«Конь с розовой гривой» очень краткое содержание
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
За 5 секунд
По наущению старших ребят маленький Витя обманывает бабушку. Когда обман обнаруживается, мальчику становится так стыдно, что он обещает себе больше никогда не предавать дорогих людей.
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
Семилетний Витя, сирота, живёт у бабушки Катерины Петровны. Это строгая, требовательная, но добрая и заботливая женщина. Однажды она поручает внуку собрать землянику на продажу. В качестве поощрения она обещает Вите привезти из города пряничного коня с розовой гривой. Среди деревенских ребят такой пряник очень ценится.
Витя отправляется в лес за земляникой вместе с соседскими детьми. Когда-то давно сосед дядя Левонтий служил моряком. Он уже много лет живёт на суше, но категорически не хочет заниматься хозяйством и многочисленными своими отпрысками. Дети его растут почти беспризорниками. Среди них самым старшим является Санька. Именно Санька подбивает ребят съесть собранную землянику и пойти купаться на речку. Он предлагает Вите набить туесок травой, а сверху положить немного земляники. Так можно обмануть бабушку.
Дома Витя хочет во всём признаться, но не успевает. Ранним утром Катерина Петровна отправляется на рынок. Там она обнаруживает обман и по приезде домой ругает и стыдит Витю. Мальчику очень совестно оттого, что он подвёл любимого человека. Бабушка немного успокаивается и всё-таки даёт Вите заветный пряник. От этого доброго поступка мальчик испытывает ещё больший стыд перед бабушкой.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по пересказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Миша Пархоменко
10/11
-
Анастасия Гусева
8/11
-
Dia Mond
11/11
-
Kirillor Mi
11/11
-
Кирилл Курилкин
10/11
-
Фамс Мистер
11/11
-
Вероника Федорова
10/11
-
Taeho Suyu
10/11
-
Дмитрий Усольцев
11/11
-
Ярослав Иванов
9/11
Рейтинг анализа
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1294.
А какую оценку поставите вы?
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- По рассказу Конь с розовой гривой
Виктор Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» описывает одну из житейских ситуаций, происшедших в жизни самого автора.
Главным героем рассказа является мальчишка — сирота, рано потерявший родителей. Воспитанием внука бабушка с дедушкой, с которыми и живёт мальчик.
Всей душой ребёнок тянется к соседским детям, у которых есть мать и отец. Соседская семья живёт весело и беззаботно, не обращая внимания на нужду и лишения. Часто они дружно собираются за одним столом, и когда есть деньги, устраивают пир горой, ведут разговоры, поют песни. Мальчик убегает к соседям, чтобы как-то заполнить душевную пустоту, заглушить тоску по своим родителям.
Однажды бабушка отправляет внука в лес за земляникой, пообещав за это купить ему чудесную вещь – пряничного коня.
Ребятишки, набрав земляники, тотчас съедают всю ягоду и подбивают на это героя рассказа. Поддавшись на подначки соседских детей, мальчик высыпает свою землянику на траву и все вместе они съедают и её. Оставшись без ягод, мальчишки гурьбой бегут на речку, где проводят весь день.
Наступает вечер и приходит пора возвращаться домой. По совету друзей герой рассказа набивает свой туесок травой, а сверху прикрывает её несколькими горсточками земляники.
Вернувшись домой, мальчик боится, что его обман будет сейчас же раскрыт, но бабушка убирает туесок в погреб, и он счастливо избегает наказания.
Когда он ложится спать, его начинает мучить совесть за свой неприглядный поступок. Он уже решается во всём признаться бабушке, но приняв во внимание, что уставшая за день бабушка спит, мальчик откладывает своё решение на утро.
Однако, проснувшись утром, бедняга узнаёт, что бабушка уже уплыла на лодке в город. Весь день несчастного ребёнка терзает чувство вины, и поздно вечером пробравшись в кладовку, он ещё одну ночь проводит в мучениях и страхе.
Проснувшись утром, мальчик слышит, как бабушка каждому приходящему снова и снова рассказывает о его поступке. Сгорая от стыда, он лежит не открывая глаз, пока дедушка не отправляет его повиниться перед бабушкой.
Конечно, бабушка простила внука, и коня пряничного купила, но урок, который она преподала своему внуку, запомнится ему на всю жизнь.
2 вариант
Каждое произведение Виктора Петровича Астафьева – это своеобразный жизненный урок, который интересен и юному читателю, и представителю взрослого поколения. В них имеют место положительные и отрицательные герои, природа, уклад деревенской жизни.
«Конь с розовой гривой» — рассказ, в котором автор представил историю из жизни мальчика, повествующего о себе. С раннего возраста оставшись без материнского внимания, он лишен многого. Единственным развлечением для него становится времяпровождение с соседскими мальчишками, которые иногда учат плохим поступкам. Главный герой подается их влиянию, не находя иного выхода. Именно так случилось после очередного похода за ягодой.
На этот раз посещение леса был удачным для рассказчика. Однако, подавшись влиянию товарищей он отдал им всю ягоду. Бабушку внук вынужден был обмануть. В противном случае мальчик остался бы без заветного подарка – сладкого пряника в виде коня.
Так, за трудолюбием, воспитанностью, наивностью, нежными чувствами к своей наставнице последовала ложь. Внук видит и жалость, и нежность со стороны бабушки – Екатерины Петровны. Но он не сразу принимает решение рассказать женщине о содеянном поступке.
Таким образом, В. П. Астафьев раскрыл перед читателем душу главного героя, который совершил ошибку. Но внутренний мир героя оказался наполнен самыми разными чувствами и эмоциями (совестью, стремлением к честности). Именно поэтому мальчик тяжело переживал происходящее, связанное с обманом любимого человека. Его сердце страдало от лжи, но он всем своим существом желал бы изменить ситуацию, рассказав бабушке правду. О том, что чувство стыда, раскаяния не покидало героя, говорило то, что он не мог заснуть, всю ночь ворочаясь в кровати. Наутро он получает обещанный пряник, но теперь он смотрит на него другими глазами.
В произведении В. П. Астафьева демонстрируется мудрость бабушки, которая в конце произведения сдерживает слово и вручает пряник внуку. Она понимает, что произошло на самом деле. Однако своим поступком еще раз акцентирует внимание внука на обмане, который можно было бы избежать.
