«Индивидом рождаются, личностью…» А. Г. Асмолов
Эссе по высказыванию:
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)
Выбранное мною для написания эссе высказывание российского психолога и политика А. Г. Асмолова относится к социальной психологии. Социальная психология — наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом.
Общая тема, затронутая А. Г. Асмоловым в его высказывании, — личность. Личность — это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (так как тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью. О личности рассуждали многие мыслители. Так, К. К. Платонов утверждал, что личность — это человек как носитель сознания. А. Н. Леонтьев говорил, что личность человека, как и сознание, порождается его деятельностью.
Формирование человека как личности является целью и результатом образовательного и воспитательного процесса. Формирование человека как личности происходит в процессе обучения и общения. Религия оказывает влияние на формирование человека как личности. прививая ему определенный взгляд на мир. Частью внутреннего мира личности является культура. Каждой личности присуща определенная манера поведения. Определенные качества личности могут быть признаны социальной группой и обеспечивают личности определенное место в ней. Частью внутренней культуры личности являются моральные нормы.
Я считаю, что А. Г. Асмолов в своем высказывании говорит о формировании человека как личности в результате образовательного и воспитательного процесса.
В результате образовательного и воспитательного процесса человек получает представление о социальных нормах, принципах социальных отношении, правилах поведения в случае социального конфликта, социальных ролях, которые ему предстоит исполнять, т. е. проходит социализацию.
Я полностью разделяю точку зрения А. Г. Асмолова. Человек действительно рождается биологическим индивидом, ведь в первый день жизни младенца никто не сможет точно сказать, кем он станет, когда вырастет. Личностью становятся в результате длительного процесса социализации. По большому счету человек формируется как личность всю свою жизнь. Индивидуальность — неповторимые черты, присущие только одной конкретной личности, приходится отстаивать, поскольку общество стремится сделать людей одинаковыми. Общество заставшем людей одинаково мыслить и одинаково вести себя, внушая им определенные
социальные нормы. Общество заставляет людей даже одинаково одеваться, навязывая через СМИ представления о моде. С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, по моему мнению, стирается человеческая индивидуальность, и человеку приходится идти против мнения общества, доказывая свое право не быть как все.
Мечта – дорога к себе
Говорят, мечта – путеводная звезда человека. Словно маяк, она освещает ему путь сквозь бури и штиль, и неопределённость жизненного пути… Стоп! А так ли это на самом деле? Не путаем ли мы поиск способов удовлетворять свои обычные желания со следованием дорогой мечты? Не унизили разве мы Мечту с большой буквы до бесплотной иллюзии, созерцанию которой предаемся в мыслях, стараясь уйти от тщетной и унылой реальности? Скольких из нас Мечта ведет дальше отвлеченного фантазирования, что никогда не станет мотивом к действию? К сожалению многих, тех, у кого нет сил, времени и желания превращать свою мечту в цель, а потом идти к ее осуществлению, предпринимая необходимые шаги и совершая нужные действия.
Мечты у людей разные, иногда – они не более чем побег в иллюзорный мир. Вот как бывает — своей мечтой люди часто называют не то, чего они хотят, а то, чего у них нет в данный момент, что прямо противоположно их текущему положению. Например, тот, кто тяжело вкалывает на двух работах, мечтает быть миллионером, которому вообще никак не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить свои потребности. И при этом человек ничего не делает для того, чтобы ситуацию изменить, даже не верит, что это возможно. Это значит, что богатство – не его мечта, скорее уж бедность и тяжелый труд ему надоели и очень угнетают, но не более того. Этот человек устал, его образ жизни превратился для него в проблему, ему кажется, что только прямая противоположность его состоянию и положению может сделать его жизнь лучше. А так как эта самая противоположность недостижима, то можно и не стараться изменить что-то. Хотя вполне эффективным и приемлемым для этого человека было бы упорно искать такую работу, которая будет легче и более высокооплачиваемой.
Иногда мечта – это явно что-то другое, отличное от желаний и иллюзий. Желаем мы иметь конкретные вещи, бывать в конкретным местах, общаться с определенными людьми. Наши желания всегда объектны. А вот мечты… Они бывают смутными, их сложно сформулировать. Ведь мечтаем мы о том, как будем себя чувствовать в той или иной ситуации. Мечтая о любви, мы ждем ощущений, настроений, особого состояния ума и души. Мечтая о путешествиях, мы ожидаем впечатлений, новых ощущений. Разве мы мечтаем просто переставлять ноги по дороге или отсиживать попу в пусть комфортабельных туристических автобусах, но очень долго и неподвижно?
Наши желания вытекают из нужды, недостатка чего-то. Голодный хочет есть, замерзший – согреться, отвергнутый – быть любимым. Мечты же наоборот рождаются из изобилия, наполненности – знанием, талантом, вдохновением, мастерством, идеями и возможностями. Яркий пример тому – история великого ученого и изобретателя Томаса Эдисона. Он мечтал изобрести устройство, с помощью которого можно было бы освещать помещение, применяя электрический ток. Он чувствовал, что это возможно. Его обширные знания законов физики, высокие умственные способности и желание найти им полезное применение сделали свое дело. Эдисон осуществил свою мечту! Он придумал электрическую лампочку.
Желанием мы зовем обычно то, что уже существует, есть у других людей, и что мы тоже хотели бы получить. Мечтаем же о чем-то личном, особенном, новом, неизведанном – том, что никто кроме нас не может совершить. Мечта – это зов души, зов в неизвестное. Возможно, дорога мечты – это путь человека к самому себе, к своей сущности, индивидуальности. Настоящая мечта – это проект того, чего еще нет. Мечтая, мы будто соприкасаемся с миром, где оно уже появилось, но мы не знаем прямой дороги туда.
Желание легко превратить в цель. Составить план действий и следовать ему. Приложить усилия и осуществить желание. А вот с мечтой все по-другому. Ведь как мы говорим? Желания исполняются, а мечты – сбываются. Воплотившаяся мечта – это счастье, а где оно, наше счастье, мы узнаем, лишь когда находим его. Мечта, что сбылась, — это встреча человека со своей душой. Видимо, и путь к ней – это путь души, внутреннего призвания, который не предается во имя разума, тщеславия, корысти и даже безопасности. И если идешь им, то обязательно встретишься с Мечтой.
