Краткое сочинение а судьи кто

Сочинения > Сочинение на тему > Сочинение: Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта

Сочинение: Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта

Горе от ума — знаменитая комедия, которую Грибоедов написал после войны, в период, когда в стране происходили изменения социально-политической направленности. Очень много проблем поднято в произведении. Это и крепостное право и свобода личности, поднят вопрос просвещения, образованности, открыты проблемы карьеризма и чинопочитания. Здесь столкнулись два уклада: старое, крепостническое или же век минувший с новым и прогрессивным веком нынешним. И определенную роль в произведении играет монолог Чацкого.

Представитель нынешнего века Чацкий. Он является человеком новых взглядов и за это в фамусовском обществе его считают сумасшедшим. Однако, своими монологами Чацкий в Горе от ума показывает свое отношение к обществу старых взглядов.

Монолог Чацкого а судьи кто…

Работая над анализом монологов Чацкого, среди которых монолог «и точно начал свет глупеть», а также «в той комнате незначащая встреча», можно выделить наиболее значимый монолог в произведении Горе от ума. Это вопрос Чацкого: А судьи кто? Неужели судить могут те, кто черпает свои знания из забытых старых газет? Кто может быть примером для подражания? Чацкий отзывается с презрением о фамусовском обществе, он с сарказмом говорит о крепостничестве и беззаконии. Чацкий в своих монологах обличает невежество, он говорит о том, что пора менять жизнь, нужно позаботиться об образованности общества, однако фамусовское общество уверенно, что все беды как раз в стремлении к знаниям.

Сочинение: Монолог Чацкого «А судьи кто?..»

Героя угнетает жизнь, которая идет по кругу, где нет нового, а если и встречается что-то новаторское, то оно воспринимается чуждо и тут же отвергается обществом. Но Чацкий пока ничего сделать не может, ведь таких, как он очень мало, а как говорится, один в поле не воин. Вот поэтому его пока просто считают сумасшедшим, но как сказал критик Гончаров, герой пьесы нанес смертельный удар старой Москве качеством силы новой.


­Главная>Сочинения по произведению Горе от ума

А судьи кто?

36 предложений/ 485 слов

После Отечественной войны 1812 года в России наступила полоса мрачной правительственной реакции. Общество раскололось на представителей века «минувшего» и на людей с новыми устремлениями в будущее. К первым можно отнести так называемое «фамусовское общество» из произведения Грибоедова «Горе от ума», а ко вторым Александра Андреевича Чацкого – человека умного, сумевшего выступить против всех «двадцати пяти глупцов».

Представители «фамусовского общества» – люди недалекие, у которых нет высоких стремлений и идеалов. Все, что им нужно, это высокие чины, побольше роскошных балов, богатство, положение в обществе и внешний лоск. Но Чацкому известно, что за этими корыстными целями скрываются лживость, лицемерие и откровенный фальш. Так же, он выступает против крепостнической идеологии, которая сложилась среди представителей «минувшего» века. Мы видим, как Фамусов кричит на своих подчиненных: «В работу вас, на поселенье вас». Или как властная старуха Хлестова, приехав в гости, говорит: «От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку».

Именно такое потребительское отношение к другим людям возмущает Чацкого и заставляет встать на тропу войны. Однако в обществе Фамусова есть и другая категория людей. Возьмем, к примеру, Молчалина – человека интеллигентного, умеющего себя преподнести в любом обществе. Одно только недостает ему: высокие чины и признание в высшем обществе. Ради достижения «степеней известных» он готов прислуживать кому угодно. Он мил и вежлив с Софьей, а ради выгоды и вовсе прикидывается в нее влюбленным. Он старается угодить все и каждому, лишь бы достичь своих целей. Он всячески заискивает перед Хлестовой, чтобы добиться ее расположения. Так низко, мелко, мерзко он может унижаться – и все для выгоды и повышения.

Сегодня риторическая фраза Чацкого: «А судьи кто?» стала крылатой. Слова и поступки человека практически всегда оцениваются сквозь призму суждений других людей, имеющих свои добродетели и пороки. Вся жизнь наполнена взглядами и идеями, противоречащими друг с другом. Порой нас оценивают люди, которые гораздо хуже или лучше нас, поэтому комедия Грибоедова актуальна по сей день. Она намного реалистичнее, чем может показаться на первый взгляд.

