Краткое содержание рассказа 451 градус по фаренгейту

Краткое содержание «451 градус по Фаренгейту»

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 3990.

Обновлено 4 Октября, 2022

О произведении

Роман «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери написал в 1953 году. Произведение является одним из ярчайших примеров научно-фантастической антиутопии в мировой литературе. Расшифровку названия в эпиграфе дает сам Брэдбери: «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага». В произведении автор размышляет над тем, есть ли у человечества будущее, изображая мир, в котором сжигаются книги, а люди живут только поверхностными, материальными ценностями.

На сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «451 градус по Фаренгейту» по главам, а также пройти тест на знание произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События романа происходят в предполагаемом будущем Америки.

Главные герои

  • Гай Монтэг – пожарный, который сжигал книги; после знакомства с Клариссой пересмотрел свои взгляды на жизнь.
  • Кларисса Маклеллан – девушка 17-ти лет, сильно отличалась от сверстников, была любопытной, интересовалась миром; подруга Монтэга.

Другие персонажи

  • Брандмейстер Битти – начальник Монтэга.
  • Милдред – женщина 30-ти лет, жена Монтэга.
  • Фабер – бывший профессор английского языка.

Краткое содержание

Часть 1. Очаг и саламандра

«Жечь было наслаждением». Монтэг – пожарный, у него черный шлем с цифрой 451, он сжигает дома и книги. Возвращаясь домой, Монтэг встретил девушку. Мужчина догадался, что это его новая соседка. Девушка рассказала, что ее зовут Кларисса Маклеллан, ей семнадцать лет и она «помешанная». Она призналась, что любит «смотреть на вещи, вдыхать их запах», бродить всю ночь напролет до рассвета.

Монтэг рассказал девушке, что работает пожарником уже 10 лет, но не читает книг, которые сжигает, ведь это карается законом. Девушка спросила, правда ли, что раньше пожарники тушили пожары, а не разжигали их. Монтэг рассмеялся и ответил, что это неправда – дома всегда были несгораемыми.

Девушка поделилась, что ей кажется, словно те, кто ездит на ракетных автомобилях, «не знают, что такое трава и цветы», потому что проезжают мимо на слишком большой скорости. Сама же Кларисса очень редко смотрит телевизионные передачи и не ходит в парки развлечений.

Прощаясь, Кларисса спросила у Монтэга, счастлив ли он, и убежала. Возвращаясь домой, мужчина думал над ее вопросом: «Конечно, я счастлив. Как же иначе? А она что думает — что я несчастлив?» Мужчина подумал, что лицо девушки похоже на зеркало. «Люди больше похожи <…> на факелы, которые полыхают во всю мочь, пока их не потушат. Но как редко на лице другого человека можно увидеть отражение <…> твоих сокровенных трепетных мыслей!»

Войдя в спальню, напоминавшую «облицованный мраморный склеп», Монтэг подумал, что на самом деле несчастен. Мужчина был женат, его жена Милдред спала с наушниками в ушах – миниатюрными «Ракушками» – радиоприемниками-втулками.

Зацепив ногой пустой флакончик из-под снотворного, Монтэг понял, что жена выпила все таблетки. Он позвонил в больницу неотложной помощи. Милдред промыли желудок, сделали переливание крови и плазмы. Санитар рассказал, что за последние годы подобные случаи сильно участились.

Утром Милдред даже не поняла, что случилось. Женщина всегда ходила с «Ракушками» в ушах, поэтому за десять лет их знакомства научилась читать по губам. Она все дни проводит, смотря телешоу, в гостиной у них установлены три телевизорные стены, и она просит четвертую: «Если бы мы поставили четвёртую стену, эта комната была уже не только наша. В ней жили бы разные необыкновенные, занятые люди». Монтэг отмечает, что хотя Милдред 30 лет, Кларисса кажется ему гораздо старше жены.

У пожарников был механический пес с восемью лапами и высовывающейся стальной иглой с морфием или прокаином. Его обонятельную систему могли настроить на любую жертву. Монтэгу показалось, что пес пытался на него наброситься.

Монтэг и Кларисса виделись ежедневно. Мужчина поделился с девушкой, что у него нет детей, потому что Милдред их не хотела. Кларисса не ходила в школу, потому что ученики там никогда не задают вопросов. Она призналась, что боится своих сверстников, которые убивают друг друга – в этом году 6 были застрелены, а 10 погибли в автокатастрофах.

Неожиданно Кларисса исчезла. Монтэг начинает думать о том, что было бы, если бы другие пожарные сожгли его дом и его книги. У него на работе висел список запрещенных книг, а также существовала «краткая история пожарных команд Америки», где было указано, что пожарные жгли книги с 1790 года.

Монтэг едет на очередной вызов – дневной. Его сильно впечатлило, когда хозяйка дома, пожилая женщина, не захотела бросать книги и сгорела вместе с ними. Незаметно для всех Монтэг украл одну книгу.

Ночью Монтэг спросил у жены, помнит ли, когда и где они встретились, но ни он, ни она не помнили. Впрочем, они мало общались – когда бы Монтэг не зашел в гостиную, «стены разговаривали с Милдред».

Милдред сказала, что семья Клариссы уехала, а сама девушка умерла – попала 4 дня назад под машину. С утра Монтэг понял, что заболел. Он поделился с женой тем, что случилось вчера: должно быть, в книгах было что-то важное, раз пожилая женщина пошла за них на смерть. Однако Милдред попросила, чтобы муж оставил ее в покое.

К Монтэгу приехал брандмейстер Битти. Он рассказал, что с 19 века до реальных дней люди все меньше и меньше читали, так как темп жизни постоянно ускорялся. «Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь». «Больше фильмов. А пищи для ума всё меньше». «Книга — это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её!» «Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные».

На прощание Брандмейстер отметил, что в книгах нет ничего такого, «чему стоило бы научить других». Битти сказал, что если пожарный случайно унесет с собой книгу, то ему ничего не будет, если он сожжет ее в течение суток.

