Краткий рассказ сон обломова

Краткое содержание «Сон Обломова»

Краткое содержание «Сон Обломова»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 8017.

Обновлено 26 Октября, 2021

О произведении

Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сна Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События этой главы происходят в 1820-е годы в деревне Обломовке.

Главные герои

  • Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.

Другие персонажи

  • Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни.
  • Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам.
  • Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.

Краткое содержание

Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».

Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.

Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.

Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.

Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.

После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.

Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. В этих сказках всё совершалось само, по щучьему велению. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».

Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.

Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».

Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.

Заключение

Заключение

Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.

После ознакомления с кратким пересказом «Сна Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Беков Бекхан

    8/10

  • Влад Молчанов

    9/10

  • Иоши Шираяма

    10/10

  • Алина Сафиуллина

    9/10

  • Булат Шаяхметов

    10/10

  • Макс Онищенко

    9/10

  • Анон’ Аблялимова

    10/10

  • Anife Seytumerova

    10/10

  • Наталья Калина

    9/10

  • Адель Багаутдинов

    10/10

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 8017.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 6 мин Просмотров 13.8к. Опубликовано 17.11.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Сон Обломова» за 1 минуту и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»

Илья рос в «Обломовке» в окружении ленивых, необразованных и суеверных людей. С детства был избалован родственниками, но сохранял любопытство и страсть к приключениям.

Первый сон перенес героя в 7-летний возраст. Мальчик спешил познавать мир и задавал много вопросов. Няня и родители не разрешали Илюше резвиться, прививая привычную мещанскую философию.

Нянька каждую ночь читала малышу сказки. Тогда ребёнок впервые задумался, почему реальность непохожа на беззаботную фантазию.

В следующем сне Илье 14 лет, и его отдали в пансион Штольца. Мальчик учился плохо, он уже стал типичным представителем фамилии и по прихоти старших часто пропускал уроки.

Учёбу и труд Обломовы не выносили. Но герою нужно получить образование ради карьеры. Штольц старается привить ученику знания, а его сын Андрей из жалости помогает Илюше с домашней работой. Герой продолжает лениться и вырастает «тепличным цветком». Лишь во сне он поддаваясь желанию поиграть со сверстниками в снежки.

Главные герои и их характеристика:

  •  Илья Ильич Обломов  – главный герой, в прошлом любопытный и активный ребёнок, под влиянием родителей вырос ленивым человеком.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Родители Ильи  – скучные непросвещённые люди, не признают учёбу и труд, избаловали сына.
  •  Няня Илюши  – ласковая беспокойная женщина, любительница рассказывать сказки.
  •  Штольц  – немец, владелец пансиона, управляющий соседнего поместья, строгий и дисциплинированный педагог.
  •  Андрей Штольц  – сын учителя, настойчивый сообразительный юноша, в будущем лучший друг Ильи.

Краткое содержание главы «Сон Обломова» подробно

Первый сон Обломова отправляет героя в ранее детство. Он видит родовое поместье, которое охватывает две деревни – Сосновку и Вавиловку. Местные жители похожи на сонных мух, крепостные работают вяло, хозяева не обеспечивают слуг работой. Даже природа «Обломовки» скучная и однообразная.

Жители верят в приметы, не имеют представления о странах за пределами далёкой Москвы и Питера. Крестьяне боятся двуглавых людей и великанов, в их представлении мир стоит на огромной рыбе.

Илья видит себя маленьким. Он единственный сын Обломовых, растёт в любви и ласки. Мать тепло одевает ребёнка, закармливает вкусненьким и пытается оградить от опасного окружения. После плотного завтрака пухлый розовощёкий Илюша бежит на прогулку. Его не интересуют гости, молитвы и застолья. За героем по пятам ходит беспокойная няня.

Мама Ильи заведует кухней. Каждое воскресенье и по праздникам готовится пир со сдобными пирогами, хозяева питают страсть к жирной еде. Отец вяло раздаёт приказы и целый день наблюдает мир через окно.

Мальчик в это время познаёт мир. Без страха лезет на голубятню, прыгает по галерее и стремится вырваться за пределы поместья в лес или в овраг. Няня одёргивает воспитанника и сбивчиво отвечает на вопросы любознательного непоседы.

После обеда дом погружается в сон. Илья ловит момент свободы и делает всё, что пожелает душа. По вечерам в поместье подают сытный ужин и чай. Ребёнку снова не позволяют выйти в сад, пугают небылицами и укладывают спать.

Перед сном няня читать Илюше сказки о богатырях, царевнах и чудовищах. В её рассказах счастье можно получить не только в бою, но и по щучьему велению, лёжа на горячей печке. Мальчика привлекают кисельные берега и молочные реки. Он впервые мечтает о сказочной судьбе заправского лентяя.

В следующей сне Илья видит себя 14-летним. Родители отправляют сына в пансион грозного немца Штольца. Герой не привык трудиться и избегает занятий. Обломовы находят любую причину, чтобы оставить юного бездельника дома и жалуются на плохое питания в пансионе.

Старший Обломов презирает труд. Его поместье приходит в негодность, рушится и ветшает, но только личные мотивы побуждают мужчину к действию.

Илье снятся размеренные вечера при свечах. Обломовы боятся любых нарушений привычного быта. Даже неожиданное письмо вводит семью в ступор. Отец героя не отвечает на послание, сравнивая писателей с шутами.

