Краткий рассказ поучение владимира мономаха

Краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха»

Краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха»

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1680.

Обновлено 1 Декабря, 2021

О произведении

«Поучение Владимира Мономаха» по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как «Поучение детям».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Место и время действия

В поучении киевский князь Владимир обращается из XII века к своим потомкам.

Главные герои

  • Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям.

Краткое содержание

В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.

Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, старшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям. Князь напоминает, что все люди грешны и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами — удивительным разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казни виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Заключение

Заключение

«Поучение…», возраст которого насчитывает не одну сотню лет, остается актуальным и по сей день. Основные советы великого князя заставляют задуматься и по-новому взглянуть на свою жизнь.

После ознакомления с кратким пересказом «Поучения Владимира Мономаха» рекомендуем прочесть литературный памятник в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Global Elite

    9/10

  • Валерия Кудрина

    9/10

  • Макс Богомягков

    10/10

  • Эмиль Мамедов

    7/10

  • Никита Свистуленко

    9/10

  • Саша Марченко

    9/10

  • Александр Журавлевич

    9/10

  • Владислав Сердюков

    10/10

  • Ярослав Соколовский

    10/10

  • Илона Селявко

    10/10

Рейтинг пересказа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1680.


А какую оценку поставите вы?

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

На чтение 10 мин Просмотров 5.2к. Опубликовано 04.12.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Поучение Владимира Мономаха» за 3 минуты и подробно за 6 минут. 

Очень краткий пересказ «Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение» начинается обращением к «детям… или ному кому», кто прочтет эту «грамотку». Мономах уже в годах, он пишет послание, «сидя на санях», то есть потихоньку готовясь отойти в лучший мир.

Князь Владимир, тщательно отобрав для младших родичей строки из Псалтири о нравственных принципах, цитирует их. Необходимо «укрываться от сборища лукавых», то есть лгунов и завистников, «старшим покоряться», «к младшим любовь иметь», не забывать о «покаянии, слезах и милости».

Это можно применить ко всякому человеку. Зная, что сыновьям его придется княжить, вершить судьбы людей, Мономах обращает особое внимание на тех людей, которые облечены властью, и дает разумные советы, которые пригодятся каждому правителю.

Необходимо «ни правого, ни виновного не убивать», подавать сиротам, уберегать от обид вдов, помогать бедным. Следует заботиться о благе народа-кормильца.

Жить нужно аскетически, не утопать в роскоши, а стараясь поддерживать здоровье умеренностью во всем, рано вставать – до рассвета, не расставаться с оружием (опасностей много, следует всегда быть готовым к защите себя и своей земли), помнить Бога, часто объезжать свои земли, лично наблюдая за тем, как исполняются княжеские поручения.

Далее Мономах разворачивает перед сыновьями пеструю картину собственной жизни: с 13 лет он – воин, правитель, князь. Владимир Всеволодович рассказывает о предпринятых им походах на половцев, поляков, на кочевников-торков.

«Восемьдесят и три великих» похода совершил Владимир, остальных, малозначительных, он «и не упомнит». Старался с русскими князьями заключать мир, чтобы не разорять землю, а врагов смирял.

В перерывах между воинскими трудами Владимир принимал участие в популярном мужском развлечении тех времен – охоте. Впрочем, развлечением или своего рода видом спорта это занятие можно считать сейчас, тогда это было по-настоящему рискованное занятие, которое позволяло добыть мясо для пропитания и шкуры для выделки.

Множество опасностей подстерегало Мономаха на охоте: дикие звери неоднократно его ранили, но он выжил благодаря ловкости, сметливости и удаче.

Вновь князь упоминает о необходимости держать тело в строгости и выполнять самому немалую часть работы, которую должны делать слуги, «отроки» — именно этого принципа он придерживался всегда, это позволяло ему оставаться сильным и крепким.

Мономах акцентирует внимание читающих «Поучение» на том, что правитель должен быть человеком разумным, справедливым, обладать добрым сердцем.

Последняя часть произведения обращена к двоюродному брату Мономаха Олегу. В междоусобице погиб сын Мономаха Изяслав. Признав вину сына, пошедшего войной на близкого родственника (Олег приходился ему крестным отцом) и отказываясь от мести за него, Мономах взывает к разуму Олега: нужно помириться, нельзя проливать кровь своих братьев.

Владимир предлагает прислать находящуюся у Олега в плену вдову Изяслава, чтобы он, отец Изяслава, мог поселить несчастную женщину у себя и вместе с ней оплакивать потерю.

Завершает свое «Поучение» Владимир Мономах молитвами, в которых просит милости у Бога для себя и своих близких и подданных.

