Краткое содержание рассказа 12 стульев

В страстную пятницу 15 апреля 1927 г. в городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянинова, бывшего предводителя дворянства. Перед смертью она сообщает ему, что в один из стульев гостиного гарнитура, оставшегося в Старгороде, откуда они бежали после революции, ею зашиты все фамильные драгоценности. Воробьянинов срочно выезжает в родной город. Туда же отправляется исповедовавший старуху и узнавший о драгоценностях священник Федор Востриков.

Примерно в то же время в Старгород входит молодой человек лет двадцати восьми в зеленом в талию костюме, с шарфом и с астролябией в руках, сын турецко-подданного Остап Бендер. Случайно он останав­ливается ночевать в дворницкой особняка Воробьянинова, где и встречается с его бывшим хозяином. Последний решает взять Бендера себе в помощники, и между ними заключается что-то вроде концессии.

Начинается охота за стульями. Первый хранится здесь же, в особняке, который ныне «2-й дом соцобеса». Заведующий домом Александр Яковлевич (Альхен), застенчивый вор, устроил в дом кучу своих родственников, один из которых продал этот стул за три рубля неизвестному. Им оказывается как раз отец Федор, с которым Воробьянинов вступает на улице в схватку за стул. Стул ломается. Драгоценностей в нем нет, но зато становится ясно, что у Воробьянинова с Остапом появился конкурент.

Компаньоны переезжают в гостиницу «Сорбонна». Бендер отыскивает на окраине города архивиста Коробейникова, хранящего у себя на дому все ордера на национа­ли­зи­рованную новой властью мебель, в том числе и на бывший воробья­ни­новский ореховый гарнитур работы мастера Гамбса. Оказалось, что один стул был отдан инвалиду войны Грицацуеву, а десять переданы в московский музей мебельного мастерства. Пришедшего вслед за Бендером отца Федора архивариус обманывает, продавая ему ордера на гарнитур генеральши Поповой, переданный в свое время инженеру Брунсу.

На Первомай в Старгороде пускают первую трамвайную линию. Случайно узнанного Воробьянинова приглашают на ужин к его давней любовнице Елене Станиславовне Боур, подраба­тывающей ныне гаданием. Бендер выдает собравшимся на ужин «бывшим» своего напарника за «гиганта мысли, отца русской демократии и особу, приближенную к императору» и призывает к созданию подпольного «Союза меча и орала». На будущие нужды тайного общества собирается пятьсот рублей.

На следующий день Бендер женится на вдове Грицацуевой, «знойной женщине и мечте поэта», и в первую же брачную ночь уходит от нее, прихватив помимо стула ещё и другие вещицы. Стул — пуст, и они с Воробья­ниновым уезжают на поиски в Москву.

Концессионеры останав­ливаются в студенческом общежитии у знакомых Бендера. Там Воробьянинов влюбляется в молоденькую жену чертежника Коли — Лизу, ссорящуюся с мужем на предмет вынужденного, из-за нехватки средств, вегетарианства. Случайно оказавшись в музее мебельного мастерства, Лиза встречает там наших героев, ищущих свои стулья. Выясняется, что искомый гарнитур, семь лет провалявшийся на складе, именно завтра будет выставлен на аукцион в здании Петровского пассажа. Воробьянинов назначает Лизе свидание. На половину суммы, полученной от старгородских заговорщиков, он везет девушку на извозчике в кинотеатр «Арс», а затем в «Прагу», ныне «образцовую столовую МСПО», где позорно напивается и, потеряв даму, оказывается наутро в отделении милиции с двенадцатью рублями в кармане. На аукционе Бендер выигрывает торг на цифре двести. Столько денег у него есть, но нужно ещё заплатить тридцать рублей комиссионного сбора. Выясняется, что денег у Воробьянинова нет. Парочку выводят из зала, стулья пускают в продажу розницей. Бендер нанимает окрестных беспризорников за рубль проследить судьбу стульев. Четыре стула попадают в театр Колумба, два увезла на извозчике «шикарная чмара», один стул покупает на их глазах блеющий и виляющий бедрами гражданин, живущий на Садово-Спасской, восьмой оказывается в редакции газеты «Станок», девятый в квартире у Чистых прудов, а десятый исчезает в товарном дворе Октябрьского вокзала. Начинается новый виток поисков.

«Шикарная чмара» оказывается «людоедкой» Эллочкой, женой инженера Щукина. Эллочка обходилась тридцатью словами и мечтала заткнуть за пояс дочь миллиардера Вандербильдшу. Бендер легко меняет один её стул на украденное ситечко мадам Грицацуевой, но незадача в том, что инженер Щукин, не выдержав трат супруги, съехал накануне с квартиры, взяв второй стул. Живущий у приятеля инженер принимает душ, неосмот­рительно выходит, намыленный, на лестничную площадку, дверь захлопывается, и, когда тут появляется Бендер, вода уже льется вниз с лестницы. Открывшему дверь великому комбинатору стул был отдан едва ли не со слезами благодарности.

Попытка Воробьянинова овладеть стулом «блеющего гражданина», оказавшегося профессио­нальным юмористом Авессаломом Изнуренковым, заканчивается крахом. Тогда Бендер, выдав себя за судебного исполнителя, уносит стул сам.

В бесконечных коридорах Дома народов, в котором находится редакция газеты «Станок», Бендер наталкивается на мадам Грицацуеву, приехавшую в Москву искать мужа, о котором узнала из случайной заметки. В погоне за Бендером она запутывается в многочисленных коридорах и уезжает в Старгород ни с чем. Тем временем арестованы все члены «Союза меча и орала», распределившие между собой места в будущем правительстве, а затем в страхе донесшие друг на друга.

