Краткое содержание «Сон Обломова»
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 8017.
Обновлено 26 Октября, 2021
О произведении
Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сна Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События этой главы происходят в 1820-е годы в деревне Обломовке.
Главные герои
- Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.
Другие персонажи
- Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни.
- Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам.
- Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.
Краткое содержание
Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей
». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие
», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы
», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах
».
Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых
», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.
Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.
Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.
Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед
», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.
После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна
». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.
Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. В этих сказках всё совершалось само, по щучьему велению. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка»
.
Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати
». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий
», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они
». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много
».
Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят
». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.
Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья»
, любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства
».
Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.
Заключение
Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.
После ознакомления с кратким пересказом «Сна Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.
Тест по произведению
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Беков Бекхан
8/10
-
Влад Молчанов
9/10
-
Иоши Шираяма
10/10
-
Алина Сафиуллина
9/10
-
Булат Шаяхметов
10/10
-
Макс Онищенко
9/10
-
Анон’ Аблялимова
10/10
-
Anife Seytumerova
10/10
-
Наталья Калина
9/10
-
Адель Багаутдинов
10/10
Рейтинг пересказа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 8017.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 6 мин Просмотров 13.8к. Опубликовано 17.11.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Сон Обломова» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»
Илья рос в «Обломовке» в окружении ленивых, необразованных и суеверных людей. С детства был избалован родственниками, но сохранял любопытство и страсть к приключениям.
Первый сон перенес героя в 7-летний возраст. Мальчик спешил познавать мир и задавал много вопросов. Няня и родители не разрешали Илюше резвиться, прививая привычную мещанскую философию.
Нянька каждую ночь читала малышу сказки. Тогда ребёнок впервые задумался, почему реальность непохожа на беззаботную фантазию.
В следующем сне Илье 14 лет, и его отдали в пансион Штольца. Мальчик учился плохо, он уже стал типичным представителем фамилии и по прихоти старших часто пропускал уроки.
Учёбу и труд Обломовы не выносили. Но герою нужно получить образование ради карьеры. Штольц старается привить ученику знания, а его сын Андрей из жалости помогает Илюше с домашней работой. Герой продолжает лениться и вырастает «тепличным цветком». Лишь во сне он поддаваясь желанию поиграть со сверстниками в снежки.
Главные герои и их характеристика:
- Илья Ильич Обломов – главный герой, в прошлом любопытный и активный ребёнок, под влиянием родителей вырос ленивым человеком.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Родители Ильи – скучные непросвещённые люди, не признают учёбу и труд, избаловали сына.
- Няня Илюши – ласковая беспокойная женщина, любительница рассказывать сказки.
- Штольц – немец, владелец пансиона, управляющий соседнего поместья, строгий и дисциплинированный педагог.
- Андрей Штольц – сын учителя, настойчивый сообразительный юноша, в будущем лучший друг Ильи.
Краткое содержание главы «Сон Обломова» подробно
Первый сон Обломова отправляет героя в ранее детство. Он видит родовое поместье, которое охватывает две деревни – Сосновку и Вавиловку. Местные жители похожи на сонных мух, крепостные работают вяло, хозяева не обеспечивают слуг работой. Даже природа «Обломовки» скучная и однообразная.
Жители верят в приметы, не имеют представления о странах за пределами далёкой Москвы и Питера. Крестьяне боятся двуглавых людей и великанов, в их представлении мир стоит на огромной рыбе.
Илья видит себя маленьким. Он единственный сын Обломовых, растёт в любви и ласки. Мать тепло одевает ребёнка, закармливает вкусненьким и пытается оградить от опасного окружения. После плотного завтрака пухлый розовощёкий Илюша бежит на прогулку. Его не интересуют гости, молитвы и застолья. За героем по пятам ходит беспокойная няня.
Мама Ильи заведует кухней. Каждое воскресенье и по праздникам готовится пир со сдобными пирогами, хозяева питают страсть к жирной еде. Отец вяло раздаёт приказы и целый день наблюдает мир через окно.
Мальчик в это время познаёт мир. Без страха лезет на голубятню, прыгает по галерее и стремится вырваться за пределы поместья в лес или в овраг. Няня одёргивает воспитанника и сбивчиво отвечает на вопросы любознательного непоседы.
После обеда дом погружается в сон. Илья ловит момент свободы и делает всё, что пожелает душа. По вечерам в поместье подают сытный ужин и чай. Ребёнку снова не позволяют выйти в сад, пугают небылицами и укладывают спать.
Перед сном няня читать Илюше сказки о богатырях, царевнах и чудовищах. В её рассказах счастье можно получить не только в бою, но и по щучьему велению, лёжа на горячей печке. Мальчика привлекают кисельные берега и молочные реки. Он впервые мечтает о сказочной судьбе заправского лентяя.
В следующей сне Илья видит себя 14-летним. Родители отправляют сына в пансион грозного немца Штольца. Герой не привык трудиться и избегает занятий. Обломовы находят любую причину, чтобы оставить юного бездельника дома и жалуются на плохое питания в пансионе.
Старший Обломов презирает труд. Его поместье приходит в негодность, рушится и ветшает, но только личные мотивы побуждают мужчину к действию.