Главный герой и его характеристика:

  •  Владимир Мономах  – автор Поучения, Великий князь киевский. Годы жизни 1053-1125, на великое княжение сел в 1113 году, уже будучи человеком зрелым и опытным. Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода и родственницы византийского императора Константина Мономаха. С 13 лет оказывал реальную помощь отцу в делах правления: помогал держать оборону и совершать предупреждающие удары на охочие до русских земель племена половцев, торков, на поляков. Был человеком мужественным, вел дружину, лично принял участие в 83 больших походах и неизвестном количестве малых. Был крепок телом и здоров духом, любил охоту, при необходимости не гнушался работой слуг, никогда не предавался неге и роскоши. Скорее всего, получил прекрасное образование (отец его знал 5 языков), лично написал 4 труда для современников и потомков, среди них – «Поучение». Был отличным дипломатом, умел договориться как с представителями иностранных государств, так и с соперниками и мятежниками на собственной земле. Чрезвычайно важным считал сохранить мир в княжестве, умел заботиться о благе народа, справедливо вершил суд, ограждал и защищал бедных и убогих. Принял ряд законодательных актов, затрудняющих закабаление свободных бедняков. Считал одной из важнейших задач правителя сохранение целостности государства и поддержание мира внутри него.

Краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха» подробно

Великий князь Владимир Мономах в начале своего наставления обращается к сыновьям, которым он вскоре будет передавать власть («Поучение» написано в те годы, когда правитель русский был уже пожилым человеком).

Детям своим и тем, кто пожелает прочесть назидание, правитель Руси советует воспринять наставления сердцем и не лениться, а трудиться от рождения до старости. Именно так жил сам Мономах, не давая себе поблажек.

Коротко упоминает Владимир о том, что братья предложили ему союз против родичей – Ростиславичей, однако он отказался проливать кровь ближних своих. Для того времени, периода отчаянных междоусобиц, это было очень смелое решение.

Князь Владимир, объясняя читателю отсутствие желания драться с родными и разорять русскую землю, цитирует текст Псалтири. Правитель обращает внимание будущих читателей на те места, где предлагается человеку жить праведно, уклоняться от зла, творить мир.

Душу следует иметь «чистую», тело «худое», беседу «кроткую». Старших чтить, младших любить, помнить о покаянии, слезах и милости – то есть вести благочестивую жизнь, беречь ближних своих.

Князь отмечает, что необходимо, не позволяя себе лениться, контролировать все самостоятельно: в доме своем не полагаться полностью на холопов, в делах правления – на помощников, в подготовке к бою – на военачальников.

Хороший хозяин должен знать досконально все, что относится к области его управления, и уметь распорядиться так, чтобы польза была для всех наибольшей. На земле мы лишь гости, учит Мономах, а потому гордиться тем, что ты облечен властью, и пытаться копить бессчетные богатства глупо: смерть все отнимет, а доброй славы у людей ты этим не заслужишь.

Поскольку дети князя будут облечены властью, им надлежит держать ответ не только за себя, но и за подданных.

Мономах отмечает: таково Божье слово, а далее последует рассказ князя о себе. Свою жизнь он ставит в пример потомкам, не кичась своими достижениями, но стараясь помочь им уяснить для себя важнейшие жизненные принципы.

Отец Мономаха знал 5 языков. Владимир Всеволодович упоминает об этом факте, объясняя детям, что учиться нужно, причем следует делать это всю жизнь. Только так можно добиться успеха.

Сам он в 13 лет уже был отправлен старшими в военные походы: ходил к Смоленску, Ростову, Суздалю и другим городам, причем к Ростову, будучи еще подростком, шел он «через землю вятичей», то есть по территории недружественного племени.

Ходил он после во Владимир, а затем в Берестье. Молодого князя отправили братья восстанавливать погубленный пожарищем город, и он справился с задачей. Став старше, продолжал помогать отцу и братьям изгонять чужаков с русской земли, воевал с поляками, много воевал с половцами.

К отцу он ездил, по собственным воспоминаниям, не менее сотни раз, а всего совершил 83 крупных военных похода и немалое число мелких, из которых не каждый мог припомнить в подробностях.

Отдых Владимира Мономаха на охоте

Много побед одержал Владимир Мономах и сумел добиться того, что кровопролитные сражения нередко шли уже за пределами родных земель. Так эти земли были спасены от разорения.

Завершив повествование о военных сражениях и устроении русских земель, Мономах прибавляет, что себе он отдыха не давал и вне боевых походов: он очень любил охоту. Немало злоключений случилось со знатным охотником: и туры (быки) его метали рогами, и олень бодал, и лоси топтали ногами, и медведь пытался его укусить.

Но все раны зажили, самые страшные напасти миновали отважного князя. Вновь напоминает князь потомкам: все дела делал он сам, и в доме все обустраивал, и на войне облегчал слугам (отрокам) работу, и к охоте сам тщательно готовился. Сирых и убогих никогда не обижал, вставал на их защиту.