Афоризм Александра Григорьевича Асмолова «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность-отстаивают» довольно любопытно, не говоря уж о ее содержательности… Но если подумать, то вправду индивидуумом рождаются. При рождении мы владеем определенными свойствами и чертами, которые отличают на от иных людей, и делаю нас уникальными. Мы все различные по телосложению, отличаются цветом глаз, волос и кожи, различный нрав и характер и многое — многое другое. Из ходя из это индивидуум – это ансамбль прирожденных качеств и черт человека. Как раз в процессе включения индивидуума в систему социальных отношений и влияния общества на него появляется личность. что человеку для того чтобы стать личностью необходимо общество, в котором он может развиваться, и конечно обмениваться опытом: а личность на мой взгляд может развиваться бесконечно, ей просто нет предела. Личность человека – это продукт социальных отношений и работы, т.е. приобретенные свойства человека, поэтому полагать, что становятся личностью. При прочтении данной тирады, я, естественно же, задалась вопросом, а для чего защищать индивидуальность? Ну, во–первых, индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; во-вторых, своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость и уникальность. Индивидуальность человека выражается не лишь только персональными качествами, но и своеобразием взаимосвязей меж ними. Предпосылкой формирования оригинальности считается среда, в которой он увеличивается, ассоциации, скопленные им в детстве, особенности воспитания. Быть индивидуальностью – значит собственно, что надобно уметь мыслить самому, и заносить в разговор что-нибудь свежее и необыкновенное. И данное собственное качество надобно блюсти, дабы чтобы вселенную заполняли колоритные личности, а не сероватая масса…
более месяца назад
Личностью становятся или рождаются?
Личностью не родятся, личностью становятся»
(А. Н. Леонтьев)
Что такое личность? Как происходит процесс формирования, самоопределения и самореализации личности? Почему А. Н. Леонтьев считает, что личностью не родятся, личностью становятся? Попробую ответить на эти вопросы и определить, насколько прав российский психолог.
На мой взгляд, в данном высказывании заложена проблема личности как единства индивидуальности, духовности, социального статуса и коммуникативности. Известно, что человечество — это специфическая материальная реальность, но оно как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид» – единичный представитель человеческого рода. Обратимся к понятию «человек». Итак, «человек – это определенная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, то есть природных и общественных». Человек, таким образом, появляясь на свет, является только индивидом, то есть тем, что создала природа; причем для каждого индивида свойственны лишь для него характерные признаки (рост, цвет волос, глаз, строение тела). Являясь представителем человеческой общности, индивид является индивидуальностью, которая подчеркивает все проявления его неповторимости, многосторонности и гармоничности, то есть, другими словами, каждый человек имеет только свои особенности темперамента, интеллекта, потребностей и способностей.
Таким образом, в человеке воплощается и типичное, и неповторимое. Рождаясь, ребенок имеет налицо природные свойства: он дышит, обладает многими врожденными рефлексами — двигательными, пищевыми и т. д. Это — индивид, живая особь, как и другие природные существа. Но индивид останется индивидом, если, помимо биологических свойств, у него не будут развиты общественные, то есть социально значимые, черты, характеризующие его как члена того или иного общества. Ведь общество – это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия или поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. Именно поэтому вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, то есть субъектом отношений и сознательной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью и ему еще предстоит ею стать. Психолог прав, считая, что личностью не родятся. Так как же происходит процесс формирования, самоопределения и самореализации личности? Итак, личность – это сложное понятие, характеризующее итог развития индивида, которое может быть раскрыто следующим образом: субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни, поэтому, на мой взгляд, когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией же называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Из курса обществознания мы знаем, что расширение и углубление социализации происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания, в результате чего, я думаю, и осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, освоение своей социальной принадлежности (социального статуса), социальной роли, самооценки и пр. Кроме того, для становления личности большое значение имеет самосознание и самореализация личности. Одним из важных признаков самосознания (определения человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой) является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Наконец, личность проявляет себя в процессе самореализации, то есть процессе наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющего максимально полно реализовать творческий потенциал (таланта, способностей, возможностей). Таким образом, обобщая, можно сделать вывод: чтобы стать личностью, необходимо сформировать в себе способность к самореализации, которая представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процессе которой личность максимально реализовывает свою индивидуальность. Приведу в качестве примера, имена людей, которых по праву можно назвать выдающимися личностями своей эпохи: это великий русский ученый М. В. Ломоносов, который небывалым упорством, стремлением к знаниям и, бесспорно, редким талантом сумел реализовать себя в разных сферах научной деятельности; это и Л. Н. Толстой, создавший художественные произведения мирового уровня, всю свою сознательную жизнь занимавшийся самосовершенствованием; это писатель Максим Горький, который, испытав все «мерзости жизни», стал незаурядным художником слова, это многие и многие другие люди, которые, развив в себе индивидуальные качества, добились их реализации в творческой деятельности и стали полноценными личностями.
На основании вышеизложенного я хочу сделать вывод о том, что психолог А. Н. Леонтьев абсолютно прав, считая, что личностью не родятся, а личностью становятся.
Season Poetry
Эссе. Тема: Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Автор: А.Г. Асмолов
Довольно странная и интересная фраза — «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. «, и я как обычно в прочем, хочу с ней согласится.
Каждый родившийся, чем-то отличается от предыдущего следующего и вообще всех, мы по разному весим, выглядим, кричим, говорим, у нас часто разная кровь, цвет глаз, и все остальное. Поэтому можно сказать что «Индивидом — рождаются».
Личностью становятся — Нам всем рано или поздно приходится стать личностью, это скорее всего происходит незаметно, и может меняться в любое время, мы можем быть мало известной личностью, или широко известной, и за нами будут идти целые народы. Но все-таки мне кажется — стать личностью один раз на всегда невозможно. Ведь сегодня одно, завтра другое.
Индивидуальность — отстаивают. На самом деле при рассмотрении данной фразы, я часто задавался вопросом, а зачем отстаивать? Мы все индивидуальны, делаем то что хотим, и так как мы хотим, а значит индивидуальны. Но, мне кажется мы все-таки заблуждаемся думая что мы индивидуальны, ведь можно делать многое не так, и почти не как все, но помоему главное внести что-то новое и что-то свое, чтобы стать индивидуальным.
Ну и конечно же — поддерживать эту самую свою индивидуальность — для того чтобы считаться действительно — чем-то более чем ещё одной копией схожей личности.
