Сочинение на тему: Образ поэта в лирике М.Ю Лермонтова
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 14.11.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт, чьи произведения в основном являются поэзией на патриотическую тему. Он пишет стихи об Отечестве, проникнутый любовью и состраданием к своей стране. Он беспокоится о собственном успехе в обществе на фоне страданий простых людей, и поэтому в поэме «Безумец» Михаил Лермонтов говорит: «Как я смею желать громкой славы, когда ты счастлив в пыли». И отчасти он сожалеет о своем отказе от нормальной жизни. Но при всей своей свободе мысли и любви к человеку у поэта есть цель; он не сгибает свои «гордые брови» и делает поэзию мощным политическим оружием.
Под влиянием патриотического долга он создает «Бородино» и «Песню о купце Калашникове», прославляет героические подвиги русских воинов, говорит, что каждый человек, независимо от звания, имеет честь и достоинство — и это выше всякого товара.
Часто Лермонтов пишет, что поэту суждено великое предназначение, и его высокая судьба — донести людям правду, иногда горькую, разоблачить человеческие пороки, а не просто развлечь мирское дворянство на веселых пирах. Поэтому Лермонтов прославляет Пушкина, выдающегося поэта Серебряного века. В своем произведении «Смерть поэта» он отражает гордость и честь этого великого человека, любовь к народу и умение передать в рифму сострадание к простым крестьянам и крепостным.
Лермонтов винит смерть Пушкина в моральном упадке общества. «Свобода, гений и слава палачей», — пишет он, понимая, что виновником смерти поэта была распущенность дворянства, их низкая духовность и деградация. Лермонтов также посвящает Пушкину свою поэму «Пророк», в которой говорит, что истинный поэт чувствует себя счастливым только в полной гармонии с окружающим миром и людьми, верящими его слову.
Гражданская поэзия Михаила Лермонтова часто пересекается с его посвящениями природе. В его пейзажной поэме «Когда желтеют луга…» поэт продолжает размышлять о красоте своей родины. Его любовь и чудо к России отражается в каждой строчке: здесь «прячется серебряная лилия долины», «в овраге играет холодная весна», зеленые лесные гудки и сливы в саду алые.
Таким образом, родные просторы исцеляют душу поэта, оплакивающего упадок русского духа и оставшегося на чужбине, вспоминая родные поля, леса, стремительные ручьи и чистую утреннюю росу на листьях деревьев. И разочарованный, но все равно скучающий, он пишет: «Прощай, немытая Россия, земля рабов, земля хозяев».
Своими искренними и глубокими стихами Лермонтов прославлял русскую литературу на протяжении веков и стал самым популярным народным поэтом своего времени, оставив глубокое наследие русской литературы будущим поколениям.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова
Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова
Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов — не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу.
Однако следует отметить тот факт, что, говоря о поэте, его судьбе, Лермонтов почти не пишет о задачах и целях поэзии как таковой, о творческом процессе, в отличие от Пушкина. Это было обусловлено особенностью лирического героя Лермонтова, особенностями мировоззрения и мировосприятия самого автора.
Дело в том, что одним из главных мотивов лирики Лермонтова, пронизывающим все его творчество, является мотив одиночества, противопоставления общества и мятущейся одинокой личности. Поэт пишет о своем одиночестве, о непонимании его толпой.
Лермонтов — романтик, и его герой — романтик, одинокий человек, живущий в конфликте с окружающим его миром. Для Лермонтова поэт — это человек с легко ранимой душой и высокими устремлениями, которые непонятны и недоступны обществу. Более того, светская толпа не приемлет поэта, насмехается над ним и его устремлениями.
Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в основе творчества Лермонтова, поэтому он меньше говорит о том, каковы должны быть задачи поэзии, а больше о том, какова же участь поэта в обществе.
