Краткий рассказ о профессии учителя

«Профессия учитель»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет
хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как
отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не
имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к
ученикам, он — совершенный учитель.
 

Толстой Л. Н.

Нет профессии
почетнее, чем профессия учителя. Школа – это мир, в котором свои обычаи и
правила. Так ли легко быть учителем?

Учитель –это образ жизни. Нет
профессии почетнее, чем профессия учителя.  Современный ритм жизни
требует от учителя непрерывного  профессионального  роста,
полной самоотдачи.

Учитель – это не только и не столько  хранитель знаний, образец
поведения, подражания для детей, но и мастер, способный научить своих
подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук,
приобретать опыт самообразования.      

Настоящий учитель  обладает профессиональными педагогическими
умениями и
навыками,  владеет  инновационными  технологиями
обучения и воспитания.  Важную роль играют личностные качества
учителя: педагогическая  позиция, отношение к жизни, коллегам,
детям  и людям вообще.

Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи,
конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому
учителю?

Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой
педагог быстро осознает, что знания, полученные им в  университете,
конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе.

В начале своей  профессиональной деятельности молодой учитель
сталкивается с определенными  трудностями. Неумение точно рассчитать
время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения
при объяснении материала,   отсутствие взаимопонимания с коллегами –
далеко не полный перечень невзгод.

Молодой учитель должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные
отношения с детьми,  уметь грамотно и эмоционально говорить на
уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко
говоря, научиться учить. 

По данным психолога М.В. Зязько,  82% начинающих учителей ставит на
первое место именно плохую дисциплину учеников на их
уроках.  Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс
и  удержать  дисциплину постепенно  приходят к
учителю. Однако   молодым специалистам было бы легче начинать свою
педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей
стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. Во
многих школах опытные учителя и администрация пытаются создать только трудности
для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым учителям
относятся очень трепетно.

На мой взгляд, лучший ответ на
поставленный вопрос о профессии учителя дал один из выдающихся педагогов России
— Лев Николаевич Толстой, — «Не тот учитель, кто получает воспитание и
образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он
есть, должен быть и не может быть иным». 


«Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать – ошибка»
— Эмиль Кроткий. Для того, чтобы достичь высоких результатов в своей работе
необходимо быть в постоянном поиске, ошибаться — делать выводы — вновь искать.

Характеристика педагога

Исторический экскурс

Возникновение и становление педагогической профессии

История такой профессии как учитель берет начало в глубокой древности. Любые приобретенные навыки нуждались в людях, которые бы хранили и передавали их новым поколениям. Благодаря наставникам, сохранялись старые знания и приобретались новые. Эта деятельность становилась все более необходимой по мере развития человечества и появления множества узкоспециализированных направлений труда.

Обучение и воспитание объединились в важную самостоятельную профессиональную ветвь. Упоминания о носителях знаний появились задолго до нашей эры в странах древнего Востока. Как правило, ими являлась привилегированная каста жрецов.

Дальнейшее развитие культуры, письменности, наук объясняет возникновение и становление педагогической профессии. В Древней Греции возникло само определение деятельности: слово «педагогика» в буквальном переводе — «детоводство». Именно там, а затем в Римской Республике процветали все формы просвещения, образовывались первые учебные заведения и социальные институты, получившие широкую известность.

В темные средние века передача знаний происходила исключительно в церквях, которые имели огромную власть. Позже, в эпоху Возрождения, возникли закрытые школы, куда имела доступ только элита общества, которая получала многопрофильное образование. Остальные же оставались темной неграмотной массой вплоть до 18 века.

Позже появляются небезызвестные общественные школы, в которых стали обучаться и простые люди. Человечество вышло на новый виток своего развития. А в советское время образовательная система охватила все население. Именно тогда профессия учителя получила свою высокую востребованность, которая неизменна до сих пор.

В свободное от работы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Особенности профессии

Плюсы профессии педагог

Преподавание — тяжелый труд, который сопряжен с повышенными умственной концентрацией и нервным напряжением. Основная деятельность учителя заключена в проведении уроков, обеспечивающих поступление новых знаний его предмета, закрепление ранее данного материала, контроль успеваемости и ее оценивание, организация самостоятельного поля деятельности учеников. Специальность не лишена ежедневной рутины, однако имеет большой простор для творчества.