И до начала великого княжения, и после Владимир преследовал цель: постараться объединить родичей-князей, прекратить смуту и распри. Но много печалился он: далеко не все в то смутное, трудное время способны были (и хотели) понять простую истину: нельзя проливать брату кровь брата. Нельзя творить зло на своей земле.

Третья часть «Поучения» посвящена как раз одному из таких печальных событий: во время междоусобной распри был убит старший сын Владимира Изяслав. Мономах пишет письмо родственнику Олегу, с которым по наущению хитрых советников и начал сражение Изяслав, желая заполучить себе побольше владений.

Олег был крестным отцом Изяслава. Но Мономах не винит двоюродного брата в гибели сына, не грозит ему страшной карой. Напротив, он отмечает: сын погиб, как надлежит погибать мужчине, — в бою. И вины с сына не снимает, правда, напоминает, что его, еще молодого, науськали «слуги».

Мономах прямо и искренне обращается к Олегу, говоря ему, что Бог сам разберется, а мы здесь, на земле, не должны быть мстителями. Владимир Всеволодович протягивает руку дружбы родственнику несмотря на то, что из-за его распрей с Изяславом лишился сына.

Предлагает Олегу вспомнить, что Изяслав приходился ему крестником, то есть он тоже потерял сына, хотя и не единокровного, а духовного. Мягко просит Владимир не держать в плену жену убитого Изяслава, а прислать к нему, чтобы мог он, Владимир, поселить вдову у себя и вместе с ней оплакивать безвременную кончину Изяслава.

После обращения к Олегу следует заключительная часть «Поучения», где собраны Мономахом особо важные, на его взгляд, слова и молитвы из духовных книг.

Кратко об истории создания

Исследователи полагают, что Владимир Мономах задумал свое «Поучение» примерно в 1100 – 1117 годах. Но полностью написано оно было позже. Князь сам отмечал, что составляет наказ потомкам, «сидя на санях» (то есть потихоньку готовясь к отходу в мир иной). К нам «Поучение» попало в списках Лаврентьевской летописи.

«Поучение» — прекрасный исторический источник, помогающий изучать Русь периода раннего средневековья, и одновременно великолепное литературное произведение, богатое яркими эпитетами, меткими сравнениями и мудрыми мыслями.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник «Поучение Владимира Мономаха»
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План «Поучение Владимира Мономаха»
  • 3 Вопросы «Поучение Владимира Мономаха»

Поучение 12 века, автор – киевский великий князь Владимир Мономах. Перед смертью («сидя на санях») он пишет своим детям и добрым людям «грамотку», поучение, как жить. «Имейте страх Божий» и «милостыню подавайте». В этом – начало добра. Звали его братья отнять у Ростиславичей волость (владения), а он не пошел. Не по совести это. «Есть и пить без шума, при старых молчать, мудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь». А еще «ни во что ставить всеобщий почет».

Жить по Евангелию: не мстить, на ненависть отвечать любовью, потерпеть, если гонят. Надо заступаться в судах за беззащитных – сирот и вдов. Нужно со слезами просить у Бога прощенья за ошибки, подавать милостыню бедным. Если уж поклялись – держите слово. Не убивайте даже за дело. Церковь почитайте, в доме своем сами за порядком следите, на войне не надейтесь на воевод, посевы крестьян не топчите, с соседними княжествами живите в мире. Не лгите, не пьянствуйте, с беспутными женщинами не общайтесь, будьте в своей семье главным, вставайте рано и не объедайтесь.

Учитесь все время, не ленитесь. Сам Владимир в жизни без дела не сидел: десятки военных походов, охота, порядок в доме. И всюду был смел. Ради мира не мстил князю Олегу за убийство сына. На все воля Бога. Жизнь человеческая коротка. За все придется дать ответ. Тело никто не сбережет, а душу – может. Нужен мир между всеми, и правда во всем.

Читательский дневник «Поучение Владимира Мономаха»

Сюжет

Старый князь Владимир пишет поучение своим детям и всем людям, как жить. Главное – страх Божий. Тогда ничего плохого не сделаешь. Важна милостыня бедным. Нельзя гордиться, мстить, убивать, лгать, пьянствовать, общаться с беспутными женщинами, перекладывать свою ответственность на других, лениться. Надо учиться, трудиться, уважать старших, следить за порядком в своем доме, быть смелым, защищать вдов, сирот – ведь жизнь коротка, в могилу ничего не унесешь, а ответить за все перед Богом придется.

Отзыв

Древнерусское поучение подходит и современным людям, подрастающему поколению. Князь учит детей и внуков бояться Бога, а не людей, жить в мире с соседями, беречь Русскую землю, с уважением относиться к простому народу, крестьянам, и старшим, судить по правде, быть на стороне бедных, невиновных, вдов и сирот. Пишет он и о том, что порядок начинается с порядка в собственном доме, семье, что всю жизнь нужно учиться и трудиться. Поучение учит состраданию, справедливости, жизни по совести.

