Краткий рассказ о жизни пушкина в михайловском

Ссылка Пушкина в Михайловское


Ссылка Пушкина в Михайловское

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1281.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1281.

За время своей жизни Александр Сергеевич Пушкин побывал в двух ссылках. Южная ссылка, длившаяся с 1820 по 1824, познакомила поэта с красотой Кавказа и стала благодатной почвой для написания таких произведений, как «Кавказский пленник», «Цыганы», начальные главы «Евгения Онегина». Не менее плодотворной стала ссылка Пушкина в Михайловское, длившаяся с 1824 по 1826 год. Как писатель провел этот период, и какие произведения были написаны в это время?

Причины ссылки

В 1824 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку в родительское имение Михайловское. Туда он отправился сразу после южной ссылки. Его обвинили в вольнодумии и склонности к атеизму, о котором он высказывался в письме к своему другу. Здесь поэт проводил время с родителями, а после их отъезда жил с няней. В селе он продолжает работу над «Евгением Онегиным», создает «Бориса Годунова», пишет стихотворения. Его часто навещали друзья, которые рассказывали ему все новости из столицы, привозили ему литературу. Именно сюда его друг Иван Пущин привез Пушкину книгу Грибоедова «Горе от ума», от которой тот оказался в полном восторге.

Александр Сергеевич Пушкин

Рис. 1. Александр Сергеевич Пушкин.

В период 1824-1826 годы знаменателен тем, что именно в это время он сближается со своей няней Ариной Родионовной, которая обладала знаниями большого количества сказок. Именно ее рассказы вдохновили Пушкина на создание многих сказок в стихах для детей.

Последствия ссылки

Среди друзей Пушкина многие оказались на Сенатской площади. Пушкин также разделял взгляды декабристов, и не будь он в ссылке, то возможно мог бы участвовать в декабристском восстании. Так что можно сказать, что ссылка спасла ему жизнь. Своим друзьям-декабристам он посвятил немало стихотворений, в частности «Во глубине сибирских руд», где утешает друзей и убеждает их, что «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». В этот же период поэт пишет два знаменитых стихотворения «Арион» (1827) и «Анчар» (1828).

В 1826 году после расправы над декабристами, Пушкин пишет стихотворение «Пророк», в котором рассуждает о назначении поэта и поэзии. Главным героем является поэт, неудовлетворенный творчеством, томимый духовною жаждою.

Михайловская ссылка Пушкина закончилась в 1826 году, когда его неожиданно вызвал к себе Николай I в Москву. Они пошли на примирение, согласно которому Николай освобождает его и становится единственным цензором писателя, а Пушкин становится более лояльным к властям и не пишет слишком вольных и обличающих власть произведений.

Заключение

Что мы узнали?

В данной статье рассматривается один из главных периодов в биографии А.С. Пушкина – ссылка в родовое имение. Здесь рассказывается кратко о Пушкине в Михайловском, о том, какие значимые произведения он создал, находясь в заточении. В статье рассказывается об отношении поэта к декабристскому восстанию, отношениях с властью и друзьями.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алёна Рыжова

    5/5

  • Карина Латыпова

    5/5

  • Андрей Королёв

    5/5

  • Светлана Болтаева

    5/5

  • Гриша Гелых

    5/5

  • Руслан Аширов

    5/5

  • Наталья Котельникова

    5/5

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1281.


А какая ваша оценка?

Михайловское

…Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой.

(Из стихотворения » …Вновь я посетил…»)

В селе Михайловском Псковской губернии располагалась родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, где Александр Сергеевич неоднократно бывал в разные годы своей яркой, творчески плодотворной жизни и затем обрел свой последний приют. В настоящее время здесь действует Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».

                                В разны годы 
Под вашу сень, Михайловские рощи, 
Являлся я; когда вы в первый раз 
Увидели меня, тогда я был 
Веселым юношей, беспечно, жадно 
Я приступал лишь только к жизни; годы 
Промчалися, и вы во мне прияли 
Усталого пришельца.

(Из стихотворения » …Вновь я посетил…»)

В июле 1817 г., после окончания Царскосельского лицея, юный поэт впервые посещает Михайловское, в те годы принадлежавшее его матери – Надежде Осиповне. Он был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.», как напишет потом в одной из своих автобиографий.

В 1819 г. Пушкин провел здесь лето, восстанавливаясь после болезни. В это время было написано антикрепостническое стихотворение «Деревня».

В августе 1824 г. Александр Сергеевич Пушкин был сослан в Михайловское по указанию императора Александра I за увлечение «атеистическими учениями» под надзор местных властей и духовенства.  В ссылке Пушкин провел более двух лет, жизнь поэта-изгнанника скрашивали народные сказки, множество которых знала няня Пушкина – Арина Родионовна, их сюжеты были использованы в дальнейшем для написания собственных сказок в стихах. В Михайловском поэта навещали лицейские друзья – Дельвиг, Пущин, Горчаков. Также Пушкин общался с Осиповыми-Вульф, хозяевами соседского имения Тригорское. Здесь же произошла встреча с племянницей Осиповой — Анной Керн, которой поэт посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Несмотря на душевные переживания, период ссылки в Михайловском был плодотворным для Пушкина, он много работал, читал, размышлял, и после окончания ссылки в сентябре 1826 г., поэт часто приезжал сюда, в «обитель дальнюю трудов и чистых нег» в поисках уединения и творческого вдохновения.

Именно в Михайловском Пушкин создал более ста лирических стихотворений, поэму «Граф Нулин», драму «Борис Годунов», основную часть романа в стихах «Евгений Онегин».

Поэт много общался с местными крестьянами и помещиками, впитывал народное творчество, что помогало ему находить новые образы и сюжеты. Он любил дальние прогулки, иногда путь его лежал к стенам расположенного в пяти километрах от Михайловского Святогорскому монастырю, где находится некрополь Ганнибалов. Здесь в 1836 году была похоронена его мать Надежда Осиповна Пушкина, а менее чем через год — и сам поэт, погибший на дуэли …

После смерти А.С. Пушкина судьба Михайловского имения была непростой. Оно неоднократно перестраивалось потомками поэта, почти полностью уничтожалось в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, но затем было вновь восстановлено. Сейчас Михайловское и его окрестности — это историко-литературный мемориальный комплекс и природно-ландшафтный музей-заповедник.