Вскрыв стул в кабинете редактора «Станка», Остап Бендер добирается и до стула в квартире стихоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. Остается стул, пропавший в товарном дворе Октябрьского вокзала, и четыре стула театра Колумба, уезжающего на гастроли по стране. Посетив накануне премьеру гоголевской «Женитьбы», поставленную в духе конструк­тивизма, сообщники убеждаются в наличии стульев и отправляются вслед за театром. Сначала они выдают себя за художников и проникают на корабль, отправляющийся вместе с актерами на агитацию населения для покупки облигаций выигрышного займа. В одном стуле, похищенном из каюты режиссера, концессионеры находят ящичек, но в нем оказывается только именная пластинка мастера Гамбса. В Васюках их сгоняют с парохода за дурно изготовленный транспарант. Там, выдав себя за гроссмейстера, Бендер проводит лекцию на тему «плодотворная дебютная идея» и сеанс одновременной игры в шахматы. Перед потрясенными васюкинцами он развивает план преображения города в мировой центр шахматной мысли, в Нью-Москву — столицу страны, мира, а затем, когда будет изобретен способ межпланетного сообщения, и вселенной. Играя в шахматы второй раз в жизни, Бендер проигрывает все партии и бежит из города в заранее подготовленной Воробья­ниновым лодке, переворачивая барку с преследо­вателями.

Догоняя театр, сообщники попадают в начале июля в Сталинград, оттуда в Минеральные Воды и, наконец, в Пятигорск, где монтер Мечников соглашается за двадцатку похитить необходимое: «утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, утром — стулья». Чтобы добыть деньги, Киса Воробьянинов просит милостыню как бывший член Государ­ственной думы от кадетов, а Остап собирает деньги с туристов за вход в Провал — пятигорскую достопри­ме­ча­тельность. Одновременно в Пятигорск съезжаются бывшие владельцы стульев: юморист Изнуренков, людоедка Эллочка с мужем, воришка Альхен с супругой Сашхен из собеса. Монтер приносит обещанные стулья, но только два из трех, которые и вскрываются (безрезультатно!) на вершине горы Машук.

Тем временем колесит по стране в поисках стульев инженера Брунса и обманутый отец Федор. Сперва в Харьков, оттуда в Ростов, затем в Баку и наконец на дачу под Батумом, где на коленях просит Брунса продать ему стулья. Жена его распродает все, что можно, и высылает отцу Федору деньги. Купив стулья и разрубив их на ближайшем пляже, отец Федор, к своему ужасу, ничего не обнаруживает.

Театр Колумба увозит последний стул в Тифлис. Бендер и Воробьянинов едут во Владикавказ, а оттуда идут пешком в Тифлис по Военно-Грузинской дороге, где им и встречается несчастный отец Федор. Спасаясь от погони конкурентов, он залезает на скалу, с которой не может слезть, сходит там с ума, и через десять дней его снимают оттуда владикав­казские пожарные, чтобы отвезти в психиат­рическую больницу.

Концессионеры добираются наконец до Тифлиса, где находят одного из членов «Союза меча и орала» Кислярского, у которого «одалживают» пятьсот рублей на спасение жизни «отца русской демократии». Кислярский спасается бегством в Крым, но друзья, пропьян­ствовав неделю, отправляются туда же вслед за театром.

Сентябрь. Пробравшись в Ялте в театр, сообщники уже готовы вскрыть последний из театральных стульев, как тот вдруг «отпрыгивает» в сторону: начинается знаменитое крымское землетрясение 1927 г. Все же вскрыв стул, Бендер и Воробьянинов ничего в нем не обнаруживают. Остается последний стул, канувший в товарном дворе Октябрьского вокзала в Москве.

В конце октября Бендер находит его в новом клубе железно­до­рожников. После шуточного торга с Воробья­ниновым за проценты с будущего капитала Остап засыпает, и несколько повредившийся в рассудке за полгода поисков Ипполит Матвеевич перерезает ему бритвой горло. После чего пробирается в клуб и вскрывает там последний стул. Бриллиантов нету и в нем. Сторож рассказывает, что весной случайно нашел в стуле сокровища, спрятанные буржуазией. Оказывается, на эти деньги и было построено, ко всеобщему счастью, новое здание клуба.

Пересказал И. Л. Шевелёв.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Краткое содержание «12 стульев»

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 547.

Обновлено 20 Июня, 2022

О произведении

Сатирический роман «12 стульев» Ильфа и Петрова написан в 1927 году. Яркое, искромётное произведение двух писателей в фельетонной форме отобразило социалистическую действительность России образца 20-х годов прошлого века.

В книге присутствуют признаки плутовского, авантюрного романа и романа большой дороги, описаны приключения героев в поиске бриллиантов, спрятанных в одном из стульев из гостиного гарнитура работы мастера Гамбса.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «12 стульев» по главам и частям.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События романа происходят в 1920-х годах в разных городах России: в уездном городе N, Москве, Пятигорске, Тифлисе, в Крыму.

Главные герои

  • Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – интеллигентный, расчетливый, трусоватый мужчина пятидесяти лет, бывший дворянин.
  • Остап Бендер – молодой привлекательный человек, невероятно дерзкий, находчивый, остроумный.
  • Федор Востриков – священнослужитель, глуповатый, мелочный, алчный мужчина.

Другие персонажи

  • Клавдия Ивановна Петухова – теща Воробьянинова, хозяйка драгоценностей.
  • Мадам Грицацуева – средних лет женщина, наивная, любвеобильная, доверчивая, жена Бендера.
  • Александр Яковлевич — завхоз 2-го дома Старсобеса, застенчивый воришка.
  • Варфоломей Коробейников — заведующий старгородским архивом, хитрый и жадный старик.
  • Элла Щукина (Эллочка Людоедка) — молодая, красивая, но глупая, недалекая женщина.

Краткое содержание

Часть 1. Старгородский лев

Главы 1–8

«В уездном городе N» жил Ипполит Матвеевич Воробьянинов, в прошлом предводитель дворянства, который «служил в загсе, где ведал столом регистрации смертей и браков». Пятидесятилетний вдовец вел откровенно скучную, ничтожную жизнь. Компанию ему составляла престарелая теща Клавдия Ивановна Петухова, которая перед смертью сообщила, что в смутные времена все свои бриллианты она зашила в один из стульев гостиного гарнитура, который остался в Старгороде.

О спрятанных драгоценностях узнал и «священник церкви Фрола и Лавра, отец Федор Востриков», исповедовавший мадам Петухову. И Воробьянинов, и Востриков немедленно выехали в Старгород. Ипполит Матвеевич остановился у своего бывшего дворника, где произошла судьбоносная встреча с молодым авантюристом Остапом Бендером, ставшим его компаньоном в поисках сокровищ.

