Краткое сочинение по произведению полтава

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Рассуждение по поэме Полтава Пушкина

Сочинение по поэме Полтава Пушкина рассуждение

Литературное произведение «Полтава», написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии. Яркий пример тому — возлюбленная Мазепы Мария. Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.

К слову, «Полтава» не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую «Полтаву» на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

2 вариант

Как становится ясно из названия поэмы «Полтава», произведение полностью посвящено такому значительному историческому событию, как Полтавская битва. Автор, Александр Сергеевич Пушкин много времени, перед написанием, провел за изучением исторических трудов, документов и архивов.

В поэме переплетаются между собой два стиля. В первом речь идёт о любовных романтических отношениях Мазепы и Марии, во втором – чисто исторические – между Петром, Мазепой и Карлом двенадцатым.

Мазепа в этой поэме мог выступать исключительно как персонаж романтический, но Пушкин склонен верить историческим фактам, поэтому Мазепа у него выглядит как предатель своей родины и своего народа. Петра же Пушкин наоборот возвеличивает и восхищается им. И вообще, в пушкинской «Полтаве» Мазепа и Петр описываются как полные противоположности. Мазепа одинок, очень высокого мнения о собственной персоне, считает себя стоящим выше над простыми смертными и его, казалось бы совсем не интересуют интересы страны и народа. Петр же, наоборот, всегда находится в окружении почитателей и единомышленников, всем сердцем переживающий за судьбу отчизны и соплеменников.

Так же А.С.Пушкин в описании своих персонажей делает акцент на внешний облик, вернее на разительное отличие в образах Петра 1 и Карла 12. Например в строках о Петре он пишет о его молниеносности, уверенности во взгляде, весь его вид дышит силой, решимостью и отвагой. Карл 12 полная противоположность. За ним он отмечает некую медлительность и неуверенность в себе.

Действие поэмы развязывается на Украине и автор с нескрываемым восхищением описывает красоты украинской земли, воспевает великолепие здешней природы, употребляет несколько слов украинского лексикона, такие как хата или рада. Тем самым Пушкин взывает к идее воссоединения двух великих государств, то есть России и Украины.

Хотя поэма посвящена именно красочному описанию Полтавской битвы и событиям, случившимся задолго до неё, в произведении присутствуют романтические нотки. Взять хотя бы Марию, любовницу Мазепы. Она так до конца поэмы и не подозревает, что ее возлюбленный замыслил предать казни её отца. Даже когда Мазепа как будто невзначай спрашивает Марию, кого бы она выбрала, если бы её поставили перед выбором: его или отца, она недолго думая, отвечала, что его. Вот такие лирические отступления придают всей поэмы особый колорит и насыщенность.

Сочинение на тему Полтава поэма Пушкина

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, ещё как сможет.

Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются «подбить» другие страны на крестовый поход в Россию.

С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой « лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен». Петр желает как можно быстрее начать баталию.

Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным «ура». И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по поэме Полтава Пушкина

Рассуждение по поэме Полтава Пушкина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Как я испугался ужа 5 класс

    Всю свою жизнь я жил в большом городе, ни на шаг не отходя от цивилизации. За все эти годы я ни разу не был даже в деревне у бабушки, не то что в лесу или в горах.

  • Сочинение Моя любимая книга — Гарри Поттер

    Недавно я прочитал известную серию книг талантливого автора Джоан Роулинг. В ней рассказывается о мире, где есть волшебство, где живет мальчик по имени Гарри Поттер.

  • Сочинение по картине Васнецова Богатыри Три богатыря 4, 7 класс

    Над картиной «Богатыри» художник В.М. Васнецов работал около 20 лет. Это монументальное большое полотно занимает почетное место в Третьяковской галереи. Она была куплена ее основателем почти сразу после создания.

  • Маковский Владимир

    Маковский Владимир появился на свет в Москве, в семье любителя живописи и основателя Московского художественного училища Егора Ивановича Маковского, 7 февраля 1846.

  • Герои поэмы Кому на Руси жить хорошо (характеристика персонажей)

    В данном тексте представлена характеристика главных и дополнительных героев произведения Некрасова.

Литературное произведение «Полтава», написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии. Яркий пример тому — возлюбленная Мазепы Мария. Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.

К слову, «Полтава» не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую «Полтаву» на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

2 вариант

Как становится ясно из названия поэмы «Полтава», произведение полностью посвящено такому значительному историческому событию, как Полтавская битва. Автор, Александр Сергеевич Пушкин много времени, перед написанием, провел за изучением исторических трудов, документов и архивов.

