Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера имеющий иносказательный это

Ad

Ответы на сканворды и кроссворды

Басня

Короткий нравоучительный рассказ, стихотворение 5 букв

Похожие вопросы в сканвордах

  • Короткий нравоучительный рассказ, стихотворение 5 букв
  • Короткий смешной рассказ; рассказ М. Горького 7 букв
  • Короткий смешной рассказ 7 букв

Похожие ответы в сканвордах

  • Басня — Вымысел, выдумка 5 букв
  • Басня — Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ 5 букв
  • Басня — Лит. жанр 5 букв
  • Басня — Литературный жанр 5 букв
  • Басня — Жанр, в котором творили И. Крылов и Эзоп 5 букв
  • Басня — Жанр, родоначальником которого считают Эзопа 5 букв
  • Басня — Иносказательное стихотворение, рассказ 5 букв
  • Басня — Короткий комический рассказ в стихах или прозе 5 букв
  • Басня — Короткий нравоучительный рассказ, стихотворение 5 букв
  • Басня — Литературный жанр, который Георг Вильгельм Фридрих Гегель считал рабским 5 букв
  • Басня — Малый повествовательный жанр 5 букв
  • Басня — Поэзия» рассудка (по Виссариону Белинскому) 5 букв
  • Басня — Стихотворный повествовательный жанр нравоучительного и сатирического характера 5 букв
  • Басня — Стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение 5 букв
  • Басня — Благ. ря ей Иван Крылов обрел бессмертие 5 букв
  • Басня — «Квартет» Крылова 5 букв
  • Басня — Стихотворное «моралите» 5 букв
  • Басня — Корм не для соловья 5 букв
  • Басня — История слона и Моськи 5 букв
  • Басня — Конёк Ивана Крылова 5 букв
  • Басня — Опус от Ивана Крылова 5 букв
  • Басня — Нравоучительный стих 5 букв
  • Басня — Не в соловья корм 5 букв
  • Басня — Любимый жанр Крылова 5 букв
  • Басня — Нравоучительная поэзия 5 букв
  • Басня — Неподходящая пища для соловья 5 букв
  • Басня — Пустые разговоры, болтовня 5 букв
  • Басня — Выдумка, вымысел 5 букв
  • Басня — Короткий рассказ, с нравоучительным заключением 5 букв
  • Басня — Жанр нравоучительного рассказа 5 букв
  • Басня — Благодаря ей Иван Крылов обрел бессмертие 5 букв
  • Басня — Чем соловья не кормят 5 букв
  • Басня — Жанр у Эзопа 5 букв
  • Басня — «Поэзия рассудка» для Виссариона Белинского 5 букв
  • Басня — «Не в соловья корм» 5 букв
  • Басня — Литературное произведение главным приемом которого является иносказание 5 букв
  • Басня — Рассказ иносказательно обличающий людские пороки 5 букв
  • Басня — Стрекоза и муравей 5 букв

Басня

Басня

        литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Б. близка к притче (См. Притча) и Апологу. Персонажи Б., помимо людей, — животные, растения, вещи. В начале или концовке Б. обычно даётся афористический нравоучительный вывод («мораль»). Б. — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (6—5 вв. до н. э.), писавший Б. в прозе; в Риме — Федр (1 в. н. э.); в Индии сборник Б. «Панчатантра» относится к 3 в. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (17 в.). В России развитие Б. относится к середине 18 — началу 19 вв. и связано с именами А. П. Сумарокова («притчи»), И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных Б. были ещё в 17 в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине 18 в. у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный Вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. На Украине Б. сочиняли Г. Сковорода, П. П. Гулак-Артемовский, Л. И. Глебов. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.