Михайловское на карте

Добраться до музея-заповедника можно на автотранспорте. До поселка «Пушкинские горы», где находится администрация музея, ходят рейсовые автобусы из г. Пскова, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Удаленность от г. Пскова — около 120 км.

Краткая биография Пушкина в Михайловской ссылке

Александр Сергеевич Пушкин отправился во вторую ссылку в Михайловское сразу после южной ссылки, и пробыл там с августа 1824 года по сентябрь 1826 года.


30 июля 1824 года Александр Пушкин был вынужден покинуть Одессу (последнее место жительства на юге) и отправиться в село Михайловское — имение матери.

Причиной ссылки стали доносы князя Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин. В частности, поэт обвинялся в безбожии.

19 августа Пушкин прибыл в Михайловское. Он застал там всю свою семью: отца, мать, брата и сестру.

Естественно, когда поэт рассказал, что его отправили в ссылку и лишили должности, его родные были возмущены.

Попасть в немилость к императору, лишиться поста чиновника — это был позор для всего рода Пушкиных.

Поэт разругался с отцом. После вся семья Пушкиных покинула имение и отправилась в Петербург.

Александр Пушкин остался в имении один, за исключением няни Арины и слуг.

Несмотря на все жизненные неприятности, поэт продолжает работать над своими произведениями.

И 2 октября он заканчивает третью главу романа «Евгений Онегин».

А 10 октября Пушкин заканчивает поэму «Цыганы», над которой начал работать еще в начале года в Одессе.

11 января следующего года в Михайловское приехал Иван Пущин — лучший друг Пушкина с лицейских времен.

Он пробыл в деревне 1 день: друзья пили шампанское, читали друг другу и обсуждали происходящее в столице.

Спустя месяц после встречи (15 февраля 1825 года) с другом, вышла в продажу отдельным изданием первая глава романа «Евгений Онегин».

В апреле этого же года к Пушкину в гости приехал еще один его лицейский друг — Антон Дельвиг.

Он пробыл в Михайловском примерно 2 недели. Пушкин познакомил его с отрывками «Бориса Годунова», которого начал писать здесь в Михайловском.

Осенью этого же года Пушкина ждала еще одна встреча с лицейским товарищем — на этот раз с князем Горчаковым.

Они встретились в имении Лямоново, где остановился друг поэта.

Вместе они вспоминали лицейские годы, Пушкин читал «Бориса Годунова».

7 ноября 1825 года был окончена работа над исторической драмой «Борис Годунов». А в середине декабря Пушкин написал повесть «Граф Нулин».

В январе 1826 года была окончена работа над 4-й главой романа «Евгений Онегин». Пушкин сразу начал писать следующую — 5-ю главу, которую закончит уже после ссылки.

В августе была готова 6-я глава «Онегина».

Ночью с 3 на 4 сентября к Пушкину прибыл губернатор Адеркас с приказом срочно отправить поэта в Москву для встречи с императором.

8 сентября 1826 года Александр Пушкин прибыл на встречу с императором Николаем I в Москву.

В результате их разговора царь помиловал поэта и освободил его от ссылки.

Ссылка Пушкина в имение Михайловское

История села

Село Михайловское расположено в Пушкиногорском районе Псковской области, на расстоянии более 100 км от Пскова. Считается, что название «Михайловское» пошло Михайловского монастыря, расположенного в селе Савкино (Савкина Горка). Село располагалось на расстоянии километра от усадьбы. Известно, что Александр Пушкин очень любил Савкину Горку и даже хотел выкупить его.

История Михайловского начинается с прадеда Александра Сергеевича:

За что Пушкина сослали в Михайловское

  1. В 1742 году Абрам Ганнибал получил землю от императрицы Елизаветы Петровны. Тогда деревня называлась Устье и принадлежала Опочецкому уезду. Абрам был сыном африканского князя, которого Петр I привез в Москву. Тут предок Пушкина крестился и дважды женился, от второго брака у него родился сын Осип — дед будущего великого поэта.
  2. В 1781 году имение перешло по наследству Осипу Абрамовичу. Он переименовал усадьбу в Михайловское, обустроил ее, разбил парк. У него родилась только одна дочь, Надежда, которая вышла замуж за троюродного дядю Сергея Львовича Пушкина.
  3. В 1818 году Надежда Осиповна получила усадьбу по наследству.

После смерти матери в 1836 году усадьба перешла Александру Сергеевичу, который владел ею меньше года.

Первые визиты

Время проведенное Пушкиным в Михайловском

Михайловское оставило в жизни и творчестве Александра Пушкина огромный след. Он был связан с этим местом всю свою сознательную жизнь — с 1817 по 1836 года.

Первый годы жизни поэта прошли в Москве, в Немецкой слободе, лето он проводил в имении Захарово у бабушки по матери. В 1811—1817 годах Александр прожил в Царскосельском лицее. После выпуска летом 1817 он впервые приезжает в Михайловское, которое на тот момент принадлежит его деду. Сельская жизнь покорила вчерашнего выпускника: «запущенные» сады, бескрайние поля, милые соседи, простая сельская жизнь и крестьянские радости — все это по признанию самого гостя полностью очаровало его.

Второй визит Пушкин нанес только в 1819 году, когда приехал отдохнуть и набраться сил после тяжелой болезни. В это время он пишет стихотворения «Домовому» и «Деревня». В это время усадьба уже перешла матери Александра.

Предпосылки к изгнанию

Сложно однозначно ответить, за что Пушкина сослали в Михайловское. Даже ранние стихотворения Пушкина вызывали неоднозначную реакцию власти: в «Деревне» отчетливо слышался антикрепостнический мотив, а эпиграммы на многих известных лиц (императора Александра I, архимандрита Фотия, Аракчеева) были недопустимы для чиновника. Гению удалось избежать ссылки в Сибирь только благодаря заступничеству друзей. Александр был переведен в Кишинев, а позднее — в Одессу, в так называемую «южную» ссылку.

Имение в Михайловском

Однако наблюдение за его поведением не ослабевает, и в итоге по формальной причине (в перехваченном письме к другу поэт насмешливо отозвался о религии и написал, что изучает атеистическое учение) Александр Сергеевич был сослан вновь, но уже в родовое имение. Настоящих же поводов было больше: подача доноса генерала Скобелева, опасения графа Воронцева, что за дружбу с опальным чиновником может пострадать он сам. Определенную роль наверняка сыграло ухаживание поэта за женой Воронцова.

