Краткий рассказ о буддизме

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Буддизм – основные идеи кратко

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три драгоценности

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Основные понятия буддизма

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Комплекс буддийских храмов

Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Направления и философские школы буддизма

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Время на чтение:
10 минут

6 Марта 2019

Содержание:

  • Из истории возникновения
  • Основные положения буддизма
  • Карма, реинкарнация, медитация
  • Особенности буддизма
  • Буддизм в России
  • Буддизм в современном мире

Из истории возникновения

Буддизм — это самая молодая из мировых религий.

Родиной является Индия VI в. до н.э. Основоположником считается принц Гаутама. Родился он в семье правителя. Естественно, что его хотели оградить от трудностей и бед. И до определенного времени его жизнь была беззаботна. Но однажды он увидел похоронную церемонию, за которой, среди прочих, следовали больные и состарившиеся люди. И тогда он понял, что в мире есть болезни, страдания и смерть. А быть богатым, не означает быть счастливым.

Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. Индия

Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. Индия

И решил принц покинуть родительский дом, чтобы постигнуть смысл человеческого бытия.  Странствия продолжались шесть лет.

Важно! Принц получил имя Будда, что означает “просвещенный”.

Он осознал, и самое главное — смог передать другим сущность мироздания и место человека в нем.

Основные положения буддизма

По мнению пророка, таковым буддисты считают Гаутаму, жизнь каждого из нас — это череда страданий. Человек появился на свет, и началась жизнь, наполненная проблемами. Но, оказывается, возникновение всякого рода бед заложено в нашей сущности. Человек, будучи существом падким к соблазнам, подвержен страстям. Выход один: избавится от страстей, найти ту золотую середину, которая позволит разумно сочетать духовное и материальное.

Цель жизни человека — продвижение к особому состоянию — нирване. Это слово означает — “отсутствие волнения”. Очень важное условие для счастливой жизни.

Важно! Источником этой религии является священная книга Типитака. Она состоит из трех частей. В книге изложены основные заповеди основателя философии буддизма, описание его жизненного пути и учения, правила жизни служителей буддийского культа — монахов.

В религии выделяют два направления:

  • хинаяна — “узкий путь спасения” для избранных;
  • махаяна — “широкий путь спасения” для всех верующих.

Оба направления имеют свою философию, в некоторых случаях противоречащую друг другу.

Рис. 2. Печатание книг с досок в тибетском монастыре. Шигадзе. 1938 год

Рис. 2. Печатание книг с досок в тибетском монастыре. Шигадзе. 1938 год

Карма, реинкарнация, медитация

Интерес к религиям Востока возник давно. К понятиям, связанным с буддизмом многие уже привыкли.

Суть их раскрывает важнейшие принципы вероучения:

  • Карма — закон человеческого существования. Краткое изложение сводится к следующему: какой посыл каждый из нас посылает в мир, тем же ему и оплачивает судьба. Добрые дела способствуют очищению жизненного пространства, а злые — “засоряют” его.
  • Реинкарнация — “перевоплощение”. Буддизм не признает существование души, но есть описания того, что Будда менял свои обличья. А человеческое сознание проходит через разные миры. И в какой мир человек попадет в момент смерти — зависит от его кармы.
  • Медитация — духовная практика. Она получила широкое распространение не только в восточных учениях. Буддизм считает, что достижение нирваны возможно благодаря использованию техник, нацеленных на концентрации психического состояния человека. Медитация — основа йоги.

Особенности буддизма

  • Эту религию считают религией без бога. В ней нет учение о Боге-творце.
  • Нет понятия “греха” и “душа”.
  • Нет официальной церковной организации и понятия “ересь”.
  • Признает науку.

Буддизм в России

В России зарождение буддизма связывают с появлением в VIII веке в районах Приамурья и Приморья государства Бохай. Постепенно религия распространяется на соседние территории. Официально ее признала Екатерина II в XVIII веке.

Важно!  В советские времена, как и другие, религия подверглась гонениям. В настоящее время распространена в республиках Калмыкия, Тува, Бурятия.

Рис. 3. Иволгинский дацан - центр буддизма в России

Рис. 3. Иволгинский дацан — центр буддизма в России

Буддизм в современном мире

Эта религия в основном распространена в странах Востока. Хотя буддийские общины встречаются и на других континентах. Ее исповедуют люди разных национальностей.

Религиозными центрами считаются Индия и Непал.

Буддисты с почтением относятся к своим святыням. Они посещают:

  • место рождения Будды — непальский Лумбини;
  • место, где он стал просветленным — Бодхгая в Индии;
  • индийский Сарнатх — здесь была произнесена первая проповедь;
  • Кушинагар в Индии — место смерти.

Буддизм является не только мировой религией, но и одним из вселенских философских учений. Тот факт, что буддистов в мире насчитывается примерно 800 млн человек, подтверждает истинность и актуальность проповедующих ценностей.