Это произведение говорит о том, что каждый человек может в своей жизни ошибаться. Но нужно уметь исправлять ситуацию, не важно, кого коснулась ложь. Если за ошибкой следует прощение, то человек получает очередной опыт, становится духовно богаче и счастливее. В противном случае виновника мучают угрызения совести.
Сочинение по рассказу Астафьева Конь с розовой гривой
Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой, бабушкой и дедом. Деревня живет обычной жизнью с своими предрассудками, поверьями и суевериями.
Дети занимаются своими ребяческими делами и объединяются в небольшие группы, в одной из которых состоит и наш герой. Внутри таких коллективов особые иерархия, взаимоотношения и правила. Каждый ребенок хочет выглядеть более значимым в глазах других и может попасться даже на провокацию. Из-за этого автор оказался в очень неприятной ситуации. Какая же история произошла, оставившая след на всей жизни главного героя?
Бабушка отправила мальчика собирать землянику с его товарищами, пообещав за это купить главную мечту всех ребят – пряник в форме коня. После спора с одним из них он вывалил всю собранную землянику, которую немедленно съели. И главный задира предложил обмануть бабушку – набить посуду травой, а сверху присыпать ягодами.
Главный герой пошел на поводу и солгал. Он понимал, что скоро его обман выйдет на поверхность и ему не избежать расплаты. Автор показывает нам все чувства мальчика: ему стыдно, он боится того, что совершил. Он хочет рассказать все бабушке, но не успевает – она уже уехала. Чувство страха с новой силой нападает на мальчика. Он все больше осознает совершенную ошибку и хочет все исправить, но уже не может.
Какую же проблему хотел раскрыть автор? Любой неправильный поступок, совершенный человеком, имеет свои последствия, которых нельзя избежать или спрятаться от них. И нашему герою все таки пришлой вернуться домой вечером. А утром извиниться перед бабушкой, которая уже знала о раскаянии внука и уже простила его. А на столе ждал его тот самый белый конь с розовой гривой.
«Конь с розовой гривой» — это поучительный рассказ, который будет полезен не только детям любого возраста, но и даже взрослым людям. Простая история понятная всем на самом деле несет глубокую житейскую мудрость. Читатель понимает, что чувствует главный герой, и хочет ему сопереживать. Рассказ является доброй историей, в которой любой человек может найти частичку себя самого, и после прочтения подумать над своими ошибками совершенными в прошлом.
Вариант 4
В рассказе «Конь с розовой гривой», написанном В.П. Астафьевым по воспоминаниям о своём детстве, раскрывается тема трудного пути нравственного становления ребёнка, постижения им понятий о человеческой честности и подлости. Автор убеждает, что только любовь, доброта, умение прощать, встреченные им со стороны близких людей, могут помочь маленькому человеку выбрать правильную дорогу и окрепнуть в столкновении с миром, где есть неизбежное зло.
Центром рассказа являются две крестьянские семьи: мальчика-сироты, который живёт с бабушкой и дедом, и соседского семейства Левонтия, его непутёвой жены Васёны и их многочисленных отпрысков.
Сравнивая уклад жизни в двух домах, автор показывает решающую роль семейного воспитания в становлении личности подрастающего человека. В пьющей левонтьевской семье дети никому не нужны, до их будущего нет дела горе-родителям. Их потомство растёт, как бурьян, и во многих сценах ведёт себя под стать зверёнышам.
Например, на рыбалке они едят почти сырую рыбу, не дождавшись, когда она запечётся. Особенно отвратителен Санька: он требовал от героя рассказа носить ему ворованные калачи, пока «не нажрался». Этот испорченный мальчик давно привык подличать, сквернословить, хитрить и делать гадости.
Совсем не так воспитывают своего подрастающего без родителей внука бабушка Катерина Петровна и её старый муж. За то, что мальчишка, подстрекаемый Санькой, смошенничал и набил корзинку травой, лишь присыпав её сверху земляникой, он получил такой урок, который запомнил навсегда. Бабушка сумела найти слова, которые прожгли душу героя чувством стыда и страха за то, что он стал преступником.
Его горькое раскаянье и слёзы убеждают читателя, что герой никогда не станет обманывать и будет ограждён от дружбы с подлыми людьми прививкой, полученной в общении с негодяем Санькой.
Рассказ учит, что главная цель воспитания не только в том, чтобы дать ребёнку понять, как скверно он поступил, но и убедить, что он справится с ошибкой, вселить надежду на выход из тупика. Символом такой надежды в произведении стал «пряник конём» с розовой гривой, который Катерина Петровна подарила внуку из сострадания к его трепещущей раскаявшейся душе. Её милосердное прощение – урок подлинной любви, который герой запомнил на всю жизнь.
6 класс. Кратко
Также читают:
Картинка к сочинению По рассказу Конь с розовой гривой
Популярные сегодня темы
- План повести Алые паруса Грина
Моряк Лонгрен возращается после далёкого плавания. Его жена, чтобы найти хоть какие-то деньги просит у трактирщика Меннерса долг, закладывают свой браслет, но тот просит взамен лишь её любви
- Характеристика и образ Карандышева в пьесе Островского Бесприданница сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Юлий Капитоныч Карандышев, официальный жених главной героини пьесы Ларисы Дмитриевны Огудаловой.
- Сочинение Анализ рассказа Счастье Чехова
Один знаменитый и популярный писатель Чехов написал интересное произведение под названием «Счастье». Больше всего на свете многим читателям здесь нравится красивое и четкое описание природы.
- Сочинение по рассказу Юшка Платонова
Андрей Платонов – писатель и сын железнодорожника радовал мир русской литературы своим творчеством на восходе 20 века. Его рассказы имеют небольшой объем, чего не скажешь о смысле, так бережно заложенном автором.
- История жизни Чичикова (11 глава кратко) в поэме Мертвые души
В поэме Гоголя «Мертвые души» имеется 11-я глава, посвященная жизни одного из главных героев – Павла Чичикова. Биография этого героя представлена характеристикой. Автор описал детство, отрочество, юность
Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон».
В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.
Содержание
- Анализ рассказа «Конь с розовой гривой»
- О чем рассказ Астафьева – сюжет
- Проблема раскаяния (Конь с розовой гривой)
- Сочинение о рассказе Астафьева
- Своеобразие рассказа Конь с розовой гривой
Анализ рассказа «Конь с розовой гривой»
Виктор Петрович Астафьев — великий русский писатель. Его перу принадлежит огромное количество замечательных произведений, одно из таких — рассказ для детей «Конь с розовой гривой».
