Краткий рассказ поздним вечером


1

Юрий Бондарев «Поздним вечером», какое краткое содержание, где читать?

2 ответа:



2



0

«Поздним вечером» — рассказ для детей и о детях, детях послевоенного времени.

Заснеженный городок в степи. За окном темно и бушует буран. Мальчик ждет маму с работы. Радом его друг. Они разговаривают, пытаются отвлечься чтением и разговорами от тревожных ощущений. Похожи ли они на отцов, которые воевали? Возьмут ли их в разведку, дадут ли автомат?

Отголоски войны. Отец мальчика не вернулся с фронта, мать до позднего вечера работает в больнице. Он очень тревожится за мать. Пугают скрипы и шорохи, да и верный друг уходит — его мамка ждёт, волнуется. Мальчик сжимает перочинный нож, сквозь дрёму слышит стук в окно — пришла мать. Они пьют чай и включают радио, которое уже умолкло, но рано утром опять начнется трансляция — «будильник» сработает. Опять учиться и работать, работать и учиться.

Суровое послевоенное время.

Читать можно здесь и здесь



1



0

Рассказ о послевоенном времени, о детях послевоенного времени, эпизод из жизни людей, которые пытаются «отойти» от войны и строить новую мирую жизнь.Дело происходит в Казахстане в степном районе. Мать главного героя работает врачом и приходит поздно.

К мальчику Коле приходит его друг Мишка и они вместе коротают вечер. Ведут мальчишеские разговоры.

На улице буран, горит керосиновая лампа.Коля не хочет, чтобы Миша уходил, но того ждёт дома мать и уроки, которые надо выучить.Коля остаётся один. Ему немного страшно. Чудятся постоянные шаги , шорохи и ещё непонятно что.На всякий случай он берёт ножик.

Потом приезжает мать с работы. Семья укладывается.Уставшая мать быстро засыпает.

Коля думает о матери и об отце и тоже засыпает.

Читайте также

Отберите биографии деятелей искусства — из различных областей — и именно тех, кто умер молодым, оставив после богатое наследие, которое до сих пор является объектом общественного интереса и ценности.

Сделайте всякие фактологические выписки, а так же поищите инфу о том, что именно происходит сейчас с творческим наследием выбранных Вами героев.

Собссно, приступаем к писанине:

1.

Вступление

Художник такой-то, умер в ХХ лет;

Композитор такой-то, трагически погиб в возрасте ХХ лет;

Писатель …..;

Хореограф …..;

Рок-исполнитель (мы ж, типа того, не ретроГАДЫ какие) …..

Объединяет их всх — тема нашей сегодняшней рабоы — «Жизнь, коротка, а искусство вечно».

2.

Основная часть — здесь можете заливаться соловьём на любую тему: как жили, как творили, о чем думали/не думали — Вы же читали их жизнеописания, лишь бы следовал вывод:

«Столь важное и/или многое они смогли оставить нам! А задумывались ли они о дальнейшей судьбе своих работ? О том, как будут относится к ним потомки?

3.

И вот тут следует заключение, смысл такой:

Скорее всего — что они просто жили свою жизнь в искусстве, чётко понимая, что человеческая жизнь — по сравнению с … — откровенно коротка.

<hr />

В общем — не догма, но — руководство к действию.

«Поговорить за работу» — это вообще какое-то местечковое, одесско-житомирское выражение, вроде «Я вам не скажу за всю Одессу».

Предлог за употребляется тогда, когда хотите сказать о нахождении за предметом, по другую его сторону, позади, с глаголом скучаю звучит нелепо.

Глагол сажать, мне кажется, разумнее употреблять в инфинитиве, например, в вопросе «Что вы будете сажать весной?»

Я посажу или я буду сажать что-то. С корнем -сад- употребимее только в таких словах, как посадки, высадки, присадки, то же слово сад, садик, садок, садовод.

Можно сказать посадить, высадить, то есть глагол употребить лучше с приставками.

Самое мелководным в России считается Азовское море.

Оно самое мелководное не только в России, но и во всем мире: его даже иногда называют мелководным водоемом с невысокими береговыми склонами.

