Краткий рассказ пушкин драматург

Театральные впечатления детства и
юности. Лицей и первые драматургические
опыты.

Значение статьи А.С.Пушкина «Мои замечания
о русском театре».

Новаторство А.С.Пушкина в трагедии
«Борис Годунов». Значение «Бориса
Годунова» как первой национальной
реалистической народной трагедии.

«Маленькие трагедии», «Скупой рыцарь»,
«Моцарт и Сальери», «Каменный гость»,
«Пир во время чумы» и вторая попытка
преобразовать русский театр на принципах
сценического реализма.

Сценическая судьба драматургии
А.С.Пушкина.

Значение драматургии А.С.Пушкина для
развития национального театра.

Число произведений, написанных Пушкиным
для театра, невелико, но его драмы, как
с художественной, так и с идейной стороны,
принадлежат к самому значительному в
его наследии. Все они (за исключением
набросков трагедии о Вадиме Новгородском
и комедии об игроке) созданы в период
полной зрелости пушкинского творчества
— с 1825 по 1835 г. 

В законченном виде
Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса
Годунова» и четыре «маленькие трагедии»
1). Почти до конца была доведена драма
«Русалка» и до половины «Сцены из
рыцарских времен». В рукописях остались
планы и наброски еще около десятка
пьес. 

Свои драматические
произведения Пушкин писал не для чтения,
не как поэмы в диалогической форме, а
как театральные пьесы, для постановки
на сцене. Он прекрасно знал театр с
детства и хорошо различал драмы чисто
литературные, то есть такие, все содержание
которых, идейное и художественное,
полностью воспринимается при чтении,
— и произведения, написанные Оля театра,
в которых в расчеты автора входит игра
актеров, театральное действие,
непосредственно воспринимаемые зрителем.
Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал
драматизированными поэмами, произведениями
литературными, а не театральными. О
драме Байрона «Каин» он писал: «„Каин»
имеет одну токмо форму драмы, но его
бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения
в самом деле относятся к роду скептической
поэзии „Чильд-Гарольда»» 2) («О
трагедиях Байрона» — см. т. 6). Точно так
же Пушкин отрицал драматический,
театральный характер трагедии поэта
Хомякова «Ермак». «Идеализированный
«Ермак», — писал он, — лирическое
произведение пылкого юношеского
вдохновения, не есть произведение
драматическое» («О народной драме и
драме „Марфа Посадница»» — см. т.
6). 

Сам Пушкин, как и Гоголь,
Островский и другие драматурги, писал
свои пьесы всегда с расчетом на их
театральное, сценическое воплощение3),
и потому, читая их, мы должны для полного
понимания их смысла представлять себе
и действия, происходящие на сцене, но
не названные Пушкиным (очень скупым на
ремарки), и душевные переживания
действующих лиц, которые в театральном
исполнении актер, внимательно изучивший
авторский текст, должен выразить в
интонациях, мимике и движениях, и которые
в литературном произведении, предназначенном
для чтения, описываются поэтом. 

Пушкин
с раннего детства сочинял пьесы. В
семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал
перед сестрой придуманную им самим
французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»),
в лицее он писал комедии «Так водится
в свете» и «Философ». Все эти произведения
не дошли до нас. Самые ранние из
сохранившихся драматических набросков
Пушкина относятся к 1821 г. 

На
протяжении творчества Пушкина характер
его драматургии несколько раз менялся.
В этом жанре яснее, чем во всех остальных,
выражалась тесная связь его поэзии с
событиями современности и размышлениями
поэта на социальные и политические
темы. 

Творчество Пушкина-драматурга
отчетливо делится на четыре этапа, из
которых только два средних представлены
законченными произведениями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Составьте конспект на тему «Пушкин — Драматург» Пожалуйста очень надо!

Известно, что еще юношей Пушкин интересуется драматургией * , театром.

В драме * «Борис Годунов», созданной незадолго до восстания декабристов, поэт вновь обращается к исторической теме.

Он показывает царя и патриарха1, дворянство и народ, перенося действие из центра русского государства на русско — литовскую границу, из дворца Бориса Годунова на площадь, из боярских палат в келью Пимена.

«Сложными путями пришел Пимен, — по мнению исследователя — пушкиниста Б.

Городецкого, — к монашеской келье, пройдя, быть может, через опалу и гнев Грозного.

Много переживший, умудренный жизненным опытом, страданиями и думами, Пимен оказывается в состоянии возвышаться в своих суждениях до значительных обобщений.

Поэтому его суровые слова о Борисе : О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы Бога, согрешили : Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.

— воспринимаются как отзвук грозного „мнения народного» о царе — преступнике».

Необычайно выразительны и другие действующие лица драмы.

Литературовед Г.

Фридлен — дер в предисловии к книге «А.

С. Пушкин.

Драматические произведения» пишет : «Фигура Бориса Годунова — царя, который не получил престол по наследству, как потомок древнего царского рода, но завоевал его хитростью, умом и энергией, — характерна для того времени».

