Краткий рассказ маленький солдат

  • Краткие содержания
  • Платонов
  • Маленький солдат

Краткое содержание Платонов Маленький солдат

Шла Великая отечественная война. Действия рассказа происходят на вокзале, который располагался недалеко от фронтовой линии. Главным героем этого произведения является мальчик по имени Сережа. На вид ему было около десяти лет.

Жил Сергей в полку, так как его родители служили в одном полку. Этот ребенок не понаслышке знает все ужасы войны: он уже был в тылу врага, обезвреживал взрывчатку, передавал информацию, которую он смог раздобыть своему отцу – полковнику и военному врачу. В свете бурных военных событий отец Сережи был тяжело, ранен, а мать его сильно заболела, так мальчик стал сиротой.

Новым командиром полка стал майор Савельев. Он взял ребенка к себе и старался заменить ему и отца, и мать. Сережа также тянулся к майору. Но на жизненном пути мальчика появляется новое препятствие – война снова разлучает ребенка с единственным родным человеком.

Сережа должен был оставаться с майором Бахичевым. Но израненное потерями сердце мальчишки не могло снова вынести горесть разлуки. На следующее утро после отъезда майора Савельева мальчик пропал. Никто не знает, куда сбежал юнец: вслед за своим единственным родным человеком, оставшимся на этом свете или же в тот полк, которым когда-то руководил его отец, к могилам своих родителей, а может он хотел внести еще больший вклад в победу над фашизмом.

Этот рассказ показывает читателю все ужасы войны. Основной смысл этого произведения заключается в том, что война – противоестественное явление, она уносит тысячи людских жизней. А те, кто остался в живых, опустошены или мертвы внутри, потому что многие люди, которые любили, которых любили уже никогда не вернутся домой. Автор смог передать внутреннее состояние главного героя: тревогу, горесть, тоску, страх. Многим очень тяжело пришлось на войне.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

  • Безручка
  • В прекрасном и яростном мире
  • Возвращение
  • Волшебное кольцо
  • Еще мама
  • Иван Бесталанный и Елена Премудрая
  • Июльская гроза
  • Корова
  • Котлован
  • Любовь к Родине или Путешествие воробья
  • Маленький солдат
  • Морока
  • На заре туманной юности
  • Неизвестный цветок
  • Никита
  • Песчаная учительница
  • Разноцветная бабочка
  • Река Потудань
  • Сокровенный человек
  • Солдатское сердце
  • Сухой хлеб
  • Третий сын
  • Уля
  • Умная внучка
  • Усомнившийся макар
  • Фро
  • Цветок на земле
  • Чевенгур
  • Юшка

Маленький солдат. Картинка к рассказу

Маленький солдат кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Зощенко Не надо иметь родственников

    Сюжет данного произведения довольно прост: Тимофей Васильевич решил найти своего племянника, Сергея Власова. Получилось у него это случайно, когда он сел на трамвай, в котором Сергей работает кондуктором.

  • Краткое содержание Исцеление Ильи Муромца

    В деревне вблизи города Мурома у крестьян рождается долгожданный сын, которого нарекают Ильей. Однако радость родителей омрачается тем, что ребенок не может ходить по причине болезни ног.

  • Краткое содержание Гаршин Художники

    Рассказ ведется от имени художников – Рябинина и Дедова. У них разное мировоззрение и восприятие мира. Дедов работает инженером, получив наследство, он уходит со службы и полностью посвящает себя созданию картин

  • Краткое содержание Чехов Три года

    Драматическая повесть, написанная А. П. Чеховым основана на происходящих с главным героем произведения Алексеем Федоровичем Лаптевым событиях и повествующая странных перипетиях влюбленности которая позволила героя обрести любовь.

  • Краткое содержание Гофман Щелкунчик и мышиный король

    В книге рассказывается о семейном празднике. Наступает 24 декабря. В доме государственного медицинского советника Штальбаума все родные готовятся к Новому году.

изображение к чтению

  • Краткие содержания
  • Платонов
  • Маленький солдат

Шла Великая отечественная война. Действия рассказа происходят на вокзале, который располагался недалеко от фронтовой линии. Главным героем этого произведения является мальчик по имени Сережа. На вид ему было около десяти лет.

Жил Сергей в полку, так как его родители служили в одном полку. Этот ребенок не понаслышке знает все ужасы войны: он уже был в тылу врага, обезвреживал взрывчатку, передавал информацию, которую он смог раздобыть своему отцу – полковнику и военному врачу. В свете бурных военных событий отец Сережи был тяжело, ранен, а мать его сильно заболела, так мальчик стал сиротой.

Новым командиром полка стал майор Савельев. Он взял ребенка к себе и старался заменить ему и отца, и мать. Сережа также тянулся к майору. Но на жизненном пути мальчика появляется новое препятствие – война снова разлучает ребенка с единственным родным человеком.

Сережа должен был оставаться с майором Бахичевым. Но израненное потерями сердце мальчишки не могло снова вынести горесть разлуки. На следующее утро после отъезда майора Савельева мальчик пропал. Никто не знает, куда сбежал юнец: вслед за своим единственным родным человеком, оставшимся на этом свете или же в тот полк, которым когда-то руководил его отец, к могилам своих родителей, а может он хотел внести еще больший вклад в победу над фашизмом.

Этот рассказ показывает читателю все ужасы войны. Основной смысл этого произведения заключается в том, что война – противоестественное явление, она уносит тысячи людских жизней. А те, кто остался в живых, опустошены или мертвы внутри, потому что многие люди, которые любили, которых любили уже никогда не вернутся домой. Автор смог передать внутреннее состояние главного героя: тревогу, горесть, тоску, страх.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания произведения

Андрей Платонов сам познал все тяготы военного времени, и, конечно, не мог не затронуть эту тему в своих произведениях. Именно в 1940-е годы автор начинает полностью посвящать свое творчество детям, пережившим события войны. Платонов становится популярен не только своими рассказами, но и сборником сказок, который называется «Волшебное кольцо».

Писатель очень тепло относился к тем детям, которых называли «маленькие солдаты». Это ребята, знающие о войне не понаслышке. Они сражались рядом со взрослыми бойцами и тоже вносили свой вклад в долгожданную победу над немецкими оккупантами. Часто слыша о таких подвигах, а возможно, и становясь их очевидцем, Андрей Платонович хотел выразить в своих произведениях, как отразилось это время в душах детей.

Как пережили войну маленькие солдаты? Что пришлось испытать этим ребятам, которые порой находились достаточно близко к линии сражений? В 1943 году появился рассказ «Маленький солдат», краткое содержание которого опишет небольшой фрагмент из жизни ребенка, на собственном опыте узнавшего, что такое война.