План «Поучение Владимира Мономаха»

  1. Обращение князя к потомкам.
  2. Начало добра – страх Бога и милостыня.
  3. Отказ Владимира от борьбы с князьями.
  4. Жизнь по совести и в мире со всеми.
  5. Помощь бедным, вдовам, сиротам.
  6. Уважение к труду крестьян.
  7. Порядок в своем доме.
  8. Учение и труд всю жизнь.
  9. Память о славных походах.
  10. Мир и добро всем христианам.

Вопросы «Поучение Владимира Мономаха»

  1. Кто был дедом князя Владимира? (князь Ярослав Мудрый).
  2. На какой реке князя встретили послы от братьев? (на Волге).
  3. Что князь называет началом добра? (страх Божий и милостыню).
  4. Какую священную книгу читал князь? (Псалтирь).
  5. Защитником кого должен быть человек во власти? (сирот и вдов).
  6. Что князь предостерегает причинять селам и посевам? (зло).
  7. Кого нужно чтить больше всех? (гостя).
  8. Мать всех пороков? (лень).
  9. С какими язычниками бился князь? (с половцами).
  10. Чего хочет князь братии и Русской земле? (добра).
  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Поучение Владимира Мономаха

Краткое содержание Поучение Владимира Мономаха

Владимир Мономах обращается к собственным детям и всем другим, кто будет читать послание. Призыв его основан на добре, почитании Бога. Ведь человеческая жизнь очень скоротечна, а умирать, не совершив раскаяние за свои прегрешения, страшно. Человека красят добрые дела – слезы, покаяние и милостыня.

В Послании Князя звучат призывы к детям не быть ленивыми и постоянно помнить о милости Божьей, которую можно приобрести не только будучи затворником или монахом. Ее можно обрести, благодаря свершению небольших дел, которые сделаны искренне с желанием помочь своему ближнему. Это зачтется человеку Богом, если даже кто-то примет хоть половину из сказанного в послании. Человек будет помилован Богом. Православный человек не должен забывать о слабых и немощных. При любой возможности следует помочь и покормить их. Вдова и сирота не подлежат осуждению, они не должны быть обижены сильными. Еще Князь в своем послании говорит о том, нельзя убить человека, даже если он виновен и заслужил смерти. Не стоит клясться от имени Бога. Поклявшись и поцеловав крест, надо хорошо подумать, дабы не нарушить клятвенное слово и вместе с этим не погубить свою душу.

Призывает Князь в Послании с почтением относиться к епископам, священникам, игуменам монастырей, просит проявлять к ним заботу. В ответ они всегда будут молиться за всех людей. Гордыня – один из страшнейших человеческих пороков, с которой надо вести борьбу. Ее надо изгонять из сердца и ума. Все людей ждет смерть и все, что дается Богом, то это на некоторое время. В Поучениях уделено много внимания о почитании пожилого человека, как своего отца. К молодому нужно относиться как к брату.

Обращаясь к детям, Князь просит их всегда думать о молитве, где бы они не находились и чтобы не делали. Вместе с тем, он просит их заниматься учением и приобретать новые знания. В пример, Князь приводит своего отца, знавшего пять языков. Мономах внушает детям основы нравственности, с которой неразрывна христианская вера. В своих практических советах, Князь говорит о почитании старших. Во время военных действий не полагаться только на воевод, а самим быть дисциплинированными и строго соблюдать установленный порядок. Будучи воинами, всегда быть с оружием и не расставаться с ним, особенно, в неспокойные годы – ведь от беспечности можно погибнуть. Слуги не должны наносить вред простому народу, когда их хозяин объезжает свои владения. Нельзя, чтобы народ потом проклинал.

Писал он и о том, что приехав в новые места, нужно подать бедному на еду. Гостя, пришедшего к вам, необходимо чтить независимо от его статуса и состояния. Если нет возможности одарить подарками гостя, то обязательно его надо накормить и напоить. Ведь гость потом разнесет по всей земле молву о хозяине, скажет, какой он есть на самом деле. Больного родственника или близкого человека нужно чаще проведывать, а умершего — достойно провести в последний путь. Встречая любого человека, вести нужно себя доброжелательно, не стоит стесняться хороших слов при встрече.

Мужчина должен любить жену, при этом не допускать, чтобы она властвовала над мужем. Нельзя никогда забывать все сделанное полезное для человека. Всегда нужно учиться тому, чего не знаешь. Поучения рекомендуют не быть ленивым для того, чтобы всегда быть готовым сделать доброе дело.

Князь в своих Поучениях рекомендует обязательно посещать церковь и проводить время в постоянных молитвах. Так делали предки, самые лучшие люди и потомки. Помолившись утром и воздав хвалу Богу, следует браться за исполнение дел.