Монтэг показал жене, что за вентиляционной решеткой уже год прятал книги. Испуганная Милдред хотела их сжечь. Монтэг сказал, что хочет только заглянуть в книги, и если в них действительно ничего нет, то они сожгут их вместе.

Часть 2. Сито и песок

«Весь долгий день они читали». Милдред не понравились книги – люди с экранов были для нее более реальными, объемными.

Монтэг вспомнил, как год назад встретил в парке старика Фабера. Тот читал Монтэгу наизусть стихи и написал свой адрес. Монтэг пришел к Фаберу. Он поделился со стариком своей надеждой, что книги помогут стать ему счастливым. Фабер ответил, что этого не будет: «книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть».

Фабер дал Монтэгу подслушивающий аппарат – зеленую втулку, которую сам изобрел.

«В ту ночь даже небо готовилось к войне». Монтэг вернулся домой. К ним пришли две женщины – подруги Милдред. Неожиданно Гай выключил экраны и спросил у них о войне. Женщины ответили, что война будет короткой – всего 48 часов, а потом все будет как раньше. Не выдержав того, насколько поверхностно рассуждали обо всем женщины, Монтэг принес книгу и начал читать им стихи. Милдред пыталась всех успокоить, но женщины быстро ушли.

Фабер уговорил Монтэга пойти на пожарную станцию на смену. Во время игры в карты Битти смеялся над Монтэгом, цитируя отрывки из произведений, чем сильно взволновал мужчину. Пожарные отправились на вызов. Монтэг всю дорогу был погружен в свои мысли и только когда они приехали, понял, что Битти привез их к дому Гая.

Часть 3. Огонь горит ярко

Из дома выбежала Милдред с чемоданом. Монтэг догадался, что это она вызвала пожарных. Гай по приказу Битти сам начал сжигать свой дом. «И, как и прежде, жечь было наслаждением — приятно было дать волю своему гневу».

Битти заметил в ухе Монтэга зеленую пульку – наушник Фабера, и забрал ее. Тогда Гай, не раздумывая, направил дуло огнемета на брандмейстера и сжег его. Остальных пожарных Гай оглушил. Из темноты появился механический пес и прыгнул на Монтэга. Мужчина успел выпустить на него струю пламени. Пес зацепил иглой только ногу Монтэга. Мужчина забрал уцелевшие книги и, хромая, пошел прочь. Гай понял, что Битти сам хотел умереть. Монтэг вставил в ухо «Ракушку» – его уже объявили в розыск.

Зайдя в уборную на заправке, Гай услышал, что началась война. Монтэг, прячась, добрался до дома Фабера. Фабер посоветовал Монтэгу найти лагерь бродяг, среди которых «немало бывших питомцев Гарвардского университета». Монтэг пробежал город, добрался до реки и переплыл ее. Выбравшись на берег, мужчина оказался в лесу.

Ориентируясь по железнодорожным рельсам, Монтэг вышел к поляне, где вокруг костра сидели люди – пять стариков. «Этот огонь ничего не сжигал — он согревал». Гая заметили и позвали к костру. По телевизору они увидели, как полиция вместо Монтэга поймала кого-то другого, так как иначе погоня была бы слишком затянутой и неинтересной зрителям.

Старики у костра представились – среди них были ученые из Кембриджского, Калифорнийского, Колумбийского университетов, преподобный отец, писатель.

Мужчины рассказали Монтэгу, что в стране есть люди, которые хранят книги в своей памяти. Они прочитывают книги и после этого сжигают. «Все мы — обрывки и кусочки истории, литературы, международного права». «За двадцать или более лет мы создали нечто вроде организации и наметили план действий». Они надеялись, что после окончания войны книги снова разрешат, и тогда они соберут всех этих людей и по их словам напечатают произведения на бумаге.

«— Смотрите! — воскликнул вдруг Монтэг. В это мгновенье началась и окончилась война». «Спустя несколько секунд грохот далёкого взрыва принёс Монтэгу весть о гибели города». Лежа на земле, Монтэг вспомнил главы из Экклезиаста и Откровения. Один из мужчин отметил, что человек похож на птицу Феникс – «сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла».

Мужчины отправились вверх по реке на север. Идя впереди, Гай «чувствовал, что и в нём пробуждаются и тихо оживают слова».

«Всему своё время. Время разрушать и время строить. Время молчать и время говорить».

«…И по ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее каждый месяц плод свой; и листья древа — для исцеления народов».

И что в итоге?

Гай Монтэг — сбежав из города, присоединяется к группе бродяг — бывших учёных из известных университетов; вместе с ними отправляется по реке дальше от города.

Кларисса Маклеллан — погибает, попав под машину.

Брандмейстер Битти — заметив в ухе Гая наушник Фабера, забирает его, из-за чего Гай сжигает Битти огнемётом.

Милдред — доносит на Гая и вызывает пожарных, убегает из дома с чемоданом.

Фабер — советует Гаю найти лагерь бродяг, среди которых бывшие учёные.

Заключение

Заключение

Роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери был удостоен в 1954 году премии Американской академии искусств и литературы, а также золотой медали Клуба Содружества Калифорнии. Произведение было дважды экранизировано, по его мотивам были поставлены театральные спектакли, телеспектакль.

Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «451 градус по Фаренгейту», а прочитать гениальный роман полностью.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Renat Gasanov

    11/12

  • Амелия Лисовая

    10/12

  • Фатиме Халилова

    12/12

  • Глеб Харисов

    10/12

  • Ольга Коробкова

    12/12

  • Александр Скрементов

    11/12

  • Людмила Шулешко

    8/12

  • Aybiyke Omurzakova

    12/12

  • Алина Солодова

    12/12

  • Anter Givemechese

    12/12

Рейтинг пересказа

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 3990.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 6 мин Просмотров 13.7к. Опубликовано 27.03.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «451 градус по Фаренгейту» за 1 минуту и подробно за 4 минуты. 