Однако пришло время Илюше строить карьеру. Без образования мальчику не светят мундир и доходные должности. Штольц изо всех пытает направить юнца к знаниям, а его родной сын Андрей тайком помогает ученику с домашней работой.

Во сне и наяву Илья всё больше походит на родных. Он предпочитает отдавать приказы и избегать малейших нагрузок, теряет интерес к подростковым проделкам. Только память о прежних шалостях толкает юношу на общение с одногодками.

Илья помнит, как родители реагировали на прогулки по морозу и безобидную игру в снежки, кутая сына в шубу. Попытки обезопасить Илюшу от мира превратили его в безликую и скучную личность. И только во сне герой искренне хочет хотя бы разок повеселиться с друзьями.

Кратко об истории создания произведения

Гончаров писал роман на протяжении 12 лет. Премьерное представление состоялось в журнале «Отечественные записки» в 1859 году.

К работе писателя подтолкнули размышления Белинского об утраченном укладе жизни россиян. По представлению автора только в таких местах, как Обломовка еще остались люди с патриархальным сознанием. Нормы жизни передавались родителями от дедушек, а дедушки перенимали от прадедушек. И всякое проявление личной воли наполняло души ужасом и страхом…

В девятой главе «Сон Обломова» Гончаров живо отразил ускользающую эпоху. Глава выпускалась отдельным тиражом в журнале «Современник» в первый год создания романа.

  • Краткие содержания
  • Гончаров
  • Сон Обломова

Во сне Обломов видит себя в разные периоды своей жизни. Вначале описывается жизнь в родной деревне Обломовке. Деревня описывается как спокойное место, которое может принести умиротворение и уют, здесь нет раскатов волн, шума прибоя, который несет только неразгаданный смысл. В Обломовке небо кажется роднее, словно обнимает человека, а осень дарит последние теплые дни. Солнце по-особенному греет, горы выглядят не устрашающими, а мягкими. Жизнь в такой деревне проходит неспешно, размеренно и монотонно.

Семья Обломова описана как добрая, чуткая, но состоящая из ленивых людей, для которых любой труд это напрасная трата времени и собственной энергии. Жители деревни обыватели, которые не думают над смыслом жизни, текут по течению. Посторонние проблемы их не беспокоят, поэтому они всегда жизнерадостные и веселые. Любимое занятие – это сидеть у окна и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Самая большая забота жителей – это пища. Очень много живности выращивалось именно ради употребления ее в пищу, очень много сил тратилось на уход за птицами и скотом.

Дальше Обломов видит себя семилетним ребенком. Это бодрый мальчик, которому нравиться бегать, прыгать, играть в активные игры, но родители не дают ему полной свободы действий, потому что слишком его опекают. Они боятся, что их ребенок может удариться, простудиться, получить солнечный удар. Постепенно мальчик превращается в типичного жителя своей деревни, хотя ему интересно все, что происходит рядом с ним, растет он любознательным ребенком.

Родители не занимаются своими владениями, потому что им лень. Отец предпочитает лишь сидеть у окна и ничего не делать в доме и саду. Мать же любит пить чай и гулять по саду, даже не умеет вести домашнее хозяйство, а самое главное, что даже желания нет делать что-то полезное. Днем в деревне царит полная тишина. Все жители любят спать днем после обеда. В такие счастливые моменты Илюша предоставлен сам себе и может осуществить все задуманные планы. Он имеет полную свободу действий: бегает куда хочет, идет в запрещенные места. Ко времени, когда все просыпаются, он уже находится дома возле няни.

В подростковом возрасте лень одолевает и Илюшу. Он учится в пансионе, учеба дается сложно, потому что нет желания учиться, с домашним заданием ему помогает Андрей Штольц. Первыми, кто не видит смысла в учебе, являются Обломовы.  Всеми правдами и неправдами родители пытаются оставить сына дома. Предлоги бывают самыми нелепыми. Илюша мог не посещать занятия даже несколько недель. Мальчик же очень стремится к неизведанному миру, ему все интересно знать, но он не получает заветной свободы, как в детстве во время дневного сна. Постепенно, благодаря гиперопеке родителей, Илюша превращается в ленивого подростка, который забывает обо всем, что когда-то его интересовало, становится вялым и зависимым от других людей человеком.

Сон Обломова характеризует его отношение к жизни в реальном мире, его неспособность делать что-то самостоятельно, нежелание трудиться для достижения каких-либо жизненных целей, ведь даже их у Обломова нет.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гончаров. Все произведения

  • Мильон терзаний
  • Обломов
  • Обломов по главам и частям
  • Обрыв
  • Обыкновенная история
  • Сон Обломова
  • Фрегат Паллада

Сон Обломова. Картинка к рассказу

Сон Обломова кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Осборн Оглянись во гневе

    Сюжет пьесы происходит в Англии в Бирмингеме. Джимми и его сосед Клифф воскресным вечером сидя в креслах, читают газеты. На вид Джимми лет двадцать пять, он сочетает в себе искренность и насмешливую злость

  • Краткое содержание Бунин Митина любовь

    Митя влюблен в Катю. Она учится в театральной школе и живет со своей мамой. Директор занимается с Катей индивидуально. Митя ревнует Катю к нему. Отношения между влюбленными меняются.

