Краткий пересказ сказки ворон челобитчик

:
Старый ворон, спасая свой род, истребляемый людьми и хищниками, начал искать правды у начальства и дошёл до коршуна. Тот объяснил, что время его правды ещё не пришло, но в будущем она всех объединит.

У старого ворона изболелось сердце из-за того, что люди истребляют вороний род. Леса вырубили, болота высушили, зверьё прогнали — воронам «честным образом прокормиться нельзя». Да и сами вороны измельчали, прежнего вещего карканья уже и в помине нет, соберутся стаей в саду или скотном дворе, человек из ружья пальнёт — нескольких десятков как не бывало. Хорошо, что вороньё плодовито, а то некому было бы кречету, ястребу и беркуту дань платить.

Уговаривал старик младших, чтобы не воровали по чужим огородам, Но молодёжь отвечала, что времена другие настали, нельзя не воровать.

И в науке так сказано: коли нечего тебе есть, так изворачивайся. И все так нынче живут: дела не делают, а изворачиваются.

Слушал старый ворон эти речи и «глубокую думу думал». На его веку тоже были тяжёлые времена, вороны от голода гибли, но тогда было у вороньего рода правило: сам погибай, «а на чужой кусок не зарься».

Когда старый ворон был ещё неоперившимся воронёнком, отец принёс его в эти места. Тогда здесь были густые леса, полные еды. Ястреб, бывший тогда начальником над воронами, был прост, но по-своему справедлив. Воронят два раза из одного гнезда не уносил, а бедные гнёзда и вовсе в покое оставлял, да и подати тогда не тяжёлые были.

Потом пришёл человек, пустил в ход топор. Старый ястреб не смог управлять при новых порядках, и вороньё совсем от рук отбилось. Тогда старика заменили на молодого ястреба, а в помощь ему кречета приставили, и «началось окончательное разорение».

Из-за высоких налогов вороны роптали, но ястреб их не слушал, только посылал копчиков смутьянов ловить. Думал, что вороньё испугается и дань принесёт, но наполнить казну воронам и сейчас нечем. Пытались они новое место найти, послали разведчиков, но те так и не вернулись.

Долго думал старый ворон и решил начальству в лицо всю правду высказать — сначала ястребу челом бить, потом кречету, а там и до самого коршуна дойти. Долетел ворон-челобитчик до ястреба и начал говорить, что гибнет вороний род из-за человека и несправедливых поборов — люди его истребляют, а копчики добычу отбирают. Ястреб был поставлен ворон защищать, а сам «явился первым разорителем и угнетателем». Сколько же вороны это терпеть будут!

Ястреб был сыт и в хорошем настроении. Он добродушно объяснил ворону, что его правда всем известна, но сейчас она не нужна, и сколько о ней ни кричи — ничего не выйдет. Наступит время, и правда «сама собою объявится», но когда это случится, никто не знает.

У Ястребов тоже своя правда есть — им чем-то питаться надо, а ворон они едят потому, что сильнее их.

Ты мне свою правду объявил, а я тебе — свою; только моя правда воочию совершается, а твоя за облаками летает. Понял?

Да и с кого ястребам дань брать? С воробьёв и синиц много не возьмёшь, остальные лесные птицы по отдельности живут. Только вороны держатся вместе, этим похожи на мужиков, вот и берут с них дань за всех.

Высказал всё это ястреб старому ворону и отправил его восвояси, но ворон полетел не домой, а к кречету. Жил кречет «в падине горного ущелья», а вход в его жилище охранял копчик, всем известный фаворит, в обычной жизни славный малый, но на службе — исполни­тельный до жестокости.

Копчик уже знал, что ворон «правду объявлять прилетел», и пошёл доложить о нём кречету. Тот челобитчика не принял, считая, что есть у его правды изъян, если «она сама собой не проявляется». Сам копчик считал, что ворона за вредные разговоры давно уже съесть надо, но уж очень он старый и жилистый. Напоследок копчик показал, где живёт коршун, начальник края, и ворон отправился к нему.

Коршун с многочисленной свитой обитал на горной вершине за облаками. Был он древним стариком и всё время дремал, однако появление ворона-челобитчика его разбудило. Начал ворон свою правду по пунктам излагать, и после каждого пункта коршун с ним соглашался.

Обрадовался ворон, решил, что наконец-то сможет послужить своему племени. Выслушав ворона до конца, коршун сказал, что он больше двухсот лет на этой скале сидит и на солнце смотрит, но в лицо Правде до сих пор взглянуть не смог, потому что «вместить её птице не под силу».

Ежели кто об себе думает, что он правду вместил, тот и выполнить её должен; а мы, стало быть, не можем выполнить — оттого и смотрим на неё исподлобья. Думается: «Авось-либо она мимо пройдёт!»

Коршун считал, что ястреб правильно всё объяснил. Правда не для всех подходит — одних в соблазн вводит, другие её за упрёк принимают. Даже тот, кто рад правде послужить, не всегда может к ней подступиться.

Сейчас «везде рознь, везде свара», никто не понимает, куда и зачем идёт, поэтому у каждого своя, личная правда. Но придёт время, когда каждому «сделаются ясными пределы, в которых жизнь его совершаться должна». Тогда исчезнут распри, а с ними и мелкие правды. Появится настоящая Правда, одна на всех, и тогда все станут жить в дружбе и любви.