Для лучшего понимания основ этой религии, ее догматов, советуем также просмотреть предложенное видео.

Тест для закрепления материала

  1. 1
    Основателем религии является?

    • Пророк Моисей
    • Принц Гаутама
    • Мухаммед
  2. 2
    Священная книга буддизма?

    • Коран
    • Библия
    • Типитака
  3. 3
    Главная причина человеческих страданий?

    • Желания
    • Страсти
    • Потребности
  4. 4
    Родиной буддизма является?

    • Индия
    • Китай
    • Индонезия
  5. 5
    “Будда” означает?

    • Просветленный
    • Просвещенный
    • Проповедник
  6. 6
    К направлениям буддизма не относится?

    • Даосизм
    • Хинаяна
    • Махаяна

Доска почета

Чтобы сюда попасть — пройдите тест

Все тесты

  • Английский язык
  • Биология
  • Политология
  • Информатика
  • Стихи
  • Химия
  • Правоведение
  • Обществознание
  • Экономика
  • Биографии
  • История
  • Подготовка к ЕГЭ
  • География
  • Психология
  • Сочинения
  • Литература
  • Пунктуация
  • Фонетический разбор
  • Орфография
  • Окружающий мир
  • Русский язык

  • Тест на тему
    Почему английский язык является международным
    5 вопросов

Последние результаты

Читайте также

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня в нашей статье мы поговорим о том, что такое буддизм, и дадим краткое описание этой религии.

Содержание:
История
Основные понятия в буддизме
Ступени Восьмеричного пути
Понятие Бога в буддизме
Направления буддизма
Заключение

Буддизм — одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. В мире насчитывается около 500 млн. «чистых» буддистов, которые исповедуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться и какой-либо другой веры. В последнее время буддизм очень популярен в западном мире, многие люди приходят сами к желанию присоединиться к нему. Возможно, не последнюю роль в этом играет миролюбие и спокойствие этой религии.

История

Для начала давайте узнаем, где и как появилось это религиозно-философское течение.

Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность он приобретал, тем больше ответвлений  образовывалось.

Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.

По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.

Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.

Гаутама под деревом бодхи

В дальнейшем это дерево ученики будды называли «дерево Боддхи», или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.

Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.

Основные понятия в буддизме

Поскольку в буддизме существует множество философских понятий, отражающих суть этой восточной идеологии, давайте остановимся на основных идеях и разберем их значения.

Одним из главных воззрений является понятие Сансары. Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара  всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.

Карма — это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.

Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.

колесо сансары

Дхарма — это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.

Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.

В основе буддизма лежат четыре благородные истины:

  1. Жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх.
  2. У страдания есть причины: зависть, жадность, похоть.
  3. Страдание можно прекратить.
  4. Путь к нирване поможет уйти от страданий.

Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путем. Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.

лестница к совершенству

Ступени Восьмеричного пути

  1. Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками.
  2. Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
  3. Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
  4. Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
  5. Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
  6. Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
  7. Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
  8. Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.

Понятие Бога в буддизме

Как мы с вами уже увидели, буддизм — очень необычная для нашего менталитета идеология. Поскольку в любой религии одним из основных понятий является понятие Бога, давайте разберемся, что означает это в буддизме.

В буддизме Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас.

Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы  почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.

Направления буддизма

Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:

  1. Хинаяна (Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
  2. Махаяна, или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
  3. Ваджраяна, или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.

буддийские монахи

Заключение

Итак, уважаемые читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, что входит в понятие буддизма, о его принципах и сути, познакомились с основными направлениями этого учения. Надеюсь, что знакомство с ним было интересным и полезным для вас.

Пишите комментарии, делитесь своими мыслями и подписывайтесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту.

Всего вам доброго и до новых встреч!

Содержание:

  1. Кратко об истории возникновения буддизма
  2. Основные понятия и идеи буддизма
  3. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
  4. В буддизме выделяют три драгоценности
  5. Кратко о философии буддизма
  6. Направления буддизма

Идеи буддизма стали основой для возникновения одного из религиозных направлений. Для его последователей характерно желание достичь просветления, несмотря на расу или национальность. Буддизм относится к философским учениям, охватывающим различные направления человеческого мышления. Он подходит для людей с любым происхождением, вероучением и не требует знания определенного языка.

statue-of-buddha1.jpg

Кратко об истории возникновения буддизма

Согласно мнениям большинства историков, буддизм появился в середине первого тысячелетия до н. э. Изначально это учение было противопоставлением лидирующему в тот момент индийскому брахманизму. Его специфика заключалась во взаимосвязи между политикой и духовностью.

Известно, что появлению нового философского учения предшествовало кризисное состояние культуры и экономики страны. В родственных и политических связях индийского социума стали происходить изменения. Этот период характеризуется становлением взаимоотношений между различными классами общества.