Резкая критика светского общества, которое губит поэтов, прозвучала в стихотворении “Смерть поэта”, сделавшем Лермонтова известным:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой…
Эти строки — начало стихотворения, и уже в начале его мы видим осуждение тех, кто “оклеветал” поэта. Его гонители, “толпою жадною стоящие у трона”, “сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар”, а теперь лицемерно оплакивают его. Лермонтов скорбит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта. Главный пафос этого стихотворения — обвинение той толпе, которая стала причиной смерти гения. Ведь Дантес, “убийца хладнокровный”, — часть этой толпы — …хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
Это стихотворение — прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его “свободный, смелый дар”. Совсем еще юный Лермонтов не боится обвинить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще.
За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова “Пророк”. Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотворение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше. Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтов как бы продолжает повествование Пушкина:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком:
…Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу
Как птицы, даром божьей пищи.
Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача -показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить.
Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова — антитеза, противопоставление благородного и низкого, возвышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопоставляет прошлое и настоящее. Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там находит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа. И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными. Об этом говорится в стихотворении “Поэт”, в котором автор пользуется символом-иносказанием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает “отделкой золотой”, вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В прошлом голос поэта-гражданина звучал, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Именно в этом заключалась задача поэзии — быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая “золотую отделку”. Он обращается с вопросом к современным поэтам:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное предназначение поэта — откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе непонятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова
Смотрите также по
разным произведениям Лермонтова:
- Критические статьи
У вас нет времени на сочинение или вам не удаётся написать сочинение? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:
- Сочинение на тему: Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны
- Сочинение на тему: Петр 1
- Сочинение на тему: Воспитание человека
- Сочинение на тему: Я помню я горжусь
Сочинение на тему: Образ поэта в лирике Лермонтова
Михаил Лермонтов был великим русским писателем и поэтом XIX века. Он жил в эпоху романтизма и поэтому его произведения, как и произведения других русских писателей того времени, пропитаны чувственностью и меланхолией. Его первая дебютная поэма «Весна» стала прекрасным отражением его писательского настроения.
Природа стала одним из главных мотивов поэзии Лермонтова. Он описывал это не только пером, но и кистью, так как, помимо прочего, писал прекрасные пейзажи. Другим известным и популярным мотивом в то время был героизм. Свобода выбора, железная воля и славные дела главных героев. Все это завораживало и захватывало сердца зрителей. Одной из работ, которая сейчас имеет множество поклонников, стал роман «Герой нашего времени».
Она посвящена проблемам общества, а также социальному неравенству, которое преобладало в то время в России. Эта тема нашла много отголосков в его работах. Например, в стихотворении «Последний сын свободы» или в стихотворениях «Воля», «Прощай, немытая Россия».
Мотив тюремного заключения также ярко выражен в работах Лермонтова. Это следствие политических настроений того времени, которые он разделял. Таким образом, «Мцири» и «Заключенный» стали одними из самых важных его тематических произведений. Непонимание общества, неприятие серой массы буржуазии занимали центральное место во всем творчестве великого писателя. Тот факт, что он чувствовал одиночество и жаждал перемен, но не нашел отклика в сердцах людей, стал для него роковым знаком.
Таким образом, стихи «Пророк» и «Смерть поэта» были явными признаками предчувствия его собственной гибели и беспомощности. Лермонтов, как чувственный и лирический человек, обратил свой взор на религию. Библейские мотивы были одними из самых важных и центральных в творчестве писателя. Это ярко выражено в таких стихах, как «Молитва» и «Демон». Церковные мотивы имели героический, а не скромный характер. Восставшая душа поэта не узнала поражения и стремилась к победе. К этому он обратился к русскому народу. За подобные обращения Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказе. Это также повлияло на его работу. Это можно проследить в работах «Голубые горы Кавказа» и «Пленник». Лермонтов оставался настоящим героем до последнего дня своей жизни, совершая героические поступки. Настоящий гвардейский офицер, оставивший войну позади, с твердым характером, но чувствительной душой, был внутренне сентиментальным, но внешне дерзким характером. Лермонтов, как и его кумир А. С. Пушкин погиб на дуэли.