Сказав это, коршун отправил ворона домой и велел передать, что он на вороний род как на каменную гору надеется.

  • Краткие содержания
  • Салтыков-Щедрин
  • Ворон-челобитчик

Краткое содержание Ворон-челобитчик Салтыков-Щедрин

Переживал старый ворон о роде вороньем: кормиться негде стало, люди десятками убивают, хищные птицы данью непомерной обложили.

Часто говорил он молодым птицам, чтоб не воровали. Но не могли они без чужого куска выживать, платя за него жизнями. Изменилось все вокруг с приходом человека. Поредели леса, затянулись болота, высыхает река. Стало меньше еды и ястребы втрое подати увеличили. Погибает род вороний.

Решил с этой правдой ворон полететь к старшим птицам: ястребу, кречету и коршуну. Ястреб повелел жить и изворачиваться, и не кричать о правде на каждом углу – и так всем все известно.

Не послушал старик и полетел к кречету. Но тот не принял, а велел передать, что порочная правда воронья, иначе бы давно сама собой проявилась.

Улетел тогда ворон далеко к горным вершинам, к самому коршуну. Был он стар и важен, и сидел на уступе скалы в окружении разнообразных птиц, служивших при нем чиновниками.

Стал ему жаловаться ворон, как истребляют их хищники и люди, как разоряют поборы. А коршун кивал, соглашаясь со всем. А потом признался: сколько живет, никогда не может в лицо Правде посмотреть. Поскольку тот, кто осознал правду в себе, то тот и исполнить ее должен. Оттого и глядят на нее исподлобья в надежде, что пройдет она мимо.

Да и у каждого своя правда, и оттого раздоры и свары кругом. Но придет время, когда рассеются «личные правды», а появится одна настоящая и обязательная для всех Правда. И тогда будут жить все в согласии.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Дневник провинциала в Петербурге
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Запутанное дело
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Обманщик-газетчик и легковерный читатель
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Путём-дорогою
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Смерть Пазухина
  • Современная идиллия
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Ворон-челобитчик. Картинка к рассказу

Ворон-челобитчик кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Пушкин Песнь о Вещем Олеге

    Олег намерен отомстить хазарам за частые и разорительные набеги на Русь, поэтому он отправляется в поход на них со своей дружиной. На своем пути в лесу он встречает старца-волхва, который предсказывает Олегу доблесть и славу на протяжении его жизни

  • Краткое содержание Сказка о Шише Шергина

    Шиш Московский — плут и обманщик, главный герой рассказа. Все время с ним случаются какие-то нелепые истории, после которых положение его становится все хуже и хуже.

  • Краткое содержание Ростан Сирано де Бержерак

    На сцене театра была премьера представления, где главную роль играл Монфлери, в этот момент он находился на сцене. Но поэт Сирано де Бержерак запретил ему быть тут появляться. Но когда Монфлери услышал угрожающий голос поэта

  • Краткое содержание Чехов Попрыгунья

    В конце 1891 года выдающийся писатель Антон Павлович Чехов написал известный рассказ «Попрыгунья». По мнению некоторых исследователей в основу литературного произведения положена реальная история.

  • Краткое содержание Гоголь Тарас Бульба

    Андрей и Остап, сыновья казацкого полковника Тараса Бульбы, возвращаются домой. Позади годы учебы в Киевской академии. Родители радостно встречают братьев и в честь их возвращения созывают всех полковников и сотников

Краткое содержание Ворон-челобитчик Салтыкова-Щедрина для читательского дневника

Жил на свете один старый ворон, он с тоской вспоминал давние времена, когда все было по — другому, вороны не воровали, а честным путем добывали себе еду. У него болело сердце от таких дум.

Тяжело ему было смотреть на гибели вороньего рода, от рук человека, когда птицы расхищали людское добро. Ворон не раз предупреждал птиц, о том, чтобы они не воровали, но все было бес толку, погибал вороний род, а хищные птицы еще и своими налогами разоряли.

Полетел ворон с челобитной к другим птицам, за советом, как дальше жить. Сначала старик прилетел к ястребу, но тот над ним посмеялся и посоветовал жить и крутиться, как можешь. Кречет тоже не дал дельного совета. Приуныл совсем старик, но полетел дальше.

Отправился старый ворон к коршуну, который жил высоко в горах и считался самым мудрым и справедливым, разнообразные птицы ходили у него в советниках. Прилетел ворон и стал на судьбу сетовать, говорить, как трудно живется его роду. Выслушал мудрый коршун челобитчика и говорит, что каждый живет своей правдой, и покуда будет так, не сможет никто нормально жить, но когда живые существа поймут, что правда одна, и объединятся, то на всем белом свете станет хорошо жить. Сказал так и отпустил старого ворона восвояси.

Это произведение учит не искать правды, а жить, как нам полагается, не доставляя никому хлопот и соблюдая порядки.

Оцените произведение:

  • 3.09
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 44

Читать краткое содержание Ворон-челобитчик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Ворон-челобитчик

Ворон-челобитчик для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание сказки Как петух лису обманул

    Жил был у одной старушки очень боевой петух. Был он кривым, косым, еще и невероятный задира и забияка! Регулярно прибегали соседки жаловаться на разбойника, потому что гонял слабых и беспомощных.

  • Краткое содержание Пришвин Москва-река

    Москва-река – это удивительное произведение одного из лучших русских писателей прошлого – Михаила Пришвина.