Лит.: Потебня А. А,, Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка, 3 изд., Хар., 1930; Выготский Л., Психология искусства, М., 1965, с. 117—55.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое «Басня» в других словарях:

  • Басня — жанр дидактической поэзии (см.), короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи или аполога Б. отличается законченностью …   Литературная энциклопедия

  • басня — Побасенка, миф, аллегория, притча во языцех. Мы басня всей Варшавы . Некрас.. Ср. . См. анекдот, басни!, выдумка, посмешище, сказка… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.… …   Словарь синонимов

  • Басня —     БАСНЯ небольшая сказочка нравоучительного характера, в которой действующие лица чаще животные, а также неодушевленные предметы, но нередко и люди. В басне отличают повествование и вывод из него, т. е. определенное положение (правило, совет,… …   Словарь литературных терминов

  • Басня — Басня, краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Действующими лицами в Б. могут быть животные или растения, говорящие человеч. языком (Суд 9:8 и след.; 4Цар 14:9). Слово басня (греч. мютос, миф ) в значении вымысел ,… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • БАСНЯ — БАСНЯ, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу и индийскому… …   Современная энциклопедия

  • БАСНЯ — короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу, к индийскому сборнику… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАСНЯ — БАСНЯ, басни, род. мн. басен, жен. 1. Короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением. Басни Крылова. Басни Демьяна Бедного. 2. Выдумка, вымысел, вранье (разг.). Ты мне басен не рассказывай, а говори, как дело было. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • БАСНЯ — БАСНЯ, и, род. мн. сен, жен. 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 2. обычно мн. Вымысел, выдумка. | уменьш. басенка, и, жен. (к 1 знач.). | прил. басенный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н …   Толковый словарь Ожегова

  • басня — басня, род. мн. басен и устарелое баснь, род. мн. басней …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Басня —  Басня  ♦ Fable    Выдуманная история, которую никто не собирается выдавать за подлинную; история, подлинность которой невозможно допустить; миф, побуждающий не верить, а размышлять или смеяться …   Философский словарь Спонвиля

  • Басня — БАСНЯ, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу и индийскому… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «Басня как жанр литературы»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Предметные: систематизировать знания о басне как литературном жанре через сравнение с жанром сказки.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать задачу урока и стремится ее выполнить, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности,

Познавательные:умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;

Личностные: проявлять навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: текст русской народной сказки и текст басни, карточки для речевой разминки, рабочий лист и лист самооценивания, презентация к уроку.

Цель этапа:психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу (четверостишие)

Учитель проводит речевую разминку.

1.Кра! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!

2. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.

 — Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с двумя текстами: «Лиса и Тетерев» и «Ворона и Лисица». Это поможет нам сегодня в определении темы и целей урока.

Чтение басни и сказки по ролям.

 Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

 -Какой текст можно отнести к жанру «сказка»?

«Лиса и Тетерев»  

— Вспомните три вида сказок.

  Сказки бывают: волшебные,  бытовые, о животных.

— К какому виду сказок относится сказка «Лиса и Тетерев»?

 Это сказка о животных.

-А второй текст к какому жанру можно отнести?

Текст «Ворона и лисица» —   басня.

  Практическая деятельность. Сопоставление текстов и заполнение таблицы.

Целеполагание

-Итак, тема нашего урока – басня. Теперь давайте определим цели нашего урока.

На доске записано

 Узнать….

Научиться….

Узнать, что такое басня. Чем она отличается от сказок..

Научиться определять особенности басни, отличать ее от произведений других жанров литературы

— Что нам нужно сделать, чтобы   узнать чем отличается басня от сказки ?

-Сравнивая сказку и басню, мы заполним таблицу «Сравнительная характеристика басни и сказки о животных»

 -Что общего в этих текстах, выявим общие черты.

-Как называется художественный прием, когда животные или неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют?

(Олитерация -перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют)

— А кто на самом деле подразумевается под животными?

 На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки.

Этот прием называется аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

— Какие еще общие черты вы можете назвать?

— «Сказка – ложь, да в ней намек», — говорил А.С. Пушкин. Давайте поразмышляем, басня тоже имеет нравоучительный характер, как и сказка?

 — Да, нравоучительный характер – это общая черта сказки и басни.

-Определите, чему учат нас эти тексты?

В сказке и басне высмеивается лесть, глупость, лицемерие. В басне нравоучительный характер определить легче, так как есть часть, где об этом говорится.

В какой композиционной части басни это явно видно?

-в конце, под чертой

— Часть басни ( начальная или заключительная) с нравоучительным выводом называется моралью.  Наличие морали – это отличительная черта басни. Чем еще басня отличается от сказки?

