Краткий рассказ о самоваре

Давайте окинем мысленным взором всю долгую историю существования самоварного производства в России (период около 270 лет)
и выберем самое главное, что поможет установить родословную любого водогрея.

Первые самовары

Первые самовары появились в конце 1730-х годов на Урале. В Туле, ставшей «самоварной столицей» России, самовары начали изготавливать с 1778 года.

Устройство самовара жарового, то есть работающего на древесном топливе, сложилось в самом начале его производства и сохранилось до наших дней. Менялось только художественное оформление деталей.

Изначально самовар был предназначен для кипячения воды к чаю.  Поэтому все его части  приспособлены для выполнения этой задачи: корпус (туда наливают воду); внутренняя труба-жаровня для древесного топлива; решетка в нижней части трубы, на которой лежат древесные угли и через которую просыпается зола;  крышка, которая закрывает корпус и не дает воде выкипать; ручки, за которые самовар переносят в нужное место; шейка с отверстиями  поддувала, через которые воздух поступает к горящему топливу; поддон с ножками, позволяющие всей конструкции стоять на столе или табурете; конфорка, на которую устанавливают заварочный чайник после того, как вода в самоваре закипит; крышка-заглушка, с помощью которой останавливают процесс горения. К жаровому самовару прилагалась вытяжная труба, по диаметру совпадающая с диаметром трубы-жаровни. Длина вытяжной трубы роли не играла, главное, чтобы она доставала до отдушины в печи, через которую дым выводили наружу.

Сбитенник

КБ 273

Производитель: неизвестен

Место изготовления: Российская империя (возможно)

Время изготовления: 1-я половина ХIХ в.

Впоследствии появились разновидности самовара, предназначенные для варки пищи (поэтому могли быть без крана и конфорки),  для варки кофе (добавлялась рамка для мешочка с кофейными зернами),  для приготовления чая в дорожных условиях (со съемными ножками), для трактиров (больших размеров), для уличной торговли (с перекидной как у ведра ручкой).

Своеобразной переходной моделью между самоваром и чайником был сбитенник – чайник с внутренней трубой-жаровней для торговли на улице сбитня. Появился он позже самовара, так как сварить сбитень можно и в котле, но вот торговать на улице именно горячим сбитнем (а пили его только горячим) гораздо удобнее из подобного сбитенника.

Самовар был частью городской культуры, в селах и деревнях он появился во второй половине  XIX века, как  и чай, напиток достаточно дорогой  даже в начале того же  столетия;  прежде всего самовар  был частью дворянского быта. Изменения в оформлении самоварного корпуса и деталей соответствовали модным направлениям именно в этой среде.

Материалом для самоварного производства служила медь (в более ранний период), латунь, латунь никелированная (с 1880-х годов), накладное серебро и сплавы серебра и меди (Варшава, Петербург), сплав «белый металл» ( медь и цветные металлы). Чаще всего использовали латунь и латунь никелированную. По своим физическим свойствам и из-за относительно низкой теплопроводности этот металл был наиболее удобен для производства самоваров.

Как правило, самовар изготавливали из однородного материала, и только в редких случаях, в целях декоративности могли использовать другой металл, например, накладное серебро по медной основе.

Клейма и медали

Определить время создания самовара можно, опираясь на клейма и зная время работы той или иной фабрики. Клейма представляют собой оттиски круглой или овальной формы с надписью по периметру с внутренней стороны. Подав прошение о разрешении открыть самоварное заведение, фабрикант сам устанавливал для себя клеймо и мог изменять его. Строгих правил для клейм не было. Поэтому одна и та же фабрика выпускала самовары с клеймом, например, «Братья Василий, Александр и Павел Баташевы» или «Василий Баташев с братьями в Туле», то есть надпись клейма варьировалась. Мелкие производители могли использовать чужую фамилию и выступать как «преемники».  Многие фабриканты размещали оттиски медалей, полученных на выставках, на которых также указывалась дата проведения такой выставки.  Право на медали переходило к наследникам, если таковые были, поэтому фабрика, работавшая позже, могла использовать награды, полученные другим фабрикантом, основателем заведения, в более ранний период.  Подделка медалей преследовалась по закону, поэтому безопасней было использовать имитацию медали с малоразличимыми надписями, или проставить оттиски одной и той же награды несколько раз, надеясь, что кто-то неискушенный примет это за многообразие наград.

Самоварные фабрики

Центрами самоварной промышленности в России была прежде всего Тула и ее окрестности (в уездах кустари выполняли по заказам фабрикантов очень простые по форме детали, не требующие высокого мастерства, сборка самовара шла  чаще всего на самой фабрике, сделавшей заказ на определенного размера и формы детали), Москва, Петербург, Варшава, Урал  и некоторые города центральных российских губерний.

Количество фабрик в Туле в различные периоды менялось, в середине XIX, например, число их достигало 50. Каждый год происходили изменения: какие-то фабрики закрывались, появлялись новые, поэтому каждый год  в канцелярию тульских губернаторов подавались ведомости о состоянии самоварной промышленности, кто и сколько выпускает самоваров. К сожалению, в архивах таких материалов сохранилось далеко не в полном объеме, многое было утеряно.  Сведения о некоторых производителях были установлены только на основании косвенных данных.

Объемы производства фабрик также менялись, в зависимости от состояния самой фабрики, экономической ситуации в целом, от пожаров и других форс-мажорных обстоятельств.

Каждая фабрика выпускала несколько вариантов самоваров и самоварных фасонов, определить ассортимент каждой полностью невозможно. Во-первых в начальный период (до второй половины XIX века) фабрики не выпускали печатных прейскурантов с иллюстрациями, представляющими весь спектр выпускаемой продукции, составить же представление на основание дошедших до нас образцов самоваров нельзя из-за недостаточности данных. Во-вторых, многие небольшие заведение вообще никогда не издавали такую печатную продукцию – для них это было слишком дорого. По сохранившимся прейскурантам некоторых фабрик можно сделать вывод, что на этих фабриках выпускали все  известные к тому времени фасоны (вазы, рюмки, шары, яйцевидные).  Отличие самоваров различных фабрик было в деталях: П. Н. Фомин часто использовал гравировку для декорирования, у наследников В. С. Баташева  – оригинальные рельефные орнаменты типа «Рококо», «Ренессанс», у И. Ф. Капырзина – несколько вариантов самовара «Паук» (шар на трех высоких ножках), у братьев Шемариных – огромное количество вариантов самовара-рюмка. О других производителях ничего подобного сказать нельзя из-за отсутствия таких прейскурантов.