Обновлено: 11.01.2023
Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества теме поэта и поэзии. Мотив этой темы понятен — поэт одинок и гоним. Его не понимают, из-за этого Лермонтов рисует лирического героя в своих стихотворениях замкнутым, лирический герой отдаляется от общества.
Стоит отметить, что Александр Сергеевич Пушкин был кумиром у юного Лермонтова. Существуют даже догадки, что Лермонтов, писав свои произведения словно разговаривал с Пушкиным. Конечно, критики восприняли это как подражательство, но на самом деле это был односторонний диалог одного поэта с другим. Михаил Юрьевич Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным, но не хотел идти с «пустыми руками», он хотел принести ему стихотворение достойное пера Пушкина, но Лермонтов был очень самокритичным человеком, из-за этого знакомство не состоялось.
У Лермонтова самыми актуальными в современное время являются стихотворения «Пророк» и «Поэт». Стихотворение «Пророк» было продолжено поэтом, а название произведения, начало, тема и смысл были взяты у Александра Сергеевича Пушкина. Однако есть различия у этих стихотворений. Если у Пушкина пророк видит улучшение будущего, он жизнерадостен, ему присуща вера в лучшее, то у второго поэта всё наоборот: пророк — разочаровавшийся романтик, символизирующий жизнь Лермонтова. Ставши изгоем, пророк уходит в пустыню, ведь только природа принимает его.
Произведение «Поэт» построено на сравнении поэта с кинжалом. В начале Лермонтов описывает кинжал, предназначение его. Ценность кинжала заключалась в остроте. В этом стихотворении поэт сравнивает остроту поэтического слова и остроту оружия. Лермонтов считает современное лживое общество «потерянным». Все люди настолько испорчены, что «скрывают это под блеском кинжала».
В конце произведения поэт всё-таки оставляет надежду, что найдётся гений, который снова обнажит кинжал и направит его остриё на общество.
Таким образом, тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова нашла своё отражение, которое возводит поэта как гения творческого духа.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
При анализе этой части видно, что автор возлагает ответственность за смерть Пушкина на общество, которое загнало его в рамки. И снова звучит лирический мотив одиночества, который всю жизнь сопровождал Лермонтова.
Вторая часть становится сатирической, стихи начинают быть более подвижными. Интонации разбавляются сопоставлениями и задумчивостью.
А в финале описывается страшный суд, на котором все преступники должны ответить за содеянное.
Сочинение на тему образ поэта в лирике м ю лермонтова
Не верь себе
- Творец больше не является мучеником, который погиб от рук общества.
- Интересна форма повествования, это как бы обращение ко всем и каждому читателю в отдельности.
- Назидательность идет вперемешку с язвительностью и иронией.
- Лермонтов советует молодым творцам подавлять мотивы к творчеству, сторониться собственных эмоций.
Здесь Лермонтов бывает резок в собственных высказываниях. Он отговаривает молодых поэтов становиться таковыми, чтобы уберечь от судьбы Пушкина и наставить на другое назначение. При этом Лермонтов все равно остается несчастным. Он отказывается творить и давать талант публике. И в то же время остается лириком, тонко чувствуя момент.
Внутри писателя бурлят переживания и страсти, идет вдохновение. Но он не может поделиться талантом, в чем и заключается трагедия лирика.
Отношения с толпой
Взаимоотношения между поэтом и толпой описываются стихотворением, посвященным журналисту, писателю и читателю.
Здесь Лермонтов является выразителем мнения трех сторон, в некоторой степени арбитром. Основным обвинителем является читатель. Он говорит, что все произведения писателя вторичны, а журнал не хочется брать в руки.
Автор соглашается и подтверждает, что все темы описаны и нет возможности создавать что-то новое. Произведение написано свыше 150 лет назад, но при этом остается актуальным.
Ведь в нем поднимается много интересных тем:
- Поиск баланса между всеми сторонами.