Данный рассказ имеет под собой реальную основу. Астафьев всё свое детство провел в деревне с бабушкой (мать умерла, отец женился на другой). В памяти мальчика осталась деревня и её быт, бабушка и соседские левонтьевские мальчишки и, конечно же, история про коня с розовой гривой.
Данное произведение относится, как было сказано выше, к жанру рассказа. Об этом свидетельствует небольшое количество персонажей, небольшая форма произведения и главное — одна сюжетная линия (события разворачиваются вокруг поступка главного героя).
Тема рассказа проста: бабушка, Катерина Петровна, послала своего внука, главного героя, за земляникой. Эту землянику и другое бабушка везла на базар, за землянику главному герою был обещан пряник в виде коня с розовой гривой.
Мальчик, послушав соседских ребятишек, съел всю землянику, а в туеске принёс траву, которую сверху засыпал ягодой. Мальчика мучают угрызения совести, ему стыдно перед бабушкой и он ждёт от неё расплаты за свой поступок. Бабушка, конечно, ругает внука, но розового коня всё равно привозит.
Главная проблема, поднятая в данном произведении, это проблема ответственности за свои поступки, способности признать свою неправоту, проблема мужества. Главный герой обманул родного и дорого себе человека, и теперь сам от этого мучается.
Мучается не от того, что бабушка приедет и отругает его, а от того, что поступил нечестно, безнравственно, подвёл бабушку, обидел её своим поведением. Бабушка же как поистине мудрый человек поступает очень правильно. Она привозит внуку пряник, дабы он запомнил надолго свой поступок и через много лет ему было стыдно за содеянное.
Герой понял, что он поступил неправильно, некрасиво, он искренне жалеет, что повёл себя таким образом, он признает свою неправоту и на самом деле, уже во взрослой жизни помнит о своём поступке и испытывает за него стыд.
Другая важная идея рассказа: не следует идти на поводу у кого-либо, думать нужно своей головой. Мальчик послушал левонтьевских ребятишек и поступил, как они сказали. Им все равно на этот поступок, а наш герой страдает. Он не может обмануть близкого человека и делать вид, что ничего не произошло, веселиться и играть, как прежде.
Обман дорого себе человека приносит герою ещё большее моральное мучение, он не может заглушить в себе совесть и перестать думать об обманутой бабушке.
Рассказ очень интересный и полезный для молодого поколения, собственно, как и вся классика, не теряющий своей актуальности через много лет.
О чем рассказ Астафьева – сюжет
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» очень краткое содержание:
Главный герой рассказа мальчик Витя живет в селе Овсянка в тайге на берегу Енисея. Мать Вити утонула, его воспитывают бабушка и дедушка.
Однажды бабушка предлагает Вите нарвать в лесу земляники, чтобы продать ее. На вырученные деньги бабушка обещает внуку купить в городе его любимый пряник — “коня с розовой гривой”. Витя отправляется в лес с другими детьми и набирает ягод.
В лесу соседский мальчик Санька дразнит Витю, обзывая его трусом и жадиной. Чтобы доказать, что Санька неправ, Витя высыпает свою землянику на землю, и толпа детей тут же съедает ее. Витя остается без ягод, а значит, теперь не получит желанного пряника.
Чтобы обмануть бабушку, Витя набивает свой пустой туесок (посудину для ягод) травой и прикрывает ее ягодками земляники. Бабушка не замечает обмана, и на следующий день увозит ягоду на продажу.
В городе старушка обнаруживает обман и приезжает домой сердитая на внука. До ночи Витя не появляется дома, чтобы избежать ссоры с бабушкой. Когда Витя наконец приходит поздно домой, бабушка не трогает его.
На утро Витю все больше мучает совесть за то, что он обманул свою добрую бабушку. Наконец, по совету дедушки, Витя просит у старушки прощения. Та ругает внука, но, конечно, прощает его. Добрая бабушка тут же вручает Вите тот самый пряник – коня с розовой гривой, о котором он так мечтал (старушка купила пряник, несмотря на проделку внука).
Спустя годы, став взрослым мужчиной, автор по-прежнему вспоминает “коня с розовой гривой” как символ бабушкиной любви и доброты.
Проблема раскаяния (Конь с розовой гривой)
Чувство раскаяния хоть раз посещает каждого, ведь люди не идеальны, и всем свойственно совершать неблаговидные поступки, а потом об этом жалеть. Раскаяние очищает душу человека, помогает не повторять прошлые ошибки.
Мальчик, герой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», совершил нечестный поступок. Вместо того, чтобы набрать лукошко ягод для бабушки на продажу, мальчик ушел с друзьями купаться.
Вместо ягод наученный приятелями рассказчик положил траву, а земляникой только прикрыл листья. А потом еще украл у бабушки калач.
Обман обнаружился уже во время продажи, пожилая женщина оказалась в положении обманщицы. А внука стала мучать совесть, он не мог спать, долго переживал, но боялся гнева бабушки, а потому скрывался от нее.
Внуку было очень стыдно, он избегал встречи с бабушкой, но все же нашел в себе силы раскаяться и признаться в содеянном. Но рассказчик смог преодолеть страх и извиниться, за это был вознагражден прощением.
Его простили, ведь раскаяние — это первый шаг к очищению души.
Сочинение о рассказе Астафьева
Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.
В «Коне с розовой гривой» описывается мальчик Витя, которому бабушка пообещала купить пряник, который напоминал коня, за то, что он принесёт землянику. Бабушка хотела продать её. Все мечтали заполучить такой пряник, поэтому главный герой и его друзья отправились в лес для поисков ягод.
Витя собирал землянику, а мальчишки её ели и срывали. Когда они захотели съесть ягоды главного героя, тот поддался и позволил их съесть. Друзья сказали Вите, чтобы он вместо ягод нарвал травы, так он и сделал. В итоге бабушка не заметила подлости и уехала продавать «землянику».
Что чувствовал после этого мальчик? Он мучился, потому что ему было стыдно, страшно. Витя понял, что бабушка не только расстроится, но и накажет. Все мысли были только об обмане, стало тяжело играть, ходить на рыбалку. В итоге главный герой попросил у бабушки прощения, а она в свою очередь подарила ему пряник, как и обещала.
Мальчик запомнил этот пряник на всю жизнь как напоминание о том, что не нужно совершать таких низких поступков. Это был его урок, который он потом перенес во взрослую жизнь.
При анализе этого произведения становится ясно, что Астафьев хотел донести до читателя как важно быть ответственным человеком. Любой может оступиться, но он должен найти в себе силы признаться в ошибке, уметь искренне извиняться.
Хорошо, что мальчик проанализировал действия, испытал чувство вины. Ведь благодаря этому он смог порабоать над собой и стать лучше. Также нужно уметь различать хорошие поступки от плохих.
Стараться знакомиться только с порядочными людьми и иметь собственное мнение. Не поддаваться манипуляциям «друзей». Настоящие друзья примут чужую точку зрения, не будут настаивать принять то решение, которое они хотят. А главное нужно ценить семью, заботиться об их душевном состоянии, приносить только хорошие эмоции, не расстраивать.
От себя хочу добавить о том, что Астафьев был прав, в молодом возрасте важно не попасть в плохую компанию. Ведь она может толкнуть человека на плохие действия, например, на распитие алкоголя, курение или на более серьёзные преступления. Такая компания может сбить жизненные ориентиры человека, влиять на его выбор в худшую сторону.
Своеобразие рассказа Конь с розовой гривой
Читая произведения В. П. Астафьева, всегда хочется остановиться и посмотреть на себя со стороны – нет ли подобных черт в собственном характере. Анализируя рассказ «Конь с розовой гривой», мы становимся мудрее, так как учимся на чужих ошибках многому полезному.
Этот рассказ можно назвать автобиографичным, так как он содержит события и героев, имеющих отношение к реальным событиям из жизни писателя. Эти эпизоды навсегда остались в воспоминаниях, так как то, что произошло в его судьбе, имело отношение к самым близким его людям.
Жанр небольшого по объему произведения – рассказ. В нем внимание сосредоточено на событии, которое имело место в жизни самого автора.
Тема произведения «Конь с розовой гривой» — это ложь, которая принесла страдания любимой бабушке, но научила мальчика, как правильно вести себя, идя по жизненному пути. Тема напрямую связана с детскими годами. Писатель вводит в круг героев — Витьку, бабушку, Левонтия, деда, мать мальчика.
В центре внимания истории, которая произошла с детьми (Витькой и детьми Левонтия), автор представил трудолюбивого главного героя и ленивых мальчиков, которые ели ягоду вместо того, чтобы собирать для дома.
В результате, пойдя на поводу у друзей, Витя решил скрыть правду от бабушки, отдав ей пустой туесок. Такая мысль пришла ему в голову от того, что в подарок за работу он должен был получить от бабушки пряник в виде розового коня.
Сюжет показал, что писатель указывает на те моменты, как правильно нужно вести себя в жизни, чтобы не приносить страдания ни близким людям, ни себе. Он подчеркнул, как недопустимо поступать в отношениях с близкими людьми.
Такова главная мысль рассказа В. П. Астафьева, которая вытекает из поступка главного героя. Астафьев противопоставляет в рассказе истину и ложь, трудолюбие и лень, трусость и умение говорить правду.
В этом ему помогли герои, поступки и характеры которых запоминаются и детям, и взрослому читателю. Автор показывает длинный путь формирования характера главного героя, в котором внутренний мир содержит и положительные черты (любовь к близким, трудолюбие, жалость), и отрицательные (обман, равнодушие, скрытность).
Таким образом, итогом произведения становится мораль о том, что в любом кругу общения нужно вести себя так, чтобы не нужно было жалеть о поступках в будущем. Нельзя поддаваться дурному влиянию со стороны, а следовать своим желаниям.
Читайте также: Моцарт и Сальери – сочинения и анализ пьесы Пушкина.
В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием.
Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.
1 вариант сочинения (237 слов)
Прочитав рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», я хочу высказать своё отношение к главному герою.
«Конь с розовой гривой» – это поучительный рассказ советского писателя. Главный герой – маленький мальчик. Живёт он с дедушкой и бабушкой. Несмотря на трудности, он всегда обут, сыт, хорошо одет. Дедушка и бабушка любили своего внука, заботились о нём Мальчик много времени проводил на улице, гуляя с соседскими детьми. Бабушка всё время волновалась, ведь эти ребятишки не служили примером для подражания. Один раз бабушка послала его собирать землянику, а взамен она обещала купить ему пряник. Мальчик сразу же согласился, ведь такую сладость не все могли себе позволить. Только пришлось идти с соседскими ребятишками. Уже на овраге мальчик поссорился с одним из них. Тот попросил его высыпать все ягоды. Мальчик этого не хотел, ведь бабушку подводить – это плохо. Но ему всё-таки пришлось это сделать. Наверное, он хотел показать себя крутым. Но чтобы спастись от гнева бабушки, мальчик накидал в корзинку травы и насыпал сверху ягод. На следующее утро бабушка отправилась в город, а мальчика мучила совесть за совершенный поступок. Мальчик пошел с друзьями на рыбалку, где и застал бабушку. Мальчик будто бы хотел сбежать, но домой его уже привела тетя. На утро бабушка его отругала, но, чтобы он больше не обманывал, она дала ему коня с розовой гривой.
Мне понравился как рассказ, так и главный герой. Мне нравится, что у мальчика есть совесть, и я надеюсь, что он не будет совершать подобных поступков.
4
(237 слов)
2 вариант сочинения (106 слов)
Виктор Петрович Астафьев – великий русский писатель. Его перу принадлежит огромное количество замечательных произведений, одно из таких – рассказ для детей «Конь с золотой гривой».
Бабушка Катерина Петровна послала внука за земляникой. Эту землянику и другое бабушка везла на базар, за что главному герою был обещан пряник в виде коня с розовой гривой.
Он пошел за ягодами с друзьями. Ему сказали: «Слабо съесть всю эту землянику». Мальчик, послушав соседских ребятишек, съел всю землянику, а в туеске принес траву, которую сверху засыпал ягодами.
Мальчика мучают угрызения совести, ему стыдно перед бабушкой, и он ждет от нее расплаты за свой поступок. Бабушка, конечно, ругает внука, но пряник все равно привозит.
4
(106 слов)
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев В.П.
- По произведению Конь с розовой гривой
Это история мальчика, оставшегося сиротой и живущего у своей бабушки. Его мама утонула, переправляясь через реку на лодке с другими сельчанами. Упавшие в воду ягоды красной земляники тесно переплелись в воображении мальчика с образом красной крови.
Мальчик живет обычной жизнью сорванца, не думая о прошлом и активно общается с соседскими ребятишками. Вечно голодные и дерущиеся из-за всяких пустяков, задиристые дети худо-бедно живут с родителями. Их отец иногда буянит, часто пьет, но эти моменты семейной простой идиллии с общим поеданием вкусностей и грустным песнопением главный герой воспринимает как нечто удивительное, что вызывает в нем сильнейшую тоску. Лишенный подобного «счастья», он жадно черпает это в соседской семье.
В своем одиночестве мальчик тянется к соседским детям, и эта тяга оборачивается против него. Однажды бабушка отправляет его за земляникой в лес. Ягоду она предлагает продать и на вырученные деньги купить ему пряник, да не простой, а в виде коня с розовой гривой. Деревенский сирота не избалован разнообразными сладостями, этот конь видится ему как что-то сказочное, некое счастье, которое можно убрать за пазуху или поделиться с другими. И вроде бы удачно все началось, ягода собрана наполовину, но соседские ребятишки посмеялись над ним, назвав его трусом. И все потому, что он слушается бабушку, а они свободны ходить куда угодно, и делать, что хотят. В негодовании отдав им собранные ягоды мальчик понимает, что бабушке ничего не остается, а день уже на исходе. И тогда по совету все тех же друзей он набивает туесок травкой, прикрыв сверху горстью ягод.
Надеясь, что обман не заметят, в глубине души ребенок осознает всю неприглядность собственного поступка, его гложет не столько страх перед наказанием, сколько боль, которую причинит его поступок бабушке. Он вспоминает день смерти мамы, эти растекающиеся по воде красные ягоды и убивающуюся от горя на берегу бабушку. А друзья еще советуют, чтоб он спрятался, тогда бабушка подумает, что и он утонул. И не станет на него сердиться.
Позднее возвращение домой только откладывает его тоску до утра. А утром получив сполна все бабушкино негодование, мальчик совестливо умолял ее, что никогда больше так не поступит. Закрыв глаза, ожидал он ее наказания. Но бабушка только отдала ему пряник в виде коня с розовой гривой. Годы пройдут, но любовь к бабушке в сердце героя останется навсегда.
Вариант 2
Русский писатель Виктор Петрович Астафьев написал произведение «Конь с розовой гривой» в 1970 году прошлого столетия. В данный рассказ автор хотел положить простую и понятную мораль для всех читателей: маленький ты или большой, умный или глупый, но ты должен нести ответственность за свои поступки, действия, слова, как это сделал главный герой маленький мальчик. Эта проблема актуально и по сегодняшний день. Люди стали за половину века более ожесточённая, озлобление. Никто и никому уже не доверяет так, как было прежде, отношения всё сложнее и сложнее, мораль и духовный мир стираются. Давайте вспомним, что же произошло в рассказе.
Маленький мальчик, у которого было тяжёлое, а ещё и голодное детство, соглашается помочь бабушке собрать землянику за небольшое вознаграждение — это пряник. Для мальчика пряник в виде коня с розовой гривой, кажется, недосягаемым лакомством и ради него он готов выполнить любое желание, любую просьбу. Он отправляется вмести с товарищами за ягодой. Однако, товарищи не оценили помощь и предложили мальчику съесть вкусную ягоду и мальчик не удержавшись съел всё, что собрал в корзинке. Но, ведь пряник тоже хотелось. Как быть? И тут парень схитрил. Он наложил в корзину куку травы, а оставшейся земляникой прикрыл это безобразие. Так и отнёс бабушке. Но вот только совесть не давала спать всю ночь и промаявшись он решил признаться в содеянном. Ведь это, как-то не честно получается. Правда мальчишка не успевает и старушка уезжает продавать сладкую ягоду, а по возвращению ругает по первое число. Парень осознал свою ошибку и всё равно получил долгожданный пряник. Вот такая простая, но очень поучительная история написана Виктором Петровичем.
Как же важно понимать свои ошибки. Конечно, каждый может оступиться и пойти не правильным путём, но ведь главное осознать, что ты натворил и загладить вину. Мир станет чуточку добрее ко всему, если хотя быть третья часть начнёт осознавать свои оплошности. Важно так же помогать друг другу понимать эти поступки и правильно их трактовать. Здесь вообще целую теорию можно составить.
Таким образом, этот рассказ учит человека, что надо осознавать собственные провинности. Ведь если маленький мальчик может так поступить, то почему не может так же сделать взрослый мудрый человек. Мир от таких поступков становится чуточку добрее и доверие возрастает в несколько раз. Главное поступить так, как поступил этот маленький мальчик.
Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Книги Виктора Петровича Астафьева можно считать автобиографическими. История про розового коня не исключение. Главного герой повествования, как и самого автора, – сироту, оставшегося без родителей, воспитывают бабушка и дед. В своих рассказах Астафьев писал о родной сибирской деревне, о её обитателях, о бабушке с дедушкой.
Рассказ-притча «Конь с розовой гривой» воспроизводит эпизод из детства автора. Герой с соседскими ребятишками направляется рвать ягоды земляники. Бабушка, продав её на базаре, купит любимому внуку сладости — пряничного розового коня. В первые послевоенные годы пряничный конь – «мечта всех деревенских малышей», с ним «столько почёту, внимания» со стороны других мальчишек.
С намерением насобирать полную посудину ягод и «трудом своим заработать пряник» мальчик отправляется на увал. Но его планы нарушены хитрыми, изворотливыми мальчуганами из соседской семьи. Сначала, набрав немного ягод, герой поддаётся на хитрость старшего из левонтьевских ребят, который обвинил его в жадности и трусости. Пытаясь доказать обратное, он отдаёт им свои ягоды. Затем соседские «орлы» завлекают его играми, весёлыми затеями, да и река манит прохладой.
Когда приходит время возвращаться домой, внук, по совету тех же товарищей, решается обмануть бабушку. Он натолкал травы в туесок, а сверху засыпал её наспех собранными ягодами. Очень хотелось герою получить розового коня.
Ночью мальчик не может уснуть, переживает, долго ворочается, стыдится своего поступка. Решив, что, проснувшись, во всём сознается, он засыпает. Но старушка уехала рано, и тяжёлое раскаяние мучит героя до её возвращения. Озорник не находит себе места, обманщика не радует прекрасный летний день, лгуну очень стыдно и жалко себя, и бабушку, и теперь хочется только одного: прощения. Пусть бабушка отчитает его, накажет, он понимает, что это будет заслуженное наказание. Еще одну тяжёлую ночь предстояло пережить герою, и внук просит прощения за своё мошенничество. Наутро, высказав все свои обиды, бабушка всё же дарит внучку того волшебного коня.
Прошло много времени, но помня бабушкин урок, автор признаётся: «Я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
Эта притча помогает постичь уроки ответственности, умение признавать и исправлять ошибки. Каждый человек, большой он или маленький, обязан отвечать за содеянное им. Бабушка, несмотря на обман, подарила любимому внуку розового коня. Он, конечно же, всю свою жизнь будет помнить эту историю, доброту бабушки, и вряд ли после этого мальчик будет кого-то обманывать. «Не буду так делать!» — говорит он Саньке, когда тот предлагает ему способы избежать наказания.
Не стоит бояться признания своих ошибок, нужно говорить правду самым близким людям. Если осознаёшь свои ошибки, значит не станешь их повторять, а попытки хитрить, изворачиваться приносят мучения и близким, и себе.
6 класс
По произведению Конь с розовой гривой
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Василисы Егоровны Мироновой в романе Капитанская дочка
Казалось бы, крепостью управляет комендант Иван Кузьмич, но только номинально. На самом деле мы видим как бразды правления Белгородской крепостью тайно располагаются в руках Василисы Егоровны Мироновой
- Примеры доброты из литературы
Добро критически необходимо в этом злом мире, без него невозможно существовать. Примеры из литературы демонстрируют насколько добро важно для каждого человека и как оно преображает жизни.
- Разоблачение пороков чиновничества в комедии Ревизор Гоголя
Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог быть слеп к тому, что она потопает в трясине коррумпированного чиновничества, и поэтому пишет два творения, передающие всю реальность состояния державы
- Сочинение Экскурсия и поход в музей
Мой город богат своей исторической культурой. В нем установлено большое количество памятников, мемориалов героям нашей страны России. Существуют памятники архитектуры
- Сочинение Какая музыка мне нравится
Что такое музыка? По моему это восьмое чудо света, созданное человеком. Если её убрать из нашей жизни, то она станет скучной и не интересной. Музыка сопровождает нас и помогает в жизни
На чтение 8 мин Просмотров 27.6к. Опубликовано 30.03.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Конь с розовой гривой» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Конь с розовой гривой»
Витя — сирота. О нём заботятся бабушка и дед. Как и многие деревенские мальчишки из небогатых семей, он мечтает о белом прянике в форме коня. Однажды ему представился случай заполучить заветное лакомство, но для этого ему нужно было набрать туесок земляники.
Мальчишка загорелся этой идеей, но не смог вовремя остановиться, играя с соседскими детьми. К вечеру нужного количества ягоды не набралось. Тогда Витя, послушав «хитрого» совета одного из друзей, набрал в лукошко травы да листьев, а ягоду тонким слоем сверху насыпал.
На другой день бабушка унесла лукошко в город продавать. Там она чуть не обманула ненароком покупательницу и потому вернулась домой рассерженной. Витя притворился спящим, но совесть его взяла своё. Он раскаялся перед бабушкой. Увидев, что внук искренен, бабуля вручила ему долгожданное угощение — белый пряник в форме коня с розовой гривой.
Список персонажей рассказа:
- Сирота Витя
- Катерина Петровна — бабушка Вити
- Дедушка Вити
- Сосед-пьяница Левонтий
- Жена Левонтия
- Санька — сын Левонтия и приятель Вити
- «Боевые орлы» — братья Саньки
Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» подробно по плану
Рассказ «Конь с розовой гривой» ведётся автором от первого лица. Он не подразделён на главы или части, но для лучшего понимания переломных моментов в истории мальчишки-сироты, его удобно воспринимать пересказанным по плану.
I. Знакомство с Витей и семейством Левонтия
После смерти матери Витю воспитывает бабушка. Она предлагает внуку пойти с ребятами Левонтия по ягоду. Если наберёт Витя туесок земляники, то её можно будет продать в городе. Там же бабушка обещает купить ему в подарок за работу мечту всех ребят — пряник в форме коня. Такое приобретение обеспечит зависть и уважение всех деревенских детей. Витя рад согласиться.
По ягоду ему идти с ребятами из соседской малообеспеченной и шумной семьи Левонтия, работающего на лесозаготовках. Деньги у этих людей не приживались: получит Левонтий зарплату, закатит пир, жена его раздаст долги, а через пару дней вновь бегают одалживают. Но Витю в той семье жалеют и любят.
II. Поход за ягодой
Ребята отправились собирать землянику. Витя, воодушевлённый обещанием бабушки, быстро принялся за работу. А левонтьевские ребята больше дурачились, дрались и собирали землянику не в лукошки, а в рот. Затем они решили идти купаться, но заметив, что у Вити осталась ягода дразнили его и вынудили съесть её. Расправившись с добычей, ребята дружно убежали на реку.
III. Обман и шантаж
Лишь к вечеру опомнился Витя. Возвращаться без ягоды домой ему было стыдно. Санька, старший из левонтьевских, подсказал «выход» — набить короб травой, а сверху присыпать ягодой будто он полный. Витя так и поступил.
Дома бабушка не догадалась об обмане и долго хвалила внука. Обманку поставила в холод до утра. Витя убежал на улицу и поделился своими тревогами с Санькой, а тот потребовал плату за молчание — калач. Чтобы друг его не сдал, Витя стал тайком таскать ему из дома угощения для шантажиста, пока тот не насытился. Всю ночь Витя затем плохо спал, переживал, что обманул бабушку, да ещё и калачи взял без спроса. Под конец ночи мальчик решил, что утром должен всё рассказать бабушке.
IV. Муки совести
Но утром Витя проспал. Бабушка с обманкой уплыла на лодке в город. А Витя отправился с Санькой рыбачить. С берега он увидел бабушку в большой лодке, грозящую ему кулаком.
