Краткий рассказ мой генерал

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по роману «Мой генерал» Лиханова
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Автор посвящает роман генералам и солдатам войны, которым все новые поколения обязаны жизнью.

Часть 1. Самое начало

Четвероклассник Антон Рыбаков живет в сибирском поселке с папой Сергеем, заместителем главного инженера, и мамой Ольгой. Папа строит электростанции, мама лечит людей. Учится Антошка средне, дружит с одноклассником Кешкой Евсеевым, учит французский у старенькой учительницы Анны Робертовны.

Часть 2. Дедушка

Дедушку по папиной линии мальчик никогда не видел. Антон Петрович вдовец и генерал. Выйдя в отставку с больным сердцем, дед приехал в семью сына. Здесь его любят, он для всех пример.

Часть 3. Отставка

Дед веселый, голосистый, а в парадном мундире с орденами – настоящий герой войны! Обещает внуку: «Научу всему, что сам умею!» И плавать, и пахать, и стрелять. Генерал, командир – тот, «кто отвечает за все и за всех». Учит бороться с бесчеловечностью и несправедливостью. Родители потихоньку просят Антона развлекать «безработного» деда, а тот и сам не унывает: печет, убирает. Мальчик знакомит его с француженкой.

Часть 4. Злой демон

В школе из-за деда и Антона все зауважали. Кроме Кешки и девчонки с характером Альки. Пухов по кличке «Злой демон» помог Антону избраться председателем совета отряда. А потом дед подвел внука: устроился кладовщиком. Антоше стыдно за него. Но дед как отрезал: «Нет стыдной работы!» Антон уходит из председателей, кается перед дедом за свой стыд.

Часть 5. Дорогой человек

«Надо помнить все свои ошибки, чтобы правильней жить дальше». В снегопад склад деда откапывали не только родные, но и Кешка со «Злым демоном». Дед сказал внуку важные слова: «У человека должно быть продолжение», но новые люди должны быть еще лучше. А потом повез Антошку на могилы своих родителей, и – в Москву. Дед, оказывается, ученый, кандидат военных наук.

Часть 6. Вечный огонь

Друзья дед с внуком у могилы Неизвестного солдата. Антошка мечтает стать военным. С бабушкой Лидой дед познакомился во время Гражданской войны в Испании. Его лучший друг – генерал Иванов: без рук воевал! Дед учит внука: «Честность, правда и убежденность – выше вежливости!» и: «Не будь равнодушным!» А в Сибири дед открыл тайну. И Антошка повзрослел в один миг. Оказывается, Сергей ему не сын. Он подобрал его, 3-летнего сироту, в начале войны.

Часть 7. Прощание

Дед готовится к смерти. А у Антона задача доделать то, что дед не успел. С ворьем бороться, муравьев перед стройкой ГЭС спасти. Дед руководит взрывом на месте будущей ГЭС. А потом у них гостит украинец Николай Савченко. Фронтовик, трубач, был в плену. Дед его через радиопередачу нашел. Нужной родинки на руках отца нет, значит, чужой им этот человек. Антошка и рад, и жалеет старого трубача. Любимый дедушка Антона умер, сажая березки. Но для него «мой генерал всегда рядом» и жив в сердце.

Читательский дневник по роману «Мой генерал» Лиханова

Сюжет

В сибирском поселке с папой Сергеем (он строит ГЭС) и мамой Ольгой (она медик) живет четвероклассник Антон Рыбаков. К ним из Москвы приезжает жить дед-генерал, фронтовик Антон Петрович, отец Сергея. Антон хвастается генералом в классе, но стыдится, когда тот стал кладовщиком. Потом мальчик понимает, что был неправ, и всякая работа хороша. Дед ему друг. Он учит его трудиться, и быть неравнодушным к чужой беде.

В Москве дед знакомит внука с однополчанами. Антон хочет стать офицером. Дед признается, что Сергей – приемный сын, сирота, подобранный в войну. Через радио он находит фронтовика и трубача Савченко, но ясно, что Савченко не отец Сергею. Любимый дедушка Антона умер, сажая деревья, а в сердце внука он живой.

Отзыв

Роман о взрослении, закалке характера, выработке убеждений юного героя. Свои поступки он проверяет жизнью любимого деда. Он учится быть полезным людям, судить себя строже, чем других, просить прощенья, думать о смысле жизни, верить в лучшее.

Роман учит быть самостоятельным, независимым, твердым в своих убеждениях, честным, любить и защищать Родину, скромным, благодарным, отзывчивым, видеть в каждом человеке личность, приходить на выручку, учиться и трудиться с удовольствием, признавать и исправлять свои ошибки, жить по совести, брать пример с достойных людей, знать историю своей семьи, беречь родных и друзей, бороться со своими недостатками, никогда не сдаваться.

  • Краткие содержания
  • Лиханов
  • Мой генерал

Краткое содержание Лиханов Мой генерал

События произведения «Мой генерал» разворачиваются вокруг четвероклассника Антона Рыбакова, который живет в Сибири с родителями, и его дедушки Антона Петровича, проживающего в Москве.