  • Краткое содержание Пришвин Первая охота

    Главный герой произведения – маленький, хитрый и неопытный щенок, решивший в первый раз отправиться на охоту. Ему надоело гонять кур по двору, и решил он пойти охотиться на диких зверей и птиц. Щенки очень любознательные существа.

  • Краткое содержание Шолохов Пастух

    В книге рассказывается про молодого сельского парня, который стал пастухом. Звали его Григорием. Григория выбрали пастухом по общему голосованию. Григорий интересовался поэзией и читал много книг и разной литературы, сидя на траве

  • Краткое содержание Булычёв Посёлок

    События романа разворачиваются на далекой планете, где космический корабль Полюс был вынужден совершить экстренную посадку в горах. Взрослые и дети, присутствовавшие на корабле

Главный герой романа Гончарова «Обломов» Илья Ильич, с первых страниц произведения описан человеком, предпочитающим отдавать приказы слугам лишь в положении лежа. Виною этому не болезнь, а простая лень. Почему молодой тридцатидвухлетний мужчина обладает мышлением старика? Что повлияло на подобное восприятие жизни? Краткое содержание главы «Сон Обломова» поможет читателю разобраться в причинах, превративших смышленого и любознательного ребенка в слабохарактерного, избалованного увальня.

Во сне Илья Ильич Обломов оказывается в родной деревне Обломовка. Местность очень красивая, тихая. По близости нет моря. Отсутствуют горы, напоминающие видом звериный оскал. Люди там абсолютно счастливы, не сравнивают себя с окружающими. Они просто радуются размеренной жизни.

В такой деревушке, в собственной постели проснулся семилетний Илюша Обломов. Возле него уже находилась няня. Женщина сразу принималась одевать воспитанника. В комнате появлялась мама. Она брала сына за руку и вела к отцу. В имении пребывало полно родственников, каждый хотел угостить мальчика, поцеловать. «Вся свита дома Обломовых подхватила Илью и начала осыпать его ласками, он не успевал утирать следы бесконечных поцелуев». Ребенок был резв, он всегда предпринимал попытки убежать от няньки и залезть на голубятню или спрятаться в сарае.

От всяческих детских шалостей сына постоянно старалась оградить любящая мать. Она запрещала ему выходить на солнце, а порою говорила, что и в холодке плохо. Обломовы не обладали особым рвением к работе. Основным занятием отца было наблюдение за всеми домочадцами. Он знал, кто куда идет, что несет, чем занят. Его супруга часто проводила время за разговорами.

Очень важным делом в поместье считали обед. «Пища была главной жизненной заботой в Обломовке». Родственники собирались и дружно обсуждали, что им сегодня приготовить. После обеда всем положен был дневной сон. Вот тогда Илюшка и бежал в овраг, наблюдал за жуками, гонял птиц. После отдыха все принимались за новые дела. Кто-то ходил к речке, и бросал камешки в воду, другие сидели у окна либо в беседке, и слушали пение птиц.

Родители Ильи придерживались мнения, что труд был послан человеку в наказание. Подобные взгляды на жизнь оставили свой отпечаток на становлении личности их сына. Когда ему исполнилось тринадцать, было принято решение отправить его в Верхалево, на обучение в пансион немца Ивана Штольца. Мать с отцом понимали, что учиться грамоте это нужное дело, но они хотели, чтобы это происходило легко и быстро.

Мама представляла своего сыночка в мундире, на посту губернатора. Несмотря на мысли о светлом будущем своего чада, ей было спокойнее, когда он пребывал дома. Они с мужем постоянно находили причины, лишь бы маленький Обломов оставался дома. Для них существовало множество отговорок, чтобы отлынивать от пансиона: приближение морозов или жары, страстная пятница или родительская суббота.

Илья абсолютно не жалел, что не поедет к Штольцу. Дома ему хотелось играть в снежки, бегать с мальчишками, лазить по деревьям, а не превращаться в комнатное растение. «Лелеемый, как цветок в теплице, он так же и рос – медленно и вяло». Если же мальчик и предпринимал попытки делать что-то самостоятельно, то любой из близких спешил на помощь, тем самым не давая ему проявить себя. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и увядали». Такое поведение взрослых подавляло развитие стремлений Ильи. Постепенно он привык к тому, что все желаемое за него сделают родные. Избалованный ребенок превратился в ленивого и изнеженного мужчину.

Другие материалы по роману «Обломов»:

Краткое содержание

Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»

Образ и характеристика Штольца

Образ и характеристика Обломова

Образ и характеристика Ольги Ильинской

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Отношения Ольги и Обломова

Детство Обломова

Образ жизни Обломова

Женские образы в романе

Гости Обломова и цель их прихода

История создания романа

Содержание:

  • 1 Читательский дневник «Сон Обломова» Гончарова
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Обломову снится «мирный уголок», «забытый всеми», «чудный край» – родная деревня Обломовка. Состоит она из трех-четырех сонных деревенек среди «улыбающихся пейзажей». Здесь и погода без сюрпризов. Поэт бы заскучал, а обломовцы живут спокойно и долго, незаметно переходя из сна в смерть.