Царь Борис — в изображении Пушкина — умный и дальновидный властитель.

Благодаря уму и энергии он оттеснил более родовитых бояр, расчистив для себя дорогу к престолу.

Но, захватив престол в результате политической игры, Борис своим личным примером показал путь к нему другим политическим честолюбцам.

Если один человек темного происхождения проложил себе путь к царскому венцу, то почему не может захватить его другой, хотя бы и простой чернец, раз он чувствует в себе достаточно сил.

Такие мысли, как показывает Пушкин на примере Григория, не могут не возникнуть.

Сложен у Пушкина и образ Самозванца.

Это пылкий юноша, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечет неизвестный ему большой мир.

Григорий — не знатный дворянин, а простой чернец — в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой.

Однако он принужден играть чужую роль, притворяться.

Народ с его высоким нравственным сознанием равно осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти лежит через насилие и преступление.

Оконченный в 1825 году «Борис Годунов» был напечатан лишь в 1830 году.

* * * Итак, обратим внимание на то, как создавался «Борис Годунов», подумаем, почему царь долго не давал разрешения на публикацию этого произведения, прочитаем сцену из «Бориса Годунова», представим себе ее героев, подумаем, как автор относится к ним.

На этой странице сайта размещен вопрос Составьте конспект на тему «Пушкин — Драматург» Пожалуйста очень надо? из категории
Литература с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 5 — 9 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

На чтение 7 мин Просмотров 34.1к. Опубликовано 05.03.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Борис Годунов» за 1 минуту и подробно по частям за 4 минуты. 

Очень краткий пересказ трагедии «Борис Годунов»

Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.

Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.

Главные герои и их характеристика:

  •  Борис Фёдорович Годунов  – русский царь, взошёл на трон после смерти Фёдора Ивановича. Боится расплаты за «Угличское дело» (якобы Борис Годунов подослал убийц к царевичу Дмитрию, но это неправда – на деле это убийство было выгодно Шуйским). Умирает в конце пьесы.
  •  Григорий (Юрий) Отрепьев  – беглый расстрига Чудского монастыря. Выдаёт себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц. Ставленник семейства Мнишек.
  •  Князь Василий Иванович Шуйский  – коварный и хитрый боярин. Главный враг Бориса Годунова и заказчик его убийства (в реальности Василий Шуйский погубил и Годунова, и Отрепьева, однако плохо кончил – умер от голода в польском плену).
  •  Князь Воротынский  – сообщник Шуйского, искренне считает себя реальным кандидатом в цари.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Гаврило Пушкин  – племянник Афанасия Пушкина. Один из помощников самозванца. В конце пьесы призывает народ присягнуть «законному царю Дмитрию».
  •  Афанасий Пушкин  – один из приближённых Шуйского. Именно Афанасий пустил байку о чудесном воскрешении Дмитрия, а Василий Иванович воспользовался этим козырем.
  •  Варлаам  – монах, коего ошибочно приняли за Отрепьева.
  •  Марина Мнишек  – невеста самозванца.
  •  Пимен  – настоятель Чудского монастыря, поведал Григорию Отрепьеву о том, что он ровесник погибшего царевича.
  •  Курбский  – враг Московского царства, жаждет отомстить за опалу отца.

Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям

Часть 1

Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.

Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.

Часть 2

Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.

Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.

Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!

В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.

Часть 3

Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.

Часть 4

Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.

Часть 5

Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.

Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.

Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.

Кратко история создания произведения

Во время ссылки в селе Михайловском Пушкин работал над «Евгением Онегиным» и попутно создал драму «Борис Годунов», посвящённую драматичному правлению царя. Написана драма в 1825 году, напечатана лишь в 1830 году. На сцене появилась лишь начиная с 1870 года (с неизбежными цензурными исправлениями).

В 1825 году Пушкин прочёл многотомное произведение Н.М. Карамзина «История Государства Российского» (творение, увы, грешило многочисленными выпадами против Ивана Грозного, а также излишней любовью к Европе). После этого поэт решил создать историческую драму, в эпиграфе коей появилось посвящение Карамзину.

Тест по трагедии «Борис Годунов»

Автор статьи

Ольга Викторовна Литвиненко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

А. С. Пушкин во всем мире признан величайшим литературным гением и считается первым профессиональным русским писателем. Из-под его пера вышло множество текстов различных жанров от лирических стихов до исторической прозы и драматичных произведений. Его творчеству присуще новаторство. А.С. Пушкин часто писал вопреки устоявшимся литературным канонам и задавал моду на новые стилистические приемы, выводя литературу на новый уровень. В то же время, ему был не чужд классицизм. В своих произведениях он гармонично сочетал новые веяния и классические элементы, с неповторимым мастерством выражая личностные особенности персонажей и формируя сильные характеры.

А. С. Пушкин с малых лет любил театр, будучи ребенком пробовал писать небольшие пьесы. Количество произведений, написанных автором для театра, мало, и большая их часть так и не была закончена. Однако все они имеют колоссальное значение для развития русской классической литературы. Кроме того, их анализ необходим для полного понимания творчества этого многогранного писателя.