Зимой море может полностью замерзнуть, а лед через Керченский пролив попадает в Черное море.

Если заглянуть в толковые словари русского языка, то можно найти там имя существительное ВЕРХ, которое склоняется и употребляется как без предлогов, так в сочетании с разными предлогами.

Например. ВЕРХУ пальто из такого материала нет износа. Нет предела как ВЕРХУ совершенства, так и ВЕРХУ человеческой глупости. В этих предложениях существительное ВЕРХ употреблено в дательном падеже без предлога.

Данное существительное может употребляться и с предлогами (устроился на верху крыши), в том числе и с предлогом В. Например. В ВЕРХУ экрана появился непонятный значок.

Есть и наречие ВВЕРХУ (а также ВВЕРХ): ВВЕРХУ (где?) вдруг показался всадник.

А пишется слитно это наречие как образованное из существительного и предлога и имеющее при этом пространственное значение.

Правильно писать «Алёночка», (по типу «Леночка», «Симочка», «Шурочка»), но такой уменьшительно-ласкательный суффикс для этого имени непривычен. Привычнее — «Алёнушка».

Это всё равно, что, допустим, назвать Аню «Аненька» по типу «Катенька». Или Машу «Машечка». Грамотно, грамматически не придерёшься, а непривычно.

А «а» в уменьшительно-ласкательных суффиксах не употребляется. Исключение — «Лизанька» (но не «Лизачка» — это неграмотно).

Обновлено: 09.01.2023

1. Прочитайте описание позднего зимнего вечера. Какое настроение оно создаёт и как оно меняется настроение у Коли на протяжении рассказа? С какими событиями это связано?

2. Где находится мама мальчика? Что заставляет Колю волноваться?

4. Какие мысли приходят мальчикам? Как герои пытаются преодолеть страхи?

5. Почему Коля отпустил друга?

1. Настроение волнительное, беспокойное. Нарастает чувство тоевоги и переживания. Коля боится, что его мама заблудится в буране, ему невыносимо одиноко, неспокойно, что хочется плакать. Но настроение мальчика меняется, с приходом мамы домой. Радость перехватывает дыхание, Коля необыкновенно счастлив: его мама рядом с ним.
2. Мама Кольки работает врачом в степном районе, недалеко от города Актюбинска, в санях деда Степана, она едет домой. На улице поздний вечер буран, он заставляет Колю волноваться за маму, которая задерживается
4. Нехорошие мысли закрадываются в головы мальчишек, но они преодолевают страхи, садясь пить чай и размышляя о том, что могли бы быть разведчиками на войне. Говорят об отцах, разглядывают Колькин перочинный ножик и отвлекаются.
5. Коля решил, что он такой же смелый, как и его папа- погибший на войне.

«Поздним вечером» — рассказ для детей и о детях, детях послевоенного времени.

Заснеженный городок в степи. За окном темно и бушует буран. Мальчик ждет маму с работы. Радом его друг. Они разговаривают, пытаются отвлечься чтением и разговорами от тревожных ощущений. Похожи ли они на отцов, которые воевали? Возьмут ли их в разведку, дадут ли автомат?

Отголоски войны. Отец мальчика не вернулся с фронта, мать до позднего вечера работает в больнице. Он очень тревожится за мать. Пугают скрипы и шорохи, да и верный друг уходит — его мамка ждёт, волнуется. Мальчик сжимает перочинный нож, сквозь дрёму слышит стук в окно — пришла мать. Они пьют чай и включают радио, которое уже умолкло, но рано утром опять начнется трансляция — «будильник» сработает. Опять учиться и работать, работать и учиться.

Суровое послевоенное время.

Читать можно здесь и здесь

Рассказ о послевоенном времени, о детях послевоенного времени, эпизод из жизни людей, которые пытаются «отойти» от войны и строить новую мирую жизнь.Дело происходит в Казахстане в степном районе. Мать главного героя работает врачом и приходит поздно.

К мальчику Коле приходит его друг Мишка и они вместе коротают вечер. Ведут мальчишеские разговоры.