Очень краткий пересказ романа «451 градус по Фаренгейту»

Недалёкое будущее, в котором жажда потребления и культура, а точнее полное бескультурье, масс полностью берут верх над человеческим разумом. Под строжайшим запретом находятся книги, способные разбудить дремлющее сознание людей. Их сожгли дотла почти полностью. Кое-кто пытается скрывать у себя в домах остатки библиотек, но таких граждан быстро вычисляют и отправляют в тюрьму, а их дома выжигают изнутри, словно спасаясь от опаснейшей заразы.

Главный герой Гай как раз один из таких «выжигателей», но он сомневается в правильности того, что делает и, время от времени, крадёт и выносит томики книг с мест пожаров. Встреча с необычной девушкой, умеющей размышлять, становится катализатором в кардинальной перемене героя. Он уходит из дома и находит единомышленников. Вместе с ними Гай борется за сохранение литературного наследия.

Краткая характеристика персонажей:

  •  Гай Монтэг  — основной персонаж. Служит пожарным, как его дед и отец до него. Основная обязанность — жечь книги.
  •  Милдред  — супруга Гая. Полностью увязшая в «современном образе жизни». Не работает, не учится, её занимает только «телестена» и сон в наушниках-ракушках.
  •  Кларисса  — 17-я девушка, встреча с которой перевернула жизнь главного героя с ног на голову. Эта героиня любит размышлять, читать, вести беседы — всё то, что давно забыто миром людей.
  •  Битти  — начальник главного героя, шеф пожарной станции «на новый лад».
  •  Фабер  — профессор филологических наук, преподаватель, давно уволенный «за ненадобностью». Состоит в тайной организации группы людей, радеющих за сохранение литературного наследия.

Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту» подробно по плану

Роман Рея Брэдбери отличается великолепным писательским языком. Читать его в полном содержании — сплошное удовольствие. Кроме того, сюжет развивается в будущем, и, так как написана книга была 65 лет назад, это будущее очень похоже на сегодняшнее настоящее.

I. Будущее без будущего

Технический прогресс достиг таких высот, что у людей отпала необходимость о чём-либо переживать. Они по определению счастливы и желать им больше не чего. Говорить тоже нет нужды, нет надобности размышлять и заниматься поисками истины — всё преподнесено «на блюдечке с синенькой каёмочкой». Дома построены из несгораемых материалов, стены в гостиной превратились в экраны телевизоров, машины передвигаются со скоростью ракеты, уборку наводят роботы. Есть всё, кроме пищи для ума. Нет больше кинематографа наполненного смыслом и контекстом, книги и вовсе вне закона, театры прекратили своё существование.

II. Пожарный

Гай Монтэг потомственный пожарный. Только теперь эти бравые ребята не смиряют огонь, а сжигают книги. В их распоряжении есть ужасающее орудие — механический пёс, который определяет инакомыслие по запаху. Гаю нравилось смотреть на пламя, пожирающее страницы, но он никак не мог взять в толк, отчего люди, чьи библиотеки он уничтожает так огорчаются. Что заставляет их прятать в своих домах книги, рискуя свободой?

III. Юная Кларисса

Гай переменился после встречи с молоденькой соседкой, которая резко отличалась от всех, кого он знал. Она продолжала мыслить, бесцельно бродила по улицам и считалась городской сумасшедшей. Кларисса указала Гаю на его особенность, открыто и бесстрашно заявила ему, пожарному, что он не такой как все. Герой вскоре и сам начал это понимать. Он осознал, что больше не может быть пожарным.

IV. Милдред — жена Гая

Побеседовав с Клариссой, Гай не смог сдерживать в себе бурю эмоций. Ему захотелось говорить, думать, вспоминать. Но дома его ждала жена, которая давно перестала его ждать по-настоящему. Её пугали новые «замашки» супруга. Последней каплей для неё стал тайник, в котором Гай хранил спасённые от пожаров книги.

V. Чтение

Гай открыл книгу и прочёл вслух несколько строк. Его поведение шокировало Милдред всё больше с каждым днём. Она не хотела покидать общество, в котором привыкла существовать, не собиралась нарушать законов из-за глупого любопытства. Гай поймал себя на мысли. Что не понимает смысла книг. Но, чем больше он их читал, тем больше проникался желанием узнать, что же в них такого! Почему одни люди готовы ради них «взойти на костёр», а другие — спешат уничтожить все до последнего экземпляра.

VI. Профессор Фарбер

Пытаясь разобраться в книгах, Гай вспомнил странную встречу со стариком в городском парке. Отставной преподаватель-филолог оставил ему после короткой беседы с записку со своими координатами. На тот момент герой понимал, что на профессора надо завести дело за инакомыслие и провести проверку жилья на наличие литературы, но как-то всё откладывал. Сейчас Гай был рад, что «протянул резину» — возможно, именно Фарбер откроет ему глаза на истину, сокрытую в книгах. Гай отправляется на его поиски, а Милдред по глупости «сдаёт» его властям.

VII. Живые книги

Гая разыскивают, он чудом спасается и добирается до дома профессора. Фарбер доверяет бывшему пожарному великую тайну — есть общество из людей, желающих возродить книгопечатание. Объединившиеся заучивают тексты книг наизусть, чтобы никто не смог уничтожить наследие. Они теперь «живые книги», а их убежище находится в лесу. К ним отправляется и Гай. Вскоре на город сбрасывают атомную бомбу, в живых остаются лишь люди, скрывающиеся в лесу. Перед обществом «живых книг» встаёт задача возрождения всего человечества.