Заполните оставшуюся часть таблицы, ответив на вопросы:

1. Кто является автором сказки, басни?

 — Главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки.

2. В какой форме речи (прозаической или стихотворной) созданы эти произведения?

3. В каком тексте точка зрения автора высказана явно, а в каком скрыто?

4. Какое произведение является жанром устного народного творчества, а какое – жанром литературы?

Учащиеся заполняют таблицу и зачитывают свои варианты.

Жанры

Общие черты 

Отличительные черты 

С

К

А

З

К

А

  1. Герои – животные.
  2. Олицетворение.
  3. Нравоучительный характер.
  4. Небольшой объем.
  5. Есть сюжет.
  1. Автор – народ.
  2. Жанр УНТ.
  3. Прозаическая форма.

Скрытая авторская позиция

Б

А

С

Н

Я

  1. Автор – конкретный человек.
  2. Жанр литературы.
  3. Стихотворная и прозаическая форма.
  4. Аллегория (иносказание)
  5. Явная авторская позиция – мораль.
  6. Состоит из двух частей – рассказа и морали.

5.Физкультминутка

hello_html_m1f841bb8.jpg

— На основе заполненной таблицы в группе самостоятельно сформулировать определение жанра басни. Соотнести определения с литературоведческими терминами. (Басня, алегория, олицетворение, мораль)

Басня- это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Мораль- это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Аллегория-изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой-хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек.

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

— Итак, мы дали определению жанра «басня». Это литературный жанр, который широко представлен в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались талантливые писатели Гесиод и Эзоп, много позже во Франции появится острослов Лафонтен. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов. В наши дни к этому жанру обратились поэты С Михалков, Л. Филатов и другие.

Со следующего урока мы будем подробно знакомится с баснями величайшего русского писателя И.А. Крылова. Но басни И.А. Крылова вам знакомы из курса начальной школы. Давайте проверим, помните ли вы их?

 — Попробуйте угадать басню И.А.Крылова по её морали.

  1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.                             «Ворона и лисица»  

  1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.                                          «Волк и ягненок»  

  1. Когда в товарищах согласья нет, 

На лад их дело не пойдёт, 

И выйдет из него не дело, только мука.                                      «Лебедь, щука и рак»

  1. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!                                                                 «Стрекоза и муравей»  

  1. А вы , друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.                                                       «Квартет»

Учащиеся дают определение жанра басни, сравнивают с определением в учебнике. знакомятся с краткой историей жанра басни. Отвечают на вопросы в рабочем листе.

 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель предлагает заполнить листы самооценивания, инструктирует учащихся.

Информация о домашнем задании

  1. Чтение басни «Ворона и лисица» по ролям.
  2. Индивидуальное: история развития жанра басни.
  3. Чтение в учебнике статьи о И.А. Крылове. (стр.58-59)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка «Лиса и Тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.

Басня И.А.Крылова « Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна,вредна;

 Но только всё не впрок,

 И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

_________________________________________________

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

да призадумалась,а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр ,- Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говрит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиепёрушки! какой носок!

И ,верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели,сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь- птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Рабочий лист

Задание 2. 

Жанры

Общие черты 

Отличительные черты 

С

К

А

З

К

А

Б

А

С

Н

Я

Задание 3.

Дайте определение.

Басня – это краткий……………или прозаический рассказ………….характера, имеющий……………….смысл.

Соедините стрелкой определение с литературоведческими терминами.

изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой — хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек

Мораль

перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

Аллегория

краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Олицетворение

это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

басня

.

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1. Кто является родоначальником жанра басни?_____________________________________

2. Какой французский писатель продолжил развивать жанр басни в XVII веке?__________

3. Кто самый известный русский баснописец?_____________________________________

Задание 5. Угадайте басню Крылова по ее морали.

  1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.__________________________________

  1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.________________________________________

  1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.___________________________________

  1. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!___________________________________________

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь._____________________________________

Лист самооценки работы на уроке литературы в 5 классе

Ф.И._____________________________________________

Тема_____________________________________________

Цель урока: ______________________________________

0-10 баллов

11-15 баллов

16-20 баллов

«3»

«4»

«5»

МОЯ ОЦЕНКА

Рефлексия «Мое настроение»

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению после нашего урока.

hello_html_63b65d84.jpghello_html_m2e41a1f2.gif

Текст для физминутки « Вот под елочкой зеленой»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш. (Приседают с выдохом).