На улице буран, горит керосиновая лампа.Коля не хочет, чтобы Миша уходил, но того ждёт дома мать и уроки, которые надо выучить.Коля остаётся один. Ему немного страшно. Чудятся постоянные шаги , шорохи и ещё непонятно что.На всякий случай он берёт ножик.

Потом приезжает мать с работы. Семья укладывается.Уставшая мать быстро засыпает.

Коля думает о матери и об отце и тоже засыпает.

Все зависит от контекста. Можно предложить такой вариант для запоминания — Вам нравится нравиться людям? Хотя, на самом деле, все просто. Если отвечает на вопрос — что делать?, то мягкий знак ставится. А если на вопрос — что делает?, то мягкий знак не ставится.

Долгота и широта — это понятия, используемые в обозначении географических координат.

Например говорят: корабль находится в 35 градусах северной широты и 28 градусах восточной долготы.

Как же это понимать?

Чтобы понять, возьмите глобус, коснитесь пальцем в любой точке экватора. Затем крутаните глобус, не убирая пальца. Поворачивая глобус, вы меняете положение пальца по долготе.

В городе Гринвич находится точка, где долгота равна нулю градусов. Это точка, через которую проходит нулевой меридиан.

Всё что правее по карте, это называется восточная долгота, а всё, что левее — западная. Можно говорить и просто долгота, тогда смещение на запад или на восток будет определяться по знаку угла. Если угол отрицательный, то смещение на запад, а если положительный — на восток. Что является углом? Углом является угол между точкой A с координатами по X на уровне Гринвича и по Y на уровне экватора, точкой O, находящейся в центре планеты и точкой B с координатами по X искомой точки и по Y на уровне экватора.

Широта — это примерно то же самое, только откладывается по вертикали, то есть перпендикулярно долготе. То, что выше экватора — северная широта, а то, что ниже — южная. Или просто широта, тогда вниз идёт уменьшение угла (отрицательные углы), а вверх — увеличение.

текст при наведении

Для начало давайте определим, что такое эпитет.

YbUEunHDgcIzpqWPZm6RFONO8zlBfqgO.jpg

Теперь дадим определение слову «любовь».

UUhDi6he388P6ubvGiMnzeaVWOIpT1l9.jpg

После всех определений, можно подобрать эпитеты к слову «любовь»:

  • любовь — мимолетная;
  • любовь — девственная;
  • любовь — лирическая;
  • любовь — ревнивая;
  • любовь — страстная;
  • любовь — больная;
  • любовь — необыкновенная;
  • любовь — целомудренная;
  • любовь — сентиментальная;
  • любовь — платоническая;
  • любовь — умиротворенная;
  • любовь — настоящая;
  • любовь — ревнивая;
  • любовь — смертельная;
  • любовь — продажная;
  • любовь — возвышенная;
  • любовь — жертвенная и т. д.

Почему нет? Он сам литератор и знает литературу. Конечно, он будет не совсем обычным преподавателем, немного специфичным, но его уроки наверняка будут интересными и познавательными. В уроках литературы важно то, что идет сверх программы, а это не во всех даже лучших школах присутствует. В литературе главное привить интерес к предмету, а знания по литературе я считаю второстепенными.

Данное слово — сутки, имеет только множественное число и никак не применяется в единственном числе. Это существительное, отвечающее на вопрос — что? — сутки.

Чтобы просклонять это слово по падежам, нужно задать вопросы, относящиеся к каждому падежу.

Именительный падеж — что? -сутки

Родительный падеж — чего? — суток

Дательный падеж — чему? — суткам

Винительный падеж — что? — сутки

Творительный падеж — чем? — сутками

Предложный падеж — о чём? — о сутках.

Данное склонение по падежам показывает нам, как данное существительное — сутки может изменяться в различных текстах и предложениях и как правильно его писать, достаточно задать вопрос.