Специфика деятельности педагога зависит от возраста тех, кого он обучает. Например, профессия учителя начальных классов накладывает огромную моральную ответственность. Ведь для малышей такой преподаватель становится практически «родителем», который прежде всего является воспитателем, трепетно относящимся к эмоциям ребенка, а только потом учителем, дающим первый багаж знаний. Главное здесь — умение общаться и ладить с детьми, завоевывать доверие.

Полностью наоборот происходит со старшими классами. Педагог для подростков — это информатор. Сфера учительской деятельности здесь изначально направлена на обучение, а уже затем — на воспитание. Здесь очень важен авторитет.

Задачи и обязанности педагога

Главная задача учителя — стать примером и другом для учеников. Формирование личности человека, его принципов и правильных взглядов на жизнь происходит под неусыпным контролем наставника. Помимо умения подобрать индивидуальный подход обучения к каждому подопечному, преподаватель реализует следующее:

Как стать учителем

  • воспитание в учениках трудолюбивости и ответственности;
  • введение во взрослую жизнь путем приобщения к государственным нормам, законам, которые необходимо соблюдать;
  • формирование моральных основ личности и целого ряда положительных качеств;
  • прививание добропорядочности и патриотизма;
  • развитие правильного отношения к здоровому образу жизни.

Современный учитель должен грамотно направлять сознательность вверенных ему детей, чтобы после окончания школы они умели пользоваться полученными знаниями и осознавали свое значение в обществе. Для своей успешной деятельности по достижению поставленных задач преподаватель должен быть тщательно подготовлен. В его обязанности входят:

Особенности профессии педагог

Какими навыками должен обладать учитель

Профессия учитель, все за и против

  • Методическая работа: календарное планирование на год, разработка учебной программы, составление поурочных планов, где имеет место описание целей, задач, хода урока и предполагаемых результатов.
  • Подбор и использование самых эффективных способов, форм, средств обучения. Учитель как психоаналитик должен ориентироваться в ситуациях на занятиях, доступно донося материал до каждого. Усвояемость предмета учениками полностью зависит от учителя.
  • Проведение уроков. Помимо совершенного владения знаниями о своем предмете, каждый педагог должен идеально знать русский язык, иметь грамотную речь и хорошую дикцию. Его аудитория будет воспринимать информацию лучше, если она поступает в открытой, четкой, понятной форме.
  • Анализирование успеваемости. Проверка тетрадей и знаний у доски — обычное дело для педагога. Плохо или хорошо себя ведет ученик вне класса — не важно. Выставление оценок должно быть справедливо и беспристрастно. Объективность — одна из главных характеристик достойного учителя.
  • Контроль над учащимися, дисциплина. Важная часть работы педагога заключена в правильной расстановке приоритетов в поведении учеников. Умение перенаправлять буйную энергию подростков в правильное русло — бесценное качество.
  • Формирование навыков самостоятельной работы. Учитель должен научить своих подопечных не только теории, но и добиться успешного применения полученных знаний на практике.
  • Ведение классного журнала. Обязательный пункт в работе преподавателя — это фиксирование успеваемости класса. Заполнение журнала требует серьезного подхода и внимательности. Кроме того, в письменные обязанности входит составление официальных бумаг разного рода.
  • Организация мероприятий, кружков и секций. Учитель много внимания посвящает воспитательной работе. Более трети его рабочего времени уходит на организацию различных праздников, викторин, олимпиад, всевозможных проектов. Помимо участия в школьных мероприятиях, преподаватель сопровождает учеников вне школы на выставки, в театр, туристические походы и т. д.
  • Самообразование — значимая часть жизни педагога. Чтобы идти в ногу с молодым поколением, необходимо постоянно совершенствовать и расширять свои знания с помощью специальной литературы, посещения специальных курсов по повышению квалификации и т. д. Нужно обладать широким кругозором, чтобы понимать все течения современности.
  • Проведение родительских собраний. Психологический аспект профессии направлен на индивидуальную работу с людьми. Обеспечение актуальной информацией родителей об их детях, разбор сложных или неприятных ситуаций, решение проблем, организационные моменты — все лежит на учителе.