Поделиться в соц. сетях
Напишите на отдельных листах короткое сочинение на одну из предложенных тем:
«Как индивид становится личностью»
«Личность, которую я уважаю»
«Пример выдающийся исторической личности»
«Все ли люди − личности?»
reshalka.com
ГДЗ рабочая тетрадь по обществознанию 6 класс Иванова. §2. Человек — личность. Номер №8
Решение
Как индивид становиться личностью
Для того, чтобы проследить путь от индивида к личности, стоит обратиться непосредственно к этим двум терминам. В повседневной жизни, да и в различных работах объяснения этих понятий обычно не соответствуют общепринятым.
Так индивид − это любой биологический организм. Личность же не только обладает разумом, но и собственным мировоззрением, своим мнением. Эти две стадии развития, если можно так выразиться, на самом деле довольно схожи в чем−то: они могут быть как субъектами, так и объектами, то есть взаимодействовать. И здесь корень их различий: индивид мыслит, но мыслит рефлекторно, зачастую не выходя из базовых потребностей.
Так индивид, здесь имеется ввиду человек, удовлетворяя свои нужды, начинает сталкиваться с противоречиями. Здесь даже не о столкновении тех самых мнений, но о зарождении нового. Так на протяжении всей жизни индивид и становится личностью, ему приходится принимать чью−то сторону в вопросе, и также он выходит из зоны базовых потребностей.
Личность, которую я уважаю
Кто такая личность? Не каждого человека можно так назвать. Надо обладать определенным набором черт характера и душевных качеств, чтобы иметь право им называться. Часто можно услышать словосочетание «выдающаяся личность» на счет известного человека. Но не только известностью измеряется это понятие.
На мой взгляд, личность − это искренний, целостный человек, который живет согласно своему призванию. Он сумел выявить свои наклонности, раскрыть свои таланты, преодолеть свои недостатки и благодаря этому добиться успеха в жизни и быть счастливым. При этом он с уважением относится к другим, не позволяет себе презрительного и поверхностного отношения к ним. Иногда говорят «сильная личность», но сила − не значит жесткость. По моему мнению, человеку нужна сила особенно для того, чтобы быть добрым, сочувствующим, даже уметь поступиться своими интересами ради другого человека.
Пример выдающейся исторической личности
Исторической личностью считается тот человек, жизнь или действия которого каким−либо образом заметно повлияли на ход истории. Такие люди навсегда остаются в памяти потомков, не важно при этом, хорошими или разрушительными были их деяния.
Ярким примером исторической личности являлся французский император Наполеон Бонапарт. Он отлично характеризует данное понятие, ведь в годы служения во французской гвардии он был обыкновенным лейтенантом, который ничем не отличался от остальных офицеров.
Однако некоторое время спустя, благодаря многочисленным боевым заслугам он был повышен в должности до командующего Итальянской армии.
Чуть позже он стал императором, и всё это благодаря его лидерскому поведению и поступкам, которые привели к процветанию Французской империи.
Он был настоящим лидером, который превосходил других королей своим умением вести военные походы и командовать армией. Он был уверен в своих силах и его стратегии были настолько сильны, что любую войну он с легкостью выигрывал, оставаясь на вершине своего статуса.
Даже потерпев крупную неудачу в России и потеряв империю он не опустил руки и смог бежать из заключения. В итоге, благодаря своим лидерским качествам этот человек навсегда вошел в мировую историю.
Все ли люди − личности?
Каждый человек с рождения наделён разнообразным качествами. Будь−то качества победителя, или человека, которого называемого “мотиватором”. Он всегда тебя сможет поставить на правильный путь, даже когда ты с него сошёл. В человека с самого рождения закладываются разные качества. Возможно, какие−то его таланты, которые он определит и найдёт в будущем. Или же характер, но качества характера будут ещё зависеть от воспитания родителей. Талант, который нам даётся от самой природы, делает нас по истине уникальными. Ведь тем самым мы не похожи на друг друга, мы не как две капли воды. Мы все разные, все уникальные и это очень хорошо. Качества нашей уникальности, это помощь нам как−то отличать от толпы, так сказать выделится из серой массы. На все планете нет одинаковых людей. Возможно, есть люди которые частично чем−то похожи. Своей манерой поведения, или же характером. Но полностью одинаковых и не отличимых людей нет! Это закон природы. Не когда не найдёшь людей полностью с одинаковым лицом, внешностью. Даже близнецы и те отличаются друг от друга чертами своего лица.
Что же такое личность? Личность, это по сути качества человека, из которых складывается его образ, его уникальность от других. Ведь настоящая личность, по сути, должна выделятся какими−то качествами или же манерами поведения. Даже пусть человек будет не сильно чем−то выделятся, но он будет! Даже если это маленькое, незначительное качество человека.
Если один сказал что−то, то следует ли ему подчиняться? Ну если у тебя нет собственного мнения, то да, почему бы и нет. А если ты настоящая личность, которая обитает в этом мире, ты просто будешь отстаивать свою точку зрения и добиваться своей правоты.
0
Как писать сочинение на тему: «От индивида к личности»?
1 ответ:
1
0
Все не так сложно, как может показаться. Только что родившейся и жизнеспособный младенец, это уже индивид.
В процессе взросления с воспитанием и наблюдением за миром, маленький человек приобретает типичные только ему черты характера и привычки. Он становится индивидуальностью, приобретая качества индивидуальные лишь для него.
Путь от индивидуума к личности этап завершающий. И на пути к нему индивидуум приобрел уже, пусть и небольшой, но опыт. Кроме индивидуальных черт у человека уже есть определенные права и обязанности. Например, после наступления совершеннолетия, он имеет право голосовать. Личность это индивидуальные особенности человека и умение пользоваться своими правами, отвечать по своим обязанностям.
Читайте также
Сочинение «Нужно ли подкармливать птиц зимой»
На городских улицах часто можно увидеть скворечники, висящие на деревьях. Они нужны для того, чтобы подкармливать птиц.
Птицы — наши друзья. Они уничтожают насекомых и их личинки, которые портят наш огород, кусают нас самих. Мы бы не смогли с ними справиться без помощи пернатых друзей.
Зимой им трудно найти себе пропитание, ведь всё покрыто толстым слоем снега. Поэтому их подкармливают зерном и крупами, а для защиты от заметания снежком, еду насыпают не на землю, а в удобные скворечники. Тем более что там птицы могут поесть без боязни быть схваченными котами.