В результате 8 июля 1824 года 25-летний Александр Пушкин был отстранен от службы. Через месяц он дал подписку, в которой обязался жить в усадьбе, не отлучаться из нее, не заниматься неприличными сочинениями, благонравно вести себя. Вскоре он прибыл по месту «заточения».

Отец поэта был фактически поставлен надзирателем над сыном, из-за чего у них произошла крупная ссора вскоре после приезда. Сергей Львович вскрывал письма узника, постоянно обвинял его в безбожии, боялся, что может пострадать сам. Взбешенный Пушкин даже написал письмо к императору, прося перевести его в любую крепость, но друзья удержали его от отправки.

Северная ссылка

Пушкин с няней

К концу осени все родственники уехали, и изгнанник остался с няней Ариной Родионовой. Друзья выражали явное беспокойство: молодой, энергичный юноша, привыкший к высшему свету, городу, интересной, насыщенной жизни, легко мог «заболеть» скукой и угаснуть из-за вынужденного нахождения в деревенской глуши. Многие боялись, что поэтический гений поэта быстро угаснет. Последний поддерживал их страхи: уже в первых письмах Пушкин часто жалуется на скуку, просит вытащить его отсюда.

Впрочем, вскоре настроение Александра Сергеевича сменилось на противоположное. Первая осень в Михайловском стала крайне плодотворна для него: он читал и писал, наблюдал за деревенской жизнью и слушал сказки няни Арины Родионовны. Он наладил дружеские отношения с соседкой, владелицей Тригорска Прасковьей Осиповной. Пушкин часто, почти ежедневно, бывал в Тригорском, где полушутливо ухаживал за местными дамами.

В 1825 году сюда приехала племянница хозяйки Анна Петровна Керн, с которой связан серьезное увлечение поэта. Ей он посвятил знаменитый стих «Я помню чудное мгновенье…».

В январе 1825 года изгнанника посетил Пущин, с которым поэт не виделся почти 5 лет. Весной того же года приехал Дельвиг. Обе встречи остались в стихах — «И. И. Пущину» и «19 октября».

Узник также мог пользоваться летописями, которые хранились в Святогорском монастыре. Их изучение помогло написать поэму «Борис Годунов».

Но все же Пушкин тяготился своим положением. Ему было тесно, скучно в ограниченном кругу, хотелось читать, мыслить, творить. Все время ссылки он мечтает об освобождении:

Ссылка Александра Сергеевича Пушкина в Михайловское

  1. В конце 1824 года всерьез рассматривал возможность бежать через Дерпт заграницу, но в последний момент передумал и остался на родине.
  2. Летом 1825 написал письмо императору Александру I, прося отпустить на лечение в другую страну.
  3. Осенью того же года просил о помиловании.
  4. В декабре, узнав о смерти императора и проблемах престолонаследия, Пушкин намерен приехать для участия в восстании декабристов. Только непредвиденные обстоятельства помешали ему.

В переписках с друзьями он постоянно просит прислать ему книг: Шекспира, Шиллера, Гете, Байрона, книги о восстаниях XVII—XVIII вв. еков, только вышедшие тома «Истории» Карамзина.

Ссылка Пушкина в Михайловское закончилась 3 сентября 1826 года. Уже на следующий день Пушкин был на пути в Москву по приказу нового императора Николая I. Возвращение было тяжелым: после восстания декабристов были повешены 5 человек, во всеми изгнанник был знаком. В бумагах восставших обнаружены его переписанные стихи.

Творческое наследие

Предпосылки к изгнанию

Перечислить точно, какие произведения написал Пушкин в Михайловском, довольно сложно: в этот период написано более 100 только одних стихов. Основной список кратко: «Буря», «Подражание Корану», «К морю», «Зимний вечер», «Пророк», указанные выше стихи к лицейским друзьям и Керн. Часть из них пронизана одиночеством изгнанника и покорностью судьбе, часть описывает красоту природы и любовь. В них легко проследить переход творчества к реализму.

Тут же была начата работа над центральными главами «Евгения Онегина» (первая глава вышла в феврале 1825) и поэмой «Цыгане», написаны историческая трагедия «Борис Годунов» и шуточный «Граф Никулин», закончена поэма «Цыгане». В конце 1825 года вышли «Стихотворения Александра Пушкина».

После окончания ссылки Пушкин бывал в имении еще несколько раз. Он приезжал отдыхать от городской суеты. В 1836 году он приехал на похороны матери, на следующий год сюда привезли тело самого Александра Сергеевича.

Усадьба после смерти владельца

Какие произведения написал Пушкин в Михайловском

После смерти Михайловское перешло детям — Александру, Марии, Григорию и Наталье Пушкиным. Однако почти 30 лет тут никто не жил, из-за чего усадьба пришла в сильный упадок. Вдова Наталья Николаевна только перевезла в дом библиотеку поэта в 1841 году, а через 3 года увезла обратно, когда вышла замуж повторно. В 1848 году журналист Мацкевич писал, что усадьба пришла в запустение и крайне ветхая, всюду плесень, гниль, сад зарос, а строение грозились упасть в любой момент.

Михайловское пережило второе рождение только в 1866 году, когда сюда приехал Григорий Александрович, младший сын Пушкина, с молодой женой. Он снес все ветхие постройки и перестроил усадьбу, обустроил отцовский кабинет, привезя сюда некоторые его вещи и библиотеку. По сути Григорий Пушкин создал первый мемориальный уголок поэта, который в 1875 году был запечатлен на картине Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском». Этот же вариант кабинета принят музейными сотрудниками сегодня.

Но на этом тяжелые времена не закончилась:

Творческое наследие Пушкина

  1. В 1899 году Григорий Александрович переселился в имение жены и продал усадьбы. Его выкупила казна и передала во владение местного дворянства.
  2. Летом 1908 года дом сгорел, в имении остались только некоторые пристройки.
  3. Усадьбу восстановили через год, проект был подготовлен архитектором Щуко.
  4. В 1911 году тут открыли колонию для престарелых литераторов.
  5. Во время Революции в феврале 1918 года крестьяне разграбили имение, некоторые постройки были сожжены.
  6. В 1921 году Михайловское вновь восстановили, а в следующем году объявили музеем-заповедником. Через 14 лет в его состав включили и некоторые другие места: Савкину Горку, городище Воронич, Святогорский монастырь (возвращен Церкви в 1992) и усадьбу Петровское.
  7. К годовщине гибели поэта (100-летию) в 1937 прошло массовое восстановление строений.

Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал: были уничтожены жилые хозяйские здания и постройки монастыря, повреждены могила Александра Пушкина и многие усадебные строения. После войны началось глобальное восстановление, в котором активное участие принял директор музея Гейченко.

Современное состояние

В 1995 году Михайловское включено в список особо ценных памятников культурного наследия России. В 2013 году получен статус объекта культурного наследия федерального значения.

Его главными достопримечательностями являются:

Домик няни Арины Родионовны

  • Дом Пушкина в Михайловском с сохраненными и восстановленными (насколько это оказалось возможно) интерьерами времен поэта.
  • Домик няни Арины Родионовны.
  • Парк с фруктовым садом, аллеями. Декоративными прудами и мостиками. Самой известной является аллея Керн.

Сегодня Михайловское называют «Пушкинским заповедником». Этот историко-литературный и природно-ландшафтный музей расположился на 9,7 тысячах гектаров. Он включает в себя:

Могила А Пушкина

  • Усадьбы Михайловское, Петровское и Тригорское, а также их мемориальные парки.
  • Могилу А. С. Пушкина и некрополь семьи Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском монастыре.
  • Некоторые имения родственников и друзей поэта — Лысую Гору, Воскресенское, Дериглазово и Голубово.
  • Научно-культурный центр заповедника в поселке Пушкинские Горы.
  • Музей «Пушкинская деревня», действующий музей мельницы с домом мельника и Центр творческих программ. Два последних расположены в деревне Бугрово.
  • Городища Савкина Горка, Велье (вместе с исторической частью деревни), Врев и Ворони.
  • Пойменные луга реки Сороти и озера Маленец, Кучане, Велье, Белогули и Черное.

Сегодня музей Михайловское предлагает общие и тематические экскурсии, мастер-классы по народной культуре и русскому языку, лекции и уроки. Также гости могут посетить временные выставки, специальные занятия и кукольный театр.

Родовое имение Пушкина, доставшееся ему от матери, оказало огромное влияние на поэта. Сосланный сюда в возрасте 25 лет, он 2 года провел в уединении, вдали от столицы и происходивших там событий. Несмотря на скуку и бессилие в делах, изгнание сыграло огромную роли в творчестве поэта.

  • Энциклопедия
  • Люди
  • Пушкин в селе Михайловском

Изгнание поэта в родовое поместье его матери в село Михайловское последовало сразу же по возвращении с южной ссылки. Пребывая в изгнании в Одессе, Пушкин написал оду «Вольность», которая не понравилась императору. И если бы не защита друзей, Александра выслали бы в Сибирь. Изгоняя поэта из Петербурга, царское правительство предостерегало прочих свободомыслящих, что не собирается сносить от подданных свободных суждений. Депортация продолжалась с 1824 по1826 гг.

На первых порах Пушкину в селе было скучно, но затем поэт пришел к выводу, что более удачного времени для творческого процесса может и не быть, и принялся творить. Он дописывает повествовательное произведение «Цыганы». Воспоминания о Кавказе еще свежи в памяти и являются источником вдохновения. Александр переносит на бумагу все, что было задумано еще в изгнании на юг: «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Бахчисарайский фонтан».

Пребывая в изгнании в поместье матери, Пушкин получает возможность ознакомиться с летописями Святогорского монастыря. Александр исследует хроники из жизни Карамзина и с присущей ему пунктуальностью пишет историческую повесть в стихах «Борис Годунов». За время пребывания Пушкина в ссылке его творческие способности упрочились, у него появился свой стиль. Стихотворения, написанные поэтом в изгнании в Михайловское, являются следствием эмоционально-возвышенного мироощущения и пронизаны лирикой.

Свои литературно-художественные произведения Пушкин пишет, попав под обаяние  творений Байрона, он был околдован его творчеством в юные годы. Александр активно переписывается с друзьями из Петербурга, печется, чтобы написанные им литературные произведения увидели свет и беспрестанно и без устали творит. Коммуникация с товарищами провоцирует особый стиль иронический, время от времени Пушкин пишет сатиричные изречения, которые с быстротой молнии распространяются по Петербургу.

В часы отдыха от творческого процесса Александр предпринимает прогулки на лошади, поддерживает знакомства с соседями-землевладельцами, отслеживает уклад жизни сельских жителей. Бездну времени поэт отводит на посещение села Тригорского, которое принадлежит Осиповой Прасковье.

Ссылка в село сблизила Александра и его няню Арину Родионовну. Она рассказывает ему народные сказки, а Пушкин их обрабатывает и создает дивные сказки для детей в стихах.

В сочинениях, написанных поэтом в ссылке, становится заметным жизненное направление литературного роста Александра. Поэт начинает обгонять письменность своего времени.

Ссылка в село Михайловское послужила оберегом для Пушкина во время восстания декабристов, случившегося в 1825 г. от еще более жесткой репрессии. Не составит большого труда догадаться, что в глубине души Александр Сергеевич считал себя декабристом. И если бы во время восстания он находился в Петербурге, поэт не стоял бы в сторонке.

Доклад №2

Два года, проведенных Пушкиным в ссылке в селе Михайловском, были для него тяжелыми и тоскливыми. Его держали практически в заточении. За Александром Сергеевичем следили полицейские, не разрешалось выезжать из села. Поэта спасало творчество. Только благодаря ему и чтению книг Пушкин смог пережить эту ссылку.

Самым близким человеком в Михайловском для поэта была любимая няня Арина Родионовна. Уединенная жизнь Пушкина подтолкнула его на изучение традиций, обычаев и народного фольклора. Во всем этом помогала няня. Жизнь текла размеренно.

Однако, даже в ссылке Александр Сергеевич следит за тем, как развиваются культура и литература в России. Он получает журналы и книги.  И творчество поэта в эти годы переживает золотое время. Все свои мысли, чувства, эмоции Пушкин отдает поэзии. Во время ссылки созданы его бессмертные произведения. Здесь он заканчивает романтичную поэму «Цыгане», пишет трагедию «Борис Годунов». Несколько глав легендарного «Евгения Онегина» так же написаны в Михайловском. Стихотворение «Я помню чудное мгновение…» муза принесла поэту тоже во время этой ссылки.

