Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ в котором есть аллегория иносказание
Ответы на кроссворды и сканворды
выберите длину слова
Все
выберите первую букву слова
Все
Ответы на вопрос Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ в котором есть аллегория иносказание
- Басня — Стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение 5 букв
- Разгадывать кроссворды
- Гута — Хижина, навес или сарай, в котором есть печь для какой-либо выделки 4 буквы
- Аполог — Краткое, нередко стихотворное иносказательно-нравоучительное произведение 6 букв
- Апофегматы — Старинные сборники остроумных и нравоучительных изречений или коротких назидательных рассказов 10 букв
- Простой — Как называется план текста в котором есть лишь основные пункты записанные ёмко и кратко 7 букв
- Грабёж — Хищение чужого имущества, совершённое открыто, то есть в присутствии владельца вещи или иного лица, понимающего, что происходит преступление. Выражается в похищении имущества, совершённом без насилия над личностью или с насилием, которое не опасно для жизни и здоровья. Тем самым, грабёж отличается от кражи и разбоя 6 букв
- Фирма — Синоним фирменного наименования компании, то есть определенное имя или наименование, под которым выступает коллективный или индивидуальный предприниматель 5 букв
- До — Указывает на предмет, лицо, на которое направлено действие, в котором есть надобность, которого что-нибудь касается. 2 буквы
- Баллада — Стихотворное или музыкальное произведение повествовательного характера 7 букв
- Рубец — Шрам который есть на теле каждого человека которые врачи иногда называют по латыни словом умбиликус 5 букв
- Реплика — Краткий возглас, возражение или замечание с места по содержанию речи оратора 7 букв
- Прихлебатель — Устар. пренебр. человек который ест чужой хлеб, дармоед 12 букв
- Противопоказанный — Такой, которому есть противопоказание 17 букв
- Предикат — Любое математическое высказывание, в котором есть, по меньшей мере, одна переменная. Предикат является основным объектом изучения логики первого порядка 8 букв
- Домовой — В Голландии выпущена «Энциклопедия гномов», в которой есть такие строки: «В России гном отличается вздорным, а то и злобным характером и называется…». Как 7 букв
- Оранжад — Напиток, в составе которого есть лимон, апельсин, caxap 7 букв
- Анекдот — Небольшой рассказ, который можно травить 7 букв
- Холл — Архитектурная редкость: прихожая, в которой есть где развернуться 4 буквы
- Собор — В английском языке слово city означает большой, промышленный город, либо город независимо от размеров, в котором есть 5 букв
- Декан — Главное «пугало» для студентов, которое есть на каждом факультете 5 букв
- Платформа — Железнодорожное сооружение, которое есть на «крутых» ботинках 9 букв
- Тир — (стрельбище) место, специально приспособленное для целевой и учебной стрельбы из персонального стрелкового оружия; обычно помещение, в котором есть стрелковые позиции и учебные мишени 3 буквы
- Храм — Здание для молитв и религиозных обрядов, в котором есть священное место и символы 4 буквы
- Узбек — Представитель народа, в языке которого есть карлукское, кылчакское и огузское наречия 5 букв
- Мусор — Наука определяет это как нестандартный влажный материал, в составе которого есть металл, стекло, тряпье и большое количество органических и минеральных веществ. Что же это такое 5 букв
- Шантрапа — Наше ничтожество, в звучании которого есть нечто французское, как в «па антраша 8 букв
- Вийон — Этот неугомонный француз сам написал себе эпитафию, в которой есть слова: «И сколько весит этот зад узнает эта шея 5 букв
- Туз — Шлюпка, которая есть и в колоде 3 буквы
- Грамматостомия — Рыба, у которой есть глаза, но добычу она нащупывает длинными усиками 14 букв
- Родство — Связь людей, у которых есть общий предок 7 букв
- Пост — Охрана, караул; поститься охранять себя от беды, которая есть безмерное потребление пищи (историческое) 4 буквы
- Общие — Затраты по использованию сырья и материалов, мощностей (зданий, оборудования) и услуг, которые относятся к нескольким видам продуктов или подразделений и которые поэтому должны быть распределены на эти продукты или подразделения; такие затрата возникают, когда продукты или подразделения производятся совместно, хотя технологически могут производиться и отдельно 5 букв
- Мел — Твёрдое белое вещество плохо растворимое в воде которое есть в любом школьном классе называется 3 буквы
- Сусанин — Главный герой известной оперы в арии которого есть такие слова ты взойдёшь моя заря взгляну в лицо твоё последняя заря настало время моё 7 букв
- Матфей — Имя одного из евангелистов по рассказу которого Бах создал свои пассионы 6 букв
- Изобразительная — Как называется музыка в которой есть подражание звукам окружающего нас мира 15 букв
- Отрезок — Геометрическая фигура у которой есть начало и конец на конце к 7 букв
- Кроссплатформенная — Как называется программа у которой есть версии для разных операционных систем 18 букв
- Швепс — Напиток в котором есть буква ш 5 букв
- Цветковые — Растения, у которых есть цветки и плоды 9 букв
- Величина — Свойства предмета или явления свойства предмета или явления которое может быть в каком то смысле больше или меньше и которое может точно оценить 8 букв
- Шуруп — Эта крепёжная деталь состоит из шляпки на которой есть шлицевая канавка и стержня с винтовой нарезкой Как называется эта крепёжная деталь 5 букв
- Простое — Как называется число у которого есть только два делителя 7 букв
- Плеоназм — Оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (например, человек двадцать людей) или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого (например, своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе) 8 букв
- Сценка — Небольшое драматическое произведение или маленький рассказ, изображающие живые, житейские эпизоды 6 букв
- Шпалера — Щит или решетка, по которым вьются растения или к которым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы 7 букв
- Давность — Установленный законом определенный срок, в течение которого могут быть заявлены требования или по истечении которого теряется или приобретается право (в правоведении) 8 букв
- Квадрат — Правильный четырёхугольник или ромб, у которого все углы прямые, или параллелограмм, у которого все стороны и углы равны 7 букв
- Мутовка — Часть осевого органа растения, обычно стебля или ветви, на которой кольцеобразно, на одной высоте, располагается три и более органа, обычно листьев, иногда цветков или ветвей. Каждая последующая мутовка может быть повёрнута на угол в 90° от предыдущей, или на половину угла между листьями, или сохранять ориентацию предыдущего узла. Мутовка 7 букв
