Приблизительное время чтения: 4 мин.
Святой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов (греч.—посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.
С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.
Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому апостолу Андрею усвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье,. вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя.
После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.
На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например в Синопе. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.
Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас).
Свою силу явил Господь через ученика Своего и в городе Патры. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Все это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный… Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму — был в виде латинской цифры X (в иконографии т. н. Андреевский крест). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Андрей Первозванный, его жизнь, характер, личность – во многом загадка. Ведь Писание упоминает об Апостоле нечасто и говорит скупо. А вот совершенные им дела проповеди учения Христа до наших дней приносят свои плоды.
Святой Апостол Андрей Первозванный. Работа мастерской «Палехский иконостас»
Содержание страницы
- Краткое житие
- Годы жизни
- Что нам известно о биографии святого
- Брат св. Андрея
- Где проповедовал
- Был ли на Руси?
- Как и где умер
- День памяти
- Где находятся мощи
- Иконы
- Флаг и корабль
- Памятники
- Орден
- Существует ли Евангелие Андрея Первозванного?
- Покровитель Шотландии
- О чем принято молиться
- Тропарь, кондак, величание
- Молитва
- Похожие статьи
Краткое житие
Большая часть известных фактов его жизни бережно хранит церковное Предание, основанное, может быть, на воспоминаниях знавших святого, его семью, свидетельствах его учеников, коих приобрел он великое множество во время проповеди Евангелия, которой посвятил свою жизнь.
Годы жизни
Время рождения святого с точностью не известно, впрочем, некоторые авторы считают годом его рождения 6 г. до Рождества Христова. А вот год кончины обычно называется уверенно – 67 г. от Р.Х.
Что нам известно о биографии святого
Новозаветных свидетельств об Апостоле немного. Подробнее всех о нем говорит последнее по времени написания Евангелие, св. Иоанна Богослова, созданное в самом конце I в. Именно отсюда мы узнаем, что Андрей, будучи рыбаком, как его отец, Иона, а также брат Симон, рано устремился к духовной жизни, ища «Царства Божия и правды его». Именно поэтому он, видимо, оставив дом, отправился туда, где проповедовал св. Иоанн Предтеча, сделавшись его учеником. Неизвестно, когда именно это произошло, однако общение с Пророком, очевидно, сильно повлияло на Андрея.
А однажды к Иордану, где Иоанн крестил людей, принимая исповедание их грехов, пришел Иисус из Назарета. Небывалое дело: Он вышел из воды тотчас по Крещении, ибо не было у Него грехов, требующих исповеди. Еще удивительнее то, что великий проповедник покаяния не раз свидетельствовал о том, что Иисус, принявший Крещение от его руки – обетованный Израильскому народу Мессия, по слову св. Предтечи, «Агнец Божий». И, конечно, св. Иоанн нимало не возревновал, когда двое из его последователей, одним из которых был Андрей, а другим, очевидно, сам Евангелист, соименный пророку пошли за Иисусом (Ин 1. 35-40).
О той встрече Евангелист сообщает скупо: как они пошли по дороге за Господом, затем – их краткий диалог: «Что вам надобно?» — «Равви, где живешь?» (Ин.1: 41-42). И, наконец, совсем кратко – о том, что ученики Иоанна провели у Иисуса «день тот». Возможно, важнейший в жизни – потому что с тех пор они уже не отходили от Господа.
Брат св. Андрея
Согласно Писанию, именно Андрей убедил прийти к Господу своего старшего брата, Симона: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин. 1: 40).
Едва увидев Симона, Господь нарек его Кифой или, по-гречески, Петром, камнем, основанием молодой христианской общины, как Бог, зная возможности, характер будущего «столпа Церкви» (Ин. 1: 40-42). И, хотя его младший брат навсегда остался «Первозванным», то есть ранее всех призванным, позже пришедший к Христу Петр стал одним из первоверховных Апостолов. Задело ли это Андрея? Ревновал ли Петр, видя как младший духовно вырос быстрее его? Свидетельств об этом совершенно не осталось. Зато Церковь бережно сохранила слова Господа: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня... У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.» (Ин.6:44-45)»
А другой первоверховный Апостол, Павел, обращенный Господом уже по Его Вознесении, говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу...» (1 Кор. 12:4-7). И такое устроение верных, совершенно отвергающее собственную волю, тем более – амбицию, начало формироваться уже при самом начале проповеди Христа, пример чего – эти два брата. Если старшего из них Евангелисты упоминают много и часто, то о младшем не говорят почти ничего.
Один из двенадцати
Евангелисты упоминают св. Андрея:
- среди 12, наименованных Господом Апостолами; имя святого стоит сразу после брата, Симона Петра у Матфея и Луки, а у Марка – только четвертым (Мф.10:2, Лк 6:14, Мк 3:18);
- в истории о насыщении 5000 человек 5 хлебами, где св. Андрей обращается к Учителю, указывая, что народ давно находится без пищи (Ин.6:8-9);
- именно Андрею другой Апостол, Филипп, передал просьбу эллинов, язычников, которым хотелось видеть Спасителя – то было уже незадолго до Его крестных страданий (Ин 12. 21-22)
- св. Марк называет Андрея среди учеников, которым Спаситель открывал тайны конца этого мира, признаки Своего Пришествия (Мк.13:3).
Современные церковные авторы полагают, что все это может говорить о высоком авторитете Андрея среди Апостолов, может быть, о том, что иногда Господь выделял его среди других. Однако точно утверждать, что положение святого среди небольшой общины учеников Христа было особым, конечно, нельзя.
Последнее по времени упоминание Писания о св. Андрее содержат Деяния Апостольские, говорящие о его участии в выборе св. Матфия на место Иуды, погибшего после предательства, а также о том, что святой был среди сотоварищей во время Схождения Святого Духа.
Где проповедовал
О том, как и где говорил о Господе Андрей в последующие годы, у церковных авторов уже с древности не было единого мнения.
- По первому из них, восходящему, как полагают, к общинам, хорошо знавшим св. Андрея, уделом, который избрал себе святой, стал южный берег Понта (Черного моря); пройдя там, где позже возникнет столица Византии, Константинополь, обойдя Никею, Никомидию, Македонию, Апостол дошел до города Патары, где завершил свой земной путь; возможно, проповедовал Андрей не один, а вместе со св. Петром.
- C III в. у Оригена, известного тогда христианского богослова, появляется другая версия проповеди святого: он нес Слово Божие в Скифии, к которой относили тогда тоже Причерноморье, но северное. Здесь тогда жили кочевники – не только скифы, давшие стране название, но также другие племена: саки, сарматы.
- Наконец, византийский историк Епифаний Монах в IX в. попытался всесторонне рассмотреть имеющиеся предания, устные и письменные, так что возникла еще одна, наиболее распространённая сейчас, версия «Жития» св. Апостола. Согласно ей, угодник Божий трижды выходил на проповедь из Иерусалима, причем вместе со св. Петром. Он побывал не только в Южном Причерноморье, но также посетил Иверию (Грузию), Скифию. Причем туда святой отправился по прямому повелению явившегося ему Христа.
Был ли на Руси?
Спустя чуть более 100 лет после появления канонического «Жития» Апостола пера Епифания Монаха бывшая «Скифия» и более северные страны, Русь, были просвещены христианской верой. Для новых христиан драгоценно было всякое, пусть малейшее упоминание о проповеди учеников Христовых там, где позже созиждутся новые христианские общины.
Так у летописцев появляется подробный рассказ о том, как святой побывал на землях будущей Руси, освятив их своей проповедью и самим присутствием. Основаниями этого предания стали:
- сложившееся предание Церкви о Скифии, уделе св. Андрея, граничившего с Русью;
- «Житие» Епифания Монаха, говорившее о путешествии святого в Северное Причерноморье, находившееся близ южных границ земель русичей.
Составитель «Слова» о хождении на Русь святого пошел намного дальше византийских авторов: летописец утверждает, что святой Андрей прошел не одно Причерноморье, но отправился на север. Он обошел всю Русь от места будущего Киева, где водрузил крест, до пределов будущих Новгородских земель. При этом сказание указывает, что Апостол познакомился со славянским народом, его обычаями, нравами, предсказав, что на этой земле воссияет вера.
Достоверность предания не раз подвергалась сомнению историками:
- по данным археологии, славяне пришли на Восточно-Европейскую равнину не ранее V-VI вв., тогда как св. Андрей скончался по крайней мере за 400 лет до этого;
- вызывает сомнение сама возможность длительного, занимающего не один месяц путешествия святого по столь огромной территории, климат, природа которой резко отличались от жаркой Палестины.
Однако современные исследователи летописания, например, доктор исторических наук И.Н.Данилевский, ставят под некоторое сомнение сам характер летописи как исторического источника, отражающего конкретные события. Специфика мышления средневекового человека такова, что его интересовала не конкретика исторических фактов, а их смысл, определенный Богом.
Поэтому нет смысла искать у летописца строгого изложения фактов путешествия Апостола по Руси: он не пишет об исторических событиях, а пытается объяснить смысл и причины явного чуда: ведь всего за несколько десятилетий после Крещения родилась Русская Церковь, уже давшая миру прпп. Антония и Феодосия Печерских, благоверных князей Бориса и Глеба, других угодников Божиих. Это, с его точки зрения, не могло бы свершиться, если бы Русь некогда не благословил один из любимых учеников Самого Господа.
Стоя же на почве строго исторической, нельзя не признать, что:
- Херсонес, где позже принял Крещение князь Владимир, действительно, согласно преданиям, был местом проповеди Апостола;
- в I в. предки русичей жили на Востоке Европы, где вполне мог бывать св. Андрей во время своей миссии.
Поэтому есть все основания считать святого небесным покровителем Руси.
Как и где умер
Все известные предания сходятся относительно места, где окончился земной путь Апостола. Это греческий город Патры, ставший местом последнего подвига угодника Божия. Сюда он пришел после своего третьего миссионерского путешествия.
К тому времени (67 г.), святому было уже за 70, приближался конец его многотрудной жизни. Исцеления больных, чудеса, обратили к Христу множество жителей Патр, даже жену правителя, его брата. Однако сам градоначальник Эгеат был непреклонен, держась язычества. Думая унизить св. Андрея, он решил предать его самой позорной казни – распятию на кресте. Чтобы продлить страдания казнимого, Эгеат придумал привязать, а не прибить его к древу. Оно, получившее затем наименование «Андреевского креста» имело особую форму, в форме латинской буквы «X».
Святому Андрею приписывают слова, сказанные им после приговора: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный… Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою».
Идя на крест он радовался, а не печалился, ожидая желанной встречи с Учителем, покоя Царства Божия. Лишь неверие людей, остающихся на земле, печалило Андрея. Житие святого говорит, что св. Андрей два дня проповедовал Христа, будучи сам распятым.
Наконец, Эгеат велел освободить казнимого по причине крайнего возмущения жителей. Но Апостол молился о своем исходе, и Господь не попустил язычникам прикоснуться к его кресту. К тому времени, когда им все же удалось развязать веревки, Апостол уже предал свой дух Христу. Было это 30 ноября 67 г.
День памяти
Празднование св. Андрею совершается в день его кончины, 30 ноября (или 13 декабря по современному календарю).
Где находятся мощи
Первоначально честные останки, а также хранимый верующими крест, пребывали в Патрах, пока христианский император Констанций не повелел (357 г.) оставить здесь лишь главу угодника Божия, перенеся его тело в Константинополь. Здесь оно, вместе с мощами других Апостолов, оказалось в основании большой церкви Св. Апостолов. Спустя более 200 лет, при императоре Юстиниане, мощи были открыты еще раз – для перенесения торжественным крестным ходом в новый храм Апостолов. Под его престолом они оставались около 600 следующих лет. Наконец, с 1208 г., после одного из крестовых походов, и до наших дней честные останки угодника Божия пребывают в Амальфи (Италия).
Кроме того, части их находятся:
- глава – на месте его кончины, в Патрах; она передана сюда с 1964 г. из Ватикана; здесь же хранят частицы креста, на котором распяли святого;
- части мощей также находятся в нескольких обителях Афона, а также в Богоявленском соборе г. Москвы.
Иконы
Апостол Андрей Первозванный, икона XVI века.
Иконография угодника Божия возникла достаточно рано. Он изображается старцем преклонных лет, с густыми седыми волосами. Лик исполнен смирения, любви, как было при земной жизни.
Непременный атрибут иконографии св. Андрея – крест. Это может быть:
- «косой крест», напоминание о мученичестве;
- большое крестное древо, которое Апостол держит рукой; оно отсылает к легенде о водружении им поклонного креста на месте будущего Киева; на таких иконах святой держит еще свиток со словами «Сказания»: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия…»
Флаг и корабль
В России с первых веков по Крещении отношение к св. Андрею было особым, что выразилось не только в молитвенном его почитании. Имя Апостола связано, прежде всего, с государственными и военными символами, но не только с ними.
Андреевский флаг ВМФ России
Моряки молились Апостолу с давних лет.
С 1912 по 1919 г. службу на российском флоте нес броненосец названный в честь Апостола, принимавший участие не в одном сражении 1 мировой войны. К сожалению, корабль прослужил недолго: после попадания торпеды его не смогли восстановить, так как шла гражданская война, судно было разобрано.
А вот флаг, несмотря на отмену революцией 1917 г. «царской» символики, продолжал использоваться советскими моряками до 1932 г. Он был вполне узнаваем, хотя претерпел изменения:
- фон стал красным;
- по центру креста появилось изображение серпа и молота.
С 1992 г. Андреевский флаг вновь возвращен российскому флоту.
Памятники
Память святого хранится в названиях улиц, учебных заведений, памятниках.
- Набережная, названная именем Апостола, находится в Севастополе, базе Черноморского флота России.
- В Калининграде, тесно связанном с другим флотом, Балтийским, находится носящий имя святого Кадетский морской корпус.
- Еще одно известное учреждение, связанное с именем Апостола – Библейский богословский институт (Москва). Сейчас это центр дополнительного образования, известный летними школами по богословию.
Памятники св. Андрею находятся в 8 российских городах, включая Москву, Севастополь, Феодосию, Южно-Сахалинск, другие.
Памятник и набережная в честь Андрея Первозванного в Севастополе
Орден
Наименованный в честь Апостола, он также введен Петром I с 1698 г. как высшая государственная награда. Она представляла собой косой крест с изображением распятого Апостола. По его концам находились латинские буквы S, A, P, R, означавшие «Sanctus Andreus Patronus Russiae» («Святой Андрей покровитель России»). Девизом ордена было «За веру и верность».
Первым кавалером св. Андрея стал соратник Петра, адмирал Федор Головин. Сам же царь – шестой по счету, удостоенный награды за беспримерную по тому времени военную операцию: взятие в устье Невы двух шведских кораблей.
С 1 июля 1998 г. орден снова является высшей российской наградой.
Существует ли Евангелие Андрея Первозванного?
В первые века христианства бытовало множество преданий о Церкви Апостольского века, однако, не все они были признаны каноническими. Было также немало апокрифических произведений, связанных с ап. Андреем. Некоторые из них были впоследствии отвергнуты как неправдоподобные, другие стали основой его «Жития».
Но среди апокрифов были такие, содержание которых было совершенно не согласно с церковным учением. Среди них – апокрифическое «Евангелие под именем ап. Андрея», как именует этот текст декрет Папы Римского Геласия, относящийся к V в. «О принимаемых и не принимаемых книгах».
В последние годы в России, учитывая особое отношение к св. Андрею, это «евангелие» вызывает особый интерес различного рода нетрадиционных, неоязыческих религиозных течений, озабоченных поисками якобы скрываемых Церковью текстов «истинных» писаний. Разумеется, авторы подобных статей не видели ни подлинника, ни перевода апокрифического «евангелия», они часто приводят «цитаты» собственного сочинения, удобные с точки зрения изложения своей религиозной доктрины, например, историю о том, что Иисус посещал страны Востока, что позволяет связать христианство с индуизмом, буддизмом – популярная идея многих новых религиозных движений. Однако к реальным Евангельским событиям все эти «истории» отношения, конечно, не имеют.
Покровитель Шотландии
Кроме России, существует еще одна страна, почитающая св. Андрея своим покровителем. Шотландцы особенно любят Апостола с тех пор, как около VIII в. здесь оказалась частица его мощей, тайно вывезенная из Константинополя. Город Килремонт, где был построен великолепный собор Апостола, с XI в. стал Сент-Андрусом, религиозным центром королевства. К сожалению, собор разрушен во время Реформации, реликвии утрачены, однако на флаге Шотландии до настоящего времени изображается Андреевский крест.
О чем принято молиться
Иконография: Андрей Первозванный, апостол Датировки: XVIII в. Последняя треть XVIII века.Иконописная школа или художественный центр: Олонецкая губерния.Иконописец: Старообрядческий мастер.Происхождение: Из часовни апостола Иоанна Богослова деревни Зехнова Кенозерского прихода.Материал: дерево, левкас, темпера, позолота. Размеры иконы: высота 46 см, ширина 34 см Икона деисусного чина. Поясное изображение апостола Андрея Первозванного. Инв. № КП 9. © Национальный парк «Кенозерский» Литература:
К святому обращаются:
- во время бедствий, нападения врагов;
- с просьбой о защите веры, родины;
- стремясь преодолеть страсти, грехи, ведь сам Апостол был скромен и смирен.
Мы мало знаем о святом Андрее, подробности его жизни, даже – личности приходится восстанавливать по крупицам. Но на нашей земле живет Христова Церковь – его благословение. А потому память о нем никогда не сотрется, напоминая нам о святости и вечности.
Наталья Сазонова
Тропарь, кондак, величание
Молитва
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Когда Христос начал свое хождение по миру с проповедями, первым, кто принял его учение и пошел за ним был рыбак Андрей, получивший прозвание Первозванный.
Родился и вырос будущий апостол в Вифсаиде, городе, расположенном на территории современного Израиля в начале первого века н.э. Андрей был самым первым, присоединившимся к Иисусу человеком, но о нем известно мало. Его отец Иона, братья и он сам были рыбаками. Повзрослев, он с братом Симоном (впоследствии принявшим имя Петр) перебрались в город Капернаум, купили дом и продолжили рыбный промысел.
С детства Андрей был спокойным, исполнительным ребенком, вел благочестивый образ жизни. Уже в юности он стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. Узнав от людей, что в живет на реке Иордан старец Иоанн, который наставляет учеников своих в искренней Андрей отправился к Иоанну и стал его учеником. Иоанн крестил учеников водой, говоря, что вода смывает все грехи, омывая тело чистотой.
Будучи учеником Иоанна Крестителя, Андрей впервые встретился с Христом и был свидетелем его крещения. После крещения Иисуса Андрей перешел в ученики к Иисусу Христу. Через некоторое время он возвратился к родным и поведал брату Симону, что он встретился с мессией и уверовал в него. Братья продолжили рыбачью долю, однажды на берегу озера встретился им Христос и позвал за собой, сказав, что научит их быть «ловцами человеков». Он позвал, чтобы научить стучать в души людские, доносить до них слово божие, искать людей, способных проповедовать истину, которые хотят спасти души свои, могут научить духовности.
Андрей назван Первозванным, потому что первым признал Мессию и пошел за ним, не оглядываясь на обстоятельства. Вместе с Симоном, которого Иисус нарек Петром (что значит камень), они прошли Палестину, Галлею проповедуя и призывая к вере в Бога Единого. Андрей Первозванный был первым, кто пошел за Христом, и был с ним до последнего момента пребывания Мессии на земле.
После вознесения Господня апостол Андрей по завету его отправился проповедовать учение Христова в Малую Азию до города Амосия (ныне территория Турции), где многих убедил познать истинного Бога, построил церковь и прошел южное побережье Черного моря. Два года прожил святой в Никее, жители которой приняли его очень грубо. Но его деятельность по исцелению больных, его благожелательность и горячие проповеди склонили к нему часть жителей города и пригорода. Здесь он тоже устроил христианский храм и двинулся дальше.
Пройдя по землям греческой Фракии, он сеял семя истинной веры, устраивал христианские храмы в разных местах Европы, затем вернулся в Малую Азию, просвещая народ в истинной вере. После пошел на север в Иверию (территория современной Грузии), Армению, насаждая идеи христовы, святой Андрей достиг Скифии. Дойдя до Тамани, Андрей Первозванный пошел с проповедями вверх по Днепру. Дойдя до Киевских гор, установил крест на холмах, сказав, что в этих местах будет получена вера от церкви, которую он основал в Византии. По легендам святой Андрей дошел до Новгорода, распространяя идеи христианства, затем вернулся в Рим. На Русских землях с древних времен чтили Андрея Первозванного: он до крещения Руси принес слово божие в эту страну.
В разных местах проповедовал апостол Андрей, не всегда голос его слышали язычники, но он продолжал свою миссию. Из Рима святой Андрей вернулся в Грецию, неся добро и слово истинной веры людям. Остановившись в городе Патры что в Пелопоннесах, апостол некоторое время занимался целительством, завоевав почтение граждан, проповедовал учение Христа, выступая против идолопоклонства. Правитель этой области Егеат, не веривший проповедям святого, приказал ему отказаться от своих слов, принести жертву языческим богам, однако никакие уговоры не смогли убедить Андрея Первозванного отказаться от его преданности Учителю. Разъяренный Егеат приказал распять святого на кресте. Привязали апостола Андрея к кресту, вид которого был в виде Х. С тех пор этот крест зовется Андреевским. Два дня провисел старец на кресте, несмотря на возмущение народа правитель не разрешил прекратить казнь. На третий день возник яркий свет, озаривший мученика, молившегося Богу, когда погас он, жизнь Андрея Первозванного закончилась.
Тело его было перенесено в Константинополь (бывшая Византия), а затем отправлено в Италию в Амальфу. Однако голова святого апостола захоронена в Риме в храме святого Петра.
Ап. Андрей. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции «Евхаристия». 1-пол. XI в.
Апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата Симона, будущего апостола Петра (Ин. 1, 35–42). С юности Андрей, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак, занимался рыболовством вместе со своим братом. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Андрей стал его ближайшим учеником. Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий.
После Сошествия Святого Духа на апостолов, апостол Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье, по Днепру до места, где в будущем появится город Киев. Здесь, на Киевских горах, встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Отправившись еще выше по Днепру он дошел до поселений славян, где был основан Новгород, таким образом, Андрей Первозванный прошел с проповедью о воскресшем Христе земли будущей Руси с Юга на Север и направился через земли варягов в Рим, после чего вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую общину, ставшую затем одной из Поместных Церквей. Таким образом именно имя апостола Андрея Первозванного неразрывно связывает Русскую Православную Церковь с Константинопольской.
На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Распятом и Воскресшем Христе. Молитвами и трудами апостола Андрея созидались христианские общины. Городом, где ему суждено было принять мученическую кончину, оказался город Патры.
Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в этом городе, недужные исцелялись, слепые прозревали. По его молитвам выздоровел тяжело больной знатный горожанин по имени Сосий, и исцелилась жена правителя города Максимилла, и его брат Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово обратили сердца большинства горожан от идолослужения ко Христу. Немного оставалось язычников в Патрах, но среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия, но даже чудеса не вразумляли Эгеата. С любовью и смирением взывал он к его душе, стремясь открыть ему христианское вероучение, объясняя Божественное откровение. Но разгневавшись на апостола из-за потери интереса горожан к идольскому служению, Эгеат приказывает распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь апостола, если предаст его смерти на кресте, который он прославлял. С радостью принял Первозванный апостол решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения, Эгеат приказал не прибивать к кресту руки и ноги, а привязать их. Два дня Андрей с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но апостол Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять его, руки им не повиновались. Распятый на кресте, он, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой», и яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его.
Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.
По материалам ЦНЦ «Православная энциклопедия».
Общецерковный день памяти святого апостола Андрея Первозванного — 13 декабря [по новому стилю].
13 июля воспоминание в Соборе Двенадцати Апостолов.
Андрей Первозванный краткая биография
На чтение 2 мин Обновлено 5 августа, 2017
Краткое житие апостола Андрея Первозванного, одного из апостолов Иисуса Христа изложено в этой статье.
Краткая биография Андрея Первозванного
Андрей Первозванный появился на свет в Вифсаиде приблизительно в I веке нашей эры. Он был родным братом апостола Петра. До того, как он стал первым призванным учеником Иисуса Христа, Андрей занимался рыбалкой, как и его брат. Свое детство он провел в родном городке, а достигнув зрелого возраста – перебрался в Капернаум вместе с братом. Они построили себе дом и занялись всерьез рыбалкой.
Впервые мысль о том, чтобы посвятить себя служению Господу появилась у него в юности. Тогда он отказался от создания семьи, решив сберечь целомудрие для более высокой цели. Однажды до него дошли слухи: Иоанн Предтеча на реке Иордан призывает к искреннему покаянию и утверждает, что в скором времени придет Мессия. Первозванный бросает дом, рыбалку и отправляется к реке. Так он стал самым близким и преданным учеником Иоанна.
Однажды Иисус повстречал Андрея и Петра, велев братьям последовать за ним. Они послушались Христа и пошли за ним. Первозванный с Иисусом был достаточно близок. Именно ему и еще 3-ем апостолам Мессия открыл судьбу мира. После такого откровения апостол Андрей стал еще преданнее служить Христу, идя по пятам за ним и будучи с ним до конца его земной жизни.
После воскрешения Иисуса Христа, он, как и другие апостолы удостоились дара о Святого Духа – они стали получили способность исцелять, дар пророчества и возможность свободно говорить на всех языках мира.
После таких даров апостолы разделили между собой страны, чтобы нести народу учение Христа. Андрею Первозданному по жребию выпали территории Пропонтиды, Вифинии, Фракии, Скифии, Македонии, Фессалии, Ахайи и Эллады. Он нес свою проповедь, несмотря на то, что его изгоняли из большинства городов, унижали и оскорбляли.
В 70-м году I века правитель города Патры Эгеат приказал слугам поймать апостола и распять на кресте. Андрея Первозванного привязали к кресту и подвесили. В день его смерти крест засветился, и-из под него забил источник с чистой водой.
Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, — что значит свидетель, — переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.
Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.
Житие Андрея Первозванного
Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».
Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.
По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.
После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.
Почитание Святого Андрея Первозванного
День памяти святого установлен православной церковью 13 декабря, католической – 30 ноября.
Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.
В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.
Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.
Андрей Первозванный: о чем молятся?
Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.
Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.
На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.
Молитва Андрею Первозванному
Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.
Молитва святому Андрею Первозванному
Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Тропарь Андрею Первозванному
Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак Андрею Первозванному
Глас 2
Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.
Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.
Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный».
Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города – Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что, может быть, Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для Крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» – «Пойдите и увидите», – ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.
Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой – рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.
Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, – сказал апостол своим ученикам, – что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю Святым Крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.
Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.
Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.
Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.
Источник: http://azbyka.ru/days/sv-andrej-pervozvannyj
Полное имя: | Андрей Первозванный |
Дата рождения: | Начало I века |
Место рождения: | Вифсаида, Галилея |
Знак зодиака: | Неизвестно |
Чем известен: | Апостол, ученик Иисуса Христа |
Дата смерти: | Примерно 67-ой год I века |
Андрей Первозванный – один из 12-ти апостолов, учеников Христа. В переводе с древнегреческого слово «апостол» означает «посланник». Согласно Евангелию, Иисус Христос избрал 12 учеников для проповеди своего учения язычникам. Андрей был призван первым, поэтому и получил прозвище «Первозванный».
Дополнительно к двенадцати Христос в последний год своей земной жизни избрал ещё 70 (72) учеников, но многие из них отошли от своего Учителя.
Апостол А. Первозванный водружает крест на Киевских горах (картина Н. Ломтева)
Краткие сведения о 12-ти апостолах
О жизни и деятельности 12 апостолов можно узнать из следующих источников:
- Евангелия.
- Деяний святых апостолов.
- Священного Предания (сведения, которые верующие передают из поколения в поколение, т.е. это вероучение. Священное Предание существует в письменном виде (творения святых отцов, жития и др.), в иконографии и в устном варианте.
Кроме того, о жизни и деятельности апостолов сложено множество легенд, добавлений к основным источникам информации, поэтому в настоящее время невозможно верить или не верить всем этим сведениям. Разобраться во всём этом информационном многообразии не всегда могут даже богословы.
Итак, двенадцать апостолов:
- Андрей и Симон (впоследствии названный Христом «Пётр») – братья. Они были рыбаками.
- Иоанн и Иаков Зеведеевы – также братья.
- Филипп.
- Варфоломей.
- Матфей (мытарь, т.е. сборщик налогов). Вошёл в число 12-ти вместо предателя Иуды.
- Иаков Алфеев, Иуда Фаддей – братья.
- Фома.
- Симон Кананит (Зилот).
- Иуда Искариот, который предал Иисуса Христа.
В день Пятидесятницы (через 50 дней после Воскресения Христа) на апостолов снизошел Святой Дух, они стали обладать сверхчеловеческими способностями: заговорили на разных языках, стали исцелять и даже воскрешать людей.
Павел (Савл) не входил в число 12-ти апостолов, но также считается апостолом. Он умер мученической смертью.
Единственный апостол умер собственной смертью по старости – Иоанн.
Иуда Искариот покончил жизнь самоубийством (удавился).
Остальные апостолы приняли мученическую смерть.
12 апостолов
Детство и юность
Андрей и его брат Симон (Пётр) родились в городе Вифсаида, расположенного недалеко от Галилейского моря (точнее, это было большое пресноводное озеро), к востоку от реки Иордан. Отсюда же родом был и апостол Филипп.
Отец братьев, Иона, был рыбаком. Стали рыбаками и его сыновья. Андрей с братом жили в городе Капернауме и занимались промыслом рыбы.
В отличие от своего брата Симона (Петра), который имел семью, Андрей не был женат и с юности был очень религиозен. Когда в их местности появился Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча, предвестник Христа), стал его учеником. Иоанн крестил его в Иордане. Они ждали прихода Спасителя, и когда Христос пришёл на Иордан принять крещение от Иоанна, Андрей стал первым его учеником.
Вернувшись в Капернаум, он убедил брата в необходимости присоединиться к нему. Эта версия изложена в Евангелии от Иоанна.
Но существует и другая версия встречи Андрея с Иисусом. Она изложена в Евангелиях от Матфея и Марка: Учитель увидел, как Андрей с братом забрасывали сети, и позвал их с собой, сказав, что они станут «ловцами человеков». Андрей первым, а за ним и его брат Симон пошли за Ним. Симона Христос назвал Петром (что означает «камень»), а Андрей стал Первозванным.
Апостол Андрей присутствовал на Тайной вечере, находился на Голгофе при казни Христа и на Его Вознесении.
Икона Андрей Первозванный
Краткая биография
- Христос послал апостолов на проповедь в различные регионы мира. Андрею по жребию выпал путь на Черноморское побережье. Он начал проповедовать Евангелие на южном берегу Чёрного моря.
- Население не приветствовало появление проповедника. Его оскорбляли и изгоняли из населённых мест. В Синопе его пытали. Но, обладая сверхъестественными способностями, он быстро восстанавливался, его раны заживали.
- Во фракийской Византии он произвёл много чудес, в том числе воскрешал умерших, здесь он основал церковь и назначил епископом Стахия.
- Прибыв в город Фессалоники, Андрей встретил сильнейшее сопротивление своей проповеди, его даже хотели затравить хищниками. Но выпущенный на него леопард умертвил вместо него сына проконсула, который приказал организовать эту расправу. Апостол Андрей своей проникновенной молитвой сумел воскресить мальчика.
- В город Патры на встречу с Андреем Первозванным отправились на корабле 40 человек. Но в результате шторма корабль перевернулся. Все утопленники были вынесены морем на берег, и апостол их воскресил. С тех пор Андрея называют покровителем моряков и путешественников.
- Рассказы о деяниях апостола Андрея можно найти и в трудах христианских историков Геродота, Клавдия Птолемея и др. Так, Евсевий Кесарийский рассказывает о его деятельности в Скифии, древнем регионе Евразии. Древние греки называли Великой Скифией Северное Причерноморье. Таким образом, ареал деятельности Андрея Первозванного очень велик.
- Апостол Андрей совершил 3 путешествия, в последнем посетив Иверию, Сусанию (Сванетия, Грузия), Аланию (Турция), был в Боспоре (ныне Керчь), в Феодосии (Крым), а затем прибыл в «упорствующий в язычестве» Херсонес. В Грузии проповедничество Андрея Первозванного считают неопровержимым фактом.
- В 1116 г. Андрей Первозванный прибыл на Русь. Об этом рассказывает монах Сильвестр в «Повести временных лет». Другим доказательством этого являются свидетельства греческого теолога, философа и учёного Оригена. Так ли это – неизвестно. Сомнения возникают в связи с тем, что Сильвестр сделал эту запись по приказу Владимира Мономаха. Но в Украине и в России апостола Андрея чтут как покровителя этих стран.
- Последние несколько лет своей жизни он провёл в греческом городе Патры, где руководил христианской общиной и проповедовал.
- Градоправитель посчитал его проповеди подрывом своей власти и приказал казнить проповедника на кресте, как Христа.
- Но Андрей посчитал себя недостойным такой же казни, как Христос, и попросил для себя косой крест, к которому его привязали (а не прибили) для продления мук. Теперь такой крест называют андреевским.
- Находясь привязанным на кресте, апостол продолжал проповедовать. Тогда правитель Патр под нажимом протестующих людей приказал его развязать, но верёвки не поддались – он уже готовился к смерти на кресте.
- Примерно в 67 г. (I век) апостол принял в Патрах мученическую смерть.
- Крест засиял ярким светом, когда душа мученика отделилась от тела. А на месте казни возник источник.
- Мощи святого и его смертный крест сначала находились в Патрах, но потом они делились и перевозились в разные места. Наконец, в 1964 г. вернулись в Патры. Этому содействовали представители католической и Элладской церквей. Его голова хранится в Соборе Андрея Первозванного недалеко от источника. Собор был построен в 1974 г.
- Апостол Андрей считается также покровителем Шотландии. Существует легенда, по которой мощи апостола увёз в Шотландию греческий монах Регул. Они хранятся в соборе города Сент-Андрус, к которому причалил корабль монаха.
- Другие части мощей хранятся в разных странах: в соборе города Амальфи (Италия), в кафедральном соборе города Мантуи (Италия), в Трирском соборе (Германия) хранятся гвоздь от креста казни и обувь святого.
Мученичество Андрея Первозванного
Андрей Первозванный не был женат и не имел детей.
Значение и прославление
Значение деятельности апостола Андрея – в его преданности учению Христа и трудов по проповеди этого учения. Он претерпел много мук, унижений, избиений, но оставался верен Христу. Он считается основателем и покровителем православной Константинопольской церкви.
Считается покровителем России, Украины и Шотландии. Национальный флаг Шотландии – синее прямоугольное полотнище с белым косым андреевским крестом.
Император Петр I считал Андрея Первозванного своим покровителем. В 1698 г. он учредил орден Святого апостола Андрея Первозванного, который стал главным орденом Российской империи.
Андреевский крест изображён на флагах Российского флота. В различных странах мира им были основаны христианские церкви, которые освящены в честь его имени.
Андреевский крест на флаге ВМФ России
Его именем названы корабли, броненосцы, ему открыты памятники (в России – в Москве, Батайске). А в Бирмингеме его именем назван даже футбольный стадион.