Бывает так, что мы неожиданно получаем поддержку от тех людей, от которых не ждем и, наоборот. Так и в случае с Чацким, который после долгих странствий приехал повидаться с давней подругой и возможной невестой Софьей Фамусовой, в ответ получает презрение и насмешки. В свою очередь, служанка Фамусовых, крепостная Лиза, сразу же высказывается очень тепло и добродушно о главном герое. В ее словах слышатся нотки восхищения и умиления. Именно она выступает первой союзницей Чацкого, которого все остальные, благодаря Софье, начинают называть «сумасшедшим».

«Не судите, да не судимы будете» – гласит древняя пословица, истинность которой неоспорима. В комедии Грибоедова «Горе от ума», главный герой А. А. Чацкий попадает под суд людей не идеальных, лживых и порочных. У него нет адвоката, но есть множество обвинителей. Каждый из участников конфликта кривит зеркало, в котором изображен Чацкий, на свое собственное усмотрение. Задавая свой риторический вопрос, он так и не находит на него ответа. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что автор рисует верную развязку, в которой Софья и Молчалин разоблачены, а Чацкий покидает ставший ненавистным ему дом Фамусовых.

см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов

Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов

Краткая биография Александра Грибоедова

А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Роль монолога в произведении

Монолог Чацкого «А судьи кто», анализом которого предстоит заняться, звучит в пятом явлении второго действия. В этот момент на сцене присутствует три сюжетно важных персонажа:

  • Павел Афанасьевич Фамусов, отец Софьи и глава влиятельного семейства.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник, потенциальный жених для дочери Фамусова.
  • Александр Андреевич Чацкий, сын сослуживца и друга Фамусова, воспитывавшийся в его доме.

Фамусов Скалозуб и Чацкий

Чацкий до поры до времени лишь слушает малоинтересные разговоры, однако не может удержать себя порой от колкого слова. Представляя его Скалозубу, Фамусов отзывается о нём, как о «толковом малом», но тратящим свои таланты попусту, сокрушаясь, что тот оставил службу. «Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом?», — холодно замечает Чацкий.

Фамусов отвечает, что не он один, а всё общество относится к его поступку с осуждением. Он желает прервать бессмысленный и опасный диалог. «А судьи кто?», — Чацкий резко отвечает на реплику Фамусова, в то же время вкладывая в эту фразу и собственный смысл. Его монолог является ответом не только Фамусову или Скалозубу, но и всем зрителям и читателям пьесы.

Чацкий является героев-резонёром, носителем авторского сознания и мировидения. В своей речи, полной нравоучительного и обличительного пафоса, Чацкий делится авторскими представлениями о необходимости перемен в России и обличает существующий строй.

Обличение фамусовского общества

Первый и главный вопрос, который ставит Чацкий в своём пламенном монологе: а судьи кто? Что представляют собой люди, которые позволяют себе оценивать степень успешности человека и его нравственные качества? Могут ли эти люди пользоваться уважением и послужить образцом для молодого поколения?

Обличение фамусовского общества

Ответ Чацкого отрицательный. Богатые и родовитые аристократы, представляющие собой верхушку социальной системы, не совершили ничего достойного и даже не прилагали усилий для того, чтобы играть главенствующие роли в обществе. В лучшем случае они получили своё состояние и титулы по наследству от собственных отцов и дедов и привыкли жить, руководствуясь всё теми же косными представлениями о мире вокруг. В худшем случае они «грабительством богаты», при этом защищены от справедливого суда родственными и дружескими связями.

Чацкий бросает таким людям обвинение в абсолютном невежестве и нежелании видеть что-то за пределами старых суждений. Консервативное московское дворянство доверяет лишь «своим» людям и принимает только то, что хорошо известно, не требует перемен и укладывается в привычный уклад жизни, который они сами построили. По мнению главного героя, такие люди просто недостойны того, чтобы считаться эталоном.