Я считаю, что кормить птиц нужно и очень важно. Тем более что на это не нужно ни дорогостоящих кормов, ни каких-то специальных средств, всего лишь кулачок крупы — и то вклад в защиту природы.
Первое и главное, что в таком сочинении быть должно это определение понятия «нравственность», подобное данному ниже.
К большому сожалению, измерить нравственность в обществе, определить ее проценты и коэффициент; не получится. Нравственность приобретается в процессе воспитания. И чем благовоспитанее человек, тем более нравственнен он. Соответственно, настолько нравственно и общество; насколько много в нем благовоспитанных людей с позитивным взглядом на мир.
Ключевым же вопросом в таком сочинении будет, как построить нравственное общество если не все люди нравственны? Или, как созидается общество нравственностью? А в определении ниже… «руководствуется человек в своем выборе». Этот момент, момент выбора, очень важен. Если человек делает выбор в пользу добра это уже созидание нравственностью. А уж человек воспитанный, вероятнее всего, сделает выбор в пользу добра. Поступит этически правильно. Если таких людей со схожими взглядами и добрыми поступками много, можно вести разговор о созидании общества нравственностью.
От улыбки станет всем теплей и светлей. Это про улыбку, как лекарство. Если говорить про улыбку, как оружие она покажет смелость и бесстрашие человека. Он не испугался и смеется в лицо угрозе.
На самом деле, значений у такой привычной улыбки может быть много; приятные воспоминания, например.
Но и понять улыбку можно по- разному. Чему он улыбается, когда в офисе завал работы и всем сотрудникам тяжело? А человек не испугался трудностей, он планомерно и уверенно, свою работу выполняет. Вдобавок он вспомнил приятное событие своей жизни. Вот улыбка и использована, как оружие и; как лекарство одновременно.
Можно начать с того, что тема родины и патриотизма неоднократно поднималась различными писателями и поэтами различных эпох. Она всегда актуальна и современна.
Далее можете дать определение родины и патриотизма. Ответьте на вопросы в своем сочинении: Что такое родина? Что такое патриотизм?
Далее Вы можете рассмотреть некоторые произведения на тему родины и патриотизма, если данное сочинение Вы пишете по предмету «Литература». Например, Есенин писал много красивых стихов о родине, России, его строки можно процитировать.
А в заключении можно написать о том, что относиться к родине нужно всегда с любовью, нужно быть патриотом своей страны, ведь родина — это общая мать всех граждан.
«вчерашняя правда становится ложью, вчерашняя ложь превращается в правду, в привычную правду».
Недаром говорят, что чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят. Это, конечно, не совсем так, все это связано с менталитетом и областью., в которой звучит ложь, но так или иначе…
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»
Что тут сказать — некоторым дано. Более того, любой информацией можно умело управлять.
Например, большинство украинцев до сих пор уверены, что воюют с Россией. Правильная пропаганда при усечении доступа к информации извне оказывает свое действие.
Что же касается реальной лжи, которая может стать реальной правдой, можно привести такой пример.
Скажем,муж, жена, знакомый или подруга. И вот, скажем, знакомый берется утверждать всем посторонним, что эта пара разводится.
Начинает часто упоминать мужу про заигрывания молодой жены с другими мужчинами (хотя, возможно, не было даже кокетства), обращает внимание жены на поведение мужа в отношении других женщин, на некие телефонные звонки или смс, профили друзей и т.д. и т.п. Напряжение нарастает, просыпается шпионаж, копятся обиды, пара ругается, в итоге разводится. Так ложь стала правдой.
Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. по тексту Асмолов
Меня заинтересовало высказывание российского психолога, политика и ученого А. Г Асмолова.
Данное высказывание актуально в условиях постоянной социализации индивидов.
В своем высказывании автор хотел подчеркнуть, что индивид в процессе жизни становится личностью и приобретает свою неповторимость.
Из курса обществознания нам известно, что индивид – это человек вообще как биологическое существо. В процессе жизни в обществе человек накапливает социальный опыт, приобщается к традициям и обычаям, то есть социализируется. Социализация – это воздействие общества на человека в результате которого человек становится личностью. Личность – это индивид обладающий набором социально значимых для жизни в обществе черт и качеств.
Если статус индивида человек получает по факту своего рождения, то индивидуальность складывается в процессе его жизнедеятельности. Индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и черт отличающих одного индивида от другого.
Я полностью разделяю мнение автора. Во-первых, статус индивида человек получает от рождения. Он имеет врожденные, биологические и генетические качества.
Во-вторых, индивид становится личностью в процессе накопления духовных, психологических и социальных качеств.
В-третьих, в процессе жизни в обществе человек проявляет свою индивидуальность в характере, темпераменте, общей психической активностью и тд.
Свои теоретические рассуждения о том, что индивидуальность приходится отстаивать могу подтвердить примером из творчества Винсета ван Гога. Совремнники Винсета не замечали его работы, но он творил и творил. Он не был признан обществом при жизни и умер в нищете.
Однако в наше время имя этого художника знают многие, а его картины являются одними из самых дорогих в мире.
Примером становления личности в литературе можно считать героя романа Гончарова “Обломов”. Друг Обломова Штольц воспитывался в небогатой семье, изучал язык и все дни семьи проходили в работе. Таким образом, Штольц сформировался сильным и умным юношей.
Подводя итоги своих размышлений хотелось бы подчеркнуть, что личностью не рождаются, личностью становятся.
Loading…
Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. по тексту Асмолов
Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают (А. Асмолов)
Автор хотел донести до нас мысль о том, что человек в своем развитии проходит три этапа становления, причем два из них – собственно само рождение и формирование личности — проходят все. Однако общество давит на личность в том плане, что заставляет его «не выделяться», «быть как все». И здесь человек должен прямо отстаивать свое право на выражение своей индивидуальности, а не стать среднестатистическим гражданином, у которого есть дом, семья, работа, несколько увлечений, но нет той искорки, изюминки, которая может выделить его из серой массы.
Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что становление человека заключается в борьбе. Борьбе с условностями, борьбе с общественным мнением, устаревшими порядками. Человеческое общество в основной своей массе довольно консервативно, оно не слишком радостно принимает новые концепции и идеи, а также людей, их выражающих, что особенно заметно в небольших, обособленных сообществах.