- Виньетка — Украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. Виньетка представляет собой небольшую орнаментальную или сюжетную композицию, которая предваряет текст наподобие заставки или завершает его, выполняя функцию концовки. Кроме того, виньетки могут быть использованы и в самом тексте в качестве украшения угловых частей страницы 8 букв
wordparts.ru
Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Аллегория (гр. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (— / —).
Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.
Анапест (гр. anapaistos — отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (— — /).
Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Антитеза (гр. antithesis — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.
Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).
Баллада (прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)
Бестселлер (англ. best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
«Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.
Библия (гр. biblia — букв.: «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.
Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.
Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М.
Крюкова и др.).
Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Гипербола (гр. huperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).
Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Дактиль (гр. dactylos — палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ — —).
Двусложные размеры — ямб (/ —), хорей (— /).
Деталь (фр. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).
Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.
Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.
Идея (гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.
Инверсия (лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Интонация (лат. intonare — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.
Композиция (лат. compositio — составление, соединение) — расположение частей, т. е. построение произведения.
Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.
Кульминация (лат. culmen (culminis) — вершина) — момент наивысшего напряжения в художественном произведении.
Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.
Легенда (лат. legenda — букв.: «то, что следует прочесть») — произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
Метафора (гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.
Неологизмы (гр. neos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.
Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).
Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.
Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Подтекст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.
Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.
Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
Поэма (гр. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Предание — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Проза (лат. proza) — литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Рецензия — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
Ритм (гр. rhythmos — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).
Риторика (гр. rhitorike) — наука об ораторском искусстве.
Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.
Сатира (лат. satira — букв.: «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.
Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Средства художественной выразительности — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.
Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.
Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Тема (гр. thema — то, что положено [в основу]) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Трагедия (гр. tragodia — букв, «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
Трёхсложные стихотворные размеры — дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /).
Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.
Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.
Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором пер
satira — букв.: «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.
Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Средства художественной выразительности — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.
Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.
Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Тема (гр. thema — то, что положено [в основу]) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Трагедия (гр. tragodia — букв, «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
Трёхсложные стихотворные размеры — дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /).
Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.
Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.
Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Эпитет (гр. epitheton — букв, «приложенное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех весёлый и доброжелательный.
Ямб (гр. iambos) — двусложный размер с ударением на втором слоге (— /).
Основные литературоведческие термины
Художественная речь (язык художественной литературы)
Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности:
Аллегория — иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его существенные черты: хитрость – лиса
Гипербола — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: А в комнате людей – за день не перечесть..
Литота — художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик», « мужичок с ноготок»
Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими, скрытое сравнение: Деревья в зимнем серебре
Метонимия-сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий: Все флаги в гости будут к нам (флаги — иностранные корабли)
Оксюморон — сочетание слов с противоположным значением: Живой труп.
Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления: «О чем ты воешь, ветр ночной?»
Символ – образ, воплощающий какую — нибудь идею, основная эстетическая категория символизма. Аллегория и символ очень близки. Голубь мира.
Синекдоха – название части(меньшего) вместо целого (большего) или наоборот (« пропала моя головушка» вместо « я пропал»).
Сравнение — предметное или смысловое сходство явлений: Глаза как звезды.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным: серебряная береза. Постоянный эпитет – красочное определение, образующее устойчивое образно- поэтическое выражение ( сине море, ясный сокол, сахарные уста)
Слово ( с точки зрения происхождения и сферы употребления)
Архаизмы —
устаревшие слова и выражения, придающие в речи торжественность: город-град Варваризмы — иностранные слова, используемые в массовой литературе: Фрак, жилет и .т.д.