Интересные факты из истории создания произведения

  1. Роман был издан лишь после целого года подробнейшей редактуры, в 1953 году.
  2. Американский писатель набирал свою рукопись на пишущей машинке, арендованной в библиотеке.
  3. Роман был напечатан в первых выпусках мужского журнала «Плейбой».
  4. Роман был подвергнут бесконечной критике, но стал произведением, которое принесло автору мировую славу.
  5. В своей книге Рей Брэдбери описал технические новшества, которые стали появляться лишь после издания романа: «Ракушки», изображение 3-д, стены-телевизоры, банкоматы с наличными деньгами.
  • Краткие содержания
  • Брэдбери
  • 451 градус по Фаренгейту

В американском городе будущего жил пожарник Гай Монтэг. Команда, в которой служил тридцатилетний Гай, не тушила пожары. У неё были другие обязанности: пожарные сжигали книги и дома, в которых они хранились. Такой был в городе порядок. За десять лет службы Гай никогда не задумывался о причине ненависти к книгам у живущих рядом людей. Случайная встреча с юной девушкой Клариссой круто изменила его отношение к окружающему миру. Девушка сильно отличалась от сверстников, которых интересовали только бесконечные сериалы, развлечения в парке и, в лучшем случае, занятия спортом. Особенно поразила Гая её любовь к окружающей природе. Это знакомство заставило Гая по-другому взглянуть на своё существование.

Монтэг был женат, но за долгие годы совместной жизни с женой Милдред он понял, что каждый в их семье живёт сам по себе. Жена любила телесериалы, и другая жизнь не интересовала её, детей она тоже не хотела.

На работе коллеги были недовольны его вопросами о прежней деятельности пожарных. Особенно Гая поразил случай с женщиной, которая сгорела в собственном доме, не желая расставаться с любимыми книгами. На следующий день Монтэг не смог выйти на работу, так тяжелы были воспоминания о вчерашнем случае, а также сообщении о гибели Клариссы под колёсами автомобиля. Но начальник пожарных решил навести порядок в рядах своих подчинённых. Он пришёл к Гаю домой и прочёл ему назидательную лекцию о том, что нельзя пытаться выделиться из общей массы. По его словам, чтобы не было зависти и обид, люди должны быть одинаковыми во всём. Поэтому и необходима борьба с книгами, которые могут разбудить человеческий разум и заставить людей бороться против существующей модели общества.

Гай молча выслушал нравоучения своего начальника, но было поздно что-либо изменить. В его доме уже хранились книги, спасённые из сожжённых домов. Гай даже предлагал жене и её подругам почитать их. Также он познакомился с профессором Фабером, который давно подозревался в инакомыслии.

Жена, а раньше и её подруги донесли на Гая, и пожарные, среди которых был и сам Монтэг, сожгли его дом. Во время этой операции Гай узнал о том, что его начальник подслушивал и записывал их разговоры с профессором. Чтобы спасти друга, Монтэг направил огнемёт на своего начальника и его команду.

Гая объявили государственным преступником, и ему пришлось скрыться из города. С помощью Фабера он нашёл людей, которые по-своему борются с современным варварством в стране. Каждый из них заучивал наизусть какое-нибудь произведение, свято веря в то, что их знания могут в будущем понадобиться обществу.

Над городом, в котором до этого жил Гай, появились чужие самолёты, и бомбардировщики неприятеля стёрли его с лица земли.

Рассказ учит ценить книги, которые помогают оставаться человеком в любых ситуациях.

Подробный пересказ 451 градус по Фаренгейту

Действие романа развивается в альтернативном будущем. Конец двадцатого века. В Америке устанавливается режим тотального контроля за жизнью людей. Ритм жизни стремительно увеличивается. Человеку некогда отвлечься, он постоянно в движении, постоянно занят. Таким образом людьми проще всего управлять, им некогда подумать самим и не остается ничего другого, как доверять государству.

Главным врагом человечества объявлены книги. Тот, кто читает, начинает самостоятельно думать и анализировать, что абсолютно неприемлемо для государства. На страже общественного порядка стоят пожарные. Это почетная и ответственная профессия. Они носят красивые костюмы с изображением феникса спереди и саламандры на спине. Теперь они не занимаются тушением пожаров, наоборот, они выявляют дома, в которых хранятся книги и сжигают их вместе с домом.

Герой романа, Монтэг, является пожарным. Его жизнь размеренна и течет по плану. Днем он выполняет свою работу, делает ее хорошо, чем заслужил одобрение начальства. Брандмейстер, возглавляющий отряд Монтэга, выделяет его среди остальных пожарных. Дома Монтэга ждет жена Милдред. Она целыми днями занята просмотром телесериалов. Это занятие и составляет ее жизнь. В их доме есть специальная комната, оборудованная огромными телеэкранами, занимающими три стены. Милдред уговаривает мужа купить и четвертый экран, чтобы она могла полностью погрузиться в мир телешоу. Пустая четвертая стена делает ее несчастной и никак не выделяет ее среди соседей.

В семье Монтэга нет детей, потому что Милдрэд настояла на их отсутствии. Супруги существуют сами по себе, по сути застряв внутри монотонного алгоритма, которым стала их жизнь. Это только подтверждается случаем, когда Монтэг, вернувшись со службы, обнаружил жену без сознания. Оказалось, что она машинально выпила чересчур много таблеток снотворного. Однако в современном обществе эта проблема решается очень быстро. Достаточно вызвать бригаду скорой помощи, они используя новейшее оборудование приведут в порядок любого пациента.

Размеренный темп жизни героя меняется из-за случайного столкновения с юной девушкой Клариссой Маклеланд. Она сразу привлекает его внимание своей нетипичностью. Обычно молодые люди предпочитают проводить время, развлекаясь на аттракционах или гоняя на автомобилях. Кларисса показалась Монтэгу совершенно другой, спокойной, даже отстраненной, мечтательной. Завязав разговор с девушкой, Монтэг узнает, что ей нравится любоваться природой и просто наблюдать за жизнью вокруг, она не считает нужным постоянно торопиться куда-либо и много времени проводит в раздумьях.

Заданный Клариссой вопрос, счастлив ли он, ставит Монтэга в тупик. Раньше он только находился в монотонной рутине своей жизни и никогда не задумывался об этом. Размышления о жизни заставляют его усомниться в ее правильности. Еще больше влияет на состояние Монтэга случай на работе. Приехав в очередной раз по вызову, пожарные обнаруживают у женщины обширную библиотеку. Однако она отказывается подчиниться и выйти из дома, а предпочитает умереть вместе с любимыми произведениями.

