Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ в котором есть аллегория иносказание

Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ в котором есть аллегория иносказание

Ответы на кроссворды и сканворды

выберите длину слова

 

Все

выберите первую букву слова

 

Все 

Ответы на вопрос Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ в котором есть аллегория иносказание

  • БасняСтихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение 5 букв
  • Разгадывать кроссворды
  • ГутаХижина, навес или сарай, в котором есть печь для какой-либо выделки 4 буквы
  • АпологКраткое, нередко стихотворное иносказательно-нравоучительное произведение 6 букв
  • АпофегматыСтаринные сборники остроумных и нравоучительных изречений или коротких назидательных рассказов 10 букв
  • ПростойКак называется план текста в котором есть лишь основные пункты записанные ёмко и кратко 7 букв
  • ГрабёжХищение чужого имущества, совершённое открыто, то есть в присутствии владельца вещи или иного лица, понимающего, что происходит преступление. Выражается в похищении имущества, совершённом без насилия над личностью или с насилием, которое не опасно для жизни и здоровья. Тем самым, грабёж отличается от кражи и разбоя 6 букв
  • ФирмаСиноним фирменного наименования компании, то есть определенное имя или наименование, под которым выступает коллективный или индивидуальный предприниматель 5 букв
  • ДоУказывает на предмет, лицо, на которое направлено действие, в котором есть надобность, которого что-нибудь касается. 2 буквы
  • БалладаСтихотворное или музыкальное произведение повествовательного характера 7 букв
  • РубецШрам который есть на теле каждого человека которые врачи иногда называют по латыни словом умбиликус 5 букв
  • РепликаКраткий возглас, возражение или замечание с места по содержанию речи оратора 7 букв
  • ПрихлебательУстар. пренебр. человек который ест чужой хлеб, дармоед 12 букв
  • ПротивопоказанныйТакой, которому есть противопоказание 17 букв
  • ПредикатЛюбое математическое высказывание, в котором есть, по меньшей мере, одна переменная. Предикат является основным объектом изучения логики первого порядка 8 букв
  • ДомовойВ Голландии выпущена «Энциклопедия гномов», в которой есть такие строки: «В России гном отличается вздорным, а то и злобным характером и называется…». Как 7 букв
  • ОранжадНапиток, в составе которого есть лимон, апельсин, caxap 7 букв
  • АнекдотНебольшой рассказ, который можно травить 7 букв
  • ХоллАрхитектурная редкость: прихожая, в которой есть где развернуться 4 буквы
  • СоборВ английском языке слово city означает большой, промышленный город, либо город независимо от размеров, в котором есть 5 букв
  • ДеканГлавное «пугало» для студентов, которое есть на каждом факультете 5 букв
  • ПлатформаЖелезнодорожное сооружение, которое есть на «крутых» ботинках 9 букв
  • Тир(стрельбище) место, специально приспособленное для целевой и учебной стрельбы из персонального стрелкового оружия; обычно помещение, в котором есть стрелковые позиции и учебные мишени 3 буквы
  • ХрамЗдание для молитв и религиозных обрядов, в котором есть священное место и символы 4 буквы
  • УзбекПредставитель народа, в языке которого есть карлукское, кылчакское и огузское наречия 5 букв
  • МусорНаука определяет это как нестандартный влажный материал, в составе которого есть металл, стекло, тряпье и большое количество органических и минеральных веществ. Что же это такое 5 букв
  • ШантрапаНаше ничтожество, в звучании которого есть нечто французское, как в «па антраша 8 букв
  • ВийонЭтот неугомонный француз сам написал себе эпитафию, в которой есть слова: «И сколько весит этот зад узнает эта шея 5 букв
  • ТузШлюпка, которая есть и в колоде 3 буквы
  • ГрамматостомияРыба, у которой есть глаза, но добычу она нащупывает длинными усиками 14 букв
  • РодствоСвязь людей, у которых есть общий предок 7 букв
  • ПостОхрана, караул; поститься охранять себя от беды, которая есть безмерное потребление пищи (историческое) 4 буквы
  • ОбщиеЗатраты по использованию сырья и материалов, мощностей (зданий, оборудования) и услуг, которые относятся к нескольким видам продуктов или подразделений и которые поэтому должны быть распределены на эти продукты или подразделения; такие затрата возникают, когда продукты или подразделения производятся совместно, хотя технологически могут производиться и отдельно 5 букв
  • МелТвёрдое белое вещество плохо растворимое в воде которое есть в любом школьном классе называется 3 буквы
  • СусанинГлавный герой известной оперы в арии которого есть такие слова ты взойдёшь моя заря взгляну в лицо твоё последняя заря настало время моё 7 букв
  • МатфейИмя одного из евангелистов по рассказу которого Бах создал свои пассионы 6 букв
  • ИзобразительнаяКак называется музыка в которой есть подражание звукам окружающего нас мира 15 букв
  • ОтрезокГеометрическая фигура у которой есть начало и конец на конце к 7 букв
  • КроссплатформеннаяКак называется программа у которой есть версии для разных операционных систем 18 букв
  • ШвепсНапиток в котором есть буква ш 5 букв
  • ЦветковыеРастения, у которых есть цветки и плоды 9 букв
  • ВеличинаСвойства предмета или явления свойства предмета или явления которое может быть в каком то смысле больше или меньше и которое может точно оценить 8 букв
  • ШурупЭта крепёжная деталь состоит из шляпки на которой есть шлицевая канавка и стержня с винтовой нарезкой Как называется эта крепёжная деталь 5 букв
  • ПростоеКак называется число у которого есть только два делителя 7 букв
  • ПлеоназмОборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (например, человек двадцать людей) или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого (например, своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе) 8 букв
  • СценкаНебольшое драматическое произведение или маленький рассказ, изображающие живые, житейские эпизоды 6 букв
  • ШпалераЩит или решетка, по которым вьются растения или к которым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы 7 букв
  • ДавностьУстановленный законом определенный срок, в течение которого могут быть заявлены требования или по истечении которого теряется или приобретается право (в правоведении) 8 букв
  • КвадратПравильный четырёхугольник или ромб, у которого все углы прямые, или параллелограмм, у которого все стороны и углы равны 7 букв
  • МутовкаЧасть осевого органа растения, обычно стебля или ветви, на которой кольцеобразно, на одной высоте, располагается три и более органа, обычно листьев, иногда цветков или ветвей. Каждая последующая мутовка может быть повёрнута на угол в 90° от предыдущей, или на половину угла между листьями, или сохранять ориентацию предыдущего узла. Мутовка 7 букв
  • ВиньеткаУкрашение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. Виньетка представляет собой небольшую орнаментальную или сюжетную композицию, которая предваряет текст наподобие заставки или завершает его, выполняя функцию концовки. Кроме того, виньетки могут быть использованы и в самом тексте в качестве украшения угловых частей страницы 8 букв