Вскоре образовалось несколько групп и одиночных монахов, странствующих по Индии в целях распространения буддизма и обретения Дхармы (истины). Обычно они отказывались от мирских удовольствий и соблюдали аскезу. Странствующие монахи (шраманы) обычно имели собственное мировоззрение, которым делились с непросвещенными. 

Большинство исследователей сходится во мнении, что основоположником новом религии стал Сиддхартха Готама (Гаутама), иначе называемый Буддой Шакьямуни, что переводится как «Просветленный мудрец из рода Шакья». Есть и другие его имена:

  • Джина – Свободный;

  • Саттхадева-Мануссанам – Учитель истины для людей и богов;

  • Саммасамбуддхо – Пробужденный полностью;

  • Локавиду – Знаток миров;

  • Арахам – Достойный уважения и почитания;

  • Виджья-чарана-сампано – Обладатель великих знаний и идеального нрава.

Авторы священных писаний говорят, что Сиддхартха родился в ночь майского полнолуния и сразу стал творить чудеса. Согласно легендам, младенец после появления на свет разом встал и объявил, что пришел спасти людей от мучений. Затем он сделал несколько шагов в направлении каждой из четырех сторон света. Под его ногами вырастали красивейшие цветы, позже названные лотосами.

Будде предрекали великое будущее, но один из предсказателей сообщил, что принц может стать царем или святым. Отец Сиддхартхи старался оберегать сына от внешнего мира в течение всей юности. Он окружал сына роскошью своих дворцов и не выпуская за их пределы. Будда стремился к получению знаний, поэтому у него было прекрасное образование. 

Сиддхартха женился в 16 лет и через несколько лет обзавелся сыном. Но это не остановило его стремления познать мирскую жизнь. В 29 лет он тайно выбрался из дворца с помощью слуги Чанны, с которым они были друзьями. 

Согласно легендам, Гаутама увидел за пределами дома реалии, от которых защищал его отец. Принц встретил на улицах родного города больных, нищих и старых людей. Затем он наблюдал похороны, после которых увидел отшельника, остававшегося спокойным и безмятежным.

Сиддхартха познал ранее не виденные реалии жизни. После этого царевичу стало понятно, что на Земле существуют неизменные вещи – старость, бедность, болезни и смерть. Но его не оставляла мысль о безмятежности встреченного монаха. Она привела Готаму к выводу, что можно избавиться от мучений, если идти по пути просветления.

Сиддхартха долгое время странствовал и осваивал новые техники для саморазвития. Он соблюдал строгую аскезу, проходил обучение у наставников по йоге, медитации. В своих экспериментах по самопознанию царевич использовал техники умерщвления плоти, из-за которых был на грани гибели. После этого он изменил отношение к своему пути. Сиддхартхе стало ясно, что строгие ограничения только изнуряют тело и мешают развитию духа.

При сообщении Буддой Гаутамой нового знания соратники по аскезе покинули его, считая, что он дал слабину и оставил свой путь к нирване. Царевич стал снова странствовать в одиночестве. Однажды в изнурении он оказался возле г. Гая региона Мадагха, где увидел дерево Бодхи. Он сел медитировать под его крону, дав обет, что не встанет, пока не испытает просветления. 

Сиддхуртху искушали демоны и приспешники злых духов, но царевич был непоколебим. Через 49 дней с начала медитации Готама Будда достиг своей цели, а затем еще несколько суток размышлял о будущих деяниях. После этого Сиддхартха отправился в мир, проповедуя новое знание о Дхарме, нирване и сансаре.

Следует упомянуть, что Будда предупредил учеников о своей предстоящей смерти. Он попросил их задать любые интересующие вопросы. Но ни один из последователей не нашел в себе сомнений или непонимания. Более подробную информацию можно найти в книгах соответствующей тематики, которые продаются в магазине «Ашанти».

budda-shakyamunima.jpg

Основные понятия и идеи буддизма

Буддизм – древнее философское учение, построенное на отсутствии расового разделения. Его основатель Сиддхартха Гаутама не хотел делать из своих достижений культа и не требовал поклонения. Но в итоге учение стали называть мировой религией благодаря его широкому распространению и своеобразному пониманию каждым адептом.

Буддизм считают мировой религией, популярной благодаря своей многогранности. В его основе лежит принятие всех людей с их хорошими и плохими мыслями, отрицаниями:

  • атеизм – отсутствие веры в высшие силы и божества;

  • агностицизм – истина о невозможности познать весь мир;

  • скептицизм – сомнение в существовании Дхармы.

Главная цель буддизма – вступление (в том числе – наставление других) на кратчайший путь, ведущий к нирване. Она является высшей точкой пробуждения и осознания своей души. Согласно легендам, просветления достигают те, кто прошел через самоотречение и отказ от внешнего комфорта. Путь аскезы считают наиболее подходящим для достижения просветления. Важно пройти его с опытным наставником, помогающим придерживаться золотой середины, а не крайностей. 