Диалектизмы — элементы народной речи, местный говор, используемый жителями какой-либо местности: черевики — туфельки, бирюк- одинокий и угрюмый человек, баз- двор.
Жаргонизмы -эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи. Жаргон может быть: великосветский, студенческий, армейский, воровской и пр.(хаза- притон, бабки- деньги)
Неологизм-новое слово, языковое новшество: «О, рассмейтесь, смехачи!»
Просторечие – народно-разговорные выражения, находящиеся за пределами литературной нормы (говаривал, выпимши , крошили саблями)
Литературные роды и жанры
Роды литературы — способы образного воспроизведения действительности: эпос, лирика, драма.
Жанр-вид худ-го произведения: в эпосе- рассказ, повесть, роман, в лирике- стих, ода, в драме- трагедия, комедия и др.
Эпос – род литературы, отражающий жизнь подробно. Основные жанры эпоса:
Эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени, где изображаются события , в которых решаются судьбы нации, народа.
Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развернуто в пространстве и во времени.
Повесть — один из видов эпического произведения. П. больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека
Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Новелла-жанр эпического рода литературы, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.
Очерк — один из жанров эпической литературы, характеризуется быстротой отклика на события окружающей жизни, точностью ее воспроизведения.
Сказка – занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории
Триллер – разновидность детективно — приключенческого жанра .
Фельетон – художественно – публицистический жанр, газетная статья на злободневную тему, резко осуждающая явления окружающей среды.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема в свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Драма — один из трех основных родов литературы, жанр литературного произведения, предназначенный для постановки на сцене. К драматическим произведениям относятся:
Трагедия — разновидность драматического произведения, в основе которой – острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самой собою.
Комедия – разновидность драматического произведения, в которой – осмеяние общественного и человеческого несовершенства.
Фарс — легкий комедийный жанр.
Пародия-вид комического произведения, целью которого служит подражание (с целью осмеяния)
Водевиль — легкая комедийная пьеса с куплетами
Лирика — один из трех родов литературы, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи.
Белый стих — нерифмованный стих: « Борис Годунов» А.С.Пушкина.
Верлибр — свободный стих- современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой ( в ней отсутствуют рифма, размер и. т.п.) «Милые спутники, делившие с нами ночлег! Версты, и версты, и версты, и черствый хлеб..»
Дума — стихотворение философско – исторического содержания.( «Дума» М.Ю.Лермонтова)
Ода — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Мадригал – небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее.
Сонет — стихотворение из 14 строк (А.С.Пушкин «Поэту»)
Послание – лирический жанр в форме обращения к кому-нибудь
Элегия – жанр лирической поэзии, сохраняющий интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия (Е.Баратынский «Признание)
Эпиграмма — краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Идиллия—жанр лирического произведения, в котором изображена вечно прекрасная, гармоничная природа, несущая покой и умиротворение, иногда в контрасте с мятущимся и порочным
Лиро-эпические жанры
Баллада – один из видов лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. «Светлана» А.С.Пушкина.
Басня – короткий нравоучительный рассказ в стихах или в прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл.( И.А Крылов) Былины – русские народные эпические песни-сказания, повествующие о подвиге богатырей.
Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Роман в стихах – лиро-эпический жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью
Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме (стих-е в прозе И.С.Тургенева.
Фантастика — разновидность худ.литературы, в основе которой несуществующее в действительности, созданное воображением.
Структура литературного произведения
Композиция — построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, эпизодов.
Сюжет – содержание, ряд событий, описанных в худ-м произведении, положенных в его основу.
Мотив — часть сюжета худ-го произведения, явление повторяющееся. Из многочисленных М. складываются различные сюжеты (мотив дороги, мотив поиска, мотив обогащения.)
Элементы сюжета : Пролог — своеобразное вступление, в котором повествуется прошлое.
Экспозиция — введение в действие, обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.
Завязка — начальный момент в развитии событий, часто — начало конфликта, эпизод, определяющий все последующее развертывание действия.
Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки, по ходу развития действия конфликт, как правило, обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее.
Конфликт — острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, какое-либо противоречие, лежащее в основе развития действия.
Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта .
Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в произведении.
Эпилог – заключительная часть произведения. Финал, отделенный от основной части текста.
Контекст — законченная в смысловом отношении часть текста художественного произведения.
Эпизод-отрывок , в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Фабула – последовательное изображение событий худ. произведения в хронологической последовательности.
Содержание литературного произведения
Тема — круг жизненных явлений, положенных писателем в основу художественного произведения.
Тематика – совокупность тем художественного произведения или творчества писателя.
Идея — основная мысль художественного произведения, характеризует отношение автора к изображаемым событиям и героям.
Афоризм — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной краткой форме: «Вишневый сад» ( «Вся Россия – наш сад»)
Лейтмотив — основная мысль, пронизывающая худ-ое произведение, неоднократно повторяется и подчеркивается автором.