Заканчивая свое повествование, автор выражает надежду, что он не будет осужден детьми. Он не хочет хвастаться перед своими людьми необыкновенной удалью и отвагой. Прославление Бога и его Милость — это главная тема Поучений. Бог всегда с автором, пусть грешным, но он и оберегал его от всяческих напастей. Еще Князь просил спокойно относиться к смерти и не бояться ее. Человек умирает только в тот момент, когда наступит на это воля Бога.

Князь просил всегда творить добро и делать дело так это даст Бог.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Поучение Владимира Мономаха. Картинка к рассказу

Поучение Владимира Мономаха кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Осеева Бабка

    В рассказе Валентины Осеевой «Бабка» описываются отношения в семье, состоящей из пятиклассника Борьки, его отца, матери и бабушки по материнской линии. Причем бабушкой ее никто не называл

  • Краткое содержание Братья Гримм Три брата

    Произведение повествует об одной семье, в которой у отца было трое сыновей.

  • Краткое содержание Ковер-самолет Крапивина

    Самая замечательная пора нашей жизни это детство. В детские годы живется хорошо и беззаботно. Эти годы навсегда останутся у нас в памяти, как самые лучшие.

  • Краткое содержание Осеева Кто хозяин?

    Коля и Ваня были друзьями. Однажды они подобрали на улице чёрного пса с перебитой лапой. Он назывался Жук. Ребята вместе выхаживали его, но каждому очень сильно хотелось, чтобы животное принадлежало только ему. И

  • Краткое содержание Брюсов Огненный ангел

    Главный герой произведения родился в семье врача. Старший брат также пошёл по стопам своего родителя, а сёстры удачно вышли замуж. Дома остался младший сын, которого звали Рупрехт. Отец отдал сына учиться в университет на врача

Содержание

  1. Кто такой Мономах и что мы о нем знаем
  2. Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано
  3. 1. Завет потомкам
  4. 2. Повествование Мономаха о своей жизни
  5. 3. Письмо к Олегу
  6. В чем идея «Поучения»

Свое литературное произведение великий князь написал во времена военного затишья на Руси. После очередных переговоров с послами своих братьев, Мономах в который раз отказался от военного похода на сородичей. Углубившись после этого в прочтение Псалтыри, он принял решение оставить княжеское послание своим детям, которое дошло и до наших дней, по праву считаясь образцом литературы древнерусского периода. “Поучение Владимира Мономаха“ в его кратком содержании изучается в 6 классе.

Кто такой Мономах и что мы о нем знаем

В жилах великого русского правителя текла кровь византийского и русского народа. Отец – Всеволод — был одним из сыновей Ярослава Мудрого – известного древнерусского князя. Мать – дочь императора Византии Константина ІХ, от которого внуку Владимиру досталось прозвище Мономах.

Трон царя достался Мономаху, когда ему исполнилось шестьдесят. За время своего правления ему удалось примирить враждующие между собой княжества, положить конец междоусобным войнам.

В памяти потомков великий правитель навсегда останется глубоко религиозным философом-мыслителем.

Краткое содержание книги "Поучение Владимира Мономаха"

Древнерусский князь Владимир Мономах

Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано

Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.

В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.

При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.

1. Завет потомкам

Литературное произведение Мономаха можно считать образцовой памяткой педагогической литературы. Основными двумя тематическими образами “Поучения“ являются образ сердца и образ страха Божия. Это христианские символы. Сердце имеет значение хранилища веры и благодати Божией. Страх Господний предстает как путь к спасению и избавлению от греха.

В произведении Владимир Мономах приводит много цитат из библейных трудов, что указывает на его высокий уровень религиозного знания и на то, что именно христианскими заповедями руководствовался великий древнерусский князь. Основное его напутствие заключается в том, чтобы дети приняли веру в Господа и следовали правилам христианского благочестия – это поможет очиститься от грехов и обрести вечное спасение:

Избыти грехов и Царствия не лишитися.

Князь считал, что воспитывать детей нужно лишь собственным примером.

Древнерусский государь советует потомкам оставаться патриотами и всегда выступать в защиту Родины от внешнего врага, любить труд, проявлять уважение к людям старшего возраста, жалость к слабым и обделенным судьбой:

… гордости не имейте в уме и в сердце, стариков уважайте; … подавайте сироте …

Автор «Поучения» большое значение придавал честности, в особенности, если это касалось клятвенных обетов:

Если придется целовать крест, подумайте вначале, можете ли клятву сдержать; а, поклявшись, держите ее, чтобы, нарушив, не погубить души.

Несмотря на то, что свое сочинение великий правитель адресовал собственным детям, читали и прислушивались к нему дети остальных бояр. В кратком содержании «Поучение Владимира Мономаха» изучается и в современных школах.