wordparts.ru


wordparts.ru

­Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Аллегория (гр. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (— / —).

Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.

Анапест (гр. anapaistos — отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (— — /).

Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза (гр. antithesis — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).

Баллада (прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)

Бестселлер (англ. best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.

Библия (гр. biblia — букв.: «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.

Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М.

Крюкова и др.).

Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Гипербола (гр. huperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль (гр. dactylos — палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ — —).

Двусложные размеры — ямб (/ —), хорей (— /).

Деталь (фр. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Идея (гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.

Инверсия (лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация (лат. intonare — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.

Композиция (лат. compositio — составление, соединение) — расположение частей, т. е. построение произведения.

Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Кульминация (лат. culmen (culminis) — вершина) — момент наивысшего напряжения в художественном произведении.

Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Легенда (лат. legenda — букв.: «то, что следует прочесть») — произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Метафора (гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.

Неологизмы (гр. neos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).

Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.

Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Подтекст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.

Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Поэма (гр. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Предание — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. proza) — литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рецензия — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Ритм (гр. rhythmos — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Риторика (гр. rhitorike) — наука об ораторском искусстве.

Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира (лат. satira — букв.: «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема (гр. thema — то, что положено [в основу]) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Трагедия (гр. tragodia — букв, «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трёхсложные стихотворные размеры — дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /).

Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором пер

satira — букв.: «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема (гр. thema — то, что положено [в основу]) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Трагедия (гр. tragodia — букв, «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трёхсложные стихотворные размеры — дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /).

Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпитет (гр. epitheton — букв, «приложенное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех весёлый и доброжелательный.

Ямб (гр. iambos) — двусложный размер с ударением на втором слоге (— /).



Основные литературоведческие термины

Художественная речь (язык художественной литературы)

Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности:

Аллегория — иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его существенные черты: хитрость – лиса

Гипербола — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: А в комнате людей за день не перечесть..

Литота — художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик», « мужичок с ноготок»

Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими, скрытое сравнение: Деревья в зимнем серебре

Метонимия-сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий: Все флаги в гости будут к нам (флаги — иностранные корабли)

Оксюморон — сочетание слов с противоположным значением: Живой труп.

Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления: «О чем ты воешь, ветр ночной?»

Символ – образ, воплощающий какую — нибудь идею, основная эстетическая категория символизма. Аллегория и символ очень близки. Голубь мира.

Синекдоха – название части(меньшего) вместо целого (большего) или наоборот (« пропала моя головушка» вместо « я пропал»).

Сравнение — предметное или смысловое сходство явлений: Глаза как звезды.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным: серебряная береза. Постоянный эпитет – красочное определение, образующее устойчивое образно- поэтическое выражение ( сине море, ясный сокол, сахарные уста)

Слово ( с точки зрения происхождения и сферы употребления)

Архаизмы

устаревшие слова и выражения, придающие в речи торжественность: город-град Варваризмы — иностранные слова, используемые в массовой литературе: Фрак, жилет и .т.д.

Диалектизмы — элементы народной речи, местный говор, используемый жителями какой-либо местности: черевики — туфельки, бирюк- одинокий и угрюмый человек, баз- двор.

Жаргонизмы -эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи. Жаргон может быть: великосветский, студенческий, армейский, воровской и пр.(хаза- притон, бабки- деньги)

Неологизм-новое слово, языковое новшество: «О, рассмейтесь, смехачи!»