Пафос (авторское настроение)– воодушевление, подъем, состояние душевного переживания.
Проблема — сложный вопрос, поставленный в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным ), та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.
Проблематика — перечень, совокупность проблем, затронутых в произведении. Приемы создания художественного образа человека
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж
Пейзаж — картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку.
Психологизм — углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений.
«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.
Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.
Диалог – разговор двух персонажей
Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» — замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя».
Монолог — речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух
Ремарка — краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения.
Приемы создания художественного образа человека
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж
Пейзаж — картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку.
Психологизм — углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений.
«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.
Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.
Диалог – разговор двух персонажей
Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» — замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя».
Монолог — речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух
Ремарка — краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения.
Комическое и сатирическое
Юмор — изображение героев в смешном виде. Смех веселый и доброжелательный.
Алогизм — стилистический прием , при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта. ( «Шинель» Гоголя)
Ирония — насмешка, притворство, выражающее двойной смысл. (« Отколе, умная, бредешь ты, голова7 (спрашивают осла). И.А.Крылов)
Подтекст – неявный смысл, не совпадающий с прямым текстом, средство умолчания или иронии.
Сарказм – злая и язвительная насмешка – издевка , высшая степень иронии, средство сатиры
Сатира — способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии, явлений, которые представляются автору порочными.
Памфлет — остросатирическое произведение на злободневную тему.
Гротеск — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. (Салтыков- Щедрин «История одного город»)
Образ. Тип. Персонаж
Вечные образы — образы героев литературных произведений мировой литературы, в которых писатели на основе жизненного материала своего времени воплощают общечеловеческое обобщение, применимое в жизни последующих поколений, художественные образы, приобретшие нарицательное значение.
Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, не появляющийся на сцене, но дающий дополнительные сведения о главных героях. ( «Горе от ума» А.С.Грибоедова)
Тип – худ. образ, наделенный характерными, обобщенными чертами какой-либо группы людей.
Стихосложение
Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе)
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк : мужская(последний слог — ударный), женская (последний слог – безударный), дактилическая (ударный – третий от конца слог), гипердактилическая (ударный- четвертый от конца слог), смежная, парная (аа), тройная (ааа), перекрестная (абаб), кольцевая (абба), точная (занемог – не мог), ассонанс (докеры – оперы).
Силлабическое стихосложение – слоговая система стихосложения, основанное на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге.
Силлабо — тоническое стихосложение – слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основано на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов
Тоническое стихосложение — система стихосложения, в основе которой – равенство ударных слогов в строках. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов — произвольное. Широко распространено в народном стихосложении.
Стопа — устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которое повторяется в каждом стихе. С. может быть двухсложной (ямб, хорей), трехсложной (дактиль, амфибрахий , анапест) Хорей – с ударением на первом слоге.( «Буря мглою небо кроет…») Ямб – с ударением на втором слоге. («Открылась бездна, звезд полна»). Дактиль— с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» Амфибрахий— с ударением на втором слоге. «Однажды в студеную зимнюю пору…» Анапест— с ударением на третьем слоге «Укажи мне такую обитель…»
Строфа — группа стихов, составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
Онегинская строфа – принадлежащая А.С.Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин», 14 – стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввдееджж»
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры:
Фигура стилистическая – оборот речи, особое синтаксическое построение, к которым прибегает автор для усиления выразительности художественного слова.
Антитеза — противопоставление образов, понятий, картин, слов: «Черный вечер, белый снег»
Бессоюзие (асиндетон) — намеренный пропуск союзов: « Мелькают мимо будки,бабы»
Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее: «И волны теснятся, и мчатся назад, и снова..» Инверсия — необычный порядок слов, который придает фразе особую выразительность
Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений, сближение явлений по сходству : «Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы…»
Перифраз — описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово: Петр Первый-основатель Петербурга
Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений (в песнях — припев) : « Соловей мой, соловей, голосистый соловей!» Виды повторов:
Анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф: «Люблю тебя, Петра творенье , Люблю твой строгий, стройный вид…»
Эпифора – единство концовок: Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости: « Не жалею, не зову, не плачу…»
Кольцо – повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых.
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.
Поэтическая фонетика
Аллитерация —
повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую звуковую выразительность: «Пора, перо покоя просит»
Ассонанс – повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков: « Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно ..»
Анафора – единочатие: « Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен…»
Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи: Леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели.
Литературные направления и течения.
Литературное направление – обозначает единство основных творческих особенностей художников слова в определенный период. Это единство возникает на основе общности худ. метода, мировосприятия, эстетических взглядов.