2. Повествование Мономаха о своей жизни

Вторая часть произведения Мономаха полностью автобиографическая. В ней он повествует о своих походах военных и делах охотничьих, о защите земли русской от кочевников, а также об особенностях ведения домашних дел.

…что надлежало делать моему отроку, то делал сам — на войне и на охоте, ночью и днем, в жару и холод, не давая себе покоя.

…бедного смерда и бедную вдову в обиду сильным не давал, за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Небольшие эпизоды из жизни правителя создают в воображении читателя образ древнерусского князя: смелого и заботливого – такого, каким и должен быть русский царь.

Описывая свои каждодневные дела, Владимир делает это с небывалой скромностью и без хвастовства. К примеру, свои военные походы он называет обычными разъездами, а о победе в них вообще не пишет или говорит кратко: “Бог нам помог“.

В описании охотничьих дел князь нигде не упоминает, сколько трофеев ему удалось добыть. Наоборот, он повествует о том, сколько ран он нанес животным и как самоотверженно защищались они от охотников:

…два тура меня рогами метали вместе с конем, бил меня олень и два лося.

Пересказ собственной жизни, выдержки из Священного Писания, повествования о внутренних мироощущениях автора легли в основу нового жанра древнерусской литературы – автобиографии, которого ранее не было.

3. Письмо к Олегу

Третья часть книги Владимира Мономаха, дошедшая до наших дней, посвящена его желанию примириться с Олегом — двоюродным братом, который в битве лишил жизни его кровного сына и захватил в плен невестку. Владимир сожалеет, что тот не искал покаяния сразу же после содеянного. И боится сам не успеть помириться с родственником до того, как умрет.

…помышляю, как перед страшным судьей не предстать, не покаявшись и не помирившись между собой.

Краткое содержание книги "Поучение Владимира Мономаха"

Цитата из письма Олегу

Собственно, его цель — призвать князей к уступчивости друг другу даже ценой прощения смерти сыновей. Что бы ни произошло, мертвого не воротить в мир живых и судить за поступки может один лишь Всевышний.

Заканчивая свое письмо, Владимир призывает брата творить только добрые дела для русского народа и во имя мира в государстве прощать даже кровные обиды.

В чем идея «Поучения»

Главная мысль, которая проходит через все произведение Мономаха, — служение интересам государства и сохранение его целостности. Для ее достижения образцовый правитель должен уметь жертвовать собственными интересами и обидами. Но под силу это только глубоко верующему человеку, следующему заповедям Господним, умеющему прощать и делать добрые дела.

О произведении

«Поучение Владимира Мономаха» по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как «Поучение детям».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Кратко об истории создания

Исследователи полагают, что Владимир Мономах задумал свое «Поучение» примерно в 1100 – 1117 годах. Но полностью написано оно было позже. Князь сам отмечал, что составляет наказ потомкам, «сидя на санях» (то есть потихоньку готовясь к отходу в мир иной). К нам «Поучение» попало в списках Лаврентьевской летописи.

«Поучение» – прекрасный исторический источник, помогающий изучать Русь периода раннего средневековья, и одновременно великолепное литературное произведение, богатое яркими эпитетами, меткими сравнениями и мудрыми мыслями.

Краткое содержание

В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.

Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, старшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям. Князь напоминает, что все люди грешны и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами — удивительным разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казни виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Очень краткий пересказ «Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение» начинается обращением к «детям… или ному кому», кто прочтет эту «грамотку». Мономах уже в годах, он пишет послание, «сидя на санях», то есть потихоньку готовясь отойти в лучший мир.

Князь Владимир, тщательно отобрав для младших родичей строки из Псалтири о нравственных принципах, цитирует их. Необходимо «укрываться от сборища лукавых», то есть лгунов и завистников, «старшим покоряться», «к младшим любовь иметь», не забывать о «покаянии, слезах и милости».

Это можно применить ко всякому человеку. Зная, что сыновьям его придется княжить, вершить судьбы людей, Мономах обращает особое внимание на тех людей, которые облечены властью, и дает разумные советы, которые пригодятся каждому правителю.

Необходимо «ни правого, ни виновного не убивать», подавать сиротам, уберегать от обид вдов, помогать бедным. Следует заботиться о благе народа-кормильца.

Жить нужно аскетически, не утопать в роскоши, а стараясь поддерживать здоровье умеренностью во всем, рано вставать – до рассвета, не расставаться с оружием (опасностей много, следует всегда быть готовым к защите себя и своей земли), помнить Бога, часто объезжать свои земли, лично наблюдая за тем, как исполняются княжеские поручения.

Далее Мономах разворачивает перед сыновьями пеструю картину собственной жизни: с 13 лет он – воин, правитель, князь. Владимир Всеволодович рассказывает о предпринятых им походах на половцев, поляков, на кочевников-торков.

«Восемьдесят и три великих» похода совершил Владимир, остальных, малозначительных, он «и не упомнит». Старался с русскими князьями заключать мир, чтобы не разорять землю, а врагов смирял.