Размеры самоваров даже одного фасона у разных фабрикантов различались. Кустари, обслуживающие эти фабрики, изготавливали детали по заданным размерам, которые подходили только к определенному фасону определенной фабрики.  Сборка на фабрике происходила вручную. Сборщик работал индивидуально с каждой самоварной стенкой, подгоняя и прилаживая к ней все детали. Так, что даже самовары одного фасона и типа в размерах имели небольшие различия, ведь сборщик опирался только на свой глазомер и опыт.

Самовар и чаепитие

Популярность самовара была связана с популярностью чая в России, ставшего общеупотребимым напитком в середине XIX века, и его приспособленностью к приготовлению кипятка. Поставить самовар и приготовить необходимое количество кипятка можно было гораздо быстрее, чем растопить печь и накипятить такое же количество в чайнике. Теплопотери при кипячении воды в самоваре ничтожны, почти вся энергия, получаемая при сгорании дровяного топлива, используется на нагрев воды, так как нагревательный элемент находится внутри толщи воды. Соответственно, чем толще слой воды, окружающей трубу-жаровню, тем дольше закипает вода, поэтому при одинаковой высоте в самоварах более узких, например, самоварах-рюмках процесс закипания происходил быстрее, чем в самоварах-шарах или самоварах в форме чаши.

При кипячении в самоваре вода смягчается, осадки в виде накипи оседают на внутреннюю поверхность корпуса и на дно. При разливании воды слой с осадками остается на дне, не перемешиваясь с общей массой. Используя самовар, можно сразу уловить тот быстротечный момент начальной стадии закипания воды, когда следует заваривать чай, что немаловажно для качественной заварки. Тем самым, даже при невкусной, жесткой воде, которая единственно была доступна для  многих жителей городов (в колодцах или колонки водопровода),  можно было приготовить чай хорошего качества,  если воду кипятили в самоваре.

Самовар системы Епельбейма

В 1912 г. харьковский мещанин Епельбейм запатентовал аппарат для кипячения воды для хозяйственных надобностей, а также для ванны. Московская фабрика купцов Аленчикова и Зимина воспользовалась этим изобретением и получила привилегию на изготовление самовара, который бы нагревал воду, будучи установленным на плиту. Внутри этого самовара имелась закрытая емкость, соединенная с краном самовара. В такой самовар можно было бы подливать воду в процессе нагревания, не испортив качества кипятка. Устройство, в самом деле, очень оригинальное. Массовым, всеми признанным самовар подобной конструкции не стал. Жаровой самовар не уступил конкуренту первенства из-за удобства и простоты использования, доступности и дешевизны обычного дровяного топлива.

Спиртовые самовары

В начале ХХ в. стали появляться самовары, работающие на другом виде топлива. К примеру, спиртовой самовар фирмы «Норблин и К°».  Внутри такого самовара находилась уже не труба-жаровня, а две полые трубки, расположенные крест-накрест и соединенные между собой в центре. Одна из трубок выводилась наружу и соединялась переходником с наружным резервуаром для спирта. Резервуар был конической формы, и в нем имелось небольшое отверстие для розжига. Такой самовар можно было ставить и в комнатах, так как при сгорании спирта не было ни копоти, ни дыма, ни запаха. Выпускали спиртовые самовары в небольшом количестве, особого спроса на них не наблюдалось, возможно, из-за более высокой стоимости топлива.

Керосиновые самовары

В начале XX в. тульская фабрика «Берта Тейле и сыновья» выпускала по патенту керосиновые самовары. Нижняя часть керосиновых самоваров была очень похожа на основание и горелку керосиновой лампы, только вместо стеклянного колпака-абажура надевался самоварный корпус и закреплялся специальными фиксаторами. Съемный корпус позволял легко и быстро наполнять резервуар керосином. Боковой винт позволял регулировать пламя горелки, а фитиль можно было поджечь через раздвижное окошечко в шейке самовара.

Уже после революции в годы нэпа частный владелец небольшой тульской фабрички Василий Полосатов расширил возможности использования керосиновой горелки системы Тейле. Он добавил к самовару еще и стеклянный колпак, который можно было надевать на горелку вместо самоварного корпуса, предварительно установив на фитиль специальный тубус-удлинитель. Таким образом, «легким движением руки» керосиновый самовар превращался в керосиновую лампу.

Современное производство самоваров

Современное производство самоваров в России в основном сосредоточено в Туле. Это, прежде всего, электрические и комбинированные самовары завода «Штамп». Среди современных изделий наиболее яркими образцами являются подарочные наборы «Россия», «Метелица», «300 лет со дня основания С.-Петербурга», в которых старинные русские традиции обработки металла встречаются с новейшими современными технологиями.

Читайте далее

Сообщение о самоваре

На чтение 4 мин Обновлено 27 февраля, 2022

Краткое сообщение о самоваре 2 класс может использовать, чтобы узнать какая история русского самовара, кто его придумал и из чего он состоит.

Содержание

  1. Сообщение о самоваре: кратко
  2. История русского самовара
  3. Виды самоваров
  4. Из чего состоит самовар?

Сообщение о самоваре: кратко

Согласно давним документам мы узнаем, что некоторые устройства под названием «хого» были известны в Китае. Они объединяли емкость для воды и углей со специальной отводящей трубой. После хого стали использовать в Японии и на территории современного Ирана.  А первый найденный археологами самовар имеет возраст 3600 лет. Его родиной является сельская местность Азербайджана.

История русского самовара

Согласно русской легенде в Россию самовар привез Петр I, однако официальные документы утверждают, что агрегат появился спустя 50 лет после смерти царя. Так кто придумал самовар? Считается, что в 1701 году тульский промышленник Демидов посетил Урал, где и был выкован им с местными кузнецами первый самогреющийся агрегат. А вот в самой Туле самовары стали изготавливаться с 1778 года. Первое потоковое производство началось благодаря братьям  Лисицыным, спустя 77 лет после открытия Демидова.

Для самоварного производства использовали следующие материалы:

  • медь в ранний период;
  • латунь и с 1880-тых годов никелированную латунь (используется чаще всего, так как этот материал самый удобный для производства самоваров);
  • сплавы серебра и меди в Петербурге и Варшаве;
  • сплавы меди с цветными металлами.

В редких случаях при изготовлении агрегата, а точнее для декорирования использовали другие металлы.