Илье снятся размеренные вечера при свечах. Обломовы боятся любых нарушений привычного быта. Даже неожиданное письмо вводит семью в ступор. Отец героя не отвечает на послание, сравнивая писателей с шутами.
Однако пришло время Илюше строить карьеру. Без образования мальчику не светят мундир и доходные должности. Штольц изо всех пытает направить юнца к знаниям, а его родной сын Андрей тайком помогает ученику с домашней работой.
Во сне и наяву Илья всё больше походит на родных. Он предпочитает отдавать приказы и избегать малейших нагрузок, теряет интерес к подростковым проделкам. Только память о прежних шалостях толкает юношу на общение с одногодками.
Илья помнит, как родители реагировали на прогулки по морозу и безобидную игру в снежки, кутая сына в шубу. Попытки обезопасить Илюшу от мира превратили его в безликую и скучную личность. И только во сне герой искренне хочет хотя бы разок повеселиться с друзьями.
Кратко об истории создания произведения
Гончаров писал роман на протяжении 12 лет. Премьерное представление состоялось в журнале «Отечественные записки» в 1859 году.
К работе писателя подтолкнули размышления Белинского об утраченном укладе жизни россиян. По представлению автора только в таких местах, как Обломовка еще остались люди с патриархальным сознанием. Нормы жизни передавались родителями от дедушек, а дедушки перенимали от прадедушек. И всякое проявление личной воли наполняло души ужасом и страхом…
В девятой главе «Сон Обломова» Гончаров живо отразил ускользающую эпоху. Глава выпускалась отдельным тиражом в журнале «Современник» в первый год создания романа.
- Краткие содержания
- Гончаров
- Сон Обломова
Во сне Обломов видит себя в разные периоды своей жизни. Вначале описывается жизнь в родной деревне Обломовке. Деревня описывается как спокойное место, которое может принести умиротворение и уют, здесь нет раскатов волн, шума прибоя, который несет только неразгаданный смысл. В Обломовке небо кажется роднее, словно обнимает человека, а осень дарит последние теплые дни. Солнце по-особенному греет, горы выглядят не устрашающими, а мягкими. Жизнь в такой деревне проходит неспешно, размеренно и монотонно.
Семья Обломова описана как добрая, чуткая, но состоящая из ленивых людей, для которых любой труд это напрасная трата времени и собственной энергии. Жители деревни обыватели, которые не думают над смыслом жизни, текут по течению. Посторонние проблемы их не беспокоят, поэтому они всегда жизнерадостные и веселые. Любимое занятие – это сидеть у окна и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Самая большая забота жителей – это пища. Очень много живности выращивалось именно ради употребления ее в пищу, очень много сил тратилось на уход за птицами и скотом.
Дальше Обломов видит себя семилетним ребенком. Это бодрый мальчик, которому нравиться бегать, прыгать, играть в активные игры, но родители не дают ему полной свободы действий, потому что слишком его опекают. Они боятся, что их ребенок может удариться, простудиться, получить солнечный удар. Постепенно мальчик превращается в типичного жителя своей деревни, хотя ему интересно все, что происходит рядом с ним, растет он любознательным ребенком.
Родители не занимаются своими владениями, потому что им лень. Отец предпочитает лишь сидеть у окна и ничего не делать в доме и саду. Мать же любит пить чай и гулять по саду, даже не умеет вести домашнее хозяйство, а самое главное, что даже желания нет делать что-то полезное. Днем в деревне царит полная тишина. Все жители любят спать днем после обеда. В такие счастливые моменты Илюша предоставлен сам себе и может осуществить все задуманные планы. Он имеет полную свободу действий: бегает куда хочет, идет в запрещенные места. Ко времени, когда все просыпаются, он уже находится дома возле няни.
В подростковом возрасте лень одолевает и Илюшу. Он учится в пансионе, учеба дается сложно, потому что нет желания учиться, с домашним заданием ему помогает Андрей Штольц. Первыми, кто не видит смысла в учебе, являются Обломовы. Всеми правдами и неправдами родители пытаются оставить сына дома. Предлоги бывают самыми нелепыми. Илюша мог не посещать занятия даже несколько недель. Мальчик же очень стремится к неизведанному миру, ему все интересно знать, но он не получает заветной свободы, как в детстве во время дневного сна. Постепенно, благодаря гиперопеке родителей, Илюша превращается в ленивого подростка, который забывает обо всем, что когда-то его интересовало, становится вялым и зависимым от других людей человеком.
Сон Обломова характеризует его отношение к жизни в реальном мире, его неспособность делать что-то самостоятельно, нежелание трудиться для достижения каких-либо жизненных целей, ведь даже их у Обломова нет.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гончаров. Все произведения
- Мильон терзаний
- Обломов
- Обломов по главам и частям
- Обрыв
- Обыкновенная история
- Сон Обломова
- Фрегат Паллада
Сон Обломова. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Осборн Оглянись во гневе
Сюжет пьесы происходит в Англии в Бирмингеме. Джимми и его сосед Клифф воскресным вечером сидя в креслах, читают газеты. На вид Джимми лет двадцать пять, он сочетает в себе искренность и насмешливую злость
- Краткое содержание Бунин Митина любовь
Митя влюблен в Катю. Она учится в театральной школе и живет со своей мамой. Директор занимается с Катей индивидуально. Митя ревнует Катю к нему. Отношения между влюбленными меняются.