В перерывах между воинскими трудами Владимир принимал участие в популярном мужском развлечении тех времен – охоте. Впрочем, развлечением или своего рода видом спорта это занятие можно считать сейчас, тогда это было по-настоящему рискованное занятие, которое позволяло добыть мясо для пропитания и шкуры для выделки.

Множество опасностей подстерегало Мономаха на охоте: дикие звери неоднократно его ранили, но он выжил благодаря ловкости, сметливости и удаче.

Вновь князь упоминает о необходимости держать тело в строгости и выполнять самому немалую часть работы, которую должны делать слуги, «отроки» – именно этого принципа он придерживался всегда, это позволяло ему оставаться сильным и крепким.

Мономах акцентирует внимание читающих «Поучение» на том, что правитель должен быть человеком разумным, справедливым, обладать добрым сердцем.

Последняя часть произведения обращена к двоюродному брату Мономаха Олегу. В междоусобице погиб сын Мономаха Изяслав. Признав вину сына, пошедшего войной на близкого родственника (Олег приходился ему крестным отцом) и отказываясь от мести за него, Мономах взывает к разуму Олега: нужно помириться, нельзя проливать кровь своих братьев.

Владимир предлагает прислать находящуюся у Олега в плену вдову Изяслава, чтобы он, отец Изяслава, мог поселить несчастную женщину у себя и вместе с ней оплакивать потерю.

Завершает свое «Поучение» Владимир Мономах молитвами, в которых просит милости у Бога для себя и своих близких и подданных.

Анализ

С самого начала «Поучения» Мономах указывает на завещательный характер своего назидания. По древнерусскому обычаю на место погребения тело усопшего доставляли на санях. Их упоминание означает приближение смерти. Это придает особое звучание всему, о чем говорит правитель. За его словами – прожитая им честно жизнь, дающая право на заветы. Для Владимира Всеволодовича детьми были все остальные князья. Поэтому обращение адресовано всем правителям. Автор призывает их помнить о предназначении, быть верными служителями интересам родной земли.

Четко прослеживается обращение к Библии. Все понимание поведения правителей Мономах строит на ее основе. Он проводит оценку всего сделанного и предлагает другим продолжить его путь. В «Поучении» князь предстает знакомым с книжными традициями и владеющим даром слова человеком с поэтичной образной речью. Он создает особый язык, ставший примером владения художественной речью.

Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.

Автор упоминает о необходимости ответственности князей перед Богом, так как власть они получили свыше. Между «Поучением» и другими подобными произведениями средневековой литературы заметна связь. Но русский правитель не создавал литературное сочинение. Он пытался донести до потомков духовно-политический опыт, доставшийся дорогой ценой. Владимир Всеволодович предостерегал от повторения собственных ошибок тех, кто получал власть.

«Поучение» отвечало политическим потребностям времени. В нем сказано, что от единства народа и страны зависит и то, какой будет их жизнь. В автобиографическом произведении отражены государственные реалии и проблемы, факты из личной биографии великого деятеля.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.

Повествование Мономаха о своей жизни

Вторая часть произведения Мономаха полностью автобиографическая. В ней он повествует о своих походах военных и делах охотничьих, о защите земли русской от кочевников, а также об особенностях ведения домашних дел.

…что надлежало делать моему отроку, то делал сам — на войне и на охоте, ночью и днем, в жару и холод, не давая себе покоя.

…бедного смерда и бедную вдову в обиду сильным не давал, за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Небольшие эпизоды из жизни правителя создают в воображении читателя образ древнерусского князя: смелого и заботливого – такого, каким и должен быть русский царь.

Описывая свои каждодневные дела, Владимир делает это с небывалой скромностью и без хвастовства. К примеру, свои военные походы он называет обычными разъездами, а о победе в них вообще не пишет или говорит кратко: “Бог нам помог“.

В описании охотничьих дел князь нигде не упоминает, сколько трофеев ему удалось добыть. Наоборот, он повествует о том, сколько ран он нанес животным и как самоотверженно защищались они от охотников:

…два тура меня рогами метали вместе с конем, бил меня олень и два лося.

Пересказ собственной жизни, выдержки из Священного Писания, повествования о внутренних мироощущениях автора легли в основу нового жанра древнерусской литературы – автобиографии, которого ранее не было.

Кто такой Мономах и что мы о нем знаем

В жилах великого русского правителя текла кровь византийского и русского народа. Отец – Всеволод — был одним из сыновей Ярослава Мудрого – известного древнерусского князя. Мать – дочь императора Византии Константина ІХ, от которого внуку Владимиру досталось прозвище Мономах.

Трон царя достался Мономаху, когда ему исполнилось шестьдесят. За время своего правления ему удалось примирить враждующие между собой княжества, положить конец междоусобным войнам.