Антон – обычный парень, учится в школе, посещает курсы французского языка. От других его отличает лишь то, что его дедушка – генерал. Парень мечтал о их встрече, перематывая в голове выдуманный им момент их встречи. Спустя некоторое время, дедушка выходит в отставку и приезжает к Антону в Сибирь. Но внук ожидал его увидеть с медалями и в военной форме, а приехал обычный дедушка.

Во время сожительства дедушка демонстрирует Антону все, что умеет и чему научился. Он тщательно убирается, вкусно готовит, обучает Антона и помогает ему закаляться. Проведав о дедушке Антона, все в классе начинают его уважать, что ему очень нравится, и он начинает хвастаться.

Вскоре дедушка находит новую работу – он становится кладовщиком. После этого Антон стал стесняться деда, ведь он генерал, а снег чистит наравне со всеми. Антон Петрович объясняет внуку, что любая работа не постыдна, а даже достойна уважения.

Во время зимних каникул они решают посетить Москву, где живут в квартире Антона Петровича, общаются с друзьями деда, тоже генералами. Именно тогда мальчик узнал, что его дед еще и кандидат наук. Позже дедушка поделился с внуком секретом о том, что они не родные друг другу. Когда-то давно Петрович, будучи майором, нашел трехлетнего отца Антона возле погибшей матери и отправил его своим родственникам, чтобы те его выходили.

Смерть Антона Петровича стала огромным ударом для всей семьи мальчика. На его похороны пришел весь поселок, ведь он сумел завоевать доверие всего селения огромной преданностью своим принципам и мудростью.

Данное произведение А. Лиханова учит уважительно относиться к старшим людям, не судить по профессии и не стесняться ее, а также тому, что не родной изначально человек может стать воистину близким и любимым.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лиханов. Все произведения

  • Благие намерения
  • Высшая Мера
  • Кикимора
  • Крутые горы
  • Лабиринт
  • Мой генерал
  • Никто
  • Обман
  • Последние холода
  • Солнечное затмение
  • Чистые камушки

Мой генерал. Картинка к рассказу

Мой генерал кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Размазня

    Повествование ведется от первого лица. Юлия Васильевна работает гувернанткой. Она обучает детей рассказчика. Однажды рассказчик вызвал ее к себе в кабинет, для того чтобы выплатить ей заработную плату.

  • Краткое содержание Лондон Лунная долина

    Начало 20 века, все действия разворачиваются в штате Калифорния, а именно в городе Окленде. Молодой человек по имени Билл Робертс знакомится с девушкой Саксон Браун на танцах. Молодой человек понимает

  • Краткое содержание Куприн Завирайка

    Как только начал сходить снег, двое охотников отправились поохотиться на диких зайцев, а сопровождал их пес по клички Завирайка. Как только они вышли за приделы села за ними следом не отставая

  • Твен Марк

    Марк Твен – писатель, публицист, философ, журналист, юморист родился в маленьком поселке в США в 1835 году в семье небогатого государственного служащего, отец умер, когда еще писатель был подростком

  • Краткое содержание Волки и овцы Островского

    К дому Мурзавецкой Меропии Давыдовны приходят за оплатой работники. Дворецкий к барыне не допускает: она гневается, сливки подали без пенки, расчета не будет. Аполлон Викторович, молодой человек 24 лет, прапорщик в отставке

  • Краткое содержание
  • Лиханов
  • Мой генерал

Мой генерал — краткое содержание романа Лиханова

Главный герой произведения – мальчик Антошка, события в книге описаны от его лица. Его отец – заместитель главного инженера на стройках. Он строил электростанции. Семья живёт в Сибири, хотя отец Антошки – москвич, но совсем не стремится переезжать обратно в столицу. Мальчик считал и всю свою семью совершенно обыкновенными.

У мальчика есть дедушка. Жил он в Москве, поэтому они не виделись. Его дед – военный. Антошкина семья и его дед обменивались письмами, но друг к другу не ездили: дед ждал отставки, чтобы переехать в Сибирь на совсем, а отец не мог оторваться от работы, да и дед просил их не приезжать, чтобы не затосковать после их отъезда сильнее.

Однажды отец Антошки вернулся домой с радостным известием: их дедушка вылетает к ним, летит на военном самолёте, несмотря на плохие погодные условия. Семья едет в аэропорт и ждёт там. Наконец, самолёт прибывает. Антошка бежит впереди родителей встречать деда, которого совсем не помнит. Он видит человека, похожего на генерала, и бежит к нему, однако выясняется, что мимо своего деда мальчик уже пробежал, не признав в нём генерала. Мальчик очень удивлён его «обыкновенному» виду. Дома за ужином он рассматривает деда. Тот обещает научить мальчика стрелять и плавать. Антошка узнаёт, что в отставку его отправили по состоянию здоровья.

На следующее утро родители мальчика ушли на работу, самому мальчику нужно было в школу. Они переживали, что деду будет скучно дома весь день. Но когда Антоша вернулся домой, он увидел, что дед убирается и печёт пирожки. Он стал заниматься хозяйством. Отец хотел было найти деду лёгкую работу на стройке, но дед отказался работать лишь «для вида».