- Стиль изложения, который подойдет как высшему обществу, так и нижним слоям населения.
- Писать ли по мановению сердца или на заказ, осознавая риск того, что все тексты со временем становятся плоскими и неинтересными.
- И, наконец, возвышение искусства, становление его на высшую ступень пьедестала.
И снова поднимается тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Он чувствует настроение читателя, свою ответственность перед ним.
Последние строки несут критику, толпе не надо открывать свой внутренний мир. А творчеством ни в коем случае нельзя делиться с остальными.
Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:
Тема пророка
Еще одним мотивом творчества является образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своим произведением он отвечает Пушкину, не вступая с ним в полемику. Следуя за своим предшественником, он вводит библейские мотивы и устаревшую лексику.
Однако функция таких старых форм немного отличается. Она заключается в различиях между пониманием мира поэта и толпы. Герой постоянно возвращается в то место, где его понимают. А в конце общество как будто насмехается над поэтом, презирает его.
Поэт в творчестве Лермонтова всегда выглядит отчужденным, обреченным на недопонимание и скитания. Романтические противоречия между творцом и толпой постепенно могут стихнуть. Последняя порождает того автора, который удовлетворяет его ожиданиям.
Во всем творчестве прослеживается путь от романтизма к реализму и это главный мотив всех стихов Михаила Юрьевича.
Образ Лермонтова в статье А. В. Дружинина
А .В. Дружинин чрезвычайно высоко ценил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Дружинин побывал на Кавказе, где близко узнал одного из сослуживцев поэта и его друга Руфина Дорохова. Дорохов очень много рассказывал о Лермонтове. Впечатления о Лермонтове Дружинин опубликовал в своей статье. А в 1860 году, основываясь на воспоминаниях и рассказах Дорохова, Дружинин написал большую статью о судьбе Лермонтова и о его характере.
Эта статья тогда осталась неопубликованной и была обнаружена лишь спустя столетие после ее написания. В этой статье Дружинин раскрывает образ самого Лермонтова, разъясняет многие черты его личности и загадки судьбы великого поэта. Благодаря своему гениальному поэтическому дару, великой воле и устремленности, Лермонтов наполнил творчеством каждый миг своей короткой жизни.
Дорохов говорил, что всех удивляла именно сила характера Лермонтова. Дружинин пишет, что по своей натуре Лермонтов был горделивым, сосредоточенным, скрытным и честолюбивым.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Впервые в статье Дружинина говорится о том, что Лермонтов приобрел истинных друзей среди непривилегированных слоев населения, о том, что Лермонтов был знаменит не только в широком кругу своих почитателей, не только в столичных литературных салонах, но и на всем большом Кавказе.
При этом люди, связанные с поэтом родством, говорили о нем исключительно как о угловатом, резком, желчном человеке, который был испорчен и капризен. Однако люди, не связанные с ним родственными связями и знавшие поэта с другой стороны, высоко ценили дружбу с поэтом, гордились своей дружбой с Лермонтовым.
В статье Дружинина раскрываются такие черты личности Михаила Юрьевича, о которых прежде не было известно и которые дают объяснение его противоречивого и сложного характера. В соответствии с утверждениями Дорохова, Дружинин говорит о привычке Лермонтова, сохранившейся еще с детства, предаваться мечтательности. Лермонтов, по воспоминаниям Дорохова, был застенчивым человеком, и эту черту своего характера он старательно скрывал под маской насмешливости и холодности.
Офицер Н. П. Раевский, который общался с Лермонтовым в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, вспоминал, что Лермонтова все любили. Многие считали, что у поэта был придирчивый, тяжелый характер, однако это было только на первый взгляд. При общении он оказывался совершенно другим. Лермонтов был необыкновенно чутким человеком, и не терпел в людях пошлости. А с простыми, открытыми, искренними людьми сам был открыт и приветлив.
Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:
Сочинение на тему: Образ поэта в лирике Лермонтова
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Сочинения
Образ поэта в лирике Лермонтова является одним из основных в его творчестве. Обращаясь к традиционной теме русской литературы, он создает художественный образ героя 30-х годов 19 века. В нем собрана вся противоречивость и стремление к внутренней свободе, избавление от рабства. Яркое подтверждение можно найти в ряде его литературных произведений.
Поэт и поэзия
При анализе этой части видно, что автор возлагает ответственность за смерть Пушкина на общество, которое загнало его в рамки. И снова звучит лирический мотив одиночества, который всю жизнь сопровождал Лермонтова.
Вторая часть становится сатирической, стихи начинают быть более подвижными. Интонации разбавляются сопоставлениями и задумчивостью.
А в финале описывается страшный суд, на котором все преступники должны ответить за содеянное.
Не верь себе
- Творец больше не является мучеником, который погиб от рук общества.
- Интересна форма повествования, это как бы обращение ко всем и каждому читателю в отдельности.
- Назидательность идет вперемешку с язвительностью и иронией.
- Лермонтов советует молодым творцам подавлять мотивы к творчеству, сторониться собственных эмоций.
Здесь Лермонтов бывает резок в собственных высказываниях. Он отговаривает молодых поэтов становиться таковыми, чтобы уберечь от судьбы Пушкина и наставить на другое назначение. При этом Лермонтов все равно остается несчастным. Он отказывается творить и давать талант публике. И в то же время остается лириком, тонко чувствуя момент.
Внутри писателя бурлят переживания и страсти, идет вдохновение. Но он не может поделиться талантом, в чем и заключается трагедия лирика.
Отношения с толпой
Взаимоотношения между поэтом и толпой описываются стихотворением, посвященным журналисту, писателю и читателю.
Здесь Лермонтов является выразителем мнения трех сторон, в некоторой степени арбитром. Основным обвинителем является читатель. Он говорит, что все произведения писателя вторичны, а журнал не хочется брать в руки.
Автор соглашается и подтверждает, что все темы описаны и нет возможности создавать что-то новое. Произведение написано свыше 150 лет назад, но при этом остается актуальным.
Ведь в нем поднимается много интересных тем:
- Поиск баланса между всеми сторонами.
- Стиль изложения, который подойдет как высшему обществу, так и нижним слоям населения.
- Писать ли по мановению сердца или на заказ, осознавая риск того, что все тексты со временем становятся плоскими и неинтересными.
- И, наконец, возвышение искусства, становление его на высшую ступень пьедестала.
И снова поднимается тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Он чувствует настроение читателя, свою ответственность перед ним.
Последние строки несут критику, толпе не надо открывать свой внутренний мир. А творчеством ни в коем случае нельзя делиться с остальными.
Тема пророка
Еще одним мотивом творчества является образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своим произведением он отвечает Пушкину, не вступая с ним в полемику. Следуя за своим предшественником, он вводит библейские мотивы и устаревшую лексику.
Однако функция таких старых форм немного отличается. Она заключается в различиях между пониманием мира поэта и толпы. Герой постоянно возвращается в то место, где его понимают. А в конце общество как будто насмехается над поэтом, презирает его.
Поэт в творчестве Лермонтова всегда выглядит отчужденным, обреченным на недопонимание и скитания. Романтические противоречия между творцом и толпой постепенно могут стихнуть. Последняя порождает того автора, который удовлетворяет его ожиданиям.
Во всем творчестве прослеживается путь от романтизма к реализму и это главный мотив всех стихов Михаила Юрьевича.