- Краткое содержание Пришвин Первая охота
Главный герой произведения – маленький, хитрый и неопытный щенок, решивший в первый раз отправиться на охоту. Ему надоело гонять кур по двору, и решил он пойти охотиться на диких зверей и птиц. Щенки очень любознательные существа.
- Краткое содержание Шолохов Пастух
В книге рассказывается про молодого сельского парня, который стал пастухом. Звали его Григорием. Григория выбрали пастухом по общему голосованию. Григорий интересовался поэзией и читал много книг и разной литературы, сидя на траве
- Краткое содержание Булычёв Посёлок
События романа разворачиваются на далекой планете, где космический корабль Полюс был вынужден совершить экстренную посадку в горах. Взрослые и дети, присутствовавшие на корабле
Главный герой романа Гончарова «Обломов» Илья Ильич, с первых страниц произведения описан человеком, предпочитающим отдавать приказы слугам лишь в положении лежа. Виною этому не болезнь, а простая лень. Почему молодой тридцатидвухлетний мужчина обладает мышлением старика? Что повлияло на подобное восприятие жизни? Краткое содержание главы «Сон Обломова» поможет читателю разобраться в причинах, превративших смышленого и любознательного ребенка в слабохарактерного, избалованного увальня.
Во сне Илья Ильич Обломов оказывается в родной деревне Обломовка. Местность очень красивая, тихая. По близости нет моря. Отсутствуют горы, напоминающие видом звериный оскал. Люди там абсолютно счастливы, не сравнивают себя с окружающими. Они просто радуются размеренной жизни.
В такой деревушке, в собственной постели проснулся семилетний Илюша Обломов. Возле него уже находилась няня. Женщина сразу принималась одевать воспитанника. В комнате появлялась мама. Она брала сына за руку и вела к отцу. В имении пребывало полно родственников, каждый хотел угостить мальчика, поцеловать. «Вся свита дома Обломовых подхватила Илью и начала осыпать его ласками, он не успевал утирать следы бесконечных поцелуев». Ребенок был резв, он всегда предпринимал попытки убежать от няньки и залезть на голубятню или спрятаться в сарае.
От всяческих детских шалостей сына постоянно старалась оградить любящая мать. Она запрещала ему выходить на солнце, а порою говорила, что и в холодке плохо. Обломовы не обладали особым рвением к работе. Основным занятием отца было наблюдение за всеми домочадцами. Он знал, кто куда идет, что несет, чем занят. Его супруга часто проводила время за разговорами.
Очень важным делом в поместье считали обед. «Пища была главной жизненной заботой в Обломовке». Родственники собирались и дружно обсуждали, что им сегодня приготовить. После обеда всем положен был дневной сон. Вот тогда Илюшка и бежал в овраг, наблюдал за жуками, гонял птиц. После отдыха все принимались за новые дела. Кто-то ходил к речке, и бросал камешки в воду, другие сидели у окна либо в беседке, и слушали пение птиц.
Родители Ильи придерживались мнения, что труд был послан человеку в наказание. Подобные взгляды на жизнь оставили свой отпечаток на становлении личности их сына. Когда ему исполнилось тринадцать, было принято решение отправить его в Верхалево, на обучение в пансион немца Ивана Штольца. Мать с отцом понимали, что учиться грамоте это нужное дело, но они хотели, чтобы это происходило легко и быстро.
Мама представляла своего сыночка в мундире, на посту губернатора. Несмотря на мысли о светлом будущем своего чада, ей было спокойнее, когда он пребывал дома. Они с мужем постоянно находили причины, лишь бы маленький Обломов оставался дома. Для них существовало множество отговорок, чтобы отлынивать от пансиона: приближение морозов или жары, страстная пятница или родительская суббота.
Илья абсолютно не жалел, что не поедет к Штольцу. Дома ему хотелось играть в снежки, бегать с мальчишками, лазить по деревьям, а не превращаться в комнатное растение. «Лелеемый, как цветок в теплице, он так же и рос – медленно и вяло». Если же мальчик и предпринимал попытки делать что-то самостоятельно, то любой из близких спешил на помощь, тем самым не давая ему проявить себя. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и увядали». Такое поведение взрослых подавляло развитие стремлений Ильи. Постепенно он привык к тому, что все желаемое за него сделают родные. Избалованный ребенок превратился в ленивого и изнеженного мужчину.
Другие материалы по роману «Обломов»:
Краткое содержание
Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»
Образ и характеристика Штольца
Образ и характеристика Обломова
Образ и характеристика Ольги Ильинской
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Отношения Ольги и Обломова
Детство Обломова
Образ жизни Обломова
Женские образы в романе
Гости Обломова и цель их прихода
История создания романа
Содержание:
- 1 Читательский дневник «Сон Обломова» Гончарова
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Обломову снится «мирный уголок», «забытый всеми», «чудный край» – родная деревня Обломовка. Состоит она из трех-четырех сонных деревенек среди «улыбающихся пейзажей». Здесь и погода без сюрпризов. Поэт бы заскучал, а обломовцы живут спокойно и долго, незаметно переходя из сна в смерть.