Вечером, Витя лёг в кладовке и стал вспоминать о маме. Мама так же как бабушка ездила в город продавать ягоду. Однажды лодка перевернулась. Мама утонула.
V. Раскаяние и прощение
Утром вернулся с заимки дед. Он потребовал, чтобы Витя повинился перед бабушкой. Бабушка уже многим рассказала, как подвёл её внук. Из-за его подлога она чуть не обманула покупательницу.
Долго и слёзно каялся Витя в содеянном. Бабушка поругала его, но потом накормила завтраком и подарила пряник в форме коня с розовой гривой.
Среди значимых персонажей рассказа «Конь с розовой гривой» — главные герои: мальчик-сирота Витя и его бабушка Катерина Петровна, второстепенные: дедушка Вити, сосед Левонтий и его сын Санька.
Главные герои и их характеристика:
- Витя — главный персонаж рассказа — осиротевший мальчик. Его мама утонула. Бабушка растит Витю в строгости. Не терпит обмана, поддаёт за проказы. Дедушка в этом плане намного мягче и никогда не повышает голоса на внука. Дружит мальчишка с ребятами, живущими по соседству. Левонтьевские дети растут в бедности и беспечности. Они учат главного героя воровству, обману и шалостям. Но Витя совсем не похож на своих друзей. Он жалеет и любит бабушку, его мучают угрызения совести из-за истории с «земляничным подлогом». Обманув бабушку, мальчик поступил плохо, но сумел осознать тягость такого проступка.
- Катерина Петровна — один из важных персонажей рассказа — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внука после гибели дочери. Она строга с мальчиком, но глубоко любит его. Ругает и поддаёт внуку лишь с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити за строгость и боевой дух зовёт свою жену «генералом». Она не одобряет дружбы внука с детьми Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчишку плохому.
Катерина Петровна энергичная и предприимчивая женщина. Она тяжело пережила потерю дочери, но смогла выстоять и теперь вся её любовь принадлежит Вите. Как и многие из села, она продаёт в городе ягоду. Поступок внука её очень расстраивает. Она ругает его, но увидев, что мальчик искренне раскаялся — прощает. Как доказательство её безмерной любви выступает в конце рассказа всё таки подаренный заветный пряник.
Второстепенные герои их характеристика:
- Сосед Левонтий — в списке важных героев и сосед Витиной бабушки Левонтий. С его ребятишками дружит главный герой, хоть этого и не одобряет Катерина Петровна. Левонтий пьяница и дебошир по натуре. Хозяин из него плохой, дома из добра — только кучка ребятишек. Обустройством двора ему заниматься не с руки, он ценит свою «свободу». Напившись ведёт себя буйно и грубо. Левонтий работает на лесозаготовках, полученные за труды деньги прогуливает. Жена Левонтия постоянно занимает у односельчан, а дети чаще всего носятся по округе без присмотра.
- Санька — сын Левонтия, живущий по соседству с Витей и его бабушкой и растущий в неблагополучной семье мальчишка. Отпрысков Левонтия автор зовёт «боевыми орлами» и Санька среди них главный. Весь исцарапанный, не умытый, с дыркой между передних зубов, через которую «здорово» слюной цыкает. Санька самый злой и невоспитанный, знает много бранных слов и постоянно проказничает. Главному герою рассказа Вите он даёт вредные советы, учит его лгать, изворачиваться и шалить.
- Дедушка Вити — работает на заимке — дальнем земельном участке. Он тоже очень важная фигура в жизни сироты. Витя любит своего деда за то, что он мягок к нему и никогда не ругается в отличие от требовательной бабушки. Он балует мальчишку и защищает. Именно дедушка поддержал Витю в момент, когда пришло время признаваться и каяться в содеянном.
Кратко об истории создания произведения
В детское автобиографическое произведение «Конь с розовой гривой» заложены важные истины, в которых могут потерять себя даже взрослые люди. Этот рассказ был написан в 1968 году вошел в цикл «Последний поклон» в 1970 году.
Виктор Астафьев, так же как и главный герой, после того, как его мать утонула, воспитывался бабушкой Екатериной. События рассказа относятся к 1930-м годам и повествуют о непростой жизни деревенских людей. Красочные, живые описания местности, где происходят события, и героев рассказа вряд ли кого-то оставят равнодушным.
Многомудрый Литрекон предлагает краткий пересказ произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой», который поможет Вам ознакомиться с сюжетом в сокращении. Основные события из книги переданы точно, но лаконично. Краткое содержание может быть полезно в подборе аргументов для рассуждения на уроках литературы или в написании сочинения.
(845 слов) Бабушка велела Вите сходить за земляникой вместе с соседскими «левонтьевскими» ребятишками. В награду бабушка пообещала внуку привезти ему из города пряник в виде коня. Витя был в восторге – белый конь с розовой гривой был мечтой всех соседских ребят.
Далее в рассказе говорится о семействе Левонтия, соседа, который заготовлял лес на бадоги для известкового завода. Когда Левонтий получал зарплату, его жена Васеня сразу шла по соседям отдавать долги, при этом денег никогда не считала, могла дать лишнее – рубль или три. Дом Левонтия был бедный и неустроенный, с множеством оборванных, вечно голодных ребятишек.
«Стоял он сам собою на просторе и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами».
Левонтий часто выпивал, дома ничего не делал, и любил петь песню о матросе, поскольку когда-то был моряком. У всех жителей в деревне была своя любимая задушевная песня.
Витя любил бывать в доме Левонтия. Когда хозяин получал зарплату, он всегда щедро угощал Витю, потому что тот был сирота. Семейство затягивало песню, хозяева высыпали на стол всё, что у них было, и начинался пир горой. А ночью после такого пира Левонтий буянил, бил стёкла и мебель в доме. Наутро он всё кое-как чинил, а через несколько дней его жена Васеня вновь просила в долг у соседей.
Во время сбора земляники левонтьевские ребятишки поссорились, из-за того, что младшие дети ели ягоды. Два брата подрались и раздавили всю землянику. Затем ребята пошли купаться и позвали с собой Витю, но тот отказался, поскольку ещё не заполнил свой туесок земляникой. Самый вредный из ребят, Санька, стал дразнить Витю, говоря, что тот трус и жадина. Витя принял это за вызов и, высыпав всю ягоду из туеска, пригласил ребят её съесть, при этом похвастался, что ещё украдёт у бабушки калач.