СРОЧНОО!ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЛАТОНОВА «СОЛДАТСКОЕ СЕРДЦЕ»

Закончилась война и гвардейский капитан, по имени Алексей Алексеевич Иванов демобилизуется из армии. Он долго ждет на станции поезд, но как оказалось, он не один его дожидался, еще девушка Маша, которая работала в столовой их части.

Они вместе едут в вагоне, почти двое суток, а потом Алесей останавливается на 2 дня в городе, где когда-то 20 лет назад появилась на свет Маша. Затем он отправляется дальше, а Маша на вокзале его целует.

Алексей навсегда запомнил запах ее волос.

Прошел еще один день и прибыл в Иванов, где на вокзале его встречает сын Петр. Сейчас ему уже двенадцатый год и Алексей не сразу его узнал. Жена же ожидает его дома на крыльце. Он обнимает жену и чувствует ее тепло такое родное. А вот дочка Настя его не помнит и начинает плакать. Петя постоянно ее одергивает, и говорит, что это их отец.

Дома начинают собирать на стол угощенья, и всем этим заведует Петя. Глядя на него, Алексей подумал, какой же он уже взрослый. Но ему по душе дочка Настя.

Алексей интересуется у жены, как же он все это время жили, но она поначалу его стесняется, потому что давно отвыкла от своего мужа.

Он чувствует, что ему что-то мешает радоваться возвращению, ведь он теперь совсем не понимает своих родных.

Они все сели за стол кушать и Алексей заметил, что дети мало кушают. Но Петя сказал, что хочет, чтобы родителям досталось больше. А Настя начала прятать кусочек пирога для дяди Семена.

Тогда жена рассказала Алексею, что есть Семен Евсеевич, и он потерял жену и детей. А потом сам попросился приходить и играть с детьми. Алексей внимательно слушает и начинает закуривать.

Петя хлопочет по хозяйству и наказывает отцу, чтобы он стал на довольствие. Алексею становится перед ним робко.

После того как они закончили ужинать, дети отправляются спать. А вот Алесей продолжает расспрашивать жену о жизни без него. Петя слышит разговор и жалеет мать, он понимает, что ей нелегко.

Но и для Алексея это разговор тоже не приятен и тогда жена ему прямо говорит, что между ней и Семеном Евсеевичем ничего не было. Она ждал его и только однажды стал близок ей другой человек из райкома. Но потом поняла, что может жить спокойно и счастливо только с мужем.

Она просит, чтобы муж остался с ними, ведь без него им плохо. Но Алексей говорит, что она его ранила прямо в сердце. Утром Алексей собирается, а сын начинает ему высказывать про их нелегкую жизнь, как его ждала мама, а он просто уходит сейчас.

Он ругается на сына, но Петя рассказывает ему историю про дядю Харитона, с которым изменила его мать. Он дослушивает эту историю до конца и удивляется.

Утром Алексей все же уходит на вокзал, выпив водки, сел на поезд. Он решил отправиться к Маше. Дома остался Петя и Настя, мама была на работе. Петя выспрашивает у сестры как ушел отец, а потом быстро начинает ее одевать.

Алесей стоит в тамбуре поезда, он проезжает не далеко от своего дома. И вдруг замечает маленькие фигурки. В них он узнал своих детей. Тогда он бросает свой мешок на землю и сходит с поезда. А по дорожке к нему бегут его дети.

Это произведение показывает, какие должны быть главные ценности в жизни каждого человека. Каждый может ошибиться, но заслуживает прощение. Нужно быть терпимыми к своим близким, ценить и уважать их.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Источник: Краткое содержание Платонов Солдатское сердце за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://matfaq.ru/question/srochnootema-proizvedeniya-platonova-soldatskoe-serdtse/

Первые страницы произведения, или Знакомство с Сережей

Небольшое строение вокзала, которое чудом сохранилось после авианалета немецких самолетов. Прямо на полу лежат уставшие бойцы. Кто подложил под голову вещмешок, кто просто теплую ладошку. Все спят, пользуясь такими редкими часами для отдыха. Где-то еще раздавался встревоженный шепот людей, которые пытались успокоить друг друга. Но вскоре и они затихли. Только на путях время от времени шипел паровоз, нарушая мирную тишину.

А в другой части уцелевшего вокзала стояли два офицера, которые держали за руки маленького мальчика. Ребенку было около десяти лет. Ладонь одного из майоров мальчик сжимал как-то особенно крепко, и даже время от времени прижимался к ней щекой. Это и был маленький солдат. Краткое содержание рассказа описывает несколько фрагментов из его непростой жизни.

Главный персонаж произведения

Одет мальчик был как настоящий красноармеец. Потертая шинель, которая уже плотно прилегала к детскому телу, на голове пилотка, сапоги, сшитые явно на заказ, так как не были велики ребенку, а приходились именно впору. Его детское личико было обветренным, но тем не менее не выглядело изможденным или истощенным. Оно как будто стало приспособленным ко всем жизненным тяготам.

Светлые глазки ребенка, которые смотрели на офицера, державшего его маленькую ладошку, были полны мольбы. Как будто он всем своим сердцем хотел о чем-то попросить его. Но не мог выразить это словами маленький солдат. Анализ первых строк произведения показывает, что мальчик прощается с этим человеком, который является либо его отцом, либо очень близким товарищем.

Прощание с майором и слезы мальчика

Другой мужчина в военной форме как мог пытался утешить ребенка, но тот даже не замечал его ласк. Малыш слушал того офицера, с которого не водил глаз. Майор обещал ему, что расстаются они ненадолго, и скоро встретятся, а тогда уже навсегда останутся вместе, и никогда не будут разлучаться. Но мальчик знал, что такое война. Многие, расставаясь, обещали друг другу вернуться. Но это жестокое время зачастую мешало людям выполнять данные обещания, как бы они ни старались.

Не выдержало детское сердце предстоящей разлуки. Ребенок заплакал. Майор взял его на руки, поцеловал залитое слезами личико и понес на перрон. Прошло некоторое время, мальчик вернулся в здание вокзала уже на руках другого мужчины, одетого в военную форму. Тот по-прежнему пытался успокоить и приласкать маленького Сережу, но ребенок замкнулся в себе.