Здесь не увидишь крепкой избы, но каждый домик – гнездо нескольких поколений. Тут не принято работать до седьмого пота, а тем более – скандалить, убивать или красть. Остальной мир не волнует местных жителей, вся их жизнь – они сами. Этим счастливым людям неизвестен другой образ жизни, а свой кажется единственно правильным.
Кое-кто из крестьян добирался до ярмарки – и только. Знали, что в 80-ти верстах «губернский город», а за ним Саратов. Еще дальше, по слухам, Москва и Питер, а за ними – неведомые земли с немцами и чудовищами.
Деревушки Сосновка и Вавиловка – и есть Обломовка, наследственные владения Обломовых. Усадьба семьи – в Сосновке. Видит Илья Ильич себя 7-летним краснощеким мальчуганом, утром встающим с постели. Первой целует его добрая, теперь уже покойная, мать. Потом мальчик переходит в руки няньки. Умытый и причесанный, он спешит к столу, где им любуются старички и старушки, живущие в доме.
Няня не спускает с непоседы глаз, бережет его ото всего: чтоб дитя не простудилось, не перегрелось, резво не бегало, со двора – ни ногой. Все Илюше интересно: отчего есть свет и тень, и что там – за горой. Видит он, чем заняты взрослые – и невольно берет с них пример на всю жизнь.
Видел он, как много забот у отца: шутка ли, день ходить по комнате или в окошко болтать с прислугой. Знал, что мать до полудня ломает голову – что подать на обед. В доме любили есть досыта, с удовлетворением. Любой праздник сводился к столу. Таких жирных гусей и пирогов он в жизни больше не едал.
В полдень вся округа погружалась в послеобеденный сон. В этот час начиналась самостоятельная жизнь Илюши. Под общий храп, один в целом мире, он роется в канаве, давит мух, лезет на голубятню. Только со двора не уходит: страшно. После сна все вволю пьют чай. Мать мечтает, как сын ее выбьется в люди.
Дети здесь растут на волшебных сказках. И Обломов часто потом жалел: «Зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». День прошел. Обломовцы благодарят за него Бога и желают, что все их дни были как этот.
В продолжение сна видит он себя 13-14-летним мальчиком. В эту пору он учился в сельце Верхлево, в немецком пансионе управляющего Штольца. Под влиянием строгого и дельного немца мог Илюша стать другим, но не стал. Кроме Штольца и сына его Андрея (тот Илюше помогал делать уроки), все вокруг дышало ленью. Под любым предлогом мать неделями не пускала его в пансион.
Идеалом и смыслом жизни родителей были покой и бездействие. Целью матери: чтоб «дитя было всегда весело и кушало много». А учиться надо вполсилы, ради аттестата и будущей выгодной службы. Так и рос Илюша, как вялый тепличный цветок. Самому и одеться нельзя, только с помощью слуги Захара. Разыгрался раз Илюша в снежки с деревенскими ребятишками, так потом сидел в одеялках и лечился от несуществующей простуды.
Читательский дневник «Сон Обломова» Гончарова
Сюжет
Обломов спит и видит себя в возрасте семи лет в барском доме в родной деревне Обломовке. Там всегда тишь да гладь, ласковое солнышко, все сытно кушают, вдоволь спят после обеда, дни проводят в пустых разговорах. Хлопочут помаленьку, не утруждаясь, и другой жизни не хотят. Отец забросил хозяйство, обленился, а для матери Илюши главное, чтоб сынок был толстый и послушный. Все следят, чтобы он не расшибся, не ушел со двора.
В 13-14 лет мальчика отдают учиться в пансион делового немца Штольца. Мать и тут следит, чтоб дитя не заучилось, устраивает ему то и дело «каникулы». От природы смышленый, он теряет любознательность, всего боится и ничего не хочет.
Отзыв
Эпизод сна – ключ к роману. Из него становится ясно, почему Илья Ильич такой. Он ленив не только телом, но и душой, умом. В нем иссякла жизненная сила. Он – отпрыск вечно сонной Обломовки, его диван – наследник мебели его родового дома. Но для героя этот сон – еще и мечта о райской, сказочной жизни на земле, которой он лишился. Герой – из «лишних людей».
Картины жизни провинциального дворянства. Родители смогли прожить в «утопии», но герой попал уже в другое время, общество. И остался невостребованным. Тема жизни без смысла и цели, только ради желудка, без чувств и мыслей, перемен. Тема изоляции, излишней опеки, неправильного семейного воспитания. Тема скупости (обломовцы прижимистые люди), памяти (если человек умер – его быстро забывают). Обломовщина – порок, присущий всем людям в той или иной степени.
На протяжении двенадцати лет (1847-1859 г.), русский писатель И. А. Гончаров работал над созданием трилогии, в которую вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Полная версия была напечатана в номерах журнала «Отечественные записки», в 1859 году. «Сон Обломова» – IX глава второй книги «Обломов», которую и литературные критики, и читатели дружно отметили, как одну из центральных частей всего произведения.
О да! Это мое любимое занятие )))
20.67%
Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…
44.32%
Книги — а что это вообще такое?