Главы 9–11

От дворника новоиспеченные охотники за бриллиантами узнали, что всю мебель семейства Воробьяниновых увезли. Лишь один стул оказался во владении завхоза «2-го дома соцобеса» Александра Яковлевича – застенчивого воришки, который крал все, что плохо лежало, и при этом «постоянно стыдился». Под видом инспектора пожарной охраны Бендер оказался в бывшем Воробьяниновском доме, где доживали свой век одинокие старухи, но стула нигде не было – его продал предприимчивый братец супруги завхоза.

Выяснилось, что стул приобрел отец Федор, которого случайно встретил в городе Воробьянинов. Между мужчинами завязалась драка за стул, который они стали стремительно потрошить, но «бриллиантов не было».

Главы 12–16

Тем временем компаньоны поселились в местной гостинице, и Бендер отправился к архивариусу искать след пропавшего орехового гарнитура. Им оказался хитрый и жадный старик Варфоломей Коробейников. От него великий комбинатор узнал, что один из стульев находится у Грицацуева, а остальные хранятся в московском музее мебели. Вслед за Бендером у Коробейникова появился отец Федор, и архивариус подсунул ему ордера на другой гарнитур.

Узнав, что гражданин Грицацуев умер, Остап Бендер решил жениться на вдовушке – «знойная женщина – мечта поэта» – и проверить оставшийся у нее стул на наличие бриллиантов. Но поиски ни к чему не привели, и компаньоны отправились в Москву.

Часть 2. В Москве

Главы 17–23

В Москве компаньоны поселились в «общежитии студентов-химиков», у одного из многочисленных знакомых Бендера. Первым делом они отправились в музей мебели, где узнали, что на следующий день состоится аукцион, на котором будет выставлен и заветный гарнитур. В музее они случайно встретили Лизу – жену бедного студента-чертежника. Воробьянинов, очарованный неискушенной девушкой, стал ей жаловаться на «отсутствие женской ласки». Желая пустить пыль в глаза Лизе, Ипполит Матвеевич пригласил ее в ресторан, где потратил все деньги, отложенные на покупку стульев.

На следующий день компаньоны поспешили на аукцион, и Остап Бендер блестяще провел сделку, купив все стулья за двести рублей. Он еще не знал, что у Воробьянинова нет денег. В итоге стулья были проданы поштучно. Остап заплатил беспризорникам, и те проследили, куда «ушел» каждый стул. Для того, чтобы заполучить мебель, у Бендера на вооружении было множество «испытанных приемов: 1) простое знакомство, 2) любовная интрига, 3) знакомство со взломом, 4) обмен, 5) деньги и 6) деньги. Последнее — самое верное».

Главы 24–33

Первой «жертвой» Остапа стала Эллочка Щукина – молодая красивая женщина «с воображением дятла» и почти полным отсутствием словарного запаса. В утомительной борьбе с американской миллионершей Вандербильд за право зваться самой красивой и роскошной, Эллочка приобрела два стула на аукционе. При одном взгляде на хозяйку и ее комнату Остап «сразу понял, как вести себя в светском обществе». Он с легкостью выменял на обычное чайное ситечко заветные стулья, но они оказались пусты.

Тем временем Воробьянинов отправился к профессиональному юмористу Авессалому Изнуренкову, но его попытка раздобыть стул не увенчалась успехом. Тогда в дело вмешался Бендер, который под видом судебного исполнителя вынес мебель.

Далее Остап Бендер отправился в редакцию газеты «Станок», где прямо на месте вскрыл Воробьяниновский стул. Неудачным оказалось и вскрытие стула в квартире рифмоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. К этому времени из всего гарнитура неисследованными остались четыре стула театра Колумба, который должен был вот-вот отправиться на гастроли по стране, а также один стул, исчезнувший в неизвестном направлении с товарного двора Октябрьского вокзала.

Все пережитые волнения и мытарства оставили на Воробьянинове отпечаток – «Ипполит Матвеевич постепенно становился подхалимом». Это не ускользнуло от внимания Бендера, ставшего называть своего компаньона Кисой. Великий комбинатор чувствовал, что приближается «последний акт комедии «Сокровище моей тещи»». Он решил направить все силы на то, чтобы достать стулья из театра, разумно полагая, что шансов там было больше.

Часть 3. Сокровище мадам Петуховой

Главы 34–37

Узнав, что театр остался без художника, Остап без зазрения совести предложил свои услуги. Так Бендер и Киса оказались на теплоходе, и в их обязанности входило «исполнение художественных плакатов, надписей и окончание транспаранта». Достаточно долго им удавалось поддерживать иллюзию работы над плакатами, но в итоге в Васюках их выгнали с парохода за дурно написанный плакат. К тому времени компаньоны вскрыли только один стул, и все надежды они возлагали на последние стулья, уплывшие с театром. Неунывающий Остап быстро сформулировал новый план действий – «обогнать тиражную лоханку и встретиться с колумбовцами на суше — в Сталинграде». Выдав себя за известного гроссмейстера, Бендер, игравший в шахматы второй раз в жизни, организовал сеанс одновременной игры. Проиграв все партии и прихватив «заработанные» деньги, компаньоны пустились наутек.

Главы 38–40

На дачном поезде Киса и Бендер добрались до Пятигорска. Догнав театр Колумба, компаньоны с грустью поняли, что теперь «проникнуть в театр, как они предполагали, было невозможно». Остап договорился с театральным монтером, что тот вынесет им оставшиеся три стула за двадцать рублей. Чтобы раздобыть нужную сумму, великий комбинатор настоял на том, чтобы Воробьянинов принялся «на французском, немецком и русском языках просить подаяние». Сам же Бендер отправился к главной достопримечательности Пятигорска – Провалу, за проход к которому предприимчивый молодой человек принялся взимать деньги с доверчивых туристов. Собрав двадцать рублей, компаньоны получили от монтера только два стула, но и они оказались «пустышками».