Здесь не увидишь крепкой избы, но каждый домик – гнездо нескольких поколений. Тут не принято работать до седьмого пота, а тем более – скандалить, убивать или красть. Остальной мир не волнует местных жителей, вся их жизнь – они сами. Этим счастливым людям неизвестен другой образ жизни, а свой кажется единственно правильным.

Кое-кто из крестьян добирался до ярмарки – и только. Знали, что в 80-ти верстах «губернский город», а за ним Саратов. Еще дальше, по слухам, Москва и Питер, а за ними – неведомые земли с немцами и чудовищами.

Деревушки Сосновка и Вавиловка – и есть Обломовка, наследственные владения Обломовых. Усадьба семьи – в Сосновке. Видит Илья Ильич себя 7-летним краснощеким мальчуганом, утром встающим с постели. Первой целует его добрая, теперь уже покойная, мать. Потом мальчик переходит в руки няньки. Умытый и причесанный, он спешит к столу, где им любуются старички и старушки, живущие в доме.

Няня не спускает с непоседы глаз, бережет его ото всего: чтоб дитя не простудилось, не перегрелось, резво не бегало, со двора – ни ногой. Все Илюше интересно: отчего есть свет и тень, и что там – за горой. Видит он, чем заняты взрослые – и невольно берет с них пример на всю жизнь.

Видел он, как много забот у отца: шутка ли, день ходить по комнате или в окошко болтать с прислугой. Знал, что мать до полудня ломает голову – что подать на обед. В доме любили есть досыта, с удовлетворением. Любой праздник сводился к столу. Таких жирных гусей и пирогов он в жизни больше не едал.

В полдень вся округа погружалась в послеобеденный сон. В этот час начиналась самостоятельная жизнь Илюши. Под общий храп, один в целом мире, он роется в канаве, давит мух, лезет на голубятню. Только со двора не уходит: страшно. После сна все вволю пьют чай. Мать мечтает, как сын ее выбьется в люди.

Дети здесь растут на волшебных сказках. И Обломов часто потом жалел: «Зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». День прошел. Обломовцы благодарят за него Бога и желают, что все их дни были как этот.

В продолжение сна видит он себя 13-14-летним мальчиком. В эту пору он учился в сельце Верхлево, в немецком пансионе управляющего Штольца. Под влиянием строгого и дельного немца мог Илюша стать другим, но не стал. Кроме Штольца и сына его Андрея (тот Илюше помогал делать уроки), все вокруг дышало ленью. Под любым предлогом мать неделями не пускала его в пансион.

Идеалом и смыслом жизни родителей были покой и бездействие. Целью матери: чтоб «дитя было всегда весело и кушало много». А учиться надо вполсилы, ради аттестата и будущей выгодной службы. Так и рос Илюша, как вялый тепличный цветок. Самому и одеться нельзя, только с помощью слуги Захара. Разыгрался раз Илюша в снежки с деревенскими ребятишками, так потом сидел в одеялках и лечился от несуществующей простуды.

Читательский дневник «Сон Обломова» Гончарова

Сюжет

Обломов спит и видит себя в возрасте семи лет в барском доме в родной деревне Обломовке. Там всегда тишь да гладь, ласковое солнышко, все сытно кушают, вдоволь спят после обеда, дни проводят в пустых разговорах. Хлопочут помаленьку, не утруждаясь, и другой жизни не хотят. Отец забросил хозяйство, обленился, а для матери Илюши главное, чтоб сынок был толстый и послушный. Все следят, чтобы он не расшибся, не ушел со двора.

В 13-14 лет мальчика отдают учиться в пансион делового немца Штольца. Мать и тут следит, чтоб дитя не заучилось, устраивает ему то и дело «каникулы». От природы смышленый, он теряет любознательность, всего боится и ничего не хочет.

Отзыв

Эпизод сна – ключ к роману. Из него становится ясно, почему Илья Ильич такой. Он ленив не только телом, но и душой, умом. В нем иссякла жизненная сила. Он – отпрыск вечно сонной Обломовки, его диван – наследник мебели его родового дома. Но для героя этот сон – еще и мечта о райской, сказочной жизни на земле, которой он лишился. Герой – из «лишних людей».

Картины жизни провинциального дворянства. Родители смогли прожить в «утопии», но герой попал уже в другое время, общество. И остался невостребованным. Тема жизни без смысла и цели, только ради желудка, без чувств и мыслей, перемен. Тема изоляции, излишней опеки, неправильного семейного воспитания. Тема скупости (обломовцы прижимистые люди), памяти (если человек умер – его быстро забывают). Обломовщина – порок, присущий всем людям в той или иной степени.

Слушай онлайн, если не любишь читать!

На протяжении двенадцати лет (1847-1859 г.), русский писатель И. А. Гончаров работал над созданием трилогии, в которую вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Полная версия была напечатана в номерах журнала «Отечественные записки», в 1859 году. «Сон Обломова» – IX глава второй книги «Обломов», которую и литературные критики, и читатели дружно отметили, как одну из центральных частей всего произведения.

О да! Это мое любимое занятие )))

20.67%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

44.32%

Книги — а что это вообще такое?