Данная проблема является актуальной в современных условиях потому, что молодежные субкультуры, позиционирующие себя как отличные от остальных социальные группы, на самом деле представляют из себя «клуб по интересам». Вступая в них, молодые люди ошибочно полагают, что проявляют собственную индивидуальность, хотя на деле лишь теряют её, растворяясь в социальной группе. Подмена понятий «индивидуальность» и «не быть как все» в дальнейшем негативно отразится на развитии человека: полагая, что он проявил свои особенные качества, одеваясь определенным образом, слушая «особенную музыку» и разговаривая на сленге, он уже не будет стараться дальше, не будет отстаивать собственную индивидуальность.
В курсе обществознания личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Структура личности представляет собой несколько уровней, от низшего к высшему. Низший уровень – это половые, возрастные и врожденные особенности психики; на втором уровне проявляются индивидуальные особенности мышления, памяти, способностей; третий уровень содержит индивидуальный опыт; а на последнем и самом высшем, четвертом уровне – это направленность личности: интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. И именно высший уровень принято связывать с индивидуальностью – набором уникальных черт и особенностей, которые отличают одну личность от другой. Индивида можно назвать индивидуальностью, когда он не ограничивается только общественными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.
Обратимся к примерам из истории. В традиционном английском обществе XIX века положение женщины было незавидным. Ей вменялось в обязанность выгодно выйти замуж и нарожать детей, быть опорой мужу и беспрекословно ему подчиняться. Однако Джейн Остин, дочь бедного приходского священника, не стала образцовой женой, в чем во многом виноваты сами родители, пытавшиеся подыскать ей выгодную партию. Но она нашла свое призвание в литературе, опубликовав за свою недолгую жизнь несколько романов, считающихся классикой английской прозы. За свои романы она выручила довольно неплохие деньги, то есть стала первой женщиной, которая смогла заработать без помощи мужчины. Если бы не отстаивание собственной индивидуальности, то Джейн осталась бы в истории очередной старой девой.
Что нам говорят примеры из общественной жизни. В современном мире экономической целесообразности нет места мечтателям, деньги принято вкладывать только в перспективные проекты, способные принести реальный доход. Илон Маск, основавший компанию SpaceX, определил главную задачу своего детища – колонизацию Марса, причем на этом поприще он значительно преуспел, создав сверхтяжелые ракеты и космические корабли. Первоначально никто не верил его идеям, называя их лишь мечтами глупца. Но постепенно мнение скептиков изменилось, Маск стал одним из богатейших людей мира, его состояние перевалило за отметку в 180 млрд. долларов. Если бы он не отстаивал собственные убеждения, то в настоящее время был бы предпринимателем средней руки.
Подводя итоги своего рассуждения можно сказать о том, что историю творят не народы, а отдельные личности. Они ломают привычные шаблоны, нарушают правила, которые для многих кажутся незыблемыми. Именно защита собственной индивидуальности толкает их на изменение мира.
Выбери ответ
Читать далее >>
Проблематика и смысл
Прежде всего вчитаемся в тему «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Проблема данной тематики — вот что нам необходимо выявить.
«Основной проблемой данной темы является развитие человека и его становление в обществе».
Также вы можете выразить данную мысль другими словами или же добавить что-то еще, однако выраженная проблема должна быть приближена к примеру. Самое главное, чтобы при работе с данной темой вы сами полностью понимали ее смысл.
Следующая наша задача — раскрытием смысла и теоретическое обоснование слов Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Последние васильки Гаврилова (6 класс)
Картина «Последние васильки» была написана Василием Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Из названия и самого сюжета натюрморта становится понятно, что посвящена она одному из самых красивых времен года – осени. - Сочинение Пейзажная лирика Пушкина (9 класс)
Описание пейзажей занимает неотъемлемое место в творчестве поэта и отличается разнообразием и богатством. А.С. Пушкин любил и чувствовал природу, находил в ней вдохновение. - Наполеон в романе Толстого Война и мир (образ и характеристика) — сочинение
Л.Н. Толстой написал произведение «Война и мир». События в романе происходят в девятнадцатом веке. В самом начале автор описывает довоенный период, затем началась первая мировая война.
Аргументирование
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» — сочинение, для которого не так просто подобрать аргументы. Но давайте попробуем.
«Почему каждый из нас является индивидом? Все просто – обратите внимание на новорожденного ребенка. Да, все детки имеют различную внешность и даже некоторые привычки и повадки, однако в остальном они все одинаковы. Малыши еще не умеют строить длинные логические цепочки, пока не способны выражать своим мысли словами – они лишь находятся на стадии развития. Другое дело – личность. Личностью становятся в абсолютно разном возрасте.
К примеру, юный Дмитрий Донской уже в 11 лет отправился в Золотую Орду за ярлыком, и в этом возрасте начинал свою борьбу за звание князь Всея Руси. Действительно, уже к 11 годам мальчик обладал множеством личностных качеств».
Таким же образом вы можете продолжать рассуждать дальше по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе может содержать аргументы из истории, литературы, СМИ или личной жизни.
«Для того чтобы быть индивидуальным, необходимо это доказать. Примером индивидуальности может послужить великий художник Винсент Ван Гог, картины которого по сегодняшний день восхищают и завораживают, отбрасывая все сомнения в индивидуальности этой личности».
В своем эссе вы можете приводить и отрицательные примеры, если они вам более известны.
«Не каждый человек может стать личностью и индивидуальностью. В наши дни до сих пор существует множество преступников, которых нельзя назвать личностями, ведь у многих из них искажены моральные ценности и принципы. А человека без этих норм личностью назвать нельзя».
Не зная конкретных примеров, вы можете самостоятельно придумать их, приводя конкретные случаи.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)
Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность.
Современный российский психолог А. Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность, ему приходится защищать и доказывать обществу. Я согласна с позицией А. Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности.
Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных учёных-обществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких характеристик, как индивид, личность и индивидуальность. Каждая из характеристик отражает определённую часть человеческой сущности.
Каждый человек – от рождения индивид. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врождённых качеств. Индивид – с одной стороны единичный, а с другой – типичный представитель вида Homo Sapiens.
Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий. То есть можно определить личность как совокупность социально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.
Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается неповторимость качеств человека, причём как биологических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретённых в процессе жизни, социальных (определённые умения и навыки, таланты). То есть индивидуальность – совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром.
Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного общества, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле личностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть для примитивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я – это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаивать свою индивидуальность.
Рассмотрим проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности.
Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов – Людвига ван Бетховена. Родился он в обыкновенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстников. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не подавал надежд. Но всё же ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем у него была и своя яркая социальная и политическая позиция, так, например, он отказался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему удалось отстоять свою индивидуальность.
Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит чёткое понимание того, что ему просто необходимо развиваться. Также в этом возрастном периоде проявляется несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь.
Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем прийти к выводу, что действительно, наделённый от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индивидуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаменимость.
Раскрытие смысла и теоретическое обоснование
Как говорил психолог Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». В чем разность этих понятий? Прежде всего, индивид – любой человек, который отличается от других существ более высоким развитием. Отсюда делаем вывод, что уже с рождения мы являемся индивидами. Это понятие свойственно каждому человеку.
С личностью же все иначе. Личность – это совокупность моральных, нравственных, умственных и социальных качеств, которые человек развивает в себе с процессом взросления.
Индивидуальность же – высшая степень развития человека. Индивидуальностью можно назвать того, кто обладает множеством различных личностных качеств, человека, отличающегося от общей массы людей характером, уникальностью и интересами.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Смысл этого высказывания в том, что все мы индивиды. Пока мы взрослеем, мы становимся личностями. А вот чтобы стать индивидуальностью, необходимо постараться и доказать то, что ты обладаешь своим характером, мнением и интересами и способен их отстоять».
Текст книги «ЕГЭ 2021. Обществознание. Алгоритм написания сочинения»
Индивид
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»(А. Г. Асмолов)
Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность.
Современный российский психолог А. Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность, ему приходится защищать и доказывать обществу. Я согласна с позицией А. Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности.
Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных учёных-обществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких характеристик, как индивид, личность и индивидуальность. Каждая из характеристик отражает определённую часть человеческой сущности.
Каждый человек – от рождения индивид. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врождённых качеств. Индивид – с одной стороны единичный, а с другой – типичный представитель вида Homo Sapiens.
Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий. То есть можно определить личность как совокупность социально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.
Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается неповторимость качеств человека, причём как биологических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретённых в процессе жизни, социальных (определённые умения и навыки, таланты). То есть индивидуальность – совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром.
Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного общества, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле личностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть для примитивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я – это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаивать свою индивидуальность.
Рассмотрим проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности.
Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов – Людвига ван Бетховена. Родился он в обыкновенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстников. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не подавал надежд. Но всё же ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем у него была и своя яркая социальная и политическая позиция, так, например, он отказался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему удалось отстоять свою индивидуальность.
Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит чёткое понимание того, что ему просто необходимо развиваться. Также в этом возрастном периоде проявляется несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь.
Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем прийти к выводу, что действительно, наделённый от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индивидуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаменимость.
Потребности человека
«Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида» (Б. Д. Парыгин)
В выбранном мною высказывании затрагивается проблема значимости социальных потребностей, связанных с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе. Нельзя не заметить также, что все эти потребности связаны с самореализацией. И это, несомненно, важно, ведь потребности эти так же универсальны, как и биологические.
Основоположник социальной психологии Б. Д. Парыгин утверждает: «Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида».
Иными словами, потребности духовной направленности, такие как потребность во внимании, признании, самовыражении, присутствуют у каждого человека, являются естественными и неотъемлемыми. Также этот класс потребностей можно назвать потребностями, связанными с самореализацией человека в обществе. С этой точкой зрения трудно не согласиться, ведь именно этот класс потребностей и делает человека человеком.
Для подтверждения выбранной точки зрения можно привести следующие теоретические доводы. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Потребности – это то, что движет человеческим поведением, даёт ему мотивацию к деятельности. Есть множество способов классификации человеческих потребностей, но, по большому счёту, все они сходятся в одном: в разделении всех человеческих потребностей на первичные и вторичные или же низшие и высшие. К низшим, или первичным, относят биологические, физиологические потребности, общие для человека и для животного. Это такие потребности, как потребность в пище, в воде, в безопасности. Высшие, или вторичные потребности, в свою очередь, делятся на подклассы (например, в системе классификации человеческих потребностей А. Маслоу). Основные из этих подклассов – экзистенциальные (обуславливают жизнь человека в социальной сфере), престижные (связаны с достижением статусов, общественным признанием) и идеальные, или духовные (связаны с обретением смысла жизни, стремлением к красоте и т. д.). Таким образом, потребности во внимании и признании можно отнести к престижным потребностям человека, тогда как потребность в самовыражении представляет собой идеальную, или духовную потребность.
Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические аргументы. Примером может служить яркая историческая личность – Адольф Гитлер. Многие психологи впоследствии утверждали, что этот человек представлял собой сгусток сложных психических отклонений. В частности, Эрих Фромм объяснял доведённое до абсурда стремление Гитлера к такому странному удовлетворению потребностей во внимании, признании и самовыражении, как крайнее проявление нарциссизма. Таким образом, этот человек может служить утрированным примером стремления удовлетворить данный пласт проблем.
Но люди не всегда понимали универсальность этих потребностей. В древнем мире существовал класс людей, которые просто не имели ни возможности, ни права удовлетворять эти потребности. Речь идёт о рабах. Несомненно, как и все люди, они стремились к удовлетворению этих потребностей, за что получали лишь побои и насмешки надсмотрщиков.
И, наконец, примером из литературы может послужить герой пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Петя Трофимов – вечный студент. Вся его история заключалась в попытке самовыражения посредством его знаний и теорий. Однако в большинстве случаев попытки удовлетворить потребность во внимании и признании другими людьми остаются безуспешными.
Также можно привести пример из личного опыта. Даже основываясь на своём небогатом жизненном опыте, могу сказать, что эти потребности крайне важны для каждого человека. Ведь недостаточно просто добиться успеха, важно, чтобы это было оценено и признано обществом. Даже маленький ребёнок бежит к маме, чтобы показать ей сделанный им куличик с той лишь целью, чтобы получить заслуженную похвалу – признание.
Таким образом, проанализировав теоретический аспект проблемы и приведя фактические подкрепления, можно сделать вывод, что действительно, такие престижные и духовные потребности, как потребности во внимании, признании и самовыражении, являются неотъемлемой частью человеческого существа.