Это происшествие и постоянные мимолетные встречи и беседы с Клариссой заставляют Монтэга понять, что привычный жизненный уклад ему противен. Он начинает вести себя странно. Удивляет коллег воспоминаниями о том, что раньше пожарные занимались тушением пожаров, а не их разжиганием. Он начинает понемногу воровать книги во время вызовов, проявлять сочувствие к читающим преступникам.

Книги открывают Монтэгу новый мир. Не в силах больше выносить прежней жизни, он пытается приобщить к чтению жену. Ей это совсем не интересно, ведь на телевидении запустили новый проект. Зрителям выслали копии сценария, предложив заполнить их по своему усмотрению. Монтэг сдается и решает поискать других единомышленников.

Тем временем, его посещает брандмейстер. На работе давно подозревают, что с Монтэгом что-то не так. Поэтому начальник пришел, чтобы образумить его. Брандмейстер напоминает ему, что современный ритм жизни обязывает всех жить быстро и не тратить много времени на что-либо. Для счастливой жизни все должны быть одинаковыми, не свободными и равными, а похожими как две капли воды. Только идентичность всех уберегает от возвышения отдельных личностей и соответственно принижения остальных. В таких условиях книга – худшее оружие. Она заставляет думать, иметь собственное мнение, поэтому книги должны быть полностью уничтожены. Монтэг понимает, что этот визит означает на самом деле, но остановиться он уже не может.

На следующее утро он решает не идти на работу из-за болезни. Этот поступок сильно раздражает жену Монтэга, поскольку не соответствует обычному распорядку дня. Вместе с тем Милдред говорит мужу, что их соседку Клариссу недавно сбила машина, и ее родители переехали.

Данное происшествие заставляет героя активнее искать тех, кто хранит книги. Монтэг знакомится с профессором Фабером. Он сначала опасается и не верит Монтэгу, поскольку тот пожарный и может специально искать читающих. Однако поверив ему, профессор раскрывает свои планы о возобновлении книгопечатания. По мнению профессора, надвигающийся военный конфликт вновь обратит граждан к чтению. Две предыдущих войны Америке удалось выиграть с помощью атомного оружия. Еще одной военной катастрофы мир просто не перенесет. На прощанье профессор Фабер дарит Монтэгу небольшой радиоприемник, который вставляется в ухо. Таким способом они могут незаметно поддерживать связь друг с другом.

Дома Монтэг обнаруживает, что к Милдред пришли подруги. Женщины настолько увлечены обсуждением сериала и своего вклада в его создание, что выводят Монтэга из себя. Сорвавшись, он пытается доказать им, что единственная вещь, которая хоть что-нибудь значит в этом мире, это книги. Вечер заканчивается крупной ссорой. Монтэг решает вернуться на работу.

Рабочий день начинается как обычно. Пожарные собираются на вызов. Однако Монтэг обнаруживает, что они приехали к нему домой. Взбешенная происшествием вчерашнего вечера, Милдред сдала мужа. Как оказалось, она была не первой. Ее подруги сообщили о книгах в их доме немного раньше. Осознавая, что его раскрыли, Монтэг не сопротивляется и сам выдает книги брандмейстеру. Он также принимает участие и в сожжении книг и собственного дома.

Начальник Монтэга замечает радиоприемник, подозревая, что он может привести к другим преступникам. Не желая ставить под удар профессора Фабера, герой сжигает брандмейстера и остальных членов отряда. Теперь Монтэг становится особо опасным преступником.

Для поимки таких преступников используется новейшая технологическая разработка «механический пес». От него невозможно спрятаться. Погоня за преступником транслируется на телевидении в прямом эфире, так чтобы каждый мог наблюдать за ней.

Монтег на протяжении некоторого времени успешно скрывается от пса. Погоня затягивается. Чтобы лишний раз не беспокоить зрителей и убедить их в неотвратимости правосудия, пес убивает случайного прохожего, представив его преступником. В это же время начинается война. Миллионы солдат мобилизованы и отправлены к местам боевых действий. Это помогает Монтэгу выиграть немного времени, чтобы спрятаться от государства, которое пока занято более важными делами.

Помня рекомендации профессора Фабера, герой уходит из города в лес на поиски помощи. Через некоторое время ему удается найти лагерь единомышленников. Монтэг узнает, что по всей стране читающие люди объединились в духовную оппозицию. Они нашли способ донести до потомства как можно больше знаний. Каждый человек заучивает наизусть какую-либо книгу или ее главу. Таким образом, он становится физическим носителем ценных знаний. По вечерам они собираются у костра и слушают выученные произведения. Они ждут и надеются, что настанет время, когда их знания понадобятся остальным. В это время войска противников подходят вплотную к городу и стирают его с лица земли при помощи атомного оружия.

Гиперболизируя общество потребления в своем романе, автор выражает свою обеспокоенность направлением развития человечества. Однако он верит, что сохранение духовных ценностей и знаний способно изменить мир к лучшему. Эту мысль он стремится донести до читателей через своих героев – ценителей литературы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Брэдбери. Все произведения

  • 451 градус по Фаренгейту
  • Вельд
  • Ветер
  • Вино из одуванчиков
  • Всё лето в один день
  • Звук бегущих ног
  • Зелёное утро
  • Земляничное окошко
  • И грянул гром
  • Каникулы
  • Карлик
  • Кошкина пижама
  • Лед и пламя
  • Лето, прощай!
  • Мальчик-невидимка
  • Марсианские хроники
  • Ржавчина
  • Улыбка

451 градус по Фаренгейту. Картинка к рассказу

451 градус по Фаренгейту кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Бах Чайка по имени Джонатан Ливингстон

    Все знают, что чайки летают для того, чтобы поймать себе корм, а не для удовольствия. Их суетное перемещение в воздухе даже полётом назвать нельзя. В погоне за мечтой о полёте Джонатан много тренировался.