Благодаря долгим и глубоким размышлениям в медитативном состоянии Сиддхартха смог прийти к самосознанию. Гаутама Будда определил для себя, что люди зависят от мнения других и очень привязаны к благам этого мира. От этого и появляются страдания, ведь из-за таких размышлений дух человека деградирует и теряет свою уникальность. 

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

Одним из основных учений буддизма считают «Четыре благородные истины», которые были составлены Гаутамой Буддой. Эти принципы житпришли к нему во время просветления. Будда сообщил своим последователям, что они сложны для восприятия, так как доступны только мудрецу. 

Сиддхартха считал, что большинство людей околдованы страстями и желаниями. Поэтому они не смогут осознать условность существующих в мире вещей. По словам разных монахов, Готама считал, что есть люди, способные прийти к самосознанию, так как они еще не погрузились в жажду жизни. Краткая формулировка четырех истин, на которых основан буддизм:

Существует понятие дукхи, включающее негативные переживания (злость, страх, страдания), которые влияют на каждого человека. Они связаны не только с несчастьями или болезнями, но и с радостными событиями (рождение ребенка, погоня за счастьем, стремление к богатству). Но Сиддхартха пришел к мысли, что нет возможности избежать старения, болезни, смерти. Это приводит к выводу, что потеря любимых и близких людей, здоровья, богатства неизбежна.

Дукхи имеют причины, способствующие возникновению зависимости. Ее основой служит невежество, ведущее к желанию иметь все мирские и духовные богатства. Согласно мнению Сиддхартхи, люди стремятся обладать властью над всеми органами чувств. Это становится основой для привязанности к собственному телу и материальным вещам. Также человек стремится к бессмертию, но в нем неискоренимо самоуничтожение. В буддизме люди подобны огню – в своем желании стать значительнее, они сами себя поглощают и в итоге становятся пеплом. 

От любых негативных переживаний и причин их появления можно избавиться. Сущность буддизма подразумевает, что важно отказаться от страстей и жажды всех проявлений физической жизни. Это значит, что необходимо отказаться от бездумных помыслов и сосредоточиться на добродетели. Важно осознать, что все желания непостоянны, поэтому они принесут только временное удовлетворение. 

Освобождение от страстей помогает достичь нирваны. Если человек погасит огонь своих желаний, то он сможет остановить колесо сансары. Это приводит к остановке цикла перерождений, а значит, и избеганию страданий – болезней, старения, смерти. В этом случае дух человека приходит к умиротворенности, безмятежности и не испытывает страданий. 

Будда Шакьямуни считал, что нужно держаться срединного пути, то есть отыскать золотую середину между роскошью и аскезой. Благодаря такому мышлению Сиддхартха сумел достичь просветления. Этот способ достижения нирваны и стал четвертой истиной, высказанной Буддой.

chetyre-istiny-buddizma.jpg

В буддизме выделяют три драгоценности

Все буддистские направления объединяют Три Драгоценности, представляющие их основы. В некоторых учениях говорится о том, что они являются более уникальными, чем другие богатства всех миров. В этих трех ценностях адепты во время медитации или молитвы находят убежище от мирских страстей. Основы буддизма:

  • Дхарма – истина, лежащая у корней учения;

  • Будда – достигший пробуждения создатель или последователь знания;

  • Сангха – буддийская община, живущая по законам учения.

Шакьямуни считал, что есть вероятность возрождения человека в любом теле. Благодаря кармическому закону душа может пройти колесо сансары и появиться на Земле среди плохих людей или получить более низкий статус. Также человек, в тело которого вселяется дух, может обладать несчастной судьбой. 

Начинающие и опытные буддисты верят, что для достижения драгоценностей и последующего пробуждения нужно бороться с невежеством. Оно вызывает страсти, желания и неспособность принять истину. Избавление от этих качеств помогает достижения нирваны.

Кратко о философии буддизма

На основе определения википедии, буддизм не является полноценной религией, а больше относится к философии, так как не ставит в центре учения создателя мира (Бога). Он помогает человеку встать на путь самосознания и развития. В буддизме нет идеи о вечности души, которая искупает свои грехи. Общие истины учения Сиддхартхи:

  1. Жизнь – это страдание. Все составные вещи временны. После того, как возникают, рано или поздно они уничтожаются. Любое существование в буддизме символизируют огнем, который сам себя поглощает.

  2. Страдания появляются из-за страстей. Люди сильно привязаны к материальным вещам, поэтому жаждет жизни во всех ее проявлениях. Страдания соразмерны желаниям.

  3. Спасение от мучений возможно через отказ от страстей и жажды. В нирване человек достигает блаженства, освобождающего от мирских желаний и колеса сансары.

  4. Для спасения от страстей прибегают к восьмеричному пути. Именно такой способ избавления от страданий считают золотой серединой, так как он позволяет избежать крайностей. 