  • Краткое содержание Любовница французского лейтенанта Фаулз

    Действие произведения происходит в небольшом городке Лайм-Риджис в 1867 году. Перед нами предстают молодые люди, которые совершают прогулку по набережной. Женщина была наряжена в модное платье

  • Краткое содержание Ночь после выпуска Тендрякова

    В произведении автор обращается к теме воспитания подрастающего поколения и показывает, какая роль в становлении личности принадлежит школе.

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

  • Краткое содержание Андерсен Ромашка

    Возле дачного участка в зеленой траве росла ромашка. С каждым днем она была все больше и больше, и наконец она расцвела. Не волновало ее, что она была посредственным и незаметным цветком, наоборот, она довольная тянулась к солнцу.

Ворон-челобитчик пересказ читать онлайн

  • Краткое содержание
  • Салтыков-Щедрин
  • Ворон-челобитчик

Ворон-челобитчик — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

Переживает старый ворон, что настали тяжелые времена для воронья. Сами вороны измельчали, вместо прежнего вещего карканья только пустозвон один издают, за это и стреляет их человек, чтоб зря не голосили. А еще трудно стало в лесу найти пропитание, пришлось ближе к людям перебираться, в сады да скотные дворы, откуда птицу тоже гонят. Принялся старик, было, поучать молодежь, чтоб не летала без толку по чужим огородам, не промышляла воровством, но только подняли его на смех, сказали, что все так живут. Не украдешь – не проживешь, жизнь, как война: или повезет, и живым и сытым останешься, или будешь чучелом в огороде других птиц пугать.

А ведь когда-то были другие времена. Помнил ворон честное житье во времена своей молодости, когда даже ястреб, начальник всего пернатого царства, жил по справедливости и чаще одного вороненка в день из гнезда не уносил. А потом пришел человек, вырубил леса, осушил реки, а там изменения и в птичьей жизни начались. Да какие! Вначале отправили в отставку старого ястреба, посадив на его место молодого и прогрессивного. А тот налоги поднял да и улетел. Тяжелая жизнь началась у воронья, не стало ему воли.

И решил старик лететь с правдой к самому главному ястребу, потом к ворону и кречету, а вдруг они не знают на своих местах, как тяжело народу живется. К первому ястребу прибыл, рассказал ему, что задыхается от непомерных оброков воронье, на лету у него корм отнимают, а тот ему один вердикт на это вынес: «Изворачивайтесь». А нет, так и погибайте тогда.

От  ястреба полетел старик к кречету. Здесь его вначале встретил дежурный чиновник, который через три часа ожидания доложил ворону, что не хочет его видеть кречет, правда его никому не интересна. Пришлось отправляться прямиком к коршуну, начальнику края. Внимательно выслушав неспешный рассказ старика, ответил ему коршун, что за 200 лет своего царствования сам ни разу правду в глаза не видел, потому что у каждого она своя. А раз так, то и найти ее невозможно.

Также читают:

Рассказ Ворон-челобитчик (читательский дневник)

Ворон-челобитчик

Популярные сегодня пересказы

  • Кот в сапогах — краткое содержание сказки Перро

    Повествование начинается с того, что знакомит читателя с одним мельником. Он был стар. Сам не заметил того факта, как силы оскудели, и здоровье стало уже не таким. Мельник почил. Старик имел трех сыновей

  • Краткое содержание романа Черновик Лукьяненко

    Осень, Москва. Кирилл — юноша, обладающий отвратительным характером, с которым способен совладать лишь его любимый верный пес.

  • Статья Обломов роман Гончарова — краткое содержание Дружинина

    Великий поэт и писатель — это всегда просветитель, творчество которого бессмертно. Русская литература не исключение. Пушкин, Гоголь и Кольцов – эта та поэтическая триада

  • Краткое содержание повести Калина красная Шукшина

    Жанровая направленность произведения определяет его в качестве драматической повести, основная проблематика которой заключается в возможности каждого человека исправить совершенные в жизни ошибки и выбрать правильный путь

Жил на свете один старый ворон, он с тоской вспоминал давние времена, когда все было по — другому, вороны не воровали, а честным путем добывали себе еду. У него болело сердце от таких дум.

Тяжело ему было смотреть на гибели вороньего рода, от рук человека, когда птицы расхищали людское добро. Ворон не раз предупреждал птиц, о том, чтобы они не воровали, но все было бес толку, погибал вороний род, а хищные птицы еще и своими налогами разоряли.

Полетел ворон с челобитной к другим птицам, за советом, как дальше жить. Сначала старик прилетел к ястребу, но тот над ним посмеялся и посоветовал жить и крутиться, как можешь. Кречет тоже не дал дельного совета. Приуныл совсем старик, но полетел дальше.

Отправился старый ворон к коршуну, который жил высоко в горах и считался самым мудрым и справедливым, разнообразные птицы ходили у него в советниках. Прилетел ворон и стал на судьбу сетовать, говорить, как трудно живется его роду. Выслушал мудрый коршун челобитчика и говорит, что каждый живет своей правдой, и покуда будет так, не сможет никто нормально жить, но когда живые существа поймут, что правда одна, и объединятся, то на всем белом свете станет хорошо жить. Сказал так и отпустил старого ворона восвояси.

Это произведение учит не искать правды, а жить, как нам полагается, не доставляя никому хлопот и соблюдая порядки.