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 28

басня

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

ж.; = баснь

1. Короткий — обычно стихотворный — нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений и т.п.

2. Миф, сказание.

3. см. тж. басни

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

БА́СНЯ, басни, род. мн. басен, жен.

1. Короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением. Басни Крылова. Басни Демьяна Бедного.

2. Выдумка, вымысел, вранье (разг.). Ты мне басен не рассказывай, а говори, как дело было.

|| Пустые разговоры, болтовня (разг.). Пустые басни. «Соловья баснями не кормят.» (посл.).

3. Тема общих пересудов и насмешек (устар.). Он стал баснею всей округи.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

БА́СНЯ, -и, род. мн. -сен, жен.

1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

2. обычно мн. Вымысел, выдумка.

| уменьш. басенка, -и, жен. (к 1 знач.).

| прил. басенный, -ая, -ое (к 1 знач.).

ПОПУЛЯРНЫЙ СЛОВАРЬ

Басня

-и, род. мн. ба́сен, ж.

1) Небольшое произведение повествовательного характера в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.

Басни Крылова.

Мораль сей басни не совсем ясна, но, может быть, читатель, в час досуга прочтя ее, постигнет вдруг, что для него одна супруга приятней множества супруг (Соловьев).

2) (обычно мн., разг.) Вымысел, выдумка, пустой разговор.

Даже мальчишки перестали верить моряцким басням о бутылках, залитых воском и выброшенных на пески прибоем (Паустовский).

Синонимы:

до́мысел, измышле́ния, небыли́ца, побасенка (разг.), ска́зка (разг.)

Родственные слова:

ба́сенник, ба́сенный, побасенка разг., баснопи́сец, басносло́вный

Этимология:

Известно с XI в. в форме баснь. Суффиксальное производное от ныне исчезнувшего глагола бати ‘говорить’ (→ баять ‘говорить’).

Энциклопедический комментарий:

Басня как вид литературы возникла в древние времена. Еще в античной Греции басни сочинял фригийский раб Эзоп, писавший их в прозе. Широкую известность приобрели басни французского поэта Лафонтена и русского баснописца И. А. Крылова. В басне взаимоотношения людей заменяются отношениями животных или вещей, либо представляются в простейших условных формах. Басня часто заканчивается кратким заключением — моралью, в которой разъяснена основная поучительная мысль басни. Иногда такая мысль излагается в начале басни.

Соловья́ ба́снями не ко́рмят посл. — говорится перед тем, как пригласить кого-л. к столу (обычно после затянувшихся разговоров), или (реже) тогда, когда нужны не пустые разговоры, а конкретные дела.

СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

БА́СНЯ, -и, род. мн -сен, дат. -сням, ж

Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, — короткий рассказ, часто комический, в стихах или прозе, с прямым выводом этического характера в конце, придающим рассказу аллегорический смысл; действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, наделенные способностью разговаривать и совершать разнообразные осознанные действия.

Это доброта, осужденная за бессмысленность свою в басне о пустыннике, отогревшем на груди змею (В. Гроссман).

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БА́СНЯ -и; мн. род. -сен, дат. -сням; ж.

1. Жанр (обычно короткого стихотворного) нравоучительного или сатирического рассказа, иносказательно изображающего людей и их поступки; рассказ в таком жанре. Басни Крылова.

2. обычно мн.: ба́сни, ба́сен. Разг. Выдумка, небылица; пустые разговоры, болтовня. Не слушай матросских басен. Всё это басни! * Соловья баснями не кормят (Посл.).

Ба́сенка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. (2 зн.). Ба́сенный, -ая, -ое (1 зн.). Б. стиль.

* * *

ба́сня — короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу, к индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова.

* * *

БАСНЯ — БА́СНЯ, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу (см. ЭЗОП (баснописец)) , к индийскому сборнику «Панчатантра» (см. ПАНЧАТАНТРА). Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БАСНЯ — короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу, к индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-и, род. мн. -сен, дат. -сням, ж.

1. Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки.

Басни И. Крылова.

2. разг.

Выдумка, вымысел, небылица.

Даже мальчишки перестали верить моряцким басням о бутылках, залитых воском и выброшенных на пески прибоем. Паустовский, Черное море.

|| обычно мн. ч. (ба́сни, -сен).

Пустые разговоры, болтовня.

Соловья баснями не кормят. Пословица.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬЕРА

БАСНЯ — короткий прозаический или стихотворный рассказ, в котором действуют символические персонажи, воплощающие различные человеческие типы и иллюстрирующие принципы морали либо практической целесообразности. Моральный урок либо содержится в самом повествовании, либо может быть прямо сформулирован в особом, отдельном от него рассуждении. Действующими лицами чаще всего являются животные, но иногда человеческие существа, боги или неодушевленные предметы. К басенной форме близка притча (парабола), однако, в отличие от басни, притча бытует внутри большого текста, а не самостоятельно. Жанр бестиария тоже имеет черты, сближающие его с басней. Короткие басни иногда называют апологами. Со времен античности и до наших дней басня служит образцом житейской мудрости, средством обучения и формой сатиры. На ранних ступенях человеческой цивилизации сказки о животных воспринимались буквально; басня как литературный жанр возникла лишь тогда, когда в животных стали видеть символы людских достоинств и пороков. В Греции все басни обычно приписывали Эзопу, якобы выходцу из Фригии, жившему в 6 в. до н. э. Первые рукописные сборники басен, составленные Деметрием Фалерским (ок. 300 до н. э.) и другими авторами, до нас не дошли. Большинство сохранившихся прозаических сборников «эзоповых басен» являются переработками позднеантичного и византийского времени. Стихотворные переложения этих басен на латинском языке сделал Федр (1 в.), на греческом — Бабрий (2 в.). Ок. 5 в. был сделан прозаический пересказ басен Федра под заглавием Ромул; со многими дополнениями, испытав более 12 переработок, он донес эзоповскую традицию до средневековой Западной Европы и впервые был напечатан в 1476. Латинские басни переводились на многие европейские языки. Когда в эпоху Возрождения оживился интерес к классической литературе, итальянские гуманисты стали привозить из Византии рукописи с греческими баснями. Один такой греческий сборник (с латинскими переводами) был напечатан в Милане в 1479 и потом много раз переиздавался в «карманном» формате с параллельными греческим и латинским текстами. Труднее проследить судьбу басен, бытовавших в устной традиции и иногда перекликавшихся с греческими первоисточниками. В Индии некоторые буддийские рассказы, относящиеся к жанру джатака, напоминают греческие басни; без сомнения, индийская и греческая традиции кое-что заимствовали друг у друга. Панчатантра (ок. 3-4 вв.), сборник коротких рассказов (большей частью о животных), объединенных изысканной рамочной композицией, была написана как наставление для царевичей — когда эпоха расцвета буддийской литературы уже отошла в прошлое. Санскритский текст этой книги был переведен на староперсидский, а в 8 в. с этой редакции был сделан арабский перевод, названный Калила и Димна (по именам шакалов, действующих в первой главе) и получивший очень широкое распространение. Около 1270 еврейская версия Панчатантры была переведена Иоанном Капуанским на латинский язык. Благодаря его книге Руководство для человеческой жизни (Directorium Vitae Humanae) европейцы познакомились со многими восточными баснями. Другие басни попадали из стран Востока в Европу в устной передаче. Начиная с 16 в. басни сочиняли и печатали на всех западноевропейских языках. Во Франции вышли в свет сборники Жиля Коррозе (1542), Гийома Одана (1547) и других авторов, в Германии — Ганса Сакса, Эразма Альбера и Бурхарта Вальдиса. В Италии Габриэле Фаэрно издал басни собственного сочинения на латинском языке (1563), а Дж.М.Вердицотти — на итальянском (1570). В 17 в. прославился непревзойденный мастер этого жанра Жан де Лафонтен. Позже у Лафонтена появилось множество подражателей, но некоторые баснописцы все-таки пытались создавать оригинальные произведения, что видно даже по названиям их книг (Новые басни — Fables nouvelles, или Favole nuove). В 1719 А.Удар де Ла Мотт опубликовал свои басни в стихах, сопроводив их важной в истории жанра статьей. Из английских баснописцев стоит особо отметить двоих. Р.Л’Эстранж написал пятьсот прозаических басен, впервые опубликованных в 1692 и потом неоднократно переиздававшихся. Сюжеты он заимствовал у своих предшественников, но «размышления», которыми заканчивалась каждая басня, выражали его личные мнения (главным образом по политическим вопросам). В 1727 Д.Гей опубликовал пятьдесят басен в стихах, большей частью на оригинальные сюжеты. В Англии время от времени появлялись басни в форме памфлета, обычно анонимного. Они представляли собой политическую сатиру, примером которой может служить Эзоп в Танбридже (Aesop at Tunbridge, 1698). 18 в. подарил миру целую плеяду баснописцев. В Германии наибольшего успеха в этом жанре достиг Г.Э.Лессинг, чьи басни со вступительной статьей Исследование о басне (Abhandlungen ber die Fabel) вышли в свет в 1759. В России Иван Андреевич Крылов (1768-1844) написал, среди многих других, несколько басен, которые входят в число лучших образцов этого жанра. Многочисленные французские баснописцы 19 в. по-прежнему писали в манере эпохи Просвещения. Однако в Италии популярный поэт Трилусса (1871-1950) создал басни на современном римском диалекте. Интерес к басне не ослабевает и поныне; сочиняются новые басни либо перекраиваются на новый лад давно известные сюжеты.