Семья
«В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимых людей» (В. А. Сухомлинский)
Выбранное мною высказывание касается формирования семейного уклада, значимости семьи для человека. Данный вопрос крайне важен в современном мире, так как общество сейчас быстро меняется, в то время как традиционные связи утрачивают своё значение. Семья была, есть и будет одним из важнейших социальных институтов. Поведение людей в семье по отношению друг к другу является одним из факторов формирования личности, от этого зависят гармония и внутренний покой человека. Очень важно, чтобы он оставался основополагающей ценностью.
В. А. Сухомлинский, педагог и писатель, полагал, что в семейной жизни необходимо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами и стремлениями её членов. Таким образом, Сухомлинский считает необходимым взаимопонимание, взаимоприятие, поддержку друг друга людьми, связанными кровными узами. Действительно, с его мнением невозможно не согласиться. Я также считаю, что очень важно, чтобы члены семей понимали друг друга, считались с мыслями и убеждениями своих родственников.
Институт семьи можно рассмотреть как малую группу, связанную прежде всего бытовыми отношениями, домашним хозяйством, отношениями брака или родства. Основные задачи семьи в обществе – регулирование отношений полов, рождение физически здоровых детей, формирование и воспитание подрастающего поколения, эмоциональная разрядка, физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи, установление тесных экономических отношений – совместный быт, ведение домашнего хозяйства. Особенно важна эмоционально-психологическая функция, акцентируемая Сухомлинским. Семья – это прибежище от проблем, житейских неурядиц. С ней у человека должны ассоциироваться дом, получение помощи. Сухомлинский обращает наше внимание на то, что, чтобы семья нормально функционировала, нужно стараться понять близких, уметь ограничивать собственные интересы и сдерживать эмоции ради других. Многие дети вырастают эгоистичными людьми, считающими, что им все всё должны. Такой человек не сможет чувствовать себя комфортно в обществе, в школе, на работе. Семья – это ячейка общества, проецируемая на него.
Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. В пословицах, поговорках, стихотворениях с древнейших времен уделялось много внимания взаимоотношению супругов, воспитанию детей, организации домашнего быта. Причины семейных неурядиц психологи видят в группе факторов: 1) сверхсуровая отцовская дисциплина, 2) недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность), 3) недостаточность отцовской привязанности, 4) недостаточность материнской привязанности, 5) отсутствие сплочения в семье. Так что же нужно, чтобы избежать проблем в семейной жизни, чтобы дети росли счастливыми, а родители вели спокойную жизнь? Необходимо, чтобы каждый член семьи мог выслушать другого, чтобы никто не стремился установить свою диктатуру, а цели и желания каждого человека воспринимались с пониманием.
В литературе мы можем увидеть массу примеров того, как самодурство или непонимание приводят к развалу семей, к несчастью их членов. В повести А. Н. Островского «Гроза» Кабаниха заставляла всех слушаться себя, решала всё за других, заставляла их жить по своим правилам, не учитывая желания любимых. Благодаря этому никто её не любил, она довела жену собственного сына до самоубийства.
В современном мире мы тоже сталкиваемся с тем, как важно всегда слушать и слышать любимых людей, всегда им помогать, считаться с мыслями, стремлениями. В моей семье царит атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания, я знаю, что родители всегда поддержат меня в новых начинаниях, дадут полезные советы. Точно так же веду себя я по отношению к ним.
Таким образом, мы понимаем, что Сухомлинский своим высказыванием подтвердил прописную истину о том, как важно считаться со своими родными, с их убеждениями, мечтами. Без этого семейная жизнь потеряет всякую радость, а человек будет жить в постоянном стрессе.
«Семья всегда будет основой общества» (О. де Бальзак)
Выбранное мною высказывание рассматривает роль семьи в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Возможно, именно благодаря ей сформировались и успешно функционируют государство и право. Проблема благополучия и обеспеченности семьи является очень важной, так как семья является базисом общества, его социального устройства. Папа Пий IX говорил, что «семья более священна, чем государство».
Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что «семья всегда будет основой общества». Этим высказыванием автор отождествляет семью со скелетом, с основой основ всего общества, притом Бальзак не ставит никаких ограничительных временных рамок, а убеждает нас, что пройдут поколения, а общество будет всё так же основываться на семье.
Я не могу не согласиться с мнением автора и тоже думаю, что общество берёт своё начало в семье. Каких личностей вырастит семья как первоначальная ячейка общества, таким и будет общество. Ибо семья рождает не только человека, но и гражданина.
Для начала раскроем само понятие семьи. Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью. Семья представляет собой микромодель большого общества, концентрирует совокупность общественных отношений. Более того, семья как самый древний социальный институт является наиболее эффективным средством сохранения культуры народа и передачи наследственности. Положение семьи служит показателем состояния общества.
Одними из важнейших функций семьи являются репродуктивная, то есть воспроизводство в численности детей численности родителей, и воспитательная: влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи. Ещё одна важная функция семьи – хозяйственно-экономическая. Она заключается в ведении домашнего хозяйства, семейного бюджета, распределения труда, опекой над малолетними и престарелыми. И, наконец, семья исполняет рекреационную функцию. То есть она создаёт чувство безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организует семейный досуг и отдых.
Специфика современной семьи в России определяется четырьмя основными особенностями. Во-первых, современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Во-вторых, произошёл переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Следующая особенность заключается в том, что современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и так же легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму. И, наконец, в современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребёнку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость.
Приведём некоторые примеры, доказывающие роль семьи в формировании личности, а значит, и общества. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому дети – Наташа, Николай, Петя, Соня – стали высоконравственными и культурными людьми, с широкой душой и добрым сердцем. В семье же Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль выросли безнравственными эгоистами.
Влияние семьи на формирование личности можно рассмотреть на примере американского президента Ф. Д. Рузвельта. Он родился в богатой и респектабельной семье. Рузвельт путешествовал с родителями по Европе, поэтому неплохо владел иностранными языками. Также он получил хорошее домашнее образование. Жена Рузвельта, Элеонора, всегда и во всём поддерживала мужа и сыграла значительную роль в его политической карьере, особенно после 1921 года, когда он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Семья аристократов вырастила прекрасно воспитанного, образованного и амбициозного человека. Его жена и дети создавали тёплую атмосферу любви и взаимопомощи, которые помогли ему добиться успехов на политической арене и даже способствовать выходу страны из экономического кризиса.