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Ворон-челобитчик

Хранители сказок | Сказки Салтыкова-Щедрина М.Е.

Все сердце у старого ворона изболело. Истребляют вороний род: кому не лень, всякий его бьет. И хоть бы ради прибытка, а то просто ради потехи. Да и само вороньё измалодушничалось. О прежнем вещем карканье и в помине нет; осыплют вороны гурьбой березу и кричат зря: «Вот мы где!» Натурально, сейчас — паф! — и десятка или двух в стае как не бывало. Еды прежней, привольной, тоже не стало. Леса кругом повырубили, болота повысушили, зверье угнали — никак честным образом прокормиться нельзя. Стало вороньё по огородам, садам, по скотным дворам шнырять. А за это опять — паф! — и опять десятка или двух в стае как не бывало! Хорошо еще, что вороны плодущи, а то кто бы кречету, да ястребу, да беркуту дань платил?

Начнет он, старик, младших собратий увещевать: «Не каркайте зря! не летайте по чужим огородам!» — да только один ответ слышит: «Ничего ты, старый хрен, в новых делах не смыслишь! нельзя, по нынешнему времени, не воровать. И в науке так сказано: коли нечего тебе есть, так изворачивайся. И все так нынче живут: дела не делают, а изворачиваются. Пропадать, что ли, нам! Мы еще где до свету встанем, снимемся с гнезд и весь лес обшарим — везде хоть шаром покати. Ни ягоды лесной, ни пичуги малой, ни зверя упалого. Даже червь, и тот в землю зарылся».

Слышит старый ворон эти речи и глубокую думу думает. Трудные бывали на его памяти времена. Целыми годами преследовала вороний род бескормица, без числа вороньё погибало. Но тогда было правило: есть у тебя когти — рви ими свою грудь, а на чужой кусок не зарься! Однако и тогда уж было приметно, что недолго вороньё эту школу выдержит. Смотреть, как другие живут припеваючи, а самому добровольно умирать с голода — от одного этого хоть чье хочешь сердце изноет.

И наука, кстати, на помощь пришла: клюй, что можешь и где можешь! Удастся набить зоб — летай на свободе сытый и веселый; не удастся — виси простреленный на огороде, вместо чучела! На то война.

Когда принес его сюда, едва оперившегося, старый батько из-за тридевять морей, места здесь были вольные. Лес да вода — и глазом не окинешь. В лесу всякой ягоды, всякого зверя, птицы — всего вдоволь; в воде рыба кишмя кишела. Начальником и тогда у них был, как и теперь, ястреб, но тогдашний ястреб и сам по себе был по горло сыт, да и прост был, так прост, что и до сих пор об его простоте анекдоты ходят. Любил, правда, молоденькими воронятами полакомиться, но и тут справедливость наблюдал: сегодня из одного гнезда унесет вороненка, завтра из другого, а ежели видит, что гнездо бедное, упалое, так и безо всего улетит. И подати тогда были не тяжелые: по яйцу с гнезда, да по перу с крыла, да с каждых десяти гнезд по вороненку орлу в презент. Отбыл повинность — и спи на оба уха.

Но чем дальше шло, тем глубже и глубже все изменялось. Облюбовал вольные места человек и начал с того, что пустил в ход топор. Леса поредели, болота стали затягиваться, река обмелела. Сначала по берегу реки появились заимки, потом деревни, села, помещичьи усадьбы. Стук топора гулким эхом раздавался в глубинах лесных, нарушая обычное течение жизни зверей и птиц. Старейшины вороньего племени уже тогда предсказывали, что грозит что-то недоброе, но молодое вороньё с веселым карканьем кружилось около человеческих жилищ, словно приветствуя пришельцев. Строгие заветы предков наскучили молодым сердцам; лесные глубины опостылели. Потребовалось новое, диковинное, неизведанное. Вороньё разделилось на партии; начались пререкания, усобицы, рознь…

Одновременно с этими изменениями произошли изменения и в высших орнитологических сферах. Старый ястреб оказался стоящим не на высоте своей задачи. Он мог управлять только при патриархальных порядках, но когда отношения усложнились, когда на каждом шагу в воронье существование врывались новые элементы, административное чутье окончательно его покинуло. Главные начальники называли его старым колпаком; вороньё оспаривало его власть и бесцеремонно каркало ему в уши всякую чепуху. Он же, вместо того, чтоб пресечь зло в самом корне, только благосклонно хлопал глазами и шутя говорил: «Вот ужо, придет реформа, узнаете вы, как кузькину мать зовут!» Наконец и ожидаемая реформа пришла. Старика сдали в архив, а прислали вместо него начальником совсем молодого ястреба, да в помощь к нему, в видах пущего контроля, поставили кречета.

Прилетели новые начальники и сказали вороньему племени немилостивое слово. «Я вас к одному знаменателю приведу!» — цыркнул ястреб, а кречет прибавил: «И я тоже». Сказавши это, объявили, что отныне налоги увеличиваются против прежнего втрое, выдали окладные листы и улетели.

Началось окончательное разорение. Вороньё роптало: «Налоги установили немилостивые, а новых угодьев не предоставили!» — раздавалось по лесу; но ни ястреб, ни кречет не внимали жалобам воронья и посылали копчиков ловить смутьянов, которые зря пустые речи в народ пущают. Много было тогда гнезд разорено, много вороньего племени в плен уведено и отдано на съедение волкам и лисицам. Думали, что вороньё, испугавшись, на хвосте дани принесет. Но вороньё от испуга только металось и жалобно каркало: «Хоть режьте, хоть стреляйте, а даней нам взять неоткуда!»