Чему учит рассказ

Смысл книги

Действие рассказа происходит в послевоенное время в небольшом городке, находящемся в степи. Два школьника Коля и Миша коротают вечер дома за разговорами. На улице тёмная ночь, начинается сильная снежная метель. Коля начинает переживать за маму, как она в такую погоду доберётся до дома. Мама мальчика работает врачом в больнице, каждый вечер по темноте возвращается домой. Ребята читают книги, разговаривают. Этим они пытаются отвлечься от тревожных переживаний. У Коли папа погиб на фронте, он был герой — артиллерист. Он был бесстрашным, свою маму мальчик тоже считает очень смелой. Он стремится соответствовать отцу и очень им гордится.

Ребята обсуждают, между собой достойны ли они своих отцов, которые погибли на войне. Вдруг им слышатся шорохи и шум, мальчиков пугают скрипы. Преданный друг Коли идёт домой, дома переживает его мать и ждёт. Мальчик остаётся один дома, в руках он держит небольшой ножик, задремав, он услышал частый стук по стеклу, он понимает, наконец – то пришла мать с работы. Они садятся за стол, пьют горячий чай и слушают радио. Любимая замёрзшая мамочка ложится спать, она корит себя в том, что мало уделяет времени ребёнку. Коля не спит, ему жалко уставшую, изнурённую мать. А утром всё продолжится, зазвенит будильник. Мама пойдёт на работу, а Коля в школу.

Война наложила свой отпечаток на каждого, для женщин не прошли бесследно кровопролитные и страшные военные дни. Потеряв многих близких и любимых людей. В глазах грусть и печаль, но желание нравиться и любить осталось. Даже такие тяжёлые испытание не смогли заставить человека не радоваться жизни. Этот рассказ многих о жизнях, причастных к войне. О возмужании и взрослении подрастающего поколения, становлении характера.

О мужественности, отваге, решительности, надёжности, твёрдости, смелости и героизме тех, кто воевал. А молодое поколение детей всё понимает и берёт пример с героев. В данном случае школьники Коля и Миша берут примеры со своих героически погибших отцов. Коля очень любит, ценит и уважает свою мать, которая в свою очередь каждый день волнуется за него.

Но у неё очень ответственная и немаловажная работа – спать жизни людей.

Эти ребята вырастут настоящим мужчинами, с высокой степенью ответственности. И дружба у них продлится до самой старости, с таким другом можно идти в разведку. Бесстрашие и непреклонность уже просматриваются в их детских поступках. Они будут заботиться о своей семье непоколебимо. С такими решительными мужчинами нестрашно за страну. Таким поколением и воспитанием нужно гордиться. Несгибаемость характера помогла нам победить войну, а мальчики полностью переняли пример со своих отцов.

Тонко дребезжат стекла. Сквозь шум бурана слышно, как на дворе глухо хлопает калитка. Коля, весь напрягаясь, останавливает взгляд на окне, потом негромко говорит:

— Показалось… Я думал, мама, а это ветер. Ты, Миша, слышал, как загремело?

— Непогода какая… — Миша, послюнив палец, не сразу перелистывает страницу, с сосредоточенным видом наклоняется над книгой и прерывисто вздыхает: — Прямо не дождешься.

Колина мать работает врачом в степном районе, недалеко от города Актюбинска; каждое утро за ней приезжают сани из больницы, и дед Степан увозит ее до восьми часов вечера. Сейчас уже десять, но ее все нет. А буран хлещет в стели, гремит по крыше, дико взвизгивает в трубе, дергает дверь в сенях, будто кто-то в злобе ударяет, наваливается плечом, срывает ее и не может сорвать с петель. На улице все гудит, и порой кажется, что комната несется по воздуху, в вихрях снега, оторванная от всего мира.

А часы на стене неустанно и сонно тикают. Изредка в них что-то обрывается. Тогда гиря дергается, и мальчики вздрагивают. В комнате полутемно. Возле дивана на столе горит большая керосиновая лампа: два дня нет электричества — буран порвал провода. Радио тоже молчит. Два дня в степи, не утихая, ревет непогода.

Она царапает стены, стучит в стекла и кидает в них непроглядным снегом, все наваливая и наваливая под окнами сугробы.

— Буран! — говорит Миша, поднимая голову от книги. — Ишь как воет… Страшно сейчас в степи.