Семья играет огромную роль в жизни общества. В период создания основ российского федеративного государства, призванного гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, были заложены правовые основы государственной семейной политики. Об этом говорят и социальные программы государства, направленные на сохранение семьи, повышения деторождения, стимулирования многодетности, а 2008 год в России был объявлен годом семьи. Полноценная здоровая семья должна являться коренным национальным интересом.
Моя семья всегда и во всём меня поддерживает. Мы вместе проводим досуг, мои родители помогают мне решать проблемы и выходить из тяжёлых ситуаций. Семья приносит полноту жизни и счастье.
Итак, семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Семья производит главное для существования цивилизации – человека.
Способности
«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов)
Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей, в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и относится к числу традиционных, так как на развитие индивида влияет множество факторов. Рассматривая человеческую природу и говоря о врождённых и приобретённых качествах, мы должны обязательно коснуться тех внутренних и внешних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить своё место в мире. Надо с пониманием относиться к вопросу развития человека.
Советский психолог, Борис Михайлович Теплов, полагал, что никакая способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Таким образом, Теплов считает, что задатки могут получить своё развитие только в процессе социализации, сопровождаемой деятельностью человека. Я целиком и полностью согласна с автором высказывания и также полагаю, что никакие задатки не могут развиться сами по себе, что их необходимо взращивать в себе, а это возможно только в процессе деятельности и взаимодействия с обществом.
Под деятельностью понимается особая форма активности, присущая лишь человеку. Деятельность отличается целенаправленностью. Цель практически любой деятельности – конструирование, создание самого человека. Деятельность бывает учебная, трудовая и игровая. Учебная деятельность даёт человеку новые знания о мире, позволяет приобщиться к опыту прошлых поколений. Труд (а на начальном этапе жизни – игра) развивает социально значимые качества человека, влияет на социализацию личности.
Под способностями учёные понимают врождённые особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врождённый фундамент – задатки. Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьёт. Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей и учителей могут погубить на корню все задатки. Большая ответственность за превращение задатков в способности лежит на взрослых. Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называется интеллектом. Есть также музыкальные способности, педагогические, организаторские, литературные, хореографические, художественные. Кроме способностей, люди обладают и талантами. Талант – это очень высокий уровень развития способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Каждый человек ответственен за свои способности и таланты. Гений – это высшая форма развития какого-либо таланта. Гении привносят что-то новое в жизнь людей. Таким образом, мы понимаем, что любой задаток преобразуется в способность в ходе какого-либо труда.
Во внешней среде человека очень важен какой-либо положительный фактор, влияющий на развитие способностей. Сергей Петрович Капица был сыном лауреата Нобелевской премии, он вырос в семье учёных, что и позволило ему в итоге самому заняться исследовательской деятельностью и совершить множество открытий в области физики. Мы видим, насколько семья влияет на социализацию личности и её развитие.
В современном мире мы также можем столкнуться с подобными примерами. Дедушка моей двоюродной сестры был композитором, обучившим своего сына искусству игры на фортепиано. Живя в интеллигентной семье, человек просто не мог вырасти кем-либо другим. Школа тоже играет очень важную роль. Если педагоги уделяют много внимания индивидуальным особенностям человека, поощряют его заниматься тем, что у него получается лучше всего, то задатки находят положительное развитие.
Таким образом, мы понимаем, что Б. М. Теплов в своём высказывании был абсолютно прав. Проанализировав теоретический материал и примеры, можно сделать вывод, что действительно способность не может проявиться просто так, сама по себе, чтобы она развилась, нужно применять её в соответствующей деятельности.
Человек рождается индивидом, но не личностью. Личностью он может стать только в ходе своей жизни. Личность — персона, имеющая не только индивидуальные внешние или характерные данные, но и собственные идеалы, убеждения, мнения. Личность человека как понятие складывается из множества различных факторов, появляющихся со временем утекающей реки жизни.
Не про каждого человека можно смело сказать, что у него есть своя собственная настоящая личность: непоколебимая и редкая. Кто-то умело прячется за маской, кто-то умело перенимает чужую личность, чтобы не трудиться создавать свою, кто-то просто не стремится создать её (не интересуется ничем). Но всё же, большинство имеют свою собственную личность. Так как же они её создают?
В «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова мы наглядно можем увидеть, как формируется личность человека, пусть и не очень хорошая. В монологах Печорина хорошо раскрывается его детство: он выходец аристократии. И именно из-за аристократичной среды, в которой он рос, и произошла эволюция из доброго и невинного ребёнка в циничного и жестокого человека. У него никогда не было злых помыслов, но все читали их на его лице, — и они родились. Он был скромен — его обвиняли в лукавстве; он стал скрытен. Он глубоко чувствовал добро и зло, его все оскорбляли — он стал злопамятен. Он был угрюм, пока другие дети веселы, и его принижали. Он говорил правду — ему не верили, и он выучился обманывать. Печорин был готов любить весь мир, но его никто не понял — он выучился ненавидеть. Он стал личностью озлобленной и обиженной на весь мир, а свою ненависть отныне выливал на других людей. Из-за нехватки любви и понимания в детстве Печорин превратился в монстра в юношестве.
Ещё одним примером может стать Дориан Грей, герой романа Оскара Уайльда «Потрет Дориана Грея». В самом начале книги он предстаёт перед нами невинным мальчишкой, совсем юным, чистым и наивным. Однако, попадая под плохое влияние лорда Генри, Дориан потихоньку превращается в не самую хорошую личность. Даже не побоюсь сказать, что превращался он в отвратительного человека. Несмотря на предупреждения своего хорошего друга Бэзила о Генри, Грей не слушает его, а потому ступает на скользкую дорожку.
По его вине погибает юная, искренне влюбленная в него, Сибилла Вейн, множество людей страдают душевно из-за его отношения к ним и его поступков, падают на самое социальное дно. Даже Бэзилу, тому самому старому близкому другу Дориана, приходится умереть от его руки. Однако всё это время лорд Генри поддерживает Грея и даже наставляет его на путь кривой, оправдывая его поступки перед ним самим, убеждая, что всё нормально и его вины ни в чём нет. Так, ещё один герой под влиянием других людей изрисовывает свой чистый лист, дарованный ему судьбой, кляксами и пятнами.
Человек становится личностью, когда впервые попадает в общество и находит там свою родительскую фигуру. Следуя наставлениям тому, в ком он видит своего идола, он волей-неволей берёт с него пример, а ещё и взаимодействует с другими людьми, вынося уроки из общения с ними, чем образует свою собственную индивидуальную личность.