В посёлке прознали, что у них появился генерал. Антошка хотел показать им деда, но того не было дома, поэтому он надел военную форму и показался в ней ребятам сам. С тех пор в школе его прозвали генералом и даже стали уважать, выбрали председателем в школе. Но затем они увидели его деда, который помогал по хозяйству, и мальчик лишился «титула».

Дед, тем временем, устроился работать кладовщиком. Семья не понимала его. А в классе узнали, что дед его правда был генералом.

По дороге домой Антошка увидел, как десять ребят забивали белку. Он вступился за животное. В тот же день мальчик признался во всём деду.

Спустя какое-то время Антошка с дедом поехали в Москву. Там дед рассказал мальчику, что познакомился с его бабушкой в на одном из военных заданий в Испании.

После поездки они вернулись домой. Там дедушка рассказал семье главную тайну своей жизни: антошкин отец не был его родным сыном. Оказалось, что он подобрал осиротевшего маленького мальчика во время войны. Отец Антошки сказал, что они самая настоящая семья. Выяснилось, что дед пытался найти настоящего отца своего сына. Этот человек приехал к ним. Однако, оказалось, что он не родня им.

Дед умер от сердечного приступа.

Также читают:

Рассказ Мой генерал (читательский дневник)

Мой генерал

Популярные сегодня пересказы

  • Кинг

    Стивен Кинг (год рождения 1947) является знаменитым американским писателем, работающим в жанре фантастики, триллеров и ужасов.

  • Печенье — краткое содержание рассказа Осеевой

    В небольшом рассказе Валентины Александровны Осеевой под названием «Печенье» повествуется о случае, произошедшем за кухонным столом. История связана с тем, как хозяйка испекла аппетитное сладкое печенье для того

  • Краткое содержание Терешечка (народная сказка)

    Сказка о том, как старик со старухой живут рука об руку. Для полного семейного счастья им не хватает лишь детей. От скуки и одиночества, пеленают в избе маленькую колодочку и успокаивают, будто малое дитя.

  • Последнее дело Холмса — краткое содержание романа Дойла

    Прошло около двух лет с тех пор, как Шерлок Холмс и доктор Уотсон совершили свою последнюю совместную поездку. Ее трагический финал и цепочка предшествующих событий все время прокручивались в памяти доктора.

  • Краткие содержания
  • Лиханов
  • Мой генерал

События произведения «Мой генерал» разворачиваются вокруг четвероклассника Антона Рыбакова, который живет в Сибири с родителями, и его дедушки Антона Петровича, проживающего в Москве.

Антон – обычный парень, учится в школе, посещает курсы французского языка. От других его отличает лишь то, что его дедушка – генерал. Парень мечтал о их встрече, перематывая в голове выдуманный им момент их встречи. Спустя некоторое время, дедушка выходит в отставку и приезжает к Антону в Сибирь. Но внук ожидал его увидеть с медалями и в военной форме, а приехал обычный дедушка.

Во время сожительства дедушка демонстрирует Антону все, что умеет и чему научился. Он тщательно убирается, вкусно готовит, обучает Антона и помогает ему закаляться. Проведав о дедушке Антона, все в классе начинают его уважать, что ему очень нравится, и он начинает хвастаться.

Вскоре дедушка находит новую работу – он становится кладовщиком. После этого Антон стал стесняться деда, ведь он генерал, а снег чистит наравне со всеми. Антон Петрович объясняет внуку, что любая работа не постыдна, а даже достойна уважения.

Во время зимних каникул они решают посетить Москву, где живут в квартире Антона Петровича, общаются с друзьями деда, тоже генералами. Именно тогда мальчик узнал, что его дед еще и кандидат наук. Позже дедушка поделился с внуком секретом о том, что они не родные друг другу. Когда-то давно Петрович, будучи майором, нашел трехлетнего отца Антона возле погибшей матери и отправил его своим родственникам, чтобы те его выходили.

Смерть Антона Петровича стала огромным ударом для всей семьи мальчика. На его похороны пришел весь поселок, ведь он сумел завоевать доверие всего селения огромной преданностью своим принципам и мудростью.

Данное произведение А. Лиханова учит уважительно относиться к старшим людям, не судить по профессии и не стесняться ее, а также тому, что не родной изначально человек может стать воистину близким и любимым.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Дедушка

Антон со всей своей детской наивностью рассказывает всем, что у него есть дедушка. Но проблема в том, что этого самого деда он никогда не видел. По рассказам мальчика, дедуля, Антон Петрович, занимает должность генерала и живет в городе Москве. Мальчишка жаждет своей встречи с дедушкой, но так как у отца постоянная работа, а Антон Петрович находится на службе и отдает долг родине – встреча двух родственников откладывается на неопределенный срок.

лиханов мой генерал краткое содержание

Но встреча деда и внука все-таки состоялась – однажды дедушку просто уволили со службы.

Мы с одноклассниками часто читаем и обсуждаем художественные книги о Великой Отечественной войне, о военном детстве, о тех испытаниях, которые пришлись на долю наших прабабушек и прадедушек, когда они были молоды.

