Краткий стихотворный или прозаичный рассказ нравоучительного характера имеющий иносказательный смысл

Ad

Ответы на сканворды и кроссворды

Басня

Короткий нравоучительный рассказ, стихотворение 5 букв

Похожие вопросы в сканвордах

  • Короткий нравоучительный рассказ, стихотворение 5 букв
  • Короткий смешной рассказ; рассказ М. Горького 7 букв
  • Короткий смешной рассказ 7 букв

Похожие ответы в сканвордах

  • Басня — Вымысел, выдумка 5 букв
  • Басня — Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ 5 букв
  • Басня — Лит. жанр 5 букв
  • Басня — Литературный жанр 5 букв
  • Басня — Жанр, в котором творили И. Крылов и Эзоп 5 букв
  • Басня — Жанр, родоначальником которого считают Эзопа 5 букв
  • Басня — Иносказательное стихотворение, рассказ 5 букв
  • Басня — Короткий комический рассказ в стихах или прозе 5 букв
  • Басня — Короткий нравоучительный рассказ, стихотворение 5 букв
  • Басня — Литературный жанр, который Георг Вильгельм Фридрих Гегель считал рабским 5 букв
  • Басня — Малый повествовательный жанр 5 букв
  • Басня — Поэзия» рассудка (по Виссариону Белинскому) 5 букв
  • Басня — Стихотворный повествовательный жанр нравоучительного и сатирического характера 5 букв
  • Басня — Стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение 5 букв
  • Басня — Благ. ря ей Иван Крылов обрел бессмертие 5 букв
  • Басня — «Квартет» Крылова 5 букв
  • Басня — Стихотворное «моралите» 5 букв
  • Басня — Корм не для соловья 5 букв
  • Басня — История слона и Моськи 5 букв
  • Басня — Конёк Ивана Крылова 5 букв
  • Басня — Опус от Ивана Крылова 5 букв
  • Басня — Нравоучительный стих 5 букв
  • Басня — Не в соловья корм 5 букв
  • Басня — Любимый жанр Крылова 5 букв
  • Басня — Нравоучительная поэзия 5 букв
  • Басня — Неподходящая пища для соловья 5 букв
  • Басня — Пустые разговоры, болтовня 5 букв
  • Басня — Выдумка, вымысел 5 букв
  • Басня — Короткий рассказ, с нравоучительным заключением 5 букв
  • Басня — Жанр нравоучительного рассказа 5 букв
  • Басня — Благодаря ей Иван Крылов обрел бессмертие 5 букв
  • Басня — Чем соловья не кормят 5 букв
  • Басня — Жанр у Эзопа 5 букв
  • Басня — «Поэзия рассудка» для Виссариона Белинского 5 букв
  • Басня — «Не в соловья корм» 5 букв
  • Басня — Литературное произведение главным приемом которого является иносказание 5 букв
  • Басня — Рассказ иносказательно обличающий людские пороки 5 букв
  • Басня — Стрекоза и муравей 5 букв

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «Басня как жанр литературы»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Предметные: систематизировать знания о басне как литературном жанре через сравнение с жанром сказки.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать задачу урока и стремится ее выполнить, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности,

Познавательные:умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;

Личностные: проявлять навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: текст русской народной сказки и текст басни, карточки для речевой разминки, рабочий лист и лист самооценивания, презентация к уроку.

Цель этапа:психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу (четверостишие)

Учитель проводит речевую разминку.

1.Кра! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!

2. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.

 — Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с двумя текстами: «Лиса и Тетерев» и «Ворона и Лисица». Это поможет нам сегодня в определении темы и целей урока.

Чтение басни и сказки по ролям.

 Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

 -Какой текст можно отнести к жанру «сказка»?

«Лиса и Тетерев»  

— Вспомните три вида сказок.

  Сказки бывают: волшебные,  бытовые, о животных.

— К какому виду сказок относится сказка «Лиса и Тетерев»?

 Это сказка о животных.

-А второй текст к какому жанру можно отнести?

Текст «Ворона и лисица» —   басня.

  Практическая деятельность. Сопоставление текстов и заполнение таблицы.