Трагедия «Борис Годунов» одно из самых значимых произведений Пушкина. В ней он передает события того времени максимально достоверно. А образ царя создан великолепно. Сложный, многогранный, сильный. Он поистине главный герой произведения. Вторым главным героем выступает народ. Пушкин показывает противостояние народа и власти. Рискованная в те времена тема.

Пушкин жил в Михайловском с 1824 по 1826 год. В это время в Санкт-Петербурге было жестоко подавлено восстание декабристов. Поэт воспринял это событие близко к сердцу. Ведь в нем принимали участие его близкие друзья. Шестеро из них были повешены, многие сосланы в Сибирь. Александр Сергеевич очень переживал и о своей судьбе. В документах, переписках участников восстания повсеместно находили стихи, написанные им. Но царствовавший тогда Николай I решил освободить Пушкина из ссылки. Хотел сделать поэта своим союзником. Но эта свобода оказалась обманчивой. За Пушкиным тайно следили и его письма просматривались. Цензуре подверглось и его творчество. Поэму «Борис Годунов» долго издавать не разрешалось.

Ссылка в Михайловском стала временем, когда гений Александра Сергеевича Пушкина расцвел. Эти несколько лет сделали его лирику особенной. Здесь Пушкин обрел вдохновение, которое не покидало его потом многие годы.

4 класс кратко

Пушкин в селе Михайловском

Пушкин в селе Михайловском

Популярные темы сообщений

  • Творчество Рэя Брэдбери

    Рэй Дуглас Брэдбери (1920-2012) — выдающийся американский писатель-фантаст, написавший множество интересных книг, среди которых небезызвестная антиутопия «451 градус по Фаренгейту», принёсшая писателю

  • Масленица

    Масленица – один из самых старейших славянских праздников, очень полюбившийся людям, он существует ещё с языческих времен. Основной идеей праздника являются проводы зимы. После принятия христианства на Руси Масленицу начали отмечать в течение

  • Творчество Владимира Солоухина

    Владимир Алексеевич Солоухин — известный советский поэт и писатель, один из наиболее значимых представителей «деревенской прозы».

  • Семейный бюджет

    После образования семьи возникает вопрос о совместном бюджете. Некоторые семьи считаю, что доход каждого – это его личные средства. Под доходом подразумевается: заработная плата, вознаграждения, выплаты со стороны государства или других лиц.

  • Цветок Целазия

    Определение растения Целозия: Однолетник, до 1 м высотой, голые, ветвистые стебли, красноватого оттенка. Листок черешковый до 3‐х см длиной. Верхняя часть сужена в клиновидную форму. Соцветие густое, напоминает колосок.

В истории отечественной культуры Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые Горы известны как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

В 1924 в связи со 100-летней годовщиной со дня приезда поэта в михайловскую ссылку Святые Горы были переименованы в Пушкинские. С этого времени ежегодно 21—22 августа это событие отмечается в Пушкинском заповеднике проведением научной конференции, а день рождения поэта — проведением (с 1967 года) Дня поэзии.

С 30-х годов XIX века за Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Годы ссылки (1824-1826) стали важным этапом в творческой биографии поэта, они способствовали становлению Пушкина как русского национального поэта.

Об этом наша статья.

В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота — самая чистая и звонкая. В ней — душа народа, в ней «русский дух», в ней «животворящая святыня» памяти. Множество людей именно через Пушкина ощутили, прочувствовали свои «корни», осознали свой долг перед землей, их взрастившей. Пушкинский гений стал фундаментом понятия «русская поэзия», и сегодня русское поэтическое слово волнует всё человечество, интерес и почтение к нему огромны, книги русских классиков изданы на всех языках мира. И во многих странах мира есть памятники Пушкину, нашему великому земляку.

Особый период в творчестве А.С.Пушкина приходится на годы ссылки в псковской глубинке и на период правления Императора Николая Первого, который сыграл значительную роль в судьбе поэта.

Историческое значение николаевской эпохи

Время правления Императора Николая Первого (25.12.1825 — 02.03.1855) — время напряжённой идейной борьбы между сторонниками развития русских традиций и сторонниками дальнейшего духовного подражания Европе.

М. Гершензон (1869 — 1925) подчёркивает в предисловии к составленному им сборнику «Эпоха Николая I»:

Тридцать лет, протёкшие после восстания декабристов до смерти Николая I, труднее поддаются характеристике, чем вся эпоха, следовавшая за Петром I.

При Николае I окончательно оформляются два идейных лагеря, которые ведут с тех пор ожесточённую идейную борьбу между собой до настоящего времени: русский и западнический.

К несчастью для России, побеждает второе направление — западническое, на идейной основе которого возникает своеобразное духовное образование, не известное в других странах, — так называемая «русская интеллигенция» — уродливый придаток к русскому народу и его непримиримый духовный враг. Орден русской интеллигенции, являющийся в духовном отношении порождением масонства, становится преемником декабристов и с удивительным фанатизмом в течение всего ХIХ века ведёт борьбу за то, что не удалось осуществить декабристам, — за разрушение монархии, а подспудно и самобытности России, не осознавая этого.

История борьбы «русской интеллигенции» — это история того, как духовные дети вольтерьянства и масонства продолжают дело своих духовных отцов. И добиваются того, что не удалось осуществить вольтерьянцам и масонам, — окончательного разрушения российского государства.

Царствование Николая I — такая же роковая эпоха в истории России, как и эпоха Петра I, в ней окончательно созревает та сила, которая завершает дело Петра I, обеспечивает европеизацию России. Невозможно знать высшую математику, не зная арифметики. И совершенно невозможно иметь правильное понимание причин того, как масонство в 1917 году смогло уничтожить российскую монархию, если не иметь правильного представления о ходе идейной борьбы в царствование Николая I. Ибо трагическая судьба исторической России была решена идейно именно в эпоху Николая I.

Но при этом эра Николая Первого стала временем расцвета русской культуры, в частности, таланта А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.

Без понимания той исторической эпохи, в которую жил и творил А.С.Пушкин, невозможно и понимание его литературного наследия.

Ссылка в Михайловское

С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 годы.

Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я — когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был —
Весёлым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; -—годы
Промчалися — и вы во мне прияли
Усталого пришельца… ( «Вновь я посетил…»).

В 1820 году юный поэт был сослан на Юг за то, что, по утверждению императора Александра I, «наводнил всю Россию возмутительными стихами». Южная ссылка разлучила Пушкина с Михайловским на пять лет. И вот 9 августа 1824 года он снова вернулся в родное гнездо. Именно пребывание в Михайловском, где он во многом пересмотрел свои взгляды, в том числе в отношении масонства, где он написал литературные шедевры, сформировало его как исконно русского поэта.

В черновиках «Путешествия Онегина» он писал:

…я от милых Южных дам,
От жирных устриц черноморских,
От оперы, от темных лож,
И, слава Богу, от вельмож
Уехал в тень лесов Тригорских,
В далекий северный уезд,
И был печален мой приезд (VI, 505).

Приезд Пушкина домой был действительно печален. Он устал от скитаний и бедности. Однако Дом обернулся ссылкой, и, как бы для того, чтобы подчеркнуть противоестественность такого сочетания, родной отец поэта имел бестактноcть принять на себя обязанности надзора над ссыльным сыном. Это привело к исключительно острым столкновениям между отцом и сыном и, в конечном итоге, к отъезду из Михайловского отца, матери, брата и сестры поэта. Пушкин остался в Михайловском один, в общества няни Арины Родионовны (что сформировало особые условия для творчества).

Ссылка в Михайловское была тяжёлым испытанием: разлука с любимой женщиной, одиночество, материальные затруднения, отсутствие духовного общения, друзей, развлечений могли превратить жизнь в непрерывную нравственную пытку.

Вяземский писал: чтобы вынести её, надо быть «богатырем духовным», и серьёзно опасался, что Пушкин сойдёт с ума или сопьётся. Однако Пушкин был не таков: он не подчинился окружающему, а преобразил его.

И мы можем с уверенностью сказать, что пребывание в Михайловском в целом оказалось не только плодотворным для Пушкина-поэта, но и спасительным для него как человека.

Жизнь в Михайловском стала воплощённым контрастом со всем, что до сих пор было Пушкину привычно. Вместо толпы знакомцев и рассеяния одиночество и сосредоточенность. Быт бедный, но не кочевой, а прочный, сложившийся, подчиненный издавна заведённому распорядку. События мерятся совсем иными, домашними, комнатными масштабами: получение письма, поездка в Тригорское становятся происшествиями и окрашивают настроения дней, а иногда и недель. Главное событие, основная сфера деятельности в этот период — творчество. Деятельность переносится внутрь души. В этой концентрации поэта сошлись воедино внешние и вынужденные обстоятельства биографии с внутренними и органическими потребностями творчества, и всё это окрасилось в особые, специфические тона, благодаря неожиданной смене впечатлений от окружающей природы (Пушкин покинул Одессу в самый разгар южного лета, а первое ощущение от природы Севера, после четырёхлетнего перерыва, было связано с осенью).

Народный быт и народная поэзия, атмосфера милых и тихих культурных гнёзд провинциального дворянского мира, столь далеких от чиновной чопорности «милордов Уоронцовых» (так он называл Воронцова), охватили его по приезде и создали совершенно особый тон его михайловской ссылки.

Н.Гё (1875 год). Пушкин в Михайловском

В годы ссылки в Михайловском Пушкин становится признанным первым русским поэтом. Обязательные эпитеты — Пушкин-лицейский, Пушкин-племянник, Пушкин-младший (для того, чтобы отличить от дяди — поэта Василия Львовича Пушкина) при упоминаниях его имени в переписке современников исчезают. Он делается просто Пушкин, и уже при имени В.Л. Пушкина прибавляется поясняющее «дядя». Выход в свет в марте 1824 года «Бахчисарайского фонтана» с предисловием Вяземского, в феврале 1825 года — первой главы «Евгения Онегина» и в конце того же года — «Стихотворений Александра Пушкина», журнальная полемика вокруг этих изданий, распространение (главным образом, через брата Льва, против воли самого поэта) его ещё не напечатанных произведений ставят его на место, значительно возвышающееся над другими русскими поэтами.

Дельвиг в письме от 28 сентября 1824 года, именуя друга «великий Пушкин», пишет:

Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты» (XIII, 110),

а Жуковский в ноябре того же года выразился еще определеннее:

Ты рождён быть великим поэтом. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнассе (XIII, 120).

В Михайловском Пушкин много писал и много читал, много и чутко прислушивался к народной речи и народной поэзии. В письмах он не переставал подчеркивать, что ленится, много ездит верхом, о работе писал скупо, но непрерывно прося все новых и новых книг. На самом деле он жил в атмосфере почти непрерывного творческого напряжения, писал и учился.

За это время им было написано следующее: закончены «Цыганы», написан «Борис Годунов», завершена третья и написаны четвёртая-шестая главы «Евгения Онегина», «Граф Нулин», несколько десятков стихотворений, среди них такие значительные, как «К морю» (закончено в Михайловском), «Подражания Корану», «Жених», «19 октября», «Андрей Шенье» и многие другие. Пушкин работал над несколькими принципиальными литературно-критическими статьями, посвященными вопросам народности литературного языка. Большим трудом, отнявшим много усилий, стала работа поэта над своими записками. Труд этот он уничтожил после 14 декабря 1825 года. Если к этому добавить работу над подготовкой сборника стихотворений 1826 года и над не дошедшим до нас рукописным сборником эпиграмм, станет очевидно, сколь напряжённой была литературная жизнь Пушкина в этот период и как интенсивен должен был быть его каждодневный труд.

К этому следует прибавить массу прочтённых в это время книг: к глубокому и разностороннему образованию Лицея Пушкин добавились знания, приобретённые в Михайловском и в 1830-е годы он поражал современников глубокими и исключительно обширными познаниями в мировой литературе, истории, политической жизни, публицистике. Наконец, надо учесть серьёзный, на уровне науки тех лет, интерес к фольклору, который поэт удовлетворял как знакомством с печатной литературой, так и записью устных источников. Брату он писал:

…вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» (XIII, 121).

Арина Родионовна была, видимо, талантливой сказительницей с выразительной манерой исполнения и разнообразным репертуаром.

Главный смысл умственных усилий Пушкина в это время сосредоточен на том, чтобы понять ту силу, без которой всякий политический протест заранее обречён, -— понять народ. Положение его как мыслителя меняется: на юге он был в толпе друзей, и главная задача состояла в том, чтобы не отстать, теперь он сознаёт, что вырвался вперед, идёт один и именно на него возложена тяжёлый труд Познания.

В этой ситуации Мысль становится главным оружием. На юге соотношение поэта и политика рисовалось так: политик-конспиратор знает пути и цели, а поэт — его помощник — распространяет эти идеи среди читателей, воодушевляет и воспламеняет бойцов перед битвой. Его задача почётна, но главное дело (масонское) делают Орлов или Пестель, Н. Тургенев или Н. Муравьёв. Пушкина видели — агитатором.

Но картина представшая Пушкину вдали от шума толпы рисуется в другом свете: пути ещё предстоит узнать, способы -— взвесить; главное дело в том, чтобы понять, что же такое народ, и быть понятым им. В этих условиях мысль становится важнейшим действием, и именно поэт-мыслитель, вооружённый строгой правдой своего искусства, превращается в передового борца.

Рылеев призывает Пушкина написать поэму в декабристском духе:

…ты около Пскова: там задушены последние вспышки русской свободы; настоящий край вдохновения — и неужели Пушкин оставит эту землю без поэмы (XIII, 133).

Пушкин не написал поэмы о Псковской республике, он написал «Бориса Годунова», не исповедь романтика, пользующегося историей как средством, а драму-исследование. История, как и фольклор, оказывается для Пушкина путём к познанию народной психологии, а историческое прошлое, изученное без романтической предвзятости, — средством познания настоящего. Неслучайно, именно в Михайловском он всё меняет: своё отношение к взглядам декабристов, к масонству и к царю.

Пушкин и масоны

Собрание масонов во времена Александра I. Картина А.В.Моравова. 

Очень критический Николай Гоголь, ещё при жизни Пушкина о нём написал:

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии…

Услышать от Николая Гоголя такую похвалу было огромной редкостью. Пушкин же написал хвалу Петру Первому в своей «Полтаве», но когда император разрешил ему работать в архиве, то А.С. Пушкин удивительно быстро и точно разобрался в истории России и в своей заметке «Об истории народа Русского Полевого» он объяснил:

С Фёдора и Петра начинается революция в России, которая продолжается до сего дня.

Сосланный в ссылку из Польши в Петербург знаменитый польский поэт А. Мицкевич стал другом Пушкина и свидетельствовал:

Когда он говорил о вопросах иностранной и отечественной политики, можно было думать, что слышите заматерелого в государственных делах человека.

И ценность в том, что Пушкин зашёл в масонство, разобрался, всё понял, и, несмотря на то, что многие его друзья состояли в масонских организациях, осудил масонов и от них удалился.

Если в лице Императора Николая I русская верховная власть перестаёт быть источником европеизации России и стремится выкорчевать губительные последствия Петровской революции, то в лице Пушкина русская культура преодолевает губительные духовные последствия Петровской революции и восстанавливает связь с древними традициями самобытной русской культуры. Пушкин — самый русский человек своего времени.

Он раньше всех, первый изжил трагические духовные последствия Петровской революции и восстановил гармонический духовный облик русского человека. К моменту подавления масонского заговора декабристов Пушкин отвергает весь цикл политических идей, взлелеянных масонством, и порывает с самим масонством.

Пушкин осуждает революционную попытку связанных с масонством декабристов, и вообще осуждает революцию как способ улучшения жизни.

Пушкин радостно приветствует возникшее в 1830 году у Николая I намерение «организовать контрреволюцию — революции Петра I» (См.: письмо Пушкина П. Вяземскому в марте 1830 г.). Из рядов масонства Пушкин переходит в лагерь сторонников контрреволюции, то есть оказывается в одном лагере с Николаем I.

Василий Иванов (1885 — 1944) в исследовании «От Петра Первого до наших дней» (1934) пишет:

Самый кардинальный вопрос о той роли, которую сыграло в жизни и смерти поэта масонство,-— даже не был поставлен. А ведь между тем с раннего возраста и вплоть до самой смерти Пушкин, в той или иной форме, всё время сталкивался с масонами и идеями, исходившими от масонских или околомасонских кругов». — «Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, типичный вольтерьянец ХVIII века, в 1814 году вступает в Варшаве в масонскую ложу «Северного Щита», в 1817 году мы видим его в шотландской ложе «Александра», затем он перешёл из неё в ложу «Сфинкса», в 1818 году исполнял должность второго стуарта в ложе «Северных друзей». Не менее деятельным масоном был и дядя поэта — Василий Львович Пушкин. В масонство он вступает в 1810 году. С этого времени его имя встречается в списках ложи «Соединенные друзья». Затем он именуется членом Петербургской ложи «Елисаветы к Добродетели», а в 1819-1820 гг. состоял секретарем и первым стуартом в ложе «Ищущих Манны…».

Пушкин из Кишинёва переехал на Кавказ, потом на Чёрное море в Одессу, а затем попался на крамольной переписке, и в 1824 году власти ему приказали жить в его селе Михайловском в Псковской губернии, где жизнь в одиночестве и в думах очень пошла ему на пользу. Видно было, что в год восстания декабристов Пушкин думал об истоках этого революционного движения — о лицейских учителях:

…Куницыну дар сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень.

Старые друзья — «братья по разуму», и в далёкое Михайловское к нему приезжали. Но с Пушкиным происходили «странные» перемены, его взгляды менялись. Когда его посетил зимой 1825 года масон-декабрист Пущин, то отметил, что А. Пушкин сильно изменился, улетучилась его легковесность и легкомыслие, и он стал «серьёзнее, проще и рассудительнее».

Пушкин внимательно отнёсся к русскому языку, его ценности, и по достоинству оценил заслуги выдающегося славянофила А.С. Шишкова:

Сей старец дорог нам: он блещет средь народа…

Что-то произошло в сознании взрослеющего и самостоятельно думающего Александра Пушкина, он увлёкся историей России, с большим интересом прочитал все тома «Истории…» Карамзина и так отзывался о своём чтении:

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная,

Пушкин отметил неприятную, глупую критику этого научного труда Карамзина его единомышленниками — декабристами.

Молодые якобинцы негодовали; несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия, красноречиво опровергнутые верным рассказом событий, — казались им верхом варварства и унижения,

— писал разочарованный декабристами Пушкин, который своим мировоззрением всё дальше от них отдалялся:

Не дорого ценю я громкие слова,
От коих не одна кружится голова…
И мало горя мне, свободно ли печать
(«Из Пиндемонти»).