Драматургия А.С. Пушкина необычайно разнообразна в своем проявлении и, в то же время, отличается лаконичностью. Автор излагает самую суть, стремительно развивая события без лишних описаний и бессмысленных сцен. Будучи заядлым театралом, автор работал над пьесами как над своеобразным сценарием, затачивая их под сценическую постановку, а не для чтения подобно поэме или диалоговой прозе.

«Борис Годунов»

В 1825 году, в возрасте 26-ти лет, А. С. Пушкин закончил работу над своим самым известным драматическим произведением – «Борис Годунов». Многие особенности повествования А.С. Пушкин перенял у Шекспира, считавшегося родоначальником театрального жанра.

Данное произведение считается прорывом в творчестве писателя, поскольку здесь он отказался от выражения юношеских максималистских идеалов и провел серьезный анализ описываемой исторической эпохи. При этом автору удалось отразить события как со стороны первых лиц государства, так и со стороны простых людей.

«Борис Годунов» считается первой русской трагедией и затрагивает множество общественных проблем, характерных не только для описываемой эпохи, но и для исторического развития страны в целом. Центральной является проблема отношения народа к власти, которая была особо актуальна во времена жизни А. С. Пушкина. Об этом свидетельствуют попытки запретить произведение к изданию и тщательная цензура.

«Драматические произведения Пушкина» 👇

В своем произведении автор отказывается от многих жанровых условностей, приближая язык пьесы к простому разговорному. Характерной чертой произведения является глубокая проработка отдельных сцен, а не общего сюжетного каркаса. Интересным является тот факт, что действие пьесы, вопреки царящим в то время законам жанра, делится на сцены, а не акты.

Проблематика драматургии Пушкина

В 1926 году А.С. Пушкин задумывает серию небольших пьес, раскрывающих проблемы человеческой души. Критики, анализирующие творчество писателя, объединили эти зарисовки в цикл «Маленькие трагедии». В этих произведениях автору удалось проявить глубокий психологизм и раскрыть самые разные психологические и нравственные проблемы, одолевающие человека. А.С. Пушкин делал центром своих произведений:

  • зависть («Моцарт и Сальери»);
  • честолюбие, приводящее к трагедии («Ромул и Рем»);
  • личную драму эмигранта, вынужденного предать свою родину («Курбский»).

Замечание 1

В «Маленьких трагедиях», в отличие от «Годунова», А.С. Пушкин применяет классические приемы, характерные для театрального жанра, использует эмоциональные акценты и добавляет зрелищных сцен

Однако большинство этих произведений так и не было закончено. Завершить автор смог только несколько из них:

  • «Моцарт и Сальери»;
  • «Скупой рыцарь»;
  • «Каменный гость».

К «маленьким трагедиям» нередко относят так же незаконченную повесть «Русалка». Однако отнести её к этому циклу можно лишь по жанру и времени написания. От других произведений, относящихся к этому периоду творчества А.С. Пушкина, ее отличает широкое использование фольклорных сюжетов и отсутствие общественной проблематики.

В 1834 году писатель решил посвятить свое творчестве описанию жизни в феодальной Европе. К этому периоду относится пьеса «Сцены из рыцарских времен», посвященная крестьянскому восстанию. В отличие, от «Бориса Годунова», действие пьесы абстрактно, в ней не фигурируют конкретные исторические личности, и она лишена какого-либо национального окраса. Но, несмотря на обобщенность сюжета, произведение не лишено жизненности.

К сожалению, из-за гибели поэта работа над этой рукописью так и не была закончена, и свет увидели лишь черновые отрывки из нее. Это относится и к остальным пьесам А.С. Пушкина данного временного периода.

Пьесы данного творческого этапа, в отличие от более ранних произведений, написаны в прозе. Эта проза, отличающаяся строгостью и слабой стилизованностью, является характерной для А.С. Пушкина.

Пьесы А.С. Пушкина представляют большой интерес с точки зрения театральной постановки. Они имеют ряд особенностей, из-за которых для их воплощения на сцене требуется больше мастерство.

Для этих произведений характерны быстрые переходы в развитии сюжета и контрастная смена сцен. Из-за этого в распоряжении актеров имеется совсем небольшое время, которое можно уделить одной сцене. Такая лаконичность требует высококлассной актерской игры, способной увлечь зрителя с первой же минуты.

Кроме того, в произведениях, часто сопоставляются комедийные и трагические сцены, из-за чего настрой сюжета стремительно меняется в противоположную сторону. Однако эта особенность является революционной для развития жанра, поскольку автору удалось гармонично соединить воедино такие разные эмоциональные элементы.

Замечание 2

Поскольку постановка пьес А.С. Пушкина является крайне трудной задачей как для актеров, так и для режиссеров, они до сих по не стали полноценной частью театральных репертуаров.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера называется
  • Краткий рассказ путешествие гулливера
  • Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера имеющий иносказательный это
  • Краткий рассказ пугачевский бунт
  • Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера имеющий аллегорический