См. также БЕСТИАРИЙ.

ЛИТЕРАТУРА

Виндт Л. Басня как литературный жанр. Поэтика. Л., 1927 Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка. Харьков, 1930 Классическая басня. М., 1981 Античная басня. М., 1991

Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М., 1971

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

БА́СНЯ — лит. жанр (преим. стихотв.), иносказат. рассказ с нравоучением. Непременными конструктивными эл-тами Б. являются повествование и вытекающая из него моральная сентенция. Аллегоризм и дидактика жанра сделали его одним из самых распростр. в поэзии рус. барокко и классицизма. К нему в 18 — нач. 19 в. обращались И. С. Барков, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов, А. Д. Кантемир, И. А. Крылов, М. В. Ломоносов, В. И. Майков, В. Л. Пушкин, А. А. Ржевский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, И. И. Хемницер и мн. др. Прозаич. Б., также имевшая место в 18 в. (переводы Б. Л. Гольберга, осущ. Д. И. Фонвизиным, Ф. А. Эмином и др.) занимала подчиненное положение. На протяжении 1-й пол. 18 в. употреблялось два термина для обозначения Б. — Б. и притча, причем в первом случае акцент делался на живости рассказа, во втором — на учительском пафосе. Стихотв. Б. появилась в России в творчестве Симеона Полоцкого — создателя наиб. характерных образцов рус. барочной Б. Ей свойственны развитой аллегоризм, краткое изложение сюжета, развернутая мораль, связанная не с бытом, а с отвлеч. понятиями, проповеднич. облик автора-моралиста. Смеховое начало редуцировано. Б. классицизма, напротив, присущи сосредоточенность на повествовании, приобретающем б. конкретный характер и часто представляющем диалогизиров. сценку; ироничность и насмешливость, связанные с пониманием Б. как аллегорич. сатиры; критика «на лицо» (Б. Сумарокова). Мораль сохраняется, но обычно приобретает вид бытового поучения или обличения. Классицизм относил Б. к «низким» жанрам. Первыми теоретиками классицистической Б. в России были В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков, при этом предложенный вторым стих Б. (6-стопный ямб с парной рифмой), не нашел распространения (искл. — «Федра, Августова отпущенника, Нравоучительные басни…» И. С. Баркова, 1764). В Б. Сумарокова, («Притчи Александра Сумарокова», 1762, 1769) сформировались мн. черты нац. жанра Б. — разг. яз., стих (разностопный ямб), образ рассказчика-балагура, сатиричность. Во 2-й пол. 18 — нач. 19 в. в развитии Б. прослеживается сумароковская традиция, хотя Б. могла существенно модифицироваться, сближаясь с ром стихотв. сказки (И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, отчасти А. О. Аблесимов), приобретая черты морально-дидактич. аллегории (М. М. Херасков и др.). В это время обозначается переход в басенном рассказе от «низкого» к «среднему» слогу. Завершается басенная традиция 18 в. творчеством И. А. Крылова, окончательно сформировавшим нац. вариант жанра.