7.9%

Проголосовало: 21486

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Краткое содержание
  2. Структура и содержание главы 9
  3. Главные герои
  4. Другие персонажи
  5. Сюжет
  6. Анализ главы
  7. Читательский дневник
  8. Сочинения «Сну Обломова»
  9. Роль и значение сна Обломова в романе
  10. Почему «Сон Обломова» – единственная озаглавленная часть романа?
  11. Почему смерть Обломова сравнивают со сном?
  12. Почему эту главу называют увертюрой всего романа?
  13. Почему Обломов предпочел сон пробуждению?
  14. Почему сон заканчивается появлением Штольца?
  15. Почему сон Обломова является центром романа?
  16. Почему главному герою снится сон?
  17. Изложение

Краткое содержание

В центре повествования – помещик Илья Ильич Обломов, проживающий в Петербурге, на улице Гороховой. Это молодой, упитанный мужчина, лет около тридцати двух. Герой ведет размеренную и праздную жизнь, никакими видами деятельности он не обременен. Его любимое занятие – лежать на диване, и мечтать о сытой и спокойной жизни, в которой нет ни трудов, ни забот, ни каких-либо волнений. Он погружается в сладкую дрему, и видит сон…

Родовое поместье барина прозвали Обломовка. Оно состояло из двух деревень – Сосновка и Вавиловка. Именно с описания этого чудного края начинается сон Ильи Ильича. В его представлении нет в жизни места красивее и спокойнее, чем живописные просторы родного края. Ни бури, ни войны, ни стихийные бедствия никогда не могли случиться в этих местах, все здесь дышало миром и спокойствием. А горести, страхи и всевозможные опасности были где-то очень далеко от любимого имения. «Все тихо, все сонно…в деревеньках, составляющих этот уголок…».

Обломов видит себя мальчиком лет 7, который просыпается веселый и счастливый, и вокруг него мгновенно начинается милая суета. Няня полностью обслуживала барчука, и выполняла все его прихоти. Родители и вся многочисленная родня всячески ласкали, и бесконечно умилялись ему. В доме считалось, что малыш должен быть упитанным и всегда сытым, тогда он будет здоровым и веселым. Любой труд и физическая активность не на пользу ребенку, а напротив, приведут к переутомлению и болезням. От маленького барина ни на шаг не отходила няня, сопровождавшая его на протяжении всего дня.

Уклад жизни Обломовых был однообразен и прост. Главной заботой была пища, и до полудня все домочадцы были заняты приготовлением к обеду. Долго обсуждались вопросы, что подавать к столу, после чего на кухне и вокруг нее начиналась оживленная суета. Родители участвовали в хлопотах, давая прислуге наставления и раздавая многочисленные указания. Отец, Илья Иванович, любил повелевать, обыкновенно, сидя в кресле, и следил за работой челяди в окно. Ребенок внимательно наблюдал за жизнью взрослых, все подмечал своим детским умом.

После плотного обеда весь дом погружался в полуденный сон, и наступало самое счастливое время для малыша. Он дожидался, пока уснут домочадцы, задремлет нянька, и отправлялся в увлекательное путешествие по окрестностям. С замиранием сердца, ребенок пробирался туда, куда ходить ему строго запрещалось – на сеновал, в голубятню или курятник, за забор к деревенским мальчишкам. Так он пытался самостоятельно познавать мир, окружавший его. Но просыпалась нянька, оживал дом после сна, и ребенок снова возвращался под пристальный контроль и неуемную заботу.

Далее Обломова сон переносит в другую пору – зимний вечер, он жмется к няне, а она рассказывает ему старинные сказки и предания. И все в этих рассказах делалось само по себе, без хлопот и труда. В конце каждой истории герой всегда получал счастливую и богатую жизнь по воле доброй феи или любого другого волшебства. Даже став взрослым мужчиной, Обломов продолжал мечтать о том прекрасном бытие, в котором можно только гулять и веселиться, не зная забот и печалей.

Затем Илья Ильич видит себя отроком, лет тринадцати-четырнадцати. В ту пору он учился в соседнем селе Верхлёве, которым управлял немец Штольц. В пансионе еще находились сын учителя, Андрей Штольц, и соседский мальчик, вечно страдающий золотухой. Деревня жила в том же лениво-монотонном ритме, что и родная Обломовка. Образованный и энергичный немец прикладывал много сил, чтобы привить мальчику жажду к наукам, воспитать в нем усердие и трудолюбие.

Но к тому времени, когда Обломов попал в пансион, он уже много перенял привычек и традиций, царивших в родном доме. Атмосфера «обломовской» жизни прочно сидела в его голове, простота нравов, сытая лень и спокойствие привлекали гораздо больше, чем занятия над книгами. Родители также всячески старались уберечь чадо от нагрузок – при любом предлоге оставляли барчука дома, а то и забирали его из пансиона посередине недели. Они искренне считали ученье лишь досадной необходимостью, которую диктует светское общество.

Даже сын управляющего, Андрей Штольц, мешал учителю в воспитании юного Обломова. Он часто подсказывал другу, а то и вовсе делал за него все задания. Даже во сне Илья Ильич сравнивал жизнь у Штольца с милым родительским домом. В имении все делалось по его желанию, слуга Захарка с няней и другой прислугой выполняли любую волю молодого барина. Если же случалось юноше порезвиться или взяться за дело, тут же сыпались протесты: «Не бегай! Туда не ходи, опасно! Простудишься и заболеешь…», и он с легкостью подчинялся.