Рассказ Платонова «Маленький солдат». Описание судьбы мальчика

Поезд, на котором они должны были ехать до места назначения, прибывал только на следующий день. Поэтому мужчина отправился вместе с ребенком в общежитие, чтобы переночевать. Там он покормил Сережу и уложил спать. А затем майор, фамилия которого была Бахичев, поведал своему случайному попутчику о судьбе этого малыша. Как оказалось, отец Сергея был военным врачом, и вместе с мамой мальчика он служил в одном полку. Чтобы не разлучаться с единственным ребенком, родители взяли его с собой.

Так в полку появился маленький солдат. Краткое содержание опишет несколько его подвигов. Однажды Сережа услышал разговор отца о том, что немцы должны обязательно взорвать перед своим отступлением склад с боеприпасами, принадлежавшими полку, в котором рос мальчик. И тогда смышленый ребенок пробрался ночью в это помещение и перерезал провод, который должен был привести в действие взрывной механизм. Более того, он оставался на складе еще целые сутки, опасаясь того, что фашисты вернутся и все исправят.

Андрей Платонов — Маленький солдат

Платонов Андрей

Маленький солдат

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ

Рассказ

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну, чего ты, чего ты, — держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе, как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

— Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка. «Как он мне надоел за войну, этот мешок, — сказал майор, — и как я ему благодарен!»

Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата — ну, с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. «Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели — ведают, что отойти придется», — сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно — память же ничем не порченная, а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где что находится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца, — неизвестно, кто из них, — а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась, она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость, и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала… Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.

— А я-то не их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет… Да и когда еще Володя вернется, и куда его направят! Ну, это там видно будет…

Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно-счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях — майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было.

Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

1943

Еще один подвиг маленького Сережи

Спустя некоторое время мальчик пробрался далеко в тыл к немцам и довольно точно запомнил, где располагался фашистский командный пункт и вражеские батареи. Вернувшись к своему отцу в полк, Сергей все очень точно описал. Память у мальчика была прекрасной.

Мужчина отдал ребенка под постоянное наблюдение ординарцу и решил открыть огонь по всем тем позициям врага, на которые указывал его маленький сын. Сведения, выведанные Сергеем, оказались верными. Мальчик действительно смог запомнить все правильно и помог взрослым бойцам.

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Уже по внешности мальчика понятно, что он привык к лишениям. Лицо его худое и обветренное, но мальчик уже приспособился и привык к жизни. Он «знал уже, что такое даль расстояния и время войны».

Рассказчик обращает внимание на светлые грустные глаза Серёжи, которые «словно были живой поверхностью его сердца». Очевидно, ребёнок уже пережил расставание, поэтому так боялся нового. Среди других чувств мальчика – тоска по знакомому и любимому майору, любопытство к военным действиям. Серёжа не только узнаёт по голосу, что в небе идёт вражеский самолёт-разведчик, но и догадывается, что зенитки его не достанут.

Серёжа – настоящий сын полка. От отца-полковника он унаследовал стратегическое мышление, а от матери-врача – особую чуткость и интуицию. Именно благодаря этим качествам Серёжа совершает в одиночку несколько военных операций. Во-первых, он перерезал взрывной провод к оказавшемуся в тылу врага боезапасу своего полка и ещё сутки следил, чтобы немцы его не починили. Во-вторых, Серёжа пробрался в тыл противника и запомнил расположение трёх вражеских батарей. В-третьих, Серёжа «совратил» приставленного к нему ординарца, с которым они убили немца.

Майор характеризует Серёжу как маленького, худого, хитрого, настолько незаметного, что он ходил в расположении противника «и травы не шевелил, без вздоха шёл». Жизнью ребёнка становится война, «характер его втянулся в войну», майор называет его воинским. Мальчик сумел принять как должное чудовищную военную жизнь, поэтому отъезд в тыл для Серёжи – это крушение устоявшейся жизни. Так что Серёже гораздо проще скрыться в плен к немцам и узнать у них «всё, что нужно».

Первые несчастья, которые принесла малышу война

Мама Сережи, увидев такое отношения сына к войне, наблюдая за его храбрым характером, понимала, что так долго продолжаться не может. Женщина беспокоилась за сына. Она решила отправить ребенка в тыл. Но маленький солдат упрямился. Он уже привык к тяготам военной жизни. Более того, ребенок втянулся и уже не мог представить своей жизни без сражений и помощи бойцам.

К сожалению, мать не успела сдержать своего обещания. Отца Сережи очень серьезно ранило в очередном сражении, и он, так и не поправившись, умер в госпитале. А затем и мама мальчика заболела. До этих событий она уже была неоднократно ранена. Видимо, сказались нервные переживания и боль за погибшего супруга. Женщина слегла. Прошел всего месяц, и она отправилась вслед за своим мужем. Сережа остался без матери и отца.

Сюжет и композиция

События рассказа не располагаются в хронологической последовательности. Рассказ делится на 3 части. В первой части, завязке, рассказчик сообщает о случайной сцене, виденной им на вокзале: маленький солдат лет десяти расставался со своим хорошим знакомым (из второй части читатель узнаёт, что его фамилия Савельев и что Серёже 9 лет) и оставался с человеком, к которому был равнодушен. Этот майор Бахичев, принявший мальчика на попечение, и сообщает рассказчику историю Серёжи Лабкова.

История жизни мальчика в полку – вторая часть рассказа. Серёжа совершает военные подвиги, чем пугает мать, которая готова выслать его в тыл, но не успевает. От тяжёлого ранения умирает отец Серёжи, а через месяц мать. Серёжа остаётся на попечении майора Савельева, который тоже вынужден уехать на курсы и поручает Серёжу Бахичеву.

Третья часть тоже происходит в вокзальном общежитии и не становится для читателя неожиданной, ведь Серёжа и раньше не хотел уезжать в тыл. Мальчик потихоньку уходит, когда рассказчик и майор Бахичев спят. Финал рассказа остаётся открытым. Рассказчик предполагает, куда мог деться Серёжа: то ли пошёл искать майора Савельева, то ли вернулся в полк к могилам родителей.

Дальнейшая судьба маленького солдата

Теперь вместо отца Сергея полком стал командовать его заместитель Савельев. Это и был тот майор, с которым мальчик прощался на перроне. После смерти родителей Сережи мужчина взял его к себе на попечение. Савельев так искренне заботился о ребенке, что маленький солдат тоже ответил взаимностью и привязался к нему всем своим детским сердцем.

Через некоторое время пришло указание отправить Савельева на курсы военной переподготовки. Тогда он попросил своего знакомого офицера позаботиться о мальчике до возвращения. А когда вернется Савельев и куда его отправят после этого, еще не было неизвестно. Так что сколько еще мальчик вынужден оставаться с незнакомцем, никто не знал. Да и сам Сережа, видимо, это прекрасно понимал.