Коля внимательно смотрит на Мишу, с минуту слушает, как воет буран, и вдруг начинает беспокоиться:

— Как бы мамка не заблудилась…

— А ты знаешь, в позапрошлую зиму тракторист окоченел до смерти, заблудился… а в прошлую отец чуть совсем не замерз, — почему-то шепотом говорит Миша и делает такое лицо, точно сообщает по секрету о необыкновенной тайне.

Коля уже слышал эту историю несколько раз, но ему хочется заново послушать.

— Как же это? — удивленно спрашивает он и подвигается ближе к Мише. — Сказки бабушкины.

Но глаза у Миши очень серьезные.

Опять хлопает калитка, гремит в трубе, в сенях, позванивают стекла, и мальчикам кажется, что кто-то огромный колотит озлобленно по стенам, топчется в тяжелых валенках под окном, и давит на стекла, и стонет от нетерпения.

zhalkosedrika

В данном тексте Ю. Бондарев затрагивает, в числе многих, вопрос о том, что тяжелые испытания, даже такие, как война, не могут убить способность человека радоваться жизни: смеяться, восхищаться красотой мира, любить. Несмотря на то, что война меняет человека необратимо.

В подтверждение своих слов автор приводит пример из собственной жизни. Он вспоминает времена Великой Отечественной войны, которую прошел, будучи совсем юным человеком. И по его утверждению, “за долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти,

Безусловно, такое не могло пройтибесследно для девушек – они стали суровее, грустнее, в их глазах появилась боль, а в жизни – ненависть и желание мести. Но женская, человеческая природа смогла преодолеть и это – несмотря ни на что, в героинях осталось желание любить, нравиться, быть красивыми.

Прекрасной иллюстрацией мысли Бондарева является и поэма А. Твардовского “Василий Теркин”. Молодость души, чувство юмора, любовь к родине и своим соотечественникам позволяет главному герою не только выживать и достойно воевать, но и помогать другим людям, поддерживать их дух и желание бороться.

Таким образом, я согласен с тем, что война – это тяжелое испытание, которое, однако, не в состоянии разрушить человека. В каждом из нас заложено стремление к жизни в самом широком понимании. И экстремальные ситуации лишь с большей силой проявляют эту любовь к жизни, желание бороться – за жизнь, счастье, свет.

Читайте также:

      

  • Дидактический зонтик в доу
  •   

  • Устав школы 45 белгород
  •   

  • Краткое содержание дружба зверей соколов микитов
  •   

  • Адаптация 10 класса в школе диагностика
  •   

  • Эдинбургская темница краткое содержание

Чему учит рассказ «Поздним вечером» Бондарева

На чтение 3 мин Опубликовано 31.12.2021 Обновлено 31.12.2021

Действие рассказа происходит в послевоенное время в небольшом городке, находящемся в степи. Два школьника Коля и Миша коротают вечер дома за разговорами. На улице тёмная ночь, начинается сильная снежная метель. Коля начинает переживать за маму, как она в такую погоду доберётся до дома. Мама мальчика работает врачом в больнице, каждый вечер по темноте возвращается домой. Ребята читают книги, разговаривают. Этим они пытаются отвлечься от тревожных переживаний. У Коли папа погиб на фронте, он был герой — артиллерист. Он был бесстрашным, свою маму мальчик тоже считает очень смелой. Он стремится соответствовать отцу и очень им гордится.

Ребята обсуждают, между собой достойны ли они своих отцов, которые погибли на войне. Вдруг им слышатся шорохи и шум, мальчиков пугают скрипы. Преданный друг Коли идёт домой, дома переживает его мать и ждёт. Мальчик остаётся один дома, в руках он держит небольшой ножик, задремав, он услышал частый стук по стеклу, он понимает, наконец – то пришла мать с работы. Они садятся за стол, пьют горячий чай и слушают радио. Любимая замёрзшая мамочка ложится спать, она корит себя в том, что мало уделяет времени ребёнку. Коля не спит, ему жалко уставшую, изнурённую мать. А утром всё продолжится, зазвенит будильник. Мама пойдёт на работу, а Коля в школу.