Виды самоваров

  1. Жаровые, работающие на дровах и углях. Данной конструкции уже 300 лет. Работает благодаря закладке топлива в специальную трубу.
  2. Электрические (хотя по технологии они больше напоминают электрочайник). Сквозь сосуд проходит нагревательный элемент, который кипятит воду.
  3. Комбинированные. Сочетают в себе нагревательный элемент и специальную трубу для жара. Можно использовать и то, и то.
  4. Сувенирные. Это маленькие самовары, которые повторяют конструкцию больших агрегатов. Чаще всего их покупают на подарок в коллекцию.  Так, самый маленький самовар «ростом» всего 1,2 мм и состоит из 12 золотых деталей. А самый маленький работающий самовар, попавший в Книгу Рекордов Гиннеса, был высотой 4 мм. Он мог подавать 1 каплю горячей воды.
  5. Антикварные. Это оригинальные, работающие самовары, производства прежних лет. Особую ценность представляют отреставрированные экземпляры с метками императорского двора, клеймом владельца, мастера.
  6. Самовары авторской конструкции. Образцы ручной работы с новыми инженерными решениями и интересным внешним оформлением. Эти агрегаты представляют особую ценность.

Из чего состоит самовар?

  Устройство самовара, который работает на древесном топливе, сложилось с начала производства агрегата. И таким остается до сих пор. Единственное, что меняется — оформление деталей.

Все части самовара предназначены для следующей задачи – кипятить воду к чаю, это:

  • Корпус для наливания воды.
  • Внутренняя труба-жаровня для топлива. В нижней части имеется решетка, на которой собственно и лежат угли. Через нее просыпается также зола.
  • Крышка. Она закрывает корпус самовара и не дает воде выкипеть или протечь.
  • Ручки. Благодаря им устройство можно поднимать и переносить с места на место.
  • Шейка с поддувалом. Через ее отверстия к горячему топливу поступает воздух.
  • Поддон и ножки для стойкости конструкции и возможности стоять на поверхности
  • Конфорка. На нее устанавливается чайник после закипания воды.
  • Крышка-заглушка, останавливающая процесс горения.

Также к жаровому устройству идет вытяжная труба, диаметр которой совпадает с диаметром жаровни. Ее главная задача – выводить дым наружу. Мы уже знаем, что видов самоваров много, однако их конструкция примерно одинаковая. Разница только в размерах, художественных оформлениях и авторских решениях.

Надеемся, что сообщение: «Что такое самовар» для детей помогло Вам узнать много полезной информации об этих устройствах. А свой краткий рассказ про самовар для 2 класса Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена.

Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала.

Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.

Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами.

Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар, невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно, причем до сих пор остаются неизменными.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».

Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.

Изготовление самовара — процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.

Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.

При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».

Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей — по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай», песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника…»

История русского самовара не слишком длинна – около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар – неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары – самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал…

  1.  Что представляет собой самовар?
  2. Первые самовары древности
  3. Появление самовара в России
  4. Начало массового выпуска самоваров
  5. Судьба самоваров после Октябрьской революции
  6. Самовары  в СССР после войны
  7. Современные самовары
  8. Какие бывают самовары по виду?
  9. Какие бывают самовары по форме?
  10. Как работают самовары?  
  11. Самоварные клейма и медали

 Самовар тесно связан с традициями чаепития. Многие уверены, что настоящий душистый чай можно пить только из самовара. Историю появления самоваров традиционно связывают с Тулой, но их история начинается на Урале – центре добычи меди. Со временем самовар стал важным атрибутом многих семей, а также прочно вошел в русский фольклор. Чайная церемония стала одним из символов России, национальным обычаем. Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» посвятил самовару отдельную большую статью.

Что такое самовар?

Самовар – это металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Внутри тулова находилась труба — первые самовары топились древесными углями, щепками или шишками. Чуть позднее появились керосиновые и спиртовые модели. Современные самовары по форме и виду напоминают своих предшественников, но вода закипает уже за счет электричества. В 40-е годы XVIII века в письменных источниках впервые встречается слово, касающееся чудесной водогрейной машины. Кто-то полагает, что название происходит от идеи – «сам варит», а другие считают, что в основу названия легло татарское слов «снабар» — чайник.

Появление первых устройств для кипячения воды на Востоке и Западе

Археологические источники доказывают, что первый прообраз устройства для нагревания воды с сосудом и трубкой появился в Древнем Китае. Первые китайские водонагреватели, которые назывались «хо-го» были найдены во время раскопок и относились к  IV веку нашей эры. Позднее хо-го распространились на территорию Японии и Ирана.

Другим предшественником самовара был античный аналог  под названием «аутепса» (в переводе – «самоварящий»). Аутепса представляла собой кувшинообразный сосуд и имела отделения для жидкости и для углей. Второе отделение было универсальным и в жаркое время года использовалось для охлаждения жидкости – его заполняли льдом.

Аутепса 

Когда появился первый самовар в России

По легенде самовары завез в Россию главный любитель европейских диковинок – царь Петр I. На самом деле дата появления самоваров в России более поздняя.  По некоторым историческим данным, первые медные устройства для нагрева воды появились там, где была развита металлодобыча — на Урале, — так как основным материалом для изготовления самоваров были медь и латунь. Первопроходцами в самоварном деле стал тульские промышленники Демидов, основавший в 1725 году Суксунский медеплавильный завод на юго-востоке Пермского края. Это событие ознаменовало начало истории уральских «чайных машин», а также было налажено изготовление медной посуды.

Многие ошибочно считают Тулу местом рождения самовара.  Официально же первый тульский самовар был выпущен только  в 1778 г. братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медной посуды. Уже к середине XIX века в Туле работало около 80 самоварных предприятий, а сам город получил звание «самоварной столицы». Продукция известных тульских мастеров путешествовала по всей России.

Самовар считался посудой для аристократов, так как его цена была достаточно высока. Высокий спрос накладывал обязательства на фабрикантов — им было необходимо следить не только за функциональными, но и за внешними параметрами. Самовары дополняли интерьеры состоятельных граждан и должны были вписываться в стиль обстановки. В Туле изготавливались более ста видов разнообразных форм: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны и даже паровозы. 

Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем». 1918 г.

Над дизайном работали знаменитые художники – они продумывали формы и роспись «чайных машин». Производители экспериментировали с материалами в попытке перещеголять конкурентов. Появлялись изделия из фарфора, стекла, дерева. В мастерских Карла Фаберже для высшей знати создавались модели из чистого серебра и золота. Такие самовары поставляли к царскому двору, где традиции чаепития отводили очень значительную роль. Сегодня примеры необычных самоваров можно увидеть в Тульском музее самовара, которые открылся в 1990 году.