Борьба с крепостничеством

В своей речи Чацкий не ограничивается обличением отдельных лиц, он выступает против всей существующей структуры: системы чинов, «кумовства» и авторитетов. Но особенное ударение приходится на систему крепостного права. Поэтому важно проанализировать все кратко упоминаемые героем ситуации.

Чацкий разговаривает

  • В своём монологе он вспоминает о дворянине, обменявшем неоднократно спасавших ему жизнь слуг на охотничьих собак.
  • Он также рассказывает другой случай: аристократ отобрал у родителей детей, чтобы создать крепостной балет, а после распродал всех поодиночке за долги.
  • Наконец, он говорит о том, как часто иностранцев, приехавших по делам в Москву, встречают великолепием светских обедов, балов с танцами и обходительным отношением, скрывая за всей этой показной мишурой невежество, бедность и угнетённость простого народа страны.

Чацкий понимает, что при существующем формальном праве обращаться с крепостными крестьянами как с вещью, которую возможно продать, обменять или изуродовать, такие люди всегда будут злоупотреблять своей властью, оставаясь безнаказанными. Более того, подобное поведение в высших кругах считается нормой и не будет подвергнуто осуждению.

И на «безлюдье» общественного горизонта ценителями и образцами выступают подобные люди. Но какой дорогой поведут они остальных, могут ли пользоваться такие люди уважением тех, кто обладает свободным мышлением и нравственностью?

Судьба молодого поколения

Следующая важная идея, содержащаяся в речи Чацкого, связана с положением в обществе молодого прогрессивного дворянства. Если бы консервативное поколение «отцов» лишь отрицало прогресс и равнодушно смотрело на все идейные искания несогласных, беды бы не было. Однако фамусовская среда стремится всячески задушить и уничтожить всё непохожее и отличающееся от неё.

Чацкий задаётся вопросом

Чацкий задаётся вопросом: что будет, если в обществе появится молодой человек, не стремящийся идти проложенным путём — делать карьеру, прислушиваться к авторитетам, использовать связи и деньги? Какова будет судьба того, кто свяжет себя с наукой или займётся высокими искусствами?

Ответ для героя очевиден: носитель подобного мышления будет тут же изгнан из общества. К нему немедленно приклеят ярлык «мечтателя» или «опасного» человека, который хочет разрушить существующие устои. Чацкий прямо говорит, что страх является главной причиной, по которой фамусовское общество отвергает новых людей.

Данный монолог перекликается с событиями пьесы. Так, брат Скалозуба, уехавший жить в деревню и читающий книги, кажется полковнику помешанным чудаком, подобный ярлык приклеен и к племяннику Тугоуховой князю Фёдору, занимающемуся химией и ботаникой.

Поклонение мундиру

За годы существующей системы в консервативной среде появился собственный идол, которому поклоняются аристократы — это мундир. Если прежде мундир ассоциировался с великими победами и дворянской честью, то сейчас это способ спрятать за расшитым костюмом собственное малодушие, глупость и незрелость. Раболепие перед мундиром от «отцов» передаётся их жёнам и детям. Замужество за человеком, который имеет высокий военный чин, считается ключом к счастливой семейной жизни.

Подобный персонаж, который воплощает в себе образ глупого солдафона, не знающего ничего, кроме военной муштры и желающего лишь удачно жениться и стать генералом, воплощён в невольном слушателе Чацкого полковнике Скалозубе.

Сюжетные и идейные параллели

Разбор текста монолога Чацкого «А судьи кто» не даст полной картине о его роли в сюжете пьесы без сопоставительного анализа фрагментов, поскольку этот эпизод тесно связан с другими ключевыми монологами пьесы, на уроках литературы этот фрагмент традиционно сопоставляется с отрывками из монологов Фамусова и Молчалина.

Фамусов в своём монологе о причинах возникновения конфликтов между аристократами и прогрессивными дворянами называет корнем зла учёность и чтение книг. По мнению Павла Афанасьевича, книги на самом деле не более чем опасная блажь, затуманивающая разум молодых людей опасными идеями. Продвижение по службе, счастливую семейную жизнь и положение в обществе аристократ связывает с наличием родственных связей и умением вовремя услужить высоким чинам.