Война наложила свой отпечаток на каждого, для женщин не прошли бесследно кровопролитные и страшные военные дни. Потеряв многих близких и любимых людей. В глазах грусть и печаль, но желание нравиться и любить осталось. Даже такие тяжёлые испытание не смогли заставить человека не радоваться жизни. Этот рассказ многих о жизнях, причастных к войне. О возмужании и взрослении подрастающего поколения, становлении характера.

О мужественности, отваге, решительности, надёжности, твёрдости, смелости и героизме тех, кто воевал. А молодое поколение детей всё понимает и берёт пример с героев. В данном случае школьники Коля и Миша берут примеры со своих героически погибших отцов. Коля очень любит, ценит и уважает свою мать, которая в свою очередь каждый день волнуется за него.

Но у неё очень ответственная и немаловажная работа – спать жизни людей.

Рассказ «Поздним вечером» учит читателя быть самостоятельным, смелым, решительным и непреклонным. Ценить дружбой, уважать старших, быть заботливым. Автор хочет подсказать читателю, что смелость и отважность очень важны черты характера. Главные герои решительные и отважные, между строк просматривается их верная и преданная дружба. И они всегда придут на помощь друг другу в любой беде или сложной ситуации.

Эти ребята вырастут настоящим мужчинами, с высокой степенью ответственности. И дружба у них продлится до самой старости, с таким другом можно идти в разведку. Бесстрашие и непреклонность уже просматриваются в их детских поступках. Они будут заботиться о своей семье непоколебимо. С такими решительными мужчинами нестрашно за страну. Таким поколением и воспитанием нужно гордиться. Несгибаемость характера помогла нам победить войну, а мальчики полностью переняли пример со своих отцов.

Юрий Бондарев

ПОЗДНИМ ВЕЧЕРОМ

Тонко дребезжат стекла. Сквозь шум бурана слышно, как на дворе глухо хлопает калитка. Коля, весь напрягаясь, останавливает взгляд на окне, потом негромко говорит:

— Показалось… Я думал, мама, а это ветер. Ты, Миша, слышал, как загремело?

— Непогода какая… — Миша, послюнив палец, не сразу перелистывает страницу, с сосредоточенным видом наклоняется над книгой и прерывисто вздыхает: — Прямо не дождешься.

Колина мать работает врачом в степном районе, недалеко от города Актюбинска; каждое утро за ней приезжают сани из больницы, и дед Степан увозит ее до восьми часов вечера. Сейчас уже десять, но ее все нет. А буран хлещет в стели, гремит по крыше, дико взвизгивает в трубе, дергает дверь в сенях, будто кто-то в злобе ударяет, наваливается плечом, срывает ее и не может сорвать с петель. На улице все гудит, и порой кажется, что комната несется по воздуху, в вихрях снега, оторванная от всего мира.

Мальчики сидят на диване и то и дело поглядывают на стенные часы. Миша хмурится и, стараясь не сопеть, уже второй раз осторожно листает книгу про зверей Африки. Он давно торопится домой, так как отпросился к Коле «только на минуту», но ему и боязно, и неудобно уходить, хотя живет он рядом — через несколько домов.

А часы на стене неустанно и сонно тикают. Изредка в них что-то обрывается. Тогда гиря дергается, и мальчики вздрагивают. В комнате полутемно. Возле дивана на столе горит большая керосиновая лампа: два дня нет электричества — буран порвал провода. Радио тоже молчит. Два дня в степи, не утихая, ревет непогода. Она царапает стены, стучит в стекла и кидает в них непроглядным снегом, все наваливая и наваливая под окнами сугробы.

— Буран! — говорит Миша, поднимая голову от книги. — Ишь как воет… Страшно сейчас в степи.

Коля внимательно смотрит на Мишу, с минуту слушает, как воет буран, и вдруг начинает беспокоиться:

— Как бы мамка не заблудилась…

— А ты знаешь, в позапрошлую зиму тракторист окоченел до смерти, заблудился… а в прошлую отец чуть совсем не замерз, — почему-то шепотом говорит Миша и делает такое лицо, точно сообщает по секрету о необыкновенной тайне.