Со временем промышленники стали производить самовары для масс, и этот чудо-прибор занял почетное место в каждом доме. Блестящий самовар считался центром стола, его бережно хранили и регулярно чистили.

Золоченый самовар из серебра с эмалевыми украшениями, конец XIX века

Массовое производство в России

Самоварное дело оказалось весьма доходным. Кустари превращались в фабрикантов, а мастерские — в целые фабрики.  Самыми знаменитыми самоварными промышленниками стали Капырзины, Тейле, Баташевы, Воронцовы. Со временем изготовителей стало очень много, и им потребовались собственные знаки отличия – торговые марки, которые в обязательном порядке утверждались правительством. Торговый знак содержал имя фабриканта с географической привязкой, а также индивидуально разработанное клеймо. Самоварные магнаты соревновались друг с другом, принимали участия в специальных выставках, на которых лучшие изделия получали медали.  Образцы этих медалей украшали тулово, тем самым говоря о качестве и репутации марки. Эти отметки сегодня помогают при оценке старинных предметов.

Фабрика Капырзина

Тульский купец Фёдорович Капырзин основал свою фабрику по выпуску самоваров в 1885 году в возрасте 36 лет. К этому времени уже были очень популярны производства Баташевых и Воронцовых, прославивших тульское самоварное дело. Иван Капырзин не испугался такой конкуренции и смог создать уникальные товары, которые позднее были удостоены наград и медалей. Начало XX века стало очень сложным временем для ведения собственного бизнеса – в стране постоянно проходили забастовки рабочих. Но Капырзин сумел и из этой ситуации выйти победителем — 1909г. его приняли в Городскую думу. Он продолжал развивать своё дело, и к 1912 году на фабрике трудились около ста человек, и ежегодно выпускалось от 50 до 70 тысяч изделий. Самовары Капырзина славились изящным и утонченным растительным декором. Металлы для изготовления жаровых самоваров использовали разнообразные, но обязательно практичные: серебро, тампак, мельхиор, латунь. Часто золотили ручки самовара. Фабрика выпускала самовары самых разных размеров, в том числе, ставший популярным дорожный самовар. На фабрике Капырзина также выпускали спиртовые модели. Горелка была устроена по типу спиртовки и наглухо соединена с туловом.

Иван Капырзин был успешным маркетологом и не жалел денег на рекламу своих товаров. Он публиковал яркие рекламные объявления в газетах и журналах, делая упор на широкий ассортимент и высокое качество своей продукции. Иногда в объявлениях рассказывались интересные факты об устройстве фабрики. На каждом изделии фабрики Капырзина ставился знак «К». Это клеймо служило гарантом качества продукции и подтверждало подлинность изделия.

Медали выставок

Фабрика Тейле 

К тульским промышленникам в 1870 году присоединился бывший подданный Пруссии Рейндгольд Эрдман Тейле. Первое время он занимался изготовлением самоварных деталей. Позднее, изучив все тонкости самоварного дела, он оснастил свою фабрику самыми новыми технологиями, в том числе, паровыми машинами.

Основным отличием продукции фабрики Тейле было использование керосиновой горелки. Керосин позволял почти мгновенно закипятить воду, и керосиновые изобретения быстро вошли в моду. Их могли себе позволить только состоятельные люди, так как цена на керосин была высока. Помимо керосиновых самоваров на фабрике производили и обычные жаровые, а также подарочные наборы, кофейники и посуду.

Самыми популярными сегодня являются жаровые самовары. Они делятся по форме на несколько видов: «Рюмка», «Банка» и «Дуля». Большой интерес среди коллекционеров и любителей вызывают редкие формы — граненая «Дуля» с резной крышкой, высокой конфоркой и изящным краном. Многие мечтают стать владельцами большого трактирного самовара из латуни, который делали на самоварных фабриках Тейле.

После революции

В начале 20 века активно развивающееся самоварное производство было поставлено на паузу. В этот период самоварное дело выживало за счёт кустарей и многочисленных тульских артелей. В 1918 г. самоварные фабрики, как и остальные производства в стране, были национализированы — образовались государственные предприятия. Из многих фабрик продолжило работу предприятие В. С. Баташева —  оно было передано Тульскому патронному заводу и выпускало самовары в период с 1920 до 1940 г. Фабрика братьев Шемариных была переименована в фабрику им. В. И. Ленина. Вместо медалей и клейм «фабрикантов» на советских изделиях стали ставить клеймо государственных заводов.  На первых парах самоваров производили очень мало, а спрос на них был невелик. С одной стороны это объяснялось тем, что у людей просто не было денег даже на самое основное, а с другой стороны этот атрибут многие считали буржуазным пережитком. Тем не менее, самоварное производство не было забыто и продолжало существовать, пусть и не в былых масштабах.

Самовар форма "Яйцом", латунь, дерево, Торговый дом братьев Шемариных в Туле, Российская Империя, 1900-1917 гг.

Позднесоветская эпоха

Массовая кампания по газификации и электрификации жилых домов привела к тому, что самовары начали постепенно выходить из употребления, а на замену им пришел обычный чайник. После окончания Великой Отечественной войны советская фабрика «Штамп» (бывший патронный завод) была единственным производством в Туле, выпускавшим самовары. Также в эпоху СССР самовары выпускал завод металлоизделий в Суксуне. Изделия пользовались высоким спросом, а помимо самоваров здесь делали чайники, сахарницы, подносы, которые отличались качеством, а также были покрыты красивой росписью.  В 1956 г. на «Штампе» начали выпускать электрические модели, которые заменили своих жаровых (угольных) предшественников. Многие считают, что электричество загубило самобытность и народный дух жаровых самоваров и превратило их в обычные кипятильники. В конце двадцатого столетия самовары, как и всё наследие Советского Союза, начали понемногу забываться, но полностью производство самоваров прекращено не было.

Самовар с росписью. Источник: wikipedia.com

Современность

В последние десятилетия интерес к самоварам возрос. Они перестали восприниматься исключительно как сувениры для туристов, и в домах все чаще начали появляться самовары, хоть они все еще проигрывают в популярности электрическому чайнику. Современное производство самоваров по-прежнему сосредоточено в Туле – с 2005 года там было возрождено самоварное дело. Кто-то предпочитает покупать классический самовар, сделанные по традициям тульских мастеров, кто-то находит винтажный на блошиных рынках и в антикварных магазинах, а кто-то делает ставку на современную модель.