В поэме переплетаются между собой два стиля. В первом речь идёт о любовных романтических отношениях Мазепы и Марии, во втором – чисто исторические – между Петром, Мазепой и Карлом двенадцатым.

Мазепа в этой поэме мог выступать исключительно как персонаж романтический, но Пушкин склонен верить историческим фактам, поэтому Мазепа у него выглядит как предатель своей родины и своего народа. Петра же Пушкин наоборот возвеличивает и восхищается им. И вообще, в пушкинской «Полтаве» Мазепа и Петр описываются как полные противоположности. Мазепа одинок, очень высокого мнения о собственной персоне, считает себя стоящим выше над простыми смертными и его, казалось бы совсем не интересуют интересы страны и народа. Петр же, наоборот, всегда находится в окружении почитателей и единомышленников, всем сердцем переживающий за судьбу отчизны и соплеменников.

Так же А.С.Пушкин в описании своих персонажей делает акцент на внешний облик, вернее на разительное отличие в образах Петра 1 и Карла 12. Например в строках о Петре он пишет о его молниеносности, уверенности во взгляде, весь его вид дышит силой, решимостью и отвагой. Карл 12 полная противоположность. За ним он отмечает некую медлительность и неуверенность в себе.

Действие поэмы развязывается на Украине и автор с нескрываемым восхищением описывает красоты украинской земли, воспевает великолепие здешней природы, употребляет несколько слов украинского лексикона, такие как хата или рада. Тем самым Пушкин взывает к идее воссоединения двух великих государств, то есть России и Украины.

Хотя поэма посвящена именно красочному описанию Полтавской битвы и событиям, случившимся задолго до неё, в произведении присутствуют романтические нотки. Взять хотя бы Марию, любовницу Мазепы. Она так до конца поэмы и не подозревает, что ее возлюбленный замыслил предать казни её отца. Даже когда Мазепа как будто невзначай спрашивает Марию, кого бы она выбрала, если бы её поставили перед выбором: его или отца, она недолго думая, отвечала, что его. Вот такие лирические отступления придают всей поэмы особый колорит и насыщенность.

Сочинение на тему Полтава поэма Пушкина

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, ещё как сможет.

Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются «подбить» другие страны на крестовый поход в Россию.

С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой « лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен». Петр желает как можно быстрее начать баталию.

Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным «ура». И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

Картинка к сочинению Рассуждение по поэме Полтава Пушкина

Предыдущая

СочиненияХарактеристика Лизы и Эраста из повести Бедная Лиза сочинение

Следующая

СочиненияСочинение Спор поколений: вместе и врозь по литературе Отцы и дети

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. По поэме Полтава

В данном великолепном произведении, написанным гениальным писателем Александром Пушкиным, лежат события, которые затрагивают одни из самых важных моментов в истории России. В нем показывается, как отчаянно и смело сражались русские воины, которые верили в то, что только благодаря этому можно будет победить многочисленное войско врага. Автор показывает, как в действительности происходили события, менявшие отношение к странам, их силе, и мощи их армии. Воины показаны смелыми, отважными, которые имели силу духа и твердость характера и убеждений.

Будучи молодым царем, данный персонаж в произведении был восхвален писателем, а также, в нем проводится сравнение Петра Первого и Мазепы — украинского гетмана. В отличие от Мазепы, которым движет жажда лишь собственного успеха и достижений, Петр думает и заботится о своем народе. Самой большой наградой для него является благополучие и процветание его страны. Также, противопоставлен образ Петра с образом Карла Двенадцатого, где Карл является самолюбивым и горделивым человеком, который думает лишь о самом себе и стремится стать богатым.

Петр на его фоне выглядит благородным и бескорыстным человеком. В произведении затронута тема свободы и личного человеческого счастья. Например, стоит отметить, что в нем были раскрыты персонажи, которые не принимали непосредственного участия в самом Полтавском сражении. Можно рассмотреть такого персонажа – как любимую девушку Мазепы, которую звали Марией. Она, несмотря на то, что ей пришлось прожить различные беды и невзгоды, не теряет силу духа, и находит свое личное счастье, что говорит о том, что человек остается свободным только тогда, когда выбирает это сам, и даже самые тяжелые времена не способны ему помешать его обрести.