В романе Альберта Лиханова «Мой генерал» нет войны, но воспоминаниями о ней пронизано все произведение. Ведь только сильные, мужественные и благородные люди могут дать достойный отпор врагу. Война поломала всю жизнь «Трубача» ‒ человека, который искал своего сына. Война повлияла на жизнь семьи Рыбаковых.

Итак, в семью строителей, живущих на Севере, приезжает дед-генерал. Внук Антон очень гордится этим событием, невольно приписывая себе славу деда. Каково же было его разочарование: дед моет полы и печет пироги, каждое утро ходит за молоком, нянчится с чужими младенцами, в конце концов становится кладовщиком! Но генерал Рыбаков говорит своим близким: «Да что вы за чистоплюи! Нет стыдной работы, разве не знаете!»

Когда я читала роман, я задумалась, кто же настоящие друзья Антона? Когда он зазнался, только Кешка и Алька поглядывали на него искоса. Только настоящие друзья могут сказать правду и могут помочь в трудный момент. А те, кто очень хотел дружить с Антоном ‒ генеральским внуком, очень быстро отвернулись от него. Дед стал внуку настоящим примером для подражания, стал ему настоящим верным другом, несмотря на разницу в возрасте.

Особенно меня поразила глава «Военная тайна». Тайна деда заключалась в том, что он, оказывается, не был родным отцом Сергея, папы Антона, он нашел его среди беженцев, его настоящая мать погибла. Конечно, можно было бы промолчать, но дед посчитал «долгом своей совести» найти настоящего отца Сергея. Вот слова генерала Антона Петровича Рыбакова: «Есть вещи поважнее службы, работы, дома… У каждого человека должно быть продолжение, это высшее счастье». После прочтения романа я стала внимательнее и добрее относиться к моим бабушке и дедушке.

Антошка по возрасту наш ровесник, хотя жил совсем в другое время. Ему посчастливилось встретиться с Антоном Петровичем. Дед сумел ему привить любовь к труду, к людям, к справедливости и другие черты характера. Все события, о которых рассказано в этой истории, воспитывают мальчика. Для Антона дед стал особым человеком, на которого хочется быть похожим. И мы уверены, что Антон станет порядочным и добрым человеком.

В конце романа Антон говорит: «Мой генерал всегда рядом… Он так жил, что не может умереть. Никогда!» Если человек жил достойно, он будет жить и после смерти в памяти потомков.

Я думаю, роман Альберта Лиханова надо прочитать всем моим сверстникам. Любой человек может столкнуться с множеством проблем. Автор помогает читателям найти правильный ответ, поступать по совести. Роман делает нас добрее, подсказывает, к чему надо стремиться.

_____________________________

Мария Морякова, 13 лет, с. Айша, Республика Татарстан. Участник конкурса «Книжный эксперт XXI века» (первый сезон)

Горесть уволенного генерала

Взаимоотношения дедули со своим отпрыском в произведении описаны очень чутко и трогательно. И, к сожалению, краткое содержание «Мой генерал» (Лиханов А. А.) не сможет передать те чувства, которые парень испытывает к своему дедушке.

Отец Антона попытался помочь отставному генералу, предложил ему должность начальника отдела кадров на стройке, но Антон Петрович отказался от предложенной вакансии, так как она показалась ему смешной.

Антон делал все, чтобы быть поближе к своему любимому дедушке. Парень в один момент даже целенаправленно заболевает, и в процессе болезни знакомит своего дедулю с учительницей французского языка — пожилой дамой по имени Анна Робертовна.

Стоит сказать, что «Мой генерал» Лиханова в кратком содержании полностью глубину творения передать не сможет. Это, скорее, ознакомление с произведением.

Педагогика «Моего генерала»

Большой пример

Книга «Мой генерал» от первого слова до последнего формирует личностные черты и качества, которые в конечном итоге составляют воспитанность человека.
Один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Антон Петрович как раз и есть тот большой пример и для своего внука, и для его родителей и сверстников, и для всего посёлка.

Альберт Лиханов всей сутью романа убеждает, насколько важен в процессе развития и совершенствования личностных качеств растущего человека положительный пример как метод воспитания, сущность которого состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для пробуждения у детей стремления к активной работе над собой и преодоления имеющихся недостатков. Константин Ушинский подчёркивал, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Лев Толстой писал: «Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

Психологической основой влияния положительных примеров на воспитание детей является их подражательность. Антон младший не желает сначала подражать деду, не приемлет его жизненной позиции, даже отвергает её.

Удивителен по силе эпизод воскресника. Перед Новым годом в посёлке объявили воскресник. Требовалось расчистить пустырь. Все работали, было весело, настроение у мальчика хорошее. Но так было до тех пор, пока Антон не увидел деда, который, как все, был одет в телогрейку, на голове – лохматый отцовский треух, на руках – варежки из собачьего меха. Совсем не так Антон представлял этот момент: дед в форме, ордена сверкают, позументы горят, ребята им любуются. А тут, видите ли, шлёпает какой‑то старик – в валенках с загнутыми голенищами, с ломиком на плече, ну совсем не генерал. На вопрос одноклассника: «Он? Генерал?» — Антон пожал плечами и не просто ответил, а фыркнул: «Вот ещё!» По сути Антон отказался от собственного деда. А вечером перед сном дед преподал внуку замечательный урок, причём тонко, ненавязчиво, без назиданий и нравоучений, как бы между прочим, исподволь. Дед сказал:

— Сегодня один гражданин из вашего класса мою личность выяснял. Спрашивает: «Вы генерал?» Я подумал: раз у меня выясняет, значит, ты мной не козыряешь. Правильно. А то ведь за чужой‑то спиной нетрудно жить. Есть такие, видал не раз. Чужой славой пользуются и глаз не жмурят. – Он зевнул, добавил сонным голосом: — Ну, я и отказался. Говорю: «Пенсионер я!» Как полагаешь, правильно поступил?