Электрический самовар ЭЛИС

Классификация самоваров

Существует несколько основных видов самоваров, которые различаются по своему внутреннему устройству, а также по предназначению:

  • Жаровые или угольные — это классический тип самовара, появившийся еще в XIX веке. Внутри самовара проходит жаровая труба, в которую кидают топливо – дрова, угли, шишки. За счет создаваемого жара и закипает вода;
  • Керосиновые и спиртовые – тульской самоварной промышленностью, наряду с самоварами, которые разжигали твердым топливом (например, древесным углем), выпускались и те, которые работали на жидком топливе. Ярким примером являются керосиновые и спиртовые самовары с резервуаром для топлива. Из-за высокой цены на керосин они больше были распространены на Кавказе, где он стоил гораздо дешевле;
  • Электрические  появились в Советском Союзе. Форма электрического самовара сохранила привычные элементы старинных самоваров, но нагревались они от электросети;
  • Комбинированные – любопытный вид самовара, который имел две опции: его можно было кипятить электричеством, либо растапливать классическим образом при помощи угля или щепок.

Электрический самовар

Распространенные формы 

Несмотря на то, что производители самоваров соревновались в мастерстве и придумывали самые фантастические очертания, привычными стали несколько основных форм медных изделий для кипячения воды:

«Банка» — эта цилиндрическая форма была самой популярной во второй половине XIX – начале XX века. Внешне тулово напоминало самую обычную стеклянную банку. Такие модели были дешевле всего, были вместительными и прочными. Жаровые угольные самовары в форме банки покупали для использования в трактирах и магазинах.  Самовар форма "Банкой" с полоскательницей, латунь, дерево, фабрика наследников Баташева, Российская Империя, 1870-1880 гг.
«Репка» — по форме такой самовар действительно похож на репку. Его часто покрывали никелем, и он выглядел очень нарядно. Цена на «Репку» была выше, его могли себе позволить купцы и зажиточные крестьяне.

Репка

 «Рюмка» — один из наиболее популярных видов самовара вместе с «банкой». Корпус к низу сужается и напоминает ножку рюмки. 
«Шар» — так называются самовары с шарообразным туловом. Эта форма особо нравилась жителям восточных стран, поэтому «шары« производились для экспорта в Турцию или Персию. 
«Яйцо» — такие самовары были двух типов: «Пасхальным яйцом» называли самовар, верхняя часть которого уже, чем нижняя. Просто «яйцом» – тот, у которого низ уже, чем верх. Самовар форма "Яйцом", латунь, дерево, Торговый дом братьев Шемариных в Туле, Российская Империя, 1900-1917 гг.
«Ваза» — такие конические самовары имеют много разных видов. Их поверхности чеканили ложками, колонками, медальонами, овалами или гранями. В XIX столетии такие самовары могли купить только очень обеспеченные люди.
«Бочонок» — достаточно редкая форма. Тулово имело форму деревянного бочонка, положенного набок. Часто поверхность металла имитировала дерево — стыки досок, сучки и обручи.

Существуют также менее распространенные формы, которые сегодня представляют особый интерес для коллекционеров. Например, «Дуля», «Желудь», «Петух»,«Кабачок». Такие самовары встречаются реже, так как производители в основном делали ставки на более распространенные и популярные в народе модели.

Общее устройство  

Самовары имеют разные формы, но при этом все они устроены примерно одинаково. Он всегда имеет емкость для воды, которая называется «тулово» или реже «стенка». Форма по большей части зависит от формы тулова. Существуют самовары в форме рюмки, шара, банки. Независимо от формы тулова, внизу к нему крепится поддон с устойчивыми ножками.

Поддон и тулово соединяются между собой шейкой, в которой располагаются отверстия для воздуха – поддувала. Для горения нужен воздух, и сквозь эти отверстия он попадает внутрь.

Внутри тулова находится главный нагревательный элемент – труба, также известная как жаровня или кувшин. В нее загружают топливо – древесный уголь, щепки, шишки. Через жаровую трубу поднимается и выходит наружу горячий воздух, который нагревает воду. Кувшин обычно имеет большой диаметр и расширяется к низу. Чем больше его поверхность, тем быстрее закипает вода.

В верхней части трубы находится конфорка – она ставится на крышку. Зачастую на конфорку сверху ставят заварочный чайничек. Также у каждого самовара есть ручки по бокам и кран, который чаще располагается в нижней части тулова, чтобы осадок не попадал в чашки.

Устройство самовара

Клейма и медали

Клейма или медали – это знак качества, который присваивался исключительно изделиям известных производителей.  Вместе со знаком отличия промышленник получал право ставить на самовары собственное клеймо. Эта традиция чтится до сих пор, и современные мастера все так же получают право ставить именной оттиск на настоящем тульском самоваре.

Исторически знаки отличия имели право ставить только промышленники, получившие высокие оценки на выставке. Оценивали изделия по нескольким критериям: внешний вид, удобство, качество металла. За победу на выставке вручали медаль – золотую, серебряную или бронзовую. Также были медали «За качество», «За внешний вид» и многие другие. Высшим знаком качества считался Герб — право ставить его было непросто заслужить. На оттиске медали можно увидеть, где и когда она была присуждена. Самыми ценными считаются медали, полученные на общероссийских или зарубежных выставках.

Антикварный клуб «Раритетус» занимается оценкой и выкупом старинных самоваров. Мы будем рады помочь вам разобраться с клеймами и другими отметками, а, если вдруг вы решите продать самовар, наши эксперты проведут оценку стоимости по фото онлайн.

История появления и развития самоваров

Самовар не просто часть гастрономических традиций прошлого, он стал культурным феноменом в нашей стране. Воспетый литературными классиками, показанный на лучших картинах художников – он вошел в геном русского человека.

Во многих семьях еще жива память о совместных чаепитиях со старшим поколением и их старинными самоварами. Отдельные счастливцы хранят семейные реликвии до сих пор. Эта часть нашей общей истории согрета теплом живых воспоминаний о близких нам людях и дорогих им предметах.

Значение самого слова «самовар», несмотря на его немалый возраст, до сих пор понятно каждому. В нем отражен функционал изделия – «сам варит».

Он же показан и в диалектных версиях. Ярославцы звали его «самогар» («сам горит»), вятичи «самогрей» («сам греет»), курчане – «самокипец» («сам кипит»). И даже в татарском языке он звался «снабар», то есть «чайник». Кстати, отдельные исследователи считают, что именно от этого слова ведет свою этимологию русский «самовар».