Говоря о том, было ли произведение по праву оценено критиками того времени – то можно дать однозначный ответ, что нет. И сам автор был опечален этим, так как считал, что оно является крайне удачным примером того, как такие темы, как патриотизм и смелость могут помогать выигрывать даже самые неравные на первый взгляд битвы, и это касалось не только войны, но и других жизненных ситуаций. Оно наполнено реализмом и правдой, которую автор показал достаточно интересно и живо.

Вариант 2

В замечательном произведении Полтава, написанным гениальным писателем Александром Пушкиным, раскрывается тема жизни обычного человека в ту эпоху, где было показано мощное государство и непростая жизнь простого народа. Стоит сказать о том, что при жизни писателя, это произведение не было по достоинству оценено критиками, и причиной этому служили немного странные доводы по тому, что подобного стиля не наблюдалось ранее. И вправду, «Полтава» была написана в весьма интересной форме повествования, при которой раскрывались тонкие и проникновенные моменты в жизни героев. Пушкина очень волновал данный факт, ведь ему самому данное произведение очень нравилось, и он считал его удавшимся.

Одной из главенствующих тем, затронутых в произведении, является тема героизма русских солдат, которые проявляли всю величину духа при сражении, а также сила их патриотизма была на крайне высоком уровне. Они понимали, что не могут проиграть врагу, так как жизнь следующих поколений напрямую зависит от них. Несмотря на то, что войско Карла Двенадцатого превосходило по численности русское, солдаты не думали о возможности проигрыша, а верили лишь в то, что при хорошо продуманном плане, у них все получится. Кульминационным и самым основным моментом произведения явилось Полтавское сражение, в котором сражался вместе со своими солдатами сам Петр Первый. Также, писатель хотел показать, насколько хорошо солдаты взаимодействовали на поле боя друг с другом, они были одним целым, думая об общих целях, и стремились приходить на выручку друг к другу в случае возникновения трудных ситуаций.

Особое внимание автор уделил людям, которые не принимали непосредственного участия в битве, но тем не менее принимали смелые и отчаянные решения в своей жизни. Например, был показан образ любимой девушки Мазепы – Марии, которая, несмотря на тяготы и невзгоды в непростое военное время, находит силы на то, чтобы создать собственное человеческое счастье, и тем самым она показывает, что несмотря на то, какой тяжелой может быть ситуация, человеку подвластно самому распоряжаться своей жизнью. Произведение оказывает на читателя колоссальное влияние, так как невозможно оставаться равнодушным, понимая то, что в те времена жизнь человека могла прерваться в любую минуту, а должности и звания не представляли никакой ценности. Оно получилось невероятно реалистичным, искренним и интересным.

По поэме Полтава

По поэме Полтава

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Роль родительского наставления в жизни человека

    По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом.

  • Сочинение на тему Защита окружающей среды

    На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию

  • Сочинение на тему Хорошие слова в русском языке

    Каждый день мы употребляем большое количество слов. Есть слова хорошие, а есть слова плохие. Родителя стараются приучить нас с детства говорить красиво и грамотно

  • Анализ 3 действия комедии Ревизор Гоголя

    Третье действие комедии «Ревизор» является её композиционным центром. А собственно кульминация – это сцена вранья Хлестакова. В ней все чиновники города, которые в начале пьесы только узнали

  • Пока жив язык — жив народ сочинение

    Язык — фундамент, на котором стоит культура народа. Он помогает отражать особенности жизни народа, поэтому люди смело отмечают, что человек, говорящий на родном языке, относится к конкретному народу

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Пушкин

В 1709 г. состоялась историческая битва русского войска со шведской армией под Полтавой. Спустя век в 1828 году этому значимому событию посвятил свое литературное произведение великий русский поэт А.С. Пушкин.

В своей поэме автор описал мужество и стойкость русского войска в тяжелом противостоянии, с одной из лучших на тот момент армий в Европе. Русская армия в то время находилась в стадии реформирования и становления, и сражение со Швецией было серьезной проверкой для неё в этой битве. Поэма раскрывает нам два переплетенных между собой сюжета. Первый это историческое событие – война между Россией и Швецией, а второй сюжет это любовные отношения гетмана Мазепы и молодой девушки Марии. События произведения происходят на Украине и Пушкин в поэме, передает всю красоту этой страны, восхищается великолепием ее природы. По моему мнению, автор попробовал изложить в своем творчестве идею о необходимости объединения двух братских народов – России и Украины.