Классицизм — литературное направление 17-19 веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы в драме три единства: единство действия, времени и места) («Горе от ума»)
Сентиментализм –литературное направление второй половины 18 века, признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. («Бедная Лиза» Н.М.Карамзина)
Романтизм — литературное направление конца 18 – начала 19 века, принцип восприятия мира, в основе которого лежит разлад идеала и действительности (двоемирие)(ранний Пушкин)
Реализм — художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.( Гоголь)
Критический реализм — литературное направление, возникшее в середине 19 в., ориентированное на непосредственное отражение несовершенства повседневной жизни людей, несправедливости общественного порядка и микроустройства в целом. (Толстой)
Натурализм -направление в искусстве последней трети 19 века, сущность которого- протокольно точное описание «в натуре» явлений живой жизни без их критического отбора.(Достоевский)
Модернизм — направление в литературе первой половины 20 века, противостоит реализму, « другое искусство», в основе которого принцип «от противного» ( по отношению к традиционному искусству), основывается на эстетике символизма и неоромантизма и т.д.
Серебряный век — термин, обозначающий самобытный и продуктивный период развития русской культуры от начала 20 века до 21 года, объединяет представителей модернистских течений (акмеизма, символизма, футуризма и т. д.), им был свойствен активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения.
Акмеизм — литературное течение модернизма, которое утверждало отражение мира в его зримой конкретности, с острым взглядом на подробности бытия, живым и непосредственным ощущением природы, мыслью о равноправии всего сущего.(Гумилев, Ахматова)
Символизм — литературное течение конца 19- начало 20 века, утверждавшее символ как основное художественное средство для выражения непостижимой сущности жизни. ( Брюсов, Блок)
Имажинизм — литературное течение в первой трети 20 века, утверждавшее самоценность слова-образа, культивировало свободный стих, игру ритмов. ( С.Есенин)
Футуризм — литературное течение модернизма начала 20 века, ориентируется на преображение мира путем разрушения старого искусства и создания нового сверхискусства. (В.В.Маяковский )
Импрессионизм — модернистское художественное течение в последней трети 19 –начале 20 века, которое стремилось как можно точнее запечатлеть первое восприятие окружающего мира, показать его подвижность и изменчивость.
Социалистический реализм –литературное направление, возникшее в годы советской власти, ведущий метод советской литературы.( М.Горький)
СЛОВАРЬ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ
ТЕРМИНОВ
ДЛЯ 7 КЛАССА
Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Аллегория (гр. alligoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Аллитерация (лат. ad — со, littera — буква, т. е. собуквие) — повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал…» — В. В. Маяковский).
Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.
Анапест (гр. anapaistos — отраженный назад, обратный дактилю) — трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.
Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Антитеза (гр. antithesis — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.
Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заостренной форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от нее принадлежит определенному лицу (писателю, ученому и т. д.).
Баллада (прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом. (См. подробнее во второй части раздела.)
Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонтена, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)
Беллетристика (фр. belles lettres — изящная словесность) — в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.
Белый стих (англ. blank verse) — нерифмованный стих, появился в XVI веке (например, так написан «Борис Годунов» А. С. Пушкина).
Бестселлер (англ. best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
«Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана серия М. Горьким в 1931 году.
Библия (гр. biblia — буквально «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.
Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотиче-ская песня о богатырях и исторических событиях. (См. статью в разделе, посвященном этой теме.)
Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).
Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонале литературного произведения. (См. подробно во второй части данного раздела.)
Гипербола (гр. hyperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерно для фольклора, поэзии романтизма и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).
Гротеск (фр. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Дактиль (гр. dactylos — палец) — трехсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Двусложные стихотворные размеры — ямб, хорей.
Деталь (фр. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Приведите примеры важных деталей в изученных произведениях Гоголя или Чехова, Горького или Платонова.
Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).
Драма (гр. drama — действие) — произведение, предназначенное для постановки на сцене. (См. подробно во второй части данного раздела.)
Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.
Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.
Звукопись в стихосложении — то же, что система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание.
Идея (гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.
Инверсия (лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.
Интервью — предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, ученый и студент и пр.).
Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Интонация (лат. intonare — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.
Композиция (лат. compositio — составление, соединение) — расположение, т. е. построение, произведения.
Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.
Кульминация (лат. culmen (culminis) — вершина) — момент наивысшего действия в художественном произведении.
Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.
Легенда (лат. legenda — буквально «то, что следует прочесть») — произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
Метафора (гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.
Неологизмы (гр. iieos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.
Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).
Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.
Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Подтекст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.
Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.
Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
Поэма (гр. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Проза (лат. proza — прямая, свободно движущаяся речь) — литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Публицистика (лат. publicus — общественный) — род литературы и журналистики, рассматривает актуальные политические и экономические проблемы. (См. подробнее во второй части раздела.)
Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Рецензия — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о ее героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
Ритм (гр. rhythmos — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).
Риторика (гр. ritorike) — наука об ораторском искусстве.
Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.
Романтизм, романтический — направление в литературе, проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека (например, М. Горький. «Старуха Изергиль»).
Сатира (лат. satira от satura (lanx) — буквально «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления (сатира М. Салтыкова-Щедрина).
Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Средства художественной выразительности, или художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.
Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объема, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Стихотворение в прозе — один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция (например, стихотворения в прозе И. С. Тургенева).
Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Тема (гр. thema) — круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Трагедия (гр. tragodia — буквально «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
Трехсложные стихотворные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест.
Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространенные виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.
Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.
Хокку (хайку) — трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.
Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
Эзопов язык (от имени древнегреческого баснописца Эзопа) — особый вид письма, иносказание (например, эзопов язык произведений Салтыкова-Щедрина).
Экспозиция (лат. expositio — изложение, объяснение) — обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.
Элегия (гр. elegeia, от elegos — жалобная песня) — стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.
Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Эпизод (гр. epeisodion — буквально «вставка») — относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Эпитет (гр. epitheton — буквально «приложенное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Эссе (фр. essai — попытка, проба, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех веселый и доброжелательный.
Ямб (гр. iambos) — двусложный размер с ударением на втором слоге.
Словарик
терминов для 5 класса (УМК под ред. В.Я. Коровиной)
ловарик составлен
на основе ранее известных школьникам терминов, а также изученных в течение
курса литературы 5 класса. Определениями следует пополнят этот словарик из года
в год. Для каждого класса создаётся новый словарик. В результате накопится
материал, который поможет глубже интерпретировать текст, видеть его внешнюю и
внутреннюю структуру, соотносить текст с историко-литературным контекстом. А к
концу выпускного класса будет собрана вся необходимая информация по теории к
подготовке к экзаменам.
Словарик
для 5 класса состоит из следующий разделов:
·
поговорим о теории литературы;
·
поговорим о родах и жанрах;
·
поговорим о структуре текста;
·
поговорим о структуре стихотворения;
·
поговорим о тропах и стилистических
фигурах;
·
поговорим о художественных средствах
создания образа;
·
поговорим о видах комического.
Термины
берутся из следующих источников:
— В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Литература.
5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.
— Р.Г.
Ахмадуллина.
Литература.
Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.
— В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
«Читаем,
думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
— Иванова
В.Е.
Дидактические
материалы по литературе. 5 класс.
— Ляшенко
Е.Л.
Тесты
по литературе. 5 класс.
Также
могут быть введены любые термины на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки
класса и глубины усвоения материала.
Для
лучшего усвоения терминологии словарик сопровождает «Рабочая тетрадь по теории
литературы для 5 класса», в которой представлены задания на усвоение,
структурирование материала в виде схем, таблиц и т.д. Предлагается написать
примеры к терминам из изученных произведений. Такая работа поможет не только
просто выучить термины, но уметь видеть их в текстах, понимать значение и смысл
их употребления. Рекомендуется начинать знакомство с терминами именно с «Рабочей
тетради по теории для 5 класса», а словарик использовать в качестве справочного
материала при самостоятельном нахождении ответа на нужный вопрос.
Поговорим
о теории литературы
Автобиография
– литературно-прозаический жанр, описание автором собственной
жизни.
Литературная
автобиография – попытка вернуться в собственное
детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и
жизнь как единое целое.
Анализ
– исследовательское прочтение художественного текста.
Аннотация
– краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Бестселлер
– книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
«Библиотека
поэта» – серия книг, посвящённая творчеству
крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам. Основана М. Горьким в 1931
году.
Быль
– это то, что было в действительности, в отличие от
небылицы.
Вопленицы
(плакальщицы) – исполнительницы причитаний (И.
Федосова, М. Крюкова и др.).
Герой
– действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Интерпретация
– истолкование литературного произведения, постижение
его смысла, идеи.
Литературовед
– специалист, изучающий закономерности
историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких
писателей.
Литературоведение
– наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях
литературного процесса.
Описание
– вид повествования, в котором изображается картина
(портрет героя, пейзаж, вид комнаты – интерьер).
Проза
– литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним
– подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.
Рецензия
– один из жанров критики, отзыв на художественное
произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об
авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о его
героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими
лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и
позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
Риторика
– наука об ораторском искусстве.
Художественное
произведение – произведение искусства, изображает
события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Поговорим
о родах и жанрах
Фольклор
(устное народное творчество) – искусство устного
слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.
Род литературы – это |
|||||
Эпос – |
Лирика |
Драма |
|||
Жанр – это исторически сложившаяся группа |
|||||
Народный |
Авторский |
Народная |
Авторская |
Народная |
Авторская |
Былина Притча Легенда Предание Сказание Сказка |
Басня Рассказ Притча Летопись Литературная Сказ |
Стихотворение Ода Послание |
Драма |
||
Лиро-эпика |
|||||
Баллада Поэма |
Баллада
– произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие,
предание с острым, напряжённым сюжетом.
Басня
– краткий нравоучительный стихотворный или
прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими
лицами в басне чаще всего выступают животные, вещи, в которых проявляются,
угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа,
Лафонтена, И.А. Крылова и др.).