Какое состояние в это время переживает мальчик? Он весь сжался, губы затряслись, ребёнка бросило в жар. При этом внук размышляет: «Вон как выходит! Я дедом козыряю, чужой славой пользуюсь!» Пример деда в очередной раз оказал сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств.

Действительно, педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.

К окончательному прозрению Антошка шёл долго и трудно, была мучительная внутренняя борьба, и тем ценнее сделанный вывод:

— Кончайте! Что вам мой дед дался! Я сам за себя отвечаю. И прошу меня из председателей снять. За позорное поведение. И за спекуляцию.

— Чем? – вякнул Пухов.

— Дедушкиной славой, осёл!

Имея за плечами большой педагогический опыт и все эти годы наблюдая, анализируя живые образцы трудолюбия, патриотизма, чести, этики, понимал и понимаю, что при наличии таковых школьник отчётливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера приобретает особое значение.

Пример родителей – один из самых эффективных методов воспитания. И в этом плане мы, читатели, спокойны за нашего маленького героя, ему повезло. Отца Антона уважают, потому что он отдаётся работе. Он заместитель главного инженера на строительстве электростанции. Мама Антона работает главным санитарным врачом района, она носится по району как угорелая, везде ей поспеть надо, чтобы была чистота.

«Мама моя добрая, я её злой никогда ещё не видел. Даже когда сердится, она всё равно добрая» — так говорит сын. В семье нашего героя царит гармония, что очень важно для ребёнка, так как определяет характер.

Про «свадебных» генералов

Книга «Мой генерал» очень органично вписывается в философию региональной Стратегии развития образования «Доброжелательная школа», потому что она учит детей извечным нравственным ценностям: простому человеческому общению, милосердию, состраданию, дружбе.

Уникально само по себе высказывание Альберта Лиханова: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

Добро должно быть деятельным, только тогда оно даёт результат. Генерал Антон Петрович Рыбаков как раз и является носителем такого добра. Казалось бы, что генерал будет исповедовать авторитаризм в отношениях… Но нет, он понимает, что в этом заключается главная причина отчуждения воспитанников от своих воспитателей, что есть другой подход, основанный на душевном соприкосновении, который называется гуманистической педагогикой.

Убеждён, что реализация программы воспитания и социализации, как обязательного в каждой школе документа, должна основываться в том числе на произведениях Альберта Лиханова, включая «Моего генерала».

… Как‑то Антон Петрович заявил своему сыну, когда тот хотел пристроить отца начальником отдела кадров на стройку, что не умеет быть свадебным генералом. Кстати, очень хорошая тема для разговора со школьниками в любом возрасте. Так вот Антон старший говорит Антону младшему:

— Позорное звание это, Антошка! Свадебный генерал! На свадьбу, например, зовут генерала. Чтобы было торжественней. Чтобы все говорили потом: «Это да, это – свадьба! Даже генерал был!» А генерал к свадьбе отношения не имеет. Ни сват ни брат. Вот и я не хочу быть таким генералом.

Антошка пытается возразить: «Так то свадьба!», на что получает однозначный и возмущённый ответ:

— Да никогда нельзя быть свадебным генералом! Нигде! Разве не понимаешь? Или работаешь как все, или…

Книга «Мой генерал» убеждает, насколько важны и необходимы методы одобрения и осуждения. Каждый ученик прислушивается к оценочным суждениям учителей, коллектива, отдельных учеников. Если его поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения, которое ещё больше стимулирует, побуждает быть лучше, энергичнее, деятельнее. Метод осуждения, наоборот, вызывает отрицательные внутренние переживания, которые заставляют анализировать свои действия, недостатки, чтобы соответствовать более высокому уровню требований коллектива. Школьник начинает обдумывать, как сопротивляться соблазнам, как управлять своим поведением. Роман «Мой генерал» в этом плане развивает у детей критичность к своему поведению и более требовательное отношение к себе.

Иллюстрация к повести «Мой генерал» художника Юрия Иванова

Дед оказался неродным

В кратком содержании «Мой генерал» (Лиханов А. А.) попробует раскрыть главную проблему произведения.

Парень Антон очень гордится своим дедушкой. Все его товарищи, одноклассники и даже учителя в школе знают, что дедуля Антона – бывший генерал. Именно из-за этого факта к мальчику начинают по-другому относиться, он получает привилегии среди своих товарищей.

краткое содержание лиханова мой генерал

Произведение Лиханова «Мой генерал» в кратком содержании делает попытку передать читателю чувства гордости мальчика, то, какие чувства он испытывает, когда все вокруг понимают, что его дедушка настоящий военный. Парень пытается выведать разные тайны у своего деда, ему интересны рассказы дедушки о Москве, о службе.