Вероятно, А. Пушкин пришёл к выводу, который позже озвучил Н. Бердяев в «Царстве духа…»:

Либералы обыкновенно понимают свободу как право, а не обязанность, и свобода для них означает лёгкость и отсутствие стеснений, тогда как свобода (и это соответствует русскому пониманию свободы) — не право, а долг (ответственность)…

Пушкин философски переосмысливал действительность, кардинально менял свои взгляды и уже писал:

Вздохнув, оставил я другие заблужденья,
Врагов моих предал проклятию забвенья,
И сети разорвал, где бился я в плену,
Для сердца новую вкушая тишину… («Чаадаеву»).

Далеко от столицы и других городов, в деревенской тишине пытливый ум Александра Пушкина, наедине с самим собой и с Миром не мог не задуматься над глобальными всеобщими законами Мироздания и, выйдя ночью к звёздам, всматриваясь им в глаза, вполне мог прийти к правильным выводам.

Пушкин открестился от декабристов и их критиковал. В письме своему доверенному Жуковскому 7 марта 1826 года объяснял:

Бунт и революция мне никогда не нравились, но я был в связи почти со всеми, и в переписке со многими заговорщиками. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем, как все похабные ходят под именем Баркова.

Соответственно изменилось отношение Пушкина и к императору, который достойно повёл себя во время мятежа:

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил… («Друзьям», 1828 ).

И совершенно закономерно, а в глазах его бывших товарищей — «позорно» прозревший А. Пушкин в 1826 году написал раскаянное письмо императору Николаю Первому, в котором согласился с его Манифестом от 13 июля 1826 года, что причина бунта мятежников в «недостатке твёрдых познаний», в «пагубной роскоши полупознаний, сей порыв мечтательной крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель». Более того, и «возмутительнее» — Александр Пушкин стал публично демонстрировать свою новую мировоззренческую позицию, что выразилось в его неожиданной критике А.Н. Радищева (1749 — 1802), ставшего масоном-мартинистом ещё в университете в Лейпциге, за его «Путешествие в Москву». Пушкин:

Поступок его всегда казался нам преступлением ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственной книгою…

Император Николай Первый внимательно отнёсся к письму А. С. Пушкина. В Михайловское внезапно прибыл курьер и пригласил Пушкина к царю в Москву. Пушкин поехал, и 8 сентября 1826 ода. в Чудовом монастыре состоялся между ними долгий и откровенный разговор, изменивший многое.

… Что же до тебя, Пушкин, то ты свободен. Я забываю прошлое, давно уже забыл. Не вижу пред собой государственного преступника, вижу лишь человека с сердцем и талантом, вижу певца народной славы, на котором лежит высокое призвание — воспламенять души вечными добродетелями ради великих подвигов. Теперь… можешь идти! Где бы ты ни поселился,— ибо выбор зависит от тебя, — помни, что я сказал и как с тобой поступил, служи родине мыслью, словом и пером. Пиши для современников и для потомства, пиши со всем полнотой вдохновения и совершенной свободой, ибо цензором твоим — буду я.

После этого разговора Николай I стал его опекуном до его гибели, разрешил ему жить, где хочет и оказывал ему большую помощь, в том числе и финансовую.

Государь вёл себя по отношению к нему (Пушкину) и ко всей его семье как Ангел,

— писала Екатерина Андреевна Карамзина.

Позволив Пушкину пользоваться государственным архивом и заняться любимой историей, Николай I способствовал дальнейшему росту знаний Пушкина, отсюда и такой прогресс в понимании Петра «Великого» с «Полтавы» написанной в 1828 году до «Медного всадника» в 1833 году.

Вольтерьянцы и масоны не простили Пушкину, что он повернулся спиной к масонским идеям революционных преобразований России, что он с симпатией высказывался о духовном облике подавителя восстания декабристов — Николае I. Поняв, что в лице Пушкина они приобретают опасного врага, масоны прибегли к своему излюбленному приему политической борьбы — к клевете. В ход пускаются сплетни о том, что Пушкин купил расположение Николая I ценой пресмыкательства, подхалимства и шпионажа.

Между высшим светом, который поэт называл «притоном мелких интриганов, ненавистников и негодяев», и Пушкиным шла постоянная и ожесточенная борьба, но борьба неравномерная: Пушкин боролся в одиночку, ему морально сочувствовали и поддерживали близкие, искренне к нему расположенные друзья,-— против поэта орудовал комплот — масонская мафия, которая имела власть и влияние, которая плотной стеной окружила самодержца и создавала между ним и поэтом непроницаемую стену» (В. Иванов. Пушкин и масонство).

Многолетние преследования Пушкина в 1837 году кончаются его убийством.

Послесловие

Михайловское являлось для Пушкина безмерно дорогой частицей родного отечества, великим сыном которого он стал. Здесь он увидел народную жизнь, сельский быт, захватывающую красоту русской природы.

Вспоминая в 1835 году свою жизнь в Михайловском, Пушкин писал:

Но здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой… («Вновь я посетил…»).

В псковской глуши, слушая няню и певцов, приглядываясь к жизни мужиков, читая летописи, воссоздавая один из труднейших, переломных моментов русской истории, Пушкин снова ощутил живую силу русской державы и нашел для неё выражение в «Годунове». С тех пор и до конца жизни он в мыслях не отделял себя от империи.

После Михайловского он не написал ни одной богохульственной строчки, которые раньше, на потеху минутных друзей юности, легко слетали с его пера.

Годы ссылки родили великого русского поэта — А.С.Пушкина.

Поэтому неслучайно «не зарастёт народная тропа» в эти удивительные места, где «.. русский дух, где Русью пахнет..», которые сформировали его как поэта Русской Цивилизации.

Посетите эти заповедные пушкинские места, где окреп талант великого поэта.

Живу, пишу не для похвал
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий мой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук …

Всё напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях.

Места, которым знакомо Пушкинское вдохновенье, с 1922 года являются заповедником «Михайловское», овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

Источник

  • Краткий рассказ о жизни лермонтова 7 класс
  • Краткий рассказ о жизни и творчестве льва николаевича толстого
  • Краткий рассказ о битлз
  • Краткий рассказ о биографии жуковского
  • Краткий рассказ о берлине на русском языке