Так оно и посейчас идет: вороньё разоряется, а казна не наполняется. Что и добудет ворона на стороне, и то копчик на пути отнимет. Словом сказать, хуже нельзя. Надумало было вороньё новых местов искать и летунов вперед для разведок отправило, но они улететь улетели, а назад не воротились. Может быть, заблудились, может быть, по пути копчики задавили, а может быть, и сами собой с голоду погибли. Да и шутка сказать — с насиженных мест неведомо куда лететь! Нет нынче вольных мест! всюду проник человек! И ему тесно стало. Идет вперед с топором; стонут леса, бегут звери, а он с утра до вечера корчует пни, расчищает пашню, рубит избу, а ночью дрожит в землянке от холода и голода в ожиданье, когда-то вся эта сутолока в порядок придет.

Думал-думал старый ворон и наконец надумал: «Надо лететь всю правду объявить». Только стар он и слаб — долетит ли? Ведь лететь — дорога не близкая. Сначала надо ястребу челом бить, потом кречету, а наконец и к коршуну, который в ту пору вороньим племенем, вроде как начальник края, правил.

У птиц тоже, как и у людей, везде инстанции заведены; везде спросят: «Был ли у ястреба? был ли у кречета?», а ежели не был, так и бунтовщиком, того гляди, прослывешь.

Наконец, однако ж, снялся ранним утром с гнезда и полетел. Видит, сидит ястреб на высокой-высокой сосне, уж сытый, и клюв когтями чистит.

— Здравствуй, старче! — приветствовал его ястреб благодушно, — зачем пожаловал?

— Прилетел я к твоему степенству правду объявить! — горячо закаркал старый ворон, — гибнет вороний род! гибнет! человек его истребляет, дани немилостивые разоряют, копчики донимают… Мрет вороний род, а кои и живы — и тем прокормиться нечем.

— Вот как! А не от нерадивости ли вашей все эти беды на вороний род опрокинулись?

— Сам ты знаешь, что нерадивости в нас нет. С утра до ночи мы шарим и корму доглядываем. Живем в трудах, как честному воронью жить надлежит, только добыть что-нибудь честным образом невозможно стало.

Ястреб на минуту задумался, словно не решался настоящее слово выговорить, но наконец сказал:

— Изворачивайтесь!

Однако решение это не удовлетворило, а только пуще взволновало ворона.

— Знаю я, что нынче все изворотами живут, — горячо ответил он, — да прост на это наш вороний род. Другие миллионы крадут, и все им как с гуся вода, а ворона украдет копейку — ей за это смерть. Подумай, разве это не злодейство: за копейку — смерть. А ты еще учишь: «изворачивайтесь!» Прислан ты к нам начальником, чтоб защищать нас от обид, а явился первым разорителем и угнетателем! Доколе мы будем терпеть? Ведь ежели мы…

Ворон не договорил и испугался: не легко, видно, правду-то объявлять.

Но ястреб, как сказано было выше, был сыт и смотрел на незваного гостя благодушно.

— Знаю, не договаривай, — сказал он, — давно мы эту песню слышим, да покуда бог еще миловал… А ты все-таки на ус себе намотай: прилетел ты ко мне правду объявить, да на первом же слове и запнулся… Все ли ты сказал?

— Всё покамест, — отвечал ворон, продолжая робеть.

— Ну, так я тебе вот что отвечу: правда твоя давно всем известна; не только вам, воронам, а и копчикам, и ястребам, и коршунам. Только не ко двору она в наше время пришлась, а потому, сколько об ней ни объявляй, хоть на всех перекрестках кричи — ничего из этого не выйдет. А когда наступит время, что она сама собою объявится, — этого покуда никто не знает. Понял?

— Понял я одно: что вороньему роду конец пришел! — с горечью ответил ворон.

— Ну, коли не понял, давай разговаривать. Говоришь ты, что человек вас истребляет — но разве можем мы, птицы, против человека идти? Человек порох выдумал — а мы чем на это ответить можем? Выдумал человек порох — и палит в нас, что вздумается, то над нами и делает. Мы все равно, что мужики: со всех сторон в них всяко палят. То железная дорога стрельнет, то машина новая, то неурожай, то побор новый. А они только знай перевертываются. Каким таким манером случилось, что Губошлепов дорогу заполучил, а у них после того по гривне в кошеле убавилось — разве темный человек может это понять? А дело-то простое: Губошлепов порох выдумал, а мужики, ровно черви, только в навозе копаться умеют. А ежели ты червь, так и живи, как червю жить подобает. Червю и вы, вороньё, потачки не даете, — вспомни-ка! что если б он на вас гвалт поднял, не вы ли бы первые удивились: «Червь, мол, ползущий, а тоже разговаривает!» Так-то, старче! Кто одолеет, тот и прав. Понял теперь?

— Погибать, значит, надо? Ах, какое жестокое ты слово сказал! — затосковал ворон.