Заснувшие собеседники, или Куда делся мальчик

Так продолжается повествование рассказа «Маленький солдат», главные герои которого проходят через нелегкие испытания Второй мировой войны, участвуя в сражениях и защищая свою Родину. Описав своему случайному собеседнику судьбу подопечного, майор уснул. А через время задремал и сам слушатель. Проснувшись уже в конце уходящего дня, мужчины обнаружили, что остались вдвоем.

Сначала Бахичев не особо беспокоился, решив, что мальчик отлучился ненадолго. Но прошло время, а маленький солдат все не возвращался. Тогда мужчина пошел на вокзал и стал опрашивать военного коменданта, не видел ли тот ребенка. Но при таком скоплении людей в это тревожное время, конечно, никто не заметил Сережу — маленького и юркого мальчика, у которого был огромный опыт умелого разведчика.

Не вернулся малыш и на следующий день. Даже тщательный анализ произведения «Маленький солдат» не сможет ответить на вопрос о том, куда отправился Сережа. Может, он вернулся в свой родной полк, а возможно, отправился разыскивать Савельева, который стал ему не менее близким, чем родные мама и папа. Так заканчивается произведение «Маленький солдат».

Платонов (сочинение по описанному рассказу школьники пишут еще в пятом классе) создал много произведений, посвященных нелегкой судьбе детей, прошедших военное время. И ни одно не сможет оставить ни взрослого, ни маленького читателя равнодушным.

Детский патриотизм в военной литературе

В стране, где фанатично насаждали идею коммунизма, подобные рассказы хвалили в высших кругах. Большинство таких произведений чрезмерно фантастичны и не правдоподобны. В таком творчестве можно положительно выделить другой тип историй.

Которым по духу ближе иные ценности. Естественно, речь идет о произведении «Маленький солдат».

Платонов, краткое содержание, как этого рассказа, так и всего его творчества, это реалистическая литература, оформленная в новом, присущем только автору, стиле.

Краткое содержание Платонов Маленький солдат за 2 минуты пересказ сюжета

В 1943 году из-под его пера выходит «Маленький солдат». Платонов пишет и другие рассказы о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, но история о десятилетнем Сереже пронизана битвой и тоской. Ребенок уже понял всю боль, что приносит революция, но его сердце еще способно на теплые чувства. Мальчик не разучился любить.

Горькая разлука с другом

В здании вокзала, уцелевшего во время войны, на полу спят красноармейцы. Сладкий сон отражается на их лицах счастьем. Где-то трогается поезд. Тихо прощаются люди. Так начинается «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание рассказа далее) знакомит читателя с двумя майорами — Бахичевым и Савельевым. Мужчины держат за руки мальчика.

К Савельеву, Сергей (такое имя ребенка) ласково прижимается, другого человека сторонится. Ему на вид десять лет и похож на солдата: шинель, пилотка, сапожки. Глаза его печальные, он расстается с другом. Майор Савельев успокаивает ребенка и уверяет, что их разлука короткая. Он также просит ребенка не воевать с немцами. Сергей плачет. Мужчина его целует.

Далее два майора и мальчик идут к выходу. Рассказчик остается присматривать за вещами.

Маленький солдат большой войны

Возвращаются уже двое. Бахичев держит малыша на руках и утешает, как умеет. Через некоторое время у вокзала зашумели зенитки. Сергей замечает, это летит разведчик и с такой высоты его не достать, здесь нужен истребитель.

Краткое содержание Платонов Маленький солдат за 2 минуты пересказ сюжета

Подвиги юного солдата

Сергей — сын полковника и военного врача. Родители служат вместе, поэтому сын живет при армии. Так он начал понимать битву. Как-то он услышал разговор отца: немцы отходят с захваченных территорий и взорвут за собой состав с боеприпасами.

Ситуацию решил маленький солдат. Платонов наделил Сергея храбростью. Мальчик ночью пробирается на склад и перерезает взрывной провод. Еще сутки он следит, на случай того, если их заменят. Так он помог отцу.

Еще один подвиг героя — Сергей проникает в тыл противника и запоминает все главные стратегические объекты, о которых потом докладывает красноармейцам. Переживая за сына, полковник приказывает охранять его.

Но мальчик уговорил приставленного бежать и кто-то из них, из засады, застрелил немца. Тогда мать решила отправить ребенка в тыл. А Сергей размышляет о том, что полезнее ему в плен к немцам. Он там все узнает и вернется с докладной.

Между тем и мать за ним соскучится.

Нелегкая судьба детей войны

Далее судьба приготовила горе, которое должен пережить герой рассказа «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание условной третьей части) в заключительном фрагменте оставляет Сергея сиротой. Отца ранило в бою, а маму убили старые ранения. Майор Савельев заменил мальчику родителей.

Краткое содержание Платонов Маленький солдат за 2 минуты пересказ сюжета

Когда мужчины проснулись, Сережа пропал. Сначала они думали, что он куда-то отошел и вскоре вернется, но этого не произошло. Маленького солдата никто не видел.

В финале рассказчик размышляет, куда мог направиться мальчик, возможно вслед за майором. А возможно в родной полк.

Прогнозы на будущее маленького солдата

Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей.

Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе.

Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.

Краткое содержание Платонов Маленький солдат за 2 минуты пересказ сюжета

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала.

Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут.

Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.

Краткое содержание Платонов Маленький солдат за 2 минуты пересказ сюжета

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

Краткое содержание Платонов Маленький солдат за 2 минуты пересказ сюжета

Роль рассказчика в произведении

Значение имеет также стиль подачи информации в произведении, который написал Платонов. Рассказ «Маленький солдат» ведется от лица рассказчика. Это тот человек, который, когда Сергей с майорами пошли к выходу, стерег вещи. Вероятно, он — солдат. Читатель не знает, сколько ему лет, как выглядит и каково его имя.

Именно с его взгляда мы познаем мир, в котором он живет. Неизвестный передает то, что увидел, но не окрашивает картину своими собственными чувствами. Он, как калька, отражает все вокруг.

Так перед нами предстает зрелище спящих солдат, сцена прощания Сережи с майором и беззаботное лицо мальчика во сне.

Единственное, что сказатель добавляет от себя — это размышления о том, куда отправился ребенок.

Краткое содержание Платонов Маленький солдат за 2 минуты пересказ сюжета

Только принимая за основание восприятие повествователя, можно делать анализ рассказа Платонова «Маленький солдат».

Роль скромного человека незаметна, но весома. С его помощью читатель ныряет в атмосферу Великой Отечественной войны.

