: водосбор Камы превышает площадь любого европейского государства, кроме Франции. В бассейне Камы 74 718 рек общей длиной 251 638 км. У 4052 рек длина каждой превышает 10 км, но самые большие это Вишера с Колвой, Чусовая с Сылвой, Белая с Уфой, Вятка с Чепцой; любая из них сама могла бы потягаться со многими реками Европы.

Автор фотографии - Lara
Автор фотографии — Lara
Автор фотографии - Татьяна Черепанова
Автор фотографии — Татьяна Черепанова

Начинается Кама близ удмуртского села Кулиги. Именно в этом месте стоит постамент с надписью: «Здесь берет начало уральская река Кама». Восхищались красотами Камы многие поэты, писатели, художники. Кама-Камушка, Кама-матушка, мать Кама-синеокая — так любовно величали ее поэты Василий Каменский и Владимир Радкевич. Кама-красавица, Кама-труженица называют ее русские, коми-пермяки, удмурты, башкиры, татары — все те народы, которых кормит и питает эта река.

Автор фотографии - sergei-petrowi42011
Автор фотографии — sergei-petrowi42011

Исстари по Каме проходили торговые пути из Перми Великой и Перми Вычегодской в страны Ближнего Востока, осуществлялась связь с землями бассейна Оби. Позднее сухопутные пути (знаменитый Сибирский тракт), а затем и железнодорожные, пересекая Каму, связали европейскую и азиатскую части России. По ней в XVIII — XIX веках отправляли металл, соль, лес, пушнину и другие богатства Земли Пермской.

Автор фотографии - Мальщукова Яна
Автор фотографии — Мальщукова Яна
Автор фотографии - Мальщукова Яна
Автор фотографии — Мальщукова Яна

Ученые ведут научный спор: Волга или Кама впадает в Каспийское море? Попробуем разобраться в этом с позиции науки гидрологии. Существует несколько научных правил вы деления главной реки и ее притоков. Учитываются водность, площадь бассейна, количество всех притоков, протяженность реки, геологический возраст долины, ширина, глубина, скорость течения и другие показатели.

Автор фотографии - Мальщукова Яна
Автор фотографии — Мальщукова Яна

Поясним это. По водности Волга и Кама почти равны между собой, по площади водосбора к месту слияния рек несколько больше Волга. Однако на этой территории Волга объединяет меньшее количество рек и ее бассейн уступает Камскому бассейну. Средняя и абсолютная высоты Волжского бассейна меньше Камского, в котором находятся Уральские горы. И древняя долина Камы старше долины Волги. В первую половину четвертичного периода, до эпохи максимального оледенения, Волги в современном ее виде не было. Существовала Кама, которая, объединяясь с Вишерой, и впадала в Каспийское море. Сток современных верховий Камы шел на север, в Вычегду.

Автор фотографии - vladrom05
Автор фотографии — vladrom05

Оледенение привело к переформированию гидрографической сети: Верхняя Волга, отдававшая раньше воду Дону, стала впадать в Каму, причем почти под прямым углом. Нижняя Волга и сегодня служит как бы естественным продложением Камской, а не Волжской до Можно и дальше продолжать сравнение, хотя и по приведенным важнейшим показателям ясно, что Кама и Волга очень сходны между собой, но по гидрологическим признакам все же Кама является главной рекой, а Волга — ее притоком. Значит, и в Каспийское море впадает Кама, а не Волга!

Но давайте оставим научные споры и учтем важный исторический фактор — объединяющую роль великой русской реки в создании Русского государства, а это значит, что Волга была, есть и будет для любого жителя России ее главной рекой, символом и святыней.

Интересно? Расскажи друзьям!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Красота реки иртыш рассказ
  • Красота воды байкала рассказ для 2 класса
  • Красота воды алтайского края рассказ для детей
  • Красота воды 2 класс рассказ три строки
  • Красота воды 2 класс окружающий мир рассказ и рисунок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии