Краткий рассказ последние холода

Начало апреля 1945 года. Рассказчик, мальчик по имени Коля, живёт в небольшом тыловом городе вместе с мамой и бабушкой. Отец Коли на фронте. Мама работает медсестрой в госпитале, а сам мальчик учится в третьем классе.

Мама и бабушка стараются уберечь Колю от голода и прочих превратностей войны. Война подходит к концу, но еды не хватает, и мальчик постоянно голоден. Младшим классам школы выдают талоны на доппитание. Талонов на всех не хватает, и дети ходят в столовую по очереди. Колина очередь подходит в первый день после каникул.

Восьмая столовка, в которую Коле предстоит ходить, представляется мальчику райскими кущами с люстрами и фикусами. На самом деле столовая оказывается огромным и холодным залом, полным детей со всех школ города. Коля садится за стол рядом с двумя «гладкими пацанами» которые едят играя, наперегонки. Остатки хлеба они отдают вездесущим воробьям, чтобы не оставлять их шакалам.

Кто такие шакалы, Коля узнаёт на следующий день. Чтобы не встречаться с «гладкими», он приходит в столовую позже и уже заканчивает обед, когда перед ним появляется незнакомый мальчишка с жёлтым лицом и просит у Коли остатки ненавистного овсяного супа. Оторопев, он отдаёт суп, а какая-то девочка постарше делится своей порцией с младшей сестрой мальчишки. Коля понимает, что это и есть шакалы — голодающие дети, которые побираются в школьных столовках.

На следующий день Коля приходит в восьмую столовку рано из-за отменённой физкультуры. У него в портфеле лежит кусок хлеба, который мальчик стянул из буфета накануне вечером. В длиннейшую очередь, прямо перед Колей, вклинивается компания наглых и рослых пацанов во главе с носатым парнем. От шайки несёт табаком и «какой-то грубой и злой силой, с которой даже взрослые предпочитали не связываться».

Я не завидовал таким шайкам, их тогда было много, чуть не в каждом дворе или даже классе — там царили неправедные законы, зло и несправедливость.

Коля начинает высматривать желтолицего мальчика, но видит других шакалов, более наглых — они крадут еду с подносов. Соседка по столу рассказывает Коле, что такие шакалы могут отнять не только хлеб, но и тарелку с супом или котлетой. В этот момент Коля видит желтолицего. На этот раз он тоже берёт хлеб без разрешения. Обворованная девчонка начинает реветь, поднимается гвалт, и желтолицый успевает выскочить на улицу.

Коля слышит, как шайка носатого договаривается проучить шакала. Он выскакивает вслед за пацанами, которые уже напали на желтолицего. Тот принимает удары «с каким-то непонятным ‹…› смирением», а потом хватает носатого главаря за горло. Шайка не может вырвать главаря из его мёртвой хватки, желтолицый сам отпускает полузадушенного пацана, и шайка трусливо улепётывает.

Израсходовав в драке последние силы, желтолицый мальчик теряет сознание. Коля мчится за помощью к гардеробщице, и та отпаивает желтолицего сладким чаем. Он признаётся женщине, что не ел пять дней.

Коля знакомится с Вадькой, который старше мальчика на три класса, и его младшей сестрёнкой Марьей. Он узнаёт, что дети были эвакуированы из Минска в тыл недавно. Их отец погиб в начале войны, а мать сразу после приезда заболела тифом и попала в тифозный барак. Деньги и талоны на продукты Марья потеряла, и теперь дети выживают, как могут. Чтобы не расстраивать больную мать, дети каждый день пишут ей бодрые и оптимистичные письма, в которых нет ни слова правды.

Колю непреодолимо, как магнитом, тянет к Вадьке. Он чувствует, что его новый друг отличается от всех остальных людей, даже от взрослых.

Свобода, дарованная для сражения с голодом, самостоятельность, полученная для того, чтобы не помереть, выглядели иначе.

Вадим просит Колю одолжить ему до лета какую-нибудь куртку. Своё пальто, тёплое и добротное, он хочет продать, чтобы как-то прокормиться до начала месяца и новых продуктовых карточек.

Колина мама застаёт ребят во дворе, когда Вадим примеряет куртку, слишком тонкую для ранней весны. Коля рассказывает ей о несчастьях Вадика и Марьи. Женщина приводит их домой, сытно кормит и укладывает спать. Осмотрев тетради детей, Колина мама узнаёт их фамилию — Русаковы — и решает им помочь. На следующий день она звонит в школы, где учатся брат с сестрой, и сообщает об их бедственном положении. Коля об этом не знает — он просил всё хранить в тайне, чтобы не расстроить маму Русаковых.

На следующий день Коля прогуливает школу. Всё утро он вместе с Вадимом ходит по городу в поисках еды — не по годам взрослый мальчик не хочет сидеть на шее у чужих людей.

Это бывает часто, во все времена ‹…› мальчишка помладше, точно верный оруженосец, готов следовать за мальчишкой, который едва старше его.

Оказывается, Вадик знает все «хлебные» места города. Коля понимает, что шакалит он не первую неделю. По дороге Вадим рассказывает о шпане, которая отнимает в столовых еду, угрожая ножом. Затем ребята заходят в комнату под лестницей трёхэтажной коммуналки, которую выделили эвакуированным Русаковым. Такой убогой комнаты Коля не видел никогда. Постельное бельё сожгли из-за тифа, а окна так и остались заклеенными бумагой крест-накрест. После гибели мужа Вадькина мама живёт как во сне, поэтому Вадим так за неё боится.

В тот день Коля решает разделить с Вадиком свой обед в восьмой столовке. Возле столовой их догоняет Марья и сообщает, что школа выделила для них талоны на спецпитание, директор пообещал новые продуктовые карточки, а учителя собрали немного денег.

В столовой Марья получает обед первой, но вскоре лишается второго блюда — котлет. Их отнимает «парень с лицом, похожим на тыкву». Вооружившись подносом, Вадим заступается за сестру, несмотря на острую бритву в руке шакала. Вор убегает, оставив недоеденную котлету. Ребята не смотрят на неё, хотя ещё вчера доели бы не раздумывая.

Выходит, — подумал я, — когда голод отступает, человек сразу становится другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?

«Тыквенный парень» подкарауливает Вадима у входа в столовку и лезвием портит его пальто. Вадим расстроен — теперь он не сможет его продать.

Ребята расстаются — Вадим отправляется в школу, а Коля и Марья сочиняют письмо и относят его в страшный тифозный барак. По дороге Марья рассказывает, как они с братом выживали после потери карточек, и как стыдно поначалу выпрашивать еду в столовке. Только потом «голод убивает всякий стыд».

Вечером Колю ожидают три события. Сначала Вадик приходит из школы ошеломлённый — учителя собрали для брата и сестры целый портфель продуктов. Колина мама уверяет, что она здесь ни при чём. Второе событие — рассказ Марьи о том, как она с братом ходила в баню. Вадик не отпустил сестрёнку одну, девочка могла ошпариться, и Марье пришлось мыться в мужском отделении. С тех пор Марье стыдно ходить в баню.

Третьим событием оказывается нагоняй, который устраивает Коле мама, узнавшая, что сын прогулял школу. Коля пытается объяснить, что помогал Вадиму искать еду, но мама ничего не хочет слушать. Она решает, что Вадим плохо влияет на её сына. Коля возмущается, в его отношении к маме, всегда такой сильной и мудрой, «ломается какая-то тонкая перегородочка».

Хрупкая, ломкая это вещь — душа детская. Ох, как беречь надо бы её, ох, как надо!..

После этого нагоняя Коля «дрогнул духом», дружбы у него с Вадиком не получается — выходит лишь знакомство.

В течение всей весны Колина мама передаёт Вадиму, что больная из тифозного барака чувствует себя неплохо. Восьмого мая она приходит с работы расстроенная и в слезах. Коля пугается — вдруг сейчас, накануне победы, что-то случилось с папой. Собрав небольшой гостинец, мама вместе с Колей отправляется к Русаковым и там ведёт себя суетливо и беспокойно.

На следующий день, 9 мая, весь город празднует День Победы. Директриса школы поздравляет детей, а учительница просит запомнить всё пережитое, ведь они, дети войны, станут последними, кто сохранит эти воспоминания. Они должны сохранить «наше горе, нашу радость, наши слёзы» и передать эту память своим детям и внукам.

Потолкавшись после уроков в праздничной толпе, Коля отправляется к Вадиму и узнаёт, что его мама умерла несколько дней назад. Колина мама узнала об этом только вчера, поэтому и вела себя так странно. Слушая Вадима, Коля чувствует, как между ними «раскрывается чёрная вода», словно они с Марьей уплывают куда-то, а он, Коля, остаётся на берегу. Вадим сообщает, что их с Марьей отправят в детский дом, и просит Колю уйти.

Марья всё лежала, всё спала каким-то ненастоящим, сказочным сном, только вот сказка была недобрая, не о спящей царевне. Без всяких надежд была эта сказка.

Ещё один раз, последний, Коля встречается с Вадимом в конце лета. «Враз подросший, неулыбчивый парень» сообщает, что их детский дом уезжает.

Осенью Коля переходит в следующий класс, и ему снова выделяют талоны на доппитание. В восьмой столовке к нему снова подходит голодный мальчишка, и Коля делится с ним своей порцией.

  • Краткие содержания
  • Лиханов
  • Последние холода

Краткое содержание Последние холода Лиханов

Идет уже, который год войны, мальчик Коля живет в городе, где не идут военные действия. Он в тылу находиться, проблем с едой и общением не знает. Папа его на войне мама и бабушка дома во всем ему помогают и оберегают.

Но на всех категорически не хватает продуктов. Коля учиться школе, там всем детям выдают талоны на питание. Но талонов мало и всем детям их не хватает, поэтому они ходят кушать по очереди.

Когда Коля, шел в столовую то думал, что там будет красивое помещение и много света и цветов. Вместо этого увидел полные залы голодных детей. Им подавали овсянку и хлеб.

Коля встретил мальчика, с сестрой, они просили у всех еды и дети с ними делились. Но тут была еще группа детей злых и ненавистных, которые над всеми насмехались и издевались. Во главе у них был носатый парень.

Всех ребят, которые просят еду у тех, кто получил ее по талонам, называют «шакалами». Потому что кроме как просить они еще эту же еду и воруют. Мальчик, с которым Коля делился едой, на этот раз обокрал какую-то девчонку, та плачет.

А главарь шайки говорит своим подчиненным, что нужно наказать этого ворюгу. Они несутся за ним и начинают избивать его на улице. Но этот мальчик хочет жить, он хватает, носатого главаря за шею и душит изо всех сил.

Вся шайка разбегается и носатого предводителя шайки мальчик отпускает. Но сразу теряет сознание, Коля спасает его и поит его в столовой горячим чаем. Мальчик рассказал, что не ел 5 дней.

Мальчик знакомиться с Колей, его зовут Вадик, а сестру Марья. Их отец погиб на войне мать в больнице. Деньги и талоны на еду они потеряли. Коля дарит Вадиму свою куртку, а свое хорошее новое пальто он решает продать.

Мама Коли узнает о проблеме этих детей и помогает им, чем может сытно кормит и улаживает спать. Вадик с утра идет по городу искать продукты. Коля идет с ним. Вадик рассказывает о шайках, которые в столовых угрожая ножом, отбирают еду у остальных.

Вадим приводит Колю в свою убогую квартиру. Мама Коли звонила в школу, там обещали выдать новые продуктовые карточки и собрали немного денег этим бедным детям.

Марья кушает в столовой, « шакал» ворует у нее котлеты, он заступается за сестру. Рядом со столовой Вадима нагнал шакал и испортил ему пальто, теперь его не продашь. Марья рассказывает, что сразу стыдно было просить еду. Но вскоре голод победил всякий стыд.

Вскоре брату с сестрой со школы передали сумку продуктов. А Марью Вадим взял мыться с собой в мужскую баню, теперь она тута больше никогда не пойдет. Мама Колю ругает и очень расстроена, что из-за Вадима он прогулял школу.

Коля остаются с Вадиком друзьями, мама как может все время помогает им и передает послания от их больной тифом матери. Но вот 9 мая, наконец, то победа все рады.

Мать Вадима умерла, их вместе с сестрой отдали в детский дом. Колина дружба и Вадима на этом заканчивается. Ещё один раз он встречает Вадика, тот говорит, что их детдом переезжает в другой город. А Коля, ходит в столовую и там делиться с голодными детьми своей едой.

А детям говорят вот вы последние дети войны. Все запомните, весь этот голод, ужас и страх и передайте своим потомкам, чтобы они в дальнейшем хранили мир на земле.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лиханов. Все произведения

  • Благие намерения
  • Высшая Мера
  • Кикимора
  • Крутые горы
  • Лабиринт
  • Мой генерал
  • Никто
  • Обман
  • Последние холода
  • Солнечное затмение
  • Чистые камушки

Последние холода. Картинка к рассказу

Последние холода кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Былины о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче

    В давние времена на Киевскую Русь начинает нападать чудовище в виде многоголового Змея, похищающего невинных жителей, детей, женщин. Русский богатырь Добрыня Никитич, живущий возле Киева

  • Краткое содержание Алданов Святая Елена, маленький остров

    В повести Марка Алданова «Святая Елена. Маленький остров» все строится вокруг множества героев, которые живут на острове Святой Елены. Также, некоторые действующие лица оказываются там по воле случая вместе

  • Краткое содержание Жуковский Лесной царь

    Глубокой ночью по мрачному лесу скачет старый всадник. Перед стариком сидит его сын. Автор не объясняет, кто эти путники, откуда и куда они едут, но ему удается воссоздать очень мрачную атмосферу холодного ночного леса.

  • Краткое содержание Один день Ивана Денисовича Солженицына

    За один день перед читателями проходит, казалось бы, целая жизнь зека Ивана Денисовича Шухова. Утро на зоне как всегда начинается с раннего подъема ( в пять часов). Но в этот раз барак не открывают. Значит, есть время для подработки

  • Краткое содержание сказки Волк и семеро козлят братьев Гримм

    На опушке леса в небольшой избушке жила коза со своими семью детьми. Коза щипала зеленую травку, запивала холодной водой из лесных ручейков, а детей оставляла в избушке, заставляла закрывать двери и не впускать никого чужого.

Краткое содержание «Последние холода»

Краткое содержание «Последние холода»

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 448.

Обновлено 5 Декабря, 2022

О произведении

Повесть «Последние холода» Лиханова была написана в 1984 году. Глазами десятилетнего мальчика показаны страшные реалии военного времени: голод, жестокость, унижение, страшные потери. Маленькие дети вынуждены надеяться только на самих себя и всеми силами бороться за выживание.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Последние холода» по главам на нашем сайте. Пересказ книги пригодится при работе над читательским дневником.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повести происходят в 1945 году в СССР.

Главные герои

  • Коля — третьеклассник, от лица которого ведётся повествование, добрый, справедливый, милосердный мальчик.
  • Вадим и Мария Русаковы — брат и сестра, оставшиеся без родителей. Голод доводит их до отчаяния, но они до последнего остаются добрыми и порядочными детьми.

Другие персонажи

  • Мама Коли — решительная, энергичная женщина, которая все силы отдаёт воспитанию единственного сына.
  • Анна Николаевна — учительница Коли, мудрая женщина, которая учит детей самому важному.

Краткое содержание

Коля учился в третьем классе, и его учительницей была Анна Николаевна, которую особенно ценили за «полководческий ум». Она никогда не поучала, но давала ценные жизненные уроки, которые надолго врезались в память детей.

На дворе был уже сорок пятый год, и каждый день по радио объявляли об очередной победе советских войск над фашистскими захватчиками. В эти дни Колю переполняли противоречивые эмоции — «предчувствие радости и тревоги за отца», воевавшего на фронте.

Всем школьникам по очереди выдавали талоны на дополнительное питание. В этот раз пришёл черёд Коли — Анна Николаевна выдала ему талон, чтобы он пообедал в столовой № 8. Несмотря на то, что «мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил», чтобы Коля не голодал, он постоянно испытывал «ощущение несытости».

*

Столовая № 8 «была устроена специально для всех школ города», и здесь обедали только дети. Питание здесь было посредственное: кислые щи, овсянка и стакан молока, но Коля «съел всё — так полагалось, даже если еда, которую дают, невкусная», ведь так его постоянно учила мама и бабушка.

*

На следующий день еда в столовой «оказалась похуже вчерашней». Коля с трудом заставил себя съесть две трети овсяного супа, после чего принялся за котлету. Неожиданно рядом появился мальчик, у которого было «жёлтое, почти покойницкое лицо». Он шёпотом попросил разрешения доесть остатки супа и в одно мгновенье проглотил его. Мальчик был не один, а с младшей сестрой, которая также выпрашивала остатки еды у обедавших школьников. Коля узнал, что таких ребят тут называют «шакалами».

*

Мысль о голодных детях, готовых «доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки» не давала покоя Коле. Тайком от матери он стащил из буфета кусок хлеба и положил в портфель.

*

В этот день в столовой царило настоящее столпотворение — «сошлись две или, может, даже три смены». Коле пришлось столкнуться с настоящей бандой старшеклассников, от которых ужасно воняло махоркой. Главарём этой банды был носатый верзила, которому Коля дал прозвище Нос.

Коля узнал, что «шакалы» часто крали еду прямо со стола. На них устраивали настоящие облавы, но ничего не помогало. Вскоре Коля стал свидетелем того, как вчерашний желтолицый мальчик украл хлеб у маленькой девочки.

*

Коля услышал, как Нос подговорил своих товарищей проучить «шакала». Окружив желтолицего мальчика, они «были похожи на стаю, загнавшую зверя». Началась драка, и неожиданно для всех «шакал» что есть силы вцепился руками в горло Носа и принялся его душить. Друзья Носа в страхе разбежались.

*

Желтолицый мальчик потерял сознание, и Коля побежал в столовую за помощью. Гардеробщица напоила мальчика сладким чаем, и тот пришёл в чувство. Коля узнал, что «шакал» не ел пять дней.

*

Коля познакомился с желтолицым — его звали Вадька, а сестру — Марья. Он узнал, что их отец погиб на фронте, а мать лежала в больнице. Дети, потеряв деньги и карточки на продукты, голодали, но не говорили об этом матери, не желая её расстраивать.

*

Коля видел, что его новым знакомым «нехорошо и одиноко», и отчаянно хотел им помочь. Вадька сказал, что им надо как-то дожить до конца месяца, и тогда они получат новые карточки. Коля решил отдать ребятам свою куртку.

*

Мама Коли, узнав о беде Вадьки и Марьи, пригласила их в дом. Бабушка накормила ребят вкусной заварихой с маслом, и те, наевшись впервые за долгое время, крепко уснули.

*

Мама Коли решила помочь детям и попросила их обязательно прийти к ним вечером. Ради нового друга Коля пропустил уроки и вместе с Вадимом бродил по городу в поисках продуктов. В этот день им удалось выпросить немного жмыха с маслозавода.

*

Вадим рассказал Коле о том, как ему морально тяжело быть «шакалом», но иначе Марья умрёт от голода. Он также поведал о местной шпане, которая отбирает в столовых у детей еду, угрожая ножом.

*

Вадим привёл Колю на рынок, который «считал серьёзным в смысле жратвы местом», и поведал о способах добычи пропитания. Мальчики заглядывали под прилавки в надежде отыскать обронённую картофелину, но так ничего не нашли.

*

После рынка ребята зашли в Вадькину квартиру. Коля раньше никогда «не видел такой убогости». Вадим рассказал, что после смерти отца мать сильно изменилась и стала странно себя вести.

*

Мама Коли рассказала в школе о голодных детях, и директор выдал им талоны в столовую, а учительница собрала немного денег. Вадим очень обрадовался, что «теперь не надо шакалить».

*

В столовой один из представителей шпаны отобрал еду у Марьи, угрожая ей бритвой. Мальчики заступились за неё, и хулиган поспешил скрыться.

*

По дороге домой ребят догнал хулиган из столовой и бритвой разрезал пальто Вадиму — «теперь его не продашь». Марья принялась горько плакать.

*

Коля с Вадимом и Марьей отправились к тифозным баракам, чтобы передать письмо больной маме. Из больницы Вадик вышел совсем другим человеком, какой-то сгорбленный, усталый. Коля только теперь понял, с какой страшной бедой столкнулись его новые друзья. Коля почувствовал себя «зелёным сопляком по сравнению даже с Машкой».

*

Вечером пришёл Вадим с продуктами, которые ему передали в школе. Он рассказал, что директор предложил им временно пожить в детском доме, пока не поправится их мама.

*

Мама Коли настояла на том, чтоб Вадька сходил в баню. Марья призналась, что однажды Вадим её взял в мужскую баню, ей было ужасно стыдно, и больше она туда никогда не пойдёт.

*

Когда брат с сестрой ушли, мама принялась ругать Колю за прогул школы. Он рассказал, что вместе с Вадькой искал еду, и тут мама заплакала. «Самый худший вид пытки — материнские слёзы», и Коля почувствовал себя очень плохо оттого, что расстроил маму.

*

9 мая была объявлена долгожданная победа над Германией. Все вокруг ликовали. Анна Николаевна собрала ребят в классе, поздравила с победой и сказала, что они, дети войны, никогда не должны забывать её — только так можно сохранить мир на земле.

*

После школы Коля навестил своих друзей и узнал о страшном горе: их мама умерла. Вскоре их забрали в детдом, и дружба Коли и Вадьки оборвалась — отныне они жили словно в разных мирах.

*

Война закончилась, и Коля быстро забыл о голодных днях. Он уже заканчивал четвёртый класс, но в восьмой столовой по-прежнему обитали «шакалы» — «маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки».

И что в итоге?

Коля — заканчивает четвёртый класс, его дружба с Вадиком обрывается.

Вадим и Мария Русаковы — после смерти матери попадают в детдом.

Заключение

Заключение

Война приносит с собой тяжёлые испытания, которые далеко не каждый способен достойно преодолеть. Голод стирает в душе человека былые ценности, превращая его в загнанного зверя. Нужно обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное — порядочность, доброту.

После ознакомления с кратким пересказом «Последние холода» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Peter Parker

    9/10

  • Rail Ibragimov

    10/10

  • Reksyt Reksik

    10/10

  • Александр Краснов

    10/10

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 448.


А какую оценку поставите вы?

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по повести «Последние холода» Лиханова
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Автор посвящает книгу детям войны и их недетским страданиям, и взрослым, которые живут по совести.

Рассказчик Коля вспоминает себя третьеклассником в школе тылового городка в апреле 1945 года. Он жил тогда в постоянном ощущении «несытости», с мамой-медработником и бабушкой, отец был на фронте. Мальчику запомнилась учительница «с полководческим умом» Анна Николаевна, ее мудрые «правила жизни», чести, уважительного отношения к образованию, родителям.

Получив талоны на дополнительное питание в столовой № 8, уже на входе Коля сталкивается с суровой на вид, но доброй гардеробщицей Грушей и очередью. Здесь он увидел тех, кого крепкие парни с презрением назвали «шакалами». Это был Вадька Русаков, желтолицый мальчик-шестиклассник, с безумными глазами, который попросил у него недоеденную овсянку. Коля, потрясенный, отдал. Марью, маленькую сестричку Вадьки, накормила какая-то добрая девчонка. «Голод убивает всякий стыд». Дети любят и страдают посильней взрослых.

На другой день Коля ест рядом с шайкой Носа. Эти парни – «грубая и злая сила» вместе, но трусы поодиночке. Вадька украл у какой-то девочки хлеб для сестры, и Нос полез бить «шакала». Вадька его едва не задушил, а потом грохнулся в голодный обморок. Груша привела его в чувство. Семья эвакуированная, никого у них здесь нет. Марья потеряла карточки на еду и деньги, отец погиб, а мама лежит в тифозном бараке.

Домашнему Коле интересно с Вадимом, он как оруженосец при рыцаре, узнает жизнь, видит борьбу с голодом, хочет помочь ребятам. Выдерживает характер перед бабушкой и мамой, выносит Вадьке свою куртку. Конечно, потом обе женщины, узнав обо всем, жалеют ребятишек. Но Вадим не хочет сидеть у них на шее. Наутро он вместо школы обходит город, собирая еду. Коля идет с ним, чуть ли не впервые прогуляв школу, пробует жмых, ищет на базаре упавшую картошку.

Живут Русаковы очень бедно. Коля поражен, какие разные у них мамы. Его – защитница, а мать Вадима сама, похоже, нуждается в защите. В этот раз мама Коли добилась, чтобы детям выдали талоны в столовую. Перепали им и деньги и продукты от учителей, и новые карточки. В столовой парень с лицом как тыква и бритвой отнял у Марьи котлету, Вадька его ударил, тот в ответ порезал ему пальто. Котлету после него никто есть не стал. Ребятам даже жаль его.

В этот раз в барак письмо маме передал Коля, хотя и трусил перед заразой. А там спросили – нет ли к письму еды. То есть, мама ребят тоже недоедает, и Вадька слышит это каждый раз. «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное», умом или сердцем.

Мама решила, что Вадька плохо влияет на Колю, раз он прогулял школу. «Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская», непросто пережить несправедливый окрик взрослого, особенно матери. Мама была неправа, но с того дня дружба ребят пошла на убыль. Осталось «знакомство». В последний день войны, 8-го мая, мама с Колей навестили ребят, «маленьких героев». Она знала, что их матери больше нет. А потом и плакала, и смеялась от счастья, что «войне конец». На улице все как родные друг другу. Анна Николаевна, как всегда, сказала важные слова им, «детям минувшей войны»: пойдут другие поколения, а вы не дайте им забыть войну.

В этот великий праздник Вадим с Марьей узнали, что их мама умерла. Коля чувствует себя ребенком, чужим, из праздничного мира. Вадим просит его уйти. Его с сестрой определяют в детдом. Коля раз зашел к нему, да сказать им друг другу было нечего. Война кончилась, а «шакалы» остались. «Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки». Такое нельзя забыть. Правду нужно помнить и новым поколениям людей.

Читательский дневник по повести «Последние холода» Лиханова

Сюжет

В апреле 1945 года третьеклассник Коля с мамой и бабушкой в тыловом городе ждет отца с фронта. В столовой, где он ест по талонам на дополнительное питание, «шакалит» шестиклассник Вадька Русаков: выпрашивает или крадет еду. «Шакалов» презирают, Вадьку пытается побить парень из шайки по кличке Нос. Коля узнает, что Вадим носит еду младшей сестре Марье. Девочка потеряла карточки на еду, их отец погиб на войне, а мама в тифозной больнице. Домашний мальчик Коля восхищается самостоятельностью Вадьки, его знанием жизни и борьбой с голодом.

Однажды Коля вместо уроков идет искать еду, и мама запрещает ему водиться с Вадькой. Она же добилась выдачи детям карточек и талонов. Счастье дня Победы для Русаковых омрачено новостью о смерти мамы. Теперь им только в детдом. Коля чувствует себя ребенком перед Вадимом. Их пути расходятся. Мудрая учительница Коли Анна Николаевна просит детей помнить о войне и привить эту память следующим поколениям людей.

Отзыв

Повесть о детстве, опаленном войной, память о котором нельзя предавать. В каждую семью вошло горе. Дети взрослеют раньше времени. Война сделала брата и сестру Русаковых сиротами. И таких, как они, было много. Об этом нужно помнить, не допустить новой войны. Образ мудрой мамы героя, образ учительницы, которая не только учит, но и воспитывает детей настоящими людьми.

Повесть учит быть отзывчивым, сострадательным, самоотверженным, бесстрашным, честным, требовательным к себе, а не другим, самостоятельным, верным, благодарным, совестливым. Учит беречь память о войне, ее больших и маленьких героях, ценить мир, время, родных, верить в лучшее.

Краткое содержание Лиханов Последние холода для читательского дневника

Год: 1984    Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Николай, его друг Вадька и учительница Анна Николаевна

Герою повести Коле ещё повезло во время войны, ведь, хотя отец на фронте, дома заботливые мама и бабушка. Семья не голодает, он хорошо одет и обут, мальчик ходит в школу, но там-то он сталкивается с несчастными детьми. В столовой он делит свою порцию с желтолицым Вадькой, вскоре того бьют ребята за то, что он ворует хлеб. Только Коля помогает голодающему, ведь Вадька с сестрой умирают от голода. Отец погиб, мать в больнице, им приходится самим как-то выживать. Коля, его мама и бабушка, хотя последняя не сразу, помогают несчастным. В день Победы детям сообщают, что их мать умерла, а после отправляют в детский дом.

Главная мысль. В повести, хотя она и показывает события военного тыла, самое важное – военное эхо. Победа не всё стирает, не все раны, особенно психологические, легко и быстро затягиваются, уже не вернуть тех, кто погиб. Важно помнить ужасы войны, не допускать её снова.

Читать краткое содержание Лиханов Последние холода

Сначала у героя всё хорошо, Коля обычный мальчик, даже учится с удовольствием. Ребёнок восхищен «генеральским умом» его учительницы Анны Николаевны. Она учила их «не в лоб», не назиданиями, а как бы манёврами… Исподволь, даже не обращаясь к ученикам, сообщая им важнейшие истины.

Грянула война. В столовой Коля встречает изголодавших детей. Герой не сразу понимает просьбу истощённого мальчика Вадьки, но делится своей едой. Да, Вадька ворует хлеб у младших, его бьют старшие, но он делает это, чтобы накормить голодную сестру. Сам Вадька падает в голодный обморок!

Пораженный страданиями сверстника, Коля отдаёт ему куртку, старается накормить. Его мама узнаёт о несчастных детях. Пряча слёзы, она несёт последние продукты, вопреки бабушке, несчастным, помогает с уборкой, передаёт его сестре все хозяйские хитрости. Все ждут Победу…

Передано ощущение дня Победы, когда тротуары стали «смешны». То есть люди шли прямо по дороге, чтобы видеть улыбки друг друга, поздравлять, пожимать руки. Но в этот день радостно не всем, сегодня Вадьке и сестре сообщили о смерти матери. Им придётся отправиться в детский дом.

Коля пробовал поддерживать отношения с приятелем, но тот слишком горд, это оказывается очень трудным делом. В итоге, Николай записывает свои воспоминания о тех событиях.

Да, боевые действия кончились, но голод, разрушения, слёзы ещё долго остаются на земле. Именно учительница Анна Николаевна просит класс не забывать об ужасах войны, передать эту память своим детям и внукам.

Оцените произведение:

  • 3.98
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 357

Читать краткое содержание Последние холода. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Последние холода

Последние холода для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Драгунский Тайное становится явным

    Мальчик Дениска услышал фразу «Тайное становится явным» и поинтересовался у мамы ее значением. Мама объяснила, что рано или поздно любой обман будет раскрыт и обманщик понесет наказание.

  • Краткое содержание Гайдар Чук и гек

    Чук и Гек – два. Они обитают в городе Москве. У них есть родители, но с ними пока живет только мама, так как отец работает в тайге, у самых Синих гор, как он писал в письме семье. Дети живут смеясь, веселясь

  • Краткое содержание Сладков Лесные тайнички

    Автор рассказа приходит в лес. Там он хочет увидеть маленькую сову, которая называется сплюшка. Так она называется, потому что по ночам издает звуки похожие на «Сплю!». К утру сова смолкает и прячется.

  • Краткое содержание Погодин Сколько стоит долг

    В одном из пограничных посёлков, на севере, каждый житель знает друг друга в лицо и поэтому, Роман Панкевич, сразу же приметил мальчика тринадцати лет, одетого ни как другие ребятишки

  • Краткое содержание Улитка на склоне Стругацкие

    В романе присутствуют две сюжетные линии, которые объединяет Лес, а также два главных персонажа – Перец и Кандид, которые с ним связаны. Они очень разные, но оба сильно выделяются в своем окружении

  • Краткое содержание Роб Рой Скотт

    В основе исторического романа Вальтера Скотта «Роб Рой» лежат отношения народов Англии и Шотландии. События происходят в начале 18 века.

Последние холода пересказ читать онлайн

Последние холода читать

О маленьком рассказчике и его окружении

Третьеклассник Коля, главный герой повествования, хоть и живет в военное время, почти не чувствует на себе его тягот. Он находится в тылу, отец его на фронте, у него есть мама и бабушка. С ними мальчик и живет.

Женщины тщательно оберегают его от голода, холода, болезней и других горестей войны, он прилично обут и тепло одет по меркам того времени. Мама все время на работе — она медсестра в госпитале, поэтому мальчик практически предоставлен сам себе. О бабушке упоминаний очень мало.

Коля восхищается своей учительницей Анной Николаевной. Он видит ее незаурядный ум, обожает ее нестандартные методы обучения. Кроме обычных предметов вроде математики, истории и русского языка она преподает ученикам уроки жизни, вкладывает в их головы важные истины. Дети впитывают все как губки.

Она разговаривает тихо, тем самым непроизвольно заставляя ребят слушать и понимать без криков и наказаний. В целом Коле очень нравится учиться.

Знакомство с голодными военными реалиями

В младшей школе дают талоны на питание, но не всем они достаются, поэтому дети ходят есть в городскую «восьмую столовку» по очереди. Коля, приходя туда, думает, что он попадает в рай на земле, хотя на деле это обычное убогое помещение с большим холодным залом, заполненное голодающими детьми с разных школ.

 последние холода главные герои

Мальчик берет еду и занимает место за столиком рядом с двумя дерзкими пацанами. Те едят и оставшийся хлеб выбрасывают птицам, чтобы не делиться с голодающими детьми, которых все называют «шакалами». Коля не понимает, о ком и о чем они говорят, пока на следующий день не встречает одного болезненного желтолицего мальчугана с просьбой отдать ему остатки еды. Ребенок, конечно, делится, также он замечает, что еще одна девочка отдает часть своей порции сестре этого паренька.

Это была первая встреча Коли с голодными детьми-жертвами войны. На следующий день мальчик приходит в столовую раньше обычного и, стоя в длинной очереди, ищет взглядом вчерашних оголодавших ребят. Он замечает, что сегодня присутствуют и те, кто уже просто ворует еду у других, не пытаясь выпрашивать. В этот момент парень видит желтолицего, который решил своровать хлеб у одной из девочек, однако та начинает реветь, поднимая шум, и голодный мальчишка убегает от греха подальше.

Далее до Колиного слуха доносится шепот наглой шайки парней постарше о том, что дерзкого «шакала» надо проучить. Ребенок несется за ними и видит, что голодного мальчика уже избивают, а тот как-то очень смиренно терпит, а затем вскакивает и вцепляется мертвой хваткой в горло главарю и почти уже удушает его, но падает без сил, а малолетние бандиты трусливо убегают прочь.

Коля видит, что мальчик теряет сознание, он спешит за помощью к старшим, находит буфетчицу, а та потом отпаивает избитого ребенка сладким чаем. Как оказалось, он просто упал в обморок, поскольку долго ничего не ел.

Дружба с голодающими детьми

Когда избитый паренек приходит в себя, ребята, наконец, знакомятся. Мальчик представляется Вадькой и рассказывает, что учится в шестом классе, у него есть младшая сестренка Марья. Он не ел уже пять дней и ворует не столько для себя, сколько для малышки.

 последние холода

Также Коля узнает, что детей с мамой недавно эвакуировали из Минска, они новенькие в городе, никого не знают, отец умер на фронте, а родительница находится в тифозном бараке на лечении. Они очень голодают и безуспешно пытаются выжить. Им тоже были положены талоны на питание, но Марья их потеряла. Теперь до начала следующего месяца им совсем нечего есть.

Дети практически умирают от голода, но ежедневно строчат позитивные письма своей маме, в которых рассказывают, что у них все хорошо, чем они питаются в школе и дома, как прилежно учатся. Коля привязывается к новым друзьям и всеми своими детскими силами пытается им помочь выжить. Маленький Вадька задумал продать пальто, чтобы протянуть до начала следующего месяца, и просит у товарища дать ему поносить любую имеющуюся курточку до лета. На этом их застает Колина мама. Сын рассказывает ей обо всех горестях несчастных и брошенных детей.

Последние холода краткое содержание

Женщина, проникнувшись сочувствием и жалостью, забирает брата с сестрой домой, кормит до отвала и отправляет спать. Потом проверяет их тетради и окончательно решает помочь несчастным. С утра она звонит учителям ребятишек и говорит об их сложной ситуации.

В этот день Коля прогуливает уроки и помогает товарищу добыть еду. Потом друзья отправляются домой к Вадьке и Марье. Их домом оказывается комнатушка:

  • убогая;
  • заброшенная;
  • пропитанная горем и несчастьями.

Потом они идут в восьмую столовую, чтобы разделить Колин обед.

Там встречают Марью, которая ошеломляет брата рассказом о том, что учителя собрали им немного денег, директор пообещал выдать новые карточки на питание, а школа уже выделила дополнительные талончики на еду.

Ценности жизни

Дети в радостном шоке идут за обедом, но у девочки отбирают котлету. Вадик заступается за сестру, хоть у вора в руке острая бритва. В итоге обидчик позорно убегает, бросив надкушенную котлету, но гордые дети уже не обращают на нее никакого внимания, хотя еще вчера набросились бы на нее. Из этого поступка Коля делает вывод, что как только исчезает потребность в пище, человек меняется. У ребенка в голове возникает вопрос: люди ли управляют голодом или все же он властвует над ними?

Последние холода кратко

На выходе из столовой брата с сестрой подкарауливает опозоренный недавно котлетный вор и пытается ранить мальчика лезвием, но только портит его пальто. Теперь ребенок не сможет его продать. После неприятного случая Вадим отправляется на занятия, а Марья с Колей идут относить очередное письмо в барак. По дороге девочка полностью рассказывает обо всех горестях голодной жизни и говорит, что поначалу было очень стыдно попрошайничать, но желание съесть что-нибудь убивает смущение и заставляет просто выживать.

По возвращении домой Колю ждут приятные и не очень новости:

  1. Учителя собрали для брата с сестрой большой портфель продуктов.
  2. Маленькой Марье пришлось идти в мужскую баню с братом, чтобы просто помыться, ей было очень стыдно. Теперь она туда ходить не хочет вообще.
  3. Мама Коли узнала о прогуле занятий и устроила ему взбучку, не желая слушать ничего о помощи несчастному Вадьке в поисках еды.

Женщина уверена, что мальчик оказывает дурное влияние на Кольку, и не хочет продолжения их дружбы. Отношения между приятелями охладевают. Но в то время, пока весь город и страна радуются победе и ликуют, у брата с сестрой случается настоящее горе:

  • умирает мама;
  • их забирают в детдом.

 лиханов последние холода кратко

Вадим из гордости и нежелания видеть жалость к себе прогоняет Колю и окончательно разрывает их товарищество. Последняя встреча приятелей происходит в конце лета. Тогда Вадим сообщает своему старому другу, что они переезжают вместе с детдомом.

Осенью Коля переходит в четвертый класс и снова получает талоны на питание в «восьмой столовке».

В очереди на обед к нему подходит голодный мальчишка и просит поделиться едой. Паренек, как и в прошлый раз, не может отказать.

Факты о рассказе

Название произведения имеет несколько значений. Первое — действие рассказа происходит весной, в последние морозные месяцы. Второе, менее проглядывающееся — действия в повести разворачиваются в конце войны, а само название как бы обещает, что все вот-вот закончится, наступит оттепель, то есть качество жизни улучшится, голода будет меньше, а радости в существовании больше. Будет много работы, наступит «светлое будущее». Если говорить кратко, то в рассказе идет речь о таких ценностях, как:

  • светлая и крепкая дружба;
  • сострадание;
  • помощь малоимущему;
  • отсутствие эгоизма;
  • принужденное раннее взросление детей и самопожертвование ради младших;
  • начало конца детской дружбы.

 лиханов последние холода

Это практически автобиографическое произведение. Автор во многом описал собственную жизнь. В тексте изложены воспоминания уже взрослого человека о его голодном детстве и юных друзьях. Обыватель может узнать обо всех тягостях, выпавших на долю маленьких людей того времени, прочитав в кратком содержании «Последние холода».

Лиханов Альберт в своем рассказе делает скрытый намек на то, что детей не считают личностями. Родители всегда лучше знают, с кем дружить, а с кем нет (ведь именно мама Коли разрушила его отношения с Вадимом), когда и что есть, как одеваться. Автор намекает, что взрослые ущемляют большую часть прав своих детей. Они могут сломать неокрепший внутренний стержень и навсегда сделать человека безвольным и покорным существом без собственного мнения.

Современные технологии сейчас позволяют в режиме онлайн ознакомиться с произведением в кратком пересказе. «Последние холода» с иллюстрациями позволят читателю погрузиться в тот непростой для всего человечества период.

Автор: Лиханов Альберт Анатольевич. Родился в 1935 г, умер в 2021 г. Советский, российский писатель, общественный деятель. Был председателем крупных общественных фондов по защите прав и интересов детей, академиком Российской академии образования. Наиболее известные произведения: «трилогия «Семейные обстоятельства», «Голгофа», «Благие намерения», «Мой генерал», «Последние холода».  

Название: «Последние холода»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: трудности военного времени глазами детей

Число страниц: 285

Год написания повести «Последние холода» — 1984. Впервые опубликована в журнале «Юность», 1984, № 2. Вошла в книгу «Магазин ненаглядных пособий», 1984г.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Коля – третьеклассник. Домашний мальчик, живет с мамой и бабушкой, отец на фронте. Добрый, справедливый, скромный, не очень храбрый. «Нельзя сказать, что я не знал лишений. Но бабушка и мама из сил выбивались, чтобы спасти меня. И я не знал, что такое голод. Как он ни стучал в наши двери, мама и бабушка не пустили его».
  2. Вадик Русаков – мальчик, эвакуированный из Минска. Старше Коли на три класса. Самостоятельный, гордый, честный. Заботится о младшей сестре марье. Чувствует себя ответственным за свою семью. «Есть люди, похожие на магниты. Они ничего особенного не делают, а к ним тянет. Вадька был такой магнит».
  3. Мама Коли – добрая, заботливая женщина. Решительная, все делает для воспитания сына, отзывчивая, всегда готовая помочь. «Мамины глаза наливались решимостью, морщины на ее лбу сошлись к переносице – она готовилась к действиям».

Время и место действия повести «Последние холода» — апрель-май 1945 года, СССР, небольшой город в тылу.

Краткое содержание повести «Последние холода»

  1. Шли последние месяцы войны. Третьеклассник Коля знал, что война уже далеко, что наши войска одерживают победы и только боялся за отца, все еще воюющего на фронте. Семья Коли не голодала, но досыта мальчик ел редко. Сразу после весенних каникул подошла очередь Коли получить талоны на дополнительное питание в городской столовой.
  2. Мальчик съел всю выданную ему невкусную еду, и стал наблюдать за окружающими людьми. Он заметил группу ребят, которые говорили о «шакалах», но не понял, кто это.
  3. На следующий день, когда Коля обедал, незнакомый мальчик болезненного вида шепотом попросил у него разрешения доесть суп. Коля увидел, что мальчик пришел с младшей сестренкой, которая тоже выпрашивала еду. На другой день Коля увидел, как голодный мальчик украл хлеб у другой девочки.
  4. Банда старшеклассников решила наказать голодного мальчика. Коля смотрел, как главарь банды ударил мальчика, но тот вцепился ему в горло и чуть не задушил. Хулиганы разбежались, а мальчик на глазах у Коли упал в голодный обморок. Коля кинулся за помощью, и работницы столовой напоили мальчика сладким чаем. Так Коля познакомился с Вадиком и его сестрой Марьей, и узнал, что дети не ели уже пять дней, что их мама лежит в больнице с тифом, отец погиб на фронте, а карточки и деньги у них украли.
  5. Не зная, чем помочь детям, Коля привел их к себе домой. Мама и бабушка Коли накормили Вадика и Марью, и дети сразу заснули. Утром дети вместе пошли в школу, но Вадик предложил Коле прогулять уроки. Мальчики отправились добывать жмых, потом искали еду на рынке, затем зашли домой к Вадику. Коля поразился убогой обстановке, которая осталась после того, как маму Русаковых увезли в больницу.
  6. Марья, вернувшаяся из школы, рассказала, что ей и брату выдали талоны на дополнительное питание, директор школы пообещал помочь получить новые карточки, а учительница дала ей денег. Дети сходили в столовую. Потом Вадик ушел в школу. Под диктовку Коли Маша написала письмо маме в больницу, и Коля сам отнес его. Тифозная больница произвела на него тяжелое впечатление. Только теперь мальчик понял, какое страшное горе переживают его друзья.
  7. Вечером Вадик пришел из школы с полным портфелем продуктов, которые собрали для детей учителя. Теперь детям не грозит голод. Когда Вадик и его сестра ушли домой, мама упрекнула Колю за прогул школы. Она так сильно ругала мальчика, что тот невольно отдалился от Вадика и настоящей дружбы у них не получилось.
  8. В канун Победы, 8 мая, мама Коли пришла с работы очень расстроенной. Мальчик испугался за отца, но мама заверила, что с папой все в порядке, и предложила собрать гостинец для Вадика и Марьи. В доме брата и сестры мама Коли начала делать уборку, активно разговаривать с детьми, учить Марью хозяйственным премудростям. Коля не узнавал свою сдержанную маму, и особенно испугался, когда она заплакала, выйдя на улицу.
  9. 9 мая весь город праздновал Победу. Коля гулял по городу и радовался народному ликованию, тому, как все поздравляют и обнимают друг друга. Учительница попросила ребят никогда не забывать эту страшную войну.
  10.  Коля пришел к Вадику и Марье, чтобы поздравить ребят с Победой. Но в комнате было темно, Марья спала, а Вадик сидел, словно неживой. Он сказал Коле, что их мама несколько дней назад умерла, и они отправятся в детдом. Вадик попросил Колю уйти, потому что бедой можно «заразиться».
  11. Через некоторое время Коля навестил Вадика в детдоме, но разговора не получилось, оба ощущали неловкость, ребята оказались в разных мирах. Больше они никогда не виделись.
  12. Осенью, когда Коля пошел в четвертый класс, мирная жизнь постепенно налаживалась. Но в столовой к нему вновь подошел мальчик и попросил оставить еды. Ведь даже после окончания войны осталось много ни в чем не повинных голодных детей.    

Главная мысль повести «Последние холода»

Война калечит жизнь и судьбы и взрослых и детей. Детям, рано переживающим страшные потрясения и потери, приходится рано взрослеть, становиться самостоятельными. И во всем этом виновата война. 

Отзыв о повести «Последние холода»

Это невыразимо грустная и очень «житейская» повесть. Сам Альберт Лиханов всю свою долгую жизнь посвятил защите детства, и эта повесть – яркая иллюстрация того, как страдают от войны самые незащищенные, самые беспомощные маленькие люди. Очень точно автор описывает переживания домашнего мальчика, столкнувшегося с неприглядной стороной войны – не с подвигами и героизмом, а с разрушенной жизнью мирных жителей, своих сверстников, которые вынуждены бороться за выживание вместо того, чтобы проживать свое детство. Этот опыт навсегда отпечатывается в памяти Коли, влияет на формирование его личности, учит различать добро и зло, видеть истинные качества людей.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Наибольшее впечатление на меня произвела кульминация повести, когда Коля приходит домой к Вадику в День победы. Очень ярко показан ошеломляющий контраст между сверкающим майским днем, народным ликованием, и темной комнатой, полной горя. В этом эпизоде показывается, что война не закончена с Победой, что последствия ее еще долго будут страшными, и горе будет догонять и разобщать людей, особенно детей – у Коли начинается мирная, радостная жизнь, он ждет отца с фронта, а семья Вадика и его сестры навсегда погублена.   

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Антрацитовый – пыльный черный цвет. На греческом языке антрацит означает «уголь»
  • Буржуйка — металлическая печь для обогрева помещений и готовки пищи
  • Левитан, Юрий Борисович – диктор Всесоюзного радио

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Когда ты невелик ростом, жить трудно. Тебя отталкивают, могут дать по макушке, подставить ножку, если ты спешишь, и зло обхохотать.
  • Так уж как-то вышло, что разговоры про скорую мирную жизнь получались у нас тихими, осторожными, как бы даже священными разговорами, – каждый мечтал об этом, точно о высшей мере счастья.
  • Война затянулась, голод и холод одолевали постоянно, и к ним уже попривыкли, только вот к войне никто привыкать не хотел, все торопили ее, откладывая радость, удовольствие да, кажется, и саму жизнь до лучших времен, до мирных дней.
  • Это бывает часто, во все времена, – в голодные дни войны и когда беды нет, а есть мирное, счастливое небо: мальчишка помладше, точно верный оруженосец, готов следовать за мальчишкой, который едва старше его. Рыцарь идет, рыцарь говорит, рыцарь поет, рыцарь молчит, и все, даже молчание любимого рыцаря, кажется оруженосцу значительным и важным. Счастливы оба.
  • Детство прекрасно тем, что в нем множество событий. Не только замечательных, нет. Всякие бывают события в детстве – горестные и прекрасные. Но они бывают, вот что замечательно. Жизнь никогда не кажется безвкусной в детстве.
  • Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..

Другие читательские дневники вы найдете здесь

В повести «Последние холода» речь идет о детстве в военные годы, о том, как маленьким людям приходилось переносить лишения тех времен. Книга описывает подростков, которым пришлось рано повзрослеть, чтобы вести себя мужественно и достойно. Краткое содержание «Последних холодов» можно использовать для заполнения читательского дневника и написания сочинения на тему «Дети войны».

«Последние холода» - краткое содержание повести Альберта Лиханова

Содержание

  • О маленьком рассказчике и его окружении
  • Знакомство с голодными военными реалиями
  • Дружба с голодающими детьми
  • Ценности жизни
  • Факты о рассказе

О маленьком рассказчике и его окружении

Третьеклассник Коля, главный герой повествования, хоть и живет в военное время, почти не чувствует на себе его тягот. Он находится в тылу, отец его на фронте, у него есть мама и бабушка. С ними мальчик и живет.

Женщины тщательно оберегают его от голода, холода, болезней и других горестей войны, он прилично обут и тепло одет по меркам того времени. Мама все время на работе — она медсестра в госпитале, поэтому мальчик практически предоставлен сам себе. О бабушке упоминаний очень мало.

Коля восхищается своей учительницей Анной Николаевной. Он видит ее незаурядный ум, обожает ее нестандартные методы обучения. Кроме обычных предметов вроде математики, истории и русского языка она преподает ученикам уроки жизни, вкладывает в их головы важные истины. Дети впитывают все как губки.

Она разговаривает тихо, тем самым непроизвольно заставляя ребят слушать и понимать без криков и наказаний. В целом Коле очень нравится учиться.

Знакомство с голодными военными реалиями

В младшей школе дают талоны на питание, но не всем они достаются, поэтому дети ходят есть в городскую «восьмую столовку» по очереди. Коля, приходя туда, думает, что он попадает в рай на земле, хотя на деле это обычное убогое помещение с большим холодным залом, заполненное голодающими детьми с разных школ.

«Последние холода» - краткое содержание повести Альберта Лиханова

Мальчик берет еду и занимает место за столиком рядом с двумя дерзкими пацанами. Те едят и оставшийся хлеб выбрасывают птицам, чтобы не делиться с голодающими детьми, которых все называют «шакалами». Коля не понимает, о ком и о чем они говорят, пока на следующий день не встречает одного болезненного желтолицего мальчугана с просьбой отдать ему остатки еды. Ребенок, конечно, делится, также он замечает, что еще одна девочка отдает часть своей порции сестре этого паренька.

Это была первая встреча Коли с голодными детьми-жертвами войны. На следующий день мальчик приходит в столовую раньше обычного и, стоя в длинной очереди, ищет взглядом вчерашних оголодавших ребят. Он замечает, что сегодня присутствуют и те, кто уже просто ворует еду у других, не пытаясь выпрашивать. В этот момент парень видит желтолицего, который решил своровать хлеб у одной из девочек, однако та начинает реветь, поднимая шум, и голодный мальчишка убегает от греха подальше.

Далее до Колиного слуха доносится шепот наглой шайки парней постарше о том, что дерзкого «шакала» надо проучить. Ребенок несется за ними и видит, что голодного мальчика уже избивают, а тот как-то очень смиренно терпит, а затем вскакивает и вцепляется мертвой хваткой в горло главарю и почти уже удушает его, но падает без сил, а малолетние бандиты трусливо убегают прочь.

Коля видит, что мальчик теряет сознание, он спешит за помощью к старшим, находит буфетчицу, а та потом отпаивает избитого ребенка сладким чаем. Как оказалось, он просто упал в обморок, поскольку долго ничего не ел.

Дружба с голодающими детьми

Когда избитый паренек приходит в себя, ребята, наконец, знакомятся. Мальчик представляется Вадькой и рассказывает, что учится в шестом классе, у него есть младшая сестренка Марья. Он не ел уже пять дней и ворует не столько для себя, сколько для малышки.

«Последние холода» - краткое содержание повести Альберта Лиханова

Также Коля узнает, что детей с мамой недавно эвакуировали из Минска, они новенькие в городе, никого не знают, отец умер на фронте, а родительница находится в тифозном бараке на лечении. Они очень голодают и безуспешно пытаются выжить. Им тоже были положены талоны на питание, но Марья их потеряла. Теперь до начала следующего месяца им совсем нечего есть.

Дети практически умирают от голода, но ежедневно строчат позитивные письма своей маме, в которых рассказывают, что у них все хорошо, чем они питаются в школе и дома, как прилежно учатся. Коля привязывается к новым друзьям и всеми своими детскими силами пытается им помочь выжить. Маленький Вадька задумал продать пальто, чтобы протянуть до начала следующего месяца, и просит у товарища дать ему поносить любую имеющуюся курточку до лета. На этом их застает Колина мама. Сын рассказывает ей обо всех горестях несчастных и брошенных детей.

«Последние холода» - краткое содержание повести Альберта Лиханова

Женщина, проникнувшись сочувствием и жалостью, забирает брата с сестрой домой, кормит до отвала и отправляет спать. Потом проверяет их тетради и окончательно решает помочь несчастным. С утра она звонит учителям ребятишек и говорит об их сложной ситуации.

В этот день Коля прогуливает уроки и помогает товарищу добыть еду. Потом друзья отправляются домой к Вадьке и Марье. Их домом оказывается комнатушка:

  • убогая;
  • заброшенная;
  • пропитанная горем и несчастьями.

Потом они идут в восьмую столовую, чтобы разделить Колин обед.

Там встречают Марью, которая ошеломляет брата рассказом о том, что учителя собрали им немного денег, директор пообещал выдать новые карточки на питание, а школа уже выделила дополнительные талончики на еду.

Ценности жизни

Дети в радостном шоке идут за обедом, но у девочки отбирают котлету. Вадик заступается за сестру, хоть у вора в руке острая бритва. В итоге обидчик позорно убегает, бросив надкушенную котлету, но гордые дети уже не обращают на нее никакого внимания, хотя еще вчера набросились бы на нее. Из этого поступка Коля делает вывод, что как только исчезает потребность в пище, человек меняется. У ребенка в голове возникает вопрос: люди ли управляют голодом или все же он властвует над ними?

«Последние холода» - краткое содержание повести Альберта Лиханова

На выходе из столовой брата с сестрой подкарауливает опозоренный недавно котлетный вор и пытается ранить мальчика лезвием, но только портит его пальто. Теперь ребенок не сможет его продать. После неприятного случая Вадим отправляется на занятия, а Марья с Колей идут относить очередное письмо в барак. По дороге девочка полностью рассказывает обо всех горестях голодной жизни и говорит, что поначалу было очень стыдно попрошайничать, но желание съесть что-нибудь убивает смущение и заставляет просто выживать.

По возвращении домой Колю ждут приятные и не очень новости:

  • Учителя собрали для брата с сестрой большой портфель продуктов.
  • Маленькой Марье пришлось идти в мужскую баню с братом, чтобы просто помыться, ей было очень стыдно. Теперь она туда ходить не хочет вообще.
  • Мама Коли узнала о прогуле занятий и устроила ему взбучку, не желая слушать ничего о помощи несчастному Вадьке в поисках еды.
  • Женщина уверена, что мальчик оказывает дурное влияние на Кольку, и не хочет продолжения их дружбы. Отношения между приятелями охладевают. Но в то время, пока весь город и страна радуются победе и ликуют, у брата с сестрой случается настоящее горе:

    • умирает мама;
    • их забирают в детдом.

    «Последние холода» - краткое содержание повести Альберта Лиханова

    Вадим из гордости и нежелания видеть жалость к себе прогоняет Колю и окончательно разрывает их товарищество. Последняя встреча приятелей происходит в конце лета. Тогда Вадим сообщает своему старому другу, что они переезжают вместе с детдомом.

    Осенью Коля переходит в четвертый класс и снова получает талоны на питание в «восьмой столовке».

    В очереди на обед к нему подходит голодный мальчишка и просит поделиться едой. Паренек, как и в прошлый раз, не может отказать.

    Факты о рассказе

    Название произведения имеет несколько значений. Первое — действие рассказа происходит весной, в последние морозные месяцы. Второе, менее проглядывающееся — действия в повести разворачиваются в конце войны, а само название как бы обещает, что все вот-вот закончится, наступит оттепель, то есть качество жизни улучшится, голода будет меньше, а радости в существовании больше. Будет много работы, наступит «светлое будущее». Если говорить кратко, то в рассказе идет речь о таких ценностях, как:

    • светлая и крепкая дружба;
    • сострадание;
    • помощь малоимущему;
    • отсутствие эгоизма;
    • принужденное раннее взросление детей и самопожертвование ради младших;
    • начало конца детской дружбы.

    «Последние холода» - краткое содержание повести Альберта Лиханова

    Это практически автобиографическое произведение. Автор во многом описал собственную жизнь. В тексте изложены воспоминания уже взрослого человека о его голодном детстве и юных друзьях. Обыватель может узнать обо всех тягостях, выпавших на долю маленьких людей того времени, прочитав в кратком содержании «Последние холода».

    Лиханов Альберт в своем рассказе делает скрытый намек на то, что детей не считают личностями. Родители всегда лучше знают, с кем дружить, а с кем нет (ведь именно мама Коли разрушила его отношения с Вадимом), когда и что есть, как одеваться. Автор намекает, что взрослые ущемляют большую часть прав своих детей. Они могут сломать неокрепший внутренний стержень и навсегда сделать человека безвольным и покорным существом без собственного мнения.

    Современные технологии сейчас позволяют в режиме онлайн ознакомиться с произведением в кратком пересказе. «Последние холода» с иллюстрациями позволят читателю погрузиться в тот непростой для всего человечества период.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Мать» — краткое содержание книги Максима Горького

    Следующая

    Краткое содержание«Отец Горио» — краткое содержание романа Оноре де Бальзака

    • Краткие содержания
    • /
    • Лиханов Альберт
    • /
    • Последние холода

    Год: 1984 Жанр: рассказ

    Главные герои: мальчик Николай, его друг Вадька и учительница Анна Николаевна

    Герою повести Коле ещё повезло во время войны, ведь, хотя отец на фронте, дома заботливые мама и бабушка. Семья не голодает, он хорошо одет и обут, мальчик ходит в школу, но там-то он сталкивается с несчастными детьми. В столовой он делит свою порцию с желтолицым Вадькой, вскоре того бьют ребята за то, что он ворует хлеб. Только Коля помогает голодающему, ведь Вадька с сестрой умирают от голода. Отец погиб, мать в больнице, им приходится самим как-то выживать. Коля, его мама и бабушка, хотя последняя не сразу, помогают несчастным. В день Победы детям сообщают, что их мать умерла, а после отправляют в детский дом.

    Главная мысль. В повести, хотя она и показывает события военного тыла, самое важное – военное эхо. Победа не всё стирает, не все раны, особенно психологические, легко и быстро затягиваются, уже не вернуть тех, кто погиб. Важно помнить ужасы войны, не допускать её снова.

    Краткое содержание

    Коля учился в третьем классе, и его учительницей была Анна Николаевна, которую особенно ценили за «полководческий ум». Она никогда не поучала, но давала ценные жизненные уроки, которые надолго врезались в память детей.

    На дворе был уже сорок пятый год, и каждый день по радио объявляли об очередной победе советских войск над фашистскими захватчиками. В эти дни Колю переполняли противоречивые эмоции — «предчувствие радости и тревоги за отца», воевавшего на фронте.

    Всем школьникам по очереди выдавали талоны на дополнительное питание. В этот раз пришёл черёд Коли — Анна Николаевна выдала ему талон, чтобы он пообедал в столовой № 8. Несмотря на то, что «мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил», чтобы Коля не голодал, он постоянно испытывал «ощущение несытости».

    *

    Столовая № 8 «была устроена специально для всех школ города», и здесь обедали только дети. Питание здесь было посредственное: кислые щи, овсянка и стакан молока, но Коля «съел все — так полагалось, даже если еда, которую дают, невкусная», ведь так его постоянно учила мама и бабушка.

    *

    На следующий день еда в столовой «оказалась похуже вчерашней». Коля с трудом заставил себя съесть две трети овсяного супа, после чего принялся за котлету. Неожиданно рядом появился мальчик, у которого было «жёлтое, почти покойницкое лицо». Он шёпотом попросил разрешения доесть остатки супа и в одно мгновенье проглотил его. Мальчик был не один, а с младшей сестрой, которая также выпрашивала остатки еды у обедавших школьников. Коля узнал, что таких ребят тут называют «шакалами».

    *

    Мысль о голодных детях, готовых «доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки» не давала покоя Коле. Тайком от матери он стащил из буфета кусок хлеба и положил в портфель.

    *

    В этот день в столовой царило настоящее столпотворение — «сошлись две или, может, даже три смены». Коле пришлось столкнуться с настоящей бандой старшеклассников, от которых ужасно воняло махоркой. Главарём этой банды был носатый верзила, которому Коля дал прозвище Нос.

    Коля узнал, что «шакалы» часто крали еду прямо со стола. На них устраивали настоящие облавы, но ничего не помогало. Вскоре Коля стал свидетелем того, как вчерашний желтолицый мальчик украл хлеб у маленькой девочки.

    *

    Коля услышал, как Нос подговорил своих товарищей проучить «шакала». Окружив желтолицего мальчика, они «были похожи на стаю, загнавшую зверя». Началась драка, и неожиданно для всех «шакал» что есть силы вцепился руками в горло Носа и принялся его душить. Друзья Носа в страхе разбежались.

    *

    Желтолицый мальчик потерял сознание, и Коля побежал в столовую за помощью. Гардеробщица напоила мальчика сладким чаем, и тот пришёл в чувство. Коля узнал, что «шакал» не ел пять дней.

    *

    Коля познакомился с желтолицым — его звали Вадька, а сестру — Марья. Он узнал, что их отец погиб на фронте, а мать лежала в больнице. Дети, потеряв деньги и карточки на продукты, голодали, но не говорили об этом матери, не желая её расстраивать.

    *

    Коля видел, что его новым знакомым «нехорошо и одиноко», и отчаянно хотел им помочь. Вадька сказал, что им надо как-то дожить до конца месяца, и тогда они получат новые карточки. Коля решил отдать ребятам свою куртку.

    *

    Мама Коли, узнав о беде Вадьки и Марьи, пригласила их в дом. Бабушка накормила ребят вкусной заварихой с маслом, и те, наевшись впервые за долгое время, крепко уснули.

    *

    Мама Коли решила помочь детям и попросила их обязательно прийти к ним вечером. Ради нового друга Коля пропустил уроки и вместе с Вадимом бродил по городу в поисках продуктов. В этот день им удалось выпросить немного жмыха с маслозавода.

    *

    Вадим рассказал Коле о том, как ему морально тяжело быть «шакалом», но иначе Марья умрёт от голода. Он также поведал о местной шпане, которая отбирает в столовых у детей еду, угрожая ножом.

    *

    Вадим привёл Колю на рынок, который «считал серьёзным в смысле жратвы местом», и поведал о способах добычи пропитания. Мальчики заглядывали под прилавки в надежде отыскать обронённую картофелину, но так ничего не нашли.

    *

    После рынка ребята зашли в Вадькину квартиру. Коля раньше никогда «не видел такой убогости». Вадим рассказал, что после смерти отца мать сильно изменилась и стала странно себя вести.

    *

    Мама Коли рассказала в школе о голодных детях, и директор выдал им талоны в столовую, а учительница собрала немного денег. Вадим очень обрадовался, что «теперь не надо шакалить».

    *

    В столовой один из представителей шпаны отобрал еду у Марьи, угрожая ей бритвой. Мальчики заступились за неё, и хулиган поспешил скрыться.

    *

    По дороге домой ребят догнал хулиган из столовой и бритвой разрезал пальто Вадиму — «теперь его не продашь». Марья принялась горько плакать.

    *

    Коля с Марьей отправились к тифозным баракам, чтобы передать письмо больной маме. Коля с ужасом узнал, что больные здесь откровенно голодают. Из больницы он вышел совсем другим человеком. Только теперь он понял, с какой страшной бедой столкнулись его новые друзья. Коля почувствовал себя «зелёным сопляком по сравнению даже с Машкой».

    *

    Вечером пришёл Вадим с продуктами, которые ему передали в школе. Он рассказал, что директор предложил им временно пожить в детском доме, пока не поправится их мама.

    *

    Мама Коли настояла на том, чтоб Вадька сходил в баню. Марья призналась, что однажды Вадим её взял в мужскую баню, ей было ужасно стыдно, и больше она туда никогда не пойдёт.

    *

    Когда брат с сестрой ушли, мама принялась ругать Колю за прогул школы. Он рассказал, что вместе с Вадькой искал еду, и тут мама заплакала. «Самый худший вид пытки — материнские слезы», и Коля почувствовал себя очень плохо оттого, что расстроил маму.

    *

    9 мая была объявлена долгожданная победа над Германией. Все вокруг ликовали. Анна Николаевна собрала ребят в классе, поздравила с победой и сказала, что они, дети войны, никогда не должны забывать её — только так можно сохранить мир на земле.

    *

    После школы Коля навестил своих друзей и узнал о страшном горе — их мама умерла. Вскоре их забрали в детдом, и дружба Коли и Вадьки оборвалась — отныне они жили словно в разных мирах.

    *

    Война закончилась, и Коля быстро забыл о ней. Он уже заканчивал четвёртый класс, но в восьмой столовой по-прежнему обитали «шакалы» — «маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки».

    Постоянный голод

    Далее краткое содержание книги «Последние холода» рассказывает о том, что все время хочется есть. В целом всех ребят условно можно было подразделить на 3 группы: простых, шпану и шакалов. Простые ребята боялись всех остальных. Шакалы у всех отнимали еду, при этом шпана просто внушала страх всем своим видом, при этом она вызывала ощущение совершенно тупой толпы.

    В какой-то момент, когда Коля кушал, он оставил суп (для рассказчика немыслимое дело, поскольку его мать учила всегда все доедать, даже если ему пища очень не нравилась). К нему подсел незаметно для него один из шакалов, начал выпрашивать взглядом остатки супа. В этот момент рассказчик заколебался, хотя ему пищу и отдал. Он этого мальчика заприметил, про себя называя его желтолицым. Кроме того, он заприметил одного парня из шпаны, пробившегося без очереди среди мелких. Прозвал он его Носом.

    Спустя несколько дней, опять кушая, он снова увидел желтолицего, который украл хлеб у совсем маленькой девочки, из-за чего поднялся ужасный скандал. После этого банда Носа решила поколотить желтолицего, но выяснилось, что они, в общем-то, и драться толком не умеют, больше хорохорятся. Тогда желтолицый Носа схватил за горло и начал душить. Банда в ужасе разбежалась. А желтолицый побрел к забору. Там он упал в обморок. Увидев это, Коля начал звать на помощь, и мальчика привели в себя. Выяснилось, что он ничего не ел уже 5 суток, а хлеб воровал для себя и своей сестры Марьи. Тогда рассказчик узнал, что имя желтолицего — Вадька.

    Прогуливание школы

    Очень интересно описал жизнь этих детей Альберт Лиханов. «Последние холода» — это повесть о настоящей дружбе. Итак, на следующий день дети втроем собрались идти в школу. Девочка пошла, а Коля и Вадька школу впервые прогуляли. Желтолицый и рассказчик, увязавшийся с ним, пошли искать пропитание. Сначала Коля очень возмутился, ведь Вадик был сытым, а бабушка и мать их вечером приглашали опять в гости, так зачем нужно искать еду? Этот вопрос он задал мальчику, а тот сообщил, что родные рассказчика его кормить не обязаны. Он поступил благородно, не пожелал сидеть на чужой шее.

    Матери

    Составляя краткое содержание рассказа «Последние холода», нужно поведать и об отношениях детей со своими матерями. Так, когда Коля был у Вадима, он их очень активно сравнивал. Рассказчик был всегда под покровительством мамы, ее никак не жалел, за нее не боялся. А у Вадика отношения с матерью были совершенно иные: он сам рассказывал, что очень боится за нее, что после смерти их отца она очень сильно изменилась. Такое отношение к любимому человеку говорит об уже появившейся зрелости мальчика, он, в отличие от Коли, повидал в жизни уже многое. На его лице появились даже морщинки, иной раз он напоминал старика.

    Вернувшись из школы, Марья поругала Вадика за то, что он прогуливает уроки, и сообщила, что ей дали талоны на питание. Дети наконец поели в столовой, но у девочки отобрали второе, после чего ее брат отогнал обидчика.

    Главные герои («Последние холода») выходят из столовой, смеются, шутят. Вадику ножом порвали пальто, девочка заплакала. Желтолицый идет в школу, поскольку его вызвали к директору, Коля же провожает Марью домой. Здесь они написали письмо ее матери, при этом на не особо разговорчивого рассказчика неожиданно напал дух сочинительства, может быть, из-за того, что он себя представил на месте детей.

    Потом они отправились домой к Коле, сделали там уроки, покушали. Зашел желтолицый с перевязанными ремнем учебниками и целым портфелем еды — ему ее передали через директора учителя. Вадик обвиняет мать рассказчика в том, что его вызвали к директору, а также в данных подачках. Но мама говорит, что она здесь ни при чем. Она усаживает мальчика за стол, он нехотя, но соглашается. Начинают разговаривать о бане. Выяснилось, что Вадик и Марья после госпитализации матери мылись один раз из-за жуткого стеснения девочки ходить в общую баню, а сама она не могла мыться, было трудно. Рассказчик говорит о детстве, что вроде бы ты и свободен, но это не так, ты не волен. В какой-то момент обязательно понадобится сделать что-то, чему противится изо всех сил твоя душа. А тебе при этом говорят, что так надо, и ты, страдая, маясь, упираясь, делаешь все-таки то, что требуется.

    Когда Марья и Вадька уходят, мать Колю ругает за прогуливание уроков, к слову, первое в его жизни.

    Герои

    Необходимо рассказать и о героях, составляя для этой повести краткое содержание. «Последние холода» нам демонстрируют совершенно разных детей в военные годы. Так, рассказчик жил с бабушкой и матерью, отец его воевал. Дома его женщины «коконом обвивали», как он говорил, укрывали от любых бед. Он, в общем-то, не голодал, всегда был обут и одет, не пропускал уроки.

    Но Марья и Вадька жили совсем иначе. Их отец умер в самом начале войны. Мама находилась с тифом в больнице, и было мало надежд на выздоровление. Девочка потеряла где-то талоны на еду, поэтому ее брат был вынужден шакалить, еду добывать своей хитростью. При этом нравственно они не опускались. Дети постоянно думали о своей матери, всегда врали ей в своих письмах для того, чтобы она нисколько не волновалась. Они жили в очень бедном доме. Это все узнал рассказчик, пообщавшись с Вадькой.

    Сюжет

    Коля восхищается Анной Николаевной — ее умом и способностью легко и просто доносить простые истины. Началась война. В школьной столовке он видит голодающих детей и знакомится с Вадькой. Тот отбирает еду у младшеклассников, чтобы отнести сестре, но теряет сознание от голода. Коля потрясен. Он помогает Вадьке и рассказывает матери о детях. Мама тайком относит им еду и помогает в хозяйстве. Проходит война, наступает победа. Все празднует мир. Но не Вадька с сестрой — их мать умирает, и их отправляют в приют. Коля старается поддерживать с ним отношения, но тот отворачивается. Учительница просит детей помнить о войне и передавать ее уроки дальнейшим поколениям.

    Помощь детям

    Описывая краткое содержание («Последние холода»), стоит отметить, что рассказчика к Вадьке тянуло словно магнитом. Он уважал этого странного, желтолицего мальчика. В какой-то момент выяснилось, что Вадьке не хватит денег, и для того, чтобы выжить в холода, он у рассказчика попросил на некоторое время куртку. Тот отправился домой и поговорил с бабушкой, которой рассказал про Марью и Вадьку, а также про их тяжелую ситуацию. Но бабка ему не разрешила отдать куртку. Но рассказчик пошел против ее воли. Он забрал предмет гардероба и побежал к ребятам на улицу. Немного позже к ним подошла мать рассказчика. Он и ей рассказал, в чем дело, но мать, в отличие от бабушки, к детям отнеслась с сочувствием, хорошенько их накормила, а они прямо за столом уснули от сытости.

    Смерть матери

    Рассказчик пошел к дому Марьи и Вадима. В их квартире не горел свет, но дверь оказалась открытой. Девочка лежала в одежде на кровати. Вадик же сидел возле нее на полу. Он сказал, что несколько дней назад умерла их мама, а они об этом узнали только сегодня. День 9 мая стал праздником абсолютно не для всех.

    Их отдали в детдом. Рассказчик их навещал один раз, только беседа у них как-то не заладилась. Он их с тех пор больше не видел, поскольку детей перевели в другой детдом.

  • Краткий рассказ поздним вечером
  • Краткий рассказ повесть пушкина выстрел
  • Краткий рассказ повесть о петре и февронии муромских 7 класс
  • Краткий рассказ повесть о настоящем человеке
  • Краткий рассказ повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя александра невского