нейросеть

В произведение описывается личность молодого русского царя Петра Первого и происходит его сравнение с украинским гетманом Мазепой, который оказался в конечном итоге предателем. Петр думает о стране, о том, как сделать ее великим и могущественным государством, а гетман преследует лишь собственные интересы и выгоду. Также автор сопоставляет поведение русского царя Петра с его противником шведским королем Карлом XII. Карл является уверенным в своей победе, он самолюбив, но при этом никогда лично не принимает участие в сражениях, наблюдая за своим войском со стороны. Петр наоборот принимает участие в битвах и своим примером настраивает русских солдат на победу. Он горяч и искренен в своем порыве прославить Россию и не прячется за спиной своих солдат.

Несмотря на то, что поэма посвящена непосредственно Полтавской битве и событиям, происходящим вокруг неё, в ней находится место и для любовной истории. Это история любви, возникшая между девушкой Марией и гетманом украинского войска Мазепой. История любви является очень трагичной, ведь девушке приходится сделать выбор между своим отцом и любимым мужчиной. К тому же поведение Мазепы в этих отношениях выражается в подлости и коварстве. Он играет  с чувствами девушки, не рассказывая ей о своих действиях в отношении ее отца.

На мой взгляд, произведение «Полтава» по достоинству не оценили при жизни великого поэта. Объяснить это можно тем, что поэма по своему стилю написания и особого смысла в сюжете, намного опередила современников того времени.

`

По поэме Полтава

По поэме Полтава

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Витязь на распутье Васнецова (5, 6 класс описание)

    Виктор Михайлович известен своими работами на весь мир. Васнецов писал, как сказочные картины, так и былинные. Автор часто писал картины на военную тематику.

  • Сочинение на тему География

    Каждой школьник знает такой предмет, как география. У многих учеников это любимый урок в школе, на котором можно получить интересные и полезные знания, именно поэтому они бегут в школу с радостью

  • Сочинение-рассуждение на тему Русский язык

    Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных в мире. Этим он и прекрасен. Так в чем же главная особенность родной речи? Давайте узнаем.

Поэма “Полтава” написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами. Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон. Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: “… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза”. Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. “Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,” – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война – захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: “Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…”. Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие. В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. “…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,” – пишет он про Петра. От Карла же остаются только “три углубленные в земле и мхом поросшие ступени”. Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 – два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

Одной из главных проблем поэмы «Полтава» можно назвать проблему древней и новой знати. Петр стал опираться больше на новую знать, не справедливо оттесняя старую аристократию. Автор считает это ошибкой, подтверждая свою мысль предательством Ивана Мазепы, который принадлежал к новой знати.
Главные герои поэмы – это русский царь-реформатор Петр, шведский король Карл XII, украинский гетман Иван Мазепа, представитель старой знати Кочубей и его дочь Мария.
Образ Петра практически идеален в поэме «Полтава». Он единственный, по мнению автора, заслуживает на восхищение, потому что заботится, прежде всего, не о личной выгоде, а о государственных интересах. Интересно изображен портрет царя во время боя. Поэт использует оксюморон «ужасен – прекрасен». Его лик ужасен – так как представляет угрозу для врагов. Все действия царя описаны, как стремительны, быстры и дерзки. Только так можно одержать настоящую победу – и поэтому в результате Петру дается характеристика, что он прекрасен. Единственная ошибка царя, по мнению автора, – это чрезмерное доверие Ивану Мазепе. Петр верил в его преданность, так как в принципе больше полагался на новую знать, и поэтому не поверил доносу верного подданного Кочубея. Казнь родовитого Кочубея – трагическая ошибка русского царя. Но тем ни менее, Петр проходит испытание предательством и побеждает.
Иван Мазепа – важный образ в поэме. Эта историческая личность не однозначна. Многие историки и поэты считают Мазепу защитником интересов Украины. Александр Пушкин рассмотрел в нем только негативные стороны, изобразив его антиподом Петра.
Поэма «Полтава» – это изображение исторического события, важного для становления русской державы, а так же восхваление доблести русского царя.