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БАСНЯ, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу и индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г.Э. Лессинга, И.А. Крылова.

ПОГОВОРКИ

Басни переводятся о ком, о чём. Кар. (Мурм.). Ходят слухи, идут пересуды о ком-л., о чём-л. СРГК 4, 434.

Баять басни. Белом. Болтать, пустословить. Мокиенко 1990, 36.

Дедушкины басни. Пск. Сказания, притчи. ПОС 8, 181.

Переводить басни. Волог. Говорить о чём-л. несерьёзном, незначительном, болтать. СВГ 1, 19.

Разводить басни. Арх. Рассказывать небылицы. АОС 1, 121.

Раскласть басни. Прикам. Заняться пустыми разговорами. МФС, 85.

Распускать/ распустить басни. 1. Кар. (Волог.). Увлекаться пустыми разговорами. СРГК 5, 463. 2. Томск. Лгать, говорить неправду. СОВС, 29.

Баить басню. Волог. Рассказывать сказку. СРНГ 2, 135.

Сбаять докучную басню. Дон. Рассказать что-л., повторяя одно и то же. СДГ 3, 105.

Докучная басня. Волг., Дон. Неодобр. О надоедливом человеке. Глухов 1988, 36; СДГ 1, 18.

Долгая басня. Сиб. Ирон. Невыполненное обещание. ФСС, 9.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ба́сня, -и, род. п. мн. ч. ба́сен

СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ

ба́сня, -и; р. мн. ба́сен

ТРУДНОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ

ба́сня, род. мн. ба́сен и устарелое баснь, род. мн. ба́сней.

ФОРМЫ СЛОВ

ба́сня, ба́сни, ба́сен, ба́сне, ба́сням, ба́сню, ба́сней, ба́снею, ба́снями, ба́снях

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 21

сущ.

небылица

сказка

побасенка

небывальщина

россказни

то, что не соответствует действительности (о чьих-то словах, рассказах))

Побасенка, миф, аллегория, притча во языцех.

«Мы — басня всей Варшавы». Некрас..

Ср. . См. анекдот, басни!, выдумка, посмешище, сказка…

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ЭТИМОЛОГИЯ

Был в древнерусском языке глагол бати, означавший «говорить» (кстати, в форме баять этот глагол сохранился и в современных диалектах). С помощью суффикса сн из этого глагола образовалось существительное, первоначальное значение которого было «сказка», «рассказ». См. также байка.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Общеслав. Суф. производное от исчезнувшего бати «говорить». Басня буквально — «рассказ». См. баять.

ба́сня

баснь, цслав. баснь «басня, заклинание», чеш. báseň «поэма», польск. baśń «басня, сказка», в.-луж., н.-луж. basń «басня, стихотворение». Производное от ba-; см. ба́ять (Бернекер 1, 45).

СКАНВОРДЫ

— Стихотворное «моралите».

— Моральное стихотворение.

— Корм не для соловья.

— Творение Крылова.

— Не в соловья корм.

— Чем не кормят соловья?

— История слона и Моськи.

— Стихотворная притча.

— Любимый жанр Жана де Лафонтена.

— Эзоповский жанр.

— Жанр поэзии.

— Рассказ Марка Твена.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

басня и баснь

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

устар. ж. 1. Короткий — обычно стихотворный — нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений и т.п. 2. Миф, сказание. 3. см. также басни

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

басня-сатира

СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ба/сня-сати/ра, ба/сни-сати/ры

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

  • Краткий рассказ пугачевский бунт
  • Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера имеющий аллегорический
  • Краткий рассказ про юпитер
  • Краткий рассказ произведения мальчики
  • Краткий смысл сказки о мертвой царевне и семи богатырях