Монолог Фамусова

В другом монологе Фамусов рассказывает о своём блестящем дяде Максиме Петровиче, добившимся положения при дворе, исполняя роль случайного шута при императрице. Для Фамусова Максим Петрович является образцом успешного человека и примером для подражания.

Монологу Чацкого в романе также противопоставляется небольшой монолог Молчалина о завете его отца. Незнатный и небогатый Молчалин быстро научился скрывать своё мнение и амбиции, «угождать всем людям», даже собаке дворника, быть терпеливым и обходительным со светскими дамами, потакать желаниям Фамусова. В результате этого Молчалин сумел добиться перевода в Москву, получить чин коллежского асессора и потомственное дворянство.

Втайне он испытывает чувство превосходства над Чацким, который не может вписаться в существующую систему общества и «развиваться» в ней. Он даже позволяет себе давать советы Чацкому: устроиться на службу в Москве, съездить на поклон к Татьяне Юрьевне, чтобы добиться продвижения. Однако у Чацкого такой образ жизни может вызвать только отвращение.

Идеологическая программа «нового дворянства»

Речь главного героя — идейно-эмоциональный стержень произведения, на который нанизывается группа острых по значению и пора не находящих разрешения вопросов. Если перевести каждую часть монолога на более высокий, абстрактный уровень, то в монологе героя проявляется несогласие с консервативной Москвой практически во всех сферах жизни.

  • общественно-политическая ситуация в стране;
  • национально-патриотическая позиция граждан;
  • нравственно-психологическое состояние молодёжи;
  • духовное и философское развитие нации.

Монолог Чацкого

Таким образом, монолог Чацкого содержит в себе все его взгляды на текущее положение в политике, социальном строе, общественном мнении и развитии науки и искусств. С опорой на текст монолога «А судьи кто» возможно обобщить и систематизировать на уроке природу общественного конфликта пьесы, а также используя цитаты из монолога, разработать план сочинения или характеристику персонажей.

А судьи кто значение фразы. Сочинение на тему А судьи кто? в комедии Горе от ума Грибоедов читать бесплатно

Содержание

  • 1 А судьи кто значение фразы. Сочинение на тему А судьи кто? в комедии Горе от ума Грибоедов читать бесплатно
    • 1.1 Сочинение на тему: А судьи кто? в комедии Горе от ума, Грибоедов
    • 1.2 А судьи кто?
    • 1.3 Сочинение по комедии «Горе от ума» на тему: «А судьи кто?»
    • 1.4 Разноаспектный анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Сочинение на тему: А судьи кто? в комедии Горе от ума, Грибоедов

А судьи кто?

После Отечественной войны 1812 года в России наступила полоса мрачной правительственной реакции. Общество раскололось на представителей века «минувшего» и на людей с новыми устремлениями в будущее. К первым можно отнести так называемое «фамусовское общество» из произведения Грибоедова «Горе от ума», а ко вторым Александра Андреевича Чацкого – человека умного, сумевшего выступить против всех «двадцати пяти глупцов».

Представители «фамусовского общества» – люди недалекие, у которых нет высоких стремлений и идеалов. Все, что им нужно, это высокие чины, побольше роскошных балов, богатство, положение в обществе и внешний лоск. Но Чацкому известно, что за этими корыстными целями скрываются лживость, лицемерие и откровенный фальш. Так же, он выступает против крепостнической идеологии, которая сложилась среди представителей «минувшего» века. Мы видим, как Фамусов кричит на своих подчиненных: «В работу вас, на поселенье вас». Или как властная старуха Хлестова, приехав в гости, говорит: «От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку».

Именно такое потребительское отношение к другим людям возмущает Чацкого и заставляет встать на тропу войны. Однако в обществе Фамусова есть и другая категория людей. Возьмем, к примеру, Молчалина – человека интеллигентного, умеющего себя преподнести в любом обществе. Одно только недостает ему: высокие чины и признание в высшем обществе. Ради достижения «степеней известных» он готов прислуживать кому угодно. Он мил и вежлив с Софьей, а ради выгоды и вовсе прикидывается в нее влюбленным. Он старается угодить все и каждому, лишь бы достичь своих целей. Он всячески заискивает перед Хлестовой, чтобы добиться ее расположения. Так низко, мелко, мерзко он может унижаться – и все для выгоды и повышения.