Ребята ещё долго играли и веселились, вбегали в тёмную пещеру – кто дальше забежит. Санька забегал дальше всех и хвастался, что не боится змей и домовых. Всем стало страшно от его рассказов, и ребятня припустилась бежать домой. Тут Витя вспомнил, что земляники у него нет, и ему стало не по себе, а ещё Санька его поддразнивал, спрашивая, как он покажется на глаза бабушке Петровне. Витя совсем расстроился, тогда Санька посоветовал ему натолкать в туесок травы, а сверху положить ягод, чтобы обмануть бабушку.
Левонтьевские ребятишки убежали домой, а Витя сделал по совету Саньки – набил туесок травой, собрал немного ягод и прикрыл ими траву. Бабушка ничего не заметила и похвалила внука.
«Восподь тебе пособил, восподь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу».
После ужина Витя снова вышел на улицу и рассказал Саньке, как ловко обманул бабушку. Санька снова стал его дразнить и грозился выдать Витю бабушке, если он не принесёт из дома калач. Витя пробрался в кладовку и украл калач, а потом брал ещё несколько, пока Санька не наелся. Ночью Витя долго не мог уснуть, всё переживал за свои плохие поступки, и решил всё рассказать бабушке, но сам не заметил, как уснул.
На следующее утро Витя думал о том, что хорошо было бы уйти к дедушке на заимку, что была в пяти километрах от села «в устье реки Маны», где были посажены овёс и греча. Но заимка дедушки была слишком далеко для Вити. Он решил снова пойти к Левонтьевским ребятишкам. Те собирались на рыбалку и потеряли крючок. Санька предложил Вите, чтобы тот принёс свой крючок, обещая взять Витю на рыбалку. Витя согласился.
Пока Санька сидел на реке с удочками, остальные ребята собирали дикий щавель, чеснок и прочую зелень. Санька поймал рыбу, ребята развели на берегу костёр и рыбу испекли. Затем ребята играли на берегу и ещё ловили рыбу. Витя думал о том, что скоро приедет из города бабушка, и сожалел, что всё так получилось. Санька посоветовал ему спрятаться и не выходить, пока бабушка не начнёт плакать и причитать. Но Витя не хотел так делать. Вдруг он увидел на реке лодку, в которой была бабушка, и бросился бежать. Он убежал на край села и зашёл в гости к своей родне. До вечера Вита играл там с ребятами и ужинал у родни, а потом тётя Феня отвела его домой.
Пока бабушка и тётя Феня разговаривали, Витя лёг спать в кладовке, и всё ждал, когда бабушка к нему придёт. Но та не приходила. Витя, пока не уснул, вспоминал о том, что ему рассказывали — как горевала бабушка, когда утонула его мать, как бабушка не уходила с берега шесть суток, а потом лежала на полу в избе в беспамятстве.
Утром Витя проснулся и услышал, как бабушка кому-то рассказывает про ягоды, которые он собирал. Витя увидел, что приехал дедушка – висел его полушубок. В это утро к бабушке приходило много соседей, и всем она жаловалась на внука, как тот обманул её с ягодами. Витя делал вид, что спит, пока дедушка не сказал ему попросить прощения у бабушки.
Мальчик пошёл к бабушке с раскаянием и за завтраком выслушал все её обличения. А потом бабушка подарила ему пряник – белого коня с розовой гривой. Витя запомнил это на всю жизнь.
«Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».
Автор: Диана Горина
Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» Астафьева В.П.
- Главная
- Сочинения
- По литературе
- 6 класс
- Астафьев В.П.
- Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» Астафьева В.П.
- Все
- 10 класс
- 11 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» Астафьева В.П.
Рассказ ведется от первого лица. Автор вспоминает случай, который произошел в его детстве. Жил тогда он в селе у бабушки. Однажды она попросила его пойти в лес и насобирать полный туесок ягод для продажи, а за это он получит пряник в виде коня с розовой гривой. О таком лакомстве мечтал каждый мальчик в деревне, поэтому рассказчик отправился быстрее собирать ягоды.
В лес он пошел вместе с соседскими ребятами, детьми Левонтия. Его семья многодетная и денег не всегда хватало на проживание. Жили они бедно, хозяйства также у них не было. В день зарплаты жена соседа бегала по селу и возвращала долги, а через пару дней снова занимала. Но когда сосед получал зарплату, то в доме у них был «пир горой» и царило веселье.
Когда главный герой уже насобирал несколько стаканов земляники, между соседскими ребятишками началась драка – старший из них заметил, что другие не собирают ягоды, а едят их. Во время стычки они рассыпали землянику, а потом отправились на речку. Заметив, что осталось еще немного ягод, ребята решили съесть их и подговорили мальчишку сделать тоже самое.
Только ближе к вечеру герой вспомнил, что просьбу бабушки он так и не выполнил. Представив, как она расстроится, он не знал, как ему поступить. Тут соседский мальчик Санька посоветовал ему на низ туеска набрать травы, а сверху присыпать ягоды, будто там их много. Так он и сделал.
Когда бабушка увидела туесок, она похвалила мальчика. Землянику она проверять не стала, чтобы не помять ягоды.
Выйдя на улицу, герой встретил Саньку и рассказал ему, что их обман удался. За молчание сосед потребовал калачи. Ночью мальчик долго не мог уснуть, он вспоминал о том, как обманул бабушку. Утром, проснувшись, он хотел признаться бабуле в содеянном, но опоздал – она уже отправилась на рынок.
Отправившись на речку с Санькой, герой увидел бабушку, которая показала ему кулак. Вернувшись домой под вечер, герой побежал в кладовую, чтобы не пересекаться с бабушкой. Он лежал и вспоминал свою маму, которая утонула в реке. Она возвращалась на лодке после продажи ягод с города. Утром приехал дедушка и сказал, чтобы он попросил прощения за содеянное. Бабушка долго ругала мальчика за такую выходку, но в конце все-таки простила внука. Позже она рассказала всем соседям о том, что он натворил. А пряник в виде коня с розовой гривой она все же привезла с города.
- Изображение природы в повести «Тарас Бульба»
- Краткое содержание рассказа Артура Конан Дойля «Горбун»
- Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
- Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой»
- Внутренний мир «петербургского мечтателя» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»