— Жестоко ли мое слово, или не жестоко, не в том суть, а в том, что и я правды от тебя не утаил. Не той правды, которой ты ищешь, а той, которую, по нынешнему времени, всякий в расчет принимать должен. Но будем продолжать разговор. Ты говоришь, что копчики корм у вас на лету отнимают, что я сам, ястреб, ваши гнезда разоряю, что мы не защитники ваши, а разорители. Что ж: вы кормиться хотите — и мы кормиться хотим. Кабы вы были сильнее — вы бы нас ели, а мы сильнее — мы вас едим. Ведь это тоже правда. Ты мне свою правду объявил, а я тебе — свою; только моя правда воочию совершается, а твоя за облаками летает. Понял?

— Погибать! погибать надо! — продолжал твердить старый ворон, почти не сознавая действительного значения ястребовых речей, но инстинктивно чувствуя, что они заключают в себе нечто неслыханно жестокое.

Ястреб оглянул челобитчика с головы до хвоста, и так как был сыт, то захотелось ему пошутить над стариком.

— А хочешь, я тебя съем! — сказал он; но, увидев, что ворон инстинктивно сделал скачок назад, продолжал, — ну тебя ! тощ ты и стар — какая это еда! Ну-тка, распахни-ка жилет!

Ворон распустил крылья и сам удивился: кости да кожа, ни пуху, ни перьев нет — волк голодный, и тот на такую птицу не позарится.

— Вот видишь, каков ты стал. А все оттого, что о правде думаешь. Кабы ты по-вороньи, без думы, жил — такой ли бы ты был! А впрочем, пора и кончить. Жалуешься ты еще, что поборы с вас, воронья, немилостивые берут, — и это правда. Но подумай: с кого же брать? Воробьи, синицы, чижи, зяблики — много ли они могут дать? рябчики, глухари, стрепета, дятлы, кукушки? — эти живут каждый сам по себе, их и днем с огнем не отыщешь. Одно вороньё живет обществом, как настоящие мужики, и притом само о себе непрестанно возглашает — что же удивительного, что оно в ревизские сказки попало? А коли попал в ревизские сказки — держись! Если же в последнее время и впрямь сборы тяжелее прежнего стали, то, стало быть, так нужно. Потребностей больше — и сборов больше: это хоть кого хочешь спроси. Так-то вот, старче. Ты правду сказал, и я правду сказал; а чья правда крепче — на это отвечает ваше воронье житье. Ну, а теперь лети восвояси, а я вздремнуть хочу.

Однако ворон не возвратился восвояси, а направил полет к кречету.

«Будь, что будет, — думал он, тяжело взмахивая старческими крыльями, — а я доведу дело до конца! Если и кречет моей правды не примет, то полечу в губернию к самому коршуну, а от правды не отступлюсь!»

Кречет жил в впадине горного ущелья, и доступ к нему был очень труден. У порога его жилища сидел дежурный копчик и принимал просителей. На этот раз дежурным оказался известный всему вороньему роду копчик Иван Иваныч, фаворит кречета (слухи шли даже, что он его побочный сын), который поручал ему самые важные и секретные дела. Это был лихой малый, с виду добродушный, с благосклонными и даже изысканными манерами. Не прочь был и побалагурить, и кутнуть где-нибудь за облачком, и полетать с девушками-чечеточками в горелки, и даже одолженье другу-приятелю сделать; но все это благодушие оставалось при нем лишь до тех пор, покуда он находился вне службы. Как только он приступал к исполнению обязанностей (особливо секретных поручений), то мгновенно преображался. Становился холоден, суров и исполнителен до жестокости. Прикажут ему настичь — он настигнет; прикажут удавить — задавит. Если птица и вдвое больше и сильнее его, он таким кубарем к ней подлетит, что та загодя начинает уж кричать и метаться от тоски. Вообще птицы, которые бывали у него в переделке, при одном имени его трепетали от страха.

— Не проспался, старик? — иронически приветствовал челобитчика Иван Иваныч.

Старый ворон понял, что здесь уже все известно. И у птиц существуют свои лазутчики, через которых не только действия, но и тайные помышления обывателей известны.

— Какой уж у стариков сон! — уклончиво отвечал он.

— Правду объявлять прилетел? — продолжал копчик, — ну, да, впрочем, это твое дело. Доложить?

— Да, уж сделай такую милость.

Иван Иваныч юркнул в впадину и около часа там оставался. Ворон, с замиранием сердца, ждал его появления. Наконец он показался.

— Велено тебе сказать, — молвил он, — что растабарывать с тобой некогда. Правда твоя искони всем известна, да, стало быть, есть в ней порок, ежели она сама собой не проявляется. Беспокойный у тебя нрав, пустые ты речи в народ пущаешь. Давно бы за это съесть тебя надо, да, слышь, стар ты, худ и немощен. К начальнику края, чай, теперь полетишь?

— Нет уж, что уж… — хотел было утаиться ворон.

— Не запирайся! насквозь я тебя вижу! Что же, лети! только как бы тебе очи за твою правду не выклевали. — Смотри, не прогадай! Да ты, поди, и дороги не знаешь; видишь, вон, облако, там, над самым этим облаком, — там и есть.

Несмотря на предсказание копчика, ворон решился довести свое челобитье до конца. Долгим и кружным путем взбирался он, ночуя в покинутых звериных норах и пропитываясь ягодами, изредка попадавшимися на отрогах гор. Наконец он врезался в облако, и перед глазами его предстало волшебное зрелище.