Так и рос Илья Ильич на всем готовом. Его одевали и умывали, кормили сытно и вкусно, исполняли все прихоти и желания. Лелеяли сыночка родители, растили мальчика, как цветок в теплице. И думал Обломов, что вот такой и должна быть жизнь, где нет трудов и забот, а есть лишь сытость, тишина и спокойствие.

И. А. Гончаров условно разделил сон главного героя на три части.

В первой части автор описывает родной край Обломова, и его детство, где мальчику всего семь лет. В этом возрасте ребенок был активным, энергичным и любознательным. Он стремился познавать окружающий мир, был очень наблюдательным. Малыш подмечал все тонкости взрослой жизни, и постепенно такой размеренный образ жизни стал для него привычным.

Во второй части писатель подробно рассказывает об одном зимнем вечере, когда мальчик с удовольствием слушает рассказы старой няньки. В них жизнь героев всегда богатая и счастливая, волшебники щедро осыпают их дарами, принцессы приезжают сами из заморских стран, и в жизни царит радость и веселье. По сути, сказки этой неграмотной женщины сыграли большую роль в культурном воспитании мальчика. С детства ему понравилась модель такой легкой, беззаботной жизни, и о ней он мечтал, будучи взрослым человеком.

Третья часть сна переносит героя в отрочество. В ту пору Обломов проходил ученье в пансионе, было ему лет тринадцать. Учитель, немец Штольц, искренне питался привить юноше желание учиться и развиваться. Однако мальчик попал в его руки, будучи уже избалованным и ленивым ребенком. Окружающая действительность также мешала развитию сильной личности. В селе царили такие же отсталые и примитивные нравы, как и в родной Обломовке. Традиции и устои быта сыграли ключевую роль в воспитании характера Обломова.

Главные герои

Обломов Илья Ильич – помещик, дворянин, возраст около тридцати двух лет. После смерти родителей получил в наследство родовое поместье и триста пятьдесят душ крестьян. Ведет маргинальный образ жизни, пристрастен к жирной пище, отчего имеет рыхлую, тучную фигуру. Любимое занятие – лежать на диване и мечтать. Проживает в Петербурге, на улице Гороховой, с верным слугой Захаром.

Другие персонажи

Обломовы Илья Иванович с женой – родители Ильи Ильича. Мелкие помещики-дворяне, очень любящие своего единственного сына, и оберегающие его от всех забот и волнений. Люди добрые и безобидные, но малограмотные и ограниченные.

Няня – безграмотная деревенская старушка, приставленная к Обломову с самого рождения. Всегда находилась рядом с ним, ухаживала и следила за молодым барчуком. С детства рассказывала малышу былины и предания, и привила герою любовь к сказкам.

Учитель Штольц – обрусевший немец, управляющий в селе Верхлёвка, и держатель пансиона для дворянских детей. Человек образованный, умный и энергичный. Пытался привить юному Обломову любовь к учению, и духовному развитию.

Андрей Штольц – сын учителя Штольца, единственный друг Обломова.

Захар – верный слуга Ильи Ильича, во сне еще юный мальчик.

Антип и Анисья – крестьянская семья, слуги в доме Обломовых.

Настасья Ивановна, Степанида Тихоновна, Пелагея Игнатьевна – тетки-приживалки, которые жили в родительском доме.

Сюжет

«Сон Обломова» автор представил в виде череды картинок жизни, которые герой как-бы «просматривает» в памяти. Сюжетная линия ведется плавно, одни события сменяются другими эпизодами. Сцены во сне происходят в такой последовательности:

  1. Описание родового поместья Обломовых, где родился и рос главный герой. Писатель подробно рассказывает природу края, его традиции и обычаи.
  2. Обломов в возрасте семи лет. Как проходило раннее детство мальчика, образ жизни и мировоззрение родителей, система его воспитания.
  3. Рассказ о будничной жизни в семействе Обломовых: распорядок дня в доме, бытовые привычки, неписаные законы и обряды, за которыми наблюдал ребенок.
  4. Послеобеденный сон в поместье, когда маленький Илья дожидался, чтобы все уснули, и совершал самостоятельные прогулки без надзора взрослых.
  5. Вечера в обществе няни, которая вдохновенно рассказывала мальчику былины и сказки, а он слушал и мечтал о волшебстве и вечном празднике.
  6. Обломов в отроческом возрасте. Его жизнь в доме Штольца, обучение и знакомство с Андреем, который в будущем станет его единственным другом.

Заканчивается сон картинкой из детства – накануне Илья сбежал из дома поиграть с детьми в снежки, был найден и возвращен назад. И вот он снова под теплым одеялом лежит в кровати, под опекой любящих родителей.

Анализ главы

Анализируя «Сон Обломова», можно ясно понять, как развивалась личность героя, который впоследствии превратился в аморфного, пассивного и ленивого человека. Илья Ильич родился подвижным и любознательным ребенком. Он проявлял живой интерес к жизни, хотел играть с другими детьми, познавать окружающий мир. В раннем детстве малыш быстро подметил, когда в доме все спят, и сообразил, что можно тайком уйти из дома и погулять без няни.