7.9%
Проголосовало: 21486
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Содержание
- Краткое содержание
- Структура и содержание главы 9
- Главные герои
- Другие персонажи
- Сюжет
- Анализ главы
- Читательский дневник
- Сочинения «Сну Обломова»
- Роль и значение сна Обломова в романе
- Почему «Сон Обломова» – единственная озаглавленная часть романа?
- Почему смерть Обломова сравнивают со сном?
- Почему эту главу называют увертюрой всего романа?
- Почему Обломов предпочел сон пробуждению?
- Почему сон заканчивается появлением Штольца?
- Почему сон Обломова является центром романа?
- Почему главному герою снится сон?
- Изложение
Краткое содержание
В центре повествования – помещик Илья Ильич Обломов, проживающий в Петербурге, на улице Гороховой. Это молодой, упитанный мужчина, лет около тридцати двух. Герой ведет размеренную и праздную жизнь, никакими видами деятельности он не обременен. Его любимое занятие – лежать на диване, и мечтать о сытой и спокойной жизни, в которой нет ни трудов, ни забот, ни каких-либо волнений. Он погружается в сладкую дрему, и видит сон…
Родовое поместье барина прозвали Обломовка. Оно состояло из двух деревень – Сосновка и Вавиловка. Именно с описания этого чудного края начинается сон Ильи Ильича. В его представлении нет в жизни места красивее и спокойнее, чем живописные просторы родного края. Ни бури, ни войны, ни стихийные бедствия никогда не могли случиться в этих местах, все здесь дышало миром и спокойствием. А горести, страхи и всевозможные опасности были где-то очень далеко от любимого имения. «Все тихо, все сонно…в деревеньках, составляющих этот уголок…».
Обломов видит себя мальчиком лет 7, который просыпается веселый и счастливый, и вокруг него мгновенно начинается милая суета. Няня полностью обслуживала барчука, и выполняла все его прихоти. Родители и вся многочисленная родня всячески ласкали, и бесконечно умилялись ему. В доме считалось, что малыш должен быть упитанным и всегда сытым, тогда он будет здоровым и веселым. Любой труд и физическая активность не на пользу ребенку, а напротив, приведут к переутомлению и болезням. От маленького барина ни на шаг не отходила няня, сопровождавшая его на протяжении всего дня.
Уклад жизни Обломовых был однообразен и прост. Главной заботой была пища, и до полудня все домочадцы были заняты приготовлением к обеду. Долго обсуждались вопросы, что подавать к столу, после чего на кухне и вокруг нее начиналась оживленная суета. Родители участвовали в хлопотах, давая прислуге наставления и раздавая многочисленные указания. Отец, Илья Иванович, любил повелевать, обыкновенно, сидя в кресле, и следил за работой челяди в окно. Ребенок внимательно наблюдал за жизнью взрослых, все подмечал своим детским умом.
После плотного обеда весь дом погружался в полуденный сон, и наступало самое счастливое время для малыша. Он дожидался, пока уснут домочадцы, задремлет нянька, и отправлялся в увлекательное путешествие по окрестностям. С замиранием сердца, ребенок пробирался туда, куда ходить ему строго запрещалось – на сеновал, в голубятню или курятник, за забор к деревенским мальчишкам. Так он пытался самостоятельно познавать мир, окружавший его. Но просыпалась нянька, оживал дом после сна, и ребенок снова возвращался под пристальный контроль и неуемную заботу.
Далее Обломова сон переносит в другую пору – зимний вечер, он жмется к няне, а она рассказывает ему старинные сказки и предания. И все в этих рассказах делалось само по себе, без хлопот и труда. В конце каждой истории герой всегда получал счастливую и богатую жизнь по воле доброй феи или любого другого волшебства. Даже став взрослым мужчиной, Обломов продолжал мечтать о том прекрасном бытие, в котором можно только гулять и веселиться, не зная забот и печалей.
Затем Илья Ильич видит себя отроком, лет тринадцати-четырнадцати. В ту пору он учился в соседнем селе Верхлёве, которым управлял немец Штольц. В пансионе еще находились сын учителя, Андрей Штольц, и соседский мальчик, вечно страдающий золотухой. Деревня жила в том же лениво-монотонном ритме, что и родная Обломовка. Образованный и энергичный немец прикладывал много сил, чтобы привить мальчику жажду к наукам, воспитать в нем усердие и трудолюбие.
Но к тому времени, когда Обломов попал в пансион, он уже много перенял привычек и традиций, царивших в родном доме. Атмосфера «обломовской» жизни прочно сидела в его голове, простота нравов, сытая лень и спокойствие привлекали гораздо больше, чем занятия над книгами. Родители также всячески старались уберечь чадо от нагрузок – при любом предлоге оставляли барчука дома, а то и забирали его из пансиона посередине недели. Они искренне считали ученье лишь досадной необходимостью, которую диктует светское общество.
Даже сын управляющего, Андрей Штольц, мешал учителю в воспитании юного Обломова. Он часто подсказывал другу, а то и вовсе делал за него все задания. Даже во сне Илья Ильич сравнивал жизнь у Штольца с милым родительским домом. В имении все делалось по его желанию, слуга Захарка с няней и другой прислугой выполняли любую волю молодого барина. Если же случалось юноше порезвиться или взяться за дело, тут же сыпались протесты: «Не бегай! Туда не ходи, опасно! Простудишься и заболеешь…», и он с легкостью подчинялся.
Так и рос Илья Ильич на всем готовом. Его одевали и умывали, кормили сытно и вкусно, исполняли все прихоти и желания. Лелеяли сыночка родители, растили мальчика, как цветок в теплице. И думал Обломов, что вот такой и должна быть жизнь, где нет трудов и забот, а есть лишь сытость, тишина и спокойствие.
И. А. Гончаров условно разделил сон главного героя на три части.
В первой части автор описывает родной край Обломова, и его детство, где мальчику всего семь лет. В этом возрасте ребенок был активным, энергичным и любознательным. Он стремился познавать окружающий мир, был очень наблюдательным. Малыш подмечал все тонкости взрослой жизни, и постепенно такой размеренный образ жизни стал для него привычным.
Во второй части писатель подробно рассказывает об одном зимнем вечере, когда мальчик с удовольствием слушает рассказы старой няньки. В них жизнь героев всегда богатая и счастливая, волшебники щедро осыпают их дарами, принцессы приезжают сами из заморских стран, и в жизни царит радость и веселье. По сути, сказки этой неграмотной женщины сыграли большую роль в культурном воспитании мальчика. С детства ему понравилась модель такой легкой, беззаботной жизни, и о ней он мечтал, будучи взрослым человеком.
Третья часть сна переносит героя в отрочество. В ту пору Обломов проходил ученье в пансионе, было ему лет тринадцать. Учитель, немец Штольц, искренне питался привить юноше желание учиться и развиваться. Однако мальчик попал в его руки, будучи уже избалованным и ленивым ребенком. Окружающая действительность также мешала развитию сильной личности. В селе царили такие же отсталые и примитивные нравы, как и в родной Обломовке. Традиции и устои быта сыграли ключевую роль в воспитании характера Обломова.
Главные герои
Обломов Илья Ильич – помещик, дворянин, возраст около тридцати двух лет. После смерти родителей получил в наследство родовое поместье и триста пятьдесят душ крестьян. Ведет маргинальный образ жизни, пристрастен к жирной пище, отчего имеет рыхлую, тучную фигуру. Любимое занятие – лежать на диване и мечтать. Проживает в Петербурге, на улице Гороховой, с верным слугой Захаром.
Другие персонажи
Обломовы Илья Иванович с женой – родители Ильи Ильича. Мелкие помещики-дворяне, очень любящие своего единственного сына, и оберегающие его от всех забот и волнений. Люди добрые и безобидные, но малограмотные и ограниченные.
Няня – безграмотная деревенская старушка, приставленная к Обломову с самого рождения. Всегда находилась рядом с ним, ухаживала и следила за молодым барчуком. С детства рассказывала малышу былины и предания, и привила герою любовь к сказкам.
Учитель Штольц – обрусевший немец, управляющий в селе Верхлёвка, и держатель пансиона для дворянских детей. Человек образованный, умный и энергичный. Пытался привить юному Обломову любовь к учению, и духовному развитию.
Андрей Штольц – сын учителя Штольца, единственный друг Обломова.
Захар – верный слуга Ильи Ильича, во сне еще юный мальчик.
Антип и Анисья – крестьянская семья, слуги в доме Обломовых.
Настасья Ивановна, Степанида Тихоновна, Пелагея Игнатьевна – тетки-приживалки, которые жили в родительском доме.
Сюжет
«Сон Обломова» автор представил в виде череды картинок жизни, которые герой как-бы «просматривает» в памяти. Сюжетная линия ведется плавно, одни события сменяются другими эпизодами. Сцены во сне происходят в такой последовательности:
- Описание родового поместья Обломовых, где родился и рос главный герой. Писатель подробно рассказывает природу края, его традиции и обычаи.
- Обломов в возрасте семи лет. Как проходило раннее детство мальчика, образ жизни и мировоззрение родителей, система его воспитания.
- Рассказ о будничной жизни в семействе Обломовых: распорядок дня в доме, бытовые привычки, неписаные законы и обряды, за которыми наблюдал ребенок.
- Послеобеденный сон в поместье, когда маленький Илья дожидался, чтобы все уснули, и совершал самостоятельные прогулки без надзора взрослых.
- Вечера в обществе няни, которая вдохновенно рассказывала мальчику былины и сказки, а он слушал и мечтал о волшебстве и вечном празднике.
- Обломов в отроческом возрасте. Его жизнь в доме Штольца, обучение и знакомство с Андреем, который в будущем станет его единственным другом.
Заканчивается сон картинкой из детства – накануне Илья сбежал из дома поиграть с детьми в снежки, был найден и возвращен назад. И вот он снова под теплым одеялом лежит в кровати, под опекой любящих родителей.
Анализ главы
Анализируя «Сон Обломова», можно ясно понять, как развивалась личность героя, который впоследствии превратился в аморфного, пассивного и ленивого человека. Илья Ильич родился подвижным и любознательным ребенком. Он проявлял живой интерес к жизни, хотел играть с другими детьми, познавать окружающий мир. В раннем детстве малыш быстро подметил, когда в доме все спят, и сообразил, что можно тайком уйти из дома и погулять без няни.
Он был наблюдательным и смышленым мальчиком. Все вокруг его любили, и он чувствовал и понимал эту любовь. Благодаря ей он стал добрым и беззлобным человеком, не желал никому зла, не был хитрым и подлым. Но эта же всеобъемлющая любовь и забота сыграла в становлении его личности ключевую роль. Родители чрезмерно опекали сына, ограждали от любых забот. За него все делали слуги, Обломов не знал никакого труда.
Безграмотная старушка-няня рассказывала ему сказки и небылицы, и укрепляла в его неокрепшем сознании мысль, что все происходит «по щучьему велению». К Штольцу подросток попал уже разнеженным молодым барином, который привык к сытой и праздной жизни. И строгий, умный немец не смог победить уже укоренившуюся лень и безразличие в характере Обломова. Среда, в которой рос герой, определила его дальнейшую судьбу.
Читательский дневник
Произведение. Роман «Обломов»
Автор. И. А. Гончаров – русский писатель, литературный критик
Время написания 1847-1859 г.
Первая публикация. В 1848 г. В «Литературном сборнике с иллюстрациями» был напечатан «Сон Обломова», как самостоятельное произведение.
В романе описывается жизнь молодого помещика Обломова в Петербурге. Илья Ильич неглуп и образован, но совершенно не приспособлен ни к какой деятельности. Герой ведет пассивную, размеренную жизнь, большую часть времени проводит на диване и мечтает. Обслуживает его верный слуга Захар, которому, как и хозяину, нет дела до окружающего мира.
Друг Обломова, Андрей Штольц предпринимает попытки изменить жизнь героя, и пробудить в нем желание совершать поступки. Но ни старания Штольца, ни новая возлюбленная Обломова, Ольга Ильинская – никто не смог переломить натуру Ильи Ильича, и заставить его встать с дивана.
Сочинения «Сну Обломова»
В романе глава «Сон Обломова», на развитие сюжетной линии никак не влияет. Она написана, как самостоятельная часть повествования. Однако, в понимании характера главного героя, и сущности его личности, описание играет главенствующую роль.
Обломов – неоднозначный персонаж. Он апатичен и ленив, совершенно не приспособлен к решению каких-либо задач, к любой активной деятельности. Он беспомощный и жалкий в своей ограниченности, и все дела готов отложить «на потом».
Но в то же время, Илья Ильич обладает и хорошими качествами. Он образован, и даже начитан. Может испытывать глубокие чувства и сопереживать ближнему своему. У него наивная, ранимая душа и доброе сердце. Его легко обмануть, потому, что он сам не способен лукавить, и в других не видит подвоха. Почему же тогда внутренний мир героя так скуден, и он ни к чему не хочет стремиться? В этом автор и пытается разобраться.
Роль и значение сна Обломова в романе
Сон главного персонажа – это фактически воспоминания взрослого Обломова о счастливых годах его детства в родительском доме. Писатель использовал известный литературный прием, когда «документальные» факты из жизни представляются в форме сновидения.
Роль IX главы в романе можно смело назвать ключевой. Путешествие в детские годы героя позволяют узнать, в какой среде рос мальчик, кто и как его воспитывал. Анализируя хронологию его жизни, становится понятно, что Обломов стал таким «не вдруг». Убеждения и взгляды формировались у героя постепенно, под влиянием той действительности, которая его окружала. Глава «Сон Обломова» помогает понять все тонкости натуры героя и противоречивость его характера.
Почему «Сон Обломова» – единственная озаглавленная часть романа?
Изначально, «Сон Обломова» Гончаров написал и опубликовал, как «Эпизод из неоконченного романа». Именно застаревшие устои и традиции, царившие в то время в дворянской среде, заставили писателя попытаться отыскать главный мотив явления, которое позднее назовут «обломовщиной».
После первой публикации, Гончаров задумал большое произведение, где показал, как процесс воспитания определяет в дальнейшем судьбу человека. Писатель признавал, что и сам мог бы стать жертвой «обломовщины», поскольку вырос в похожей среде. Он родился в Симбирской губернии, и в описании Обломовки есть автобиографические черты.
Почему смерть Обломова сравнивают со сном?
На протяжении всего повествования, герой большинство времени провел на диване. Любые стремления и желания, которые он наблюдал у людей, казались ему ненужными и пустыми. В какой-то момент, под влиянием друга, Обломов попытался побороть свою натуру, и даже немного оживился. Но лень и апатия прочно укоренились в характере, Илья Ильич быстро заскучал, и вернулся в свою привычную дремоту.
Автор дает понять – как личность, Обломов умер еще тогда, когда отказался от стремления жить полной жизнью, достигать каких-то высот и развиваться духовно. Его постоянное пребывание в ленивой сонливости, Гончаров сравнивал с Россией того времени, где наблюдался такой же застой, но в государственном масштабе. Духовная и культурная «смерть» личности в Обломове произошла еще при жизни героя, до наступления смерти физической.
Почему эту главу называют увертюрой всего романа?
В конце 1840-х годов, Гончаров в письме к издателю А. Краевскому признавал, что работа над романом идет медленно и тяжело. Но когда труд был завершен, писатель сам назвал IX главу «увертюрой» всего произведения.