Целеполагание

-Итак, тема нашего урока – басня. Теперь давайте определим цели нашего урока.

На доске записано

 Узнать….

Научиться….

Узнать, что такое басня. Чем она отличается от сказок..

Научиться определять особенности басни, отличать ее от произведений других жанров литературы

— Что нам нужно сделать, чтобы   узнать чем отличается басня от сказки ?

-Сравнивая сказку и басню, мы заполним таблицу «Сравнительная характеристика басни и сказки о животных»

 -Что общего в этих текстах, выявим общие черты.

-Как называется художественный прием, когда животные или неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют?

(Олитерация -перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют)

— А кто на самом деле подразумевается под животными?

 На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки.

Этот прием называется аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

— Какие еще общие черты вы можете назвать?

— «Сказка – ложь, да в ней намек», — говорил А.С. Пушкин. Давайте поразмышляем, басня тоже имеет нравоучительный характер, как и сказка?

 — Да, нравоучительный характер – это общая черта сказки и басни.

-Определите, чему учат нас эти тексты?

В сказке и басне высмеивается лесть, глупость, лицемерие. В басне нравоучительный характер определить легче, так как есть часть, где об этом говорится.

В какой композиционной части басни это явно видно?

-в конце, под чертой

— Часть басни ( начальная или заключительная) с нравоучительным выводом называется моралью.  Наличие морали – это отличительная черта басни. Чем еще басня отличается от сказки?

Заполните оставшуюся часть таблицы, ответив на вопросы:

1. Кто является автором сказки, басни?

 — Главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки.

2. В какой форме речи (прозаической или стихотворной) созданы эти произведения?

3. В каком тексте точка зрения автора высказана явно, а в каком скрыто?

4. Какое произведение является жанром устного народного творчества, а какое – жанром литературы?

Учащиеся заполняют таблицу и зачитывают свои варианты.

Жанры

Общие черты 

Отличительные черты 

С

К

А

З

К

А

  1. Герои – животные.
  2. Олицетворение.
  3. Нравоучительный характер.
  4. Небольшой объем.
  5. Есть сюжет.
  1. Автор – народ.
  2. Жанр УНТ.
  3. Прозаическая форма.

Скрытая авторская позиция

Б

А

С

Н

Я

  1. Автор – конкретный человек.
  2. Жанр литературы.
  3. Стихотворная и прозаическая форма.
  4. Аллегория (иносказание)
  5. Явная авторская позиция – мораль.
  6. Состоит из двух частей – рассказа и морали.

5.Физкультминутка

hello_html_m1f841bb8.jpg

— На основе заполненной таблицы в группе самостоятельно сформулировать определение жанра басни. Соотнести определения с литературоведческими терминами. (Басня, алегория, олицетворение, мораль)

Басня- это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Мораль- это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Аллегория-изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой-хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек.

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

— Итак, мы дали определению жанра «басня». Это литературный жанр, который широко представлен в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались талантливые писатели Гесиод и Эзоп, много позже во Франции появится острослов Лафонтен. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов. В наши дни к этому жанру обратились поэты С Михалков, Л. Филатов и другие.

Со следующего урока мы будем подробно знакомится с баснями величайшего русского писателя И.А. Крылова. Но басни И.А. Крылова вам знакомы из курса начальной школы. Давайте проверим, помните ли вы их?

 — Попробуйте угадать басню И.А.Крылова по её морали.

  1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.                             «Ворона и лисица»  

  1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.                                          «Волк и ягненок»  

  1. Когда в товарищах согласья нет, 

На лад их дело не пойдёт, 

И выйдет из него не дело, только мука.                                      «Лебедь, щука и рак»

  1. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!                                                                 «Стрекоза и муравей»  

  1. А вы , друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.                                                       «Квартет»

Учащиеся дают определение жанра басни, сравнивают с определением в учебнике. знакомятся с краткой историей жанра басни. Отвечают на вопросы в рабочем листе.

 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель предлагает заполнить листы самооценивания, инструктирует учащихся.