Он был наблюдательным и смышленым мальчиком. Все вокруг его любили, и он чувствовал и понимал эту любовь. Благодаря ей он стал добрым и беззлобным человеком, не желал никому зла, не был хитрым и подлым. Но эта же всеобъемлющая любовь и забота сыграла в становлении его личности ключевую роль. Родители чрезмерно опекали сына, ограждали от любых забот. За него все делали слуги, Обломов не знал никакого труда.

Безграмотная старушка-няня рассказывала ему сказки и небылицы, и укрепляла в его неокрепшем сознании мысль, что все происходит «по щучьему велению». К Штольцу подросток попал уже разнеженным молодым барином, который привык к сытой и праздной жизни. И строгий, умный немец не смог победить уже укоренившуюся лень и безразличие в характере Обломова. Среда, в которой рос герой, определила его дальнейшую судьбу.

Читательский дневник

Произведение. Роман «Обломов»

Автор. И. А. Гончаров – русский писатель, литературный критик

Время написания 1847-1859 г.

Первая публикация. В 1848 г. В «Литературном сборнике с иллюстрациями» был напечатан «Сон Обломова», как самостоятельное произведение.

В романе описывается жизнь молодого помещика Обломова в Петербурге. Илья Ильич неглуп и образован, но совершенно не приспособлен ни к какой деятельности. Герой ведет пассивную, размеренную жизнь, большую часть времени проводит на диване и мечтает. Обслуживает его верный слуга Захар, которому, как и хозяину, нет дела до окружающего мира.

Друг Обломова, Андрей Штольц предпринимает попытки изменить жизнь героя, и пробудить в нем желание совершать поступки. Но ни старания Штольца, ни новая возлюбленная Обломова, Ольга Ильинская – никто не смог переломить натуру Ильи Ильича, и заставить его встать с дивана.

Сочинения «Сну Обломова»

В романе глава «Сон Обломова», на развитие сюжетной линии никак не влияет. Она написана, как самостоятельная часть повествования. Однако, в понимании характера главного героя, и сущности его личности, описание играет главенствующую роль.

Обломов – неоднозначный персонаж. Он апатичен и ленив, совершенно не приспособлен к решению каких-либо задач, к любой активной деятельности. Он беспомощный и жалкий в своей ограниченности, и все дела готов отложить «на потом».

Но в то же время, Илья Ильич обладает и хорошими качествами. Он образован, и даже начитан. Может испытывать глубокие чувства и сопереживать ближнему своему. У него наивная, ранимая душа и доброе сердце. Его легко обмануть, потому, что он сам не способен лукавить, и в других не видит подвоха. Почему же тогда внутренний мир героя так скуден, и он ни к чему не хочет стремиться? В этом автор и пытается разобраться.

Роль и значение сна Обломова в романе

Сон главного персонажа – это фактически воспоминания взрослого Обломова о счастливых годах его детства в родительском доме. Писатель использовал известный литературный прием, когда «документальные» факты из жизни представляются в форме сновидения.

Роль IX главы в романе можно смело назвать ключевой. Путешествие в детские годы героя позволяют узнать, в какой среде рос мальчик, кто и как его воспитывал. Анализируя хронологию его жизни, становится понятно, что Обломов стал таким «не вдруг». Убеждения и взгляды формировались у героя постепенно, под влиянием той действительности, которая его окружала. Глава «Сон Обломова» помогает понять все тонкости натуры героя и противоречивость его характера.

Почему «Сон Обломова» – единственная озаглавленная часть романа?

Изначально, «Сон Обломова» Гончаров написал и опубликовал, как «Эпизод из неоконченного романа». Именно застаревшие устои и традиции, царившие в то время в дворянской среде, заставили писателя попытаться отыскать главный мотив явления, которое позднее назовут «обломовщиной».

После первой публикации, Гончаров задумал большое произведение, где показал, как процесс воспитания определяет в дальнейшем судьбу человека. Писатель признавал, что и сам мог бы стать жертвой «обломовщины», поскольку вырос в похожей среде. Он родился в Симбирской губернии, и в описании Обломовки есть автобиографические черты.

Почему смерть Обломова сравнивают со сном?

На протяжении всего повествования, герой большинство времени провел на диване. Любые стремления и желания, которые он наблюдал у людей, казались ему ненужными и пустыми. В какой-то момент, под влиянием друга, Обломов попытался побороть свою натуру, и даже немного оживился. Но лень и апатия прочно укоренились в характере, Илья Ильич быстро заскучал, и вернулся в свою привычную дремоту.

Автор дает понять – как личность, Обломов умер еще тогда, когда отказался от стремления жить полной жизнью, достигать каких-то высот и развиваться духовно. Его постоянное пребывание в ленивой сонливости, Гончаров сравнивал с Россией того времени, где наблюдался такой же застой, но в государственном масштабе. Духовная и культурная «смерть» личности в Обломове произошла еще при жизни героя, до наступления смерти физической.

Почему эту главу называют увертюрой всего романа?

В конце 1840-х годов, Гончаров в письме к издателю А. Краевскому признавал, что работа над романом идет медленно и тяжело. Но когда труд был завершен, писатель сам назвал IX главу «увертюрой» всего произведения.