История самоваров

Многие из нас воспринимают этот предмет, как изобретение мастеров нашей страны. Увы, это не так.

Появление устройств для кипячения воды

Появление устройств для кипячения воды

Документы свидетельствуют, что впервые изделия, объединившие емкости для воды и углей с отводящей трубой, появились в Китае. Названные «хого», они распространились на территорию Японии и современного Ирана. А первый дошедший до археологов реликт имел возраст 3600 лет и был найден в сельской местности Азербайджана.

Древний Рим

Аутепса

Аутепса («само+кипящий», «само+варящий») – так назывался сосуд, в котором древние римляне согревали воду. Как и большая часть вещей того периода, он не был лишен изящества. Высокие витые ножки, пузатая чаша в виде тыквы, богатый декор – им можно было украсить стол именитого горожанина. А вот пользоваться было не так удобно, как русским изобретением – у него не было крана! Внутри размещались два отсека – в один загружали горящие угли, в другой воду. Вычерпывать ее приходилось черпаками. Зато была другая «опция» – летом вместо угля емкость заполняли льдом и пили охлажденные напитки.

Русь и Российская империя

Самовары Руси и Российской империи

Распространена легенда, что самовар привез в Россию Петр I, но документы говорят, что он появился спустя полвека после смерти последнего русского царя. Производство началось после того, как тульский промышленник Демидов отправился на Урал, где с местными кузнецами выковал первую самогреющуюся конструкцию. Позже ее нашли среди демидовского имущества. Спустя годы здесь появится Суксунский завод самоваров и суксунская форма – в виде античной амфоры.

Через 77 лет после первых опытов Демидова братья Лисицыны открыли в Туле первое потоковое производство, поэтому Тула считается Родиной российских самоваров.

Фабрики известных купцов в Туле

Самовароные фабрики известных купцов

Глядя на их путь, многие туляки повторяют успех Лисицыных. Один за другим кустари вырастают до статуса фабрикантов. Многие оказываются весьма искусными инженерами и предлагают свои ноу-хау. Так, авторскими считаются:

  • керосиновые системы Тейле;
  • конструкции со съемом кувшином Паричко;
  • новинки братьев Черниковых и фабриканта Волошина с выводной жаровней для быстрого нагрева;
  • спиртовые модели братьев Шемариных и фабриканта Капырзина.

Изначально для производства применяли тонкие листы красной и зеленой меди, использовали мельхиор. Но это были дорогие материалы, поэтому ремесленники перешли на латунь. Продавали изделия на вес: чем больше, тем дороже. Основным каналом сбыта для тульских мастеровых династий были ярмарки: Нижегородская и Макарьевская.

Появление самоваров на жидком топливе

Самовар на жидком топливе

Становясь центром самоварного ремесла, Тула продолжила ориентир на открытия и усовершенствования. Так, фабричная линия Рейнгольда Тейле в 1807 году выпустила новацию с резервуаром для керосина. Она сразу же попала за рубеж и широко разошлась в российских регионах, где этот вид топлива оставался дешевым, например, на Кавказе.

Советская эпоха

Советский самовар

После революции частные фабричные линии были закрыты. Почти 2 года отрасль не развивалась. Лишь в 1919-м новое руководство страны образовало гособъединение самоварных фабрик. Правда, к немедленному прорыву это не привело. Спустя 3 года на национализированном меднообрабатывающем госзаводе в Кольчугино вышел в свет первый советский самовар, но дореволюционного успеха отрасль уже не обрела.

Спустя 15 лет в результате деления производств появился тульский завод «Штамп». В период после ВОВ на нем остается последняя самоварная линия в стране. С 1959 года в его ассортименте появляются электрические модели, а с 1964-го запущена сувенирная серия «Ясная Поляна». Жаровые модели стали уходить с горизонта из-за оснащения новостроек кухонными плитами.

Современность

Современные самовары

За последние 20 лет интерес к самоварной тематике начал возрождаться заново. В Туле создан музей истории «Тульский самовар», в Касимове постоянная экспозиция, посвященная русским ремесленным традициям мастеров-самоваров. В Щекинском районе Тульской области и Городце Нижегородской размещены антикварные коллекции частных собирателей старины Михаила Борщева и Николая Полякова.

С 2005 года – уже 13 лет – на тульском патронном заводе действует участок, где снова работает самоварная промышленность. И, конечно, Тула по-прежнему богата частными мастерами-умельцами, которые хранят династические секреты и тонкости старинного русского ремесла.

Особенности производства первых самоваров в России

Особенности производства первых самоваров в России

Судя по документам первые образцы выдалбливались из медного куба. Но довольно быстро эта варварская технология была усовершенствована. Начинали с того, что раскраивали листы меди и из них, как из ткани, собирали конструкцию. Не всякая медь могла идти на кувшин.

У мастеров была хитрость: лист царапали шилом. Желтый цвет и непрерывность царапины говорили, что материал подходит. Прерывистая блеклая линия свидетельствовала о присутствии окиси меди. В этом случае раскрой годился на изготовление жаровни или мелких деталей.

Расчерченные по меркам листы разрезали, сворачивали в цилиндр. По краям делали зубцы, ими скрепляли разные части: проходились молотом, потом паяли в горне. Неровности стачивали, снова ковали, конструкцию прокаливали и охлаждали. В процессе было задействовано 7 узкоспециализированных мастеров.

  • Наводильщик отвечал за сгиб и спайку листов.
  • Лудильщик наносил тонкий слой олова на самовар изнутри.
  • Токарь шлифовал поверхность на специальном станке.
  • Вертельщик поворачивал его.
  • Слесарь отвечал за мелкие детали: ручки, краны.
  • Сборщик собирал «запчасти» воедино и спаивал их.
  • Чистильщик придавал им товарный вид.
  • Токарь по дереву оттачивал деревянные шишки на крышечках, за которые их снимали, чтобы не обжечься.

Каждый из мастеров работал на дому. В рамках фабричной линии осуществлялись лишь сборные операции. Раз в неделю работник объезжал дворы, собирал изготовленные детали и отвозил сборщику.

Классификация самоваров

Классификация самоваров

Их несколько. Основные из них предполагают следующее деление.