Тем временем отец Федор также колесил по стране в поисках «липового» гарнитура. Отыскав его, он написал письмо жене, чтобы та распродала имущество и прислала все деньги для приобретения стульев. Когда же в предвкушении бриллиантов отец Федор методично вскрыл их один за другим, стулья оказались пусты.

Главы 41–43

Вечно пьяный монтер не сдержал своего обещания и не вынес компаньонам третий стул. Им пришлось пешком идти за театром, который направился в Тифлис. По дороге Киса и Остап встретили отца Федора, который на фоне неудачи с бриллиантами совсем лишился рассудка.

Когда герои прибыли в Тифлис, театр уже уехал в Ялту, и им ничего не оставалось, как последовать за ним в Крым. Они держали уже стул в руках, когда неожиданно «удар большого крымского землетрясения 1927 года» вырвал его у них из рук. Когда же компаньоны вскрыли его, он оказался пуст. Из всего гарнитура оставался последний стул, затерявшийся на московском вокзале.

Бендер и Киса вернулись в Москву, где продолжили свои поиски. За это время «Ипполит Матвеевич переменился необыкновенно» не только внешне, но и внутренне – в характере Кисы появились «не свойственные ему раньше черты решительности и жестокости». Когда Остап обнаружил местонахождение последнего стула, он принялся дразнить Воробьянинова тем, что заберет себе большую часть сокровищ. Не выдержав напряжения, Ипполит Матвеевич перерезал своему компаньону горло. Когда же он отправился в клуб железнодорожников, чтобы вскрыть стул, выяснилось, что бриллианты уже нашли и на вырученные средства построили этот самый клуб – «сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось».

И что в итоге?

Киса — когда подельники нашли последний стул, убивает Бендера, затем узнаёт, что бриллианты уже нашли, а на вырученные деньги построили железнодорожный клуб.

Остап Бендер — был убит Кисой, когда они наконец нашли последний стул.

Фёдор Востриков — из-за неудачи с бриллиантами лишается рассудка.

Заключение

Заключение

Проблемы, поднятые в авантюрно-приключенческом произведении Ильфа и Петрова, не утрачивают своей актуальности и по сей день. Главная мысль романа – в погоне за призрачными сокровищами можно не заметить многих радостей жизни.

После ознакомления с кратким пересказом «12 стульев» рекомендуем прочитать роман в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Дейна

    10/10

  • Максим Танюшин

    8/10

  • Андрей Евстратов

    10/10

  • Мария Курлыкова

    9/10

  • Ростислав Пилипейко

    10/10

  • Людмила Жданова

    9/10

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 547.


А какую оценку поставите вы?

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Ильф и Петров — Двенадцать стульев

Краткое содержание Ильф и Петров Двенадцать стульев

Главные действующие лица:

Ипполит Матвеевич Воробьянинов – мужчина за 50, живет в Уездном городе N. Высокий, усатый, худой, седой. Интеллигентный, осторожный, расчетливый, трусливый. Работник местного ЗАГСа;

Остап Бендер – молодой человек под 30 лет. Характерные особенности: для того, чтобы выжить занимается махинациями, сторонится правоохранительных структур, никогда не говорит о своей семье. Обладает смуглой кожей, стройный, крепкого телосложения. Носит пиджак, шарф, штиблеты апельсинового цвета и фуражку. Предприимчив, находчив, дерзок в общении;

Отец Федор – работник местной церкви. Алчный, глуповатый, мелочный, склонный к авантюрам. Невысокий, с рыжей бородой;

Клавдия Ивановна Петухова – теща Ипполита Матвеевича. Пожилая глупая женщина. До революции у ее семьи было фамильное имение. В прошлом – состоятельная женщина.

Краткое содержание

Роман «12 стульев» начинается с того, что в Уездном городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянова Клавдия Ивановна Петухова. Перед смертью пожилая женщина успевает рассказать своему овдовевшему зятю о том, что во время революции она спрятала свое фамильное богатство под подшивкой одного из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Ипполит Матвеевич берет двухнедельный отпуск и устремляется в город Старгород, где несколько лет назад он проживал вместе с женой и тещей. Но Воробьянинов не знает, что священник отец Федор, исповедовавший Клавдию Ивановну перед ее смертью, подслушал семейную тайну и тоже решил поохотиться за бриллиантами.

По иронии судьбы в это же время в Старгороде появляется молодой человек Остап Бендер, который, очевидно, не имеет ни дома, ни гроша за душой. Он живет тем, что разнообразными авантюрными методами зарабатывает себе на жизнь. Случайно познакомившись с Тихоном, – дворником, служившим много лет назад Ипполиту Матвеевичу, Остап остается у него на ночлег. В этот же вечер в дворницкой появляется сам Воробьянинов. Прозорливый Бендер понимает, что Ипполит Матвеевич вернулся в город не случайно, и решает разузнать его планы. Чутьё не подвело Остапа. В результате непродолжительного допроса он узнает, что бывшего предводителя дворянства в Старгород привело крайне прибыльное дело. Осознав, что проговорился первому встречному, Ипполит Матвеевич соглашается взять Остапа в компаньоны. Бендер понял, что ситуация в его руках – он сразу же нарек себя «руководителем концессии» и потребовал у нового знакомого свою долю в случае реализации клада.

Со свойственной себе легкостью Остап быстро разузнал местонахождение Воробьяниновского гарнитура, и партнеры незамедлительно начали действовать.

К разочарованию концессионеров, спустя много лет в Старгороде осталось всего два стула из фамильного гарнитура. Как выяснилось вскоре, оба оказались пустыми. Компаньонам ничего не оставалось, как отправиться в московский музей мебели. Для того чтобы добраться в столицу товарищам нужны были деньги. Эту проблему с легкостью решил великолепный Остап, сумевший за сутки обвести вокруг пальца всю интеллигенцию Старгорода и безболезненно убежать со своей же свадьбы.

В то же время Отец Федор, рассчитывавший опередить конкурентов, немного опоздал и получил информацию о владельцах искомых стульев позже Бендера. Правда, данные священник раздобыл не те и, сам не зная того, безуспешно охотился за совсем другой мебелью, в которой признаться «ни черта нет».