Сегодня риторическая фраза Чацкого: «А судьи кто?» стала крылатой. Слова и поступки человека практически всегда оцениваются сквозь призму суждений других людей, имеющих свои добродетели и пороки. Вся жизнь наполнена взглядами и идеями, противоречащими друг с другом. Порой нас оценивают люди, которые гораздо хуже или лучше нас, поэтому комедия Грибоедова актуальна по сей день. Она намного реалистичнее, чем может показаться на первый взгляд.

Бывает так, что мы неожиданно получаем поддержку от тех людей, от которых не ждем и, наоборот. Так и в случае с Чацким, который после долгих странствий приехал повидаться с давней подругой и возможной невестой Софьей Фамусовой, в ответ получает презрение и насмешки. В свою очередь, служанка Фамусовых, крепостная Лиза, сразу же высказывается очень тепло и добродушно о главном герое. В ее словах слышатся нотки восхищения и умиления. Именно она выступает первой союзницей Чацкого, которого все остальные, благодаря Софье, начинают называть «сумасшедшим».

«Не судите, да не судимы будете» – гласит древняя пословица, истинность которой неоспорима. В комедии Грибоедова «Горе от ума», главный герой А. А. Чацкий попадает под суд людей не идеальных, лживых и порочных. У него нет адвоката, но есть множество обвинителей. Каждый из участников конфликта кривит зеркало, в котором изображен Чацкий, на свое собственное усмотрение. Задавая свой риторический вопрос, он так и не находит на него ответа. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что автор рисует верную развязку, в которой Софья и Молчалин разоблачены, а Чацкий покидает ставший ненавистным ему дом Фамусовых.

Сочинение по комедии «Горе от ума» на тему: «А судьи кто?»

Формулировка темы отсылает читателя к начальной фразе известного монолога Чацкого «А судьи кто. », следующей за репликой Фамусова: «Не я один, все так же осуждают». Надо заметить, что до этого момента разговор идет в довольно мягком тоне со стороны Фамусова: он выражает сожаление, что «с эдаким умом» молодой человек нигде не служит. Чацкий же сразу заостряет конфликт: сначала следует более чем резкая реплика: «Нельзя ли пожалеть о чем-нибудь другом? // И похвалы мне ваши досаждают», — а затем и монолог, в котором переосмысляется слово «судить»: вместо значение «считать, полагать», «иметь мнение, суждение о чем-либо» оно приобретает смысл судебный, обвинительный.

Можно заметить, что Чацкий делает выпад первым, — другая сторона не совершает прямого нападения, а только выражает недовольство несходством взглядов. Чацкий же как бы предвосхищает и даже провоцирует дальнейшее развитие конфликта, где общественное мнение, «суждение» превратится в судилище толпы «мучителей» над одиночкой-бунтарем. Приговор такого суда — признание человека не таким, как все, и изгнание из общества — суров и невыносим для того, кто не мыслит себя без этого общества, кто высшей целью своей жизни ставит добиться положения в нем. Такого человека подобный приговор больше всего страшит, и он стремится всеми силами приспособиться к обществу, жертвуя своей индивидуальностью.

Таких героев в пьесе большинство. Каждый из них по-своему обнаруживает страх перед общественным мнением: и Фамусов с его паническим: «Под суд, под суд!», с его комичным ужасом при воспоминании о Марье Алексевне; и Репетилов, храбрец и бунтарь на словах. тушующийся от возгласов: Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов! Что вы! Да как вы? Можно ль против всех! Да почему вы? Стыд и смех, — и покорно отвечающий: «Простите, я не знал, что это слишком гласно». Как мы видим, не смеют «свое суждение иметь» не только такие заведомо беспринципные герои, как Молчалин, даже Платон Михайлович Горич, прекрасно зная Чацкого, после некоторого колебания предает старого друга, не в силах противостоять общественному суждению («Ну все, так верить поневоле»). Только Чацкий не в силах притворяться и скрывать свои убеждения, подделываясь под мнение большинства, — остается безоружен перед судом толпы и обречен выслушать ее приговор.