  • Жаровые (на угле, дровах). В них топливо закладывается в специальную трубу. Этой конструкции 300 лет.
  • Электрические. Приверженцы классической технологии считают, что правильнее назвать их чайниками особой формы, а не самоварами. Подачу тепла обеспечивает нагревательный элемент, проходящий сквозь сосуд.
  • Комбинированные. Дают возможность выбрать один из двух предыдущих видов нагрева.
  • Антикварные. Это подлинные раритетные модели производства прежних лет. Особенно ценятся отреставрированные экземпляры с клеймом владельца, императорского двора, мастера и др.
  • Сувенирные. В точности повторяют все детали настоящих самоваров, но имеют уменьшенные размеры. Их покупают в подарок или как предмет коллекционирования. Бывают и сверхмалые диковинки. Модель в 1,2 мм сделал русский «левша» Николай Алдунин из 12 золотых деталей. А экземпляр, попавший в Книгу Рекордов Гиннеса, выполнил мастер из Москвы. В нем было 4 мм высоты, и он работал! На выходе получалась 1 капля горячей воды.
  • Авторской конструкции. Отдельные мастера прошлого преуспели в выдумке новых инженерных решений, внешнего оформления самоваров. Их фантазии воплотились в образцы ручной работы, которые обладают сегодня особой ценностью.

Общее устройство самоваров

Общее устройство самоваров

Несмотря на разницу описанных типажей, их конструкция состоит примерно из одинаковых элементов.  

  1.  «Конфорка». Венчает самый верх самовара. На ней располагают заварник, чтобы чай не кипятился, но настаивался в тепле. Если чайник не ставился, а конфорка закрывалась крышкой («тушилкой»), через нее шел ток воздуха в кувшин через множественные отверстия.
  2.  «Круг» или крышка. Кольцо, которое надевается на самовар в верхней части, закрывая ёмкость с водой.
  3. «Паровик». Клапан для выхода пара, размещенный на крышке. Иначе называется «душничок».
  4. «Хватка» – выступающая часть с деревянной шишечкой, за которую снимают круг. Даже гвозди, которыми закреплены шишки, имеют собственное наименование – «подшишки».
  5.  «Стенка». Резервуар для воды. Ее также называют «тулово», «корпус».
  6. «Кувшин» или труба-жаровня. Внутренний отсек, в который закладывают угли, дрова, щепки, ароматные еловые шишки.
  7. «Ручки». За них самовар переносят.
  8. «Крантик». Конусообразный кран, через который наливают кипяток.
  9. «Ветка». Затейливая, часто с узорами или фигурной резьбой ручка, за которую поворачивают кран, пуская или перекрывая воду.
  10. «Репеёк». Круглая выступающая накладка-переходник от крана к «тулову».
  11. «Шейка». Переход от корпуса к нижней части самовара. Делается с отверстиями для схода лишнего жара и циркуляции воздуха. Их называли «поддувалова».
  12. «Поддон» или основание. Круглая часть, равномерно распределяющая вес самовара на четыре несущих ножки.
  13. Донышко. Оно находится внутри, между поддоном и шейкой. В этом месте скапливается зола и продукты горения, и его можно очищать.
  14. Ножки.
  15. Боковая труба. Она добавилась к конструкции только в 19 веке и давала тягу воздуха. Благодаря этому вода вскипала быстрее.

Самовары в культуре и искусстве

Самовары в культуре и искусстве

Являясь колоритным элементом городского и деревенского быта 19-20 веков, самовар не раз появлялся в произведениях искусства. Подчас как главный персонаж. Кто не помнит знаменитую кустодиевскую «Купчиху за чаем»?

Этот же образ воплощен в кинокартине «Женитьба Бальзаминова». Сцена чаепития героинь Лидии Смирновой и Нонны Мордюковой словно сошла с серии полотен Бориса Кустодиева. Те же тоненькие блюдца, яркие краски, пузатый самовар, стол, полный вкусностей. На эту тему художник написал не одно, а несколько полотен, настолько она его занимала. И не его одного: Петров-Водкин, Коровин, Маевский живописали сцены из той жизни, где самовар задавал повод к общению.

Уважать эту утварь учили с детства. В книгах Чуковского самовар мудр, добродушен и авторитетен («Федорино горе»), у Хармса берет на себя поучающую роль («Иван Иваныч Самовар»). Не забыт он и в литературе для взрослых. «Старосветские помещики» Гоголя проводят не одну приятную минуту у его кипящих боков. Леонид Андреев в знаменитом очерке «Москва. Мелочи жизни» олицетворяет в образе самовара самобытность России.

Отношение российского человека к самовару образно выражало и устное народное творчество. Например, поговорки – «Где есть чай-самовар, там и под елью рай», «С самоваром-буяном и беседа важнее, и жизнь веселее». Не отличаясь богатством, простой человек находил для себя душевные радости в соседских посиделках с чаем. Тепло общения соединялось с теплом от самовара и создавало ощущение полноты жизни.

***

Самое интересное, что этот образ настолько закрепился в сознании россиян, что и сегодня одни из нас возрождают традиции семейного чаепития с самоваром. А другие создают современные идиоматические выражения с предметом, который уходит из повседневного быта в статус винтажа.

Фразы «У самовара я и моя Маша», «Ставь бабуся самовар, будем слушать Manowar», ушли в народ относительно недавно. И это феномен, не имеющий аналогов в культурной жизни страны. Он говорит о готовности молодого поколения интегрировать общепринятые традиции в современный опыт.

Это свидетельствует о многом – рано списывать самовар со счетов и отправлять в разряд раритетов. Он все еще с нами: и как часть культуры, и как часть быта.

За русским самоваром.

За русским самоваром.

Самовар вот уже почти три века считается исконно русским символом гостеприимства и неотъемлемой частью жизни славянского народа. Но, как сейчас ни прозвучит странно — история этого древнейшего приспособления насчитывает несколько тысячелетий. И появился самовар вовсе не в России, как принято считать во всем мире.

Но, как бы там ни было, русское слово «самовар» перекочевало во многие страны и это приспособление называют — «samovar» и англичане, и французы, и испанцы, и итальянцы, да, впрочем, и турки называют его — «semaver».

Античный самовар Древнего Рима

Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.

Античные аутепсы.

Античные аутепсы.

Позже, во времена античности, в Древнем Риме появилась конструкция, напоминающая самовар, — аутепса. Она представляла собой высокий кувшин, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. В этом же устройстве можно также было охлаждать напитки в знойные дни, и для этого вместо угля использовался лед. Аутепса имела большое достоинство в том, что ей не нужен был внешний огонь, так как обогрев шел изнутри.

Китайский самовар «Хо-Го»

Китайский самовар «Хо-Го».

Китайский самовар «Хо-Го».