Коля уже слышал эту историю несколько раз, но ему хочется заново послушать.

— Как же это? — удивленно спрашивает он и подвигается ближе к Мише. — Сказки бабушкины.

Но глаза у Миши очень серьезные.

— Не сказки, а очень просто. Поехал отец в бригаду: что-то с тракторами случилось. Темнища — жуть! Хуже, чем сейчас. Буран так и метет, так и метет… Знаешь, как в степи? Я ездил раз в МТС, так знаю… А отец ехал, ехал — и вдруг дороги нет, заблудился. Мы его ждали, ждали целую ночь. Мать говорит: «Ну, пропал отец!» И вдруг слышим — лошадь пришла. Выбежали мы, а отец весь в снегу, прямо и лица не видно! Мамка чуть не плачет, а он говорит: «На войне не погиб, а здесь чуть…» Ноги, руки снегом оттирал — белые все были…

Опять хлопает калитка, гремит в трубе, в сенях, позванивают стекла, и мальчикам кажется, что кто-то огромный колотит озлобленно по стенам, топчется в тяжелых валенках под окном, и давит на стекла, и стонет от нетерпения.

И от этого хаоса звуков уши наполняются протяжным, тонким звоном.

— Ветер, — выдыхает Коля. — Это ветер…

Миша тихонько смеется:

— Конечно, ветер! Давай книжку смотреть! Ты садись рядом, а?..

Подумав, Коля садится вплотную к Мише, а тот сопит, с какой-то опаской перелистывает страницы и украдкой из-за плеча оглядывается на черные окна. Коля, тоже озираясь на темные углы, поеживаясь, спрашивает негромко:

— Ты почему так смотришь? Мерещится тебе?

— Не-ет, что ты! Вот выдумал, — шепчет Миша, нагнув голову.

В тишине листы книги, толстые, гладкие, гремят, как полотно на ветру. Минуту оба молчат. Потом Миша напряженно морщит лоб и, глотая слюну, говорит:

— Как я домой теперь пойду? Мать, наверное, ищет…

— Знаешь, давай чай пить, — предлагает Коля с надеждой. — Чайник поставлю, у нас конфеты шоколадные есть. «Белка» называются». Хочешь, Миша?

— Да мне идти нужно. Я уроки еще не делал. А то завтра по арифметике Марья Сергеевна ка-ак вызовет да ка-ак двойку поставит!..

— Ну и иди. — Коля презрительно усмехается. — Боишься, достанется дома? А в школе хвастался, что тебя никогда не ругают! Врешь все!

Миша сдвигает рыжеватые брови. Он колеблется.

— Давай… подождем еще, — нерешительно соглашается он и снова украдкой косится на окна.

Коле сразу становится веселее. Ему хочется рассказать сейчас то, о чем он давно думал, и он заговорщицки говорит:

— Ты знаешь… Вот если бы война… ты как, пошел бы в разведчики?

— Не возьмут, — вяло отвечает Миша. — Не доросли, скажут. — Он откладывает книгу и, некоторое время соображая, деловито насупливается. — Может, взяли бы, только мать вот…

— Ерунда какая! — возражает Коля. — А если бы наша страна воевала с фашистами? Нет, меня бы мать отпустила. Как отца. — Коля пристально смотрит на стену, где в черной рамке висит портрет. — У меня отец был артиллерист. Он дрался с «тиграми», танки были такие у немцев. Отца ранило, а он все стрелял… Пять танков подбил…

— У меня отец тоже, — кивает Миша, ссутуливаясь. — Ничего не боится.

— А ты боишься? — подозрительно спрашивает Коля.

— Нет… Что ты! А вот только отец мой ничего не боится, твоя мать тоже. Видишь, какой буран, света не видать, а она поехала.

— Она вся в отца, — серьезно заявляет Коля. — Отец сам говорил…

— Коль, а Коль, — немного подумав, очень тихо спрашивает Миша, — а ты в отца?