Былина
– жанр русского фольклора, героико-патриотическая
песня о богатырях и исторических событиях.
Драма
– это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими
лицами, обществом.
Загадка
– вид фольклора, представляющий собой вопрос или задание, которое требует
решения, разгадки.
Закличка
– обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.
Колыбельная
песня – песня, которой убаюкивают ребёнка.
Легенда
– произведение, созданное народной фантазией, где
сочетается реальное и фантастическое.
Летопись
– памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров
древнерусской литературы.
Ода
– торжественное стихотворение, посвящённое какому-то
историческому событию или герою.
Пестушка
– короткий стихотворный напев, который сопровождают действия ребенка,
совершаемые им в самом начале своей жизни.
Повесть
– жанр эпического произведения, занимающий по объёму
текста промежуточное положение между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному
изложению сюжета, ограниченный минимумом сюжетных линий.
Поговорка
– широко распространённое образное выражение, метко
определяющее какое-либо жизненное явление.
Послание
– поэтическое или публицистическое произведение в
форме обращения к кому-нибудь.
Пословица
– краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
Потешка
– песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками,
ногами ребёнка.
Поэма
– один из видов лиро-эпических произведений, для
которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим
героем своих чувств.
Предание
– жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из
поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Прибаутка
– смешной небольшой рассказ или смешное выражение,
придающее речи юмористический оттенок.
Приговорка
– стихотворное обращение к живым существам.
Притча
– небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено
религиозное или моральное поучение.
Рассказ
– небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких
событиях в жизни героя.
Сказ
– жанр эпоса, опирающийся на народные предания и
легенды; повествование, ведущееся от лица рассказчика.
Сказание
– это рассказ (преимущественно народный) исторического
или легендарного содержания.
Скороговорка
– фраза (чаще стихотворная), в которой специально собраны труднопроизносимые
слова.
Стихотворение
– написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто
лирическое, выражающее душевные переживания.
Считалка
– произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников
игры.
Сказка |
||
Волшебная |
Сказка |
Бытовая |
Литературная
сказка – авторское, прозаическое или поэтическое
произведение, основанное на фольклорных источниках (иногда оригинальное), преимущественно
фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения героев; имеет
конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.
Фантастика
– разновидность художественной литературы, в которой
авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального,
«чудесного» мира.
Поговорим
о структуре текста
Композиция
– расположение частей, построение произведения.
Экспозиция
– вступительная часть сюжета, в которой содержатся сведения о жизни персонажей
до начала событий, изображаются обстоятельства, которые составляют фон
действия, внешние условия, исторические события.
Завязка
– событие, с которого начинается развитие действия и
благодаря которому возникают последующие события.
Развитие
действие – система событий, вытекающих из завязки;
понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего
через точки завязки, кульминации и развязки.
Кульминация
– момент наивысшего напряжения в тексте, требующий особого внимания; перелом,
решающее столкновение изображённых характеров и обстоятельств.
Развязка
– заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
Финал
– эпизод, завершающий сюжетное произведение.
Эпиграф
– короткий текст, помещаемый автором перед текстом
сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Идея
– основная мысль художественного произведения.
Подтекст
– подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым
смыслом текста.
Сюжет
– ряд событий, происходящих в художественных
произведении.
Тема
– круг жизненных явлений, изображённых в произведении;
круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Цитата
– дословная выдержка из какого-либо текста или дословно
приводимые чьи-то слова.
Эпизод
– изображение одного события, имеющего начало и конец.
Поговорим
о структуре стихотворения
Стихосложение
– система построения мерной поэтической речи, в основу
которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
Стих
– строка стихотворения.
Ритм
– повторение каких-либо однозначных явлений через
равные промежутки времени.
Стопа
– устойчивое (упорядоченное) соединение ударного слога с безударными, которые
повторяются в каждом стихе.
Стихотворные размеры – последовательно |
|||
Двусложные |
Трехсложные |
||
Хорей |
Дактиль |
||
Ямб – |
Амфибрахий |
||
Анапест – |
|||
Отступления |
|||
Пиррихий |
|||
Спондей |
|||
Строфа
– группа стихов (строк), составляющих единство, объединенных общей тематикой,
обладающих определенным метрическим, ритмическим и интонационно-синтаксическим
строением.
Рифма
– созвучие окончаний стихотворных строк.
Рифмовка – порядок, система чередования |
||
Парная a a b b |
Перекрестная a b a b |
Кольцевая a b b a |
Поговорим
о тропах и стилистических фигурах
Культура
речи – уровень речевого развития, степень
владения нормами языка.
Троп
– поэтический оборот, употребление слов, их сочетаний
и фраз в переносном образном смысле.
Стилистические фигуры –
фигуры речи, усиливающие её воздействие благодаря определенным синтаксическим
построениям, но не привносящие нового содержания.
Фонетические
средства
Звукопись –
приём звуковой выразительности: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или
похожими звуками в целях образного звукоподражания.