Плюсы профессии учитель

Количество различных функций, которые ложатся на преподавателя, огромно. Помимо множества собственных обязанностей, он подвергается гражданским, общественным и семейным нагрузкам. Работа требует большого нервного напряжения, это необходимо учитывать тем, кто стоит перед выбором профессии.

Требования к преподавателю

Деятельность учителя удивительно многообразна. Требования к человеку, решившему посвятить жизнь этому занятию, очень высоки. Для того чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо иметь множество качеств. Так, в характеристику педагога должны входить:​

Требования к учителю

Благородная профессия: определение и характеристика учителя

  • любовь к детям, доброта;
  • безусловная грамотность;
  • эрудированность, высокий интеллект;
  • справедливость, беспристрастность;
  • ответственность и авторитетность;
  • стрессоустойчивость и самообладание;
  • внимательность и отличная память;
  • доброжелательность, такт, чуткость;
  • усидчивость, терпеливость и выдержка;
  • отличное владение своим предметом;
  • энергичность и высокая работоспособность;
  • умение заинтересовать своим предметом;
  • обладание навыками общения с детьми разных возрастных групп;
  • умение индивидуально подходить к каждому ученику при подаче учебного материала;
  • хорошая дикция и использование ораторского искусства;
  • владение психологическими приемами;
  • умение концентрироваться;
  • коммуникативные и организационные способности;
  • гибкость при общении с детьми и родителями;
  • умение ориентироваться в ситуациях и принимать решения;
  • творческий подход к преподавательской деятельности;
  • умение подстраиваться под учебный процесс, корректировать планы;

Как выучиться на учителя

Условий много, но если есть изначальная предрасположенность к работе с детьми, они не покажутся столь многочисленными и трудновыполнимыми. К тому же положительных сторон в работе педагога немало. Плюсы: общение с молодежью, умственная нагрузка, статусность, признание общественностью, стабильность, наличие длительного отпуска. Минусы тоже есть, конечно: постоянные психологические нагрузки, ответственность, относительно невысокая зарплата.

Учитель как призвание

Прирожденный педагог

Время современных технологий предъявляет к преподавателю очень непростые требования — факт. Учитель должен быть универсальным. Дети хотят видеть перед собой красивого, адекватного, интеллигентного, образованного, понимающего человека, к образу которого они будут стремиться.

Отсутствие истинного призвания в этой нелегкой профессии — самое страшное, что может случиться. Дети мгновенно чувствуют равнодушие или фальшь, а учитель должен быть честен, иначе уважения от учеников ему никогда не увидеть. Человеку, не любящему детей, не стоит работать в школе.

Преподаватель — это целый мир для ребенка, поэтому он должен поделиться своим внутренним богатством с доверяющими ему маленькими людьми. Совершенство владения своим предметом, интересное ведение обучения, запоминающиеся уроки, понимание детских трудностей, индивидуальный подход и любовь к каждому подопечному делают учителя уважаемым взрослым другом и примером для подражания.

Умение увидеть особенность каждого ребенка, выявить уникальные черты или таланты, заранее распознать предрасположенность к тем или иным предметам делают рядового учителя несравненным педагогом. Под влиянием школы происходит полноценное становление личности. Статья призвана показать тем, кто только выбирает свой путь, что учитель — это призвание, образ жизни. Профессия гордо звучит, поэтому нужно ей соответствовать.

Профессия учитель (доклад)

Опубликовано: 19 января 2017 года

Учитель – очень важная профессия. В жизни каждого человека есть первый учитель. Он не только учит читать, писать, считать, но и является другом, наставником, старшим товарищем. Даже те, кто давно окончил школу, помнят своих учителей, ведь с ними рядом провели много лет своей жизни.

Учителя были еще в древности, когда старшие обучали всему что умеют младших. Тогда не было школ, и все знания передавались из поколения в поколение в домашних условиях.