Несколько смежных горных вершин, покрытых снегом, пламенели в лучах восходящего солнца. Издали казался точно сказочный замок, у подножия которого застыли облака, а наверху, вместо крыши, расстилалась бесконечная небесная лазурь.

Коршун сидел на скале, окруженный целой массой разнообразнейших птиц. По правую сторону его сидел белый кречет, помощник его и советник; у ног кувыркались всех сортов чиновники особых поручений: попугаи, ученые снегири и чижи; сзади хор скворцов докладывал утреннюю почту; в сторонке, на отдельной вершине, дремали совы, филины и нетопыри, образуя из себя нечто вроде губернского совета; вороны во множестве мелькали вдали, с перьями за ушами, строчили указы, предписания и донесения и кричали: «С пылу, с жару! по пятачку за пару!»

Коршун был ветхий старик и от старости едва-едва скрипел клювом. В ту минуту, когда у ног его опустился ворон, он только что пообедал и в полудремоте, смежив очи, покачивал головой, несмотря на оглушающий говор и шум. Однако появление челобитчика произвело среди птиц некоторый переполох, благодаря которому коршун встрепенулся.

— С просьбицей, старче? — спросил он ворона ласково.

— Прилетел я из-за тридевяти земель правду твоему великостепенству объявить! — начал ворон восторженно, но тут же был остановлен кречетом.

— Не разводи риторики! — холодно прервал его последний, — докладывай дело без украшений, ясно, просто, по пунктам. Что тебе надобно?

Начал ворон по пунктам свое челобитье излагать: человек вороний род истребляет, копчики, ястреба, кречета донимают, сборы немилостивые разоряют… И каждый раз, как кончит он один пункт, коршун поскрипит клювом и молвит:

— Правда твоя, старче!

Сердце играло в груди старого ворона при этих подтверждениях. «Наконец-то! — думалось ему, — увижу я эту правду, по которой сызмлада тоскую! Послужу своему племени, поревную за него!» И чем дальше лилось его слово, тем горячее и горячее оно звучало. Наконец он высказал все, что у него было на душе, и замолк.

— Все ли ты сказал? — спросил его коршун.

— Все, — ответил ворон.

— У ястреба, у кречета челом бил?

— Бил и у них.

Он кратко изложил свой разговор с ястребом, а также свое неудавшееся свидание с кречетом.

— Так вот что я тебе на твою правду скажу, — молвил коршун, — больше двухсот лет я сижу на этом утесе и хоть бочком да на солнце смотрю… Но правде и до сих пор ни разу взглянуть в лицо не мог.

— Но почему же? — в недоумении каркнул ворон.

— А потому, что вместить ее птице не под силу. Ежели кто об себе думает, что он правду вместил, тот и выполнить ее должен; а мы, стало быть, не можем выполнить — оттого и смотрим на нее исподлобья. Думается: «Авось-либо она мимо пройдет!»

Коршун на минуту задумался и продолжал: — Жестокое тебе слово ястреб сказал, но правильное. Хороша правда, да не во всякое время и не на всяком месте ее слушать пригоже. Иных она в соблазн ввести может, другим — вроде укоризны покажется. Иной и рад бы правде послужить, да как к ней с пустыми руками приступиться! Правда не ворона — за хвост ее не ухватишь. Посмотри кругом — везде рознь, везде свара; никто не может настоящим образом определить, куда и зачем он идет… Оттого каждый и ссылается на свою личную правду. Но придет время, когда всякому дыханию сделаются ясными пределы, в которых жизнь его совершаться должна, — тогда сами собой исчезнут распри, а вместе с ними рассеются как дым и все мелкие «личные правды». Объявится настоящая, единая и для всех обязательная Правда; придет и весь мир осияет. И будем мы жить все вкупе и влюбе. Так-то, старик! А покуда лети с миром и объяви вороньему роду, что я на него, как на каменную гору, надеюсь.

Хранители сказок | Сказки Салтыкова-Щедрина М.Е.

  1. Краткие содержания
  2. Салтыков-Щедрин
  3. Ворон-челобитчик

Краткое содержание сказки Ворон-челобитчик Салтыкова-Щедрина

Сказка сатирического характера «Ворон-челобитчик» впервые была опубликована Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1889 году. В этой истории автор в иносказательной форме рассматривает важнейшие вопросы порядочности, чести, благородства и жизни в соответствии с основными моральными правилами.

В центре сюжета произведения находится пожилой ворон, которого искренне заботит судьба его рода. Он переживает из-за того, что его собратья не в состоянии себя прокормить, при этом люди безжалостно охотятся на ворон, а хищники требуют от них огромную дань.

Старик горячо уговаривает молодых птиц не красть, однако они не в силах выжить, не прибегая к такому способу добычи. Ворон с отчаянием видит, что его племя находится на грани полного вымирания, и он не представляет себе, кто мог бы помочь ему самому и его сородичам справиться с бедой.

Ворон решает обратиться за советом к старшим птицам, таким, как коршун, ястреб и кречет. Ястреб рекомендует ему жить, постоянно изворачиваясь в поисках пропитания, и не говорить постоянно о некоей правде, поскольку все вокруг отлично понимают ситуацию.

Однако старик не разделяет подобной позиции и отправляется к кречету. Но птица отказывается принять ворона, приказав передать ему, что на самом деле воронья истина является порочной и не соответствующей действительности, в противном случае эта правда давно проявила бы себя самостоятельно.