«Мой генерал» Лиханова в кратком содержании дает понять, что каждая работа важна и нужна. Стоит отметить, что в итоге дедушка устраивается на работу обычным кладовщиком и рассказывает Антону о том, что работать на любой работе не зазорно.

Пришла пора зимних каникул и Антон вместе со своим любимым дедушкой отправляются в Москву. Они живут на квартире деда, где внук узнает, что дедушка оказывается не просто генерал, а кандидат наук. Он, помимо обычной службы, занимался испытанием пушек. У парня случаются самые лучшие в жизни каникулы. Дед знакомит его со своими друзьями, они много общаются и часто посещают различные музеи и выставки. Антону очень интересно находиться в обществе деда и его друзей.

Начало

Произведение написано от имени первого лица, мальчика Антошки, родом из Сибири. Детские наивные замечания, типа «моего друга зовут Кешка, а остальное у нас все одинаково», перемешаны с взрослыми рассуждениями о прочности любви. Антошка называет себя «замов сын» — его папа заместитель главного инженера.

В романе «Мой генерал» Лиханов (краткое содержание этого произведения мы передаем) создает множество образов. Подобный язык характерен для детей: мамино лицо, как и ее имя, круглое и доброе, а зовут ее — Ольга.

Мальчик рассказывает о детском восприятии мира, как он ходит заниматься французским, как мама сделала ему настоящие ботфорты, чтобы не промокали ноги. Его жизнь, конечно, не лишена детских радостей, например, не ходить в школу, когда на улице температура минус сорок.

Тайна раскрыта

Все хорошее когда-то заканчивается, и наши герои вынуждены вернуться обратно в Сибирь. Именно тогда Антон узнает, что дедушка ему не родной. Антон Петрович усыновил отца мальчика, когда тот был совсем еще младенцем. Отступая после боевых действий, Антон Петрович увидел мертвую женщину, близ которой был ребенок, им и оказался отец Антона. Сердце молодого генерала растаяло, и он забрал себе ребенка, воспитав его как родного. Когда Антон Петрович усыновил малыша, ему было всего лишь три года. Соответственно, отец Антона считал Антона Петровича своим родным отцом, ведь он его воспитывал с самых ранних лет.

мой генерал альберта лиханова краткое содержание

Автор посвящает роман генералам и солдатам войны, которым все новые поколения обязаны жизнью.

Часть 1. Самое начало

Четвероклассник Антон Рыбаков живет в сибирском поселке с папой Сергеем, заместителем главного инженера, и мамой Ольгой. Папа строит электростанции, мама лечит людей. Учится Антошка средне, дружит с одноклассником Кешкой Евсеевым, учит французский у старенькой учительницы Анны Робертовны.

Часть 2. Дедушка

Дедушку по папиной линии мальчик никогда не видел. Антон Петрович вдовец и генерал. Выйдя в отставку с больным сердцем, дед приехал в семью сына. Здесь его любят, он для всех пример.

Часть 3. Отставка

Дед веселый, голосистый, а в парадном мундире с орденами – настоящий герой войны! Обещает внуку: «Научу всему, что сам умею!» И плавать, и пахать, и стрелять. Генерал, командир – тот, «кто отвечает за все и за всех». Учит бороться с бесчеловечностью и несправедливостью. Родители потихоньку просят Антона развлекать «безработного» деда, а тот и сам не унывает: печет, убирает. Мальчик знакомит его с француженкой.

Часть 4. Злой демон

В школе из-за деда и Антона все зауважали. Кроме Кешки и девчонки с характером Альки. Пухов по кличке «Злой демон» помог Антону избраться председателем совета отряда. А потом дед подвел внука: устроился кладовщиком. Антоше стыдно за него. Но дед как отрезал: «Нет стыдной работы!» Антон уходит из председателей, кается перед дедом за свой стыд.

Часть 5. Дорогой человек

«Надо помнить все свои ошибки, чтобы правильней жить дальше». В снегопад склад деда откапывали не только родные, но и Кешка со «Злым демоном». Дед сказал внуку важные слова: «У человека должно быть продолжение», но новые люди должны быть еще лучше. А потом повез Антошку на могилы своих родителей, и – в Москву. Дед, оказывается, ученый, кандидат военных наук.

Часть 6. Вечный огонь

Друзья дед с внуком у могилы Неизвестного солдата. Антошка мечтает стать военным. С бабушкой Лидой дед познакомился во время Гражданской войны в Испании. Его лучший друг – генерал Иванов: без рук воевал! Дед учит внука: «Честность, правда и убежденность – выше вежливости!» и: «Не будь равнодушным!» А в Сибири дед открыл тайну. И Антошка повзрослел в один миг. Оказывается, Сергей ему не сын. Он подобрал его, 3-летнего сироту, в начале войны.