Буддизм проповедует истину о том, что каждое деяние человека к нему вернется. Все поступки находят свой отклик и оставляют отпечаток на карме. Идеи буддизма говорят, что для спасения души нужно следовать Восьмеричному пути. Он включает в себя правильное понимание вещей и следование канонам. Восьмеричный путь рассказывает о этапах постижения истины:

  • осознать наполненность мира страданиями;

  • ограничить страсти и желания, основанные на эгоизме;

  • следить за речью – она не должна нести зла и соответствовать канонам буддизма;

  • совершать добродетельные деяния и избегать плохих поступков;

  • вести правильную жизнь без вреда окружающему миру;

  • прикладывать усилия – настроиться на добро, избавиться от гнева, алчности, гордыни;

  • развивать верное памятование – уйти от мирских страстей, желаний и мыслей, несущих зло;

  • тренировать сосредоточенность и заниматься медитацией до ощущения полнейшего спокойствия.

Первые два этапа пути предполагают приход к мудрости и называют «праджня». Следующие три ступени – «шила» – правила поведения для выработки подходящей для просветления нравственности. Шестой, седьмой и восьмой этап пути воплощают «самадху» — дисциплину помыслов и ума.

filosofiya-buddizma11.jpg

Направления буддизма

Первые последователи Будды объединились в сангху (общину) и странствовали 8 месяцев в году, проповедуя Дхарму. Во время сезона дождей они собирались в монастырях, продолжая рассказывать о новом знании всем желающим. Буддисты отказывались от своих денег и собственности, брили голову налысо и одевались в простые одежды (обычно – желтых цветов). 

Они придавали большое значение аскезе и согласны были жить даже в пещерах. На месте их захоронений помещали ступы – полусферические монолитные сооружения. Иногда они имели внутреннее помещение, входы в которые замуровывали.

После ухода Шакьямуни из земного тела его последователи канонизировали буддистские положения. Но большая часть учения и жизнеописания Будды была записана через 3-4 столетия после его смерти. В результате постепенно образовалось несколько школ, описывающих пути к пробуждению.

Основные направления буддизма

Название

Описание

Махаяна

Учение говорит, что любой человек может прийти к просветлению и спасению духа. В нем сказано о тройственной природе Будды – реальная, нематериальная и великие качества.

Первое воплощение является той частью, которая участвует в перерождениях (сансара). Второе представляет собой возвышенные или божественные формы, а третье – набор черт, делающих Будду великим.

Благодаря этому учению появился пантеон бодхисаттв, помогающих людям на пути к пробуждению. В основе махаяны лежит знание, что поддержка ближнего помогает достичь нирваны.

Тхеравада

Для достижения просветления последователи этого учения строго соблюдают каноны буддизма. Основной смысл тхеравады – саморазвитие. Человек должен придерживаться аскезы и самостоятельно стремиться к просветлению.

Ваджраяна

Это направление учит техникам медитации и контролю сознания с помощью гуру, дакини, йидам. Первый термин обозначает наставника, передающего свое мастерство последователю.

Дакини – это женщины или энергетические формы, которые владеют таинством различных буддистских практик. Характеристика Йидам представляет описание живого божества или высшего существа, выбранного учеником для помощи в достижении нирваны.

Ламаизм

Это учение практикуют тибетские монахи. Оно названо в честь основателя Далай-ламы. Учение объединяет каноны Ваджраяны, Тхеравады и Махаяны. Основное его отличие от других направлений заключается в способе передачи власти. Ламаисты считают, что личность правителя может получить свой титул снова после перерождения.

Хинаяна

Идеальным образом учения считают монаха – единственного, кто способен выйти из колеса сансары. В хинаяне нет бодхисаттв, божеств и других высших созданий, помогающих человеку достичь просветления.

Учение говорит о том, что каждый должен самостоятельно идти к нирване, придерживаясь аскетичного или простого образа жизни. В некоторых источниках есть информация о существовании многих мест, где люди блаженствуют (Рай) или подвергаются мучениям (Ад). 

Основой философии буддизма, если говорить кратко, является знание о том, что мир наполнен страстями, зависимостями и страданиями. Для достижения блаженства человек стремится к спасению от них, чтобы прийти к пробуждению. Освободившись от мирских желаний, можно достичь спокойствия и безмятежности.

Особенность буддизма в том, что он стал философским учением, популярным во всем мире. Его причисление к классу религий ошибочно, так как в нем нет общепризнанных догм о божественном происхождении мира. В центре буддизма нет всепрощающего и всемогущего существа свыше. Божества здесь воспринимаются иначе, чем в других вероучениях. 

Цель буддизма состоит в просветлении, достижении спокойствия и безмятежности. Его сходство с всемирными религиями заключается в отказе от страстей, негативных мыслей и совершении хороших поступков. Такой путь ведет к добродетели, постижению высшей истины и окончательном избавлении души от любых мучений.