Читайте также:
- Музей усадьба д в веневитинова сочинение
- Сочинение мое нравственное развитие
- Весь конец этого лета для меня связан с воспоминаниями сочинение егэ
- Картина сказка на ночь сочинение
- Тарас шевченко сочинение на украинском языке
Назначение поэта в обществе
О назначении поэта и поэзии Лермонтов весьма выразительно говорит в стихотворении «Поэт», сравнивая поэзию с кинжалом. Пока кинжал в руках воина, он является грозным оружием мести, защиты. Но вот его приобрели для красоты, повесили на стену, и кинжал превратился в бесполезную игрушку. Такой же игрушкой в руках власть имущих становились «придворные» поэты, поэты, писавшие на заказ. В свое время Николай 1 приложил немало сил, чтобы такой же игрушкой в своих руках сделать Пушкина. Но этот поэт, хоть и изменил свое отношение к революциям и бунтам, оставался верным своему предназначению и целям. Он оставался до конца певцом свободы, чувства добрые пробуждал лирой.
В стихотворении «Поэт» Лермонтов обращается к поэтам современникам:
В заключении Михаил Юрьевич сравнивает поэта с пророком:
Сочинение на тему: Образ поэта в лирике М.Ю Лермонтова
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 14.11.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт, чьи произведения в основном являются поэзией на патриотическую тему. Он пишет стихи об Отечестве, проникнутый любовью и состраданием к своей стране. Он беспокоится о собственном успехе в обществе на фоне страданий простых людей, и поэтому в поэме «Безумец» Михаил Лермонтов говорит: «Как я смею желать громкой славы, когда ты счастлив в пыли». И отчасти он сожалеет о своем отказе от нормальной жизни. Но при всей своей свободе мысли и любви к человеку у поэта есть цель; он не сгибает свои «гордые брови» и делает поэзию мощным политическим оружием.
Под влиянием патриотического долга он создает «Бородино» и «Песню о купце Калашникове», прославляет героические подвиги русских воинов, говорит, что каждый человек, независимо от звания, имеет честь и достоинство — и это выше всякого товара.
Часто Лермонтов пишет, что поэту суждено великое предназначение, и его высокая судьба — донести людям правду, иногда горькую, разоблачить человеческие пороки, а не просто развлечь мирское дворянство на веселых пирах. Поэтому Лермонтов прославляет Пушкина, выдающегося поэта Серебряного века. В своем произведении «Смерть поэта» он отражает гордость и честь этого великого человека, любовь к народу и умение передать в рифму сострадание к простым крестьянам и крепостным.
Лермонтов винит смерть Пушкина в моральном упадке общества. «Свобода, гений и слава палачей», — пишет он, понимая, что виновником смерти поэта была распущенность дворянства, их низкая духовность и деградация. Лермонтов также посвящает Пушкину свою поэму «Пророк», в которой говорит, что истинный поэт чувствует себя счастливым только в полной гармонии с окружающим миром и людьми, верящими его слову.
Гражданская поэзия Михаила Лермонтова часто пересекается с его посвящениями природе. В его пейзажной поэме «Когда желтеют луга…» поэт продолжает размышлять о красоте своей родины. Его любовь и чудо к России отражается в каждой строчке: здесь «прячется серебряная лилия долины», «в овраге играет холодная весна», зеленые лесные гудки и сливы в саду алые.
Таким образом, родные просторы исцеляют душу поэта, оплакивающего упадок русского духа и оставшегося на чужбине, вспоминая родные поля, леса, стремительные ручьи и чистую утреннюю росу на листьях деревьев. И разочарованный, но все равно скучающий, он пишет: «Прощай, немытая Россия, земля рабов, земля хозяев».
Своими искренними и глубокими стихами Лермонтов прославлял русскую литературу на протяжении веков и стал самым популярным народным поэтом своего времени, оставив глубокое наследие русской литературы будущим поколениям.
«На смерть поэта»
1837 год стал знаковым для истории русской литературы и культуры России в целом. В этом году умирает Александр Пушкин. Спустя некоторое время Лермонтов реагирует на событие стихотворением «На смерть поэта». Характерно, что 1837 год отмечен в классическом литературоведении как год перехода автора к качественно другой поэзии – начало зрелого периода творчества. «На смерть поэта» входит в цикл произведений о поэзии, однако, образ поэта в лирике Лермонтова складывается постепенно, пополняясь новыми смыслами.