Часть 7. Прощание

Дед готовится к смерти. А у Антона задача доделать то, что дед не успел. С ворьем бороться, муравьев перед стройкой ГЭС спасти. Дед руководит взрывом на месте будущей ГЭС. А потом у них гостит украинец Николай Савченко. Фронтовик, трубач, был в плену. Дед его через радиопередачу нашел. Нужной родинки на руках отца нет, значит, чужой им этот человек. Антошка и рад, и жалеет старого трубача. Любимый дедушка Антона умер, сажая березки. Но для него «мой генерал всегда рядом» и жив в сердце.

Читательский дневник по роману «Мой генерал» Лиханова

Сюжет

В сибирском поселке с папой Сергеем (он строит ГЭС) и мамой Ольгой (она медик) живет четвероклассник Антон Рыбаков. К ним из Москвы приезжает жить дед-генерал, фронтовик Антон Петрович, отец Сергея. Антон хвастается генералом в классе, но стыдится, когда тот стал кладовщиком. Потом мальчик понимает, что был неправ, и всякая работа хороша. Дед ему друг. Он учит его трудиться, и быть неравнодушным к чужой беде.

В Москве дед знакомит внука с однополчанами. Антон хочет стать офицером. Дед признается, что Сергей – приемный сын, сирота, подобранный в войну. Через радио он находит фронтовика и трубача Савченко, но ясно, что Савченко не отец Сергею. Любимый дедушка Антона умер, сажая деревья, а в сердце внука он живой.

Отзыв

Роман о взрослении, закалке характера, выработке убеждений юного героя. Свои поступки он проверяет жизнью любимого деда. Он учится быть полезным людям, судить себя строже, чем других, просить прощенья, думать о смысле жизни, верить в лучшее.

Роман учит быть самостоятельным, независимым, твердым в своих убеждениях, честным, любить и защищать Родину, скромным, благодарным, отзывчивым, видеть в каждом человеке личность, приходить на выручку, учиться и трудиться с удовольствием, признавать и исправлять свои ошибки, жить по совести, брать пример с достойных людей, знать историю своей семьи, беречь родных и друзей, бороться со своими недостатками, никогда не сдаваться.

  1. Краткие содержания
  2. Лиханов
  3. Мой генерал

Краткое содержание романа Мой генерал Лиханова

Роман «Мой генерал», предназначенный для юных читателей, был написан Альбертом Анатольевичем Лихановым в 1974 году. Основной темой произведения являются подлинная дружба и по-настоящему доверительные отношения, завязавшиеся между учеником младших классов Антоном и его дедом Антоном Петровичем, отставным генералом.

Антон Рыбаков учится в четвертом классе и проживает в одном из сибирских поселков вместе с отцом и матерью. Паренек знает о том, что в Москве обитает его дедушка и тезка, обладатель генеральского звания, однако Антону не сразу удается познакомиться с этим человеком. Мальчик мечтает о встрече с дедушкой, которого он считает настоящим героем, и после ухода в отставку Антон Петрович приезжает к родственникам в Сибирь. Однако школьник при виде деда ощущает некоторое разочарование, он представлял себе генерала с наградами и в военной форме, но в доме появляется самый обыкновенный немолодой мужчина.

Поселившись вместе с Антоном и его родителями, старший Рыбаков охотно демонстрирует внуку все свои навыки. Дедушка мальчика умело наводит порядок в жилище, прекрасно готовит, учит Антона правилам закаливания. Благодаря наличию у Рыбакова такого родственника одноклассники начинают испытывать к нему уважение, а сам Антон все чаще проявляет высокомерие по отношению к товарищам из-за заслуг своего деда.

Вскоре Антон Петрович устраивается на работу в качестве кладовщика. Внук теперь нередко стыдится того, что его дед, являющийся генералом, точно так же занимается чисткой снега, как и другие люди. Однако пожилой человек старается убедить внука в том, что никакой труд не является унизительным, более того, любые действия для всеобщей пользы заслуживают только искреннего уважения.

В ходе зимних каникул генерал Рыбаков берет мальчика с собой в Москву. Дед и паренек обитают в квартире Антона Петровича и общаются с его давними товарищами, также удостоенными звания генерала. Школьнику также становится известно о том, что дедушка является и кандидатом наук.

В один из дней старший Рыбаков решается рассказать Антону о том, что в действительности мужчина и мальчик не приходятся друг другу кровными родственниками. В прошлом Антон Петрович, бывший в то время майором, обнаружил отца паренька, которому тогда было не более трех лет, неподалеку от его погибшей мамы. Рыбаков немедленно отправил ребенка к своим родственникам, попросив их достойно заботиться о сироте.

 Неожиданно генерал уходит из жизни, и его кончина становится огромной бедой для всех членов его семьи. Охваченный глубочайшим отчаянием Антон видит, что все жители поселка приходят проводить в последний путь его дедушку, поскольку Антон Петрович успел заслужить всеобщее уважение своим неравнодушием к людям, трудолюбием и искренностью. Мальчик обещает себе, что он никогда не забудет деда, и для него Антон Петрович навсегда останется живым.