Просторечие – народно-разговорные выражения, находящиеся за пределами литературной нормы (говаривал, выпимши , крошили саблями)

Литературные роды и жанры

Роды литературы — способы образного воспроизведения действительности: эпос, лирика, драма.

Жанр-вид худ-го произведения: в эпосе- рассказ, повесть, роман, в лирике- стих, ода, в драме- трагедия, комедия и др.

Эпос – род литературы, отражающий жизнь подробно. Основные жанры эпоса:

Эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени, где изображаются события , в которых решаются судьбы нации, народа.

Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развернуто в пространстве и во времени.

Повесть — один из видов эпического произведения. П. больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека

Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Новелла-жанр эпического рода литературы, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.

Очерк — один из жанров эпической литературы, характеризуется быстротой отклика на события окружающей жизни, точностью ее воспроизведения.

Сказка – занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории

Триллер – разновидность детективно — приключенческого жанра .

Фельетон – художественно – публицистический жанр, газетная статья на злободневную тему, резко осуждающая явления окружающей среды.

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема в свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.

Драма — один из трех основных родов литературы, жанр литературного произведения, предназначенный для постановки на сцене. К драматическим произведениям относятся:

Трагедия — разновидность драматического произведения, в основе которой – острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самой собою.

Комедия – разновидность драматического произведения, в которой – осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Фарс — легкий комедийный жанр.

Пародия-вид комического произведения, целью которого служит подражание (с целью осмеяния)

Водевиль — легкая комедийная пьеса с куплетами

Лирика — один из трех родов литературы, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи.

Белый стих — нерифмованный стих: « Борис Годунов» А.С.Пушкина.

Верлибр — свободный стих- современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой ( в ней отсутствуют рифма, размер и. т.п.) «Милые спутники, делившие с нами ночлег! Версты, и версты, и версты, и черствый хлеб..»

Дума — стихотворение философско – исторического содержания.( «Дума» М.Ю.Лермонтова)

Ода — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Мадригал – небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее.

Сонет — стихотворение из 14 строк (А.С.Пушкин «Поэту»)

Послание – лирический жанр в форме обращения к кому-нибудь

Элегия – жанр лирической поэзии, сохраняющий интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия (Е.Баратынский «Признание)

Эпиграмма — краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Идиллия—жанр лирического произведения, в котором изображена вечно прекрасная, гармоничная природа, несущая покой и умиротворение, иногда в контрасте с мятущимся и порочным

Лиро-эпические жанры

Баллада – один из видов лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. «Светлана» А.С.Пушкина.

Басня – короткий нравоучительный рассказ в стихах или в прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл.( И.А Крылов) Былины – русские народные эпические песни-сказания, повествующие о подвиге богатырей.

Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Роман в стихах – лиро-эпический жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью

Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме (стих-е в прозе И.С.Тургенева.

Фантастика — разновидность худ.литературы, в основе которой несуществующее в действительности, созданное воображением.

Структура литературного произведения

Композиция — построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, эпизодов.

Сюжет – содержание, ряд событий, описанных в худ-м произведении, положенных в его основу.

Мотив — часть сюжета худ-го произведения, явление повторяющееся. Из многочисленных М. складываются различные сюжеты (мотив дороги, мотив поиска, мотив обогащения.)

Элементы сюжета : Пролог — своеобразное вступление, в котором повествуется прошлое.

Экспозиция — введение в действие, обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.

Завязка — начальный момент в развитии событий, часто — начало конфликта, эпизод, определяющий все последующее развертывание действия.

Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки, по ходу развития действия конфликт, как правило, обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее.

Конфликт — острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, какое-либо противоречие, лежащее в основе развития действия.

Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта .

Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в произведении.

Эпилог – заключительная часть произведения. Финал, отделенный от основной части текста.

Контекст — законченная в смысловом отношении часть текста художественного произведения.

Эпизод-отрывок , в котором говорится о законченном событии, происшествии.

Фабула – последовательное изображение событий худ. произведения в хронологической последовательности.

Содержание литературного произведения

Тема — круг жизненных явлений, положенных писателем в основу художественного произведения.

Тематика – совокупность тем художественного произведения или творчества писателя.

Идея — основная мысль художественного произведения, характеризует отношение автора к изображаемым событиям и героям.

Афоризм — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной краткой форме: «Вишневый сад» ( «Вся Россия – наш сад»)

Лейтмотив — основная мысль, пронизывающая худ-ое произведение, неоднократно повторяется и подчеркивается автором.

Пафос (авторское настроение)– воодушевление, подъем, состояние душевного переживания.

Проблема — сложный вопрос, поставленный в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным ), та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.

Проблематика — перечень, совокупность проблем, затронутых в произведении. Приемы создания художественного образа человека

Портрет – изображение внешности героя в произведении.

Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж

Пейзаж — картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.

Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку.

Психологизм — углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений.

«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.

Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.

Диалог – разговор двух персонажей

Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» — замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя».

Монолог — речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух

Ремарка — краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения.

Приемы создания художественного образа человека

Портрет – изображение внешности героя в произведении.

Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж

Пейзаж — картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.

Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку.

Психологизм — углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений.

«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.

Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.

Диалог – разговор двух персонажей

Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» — замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя».

Монолог — речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух

Ремарка — краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения.

Комическое и сатирическое

Юмор — изображение героев в смешном виде. Смех веселый и доброжелательный.

Алогизм — стилистический прием , при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта. ( «Шинель» Гоголя)

Ирония — насмешка, притворство, выражающее двойной смысл. (« Отколе, умная, бредешь ты, голова7 (спрашивают осла). И.А.Крылов)

Подтекст – неявный смысл, не совпадающий с прямым текстом, средство умолчания или иронии.

Сарказм – злая и язвительная насмешка – издевка , высшая степень иронии, средство сатиры

Сатира — способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии, явлений, которые представляются автору порочными.

Памфлет — остросатирическое произведение на злободневную тему.

Гротеск — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. (Салтыков- Щедрин «История одного город»)


Образ. Тип. Персонаж

Вечные образы — образы героев литературных произведений мировой литературы, в которых писатели на основе жизненного материала своего времени воплощают общечеловеческое обобщение, применимое в жизни последующих поколений, художественные образы, приобретшие нарицательное значение.

Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, не появляющийся на сцене, но дающий дополнительные сведения о главных героях. ( «Горе от ума» А.С.Грибоедова)

Тип – худ. образ, наделенный характерными, обобщенными чертами какой-либо группы людей.

Стихосложение

Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе)

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк : мужская(последний слог — ударный), женская (последний слог – безударный), дактилическая (ударный – третий от конца слог), гипердактилическая (ударный- четвертый от конца слог), смежная, парная (аа), тройная (ааа), перекрестная (абаб), кольцевая (абба), точная (занемог – не мог), ассонанс (докеры – оперы).

Силлабическое стихосложение – слоговая система стихосложения, основанное на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге.

Силлабо — тоническое стихосложение – слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основано на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов

Тоническое стихосложение — система стихосложения, в основе которой – равенство ударных слогов в строках. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов — произвольное. Широко распространено в народном стихосложении.

Стопа — устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которое повторяется в каждом стихе. С. может быть двухсложной (ямб, хорей), трехсложной (дактиль, амфибрахий , анапест) Хорей – с ударением на первом слоге.( «Буря мглою небо кроет…») Ямб – с ударением на втором слоге. («Открылась бездна, звезд полна»). Дактиль— с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» Амфибрахий— с ударением на втором слоге. «Однажды в студеную зимнюю пору…» Анапест— с ударением на третьем слоге «Укажи мне такую обитель…»

Строфа — группа стихов, составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.

Онегинская строфа – принадлежащая А.С.Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин», 14 – стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввдееджж»

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры:

Фигура стилистическая – оборот речи, особое синтаксическое построение, к которым прибегает автор для усиления выразительности художественного слова.

Антитеза — противопоставление образов, понятий, картин, слов: «Черный вечер, белый снег»

Бессоюзие (асиндетон) — намеренный пропуск союзов: « Мелькают мимо будки,бабы»

Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее: «И волны теснятся, и мчатся назад, и снова..» Инверсия — необычный порядок слов, который придает фразе особую выразительность

Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений, сближение явлений по сходству : «Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы…»

Перифраз — описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово: Петр Первый-основатель Петербурга

Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений (в песнях — припев) : « Соловей мой, соловей, голосистый соловей!» Виды повторов:

Анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф: «Люблю тебя, Петра творенье , Люблю твой строгий, стройный вид…»

Эпифора – единство концовок: Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…

Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости: « Не жалею, не зову, не плачу…»

Кольцо – повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых.

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.

Поэтическая фонетика

Аллитерация

повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую звуковую выразительность: «Пора, перо покоя просит»

Ассонанс – повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков: « Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно ..»

Анафора – единочатие: « Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен…»

Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи: Леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели.

Литературные направления и течения.

Литературное направление – обозначает единство основных творческих особенностей художников слова в определенный период. Это единство возникает на основе общности худ. метода, мировосприятия, эстетических взглядов.

Классицизм — литературное направление 17-19 веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы в драме три единства: единство действия, времени и места) («Горе от ума»)

Сентиментализм –литературное направление второй половины 18 века, признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. («Бедная Лиза» Н.М.Карамзина)

Романтизм — литературное направление конца 18 – начала 19 века, принцип восприятия мира, в основе которого лежит разлад идеала и действительности (двоемирие)(ранний Пушкин)

Реализм — художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.( Гоголь)

Критический реализм — литературное направление, возникшее в середине 19 в., ориентированное на непосредственное отражение несовершенства повседневной жизни людей, несправедливости общественного порядка и микроустройства в целом. (Толстой)

Натурализм -направление в искусстве последней трети 19 века, сущность которого- протокольно точное описание «в натуре» явлений живой жизни без их критического отбора.(Достоевский)

Модернизм — направление в литературе первой половины 20 века, противостоит реализму, « другое искусство», в основе которого принцип «от противного» ( по отношению к традиционному искусству), основывается на эстетике символизма и неоромантизма и т.д.