Стихотворение «На смерть поэта» можно разделить на две части. Они различны по настроению и по способу написания. Первая часть – элегия, написанная четырёхстопным ямбом. Здесь сказано о горечи утраты. Несмотря на общее минорное настроение, вопросительные предложения достаточно резкие и язвительные, а восклицания лишь усиливают напряжённость. Уже в этом отрывке сказано, что истинным убийцей был не дуэлянт, убивший физическую оболочку, а общество, загонявшее талант Пушкина (тут образ Поэта неразрывно связан с образом Александра Сергеевича) в рамки.
«Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!»
Вновь звучит мотив одиночества, прошедший красной нитью через всё творчество Лермонтова. Этот мотив служит связующим звеном между лермонтовским понимание гения Пушкина и романтической традицией. Во второй части, имеющей сатирическую направленность, четырёхстопный ямб чередуется с пяти- и шестистопным, что делает стихотворение более живым и подвижным. Вопросительные и восклицательные интонации разбавлены сопоставлениями, задумчивым настроением, лёгким упрёком самому поэту, открывавшим свой талант невеждам. В финале стихотворения автор снова обращается к высшему свету, вновь обвиняет их в смерти поэта. Здесь говорится о Страшном суде, перед которым равны все, и на котором преступники ответят за содеянное.
Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А. C. Пушкина
В творчестве почти каждого поэта непременно присутствует мотив раздумий о судьбе поэта в этом мире. Поэты пушкинского круга зачастую воспринимали свой дар как таинственную силу, которой нет объяснения. Они использовали классические мифологические образы и для объяснения вдохновения: Кастальский источник, явление музы — Эрато или Полигимнии. Пушкин сравнивал себя с пророком — в этом образе есть черты Моисея, который не мечтал быть призванным, но Яхве чуть ли не силой заставил его нести Его слово людям.
Лермонтов начал исследовать тему поэзии, подражая Пушкину, в стихотворении «Пророк». Это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем «Пророке»: «С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка…». Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, заслуживает только насмешки толпы:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Лермонтов принимает высшее знание о мире — поэтическое видение — как тяжелый крест. Несомненно, он осознает себя стоящим несоизмеримо выше своих гонителей, и это только подхлестывает толпу. Фигура поэта трактуется как однозначно трагическая, а конфликт между поэтом и обществом представляется неразрешимым.
Тема поэта становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта» и «Поэт», !Журналист, читатель и писатель» и др.
Так, стихотворение «Смерть поэта» стало произведением, которое не только прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, — за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Фигура поэта становится все более трагической. Общество состоит из большинства, не понимающего поэзию, и уже это грозит инакому гибелью.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым «Поэт», судьба любимца муз раскрывается иначе. Лермонтов применяет художественный прием параллелизма образов: в первой части стихотворения Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то страшном оружии дикого горца, а теперь драгоценной игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт стал пустой забавой толпы, былые подвиги (когда голос его звучал «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных») забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется не то на обнадеживающий, не то на угрожающий:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
И, наконец, Лермонтов все же превращает свое слово в оружие, когда его стих становится «железным»:
…И бросить им в лицо железный стих,
Облитый горечью и злостью.
«Журналист, читатель и писатель»
Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:
«В заботах жизни, в шуме света Теряет скоро ум поэта Свои божественные сны».
Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:
«О чём писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты; Толпу ругали все поэты, Хвалили все семейный круг».
Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.
На чтение 4 мин. Опубликовано 07.09.2020
Образ поэта в лирике Лермонтова является одним из основных в его творчестве. Обращаясь к традиционной теме русской литературы, он создает художественный образ героя 30-х годов 19 века. В нем собрана вся противоречивость и стремление к внутренней свободе, избавление от рабства. Яркое подтверждение можно найти в ряде его литературных произведений.