Работа преподавателя – большой труд. Очень востребованная и не совсем высокооплачиваемая.  Для такой работы необходимо обладать терпением, чтобы успокаивать целый класс и не повышать голос. Наблюдательность, настойчивость, самообладание являются верными помощниками в профессии. Учитель должен уметь заинтересовать детей в любой ситуации, быстро переключаться на различные темы. Речь преподавателя выразительная, эмоциональная, убедительная. Это необходимо для заинтересованности учеников в теме. Любую тему можно рассказать так, что все запомнят.

Учителя бывают разные. В начальных классах один человек ведет почти все предметы. Для этого необходимо знать и русский язык, и чтение, и математику, и географию. В старших классах разные предметы ведут разные учителя: химию – учитель химии, математику – учитель математики, на каждый урок разный преподаватель.

Учителя работают не только в школе, но и в техникумах, институтах. Там они учат разным специальностям.   

Чтобы стать учителем нужно окончить педагогический университет или институт. В ВУЗах обучают не только предметам, но и общению с детьми, как находить подход к каждому. Преподаватели очень умные и находчивые люди, ведь для того чтобы учить других нужно в совершенстве знать свой предмет.

Для того чтобы стать хорошим учителем нужно любить свою работу и учеников, и тогда дети будут любить и уважать своего преподавателя.

Еще по теме …

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

  1. Допрофессиональный: этот период относится к началу развития человечества. Детей обучали земледелию, ремеслам, а также пользоваться лунным календарем.
  2. Условно-профессиональный: эпоха развития письменности и совершенствования методов изложения информации. Стали появляться наемные педагоги, цеховые школы и первые университеты.
  3. Профессиональный: стремительное развитие общества помогло выделить многие науки в отдельные дисциплины. Эта пора получила название «Эпоха Просвещения» – обучение и воспитание стали приоритетными задачами человечества.
  4. Современный: на данный момент учителя осуществляют свою деятельность в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях и при этом сами постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

  • Высшая школа экономики (НИУ «ВШЭ»).
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
  • Казанский федеральный университет.

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Желаем вам успехов!

  • Энциклопедия
  • Профессии
  • Профессия учитель

Учитель – одна из самых почетных в мире профессий. Это человек, который вместе с родителями дает ребенку новые знания, осуществляет его воспитание, помогает взрастить в нем личность, привив необходимые моральные ценности.

Именно от преданности учителя своей профессии зависит, насколько интересными будут уроки, и какую пользу от проведенного занятия получит каждый ученик. Ведь очень важно, чтобы уроки были не просто познавательными, но и интересными для всех учеников, независимо от их возраста и других особенностей. Каждый урок обязательно имеет свою цель и не только связанную с получением новых знаний, но и с тем, чтобы научить детей выполнять задания, работать в команде, уважительно относиться к мнению друг друга, обрести мотивацию и дальше продолжать учить новое.  

Учителю необходимо обладать множеством важных человеческих качеств: быть добрым, сдержанным, справедливым, толерантным, одинаково относиться ко всем учащимся, стремится завоевать авторитет учащихся. Важно быть для детей примером, чтобы показать им, что знания и учеба будут играть значимую роль в их будущем.

Хороших учителей всегда уважают, они становятся для учащихся не просто наставниками, но и друзьями. К учителю можно обратиться за помощью, попросить совет, узнать интересующую информацию. Этот человек никогда не осудит, не обидит и всегда поддержит в трудную минуту.

С высоты своего опыта и знаний, учитель знает больше, чем ученик. Он может рассудить любую ситуацию, подсказать, где и как лучше поступить. Кроме того, настоящий учитель способен сплотить класс в настоящий дружный коллектив, где все ученики будут тепло относиться друг к другу.

Быть учителем совсем непросто. Нужно каждый день проверять тетради, проводить занятия, решать конфликты между учениками мирным путем, поддерживать связь с родителями детей, проводить родительские собрания, отчитываться перед директором и завучем за проведенные уроки и организованные внеклассные мероприятия.

Работа учителя  — тяжелый, но увлекательный труд, и чтобы быть хорошим учителем нужно учить не только детей, но и самому учиться на протяжении всей жизни!