На это не решается даже Евгений Онегин. Ведь та же тема — человек перед лицом общественного суда — звучит и в пушкинском романе. Не случайны переклички текста романа с комедией Грибоедова:

И вот на чем вертится мир,

И вот — общественное мненье! —

восклицает автор, когда Онегин не может нарушить принятые в обществе приличия. Избегая насмешек светского сплетника Зарецкого (не случайна и параллель: Зарецкий — Загорецкий), он фактически демонстрирует, что более приемлемый выход — убить друга из-за пустяка на бессмысленной дуэли. Здесь буквально и зловеще воплощается грибоедовская формулировка: «Злые языки страшнее пистолета».

Подобная ситуация — надежный пробный камень для человека, считающего себя независимым мыслителем, стоящим выше толпы. Онегин, как можно видеть, не выдерживает испытания. И только Чацкий, при всей неразумности его прямолинейного вызова, при всей смехотворности попыток доказать что-то «московским бабушкам», сохраняет свои убеждения, свое истинное лицо, не кривит душой, не стесняется в одиночку пойти против всех. Он вступает в спор практически по всем вопросам жизни: о государственном и общественном устройстве России и о проблемах воспитания детей в дворянских семьях, об отношении помещика к крепостным и о национальном достоинстве русского человека, о просвещении и о свободе личности в обществе, о службе как служении делу и о службе как прислуживании вышестоящему начальству. О чем бы ни шла речь, во всем он смеет «свое суждение иметь», рискуя оказаться изгоем.

Нельзя не заметить, что в пьесе есть только один до определенной степени похожий на него человек — это Софья. Она не слишком интересуется политическими вопросами и не рассуждает о них, но в решении главного вопроса в жизни женщины — выбора личной судьбы — она вполне самостоятельна: «Хочу — люблю, хочу — скажу». Она, барышня, всерьез думает о неравном браке с «безродным» секретарем, что вызвало бы скандал в ее кругу. Таким, как она, общественный суд готовит свой приговор, свой «мильон терзаний». Но для нее, как и для Чацкого, ее личная свобода выше, чем признание толпы. Своей искренностью и наивностью в истории с, Молчалиным она напоминает Татьяну Ларину, которая не побоялась честно выразить свои чувства.

Однако, поскольку Софья не вступает в споры по социальным вопросам, подобно Чацкому, а просто борется за свое право на любовь (и до конца пьесы — тайно), то ее конфликт с обществом не так явен, он затушеван, и в какие-то моменты она даже сливается с толпой, присоединяется к ней, — например, в осуждении Чацкого, который один испытал всю тяжесть суда толпы и изгнанничества.

Но, несмотря на горечь разочарования, Чацкий не выглядит человеком, который побежден и собирается сдаваться. Будучи «подсудимым», беспрестанно обвиняемым, он осмеливается подвергнуть сомнению «компетентность» суда. Можно задаться вопросом: чем сильны люди круга Фамусова, почему они чувствуют себя вправе судить? Очевидно, они опираются на авторитет большинства, все высказываемые ими идеи обеспечены поддержкой «отцов» и благоразумных московских «дядюшек». Здесь уместно вспомнить «Думу» Лермонтова:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом, — j

где рисуется похожий психологический тип человека, который не приучен мыслить самостоятельно или же боится этого. Только люди лермонтовского поколения ощущали это вынужденное слияние с толпой как свою трагедию. А герои фамусовского мира спокойно живут представлениями «века минувшего», — ведь фактически только новая, романтическая эпоха поставила проблему человеческой индивидуальности и выделения ее из массы, а до этого коллективное начало господствовало над проявлениями индивидуализма. Люди «века минувшего» не находят ничего зазорного в том, чтобы жить мудростью большинства, не выделяясь из толпы.

Чацкий же опирается на иную систему ценностей, усвоенную им в конечном счете из идеологии европейского просветительского свободомыслия. Следуя этой системе представлений, человек, исходя из своего здравого смысла и голоса своей совести, способен принимать самостоятельные решения и, не останавливаясь перед авторитетами, может вершить свой собственный суд, хотя бы и над всем обществом.