Содержание
- Поэт и поэзия
- Не верь себе
- Отношения с толпой
- Тема пророка
Поэт и поэзия
В 1837 году произошло знаковое событие для русской литературы, а именно убийство Пушкина. Лермонтов, спустя некоторое время, реагирует на него стихотворением «На смерть поэта». Если говорить кратко, то 1837 год считается литературоведами временем становления зрелого этапа творчества Михаила Юрьевича. В стихотворении тема поэта и поэзии складывается постепенно, наполняясь новыми смыслами.
«На смерть поэта» можно разделить на 2 части. Они отличаются как по настроению, так и по способу написания. В первой идет элегия, изложенная четырехстопным ямбом. Речь идет о горькой утрате, минорное настроение при этом не мешает появляться резким и сильным вопросам и восклицаниям.
При анализе этой части видно, что автор возлагает ответственность за смерть Пушкина на общество, которое загнало его в рамки. И снова звучит лирический мотив одиночества, который всю жизнь сопровождал Лермонтова.
Вторая часть становится сатирической, стихи начинают быть более подвижными. Интонации разбавляются сопоставлениями и задумчивостью.
А в финале описывается страшный суд, на котором все преступники должны ответить за содеянное.
Не верь себе
В 1839 году написано стихотворение «Не верь себе». Оно продолжает тему того, каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта. Он начинает сильно меняться. Отличительными моментами можно назвать:
- Творец больше не является мучеником, который погиб от рук общества.
- Интересна форма повествования, это как бы обращение ко всем и каждому читателю в отдельности.
- Назидательность идет вперемешку с язвительностью и иронией.
- Лермонтов советует молодым творцам подавлять мотивы к творчеству, сторониться собственных эмоций.
Здесь Лермонтов бывает резок в собственных высказываниях. Он отговаривает молодых поэтов становиться таковыми, чтобы уберечь от судьбы Пушкина и наставить на другое назначение. При этом Лермонтов все равно остается несчастным. Он отказывается творить и давать талант публике. И в то же время остается лириком, тонко чувствуя момент.
Внутри писателя бурлят переживания и страсти, идет вдохновение. Но он не может поделиться талантом, в чем и заключается трагедия лирика.
Отношения с толпой
Взаимоотношения между поэтом и толпой описываются стихотворением, посвященным журналисту, писателю и читателю.
Здесь Лермонтов является выразителем мнения трех сторон, в некоторой степени арбитром. Основным обвинителем является читатель. Он говорит, что все произведения писателя вторичны, а журнал не хочется брать в руки.
Автор соглашается и подтверждает, что все темы описаны и нет возможности создавать что-то новое. Произведение написано свыше 150 лет назад, но при этом остается актуальным.
Ведь в нем поднимается много интересных тем:
- Поиск баланса между всеми сторонами.
- Стиль изложения, который подойдет как высшему обществу, так и нижним слоям населения.
- Писать ли по мановению сердца или на заказ, осознавая риск того, что все тексты со временем становятся плоскими и неинтересными.
- И, наконец, возвышение искусства, становление его на высшую ступень пьедестала.
И снова поднимается тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Он чувствует настроение читателя, свою ответственность перед ним.
Последние строки несут критику, толпе не надо открывать свой внутренний мир. А творчеством ни в коем случае нельзя делиться с остальными.
Тема пророка
Еще одним мотивом творчества является образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своим произведением он отвечает Пушкину, не вступая с ним в полемику. Следуя за своим предшественником, он вводит библейские мотивы и устаревшую лексику.
Однако функция таких старых форм немного отличается. Она заключается в различиях между пониманием мира поэта и толпы. Герой постоянно возвращается в то место, где его понимают. А в конце общество как будто насмехается над поэтом, презирает его.
Поэт в творчестве Лермонтова всегда выглядит отчужденным, обреченным на недопонимание и скитания. Романтические противоречия между творцом и толпой постепенно могут стихнуть. Последняя порождает того автора, который удовлетворяет его ожиданиям.
Во всем творчестве прослеживается путь от романтизма к реализму и это главный мотив всех стихов Михаила Юрьевича.