Доклад Профессия учитель сообщение

Учитель играет ключевую роль в жизни каждого человека. Без учителя не было бы ни врача, ни инженера, ни повара. Когда дети приходят в школу, они редко умеют читать и писать. Учитель даёт своим ученикам не только знания, но и воспитывает их. Он объясняет, как необходимо вести себя в общественных местах и как избежать опасности.

Стать учителем не так просто. Человек, который выбрал для себя данную профессию, должен быть умным и очень много знать. Кроме того, он обязан обладать такими качествами, как: доброта, терпение, умение решить конфликтную ситуацию и любовь к детям.

Учителем быть сложно, но интересно.

Педагог, преподаватель, учитель… Эти люди делают все возможное, чтобы научить, воспитать и дать профессию человеку.

Данная профессия является очень древней. Раньше учителем мог быть подросток, который закончил обучение в начальной школе. Таких мальчиков или девочек нанимали крестьяне или рабочие для своих детей. Юные учителя учили ребятишек читать, писать, решать примеры и задачи.

Со временем требования к профессии значительно возросли. Чтобы стать педагогом, необходимо получить среднее образование, а затем поступить в университет. Там студенты изучают не только учебный предмет, но и психологию, педагогику и многое другое.

Учитель очень востребован в современном обществе. Люди данной профессии нужны не только в школе. Они также работают в колледжах, институтах и университетах.

 Люди хотят постоянно развиваться и узнавать что-то новое. Для этого они посещают различные курсы и мастер-классы, где их встречают учителя, готовые поделиться своими знаниями и умениями.

Без учителя жизнь в наше время невозможна. Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо очень много знать и уметь. И, только учитель сможет в этом помочь.

Для 1, 2, класс

Профессия учитель

Профессия учитель

Популярные темы сообщений

  • Клавиатура

    Без компьютера представить современный мир невозможно. Ровно так же как компьютер без клавиатуры. Без нее ввести какие — либо данные, а так же полноценно управлять совершаемыми операциями будет невозможно.

  • Красные водоросли

    Красные водоросли получили такое название исходя из своего красного цвета. Данные растения так же называют багрянками. Водоросли данного типа имеют около 5 тысяч типов, самыми известными являются порфира, анфельция.

  • Угольная промышленность

    Отрасль включающая в себя открытым способом добычу, переработку и обогащение угля как бурого так и каменного (брикетирование) – это и есть угольная промышленность.

  • Растения Арктики

    По своим характеристикам Арктика, является очень суровым природным поясом. Немногие животные и растения могут приспособиться и выжить в её морозном климате. Вечная мерзлота, нехватка воды, бедность почвы,

  • Лиса

    Довольно часто в природе встречается такое животное как лиса. Представители этого вида живут на территории Северной Америке, в Европе, Северной Африки и даже Азии. Лисицу относят к классу млекопитающим. Несмотря на свой небольшой размер,

Читать: 3 мин.

Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь.
Плутарх

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если «дети уже не те»?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар — нового повара. С возникновением первых цивилизаций — в Египте, Междуречье, Индии, Китае — появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.

К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель — это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи — научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы

+ Общение с людьми
+ Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения
+ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
+ Длинный отпуск
+ Благодарность выпускников

Минусы

Бывают «трудные» и конфликтные дети
Бывают «трудные» родители
Не всегда достойная оплата труда
Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
Много работы по составлению планов и отчетов
Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми — всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?

Какими качествами важно обладать педагогу:

Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
Быть уверенным, организованным и дружелюбным
Уметь мотивировать
Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель». Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.

1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ — Московский государственный областной университет
• МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ — Московский городской педагогический университет
• МПСУ — Московский психолого-социальный университет
• МПГУ — Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»:
Профессия педагог (в гуманитарных науках)
Профессия педагог (в физико-математических науках)

Где работать учителю

Муниципальные и частные школы
Индивидуальная работа (репетиторство)
Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
Детские сады
Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.

Диапазон зарплат:
от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, — учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный — это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак «Как любить ребенка», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.

Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все «за» и «против» других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности — в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.

Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

  • Краткий рассказ о профессии программист
  • Краткий рассказ о профессии врача
  • Краткий рассказ о профессии ветеринар
  • Краткий рассказ о произведении недоросль
  • Краткий рассказ о причастии