В памяти потомков великий правитель навсегда останется глубоко религиозным философом-мыслителем.

'Краткое содержание книги

Особенности произведения

Исторический источник демонстрирует, что Мономах принимал участие о множестве походов, заключил десятки соглашений. Об этом повествует сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Зато они всегда выражают интересы его страны. Так, после принятия просьбы о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понимал, что налицо обман. Боевые действия между Царьградом и Киевом закончились отсутствием серьезных успехов, а соглашение скрепил династический брак.

Владимир Всеволодович был человеком образованным. В его произведении немало цитат, особенно, из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и изучение им вопроса перед написанием своего завещания детям. В сочинении упомянуты многие русские города. Они из них стали крупными центрами, к примеру, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие утратили былое значение. Их примерами являются Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на вепрей, оленей, туров, ученые сделали выводы об ареалах их обитания. Получается, что при помощи литературного памятника получили сведения различные науки.

Без специальной подготовки прочесть древний текст в оригинале невозможно. Причиной является слишком сильная разница межу русским языком двенадцатого столетия и современным. Выражается она не только написанием, но и произношением. К примеру, исчезли буквы «нус малый» и «нус большой», давно нет буквы «ять». Современным читателям неизвестно, какими звуками ранее обозначали твердый и мягкий знаки.

Прочтение текста в оригинале представляет серьезную проблему. Поэтому для анализа используют переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это заметно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут историки-профессионалы. Это позволяет не обращаться во время изучения каждого вопроса к энциклопедии и другим источникам. Несмотря на огромную разницу в написании, в структуре грамматики русского языка существенных перемен не произошло. Такое положение обеспечивает возможность видения стилистических особенностей и литературных приемов, использованных автором.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Герои произведения

Центральным персонажем своей проповеди является сам Владимир Мономах. Это великий русский князь, который рассказывает читателям о своей жизни.

Также в «Поучении» упоминается Олег Святославович – двоюродный брат Владимира, убивший в одной из битв его сына.

Пересказ «Поучения Мономаха»

Условно произведение делится на три части: обращение к молодому поколению, рассказ автора о своей жизни и его примирительное письмо к двоюродному брату. Все вместе они называются «поучением», так как в каждой из них автор говорит о том, как следует поступать добропорядочным христианам.

В начале Владимир обращается к своим читателям с советами о том, как жить по-христиански и быть достойным человеком, угодным Богу. Он говорит, что каждой личности необходимо:

  • быть трудолюбивыми и не лениться;

  • отказаться от алкоголя и блуда;

  • помогать слабым и бедным, давать милостыню и не осуждать;

  • быть верным религии, относиться с уважением к священникам;

  • почитать тех, кто старше;

  • не губить других людей (имеющих христианскую веру, что особенно интересно – ведь многие враги Руси таковой веры не имели, а, следовательно – губить их в войнах вполне допускалось);

  • осторожно участвовать в битвах и стараться не воевать со своими братьями.

Примечательно, что Владимир Мономах утверждает, что нравственность человека начинает исходить из его богобоязненности, и уже только потом подкрепляется внутренними убеждениями. Получается, что в первую очередь при принятии решений и совершении поступков читатели произведения должны обращаться к вопросу «А не нарушит ли это волю Божью?», а уже потом к собственным желаниям. Для того, чтобы подтвердить свою позицию, автор неоднократно обращается к религиозным источникам.

Дальше в кратком содержании «Поучения Владимира Мономаха» автор говорит о собственном опыте. Он рассказывает о том, как ездил в боевые походы или отправлялся в заграничные поездки, и на своем примере показывает, как может человек выполнять все правила из предыдущей части «Поучения». Владимир также говорит о том, что соблюдение этих правил помогло ему и в военных успехах, и в мирных торговых переговорах, и в даже в охоте.

В конце второй части автор просит читателей строго не судить его: ему вовсе не хотелось хвастаться собственными достижениями, ведь все они случились только по воле Божьей.

Третья и заключительная часть «Поучения» состоит из письма, которое Владимир пишет своему брату – князю Олегу Святославовичу. Он вспоминает о битве между их княжествами и о том, что Олег убил сына Владимира, хотя последний и одержал победу. Автор выражает удивление, почему его брат не хочет сам покаяться в совершенном убийстве, но все равно прощает его и говорит о своих надеждах на мир.

Современные историки и литературоведы, оценивая письмо из третьей части произведения говорят о том, что оно уникально: и тем, что его писал победитель побежденному, и тем, какое теплое и искреннее у него было содержание – будто это было исключительно обращение от брата к брату, а не от князя к князю.

  • Краткий рассказ поздним вечером
  • Краткий рассказ повесть пушкина выстрел
  • Краткий рассказ повесть о петре и февронии муромских 7 класс
  • Краткий рассказ повесть о настоящем человеке
  • Краткий рассказ повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя александра невского