Жизнь взрослого Обломова – лишь следствие того воспитания, которое он получал в родительском доме с младенчества. Задатки активности и стремления ребенка узнавать мир и развиваться, были на корню уничтожены размеренной жизнью в имении, царившими в его окружении традициями и ограниченными взглядами родителей. Ребенок с детства впитал такую модель действительности, и в дальнейшей жизни не видел причин что-то менять.
Почему Обломов предпочел сон пробуждению?
Главная причина, почему герой предпочел сон пробуждению – он не умел трудиться. С раннего детства мальчика обслуживали слуги. Если ребенок выказывал желание что-то сделать самостоятельно, родители тут же пресекали инициативу. Дети быстро привыкают к действительности, и Обломов легко свыкся с таким положением вещей.
Его сон показывает, что уже в отрочестве он демонстрировал плоды родительского воспитания. Учился неохотно, радостно пропускал занятия в пансионе, если позволяли взрослые. Задания за него часто делал сын учителя, а дома полностью обслуживали многочисленные слуги. А в жизни, чтобы чего-то добиться, надо приложить массу сил и энергии. Обломов не умел прилагать усилия, и ленился этому учиться. Для него привычное состояние – пассивное, сонное существование.
Почему сон заканчивается появлением Штольца?
Друг детства Андрей Штольц – полная противоположность Обломова. Он энергичный и деятельный, образованный и решительный человек. Природный ум заставляет Андрея тянуться к людям добрым и открытым. Именно таким он считал Илью Ильича, и за это его уважал. Штольц осуждал пассивность и ленивость друга, и всеми силами старался вдохнуть в него желание развиваться и стремиться к чему-то лучшему.
С появлением Штольца сон героя обрывается. Андрею удается убедить друга встать с дивана, и начать интересоваться внешним миром. Штольц знакомит Обломова с людьми из общества, благодаря ему Илья Ильич впервые влюбляется. Даже слуга Захар поддался настроению хозяина, и занялся хозяйственными делами. На короткий период герой выходит из «сонного» состояния, и проявляет искренний интерес к жизни.
Почему сон Обломова является центром романа?
Сон Ильи Ильича, его воспоминания о детстве, безусловно, являются идейным центром всего произведения. Вся его сущность формировалась в первые годы жизни, когда неокрепший ум ребенка впитывает окружающую действительность. В главе «Сон Обломова» есть все предпосылки, определяющие дальнейшую жизнь героя.
Когда уже в студенческие годы, в Обломове проснулось желание чего-то достигнуть на служебном поприще, оно скоро угасло. Потому, что первые незначительные трудности сразу его испугали. Детские страхи, и неумение справляться с невзгодами, заставили его тут же отступить. Кое-как он проучился два года, и снова вернулся к маргинальному существованию. Корни «обломовщины» были так крепки и глубоки, что герой не нашел в себе сил противостоять своей натуре.
Почему главному герою снится сон?
Центральная фигура романа – молодой мужчина, у которого есть все шансы и возможности, чтобы вести полноценную и интересную жизнь. Трудиться, влюбляться, общаться с друзьями, развиваться культурно и духовно. А он, вместо этого, предпочитает сытно поесть и улечься на диване, мечтая о несбыточных желаниях.
Когда герой видит сон, переносящий его в счастливую пору детства, автор с подробностями описывает действительность, в которой он вырос. В романе, IX глава находится обособленно от основной сюжетной линии, но без нее история была бы неполной. Тогда невозможно понять, как молодой, полный сил мужчина, способен вести такое скучное, однообразное и паразитическое существование. Сон Обломова показывает, как под влиянием «обломовщины» может быть загублена жизнь умного, доброго и порядочного человека.
Изложение
Начинается сон Обломова с описания природы родного края. Все дышало миром и спокойствием – ласковое небо, невысокие холмы и широкие равнины. Не было в ней грозных морей, которые несут с собой бури и волны, высоких гор, хранящих опасность сорваться в пропасть. Никаких потрясений не бывает в этих местах.
Затем герой видит себя семилетним ребенком, просыпающимся в мягкой кровати, а над ним сплошь любящие лица. Родители, нянька, слуги – все обожают малыша, и стремятся ему угодить. Мальчик растет любознательным и активным, но любая инициатива к самостоятельности пресекается – для всего есть слуги.
Далее сон переносит Обломова в зимний вечер, когда за окном метель, а он возле няни слушает сказки и предания. И так все нравится в них ребенку – всегда появляются волшебники и феи, одаривают принца богатствами, и веселье никогда не кончается. Малыш всегда представляет себя на месте героя, и любовь к сказкам сохраняет на всю жизнь.
После, Илья Ильич видит себя уже подростком, лет тринадцати-четырнадцати. Он в пансионе у Штольца, куда послали его родители «образовываться». Обломов к тому моменту уже пухлый, румяный «барин», который привык, что его все обслуживают, и ему потакают. Учеба его утомляет, задания часто за него делает сын Штольца, Андрей. При любом случае, он пропускает занятия. Так и растет главный герой, со всех сторон обласканный, как «цветок в теплице…».
Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»
Задать вопрос
Что ты чувствуешь по отношению к школе?