Серебряный век — термин, обозначающий самобытный и продуктивный период развития русской культуры от начала 20 века до 21 года, объединяет представителей модернистских течений (акмеизма, символизма, футуризма и т. д.), им был свойствен активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения.

Акмеизм — литературное течение модернизма, которое утверждало отражение мира в его зримой конкретности, с острым взглядом на подробности бытия, живым и непосредственным ощущением природы, мыслью о равноправии всего сущего.(Гумилев, Ахматова)

Символизм — литературное течение конца 19- начало 20 века, утверждавшее символ как основное художественное средство для выражения непостижимой сущности жизни. ( Брюсов, Блок)

Имажинизм — литературное течение в первой трети 20 века, утверждавшее самоценность слова-образа, культивировало свободный стих, игру ритмов. ( С.Есенин)

Футуризм — литературное течение модернизма начала 20 века, ориентируется на преображение мира путем разрушения старого искусства и создания нового сверхискусства. (В.В.Маяковский )

Импрессионизм — модернистское художественное течение в последней трети 19 –начале 20 века, которое стремилось как можно точнее запечатлеть первое восприятие окружающего мира, показать его подвижность и изменчивость.

Социалистический реализм –литературное направление, возникшее в годы советской власти, ведущий метод советской литературы.( М.Горький)

СЛОВАРЬ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ

ТЕРМИНОВ

ДЛЯ 7 КЛАССА

Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Аллегория (гр. alligoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Аллитерация (лат. ad — со, littera — буква, т. е. собуквие) — повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал…» — В. В. Маяковский).

Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.

Анапест (гр. anapaistos — отраженный назад, обратный дактилю) — трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза (гр. antithesis — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заостренной форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от нее принадлежит определенному лицу (писателю, ученому и т. д.).

Баллада (прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом. (См. подробнее во второй части раздела.)

Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонтена, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)

Беллетристика (фр. belles lettres — изящная словесность) — в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.

Белый стих (англ. blank verse) — нерифмованный стих, появился в XVI веке (например, так написан «Борис Годунов» А. С. Пушкина).

Бестселлер (англ. best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана серия М. Горьким в 1931 году.

Библия (гр. biblia — буквально «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.

Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотиче-ская песня о богатырях и исторических событиях. (См. статью в разделе, посвященном этой теме.)

Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).

Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонале литературного произведения. (См. подробно во второй части данного раздела.)

Гипербола (гр. hyperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерно для фольклора, поэзии романтизма и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

Гротеск (фр. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль (гр. dactylos — палец) — трехсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Двусложные стихотворные размеры — ямб, хорей.

Деталь (фр. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Приведите примеры важных деталей в изученных произведениях Гоголя или Чехова, Горького или Платонова.

Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

Драма (гр. drama — действие) — произведение, предназначенное для постановки на сцене. (См. подробно во второй части данного раздела.)

Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Звукопись в стихосложении — то же, что система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание.

Идея (гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.

Инверсия (лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Интервью — предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, ученый и студент и пр.).

Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация (лат. intonare — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.

Композиция (лат. compositio — составление, соединение) — расположение, т. е. построение, произведения.

Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Кульминация (лат. culmen (culminis) — вершина) — момент наивысшего действия в художественном произведении.

Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Легенда (лат. legenda — буквально «то, что следует прочесть») — произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Метафора (гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.

Неологизмы (гр. iieos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).

Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.

Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Подтекст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.

Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Поэма (гр. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. proza — прямая, свободно движущаяся речь) — литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Публицистика (лат. publicus — общественный) — род литературы и журналистики, рассматривает актуальные политические и экономические проблемы. (См. подробнее во второй части раздела.)

Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рецензия — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о ее героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Ритм (гр. rhythmos — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Риторика (гр. ritorike) — наука об ораторском искусстве.

Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.

Романтизм, романтический — направление в литературе, проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека (например, М. Горький. «Старуха Изергиль»).

Сатира (лат. satira от satura (lanx) — буквально «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления (сатира М. Салтыкова-Щедрина).

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности, или художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объема, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Стихотворение в прозе — один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция (например, стихотворения в прозе И. С. Тургенева).

Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема (гр. thema) — круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Трагедия (гр. tragodia — буквально «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трехсложные стихотворные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест.

Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространенные виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Хокку (хайку) — трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.

Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эзопов язык (от имени древнегреческого баснописца Эзопа) — особый вид письма, иносказание (например, эзопов язык произведений Салтыкова-Щедрина).

Экспозиция (лат. expositio — изложение, объяснение) — обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.

Элегия (гр. elegeia, от elegos — жалобная песня) — стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпизод (гр. epeisodion — буквально «вставка») — относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.

Эпитет (гр. epitheton — буквально «приложенное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Эссе (фр. essai — попытка, проба, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.

Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех веселый и доброжелательный.

Ямб (гр. iambos) — двусложный размер с ударением на втором слоге.

Словарик
терминов для 5 класса                   (УМК под ред. В.Я. Коровиной)

ловарик составлен
на основе ранее известных школьникам терминов, а также изученных в течение
курса литературы 5 класса. Определениями следует пополнят этот словарик из года
в год. Для каждого класса создаётся новый словарик. В результате накопится
материал, который поможет глубже интерпретировать текст, видеть его внешнюю и
внутреннюю структуру, соотносить текст с историко-литературным контекстом. А к
концу выпускного класса будет собрана вся необходимая информация по теории к
подготовке к экзаменам.

Словарик
для 5 класса состоит из следующий разделов:

·       
поговорим о теории литературы;

·       
поговорим о родах и жанрах;

·       
поговорим о структуре текста;

·       
поговорим о структуре стихотворения;

·       
поговорим о тропах и стилистических
фигурах;

·       
поговорим о художественных средствах
создания образа;

·       
поговорим о видах комического.

Термины
берутся из следующих источников:

       В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Литература.
5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.

       Р.Г.
Ахмадуллина.

Литература.
Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.

       В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

«Читаем,
думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

       Иванова
В.Е.

Дидактические
материалы по литературе. 5 класс.

       Ляшенко
Е.Л.

Тесты
по литературе. 5 класс.

Также
могут быть введены любые термины на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки
класса и глубины усвоения материала.

Для
лучшего усвоения терминологии словарик сопровождает «Рабочая тетрадь по теории
литературы для 5 класса», в которой представлены задания на усвоение,
структурирование материала в виде схем, таблиц и т.д. Предлагается написать
примеры к терминам из изученных произведений. Такая работа поможет не только
просто выучить термины, но уметь видеть их в текстах, понимать значение и смысл
их употребления. Рекомендуется начинать знакомство с терминами именно с «Рабочей
тетради по теории для 5 класса», а словарик использовать в качестве справочного
материала при самостоятельном нахождении ответа на нужный вопрос.

Поговорим
о теории литературы

Автобиография
– литературно-прозаический жанр, описание автором собственной
жизни.

Литературная
автобиография
– попытка вернуться в собственное
детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и
жизнь как единое целое.

Анализ
– исследовательское прочтение художественного текста.

Аннотация
– краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Бестселлер
– книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека
поэта»
– серия книг, посвящённая творчеству
крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам. Основана М. Горьким в 1931
году.

Быль
– это то, что было в действительности, в отличие от
небылицы.

Вопленицы
(плакальщицы)
– исполнительницы причитаний (И.
Федосова, М. Крюкова и др.
).

Герой
– действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Интерпретация
– истолкование литературного произведения, постижение
его смысла, идеи.

Литературовед
– специалист, изучающий закономерности
историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких
писателей.

Литературоведение
– наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях
литературного процесса.

Описание
вид повествования, в котором изображается картина
(портрет героя, пейзаж, вид комнаты – интерьер).

Проза
– литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним
– подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

Рецензия
– один из жанров критики, отзыв на художественное
произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об
авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о его
героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими
лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и
позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Риторика
– наука об ораторском искусстве.

Художественное
произведение
– произведение искусства, изображает
события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Поговорим
о родах и жанрах

Фольклор
(устное народное творчество)
– искусство устного
слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.

Род литературы – это
исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в
художественном произведении.

Эпос
обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору
события.

Лирика
обобщённое
название произведений, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства,
переживания лирического героя.

Драма

обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и
столкновения героев.  

Жанр – это исторически сложившаяся группа
произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.

Народный

Авторский

Народная

Авторская

Народная

Авторская

Былина

Притча

Легенда

Предание

Сказание

Сказка

Басня

Рассказ

Притча

Летопись

Литературная
сказка

Сказ

Стихотворение

Ода

Послание

Драма

Лиро-эпика

литературный род, находящийся на пересечении лирики и эпоса, в произведениях
которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны
сюжетного повествования, представленного в стихотворной форме, но
одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную
(лирическую) оценку повествователя.

Баллада

Поэма

Баллада
– произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие,
предание с острым, напряжённым сюжетом.

Басня
– краткий нравоучительный стихотворный или
прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими
лицами в басне чаще всего выступают животные, вещи, в которых проявляются,
угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа,
Лафонтена, И.А. Крылова и др.
).

Былина
– жанр русского фольклора, героико-патриотическая
песня о богатырях и исторических событиях.

Драма
– это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими
лицами, обществом.

Загадка
– вид фольклора, представляющий собой вопрос или задание, которое требует
решения, разгадки.

Закличка
– обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.

Колыбельная
песня
– песня, которой убаюкивают ребёнка.

Легенда
произведение, созданное народной фантазией, где
сочетается реальное и фантастическое.

Летопись
– памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров
древнерусской литературы.

Ода
– торжественное стихотворение, посвящённое какому-то
историческому событию или герою.

Пестушка
– короткий стихотворный напев, который сопровождают действия ребенка,
совершаемые им в самом начале своей жизни.

Повесть
– жанр эпического произведения, занимающий по объёму
текста промежуточное положение между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному
изложению сюжета, ограниченный минимумом сюжетных линий.

Поговорка
– широко распространённое образное выражение, метко
определяющее какое-либо жизненное явление.

Послание
– поэтическое или публицистическое произведение в
форме обращения к кому-нибудь.

Пословица
– краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Потешка
– песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками,
ногами ребёнка.

Поэма
– один из видов лиро-эпических произведений, для
которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим
героем своих чувств.

Предание
– жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из
поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Прибаутка
– смешной небольшой рассказ или смешное выражение,
придающее речи юмористический оттенок.

Приговорка
– стихотворное обращение к живым существам.

Притча
– небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено
религиозное или моральное поучение.

Рассказ
– небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких
событиях в жизни героя.

Сказ
– жанр эпоса, опирающийся на народные предания и
легенды; повествование, ведущееся от лица рассказчика.

Сказание
– это рассказ (преимущественно народный) исторического
или легендарного содержания.

Скороговорка
– фраза (чаще стихотворная), в которой специально собраны труднопроизносимые
слова.

Стихотворение
– написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто
лирическое, выражающее душевные переживания.

Считалка
– произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников
игры.

Сказка
один
из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Волшебная

это сказка, в которой происходят чудеса, волшебство, чародейство, где в ход
событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи, наделённые
магическими способностями.

Сказка
о животных

– это сказка, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы,
рыбы, а также предметы, растения и явления природы. Человек играет
второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному.

Бытовая
это
сказка, в которой часто осмеиваются людские пороки и описываются занятные,
иногда невероятные жизненные ситуации.

Литературная
сказка
– авторское, прозаическое или поэтическое
произведение, основанное на фольклорных источниках (иногда оригинальное), преимущественно
фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения героев; имеет
конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Фантастика
– разновидность художественной литературы, в которой
авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального,
«чудесного» мира.

Поговорим
о структуре текста

Композиция
– расположение частей, построение произведения.

Экспозиция
– вступительная часть сюжета, в которой содержатся сведения о жизни персонажей
до начала событий, изображаются обстоятельства, которые составляют фон
действия, внешние условия, исторические события.

Завязка
событие, с которого начинается развитие действия и
благодаря которому возникают последующие события.

Развитие
действие
– система событий, вытекающих из завязки;
понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего
через точки завязки, кульминации и развязки.

Кульминация
– момент наивысшего напряжения в тексте, требующий особого внимания; перелом,
решающее столкновение изображённых характеров и обстоятельств.

Развязка
– заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Финал
– эпизод, завершающий сюжетное произведение.

Эпиграф
– короткий текст, помещаемый автором перед текстом
сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Идея
– основная мысль художественного произведения.

Подтекст
– подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым
смыслом текста.

Сюжет
– ряд событий, происходящих в художественных
произведении.

Тема
– круг жизненных явлений, изображённых в произведении;
круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Цитата
дословная выдержка из какого-либо текста или дословно
приводимые чьи-то слова.

Эпизод
– изображение одного события, имеющего начало и конец.

Поговорим
о структуре стихотворения

Стихосложение
– система построения мерной поэтической речи, в основу
которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.

Стих
– строка стихотворения.

Ритм
– повторение каких-либо однозначных явлений через
равные промежутки времени.

Стопа
– устойчивое (упорядоченное) соединение ударного слога с безударными, которые
повторяются в каждом стихе.

Стихотворные размеры – последовательно
выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений
или стоп – в зависимости от системы стихосложения); схема построения
стихотворной строки.

Двусложные
размеры –
стихотворные
размеры, в которых ударные слоги чередуются с безударными в четном и нечетном
порядке (на каждый сильный слог приходится один слабый), образуя двусложные
стопы.

Трехсложные
размеры –

стихотворные размеры, в которых между ударными слогами располагаются два
безударных, что ведет к образованию трехсложных стоп (на каждый сильный слог
приходится два слабых).

Хорей

двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Дактиль

трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Ямб
двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Амфибрахий

трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест
трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Отступления
от размера

Пиррихий

вспомогательная стопа из двух кратких или безударных слогов, заменяющая стопу
ямба или хорея; отсутствие ударения в ямбе или хорее.

Спондей

стопа, состоящая из двух ударных слогов.

Строфа
– группа стихов (строк), составляющих единство, объединенных общей тематикой,
обладающих определенным метрическим, ритмическим и интонационно-синтаксическим
строением.

Рифма
– созвучие окончаний стихотворных строк.

Рифмовка – порядок, система чередования
рифм в стихе.

Парная
(смежная)

a

a

b

b

Перекрестная

a

b

a

b

Кольцевая
(охватная, опоясывающая)

a

b

b

a

Поговорим
о тропах и стилистических фигурах

Культура
речи
– уровень речевого развития, степень
владения нормами языка.

Троп
– поэтический оборот, употребление слов, их сочетаний
и фраз в переносном образном смысле.

Стилистические фигуры
фигуры речи, усиливающие её воздействие благодаря определенным синтаксическим
построениям, но не привносящие нового содержания.

Фонетические
средства

Звукопись
приём звуковой выразительности: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или
похожими звуками в целях образного звукоподражания.

Аллитерация
повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую
выразительность.

Ассонанс
– повторение гласных звуков.

Интонация
– основное выразительное средство звучащей речи,
позволяющее передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Лексические
средства

Аллегория
– иносказательное изображение предметов, явления с целью наиболее наглядно
показать его существенные черты.

Архаизм
– устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм
– обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной,
краткой, художественно заострённой форме; принадлежит определённому лицу
(писателю, учёному и т.д.).

Гипербола
– чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Крылатые
слова
– широкоупотребительные меткие слова,
образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Литота
– художественное преуменьшение величины, силы значения
изображаемого предмета или явления.

Метафора
– переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении
одного предмета или явления другому (скрытое сравнение).

Неологизмы
– слова или словосочетания, созданные для обозначения
нового предмета или явления.

Олицетворение
– перенесение человеческих черт на неодушевлённые
предметы и явления.

Повтор
– сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью
усилить значение этого образа, понятия.

Сравнение
– изображение одного явления с помощью сопоставления
его с другим.

Эпитет
– образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно
прилагательным, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать
отношение автора к нему.

Постоянный
эпитет
– красочное определение, неразрывно
сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое
образно-поэтическое выражение.

Синтаксические
средства

Анафора
(единоначатие)
– повторение определенного слова или
отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

Анжабеман
(перенос)
– несовпадение синтаксической паузы с
ритмической (концом стиха, полустишия, строфы).

Антитеза
– противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Асиндетон
(бессоюзие)
– стилистическая фигура, при котором
союзы, соединяющие элементы синтаксической единицы, опущены.

Инверсия
– намеренное изменение привычного порядка слов в
предложении.

Полисиндетон
(многосоюзие)
– избыточное употребление союзов,
усиливающее экспрессивность высказывания.

Риторический
вопрос
– фигура, в которой в форме вопроса
содержится утверждение.

Риторическое
восклицание (эпекфонесис, экскламация)

– фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Синтаксический
параллелизм
– соблюдение в смежных стихах одинаковой
структуры построения предложений.

Эпифора
– повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи.

Поговорим
о видах комического

Гротеск
– предельное преувеличение, основанное на фантастике,
на причудливом сочетании фантастического и реального.

Ирония
– скрытое выражение насмешки.

Сатира
– беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика
действительности, человека, явления.

Юмор
– изображение героев в смешном виде; весёлый и
доброжелательный смех.

Поговорим
о художественных средствах создания образа

Деталь
– выразительная подробность в произведении, помогающая острее и глубже
представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его
мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог
– разговор двух или нескольких лиц, основная форма раскрытия человеческих
характеров в драматургических произведениях.

Монолог
– речь одного человека в художественном произведении.

Пейзаж
– картина природы в художественном произведении.

Портрет
– изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

Птичку голосистую — эпитит

<em>я тоже на это отвечала .</em>

цветок для этого дремал .

У меня тож самое(((Не могу сделать((

Он родился в очень большой семье. И он содержал семью

   Илья Обломов и Андрей Штольц — главные персонажи романа Гончарова «Обломов» Оба они из одного общества,значит и их отношения к жизни и их характеры должны быть похожими ,только в романе эти люди абсолютно противоположны друг другу. У Штольца разум преобладает над эмоциями,а у Обломова-нет. Для Штольца труд-удовольствие,а для Обломова-бремя,каторга.А ведь в детстве им обоим хотелось познавать мир,оба были любопытны не в меру, оба учились в одном пансионе .Штольц-человек подвижный,деятельный,Обломов-очень ленивый,апатичный.Они вообще разные люди. Но все свои детские годы проводят вместе,а это о многом говорит,это связывает  ребят..Штольц много помогает в учебе лентяю Обломову, даже переводы за него делает .И их дружба идет с ними по жизни.<span>являясь не только  приятной обоим, но и полезной.. Они всегда рады  увидеться, поделиться проблемами или трудностями, оставаясь самыми близкими людьми Позже труд для Штольца становится частью его жизни,удовольствием,а.</span>идеал счастья Обломова — полное спокойствие и отличная еда..У Ильи много стремлений и надежд ,  он готовится к важной роли в обществе ,только из-за «тепличного» воспитания  он остается на месте, на что-то надеясь и все планируя, но ничего не делая Все желания Обломова переходит в мир мечтаний и грез, придуманных им самим
Штольц трудяга,но его называют «бесчувственным механизмом»,хотя он очень любит Обломова,не взирая ни на что. Несамостоятельный Обломов знает, что если ему понадобится ,то Штольц придет к нему на помощь даже в самой сложной ситуации.
Только в обществе друг друга эти герои могли обрести душевное равновесие.
Да и после смерти Обломова Штольц не перестает заботиться о семье покойного друга. Он берет к себе  сына Обломова, Андрюшу, и хочет дать ему хорошее образование и воспитание:

  • Краткий пересказ рассказа детство толстой
  • Краткий нравоучительный рассказ 5 букв сканворд
  • Краткий пересказ рассказа детство темы
  • Краткий конспект по рассказу горе от ума
  • Краткий пересказ рассказа детство горький