В рассказе об ужасах войны маленький Сергей — светлый луч надежды. Автор нарисовал его сильным солдатом. С виду он «бывалый боец». Но годы войны не погасили добрый огонек в глазах, который загорается, когда он смотрит на майора-отца. Автор тоже пережил революцию, он — маленький солдат — Платонов. Краткое содержание его жизни в его работах.

После концевой строки читателя еще долго держит чувство несправедливости жуткой войны и гордость за героев, защищающих свободу.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/129159/

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Маленький солдат» и их характеристика

  1. Сережа Лабков. Мальчик 10 лет. Сирота. Рано узнал ужасы войны, хитрый, ловкий, находчивый, смелый.
  2. Майор Савельев. Заменил мальчику отца.
  3. Майор Бахичев. Должен был приглядеть за Сережей.

План пересказа рассказа «Маленький солдат»

  1. Уцелевший вокзал
  2. Два майора и мальчик
  3. Прощание с Сережей
  4. Немецкий самолет-разведчик
  5. В общежитии
  6. История Сережи
  7. Рейды в тыл врага
  8. Смерть родителей
  9. Исчезновение мальчика

Кратчайшее содержание рассказа «Маленький солдат» для читательского дневника в 6 предложений

  1. На вокзале спали красноармейцы, а два майора держали за руки мальчика.
  2. Потом один майор попрощался с Сережей, а второй увел мальчика в общежитие.
  3. Сережа Лабков жил с родителями в полку, он совершал вылазки во вражеский тыл.
  4. Отец Сережи был ранен и умер, а потом умерла мать.
  5. Отца мальчику заменил майор Савельев, передавший Сережу майору Бахичеву на время своего отсутствия
  6. Сережа ночью сбежал и никто не знал куда он делся.

Главная мысль рассказа «Маленький солдат»
Даже маленький мальчик может быть героем.

Чему учит рассказ «Маленький солдат»
Рассказ учит любит Родину и быть настоящим патриотом. Учит стремится принести пользу родной стране, любимым людям. Учит верности и твердости духа. Учит настойчивости, решительности, смелости.

Отзыв на рассказ «Маленький солдат»
Это интересный, но словно бы незаконченный рассказ. Автор описал начало истории мальчика Сережи, но мне очень хотелось бы узнать, что дальше случилось с  мальчиком. Поэтому, после прочтения рассказа осталось чувство неудовлетворенности.

Пословицы к рассказу «Маленький солдат»
Героями не рождаются, героями становятся.
Герой за Родину горой.
В жизни всегда есть место подвигу.
Воин воюет, а детки горюют.
Живы родители — почитай, нет — вспоминай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Маленький солдат»
В чудом уцелевшем вокзале спали красноармейцы. В дальней комнате стояли два майора и каждый держал за руку ребенка. Ребенок доверчиво прильнул к руке одного майора и старался отдалиться от второго.
Было видно, что первый майор ему как отец, а второй чужой человек.
Мальчик был одет в сапоги, шинель, пилотку и выглядел как заправский боец.
Первый майор был опечален предстоящим расставанием и обещал, что они снова встретятся, но мальчик не верил ему, зная как трудно отыскать близкого человека на фронтах войны.
Майор попрощался с Сережей, так звали мальчика, и наказал ему не рваться воевать. Он повел ребенка к выходу, второй майор шел следом. Назад вернулся только второй майор, ведущий за собой мальчика.
Невдалеке стали бить зенитки и мальчик оживился. Он сказал, что разведчик высоко и надо послать истребителя.

Нужный поезд ожидался завтра и майор повел мальчика в общежитие. Там он его накормил, а когда мальчик уснул, рассказал его историю.
Сереже Лабкову было десять лет и он был сыном командира полка и военного врача. Родители служили в одном полку и взяли сына к себе. Мальчик быстро стал понимать, что такое война.
Однажды, он услышал от отца, что немцы хотят перед отступлением взорвать склад боезапасов, пробрался на территорию склада и перерезал взрывной провод.
В другой раз Сережа пробрался в тыл немцев, и разведал расположение командного пункта и батарей. Потом он рассказал об этом отцу, и тот залпом накрыл позиции немцев.
Потом случилась беда, отца Сережи ранило и через два дня он умер. А через месяц умерла мать, наверное от горя. Командование полком перешло к майору Савельеву, который стал для мальчика вторым отцом. Да и Сережа прикипел к майору всей душой.
Но Савельева вызвали в штаб на курсы усовершенствования, и он оставил Сережу с майором Бахичевым, своим другом, но из другой части.
Утром майор Бахичев не увидел Сережу. Никто не знал когда мальчик ушел и куда. Может быть вслед за майором Савельевым, а может быть в родной полк, где были могилы его родителей.

Краткое содержание Маленький солдат Платонова для читательского дневника

Действия происходили во время Второй мировой войны. На вокзале рядом с фронтом. Главным героем этого рассказа автор сделал мальчика Сережу, десяти лет отроду.

Мальчишка проживал в полку, вместе с матерью и отцом, так как родители проходили службу вместе. Сергей на своем опыте ведает все кошмары войны. Ребенок не раз бывал в тылу немцев, деактивировал взрывчатку, ходил в разведку.  Папа Сережи получил опасное ранение в бою, вскоре умер. Вслед за ним ушла и мать мальчика. Сергей остался один на белом свете.

Заместитель и близкий друг отца Сережи, майор Савельев, ставший командиром полка, забрал мальчонку к себе. Майор растил Сережу и заботился о нем, как о родном сыне. Для мальчика не было роднее человека, чем Савельев. После смерти родителей Сергей очень сильно к нему привязался, но жизнь опять преподнесла ребенку испытания, разлучила его с майором.

Савельев вынужден был оставить Сережу со своим другом Бахичевым. Но мальчик не смог снова вынести горечь расставания с близким человеком. После того, как Савельев уехал, Сергей сбежал. Окружающие не знали, куда он убежал, может быть на поиски майора, а может и туда, где похоронены родители, или вообще ушел на войну.

В этом произведении четко описана жестокая война, героизм маленького ребенка. Война и дети – это несовместимые понятия. Ребенок не должен видеть всю горечь войны, тем более воевать. Бесстрашие и отвага маленького мальчика достойный пример для нынешнего поколения.

Оцените произведение:

  • 3.7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 158

Читать краткое содержание Маленький солдат. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Маленький солдат

Маленький солдат для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Карамзин Прекрасная царевна и счастливый Карла

    В некотором царстве и государстве жил на свете один царь, добрейшей души человек. Его дочь, прекрасная красивейшая царевна, подошла к возрасту замужества, но ее никто из кандидатов не привлекал, хотя были среди них и достойные люди.