Аллитерация –
повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую
выразительность.
Ассонанс
– повторение гласных звуков.
Интонация
– основное выразительное средство звучащей речи,
позволяющее передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Лексические
средства
Аллегория
– иносказательное изображение предметов, явления с целью наиболее наглядно
показать его существенные черты.
Архаизм
– устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.
Афоризм
– обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной,
краткой, художественно заострённой форме; принадлежит определённому лицу
(писателю, учёному и т.д.).
Гипербола
– чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Крылатые
слова – широкоупотребительные меткие слова,
образные выражения, известные изречения исторических лиц.
Литота
– художественное преуменьшение величины, силы значения
изображаемого предмета или явления.
Метафора
– переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении
одного предмета или явления другому (скрытое сравнение).
Неологизмы
– слова или словосочетания, созданные для обозначения
нового предмета или явления.
Олицетворение
– перенесение человеческих черт на неодушевлённые
предметы и явления.
Повтор
– сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью
усилить значение этого образа, понятия.
Сравнение
– изображение одного явления с помощью сопоставления
его с другим.
Эпитет
– образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно
прилагательным, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать
отношение автора к нему.
Постоянный
эпитет – красочное определение, неразрывно
сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое
образно-поэтическое выражение.
Синтаксические
средства
Анафора
(единоначатие) – повторение определенного слова или
отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.
Анжабеман
(перенос) – несовпадение синтаксической паузы с
ритмической (концом стиха, полустишия, строфы).
Антитеза
– противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Асиндетон
(бессоюзие) – стилистическая фигура, при котором
союзы, соединяющие элементы синтаксической единицы, опущены.
Инверсия
– намеренное изменение привычного порядка слов в
предложении.
Полисиндетон
(многосоюзие) – избыточное употребление союзов,
усиливающее экспрессивность высказывания.
Риторический
вопрос – фигура, в которой в форме вопроса
содержится утверждение.
Риторическое
восклицание (эпекфонесис, экскламация)
– фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.
Синтаксический
параллелизм – соблюдение в смежных стихах одинаковой
структуры построения предложений.
Эпифора
– повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи.
Поговорим
о видах комического
Гротеск
– предельное преувеличение, основанное на фантастике,
на причудливом сочетании фантастического и реального.
Ирония
– скрытое выражение насмешки.
Сатира
– беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика
действительности, человека, явления.
Юмор
– изображение героев в смешном виде; весёлый и
доброжелательный смех.
Поговорим
о художественных средствах создания образа
Деталь
– выразительная подробность в произведении, помогающая острее и глубже
представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его
мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Диалог
– разговор двух или нескольких лиц, основная форма раскрытия человеческих
характеров в драматургических произведениях.
Монолог
– речь одного человека в художественном произведении.
Пейзаж
– картина природы в художественном произведении.
Портрет
– изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.
Птичку голосистую — эпитит
<em>я тоже на это отвечала .</em>
цветок для этого дремал .
У меня тож самое(((Не могу сделать((
Он родился в очень большой семье. И он содержал семью
Илья Обломов и Андрей Штольц — главные персонажи романа Гончарова «Обломов» Оба они из одного общества,значит и их отношения к жизни и их характеры должны быть похожими ,только в романе эти люди абсолютно противоположны друг другу. У Штольца разум преобладает над эмоциями,а у Обломова-нет. Для Штольца труд-удовольствие,а для Обломова-бремя,каторга.А ведь в детстве им обоим хотелось познавать мир,оба были любопытны не в меру, оба учились в одном пансионе .Штольц-человек подвижный,деятельный,Обломов-очень ленивый,апатичный.Они вообще разные люди. Но все свои детские годы проводят вместе,а это о многом говорит,это связывает ребят..Штольц много помогает в учебе лентяю Обломову, даже переводы за него делает .И их дружба идет с ними по жизни.<span>являясь не только приятной обоим, но и полезной.. Они всегда рады увидеться, поделиться проблемами или трудностями, оставаясь самыми близкими людьми Позже труд для Штольца становится частью его жизни,удовольствием,а.</span>идеал счастья Обломова — полное спокойствие и отличная еда..У Ильи много стремлений и надежд , он готовится к важной роли в обществе ,только из-за «тепличного» воспитания он остается на месте, на что-то надеясь и все планируя, но ничего не делая Все желания Обломова переходит в мир мечтаний и грез, придуманных им самим
Штольц трудяга,но его называют «бесчувственным механизмом»,хотя он очень любит Обломова,не взирая ни на что. Несамостоятельный Обломов знает, что если ему понадобится ,то Штольц придет к нему на помощь даже в самой сложной ситуации.
Только в обществе друг друга эти герои могли обрести душевное равновесие.
Да и после смерти Обломова Штольц не перестает заботиться о семье покойного друга. Он берет к себе сына Обломова, Андрюшу, и хочет дать ему хорошее образование и воспитание: