Краткий пересказ рассказа цифры

На чтение 6 мин Просмотров 10.3к. Опубликовано 12.06.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Цифры» за 1 минуту и подробно по главам за 4 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Цифры»

Крупная ссора случилась зимним днем между дядей и племянником. Мальчик Женя хотел выучить цифры, дядя поленился ехать в город за книгами, карандашами и альбомами, отложил дело на завтра. Тем же вечером возбужденный от нетерпения ребенок устроил игру с визгом и топаньем ногами. Дядя разозлился от громкого крика Жени. После крепкого мужского шлепка племянник отправился в детскую.

Мужчина винил себя и злился на племянника. Женя тоже обиделся, не хотел просить прощения. Взрослые по одному заглядывали к Жене в детскую как бы невзначай и каждый говорил, что капризничать не хорошо, ребенок дерзил. Тогда взрослые престали замечать Женю, но на помощь пришла бабушка. Она намекнула внуку, что не прекратишь, дядя не покажет цифры.

Самолюбие ребенка было сломлено, Женя пришел к дяде с извинениями. Ребенок принес карандаши и бумагу. Они вместе с дядей сели за стол учить цифры. Пока мальчишка старательно рисовал цифру 3, дядя любовался им, вдыхая запах детских волос.

Главные герои и их характеристика:

  •  Дядя  – выступает в роли рассказчика. Очень любит племянника Женю, привозит ему гостинцы, учит. Нежное отношение к ребенку скрывает за маской строгости, старается не баловать.
  •  Женя  — любопытный, озорной шалун. Женя буквально горит каждым новым желанием. Его мир наполнен стремлением к знаниям и открытиям. Взрослые не всегда торопятся исполнять Женины мечты. Мальчик не понимает отговорки старших. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Нетерпение выплескиваются в капризы и пронзительные истерики.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Бабушка Жени  — любит внука. Внешне поддерживает строгое воспитание, скрывая теплые чувства к Жене. Когда мальчика отшлепали и заперли в детской, она едва сдерживала слезы, но крепилась, чтобы не броситься следом с утешениями. Мудрая женщина знает струны детской души, которые можно затронуть, чтобы сломить гордыню и самолюбие.
  •  Мама Жени  — сестра рассказчика. Вместе со всеми старается быть строгой во время истерик сына. Она хмурится, кажется беспристрастной, старается отвлечься вязанием.

Краткое содержание рассказа «Цифры» подробно по главам

Глава 1

Рассказчик обращается к племяннику. Он вспоминает, что Женя – большой шалун. Мальчишка не дает покоя всему дому шалостями, криком и беготней. Дядя прощает баловство племянника. Мальчик так трогательно и нежно радуется примирению, что на него нельзя долго сердиться.

Тем зимним днем дядя и племянник крупно поссорились. Вечером Женя робко подошел пожелать дяде «Покойной ночи!» шаркнув ножкой, вспомнил о хороших манерах. Дядя сдержанно ответил «Покойной ночи!». Такого примирения Жене было недостаточно и он, забыв обо всех обидах, горячо попросил прощения. Ему очень хотелось научиться цифрам! Дядя понимал, что с ответом медлить нельзя. И все же помедлил.

Глава 2

Женя проснулся рано утром с мечтой выучить счет, цифры и рисование. Для этого нужны книжки с картинками, альбом, цветные карандаши. Мальчик упрашивает дядю исполнить желание, но ехать в город мужчине не хочется. Он обманывает, что сегодня царский день, все закрыто. Женя не верит, упрашивает сильнее.

Дядя пригрозил, что за надоедливость ничего не купит. Мальчик смирился, попросил хотя бы показать цифры. Дядя предложил пойти на компромисс, отложить цифры до завтра. К разговору подключилась бабушка, потребовала не приставать к дяде. Весь день Женя был суетлив и рассеян. К вечеру энергия нашла неприятный выход.

Глава 3

Женя придумал развлечение. Высоко подпрыгивать, бить ногами в пол и громко кричать, не обращая внимания на уговоры мамы и бабушки. Дядя сначала попытался сделать племяннику замечание. Озорник не послушался и огрызнулся. В мужчине закипело раздражение.

Когда Женя в очередной раз подпрыгнул с особенно пронзительным криком, дядя не выдержал, в бешенстве накричал на ребенка. Дядя заметил перепуганное лицо Жени, но не остановился. Дернул мальчика за руку, крепко шлепнул и вытолкал из комнаты.

Глава 4

В детской Женя закатил истерику, привлекая внимание рыданиями, мольбами о помощи. Взрослые решили не поддаваться на провокации, соблюдая правил разумного воспитания.

Рассказчик курил папиросу, бабушка стучала чайной ложечкой по столу, мама взялась за вязание. Но дяде уже стало стыдно, а сердца женщин разрывались от жалости к ребенку. Женя устал плакать, слезы сошли на крик, который вскоре стих.

Глава 5

Женя спросил рассказчика, сразу ли они помирились. «Нет, не сразу», ответил он. Дядя вошел в детскую спустя полчаса, будто в поисках портсигара. Сердце его сжалось при виде заплаканного ребенка, но выдержать характер надо было до последнего.

Женя хмуро расставлял на полу коробочки из-под спичек. Он поднял голову, обиженно сказал, что дядю больше не любит и заберет назад свой подарок – японскую копеечку. Затем заходили мама с бабушкой. Советовали помириться. Им Женя от обиды тоже надерзил. Взрослые решили оставить ребенка без внимания.

Глава 6

Поздно вечером мужчина собирался выйти на прогулку. Проходя мимо детской, он услышал голос бабушки. Она корила внука, говорила, что если он не извинится, то дядя уедет в Москву и никогда не вернется. Тогда с мечтой о цифрах можно попрощаться. Самолюбие Жени было сломлено.

Дядя понял, племянник молил утром об исполнении заветной мечты.  Он стремился, упрашивал саму жизнь помочь. Но жизнь не дрогнула перед мольбами ребенка. Она  потребовала терпения, а также наказала за стремление к знаниям. Она приказала: «Смирись!» И Женя смирился в ожидании.

Кратко «Цифры» И. А. Бунин

Глава 7

Женя робко вышел из детской. Он все еще очень хотел научится писать цифры. Мальчик извинился, его простили. Женя принес карандаши, бумагу. Пока племянник старательно выводил на листе цифры, дядя сохранял строгий вид, незаметно наслаждался детской радостью, вдыхая аромат детских волос.

Кратко об истории создания произведения

В июне 1898 года Иван Алексеевич Бунин уехал в Одессу, а в сентябре 1898 года женился на Анне Николаевне Цакни.

Их сын Николай умер 16 января 1905 года. В 1906 году появляется рассказ «Цифры», который не имеет прямого отношения к трагическому событию, но несет в себе грустный, ностальгический оттенок.

Краткое содержание «Цифры»

Краткое содержание «Цифры»

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 5441.

Обновлено 30 Декабря, 2021

О произведении

Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина. Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий.

На нашем сайте вы сможете читать онлайн краткое содержание «Цифры» по главам, а также пройти тест для проверки своих знаний по теме.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят на протяжении одного дня в начале ХХ века в царской России.

Главные герои

  • Женя – невероятно активный, любознательный, но при этом капризный и избалованный мальчик с чутким любящим сердцем.
  • Дядя – родной дядя Жени, выступает в роли рассказчика. Сдержанный мужчина, который очень любит своего племянника, но боится избаловать его.

Другие персонажи

  • Мама Жени – выступает на стороне своего брата, и старается поддерживать его методы воспитания.
  • Бабушка Жени – любящая женщина, которая не может спокойно смотреть на душевные страдания ребенка, даже если тот наказан по заслугам.

Краткое содержание

Глава I

Дядя делится со своим племянником воспоминаниями о давнишней крупной ссоре между ними, когда тот еще был маленьким мальчиком.

Женя – «большой шалун», готовый без удержу резвиться с утра до ночи. Между ним и дядей частенько вспыхивают ссоры, но они быстро мирятся и забывают взаимные обиды. Однако этот конфликт приобрел совсем иные масштабы, и быстрое его разрешение было невозможно.

Главы II-III

Женя отчаянно мечтает научиться писать цифры. Он просыпается в хорошем настроении, предвкушая интересное и полное удивительных открытий времяпровождение. Мальчик просит дядю сходить в магазин и купить все необходимое: детский журнал, бумагу и цветные карандаши.

Однако дяде лень выходить из дома, и он находит подходящую отговорку: «Царский день!». Женя возмущен таким положением дел, ведь он хочет писать цифры здесь и сейчас, и никакой царский день ему не указ. Вот только горячо любимый дядя наотрез отказывается идти на компромисс, и соглашается выучить племянника цифрам на следующий день.

Понимая, что он ничего не добьется от упрямого взрослого, мальчик решает как следует ему отомстить и с удвоенной силой принимается за шалости. Набегавшись по дому, Женя находит новое развлечение, которое заключается в том, чтобы «подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом звонко вскрикивать».

Первыми не выдерживают такой атаки мама и бабушка шалуна. Они просят Женю успокоиться, но тот не обращает на них никакого внимания, ведь у него одна цель – позлить несговорчивого дядю. И это вскоре ему удается. Дядя кричит на проказника, шлепает его и закрывает в детской.

Главы IV-V

От «острого и внезапного оскорбления» Женя принимается пронзительно кричать на самой высокой ноте. Устав от криков и рыданий, он прибегает к более эффективной манипуляции, изображая из себя умирающего. Однако и эта мера не оказывает решительно никакого влияния на взрослых.

Тогда Женя хватается за последний шанс и принимается звать бабушку, сердце которой едва выдерживает подобное испытание. Но, так и не дождавшись утешения в лице бабушки, мальчик затихает.

Спустя некоторое время дядя заходит в детскую, чтобы убедиться, что с Женей все в порядке. Но, чтобы выдержать характер, он не обращает никакого внимания на проказника, а делает вид, что ищет портсигар.

Желая как можно больнее наказать дядю за проявленное равнодушие, Женя обещает, что уж более никогда не будет его любить. Более того, он даже грозится отобрать у него «японскую копеечку», которую подарил ему в знак особого расположения.

Мать с бабушкой просят мальчика помириться с дядей, однако тот не соглашается, и взрослые оставляют его в покое.

Главы VI-VII

Перед сном бабушка в очередной раз уговаривает внука попросить прощения у дяди. Не добившись успеха, она пускает в ход тяжелую артиллерию: напоминает мальчику о том, что если он не помирится с дядей, то тот никогда не научит его писать цифры.

Утром Женя, «обессиленный борьбой за счастье», робко просит прощения у дяди за свое отвратительное вчерашнее поведение. Наконец, между ними воцаряется мир и согласие, и они приступают к работе.

Мальчик с нескрываемым удовольствием и большим старанием выводит цифры, в то время как дядя, которому больше не нужно держать марку строгого и требовательного взрослого, радуется их сближению. Он с наслаждением вдыхает запах волос любимого племянника, ведь детские волосы так чудесно пахнут, «совсем как маленькие птички».

И что в итоге?

Женя — просит у дяди прощения за своё поведение, изучает вместе с ним цифры.

Дядя Жени — с радостью прощает племянника, учит его писать цифры.

Заключение

Заключение

Своей книгой Бунин наглядно демонстрирует, насколько важно взаимопонимание между взрослыми и детьми. Необходимо всячески поощрять любознательность ребенка, но ни в коем случае не баловать и не потакать его капризам. Только тогда из малыша вырастет образованный и хорошо воспитанный человек.

Пересказ «Цифры» пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елизавета Скопина

    7/10

  • Илья Некрасов

    7/10

  • Ирина Руднева

    10/10

  • Иван Попов

    9/10

  • Kate Www

    9/10

  • Алинка Сочинская

    7/10

  • Матвей Ермолаев

    10/10

  • Вероника Андреева

    10/10

  • Евгений Арабов’

    9/10

  • Екатерина Епифанова

    10/10

Рейтинг пересказа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 5441.


А какую оценку поставите вы?

Глава I

Автор-рассказчик обращается в воспоминаниях к своему племяннику, когда тот был еще совсем маленький. Между ними произошла слишком крупная ссора, и рассказчик решил выбрать воспитательную позицию, чтобы не потворствовать развитию капризного характера мальчика. Вместе с тем он искренне восхищается непосредственностью и живостью племянника, так как в них он видит самые чистые и прекрасные олицетворения детства. Повсюду в тексте сквозит нежная любовь взрослого к ребенку. 

После ссоры мальчик стесняется пожелать спокойной ночи дяде: он чувствует себя виноватым. Дядя отзывается на его прощание также весьма сдержанно. Вскоре, однако, мальчик подавляет в себе обиду и просит его: Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!.

Глава II

Мальчик мечтает, чтобы дядя научил его писать цифры. Также ребенку хочется, чтобы ему подарили цветные карандаши, книжки с картинками и пенал. Красивые вещицы, как у взрослых, приводят его в восторг и вдохновляют на освоение нового. Но дядя в то утро не хочет заниматься с ним и нарочно говорит мальчику, что это «царский день» (день коронования или молебна по монаршей особе), и все закрыто. Мальчик не верит ему, спорит, остальные взрослые принимают сторону автора и подтверждают, что день действительно царский. Племянник соглашается подождать подарков, но просит в таком случае чтобы ему хотя бы показали, как пишутся цифры. Бабушка с мамой велят ему перестать приставать к взрослым:  

«Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей»

автор об отказе показать цифры

Весь день в отместку за этот отказ ребенок капризничает.

Глава III

К вечеру мальчик совсем расшалился: он прыгает и громко кричит. Такая «игра» раздражает взрослых, они ссорятся. Автор признается, что внезапно чувствует в себе ненависть к ребенку, которую сдерживает всеми силами. Упрямый мальчик назло всем снова кричит, и автор выходит из себя, злобно ругает племянника, о чем потом искренне жалеет:

«Какой черт окатил меня в эту минуту целым ушатом злобы? У меня помутилось сознание. И надо было видеть, как дрогнуло, как исказилось на мгновение твое лицо молнией ужаса!»

ссора автора с племянником

Мальчика шлепают и выгоняют из комнаты.

Глава IV

Запертый в детской ребенок кричит и плачет от глубокой обиды. Он обвиняет взрослых, что ему нестерпимо больно от шлепка.

Глава V

Через некоторое время после того, как мальчик успокоился, дядя находит предлог зайти к нему, но до примирения далеко. В сердцах ребенок заявляет: Теперь я никогда больше не буду любить тебя

Автор так же делает вид, что сердится на мальчика. Затем к нему входят мать и бабушка, но на них ребенок также реагирует обиженно и делает презрительно-равнодушный вид. Взрослые совместно решают занять ту же позицию.

Глава VI

К вечеру эмоции утихают, и возникает попытка примирения, но состоится она лишь тогда, когда бабушка пригрозит ребенку, что ему не купят обещанных карандашей, пенала и книжек и не научат цифрам. Автор размышляет о том, что должна была испытывать страстная детская душа, чью горячую и, в сущности, незамысловатую мечту в лице взрослого человека так жестоко и равнодушно разбила в тот день жизнь.

Глава VII

Мальчик опять извиняется и просит дядю все-таки показать ему цифры. Автор не сразу соглашается, опять отсылая к ссоре и пережитым эмоциям. Он притворяется, опять хочет наказать ребенка, но долго злиться не может и внутри себя давно простил его за шалости. Он обучает его писать цифры. Племянник, делая ошибки, с восторгом погружается в новую для него науку… 

«Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!»

изучение цифр

Содержание

  1. Краткая характеристика персонажей
  2. Пересказ очень кратко
  3. Краткое содержание по главам
  4. Глава I
  5. Глава II
  6. Глава III
  7. Глава IV
  8. Глава V
  9. Глава VI
  10. Глава VIII
  11. В чем идея автора

В основе краткого содержания рассказа — история непослушного мальчика и его дяди. Иван Бунин раскрывает взаимоотношения между родственниками после ссоры. Мягко и ненавязчиво подводит читателя к интересному выводу на тему взаимоотношений поколений. Сам рассказ «Цифры» очень короткий, но емкий по содержанию и наводит на интересные, пускай и грустные, мысли.

Краткая характеристика персонажей

В кратком содержании рассказа «Цифры» Бунина участвуют 4 персонажа:

  • Главный герой — от его имени ведется повествование. Он является дядей для маленького мальчика. Его размышления о воспитании основа рассказа. Человек строгий, принципиальный, но любящий своего племянника.
  • Мальчик Женя — воспитывается бабушкой и мамой. Дядю воспринимает как наставника и учителя, получает от него подарки, новые знания. Обычный ребенок, мечтательный, любознательный, непосредственный.
  • Мама — поддерживает методы воспитания своего брата.
  • Бабушка — безусловно любит Женю, жалеет его, но не подает виду. На стороне авторитарных правил дома. Пытается напутствовать ребенка, заставить его слушаться взрослых.

Краткое содержание рассказа Ивана Бунина «Цифры»

Иван Алексеевич Бунин

Пересказ очень кратко

Женя просыпается утром с желанием выучиться писать цифры. Дядя давно обещал ему объяснить их, но не находил времени. В очередной раз ребенок получает отказ, и, чтобы все-таки добиться своего, начинает вести себя непозволительно. Мужчина не выдерживает и наказывает Женю. Происходит крупная ссора. После родственники мирятся.

Краткое содержание по главам

Пересказ основных событий глав произведения.

Глава I

Автор обращается к своему племяннику, чтобы напомнить про один случай из своего детства. Эпизод был настолько незначителен, что, скорее всего, ребенок его не запомнил, но дядя помнит его всю жизнь. Он сетует на то, что Женя не знает удержу, когда что-то задумает. Вспоминает, как заканчивались их ссоры, описывая чувство глубокой любви к ребенку в эти моменты.

Затем повествование переходит на вечер, когда Женя пришел к дяде после крупной ссоры и с уважением, забыв про все обиды, просил прощения. Детское сердце перенесло свое дневное горе и было готово вновь вернуться к мечте. Мальчик хочет обучаться цифрам. Но дядя медлит с ответом.

Глава II

Дядя вспоминает день ссоры с самого начала. Утром Женя проснулся и захотел, чтобы ему подарили цветные карандаши, пенал, научили рисовать и писать цифры. Он позвал дядю и горячо попросил помочь выполнить задуманное.

Мужчина начинает искать причины, чтобы не идти за покупками и не заниматься с ребенком. Ему лень. Он говорит, что магазин не работает, в нем “царский день”. Мальчик быстро раскрывает обман. Но дядя грозит ему, и Женя соглашается подождать еще. Однако просит хотя бы показать цифры.

Бабушка говорит ребенку, чтобы он не приставал. Дядя обещает исполнить просьбу завтра. Мальчик соглашается и убегает на завтрак.

После завтрака Женя ведет себя плохо. Кидает стулья, носится по дому, кричит и смотрит на дядю в ожидании. Постоянно требует подтверждение обещания.

Глава III

Ребенок совсем расшалился. Подпрыгивает, стучит ногами в пол и громко кричит. Взрослые поочередно просят его прекратить, но тот не унимается и мешает разговору.

Тут дядя понимает, что теряет терпение. Мальчик не слушается, продолжает вскрикивать и прыгать. Дядя приходит в бешенство, грубо просит ребенка замолчать. Но тот не утихает. Женю хватают за руку и выпроваживают из комнаты, предварительно шлепнув.

Глава IV

Мальчик в один миг переживает смену бурного веселья на отчаяние. Он громко плачет, вопит. После прояснения сознания начинает давить на жалость, однако взрослые не поддерживают его.

Мама говорит, что Женя ужасно избалован. Бабушка явно нервничает, но старается не проявлять сочувствия открыто. Ребенок пытается найти у нее поддержки, но старушка не сдается, подыгрывая остальным взрослым.

Женя рыдает, пока есть силы. Все его жалеют, но никто не подходит, чтобы утешить, потому что это не согласуется с правилами строгого воспитания. Наконец, он затихает.

Глава V

Дядя заглядывает в детскую спустя полчаса под видом внезапного дела. Женя сидит на полу с потемневшим лицом, прерывисто вздыхает и играет с пустыми спичечными коробками. Сердце дяди преисполнено жалостью к ребенку, но он решает уйти. В этот момент Женя говорит, что больше не будет его никогда любить. Не видя реакции, пытается добиться ее и говорит, что заберет свои подарки у дяди обратно. Мужчина уходит.

Поочередно в детскую под видом важных дел заходят мама и бабушка. Отвлеченно говорят о том, что непослушным ребенком быть нехорошо. Советуют Жене пойти попросить прощения у дяди. Мальчик не хочет. Бабушка говорит, что дядя больше не приедет и она умрет, пытаясь пробудить в нем совесть. Но ребенок упрямится и не хочет извиняться. Дядя раздосадован. Мама говорит, чтобы он не обращал внимания на Женю, и все уходят из детской.

Глава VI

Дядя расстроен произошедшим, решает выйти погулять, но случайно слышит, как бабушка стыдит Женю. Она говорит о том, что больше никто не подарит ему карандаши и пенал. И самое главное — не научит писать цифры. Бабушка оставляет ребенка одного в темноте и уходит.

К дяде приходит осознание, что мальчик проснулся утром в ожидании чуда, ждал его всем сердцем. Но пришлось потерпеть. Его поведение показывало бурное желание действовать, учиться новому. Однако взрослые просили опять потерпеть. Последовало наказание и обида, но на смену им пришло смирение.

Глава VIII

Женя выходит из комнаты и просит у дяди прощения. Говорит, что любит его и не хочет огорчать. Дядя соглашается, прощает ребенка и просит его принести карандаш и бумагу.

Мальчик жадно слушает объяснения, учится писать цифры. Его мечта сбывается в этот миг. Дядя счастлив, ему нравится находиться рядом с ребенком.

Краткое содержание рассказа Ивана Бунина «Цифры»

Иллюстрации к рассказу «Цифры» Ивана Бунина

В чем идея автора

Краткий пересказ произведения «Цифры» иллюстрирует теплое отношение автора к детям. Сам Бунин за год до написания этого произведения пережил смерть пятилетнего сына. По всей видимости, какие-то отголоски той боли впитались в рассказ.

Автор раскрывает непосредственный детский характер ребенка, как он искренне ждет исполнения простого желания. Наглядно описывается, как внутреннее напряженное ожидание чуда перерастает во внешнее возбуждение и непослушание.

При этом дядя, несмотря на требования строгости в воспитании, характерные для начала XX века, внутренне понимает, что был неправ. Его пропитывает жалость и любовь к ребенку. По описанию видно, что Женя готов на все, чтобы добиться исполнения своей мечты. Поначалу дяде лень заниматься мальчиком, но в конце он понимает, что процесс приносит счастье и ему тоже.

Бунин стремился объяснить, что взрослым нужно быть более чуткими к детям. Скромные желания составляют для них целый мир, занимающий все мысли и чувства. И родители способны сделать ребенка счастливым очень просто, например, объяснив, как пишутся цифры.

Читать краткий пересказ «Цифр» Бунина или полный рассказ следует всем семьям, где есть дети. Автор пытался донести, что мгновения ссор между родными неизбежны, но последствия могут оказаться гораздо тяжелее. Повзрослевший Женя уже и не помнил о произошедшем, но дядя запомнил тот случай на всю жизнь. Иван Бунин хочет, чтобы люди осознали, насколько детский мир ограничивается возможностями старших. Как хрупок этот мир, как он рушится в одно мгновение от неосторожных слов и действий. И то, как дети верят в своих взрослых, несмотря ни на какие обиды.

  • Краткие содержания
  • Бунин
  • Цифры

Краткое содержание Бунин Цифры

Дядя рассказывает Жене свои воспоминания. Дядя приехал из Москвы погостить на время. Он часто покупал что-нибудь Жене. Однажды дядя так сильно поссорился с Женей, что тот боялся даже подойти к нему. В итоге мальчик извинился и попросил показать ему цифры. Именно этот случай вспоминает рассказчик. Он в подробностях описывает, как проходил тот день, как вел себя ребенок.

В тот день Жене хотелось, чтобы у него были цветные карандаши, пенал, книжки, чтобы он умел писать цифры и рисовать. Мальчик позвал дядю к себе в детскую комнату и попросил купить ему всё, что Жене хотелось в тот день. А еще научить считать. Но дяде было лень идти в город и показывать цифры. Ребенок очень просил, но дядя был непреклонен.

Женя расстроился. Он стал быть стулья в зале и шуметь. Весь день он был рассеян, кушал плохо. А вечером бил ногами об пол и кричал. Никто не мог унять его. Дядя рассердился и выставил Женю из комнаты. Мальчик еще громче стал кричать. Никто не пошел его успокаивать, и он затих.

Дядя пришел только через полчаса, притворяясь, что ищет портсигар. Женя сказал, что ненавидит его. Потом к нему заходили мама и бабушка. Они тоже прикидывались, что зашли за чем-то важным. Но Женя ни с кем не помирился.

В детской было темно. Дядя собрался уходить, и тут бабушка стала говорить Жене, что ему должно быть стыдно, так как дядя ему гостинцы привозит. Еще она говорила, что дядя обидится и больше не приедет. Кто же теперь купит Жене карандаши и покажет цифры? Мальчик остался в комнате один. Его самолюбие было задето. Он вышел из своей комнаты. Извинился перед дядей, уверил его, что любит. Дядя согласился показать цифры. Женя принес карандаш и бумагу. Ребенок был счастлив и очень старался аккуратно писать цифры.

Рассказ учит тому, что необходимо слушаться взрослых и не расстраивать их. Важно понимать и принимать мудрость старшего поколения, потому что они уже много повидали и делятся своим опытом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

  • Антоновские яблоки
  • Антоновские яблоки по главам
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Цифры. Картинка к рассказу

Цифры кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Дубов Сирота

    Книга рассказывает о жизни Леши Горбачева. Отец его погиб на фронте, а вскоре и мама скончалась от болезни. Дядя и тетя Леши, люди глупые и жадные, взяли над ним опеку.

  • Краткое содержание Янссон Последний в мире дракон

    Однажды летом Муми-тролль поймал маленького дракона при помощи стеклянной банки. Дракон был небольшого размера, а легкие крылья напоминали плавники красивой рыбки

  • Краткое содержание Солоухин Мститель

    Произведение начинается с того момента, когда ребятишки отправились выкапывать картофель. Для всех это было радостным занятием, ведь им не надо было просиживать на уроке арифметики

  • Краткое содержание Тургенев Андрей Колосов

    В произведении Тургенева «Андрей Колосов» описывается взаимодействие двух абсолютно противоположных людей. Они имеют совершенно разные взгляды на жизнь, у них противоречащие друг другу моральные ценности и смысл их пребывания у них совершенно разный

  • Краткое содержание Искандер Дедушка

    Мальчик, от лица которого ведется повествование, помогает своему дедушке в заготовке ореховых веток. Точнее, это дедушка, изловчившись, отсекает ветки, используя маленький топорик – цангу. А мальчишка собирает их в пучки.

изображение к чтению

Свой знаменитый рассказ «Цифры» Иван Бунин написал в 1906 году. Известно, что за год до этого умер его сын Коля, которому было на тот момент всего пять лет. Неудивительно, что данное произведение пропитано большой любовью к детям, а также стремлением к новым открытиям. Чтобы понять замысел произведения, лучше обратиться к его анализу по плану. А здесь Вы найдете краткий пересказ рассказа «Цифры». В сокращении эта книга не такая интересная, как в полном варианте, но все же такой формат удобен для быстрого ознакомления с сюжетом. Многомудрый Литрекон точно изложил основные события и не забыл о важных деталях. Приятного просвещения!

Глава 1

Главным героем рассказа является мальчик Женя, который отличается капризной и избалованной натурой. Он упрям и требователен. Но у мальчика чуткое сердце и живой ум. Рассказчиком в произведении выступает дядя Жени. Это сдержанный и спокойный мужчина, который обожает своего племянника, однако не хочет баловать его. 

Произведение начинается с того, с дядя делится с мальчиком своими воспоминаниями. Он обращается к уже взрослому мальчику и напоминает ему о его детстве, вспоминая один случай. 

Однажды мужчина приехал из столицы погостить на определённое время. Неожиданно произошла такая ссора дяди с мальчиком, в результате которой Женя даже боялся подойти к дяде. Всё решилось тем, что Женя, забыв о гордости и обиде, извинился перед дядей, превозмог себя. После извинения он попросил родственника показать ему цифры. Этот случай надолго остался в памяти мужчины, и сейчас он решил рассказать об этом мальчику. Кроме того, он подробно рассказал племяннику, как он себя вёл. 

Глава 2

Дядя вспоминает, в чем заключалась причина этой большой ссоры. В тот день мальчику вдруг захотелось иметь школьные принадлежности: цветные карандаши, пенал, книги. Женя мечтал научиться рисовать и выводить цифры на бумаге. Женя пригласил своего дядю в его комнату, чтобы сердечно попросить его купить всё, что мальчику необходимо для осуществления своей мечты. Также малыш хотел попросить дядю, чтобы он научил его считать. Несмотря на все просьбы племянника, дядя поленился идти в город и показывать ему цифры. Дядю поддержала бабушка. День объявили «царским», когда не положено ничего делать. Мальчик никак не мог уговорить дядю, ведь он оказался непреклонным. 

В результате, мальчик был очень расстроен. Огорченный до глубины души, Женя начал бить стулья и шуметь. Мальчик стал плохо кушать и на протяжении всего дня он ходил рассеянным. Но дядя не поддавался на провокации.

Глава 3

Вечером Женя стал кричать. Никто не оказался способным унять и успокоить мальчика. Ему сделали замечание. Однако Женя стал кричать еще сильнее. Рассердившись, дядя выгнал племянника из комнаты и шлепнул его. Сам дядя признает, что гнев затуманил его рассудок в эту минуту, и он был страшен. 

В итоге, успокаивать Женю никто не стал, и мальчик притих.

Глава 4

Ребенок стал исступленно рыдать за дверью, но дядя холодно отреагировал на его вопли, зная, что мальчик всего лишь «играет умирающего». Дяде уже было стыдно за свой гнев, но он крепился. Его поддержала мама мальчика. Даже бабушка не пошла к Жене, хотя «сердце ее рвалось в детскую».

Глава 5

Спустя полчаса дядя пришёл к Жене, заявляя, что должен найти портсигар.  Он чувствовал свою вину, но не подавал виду. Мальчик сказал, что ненавидит дядю и «больше ничего ему не купит». Дядя отшутился, что и не нужны ему подарки от дурного мальчика. Затем к Жене приходили мама и бабушка. Они тоже решили обмануть мальчика, что ищут какую-то важную вещь. Однако Женя мириться ни с кем не стал.

Вдруг в детской комнате стало темно. Бабушка начала говорить внуку, что ему должно быть стыдно за своё поведение. Но никакие угрозы не убедили Женю в том, что надо извиниться. И взрослые тоже не пошли у него на поводу.

Глава 6

Вечер. В это время дядя уже собрался уходить. Бабушка пристыдила внука, ведь дядя так часто привозит гостинцы. Она же заявила мальчику, что дядя больше не приедет к нему, так как он обиделся. Для Жени слова бабушки оказались очень неприятным известием. Он обеспокоен, кто же ему купит карандаши, кто научит писать цифры? Затем Женя остался в комнате наедине с самим собой. Самолюбие мальчика оказалось сильно задетым. Мальчик решил выйти из комнаты и извиниться перед своим дядей. Он заявил, что любит своего дядю. 

В итоге, мужчина решил осуществить мечту племянника и показать ему цифры. Женя поспешил принести все необходимое: бумагу и карандаш. Мальчик очень обрадовался и стал аккуратно выводить цифры на бумаге. 

Рассказ Бунина повествует о взаимоотношениях взрослых и детей и заставляет задуматься о том, как правильно выстроить эти взаимоотношения. В своём произведении автор утверждает, что детям нужно слушаться взрослых и ни в коем случае нельзя расстраивать их. Также писатель обращается и к родителям. Необходимо ответственно подходить к воспитанию своих детей и не позволять гневу ослепить себя.

Автор: Виктория Комарова

Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. На нашем сайте вы сможете прочитать краткое содержание «Цифры» по главам. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина.

Содержание

  1. Основные персонажи рассказа
  2. Бунин «Цифры» кратко для читательского дневника
  3. Короткий пересказ «Цифры» Бунина по главам
  4. Содержание «Цифры» с цитатами
  5. Видео краткое содержание Цифры

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Женя – невероятно активный, любознательный, но при этом капризный и избалованный мальчик с чутким любящим сердцем.
  • Дядя – родной дядя Жени, выступает в роли рассказчика. Сдержанный мужчина, который очень любит своего племянника, но боится избаловать его.

Другие персонажи:

  • Мама Жени – выступает на стороне своего брата, и старается поддерживать его методы воспитания.
  • Бабушка Жени – любящая женщина, которая не может спокойно смотреть на душевные страдания ребенка, даже если тот наказан по заслугам.

Бунин «Цифры» кратко для читательского дневника

Вариант 1

Рассказ Бунина “Цифры” про ссору дяди и племянника. Героев рассказа несколько: маленький мальчик Женя, его дядя, мама и бабушка. Однажды Женя попросил дядю показать ему, как пишутся цифры. Но дядя был занят и не хотел потакать племяннику, он попросил его подождать.

Тогда племянник расшалился и, когда дядя его строго одернул, стал кричать и плакать. Так он плакал и капризничал весь день. Его уговаривали мама и бабушка, но он злобно отвечал им. Наконец, он пришел к дяде и попросил прощения.

Тогда дядя стал учить его писать цифры. Мальчик был счастлив, что получает новые знания, а дядя простил мальчика.

Вариант 2

Дядя рассказывает Жене свои воспоминания. Дядя приехал из Москвы погостить на время. Он часто покупал что-нибудь Жене. Однажды дядя так сильно поссорился с Женей, что тот боялся даже подойти к нему. В итоге мальчик извинился и попросил показать ему цифры. Именно этот случай вспоминает рассказчик. Он в подробностях описывает, как проходил тот день, как вел себя ребенок.

В тот день Жене хотелось, чтобы у него были цветные карандаши, пенал, книжки, чтобы он умел писать цифры и рисовать. Мальчик позвал дядю к себе в детскую комнату и попросил купить ему всё, что Жене хотелось в тот день. А еще научить считать. Но дяде было лень идти в город и показывать цифры. Ребенок очень просил, но дядя был непреклонен.

Женя расстроился. Он стал быть стулья в зале и шуметь. Весь день он был рассеян, кушал плохо. А вечером бил ногами об пол и кричал. Никто не мог унять его. Дядя рассердился и выставил Женю из комнаты. Мальчик еще громче стал кричать. Никто не пошел его успокаивать, и он затих.

Дядя пришел только через полчаса, притворяясь, что ищет портсигар. Женя сказал, что ненавидит его. Потом к нему заходили мама и бабушка. Они тоже прикидывались, что зашли за чем-то важным. Но Женя ни с кем не помирился.

В детской было темно. Дядя собрался уходить, и тут бабушка стала говорить Жене, что ему должно быть стыдно, так как дядя ему гостинцы привозит. Еще она говорила, что дядя обидится и больше не приедет. Кто же теперь купит Жене карандаши и покажет цифры? Мальчик остался в комнате один. Его самолюбие было задето. Он вышел из своей комнаты. Извинился перед дядей, уверил его, что любит. Дядя согласился показать цифры. Женя принес карандаш и бумагу. Ребенок был счастлив и очень старался аккуратно писать цифры.

Рассказ учит тому, что необходимо слушаться взрослых и не расстраивать их.

Это интересно: Рассказ «Сны Чанга» Бунина был написан в 1916 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сны Чанга» для читательского дневника.  Особенность данного произведения в том, что он ведется от имени пса, в снах и воспоминаниях которого отражается драматическая история жизни его хозяина.

Короткий пересказ «Цифры» Бунина по главам

Глава I

Дядя делится со своим племянником воспоминаниями о давнишней крупной ссоре между ними, когда тот еще был маленьким мальчиком.

Женя – «большой шалун», готовый без удержу резвиться с утра до ночи. Между ним и дядей частенько вспыхивают ссоры, но они быстро мирятся и забывают взаимные обиды. Однако этот конфликт приобрел совсем иные масштабы, и быстрое его разрешение было невозможно.

Главы II-III

Женя отчаянно мечтает научиться писать цифры. Он просыпается в хорошем настроении, предвкушая интересное и полное удивительных открытий времяпровождение. Мальчик просит дядю сходить в магазин и купить все необходимое: детский журнал, бумагу и цветные карандаши.

Однако дяде лень выходить из дома, и он находит подходящую отговорку – «Царский день!». Женя возмущен таким положением дел, ведь он хочет писать цифры здесь и сейчас, и никакой царский день ему не указ. Вот только горячо любимый дядя наотрез отказывается идти на компромисс, и соглашается выучить племянника цифрам на следующий день.

Понимая, что он ничего не добьется от упрямого взрослого, мальчик решает, как следует ему отомстить и с удвоенной силой принимается за шалости. Набегавшись по дому, Женя находит новое развлечение, которое заключается в том, чтобы «подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом звонко вскрикивать».

Первыми не выдерживают такой атаки мама и бабушка шалуна. Они просят Женю успокоиться, но тот не обращает на них никакого внимания, ведь у него одна цель – позлить несговорчивого дядю. И это вскоре ему удается. Дядя кричит на проказника, шлепает его и закрывает в детской.

Главы IV‑V

От «острого и внезапного оскорбления» Женя принимается пронзительно кричать на самой высокой ноте. Устав от криков и рыданий, он прибегает к более эффективной манипуляции, изображая из себя умирающего. Однако и эта мера не оказывает решительно никакого влияния на взрослых.

Тогда Женя хватается за последний шанс и принимается звать бабушку, сердце которой едва выдерживает подобное испытание. Но, так и не дождавшись утешения в лице бабушки, мальчик затихает.

Спустя некоторое время дядя заходит в детскую, чтобы убедиться, что с Женей все в порядке. Но, чтобы выдержать характер, он не обращает никакого внимания на проказника, а делает вид, что ищет портсигар.

Желая, как можно больнее наказать дядю за проявленное равнодушие, Женя обещает, что уж более никогда не будет его любить. Более того, он даже грозится отобрать у него «японскую копеечку», которую подарил ему в знак особого расположения.

Мать с бабушкой просят мальчика помириться с дядей, однако тот не соглашается, и взрослые оставляют его в покое.

Главы VI-VII

Перед сном бабушка в очередной раз уговаривает внука попросить прощения у дяди. Не добившись успеха, она пускает в ход тяжелую артиллерию и напоминает мальчику о том, что если он не помирится с дядей, то тот никогда не научит его писать цифры.

Утром Женя, «обессиленный борьбой за счастье», робко просит прощения у дяди за свое отвратительное вчерашнее поведение. Наконец, между ними воцаряется мир и согласие, и они приступают к работе.

Мальчик с нескрываемым удовольствием и большим старанием выводит цифры, в то время как дядя, которому больше не нужно держать марку строгого и требовательного взрослого, радуется их сближению.  Он с наслаждением вдыхает запах волос любимого племянника, ведь детские волосы так чудесно пахнут, «совсем как маленькие птички».

Заключение

Своей книгой Бунин наглядно демонстрирует, насколько важно взаимопонимание между взрослыми детьми. Необходимо всячески поощрять любознательность ребенка, но ни в коем случае не баловать и не потакать его капризам. Только тогда из малыша вырастет образованный и хорошо воспитанный человек.

Читайте также: Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин написал в 1900 году.  Произведение представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций». На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Антоновских яблок». Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, проверочной работе.

Содержание «Цифры» с цитатами

«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, — это было после одной из наших ссор, — и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Ты большой шалун, и когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Но я не знаю никого трогательнее тебя, когда ты притихнешь, подойдешь и прижмешься к моему плечу! Если же это происходит после ссоры, и я говорю тебе ласковое слово, как порывисто ты целуешь меня, в избытке преданности и нежности, на которую способно только детство! Но это была слишком крупная ссора…»

В тот вечер ты даже не решился подойти ко мне: «Покойной ночи, дядечка» — сказал ты и, поклонившись, шаркнул ножкой (после ссоры ты хотел быть особенно благовоспитанным мальчиком). Я ответил так, будто между нами ничего не было: «Покойной ночи». Но мог ли ты удовлетвориться этим? Забыв обиду, ты опять вернулся к заветной мечте, что пленяла тебя весь день: «Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И пожалуйста, покажи мне цифры!» Можно ли было после этого медлить с ответом? Я помедлил, ведь я очень умный дядя…

В тот день ты проснулся с новой мечтой, которая захватила всю твою душу: иметь свои книжки с картинками, пенал, цветные карандаши и выучиться читать и писать цифры! И все это сразу, в один день! Едва проснувшись, ты позвал меня в детскую и засыпал просьбами: купить книг и карандашей и немедленно приняться за цифры. «Сегодня царский день, все заперто» — соврал я, уж очень не хотелось мне идти в город. «Нет, не царский!» — закричал было ты, но я пригрозил, и ты вздохнул: «Ну, а цифры? Ведь можно же?». «Завтра» — отрезал я, понимая, что тем лишаю тебя счастья, но не полагается баловать детей…

«Ну хорошо же!» — пригрозил ты и, как только оделся, пробормотал молитву и выпил чашку молока, принялся шалить, и весь день нельзя было унять тебя. Радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше, и вечером ты нашел им выход. Ты начал подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и громко кричать. И мамино замечание ты проигнорировал, и бабушкино, а мне в ответ особенно пронзительно крикнул и ещё сильнее ударил в пол. И вот тут начинается история…

Я сделал вид, что не замечаю тебя, но внутри весь похолодел от внезапной ненависти. И ты крикнул снова, весь отдавшись своей радости так, что сам господь улыбнулся бы при этом крике. Но я в бешенстве вскочил со стула. Каким ужасом исказилось твое лицо! Ты растерянно крикнул ещё раз, для того, чтобы показать, что не испугался. А я кинулся к тебе, дернул за руку, крепко и с наслаждением шлепнул и, вытолкнув из комнаты, захлопнул дверь. Вот тебе и цифры!

От боли и жестокой обиды ты закатился страшным и пронзительным криком. Ещё раз, ещё… Затем вопли потекли без умолку. К ним прибавились рыдания, потом крики о помощи: «Ой больно! Ой умираю!» «Небось не умрешь, — холодно сказал я. — Покричишь и смолкнешь». Но мне было стыдно, я не поднимал глаз на бабушку, у которой вдруг задрожали губы. «Ой, бабушка!» — взывал ты к последнему прибежищу. А бабушка в угоду мне и маме крепилась, но едва сидела на месте.

Ты понял, что мы решили не сдаваться, что никто не придет утешить тебя. Но прекратить вопли сразу было невозможно, хотя бы из-за самолюбия. Ты охрип, но все кричал и кричал… И мне хотелось встать, войти в детскую большим слоном и пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами воспитания и с достоинством справедливого, но строгого дяди? Наконец ты затих…

Только через полчаса я заглянул будто по постороннему делу в детскую. Ты сидел на полу весь в слезах, судорожно вздыхал и забавлялся своими незатейливыми игрушками — пустыми коробками спичек. Как сжалось мое сердце! Но я едва взглянул на тебя. «Теперь я никогда больше не буду любить тебя, — сказал ты, глядя на меня злыми, полными презрения глазами. — И никогда ничего не куплю тебе! И даже японскую копеечку, какую тогда подарил, отберу!»

Потом заходили мама и бабушка, и так же делая вид, что зашли случайно. Заводили речь, о нехороших и непослушных детях, и советовали попросить прощения. «А то я умру» — говорила бабушка печально и жестоко. «И умирай» — отвечал ты сумрачным шепотом. И мы оставили тебя, и сделали вид, что совсем забыли о тебе.

Опустился вечер, ты все так же сидел на полу и передвигал коробки. Мне стало мучительно, и я решил выйти и побродить по городу. «Бесстыдник! — зашептала тогда бабушка. — Дядя любит тебя! Кто же купит тебе пенал, книжку? А цифры?» И твое самолюбие было сломлено.

Я знаю, чем дороже мне моя мечта, тем меньше надежд на её достижение. И тогда я лукавлю: делаю вид, что равнодушен. Но что мог сделать ты? Ты проснулся, исполненный жаждой счастья. Но жизнь ответила: «Потерпи!» В ответ ты буйствовал, не в силах смирить эту жажду. Тогда жизнь ударила обидой, и ты закричал о боли. Но и тут жизнь не дрогнула: «Смирись!» И ты смирился.

Как робко ты вышел из детской: «Прости меня, и дай хоть каплю счастья, что так сладко мучит меня». И жизнь смилостивилась: «Ну ладно, давай карандаши и бумагу». Какой радостью засияли твои глаза! Как ты боялся рассердить меня, как жадно ты ловил каждое мое слово! С каким старанием ты выводил полные таинственного значения черточки! Теперь уже и я наслаждался твоей радостью. «Один… Два… Пять…» — говорил ты, с трудом водя по бумаге. «Да нет, не так. Один, два, три, четыре». — «Да, три! Я знаю», — радостно отвечал ты и выводил три, как большую прописную букву Е.

Это интересно: Рассказ «Лапти» И. А. Бунин написал в 1924 году, после переезда писателя во Францию. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Лапти» для читательского дневника. В своей книге автор описал быт дореволюционной России, с большой любовью раскрыл самобытный характер русского народа.

Видео краткое содержание Цифры

В своем труде, под названием «Цифры» Бунин делает основными героями маленького мальчишку и его дядю. Они показаны в теплых взаимоотношениях и давно дружат. Дядя любит племянника, но держит его на расстоянии, потому как придерживается личного мнения о том, что детей баловать очень вредно. Жизнь показана через восприятие взрослого человека с опытом и умением владеть своими чувствами.

  • Краткий пересказ рассказа хамелеон чехов
  • Краткий пересказ рассказа фотография на которой меня нет
  • Краткий пересказ рассказа уроки французского
  • Краткий пересказ рассказа тургенева бежин луг
  • Краткий пересказ рассказа тринадцатый подвиг геракла