В одно время русский классик Александр Пушкин обратился к исторической теме в своем творчестве. Так, в течение 1829-1829 годов была написана и издана историческая поэма «Полтава». На это произведение поэта вдохновила личность Петра, русского царя-реформатора 18 века. Петр I известен своими доблестными победами и смелыми реформами. Александр Пушкин создал художественный образ Петра, воплотив в нем лучшие качества правителя.
В поэме Петр – доблестный полководец, который не прячется за спинами, а сражается вместе с войском, вдохновляя своим примером простых солдат. Но героя вряд ли можно назвать необдуманным смельчаком, зазря рискующим собой, а скорее – разумным стратегом, который взвешивает все риски.
Во время главного сражения под Полтавой автор дает яркую портретную характеристику Петру. Он одновременно ужасен и прекрасен. «Лик его ужасен» – так как он настроен на победу и готов стать для врагов самой страшной грозой. Но в этой доблестной смелости Петр и прекрасен, как считает автор. Петр «могуч» и «радостен», его смелость воодушевляет русское войско и пугает шведов.
Пушкин изображает главного героя в разное время: во время войны и во время пира в честь победы. Петр-воин опасен и страшен, а пиршествующий Петр – прекрасен и щедр. После важной битвы под Полтавой царь устроил пир в честь победы. Важно то, что правитель делает это не в угоду себе, а в знак благодарности верным воинам и союзникам. Он лично угощает своих полководцев, славит своих учителей и проявляет снисхождение к своим пленникам.

Сценарий урока литературы 7 класс
Тема:  Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина
« Полтава».
Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.
Задачи: выяснить роль Петра I  в Полтавском сражении и отношение автора к нему;
произвести подробный анализ текста;
прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к
историческому прошлому своей страны.
Наглядность и оборудование:  портрет Петра I,  Карла 12,  текст обращения Петра к своим войнам перед сражением, текст поэмы, отрывок из кинофильма « Слуга Государев».
Метод изучения нового материала: частично-поисковый.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока и целей.
2.Изучение нового материала.
Слово учителя.
А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став  царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)
Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне
(1700 -1721 ) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
( репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)
Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
А. С. Пушкин « Медный всадник »
Так думал, стоя на берегу Невы , один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над  шведским войском при Полтаве.
Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:
( ученик читает речь наизусть в обличие Петра)
«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.
Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,
но за государство, ему врученное, за Отечество,
за нашу веру и Церковь.
А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,
лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».
Слово учителя.
На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.
Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой  песне.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора  к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.
3 Анализ отрывка « Полтавский бой»
Работа с учебником.
План:
Начало боя.
Появление Петра.
Передышка в бою.
Образ Петра и Карла.
Битва  в разгаре.
Победа.
Пир Петра.
Чтение отрывка наизусть учеником.
Начало боя.
– Как рисует Пушкин начало боя?
( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)
Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
– Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
– Почему поле брани роковое?
( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
– Кто такой « бог браней»?
( У древних римлян Марс  – бог войны.)
– Кому этот Бог покровительствует?
( В донном сражении он покровительствует русским).
– Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)
Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
– Как поэт передает ощущение топота множества ног?
Для этого Пушкин использует звукопись.
Что такое звукопись?
( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)
Найдем это четверостишие в тексте.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)
Появление Петра I.
Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
( Чтение отрывка наизусть)
-Какое впечатление он на вас производит?
( впечатление силы, величия, красоты)
– Как  поэт добивается этого эффекта?
Поэт использует слова, которые сейчас называются  устаревшими:
«лик, глас», «Божия гроза»
Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?
– С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?
( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
Передышка в бою.
– С чем сравнивается образ битвы?
( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  – дело народное , трудное, как труд пахаря.)
-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.
Образы Петра и карла.
Портреты Петра и Карла.
Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?
(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)  Чтение отрывка наизусть.
А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?
Чтение отрывка наизусть.
– С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?
( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
– Как вы понимаете выражения:
Смущенный взор изобразив;
Желанный бой в недоуменье?
Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.
Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения.
Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.
Описание разгара битвы.
Анализ разгара боя. Работа по вариантам.
1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.
( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
2 вариант: звукопись в описании боя.
( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).
Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».
Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII  в Полтавском сражении.  Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.
Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев»  «Полтавский бой».
Описание победы.
Какие чувства  победы и как передает нам автор?
( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
Чтение отрывка наизусть.
Но близок, близок миг победы!
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
О славный час!  О славный вид!
Описание пира.
– За каких учителей поднимает кубок Петр I ?
( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).
Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
4  Вывод:   Итак, каким  предстает перед нами Петр Великий  в изображении А. С. Пушкина?
Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.
Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?
А. С. Пушкин изображает  Петра  Великого сильным, смелым человеком,
подчеркивает его патриотизм;  с уважением говорит о его участии в битве.
Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
– Кем же является Петр I  в поэме?  ( героем, так же , как и его народ)
5.Домашнее задание
Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.
6. Выставление оценок.
Литература:
Аникина С. М. , Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
Карпушин С. Я. « Пушкин – начало всех начал». Смоленск 1999г.
Коровина В. Я. « Пушкин в школе»  М. 1999
Лахостский К. П. « Пушкин в школе «, Ленинград 1956
Пузицкий В. « Родная история» , Саратов, 1994
«Путеводитель по Пушкину» , СПб « Пушкинская библиотека» 1997
Пушкин А. С.  « Сочинения» т.5., М. 1994
Тыркова-Вильямс А. « Пушкин» (ЖЗЛ) т.2., М. 1998