Будда запрещал создание скульптур в свою честь. Но после его смерти учение постепенно набрало популярность, поэтому статуи и храмы для поклонения стали возводить повсеместно. Одна из известнейших скульптур отлита из бронзы и установлена на острове Лантау (Гонконг). Ее высота 34 м, а вес – 250 т.

Видео: Буддизм — краткая суть

Осно­ва­тель буд­дизма Сид­дхартха Гау­тама (при­бли­зи­тельно с 623г. до н. э. по 543 г. до н. э.), при­няв­ший эпитет Будда (на санскр. бук­вально — «про­бу­див­шийся») решил, что для осво­бож­де­ния от сан­сары инду­ист­ские культы и методы несо­вер­шенны. Свое рели­ги­оз­ное миро­воз­зре­ние он свел к четы­рем поло­же­ниям:

  1. мир полон стра­да­ний (дукха).
  2. при­чина стра­да­ний есть резуль­тат моей плохой кармы, порож­да­е­мой при­вя­зан­но­стью ко всему зем­ному (саму­дая).
  3. стра­да­ние можно пре­кра­тить (ниродха)
  4. суще­ствует путь для пре­кра­ще­ния стра­да­ний (марга)

В учении Будды отпала необ­хо­ди­мость инду­ист­ской куль­то­вой прак­тики, поли­те­и­сти­че­ским боже­ствам Индии был отве­ден более скром­ный статус. Адепт учения должен был напра­вить свои усилия на дости­же­ние состо­я­ния уга­са­ния всех земных жела­ний (нир­вана на санскр. «уга­са­ние, пре­кра­ще­ние») без чьей-либо помощи. Для этого пред­ла­гался вось­ме­рич­ный путь пра­виль­ного воз­зре­ния, реши­мо­сти, речи, пове­де­ния, образа жизни, усилия, направ­ле­ния мысли и сосре­до­то­че­ния, через кото­рый надо достичь осво­бож­де­ния от всех при­вя­зан­но­стей. В то же время Будда не отверг поли­те­и­сти­че­скую кар­тину мира по сути. Места божеств ока­за­лись неза­ня­тыми и стали посте­пенно засе­ляться суще­ствами достиг­шими нир­ваны (или отка­зав­ши­мися войти в нее – бод­хи­саттвы) и мно­го­чис­лен­ными богами, «при­няв­шими» буд­дизм. Так возник слож­ный буд­дий­ский пан­теон, тре­бу­ю­щий жрецов и обря­дов.

В буд­дизме можно выде­лить два основ­ных направ­ле­ния: Маха­яна (вели­кая колес­ница) и Тхе­ра­вада (Тера­вада — учение ста­рей­ших). Отли­чи­тель­ной чертой маха­яны явля­ется стрем­ле­ние к осво­бож­де­нию всех без исклю­че­ния живых существ. Она раз­ви­вает культ бод­хи­саттв («тот, чья сущ­ность — про­свет­ле­ние») как существ, кото­рые созна­тельно отка­зы­ва­ются от нир­ваны с целью осво­бож­де­ния всех. Маха­яна полу­чила рас­про­стра­не­ние в Китае, Корее, Японии, Тибете, Мон­го­лии, а также у ряда наро­дов России (бурят, кал­мы­ков, тувин­цев). Тибет­ский буд­дизм маха­яны (лама­изм) развил мощную иерар­хи­че­скую струк­туру и слож­ную обря­до­вую прак­тику, в кото­рой главы иерар­хии объ­яв­лены живыми бод­хи­саттвами. Тхе­ра­вада – един­ствен­ное сохра­нив­ше­еся из направ­ле­ний ран­него буд­дизма. В ней нет учения о Бод­хи­саттвах, ритуал более прост. Буд­дизм тхе­ра­вады рас­про­стра­нен глав­ным обра­зом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таи­ланде, Лаосе и Кам­бодже. В буд­дис­кой общине (сангха) при­нято деле­ние на мона­хов и мирян. После­до­ва­тели тхе­ра­вады счи­тают, что достичь нир­ваны могут только монахи.

Оценка буд­дист­ского учения

Буд­дизм, в про­ти­во­по­лож­ность хри­сти­ан­ству, про­по­ве­дует абсо­лют­ное непри­я­тие мира; его идеал – полное уни­что­же­ние мира и прежде всего уни­что­же­ние лич­ного бытия, само­уни­что­же­ние.