Жизнь взрослого Обломова – лишь следствие того воспитания, которое он получал в родительском доме с младенчества. Задатки активности и стремления ребенка узнавать мир и развиваться, были на корню уничтожены размеренной жизнью в имении, царившими в его окружении традициями и ограниченными взглядами родителей. Ребенок с детства впитал такую модель действительности, и в дальнейшей жизни не видел причин что-то менять.

Почему Обломов предпочел сон пробуждению?

Главная причина, почему герой предпочел сон пробуждению – он не умел трудиться. С раннего детства мальчика обслуживали слуги. Если ребенок выказывал желание что-то сделать самостоятельно, родители тут же пресекали инициативу. Дети быстро привыкают к действительности, и Обломов легко свыкся с таким положением вещей.

Его сон показывает, что уже в отрочестве он демонстрировал плоды родительского воспитания. Учился неохотно, радостно пропускал занятия в пансионе, если позволяли взрослые. Задания за него часто делал сын учителя, а дома полностью обслуживали многочисленные слуги. А в жизни, чтобы чего-то добиться, надо приложить массу сил и энергии. Обломов не умел прилагать усилия, и ленился этому учиться. Для него привычное состояние – пассивное, сонное существование.

Почему сон заканчивается появлением Штольца?

Друг детства Андрей Штольц – полная противоположность Обломова. Он энергичный и деятельный, образованный и решительный человек. Природный ум заставляет Андрея тянуться к людям добрым и открытым. Именно таким он считал Илью Ильича, и за это его уважал. Штольц осуждал пассивность и ленивость друга, и всеми силами старался вдохнуть в него желание развиваться и стремиться к чему-то лучшему.

С появлением Штольца сон героя обрывается. Андрею удается убедить друга встать с дивана, и начать интересоваться внешним миром. Штольц знакомит Обломова с людьми из общества, благодаря ему Илья Ильич впервые влюбляется. Даже слуга Захар поддался настроению хозяина, и занялся хозяйственными делами. На короткий период герой выходит из «сонного» состояния, и проявляет искренний интерес к жизни.

Почему сон Обломова является центром романа?

Сон Ильи Ильича, его воспоминания о детстве, безусловно, являются идейным центром всего произведения. Вся его сущность формировалась в первые годы жизни, когда неокрепший ум ребенка впитывает окружающую действительность. В главе «Сон Обломова» есть все предпосылки, определяющие дальнейшую жизнь героя.

Когда уже в студенческие годы, в Обломове проснулось желание чего-то достигнуть на служебном поприще, оно скоро угасло. Потому, что первые незначительные трудности сразу его испугали. Детские страхи, и неумение справляться с невзгодами, заставили его тут же отступить. Кое-как он проучился два года, и снова вернулся к маргинальному существованию. Корни «обломовщины» были так крепки и глубоки, что герой не нашел в себе сил противостоять своей натуре.

Почему главному герою снится сон?

Центральная фигура романа – молодой мужчина, у которого есть все шансы и возможности, чтобы вести полноценную и интересную жизнь. Трудиться, влюбляться, общаться с друзьями, развиваться культурно и духовно. А он, вместо этого, предпочитает сытно поесть и улечься на диване, мечтая о несбыточных желаниях.

Когда герой видит сон, переносящий его в счастливую пору детства, автор с подробностями описывает действительность, в которой он вырос. В романе, IX глава находится обособленно от основной сюжетной линии, но без нее история была бы неполной. Тогда невозможно понять, как молодой, полный сил мужчина, способен вести такое скучное, однообразное и паразитическое существование. Сон Обломова показывает, как под влиянием «обломовщины» может быть загублена жизнь умного, доброго и порядочного человека.

Изложение

Начинается сон Обломова с описания природы родного края. Все дышало миром и спокойствием – ласковое небо, невысокие холмы и широкие равнины. Не было в ней грозных морей, которые несут с собой бури и волны, высоких гор, хранящих опасность сорваться в пропасть. Никаких потрясений не бывает в этих местах.

Затем герой видит себя семилетним ребенком, просыпающимся в мягкой кровати, а над ним сплошь любящие лица. Родители, нянька, слуги – все обожают малыша, и стремятся ему угодить. Мальчик растет любознательным и активным, но любая инициатива к самостоятельности пресекается – для всего есть слуги.

Далее сон переносит Обломова в зимний вечер, когда за окном метель, а он возле няни слушает сказки и предания. И так все нравится в них ребенку – всегда появляются волшебники и феи, одаривают принца богатствами, и веселье никогда не кончается. Малыш всегда представляет себя на месте героя, и любовь к сказкам сохраняет на всю жизнь.

После, Илья Ильич видит себя уже подростком, лет тринадцати-четырнадцати. Он в пансионе у Штольца, куда послали его родители «образовываться». Обломов к тому моменту уже пухлый, румяный «барин», который привык, что его все обслуживают, и ему потакают. Учеба его утомляет, задания часто за него делает сын Штольца, Андрей. При любом случае, он пропускает занятия. Так и растет главный герой, со всех сторон обласканный, как «цветок в теплице…».

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

  • Краткий рассказ снежная королева 5 класс
  • Краткий сюжет сказки спящая царевна жуковский
  • Краткий рассказ скупой рыцарь
  • Краткий сюжет сказки снежная королева
  • Краткий рассказ скотный двор царя авгия