Поэма «Полтава» написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами.
Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.
Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».
Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.
В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» – пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

На чтение 5 мин. Опубликовано 29.03.2020

Историческая поэма «Полтава» была написана выдающимся автором А. С. Пушкиным в 1828 году. В произведении говорится об исторических событиях, связанных с Полтавской битвой. Перед написанием автор тщательно изучил исторические рукописи, связанные с этим временем, чтобы правдиво и точно передать информацию. Поэтому в классе, на уроках литературы, при изучении творчества великого поэта, школьники пишут сочинение по произведению «Полтава».

Содержание

  1. Темы и события, раскрываемые в поэме
  2. Образ Марии
  3. Гетман Мазепа
  4. Петра I и его роль

Темы и события, раскрываемые в поэме

Начать свое сочинение о «Полтаве» следует с того, что Пушкин был первым среди своих современников, написавших такую поэму в стихах. В те времена она не была оценена по достоинству. Автор гордился своим произведением и ожидал того же от окружающих. Не получив достойной оценки, поэт сильно огорчился.

В этой стихотворной композиции читатель наблюдает, как Россия становится мощной военной империей. Это произведение состоит из двух сюжетных линий:

  • В первой описываются любовные и романтические отношения между героями Мазепой и Марией.
  • Во второй говорится об исторических событиях, связанных с битвой между Россией и Швецией, которая произошла в городе Полтаве.

Полтавское сражение

Основная тема в произведении историческая (эпическая), связанная с Полтавским сражением, где прослеживается мысль о единстве русского и украинского народа. Для глубокого и яркого представления тех событий автор использует слова: хата, кат, рада и красочно описывает природу той местности.

Пушкин старается раскрыть тему, связанную с положением Российской империи среди других государств. Наблюдается борьба отчизны за независимость и за сохранность территории. А также описываются героические поступки русских солдат. Как утверждает автор, выносливость воинов была на высоте, они показали твердый характер перед врагом и достойно сражались с сильной европейской армией и достигли заслуженной победы.

Следующая тема, раскрываемая автором, — это взаимоотношение между народами России. Здесь на примере героя Мазепы рассказывается, что некоторые личности становятся предателями из-за своих амбиции и прибегают к помощи врагов. Как известно, эта проблема актуальна и по сегодняшний день.

Кроме того, в поэме Пушкин подробно раскрывает судьбы людей, их характеры, конфликты и отношение к происходящему. Все это создает особое волнение и эмоциональную приподнятость произведения.

Образ Марии

Автор хочет донести до читателя, что в повествованиях, связанных с боевыми действиями, каждый человек и поступки играют важную роль.

Более подробно это видно на стихотворениях о персонаже Марии, которая является любовницей Мазепы. Автор показывает ее страстной и сильной личностью, которая готова на все ради своей любви. Она, несмотря на жизненные трудности, обретает счастье. Но чувства вспыхивают к жестокому и алчному человеку. Мария не поняла, что ее возлюбленный предатель отца и родины.

Романтическая линия развивается именно через этот персонаж. Такие лирические нотки придают поэме, основанной на реальных событиях, яркость и красоту.

Гетман Мазепа

А. С. Пушкин взял этот образ с исторической личности. В реальной жизни его звали Мазепа Иван Степанович, который родился в 1644 году и умер в 1709 году. Он был гетманом Украины в 1687—1708 гг. и во время Полтавского сражения перешел на сторону противников (шведов) и после битвы сбежал из страны вместе с королем Карлом.

Гетман Мазепа и Карл 12

Автор представляет этого персонажа абсолютно в негативных качествах. Он:

  • лицемерный;
  • вероломный;
  • бесчестный;
  • мстительный;
  • злобный;
  • идущий к своей цели, невзирая на моральные устои.