Аналогичное древнейшее приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша со встроенной трубой и поддувалом — вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Они бывают металлическими и фарфоровыми, и подают в них, как правило, суп или кипящий бульон.

Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.

Когда появился первый самовар на Руси

Первый сбитенник и самовар в России.

Первый сбитенник и самовар в России.

По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.

Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.

Уральский и тульский самовар.

Уральский и тульский самовар.

Массовое производство в России чудо-приспособления

Но как бы там ни было, именно реформы Петра повлекли за собой развитие металлургической промышленности в России и уже в первой половине 18 века массово начали выпускать медные чайники с ручкой. Потом казаны с трубами и поддувалами, называемыми — «сбитенниками», ставшие впоследствии прототипом русского самовара.

Натюрморт с самоваром.

Натюрморт с самоваром.

Само же производство самоваров — дело тонкое и трудоемкое. В разные годы их изготавливали из разных металлов. Самые первые были медные и мельхиоровые, а позже латунные. Но в музеях встречаются самовары и из драгоценных металлов — золота, серебра и даже из чистого кварца.

Натюрморт с самоваром и рябиной. Автор:К.В. Дацук.

Натюрморт с самоваром и рябиной. Автор:К.В. Дацук.

Формы самоваров также были очень различны, и в одной только Туле их насчитывалось более ста пятидесяти видов. Популярными были яйцевидные самовары, а также модели напоминающие древнегреческий сосуд. Пользовались спросом и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в дальнюю дорогу.

Самоварчики для детей императора Николая II.

Самоварчики для детей императора Николая II.

Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. «Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры». Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.

 Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. Автор: Перов В.Г.

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. Автор: Перов В.Г.

Что касается названия, то и здесь есть было множество вариантов, в зависимости от местности. Так в Ярославле это -“самогар”, в Курске – “самокипец”, вятичане же величали — “самогрей”. Но везде прослеживалась одна идея предназначения медного друга — «сам варит».

  Алексеич. Автор: Маковский К.Е.

  Алексеич. Автор: Маковский К.Е.

Широко были распространены самовары объемом в 3-8 литров, хотя производились и более объемные — на 12-15 литров. Из-за сурового климата в России такие самовары быстро вошли в моду, та как из них не только можно попить кипятку, а и обогреть жилище. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость. И что интересно, цена этого уникального приспособления определялась его весом. Чем тяжелее был самовар — тем дороже.

Самовар — душа каждого дома

 Чаепитие. Автор: Н.П. Богданов-Бельский.

Чаепитие. Автор: Н.П. Богданов-Бельский.

Из-за своей практичности самовары очень быстро стали популярны на Руси. В богатых домах красиво украшенный самовар считался предметом роскоши и гордости. А простенькие и не сильно дорогие самовары также вошли почти в каждый крестьянский дом, где передавались по наследству — из поколения в поколение.

У самовара. Автор: Владимир Стожаров.

У самовара. Автор: Владимир Стожаров.

Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.

Самовар на столе. Автор: Владимир Жданов.

Самовар на столе. Автор: Владимир Жданов.

Русский традиционный быт всегда славился чаепитием за самоваром, который считался олицетворением достатка, семейного уюта, благосостояния. Он был незаменимым атрибутом в девичьем приданом, передавался как реликвия по наследству. А в доме занимал самое видное и почетное место. И всегда был центром любого праздничного стола, а так же тихих посиделок за чаем с баранками.

Чаепитие и самовар на картинах русских мастеров и в литературных произведениях писателей

  Чаепитие. Автор: Анна Боганис.

Чаепитие. Автор: Анна Боганис.

Этот добрый толстый «друг» был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под «пыхтение» самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.

На пикнике. Автор: Алексей Корзухин.

На пикнике. Автор: Алексей Корзухин.

«Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях.»

Чаепитие. Автор: Борис Кустодиев.

Чаепитие. Автор: Борис Кустодиев.

А еще вспомнились удивительные строки о самоваре, написанные русским поэтом Владимиром Степановым, в средине прошлого века.

Самовар раздула Тула-
Тула — Родина моя —
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
Самовар гудит
И топчет тропку в небо белый дым.

 В гостях у бабушки. Автор: И. М. Кугач

В гостях у бабушки. Автор: И. М. Кугач

Где б ты ни был днем ли, ночью —
Словно дома рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах, среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил.

Купчиха, пьющая чай. Автор: Борис Кустодиев.

Купчиха, пьющая чай. Автор: Борис Кустодиев.

Самовар наш нюхал порох,
Видел крепость Измаил.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд,
Самовар — душа живая —
Друг веселью, сказке брат.

 Русская банька. У самовара. Автор: Виктор Ляпкало.

Русская банька. У самовара. Автор: Виктор Ляпкало.

Теплым светом, добрым светом
У него горят бока.
Видно взгляд умельца это
К нам дошел через века.
Видно мудрое свеченье.

Чаепитие за самоваром.

Чаепитие за самоваром.


Это — сердца доброта.
Это — мастера уменье.
Вдохновенье, красота.
Самовар гудит и тянет
От него теплом сосны.
Всей земле тепла достанет,
Сказок, песен, тишины…

«За самоваром»

«За самоваром»

На даче. Автор: Алексей Сергеевич Зотов.

На даче. Автор: Алексей Сергеевич Зотов.

Самовар. Автор: Наталья Павлусенко.

Самовар. Автор: Наталья Павлусенко.

Дачный самовар. Автор: Владимир Жданов.

Дачный самовар. Автор: Владимир Жданов.

Глядя на полотна живописцев и читая произведения писателей, понимаем, что самовар истинно русское детище, занимающее особое место в истории культуры России. Однако глубоко почитаем самовар и в других странах, где в знак признания ему возведено множество памятников.

Памятник самовару в городе Хачмас. (Азербайджан)./ Ван (Турция).

Памятник самовару в городе Хачмас. (Азербайджан)./ Ван (Турция).

Но, к сожалению на сегодняшний день самоварное дело в России претерпело большие изменения. Производство самоваров сильно упростилось, да и производителей практически не осталось. А настоящие ценные экспонаты можно увидеть в частных коллекциях и в музеях страны.

Не менее увлекательна история о возникновении русских матрешек, имевших своих прототипов — древнеегипетских мумий.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Краткий рассказ о савельиче из капитанской дочки
  • Краткий рассказ о рыси для 4 класса
  • Краткий рассказ о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Краткий рассказ о русском народном костюме
  • Краткий рассказ о руслане и людмиле