  • Краткое содержание Десять негритят Агаты Кристи

    Произведение «Десять негритят», созданное великой английской писательницей Агатой Кристи, до последних строчек держит читателя в недоумении, кто же убийца.

  • Краткое содержание Улицкая Перловый суп

    Рассказ Людмилы Евгеньевны Улицкой «Перловый суп» — это восприятие череды событий, людей, их взаимоотношений, существовавших во времена сталинских репрессий, глазами четырехлетней девочки.

  • Краткое содержание Брэдбери Марсианские хроники

    Культовый роман известного американского автора содержит собранные воедино повествования, рассказывающие об открытии землянами Марса. Прежде печатавшись отдельными короткими произведениями, позже они собраны

  • Краткое содержание Гелприн Свеча горела

    Основным персонажем произведения, повествующего о будущем времени, является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович.

Данное произведение было издано в 1953 году. Название книги неслучайно. Именно при такой температуре начинает гореть бумага. Главный герой, работающий пожарным, каждый день уничтожает книгопечатные издания. Он привык к своим обязанностям и до недавних пор не задумывался, какую роль играют книги в обществе. Краткое содержание романа Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» по частям познакомит читателя с обществом будущего, где чтение под строжайшим запретом. Люди, хранящие книги дома, подвергались наказанию. Их дома сжигались вместе с найденной запрещенной литературой.

Главные герои

  • Гай Монтэг – пожарный. Сумел стать личностью, путем изменения восприятия.
  • Кларисса Макклеллайн – простая, наивная девушка, сумевшая за несколько дней изменить мировоззрение Гая.
  • Битти – начальник Гая. Брандмейстер. Убежденный сторонник системы. Начитан и хитер.
  • Милдред – супруга Монтага. Сутками проводит у телевизора. Полное отсутствие интересов и деградация, как личности.
  • Фабер – профессор. Мечтает возродить книгопечатание. Член тайного сообщества.

Часть первая. Домашний очаг и саламандра

Больше всего на свете он любил смотреть, как огонь пожирает книги и дома, в которых они хранятся. Процесс возгорания приносил ни с чем несравнимое удовольствие. Десять лет он посвятил своей работе и ни разу не задумался о смысле и причинах книгоненавистничества.

Несколько дней подряд Монтэга не покидало чувство тревожности. Причину подобного состояния он не понимал. Завернув за угол дома, мужчина увидел прелестное юное создание. Девушка смотрела на него как завороженная. Точнее не на него, а на рукав его куртки с изображением саламандры и диска с фениксом на груди. Она сразу догадалась, что он пожарный. Новую знакомую звали Кларисса Макклеллан и ей всего 17. Она сумасшедшая. Именно так ее дядя советовал представляться при знакомстве.

Время было позднее, и Гай вызвался проводить ее до дома. Кларисса показалась ему немного странной, непохожей на своих сверстников. Она не смотрит телевизор, не ходит в парки развлечений, не бывает на автогонках. У нее нет друзей. Она любит природу, предаваться размышлениям, ночные прогулки до утра.

Окна ее дома были ярко освещены. Это удивило Гая. На вопрос, чем занимаются ее родственники в столь позднее время, получил не менее странный ответ. Они разговаривают. На прощание девушка спросила, счастлив ли он? До этого момента он был убежден, что да.

Уже дома, войдя в спальню к жене, Гай увидел ее лежащей на кровати без сознания. Женщина отравилась снотворным, переборщив с дозой. Переливание крови, выполненное бригадой медиков, вернуло ее в чувство. Монтэг осознал, что его брак рутина, засосавшая по самые уши. Милдред, ничего не интересовало, кроме телевизора. В доме их было три, по одному на каждой стене, но она мечтала о четвертом. Детей она не хотела. Каждый жил в свое удовольствие.

Встречи с Клариссой стали ежедневными. Коллеги по работе заметили, как внутренне он изменился. На очередном вызове Гай был потрясен хозяйкой дома, заявившей, что не покинет жилище и умрет вместе с дорогими ей книгами. Его сознание менялось. Во время пожара он старался сохранить для себя несколько экземпляров, чтобы дома прочитать их. Работа уже не приносила прежней радости.

Кларисса неожиданно исчезла. Милдред огорошила новостью, что ее родители уехали, а сама девушка умерла. Попала под машину. Брандмейстер Битти пришел к своему подчиненному с целью привести его в чувство. Его лекция была направлена на то, что книги необходимо обязательно ликвидировать. Они не могут ничему научить. От них идет реальная угроза обществу. У человека не должно быть собственного мнения, люди не должны думать. Это засоряет их сознание. По-настоящему счастливыми они станут, когда будут все одинаковые. Монтэг признается жене, что хранит дома ворованные книги.

Часть вторая. Сито и песок

Приобщить Милдред к книгам не удалось. Телевизионные персонажи привлекали ее больше, чем книжные. Они были понятнее и ближе. Гай знакомится с профессором Фабером. Этот человек давно под наблюдением пожарников. Фабер с опаской и настороженностью отнесся к Гаю, думая, что он такой же, как его коллеги, выискивающие тех, кто читает, но вскоре его мнение изменилось.

Он делится с ним планами о возобновлении книгопечатания, считая, что надвигающийся военный конфликт обратит граждан к чтению. На прощание старик дает Гаю миниатюрный радиоприемник, чтобы поддерживаться связь друг с другом.

Вернувшись домой, Гай застал в гостях двух подруг Милдред. Женщины как всегда смотрели телевизор. Дамы увлеченно обсуждали очередной сериал. Монтэг попытался перевести их внимание на книги, но все бесполезно. Их поведение вывело его из себя. Он срывается на них, пытаясь доказать, что только книги самое ценное, что есть в мире. Словесная перепалка переросла в крупную ссору. Милдред пыталась всех успокоить, но женщины в спешке засобирались домой.

Монтэг уходит на работу. Рабочий день начался, как обычно, с очередного вызова. Команда отправляется по указанному адресу. Гай был очень удивлен, когда машина остановилась у его дома. Милдред сдала его за хранение запрещенных книг.