  • Краткое содержание Таманго Мериме

    Новелла Проспера Мериме «Таманго» представляет собой повествование о человеческой несправедливости и людях, которые, основываясь на своем ложном представлении о превосходстве, позволяют себе лишать свободы других людей.

  • Краткое содержание Евгений Носов Красное вино победы

    В произведение автор показывает конец страшной и долгой войны, сравнивая ее с праздником. Радуются не только люди, но и природа. Ведь именно весной с ее оживлением приходит весть о скорой победе.

  • Аристофан

    Кто такой Аристофан известно немногим. Кто-то слышал о нём мало, кто-то не слышал вообще, но всегда есть те люди, которые интересуются древнегреческими великими людьми, и, конечно, знакомы с творчеством и этого человека

  • Краткое содержание Сотник Как я был самостоятельным

    Первый день взрослой самостоятельной жизни на всю жизнь запал в память рассказчика. Накануне родители сидели на лавочке у дома, куда только недавно переехали, и спорили о возможности оставления автора

  • Краткое содержание Паустовский Белая радуга

    Художника Петрова эвакуировали из Москвы в большой среднеазиатский город, из которого его призвали на фронт на втором году войны.

Маленький солдат пересказ читать онлайн

  • Краткие содержания
  • Платонов
  • Маленький солдат

Шла Великая отечественная война. Действия рассказа происходят на вокзале, который располагался недалеко от фронтовой линии. Главным героем этого произведения является мальчик по имени Сережа. На вид ему было около десяти лет.

Жил Сергей в полку, так как его родители служили в одном полку. Этот ребенок не понаслышке знает все ужасы войны: он уже был в тылу врага, обезвреживал взрывчатку, передавал информацию, которую он смог раздобыть своему отцу – полковнику и военному врачу. В свете бурных военных событий отец Сережи был тяжело, ранен, а мать его сильно заболела, так мальчик стал сиротой.

Новым командиром полка стал майор Савельев. Он взял ребенка к себе и старался заменить ему и отца, и мать. Сережа также тянулся к майору. Но на жизненном пути мальчика появляется новое препятствие – война снова разлучает ребенка с единственным родным человеком.

Сережа должен был оставаться с майором Бахичевым. Но израненное потерями сердце мальчишки не могло снова вынести горесть разлуки. На следующее утро после отъезда майора Савельева мальчик пропал. Никто не знает, куда сбежал юнец: вслед за своим единственным родным человеком, оставшимся на этом свете или же в тот полк, которым когда-то руководил его отец, к могилам своих родителей, а может он хотел внести еще больший вклад в победу над фашизмом.

Этот рассказ показывает читателю все ужасы войны. Основной смысл этого произведения заключается в том, что война – противоестественное явление, она уносит тысячи людских жизней. А те, кто остался в живых, опустошены или мертвы внутри, потому что многие люди, которые любили, которых любили уже никогда не вернутся домой. Автор смог передать внутреннее состояние главного героя: тревогу, горесть, тоску, страх.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тема и проблематика

Тема рассказа «Маленький солдат» — дети на войне. Платонов пытается найти ответ на вопрос, какие качества делают человека, даже десятилетнего, воином, солдатом.

В военном рассказе Платонова поднимается проблема беззащитности ребёнка, судьба которого ему ещё не принадлежит. Автор сочувствует детям, живущим в трудное время войны, потому что они не знают, какой должна быть жизнь, и принимают военные тяготы за норму.

Другие проблемы связаны с одиночеством и сиротством любого человека. Платонов осуждает войну, которая не только ломает судьбы, но и калечит души. Героические поступки Серёжи не восхищают, а ужасают автора, как и Серёжину мать. Мальчик, умеющий и любящий воевать – это нравственный калека. Недаром Платонов нигде не описывает мотивов Серёжи. Похоже, ребёнок воюет и убивает для удовольствия.

Детский патриотизм в военной литературе

В стране, где фанатично насаждали идею коммунизма, подобные рассказы хвалили в высших кругах. Большинство таких произведений чрезмерно фантастичны и не правдоподобны. В таком творчестве можно положительно выделить другой тип историй. Которым по духу ближе иные ценности. Естественно, речь идет о произведении «Маленький солдат». Платонов, краткое содержание, как этого рассказа, так и всего его творчества, это реалистическая литература, оформленная в новом, присущем только автору, стиле.

маленький солдат платонов краткое содержание

В 1943 году из-под его пера выходит «Маленький солдат». Платонов пишет и другие рассказы о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, но история о десятилетнем Сереже пронизана битвой и тоской. Ребенок уже понял всю боль, что приносит революция, но его сердце еще способно на теплые чувства. Мальчик не разучился любить.

Сюжет и композиция

События рассказа не располагаются в хронологической последовательности. Рассказ делится на 3 части. В первой части, завязке, рассказчик сообщает о случайной сцене, виденной им на вокзале: маленький солдат лет десяти расставался со своим хорошим знакомым (из второй части читатель узнаёт, что его фамилия Савельев и что Серёже 9 лет) и оставался с человеком, к которому был равнодушен. Этот майор Бахичев, принявший мальчика на попечение, и сообщает рассказчику историю Серёжи Лабкова.

История жизни мальчика в полку – вторая часть рассказа. Серёжа совершает военные подвиги, чем пугает мать, которая готова выслать его в тыл, но не успевает. От тяжёлого ранения умирает отец Серёжи, а через месяц мать. Серёжа остаётся на попечении майора Савельева, который тоже вынужден уехать на курсы и поручает Серёжу Бахичеву.

Третья часть тоже происходит в вокзальном общежитии и не становится для читателя неожиданной, ведь Серёжа и раньше не хотел уезжать в тыл. Мальчик потихоньку уходит, когда рассказчик и майор Бахичев спят. Финал рассказа остаётся открытым. Рассказчик предполагает, куда мог деться Серёжа: то ли пошёл искать майора Савельева, то ли вернулся в полк к могилам родителей.

Горькая разлука с другом

В здании вокзала, уцелевшего во время войны, на полу спят красноармейцы. Сладкий сон отражается на их лицах счастьем. Где-то трогается поезд. Тихо прощаются люди. Так начинается «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание рассказа далее) знакомит читателя с двумя майорами — Бахичевым и Савельевым. Мужчины держат за руки мальчика. К Савельеву, Сергей (такое имя ребенка) ласково прижимается, другого человека сторонится. Ему на вид десять лет и похож на солдата: шинель, пилотка, сапожки. Глаза его печальные, он расстается с другом. Майор Савельев успокаивает ребенка и уверяет, что их разлука короткая. Он также просит ребенка не воевать с немцами. Сергей плачет. Мужчина его целует. Далее два майора и мальчик идут к выходу. Рассказчик остается присматривать за вещами.