Пожилой ворон, не желая сдаваться, летит к вершинам гор, где обитает коршун, пользующийся среди птиц максимальным уважением и авторитетом. Немолодой и весьма важный коршун, сидя на скале, окружен множеством птиц, являющихся его помощниками.

Ворон начинает жаловаться на чрезвычайно печальное положение его рода, на то, что люди и хищники истребляют ни в чем не повинное племя, страдающее также и из-за непомерных податей. Коршун соглашается со всеми утверждениями просителя, даже не пытаясь опровергнуть слова гостя. Позднее он признается, что, невзирая на свой немалый возраст, он никогда не решается посмотреть в лицо Правде. Как подчеркивает коршун, тот, кто осознает истину внутри себя, должен воплотить ее в реальность. Однако на такой поступок фактически ни у кого из птиц или зверей не хватает силы духа, и именно по этой причине все стараются не задумываться над этим вопросом.

Мудрая птица объясняет ворону, что каждый действительно видит только собственную правду. Но когда живые создания поймут, что на самом деле существует лишь одна настоящая Правда, и объединят свои усилия, то на свете воцарится полное согласие.

Сказка заставляет осознать, что не следует напрасно тратить время и силы на поиски некоей истины. Для всеобщего счастья любому человеку необходимо лишь жить достойно и не причинять никому вреда, соблюдая установленный в обществе порядок.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Ворон-челобитчик. Читательский дневник

Ворон-челобитчик

Советуем почитать

  • Краткое содержание книги Три мушкетёра Дюма

    Роман был написан в 1844 году. Действие романа происходит во Франции в 1625 году во времена правления короля Людовика XIII. Молодой парень из Гасконии по имени д*Артаньян отправился в Париж

  • Великий Гэтсби — краткое содержание романа Фицджеральда

    Ник Кэрреуэй возвращается в Америку после Первой мировой войны. Выпускник Йеля, происходящий из богатой семьи, он перебирается в пригород Нью-Йорка, чтобы изучать финансовую деятельность. Домик

  • Краткое содержание сказки Листопадничек Соколова-Микитова

    Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду сказочной истории, предназначенной для детской читательской аудитории, основная тема которой заключается

  • Чувство и чувствительность — краткое содержание романа Джейн Остин

    События произведения повествуют о жизни двух сестер, именуемых Элинор и Марианна Дэшвуд, судьба которых направляет их в бесконечные перипетии любовных романов, связанных с чувственностью и томлением.

  • Краткое содержание романа Теллурия Сорокина

    Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду фантастического романа, основная тематика которого заключается в изображении будущего планеты Земля.

Протест против несправедливости, против лживых правителей звучит в сказке М. Е. Щедрина «Ворон-челобитчик» . В образе ворона-челобитчика писатель изобразил тяжелую участь крестьян после реформы 1861 года, их нищету, разорение, голод, беззащитность. Угнетатели ничего не хотят менять в жизни простого народа, а, наоборот, увеличивают налоги, творят беззаконие по отношению к крестьянам: «Так оно и посейчас идет: воронье разоряется, а казна не наполняется» . Подавлялись все попытки высказывания своего мнения, так ворон бил челом и у ястреба, и у кречета, но все они не желали слушать его, так как он говорил истинную правду о разорении, голоде и непосильном труде. И опять М. Е. Щедрин ярко нарисовал облик великого русского народа, благородного, великодушного, таящего в себе неисчерпаемые силы, и разоблачает продажных и лживых правителей царской России: «Правда твоя искони всем известна, да, стало быть, есть в ней порок, ежели она сама собой не проявляется… Что же, лети! Только как бы тебе очи за твою правду не выклевали» .
Почему с такой ненавистью, с таким сокрушительным сарказмом бичует М. Е. Щедрин в сказках помещиков и правителей? ! Почему он рисует сатирический тип эксплуататора? ! Да потому, что писатель уже заранее знал о гибели самодержавия и всего эксплуататорского строя и хотел показать его подлинное лицо, все злодеяния, им совершенные. В своих сказках об угнетенном народе и правителях-самодурах М. Е. Щедрин ставит и острые политические вопросы, как в «Вороне-челобитчике» – это необходимость перемен.
Закрыты сказки М. Е Салтыкова-Щедрина… Но в голове все еще путаются мысли. Что же хотел сказать нам автор, описывая тот или иной образ? Какой смысл он хотел донести до читателя? Читать М. Е. Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство «детей изрядного возраста» оценили творчество великого сатирика по заслугам. В «Сказках» и сатирических циклах 80-х годов особенно ярко раскрылся художественный образ Щедрина-сатирика, неповторимое своеобразие его языка. Здесь эзоповская манера письма нашла свое блестящее выражение. Глубокий политический смысл вложен в имена героев, в их действия, в речь, в метафоры. М. Е. Щедрин использует традиционные сказочные приемы, сказочные образы, пословицы, поговорки, присказки и придает им ярко выраженную политическую окраску. Так, все хищные и коварные звери и птицы у М. Е. Щедрина – эксплуататоры, а беззащитные животные – угнетаемый народ. Образы животного мира в сказках давали широкие возможности делать глубочайшие сатирические обобщения.

  • Краткий пересказ рассказа людмила
  • Краткий пересказ сказки волшебник изумрудного города
  • Краткий пересказ рассказа легкие шаги
  • Краткий пересказ сказки волк и семеро козлят
  • Краткий пересказ рассказа левша