История учит уважать и ценить тех, кто находится рядом, роман также показывает, что не следует стесняться принадлежности к какой-либо профессии, каждый трудящийся человек заслуживает почтительного отношения к себе. К тому же при чтении произведения становится ясно, что люди и без наличия кровного родства могут стать чрезвычайно близкими и горячо любить друг друга.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Мой генерал. Читательский дневник

Мой генерал

Советуем почитать

  • Блокадная книга — краткое содержание рассказа Гранина

    В книге собраны истории отдельных людей переживших страшный голод. 900 дней длилась блокада города, каждый прожитый день Ленинградскими людьми был подвигом. В городе не было продовольствия, тепла

  • Родари

    Краткое содержание произведений Джанни Родари

  • Краткое содержание пьеса Натан Мудрый Лессинга

    В рассказе идёт речь о 12 веке, когда шли сражения с крестоносцами. Проигравшие крестоносцы вынуждены подписать мирное соглашение с правителем Иерусалима Саладином.

  • Краткое содержание рассказа Бирюк Тургенева

    Однажды барин-рассказчик возвращался домой с охоты. Приближалась гроза. Потянуло влажным холодом. Ветер стал сильно раскачивать вершины деревьев. Потом начался проливной дождь.

  • Дубов

    Выдающийся советский писатель Николай Иванович Дуров относился к людям, которые работают в жанре социалистического реализма.

Краткое содержание Лиханов Мой генерал для читательского дневника

Действие романа происходит во второй половине 20 столетия в Сибирском поселке, рядом с которым строится крупнейшая в стране гидроэлектростанция. Герои произведения – мальчик Антон, ученик 4 класса, его родители отец – заместитель главного инженера на строительстве ГЭС, москвич, мама – сибирячка и работает главным санитарным врачом района и, конечно, дед – Антон Петрович – генерал из Москвы.

Мальчик очень гордился своим дедом и очень ждал того момента, когда тот пойдет на пенсию и приедет к ним жить. Он много раз представлял себе эту встречу, а когда все же дед приехал, то даже не узнал его, ведь ожидал увидеть его в форме с орденами.

После приезда в поселок дед поначалу занимался домашними делами: мыл полы, пек пирожки, ходил по магазинам. Антону это не нравилось – он думал, что генералы не должны таким заниматься. Мальчик познакомил деда со своей учительницей и с дедом своего друга Кешки. Потихоньку генерал-пенсионер привык и обзнакомился с людьми. Но его внук все еще стыдился поведения деда, который вместе со всеми и снег чистил, и в ватнике ходил, и даже кладовщиком работал.

На зимних каникулах дед взял внука с собой на юбилей друга, мальчик был в восторге от поездки. Они побывали в родной деревне деда на могилах его родителей, заехали в московскую квартиру генерала, где Антон познакомился с внуками дедушкиных сослуживцев. После чего побывали на необыкновенном юбилее генерала Иванова. Мальчик сначала узнал историю, как Иванов на войне потерял обе руки, но вернулся на фронт. Празднование началось на плацу, там отрабатывали тактику боя, а после 50 солдат в честь юбиляра 50 раз просалютовали.

За короткое время дед и внук очень сблизились, они часто говорили, дед учил внука жизненным мудростям. Благодаря своим знаниям, жизненному опыту и желанию помочь людям, оставаясь преданным своим жизненным принципам, Антон Петрович завоевал большой авторитет у всех жителей поселка. И, когда он умер, то все жители пришли проститься с ним.

Оцените произведение:

  • 4.11
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 599

Читать краткое содержание Мой генерал. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Мой генерал

Мой генерал для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Книжный вор Зузак

    Главный рассказчик в произведении – Смерть. Персонаж ужасно устал от своей работы, поскольку начинается Вторая мировая война и работы действительно много. Смерть пристально наблюдает за жизнью Лизель.

  • Краткое содержание Гоголь Шинель

    У главного героя — Акакия Акакиевича порвалось пальто, его уже не восстановить, поэтому приходиться шить новое. Он тратит на это около сорока рублей, при этом экономит на еде, свечах и белье.

  • Краткое содержание Праздник непослушания Михалкова

    Читая сказку «Праздник непослушания» можно понять, что дети являются главными героями. Взрослые встречаются очень редко, в двух главах – это первая и последняя. И то совсем недолго.

  • Краткое содержание Жёлтый Туман Волков

    В пещере, в глубоком сне пребывает злая великанша по имени Арахна. Всем окружающим она приносила вред, но только к гномам относилась благосклонно и даже помогала. Гуррикап усыпил великаншу на пять тысяч лет.

  • Краткое содержание Кошка, которая гуляла сама по себе Киплинга

    В далекие времена все животные были дикими. Они бродили, где им вздумается. Одним из таких животных был кот. Он ходил, где хотел в полном одиночестве.

  • Краткое содержание Яковлев Полосатая палка

    Юрий Яковлев является русским писателем советских времен. В своем рассказе «Полосатая палка» он повествует о двоечнике Мишке. На него жаловались учителя школы, соседи по дому и даже милиция. Он был настоящим бунтовщиком и не давал прохода другим.

Мой генерал пересказ читать онлайн

  • Краткий рассказ волшебник изумрудного города
  • Краткий рассказ мифы древней греции
  • Краткий рассказ война и мир 1 том
  • Краткий рассказ мертвые души по главам
  • Краткий рассказ война за независимость создание соединенных штатов америки