Усилия буд­дий­ского муд­реца все время направ­лены не к обна­ру­же­нию поло­жи­тель­ной основы фактов и явле­ний жиз­нен­ного про­цесса, не к обре­те­нию истины, а к раз­об­ла­че­нию отри­ца­тель­ных качеств бытия, к выяс­не­нию при­зрач­но­сти и обман­чи­во­сти вещей, дей­ствий и явле­ний, состав­ля­ю­щих содер­жа­ние жизни. Всюду в этой слож­ной, полу-фило­соф­ской, полу-мисти­че­ской работе про­би­ва­ется непре­рыв­ное стрем­ле­ние не к вели­чай­шей реаль­но­сти, не к абсо­лют­ному бытию, не к Богу, а к умень­ше­нию интен­сив­но­сти бытия, к сли­я­нию само­раз­ла­га­ю­ще­гося и искус­ственно раз­ла­га­е­мого живу­щего суще­ства с абсо­лют­ным небы­тием, с нир­ва­ной. Это не рост духа, состав­ля­ю­щий цель хри­сти­ан­ской аске­тики и мистики; это, выра­жа­ясь под­лин­ными сло­вами буд­дизма, «пре­кра­ще­ние духа».

Сооб­разно с этой основ­ной тен­ден­цией буд­дий­ского экс­таза, от него веет ледя­ным холо­дом, насто­я­щим дыха­нием смерти. Во всех рас­суж­де­ниях нет ни одного слова о любви. Но зато, сколько забот, дум, грез об «уга­ше­нии,» о «пре­кра­ще­нии» …

Если конеч­ная цель есть избав­ле­ние от пере­во­пло­ще­ний и совер­шен­ное уни­что­же­ние лич­ного бытия, то доб­ро­де­тель низ­во­дится на сте­пень лишь под­го­то­ви­тель­ного сред­ства, кото­рое на извест­ной сту­пени совер­шен­ства грозит стать поме­хой на пути к цели. Дей­стви­тельно, дела, совер­шен­ные в насто­я­щей жизни, необ­хо­димо пере­во­дить к новому пере­во­пло­ще­нию. Дурные дела не выгодны: они при­ве­дут к новому вопло­ще­нию с уве­ли­чен­ными стра­да­ни­ями. Но и добрые дела при­во­дят к новому вопло­ще­нию; правда они обес­пе­чи­вают «небес­ные радо­сти,» но они пре­зренны, потому что они не вечны и не избав­ляют от воз­рож­де­ний.

«Как бы велики не были нужды и потреб­но­сти других, никто не должен ради них жерт­во­вать своим соб­ствен­ным спа­се­нием,» нахо­дим мы в своде буд­дий­ской морали.

Фон Шредер (иссле­до­ва­тель индус­ской куль­туры) гово­рит: «Снова и снова, со сто­роны буд­дизма – отри­ца­ние; со сто­роны хри­сти­ан­ства – утвер­жде­ние. Любить, стра­дать и, нако­нец, жить – вот обя­зан­ность, вот жела­ние истин­ного хри­сти­а­нина! Не любить, не стра­дать, не жить – вот идеал буд­ди­ста. Здесь воис­тину выяс­ня­ется глу­бо­кая и широ­кая, не пере­хо­ди­мая про­пасть буд­дизма и хри­сти­ан­ства».

Отверг­нув идею Творца и твари, и пони­мая мир как только зло, одно недолж­ное, фило­со­фия буд­дизма вносит зло в само Абсо­лют­ное, в кото­ром зарож­да­ется непо­нят­ная «суета», «вол­не­ние», порож­да­ю­щие ничтож­ный мир, заслу­жи­ва­ю­щий лишь уни­что­же­ния.

Буддизм — это религия и философия, которая возникла в Индии, её основатель Сиддхартха Гаутама, Будда (также Будда Шакьямуни). Буддийская философия руководствуется учениями Будды и гласит, что путь к освобождению, лежит в сознании, и оно может быть достигнуто духовными практиками и убеждениями, такими как медитация и йога.

Это одна из самых распространённых религий, с тысячами практикующих во всем мире, не только в Индии. Буддийская религия в своей классической форме не является теистической, то есть она не имеет Бога.

Будда не считался божеством, которому нужно поклоняться, а духовным наставником, с последователями его убеждений и обычаев.

Но также существуют и теистические и пантеистические направления (пантеизм — это убеждение, что абсолютно все и всё составляет всеобъемлющего, имманентного Бога, или что Вселенная и Бог идентичны).

Возникновение буддизма

Буддизм был основан Сиддхартхой Гаутамой, Буддой, в шестом веке до нашей эры. Сиддхартха был молодым человеком местной королевской власти (регион, где буддизм был основан сейчас является Непалом), который отказался от всего богатства и мирской жизни, чтобы жить с монахами и искать просветления.

Найдя путь, он стал высказывать свои слова другим монахам, которые стали его учениками. Среди ранних учений Будды есть «четыре благородные истины» или «четыре истины Святого», которые направлены на освобождение человека от боли:

  1. Правда в том, что жить — значит страдать (Истина о дуккха).
  2. Зачаток страдания рождается из желаний человека (Тришна, также Танха).
  3. Можно устранить страдания, если устранены привязанности и желания; (Дуккха ниродха)
  4. Чтобы устранить страдания, нужно следовать Благородному Восьмеричному Пути (или Восьмеричный Благородный путь). Это значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, не впадать в крайности.