Мазепа преступными помыслами соблазняет Марию и в конце устраивает казнь ее отца Кочубея после ужасных пыток. Проделывает он все это из-за корыстных побуждений, чтобы узнать местонахождение клада.

Его политическая деятельность представлена также с отрицательной стороны. Он лицемерно прикрывается заботой о родине. Его цель — это отомстить Петру, за оскорбление, стремление к власти и к трону.

Петра I и его роль

Пушкин с восхищением и гордостью повествует о Полтавском сражении. Он описывает главного героя Петра I решительным, стойким, отважным и грозным перед врагом. Здесь он показан легендарным полководцем, которого уважают и ценят солдаты. Который сам участвует в сражениях, делит тяготы и трудности похода, речами и поведением воодушевляет армию на бой. Солдаты следовали его примеру, уважали и ценили своего полководца.

Петра I в Полтавском сражении

При анализе произведения становится ясно, что Пушкину нравится способности Петра как главнокомандующего. Его стремление укрепить и защитить территорию России и показать всем силу страны. В поэме он показан как гений военного дела. Поэту важны не только личность русского правителя, но и его стремления во благо родины и скромность при победе над врагом.

В поэме Мазепа и Петр сопоставляются друг другу. Украинский гетман думает только о своей выгоде, об амбициях, а император о благе государства и воодушевлен ей. Автор всячески возвеличивает и восхваляет царя. Он находится среди единомышленников и тех, кто его поддерживает и почитает.

Судя по любовной линии Мазепы, он мог быть исключительно романтическим персонажем, но Пушкин раскрыл его личность, как предателя родины и народа. Он показан одиноким и считающим себя выше других человеком. Автор также сравнивает Петра со шведским королем Карлом XII. В отличие от императора Карл описывается коварным, самолюбивым, медлительным, неуверенным, любящим приказывать, но не показывает своим примером каким должен быть солдат, сам не участвует в сражениях.

Можно сказать, что А. С. Пушкину удалось точно и колоритно передать всю атмосферу и характеристику личностей, участвовавших в Полтавской битве, причем даже если описывал их кратко. Автор делает вывод, что с Россией не нужно воевать, а следует жить дружно.

Написание сочинение по поэме «Полтава» научит школьников составлять краткий план стихотворного текста, а также получить незабываемые ощущения от прочтения каждой страницы произведения.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Рассуждение по поэме Полтава Пушкина

Литературное произведение «Полтава», написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии. Яркий пример тому — возлюбленная Мазепы Мария. Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.

К слову, «Полтава» не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую «Полтаву» на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

Сочинение на тему Полтава поэма Пушкина

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, ещё как сможет.

Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются «подбить» другие страны на крестовый поход в Россию.

С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой « лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен». Петр желает как можно быстрее начать баталию.

Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным «ура». И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Полтава
  • Это сочинение списано 57 740 раз

А.С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского.

В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль каждого героя.

Поэма пронизана двумя соединенными жанрово-стилевыми линиями, это любовно-романтические отношения между Мазепой и Марией, а также исторически эпическая линия поведения державных мужей Петра I, Мазепы и Карл ХII.

И все это было увязано с основной темой, темой Полтавской победы.

Если взять двух самодержцев, то видим двух антиподов. Царя Петра I, уверенного в себе, и лик его прекрасен, он весь в движении, он чувствует предстоящую битву и уверенность в победе.

А что же Карл ХII? Здесь он показан, как неуверенный в себе полководец. Он вял и нерешителен, флегматичный и думает только о своей выгоде.

И здесь вынашивается главная мысль поэмы, это умение сконцентрировать все свое умение и волю к победе царем Петром и умение единственного правильного принятия им решения в трудный для России момент.

Также противопоставляется Петру и Мазепа. Так, как была поставлена цель, возвеличить Петра, автор осуждает Мазепу, который противопоставил себя народу. Он показан одиноким, а Петр окружен однодумами. Мысли Мазепы только о себе, а мысли Петра о государстве.

Битва совершается на территории Украины и здесь, Пушкин старался передать национальный колорит, он показывает прекрасную украинскую природу. В произведение много украинских слов, таких как рада, хата и кат.