Добравшись в Москву, кладоискатели остановились у давних приятелей Остапа в общежитии. Пока Бендер искал способ поскорее добраться до заветных стульев, Воробьянинов встретил юную даму и пригласил ее в ресторан, решив поразить девушку своей щедростью. Позабыв о деле, Ипполит Матвеевич за один вечер потратил всю свою часть денег, вырученных товарищами в Старгороде. На его беду на следующий же день состоялся аукцион, на котором продавались оставшиеся десять стульев. Нескольких рублей, так красиво потраченных прошлой ночью Воробьяниновым, не хватило товарищам для того, чтобы обрести долгожданное богатство.

Друзей выгнали из аукционного зала, и стулья были распроданы по одному. Бендер выяснил, кто приобрел заветную мебель, и узнал адреса горожан, купивших стулья.

Девять адресов стали известны сразу, лишь один стул исчез в неизвестном направлении. Великий комбинатор решил играть «9 к 1», поэтому друзья решили незамедлительно проверить девять подручных вариантов. На что только не пошли они для достижения своей цели: и визит к незнакомцам под придуманным предлогом, и аферы в редакции столичной газеты, и авантюрное трудоустройство на пароход, и необычный шахматный турнир в провинциальном городке, и непредвиденное посещение черноморских курортов…

Прошло несколько месяцев. Обессиленные, но не сдавшиеся концессионеры вернулись в Москву с единственной надеждой отыскать последний злополучный стул. Усилиями Остапа заветный клад был найден, но пока не добыт. Обрадовавшись находке, великий комбинатор рассказал своему компаньону где и когда можно забрать бриллианты. Почуяв приближающееся богатство, Ипполит Матвеевич решил, что делиться с Бендером ему вовсе необязательно и убил компаньона, перерезав ему горло.

Воробьянинов понял, что теперь никто не сможет препятствовать его счастью и побежал по ночной Москве к долгожданному кладу. Не знал Ипполит Матвеевич о том, что тот самый затерянный стул уже давно подарил свои богатства другим людям: пока приятели охотились за «журавлем в небе» – «синица в руках» оказалась совсем в другом месте…

Дело в том, что совсем недавно сторож клуба, в который был случайно приобретен неприметный стул, нечаянно порвал его ситцевую обивку. Из-под нее посыпались бриллианты, на которые был построен новый клуб. Узнав об этом, Ипполит Матвеевич не поверил своим ушам и вскоре сошел с ума…

Роман наглядно демонстрирует, к чему приводит человеческая алчность и глупость. Илья Ильф и Евгений Петров отобразили главные людские пороки в свойственной им сатирической манере, благодаря чему произведение, ставшее бессмертной советской классикой, до сих пор понятно и любимо читателями.  

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Ильф и Петров — Двенадцать стульев. Картинка к рассказу

Ильф и Петров - Двенадцать стульев кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание О. Генри Короли и капуста

    Действие романа происходит в стране Анчурии, расположенной на латиноамериканском континенте. Жители этого государства живут за счет экспорта фруктов, переправляемых в Соединенные Штаты

  • Краткое содержание Баргамот и Гараська Андреева

    На окраине города Орла жил Иван Акиндиныч Бергамотов, часто его звали просто Баргамотом. Он был городовым и следил за порядком на Пушкарной улице. Местные жители, которые звались «пушкарями» по наименованию улицы

  • Краткое содержание Осеева Динка

    Произведение В. Осеевой «Динка» повествует о жизни и приключениях восьмилетней девочки. События, описанные в повести, происходят спустя несколько лет после революции, свершившейся в 1905 году.

  • Краткое содержание Набоков Король, дама, валет

    Для начала, чтобы хоть что-то представлять о персонажах произведения, давайте кратко охарактеризуем их.

    Франс является самым нелепым участником романа Набокова. Он несамостоятельный и очень слабый, причём за постоянно всё решает мать и Марта

  • Краткое содержание Андерсен Суп из колбасной палочки

    Мышиный царь устроил своим придворным во дворце грандиозный пир. Царила приятная домашняя обстановка, к столу подавались разнообразные изыски и велась непринужденная беседа

«12 стульев» краткое содержание романа Ильфа и Петрова – читать пересказ онлайн

Сатира «12 стульев» Ильфа и Петрова была написана в 1927 году. Яркий, искрометный роман двух писателей в сатирической форме отобразил социалистическую действительность России образца 20-х годов прошлого века.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «12 стульев» по главам и частям.

Содержание

  • Главные герои
  • Другие персонажи
  • Краткое содержание
    • Часть 1. Старгородский лев
      • Главы 1-8
      • Главы 9-11
      • Главы 12-16
    • Часть 2. В Москве
      • Главы 17-23
      • Главы 24-33
    • Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
      • Главы 34-37
      • Главы 38-40
      • Главы 41-43
  • Заключение

Главные герои

Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – интеллигентный, расчетливый, трусоватый мужчина пятидесяти лет, бывший дворянин.

Остап Бендер  – молодой привлекательный человек, невероятно дерзкий, находчивый, остроумный.

Федор Востриков – священнослужитель, глуповатый, мелочный, алчный мужчина.

Другие персонажи

Клавдия Ивановна Петухова – теща Воробьянинова, хозяйка драгоценностей.

Мадам Грицацуева – средних лет женщина, наивная, любвеобильная, доверчивая, жена Бендера.

Александр Яковлевич — завхоз 2-го дома Старсобеса, застенчивый воришка.

Варфоломей Коробейников — заведующий старгородским архивом, хитрый и жадный старик.

Элла Щукина (Эллочка Людоедка) — молодая, красивая, но глупая, недалекая женщина.

Краткое содержание

Часть 1. Старгородский лев

Главы 1-8

«В уездном городе N» жил Ипполит Матвеевич Воробьянинов, в прошлом предводитель дворянства, который «служил в загсе, где ведал столом регистрации смертей и браков». Пятидесятилетний вдовец вел откровенно скучную, ничтожную жизнь. Компанию ему составляла престарелая теща Клавдия Ивановна Петухова, которая перед смертью сообщила, что в смутные времена все свои бриллианты она зашила в один из стульев гостиного гарнитура, который остался в Старгороде.

О спрятанных драгоценностях узнал и «священник церкви Фрола и Лавра, отец Федор Востриков», исповедовавший мадам Петухову. И Воробьянинов, и Востриков немедленно выехали в Старгород. Ипполит Матвеевич остановился у своего бывшего дворника, где произошла судьбоносная встреча с молодым авантюристом Остапом Бендером, ставшим его компаньоном в поисках сокровищ.

Главы 9-11

От дворника новоиспеченные охотники за бриллиантами узнали, что всю мебель семейства Воробьяниновых увезли. Лишь один стул оказался во владении завхоза «2-го дома соцобеса» Александра Яковлевича – застенчивого воришки, который крал все, что плохо лежало, и при этом «постоянно стыдился». Под видом инспектора пожарной охраны Бендер оказался в бывшем Воробьяниновском доме, где доживали свой век одинокие старухи, но стула нигде не было – его продал предприимчивый братец супруги завхоза.

Выяснилось, что стул приобрел отец Федор, которого случайно встретил в городе Воробьянинов. Между мужчинами завязалась драка за стул, который они стали стремительно потрошить, но «бриллиантов не было».

Главы 12-16

Тем временем компаньоны поселились в местной гостинице, и Бендер отправился к архивариусу искать след пропавшего орехового гарнитура. Им оказался хитрый и жадный старик Варфаломей Коробейников. От него великий комбинатор узнал, что один из стульев находится у Грицацуева, а остальные хранятся в московском музее мебели. Вслед за Бендером у Коробейникова появился отец Федор, и архивариус подсунул ему ордера на другой гарнитур.

Узнав, что гражданин Грицацуев умер, Остап Бендер решил жениться на вдовушке – «знойная женщина – мечта поэта» – и проверить оставшийся у нее стул на наличие бриллиантов. Но поиски ни к чему не привели, и компаньоны отправились в  Москву.

Часть 2. В Москве

Главы 17-23

В Москве компаньоны поселились в «общежитии студентов-химиков», у одного из многочисленных знакомых Бендера. Первым делом они отправились в музей мебели, где узнали, что на следующий день состоится аукцион, на котором будет выставлен и заветный гарнитур. В музее они случайно встретили Лизу – жену бедного студента-чертежника. Воробьянинов, очарованный неискушенной девушкой, стал ей жаловаться на «отсутствие женской ласки». Желая пустить в глаза Лизе, Ипполит Матвеевич пригласил ее в ресторан, где потратил все деньги, отложенные на покупку стульев.

На следующий день компаньоны поспешили на аукцион, и Остап Бендер блестяще провел сделку, купив все стулья за двести рублей. Он еще не знал, что у Воробьянинова нет денег. В итоге стулья были проданы поштучно. Остап заплатил беспризорникам, и те проследили, куда «ушел» каждый стул. Для того, чтобы заполучить мебель, у Бендера на вооружении было множество «испытанных приемов: 1) простое знакомство, 2) любовная интрига, 3) знакомство со взломом, 4) обмен, 5) деньги и 6) деньги. Последнее — самое верное».

Главы 24-33

Первой «жертвой» Остапа стала Эллочка Щукина – молодая красивая женщина «с воображением дятла» и почти полным отсутствием словарного запаса. В утомительной борьбе с американской миллионершей Вандербильд за право зваться самой красивой и роскошной, Эллочка приобрела два стула на аукционе. При одном взгляде на хозяйку и ее комнату Остап «сразу понял, как вести себя в светском обществе». Он с легкостью выменял на обычное чайное ситечко заветные стулья, но они оказались пусты.

Тем временем Воробьянинов отправился к профессиональному юмористу Авессалому Изнуренкову, но его попытка раздобыть стул не увенчалась успехом. Тогда в дело вмешался Бендер, который под видом судебного исполнителя вынес мебель.

Далее Остап Бендер отправился в редакцию газеты «Станок», где прямо на месте вскрыл Воробьяниновский стул. Неудачным оказалось и вскрытие стула в квартире рифмоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. К этому времени из всего гарнитура неисследованными остались четыре стула театра Колумба, который должен был вот-вот отправиться на гастроли по стране, а также один стул, исчезнувший в неизвестном направлении с товарного двора Октябрьского вокзала.

Все пережитые волнения и мытарства оставили на Воробьянинове отпечаток – «Ипполит Матвеевич постепенно становился подхалимом». Это не ускользнуло от внимания Бендера, ставшего называть своего компаньона Кисой. Великий комбинатор чувствовал, что приближается «последний акт комедии «Сокровище моей тещи»». Он решил направить все силы на то, чтобы достать стулья из театра, разумно полагая, что шансов там было больше.

Часть 3. Сокровище мадам Петуховой

Главы 34-37

Узнав, что театр остался без художника, Остап без зазрения совести предложи свои услуги. Так Бендер и Киса оказались на теплоходе, и в их обязанности входило «исполнение художественных плакатов, надписей и окончание транспаранта». Достаточно долго им удавалось поддерживать иллюзию работы над плакатами, но в итоге в Васюках их выгнали с парохода за дурно написанный плакат. К тому времени компаньоны вскрыли только один стул, и все надежды они возлагали на последние стулья, уплывшие с театром. Неунывающий Остап быстро сформулировал новый план действий – «обогнать тиражную лоханку и встретиться с колумбовцами на суше — в Сталинграде». Выдав себя за известного гроссмейстер, Бендер, игравший в шахматы второй раз в жизни, организовал сеанс одновременной игры.  Проиграв все партии и прихватив «заработанные» деньги, компаньоны пустились наутек.

Главы 38-40

На дачном поезде Киса и Бендер добрались до Пятигорска. Догнав театр Колумба, компаньоны с грустью поняли, что теперь «проникнуть в театр, как они предполагали, было невозможно».  Остап договорился с театральным монтером, что тот вынесет им оставшиеся три стула за двадцать рублей. Чтобы раздобыть нужную сумму, великий комбинатор настоял на том, чтобы Воробьянинов принялся «на французском, немецком и русском языках просить подаяние».  Сам же Бендер отправился к главной достопримечательности Пятигорска – Провалу, за проход к которому предприимчивый молодой человек принялся взимать деньги с доверчивых туристов. Собрав двадцать рублей, компаньоны получили от монтера только два стула, но и они оказались «пустышками».

Тем временем отец Федор также колесил по стране в поисках «липового» гарнитура. Отыскав его, он написал письмо жене, чтобы та распродала имущество и прислала все деньги для приобретения стульев. Когда же в предвкушении бриллиантов отец Федор методично вскрыл их один за другим, стулья оказались пусты.

Главы 41-43

Вечно пьяный монтер не сдержал своего обещания и не вынес компаньонам третий стул. Им пришлось пешком идти за театром, который направился в Тифлис. По дороге Киса и Остап встретили отца Федора, который на фоне неудачи с бриллиантами совсем лишился рассудка.

Когда герои прибыли в Тифлис, театр уже уехал в Ялту, и им ничего не оставалось, как последовать за ним в Крым. Они держали уже стул в руках, когда неожиданно «удар большого крымского землетрясения 1927 года» вырвал его у них из рук. Когда же компаньоны вскрыли его, он оказался пуст. Из всего гарнитура оставался последний стул, затерявшийся на московском вокзале.

Бендер и Киса вернулись в Москву, где продолжили свои поиски. За это время «Ипполит Матвеевич переменился необыкновенно» не только внешне, но и внутренне – в характере Кисы появились «не свойственные ему раньше черты решительности и жестокости». Когда Остап обнаружил местонахождение последнего стула, он принялся дразнить Воробьянинова тем, что заберет себе большую часть сокровищ. Не выдержав напряжения, Ипполит Матвеевич перерезал своему компаньону горло. Когда же он отправился в клуб железнодорожников, чтобы вскрыть стул, выяснилось, что бриллианты уже нашли и на вырученные средства построили этот самый клуб – «сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось».

Заключение

Проблемы, поднятые в авантюрно-приключенческом произведении Ильфа и Петрова, не утрачивают своей актуальности и по сей день. Главная мысль романа – в погоне за призрачными сокровищами можно не заметить многих радостей жизни.

После ознакомления с кратким пересказом «12 стульев» рекомендуем прочесть роман в полной версии.

Предыдущая

Краткое содержание«Что делать?» краткое содержание романа Чернышевского – читать пересказ онлайн

Следующая

Краткое содержание«12» краткое содержание поэмы Александра Блока «Двенадцать» – читать пересказ онлайн

Персонаж 12 стульев

Предыстория романа

В 1927 году Ильф и Петров трудились в московской газете «Гудок». Сюжет журналистам подсказал В. П. Катаев, уже известный и опытный писатель. Предполагалось, что Валентин Петрович будет править уже готовые главы, написанные газетчиками, и на обложку книги вынесутся фамилии трёх авторов. Через месяц работы над романом выявляется самодостаточность Ильфа и Петрова. Мастерство молодых сатириков столь очевидно, что Катаев отказывается от соавторства.

В результате вопрос о том, кто написал «12 стульев», разрешается сам собой. На титульном листе романа стоят только два имени: Илья Ильф и Евгений Петров.

Ильф и петров 12 стульев краткое содержание

Охота на драгоценные стулья

«Двенадцать стульев» писались стремительно. Работа началась в сентябре 1927 года. Через месяц готова первая часть. К январю 1928 года роман полностью завершён. В январском номере ежемесячника «30 дней» появляются первые главы произведения. Публикация в журнале продолжалась до июля.

Отдельной книгой работа Ильфа и Петрова выпущена издательством «Земля и фабрика» в июле 1928 года. В отличие от журнального варианта, имевшего 37 глав, роман состоял из 41.

12 стульев краткое содержание

Действие происходит в разных городах европейской части СССР. Двадцать один второстепенный персонаж встречается на страницах «12 стульев». Герои романа, ведущие охоту за кладом, немногочисленны. Список главных действующих лиц:

  • жулик Остап Бендер;
  • бывший предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов;
  • священник отец Фёдор.

Встречи в Старгороде

15 апреля 1927 года в городе N скончалась тёща Воробьянинова. Перед смертью мадам Петухова кратко рассказала зятю, что зашила, скрывая от большевиков, бриллианты стоимостью в 70 тыс. царских рублей в сиденье одного из стульев гостиного гарнитура. О сокровищах узнал и отец Фёдор, исповедавший Клавдию Ивановну перед кончиной.

Кто написал 12 стульев

Для поисков тёщиного наследства Ипполит Матвеевич отправляется в Старгород. Здесь происходит встреча с мелким мошенником Остапом Бендером. Авантюристы договариваются о совместной деятельности, определив её как концессию.

Выяснилось, что один стул из гарнитура находится в доме соцобеспечения. Приют для старушек занимал особняк, когда-то принадлежавший Воробьянинову, в то время предводителю дворянства. Бендер обследовал всё здание, но ничего не нашёл.

Пропажу обнаружил Ипполит Матвеевич. На улице концессионер встретил отца Фёдора, приехавшего в Старгород за кладом. Священник нёс стул из гарнитура. Завязалась драка. В потасовке противники сломали шедевр мебельного искусства. Бриллиантов внутри не оказалось.

Чтобы выяснить судьбу остальных 11 стульев, Остап отправился к Варфоломею Коробейникову, некогда служившему в жилищном отделе города. Посулив архивариусу 70 рублей, Бендер получил ордера на мебель. Он узнал, что десять стульев передано в московский музей мебели, а ещё один достался жителю Старгорода товарищу Грицацуеву.

С документами в кармане комбинатор ушёл, не заплатив ни копейки. Бендера сменил отец Фёдор. Его тоже интересовал гарнитур из гостиной мадам Петуховой. За 5 золотых червонцев Коробейников продал священнику ордер на 12 стульев, принадлежавших генеральше Поповой.

Двенадцать стульев краткое содержание

Остап женился на вдове гражданина Грицацуева, дабы завладеть кладом. Но мошенников ждала неудача. Бриллианты не обнаружились.

На поездку в Москву нужны деньги. Здесь удача улыбнулась концессионерам. Воробьянинова и Бендера приглашают в гости к Елене Станиславовне, давней знакомой Ипполита Матвеевича, всё ещё влюблённой в предводителя дворянства. Остапу приходит в голову идея провести аферу. На квартиру к Елене Станиславовне приглашаются люди, бывшие не в ладах с советской властью.

Под видом учреждения мифического «Союза меча и орала» Бендер собирает пожертвования, якобы предназначенные для помощи беспризорникам. Собранных средств оказалось 500 рублей. Дорога на Москву открыта.

Гарнитур расходится по частям

В Москве концессионеры поселились в студенческом общежитии. Здесь Остап встретил давнего друга Николая, который недавно женился на студентке Лизе.

Бендер и Воробьянинов осматривали Музей мебели в поисках орехового гарнитура, но безрезультатно. Зато им встретилась Лиза. Пока великий комбинатор выяснял судьбу стульев, бывший предводитель дворянства предлагает девушке провести вечер вместе.

12 стульев герои краткое содержание

Остап узнаёт, что стулья продадут на завтрашнем аукционе. Студентка соглашается пойти с Ипполитом Матвеевичем в ресторан. Утром после романтического ужина у старого ловеласа осталось только 12 рублей из 200, полученных от Бендера после дележа денег, которые пожертвовали старгородские заговорщики из «Союза меча и орала».

На аукционе стулья мастера Гамбса продавались одним лотом. Стартовая цена — 80 рублей. Когда стоимость гарнитура достигла 145 рублей, Остап предложил 200, и конкуренты сдались.

По аукционным правилам покупатель лота обязан заплатить комиссионный сбор. Бендер потребовал, чтобы Воробьянинов внёс недостающую сумму. Денег у Ипполита Матвеевича не было. Торг на гарнитур отменили. Стулья начали продавать по отдельности. Места, по которым разошёлся ореховый гарнитур мадам Петуховой:

12 стульев

  1. Пару стульев купила Эллочка Щукина.
  2. Четыре штуки отвезли в театр Колумба.
  3. По одному экземпляру приобрели завхоз редакции газеты «Станок», юморист Авессалом Изнуренков и поэт Ляпис-Трубецкой.
  4. Один стул исчез в неизвестном направлении.

Чтобы заполучить стул у Эллочки, Бендер расстался с золотым ситечком, позаимствованным у гражданки Грицацуевой. Второй стул, доставшийся Щукину при разводе, комбинатор заполучил, когда помог незадачливому инженеру открыть квартиру, которую затапливала вода из открытого крана. Оба шедевра мастера Гамбса не хранили в себе сокровищ. Забрать стулья у Изнуренкова и Ляписа-Трубецкого не составило труда. Клад не обнаружился. Стул, вскрытый Остапом ночью в кабинете главного редактора «Станка», также оказался пустым.

В театре Колумба стулья использовались как реквизит в авангардной постановке «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Но театр уезжал на гастроли по Волге. Концессионеры последовали за ним.

Погоня за бриллиантовым сокровищем

Пароход «Скрябин» совершал рейс от Нижнего Новгорода до Царицына. Цель похода — агитация населения в участии тиражей государственного займа. В агитпоходе были задействованы:

  • корреспонденты центральных газет;
  • кинооператор;
  • духовой оркестр;
  • артисты театра Колумба.

Двенадцать стульев кратко

В первую ночь охотники за бриллиантами, устроившись на судно художниками-оформителями, распотрошили один стул. Внутри обнаружилась медная табличка с надписью, которая гласила, что полукресло изготовлено мастером Гамбсом в 1865 году в Санкт-Петербурге.

В городке Васюки лжехудожников изгоняют с парохода. Чтобы раздобыть деньги, Остап организует сеанс одновременной игры на 160 досках в шахматном клубе. Некомпетентность приезжего гроссмейстера вскоре открылась. Спасаясь от расправы обманутых васюкинцев, концессионеры уплывают на лодке вниз по течению Волги.

В Пятигорске с помощью монтёра театра Мечникова, взявшего за услуги 20 рублей, Бендер и Воробьянинов овладели двумя стульями. Ничего! Третий стул отправлен с реквизитом в турне по Кавказу и Крыму. Последний город гастролей — Ялта.

На погоню за театром требовались деньги. Ипполит Матвеевич прикидывается нищим, а Остап продаёт фальшивые билеты на посещение «Провала» — достопримечательности Пятигорска. На Военно-Грузинской дороге компаньоны изображают представителей горских народов, за что получают от туристов копейки. В Тифлисе мошенники встречают члена «Союза меча и орала» Кислярского и выманивают у него 500 рублей.

На горной дороге компаньоны натыкаются на обезумевшего отца Фёдора. Поиски гарнитура генеральши Поповой, ордер на который Коробейников подсунул вместо документа на стулья мадам Петуховой, привели священника в Батуми. Владелец генеральской мебели инженер Брунс долго упирался, но затем отдал стулья за 200 рублей. На берегу моря поп раскромсал все стулья топором. Бриллиантов не было.

Двенадцать стульев

В Ялте концессионеры, оставшись ночью после спектакля в театре Колумба, овладевают предпоследним стулом. Опять неудача! Авантюристы едут в Москву продолжать поиск.

Месяц Остап выискивал следы стула с сокровищами. Наконец розыск увенчался успехом. Оставалось ночью пробраться в клуб железнодорожников и овладеть кладом. Перед делом Бендер решил отдохнуть. Когда великий комбинатор уснул, Воробьянинов перерезал компаньону горло.

Уже на рассвете Ипполит Матвеевич снял обивку со стула, стоявшего в шахматной комнате. Бриллианты отсутствовали. Во дворе бывший предводитель дворянства услышал от клубного сторожа пересказ истории обретения фамильных драгоценностей. Сокровища Клавдии Ивановны превратились в Дом культуры железнодорожников. Воробьянинов потрогал холодный мрамор облицовки здания и завыл.

Старшеклассникам предлагается сделать анализ романа «Двенадцать стульев». Краткое содержание раскрывает фабулу произведения. Чтение книги доставит удовольствие благодаря искромётному юмору и лёгкому языку повествования.

  • Краткое содержание рассказ чехова палата номер 6
  • Краткое содержание рассказ фенька пантелеев
  • Краткое содержание рассказ о пугачеве
  • Краткое содержание рассказ моей бабушки а п крюкова
  • Краткое содержание рассказ мастер шукшина