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Уже по внешности мальчика понятно, что он привык к лишениям. Лицо его худое и обветренное, но мальчик уже приспособился и привык к жизни. Он «знал уже, что такое даль расстояния и время войны».

Рассказчик обращает внимание на светлые грустные глаза Серёжи, которые «словно были живой поверхностью его сердца». Очевидно, ребёнок уже пережил расставание, поэтому так боялся нового. Среди других чувств мальчика – тоска по знакомому и любимому майору, любопытство к военным действиям. Серёжа не только узнаёт по голосу, что в небе идёт вражеский самолёт-разведчик, но и догадывается, что зенитки его не достанут.

Серёжа – настоящий сын полка. От отца-полковника он унаследовал стратегическое мышление, а от матери-врача – особую чуткость и интуицию. Именно благодаря этим качествам Серёжа совершает в одиночку несколько военных операций. Во-первых, он перерезал взрывной провод к оказавшемуся в тылу врага боезапасу своего полка и ещё сутки следил, чтобы немцы его не починили. Во-вторых, Серёжа пробрался в тыл противника и запомнил расположение трёх вражеских батарей. В-третьих, Серёжа «совратил» приставленного к нему ординарца, с которым они убили немца.

Майор характеризует Серёжу как маленького, худого, хитрого, настолько незаметного, что он ходил в расположении противника «и травы не шевелил, без вздоха шёл». Жизнью ребёнка становится война, «характер его втянулся в войну», майор называет его воинским. Мальчик сумел принять как должное чудовищную военную жизнь, поэтому отъезд в тыл для Серёжи – это крушение устоявшейся жизни. Так что Серёже гораздо проще скрыться в плен к немцам и узнать у них «всё, что нужно».

Маленький солдат большой войны

Возвращаются уже двое. Бахичев держит малыша на руках и утешает, как умеет. Через некоторое время у вокзала зашумели зенитки. Сергей замечает, это летит разведчик и с такой высоты его не достать, здесь нужен истребитель.

маленький солдат платонов

Еще один подвиг маленького Сережи

Спустя некоторое время мальчик пробрался далеко в тыл к немцам и довольно точно запомнил, где располагался фашистский командный пункт и вражеские батареи. Вернувшись к своему отцу в полк, Сергей все очень точно описал. Память у мальчика была прекрасной.

Мужчина отдал ребенка под постоянное наблюдение ординарцу и решил открыть огонь по всем тем позициям врага, на которые указывал его маленький сын. Сведения, выведанные Сергеем, оказались верными. Мальчик действительно смог запомнить все правильно и помог взрослым бойцам.

Роль рассказчика в произведении

Значение имеет также стиль подачи информации в произведении, который написал Платонов. Рассказ «Маленький солдат» ведется от лица рассказчика. Это тот человек, который, когда Сергей с майорами пошли к выходу, стерег вещи. Вероятно, он — солдат. Читатель не знает, сколько ему лет, как выглядит и каково его имя.

Именно с его взгляда мы познаем мир, в котором он живет. Неизвестный передает то, что увидел, но не окрашивает картину своими собственными чувствами. Он, как калька, отражает все вокруг. Так перед нами предстает зрелище спящих солдат, сцена прощания Сережи с майором и беззаботное лицо мальчика во сне. Единственное, что сказатель добавляет от себя — это размышления о том, куда отправился ребенок.

анализ рассказа платонова маленький солдат

Только принимая за основание восприятие повествователя, можно делать анализ рассказа Платонова «Маленький солдат».

Роль скромного человека незаметна, но весома. С его помощью читатель ныряет в атмосферу Великой Отечественной войны.

В рассказе об ужасах войны маленький Сергей — светлый луч надежды. Автор нарисовал его сильным солдатом. С виду он «бывалый боец». Но годы войны не погасили добрый огонек в глазах, который загорается, когда он смотрит на майора-отца. Автор тоже пережил революцию, он — маленький солдат — Платонов. Краткое содержание его жизни в его работах.

После концевой строки читателя еще долго держит чувство несправедливости жуткой войны и гордость за героев, защищающих свободу.

Первые несчастья, которые принесла малышу война

Мама Сережи, увидев такое отношения сына к войне, наблюдая за его храбрым характером, понимала, что так долго продолжаться не может. Женщина беспокоилась за сына. Она решила отправить ребенка в тыл. Но маленький солдат упрямился. Он уже привык к тяготам военной жизни. Более того, ребенок втянулся и уже не мог представить своей жизни без сражений и помощи бойцам.

К сожалению, мать не успела сдержать своего обещания. Отца Сережи очень серьезно ранило в очередном сражении, и он, так и не поправившись, умер в госпитале. А затем и мама мальчика заболела. До этих событий она уже была неоднократно ранена. Видимо, сказались нервные переживания и боль за погибшего супруга. Женщина слегла. Прошел всего месяц, и она отправилась вслед за своим мужем. Сережа остался без матери и отца.

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала. Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут. Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.

андрей платонов маленький солдат

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

платонов рассказ маленький солдат

Прощание с майором и слезы мальчика

Другой мужчина в военной форме как мог пытался утешить ребенка, но тот даже не замечал его ласк. Малыш слушал того офицера, с которого не водил глаз. Майор обещал ему, что расстаются они ненадолго, и скоро встретятся, а тогда уже навсегда останутся вместе, и никогда не будут разлучаться. Но мальчик знал, что такое война. Многие, расставаясь, обещали друг другу вернуться. Но это жестокое время зачастую мешало людям выполнять данные обещания, как бы они ни старались.

Не выдержало детское сердце предстоящей разлуки. Ребенок заплакал. Майор взял его на руки, поцеловал залитое слезами личико и понес на перрон. Прошло некоторое время, мальчик вернулся в здание вокзала уже на руках другого мужчины, одетого в военную форму. Тот по-прежнему пытался успокоить и приласкать маленького Сережу, но ребенок замкнулся в себе.

Прогнозы на будущее маленького солдата

Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей. Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе. Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.

рассказ маленький солдат

  • Краткое содержание
  • Платонов
  • Маленький солдат

Краткое содержание рассказа Маленький солдат Платонова

История о маленьком мальчонке во время войны вовсе не была выдуманной Платоновым. Он  описал реально произошедшую историю. Война писателю была знакома не понаслышке, он был военкором.