В своей поэме Пушкин показал правдивое историческое отображение этой Великой битвы, которая переплетается с романтизмом. Здесь показаны столкновения незаурядно сильных характеров героев, и их эффектные сцены взаимоотношений. Все это придало возвышенную эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

Посмотрите эти сочинения

  • Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение) Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и […]
  • Татьяна — идеал русской женщины Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта — Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина — это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
  • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Реализм романа Евгений Онегин (сочинение) Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
  • Сходство и различия Онегина и Ленского Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
  • Сравнительная характеристика «Татьяна и Ольга Ларины» (таблица) Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
  • Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
  • Нравственная красота Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
  • Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
  • Береги честь смолоду «Капитанская дочка» (сочинение) «Береги платье снову, а честь смолоду» — известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
  • Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение) Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
  • Пейзажная лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
  • Почему Дубровский стал разбойником (сочинение) Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
  • Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
  • Спицын в медвежьей комнате (сочинение) Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • Сочинение по поэме «Руслан и Людмила» На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]

Гетман Мазепа

А. С. Пушкин взял этот образ с исторической личности. В реальной жизни его звали Мазепа Иван Степанович, который родился в 1644 году и умер в 1709 году. Он был гетманом Украины в 1687—1708 гг. и во время Полтавского сражения перешел на сторону противников (шведов) и после битвы сбежал из страны вместе с королем Карлом.

Автор представляет этого персонажа абсолютно в негативных качествах. Он:

  • лицемерный;
  • вероломный;
  • бесчестный;
  • мстительный;
  • злобный;
  • идущий к своей цели, невзирая на моральные устои.

Мазепа преступными помыслами соблазняет Марию и в конце устраивает казнь ее отца Кочубея после ужасных пыток. Проделывает он все это из-за корыстных побуждений, чтобы узнать местонахождение клада.

Его политическая деятельность представлена также с отрицательной стороны. Он лицемерно прикрывается заботой о родине. Его цель — это отомстить Петру, за оскорбление, стремление к власти и к трону.

Образ Марии

Автор хочет донести до читателя, что в повествованиях, связанных с боевыми действиями, каждый человек и поступки играют важную роль.

Более подробно это видно на стихотворениях о персонаже Марии, которая является любовницей Мазепы. Автор показывает ее страстной и сильной личностью, которая готова на все ради своей любви. Она, несмотря на жизненные трудности, обретает счастье. Но чувства вспыхивают к жестокому и алчному человеку. Мария не поняла, что ее возлюбленный предатель отца и родины.

Романтическая линия развивается именно через этот персонаж. Такие лирические нотки придают поэме, основанной на реальных событиях, яркость и красоту.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Сочинение по поэме «Полтава»

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Полтава
  • Это сочинение списано 65 741 раз

А.С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского.

В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль каждого героя.

Поэма пронизана двумя соединенными жанрово-стилевыми линиями, это любовно-романтические отношения между Мазепой и Марией, а также исторически эпическая линия поведения державных мужей Петра I, Мазепы и Карл ХII.

И все это было увязано с основной темой, темой Полтавской победы.

Если взять двух самодержцев, то видим двух антиподов. Царя Петра I, уверенного в себе, и лик его прекрасен, он весь в движении, он чувствует предстоящую битву и уверенность в победе.

А что же Карл ХII? Здесь он показан, как неуверенный в себе полководец. Он вял и нерешителен, флегматичный и думает только о своей выгоде.

И здесь вынашивается главная мысль поэмы, это умение сконцентрировать все свое умение и волю к победе царем Петром и умение единственного правильного принятия им решения в трудный для России момент.

Также противопоставляется Петру и Мазепа. Так, как была поставлена цель, возвеличить Петра, автор осуждает Мазепу, который противопоставил себя народу. Он показан одиноким, а Петр окружен однодумами. Мысли Мазепы только о себе, а мысли Петра о государстве.

Битва совершается на территории Украины и здесь, Пушкин старался передать национальный колорит, он показывает прекрасную украинскую природу. В произведение много украинских слов, таких как рада, хата и кат.

В своей поэме Пушкин показал правдивое историческое отображение этой Великой битвы, которая переплетается с романтизмом. Здесь показаны столкновения незаурядно сильных характеров героев, и их эффектные сцены взаимоотношений. Все это придало возвышенную эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

  • Краткое сочинение по произведению гроза
  • Краткое сочинение по повести тарас бульба 7 класс
  • Краткое сочинение по комедии недоросль 8 класс фонвизин
  • Краткое сочинение по картине шишкина зима в лесу 3 класс
  • Краткое сочинение по картине широкова друзья 7 класс