Часть третья. Огонь горит ярко

Битти отдает Гаю приказ сжечь дом вместе с его содержимым. Милдред подсуетилась. Она успела собрать свои вещи заранее и вышла из дома с уже упакованным чемоданом. Внизу ее ждало такси. Он не понимал, как она могла его предать. Женщина пробежала мимо, не сказав ни слова. В наушниках раздался голос Фибера. Раздавшийся звук привлек внимание брандмейстера. Он заметил в ухе Гая подслушивающее устройство.

Монтэг смотрел на свой дом. Странно, но он казался ему чужим и странным. Он представил, как по всему помещению разбросаны книги, непонятные книги, выглядящие нелепо с оторванными переплетами и порванными страницами. Они должны были лежать во дворе, куда он их надежно спрятал. Милдред внесла их в дом, специально, в отместку.

Битти ждал, когда Гай приступит к делу. Он велел в работе не использовать керосин и спички. Только огнемет. Ему было принципиально важно, чтобы он сам очистил свой дом. Первый удар прошелся по книгам. Они подскакивали и метались из стороны в сторону. Потом была гостиная, спальня. Дом превратился в груду красных углей и черной копоти. Любопытные соседи наблюдали за происходящим словно завороженные. Они разошлись только после окончания этого светопреставления. Теперь настала очередь начальника. Битти с ужасом смотрел на наставленное на него дуло огнемета. Гай, не желая подставлять профессора, решил сжечь его. Он нисколько не сожалел о случившемся. Избавившись от начальника он ощутил некоторое облегчение. Следующими жертвами стали еще двое пожарных. Их он просто оглушил.

Во дворе осталось несколько уцелевших книг. Милдред не все занесла в дом. Захватив их с собой, Гай пошел прочь от места трагедии. Теперь он особо опасный преступник, находящийся в розыске. На стоянке Монтэг слышит о начале войны. Ему удается пробраться незамеченным до дома Фабера. Профессор советует убираться из города и присоединиться к одному очень необычному сообществу, где поймут и поддержат. Среди участников этой группировки были ученые из разных университетов. Личности яркие и интересные.

Эти люди нашли собственный способ борьбы с современными варварами. Он был гениален. Им было невыносимо больно смотреть, как уничтожаются книги и тогда они придумали, как можно их сохранить. Они стали хранить их в голове, заучивая текст произведений наизусть, таким образом превращаясь в живые книги, не требующие чтения.

Тысячи единомышленников делают свое дело. Они убеждены, что скоро их знания понадобятся миру. Осталось лишь немного подождать. Мимолетная вспышка света рассекла темное небо. Все вдруг разом поняли, что началась война. Бомбы падали одна за одной. В одно мгновение от города остались лишь руины.

В среднем, пользователи прочитывают текст за 3 мин.

Добавить в избранное

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по роману «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Девиз молодого пожарного Гая Монтэга – «Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел». Пожарные, в своей униформе с числом «451» и эмблемой феникса, больше не борются с огнем, напротив, они сами предают огню дома. Те, в которых были обнаружены запрещенные книги. Монтэг любит свою работу и посвятил ей десять лет жизни.

Однажды вечером, возвращаясь домой, он знакомится с Клариссой Маклеллан. «Мне семнадцать лет, и я помешанная» – говорит о себе девушка. Она живет неподалеку, вместе с родителями и дядей, и часто гуляет ночью по пустым улицам. Веку скоростей, ракетных автомобилей и бесконечной череды развлечений, она предпочитает природу, общение по душам и мечты. Даже выражением лица она разительно отличается от всех, кого он знает. Ее лицо было прекрасным и умиротворяющим, а смех непринужденным. На прощанье она вдруг спросила Монтэга: «Вы счастливы?» Вначале он даже не понял вопроса. Но дома, в пустоте и темноте комнат, признал, что девушка словно сдернула с него маску. В нем тайно существует второе «я», чудак, который тоскует и задает вопросы, ищет тепла – и не находит.

В спальне он натыкается на бездыханную жену Милдред. Она выпила целый флакон снотворного. Приехавшие на вызов санитары бесцеремонно прочистили ей желудок и заменили кровь. Вот только душу не отдашь в чистку. Санитары успокоили Монтэга: жить будет. И поспешили на следующий похожий вызов. Утром жена не могла или не хотела вспомнить, что произошло. Скорей всего, она машинально наглоталась таблеток, увлеченная радиопьесой или телесериалом. В ушах Милдред вечно были наушники, и она уже научилась читать по губам все, что говорил ей муж. Сейчас ее занимали две затеи: покупка четвертой телевизорной стены и сценарий от телевизионщиков, некоторые реплики в котором должна говорить простая зрительница, вроде самой Милдред.

Монтэг общается с Клариссой. Ее обязали ходить к психиатру, настолько странной она всем кажется. Пожалуй, только в кругу своей семьи она может быть сама собой. Скучно ей и в школе, где нет цели развить мышление. Ее сверстники оживляются только на уроках, связанных со спортом. «Люди ни о чем не говорят». Монтэг признается ей, почему у них с Милдред нет детей: жена была против. «У людей теперь нет времени друг для друга».

Механический пес, в пасти которого находилась игла с морфием, своеобразный помощник пожарной команды, стал чувствовать в смятенном Монтэге угрозу, нарушителя правил, закона. А ведь Гай именно им и был. В его доме за вентиляционной решеткой уже год хранилось кое-что запрещенное. Встревоженный Монтэг допытывается у начальника, брандмейстера Битти, не мог ли кто настроить пса против него. Задумывается он и о том, что происходит с нарушителями дальше, после сожжения их книг. Ведь некоторых отправляют в сумасшедший дом.