Сережка, как и многие дети, повидал во время войны не мало. Он видел все ужасы и кошмары этого не простого времени. Особенно тяжким стали уход родителей, сначала скончался отец от полученных ран, а следом и мать. Круглым сиротой стал Сережка.

Но в полку, где служили его родители, не было чужих для него людей. Все были как одна семья. Командир полка майор Савельев, был не просто командиром, а еще и другом отца. Он то и стал в дальнейшем заботиться о мальчонке. А Сережка стал ему как родным, и сильно к нему привязался.

Чтобы быть как настоящий солдат Сережка старался как мог. Он помогал полку исходя из своих возможностей и сил. Бывал и в разведке, не раз бывал в тылу у немцев, деактивировал взрывчатку. Словом был сыном полка.

Сережка не унывал, и на его веселый смех и радость, становилось радостнее на душе у бойцов.

Но судьба преподнесла ему новое испытание, расставание с Савельевым. Подолгу службы майор оставляет Сережку с Бахичевым. Но тот не став мириться сбегает. Куда отправился мальчонка, в полку никто не знал.

По характеру Сережа мог отправиться вслед за майором, мог и на могилу к родителям, а мог и вовсе уйти на фронт, чтобы совершать геройские подвиги.

Платонов метко описал всю ту боль которую испытывали дети того времени, все тяготы и невзгоды, боли и страдания выпавших не долю детей. Где взрослому человеку приходилось не сладко, а уж ребенку и подавно. Но, несмотря на все это Сережка мог выстоять, показав свой стержень. И другие бойцы, глядя на него, не унывали, ведь надо жить дальше.

Позже будет снята картина о геройской жизни маленького мальчонки Сережке под названием «Солдатик».

Также читают:

Рассказ Маленький солдат (читательский дневник)

Маленький солдат

Популярные сегодня пересказы

  • Приключение — краткое содержание пьесы Цветаевой

    Произведение под названием «Приключение» написано русской поэтессой и писательницей Мариной Ивановной Цветаевой. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.

  • Краткое содержание «Повесть о Шемякинском суде»

    По жанровой направленности произведение представляет собой результат народного творчества с элементами сатиры, основная тема которого заключается в изображении отрицательных характерных черт человеческой личности

  • Сонечка — краткое содержание романа Улицкой

    Сонечка – девушка высокого роста, не очень хороша собой и весьма стеснительна. Родилась в большой семье и с детства увлекалась книгами. Читала она всю свою сознательную жизнь, и росла, не отрываясь от книг.

  • Новенькая — краткое содержание рассказа Пантелеева

    События произведения разворачиваются в преддверии начала Великой Отечественной войны в Ленинграде. После зимних каникул ученики возвращаются в школу. Володька Бессонов

Маленький солдат Платонов рассказ краткое содержание

маленький солдатРассказ «Маленький солдат» был создан Андреем Платоновичем Платоновым в 1943 году, в основе сюжета этого произведения находится реальная история ребенка, потерявшего из-за безжалостной войны самых дорогих людей и вынужденного слишком рано расстаться с детством. Писателю довелось находиться на полях сражений в качестве военного корреспондента, и ему были прекрасно знакомы все испытания и страдания, с которыми сталкивались люди в течение тяжелейших лет противостояния советского народа фашистским агрессорам.

События разворачиваются на прифронтовом вокзале. Десятилетний Сережа растет в армии, его отец командует полком, а мать является военным доктором. Невзирая на весьма юный возраст, Сергей уже принимает участие в войне, он проникает в немецкий тыл, осуществляет разведку, обезвреживает взрывчатку. Мать мальчика, видя отвагу наследника и его стремление сражаться с врагами наравне с взрослыми солдатами, принимает решение отправить сына в тыл. Но неожиданно случается несчастье, отец паренька получает в бою серьезные раны и вскоре умирает, через некоторое время из жизни уходит и мама Сережи.

Ребенок остается в полном одиночестве, однако его судьба небезразлична майору Савельеву, ближайшему товарищу отца Сергея, ставшему во главе полка после смерти приятеля. Майор всячески заботится о Сереже, он считает мальчика фактически своим сыном, и паренек горячо привязывается к мужчине, в котором сирота теперь видит единственного родного человека. Но война снова вторгается в существование Сергея, разлучая его и с Савельевым.

Майор получает приказ командования, который предписывает ему срочно отправиться в путь, ему предстоит пройти обучение на специализированных курсах усовершенствования. Он вынужден поручить заботу о мальчике своему другу из другой воинской части по фамилии Бахичев, с которым Савельев случайно встретился в штабе, но Сережа не в силах скрыть отчаяния и слез из-за нового расставания. К тому же паренек уже отлично знает, что на войне люди нередко теряют друг друга навсегда. Майор Бахичев старается обращаться с ребенком внимательно и ласково, однако Сергей держится отчужденно и холодно, мечтая лишь опять воссоединиться с Савельевым.

На следующее утро выясняется, что Сережа совершил побег, и Бахичеву не удается его найти. Майор расспрашивает людей, однако оказывается, что маленький боец никому не попадался на глаза. Офицер первоначально не слишком тревожится из-за исчезновения Сергея, ожидая, что мальчик вскоре опять появится рядом с ним.

Однако Сережа не возвращается к Бахичеву, и никто не знает, куда именно отправился ребенок. Рассказчик, которого майор посвящает в подробности судьбы паренька, предполагает, что Сергей решил заняться поисками Савельева или пожелал навестить могилы отца и матери. Автор также делает из слов Бахичева вывод о том, что Сережа обладает характером настоящего бесстрашного воина, ему кажется, что мальчик мог по собственной воле последовать на фронт.

При чтении рассказа «Маленький солдат» невозможно оставаться равнодушным к трагедии безвременно осиротевшего героя истории. Разлука с майором Савельевым также причиняет десятилетнему Сергею огромную душевную боль, после отъезда единственного друга ребенок чувствует себя абсолютно одиноким. В то же время нельзя не восхищаться мужеством, храбростью и находчивостью юного солдата, приносившего полку немалую пользу еще при жизни родителей и готового отважно сражаться с захватчиками, не задумываясь о собственных силах и возможностях. Автор подчеркивает, что светлая пора детства ни в коем случае не должна быть омрачена войной, постоянной смертельной опасностью и утратой близких, как произошло с маленьким Сережей.

  • Краткий рассказ бременские музыканты
  • Краткий рассказ маленький мук
  • Краткий рассказ малахитовая шкатулка
  • Краткий рассказ макара чудры
  • Краткий рассказ лягушка путешественница