Благородный Восьмеричный Путь состоит из восьми правил, которые человек будет усваивать на пути к освобождению от страданий — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинное поведение, истинный образ жизни, истинное усилие, истинное размышление, истинное сосредоточение. (Дуккха ниродха гамини патипада марга)

Символы буддизма

Цветок лотоса

Один из символов буддизма, он означает духовную чистоту и связан с появлением Будды. Легенда гласит, что за каждым из первых шагов маленького Будды распустились цветы лотоса.

lotus

Толстый Будда

Другим распространённым символом буддизма в России является образ толстого Будды, всего в золоте, чтобы указать на процветание. Этот образ не соответствует фигуре Сиддхартхи, который не был толстым. Для происхождения этого изображения нет ни единой подтверждённой версии, но самая знаменитая, примерно такова: что это был один из монахов, учеников Будды, который в конечном итоге, стал прообразом изобилию.

buddha

Буддийская доктрина

Буддийская доктрина делится на два основных течения: Тхеравада, старейшая буддийская школа и Махаяна (её частью являются тибетский буддизм, Дзэн/дзен, и другие).

Буддисты верят, что физическое и духовное сознание ведёт к просветлению и возвышению, называемому нирваной. Это высший план сознания, где живое свободно от боли физического мира.

Буддизм также считает, что у всех существ есть воплощения и перевоплощения, включая животных и растения. Поэтому человек должен быть добрым ко всем существам, поскольку в другой жизни он может испытать эту форму. Этот цикл реинкарнации называется Сансара.

Что такое Триратна

Три Драгоценности, также известные как Три Прибежища, или Триратна, являются основой буддийских традиций и обычаев. Это Будда (Просветлённый), это Дхарма (высший закон или доктрина, проповедуемая Буддой) и Сангха (группа, образованная учениками буддизма).

Эта основа даёт необходимые силы для того, чтобы принять то, что не может быть изменено, найти энергию, чтобы действовать на то, что можно откорректировать, а самое главное, осознание и понимание: первое это или второе.

Существуют различные аспекты буддизма. Например, школа Нитирэн-сю (Буддизм Нитирэн — Nichiren Buddhism), основана на учении Нитирэна, японского монаха, жившего в 13 веке.

Кадампа (также Кадам), ещё одна линия буддийской мысли, школа, созданная индийским буддийским мастером Атишей.

Буддизм и Индуизм

Это две религиозные и философские традиции, возникшие в Индии. У них много общего в убеждениях, таких как понятия дхармы, кармы и сансары (или самса́ра).

Однако основные различия заключаются в практической сфере, что в случае индуизма, заключается в стремлении к осознанию Бога и последовательном поклонении божествам, как способ спасения, и это сильно отличается от поиска духовного просвещения Будды.

Среди практик индуизма есть разделение индуистского общества на кастовую систему, что расходится с концепцией буддистов, о равенстве между существами.

Индуизм существовал ещё до буддизма, индуизму уже больше четырёх тысяч лет.

Тибетский Буддизм

Тибетский буддизм (также называемый ламаи́змом, хотя по некоторым мнениям, этот термин считается ошибочным) имеет огромное значение в России. Её лидер Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, Далай-лама XIV. Он считается самой представительной фигурой этой практики.

Буддизм в России

В России Буддизм — одна из самых распространённых, на территории страны, религиозных традиций. Районы, где наиболее часто исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тува, Калмыкия, Алтайский край и Забайкальский край. Также, в последние годы, буддийские общины возникли и в Санкт-Петербурге, в Москве, в Самаре, и в других городах.

Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.

Как живая традиция, буддизм в его тибетской форме, существует в России с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.

С XVII века тибето-монгольская форма буддизма распространяется и в Бурятии, — сюда его принесли монгольские и тибетские буддисты.

Число буддистов в данных городах, согласно опросам, составляет около 1 % их жителей. Такой же процент составляет число буддистов в масштабе всей страны.

Активный буддизм

Активный буддизм (Engaged Buddhism, Thích Nhất Hạnh) — это выражение, которое создал дзен-мастер Тхить Нят Хань (также известен как Тит Нат Хан, или Нгуен Суан Бао), для обозначения роли буддистов в пользу общества, и всех существ, без страданий.

Среди целей активного буддизма — социальные действия по продвижению принципов буддизма: никому не причинять вреда, стремиться освободиться от боли, содействовать миру и равенству.

Смотрите также значение Религия.

  • Краткий рассказ о бородинской битве 4 класс краткое содержание интересное
  • Краткий рассказ о заповеднике россии
  • Краткий рассказ о жукове
  • Краткий рассказ о жизни пушкина для 3 класса краткое содержание
  • Краткий рассказ о жизни пушкина в михайловском