Надо сказать, и по стилю на обвинительные речи куда больше похожи монологи Чацкого, нежели полные разговорно-просторечных словечек реплики героев фамусовского круга. Эти судьи, прячась за спины авторитетных старших (по возрасту или по положению), не могут скрыть своего страха перед одиноким подсудимым («Ах, Боже мой, он карбонари!», «Подальше от него!»). Чацкий же произносит каждый раз целую речь («Говорит, как пишет»), публицистическим пафосом напоминающую поэтические и гражданские выступления декабристов. Ситуация, когда и «один в поле воин», принадлежит к типичным для романтической культуры: герой, который выше толпы, страдает от ее приговора, но одновременно сам вершит свой моральный суд над ней.

Таким образом, судьи и подсудимые меняются ролями. Появляется личность, способная «свое суждение иметь», и конфликт приобретает остроту и объемность. Пьеса Грибоедова является своего рода проекцией, отражающей глубинные изменения, происходившие в русском обществе начала XIX в.

Разноаспектный анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Монолог Чацкого «А судьи кто?» в 5 явлении 2 действия комедии Грибоедова «Горе от ума» вызван репликой Фамусова: «Не я один, все также осуждают». Чацкий возмущен теми «судьями», которые взяли на себя право судить других. В гневе он вопрошает: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»

В начале монолога Чацкий создает портрет «отцов». Это люди, ненавидящие свободу во всех ее проявлениях, живущие лишь прошлым, даже свои суждения (читай – свои мысли) они «черпают из старых газет, собственных же мыслей у них, по-видимому, нет совсем.

Консерватизм, неприятие нового вызывают возмущение героя. Он разоблачает «отцов» и за то, что их богатство нажито за счет ограбления простого народа, но это остается безнаказанным, так как они имеют влиятельных родственников, которые их защищают. Привычка жить праздно возмущает героя, и сила негодования Чацкого все более возрастает. Сущность жизни «отцов» определена им предельно точно и остро: «Прошедшего житья подлейшие черты».

Чацкий ненавидит крепостнические порядки, при которых людьми торгуют, как вещами, а собаки ценятся дороже людей. Герой приводит в пример самых отъявленных «знатных негодяев». Один из них, которого герой «окрестил» нарицательным именем Нестор (скорее всего, предводитель, главарь), выменял своих верных и преданных слуг на борзых собак!, Силу чувств героя подчеркивают не один, а три восклицательных знака.

И в этом восклицании мы слышим не только гнев, возмущение, но и боль неравнодушного человека, недоумение тем, как такое могло случиться.

Ироническое отношение Чацкого к представителям прошлого века, к тем, кто для Фамусова является идеалом, Грибоедов также передает с помощью анафоры и коротких предложений:

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдье!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Этими словами заканчивается первая часть монолога, в которой, как я уже сказала, автор рисует портрет отцов.

Чацкий взволнован. Со всей своей страстью хочет он убедить Фамусова в том, что представители старшего поколения – враги свободной жизни, казнокрады, жестокие крепостники. Они, убежден Чацкий, не могут служить образцом подражания для молодежи. Мне кажется, он не может усидеть на месте, а быстрыми шагами ходит по комнате, иногда останавливается, словно пораженный тем, о чем он рассказывает.

Монолог имеет большое значение для характеристики Чацкого. Мы представляем героя как человека, ненавидящего крепостное право, выступающего за независимость человеческой личности. Он понимает, что старые порядки себя изжили и нужно строить новые отношения, основанные на свободе и равноправии. Нужно развивать науки и искусство, а не стремиться к богатству и служебной карьере.

Герой выступает как прямой и честный человек, главное для которого не личное благополучие, а процветание родной страны.

Источники:

http://www.sdamna5.ru/a_sudji_kto
http://primersoch.ru/litsoch/206-sochinenie-po-komedii-gore-ot-uma-na-temu-a-sudi-kto.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=43116

  • Краткое сочинение лермонтов герой нашего времени
  • Краткое содержание сказки старик хоттабыч для читательского дневника
  • Краткое содержание сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса читательского дневника
  • Краткое сообщение о сказке колобок
  • Краткое сочинение конек горбунок