Спустя неделю Кларисса пропала. Монтэг почувствовал странную пустоту в сердце. На очередном вызове он по-новому взглянул на свою работу. Нарушительница, пожилая женщина, отказалась выходить из облитого керосином дома. Она сгорела вместе со своими книгами, где среди авторов были Данте, Свифт, Марк Аврелий. Впрочем, одну книгу Монтэг тайком вынес. Он делал это уже не в первый раз. Именно книги он прятал за решеткой вентиляции у себя дома.

Дома он узнал от жены, куда делась Кларисса. Несколько дней назад она попала под машину. Ее семья уехала из этих мест. После такой новости Монтэгу совсем не хотелось идти на работу. Он решил сказаться больным. Словно почувствовав что-то, к нему заехал брандмейстер Битти. Он понимает чувства Монтэга и объясняет, откуда взялась необходимость жечь книги. Все началось в 20 веке. Темп жизни и потребления ускоряется. «Книги уменьшаются в объеме. Скорее к развязке!» В школах упраздняется все «лишнее» – от языков до истории. Слово «интеллектуальный» стало ругательством. Человеку доступны только работа и развлечения.

«Все должны быть одинаковыми». А книгу можно сравнить с «заряженным ружьем в доме соседа». Везде найдется группа людей, оскорбленных той или иной книгой. Тогда-то пожарные и стали хранителями общественного спокойствия, ведь в несгораемых домах пожаров больше не было. Цензор, судья и исполнитель приговора – вот кем стал пожарный. В финале своей речи Битти признался, что не раз почитывал некоторые из тех самых книг. Ничего полезного в них нет. И если пожарный из любопытства унесет домой книгу – не страшно. Главное, чтобы он ее через сутки сжег.

После визита брандмейстера Монтэг решил уволиться. Целый день он провел за чтением книг. Испуганная этим преступлением Милдред пришла в себя только после привычной болтовни по телефону. Монтэг вспомнил о случайном прошлогоднем знакомстве в парке с бывшим профессором английского языка Фабером. Монтэг знал, что в его кармане томик стихов, но промолчал – настолько его увлек ход мыслей старика.

Теперь он ехал к нему за ответами на вопросы, с надеждой научиться видеть, понимать, стать счастливым. С собой он взял Библию. Фабер объяснил ему, что книги не источник счастья. Их ценность в другом: в качестве знаний, времени усвоить эти знания, и, наконец, применить. Фабер скептик, он считает, что культура уже мертва, а вся цивилизация несется к гибели. Может быть, людей образумит угроза войны, ведь мобилизация уже началась. Впрочем, из двух атомных войн американцы уже вышли победителями, и ничего не изменилось.

Фабер пообещал связаться с человеком, знающим печатное дело, и дал Монтэгу устройство для связи с ним, вставляемое в ухо. Теперь Фабер слышал все то же самое, что и сам Монтэг, и мог подсказать, что говорить. Дома Монтэг пытается заинтересовать книгами подруг жены, расспрашивает их о детях и мужьях, но они со скандалом уходят. Монтэг возвращается на службу. И в тот же день пожарная машина привозит его к собственному дому.

Оказалось, это Милдред послала сигнал тревоги. Битти велел ему самому обойти с огнеметом весь дом. Когда Битти обнаруживает передатчик в его ухе – Монтэг направляет огнемет на брандмейстера. Достается и другим пожарным. Вся государственная машина направлена на его поимку. Погоню транслируют по телевидению. Но Монтэг уже был далеко: по совету Фабера он шел по шпалам в один из глухих уголков страны, где скрывались изгои этого мира, беглецы от закона. Тогда, чтобы успокоить общественность, смертоносного механического пса науськивают на какого-то случайного прохожего. Монтэга объявляют мертвым.

Гая приветствуют новые друзья. Каждый из них – живая книга: в свое время они заучили наизусть уничтожаемые огнем произведения. По всей стране живут их единомышленники (бывшие ученые, преподаватели) и ждут своего часа. Между тем, на город, где осталась Милдред, сбрасывают бомбу. Монтэг ведет за собой людей и вспоминает цитату из Апокалипсиса о древе жизни, которое исцелит и просветит народы.

Читательский дневник по роману «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери

Сюжет

Гай Монтэг – пожарный. Он живет с женой Милдред и любит свою работу. Теперь она состоит в том, чтобы жечь запрещенные правительством книги, а заодно дома нарушителей закона. Все люди должны думать одинаково. Допустимы лишь работа и развлечения. Ряд встреч заставляют его задуматься: с Фабером, старым профессором, и юной Клариссой Маклеллан. Первый тайком читает книги, вторая – любит природу, сердечное общение, простые человеческие радости. Монтэг приносит домой с пожарищ книги. И решает уволиться.

Он едет за советом к Фаберу. Тот обещает найти единомышленников: книгопечатников, преподавателей. Жена сообщает пожарным, что в их доме есть книги. Его начальник Битти принуждает Монтэга лично расправиться с книгами. Монтэг оборачивает огнемет против Битти. Остается только бежать. Фабер открывает ему тайну: интеллектуальная, духовная оппозиция существует. Монтэг покидает город и в глуши находит союзников. Они помнят книги наизусть и готовы действовать. Между тем, в стране переполох: объявлена война с угрозой применения атомного оружия. На город сбрасывают бомбу. Монтэг с друзьями отправляется в путь в надежде достучаться до сердец людей.

Отзыв

Актуальная антиутопия, где схвачено множество проблем современного общества потребления. В названии обыгрывается температура воспламенения бумаги. Тема цензуры – не только в отношении книг, но и мыслей, и чувств. Тема утраты семейных ценностей, падения уровня образования развития технологий в ущерб живому человеческому общению, разъединения с природой. Манипулирование обществом через навязанные нормы поведения. Необходимость отстаивать свое право самостоятельно мыслить. Ценность опыта прошлых поколений. Книга – как приглашение познать себя и мир.

  • Краткое содержание рассказ чехова палата номер 6
  • Краткое содержание рассказ фенька пантелеев
  • Краткое содержание рассказ о пугачеве
  • Краткое содержание рассказ моей бабушки а п крюкова
  • Краткое содержание рассказ мастер шукшина