Коля переводит взгляд на окно, за которым с воем мелькают мутные тени, и опускает глаза.

— Я не знаю, — отвечает он, видимо опечаленный. — Отец ничего обо мне не говорил.

— А автоматы дали бы? — неожиданно спрашивает Миша. — Автоматы нужны, а то убьют!

Коля задумывается, затем машет рукой.

— А как же! Я знаешь о чем — Ведь я, наверно, не испугался бы. Пошли бы вместе с тобой. И выручали бы друг друга в бою.

— Да, — соглашается Миша, — одному плохо. Двоим лучше. Помочь можно друг другу.

Минуты три оба молчат. Коля берет со стола и долго рассматривает перочинный ножик с перламутровой ручкой, говорит грустно:

— Отец подарил. Это его ножик, до фронта. На память. Хороший?

— Ага. Только не острый, — хозяйственно замечает Миша, попробовав лезвие пальцем. — И легкий. Пушинка.

— Я его берегу.

— Стой, ходит кто-то. По чердаку ходит, слышь?.. Шаги, — шепчет Миша, вслушиваясь. — Вроде разговаривают там, слышь? Нет?..

Он с побледневшим лицом озирается на Колю, изо всех сил удерживая дыхание, широкие ноздри его раздуваются.

— Никого там… буран это, — отвечает Коля с трудом равнодушно. — Мерещится тебе…

Миша мигает ресницами и слабо шевелит дрожащими губами:

— Мне мамку жалко. Она, должно, по поселку бегает, меня ищет. Ведь я из школы домой забежал — и прямо к тебе. А я ничего не боюсь. Мне домой надо… — И Миша виновато ерзает, избегая встретиться с Колей взглядом.

— Знаешь, — говорит Коля и даже встает с дивана. — Ты иди домой. Иди, Мишка, чего уж… Я останусь.

Миша, округливая рыжие брови, испуганно смотрит на Колю, но тот быстро отворачивается, повторяет с насмешкой:

— Иди, иди, я обижаться не стану, а то еще дома достанется, отколотят еще.

— Да надо ведь мне…

Однако Миша не сразу решается уходить. Ему неудобно и неловко: как же оставить товарища одного? Наконец он уходит, надев пальто, для смелости нахлобучив на глаза шапку, убегает в темь и буран. Коля закрывает за ним дверь и, вернувшись в комнату, некоторое время чувствует странное возбуждение.

«Пусть, пусть! — мстительно думает Коля. — Я и один ждать буду…»

Но в комнате после ухода Миши становится очень пусто и тихо. И возбуждение быстро проходит. Коля садится к столу в одиночестве и, чтобы отогнать от себя грустные мысли, старается представить себе, как будет, когда приедет мать… Она, скинув завьюженный тулуп, улыбнется ему, поцелует его холодными губами и, конечно, скажет: «Заждался? Ну, Колька, сейчас будем чаевничать!» Щуря близорукие глаза, она подолгу моет руки и тщательно вытирает их полотенцем; от нее приятно пахнет морозом и каким-то лекарством. Она будет ходить по комнате, звенеть посудой, спрашивать о школе и наконец сядет с ним за стол. Весело на плите зафыркает чайник, и тотчас в комнате станет тепло и уютно.

«Мама, я тебя все ждал, — скажет он, — два раза чайник подогревал, а ты так долго…»

Коля вздрагивает: ему кажется, что он уснул и во сне сидит на краешке стула; а веки у него тяжелые-тяжелые и необоримо смыкаются сами. На столе сонным круглым бликом светится бок большого металлического чайника. Посреди скатерти, придавленный чашкой, белеет листок бумаги: «Ужинай, ложись спать. Не жди меня. Мама». И от этих слов, написанных, как всегда, рукой матери, горько и тоскливо сосет под ложечкой, словно кто-то беспощадно хочет обмануть его.

  • Краткий рассказ повесть о петре и февронии муромских 7 класс
  • Краткий рассказ повесть о настоящем человеке
  • Краткий рассказ повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя александра невского
  • Краткий рассказ повесть временных лет
  • Краткий рассказ повести белкина метель