Информация о домашнем задании

  1. Чтение басни «Ворона и лисица» по ролям.
  2. Индивидуальное: история развития жанра басни.
  3. Чтение в учебнике статьи о И.А. Крылове. (стр.58-59)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка «Лиса и Тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.

Басня И.А.Крылова « Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна,вредна;

 Но только всё не впрок,

 И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

_________________________________________________

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

да призадумалась,а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр ,- Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говрит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиепёрушки! какой носок!

И ,верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели,сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь- птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Рабочий лист

Задание 2. 

Жанры

Общие черты 

Отличительные черты 

С

К

А

З

К

А

Б

А

С

Н

Я

Задание 3.

Дайте определение.

Басня – это краткий……………или прозаический рассказ………….характера, имеющий……………….смысл.

Соедините стрелкой определение с литературоведческими терминами.

изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой — хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек

Мораль

перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

Аллегория

краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Олицетворение

это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

басня

.

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1. Кто является родоначальником жанра басни?_____________________________________

2. Какой французский писатель продолжил развивать жанр басни в XVII веке?__________

3. Кто самый известный русский баснописец?_____________________________________

Задание 5. Угадайте басню Крылова по ее морали.

  1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.__________________________________

  1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.________________________________________

  1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.___________________________________

  1. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!___________________________________________

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь._____________________________________

Лист самооценки работы на уроке литературы в 5 классе

Ф.И._____________________________________________

Тема_____________________________________________

Цель урока: ______________________________________

0-10 баллов

11-15 баллов

16-20 баллов

«3»

«4»

«5»

МОЯ ОЦЕНКА

Рефлексия «Мое настроение»

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению после нашего урока.

hello_html_63b65d84.jpghello_html_m2e41a1f2.gif

Текст для физминутки « Вот под елочкой зеленой»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш. (Приседают с выдохом).

Истоки басни. Басня как жанр

Одним
из самых древних жанров литературы является басня. Она возникла ещё в Древней
Греции. Басни писали многие древнегреческие поэты.  Но наиболее популярны и
широко известны были басни Эзопа.

Эзоп
жил в 6 веке до нашей эры, был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был
отпущен на волю.
Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки
людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им
люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно
легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова
должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил
бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.  Его
перу принадлежат многие басни, сюжеты которых в дальнейшем использовали в своём
творчестве баснописцы других стран.

В 18
веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни,
которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей,
и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже
стихами.

В
России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Это Михаил Васильевич Ломоносов, 
Василий Кириллович Тредиаковский, Иван Иванович Дмитриев и, конечно, Иван
Андреевич Крылов.

Что
же такое басня? Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ
нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Как,
не причинив человеку обиды, все же сказать правду ему в глаза? Высмеять
человеческий недостаток, порок? Для этого в басне вместо людей действующими
лицами являются животные. В басне животные не имеют собственных имён, за их
обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.

Так,
Лиса – это аллегория хитрости, Заяц – трусости, слабости,  Волк – злости, Стрекоза
– легкомыслия, Муравей – трудолюбия, Свинья – грубости и невежества.

И
хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь
идет о людях. Этот прием в басне называется аллегория.

Аллегория
— иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно
показать его главные черты.

Басня
состоит из двух частей:
повествовательной,
которая сближает её со сказкой, и поучительной,  которая называется моралью.
Басня содержит мораль, чтобы
автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до
читателя авторскую идею.

Мораль басни —
начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Басня
― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Иносказание –
это
тайнопись,  намеренно маскирующая мысль, идею автора.
По-другому этот тайный язык называют «эзоповым».

Итак,
подведём итоги:

Басня
– это небольшой рассказ, часто стихотворный.

Басня
состоит из двух частей: основного повествования и морали.

Черты
басни как жанра:

Аллегорическая
форма

Сатирическое
изображение

Герои
– чаще животные

Использование
диалога, просторечной лексики

Афористичность
языка

  • Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера называется
  • Краткий рассказ путешествие гулливера
  • Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера имеющий иносказательный это
  • Краткий рассказ пугачевский бунт
  • Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера имеющий аллегорический